Грамматические ошибки в построении предложений с причастным оборотом упражнения

Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций»

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. 

1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

7. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

8. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.

9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.

10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.

11. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.

12. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

13. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

14. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Ответы:

1. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.

3. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.

4. Дети играли на покрытом свежей травой лугу.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.

7. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.

8. На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.

9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию.

10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие споры.

11. Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.

12. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.

13. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.

14. Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Упражнение 2. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.

1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.

2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.

3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.

4. Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей.

5. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.

6. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.

7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

9. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.

10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией.

11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.

12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады.

13. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации.

14. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими.

15. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете.

16. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников совещания не предложил.

17. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.

18. Представитель администрации заявил, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн.

19. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию.

20. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем.

21. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть.

22. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев.

Упражнение 3. Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточной части причастным оборотом.
1. Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
2. А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
4. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.
5. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
6. В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.
7. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
8. Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
9. Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
10. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
11. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
12. Скептик — это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
13. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, — это лёгкость ухода за ним.
14. Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
15. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.

Упражнение 2. Укажите место причастного оборота или одиночного  причастия по отношению к определяемому слову.       Расставьте знаки пунктуации.


А. 1.Списки эти валялись  в рассохшихся   шкафах   захолустных   военных канцелярий. 2.0   человеке   загнанном в  эту пустыню  начисто забывали. 3.Кочевники с недоумением смотрели  на пожилого  солдата с  желтым лицом и добрыми глазами бродившего по  пустыне.   4.Семь лет  Шевченко слышал только треск барабанов и раздирающие   сердце   звуки   военного   горна. 5.Слуга  сидел  у  стола   и  лениво отковыривал  ногтем воск  на чадящей свече. 6.Дымные  тени от  недавно распустившихся  берез шевелились   под ногами. 7.Солнечный свет падал на суровую скатерть и раскрытую на столе книгу.  8.Сваты  повязанные вышитыми  рушниками степенно  пили пшеничную водку и закусывали  розовым салом  и квашеной  капустой. 9.И каждый раз появлялась и снова  тонула в  кромешном мраке  припавшая к   широким балкам степная  станица. 10.Только брехали  по всей  станице собаки встревоженные ночным выстрелом.

Б. 1.Пропитанный солнцем  туман лежал  над Москвой.  2.На  столике около зеркала, на его морской фуражке  лежала изорванная   и   измятая   коробка «Казбека». 3.Только равномерно поскрипывали сходни  переброшенные на берег. 4.Мельница  эта вся  тряслась от  старости окруженная   обильными брызгами  и потоками  воды. 5.Охрипший громкоговоритель  передавал местные новости.  6.Разве  не прекрасна  каждая травинка  наполненная пахучим соком и  каждое  летучее  семечко   липы?   7.Когда  погасала очередная вспышка, гасли и здания,  будто они   сами   являлись   источником   этого пульсирующего огня. 8.Позванивала  подо льдом  в арыках  вода, и,  как исполинские зимние розы,   расцветали в  палисаднике облепленные   мохнатым снегом замерзшие цветы  рудбекии. 9.Маленькие  радуги дрожат  над шумящими мельничными колесами,   брызжут водой на  черные прибрежные   ветлы. 10.Котенок  сидел  под  диваном,   дрожал от  охотничьего азарта  и ловил растопыренной лапой то  кружево,   то легкий  носовой платок  пролетавшие мимо.

В. 1.Где-то вскрикнула и  закудахтала испуганная  курица.   2.Из всех окошек высунулись  разгневанные хозяйки. 3.Неожиданно  футбольный мяч угодил в козу привязанную к крылечку.   4.На  столе горами  лежал табак высыпанный из коробок.   5.Часто падали пожелтевшие лепестки.  6.Воробей вспорхнул под купол  зала, сел  на люстру  и начал  чистить растрепанные в драке  перья. 7.Желтые чайные  розы казались  молодыми красавицами потерявшими румянец от злоупотребления чаем.   8.Все  говорили мало   и прислушивались  к то  возникавшему, то  затихавшему в  темноте колокольному звону. 9.От  вокзала до  монастыря стоявшего  на высоком  зеленом холме было два километра.  10.Художник  подошел к картине висевшей  на стене и закрытой холстом и снял холст.

