КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ
РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ
(по рекомендациям ФИПИ)
Шерстобитова И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб
АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО
Грамматические
ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова,
словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы
– словообразовательной, морфологической, синтаксической.
№ |
Вид |
Примеры |
Г1 |
Ошибочное |
Благородность, чуда техники, |
Г2 |
Нарушение |
Я |
Г3 |
Нарушение |
Нужно |
Г4 |
Нарушение |
Главное, |
Г5 |
Ошибки |
Страна любила |
Г6 |
Ошибки |
Читая |
Г7 |
Ошибки |
Узкая |
Г8 |
Ошибки |
Эта книга научила |
Г9 |
Смешение |
Автор |
Г10 |
Нарушение |
Его не |
Г11 |
Нарушение |
Замирает на |
Г12 |
Пропуск |
На |
Г13 |
Ошибки, |
Хорошо |
КЛАССИФИКАЦИЯ
ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ
(по
рекомендациям ФИПИ)
Шерстобитова
И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО
Речевые
ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре
языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т.
е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы,
неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;
экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении
омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Р1 |
Употребление |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. |
Р2 |
Неоправданное |
Таким |
Р3 |
Неудачное |
Текст |
Р4 |
Употребление |
По |
Р5 |
Неразличение |
В |
Р6 |
Неразличение |
Были |
Р7 |
Нарушение |
Автор использует художественные особенности. |
Р8 |
Употребление |
Молодой юноша; очень прекрасный. |
Р9 |
Употребление |
В |
Р10 |
Неоправданное |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им. |
Р11 |
Бедность |
Когда |
Р12 |
Употребление |
Тогда |
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ
РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ
(по рекомендациям ФИПИ)
Шерстобитова И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб
АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО
Логические
ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности
речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в
пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
№ |
Вид |
Примеры |
Л1 |
Сопоставление |
На |
Л2 |
Нарушение |
В |
Л3 |
Пропуск |
Людской |
Л4 |
Перестановка |
Пора |
Л5 |
Неоправданная |
Автор пишет о |
Л6 |
Сопоставление |
Синтаксис энциклопедических |
Композиционно-текстовые |
||
Л7 |
Неудачный |
Текст начинается |
Л8 |
Ошибки |
а). |
Л9 |
Неудачная |
Дублирование |
|
|||||||||||||||||||||
КЛАССИФИКАЦИЯ (по Шерстобитова Фактические
Этические
|
Памятка эксперту «Классификация ошибок»
К 7. Орфографические ошибки
Орфографические ошибки- неправильное написание слова, допущенное на письме, обычно в слабой фонетической позиции.
Однотипные и неоднотипные орфографические ошибки:
-
Однотипные- ошибки на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки исправляются, но при подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой. Примечание: не считаются однотипными ошибки, допущенные в словах с проверяемыми гласными в корне слова.
-
Повторяющиеся- ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти ошибки также считаются за одну.
Грубые и негрубые орфографические ошибки:
К негрубым орфографическим ошибкам относятся:
-
исключения из правил;
-
строчная и прописная буквы в собственных наименованиях;
-
не регулируемые правилами слитные и раздельные написания наречий;
-
слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемых;
-
различение НЕ и Ни в оборотах никто иной не…, ничто иное не…, не кто иной, как…, не что иное, как…, а также во фразах типа: Куда только он не обращался! Куда только он ни обращался, никто не мог дать ему ответ;
-
написание собственных имен нерусского происхождения;
-
написание И и Ы после приставок.
Другие виды ошибок:
-
Графические ошибки ( пи проверке не учитываются)- разновидность ошибок, связанных с графикой ( различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения).
-
Описки-ошибки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Они исправляются, но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок. К опискам относятся:
-
пропуски букв;
-
перестановка букв;
-
замена одних букв другими;
-
добавление лишних букв.
К 8. Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки-ошибки, связанные с нарушением пунктуационных правил. 2 негрубые пунктуационные ошибки считаются за 1.
К негрубым пунктуационным ошибкам относятся :
-
употребление одного знака препинания вместо другого;
-
пропуск одного из двойных знаков препинания;
-
нарушение последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из сочетающихся знаков;
-
не относится к ошибкам авторская пунктуация.
Понятие об однотипных ошибках НЕ распространяется на пунктуационные ошибки.
