Грамматические ошибки нарушение связи между подлежащим и сказуемым егэ

  • Главная
  • ЕГЭ. Теория по векам. Правители
  • Киевская Русь
  • Первый — последний
  • ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

 

Подлежащее и сказуемое— главные члены предложения, его грамматическая основа. В задании № 8 на ЕГЭ по русскому языку есть примеры с нарушением связи между главными членами. В чём суть ошибок, как их найти и исправить. Ответим на эти вопросы.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Типичные ошибки.

Неверное употребление рода сказуемого.

  • Пример № 1. Грамматические основы в сложном предложении.

Те, кто приехал позже, не успел вовремя прийти на совещание.

1-ая основа- те не успел (несовпадение числа)

2-ая основа – кто приехал (верно).

Суть ошибки в том, что сказуемое первой основы (успел) ставится в числе второй основы (кто приехал)

Верно.

Те, кто приехал позже, не успели вовремя прийти на совещание.

  • Пример № 2. Подлежащее — несклоняемое существительное.

         Неверно.

  Тбилиси расположились в живописном месте Кавказа. (Тбилиси – это          город, род несклоняемых существительных определяется по нарицательному существительному)

Верно.

Тбилиси расположился в живописном месте Кавказа.

Несовпадение числа подлежащего и сказуемого.

  • Неверное число при подлежащем «кто». Запомните, что при нём сказуемое всегда стоит в единственном числе.

Неверно.

Все, кто присутствовали на конференции, остались довольны её результатами.

Верно.

Все, кто присутствовал на конференции, остались довольны её результатами.

  • Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверены в успешном исходе.

Пояснение.

Во втором предложении подлежащее «каждый», и хотя участников было несколько, подлежащее стоит в единственном числе, поэтому и сказуемое тоже должно быть в единственном числе.

Верно.

Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверен в успешном исходе.

  • Запомните, если подлежащее выражено числительным и последнее слов в нём «один», то сказуемое всегда будет стоять в единственном числе.

Неверно.

Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сданы в этом году.

Верно.

Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сдан в этом году.

  • Запомните: если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое ставится в единственном числе.

Неверно.

Много лет прошли после нашей встречи.

Верно.

Много лет прошло после нашей встречи.

Особо хочу остановиться на грамматической основах, в составе которых есть слова: БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ.

1.Сказуемое стоит в единственном числе в следующих случаях.

  • Если при данных словах нет зависимых слов.

Неверно.

Большинство были согласны с выступающим.

Верно.

 Большинство было согласно с выступающим.

  • Если подлежащее- неодушевлённое существительное.

Неверно.

Несколько школ были не готовы к началу учебного года.

Верно.

Несколько школ было не готово к началу учебного года.

2.Сказуемое стоит во множественном числе в следующих случаях.

  • Если при данных словах есть зависимые слова.

Неверно.

Большинство слушателей было недовольно выступлением оратора.

Верно.

Большинство слушателей были недовольны выступлением оратора.

  • Если подлежащее- одушевлённое существительное.

Неверно.

Ряд участников выступил за предложенные изменения в уставе компании.

Верно.

Ряд участников выступили за предложенные изменения в уставе компании.

  • Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.

Неверно.

Только небольшая часть слушателей согласились прийти на вторую встречу.

Верно.

Только небольшая часть слушателей согласилась прийти на встречу.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

  • Найдите грамматическую основу предложения (или грамматические основы, если это сложное предложение).
  • Определите, в одинаковом ли роде и числе стоят главные члены. Если в разном — это ошибка.
  • Если подлежащее — слово «кто», то сказуемое – в ед. ч.
  • Если при подлежащем есть слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ, то сказуемое стоит в ед.ч. в следующих случаях: если при данных словах НЕТ зависимых слов и подлежащее- неодушевлённый предмет. В остальных случаях- множественное число.
  • Если подлежащее имеет в составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое- в единственном числе.
  • Если в подлежащем есть составное числительное, последнее слово которого «ОДИН», то сказуемое- в единственном числе.