Г. 1.Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца. 2.Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. 3.Дагни почувствовала порыв ветра исходивший от музыки и заставила себя успокоиться. 4.Листья висели, как в летаргии, пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их кверху изнанкой. 5.Слепо блестели окна особняков избитых во время блокады осколками снарядов. 6.Я сидел под мигающей свечой и читал в растрепанной книге журнала “Современный мир” бунинский рассказ “Илья Пророк”. 7.Пожалуй, только запах насквозь промокшей листвы акаций напоминал недавние летние дни. 8.Чуть позванивали и скрипели от ветра побитые фарфоровые розы и жестяные заржавленные листья на погребальных венках. 9. Проснулся я от далекого гула уходящих бомбардировщиков. 10.Падающий снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон лившийся ручьями из дома.

Д. 1.В  глубине  были видны  не успевшие  еще дотянуться  до поверхности воды круглые  листки кувшинок.  2.Она  надменно смотрела  из-под полуопущенных век на восхищенных зрителей.  3.Он взглянул на землю пробитой к шалашу и не заросшей травой тропинки. 4.Я боялся  поднять глаза  и видел только  начищенные   до невероятного блеска крепкие  ботинки гардемарина. 5.За ее спиной в плетеной  сумочке висели   баранки   посыпанные   маком. 6.Мы подошли  к дому  окруженные взволнованными  лающими собаками.  7.Мы жалели буров дравшихся за  свою независимость   и   ненавидели   англичан. 8.Святославская улица  застроенная скучными  доходными домами  из желтого киевского кирпича  с такими  же кирпичными  тротуарами упиралась  в огромный  пустырь изрезанный  оврагами. 9.Чучело гориллы  окруженное листвой из крашеных  стружек уносило  в лесную  чащу бесчувственную  девушку с распущенными  золотыми волосами.  10.Любишь  каждую травинку  поникшую от росы или согретую  солнцем, каждую  кружку воды  из лесного  колодца, каждое дерево над  озером трепещущее  в безветрии  листьями, каждый  крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.

Из К.Паустовского

Упражнения по теме «Причастие»

Упражнение 1.

Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Упражнение 2.

Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.

Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.

Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.

Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

Упражнение 3.

Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.

Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Упражнение 5.

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

Упражнение 6.

Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.

5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме «Причастие»

1. В каком ряду все слова являются причастиями?

А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

А) 2

Б) 3

В) 4

Г) 5

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

А) закрутить — закрутивший

Б) решать — решенный

В) возвращаться — возвращающийся

Г) изучать — изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А) убранный — страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) бегущий — действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

В) принятый — страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

Г) слышавший — действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-гдесохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

А) сохранившиеся — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Б) снесенного — причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;

В) разросшимися — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Г) обшитое — причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.

Предложения с причастным оборотом (примеры): Я увидела кота, лакающего молоко из миски. На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома. На дереве сидела ворона, громко каркающая куда-то в сторону. В небо поднимался самолет, улетающий в другую страну. На сцене находился мужчина, исполняющий веселую песню. Он слушал музыку, доносящуюся из радиоприемника. Снаружи моросил дождь, сопровождающийся небольшими раскатами грома.

Источник: http://5-ege.ru/predlozheniya-s-prichastnym-oborotom/

Закрепление темы.

1.Запись предложений под диктовку, нахождение в них причастных оборотов, объяснение пунктуации при причастных оборотах. (Задание выполняется коллективно).

Перед глазами гостей неожиданно открылась окружённая лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. На одном её конце стоял восьмигранный павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью.

  1. Выполнение учащимися разноуровневых заданий.

Задание первого уровня.

Спишите предложения, расставив недостающие знаки препинания, найдите причастные обороты и обозначьте их графически.

1) Небо усыпанное звёздами опустилось на верхушки спящих елей.

2) Непроходимая сибирская тайга раскинувшаяся океаном казалась нескончаемой.

3) В саду дышавшем зацветающей сиренью без умолку пел соловей.