К 9. Классификация грамматических ошибок
-
ошибки в образовании слов, связанных с нарушением словообразовательных форм;
-
ошибки в образовании форм различных частей речи, связанные с нарушением морфологических норм;
-
ошибки в построении словосочетаний, связанные с нарушением синтаксических норм;
-
ошибки в построении простого предложения, связанные с нарушением синтаксических норм;
-
ошибки в построении сложного предложения, связанные с нарушением синтаксических норм.
|
|
1. |
Неправильное использование приставок: зафотографировали (вм. сфотографировали). |
2. |
Неправильное использование суффиксов: одеяло мокнуло ( вм. мокло). |
3. |
Ошибки при образовании сложных слов: полуумный (вм. полоумный). |
4. |
Неправильное образование формы И.п. мн.ч.: торта (вм. торты), договора (вм. договоры). |
5. |
Неправильная форма рода: лёгкая тюль (вм. лёгкий ). |
6. |
Неправильная форма числа: вышел на подмосток ( вм. на подмостки). |
7. |
Нарушение норм склонения иноязычных фамилий: Повесть Аркадия и Георгия Вайнер ( вм. Вайнеров). |
8. |
Неправильное образование формы Р.п. мн.ч.: Пять килограмм (вм. пять килограммов), много грузинов (вм. грузин), новыми дверями (вм. дверьми). |
9. |
Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных: Я забрал его ферзь (вм. ферьзя). |
10. |
Склонение несклоняемого существительного: Мы побывали на горном плате (вм. плато). |
11. |
Неверное образование форм кратких прилагательных: Вывод беспочвенен (лучше беспочвен), ему свойственен оптимизм ( вм. свойствен). |
12. |
Ошибки при образовании степеней сравнения: Самый талантливейший поэт ( вм. самый талантливый), более тяжелее (вм. более тяжело). |
13. |
Неправильное образование местоимений 3-го лица мн.ч.: ихний сын (вм. их). |
14. |
Ошибки в образовании личных форм глаголов: ветер колыхает листву ( вм. колышет). |
15 |
Ошибки в образовании повелительного наклонения: едь (вм. езжай), ляжь (вм. ляг). |
16. |
Неверное образование видовых форм: институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует). |
17. |
Неправильное образование действительных и страдательных причастий: Изделия, выпускающиеся в России (вм. выпускаемые). |
18. |
Ошибки при образовании деепричастий: Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия). |
19. |
Ошибки при образовании наречий ( использование разговорной формы вместо литературной): тута, здеся (вм. тут, здесь). |
|
|
1. |
Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными: Стая лебедей летели (вм. летела). Большинство участников собрания проголосовали ( вм. проголосовало). |
2. |
Неправильное употребление числа сказуемого: Там жила бабушка и ее внук (вм. жили). |
3. |
Согласование обобщающего слова и однородных членов: На конференции выступили делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва… (вм. Красноярска, Москвы). |
|
|
1. |
Употребление неверно выбранного падежа: Согласно приказа (вм. приказу), заведующий кафедры (вм. кафедрой). |
|
|
1. |
Личное местоимение дублирует подлежащее: Этот автор, он всегда ставит острые вопросы. |
2. |
Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка: Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить). |
|
|
1. |
Рассогласование времен: Учебник дает знания, научит выделять главное. (вм. дает, учит). |
2. |
Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий: Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди. |
3. |
Парное сочетание несопоставимых понятий : Родители и друзья, коллеги и дети. |
4. |
Не сочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов: Проявление заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь). |
5. |
Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных: Комната просторная и светла (вм. просторна и светла). |
|
|
1. |
Употребление противительных союзов вместо соединительных: Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него. |
2. |
Употребление лишнего союза: Онегин знал об этом, но однако ничего не предпринял. |
|
|
1. |
Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов: Как только перестал дождь, и мы отправились домой (вм. Как только перестал дождь, мы отправились домой). |
2. |
Пропуск указательного слова (неоправданный эллипсис): В армии Петя просился (?), где опаснее. |
3. |
Тавтологическое употребление союзов и союзных слов, нагромождение придаточных частей: Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди казаков нет Андрия. |
-
При вынесении грамматической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Г VII . 3
К 9. Классификация речевых ошибок
|
|
|
|
|
по значению слов. |
|
|
|
Следует сказать следующее. |
А. Блок-мастер звукозаписи. |
-
При вынесении речевой ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Р2
Классификация фактических ошибок
Ф1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное токование, неудачный подбор примеров: Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие. Ленский вернулся в свое имение из Англии. Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором. |
Ф2. Неточность в цитате, отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты: Книги много значат для меня, ведь еще Ленин сказал: «Век живи-век учись!» |
Ф3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе, временное смешение: Великая Отечественная война 1812 года. Столица США-Нью-Йорк. |
Ф4 Неточности в именах и фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров: Тургеньев, «Тарас и Бульба», в повести Тургенева «Преступление и наказание». |
-
При вынесении фактической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Ф2
Этические ошибки:
Речевая некорректность. Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающее высокомерие и циничное отношение к человеческой личности. |
Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли. Этот текст меня бесит. Это старье, именуемое классикой. |
Логические ошибки
Л1. Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте. |
На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна и Зоя Ивановна Петрова. Он облокотился спиною на батарею. |
Л2.Нарушение причинно-следственных отношений. |
В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации решаются слабо. |
Л3. Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». |
Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. (?)А как хочется, чтобы двор был украшением школы. |
Л4. Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению). |
Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать? |
Л5. Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица). |
Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы равнин. |
Л6.Сопоставление логически несопоставимых понятий. |
Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. |
Композиционно-текстовые ошибки |
|
Л7.Неудачный зачин. |
В этом тексте автор… (указание на предыдущий контекст с помощью указательных словоформ). |
Л8. Ошибка в основной части:
|
|
Л9. Неудачная концовка: дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. |
-
При вынесении логической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Л2
10
Особенности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку заключаются не только в том, чтобы правильно обучить ребенка, но и в том, чтобы задать направление для корректировки собственных ошибок. Одной из важнейших частей подготовки является наша проверка работ обучающихся на ЕГЭ и ОГЭ. Я имею в виду не тестовую часть, которую ученики могут даже решить в интернете, сверив с ответами, а написание изложения и сочинения, потому что здесь без нашей помощи не обойтись.