Ребята, постоянно повторяйте вышеизложенные правила, только тогда выполнение данного задания дойдёт у вас до автоматизма.

Желаю успехов в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

E-mail

Скачать материал

Готовимся к ЕГЭГрамматические ошибки.Нарушение связи между подлежащим и ск...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 32 человека из 21 региона

  • Сейчас обучается 1332 человека из 84 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Готовимся к ЕГЭГрамматические ошибки.Нарушение связи между подлежащим и ск...

    1 слайд

    Готовимся к ЕГЭ

    Грамматические ошибки.
    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    Малыгина Ольга Николаевна,
    учитель русского языка и литературы
    ГБОУ СОШ № 88
    Санкт-Петербурга

  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – ошибка, которую часто требуетс...

    2 слайд

    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
    Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом:
    — не совпадает число подлежащего и сказуемого;
    — не совпадает род подлежащего и сказуемого.

  • Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложен...

    3 слайд

    Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила:
    Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
    Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста.
    Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
    Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
    Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
    Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
    Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.

  • Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между п...

    4 слайд

    Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым»,
    и исправим их.

    Ошибочно
    Те, кто придут позже, займут свободные места.

    Верно
    Те, кто придет позже, займут свободные места.

    Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе).
    Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число.

  • Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между п...

    5 слайд

    Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым»,
    и исправим их.

    Ошибочно
    Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.

    Верно
    Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.

    Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 –х частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.

  • Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между п...

    6 слайд

    Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.

    Ошибочно
    Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.

    Верно
    Печать, в частности молодёжные журналы, уделяет много внимания вопросам культуры.

    Основа предложения: печать уделяют (печать – в единственном числе, уделяют – во множественном числе). Хотя в предложении есть обособленная часть «в частности молодёжные журналы» во множественном числе, она не влияет на число сказуемого.
    Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «уделяют» в единственное число.

  • Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между п...

    7 слайд

    Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.

    Ошибочно
    Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.

    Верно
    Пятьдесят один строительный объект сдан в прошлом году.

    Основа предложения: пятьдесят один объект сданы.
    Так как в подлежащем есть числительное, заканчивающееся на один, сказуемое должно быть в единственном числе, хотя в предложении речь идет о нескольких объектах.
    Поэтому нужно поставить сказуемое «сданы» в единственное число.

  • Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между п...

    8 слайд

    Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.

    Ошибочно
    Сухуми раскинулась на самом берегу моря.

    Верно
    Сухуми раскинулся на самом берегу моря.

    Основа предложения: Сухуми раскинулась (Сухуми – это город, то есть слово мужского рода, раскинулась – женский род).
    Поэтому нужно поставить сказуемое «раскинулась» в мужской род.

  • Источник: http://worksbase.ru/russkii/teoriya/169-narushenie-svyazi.html

    9 слайд

    Источник: http://worksbase.ru/russkii/teoriya/169-narushenie-svyazi.html

Краткое описание документа:

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом: не совпадает число подлежащего и сказуемого; не совпадает род подлежащего и сказуемого. Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила: Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 284 954 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом:

  • не совпадает число подлежащего и сказуемого;
  • не совпадает род подлежащего и сказуемого.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила:

  • Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
  • Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
  • Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
  • Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
  • Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
  • Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Те, кто придут позже, займут свободные места.

Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе). Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число.

Верный вариант:

Те, кто придет позже, займут свободные места.

Пример 2

Предложение:

Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.

Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.

Верный вариант:

Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.

Пример 3

Предложение:

Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.

Основа предложения: команда разработали (команда – в единственном числе, разработали – во множественном числе). Хотя в предложении говорится об орнитологах, которых несколько, подлежащим является слово «команда» (т.к. команда в именительном падеже, а орнитологи в родительном падеже). Поэтому сказуемое «разработали» нужно поставить в единственное число.

Верный вариант:

Команда орнитологов из нескольких университетов разработала методику изучения редких птиц.

Пример 4

Предложение:

Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.

Основа предложения: печать уделяют (печать – в единственном числе, уделяют – во множественном числе). Хотя в предложении есть обособленная часть «в частности молодёжные журналы» во множественном числе, она не влияет на число сказуемого. Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «уделяют» в единственное число.