4) Встречный ветер треплющий освещённый прожектором флаг теплохода не тревожит речную гладь.

Задание второго уровня.

Спишите, согласовав причастия с существительными и расставив недостающие знаки препинания. Найдите причастные обороты и подчеркните их как член предложения.

1) Портрет В.Лопухиной (сочетающий) в себе красивую внешность и одновременно душевную пустоту становится загадкой (скрывающий) истинный замысел художника.

2) Первым искусственным материалом (изобретённый) человеком в каменном веке была огнеупорная глина.

3) Пеликан (поднявшийся) на двухкилометровую высоту может подолгу парить в воздухе.

4) Рыбачьи лодки (вытащенный) на берег образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (напоминающий) хребты громадных рыб.

Задание третьего уровня.

Спишите, заменив сложные предложения простыми, имеющими в своём составе причастные обороты. Графически обозначьте причастные обороты.

1) Соседка поздоровалась и пошла к такси, которое стояло у подъезда.

2) К сожалению, есть ребята, которые за всю школьную жизнь не решили самостоятельно ни одной задачи.

3) Есть люди, которые с самого раннего детства несут на себе какой-то отпечаток избранности.

4) По слухам, которые иногда до нас доходили, Женя стала первоклассным военным врачом.

Задания на предупреждение грамматических ошибок

(при изучении темы «Причастный оборот» в 7 классе, при подготовке к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку)

Сивкова Л. Б., учитель русского языка и литературы

При употреблении причастного оборота в предложении учащиеся часто допускают грамматические ошибки, которые можно классифицировать следующим образом:

  • ошибки в согласовании причастия и главного (или определяемого) слова;

  • ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову;

  • ошибки на неверное образование форм причастия (время и вид причастий);

  • ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий.

 Для предупреждения данных ошибок использую на уроках следующие виды заданий:

  1. Нарушение согласования причастия с определяемым словом

Задания

  1. Исправьте грамматические ошибки в предложениях

а)Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.

(Исправленный вариант :Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью)

б) Я был рад пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки. (Исправленный вариант: Я был рад пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.

в) Мне довелось встретиться с автором книги, недавно опубликованного.

(Мне довелось встретиться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ)

г) Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно.

( Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно) .

2) Спишите, вставляя окончания.

1. В узкое оконце виднеется заросш… кустарником устье реки.

2. Путники свернули с дороги к реке, разливш…ся в этом месте.

3. Наш народ помнит имена героев, совершивш… подвиги в годы Великой Отечественной войны. Однако многие герои живут только в рассказах и легендах.

4. Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», шедш… на бой с японской эскадрой и нарвавш…ся на мину, пошел мгновенно ко дну. Вместе с командой погиб и находящ…ся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявш… в момент взрыва на палубе и делавш… зарисовку начинающ….ся боя.

5. Библиотекарь беседовал с мальчиком, интересующ…ся книгами о природе.

3) Исправьте грамматические ошибки

  1. Шум моря, будившего меня, был очень сильным.

правильный вариант Шум (какой?) моря, будившИЙ меня, был очень сильным.

  1. Я услышал тяжёлые шаги медведя, преследовавшие меня.

(верный вариант Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня.)

  1. Дети сотрудников, имеющих какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий.

( верный вариант: Дети (какие?) сотрудников, имеющИЕ какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий).

  1. Ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову

Задания:

Исправьте предложения, объясните ошибки.

  1. Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу.

  2. Мы шли по усыпанной аллее опавшими листьями.

  3. Ведущая улица в город была свободна.

  4. Написанная повесть молодым автором вызвала оживлённые споры.

  5. Увлечённая девушка чтением книги привлекла внимание молодого человека.

  6. Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.

исправленный вариант :

  1. Необходимо тщательно проверять документы, направляемые на экспертизу. Или: Необходимо тщательно проверять направляемые на экспертизу документы.

  2. Мы шли по аллее, усыпанной опавшими листьями. Или: Мы шли по усыпанной опавшими листьями аллее.

  3. Улица, ведущая в город, была свободна. Или: Ведущая в город улица была свободна.

  4. Повесть , написаннная молодым автором, вызвала оживлённые споры. Или: Написанная молодым автором повесть вызвала оживлённые споры.

