Грамматические ошибки ошибка в построении предложения с однородными для

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8.

Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Типичные ошибки.

Ошибка № 1.

Ошибка связана с неправильным употреблением составного сочинительного союза. Запомните, что первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом, а вторая – перед вторым.

Пример.

В народном творчестве о Байкале не только звучит огромная любовь, но и ещё нечто большее.

Комментарий.

В данном предложении однородные члены любовь, нечто большее.

Ошибка № 2.

Неправильное место в предложении первой части двойного союза.

Первая часть двойного союза должна стоять перед ПЕРВЫМ однородным членом.

ВЕРНО.

В народном творчестве о Байкале звучит (что?) не только огромная любовьно и ещё нечто большее.

Ошибка № 3.

Замена слов в двойном союзе.

Запомните двойные союзы:

не только …, но и…

не столько…, сколько…

как…, так и …

 Нельзя изменять вторую часть двойного союза.

ОШИБКИ:

не только…, а и…

не столько…, но и…

 Пример.

Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.

Верно.

Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, сколько мистической истории, произошедшей в 1905 году.

Ошибка № 4.

Неправильное построение предложений с однородным членами, соединёнными союзом И.

 Нельзя соединять сказуемые с союзом И, если зависимые слова каждого из данных сказуемых стоят в разных падежах!

Пример.

Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю (что?) и наслаждаюсь (чем?) классической музыкой.

Верно.

Приходя на концерт симфонического оркестра, я с удовольствием слушаю классическую музыку и наслаждаюсь ею.

Ошибка № 5.

Нарушение единства форм обобщающего слова и однородных членов.

Обобщающее слово и однородные члены предложения должны стоять в одинаковых формах.

Пример.

Олеся стояла в саду и любовалась творительный падеж цветами: именительный падеж флоксы, маргаритки, ирисы.

Верно.

Олеся стояла в саду и любовалась цветами: флоксами, маргаритками.

Ошибка № 6.

Неверное использование в качестве однородных членов слов или оборотов и придаточных предложений.

Пример.

Зверь осторожно пробирался по дороге, 1-ый однородный член, выражен причастным оборотом ведущей к деревне и 2-ый однородный член, выражен  придаточным определительным по которой он ходил уже не раз.

Верно.

Зверь осторожно пробирался по дороге, которая вела к деревне и по которой он ходил уже не раз. (Однородные придаточные).

Ошибка № 7.

Неправильное употребление предлогов при однородных членах.

Нельзя в начале ряда однородных членов использовать предлог, который НЕ может быть употреблён хотя бы с одним из однородных членов.

Пример.

В домах, площадях, парках было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.

Комментарий.

В домах, в парках — верно.

НО!!!

На площадях.

 ВЕРНО.

В домах, парках, на площадях было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.

 ПРИМЕРЫ.

Задание № 8.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тип грамматической ошибки: ошибка в построении предложения с однородными членами.

Пример № 1.

В фабулу романа включены факты, не только не соответствующие действительности, а также воспринимаемые как просто нелепые. (Неверное употребление двойного союза).

Верно.

В фабулу романа включены факты, не только не соответствующие действительности, но и воспринимаемые как просто нелепые.

Пример № 2.

Недавно вышедшая из печати книга одного современного автора не только оказалась очень увлекательной, но и по-настоящему глубокой. (Первая часть двойного союза должна стоят перед первым второстепенным членом – увлекательной).

Верно.

Недавно вышедшая из печати книга одного современного автора оказалась не только очень увлекательной, но и по-настоящему глубокой.

Пример № 3.

Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы.

(Обобщающее слово и однородные члены должны стоять в одинаковых формах).

Верно.

Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыбу, вареная картошку, маринованные огурцы.

Пример № 4.

Международная общественность хорошо понимает и заботится о решении социальных проблем в развивающихся странах. (При данных сказуемых второстепенные члены должны стоять в разных падежах).

Верно.