Верный вариант:

Печать, в частности молодёжные журналы, уделяет много внимания вопросам культуры.

Пример 5

Предложение:

Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.

Основа предложения: пятьдесят один объект сданы. Так как в подлежащем есть числительное, заканчивающееся на один, сказуемое должно быть в единственном числе, хотя в предложении речь идет о нескольких объектах. Поэтому нужно поставить сказуемое «сданы» в единственное число.

Верный вариант:

Пятьдесят один строительный объект сдан в прошлом году.

Пример 6

Предложение:

Сухуми раскинулась на самом берегу моря.

Основа предложения: Сухуми раскинулась (Сухуми – это город, то есть слово мужского рода, раскинулась – женский род). Поэтому нужно поставить сказуемое «раскинулась» в мужской род.

Верный вариант:

Сухуми раскинулся на самом берегу моря.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Подготовила: учитель русского языка и литературы Кириллина Т.С Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский район, МБОУ « Тумульская СОШ имени В.М . Прокопьева »

Слайд 2

Задание 8 Синтаксические нормы русского языка Формулировка задания: установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Слайд 4

Ошибки, связанные с нарушением связи между ПОДЛЕЖАЩИМ и СКАЗУЕМЫМ В сложноподчиненных предложениях, построенных по модели «ТЕ, КТО…», «ВСЕ, КТО…» при подлежащем КТО глагол-сказуемое ставится в единственном числе, а при подлежащих ТЕ (ВСЕ) глаголы-сказуемые употребляются во множественном числе.

Слайд 5

Пример предложения с грамматической ошибкой, связанной с нарушением синтаксической нормы Те , кто бывал в Якутии, видел , как вдоль берега реки Лена тянется комплекс вертикально вытянутых скал, получивший название Ленские столбы. Все, кто бывали в Оймяконе, знают, что в феврале 1933 года была зарегистрирована температура -67,7 градусов.

Слайд 6

Правильный вариант построения предложения Те , кто бывал в Якутии, видели, как вдоль берега реки Лена тянется комплекс вертикально вытянутых скал, получивший название Ленские столбы. Все, кто бывал в Оймяконе, знают, что в феврале 1933 года была зарегистрирована температура -67,7 градусов .

Слайд 7

Комментарий, поясняющий, чем вызвана эта ошибка У подлежащего « ТЕ » должно быть сказуемое в форме множественного числа (ВИДЕЛИ), так как подлежащее « ТЕ » стоит во множественном числе. У подлежащего « КТО » должно быть сказуемое в форме единственного числа (БЫВАЛ), так как подлежащее « КТО » стоит в единственном числе .

Слайд 8

ЗАПОМНИТЕ!!! п одлежащее ТЕ (ВСЕ) + глагол-сказуемое во МНОЖЕСТВЕННОМ числе; Подлежащее КТО + глагол-сказуемое в ЕДИНСТВЕННОМ числе.

Слайд 9

Пример предложения без местоимений «ТЕ», «ВСЕ», «КТО». Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ . подлежащее главного предложения «организм» ед. числа ; следовательно, его сказуемое « требуют » тоже должно быть ед. числа . Приведём верное написание: Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуЕт ежедневного поступления необходимых питательных веществ.

Слайд 10

Пример предложения без местоимений « ТЕ» (ВСЕ). Каждый , кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка », сочувствуют главным героям . Подлежащее КАЖДЫЙ требует сказуемого в единственном числе. Приведём верное написание: Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуЕТ главным героям.

Слайд 11

Пример предложения без местоимений «ТЕ», «ВСЕ», «КТО». Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных . подлежащее «каждый» требует единственного числа от сказуемого « запрещают ». Приведём верное написание: Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещаЕт арендаторам держать домашних животных .

Слайд 12

Пример предложения без местоимений «ТЕ», «ВСЕ», «КТО». Газета «Московский комсомолец» опубликовал статью известного кинокритика . сказуемое «опубликовал» согласовано с приложением, именем собственным. А нужно согласовать со словом «газета», оно является подлежащим. Приведём верное написание: Газета «Московский комсомолец» опубликовалА статью известного кинокритика .