  5. Девушка , увлечённая чтением книги, привлекла внимание молодого человека. Или: увлечённая чтением книги девушка привлекла внимание молодого человека.

  6. Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад. Или: Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.

  1. Ошибки на неверное образование формы причастия (время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный)

Задание

Исправьте грамматические ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. До сих пор я не нашёл человека, сумеющего помочь мне.

  2. Похвала ожидает участника, найдущего ответ на этот вопрос.

  3. Каждый человек пытается совершить дело, прославившее бы его

Исправленный вариант :

  1. До сих пор я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.

  2. Похвала ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.

  3. Каждый человек пытается совершить дело, которое прославило бы его

  1. Ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий

Задание:

Исправьте грамматические ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите предложения в исправленном виде. 

  1. Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять. 

  2. Конкурс,проводящийся организаторами, очень понравился участникам.

  3. Пена,наливающаяся в ванну, имеет приятный аромат.

Исправленный вариант :

  1. Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять. 

  2. Конкурс, проведённый организаторами, очень понравился участникам.

  3. Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.

Подборка заданий

Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.

1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

 Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.

1.Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

2.Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

3.На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.

4.Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

5.Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

Упражнение 3. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.

1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.

2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной науки.

3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.

4. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.

5. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.

1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

Использование подобных заданий на нахождение и исправление грамматических ошибок будет способствовать формированию грамотной устной и письменной речи учащихся

На чтение 12 мин. Опубликовано 14.05.2020 Обновлено 20.10.2022

На этой странице вы найдете упражнения для самостоятельной работы по теме «Причастный оборот». А чтобы основательно подтянуть эту тему, разобрать возможные ошибки и улучшить оценки — начните заниматься с репетитором по русскому языку в онлайн-школе Skysmart. Вводный урок — бесплатно!

Упражнение 1. Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных оборотах.

1. На тарелк(е-и) лежал сыр нарезанный тонкими ломтиками. 2. Мальчик прочитавший эту книгу получил высокую отметку.3. Сделанные из серебра статуэтки сразу привлекли моё внимание. 4. Листья ярко осв..щенные солнцем к..зались красными.5. Мы сели в автобус под(?)ехавший к нашей остановк(е-и).6. Мы с удовольствием смотрели на хорошо вычищенную посуду. 7.Костёр разожженный мальчиками был виден издалека. 8. Катя одела новое пальто сшитое из плотной ч..рной ткани.9.В честь праздника мама поставила на стол салат приготовленный из экзотических фруктов. 10. Туго заплетенные косички торчали в разные стороны.

Упражнение 2.  Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных оборотах. Выделить чередующиеся корни.

1. Все грибы собранные в лесу мы сложили в одну большую корзину.2. В саду дети соб..рали яблоки упавшие на землю.3. Груша р..стущая в нашем саду давала плоды один раз в два года.4. Первым заг..релся стоящий возле бани сарай.5.Справа от меня прост..ралась р..внина освещенная яркой луной.6. В широко открытое окно на з..ре ворвался свежий утре(н-нн)ий воздух.7. Бабушка очень обиженная моими словами стала зап..рать двери. 8. На столе стояли стаканы (з-с)деланные из голубого стекла. 9. Его аккуратно подстриженные волосы были (светло)русого оттенка.10.Горничная одетая в (бледно)голубое платье стала расст..лать скатерть.

Упражнение 3.  Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных оборотах.

1 Победившие в соревнованиях спортсмены получили ценные призы. 2. Старые ящики сваленные в одну кучу лежали на заднем дворе.3. Засушенные листья Яна хр..нила в коробчк(е-и) сделанной из серебристого мета(л-лл)а. 4.Мать негромко нап..вавшая какую(то) песню сразу замолчала когда я вошел. 5. Ребята идущие вдоль морского берега увидели впереди разрушенный дом.6. На самом деле это был не журавль а принц заколдованный злой волшебницей.7.На парте лежала забытая учителем тетрадь.8.Путь нам пр..граждала дверь запертая на засов. 9. Здесь были дети поющие народные песни и исполняющие стари(н-нн)ые танцы.10. Она замолчала очень расстроенная тем что узнала.