Международная общественность хорошо понимает (что?) социальные проблемы в развивающихся странах и заботится ( о чём?) об их  решении.

Ошибка в построении предложения с однородными членами


Ошибка в построении предложения с однородными членами

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 350.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 350.

В статье рассмотрены частые грамматические ошибки, которые встречаются в предложениях с однородными членами. Приведены правила, которые касаются употребления однородных членов с союзами, предлогами, обобщающими словами

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

.

Частые нарушения в построении предложений с однородными членами

Однородные члены предложения – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую и грамматическую функцию, отвечающие на один вопрос. Наиболее частые случаи и примеры ошибок в построении предложений с однородными членами приведены в таблице.

Правило Примеры неправильного построения Примеры правильного построения
В однородный ряд нельзя объединять:

1) именные и глагольные сказуемые;

2) части простого (слова, словосочетания) и сложного (целые предложения) предложений;

3) слова, обозначающие родовые и видовые понятия;

4) инфинитив (глагол) и существительное;

5) разные формы прилагательных (в том числе полные и краткие);

6) разные видо-временные формы глаголов;

7) существительные в разных падежных формах.

Он купил яблоки, орехи, продукты (яблоки, орехи – видовое понятие, продукты – родовое).

Здание было обветшалое, старо и недостроенное (обветшалое – полное прилагательное, старо – краткое прилагательное, недостроенное – причастие).

Мне не нравится ждать и когда люди опаздывают (слово ждать и часть сложного предложения когда люди опаздывают не могут быть однородными членами предложения)

Он купил яблоки, орехи, другие продукты.

Недостроенное здание было старое и обветшалое.

Мне не нравится ждать. Я не люблю, когда люди опаздывают.

Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления. В гостиной я увидел и обрадовался старому другу (увидел (кого?), обрадовался (кому?) – слова с разным управлением).

Она услышала и ответила на вопрос (услышала (что?), ответила (на что?) – слова с разным управлением).

В гостиной я увидел старого друга и обрадовался ему.

Она услышала вопрос и ответила на него.

Важно соблюдать правильный порядок слов при двойных союзах между однородными членами предложения. Однородные члены предложения должны стоять строго после частей двойного союза. Учительница рассказала как о существительных, а также о прилагательныхых (однородные члены существительных, прилагательных неверно употреблены с двойным союзом).

Эти книги не только предназначены для преподавателей, но и для студентов (обе части двойного союза не только, но и должны стоять перед однородными членами для преподавателей, для учителей).

Учительница рассказала как о существительных, так и о прилагательных. (Учительница рассказала о существительных, а также о прилагательных).

Эти книги предназначены не только для преподавателей, но и для студентов.

Обобщающее слово должно относиться ко всем однородным членам предложения.

Обобщающее слово должно быть в том же падеже, что и относящиеся к нему однородные члены предложения.

На столе были разные напитки: сок, вода, компот и сыры (слово сыры не относится к обобщающему слову напитки).

Он был известен двумя чертами: разговорчивость и доброта (слово чертами употреблено в Т. п., слова разговорчивость и доброта в И. п.)

На столе были сыры и разные напитки: сок, вода, компот.

Он был известен двумя чертами: разговорчивостью и добротой.

Если однородные члены предложения употребляются с одинаковыми предлогами, перед вторым и последующими однородными членами предлог можно опустить.

Если однородные члены употребляются с разными предлогами, пропуск предлога является грамматической ошибкой.

Петя побывал в Африке, Австралии, Мадагаскаре (слова Африке, Австралии требуют предлога в, Мадагаскаре – предлога на). Петя побывал в Африке, Австралии, на Мадагаскаре.

Рассказ о мужчинах, женщинах.

Нежелательно употребление нескольких рядов однородных членов в одном предложении. Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись, рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей. Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись. Они рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей.

Как видно из таблицы, ошибка в построении предложения с однородными членами может быть допущена только в случае, когда ученик не понимает, что такое однородные члены предложения, ставит в однородный ряд слова с разными грамматическими и синтаксическими признаками.

