Грамматические ошибки детей 2 3 лет

Речь ребёнка в 2 года активно формируется на фоне развития основных психических процессов. Мышление помогает ему сравнивать предметы друг с другом, устанавливать простые связи. Повышение устойчивости внимания позволяет слушать рассказы или чтение взрослого. Память и восприятие всё больше совершенствуются и дают возможность с большим успехом осваивать нормы родного языка. Слушание коротких сказок и небольших рассказов происходит уже осмысленно, ребёнок может повторить за взрослым и сложные слова, простые фразы, и небольшой кусочек пересказать самостоятельно.

На втором году жизни малышу интересно всё, что происходит вокруг него. Он наблюдает за предметами окружающего мира и осваивает действия, которые с ними можно производить. Главные проводники в мир новой информации – взрослые из ближайшего окружения. Но получить от них помощь и новые знания малыш может, если он владеет речью. Общение с близкими людьми — главный стимул освоения родного языка в возрасте от двух до трёх лет.

Двухлетний ребёнок уже настолько овладел речью, что может рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить общение со сверстниками и со взрослыми.

Нормальное развитие речи ребёнка в 2 года приводит к тому, что к 2,5 годам его словарь насчитывает от 1 тыс. до 1200 слов. Это количество в 3–4 раза больше, чем тот словарный запас, с которым он пришёл к двум годам. Чаще всего он употребляет существительные (60% всего словаря) и глаголы (в среднем 25% от общего количества слов). Встречаются прилагательные (около 10%), местоимения, предлоги, и наречия.

Двухлетними детьми реже используются причастия, деепричастия и числительные. Прилагательными ребёнок обозначает:

  • размеры предметов (большой, маленький);
  • цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный);
  • свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий);
  • качества (хороший, плохой);
  • форму (круглый, квадратный, треугольный).

В речи малыша активно появляются обобщающие слова, такие как игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Он может ещё путать предметы из одной и той же группы, называя словом туфли и ботинки, и тапочки, и даже короткие сапожки или сами понятия овощи — фрукты. Всё реже и реже встречаются в речи ребёнка облегчённые слова (би-би вместо слова машина).

Активно развивается словотворчество, малыш сам придумывает слова. Доказательством того, что в этом возрасте дети способны осознавать звуковую сторону слова, может служить хрестоматийный пример, приведённый Корнеем Чуковским в его книге «От двух до пяти»: мазелин – вазелин, мокресс — компресс.

мальчик 2 года

Грамматические особенности речи

Основное наполнение детской речи в этом возрасте – простые повествовательные или восклицательные предложения. Сложные предложения появляются нечасто, их образцы должны давать в своей речи родители малыша. Например, «мы сегодня не пойдём гулять, потому что идёт дождь», или «сейчас мы почитаем книжку, а потом будем спать». Слова в предложениях у детей третьего года жизни согласованы по родам и числам, но зачастую встречаются ошибки в падежных окончаниях.

Вопросительные предложения пока задаются интонацией, хотя дети в этом возрасте уже в состоянии использовать вопросительные слова: где, почему, когда, как. Можно предложить малышу: «Спроси у бабушки, где машинка?», «Спроси папу, почему чай горячий?», давая тем самым образцы вопросительного предложения.

Звукопроизношение

Органы произношения на третьем году жизни ребёнка значительно окрепли, мышцы языка, губ, нижней челюсти работают более слаженно. Однако в звукопроизношении двухлетних зачастую встречается много трудностей, хотя малыши стараются привести её как можно ближе к той речи, которая звучит вокруг них.

Чаще всего страдает произношение шипящих звуков, которые заменяются свистящими, как более лёгкими по артикуляции (кася – каша, сяпка – шапка, коська – кошка). Твёрдые звуки могут заменяться мягкими (лапа – ляпа, дай – дяй), при стечении согласных одна из них не произносится, выпадает, особенно если это такие звуки, как ш, ж, щ, ц, ч, л, р (стой – той, травка — тавка).

