По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классификация грамматических ошибок.
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ.Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.Изучаем ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами:Ошибки в…
Виды грамматических ошибок. Задание 7 ЕГЭ
В презентации излагается необходимый теоретический материал для подготовки выпускников к выполнению задания 7 (грамматические нормы) части I ЕГЭ по русскому языку….
Материалы для Игры «Корректор»
1. Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.
Жалоба.
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей племяннице Оле,
А то небудет её наги
В этой противной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель поставил два,
А сам скозал, что маю работу
Даже несмог прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять
2.Письмо.
Здраствуй, маша!
Я жыву вдиревни. Мне очень хорошо. Я здесь буду развеваться и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я лавили рано утром рыбу врике. Хорошо поседеть на бирегу с удочкой. Я уже обижал лиса.
Ответ Мише.
Прочти свое письмо повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. 1. Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? 2. Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? 3.И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки? 4.Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных? 5.Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил? 6.И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?
Задание 3. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и сказал:
— Шесть порций орфографических ошибок.
— Этого подать мы не можем, не держим, — ответил официант.
— Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, — сказал Куприн и зачитал меню.
Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню.
1.Бул..он м..сной.
2.Ра..ольник с к..лбасой.
3.К..тлеты.
4.П..льмени.
5. Капус..ный пудинг.
6.К..мпот из яблок.
7.К..сель м..линовый.
8.П..рожное бисквитное.
9.Пиро..ки с печёнкой.
10. М..роженое
Проказница
Налисной палянки втрафке радосно играли лесята. Вдрук смалоденькай ёлки налесонка у пала шышка. Молышь испугался и кинулся спалянке потрапинки кречьки.
Окала речьки шла свенья споросятами. Лесёнок с волился напоросят. Поросята за везжали и раз бижались. Адин бросился вкусты молины. А там мидветь седит. Касалапый за ривел и по бижал потробки кпалянки. Астановился он толька напаляни. Там раньше лесята еграли. Паднял мишка голаву и увидел белочьку наветки.
Эта проказница шышку у ранила и периполох напаляни устроила.
УПРАЖНЕНИЯ НА ИСПРАВЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
Упр. 1
-
Sarah and I am sisters.
-
Ben and Tim is at school.
-
Horses and cows is animals.
-
England are a country.
-
Tim are from America.
-
Jane is an painter
-
I have got an uniform.
-
Helen is not at the home.
-
The pyramids are in the Egypt.
-
It is a hourglass.
-
The Mark is a student.
-
I have got a milk.
-
It is an house.
-
An earth is an planet.
-
They have got a old car.
Упр. 2
-
Mine room is big.
-
The tail of the dog is long.
-
The womens’ dresses are red.
-
Are those pencils your?
-
That is Mike’s and Helen’s house.
-
Whose are these rackets? They’re their.
-
This is hers book.
-
Those are Rita and Jim’s bicycle.
-
Is that Kates’ hat?
-
The house’s windows are green.
-
There is a elephant in the garden.
-
That’s Bill’s car. It’s him.
-
There are wolfs in the forest.
-
There is a bread on the table.
-
There is a money in my pocket.
Упр.3
-
They go to the school every day.
-
My bicycle has got two wheel.
-
She’s got an book.
-
We looking for a new flat.
-
I am play tennis now.
-
George and Mary is watching a film.
-
What are you do?
-
You isn’t listening to the teacher.
-
He reading a magazine.
-
Tim and Ann are my cousins. Them live in Germany.
-
This is my jacket. Give it to I.
-
Pass me the photos. I want to look at it.
-
It’s Mike phoning. Him wants to talk to you.
-
Are you going to the park? – Yes, come with I.
-
Don’t opens the window.
Упр.4
-
Have you got some sugar?
-
There is any bread.
-
There are some pie.
-
Is there somebody in the room?
-
We haven’t got some ham.
-
There isn’t nobody in the garden.
-
There isn’t no bacon.
-
Have you got nothing in your bag?
-
He don’t speak English.
-
He is swimming every morning.
-
Does you work in a bank?
-
I have dinner now.
-
Mark walk to school every day.
-
Kate is liking pizza.
-
The sun is rising in the east.
Упр 5.
-
Susan and Joe lives in New York.
-
We are needing some sugar.
-
There is very few soup in the bowl.
-
How much carrots are there in the fridge?
-
Rita has got much money.
-
There are a little people in the shop.
-
Mike hasn’t got much friends.
-
There is a few snow in the mountains.
-
How much deer can you see in the picture?
-
I have got little CDs but a lot of cassettes.
