Грамматические ошибки примеры и исправления таблица

Ошибки в русском языке

Определение термина

Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.

Грамматические ошибки

Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.

Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.

Классификация и разновидности

Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».

Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:

Виды грамматических ошибок

  1. Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
  2. Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».

Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.

В словообразовании и морфологии

Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.

Разновидность Пример Правильный вариант
Словообразовательные
Использование несуществующей модели образования слов Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество.
Замена одной из морфем в слове Отвесить Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить».
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) Канительство, рецензист, эмпиричественный Канитель, рецензент, эмпирический
Морфологические
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного Много собаков Много собак
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным Я умоляла ветерка перестать Я умоляла ветерок перестать
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. Работать заставили два кота Работать заставили двух котов
Изменение рода при склонении Булочка с повидлой Булочка с повидло
Склонение несклоняемых имен Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов Играть на пианино, пить кофе, много фламинго.
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли.
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный.
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее.
Нарушение правил образования глагольных форм Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей.
Неверное образования числительных, особенно сложных Он шел с триста рублями в кошельке Он шел с тремястами рублями
Ошибки в образовании причастий и деепричастий Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. Ехав в машине; озираясь по сторонам.
Ошибочное образование форм местоимений Ихний, еенный, ейный Их, ее.

Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.

Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.

Грамматические ошибки таблица с примерами

Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:

  1. Найти правильный вариант.
  2. Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
  3. Соотнести пример ошибки и ее тип.

Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.

Нарушение синтаксических норм

Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.

Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).

Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:

Классификация грамматических ошибок

Грамматические ошибки классификация

  1. Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
  2. Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
  3. Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
  4. Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
  5. Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
  6. Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).

В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:

Грамматические ошибки примеры и исправления

  1. Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
  2. Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
  3. Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
  4. Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).

Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».

Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.

ЕГЭ. Русский язык. Задание 8.

ШПАРГАЛКА.

Примеры – ответы.

Предлагаю таблицу с наиболее часто встречающимися типами грамматических ошибок на ЕГЭ.

Внимательно вдумайтесь в каждое предложение, поймите, в чём ошибка, посмотрите, как ВЕРНО нужно было составить предложение, прочитайте комментарий, в которых объясняется ошибка.

Думаю, что данная таблица поможет при подготовке к ЕГЭ.

Грамматические ошибки.

Предложения с ошибками. Предложения без ошибок + комментарии.
1.Ошибка в построении предложения с однородными членами.
Она очень любит и заботится о своём четвероногом друге. Она очень любит своего четвероногого друга и заботится о нём.

(Любит кого? Забоится о ком?)

Писатель изобразил не только зрелые годы героя, а и его детство. Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.

Запомните двойные союзы, в которых нельзя заменять слова:

не только…, но и;

как…, так и;

не столько …, сколько.

Писатель не только изобразил зрелые годы героя, но и его детство. Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.

(Первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом.

Здесь это «зрелые годы»).

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Те, кто знал Павла, не мог не заметить, как он изменился. Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.
Те, кто знали Павла, не могли не заметить, как он изменился. Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.

При подлежащем КТО сказуемое всегда в ед. числе).

Молодёжь города приняли активное участие в субботнике. Молодёжь города приняла активное участие в субботнике.

(Слово «молодёжь» — ед. числа, хотя с лексической точки зрения это много людей).

3. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Н.А. Некрасов писал о том, что «я лиру посвятил народу своему». Н.А. Некрасов писал о том, что он «лиру посвятил народу своему»

(В косвенной речи местоимения употребляются в 3-ем лице).

4.Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Солнце осветило всё вокруг и открывает необыкновенную красоту. Солнце осветило всё вокруг и открыло необыкновенную красоту.

(Однородные сказуемые должны стоять в одном и том же времени и виде).

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Ирина не могла подобрать слов, передававшие всю глубину её чувства. Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.

(Слов каких? передававшИХ).

Ирина не могла подобрать передававших слов всю глубину её чувства. Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.

(Определяемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота, а не в середине оборота).

6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
В романе «Войне и мире» автор изобразил большой исторический период в жизни России. В романе «Война и мир» автор изобразил большой исторический период в жизни России.

(Если есть нариц. сущ, то название употребляется в им, падеже).

7. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Вопреки ожидания, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью. Вопреки ожиданию, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью.

(Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются со словами в дат. падеже- чему?)

По приезду в город, он сначала поселился в местной гостинице. По приезде в город, он сначала поселился в местной гостинице.

(При предлоге ПО слова ставятся в предложном падеже: о чём? О приезде).

8. Ошибка в построении сложного предложения.
Дети спросили, что нужно ли брать с собой тёплые вещи. Дети спросили, нужно ли брать с собой тёплые вещи.