Упражнение 4. Исправить речевые ошибки, преобразуя данные предложения в предложения с причастными оборотами.

1. Дом, который был построен на холме, стоял возле ручья, который впадал в Гаронну. 2. Люди, которые с детства живут в Москве, хорошо знают места, о которых я говорю. 3. Солдаты, которые пытались взобраться на стену по лестницам, походили на муравьев, которые так же упорно лезут вверх по какой-нибудь ветке. 4. Шум, который доносился сверху, мешал детям, которые спали на первом этаже. 5. Книги, которые написал Пушкин, всегда будут представлять ценность для людей, которые любят читать. 6. Эту награду получит человек, который найдет кошелек, который я потерял. 7. Хрустальная вазу, которую Марина разбила, склеить было нельзя, и мы отнесли ее старику, который покупал такие вещи.

Упражнение 5.  Исправить речевые ошибки, преобразуя данные предложения в предложения с причастными оборотами.

1. Молодые работники, которые переселились в наши места, были довольны теми домами, которые для них построили. 2.Действительно, пуля, которую выпустил молодой охотник, попала в дерево, которое росло на краю пруда. 3. Кошка, которая играла с клубком, вдруг увидела мышь, которая сидела под лавкой. 4. Ту комнату, в которой раньше жил Егор, теперь дед отдал племяннице, которая недавно приехала из Москвы. 5. Письмо, которое написала Татьяна, так и осталось лежать на тумбочке, которая стояла возле кровати. 6. Мы сели в автобус, который ехал в новый микрорайон, который построили совсем недавно. 7. Князь поднял лук, который подал ему слуга, и выстрелил в лань, которая как раз в этот момент выпрыгнула из кустов на дорожку.

Упражнение 6. Объяснить вставленные буквы. Среди предложений 4 – 6 найти предложение с причастным оборотом ; изменить его так, чтобы причастный оборот выделялся запятыми.

1 Жен(?)щина-врач(?) прик..зала убрать все кол..щие предметы. 2. (З-с)десь иы найдеш(?) стел..щиеся р..стения. 3. Мальчик, увид..вший в стене трещ..ну , громко позвал остальных. 4. Броше..ый мяч(?) упал возле клетч..того покрывала. 5. В сара(е-и) ты увид..ш(?) мороже..ую рыбу, моче..ые яблоки, копче..ое сало. 6. Ране..ый осколком в живот лейт..нант стон..т от боли. 7. Пойма..ую л..сицу было реше..о подарить зоопарку. 8. Еще (не)созревшие яблоки имели (кисло)сладкий вкус. 9. Возле крыльца стоят (не)оседла..ые кони, рядом с ними топч..тся конюх в (ярко)ж..лтой рубахе.

Упражнение 7. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы и запятые. Причастные обороты выдели.

1. К реке сбегает тропинка едва вид…мая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаря…мая луной. 3. Шелестит камыш чуть колебл…мый ветром. 4. Чьи- то голоса слыш…мые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Пригиба…мая ветром трава ложилась на землю. 6. Всадник скач…щий на коне показался за бугром. 7. Леч…щий нашу семью врач должен зайти сегодня. 8. Не та…щий на крыльце снег приходилось скалывать каждый день. 9. Дачи стро…щиеся повсюду украсили нашу местность. 10. Туман стел…щийся в низине мешал видеть происходящее.

Упражнение 8. Замените, где можно, придаточные предложения причастными оборотами, поставьте необходимые знаки препинания.

1. Наступил день, которого мы давно ожидали. 2. Жизнь, которая прошла без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания. 3. Книги я брал в городской библиотеке, которую основал еще А.П.Чехов. 4. Ум, когда он направлен на одно отрицание, бледнеет, сохнет. (Тургенев И.С.) 5. Крупный дождь, который успел прибить пыль, но не успел навести грязь, перестал. 6. Нет слаще покоя, чем тот, что покупается трудом.(Чехов А.П.) 7. Завтра мы должны были соединиться с ополченцами, что шли нам навстречу. 8. По всей террасе разливался зеленый полусвет, от которого лица женщин сразу побледнели.