Будучи экспертом по проверке, я столкнулась с проблемой: у большинства экспертов при проверке расходятся мнения. Однако речь не идет о содержании, где каждый из нас может трактовать его по-своему и не соглашаться друг с другом. Речь идет о таких значимых вещах, как речь и грамматика, а ведь это немаловажно. В зависимости от вида ошибки ребята могут потерять или приобрести разное количество баллов. Чтобы научить ребенка, нам самим необходимо грамотно разграничивать грамматические и речевые ошибки, ведь иначе ученик не сможет понять, над чем ему работать.
В 11 классе нам приходят на помощь задания из ЕГЭ, которые учат распознавать лексические, морфологические и синтаксические ошибки. И получается, что, обучая детей поиску и редактированию ошибок, порой мы сами редактируем сочинения не совсем верно.
Поэтому сегодня на мастер-классе я предлагаю освежить в памяти типы ошибок, опираясь на знания ЕГЭ, а также немного поредактировать.
Речевые ошибки.
Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
Пушкин попросил царя, чтобы его возобновили в старом чине.
Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
У меня сегодня праздное настроение.
Когда мальчики пришли к реке, мальчикам захотелось искупаться.
Первый выпуск журнала был встречен с большой заинтересованностью.
В селе Новоселки возвели новый коровник и воздвигли баню.
Командировочному долго пришлось ждать оформления документов.
Ребенок родился в марте месяце.
Грамматические ошибки.
Те, кто имели малейшую возможность, уехали из города.
Нужно уметь сдерживать и управлять своими эмоциями.
С подобными ситуациями мы сталкиваемся все более чаще.
После уезда за границу герой начинает тосковать по родине.
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Разграничьте типы ошибок.
- Чем мы будем строже к своим детям, тем больше толку из них выйдет.
- Прочитав текст Кузнецова, у меня возникло чувство жалости к герою.
- На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей, забавных инцидентов.
- Незнание иностранных языков было его Ахиллесовой пятой.
- Ребята пели песню о природе.
- В спорте большое значение играет упорная тренировка и выдержка.
- Ураган, вопреки опасений, не нанес серьезного ущерба.
- Алексей Степанович по окончанию училища пошел работать на завод.
- Нам нельзя отступать назад.
- Большинство работ посвящены изучению прикладной механике.
Найдите в сочинении грамматические и речевые ошибки.
Стоит ли держать книги в идеальном состоянии или нет? Над этим вопросом задумывались многие. Д.Н. Мамин-Сибиряк поднимает проблему обращения с книгами современными детьми.
По мнению писателя современные дети недостаточно уважительно относятся к книгам: мнут их, трогают грязными руками, рисуют каракули на полях. По его мнению к книге надо относиться бережно и иметь «особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка».
Я не разделяю позицию автора. Для меня идеально чистая и ухоженная книга – просто стопка бумаги. Другое дело книги прорисованные. Немного потрепанные, с загнутыми углами страниц. Когда берешь такую книгу, сразу вспоминаешь, как с ней работал, загнутые углы помогают вернуться к интересным моментам, рисунки напоминают об эмоциях, испытанные во время прочтения.
Я как-то пришел к другу в гости, и у него на полке стояло несколько книг. Мой взгляд сразу упал на самую потрепанную книгу. Это оказалось его любимое произведение, которое он перечитывал не один раз. Он говорил, что в новой книге еще «нет души».
В заключение можно сделать вывод, что однозначного мнения по этому поводу нет. Как читать – это личное дело каждого.
Все дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память жива в сердцах и душах людей. Как можно забыть героический подвиг, совершенный нашими воинами.
Четыре военных года трагические и тяжелые. Но память человека со временем забывает, к тому же становится все меньше ветеранов, которые прошли войну и о ней рассказали.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий снято фильмов и творений искусства.
Есть боль, не покидающая душу человека, потеряв много близких. Сохраним память к участникам Великой Отечественной войны.
1
ПАМЯТКА ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ ОГЭ
ИЗЛОЖЕНИЕ
Если в изложении менее 50 слов, то такая работа не засчитывается и
оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным (ставим 0)
Отражены ВСЕ 3 микротемы прослушанного текста и ТОЧНО
передал ОСНОВНОЕ содержание прослушанного текста
Искажение информации исходного текста (в результате пропуска /
прибавления) микротемы.