Слайд 13

Пример предложения без местоимений «ТЕ», «ВСЕ», «КТО». Портмоне нашёлся, но вот денег и карт в нём не оказалось. слово « портмоне » имеет средний род . Поэтому сказуемое должно быть среднего рода. Приведём верное написание: Портмоне нашЛОСЬ , но вот денег и карт в нём не оказалось.

Слайд 14

Пример предложения без местоимения «ТЕ » (ВСЕ). Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов ? к подлежащему, выраженному местоимением КТО сказуемое ставится только в муж.роде един. числа. Приведём верное написание: Кто, как не сама природа, научиЛ будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов ?

Слайд 15

Пример предложения без местоимений «ТЕ», «ВСЕ», «КТО». Администрация города, в том числе мэр, несколько депутатов и членов комиссий, также присутствовали на открытии музея . подлежащим является слово администрация ( ед.число ), и сказуемое должно быть тоже ед. числа. Уточняющие члены не влияют на число сказуемого. Приведём верное написание: Администрация города, в том числе мэр, несколько депутатов и членов комиссий, также присутствовалА на открытии музея.

Слайд 16

Приведите верное написание Те , кто хоть раз в жизни бывал в Африке, с восторгом рассказывает о своих приключениях и мечтает вернуться туда снова. Все , кто изучали процесс развития языка, знают о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики. Многие из тех, кто прошли войну, уже не могут участвовать в парадах и праздничных шествиях. Он был одним из тех, кто не любили говорить по пустякам. Все , кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама . Те , кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь по жизни, развивает их ум и способности, благословляет на творческий поиск.

Слайд 17

Верное написание предложений Те, кто хоть раз в жизни бывал в Африке, с восторгом рассказываЮт о своих приключениях и мечтает вернуться туда снова. Все, кто изучаЛ процесс развития языка, знают о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики. Многие из тех, кто прошЕЛ войну, уже не могут участвовать в парадах и праздничных шествиях. Он был одним из тех, кто не любИЛ говорить по пустякам. Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнЯт бродягу Варлаама . Те, кто служит делу просвещения, снаряжаЮт молодых в долгий путь по жизни, развиваЮт их ум и способности, благословляЮт на творческий поиск.

Слайд 18

Приведите верное написание На уроке все, кто прочитал учебник, смог выполнить самостоятельную работу. Те, кто знал Николая до войны, не мог не заметить перемен в его характере. Все, кто безрезультатно выступал раньше против назначения Ермолова, теперь вновь поднял голову. Те, кто внимательно прочитает заглавие статьи, может определить и тему, и основную мысль текста. Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве. Те, кто читал критическую статью Н. А. Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства». Все, кто посмотрел новую киноверсию «Войны и мира», был возмущён вольностью иностранного кинорежиссёра в искажении содержания романа.

Слайд 19

Верное написание предложений На уроке все, кто прочитал учебник, смогЛИ выполнить самостоятельную работу. Те, кто знал Николая до войны, не могЛИ не заметить перемен в его характере. Все, кто безрезультатно выступал раньше против назначения Ермолова, теперь вновь поднялИ голову. Те, кто внимательно прочитает заглавие статьи, моГУт определить и тему, и основную мысль текста. Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладеваЮт им в совершенстве. Те, кто читал критическую статью Н. А. Добролюбова, знакомЫ с оценкой критика «тёмного царства». Все, кто посмотрел новую киноверсию «Войны и мира», былИ возмущён вольностью иностранного кинорежиссёра в искажении содержания романа.

Слайд 20

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением связи между подлежащим и сказуемым 1) Все, кто однажды почувствовал вкус поэтического слова, не сможет разлюбить поэзию. 2) Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика. 3) Он почему-то решил то, что ему надо срочно бежать на вокзал за билетом, потому что боялся опоздать. 4) Все, кто в других странах любит русскую культуру, знают имена великих поэтов и писателей – Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого. 5) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре).