Важно! В некоторых случаях однородными членами предложения могут быть слова разных частей речи, слова и словосочетания (фразеологические обороты). Например: В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка. Ученица отвечала бойко, прекрасным языком.

Заключение

Что мы узнали?

  • В однородный ряд нельзя объединять разные грамматические формы слов, разные синтаксические конструкции;
  • В однородный ряд нельзя объединять разные части речи;
  • Обобщающее слово должно быть в той же грамматической форме, что и однородные члены предложения, относиться к ним по смыслу;
  • Части двойного союза должны стоять строго перед однородными членами предложения.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елена Трухина

    9/10

  • Зинаида Гибиус

    9/10

  • Ольга Явкина

    10/10

  • Галина Викторовна

    10/10

  • Миша Кальбах

    7/10

  • Елена Бакинская

    9/10

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 350.


А какая ваша оценка?

ЕГЭ. Русский язык. Задание 8.

ШПАРГАЛКА.

Примеры – ответы.

Предлагаю таблицу с наиболее часто встречающимися типами грамматических ошибок на ЕГЭ.

Внимательно вдумайтесь в каждое предложение, поймите, в чём ошибка, посмотрите, как ВЕРНО нужно было составить предложение, прочитайте комментарий, в которых объясняется ошибка.

Думаю, что данная таблица поможет при подготовке к ЕГЭ.

Грамматические ошибки.

Предложения с ошибками. Предложения без ошибок + комментарии.
1.Ошибка в построении предложения с однородными членами.
Она очень любит и заботится о своём четвероногом друге. Она очень любит своего четвероногого друга и заботится о нём.

(Любит кого? Забоится о ком?)

Писатель изобразил не только зрелые годы героя, а и его детство. Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.

Запомните двойные союзы, в которых нельзя заменять слова:

не только…, но и;

как…, так и;

не столько …, сколько.

Писатель не только изобразил зрелые годы героя, но и его детство. Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.

(Первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом.

Здесь это «зрелые годы»).

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Те, кто знал Павла, не мог не заметить, как он изменился. Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.
Те, кто знали Павла, не могли не заметить, как он изменился. Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.

При подлежащем КТО сказуемое всегда в ед. числе).

Молодёжь города приняли активное участие в субботнике. Молодёжь города приняла активное участие в субботнике.

(Слово «молодёжь» — ед. числа, хотя с лексической точки зрения это много людей).

3. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Н.А. Некрасов писал о том, что «я лиру посвятил народу своему». Н.А. Некрасов писал о том, что он «лиру посвятил народу своему»

(В косвенной речи местоимения употребляются в 3-ем лице).

4.Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Солнце осветило всё вокруг и открывает необыкновенную красоту. Солнце осветило всё вокруг и открыло необыкновенную красоту.

(Однородные сказуемые должны стоять в одном и том же времени и виде).

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Ирина не могла подобрать слов, передававшие всю глубину её чувства. Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.

(Слов каких? передававшИХ).

Ирина не могла подобрать передававших слов всю глубину её чувства. Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.

(Определяемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота, а не в середине оборота).

6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
В романе «Войне и мире» автор изобразил большой исторический период в жизни России. В романе «Война и мир» автор изобразил большой исторический период в жизни России.

(Если есть нариц. сущ, то название употребляется в им, падеже).

7. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Вопреки ожидания, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью. Вопреки ожиданию, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью.

(Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются со словами в дат. падеже- чему?)

По приезду в город, он сначала поселился в местной гостинице. По приезде в город, он сначала поселился в местной гостинице.

(При предлоге ПО слова ставятся в предложном падеже: о чём? О приезде).

8. Ошибка в построении сложного предложения.
Дети спросили, что нужно ли брать с собой тёплые вещи. Дети спросили, нужно ли брать с собой тёплые вещи.

(Если есть частица ЛИ, что подчинительный союз не употребляется).