Фактические ошибки не учитываются при выставлении оценки по
критерию ИК1.
Оцениваем уровень владения приёмами сжатия текста, а не
количество слов.
Возможно использование одного приёма сжатия на протяжении
всего текста.
Сокращения исходного текста часто носят случайный характер и
деформируют авторский замысел.
Не сопоставляйте текст, написанный выпускником, с оригиналом.
Главное основание для этого критерия – наличие каждой
микротемы в СВОЁМ абзаце!
Высший балл (2) по этому критерию не ставится, если
• нарушена последовательность микротем;
• две микротемы объединены в одну;
• в тексте более трёх абзацев (нарушение абзацного членения);
• имеются логические ошибки.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 (нулём) баллов по
всем критериям проверки (СК1 – СК4; ГК1 – ГК4, ФК1).
ТОЛКОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
Экзаменуемый дал определение и прокомментировал его
Экзаменуемый дал определение, но не прокомментировал его
Ценностные понятия в силу своей отвлеченности представляют
серьезную трудность для толкования, поэтому 0 баллов не следует
ставить за работу, где дано определение хотя и неполное, но
комментарий раскрывает, объясняет содержание данного понятия.
Один пример—аргумент из прочитанного текста, а второй – из
жизненного опыта,
или два примера—аргумента из прочитанного текста.
Один пример—аргумент из прочитанного текста
Один пример—аргумент из жизненного опыта
Не приведено ни одного примера—аргумента
Жизненный опыт включает в себя примеры из художественных
произведений, научной литературы, кинофильмов, факты
общественной и личной жизни.
Ученик в качестве первого аргумента пересказывает текст без
комментария – аргумент не засчитывается
Второй аргумент написан по аналогии с текстом – аргумент не
засчитывается
В сочинении должно просматриваться коммуникативное
намерение пишущего, если не просматривается – 0 баллов.
При выставлении высшего балла (2) учитывайте следующее:
• тезис располагается в отдельном абзаце;
• аргументы могут быть как в одном абзаце, так и в двух.
При выставлении высшего балла(2) учитывайте:
• правильность абзацного членения;
• отсутствие логических ошибок.
Обратите внимание на связь с исходным текстом (бывает
иногда так, что исходный текст о дружбе с собакой – учащийся
выбирает сочинение по теме 15.3 «Что такое дружба?» и в
сочинении пишет о дружбе между людьми) – это логическая
ошибка
Завершение работы (концовка) подчас не служит выводом из
сказанного, не подводит итог, часто бывает совсем не мотивировано
исходным текстом. Это логическая ошибка.
Наличие указательных словоформ в предложениях отсылает к
предшествующему тексту.
Не могут служить началом сочинения выражения: в данном
тексте, в этом тексте, я считаю. Это логическая ошибка.
Композиция сочинения—рассуждения может быть представлена
следующим образом:
• тезис – основная часть (аргументы) – вывод (итог размышлений
учащегося),
• небольшое вступление – основная часть (аргументы – тезис—
вывод).
• неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте
(фактов фонового характера): факты биографии автора или героя
текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений;
• неверное употребление формы имени персонажа;
• преувеличение или преуменьшение.
3
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
НЕ ДОЛЖНЫ ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКУ ГРАМОТНОСТИ
(исправляются, но не учитываются при проверке):
1) нарушение правил, не включенных в школьную программу или
обусловленных явлениями языковой переходности:
• употребление прописной буквы в составных географических
наименованиях (площадь Никитские ворота, страна восходящего
солнца), в собственных именах, употребленных в переносном значении
(Обломовы иобломовы); в именах и фамилиях с первыми частями дон,
ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот);
• буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после
гласных в собственных именах (Мариетта);
• написание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных,
образованных от двувидовых глаголов (слова: завещать, обещать,
казнить, родить, крестить), а также в кратких формах отглагольных
прилагательных (Девочка взволнованна);
• слитное / раздельное написание не с отглагольными прилагательными на
—мый (неделимый на части – не делимый людьми);
• написание сложных существительных без соединительной гласной (в
основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в
словарь—минимум (ленд—лиз, люля—кебаб, ноу—хау, папье—маше, перекати—
поле, гуляй—город пресс—папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез,
прейскурант);
2) выбор одного из двух написаний:
• слитное и раздельное написание НЕ (в некоторых случаях возможно
двоякое толкование высказывания и, как следствие, двоякое написание:
Эта задача нетрудная и Эта задача не трудная; Не случайно /
Неслучайно Паустовский рассказывает ещё одну историю о Гайдаре.В
нашей жизни бескорыстную помощь мы видим не часто / нечасто, но
она есть.До ближайшей остановки автобуса отсюда недалеко / не
далеко.Не сладко / Несладко жить в одиночестве. К тому же совы,
насколько я знаю, неактивны / не активны днем, в светлое время
суток.) Пишущий должен отдавать себе отчёт в том, что он хочет
выразить: отрицание признака (раздельно) или утверждение признака
(слитно). От выбора написания будет зависеть и понимание написанного
читающими.