-
There are much animals in the zoo.
-
How many sugar is there in the bowl?
-
I need to buy any things in the shop.
-
Little people swim in the sea in winter.
-
I haven’t got no time.
Упр 6.
-
I want nothing nice to eat.
-
I’m going swimming every week.
-
The bus stops anywhere near the park.
-
Let’s to go shopping.
-
How much oranges are there in the bowl?
-
He washes the dog at the moment.
-
He’s got very few bread.
-
Can I have a little strawberries?
-
They are very clevers girls.
-
We has got a new car.
-
There are a few lion in the zoo.
-
Peter always do his homework.
-
Go you to bed now.
-
There isn’t some sugar in my coffee.
-
I lives with my parents and two little sisters.
Упр 7.
-
Did Jim had a bath yesterday?
-
There was a telephone call for me.
-
Was your parents on holiday in June?
-
Mary had not a party yesterday.
-
There weren’t not any biscuits left in the tin.
-
I have broke a vase yesterday.
-
Were you be in Paris last year?
-
Tom has ever eaten all the fruit.
-
There were not no people at the bus stop.
-
Alex already cut his finger yesterday.
-
John hasn’t never phoned me yet.
-
I have lived here since ten years.
-
There isn’t somebody in the garden.
-
We are going the party tonight?
-
I do always my homework in the evenings.
Упр 8.
-
We bought some new furnitures yesterday.
-
Simon has already go to work.
-
You will to pass your exams.
-
Philip hasn’t got many free time today.
-
I just have finished my breakfast.
-
We have eaten chicken last evening.
-
Tom usually is late for work.
-
There aren’t much people in this office.
-
Dad didn’t went to work yesterday.
-
Philip didn’t wake up yet.
-
I did saw your brother last week.
-
Peter and Jenny go to the south next week.
-
Did you laughed at the play?
-
Sam hasn’t feed the cat yet.
-
Pavel didn’t visit his granny yet.
Упр 9.
-
Chris is more cleverer than Scott.
-
Jill is prettier from Silvia.
-
Chocolate ice-cream is more delicious of all.
-
She is a very taller woman.
-
The bus is longest than my car.
-
A Fiat isn’t as more expensive as a Porsche.
-
We have never read such a more interesting book.
-
The film is better of all.
-
Stella has never met such a friendlier teacher.
-
Sweden is coldest country in Europe.
-
Germany is biger than Great Britain.
-
The dog runs fastier than the elephant.
-
He is taller man in the world.
-
I’m the youngest than my sister.
-
The picture is good of all.
Упр 10.
-
He has never travelled abroad, hasn’t she?
-
Who did told you about Susan’s wedding?
-
What car is yours: Opel or Fiat?
-
How many money did you pay?
-
He has lunch at home every day, hasn’t he?
-
Don’t be late tonight, won’t you?
-
What time you are flying tomorrow?
-
I must having a bath.
-
You can’t to go out tonight.
-
Shall you water the flowers this afternoon?
-
He must studies hard for his exams.
-
She must helping her mother today.
-
They needn’t to stay here any more.
-
I can’t do puzzles when I was four years old.
-
You may not go there. It’s forbidden.
Упр 11
-
I would like going to America next year.
-
He enjoys to dance.
-
Why did you go to the library? – Borrowing a book.
-
I must to wash my hair tonight.
-
Do you know how skiing?
-
She goes to run every Thursday evening.
-
Have you got too time to come shopping with me?
-
I’m too tall to reach the top cupboard.
-
You are short enough to touch the ceiling.
-
He will leaving school when he’s eighteen.
-
I have got lots of friends. Neither of them has got blond hair.
-
Steven has got two cars. All of them are red.
-
My sister and I are short. Both of us is tall.
-
There are seven people here. Both of them are women.
-
Lucy has got two cars. All of them is black.
Упр 12.
-
You must to try to be more patient.
-
She is very old enough to travel alone.
-
Susan hasn’t ever been to Turkey before.
-
They enjoy playing the basketball.
-
Irene is more friendlier then Kate.
-
Helen often come to work late.
-
I can’t find something I like.
-
This is Alison jumper.
-
You don’t like football, you do?
-
They live in Moscow for ten years.
-
Tom hasn’t enjoyed the party last night.
-
He has a meeting now.
-
Don’t play music – you wake up the baby.
-
We go on holiday to Italy last year.
-
I stay with my friends at the moment.
Список использованной литературы:
-
J. Dooley, V. Evans. Grammarway 1.
-
V. Evans. Roung Up 3.
15
Упражнения по орфографии
Сравните два текста. Найдите и исправьте 10 орфографических ошибок в тексте справа.
