Грамматические ошибки с обобщающим словом

Ошибки в предложениях с обобщающим словом

Если при однородных членах есть обобщающее
слово, то члены ряда должны ставиться
в том же падеже, что и обобщающее слово.

Неправильно: Он успел навестить всех:
брат, семья дяди, дед с бабушкой,
одноклассники
.Правильно:Он
успел навестить
всех: брата, семью
дяди, деда с бабушкой, одноклассников.

Ошибки на управление при однородных членах

Слова, объединенные как однородные
члены, могут обладать разным управлением,
то есть требовать при себе разных падежей
зависимого существительного.

Неправильно: Ему были свойственны
внимание и забота об
учениках
.Правильно:Ему были
свойственны
внимание
кому?)
к ученикам и
забота
(о ком?) о них.

Ошибки при построении сложных предложений

              1. В сложном предложении не следует
                использовать несколько союзов с
                одним значением, это приводит к
                избыточности, т.е. к ошибке.

Неправильно: Лучше переоценить риск,
чем нежели не заметить его.

Правильно: Лучше переоценить риск,
чем не заметить его.

2. Распространенная ошибка – избыточное
употребление частицы бы.

Неправильно: Если бы мы
успели
бы разработать
программу, уже в следующем квартале
можно было
бы приступить к
работе.

Помните, что союз чтобывключает
в себя частицубы, поэтому
повторять её не нужно.

Неправильно: Я хочу, чтобы
вы напомнили
бы секретарю
о вечерней встрече.

3. Распространенная ошибка – неоправданное
употребление соотносительного слова
то.

Неправильно: Я понимаю о том,
что встречу перенесли из-за разногласий
участников. Я понимаю
то,
что встречу перенесли из-за разногласий
участников.

Правильно: Я понимаю, что встречу
перенесли из-за разногласий участников.

4. Если в сложноподчиненном предложении
имеется несколько придаточных, которые
находятся в последовательном подчинении,
то повторное употребление одного и того
же союза является ошибкой.

Неправильно: Я хотел, чтобы
вы напомнили секретарю,
чтобы
она уточнила время встречи.

Чтобы не повторять союз, надо пользоваться
синонимическими конструкциями, например:
Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю
уточнить время встречи.

5. Определительное придаточное предложение
не может быть однородным с причастным
оборотом.

Неправильно: Доктор, назначивший
лечение и
к которому я должен
был прийти на этой неделе, внезапно
заболел.

Правильно: Доктор, который
назначил мне лечение и
к которому
я должен был прийти на этой неделе,
внезапно заболел.

6. Если в сложноподчиненном предложении
есть придаточное определительное, то
обратите внимание на то, к какому слову
в главном предложении относится который,
иначе может возникнуть двусмысленность.

Неудачно: Я показал гостям автограф
писателя, который мне очень дорог
.
(Кто дорог – автограф или писатель?)

В таких предложениях нужно внимательно
проверить форму слова который(род, число, падеж).

Неправильно: Это был тот самый аргумент,
который нам так не хватало.

Правильно: Это был тот самый аргумент,
которого нам так не хватало.

7. Будьте внимательны к предложениям с
косвенной речью: нередко косвенную речь
смешивают с прямой.

Неправильно: Уже через полчаса некоторые
студенты сказали, что
мы готовы
сдать работы.

Правильно: Уже через полчаса некоторые
студенты сказали, что
они
готовы сдать работы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Ошибка в построении предложения с однородными членами


Ошибка в построении предложения с однородными членами

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 350.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 350.

В статье рассмотрены частые грамматические ошибки, которые встречаются в предложениях с однородными членами. Приведены правила, которые касаются употребления однородных членов с союзами, предлогами, обобщающими словами

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

.

Частые нарушения в построении предложений с однородными членами

Однородные члены предложения – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую и грамматическую функцию, отвечающие на один вопрос. Наиболее частые случаи и примеры ошибок в построении предложений с однородными членами приведены в таблице.

Правило Примеры неправильного построения Примеры правильного построения
В однородный ряд нельзя объединять:

1) именные и глагольные сказуемые;

2) части простого (слова, словосочетания) и сложного (целые предложения) предложений;

3) слова, обозначающие родовые и видовые понятия;

4) инфинитив (глагол) и существительное;

5) разные формы прилагательных (в том числе полные и краткие);

6) разные видо-временные формы глаголов;

7) существительные в разных падежных формах.