• NB! правописание слов в заключениЕ / в заключениИ в контексте
сочинения ученика возможна трактовка данного слова как
существительного «заключение» (вступление сочинения, заключение
сочинения), употреблённого в предложном падеже и как производного
предлога;
• NB! слова Родина, Отчизна, Отечество пишутся с прописной буквы в
особом стилистическом употреблении (в тех контекстах, где этим
словам приписывается особый высокий смысл).
4
• вариативные написания: бивак и бивуак; фортепьяно и фортепиано;
травмопункт и травмпункт; тоннель и туннель; двускатный и
двухскатный;
• ошибки в переносе слов.
3) графические ошибки (различные приемы сокращения слов, использование
пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений,
описки)
NB! если ученик допускает ошибку в гласной, находящейся в ударном
положении – это описка.
4) написания, для которых менялись орфографические рекомендации,
например:
бог / Бог
водноспортивный / водно—спортивный
вторая мировая война / Вторая мировая война
деланный / деланый (в знач. неестественный, ненатуральный: делан(н)ая
улыбка)
естественно—научный / естественнонаучный
заполдень / за полдень
заполночь / за полночь
зорянка / зарянка (птица)
как—то / как то(перед перечислением, например: Острогою бьется крупная
рыба, как(—)то: щуки, сомы, жерехи, судаки.)
лироэпический / лиро—эпический
масленица / Масленица
масс—культура / масскультура
масс—медиа / массмедиа
мелочовка / мелочевка
народнопоэтический / народно—поэтический
народнохозяйственный / народно—хозяйственный
не сегодня—завтра / не сегодня завтра
невзирая на лица / не взирая на лица
непрошеный (прил.) / непрошенный (прил.)
первобытнообщинный / первобытно—общинный
плащевка / плащовка
плейер / плеер
рождество / Рождество
интернет / Интернет
розыскник / разыскник
розыскной / разыскной
считанный / считаный (в знач. малый по количеству: считан(н)ые минуты)
церковнославянский / церковно—славянский
черно—бурый / чернобурый;
5
5) написания, регулируемые орфографическими правилами, в которые были
внесены изменения, например:
Правила русской орфографии и
пунктуации : Утв. Акад. наук СССР,
М—вомвысш. образования СССР и М—вом
просвещения РСФСР. – М.: Учпедгиз,
1956. (А также издания 1957 и 1962 гг.)
Правила русской орфографии и
пунктуации : полный академический
справочник / РАН, Отделение историко—
филол. наук; Институт русского языка
им. В.В. Виноградова. – М.: Эксмо, 2006.
(А также последующие издания.)
§ 40. В сущ. мужского и среднего рода в
предл. пад. и в сущ. женского рода
на —а (—я) в дат. и предл. пад. ед. ч. пишется
в неударяемом положении и только в том
случае, если ему предшествует тоже и,
например: о гении, о Кии, в «Вии», по реке
Бии…
§ 71, п. 2. Немногочисленные сущ. на —ий,
—ияс односложной основой имеют в
указанных падежах в безударном
положении по общему правилу окончание
—е. Перечень таких слов:змий — о зми
́
е,
кий — о ки
́
е(вариант:о кие
́
),
Кий(легендарный основатель Киева) — о
Кие, чий(растение) — о чие, «Вий» — в
«Bue», … Бия (река) — по Бие…
§ 79, п. 14.Примечание 1. Между
определяемым словом и стоящим перед ним
однословным приложением, которое может
быть приравнено по значению к
прилагательному, дефис не пишется,
например:красавец сынишка
§ 120.Следующие разряды сущ. и сочетания
сущ. пишутся через дефис <…>
в) сочетания с однословными
приложениями, предшествующими
определяемому слову, например:старик—
отец, красавица—дочка, умница—сын,
герой—летчик…
НЕГРУБЫЕ ОШИБКИ
(ДВЕ негрубые ошибки считаются за одну)
К негрубым орфографическим относятся ошибки:
• в написании фамилий, имен автора и героев произведений (включая
анализируемый текст), например: Чадский, Тургеньев, Балконский.
NB! Но ошибка в инициалах автора литературного произведения
является фактической ошибкой. Фактической ошибкой является случай
типа: Хрусталёв (вместо Хлестаков). Но описка: Лиходеев (вместо
Лихачев в исходном тексте) при условии соседства с правильным
написанием.
• в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,
например:
Международный астрономический союз
Международный женский день / Международный Женский день
Великая Отечественная война / Великая Отечественная Война
Великий Пост / великий пост;
Масленица / масленица
Организация Объединённых Наций / Организация объединённых наций
Академия наук / Академия Наук
• в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание
которых противоречит школьному правилу, например (слова даны в
неискаженном написании): глухонемой, нефтегазовый, военно—
6
исторический, гражданско—правовой, литературно—художественный,
индоевропейский, научно—исследовательский, хлебобулочный;
• в трудных случаях разграничения сложного прилагательного,
образованного сращением наречия и прилагательного, и
прилагательного с зависимым наречием, например:
(активно)действующий, (сильно)действующий, (болезненно)тоскливый;
• в необоснованном написании прилагательных на —ский с прописной
буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские стихи;
NB! ОДНОТИПНЫЕ ОШИБКИ
✓ NB! Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне
однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
✓ NB! Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия
выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в
роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях
данного слова.
