Задачи формирования грамматически правильной речи детей.
— Исправление грамматических ошибок в речи детей.
— Совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучение распространению предложений и составлению сложных предложений.
— Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка — тренировка детей в употреблении трудных морфологических категорий
( начиная с раннего возраста).
Грамматический строй усваивается ребёнком самостоятельно путём подражания. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. Вновь усваиваемые слова ребёнок не всегда успевает запоминать в новой грамматической форме. Поэтому нужно проводить специальное обучение трудным грамматическим формам. При этом внимание детей необходимо сосредотачивать на усвоении конкретных грамматических форм. Чтобы отобрать для этой работы слова и морфологические категории в соответствии с возрастом детей. Целесообразно закреплять трудные грамматические формы тех слов, с которыми дети знакомятся в данной возрастной период.
Морфология и синтаксис в речи детей развиваются одновременно. Но синтаксические ошибки устойчивее, чем морфологические, и сохраняются иногда даже к моменту перехода детей в школу. Эти ошибки не так заметны, т.к. дети пользуются преимущественно простыми нераспространёнными предложениями. Например: в младшем и среднем возрасте дети могут опускать и переставлять слова в предложении, опускать или заменять союзы. К пяти годам дети могут употреблять предложения из 12 — 15 слов, но количество синтаксических ошибок возрастает, т.к. им трудно следить одновременно за содержанием и формой выражения мысли.
Учитывая особенности формирования синтаксической стороны речи детей, выделяют следующие задачи:
— Контроль за правильным построением предложения
— Помощь в распространении предложения второстепенными и однородными членами.
Причины грамматических ошибок у дошкольников.
— Общие психофизиологические закономерности развития ребёнка (состояние нервных процессов, развитие внимания, памяти, мышления);
— Трудности овладения грамматическим строем языка;
— Состояние речевого аппарата и уровень развития фонематического восприятия;
— Ограниченный запас знаний об окружающем мире и объём словаря;
— Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды (состояние грамматической стороны речи окружающих взрослых: воспитатели, персонал детского сада, родственники детей);
— Недостаточное внимание к детской речи (педагогический контроль за правильностью речи ребёнка).
Пути формирования грамматически правильной речи у детей.
— Создание благоприятной языковой среды;
— Специальное обучение;
— Практика речевого общения;
— Исправление грамматических ошибок.
— Специальные занятия.
Исправление грамматических ошибок в повседневной речи детей.
Формирование грамматического строя речи детей — постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно в процессе их повседневной жизни. Не следует повторять ошибку, лучше неоднократно произнести правильную форму. Исправление делается громко, чтобы его воспринял ребенок.
Примеры игр и упражнений по морфологии:
«Чего (кого) не стало?», «Угадай, где я был?», «Один – много», «Много чего?», «Продолжи предложение», Назови ласково», «1-2-5», «Подбери пару», «Что делают?», «Кто как кричит?», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Что где лежит?», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Варим компот»; «Исправь ошибку», «Собери предложение».
Ребенок должен слышать грамматически правильную речь, потому что он подражает речи окружающих. Если взрослые говорят неправильно, то и ребенок будет говорить так же. В детском саду ребенок должен слышать речь, отвечающую грамматическим нормам русского литературного языка. Прежде всего, речь воспитателя оказывает огромное влияние на развитие речи детей, и постоянная забота воспитателя о культуре собственной речи — неотъемлемая часть совершенствования педагогического мастерства.
Требуется постоянное внимание к грамматической стороне речи детей и исправление ошибок в ней. Это необходимо для того, чтобы дети усвоили правильные грамматические формы; в то же время исправление ошибок способствует тому, что дети начинают осознавать, как надо правильно говорить. Следовательно, исправлять ошибки детей надо так, чтобы ребенок различал, как он сам говорит и как взрослый; если ребенок замечает, осознает две формы слова — неправильную и правильную, то он и сам сможет исправить ошибку; во всяком случае, он будет стараться говорить правильно.
Взрослый, заметив ошибку в речи ребенка, прежде чем исправлять ее, должен подумать, сможет ли ребенок в данный момент отвлечься от содержания речи и обратить внимание на форму слова.
На занятиях это происходит успешнее всего; вне занятий не всегда обстановка благоприятна для исправления ошибки. Когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, например в творческой игре, исправлять ошибки бесполезно.
При исправлении ошибки не следует повторять ее, а нужно предложить ребенку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно; пусть ребенок повторит за взрослым правильное слово или предложение. После одного замечания ребенок, возможно, не станет говорить правильно; языковые привычки создаются в процессе многократного повторения, нужны напоминания, а иногда и специальные упражнения.
В тех случаях, когда какие-либо грамматические ошибки широко распространены в речи детей, следует проводить специальные дидактические игры или дидактические упражнения. Выбор дидактической игры или упражнения обосновывается жизненной необходимостью упражнять детей в том, чем они еще плохо владеют. Материал для упражнения следует подбирать так, чтобы в нем были не только слова одной грамматической формы или одной грамматической категории, в которых дети делают ошибки, но и близкие к ним формы и категории, уже усвоенные детьми.
Например, если дети делают ошибки в среднем роде имен существительных, то для дидактической игры нужно подобрать слова не только среднего рода, но и женского и мужского рода, чтобы дети имели возможность сопоставить, сравнить, выделить слова среднего рода и среди других имен существительных и почувствовать особенности этих слов, дифференцировать слова среднего рода. Это, конечно, делается детьми практически — ребенок называет: голубое платье, но голубая лента или голубой шарф.
Материал дидактической игры должен быть хорошо знаком детям, слова должны вызывать конкретные, знакомые образы, сама дидактическая игра должна будить мысль ребенка. В дидактических играх желательно использовать наглядный материал: игрушки, картинки и т. п. Как и всякая дидактическая игра, специальные упражнения на формирование грамматической правильности речи проводятся живо, интересно для детей; игровое начало — залог успешного усвоения.
Приводим описание некоторых дидактических игр.
Дидактические игры на усвоение среднего рода имен существительных.
«Чудесный мешочек» (для детей 3-4 лет)
В мешочек кладутся дидактические и другие игрушки, например цветные деревянные кольца, шарики, яйца и мисочки.
Воспитательница по одному вызывает детей. Она предлагает вынуть из мешочка игрушку и назвать ее с указанием цвета (можно и размера, если в мешочек положить игрушки двух размеров). Надо иметь в виду, что называть дети должны так: голубое кольцо или голубой шарик. Если же дети скажут: шарик голубого цвета, то упражнение потеряет свой смысл, так как прилагательное «голубой» будет каждый раз согласовано со словом «цвет» (мужского рода), а нужно, чтобы дети согласовывали прилагательное с названием игрушки.
«Опиши картинку» (для детей 5-6 лет)
Подбираются предметные картинки (цветные): дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед. Воспитательница раскладывает на столе картинки обратной стороной кверху. Ребенок по вызову подходит к столу, берет картинку и называет:
— Яблоко.
— Какое?
— Большое, красноватое, спелое.
Затем определяет, к какой категории предметов относится яблоко, т. е. что это: одежда, белье, часть машины (колесо) и т. д. В начале занятия воспитатель дает указания, что должны делать или говорить дети, или сам для образца берет картинку и описывает, называя качество изображенного предмета.
Дидактическая игра на усвоение разных типов окончаний имен существительных множественного числа в винительном падеже.
«Угадай, где я был (была)» (для детей 6 лет)
Игра проводится тогда, когда у детей накопились сведения о различных представителях животного мира. По вызову воспитателя дети сообщают, кого они видели (кормили, ловили), а все угадывают, где это происходило. Например:
Я видел слонов и тигров. — В зоопарке.
Я видела белок и ежей. — В лесу.
Я видел коров и телят. — В колхозе (на ферме).
Я ловил бабочек и стрекоз. — В парке (на лугу, в саду).
Я кормил кур и цыплят. — В колхозе (на птицеферме).
Я видел львов и обезьян. — В зоопарке.
Эта игра интересна детям не столько тем, что в ней надо отгадывать, сколько необходимостью загадывать. Воспитатель должен объяснить детям, что называть животных нужно во множественном числе. «В этой игре такое правило: вы должны сказать, что видели много животных, а не одно». В случае необходимости воспитатель исправляет высказывания детей и с точки зрения грамматического строя, и по содержанию.
В этой игре встретятся имена существительные множественного числа со всеми типами окончаний в винительном падеже.
Дидактическая игра с целью закрепления в речи детей правильных форм глагола хотеть.
«Что вы хотите делать?» (для детей 4-6 лет)
Дети ходят по кругу и приговаривают: «Раз, два, три, четыре, пять, мы хотим сейчас играть!» Один ребенок входит в круг и говорит: «Я хочу плясать, а ты хочешь?» (Обращается к кому-либо из детей.) «Хочу», — отвечает тот.- «Мы хотим плясать». Они исполняют несколько плясовых движений под хлопки товарищей. Затем опять хором повторяют: «Раз, два, три, четыре, пять, мы хотим сейчас играть». Выступает кто-либо из детей, придумывая что-либо новое. Диалог повторяется.
Что касается другой стороны грамматического строя — синтаксиса, то дети совершенствуются в построении предложений в ходе обучения рассказыванию, где требуется излагать мысли в развернутой форме. Особенно большое значение имеет пересказ литературных произведений, которые являются образцом правильной в грамматическом отношении речи.
На всех занятиях (не только на занятиях по родному языку) воспитатель должен следить за речью детей и исправлять грамматические ошибки; особенно это относится к занятиям по счету, где требуется точность речи. На этих занятиях детям приходится пересчитывать и отсчитывать предметы и сопровождать словом эти действия. Нужно следить за тем, чтобы дети правильно изменяли числительные, например к пяти камешкам прибавить два и т. д.
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play
Памятка эксперту «Классификация ошибок»
К 7. Орфографические ошибки
Орфографические ошибки- неправильное написание слова, допущенное на письме, обычно в слабой фонетической позиции.
Однотипные и неоднотипные орфографические ошибки:
-
Однотипные- ошибки на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки исправляются, но при подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой. Примечание: не считаются однотипными ошибки, допущенные в словах с проверяемыми гласными в корне слова.
-
Повторяющиеся- ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти ошибки также считаются за одну.
Грубые и негрубые орфографические ошибки:
К негрубым орфографическим ошибкам относятся:
-
исключения из правил;
-
строчная и прописная буквы в собственных наименованиях;
-
не регулируемые правилами слитные и раздельные написания наречий;
-
слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемых;
-
различение НЕ и Ни в оборотах никто иной не…, ничто иное не…, не кто иной, как…, не что иное, как…, а также во фразах типа: Куда только он не обращался! Куда только он ни обращался, никто не мог дать ему ответ;
-
написание собственных имен нерусского происхождения;
-
написание И и Ы после приставок.
Другие виды ошибок:
-
Графические ошибки ( пи проверке не учитываются)- разновидность ошибок, связанных с графикой ( различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения).
-
Описки-ошибки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Они исправляются, но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок. К опискам относятся:
-
пропуски букв;
-
перестановка букв;
-
замена одних букв другими;
-
добавление лишних букв.
К 8. Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки-ошибки, связанные с нарушением пунктуационных правил. 2 негрубые пунктуационные ошибки считаются за 1.
К негрубым пунктуационным ошибкам относятся :
-
употребление одного знака препинания вместо другого;
-
пропуск одного из двойных знаков препинания;
-
нарушение последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из сочетающихся знаков;
-
не относится к ошибкам авторская пунктуация.
Понятие об однотипных ошибках НЕ распространяется на пунктуационные ошибки.
К 9. Классификация грамматических ошибок
-
ошибки в образовании слов, связанных с нарушением словообразовательных форм;
-
ошибки в образовании форм различных частей речи, связанные с нарушением морфологических норм;
-
ошибки в построении словосочетаний, связанные с нарушением синтаксических норм;
-
ошибки в построении простого предложения, связанные с нарушением синтаксических норм;
-
ошибки в построении сложного предложения, связанные с нарушением синтаксических норм.
|
|
1. |
Неправильное использование приставок: зафотографировали (вм. сфотографировали). |
2. |
Неправильное использование суффиксов: одеяло мокнуло ( вм. мокло). |
3. |
Ошибки при образовании сложных слов: полуумный (вм. полоумный). |
4. |
Неправильное образование формы И.п. мн.ч.: торта (вм. торты), договора (вм. договоры). |
5. |
Неправильная форма рода: лёгкая тюль (вм. лёгкий ). |
6. |
Неправильная форма числа: вышел на подмосток ( вм. на подмостки). |
7. |
Нарушение норм склонения иноязычных фамилий: Повесть Аркадия и Георгия Вайнер ( вм. Вайнеров). |
8. |
Неправильное образование формы Р.п. мн.ч.: Пять килограмм (вм. пять килограммов), много грузинов (вм. грузин), новыми дверями (вм. дверьми). |
9. |
Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных: Я забрал его ферзь (вм. ферьзя). |
10. |
Склонение несклоняемого существительного: Мы побывали на горном плате (вм. плато). |
11. |
Неверное образование форм кратких прилагательных: Вывод беспочвенен (лучше беспочвен), ему свойственен оптимизм ( вм. свойствен). |
12. |
Ошибки при образовании степеней сравнения: Самый талантливейший поэт ( вм. самый талантливый), более тяжелее (вм. более тяжело). |
13. |
Неправильное образование местоимений 3-го лица мн.ч.: ихний сын (вм. их). |
14. |
Ошибки в образовании личных форм глаголов: ветер колыхает листву ( вм. колышет). |
15 |
Ошибки в образовании повелительного наклонения: едь (вм. езжай), ляжь (вм. ляг). |
16. |
Неверное образование видовых форм: институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует). |
17. |
Неправильное образование действительных и страдательных причастий: Изделия, выпускающиеся в России (вм. выпускаемые). |
18. |
Ошибки при образовании деепричастий: Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия). |
19. |
Ошибки при образовании наречий ( использование разговорной формы вместо литературной): тута, здеся (вм. тут, здесь). |
|
|
1. |
Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными: Стая лебедей летели (вм. летела). Большинство участников собрания проголосовали ( вм. проголосовало). |
2. |
Неправильное употребление числа сказуемого: Там жила бабушка и ее внук (вм. жили). |
3. |
Согласование обобщающего слова и однородных членов: На конференции выступили делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва… (вм. Красноярска, Москвы). |
|
|
1. |
Употребление неверно выбранного падежа: Согласно приказа (вм. приказу), заведующий кафедры (вм. кафедрой). |
|
|
1. |
Личное местоимение дублирует подлежащее: Этот автор, он всегда ставит острые вопросы. |
2. |
Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка: Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить). |
|
|
1. |
Рассогласование времен: Учебник дает знания, научит выделять главное. (вм. дает, учит). |
2. |
Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий: Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди. |
3. |
Парное сочетание несопоставимых понятий : Родители и друзья, коллеги и дети. |
4. |
Не сочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов: Проявление заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь). |
5. |
Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных: Комната просторная и светла (вм. просторна и светла). |
|
|
1. |
Употребление противительных союзов вместо соединительных: Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него. |
2. |
Употребление лишнего союза: Онегин знал об этом, но однако ничего не предпринял. |
|
|
1. |
Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов: Как только перестал дождь, и мы отправились домой (вм. Как только перестал дождь, мы отправились домой). |
2. |
Пропуск указательного слова (неоправданный эллипсис): В армии Петя просился (?), где опаснее. |
3. |
Тавтологическое употребление союзов и союзных слов, нагромождение придаточных частей: Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди казаков нет Андрия. |
-
При вынесении грамматической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Г VII . 3
К 9. Классификация речевых ошибок
|
|
|
|
|
по значению слов. |
|
|
|
Следует сказать следующее. |
А. Блок-мастер звукозаписи. |
-
При вынесении речевой ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Р2
Классификация фактических ошибок
Ф1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное токование, неудачный подбор примеров: Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие. Ленский вернулся в свое имение из Англии. Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором. |
Ф2. Неточность в цитате, отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты: Книги много значат для меня, ведь еще Ленин сказал: «Век живи-век учись!» |
Ф3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе, временное смешение: Великая Отечественная война 1812 года. Столица США-Нью-Йорк. |
Ф4 Неточности в именах и фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров: Тургеньев, «Тарас и Бульба», в повести Тургенева «Преступление и наказание». |
-
При вынесении фактической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Ф2
Этические ошибки:
Речевая некорректность. Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающее высокомерие и циничное отношение к человеческой личности. |
Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли. Этот текст меня бесит. Это старье, именуемое классикой. |
Логические ошибки
Л1. Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте. |
На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна и Зоя Ивановна Петрова. Он облокотился спиною на батарею. |
Л2.Нарушение причинно-следственных отношений. |
В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации решаются слабо. |
Л3. Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». |
Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. (?)А как хочется, чтобы двор был украшением школы. |
Л4. Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению). |
Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать? |
Л5. Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица). |
Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы равнин. |
Л6.Сопоставление логически несопоставимых понятий. |
Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. |
Композиционно-текстовые ошибки |
|
Л7.Неудачный зачин. |
В этом тексте автор… (указание на предыдущий контекст с помощью указательных словоформ). |
Л8. Ошибка в основной части:
|
|
Л9. Неудачная концовка: дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. |
-
При вынесении логической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Л2
10