Он купил яблоки, орехи, продукты (яблоки, орехи – видовое понятие, продукты – родовое).

Здание было обветшалое, старо и недостроенное (обветшалое – полное прилагательное, старо – краткое прилагательное, недостроенное – причастие).

Мне не нравится ждать и когда люди опаздывают (слово ждать и часть сложного предложения когда люди опаздывают не могут быть однородными членами предложения)

Он купил яблоки, орехи, другие продукты.

Недостроенное здание было старое и обветшалое.

Мне не нравится ждать. Я не люблю, когда люди опаздывают.

Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления. В гостиной я увидел и обрадовался старому другу (увидел (кого?), обрадовался (кому?) – слова с разным управлением).

Она услышала и ответила на вопрос (услышала (что?), ответила (на что?) – слова с разным управлением).

В гостиной я увидел старого друга и обрадовался ему.

Она услышала вопрос и ответила на него.

Важно соблюдать правильный порядок слов при двойных союзах между однородными членами предложения. Однородные члены предложения должны стоять строго после частей двойного союза. Учительница рассказала как о существительных, а также о прилагательныхых (однородные члены существительных, прилагательных неверно употреблены с двойным союзом).

Эти книги не только предназначены для преподавателей, но и для студентов (обе части двойного союза не только, но и должны стоять перед однородными членами для преподавателей, для учителей).

Учительница рассказала как о существительных, так и о прилагательных. (Учительница рассказала о существительных, а также о прилагательных).

Эти книги предназначены не только для преподавателей, но и для студентов.

Обобщающее слово должно относиться ко всем однородным членам предложения.

Обобщающее слово должно быть в том же падеже, что и относящиеся к нему однородные члены предложения.

На столе были разные напитки: сок, вода, компот и сыры (слово сыры не относится к обобщающему слову напитки).

Он был известен двумя чертами: разговорчивость и доброта (слово чертами употреблено в Т. п., слова разговорчивость и доброта в И. п.)

На столе были сыры и разные напитки: сок, вода, компот.

Он был известен двумя чертами: разговорчивостью и добротой.

Если однородные члены предложения употребляются с одинаковыми предлогами, перед вторым и последующими однородными членами предлог можно опустить.

Если однородные члены употребляются с разными предлогами, пропуск предлога является грамматической ошибкой.

Петя побывал в Африке, Австралии, Мадагаскаре (слова Африке, Австралии требуют предлога в, Мадагаскаре – предлога на). Петя побывал в Африке, Австралии, на Мадагаскаре.

Рассказ о мужчинах, женщинах.

Нежелательно употребление нескольких рядов однородных членов в одном предложении. Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись, рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей. Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись. Они рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей.

Как видно из таблицы, ошибка в построении предложения с однородными членами может быть допущена только в случае, когда ученик не понимает, что такое однородные члены предложения, ставит в однородный ряд слова с разными грамматическими и синтаксическими признаками.

Важно! В некоторых случаях однородными членами предложения могут быть слова разных частей речи, слова и словосочетания (фразеологические обороты). Например: В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка. Ученица отвечала бойко, прекрасным языком.

Заключение

Что мы узнали?

  • В однородный ряд нельзя объединять разные грамматические формы слов, разные синтаксические конструкции;
  • В однородный ряд нельзя объединять разные части речи;
  • Обобщающее слово должно быть в той же грамматической форме, что и однородные члены предложения, относиться к ним по смыслу;
  • Части двойного союза должны стоять строго перед однородными членами предложения.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елена Трухина

    9/10

  • Зинаида Гибиус

    9/10

  • Ольга Явкина

    10/10

  • Галина Викторовна

    10/10

  • Миша Кальбах

    7/10

  • Елена Бакинская

    9/10

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 350.


А какая ваша оценка?

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8.

Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Типичные ошибки.

Ошибка № 1.

Ошибка связана с неправильным употреблением составного сочинительного союза. Запомните, что первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом, а вторая – перед вторым.

Пример.

В народном творчестве о Байкале не только звучит огромная любовь, но и ещё нечто большее.

Комментарий.

В данном предложении однородные члены любовь, нечто большее.