✓ NB! Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для
выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое
(опорное) слово или его форму (вода – воды; рот – ротик; грустный –
грустить; резкий – резок), т.е. правописание безударной проверяемой
гласной в корне слова, правописание проверяемых парных и
непроизносимых согласных в корне слова.
✓ NB! Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая
следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
✓ NB! Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то
все они считаются за одну ошибку.
✓ NB! Если в одном слове допущены две или более ошибки, то это две и более
орфографические ошибки: бесфкустный – безвкусный(три ошибки).
✓ NB! Если ошибка допущена в словах—исключениях из правил – грубая
орфографическая ошибка
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
НЕ ДОЛЖНЫ ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКУ ГРАМОТНОСТИ
(исправляются, но не учитываются при проверке):
1) нарушение правил, не включенных в школьную программу или
обусловленных явлениями языковой переходности:
• пунктуационное оформление предложений с вводным словом, стоящим
в начале или конце обособленного оборота (в этом случае вводное слово
никаким знаком от оборота не отделяется), например: Посреди поляны
росло большое дерево, судя по всему[,] вяз.(вторая запятая не нужна);
• отсутствие обособления сравнительного оборота, если ему
предшествует отрицание не или частицы совсем, совершенно, почти,
именно, прямо и т.п.: Было светло, почти как днем (запятая не нужна);
7
2) выбор одного из двух способов пунктуационного оформления
синтаксической конструкции:
• употребление тире между подлежащим и сказуемым – сравнительным
оборотом, присоединяемым словами как, словно, вроде, точно, ср.: Пруд
как блестящая сталь и Огни – как нити золотых бус;
• употребление тире в неполном предложении, ср.: Вокруг месяца –
бледные круги и А в доме стук, ходьба;
• обособление несогласованных определений, относящихся к
нарицательным именам существительным, ср.: Доктор, со шпагою в
руке, вбежал в спальню и Продавец в чистом белом халате и синей
шапочке обслуживал клиента;
• обособление ограничительно—выделительных оборотов, ср.: Кроме
зарплаты они получали премиальные и Кроме блюд и соусников, на
столе стояло множество горшочков;
• пунктуационное оформление сложноподчиненного предложения с
придаточными изъяснительными, условными и уступительными, ср.:
Что Вася говорил про эту встречу, совершенно забылось и Что Вася
говорил про эту встречу – совершенно забылось;
• в передаче авторской пунктуации;
• NB! пунктуационное оформление такие, как / такие как: в некоторых
случаях запятая ставится не перед словом «как», а перед словом
«такой»: если слова «такие как» употребляются после обобщающего
слова перед рядом однородных членов (после слов «такие как»
двоеточие не требуется): Туристы посетили старинные города, такие
как Суздаль, Владимир, Ростов Великий. По общему правилу, обороты с
союзом «как» выделяются запятыми, если в основной части
предложения имеется указательное слово «такой». Однако в некоторых
случаях запятая ставится не перед словом «как», а перед словом
«такой»:1) если слова «такой как» соотносятся с предшествующим
прилагательным: Погода дождливая, такая как осенью. Обстановка в
этом доме была мрачная, такая как в старинных замках (ср.: Погода
такая, как осенью. Обстановка в этом доме была такая, как в
старинных замках);2) если слова «такие как» употребляются после
обобщающего слова перед рядом однородных членов (после слов «такие
как» двоеточие не требуется):Туристы посетили старинные города,
такие как Суздаль, Владимир, Ростов Великий. – не учитываем!!!
• NB! придаточные предложения, присоединяемые составным
подчинительным союзом несмотря на то что, для того чтобы,
благодаря тому что выделяются (или отделяются) запятыми. При этом
союз может целиком входить в придаточную часть (и не разделяться
запятой), но может и расчленяться – не учитываем!!!
3) варианты пунктуационного оформления предложения, вызванные
наличием в языке переходных явлений
8
• разграничение фразеологизмов, которые не требуют знаков препинания,
и свободных сочетаний слов, которые необходимо обособлять или
внутри которых необходимы знаки, ср.: труслив как заяц и трУсит(,)
как заяц; Болтает, не знаю что и Делай что хочешь;
• разграничение некоторых вводных слов и омонимичных им невводных:
«На первый взгляд… Зачастую трудно определить, является ли
сочетание «на первый взгляд» вводным. В спорных случаях решение о
постановке знаков препинания принимает автор текста»;
«Правда… Союз со значением уступки (обычно в начале
предложения).или части сложного предложения). То же, что «хотя и,
однако, но». Вопреки пунктуационным правилам союз «правда» обычно
выделяется запятыми, сближаясь по значению с вводным словом».