Она так была рада встрече, что словно они не виделись целую вечность. Она так была рада встрече, словно они не виделись целую вечность.

(В СПП в придаточном не должно быть разу два подчинительных союза).

9. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.
Создавая проект детской площадки, дизайнером не были учтены особенности местности. Создавая проект деткой площадки, дизайнером не были учтены особенности местности.

(Подлежащее — особенности, этот предмет не может создавать проект).

Верно.

Создавая проект деткой площадки, дизайнер не учёл особенности местности.

10. Ошибка в употреблении имени числительного.
Двое подружек были очень рады встрече. Две подружки были очень рады встрече.

Собирательное числительное не употребляется с женским родом).

Вспомните, когда можно употреблять собирательные числительные:

Двое котят (детёныши животных).

Двое ножниц (с сущ., которые имеют только мн. число).

Трое мальчиков (со словами в мужском роде).

Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать трое суток. Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать три дня.

Запомните собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе.

Других не бывает.

По обоим сторонам дороги росли могучие деревья. По обеим сторонам дороги росли могучие деревья.

(Сторона- сущ. ж. рода, поэтому употребляется числительное женского рода).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

ЕГЭ №7. Грамматические ошибки

Задание 1

А) Покатавшись на катке, у меня очень сильно болят ноги.

Б) В сочинении я хотел показать значение спорта и почему его люблю.

В) Большинство возражали против такой оценки его поэзии.

Г) Миша сказал, что я не согласен со мной.

Д) Согласно заявления детей занятия были перенесены на более позднее время.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

3) ошибка в построении предложения с приложением;

4) ошибка в построении предложения с однородными членами;

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом;

7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 2

А) Как сказал Чехов: «В человеке должно быть всё прекрасно».

Б) Самолет приземлился в аэропорту Домодедове.

В) Все, кто интересуется театром, знает историю МХАТа.

Г) В конференции участвовали представители многих городов: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ярославль.

Д) Несколько отдыхающих, ожидающих автобус, прогуливались по аллее.

1) ошибка в построении сложного предложения.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

3) ошибка в построении предложения с приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом;

7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 3

А) Ваня твой – большая неряха.

Б) У него была борода и дочь.

В) Приходилось работать в трудных условиях, не имея ни одного выходного дня.

Г) Отзыв на его дипломную работу писал профессор филологии.

Д) Подчерк у него был красивым, поэтому и приняли его писарем в контору.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;

2) ошибка в построении предложения с однородными членами;

3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм;

4) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;

5) неправильное построение предложения с косвенной речью;

6) ошибочное словообразование;

7) нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Задание 4

А) Вечером мы сидим у костра, и вожатая рассказывала нам разные истории.

Б) Несколько мальчиков и девочек стояло у калитки.

В) Подойдя к дому, мне стало прохладно.

Г) Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Самары.

Д) На мое день рождения бабушка испечёт большой пирог с яблоками.

1) ошибка в построении предложения с приложением;

2) ошибка в построении предложения с однородными членами;

3) ошибка в построении сложного предложения;

4) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

5) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

6) нарушение норм согласования;

7) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;

Задание 5

А) Ее раздумчивый взгляд красноречиво говорил о смущении.

Б) Когда медвежата подросли, их сажали на цепь.

В) В комнату вошли Вера с сыном на руках.

Г) Если я не сдам экзамены, я очутюсь в армии.

Д) В песне противопоставлены Буревестник, стремящийся к революции и видящий в ней единственный выход, и глупый Пингвин, олицетворяющий мещанина- обывателя, прячущийся от грома, боящийся надвигающейся, хотя и не грозящей ему бури.

1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

2) ошибочное образование форм слов;

3) нарушение в построении предложения с причастным оборотом;

4) ошибочное словообразование;

5) ошибка в построении предложения с однородными членами;

6) ошибка в построении сложного предложения;

7) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Задание 6

А) Сережа с Мишей долго ждал возвращения родителей.