Ошибка № 2.

Неправильное место в предложении первой части двойного союза.

Первая часть двойного союза должна стоять перед ПЕРВЫМ однородным членом.

ВЕРНО.

В народном творчестве о Байкале звучит (что?) не только огромная любовьно и ещё нечто большее.

Ошибка № 3.

Замена слов в двойном союзе.

Запомните двойные союзы:

не только …, но и…

не столько…, сколько…

как…, так и …

 Нельзя изменять вторую часть двойного союза.

ОШИБКИ:

не только…, а и…

не столько…, но и…

 Пример.

Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.

Верно.

Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, сколько мистической истории, произошедшей в 1905 году.

Ошибка № 4.

Неправильное построение предложений с однородным членами, соединёнными союзом И.

 Нельзя соединять сказуемые с союзом И, если зависимые слова каждого из данных сказуемых стоят в разных падежах!

Пример.

Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю (что?) и наслаждаюсь (чем?) классической музыкой.

Верно.

Приходя на концерт симфонического оркестра, я с удовольствием слушаю классическую музыку и наслаждаюсь ею.

Ошибка № 5.

Нарушение единства форм обобщающего слова и однородных членов.

Обобщающее слово и однородные члены предложения должны стоять в одинаковых формах.

Пример.

Олеся стояла в саду и любовалась творительный падеж цветами: именительный падеж флоксы, маргаритки, ирисы.

Верно.

Олеся стояла в саду и любовалась цветами: флоксами, маргаритками.

Ошибка № 6.

Неверное использование в качестве однородных членов слов или оборотов и придаточных предложений.

Пример.

Зверь осторожно пробирался по дороге, 1-ый однородный член, выражен причастным оборотом ведущей к деревне и 2-ый однородный член, выражен  придаточным определительным по которой он ходил уже не раз.

Верно.

Зверь осторожно пробирался по дороге, которая вела к деревне и по которой он ходил уже не раз. (Однородные придаточные).

Ошибка № 7.

Неправильное употребление предлогов при однородных членах.

Нельзя в начале ряда однородных членов использовать предлог, который НЕ может быть употреблён хотя бы с одним из однородных членов.

Пример.

В домах, площадях, парках было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.

Комментарий.

В домах, в парках — верно.

НО!!!

На площадях.

 ВЕРНО.

В домах, парках, на площадях было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.

 ПРИМЕРЫ.

Задание № 8.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тип грамматической ошибки: ошибка в построении предложения с однородными членами.

Пример № 1.

В фабулу романа включены факты, не только не соответствующие действительности, а также воспринимаемые как просто нелепые. (Неверное употребление двойного союза).

Верно.

В фабулу романа включены факты, не только не соответствующие действительности, но и воспринимаемые как просто нелепые.

Пример № 2.

Недавно вышедшая из печати книга одного современного автора не только оказалась очень увлекательной, но и по-настоящему глубокой. (Первая часть двойного союза должна стоят перед первым второстепенным членом – увлекательной).

Верно.

Недавно вышедшая из печати книга одного современного автора оказалась не только очень увлекательной, но и по-настоящему глубокой.

Пример № 3.

Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы.

(Обобщающее слово и однородные члены должны стоять в одинаковых формах).

Верно.

Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыбу, вареная картошку, маринованные огурцы.

Пример № 4.

Международная общественность хорошо понимает и заботится о решении социальных проблем в развивающихся странах. (При данных сказуемых второстепенные члены должны стоять в разных падежах).

Верно.

Международная общественность хорошо понимает (что?) социальные проблемы в развивающихся странах и заботится ( о чём?) об их  решении.

Ошибка в построении предложения с однородными членами


Ошибка в построении предложения с однородными членами

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 326.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 326.

В статье рассмотрены частые грамматические ошибки, которые встречаются в предложениях с однородными членами. Приведены правила, которые касаются употребления однородных членов с союзами, предлогами, обобщающими словами

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

.

Частые нарушения в построении предложений с однородными членами

Однородные члены предложения – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую и грамматическую функцию, отвечающие на один вопрос. Наиболее частые случаи и примеры ошибок в построении предложений с однородными членами приведены в таблице.