Слайд 21

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением связи между подлежащим и сказуемым 1) В стихотворении «Мудрость языка» Борис Слуцкий вспоминает историю создания слова «лётчик» Велимиром Хлебниковым . 2) На витрине самыми запоминающимися были двое штук часов в виде фигур животных, выполненных из слоновой кости. 3) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть. 4) Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справится с контрольной работой. 5) Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет .

Слайд 22

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением связи между подлежащим и сказуемым 1) Замечательным русским поэтом, тонко чувствующий природу, является С. А . Есенин . 2) В рассказе «Рождение корабля» Борис Шергин показывает, как русские мастера строили морские суда. 3) Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе. 4) Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека. 5) Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде .

Слайд 23

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением связи между подлежащим и сказуемым 1) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются. 2) У неё браслеты были на обоих руках, а перстнями и кольцами унизаны все пальцы 3) Ч. Айтматов как-то заметил, что бывают дни, когда всё ладится и жизнь прекрасна. 4) Все, кто изучал труды Г.О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики . 5 ) Кто, как не классики литературы, должны быть авторитетом в плане владения русским языком ?

Грамматические ошибки.Задание8. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым . Варианты заданий, встречающихся в текстах.

Алгоритм выполнения задания № 8.

.Найдите грамматическую основу предложения (или грамматические основы, если это сложное предложение).

  • Определите, в одинаковом ли роде и числе стоят главные члены. Если в разном — это ошибка.

  • Если подлежащее — слово «кто», то сказуемое – в ед. ч.

  • Если при подлежащем есть слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ, то сказуемое стоит в ед.ч. в следующих случаях: если при данных словах НЕТ зависимых слов и подлежащее- неодушевлённый предмет. В остальных случаях- множественное число.

  • Если подлежащее имеет в составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое- в единственном числе.

Если в подлежащем есть составное числительное, последнее слово которого «ОДИН», то сказуемое- в единственном числе

Предложения с ошибками. Предложения без ошибок +комментарий к некоторым

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Те, кто знал Павла, не мог не заметить, как он изменился.

Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.

Те, кто знали Павла, не могли не заметить, как он изменился.

Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.

При подлежащем КТО сказуемое всегда в ед. числе).

Молодёжь города приняли активное участие в субботнике.

Молодёжь города приняла активное участие в субботнике.

(Слово «молодёжь» — ед. числа, хотя с лексической точки зрения это много людей).

1.Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от цар

2.Многие из тех, кто имели некоторые причины интересоваться его судьбой, слишком мало могли узнать о нем за всё это время

3 Те, кто пропустят пощечину и не вызовет на дуэль, подлецы.

4 Никто из проживающих точно не скажут, когда будет горячая вод

5 Немногие из моих знакомых, кто прогуливали школу, стали успешными людьми

6 Драма «Маскарад» написан М.Ю. Лермонтовым в 1835 году. 

7 Клин журавлей печально летели по хмурому осеннему небу

8 Многие из тех, кто любят посещать Третьяковскую галерею, прекрасно знают историю ее создания. 

9 И дерзкая непокорность стрельцов во время их казни, и старообрядческий фанатизм опальной боярыни Морозовой, и стоическая отрешенность ссыльного Меншикова в Березове Сурикову была близка и понятна

10 Благодаря усилиям матери уже с детства Карл и его братья и сестры приобщился к театру и участвовал в любительских спектаклях

11  В «Тихом Доне» подробно и ярко изображается такие значительные события истории, как февральский переворот, корниловский мятеж, Октябрьская революция и Гражданская война. 

12 Немало гениев вошли в мировую историю. 

13 Хочется поздравить всех, кто победили на олимпиаде по литературе. 

14 Талант и гениальность может передаваться на генном уровне

15 Обе последние пьесы Чехова — «Три сестры» и «Вишневый сад» — характеризуется гениальным по своей новаторской дерзости сочетанием драматического с комическим. 

16 Вера Игнатьевна Мухина, известный советский скульптор, создал монумент «Рабочий и колхозница».

17 Точностью и чистотой языка Лермонтова восхищался Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. 

18 Администрация города, в том числе мэр, несколько депутатов и членов комиссий, также присутствовали на открытии музея.