Упражнение 9. Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»

1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3)Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 4) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело… (Д. Мордовцев) 5) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев) 6) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием.(И. Ефремов) 7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 9) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. 10) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя.(И. Тургенев)

Упражнение 9. Определите, какую роль выполняет причастие в каждом из данных словосочетаний. Выпишите словосочетания в два столбика: 1) причастие – главное слово; 2) причастие — зависимое слово.

Преодолевающие болезнь, наблюдаемое явление, горящие леса, переплывающие через реку, поднявшихся медленно, сидящая девушка, проявленный интерес, спрятавшийся в траве, нанесенный на холст.

Упражнение 10. Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.

Тучи, которые тают вдали.
Лодка, которая плывет по реке.
Книга, которую прочитал школьник.
Земля, которую освещает солнце.
Дома, которые стоят по краю дороги.
Небо, которое грозно потемнело.

Упражнение 11. Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял перед определяемым словом. Запишите полученные предложения.

Слова для справок: усыпанные разноцветными листьями; скошенные летом; вернувшегося домой; управляемая опытным капитаном.

1) Лодка плыла по узкому фарватеру. 2) Леса сияли всеми цветами радуги. 3) Травы перевезли в деревню. 4) Солдата встречала вся семья.

Упражнение 12. Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял после определяемого слова. Запишите полученные предложения.

Слова для справок: освещенная бледной луной; припудренные утренним инеем; выкрашенные к празднику; долетавшими издалека.

1) Тишина изредка прерывалась звуками. 2) Дорога петляла среди деревьев. 3) Дома смотрелись как новые. 4) Луга светились серебром.

Упражнение 13.  Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.

1) Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр. 2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба. 3) Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к небольшому озеру. 4) Яркая рыбка прятавшаяся в небольшой расщелине около заросшего ракушечником камня лениво проплыла мимо.

Упражнение 14. Диктант-схема. Самопроверка.

1.Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.
2.Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.
3.За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.
4.В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.
5.И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.
6.Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.
7.На засеянном по весне поле появились первые всходы.
8.Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.
9.На окне все еще лежала забытая утром книга.
10.Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.
11.От травы скошенной утром шел пряный запах.
12. И лишь увядшие цветы напоминали о лете.

Укажите номера предложений, в которых: 

  • Причастный оборот стоит перед определяемым словом
  • Причастный оборот стоит после определяемого слова
  • В предложении нет причастного оборота

Упражнение 15. В предложениях из произведений Антона Павловича Чехова обозначьте причастные обороты и слова, от которых они зависят. Поставьте запятые.

Передо мной стоял чайник, засыпанный рублевым чаем. Он увидел две длинные тени шагавшие через шпалы. У глинистого берега стояла купальня обитая парусом. В руках он держит циркуль сделанный из двух длинных спиц. Под колесами всхлипывал снег мешавшийся с вязкой грязью. Рядом с управляющим стоял мужик приезжавший ко мне с письмом. У широкой степной дороги называемой большим шляхом ночевала отара овец. Два окна выходившие из дежурной комнаты были ярко освещены. Старые березы насаженные по краям ее тихо шептались молодой листвой. С деревьев окутанных легким туманом и с папоротника сыпались крупные брызги. Конверт первый попавшийся мне на глаза содержал в себе следующее письмо.

Упражнение 16.  Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов.

1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
4. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
5. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
6. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.
7. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
8. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.
9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.
10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.
11. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.
12. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
13. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
14. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Ответы:

1. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.
2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.
3. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.
4. Дети играли на покрытом свежей травой лугу.
5. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.
6. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.
7. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.
8. На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.
9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию.
10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие споры.
11. Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.
12. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.
13. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.
14. Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Упражнение 17. Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточной части причастным оборотом.

1. Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
2. А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
4. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.
5. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
6. В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.
7. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
8. Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
9. Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
10. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
11. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
12. Скептик — это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
13. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, — это лёгкость ухода за ним.
14. Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
15. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.

Упражнение 18. Составьте текст из «рассыпанных» слов. Графически обозначьте причастные обороты.