Б) Я хотел вникнуть и познать все тайны этой науки.

В) Лежащая книга на столе явно не интересовала ребенка.

Г) Я гляжу на фотографию, и мне она очень нравится, и я пошла писать сочинение.

Д) Согласно приказа директора заведующая лабораторией уехала в командировку.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

3) ошибка в построении предложения с приложением;

4) ошибка в построении предложения с однородными членами;

5) неправильное построение предложения с причастным оборотом;

6) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 7

А) Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение данного мероприятия.

Б) Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Самары.

В) Хозяева крупных собак знают, что они могут быть отловлены, если не имеют намордников.

Г) Нам прислали книгу бандеролем.

Д) Собеседник оказался жизнерадостный и веселым человеком.

1) нарушение способа выражения сказуемого;

2) ошибка в построении предложения с однородными членами;

3) ошибка в построении сложного предложения;

4) ошибочное образование форм слов;

5) нарушение норм управления;

6) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;

7) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.

Задание 8

А) Это был самый тяжелейший больной в нашей палате.

Б) Совсем я в людях изуверился: любой обкрасть норовит.

В) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф и разная старинная мебель.

Г) Современное студенчество увлекаются многими иностранными языками.

Д) Подойдя к дому, мне стало прохладно.

1) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

3) ошибочное образование форм слов;

4) ошибочное словообразование;

5) ошибка в построении предложения с однородными членами;

6) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;

7) нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Задание 9

А) Он застал крестьян в лесах, которые крали у него лес.

Б) Я вижу, как лошадка поднималась в гору.

В) Андрей побежал на работу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.

Г) Здесь проявились его гордость и упрямость.

Д) Редактор был недоволен обоими страницами новой газеты.

1) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

3) нарушение норм управления;

4) ошибочное образование формы слова;

5) ошибочное словообразование;

6) ошибка в построении сложного предложения;

7) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Задание 10

А) Не вам, при вашей низости, судить о его благодарности.

Б) Я не только рисую портреты, но и пейзажи В) Возле стола стоял мальчик, он был заставлен посудой.

Г) Благодаря пожару, семья лишилась крова.

Д) Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.

1) ошибка в построении предложения с однородными членами;

2) ошибка в сложном предложении;

3) неправильное построение предложения с прямой речью

4) ошибочное словообразование;

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;

6) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм;

7) нарушение норм управления.

А

Б

В

Г

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 257.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 257.

В статье рассмотрены частые грамматические ошибки, которые встречаются в предложениях с однородными членами. Приведены правила, которые касаются употребления однородных членов с союзами, предлогами, обобщающими словами

Частые нарушения в построении предложений с однородными членами

Однородные члены предложения – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую и грамматическую функцию, отвечающие на один вопрос. Наиболее частые случаи и примеры ошибок в построении предложений с однородными членами приведены в таблице.

Правило Примеры неправильного построения Примеры правильного построения
В однородный ряд нельзя объединять:

1) именные и глагольные сказуемые;

2) части простого (слова, словосочетания) и сложного (целые предложения) предложений;

3) слова, обозначающие родовые и видовые понятия;

4) инфинитив (глагол) и существительное;

5) разные формы прилагательных (в том числе полные и краткие);

6) разные видо-временные формы глаголов;

7) существительные в разных падежных формах.Он купил яблоки, орехи, продукты ( яблоки, орехи – видовое понятие, продукты – родовое).

Здание было обветшалое, старо и недостроенное ( обветшалое – полное прилагательное, старо – краткое прилагательное, недостроенное – причастие).

Мне не нравится ждать и когда люди опаздывают (слово ждать и часть сложного предложения когда люди опаздывают не могут быть однородными членами предложения)Он купил яблоки, орехи, другие продукты.

Недостроенное здание было старое и обветшалое.

Мне не нравится ждать. Я не люблю, когда люди опаздывают.

Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления.В гостиной я увидел и обрадовался старому другу ( увидел (кого?), обрадовался (кому?) – слова с разным управлением).

Она услышала и ответила на вопрос ( услышала (что?), ответила (на что?) – слова с разным управлением).В гостиной я увидел старого друга и обрадовался ему.

Она услышала вопрос и ответила на него.Важно соблюдать правильный порядок слов при двойных союзах между однородными членами предложения. Однородные члены предложения должны стоять строго после частей двойного союза.Учительница рассказала как о существительных, а также о прилагательныхых (однородные члены существительных, прилагательных неверно употреблены с двойным союзом).

Эти книги не только предназначены для преподавателей, но и для студентов (обе части двойного союза не только, но и должны стоять перед однородными членами для преподавателей, для учителей).Учительница рассказала как о существительных, так и о прилагательных. (Учительница рассказала о существительных, а также о прилагательных).

Эти книги предназначены не только для преподавателей, но и для студентов.Обобщающее слово должно относиться ко всем однородным членам предложения.

Обобщающее слово должно быть в том же падеже, что и относящиеся к нему однородные члены предложения.На столе были разные напитки: сок, вода, компот и сыры (слово сыры не относится к обобщающему слову напитки).

Он был известен двумя чертами: разговорчивость и доброта (слово чертами употреблено в Т. п., слова разговорчивость и доброта в И. п.)На столе были сыры и разные напитки: сок, вода, компот.

Он был известен двумя чертами: разговорчивостью и добротой.Если однородные члены предложения употребляются с одинаковыми предлогами, перед вторым и последующими однородными членами предлог можно опустить.

Если однородные члены употребляются с разными предлогами, пропуск предлога является грамматической ошибкой.Петя побывал в Африке, Австралии, Мадагаскаре (слова Африке, Австралии требуют предлога в, Мадагаскаре – предлога на).Петя побывал в Африке, Австралии, на Мадагаскаре.

Рассказ о мужчинах, женщинах.Нежелательно употребление нескольких рядов однородных членов в одном предложении.Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись, рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей.Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись. Они рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей.

Как видно из таблицы, ошибка в построении предложения с однородными членами может быть допущена только в случае, когда ученик не понимает, что такое однородные члены предложения, ставит в однородный ряд слова с разными грамматическими и синтаксическими признаками.

Ошибки в предложениях с однородными членами

Ошибки в предложениях с однородными членами:

  1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая«.
  2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату«.
  3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный«.
  4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».
  5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах«.
  6. Нарушения в области однородных сказуемых:
    а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца«;
    б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход«; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная«.
  7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной«. «Дети ждали отца и когда покажется его лодка«.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в предложениях с однородными членами

Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тест на тему Употребление однородных членов предложения
Тест на тему Алогизмы в конструкциях с однородными членами
Тест на тему Однородные члены предложения
Тесты на тему»Синтаксические нормы»

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Ошибка в построении предложения с однородными членами – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:

  • Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
  • Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
  • Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
  • Не должно быть избыточного использования союзов.

Ошибка в построении предложения с однородными членами: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их.

Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.

Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.

Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.

Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.

Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.

Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.

Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные являются домашними.

Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.

Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.

Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным союзом «НЕ ТОЛЬКО . НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на своем месте. Нужно поставить ее перед «для учителей».

Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.

Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены двойным союзом «КАК . А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть двойной союз «КАК . ТАК И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на верную.

Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Поделитесь статьей с одноклассниками «Ошибка в построении предложения с однородными членами – задание 7 ЕГЭ русский язык».

источники:

http://grammatika-rus.ru/oshibki-v-predlozheniyah-s-odnorodnymi-chlenami/

http://worksbase.ru/russkii/teoriya/174-oshibka-v-postroenii.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
  • Грамматические ошибки оптом кроссворд 12 букв
  • Грамматические ошибки определение и примеры
  • Грамматические ошибки онлайн тест 7 класс
  • Грамматические ошибки онлайн проверка на запятые