«Главным образом… В некоторых источниках содержатся
рекомендации обособлять сочетание «главным образом» как вводное,
служащее для выделения, оценки чего—либо, а также выступающее в
знач. «самое главное». Однако примеры из художественной литературы
свидетельствуют о том, что слова «главным образом», не входящие в
состав присоединительного оборота, обычно не обособляются»);
• различение омонимичных частиц и междометий, ср: О поле, поле, кто
тебя усеял мертвыми костями? И О, дорогой мой, как это прекрасно!;
• разграничение сравнительных оборотов, которые можно заменить
творительным сравнения, и тех, которые такой замене не поддаются, ср:
Как кошка (кошкой) Генка забрался на чердак и Атвуд, как курок
(курком?), взвел левую бровь и при этом Но в это время, как гром,
тарарахнул выстрел и В гневе он как гром загремел…; Как град
посыпалась картечь и Потом в стенку вагона застучали, как град, пули;
• примеры предложений, которые допускают двоякое объяснение их
синтаксической структуры: Во всем – и в природе, и среди полей –
чувствовалось что—то незаконченное, недовершенное и Во всем: и в
природе, и среди полей – чувствовалось что—то незаконченное,
недовершенное; Самые скороспелые грибы, например: березовики и
сыроежки – достигают полного развития в три дня и Самые
скороспелые грибы, например березовики и сыроежки, достигают
полного развития в три дня; Я не понимаю, какая муха тебя укусилаи Я
не понимаю: какая муха тебя укусила?
НЕГРУБЫЕ ОШИБКИ
(ДВЕ негрубые ошибки считаются за одну)
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
• в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой
(кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым);
• в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или
в нарушении их последовательности.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные
ошибки.
9
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы:
✓ в структуре слова, словосочетания или предложения;
✓ это нарушение какой—либо грамматической нормы:
словообразовательнойморфологической, синтаксической.
Ошибочное словообразование
Трудолюбимый, надсмехаться
подскользнуться, благородность
NB!войны(вместо воины)
Ошибочное образование формы
существительного
Многие чуда техники, не хватает
время
Ошибочное образование формы
прилагательного
Более интереснее, красивше
Ошибочное образование формы
числительного
Ошибочное образование формы
местоимения
Ошибочное образование формы
глагола
Они ездиют, хочут, пиша о жизни
природы; едь вместо поезжай
Я знаком с группой ребят, серьезно
увлекающимися джазом
Нужно сделать свою природу более
красивую. Повествует читателей
Оплатить за проезд, удостоен наградой
Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Большинство возражали против такой
оценки его творчества
Нарушение способа выражения
сказуемого в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые.
Ошибки в построении предложения с
однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о
значении спорта и почему я его
люблю
Ошибки в построении предложения с
деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое
чувство…
Ошибки в построении предложения с
причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся снегом под ногами
Ошибки в построении сложного
предложения
Эта книга научила меня ценить и
уважать друзей, которую я прочитал
еще в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.
Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что я не согласен с
мнением рецензента
Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже
поздно.
Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь
NB! Местоименное удвоение
подлежащего
Дружба, возникшая между
мальчиками, она навсегда изменила их
жизнь.
NB! Пропуск слов в предложении
Примером (чего?) может служить
отрывок из произведения…
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые
штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов,
жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит,
неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов,
антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.
Употребление слова в
несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой
актеров.
Мысль развивается на продолжении всего
текста
Неразличение оттенков
значения, вносимых в слово
приставкой и суффиксом
Мое отношение к этой проблеме не
поменялось.
Были приняты эффектные меры
Неразличение синонимичных
слов
В конечном предложении автор применяет
градацию
Употребление слов иной
стилевой окраски
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается
направить людей немного в другую колею
NB! «наверно» вместо «наверное» — не
учитываем
Неуместное употребление
эмоционально—окрашенных слов
и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению
метафор и олицетворений
Неоправданное употребление
просторечных слов
Таким людям всегда удается объегорить
других
Нарушение лексической
сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные
особенности (вместо средства)
NB! Употребление лишних слов,
в том числе плеоназм
Красоту пейзажа автор передает нам с
помощью художественных приемов.
Молодой юноша, очень прекрасный.
патриот своей Родины;
но тем не менее…;
включает в себя…;
составная часть;
отличительная особенность;
подавляющее большинство;
разные варианты;
заново переосмыслить;
по его собственной оценке.
Употребление однокоренных
слов в близком контексте
(тавтология)
В этом рассказе рассказывается о реальных
событиях
Неоправданное повторение
слова
Герой рассказа не задумывается над своим
поступком. Герой даже не понимает всей
глубины содеянного.