а) Картина, море, «Георгиевский монастырь», ночь, в, на, лунный, художник, изобразить. Луна, мир, цвет, море, берег, заливающий, желтый, освещать, горизонт, круглый, далекий. Скалы, дорожка, часовые, море, темный, разделенный, лунный, охраняющий, спокойный, сонный, стоять, как.

б) Глядя, на, картина, «Штиль», море, простор, беспредельный, восхищаться. Внимание, небо, гладь, облака, оно, привлекать, над, с, по, тихий, голубой, огромный, пушистый, простирающийся плывущий. Картина, покой, от, веять. Море, рыбаки, спокойны, готовящийся, и, в, выйти.

Ответ:

а) На картине «Георгиевский монастырь» художник изобразил море в лунную ночь. Круглая луна, заливающая мир желтым цветом, освещает море, берег, далекий горизонт. Темные скалы, разделенные лунной дорожкой, стоят как часовые, охраняющие спокойное сонное море.

б) Глядя на картину «Штиль», восхищаешься беспредельными просторами моря. Привлекает внимание огромное небо, простирающееся над тихой голубой гладью, с пушистыми облаками, плывущими по нему. От картины веет покоем.

Практикум
«Редактирование предложений с грамматическими ошибками, вызванными нарушениями
в построении предложений                                                   с
причастными оборотами» (7 класс).

1
вариант.

1. Подгоняемая лодка неслась по реке
волнами. 2. Пастух увидел костёр,  заночевавший в горах. 3. Самолёт приземлился
на аэродром, вылетевший из Москвы. 4. Старик присел отдохнуть  на пенёк,
собиравший грибы. 5. Издали были видны плывущие брёвна на воде. 6. В лугах
водилось множество птиц, поросших бурной растительностью.  7. В книгах учёных,
интересующие вас вопросы, найдут ответы.

2
вариант.

1. Спустя несколько дней после ссоры
Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших у него дрова. 2. Задание
совсем не трудное, выполняемое нами. 3. Обе команды состояли из учеников нашей
школы, игравшей во вчерашнем матче. 4. Сделанные доклады  юннатов о жизни И.В.
Мичурина мы слушали с большим интересом. 5. Ребята с удовольствием подставляли
себя волнам, давно мечтавшие о купании в Чёрном море. 6. Сестра прислала мне
книги, живущая в Ростове.                                                     

3
вариант.

1. Лесные поляны покрылись обильно
цветущей в этом году яркими звёздочками земляники. 2. Среди построенных в этом
микрорайоне было несколько семнадцатиэтажных домов. 4. Одним из самостоятельных
видов искусства, существующий с конца 15 века, является графика. 5. Одно из
чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связано с
вулканами. 6. Школьники нашего села помогали археологам всё лето приехавшим с
экспедицией.

4
вариант.

1. Доносившийся шум моря снизу говорил о
начинающемся шторме.                                        2. В.Г. Белинский
написал посвящённые специально творчеству Н.В. Гоголя статьи и рецензии. 3.
Вратарь отбивает падающий мяч недалеко от ворот.                               
4. Большинство книг, рассказывающим о жизни рептилий, издано в России. 5.
Художник В.М. Васнецов на картине изобразил девушку, лесное озеро, пришедшую
погрустить. 6. Метеорологи опираются на некоторые дающие приметы народа точный
прогноз погоды.

Дидактический материал

Предупреждение ошибок в предложении с деепричастным и причастным оборотом.

Примеры с ошибкой

Правильный вариант

1.Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

2.Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

2.Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

3.Человек с коротко волосами остриженными рассказывал, как всё случилось.

Человек, с коротко остриженными волосами, рассказывал, как всё случилось.

4. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

3. Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.

5.Посвящённые стихотворения дружбе есть и в творческом наследии Пушкина.

Стихотворения, посвящённые дружбе, есть и в творческом наследии Пушкина

6. Глядя на эту картину, у нас невольно сжимается сердце.

Глядя на эту картину, мы невольно чувствуем грусть

7. Войдя в лес, солнце село.

Когда мы вошли в лес, солнце село.

8.Читая книгу, у сценариста тоже есть свое мнение.

Читая книгу, сценарист выражает своё мнение.

9. Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшие в существительные.

Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшими в существительные.

10. Сидя на берегу тихой речушки, хорошо думается о будущем.

Когда сидишь на берегу тихой речушки,

хорошо думается о будущем.

11.Постепенно отдалялся сиявший город в закатных лучах.

Постепенно отдалялся город, сиявший в закатных лучах.

12.Сравнение кажется вполне уместным, имея в виду художественное достоинство этого стихотворения.

Сравнение кажется вполне уместным, когда имеешь в виду художественное достоинство этого стихотворения.

13.Мы слышали только однообразное журчание бегущего ручейка по дну оврага.

Мы слышали только однообразное журчание бегущего по дну оврага ручейка.

14.Я смотрю на плывущие облака по небу и радуюсь жизни.

Я смотрю на плывущие по небу облака и радуюсь жизни.

15.Глядя из окна на клумбу цветов, создаётся впечатление праздника.

Когда глядишь из окна на клумбу цветов, создаётся впечатление праздника.

16. Очень низки результаты выполнения заданий, требующие работы с информацией.

Очень низки результаты выполнения заданий, требующих работы с информацией.

17.От снега стало скользко на тротуарах, падавшего крупными хлопьями.

От снега, падавшего крупными хлопьями, стало скользко на тротуарах.

18.Поступив работать, у меня оставалось мало времени.

Когда я поступил работать, у меня оставалось мало времени.

19. Деревня была нам знакома, раскинувшаяся на берегу реки.

Деревня, раскинувшаяся на берегу реки, была нам знакома.

20. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.

Я чувствую ширь, взглянув на Волгу.

21.Взяв её под руку, они пошли вместе.

Взявшись за руки, они пошли вместе.

22.Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Узкая дорога была покрыта проваливающимся под ногами снегом .

23. Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.

Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся прямо против нас гору.

24. Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.

Прочитав эту роль, я рассмеялся.

25. Свирепствовавший ветер всю ночь срывал с деревьев сухие листья.

Ветер, свирепствовавший всю ночь, срывал с деревьев сухие листья.

26. Я не мог совладать с охваченным меня воспоминанием.

Я не мог совладать с захватившим меня воспоминанием

27.Посмотрев на деревце около дома, мне представилась весна.

Посмотрев на деревце около дома, я представила весну.

28. Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавшими в ногу.

Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавших в ногу.

29.Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытом хрустящей скатертью.

Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытым хрустящей скатертью.

30.Будучи ещё малышом лет семи-восьми, отец привёл меня в секцию греко-римской борьбы.

Когда я был ещё малышом лет семи-восьми, отец привёл меня в секцию греко-римской борьбы.

31.Учитывая типичные ошибки, подбираются тексты, содержащие трудные для учащихся части речи.

Учитывая типичные ошибки, учитель подбирает тексты, содержащие трудные для учащихся части речи.

32.Идя из лесу с полной кошёлкой грибов, такая радость в душе!

Идя из лесу с полной кошёлкой грибов, испытываешь огромную радость!

Или: Когда идёшь по лесу с полной кошёлкой грибов, такая радость в душе!

33.Сплошь покрытая дорога выбоинами и кочками гудела под колёсами.

Сплошь покрытая выбоинами и кочками дорога гудела под колёсами.

Или: Дорога , сплошь покрытая выбоинами и кочками ,гудела под колёсами

34.Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских.

Взобравшись на крышу сарая, Павка хорошо видел сад Лещинских.

35. Думая о будущем, мне забывается прошлое.

Думая о будущем, я забываю прошлое.

36. Не вдаваясь в подробности, обращается внимание учащихся на то, что в предложении может быть один главный член.

Не вдаваясь в подробности, нужно обратить внимание учащихся на то, что в предложении может быть один главный член.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/349727-didakticheskij-material-preduprezhdenie-oshib

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки в построении деепричастного оборота
  • Грамматические ошибки в огэ баллы
  • Грамматические ошибки в образовании формы наречий 7 класс
  • Грамматические ошибки в образовании формы глаголов причастий деепричастий наречий
  • Грамматические ошибки в образовании формы глагола причастий деепричастий наречий