19 Шимпанзе сидело в клетке и злобно скалилось, показывая жёлтые зубы.

20 Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах

21 Те, кто бывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.

22  Газета «Труд» опубликовал сенсационную статью.

23 Те, кто изучают английский язык, могут читать произведения Диккенса в оригинал

24Тбилиси расположились в живописном месте Кавказа. (Тбилиси – это город, род несклоняемых существительных определяется по нарицательному существительному)

25 Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверены в успешном исходе.

26 Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сданы в этом году.

27 Много лет прошли после нашей встречи

28 Большинство были согласны с выступающим

29 Несколько школ были не готовы к началу учебного года.

30 Большинство слушателей было недовольно выступлением оратора.

31 Ряд участников выступил за предложенные изменения в уставе компании.

32 Только небольшая часть слушателей согласились прийти на вторую встречу

33 Те, кто приехал позже, не успел вовремя прийти на совещание.

34 Шоколад «Аленка» порадовала малышей

35 Собака Шарик залаял.

36 ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

37 Кресло-качалка отремонтировано.

38. [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].

39 Анна и Сергей собрался отправиться в горы, чтобы восстановить силы после всего произошедшего и просто полюбоваться красотой природы

40 Когда раздались первые звуки колокола, ворота, натужно скрипя, отворились, после чего поток людей хлынули на рыночную площадь и, казалось, затопили её в одно мгновение.

41 Все, кто видел работу гончара, поражался его удивительному мастерству.

42 Заключив годовой контракт, команда, которой, по условиям договора, предстояло дать более   концертов в разных городах нашей страны, начали напряжённо готовиться к туру.

43 Стая птиц, поднявшихся над болотом, покружили немного, громко крича, но вскоре успокоились.

44 Полшколы участвовали в организации благотворительной акции, приуроченной к Дню матери.

45 Кто из вас сегодня опоздали на первое занятие?» – строго спросил преподаватель.

46 Нельзя было не заметить, что толпа на площади гуляют с какой-то лихорадочной бодростью.

47 На конференцию, которая проходила в Москве, прибыли триста один участник из всех регионов России.

48 У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец или брат, и каждый из нас хотят, чтобы именно у его отца был самый широкий, самый чистый прокос.

49 Кто из мальчишек не мечтали прослыть силачом?

50 Кто из сестёр вам об этом сказала?

51 Заговорило сначала несколько человек туманно и нетвёрдо.

52 Все, кто знал Ивана раньше, верил в его невиновность.

53 В этом году в городе построено двадцать один дом.

54 Большинство спортсменов выступило на городских соревнованиях удачно.

55 Всё, по-видимому, и даже природа сама, вооружились против господина Голядкина.

56 Крестьянство на протяжении многих веков выращивали хлеб и кормили город.

57 Все, кто приезжал в этот красивый город, обязательно посещал краеведческий музей.

58 Без веры прекращает жизнь человеческие эмоции.

59 Операторами инфраструктуры сети железных дорог России являются ОАО РЖД.

60 Книга «Губернские очерки» М.Е. Салтыкова-Щедрина направлены против помещичьего гнёта и чиновничьего произвола.

61 Нельзя было не заметить, что толпа на площади гуляют с какой-то лихорадочной бодростью.

62 Не только победители, но и все те, кто просто участвовал в олимпиаде, получил грамоту и памятный приз.

63 Отец и дед Тетюева служил управителями в Кукарском заводе и прославились в тёмные времена крепостного права особенной жестокостью по отношению к рабочим.

64 «Молодёжь должны быть сильными, ведь за ними будущее!» – твердила Лида.

65 Я совершенно убеждён: каждый их двух братьев велики в своём актёрском мастерстве!

66 Каждая из этих моделей включают в себя целое семейство модификаций, комбинируемых из обширного набора узлов и агрегатов.

67 Ряд продуктов были не замечены проверкой, хотя срок годности у них давно истёк.

68 Многие из тех, кто любят классическую музыку, с трудом выносят прослушивание современных поп-хитов.

69 Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.