(Если есть частица ЛИ, что подчинительный союз не употребляется).

Она так была рада встрече, что словно они не виделись целую вечность. Она так была рада встрече, словно они не виделись целую вечность.

(В СПП в придаточном не должно быть разу два подчинительных союза).

9. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.
Создавая проект детской площадки, дизайнером не были учтены особенности местности. Создавая проект деткой площадки, дизайнером не были учтены особенности местности.

(Подлежащее — особенности, этот предмет не может создавать проект).

Верно.

Создавая проект деткой площадки, дизайнер не учёл особенности местности.

10. Ошибка в употреблении имени числительного.
Двое подружек были очень рады встрече. Две подружки были очень рады встрече.

Собирательное числительное не употребляется с женским родом).

Вспомните, когда можно употреблять собирательные числительные:

Двое котят (детёныши животных).

Двое ножниц (с сущ., которые имеют только мн. число).

Трое мальчиков (со словами в мужском роде).

Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать трое суток. Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать три дня.

Запомните собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе.

Других не бывает.

По обоим сторонам дороги росли могучие деревья. По обеим сторонам дороги росли могучие деревья.

(Сторона- сущ. ж. рода, поэтому употребляется числительное женского рода).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Вид

Пример ошибки

Объяснение ошибки

Исправление ошибки

Неправильное употребление падежной формы ИС с предлогом

Согласно приказа

По уходу барина,

по окончанию пьесы

Предлоги «благодаря», «согласно», «вопреки» употребляются только с дательным падежом

Предлог «по» в значении «после» употребляется с предложным падежом

Согласно (чему?) приказу

По уходе барина,

по окончании пьесы

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Все, кто опоздал, извинился.

Все, те – местоимения множественного числа, поэтому и сказуемое должно быть во множ. числе.

Соединяем: все извинился? Неправильно.

Все, кто опоздал, извинились.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

(названия в кавычках)

В газете «Известиях» пишут…

Если название само по себе, то оно склоняется, если название используется с главным словом, то оно не склоняется.

В «Известиях» пишут…

В газете «Известия» пишут…

Ошибка в построении предложения с однородными членами

(объединение двух глаголов одним дополнением)

Он обратился и получил помощь от друзей.

Первый глагол требует дополнение «к кому», второй – «что»:

Обратился помощь?

Получил помощь.

Он обратился к друзьям и получил от них помощь.

Неправильное построение предложений с деепричастным оборотом

Глядя в окно, в комнату залетел воробей.

Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.

Деепричастие обозначает добавочное действие, которое вместе с основным действием совершает одно лицо

Глядя в окно, я увидел, как в комнату залетел воробей.

Говоря о богатстве языка, лекторы начали дискуссию.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Он возглавил восстание повстанцев, стремящееся изгнать колонизаторов.

Кто стремится изгнать? Повстанцы. Зададим от этого слова правильный вопрос: повстанцев какИХ? Какое окончание у вопроса, такое должно быть и у причастия: повстанцев, стремящИХся.

Он возглавил восстание повстанцев, стремящихся изгнать колонизаторов.

Неправильное построение предложения с косвенной речью

Володя напомнил Лёньке, как я вытащил тебя за шкирку из воды.

Неправильное употребление местоимения: не я, а он; не тебя, а его.

Володя напомнил Лёньке, как он вытащил его за шкирку из воды.

Классификация
ошибок, исправляемых и учитываемых при оценивании работы учащегося

Грамматические ошибки (Г)
это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения,
т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной,
морфологической, синтаксической. 

№ п/п

Вид
ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное
словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного,
числительного, местоимения, глагола (
личных форм глаголов,  действительных и страдательных причастий,  
деепричастий). 

Благородность,
чуда техники,
подчерк, надсмехаться;  более интереснее, красивше;  с пятистами рублями; жонглировал обоими
руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет;  сколько
нравственных принципов мы лишились из-за  утраты духовности; им двигает
чувство сострадания;  ручейки воды,  стекаемые вниз, поразили
автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Г2

Нарушение
норм согласования

Я
знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение
норм управления

Нужно сделать
природу более красивую.
Все
удивлялись его силой.

Г4

Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого 

Главное, чему
теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения.
Он написал книгу, которая эпопея. Все были
рады, счастливы и веселые.

Г5

Ошибки
в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В
сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Г6

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая
текст
,
возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки
в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся
снегом под  ногами.

Г8

Ошибки
в построении сложного предложения

Эта книга
научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку
показалось то, что это сон.

Г9

Смешение
прямой и косвенной речи

Автор
сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение
границ предложения

Его не приняли в
баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.  