Правильно |
Неправильно |
Полна тайн тишина зимнего леса. Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь чёрно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы. Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном. |
Полна тайн тишина зимнего леса. Мягко серебристый свет луны проникает сквозь чёрно-изумрудную крону хвойных диревьев и тихо освящает бело-синие сугробы. Под сугробом в своей берлоги дремлет в ночьной тиши темно-бурый медветь. Его небеспокоят шёрохи леса. Ещё в сентебре медведь обелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном. |
Сравните два текста. Найдите и исправьте 10 орфографических ошибок в тексте справа. Найдите также 2 пунктуационные ошибки.
Правильно |
Неправильно |
Весна. Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков пробивается луч солнца. Весна набирает скорость. По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца. |
Весна. Ещё хмуриться свинцовое небо но в просветах облоков пробивается луч сонца. Весна наберает скорость. По утрам лёгкий холодок держится в низинах а на южной стороне пригорка уже загарелись жолтые огоньки какого-то ростения. Это мать-и-мачеха. Не с чем не спутаеш листики и жёлтые корзинки её цветка. Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко слевается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца. |
Сравните два текста. Найдите и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки в тексте справа.
Правильно |
Неправильно |
Весна – удивительное время года. Солнце ласково пригрело проснувшуюся землю. Снег давно сбежал с полей мутными ручьями. Зеленеет озимая рожь, и по синему небу плывут беловатые облака. Вдали расположилась берёзовая роща, а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов. В воздухе уже совсем не чувствуется сырости, которая бывает ранней весной. |
Весна удевительное время года. Сонце ласково пригрело проснувшуюся землю. Снег давно збежал с полей мутными ручьями. Зеленеет озимая рож и по синему небу плывут беловатые облока. Вдали распаложилась берёзовая роща а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов. В воздухе уже совсем не чуствуется сырости которая бывает раней весной. |
Использованные ресурсы:
http://ruslita.ru/vidy-kontrolya/36-diktanty-v-6-klasse (тексты)
Опубликовано 20.03.20 в 11:26 в группе «В помощь учителю»
Комментарии (2)
Юлия Воробьева, 01.11.21 в 08:51
0Ответить Пожаловаться
Спасибо за позитивный комментарий, Елена Владимировна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
Данная тетрадь является продолжением работы
над углублённым анализом орфографических ошибок
учащихся пятых – шестых классов, начатая мною в
2005/ 06
(“Активизация логического мышления учащихся
на уроках русского языка при выполнении работы
над ошибками”, — Фестиваль педагогических идей
“Открытый урок”. 2005/2006 учебный год).
Заполняя таблицы, предложенные в тетради,
поэтапно разбирая ошибки, допущенные в
диктантах, изложениях и других видах контрольных
заданий, учащиеся вместе с учителем анализируют
ошибки, учатся самоконтролю, умению видеть
ошибки, объяснить их соотнести с нужным правилом.
Всё это способствует более эффективному
усвоению нового материала и повторению
пройденного. Тетрадь и сводная таблица анализа
орфографических ошибок дают полную картину
пробелов в знаниях всего класса и каждого
ученика в отдельности, что позволяет
целенаправленно вести работу над повышением
грамотности всего класса и индивидуально с
каждым учеником.
В данной работе использован опыт формирования
и совершенствования грамотности учащихся,
накопленный в методических разработках и
теоретических исследованиях в современной
педагогике и психологии.
Работа по предложенной системе может вестись и
в старших классах, нужно только расширить
таблицы материалом, изучаемым в данном классе.
. Тетрадь начинается с “Советов”. Их три:
1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово
(слова), ошибку в котором ты легко можешь
объяснить, твёрдо знаешь правило
(сам удивлён: “Почему же в диктанте я сделал
ошибку в этом слове!”).
Заполни табл. №1.
2. Затем переходи к словам (слову), в написании
которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя
правило вроде бы знаешь…
Обратись к учебнику, повтори правило и выполни
задание в таблице №1.
3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не
можешь объяснить и нужное правило найти не
можешь:
а) обратись к Орфографическому словарю (может
быть, это словарное слово, а ты и не знал);
б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить
допущенную ошибку – обратись к учителю!
Далее следует таблица № 1. В ней учащиеся
выполняют работу над ошибками.