Слова из 3–4 слогов ребёнок укорачивает, меняет слоги местами, пропускает отдельные звуки, хотя в простых словах те же самые звуки он произносит безупречно. Различия между звукопроизношением детей одного и того же возраста к этому периоду могут быть очень значительным. Одни дети к 3 годам осваивают все звуки родного языка, даже сложный для артикуляции звук р, а другие имеют нечёткую речь с отсутствием большей части звуков или не имеют речи совсем.

Норма речевого развития от 2 до 3 лет

Ребёнок этого возраста, с которым с первых месяцев жизни активно общались, занимались родители, свободно ориентируется в ближайшем окружении, знает названия многих предметов и действий, производимых с ними. Малыш с интересом слушает небольшие по объёму сказки с простым сюжетом. Он пока не может в полном объёме их пересказывать, но в состоянии повторить за взрослым отдельные фразы или слова.

К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть небольшие тексты, досказывать стишки, которые ему многократно читали родители, отгадывает простые загадки с подсказками в тексте. «Длинный хвост, маленькие ножки, боится кошки, пищит «пи-пи-пи». Кто это?» Хотя в речи детей недостаёт большого числа правильно произносимых звуков, высказывания малыша без труда можно понять.

Уровень речевого развития у детей от 2 до 3 лет зависит от ситуации, в которой ребёнок находится. Его пониманию недоступны отвлечённые категории, обозначаемые словами типа дружба, болезнь, страх. Грамматические ошибки в согласовании частей речи считаются в этом возрасте нормой. Фразы, произносимые малышом, чаще всего просты, хотя в них к концу третьего года могут появиться дополнения, обстоятельства: «Девочка едет на санках», «Собака быстро бежит».

Ребёнок задаёт вопросы, воспроизводит интонацию речи взрослых как по показу, так и самостоятельно. Детский голос ещё не окреп, малыш не способен управлять им в полной мере. Так, он не может произнести слова громче, если его об этом попросят, ему недоступна и шёпотная речь.

Признаки задержки развития речи

После двух лет часть ребят не могут использовать речь как средство общения из-за того, что речевое развитие детей запаздывает. Поводом для тревоги у их родителей становится полное отсутствие речи или ограниченное количество имеющихся слов. Кроме бедного словарного запаса, задержка речевого развития (ЗРР) выражается такими симптомами:

  • ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого;
  • активный и пассивный словарь накапливаются очень медленными темпами;
  • дети с трудом строят даже короткую фразу: «Девочка мяч упали или девочка мяч» (У девочки упал мяч);
  • распространённое предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым, например, Мишка косолапый вышел из леса;
  • в произносимых словах часто встречаются перестановки слогов и звуков, замещение одного звука другим;
  • при произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица;
  • он не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию, пытаться пересказать;
  • у малыша возникает сложность при собирании матрёшек, кубиков, разрезных картинок, состоящих из четырёх частей.

Самостоятельная диагностика задержки

Проведение диагностических мероприятий лучше запланировать ближе к концу третьего года жизни. Для начала нужно внимательно понаблюдать за ребёнком когда он играет, в обычных ситуациях, при общении со сверстниками и взрослыми. Обращается внимание на словарный запас малыша, на умение строить фразу, на количество слов в предложениях. Важно отметить, быстро или медленно говорит ребёнок, так как быстрый темп речи – предпосылка для возникновения заикания.

Для проверки звукопроизношения детям предлагают назвать предметы, изображённые на картинках, а не повторить слова за взрослым. Иначе он даст необъективную картину, так как ребёнок, подражая старшим, произносит звуки лучше, чем обычно. Проверяется наличие таких звуков:

  • свистящие – с, з, ц;
  • шипящие – ш, ж, ч ,щ;
  • звонкие – в, б, г, д;
  • сонорные – л, р.