Правило Примеры неправильного построения Примеры правильного построения
В однородный ряд нельзя объединять:

1) именные и глагольные сказуемые;

2) части простого (слова, словосочетания) и сложного (целые предложения) предложений;

3) слова, обозначающие родовые и видовые понятия;

4) инфинитив (глагол) и существительное;

5) разные формы прилагательных (в том числе полные и краткие);

6) разные видо-временные формы глаголов;

7) существительные в разных падежных формах.

Он купил яблоки, орехи, продукты (яблоки, орехи – видовое понятие, продукты – родовое).

Здание было обветшалое, старо и недостроенное (обветшалое – полное прилагательное, старо – краткое прилагательное, недостроенное – причастие).

Мне не нравится ждать и когда люди опаздывают (слово ждать и часть сложного предложения когда люди опаздывают не могут быть однородными членами предложения)

Он купил яблоки, орехи, другие продукты.

Недостроенное здание было старое и обветшалое.

Мне не нравится ждать. Я не люблю, когда люди опаздывают.

Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления. В гостиной я увидел и обрадовался старому другу (увидел (кого?), обрадовался (кому?) – слова с разным управлением).

Она услышала и ответила на вопрос (услышала (что?), ответила (на что?) – слова с разным управлением).

В гостиной я увидел старого друга и обрадовался ему.

Она услышала вопрос и ответила на него.

Важно соблюдать правильный порядок слов при двойных союзах между однородными членами предложения. Однородные члены предложения должны стоять строго после частей двойного союза. Учительница рассказала как о существительных, а также о прилагательныхых (однородные члены существительных, прилагательных неверно употреблены с двойным союзом).

Эти книги не только предназначены для преподавателей, но и для студентов (обе части двойного союза не только, но и должны стоять перед однородными членами для преподавателей, для учителей).

Учительница рассказала как о существительных, так и о прилагательных. (Учительница рассказала о существительных, а также о прилагательных).

Эти книги предназначены не только для преподавателей, но и для студентов.

Обобщающее слово должно относиться ко всем однородным членам предложения.

Обобщающее слово должно быть в том же падеже, что и относящиеся к нему однородные члены предложения.

На столе были разные напитки: сок, вода, компот и сыры (слово сыры не относится к обобщающему слову напитки).

Он был известен двумя чертами: разговорчивость и доброта (слово чертами употреблено в Т. п., слова разговорчивость и доброта в И. п.)

На столе были сыры и разные напитки: сок, вода, компот.

Он был известен двумя чертами: разговорчивостью и добротой.

Если однородные члены предложения употребляются с одинаковыми предлогами, перед вторым и последующими однородными членами предлог можно опустить.

Если однородные члены употребляются с разными предлогами, пропуск предлога является грамматической ошибкой.

Петя побывал в Африке, Австралии, Мадагаскаре (слова Африке, Австралии требуют предлога в, Мадагаскаре – предлога на). Петя побывал в Африке, Австралии, на Мадагаскаре.

Рассказ о мужчинах, женщинах.

Нежелательно употребление нескольких рядов однородных членов в одном предложении. Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись, рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей. Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись. Они рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей.

Как видно из таблицы, ошибка в построении предложения с однородными членами может быть допущена только в случае, когда ученик не понимает, что такое однородные члены предложения, ставит в однородный ряд слова с разными грамматическими и синтаксическими признаками.

Важно! В некоторых случаях однородными членами предложения могут быть слова разных частей речи, слова и словосочетания (фразеологические обороты). Например: В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка. Ученица отвечала бойко, прекрасным языком.

Заключение

Что мы узнали?

  • В однородный ряд нельзя объединять разные грамматические формы слов, разные синтаксические конструкции;
  • В однородный ряд нельзя объединять разные части речи;
  • Обобщающее слово должно быть в той же грамматической форме, что и однородные члены предложения, относиться к ним по смыслу;
  • Части двойного союза должны стоять строго перед однородными членами предложения.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елена Трухина

    9/10

  • Зинаида Гибиус

    9/10

  • Ольга Явкина

    10/10

  • Галина Викторовна

    10/10

  • Миша Кальбах

    7/10

  • Елена Бакинская

    9/10

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 326.


А какая ваша оценка?

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8.

Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Типичные ошибки.

Ошибка № 1.

Ошибка связана с неправильным употреблением составного сочинительного союза. Запомните, что первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом, а вторая – перед вторым.

Пример.

В народном творчестве о Байкале не только звучит огромная любовь, но и ещё нечто большее.

Комментарий.

В данном предложении однородные члены любовь, нечто большее.

Ошибка № 2.

Неправильное место в предложении первой части двойного союза.

Первая часть двойного союза должна стоять перед ПЕРВЫМ однородным членом.

ВЕРНО.

В народном творчестве о Байкале звучит (что?) не только огромная любовьно и ещё нечто большее.

Ошибка № 3.

Замена слов в двойном союзе.

Запомните двойные союзы:

не только …, но и…

не столько…, сколько…

как…, так и …

 Нельзя изменять вторую часть двойного союза.

ОШИБКИ:

не только…, а и…

не столько…, но и…

 Пример.

Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.

Верно.

Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, сколько мистической истории, произошедшей в 1905 году.

Ошибка № 4.

Неправильное построение предложений с однородным членами, соединёнными союзом И.

 Нельзя соединять сказуемые с союзом И, если зависимые слова каждого из данных сказуемых стоят в разных падежах!

Пример.

Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю (что?) и наслаждаюсь (чем?) классической музыкой.

Верно.

Приходя на концерт симфонического оркестра, я с удовольствием слушаю классическую музыку и наслаждаюсь ею.

Ошибка № 5.

Нарушение единства форм обобщающего слова и однородных членов.

Обобщающее слово и однородные члены предложения должны стоять в одинаковых формах.

Пример.

Олеся стояла в саду и любовалась творительный падеж цветами: именительный падеж флоксы, маргаритки, ирисы.

Верно.

Олеся стояла в саду и любовалась цветами: флоксами, маргаритками.

Ошибка № 6.

Неверное использование в качестве однородных членов слов или оборотов и придаточных предложений.

Пример.

Зверь осторожно пробирался по дороге, 1-ый однородный член, выражен причастным оборотом ведущей к деревне и 2-ый однородный член, выражен  придаточным определительным по которой он ходил уже не раз.

Верно.

Зверь осторожно пробирался по дороге, которая вела к деревне и по которой он ходил уже не раз. (Однородные придаточные).

Ошибка № 7.

Неправильное употребление предлогов при однородных членах.

Нельзя в начале ряда однородных членов использовать предлог, который НЕ может быть употреблён хотя бы с одним из однородных членов.

Пример.

В домах, площадях, парках было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.

Комментарий.

В домах, в парках — верно.

НО!!!

На площадях.

 ВЕРНО.

В домах, парках, на площадях было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.

 ПРИМЕРЫ.

Задание № 8.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тип грамматической ошибки: ошибка в построении предложения с однородными членами.

Пример № 1.

В фабулу романа включены факты, не только не соответствующие действительности, а также воспринимаемые как просто нелепые. (Неверное употребление двойного союза).

Верно.

В фабулу романа включены факты, не только не соответствующие действительности, но и воспринимаемые как просто нелепые.

Пример № 2.

Недавно вышедшая из печати книга одного современного автора не только оказалась очень увлекательной, но и по-настоящему глубокой. (Первая часть двойного союза должна стоят перед первым второстепенным членом – увлекательной).

Верно.

Недавно вышедшая из печати книга одного современного автора оказалась не только очень увлекательной, но и по-настоящему глубокой.

Пример № 3.

Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы.

(Обобщающее слово и однородные члены должны стоять в одинаковых формах).

Верно.

Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыбу, вареная картошку, маринованные огурцы.

Пример № 4.

Международная общественность хорошо понимает и заботится о решении социальных проблем в развивающихся странах. (При данных сказуемых второстепенные члены должны стоять в разных падежах).

Верно.

Международная общественность хорошо понимает (что?) социальные проблемы в развивающихся странах и заботится ( о чём?) об их  решении.

Особенности построения предложений с однородными членами

В предложениях с однородными членами
могут иметь место ошибки следующих
типов:

— ошибки на несоблюдение логической
однородности ряда;

— ошибки в предложениях с двойными
союзами;

— ошибки в предложениях с обобщающим
словом;

— ошибки на управление при однородных
членах.

Ошибки на несоблюдение логической однородности ряда

  1. В качестве однородных членов не должны
    соединяться слова, представляющие
    собой родовое и видовое наименование,
    а также слова с несопоставимыми
    понятиями, например:

Я купил тетради, книги и томик Пушкина.

Он любит кондитерские изделия и конфеты
«Мишка».

Они вошли со свечами и с радостными
лицами.

  1. Не рекомендуется соединять как однородные
    члены разные части речи:

Мне хотелось тишины и спать.

Например,
неверно построено такое предложение:

Взятые обязательства: снижение
себестоимости и повышать производительность
труда
– мы выполним.

  1. В качестве однородных членов не должны
    выступать синтаксически разнородные
    элементы: деепричастный и причастный
    обороты, определение и придаточное
    определительное.

Неправильно: Уставшие от забот и
ожидая отпуска
, родители мало
думали о моей учебе.
Правильно:Уставшие
от забот и ожидающие отпуска
, .. Или:Устав от забот и ожидая отпуска…

Неправильно: Я знаю его как
человека надежного и который

может многому вас научить.
Правильно:Я знаю его как человека надежного и
способного многому вас научить.

  1. Если при перечислении все члены ряда
    требуют употребления с одним и тем же
    предлогом, то предлог можно не повторять
    (хотя повтор предлога допустим): Повсюду:
    в городе, (в) лесу, (в) парках – ощутимо
    приближение весны.

Требуют внимания конструкции, в которых
члены ряда имеют разные предлоги. В
таком случае употребление предлогов
обязательно:

Неправильно: Много молодёжи в эти дни
в парках, скверах и бульварах.

Правильно:… в парках, скверах и на
бульварах.

Ошибки в предложениях с двойными союзами

Однородные члены могут быть соединены
двойными союзами: не только…, но и;
как …, так и …
. В этих конструкциях
возможны такие ошибки:

  1. Подмена одной из частей двойного союза,
    то есть смешение различных средств
    связи.

Неправильно. Мы побывали не
только
в картинной галерее, а
также
в этнографическом музее..Правильно:Мы побывали не только
в картинной галерее,
но и в
этнографическом музее.

  1. Неверное расположение союзов в
    предложении. Каждая из частей двойного
    союза ставится перед соответствующим
    однородным членом.

Неправильно: Он не только любил(союз стоит перед сказуемым)музыку,
но и живопись(союз перед
дополнением). Правильно:Он любил не
только музыку, но и живопись
(обе
части двойного союза стоят перед
дополнениями). Или:Он не только
любил
музыку, но и прекрасно
играл
на фортепьяно.

  1. В предложениях с двойными союзами
    обязателен повтор предлога перед второй
    частью перечислительной конструкции:

Неправильно: Об этом говорилось не
только на лекции, но и семинаре.
Правильно:Об этом говорилось не
только на
лекции, но и на
семинаре.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Употребление однородных членов предложения»

Данная презентация разработана мною для формирования знаний учащихся по культуре речи на тему «Употребление однородных членов предложения». Программа ро русскому языку под редакцией С.И. Львовой….

. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс

Обобщающий контроль в двух вариантах…

«Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения»

Однородные члены предложения — одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса — однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е…

Учебное занятие: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными…

презентация к учебному занятию: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка…

Учебное занятие по русскому языку «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами».Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: — закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл…

Сфера употребления предложений с однородными членами предложения (на основе размышлений над основными положениями книги И.А. Ильина «Путь духовного обновления»)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, 9 КЛАСС…

вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»

Ошибки в предложениях с однородными членами:

  1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая«.
  2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату«.
  3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный«.
  4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».
  5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах«.
  6. Нарушения в области однородных сказуемых:
    а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца«;
    б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход«; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная«.
  7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной«. «Дети ждали отца и когда покажется его лодка«.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в предложениях с однородными членами

Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тест на тему Употребление однородных членов предложения
Тест на тему Алогизмы в конструкциях с однородными членами
Тест на тему Однородные члены предложения
Тесты на тему»Синтаксические нормы»

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«

Ошибка в построении предложения с однородными членами – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:

  • Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
  • Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
  • Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
  • Не должно быть избыточного использования союзов.

Ошибка в построении предложения с однородными членами: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.

Пример 2

Предложение:

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.

Пример 3

Предложение:

Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.

Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.

Пример 4

Предложение:

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.

Верный вариант:

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.

Пример 5

Предложение:

Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.

Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные являются домашними.

Верный вариант:

Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.

Пример 6

Предложение:

Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.

Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным союзом «НЕ ТОЛЬКО … НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на своем месте. Нужно поставить ее перед «для учителей».

Верный вариант:

Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.

Пример 7

Предложение:

Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены двойным союзом «КАК … А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть двойной союз «КАК … ТАК И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на верную.

Верный вариант:

Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Речь пойдет об обобщающих словах при однородных членах и ошибках при употреблении однородных членов.

Урок 30. Обобщающие слова при однородных членах. Ошибки в употреблении однородных членов

I. При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Чтобы правильно определить однородные члены и обобщающие слова в структуре предложения, необходимо опираться на следующие признаки:

а) обобщающее слово обозначает более общее понятие по отношению к однородным членам; 

б) оно выступает тем же членом предложения, что и однородные члены. Например: Фонарь освещал только землю: корни деревьев, траву, темные лужи (К. Паустовский). — Здесь зависимое от сказуемого дополнение землю обозначает более общее понятие и выступает обобщающим словом для ряда дополнений: освещал (что?) землю (а именно что?): корни, траву, лужи.

В речи однородные члены при обобщающих словах всегда связаны интонацией перечисления (перечитайте пример). Обобщающее слово может быть до или после однородных членов — в речи перед ним или после него всегда есть интонационная пауза (перечитайте пример). 

В зависимости от того, до однородных членов или после них стоит обобщающее слово, в предложении ставятся знаки препинания двоеточие или тире. 

1. Двоеточие ставится, если обобщающее слово стоит перед однородными членами. Двоеточие — знак, показывающий, что далее раскрывается содержание понятия, когда после обобщающего слова можно вставить слова а именно. Пример — наше разобранное предложение. 

После обобщающего слова могут стоять синонимичные указательные слова как то, а именно, то есть, например, на которые падает логическое ударение. Перед этими словами необходимо поставить запятую, а уже после них двоеточие, например:

Фонарь освещал только землю, а именно (как то, то есть, например): корни, траву, лужи.

ВАЖНО! Двоеточие показывает, что однородные члены, связанные интонацией перечисления, следуют именно после обобщающего слова — без обобщающего слова двоеточие по структуре предложения не нужно.

Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на структуру, объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.

1) На дачу приехали мать, отец и два сына.

2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.

Однако великим писателям позволены авторские знаки препинания. Вот цитата из «Господ Головлевых» М. Салтыкова-Щедрина:

Утром он [Степан] просыпался со светом, и вместе с ним просыпались: тоска, отвращение, ненависть.

И как подчеркивает весь ужас Степанова положения это двоеточие!

Примечание. Обобщающее слово и однородные члены могут входить в конструкцию, включающую указательное слово такой (в любом падеже) и союз как, например:

Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живопись и архитектура.

Применяя такие конструкции, нужно помнить, что: 

а) однородные члены употребляются в именительном падеже независимо от падежа обобщающего и указательного слова (перечитайте пример). Неправильно употреблять Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живописи и архитектуре;

б) указательное слово и союз могут выступать как единое сочетание и тогда не разделяться запятой (как в нашем примере), но могут и расчленяться. При расчленении указательное слово отходит к первой части предложения с обобщающим словом, где на него падает логическое ударение, и между указательным словом и союзом ставится запятая, например (следите за интонацией):

Я хочу совершенствоваться в искусствах таких, как живопись и архитектура. = Я хочу совершенствоваться в таких искусствах, как живопись и архитектура.

2. Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов. Тире — знак итога, определенного вывода, оно показывает, что обобщающее слово завершает и исчерпывает перечисление, например: 

Надежду и ловца — все море поглотило. (И. Крылов)

Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на их структуру, объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором.

1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.

2) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки — ничто не помешало прокладке газопровода.

3. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире, например:

Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу — было не грустно и не скучно смотреть на серое небо. (С. Аксаков)

В такой конструкции однородные члены выступают как уточняющие элементы, выделяемые в речи перечислительной интонацией.

Проверкой пунктограмм в предложении, где знаки препинания не проставлены, может служить изъятие из структуры однородных членов: Только нам троим было не грустно и не скучно смотреть на небо.

В последнее время в подобных конструкциях как факультативный знак препинания употребляются два тире, с обеих сторон выделяющие однородные члены при перечислении. Например, допустимо такое оформление предложения: 

Только нам троим — отцу, мне и Евсеичу — было не грустно смотреть на серое небо.

Однако советуем вам придерживаться традиционной пунктуации.

Помните также, что все запятые, показывающие обособление, перед тире сохраняются, например (объясните пунктуацию):

Все деревенское: запах свежеиспеченного хлеба, парное молоко, земля, как будто отдыхающая после зимы, — вдруг нахлынуло и затопило меня.

II. Ошибки в употреблении однородных членов

Задание. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки в употреблении однородных членов. При затруднении обращайтесь в раздел для справок.

1. Я люблю плавание и стрелять из лука. 2. Наша страна на деле отстаивает и свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. 3. Оля забавляла и смеялась вместе с ребенком. 4. Эта книга воспитывает в подростках любовь к родине, мечту о будущем. 5. Недавно я побывал на Урале и Средней Азии. 6. Миша делает не только хорошо уроки, но и с удовольствием рисует. 7. Я люблю цветы и чтобы ты приходил ко мне почаще. 8. Городской парк — место отдыха жителей, рабочих и молодёжи Пскова.

Для справок (в порядке следования предложений)

1. Надо: Я люблю плавание и стрельбу из лука. Однородные члены должны быть выражены либо одинаковыми, либо близкими (прилагательным и причастием, деепричастием и наречием) или синонимичными (хорошо и с удовольствием) частями речи.

2. Надо: Наша страна и на деле отстаивает свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. Или: …на деле отстаивает и свои интернациональные интересы, а также выполняет и свои миротворческие обязательства. Нужно следить, чтобы повторяющиеся союзы соединяли именно однородные члены — слова одинаковых частей речи и грамматических форм.

3. Надо: Оля забавляла ребенка и смеялась вместе с ним. При однородных сказуемых одно из них не может управлять зависимым компонентом, логически не связанным с другим сказуемым: нельзя сказать «забавляла вместе с ребенком».

4. Надо: …рождает мечту. Нельзя нарушать логическую сочетаемость однородных членов с главным словом: нельзя сказать «воспитывает мечту».

5. Надо: …побывал на Урале и в Средней Азии. При существительных — однородных членах нужно правильно употреблять предлоги.

6. Надо: Миша не только хорошо делает уроки, но и с удовольствием рисует. При употреблении двойных союзов нужно следить, какие однородные члены они соединяют, иначе нарушится логика высказывания.

7. Надо: Я люблю цветы и твои частые посещения. Нельзя, чтобы с первым однородным членом употреблялось как второй однородный член придаточное предложение.

8. Надо: Городской парк — место отдыха жителей Пскова. В состав однородных членов не должны входить родовые (более общие) и видовые (более частные) понятия: молодёжь и рабочие тоже жители города.

Иногда авторы художественных произведений сознательно идут на нарушение норм сочетаемости однородных членов, вводя элемент разговорной речи в книжную. Прочитайте подобные примеры.

1) Наряду с множеством недостатков у Варвары было два существенных достижения: большая белая грудь и служба. (И. Ильф и Е. Петров. «Золотой теленок».)

2) На мгновение чуть не забыли Настасью Филипповну и что все-таки она хозяйка своего дома. (Ф. М. Достоевский. «Идиот».)

Задания. 1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).

1) Я читал роман «Анну Каренину».

2) Дети любили и заботились о своих четвероногих друзьях.

3) Я знаком с группой ребят, болеющими за «Динамо».

4) Этот фильм прошел с успехом как в столичных, так и в провинциальных кинотеатрах.

2. Укажите предложение без грамматической ошибки.

1) Ряд статей о загадках океана напечатаны в журнале «Природа».

2) Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.

3) Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защитивших город.

4) Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами.

5) У меня есть друг, любящий читать и хорошо пишет сочинения.

Ответ: 3.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки с нарушением синтаксической нормы это
  • Грамматические ошибки с нарушением синтаксической нормы тест
  • Грамматические ошибки с нарушением синтаксической нормы примеры
  • Грамматические ошибки с деепричастным оборотом таблица
  • Грамматические ошибки с деепричастным оборотом егэ