Г11

Нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит
вновь.  

Г12

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято
(?)
провести субботник.

Г13

Ошибки, связанные с
употреблением  частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к
которому она относится

Хорошо было бы,
если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются
две проблемы.

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в
структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении
слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штам­пы, 
неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; 
экспрессивных средств,  неразличение паронимов. Ошибки в употреблении
омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

№ п/п

Вид
ошибки

Примеры

Р1

Употребление
слова в несвойственном ему значении

Мы были
шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес
сгорел.  

Р2

Неоправданное
употребление диалектных и просторечных слов  

Таким
людям всегда удается объегорить других
. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял
дурака.

Р3

Неудачное
употребление местоимений

Текст
написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу
же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление
слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное
употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов,
устаревшей лексики,  жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов 

По задумке
автора, герой побеждает;
Молчалин
работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место
лирические отступления; Автор то и дело прибегает
к употреблению метафор и олицетворений.
Если бы я был там, то за такое
отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко
палец в рот не клади,
а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение
оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях
я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение  паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении
антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма
в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знако­мо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не
мажорный мотив
заставляет нас задуматься; грампластинка
не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение
лексической сочетаемости  

Автор использует
художественные особенности.

Р8

Употребление
лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой
юноша; очень
прекрасный.

Р9

Употребление
рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе
рассказывается
о реальных событиях.

Р10

Неоправданное
повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим
поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность
и однообразие синтаксических конструкций

Когда
писатель пришел в редакцию
, его принял главный редактор. Когда они поговорили,
писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление
лишних слов, лексическая избыточность

Тогда
о том, чтобы вы могли улыбнуться,  об этом позаботится книжный наш
магазин.

Логические ошибки (Л).
Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают
в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного
предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

№ п/п

Вид
ошибки

Примеры

Л1

Сопоставление
(противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию)
понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор,
библиотекарь
, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна
Петрова
; Он
облокотился спиной на батарею; За хорошую
учебу
и воспитание детей родители обучающихся получили
благодарственные письма от администрации школы.

Л2

  Нарушение причинно-следственных отношений

 В последние годы очень много сделано для модернизации
образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы
модернизации образования решаются слабо.

Л3

Пропуск звена в
объяснении, «логический скачок».

Людской поток через
наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был
украшением и школы, и поселка.  

Л4

Перестановка частей
текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора
вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?  

Л5

Неоправданная
подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от
первого, затем от третьего лица)      

Автор
пишет
о природе, описывает природу севера, вижу снега и
просторы снежных равнин.

Л6

Сопоставление
логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Композиционно-текстовые ошибки

Л7

Неудачный зачин

Текст начинается предложением,
содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте
отсутствует, наличием указательных словоформ в первом  предложении
,
например: В
этом тексте автор…  

Л8

Ошибки в  основной
части

 а) Сближение относительно далеких
мыслей в одном предложении.

б) Отсутствие 
последовательности  в изложении; бессвязность и нарушение порядка
предложений.

в) Использование разнотипных  по
структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла. 

Л9

Неудачная концовка

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной
ранее мысли.

Фактические ошибки (Ф) — разно­видность неязыковых ошибок,
заключаю­щаяся в том, что пишущий  приводит факты, противоречащие
действительности, дает  неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как
связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

№ п/п

Вид
ошибки

Примеры

Ф1

Искажение
содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный
выбор примеров

Базаров был
нигилист и поэтому убил старуху топором; Ленский вернулся в свое
имение из Англии; Счастьем для Обломова было одиночество и
равнодушие.

Ф2

Неточность в
цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

Книга очень много
для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись

Ф3

Незнание
исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

Великая
Отечественная война 1812 года; Столица США — Нью-Йорк.

Ф4

Неточности в
именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.

Искажения в
названиях литературных  произведений, их жанров, ошибка в указании  автора.

Тургеньев;
«Тарас
и Бульба»;  в повести Тургенева «Преступление и
наказание».

Этические
ошибки

(Э)
нарушение в работе  системы ценностей и правил этики:  высказывания,
унижающие человеческое достоинство, выра­жающие высокомерное и циничное
отношение к человеческой лич­ности, не­доброжелательность,  проявления
речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.
 

№ п/п

Вид
ошибки

Примеры

Э1

Речевая некорректность.

Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное
высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в
неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование,
обвинение, насмешка;

употребление
бранных слов,  вульгаризмов, жаргонизмов, арго;
высказывания, унижающие человеческое достоинство,
выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности

Мне хотелось бы сделать автору замечание за его  неумение
передавать свои мысли
.