Таблица № 1
Слово, в котором была допущена ошибка | Правило, на которое была допущена ошибка |
Примеры |
Решает | решать – 1 спр. | колет — колоть, 1 спр. |
Затем слова, в которых были допущены ошибки,
ученики записывают в таблице №2
“Словарик: Я пишу правильно”
________________________________________________________ | |
Дата |
ПИШУ ПРАВИЛЬНО |
_________________________________________________________ |
Завершается работа заполнением таблицы №3. В
ней ученики отмечают правила, на допущенные ими
ошибки.
Таблица № 3
Фамилия ученика 5 класс “ ”
№п/п | Правило, на которое допущена ошибка |
Число | |||||||||||||||||||||||
1 | Знаки препинания в конце предложения | ||||||||||||||||||||||||
2 | Запятая в предложении с однородными членами |
||||||||||||||||||||||||
3 | Обращение | ||||||||||||||||||||||||
4 | Обобщающие слова при однородных членах пред. |
||||||||||||||||||||||||
5 | Прямая речь | ||||||||||||||||||||||||
6 | Сложное предложение | ||||||||||||||||||||||||
Оценка за работу |
ТАБЛИЦА “РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОРФОГРАФИЯ.
МОРФОЛОГИЯ”
ФАМИЛИЯ УЧЕНИКА
5 КЛАСС “ ”
№П.П | Правило, на которое допущена ошибка |
Число | |||||||||||||||||||||
1 | Безударные гласные в корне слова, пров. ударением |
||||||||||||||||||||||
2 | Безударные гласные в корне слова, непров. удар. |
||||||||||||||||||||||
3 | Согласные буквы в корне слова и на конце (гл. и зв., непроизносимые согласные) |
||||||||||||||||||||||
4 | Буквы И, У, А после шипящих | ||||||||||||||||||||||
5 | Разделительный Ъ и Ь знак | ||||||||||||||||||||||
6 | Правописание приставок (кроме на з/с) | ||||||||||||||||||||||
7 | Приставки на З/С | ||||||||||||||||||||||
8 | Предлоги | ||||||||||||||||||||||
9 | И, Ы после Ц в корне слова | ||||||||||||||||||||||
10 | Е.,О после шипящих в корне слова | ||||||||||||||||||||||
11 | Правописание корней с чередующимися гласными |
||||||||||||||||||||||
12 | Ь после шипящих на конце у существительных муж. и ж.р. |
||||||||||||||||||||||
13 | Падежные окончания имён существительных |
||||||||||||||||||||||
14 | Падежные окончания имён прилагательных | ||||||||||||||||||||||
15 | Правописание кратких прилагательных | ||||||||||||||||||||||
16 | 1 и 2 спряжение глаголов | ||||||||||||||||||||||
17 | Гласная перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени |
||||||||||||||||||||||
18 | Не с глаголами | ||||||||||||||||||||||
19 | ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах | ||||||||||||||||||||||
20 | Словарные слова | ||||||||||||||||||||||
Оценка за работу |
Таким образом, данная тетрадь включает три вида
работ:
- саму работу над ошибками;
- анализ ошибок;
- словарную работу.
Одновременно учитель также проводит анализ
ошибок, заполняя сводную таблицу.
Сводная таблица (заполняет учитель, см. приложение 2)
Работа над ошибками находит продолжение и на
последующих уроках. Периодически урок русского
языка начинается со словарного диктанта,
материалом для которого служат слова из таблицы
№ 2.Один из видов словарной работы с установкой
“Я пишу правильно” — это взаимопроверки. Тетради
“Работа над ошибками” учитель раздаёт
произвольно, ученики проверяют чужой словарик,
ставят оценку и записывают на карточку (листочек)
слова, в которых и у проверяющего тоже были
ошибки. Учитель вместе с тетрадями собирает
карточки-листочки. Таким образом, проверяя
карточки, учитель выявляет проблемные места в
усвоении нового материала и знает, на что нужно
обратить внимание при повторении пройденного. В
конце четверти (года) учитель проводит
контрольную работу, состоящую из двух частей: 1
часть – словарный диктант, в него входят слова,
попавшие в карточки взаимопроверок и слова из
самого большого словарика. 2часть – учащиеся
анализируют таблицу № 3. Они должны перечислить
правила, на которые были допущены ошибки в
течение четверти (года), привести примеры на
названные правила.
Для более глубокого и вдумчивого анализа
ошибок учащимся предлагаются творческие работы
в качестве домашнего задания. Планы к этим
сочинениям они составляют на уроках развития
речи вместе с учителем.
- Письмо к учёному соседу.
- Как я воевал с ошибками.
- Почему я плохо (хорошо) написал диктант.
Приложение 1