NB! Не смешивать с повтором слов с целью
усиления выразительности
Бедность и однообразие
синтаксических конструкций
Когда писатель пришел в редакцию, его
принял главный редактор. Когда они
поговорили, писатель отправился в гостиницу
Неудачное употребление
местоимений
Данный текст написал В. Белов. Он относится
к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина в своем
воображении
NB!Вторжение разговорных слов
и конструкций
под конец хочу сказать;
ему все равно на экзамен;
автор описал ситуацию, где…
NB!Непонимание значения слова
автор достигает задачу;
мы великолепно понимаем;
писатель признается в том, что…;
число преступлений увеличилось;
поднимает тему;
автор хочет (пытается) сказать;
достаточно, довольно, буквально
NB! Подтверждением (чего?) может служить
роман (герой, эпизод, но не роман)
две ошибки: речевая и грамматическая
NB!Предложение начинается со
слов также, ведь, поэтому
Как оцениваются написания типа «зарубежом», «на
показ» (как наречия)?
грубая
орфографическая
ошибка
Как оценивать отсутствие запятой только при «закрытии»
или только при «открытии» причастного/деепричастного
оборота?
грубая
пунктуационная
ошибка
Как оценивать «лишний» знак препинания?
грубая
пунктуационная
ошибка
Как оценить единичные случаи отсутствия знаков
препинания в конце предложений (при условии
оформления следующего слова с заглавной буквы)?
не учитывать
при выставлении
баллов
Как поступить, если учащийся не «открыл» и не «закрыл»
причастный/деепричастный оборот?
одна грубая
пунктуационная
ошибка
Как оценить «непонятное, нечёткое» написание (почерк) –
о—а…?
трактуется в пользу
ученика
Как оценить, если ученик допускает ошибку в гласной,
находящейся в ударном положении?
Если экзаменуемый один раз написал слово с ошибкой
(например, искуство), а второй раз написал правильно
(искусство), то мы ошибку считаем как грубую?
да, это грубая
орфографическая
ошибка
Считать ли за ошибку неправильное написание слов
прецизионный, превентивные (меры) (слова с
непроверяемыми гласными и согласными, не вошедшие в
списки словарных слов)?
грубая
орфографическая
ошибка
Как оценивать ошибки, допущенные в словах –
«исключениях из правил»?
С 2015 года это
грубая
орфографическая
ошибка
Как оценивать ошибки, допущенные в постановке знаков
препинания – «исключениях из правил» (например,
отсутствие запятой в ССП с общим второстепенным
членом)?
С 2015 года это
грубая
пунктуационная
ошибка
Считать ли за ошибку правописание частиц НЕ—НИ (не раз
– ни разу) в конструкциях типа Где бы он ни был… или
Едва ли не каждый…?
грубая
орфографическая
ошибка
Критерии оценивания ОГЭ 2022 по русскому языку с таблицами баллов от ФИПИ представлены в демоверсии.
Критерии оценивания выполнения задания 1
Таблица 1
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы |
ИК1 | Содержание изложения | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, приведённые в таблице* | 2 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему | 1 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы | 0 | |
ИК2 | Сжатие исходного текста | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста | 3 | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста | 2 | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста | 1 | |
Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста | 0 | |
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста |
1 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста |
0 | |
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 | 7 |
* см. в демоверсии
Часть 2
За верное выполнение каждого задания части 2 экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Часть 3
Критерии оценивания выполнения задания 9
Критерии оценивания выполнения задания 9.1
Ответ на задание 9.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
Таблица 2
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1) | Баллы |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет | 2 | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса | 1 | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне |
0 | |
С1К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте | 3 | |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте |
2 | |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста |
0 | |
С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста |
1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 | |
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста |
1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 | 9 |
Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям (С1К1–С1К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 9.1 выполняемого варианта, по всем критериям оценивается 0 баллов.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).
Критерии оценивания выполнения задания 9.2
Ответ на задание 9.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
Таблица 3
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2) | Баллы |
С2К1 | Понимание смысла фрагмента текста | |
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет | 2 | |
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации |
1 | |
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует |
0 | |
С2К2 | Наличие примеров-иллюстраций | |
Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | 3 | |
Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента | 2 | |
Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера- иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть |
0 | |
С2К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста |
1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 | |
С2К4 | Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста |
1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 | 9 |
Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям (С2К1–С2К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).
Критерии оценивания выполнения задания 9.3
Ответ на задание 9.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
Таблица 4
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.3) |
Баллы |
С3К1 | Толкование значения слова | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | 2 | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его |
1 | |
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует |
0 | |
С3К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста |
3 | |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 | |
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента | 0 | |
С3К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста |
1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 | |
С3К4 | Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста |
1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 | 9 |
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С3К1–С3К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).
Таблица 5
№ | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки | 2 | |
Допущено две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре и более ошибки | 0 | |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка | 2 | |
Допущены две ошибки | 1 | |
Допущено три и более ошибки | 0 | |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
ФК1 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 | |
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов | 1 | |
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 | 10 |
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице 5 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено больше 1 балла: ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка; ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка; ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет; ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше); – если в работе менее 70 слов, такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество первичных баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33.
Связанные страницы: