Грамматические ошибки ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота


Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.

    Примеры ошибок:

    Заваривая чай

    , у него упала чашка.

    Убирая в комнате

    , у них сломался пылесос.

  • Деепричастный оборот в безличном предложении.

    Примеры ошибок:

    Наблюдая за облаками

    , мне было спокойно.

    Выйдя на улицу

    , ему стало жарко.

  • Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

    Примеры ошибок:

    Решив задачу

    , я буду отдыхать.

    Посещая выставки

    , он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

    Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и

    удивляя туристов

    , был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и

    шелестя листьями

    , укрывали путников от солнца.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

    Примеры ошибок: Вчера прошла выставка древних книг,

    собранные в нашей библиотеке

    (правильно:

    собранных

    ).

  • Смешение действительных и страдательных причастий

    Примеры ошибок: Игрушки,

    украшаемые новогоднюю елку

    , красиво переливались (правильно:

    украшавшие

    ).

  • Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

    Примеры ошибок:

    Обласканное

    поле

    солнцем

    зеленело (правильно: поле,

    обласканное солнцем

    , зеленело).

    Скрытые

    беседки

    от посторонних глаз

    были построены в липовой рощице (правильно:

    скрытые от посторонних глаз

    беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном обороте не может употребляться частица бы.

    Примеры ошибок: Нам бы мебель,

    сделанную бы на заказ

    . Мы хотим остановиться у озера,

    расположенного бы недалеко от леса

    .

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского,

читаемый во многих странах

, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением).

Заваривая чай

, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

  • Главная
  • ЕГЭ. Познание
  • Первый — последний
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8.

 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

Вспомним теорию, которая необходима для выполнения задания № 8.

 Деепричастие обозначает добавочное действие. Основное действие выражает глагол- сказуемое.

И основное, и добавочное действие должен кто-то выполнить. Его выполняет «предмет», который является в предложении подлежащим.

Запоминаем основные правила!

  • Если предмет, являющийся в предложении подлежащим, не может выполнить добавочное действие, то построение такого предложения неверное.
  • Если же в предложении вообще нет подлежащего (некому выполнить действие), то это тоже ошибка.
  • Ест исключения в обоих случаях.

Случаи верного употребления деепричастного оборота.

Примеры.

Пояснения.

Поднявшись на гору, он увидел море.

Находим главные члены.

Он увидел.

Деепричастие «поднявшись» обозначает добавочное действие; его можно заменить глаголом.

Он поднялся и увидел.

Готовясь к ЕГЭ, выполняю тренировочные задания.

Находим главные члены.

Готовлюсь.

Только сказуемое, но подлежащее легко «подставить» — Я (это определённо-личное односоставное предложение).

Заменяем деепричастие глаголом.

Я готовлюсь и выполняю.

Готовясь к ЕГЭ, выполняй тренировочные задания!

Находим главные члены.

Выполняй.

Определённо-личное предложение, глагол в повелительном наклонении. Если к кому-то обращаются с просьбой, значит есть лицо, совершающее это действие. Легко подставить местоимение ТЫ.

Ты выполняй и готовься.

Готовясь к ЕГЭ, следует обращаться к словарям.

Находим главные члены.

Следует обращаться.

Это безличное, в нём нет и не может быть подлежащего.

НО!!!

Если сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив, то это правильно построенное предложение.

Запомните! Если есть слова НАДО, НУЖНО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ – это верное употребление деепричастного оборота.

Готовясь к ЕГЭ, нужно учить теорию.

  ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.

  • В правильно построенных предложениях с деепричастным оборотом должно быть подлежащее, выражающее субъект действия, то есть тот, кто совершает и основное действие, и добавочное, выраженное деепричастием (деепричастие легко заменить глаголом);
  • если односоставное предложение определённо-личное(легко подставить местоимения Я, МЫ, ТЫ , ВЫ);
  • если предложение безличное, но есть слова: НАДО, НУЖНО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ и др.;
  • если сказуемое – составное глагольное, то есть состоит из вспомогательного глагола + инфинитива.

Помните ГЛАВНОЕ:

Находите подлежащее, заменяйте деепричастие глаголом и определяйте, может ли подлежащее «выполнить» добавочное действие.

ПРИМЕРЫ.

Задание № 8.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тип грамматической ошибки: ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

Пример № 1.

деепричастный оборот Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.

Подлежащее – материал. Материл не может создавать прогноз.

ОШИБКА.

Пример № 2.

Вся дорога должна быть в поле зрения водителя, деепричастный оборот находясь за рулём автомобиля.

Подлежащее – дорога. Дорога не может находиться за рулём.

ОШИБКА.

Пример № 3.

деепричастный оборот. Создавая пейзажные зарисовки, художниками запечатлевается красота России.

Подлежащее – красота. Красота не может создавать зарисовки.

ОШИБКА.

E-mail

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».

Верный вариант:

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

Пример 2

Предложение:

Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.

Верный вариант:

Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

Пример 3

Предложение:

Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».

Верный вариант:

Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота


Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.

    Примеры ошибок:

    Заваривая чай

    , у него упала чашка.

    Убирая в комнате

    , у них сломался пылесос.

  • Деепричастный оборот в безличном предложении.

    Примеры ошибок:

    Наблюдая за облаками

    , мне было спокойно.

    Выйдя на улицу

    , ему стало жарко.

  • Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

    Примеры ошибок:

    Решив задачу

    , я буду отдыхать.

    Посещая выставки

    , он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

    Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и

    удивляя туристов

    , был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и

    шелестя листьями

    , укрывали путников от солнца.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

    Примеры ошибок: Вчера прошла выставка древних книг,

    собранные в нашей библиотеке

    (правильно:

    собранных

    ).

  • Смешение действительных и страдательных причастий

    Примеры ошибок: Игрушки,

    украшаемые новогоднюю елку

    , красиво переливались (правильно:

    украшавшие

    ).

  • Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

    Примеры ошибок:

    Обласканное

    поле

    солнцем

    зеленело (правильно: поле,

    обласканное солнцем

    , зеленело).

    Скрытые

    беседки

    от посторонних глаз

    были построены в липовой рощице (правильно:

    скрытые от посторонних глаз

    беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном обороте не может употребляться частица бы.

    Примеры ошибок: Нам бы мебель,

    сделанную бы на заказ

    . Мы хотим остановиться у озера,

    расположенного бы недалеко от леса

    .

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского,

читаемый во многих странах

, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением).

Заваривая чай

, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

Вступление
(если ты перешёл сюда по ссылке, друг, просто мотай вниз, к жирному шрифту)

Я не граммар-наци. Я сам совершаю ошибки, кучу ошибок. Иногда даже специально, когда выбираю просторечный стиль (но это другая история). И я не питаю иллюзий насчёт этой статьи. Думаю, опечаток в ней будет допущено немало.

Однако я хотел сказать, что докапываться до каждой запятой в Интернете — это, пожалуй, моветон и удел корректоров. У меня нет профильного языкового образования, и я просто физически не могу знать всех сложных тонкостей, как и большинство посетителей сайта, полагаю.

Но есть опечатки вроде спорных ситуативных случаев, когда выбор конкретной буквы или точной позиции запятой зависит от фазы луны или дома, в который вошёл Юпитер. Есть «неважные» правила, которые адаптируются и меняются со временем. На опечатки подобного толка всем плевать. Уж мне-то точно. Но есть такие ошибки, которые напрочь способны сломать восприятие текста или речи (вам когда-нибудь говорили «поехалити» вместо «поехали»?).

К таким ошибкам, сбивающим с текста, лично я отношу деепричастные обороты. Не их обособление запятыми, а самую базовую логику. Понимаю, что это спорный момент, и болевой порог у всех людей разный, но лично мне сразу становится плевать на содержание статьи, если она открывается со «сломанного» деепричастного оборота. Да, я в меньшинстве. Да, я понимаю, что моя статья непрофильная на этом сайте и, скорее всего, останется без внимания. Но я просто допишу её и оставлю здесь, чтобы затем кидать ссылку в комменты, если кто-то напишет мне: «Укажите, пожалуйста, на ошибки в статье, и я их исправлю». Идёт?

Картинка для вывода в ленту и разбивки текста на смысловые блоки

Я постараюсь объяснить правила максимально быстро, просто и понятно. По задумке получится не совсем точно, не как на уроках русского языка. Но зато доступно. Погнали.

Что такое деепричастие

Это добавочное действие. Объект X совершает некое действие, и попутно он же — снова объект Х — делает что-то ещё. Это очень важный момент.

Иван вошёл в комнату, закрыв за собой дверь.

Вошёл — глагол (действие). Закрыв — деепричастие (добавочное действие или, говорят, обстоятельство действия). И действие, и добавочное действие совершает Иван. Иван вошёл в комнату, и Иван же закрыл за собой дверь.

Это правильно.

Что такое деепричастный оборот

Конструкция из деепричастия и зависимых от него слов. В примере выше: «Закрыв за собой дверь».

Как найти деепричастие

Оно отвечает на вопросы: «Что делая?», «Что сделав?». Если вы из тех людей, кто не может заставить себя задавать вопросы к словам, можно проще. Деепричастие — это отглагольное наречие. Другими словами, оно очень похоже на глагол, только заканчивается на -ая, -а, -ав, -ыв, -ив, -вши, -ись, -ясь и подобное. Короче, всё что не глагол, но выглядит как глагол.

Может ли в деепричастном обороте не быть действующего лица

Может. Во-первых, если действующее лицо (подлежащее) подразумевается.

Читая современные статьи на dtf, невольно вспоминаешь, что раньше было лучше.

Действующее лицо — ты. Мы его опустили.

Ты кого опустил? Ты меня опустил?! Я тебя сам опущу!

Пользователь dtf, Оставлятель комментариев

Во-вторых, в безличных предложениях, когда вы оформляете всякие правила, но это уже сложно и большинству не нужно.

Далее поговорим о том, какие ошибки совершают люди при написании деепричастных оборотов

Ошибка №1. Есть добавочное действие, но нет действия

Похоже, кто-то так и не сумев в деепричастные обороты

Я пишу такое в комментах к статьям, чтобы намекнуть человеку на его ошибку. Это неграмотное предложение. Но такое встретишь не часто, потому что написать подобное можно только специально.

Как исправить

Просто замените деепричастие на глагол. У вас всего одно действие в предложении, деепричастие не нужно в принципе.

Похоже, кто-то так и не сумел в деепричастные обороты

Ошибка №2. Действие и добавочное действие адресовано разным лицам

А вот это классика. Это делают просто все и постоянно. Это основная причина, почему я вообще взялся за эту статью. Возвращаясь к первому примеру статьи, представим, что за стеной у Ивана живёт бабуля, которая сильно храпит.

Иван вернулся домой. Войдя в комнату, старушка за стеной сильно храпела.

Получается, что старушка входит в комнату, а не Иван. Но деепричастие должно быть адресовано тому же лицу, что и основное действие. Более очевидные примеры.

Мальчик любовался котом, лакая молоко.

Читая статью на dtf, меня особенно впечатлило умение автора мастерски расставлять деепричастные обороты.

Как исправить

Есть два варианта.

1. Расписать предложение дополнительными глаголами, относящимися к нужному лицу, а затем уже добавлять действия второго лица, о котором вы хотели сказать.

Войдя в комнату, Иван услышал, как старушка за стеной сильно храпит.

Читая статью на dtf, я обратил особенное внимание на умение автора мастерски расставлять деепричастные обороты.

2. Полностью отказаться от деепричастного оборота в пользу сложносочинённого предложения.

Иван вошёл в комнату и услышал, что старушка за стеной сильно храпит.

Мальчик любовался котом, который лакал молоко.

Совет: пока вы не овладели деепричастным оборотом полностью, лучше идти вторым путём и вовсе не использовать деепричастия.

Зачем люди вставляют деепричастные обороты в свой текст

Просто так. Интуитивно кажется, что так проще и быстрее строить мысль. На деле же — это достаточно сложная конструкция, как в написании, так и для восприятия. Деепричастный оборот может разнообразить и украсить текст, но если вы не научились его применять, получите обратный эффект.

Гораздо проще написать сложносочинённую конструкцию. Вы наберёте два лишних символа, но читающему будет легче.

Как найти ошибку самому

Очень просто. Перечитайте текст, но не глазами, а вслух. Как правило, сломанный деепричастный оборот звучит ужасно, вы обязательно зацепитесь.

Набирая статью по грамматике, он не учтя, что самому не разобравшись. :(

Уверен, что и сам наошибался в куче других правил. Если найдёте что-то, обязательно подскажите, в чём мой промах.

Давайте вместе становиться лучше и относиться к нашему языку не как к помойке.

PS: на самом деле с деепричастными оборотами связаны ещё несколько сложных правил. А ещё их надо выделять запятыми. Но на это всё уже плевать, разберитесь хотя бы в базовой логике. Спасибо за внимание.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».

Верный вариант:

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

Пример 2

Предложение:

Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.

Верный вариант:

Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

Пример 3

Предложение:

Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».

Верный вариант:

Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Скачать материал

Готовимся к ЕГЭ по русскому языкуПодготовила: учитель русского языка и литера...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 32 человека из 21 региона

  • Сейчас обучается 1332 человека из 84 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Готовимся к ЕГЭ по русскому языкуПодготовила: учитель русского языка и литера...

    1 слайд

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку
    Подготовила: учитель русского языка и литературы Кириллина Т.С
    Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский район,
    МБОУ «Тумульская СОШ имени В.М.Прокопьева»

  • Задание 8Синтаксические нормы русского языкаФормулировка задания:  установит...

    2 слайд

    Задание 8
    Синтаксические нормы русского языка
    Формулировка задания: установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  • Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотамиЕсли действие, выра...

    4 слайд

    Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами
    Если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием , совершаются разными лицами, то такое предложение является грамматически неправильным.

  • Пример предложения с грамматической ошибкой, связанной с нарушением синтаксич...

    5 слайд

    Пример предложения с грамматической ошибкой, связанной с нарушением синтаксической нормы
    Возвращаясь домой, Тимура застиг дождь.

    Возвращаясь – действие, выраженное деепричастием;
    Застиг – действие, выраженное глаголом-сказуемым;
    Тимур и дождь – разные лица.

  • Правильный вариант построения предложенияВозвращаясь домой, Тимур  попал под...

    6 слайд

    Правильный вариант построения предложения
    Возвращаясь домой, Тимур попал под дождь.

    Подлежащее «Тимур» совершает действие, названное сказуемым «попал», и действие, названное деепричастием «возвращаясь».

  • КОММЕНТАРИЙВозвращаясь домой, Тимура застиг дождь.
Подлежащее «дождь» соверша...

    7 слайд

    КОММЕНТАРИЙ
    Возвращаясь домой, Тимура застиг дождь.
    Подлежащее «дождь» совершает действие, названное сказуемым «застиг», но не совершает действия, названного деепричастием «возвращаясь».

  • ПРИМЕЧАНИЕУпотребление деепричастного оборота возможно в безличном предложени...

    8 слайд

    ПРИМЕЧАНИЕ
    Употребление деепричастного оборота возможно в безличном предложении, сказуемое в котором выражено неопределенной формой глагола.

    Примеры:
    Вставляя пропущенные знаки препинания, надо вспоминать соответствующие правила.
    Выбирая экзамен, необходимо учитывать свои знания и умения.

  • Алгоритм выполнения задания:Найдите предложения с деепричастным оборотом (дее...

    9 слайд

    Алгоритм выполнения задания:
    Найдите предложения с деепричастным оборотом (деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?)
    Выделите грамматическую основу каждого продолжения предложения;
    Определите, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием.
    Если найденное вами подлежащее не выполняет действие, обозначенное деепричастием, то вы нашли правильный ответ, т.е. предложение с грамматической ошибкой.

  • Найдите предложение с деепричастным оборотом и исправьте ошибку.1) Пётр чувст...

    10 слайд

    Найдите предложение с деепричастным оборотом и исправьте ошибку.
    1) Пётр чувствовал о том, как слипаются от усталости глаза и страшно ломит тело.
    2) В конце XVII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос.
    3) Те, кто хоть немного увлекается философией, знает, что наши мысли имеют способность воплощаться в реальности.
    4) Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звёздочке».
    5) Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем.

  • ОТВЕТ:Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении...

    11 слайд

    ОТВЕТ:
    Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 5 заключается в том, что к сказуемому «была остановлена» ошибочно отнесено деепричастие «увидев». Получилось, что машина и была остановлена, и она же увидела. А это бессмысленно, ведь увидел водитель.
    Предложение можно перестроить так:

    Увидев красный сигнал светофора, водитель остановил машину.

  • Найдите предложение с деепричастным оборотом и исправьте ошибку.1) М. Горький...

    12 слайд

    Найдите предложение с деепричастным оборотом и исправьте ошибку.
    1) М. Горький писал об А.С. Пушкине, что как он «украсил народную песню и сказку блеском своего таланта!».
    2) Создавая веб-сайт, это кажется многим сложным.
    3) Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.
    4) Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов.
    5) И сейчас метеорологи в своих предсказаниях погоды опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз.

  • ОТВЕТ:Ошибка в предложении 2 заключается в том, что к сказуемому «кажется сло...

    13 слайд

    ОТВЕТ:
    Ошибка в предложении 2 заключается в том, что к сказуемому «кажется сложным» ошибочно отнесено деепричастие «создавая».
    Предложение можно перестроить так:

    Процесс создания веб-сайта многим кажется сложным.

  • Найдите предложение с деепричастным оборотом и исправьте ошибку.1) Употребляя...

    14 слайд

    Найдите предложение с деепричастным оборотом и исправьте ошибку.
    1) Употребляя ненормативную лексику, со средств массовой информации теперь взимается штраф.
    2) В конкурсе «Библиокросс» выигрывает участник, прочитающий наибольшее количество книг.
    3) Поезд не задержался, он прибыл на вокзал согласно расписания.
    4) Мы спросили, что вправе ли рассчитывать на помощь государства.
    5) Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю и наслаждаюсь классической музыкой.

  • ОТВЕТ:В предложении 1 ошибка заключается в том, что к грамматической основе «...

    15 слайд

    ОТВЕТ:
    В предложении 1 ошибка заключается в том, что к грамматической основе «взимается штраф» ошибочно отнесено деепричастие «употребляя». Ведь употребляют слова люди, а не «штраф».

    Предложение можно перестроить так:

    Если фиксируются случаи употребления ненормативной лексики, то со средств массовой информации взимается штраф.

  • Найдите предложение с деепричастным оборотом и исправьте ошибку.1) Продумав р...

    16 слайд

    Найдите предложение с деепричастным оборотом и исправьте ошибку.
    1) Продумав распорядок дня до мелочей, учитывалось то, что у меня напряжённый график работы.
    2) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.
    3) Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень».
    4) Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневается в особой роли глагола и в поэтическом, и в прозаическом тексте.
    5) В рассказе К.Г. Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.

  • ОТВЕТ:Ошибка в 1 предложении. Деепричастие «продумав» является в этом предлож...

    17 слайд

    ОТВЕТ:
    Ошибка в 1 предложении. Деепричастие «продумав» является в этом предложении добавочным действием к сказуемому «учитывалось», но оба действия должны обозначать действие одного лица. При сказуемом «учитывалось» нет лица, выполняющего действие. Нужно полностью перестроить предложение.

    Приведём верное написание:
    Продумав распорядок дня до мелочей, я учёл то, что у меня напряжённый график работы.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 284 954 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 02.11.2020
  • 2101
  • 270

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

  • 02.11.2020
  • 249
  • 1

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки оптом кроссворд 12 букв
  • Грамматические ошибки определение и примеры
  • Грамматические ошибки онлайн тест 7 класс
  • Грамматические ошибки онлайн проверка на запятые
  • Грамматические ошибки окончив школу многие пошли работать