70 Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью,видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

71 Все, кто приближается к площади, ещё издали видит необыкновенной красоты храм, ставший символом города.

72 Ряд домов стоял в конце деревни.

73 Многие из тех, кто знали Чехова, помнят о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

74 Счастливы те, кто приближаются в своей жизни к идеалу, сложившемуся в юности.

75 Все, кто занимаются спортом, тщательно планируют своё время.

76  Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

77 Те, кто хоть немного увлекается философией, знает, что наши мысли имеют способность воплощаться в реальност

78 Весь день пони катало в зоопарке малышей.

79 Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневается в особой роли глагола и в поэтическом,и в прозаическом тексте

Задание 8

Практическая работа предназначена для отработки навыка согласования сказуемого с подлежащим при выполнении задания 8 ЕГЭ по русскому языку.

1. В каком случае в предложении сказуемое требует формы единственного числа?

1) Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел.. в ветвях акации.
2) В течение сотен лет на волжские просторы тянул..сь люди.
3) Студенчество города принимал.. участие в восстановлении церкви.
4) Миллионы огней и раньше и после манил.. не одного меня своей близостью.

2. В каком случае в предложении сказуемое требует формы множественного числа?

1) Ряд столов стоял.. посредине аудитории.
2) Прошл.. сто лет.
3) На совещание прибыл.. тридцать один делегат.
4) К семи часам пришл.. только трое гостей.

3. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением правил согласования подлежащего со сказуемым?

1) В ходе проверки выявлены множество различных недостатков.
2) Этим летом будут реализованы пятьдесят четыре путевки.
3) Установлено три новых олимпийских рекорда.
4) Сорок четыре депутата поддержали выступающего.

4. В каком предложении сказуемое имеет форму мужского рода?

1) Известн.. кутюрье был.. приглашен.. в Москву.
2) ООН объявил.. о внеочередном совещании.
3) СНГ объединил.. несколько бывших республик СССР.
4) Кольраби получил.. распространение не только в Европе.

5. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) Вопреки правилам дорожного движения, водители маршрутных такси совершают обгон по трамвайным путям.
2) МГУ проводит набор студентов как на дневное, так и на вечернее отделения.
3) Те, кто много курят, нередко страдают заболеваниями верхних дыхательных путей.
4) Малое предприятие выпускает горизонтальные и вертикальные жалюзи.

6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) При подготовке к экзаменам я изучил много специальной литературы.
2) В настоящее время граждане России получают паспорт в 14 лет.
3) Двоеточие ставится не только в сложном предложении, но и в простом.
4) Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.

7. Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:

1) Несколько учеников подошли к письменному столу.
2) Большинство домов обветшало.
3) В вузы поступили сорок один человек.
4) Движущей силой истории является народ.

8. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

1) Молодёжь получают знания.
2) Большая часть между ними была довольно добрые люди.
3) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.
4) Слово взяла профессор Сергеева.

9. Найдите предложение с грамматической ошибкой:

1) Свет и тепло исходили от костра.
2) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.
3) Часть станков была отправлена.
4) На столе стоят три подсвечника.

10. Найдите предложение без грамматической ошибки:

1) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.
2) СМИ провело однодневную акцию протеста.
3) С тех пор миновало пять лет.
4) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

4

1

1

3

4

3

4

2

3

https://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_number_id=16&page_numbe =2&tag_id=19

ЕГЭ-2020 по русскому языку для 11 класса | Задание 8 — варианты с ответами и разбором решения (yandex.ru)

https://saharina.ru/tests/test.php?name=test443.xml&ysclid=lel2ammlgs475515146

https://multiurok.ru/files/ege-po-russkomu-2023-zadanie-8-sintaksicheskie-nor.html?ysclid=lel2i1rpai687270490

8

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки нарушение в построении сложноподчиненного предложения братьям близнецам
  • Грамматические ошибки нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  • Грамматические ошибки нарушение в построении предложения с прич оборотом
  • Грамматические ошибки нарушение в построении предложения с однородными
  • Грамматические ошибки нарушение в построении предложения с несогласованным приложением