Этот текст меня бесит; Нужно быть полностью сумасшедшим,
чтобы читать книги сегодня; Почему школьная программа принуждает к прочтению
всего старья, что именуется классикой?

Михалков в своём репертуаре! Пишет детские
книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар!
Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.

ОШИБКИ
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ
, ГРАФИЧЕСКИЕ,
ОПИСКИ

При проверке
грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

·        
на
изученные правила;

·        
негрубые
(
две негрубые считаются за одну):

­  
в
исключениях из правил;

­  
в
написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

­  
в
случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
выступающими в роли сказуемого;

­  
в
написании
и
и
ы
после
приставок;

­  
в
трудных случаях различения не и ни (
Куда он только не обращался!
Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто
иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как …
и др.);

­  
в
случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

­  
в
пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности;

·        
повторяющиеся (считается
за одну ошибку повтор
в одном и том же слове или в корне
однокоренных слов);

·        
однотипные
(первые
три однотипные ошибки считаются за одну ошибку,

каждая
следующая
подобная ошибка учитывается как самостоятельная):

ошибки на одно
правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических
(в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок)
особенностях данного слова.

! Не считаются
однотипными
ошибки
на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова
требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (
вода –
воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок
).

! Понятие об
однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки
.

! Ошибки (две и
более) в одном непроверяемом слове считаются за одну ошибку.

При проверке
грамотности (К7-К8) не учитываются ошибки

  • орфографические:

­   
в
переносе слов;

­   
буквы
э/е
после
согласных в иноязычных словах (
рэкет, пленэр) и после
гласных в собственных именах (
Мариетта);

­   
прописная
/ строчная буквы

ü  в
названиях, связанных с религией:
М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.

ü  при
переносном употреблении собственных имен (
Обломовы и
обломовы
).

ü  в
собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми
частями
дон,
ван, сент

(
дон
Педро и Дон Кихот
).

­   
слитное
/ дефисное / раздельное написание

ü  в
сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования),
не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (
ленд-лиз,
люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но
бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант
);

ü  на
правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного /
раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой /предлогом,
например:
в
разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в
диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить
(ср. действующее
написание
напропалую,
врассыпную
);

  • пунктуационные
    ошибки:

ü  тире в
неполном предложении;

ü  обособление
несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам
существительным;

ü  запятые
при ограничительно-выделительных оборотах;

ü  различение
омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их
запятыми;

ü  в
передаче авторской пунктуации;

  • графические
    ошибки

    (
    средства
    письменности языка, фиксирующие отношения между буквами на письме и
    звуками устной речи); различные приемы сокращения слов, использование
    пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений;
  • описки
    и опечатки:  

— искажение звукового облика
слова (
рапотает
вместо
работает, мемля
вместо
земля);.

— пропуски букв (весь
роман стоится
на этом конфликте;

— перестановки букв (новые наименования
пордуктов)
;

— замены одних буквенных знаков
другими (
лешендарное
Ледовое побоище)
;

— добавление лишних букв (в
любых, дашже самых сложных условиях
).

Грамматические ошибки

Справочные материалы

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

 подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;

– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;

– оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. 

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Грамматические ошибки

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую.

Повествует читателей.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

К числу наиболее типичных грамматических ошибок (К9)  относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);

2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: …даст.., научит… или  …дает.., учит…);

3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);

5)  неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:

1)       нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: … нужны смелость, знания, честность);

2)     ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «… всего две проблемы»);

3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Тренировочные упражнения

Задание.  Найти ошибку, объяснить (в соответствии с таблицей), записать исправленный вариант.

1.Ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц.

1)  Им двигает чувство сострадания.

2)  Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

3)  Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста .

4) Вышев на сцену, певцы поклонились.

5)   Автор тута был не прав.

2. Грамматико-синтаксические ошибки.

1) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность.

2)  Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

3) Его храбрость, постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.

4) Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

5) Посмотрев  спектакль, больше всего мне понравилась главная героиня.

6) Я считаю то, что  в нашем драматическом театре прекрасно ставят классику.

7) Пушкин описывает и критически отзывается о  пугачевском восстании.

8) В повести «Капитанской дочке» один из главных героев – Пугачев.

9)Требования к сочинению не выходят за рамки, ограниченными школьной программой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки примеры и исправления предложения
  • Грамматические ошибки примеры и исправления 7 класс
  • Грамматические ошибки примеры егэ задание
  • Грамматические ошибки ошибка в построении предложения с причастным оборотом
  • Грамматические ошибки ошибка в построении предложения с однородными преподаватели