Одновременно определяют, не переставляет ли малыш слоги, не пропускает ли звуки в словах, не укорачивает ли сами слова. Чтобы узнать, как ребёнок строит фразу, ему предлагают картинки с изображёнными на них действиями знакомых персонажей: детей, домашних животных. Можно для этих целей использовать иллюстрации в детских книжках. Достаточно, чтобы во фразах составленных ребёнком было 2–3 слова.

Как избежать задержки развития речи

Если ребёнок в два года говорит мало и невнятно, нужно показать его специалисту: логопеду, психоневрологу, дефектологу. Возможно, у него темповая задержка речи или общее недоразвитие речи. Для коррекции этих нарушений проводятся регулярные занятия, совместно с логопедом вырабатывается стратегия речевого поведения родителей малыша.

Чтобы развитие речи у детей 2 лет соответствовало возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать её развитие. Основные задачи, стоящие перед родителями в этот период:

ребёнок сидит и и строит пирамидку

  • Показывать пример чёткой и ясной речи, произнося слова и звуки, сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка неправильно произносимые им слова.
  • Помогать малышу с накоплением активного и пассивного словаря.
  • Учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы.
  • Совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни, заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки.
  • Использовать для развития речи лучшие образцы детской литературы: сказки, рассказики, стихотворения, потешки, песенки.

Итак, как развивать речь ребёнка, чтобы в 3 года она соответствовала норме? Полноценное развитие детей 2 лет невозможно без сенсорной базы – усвоения малышом понятий о цвете, форме, размере, количестве предметов. Накапливая эти знания, нужно использовать игры с предметами: цветные пирамидки, кубики различной величины и фактуры, сортеры, конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры. Манипулируя с ними под руководством взрослого, дети развивают мелкую моторику и запоминают качества предметов.

Пальчиковая гимнастика включается в развитие ребёнка начиная с раннего дошкольного возраста. Большое количество миниатюр, разыгранных с помощью пальчиков и ручек под стихотворное сопровождение, помогают ещё и тем, что их исполнение стимулирует речевые области головного мозга. Можно отыграть потешку своими руками или надеть на пальчики фигурки персонажей сказок, потешек, стишков. С таким пальчиковым театром крепко-накрепко запомнится любое художественное произведение.

Расширение пассивного словаря лучше всего вести по отдельным обобщающим темам: «Моя комната — мебель, игрушки», «Мы едим — овощи, фрукты, посуда», «Животные». Выбрав тему, нужно постараться чаще называть практически каждый предмет и связанное с ним действие. Этот приём склоняет малыша к запоминанию слов. Очень полезно рассматривать предметные картинки. Если родители не просто называют предмет, а обращают внимание на его качества, на то, что делают живые существа на картинке, это значительно обогащает детскую речь в 2 года.

Нужно дать образец правильного суждения: «мячик красный», а яблоко красное; «кошка лежала», а кот лежал. Такая работа – это начало освоения связной речи. Одновременно с обучением составлению фраз, обращают внимание на произносительную сторону речи. Хотя возможности малыша ещё невелики, всё равно родители учат его говорить чётко, стараться правильно произносить звуки и слова.

Развитие речи у 2-летних детей идёт во многих направлениях. Для её совершенствования требуется неустанная работа родителей по наполнению словаря, коррекции звукопроизношения, обучению детей высказываться и задавать вопросы.

Внимание к детской речи позволит в кратчайшие сроки освоить грамматику и «звуковые правила» родного языка, избежать зрр. Такую же цель преследует знакомство детей с фольклором – образцами художественной речи, проверенными временем.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление грамматических ошибок у детей с общим недоразвитием речи (сообщение для родителей)

В сообщении подобраны словесные игры,которые родители могут использовать при выполнении домашних заданий в работе по формированию лексико-грамматических средств языка….

Консультация «Исправление грамматических ошибок в повседневной речи детей»

Исправление грамматических ошибок в повседневной речи детей необходимо для того, чтобы дети привыкали к осознанию языковых норм. Неисправленная грамматическая ошибка — это лишнее подкрепление у детей …

10 игр для предупреждения грамматических ошибок в речи малышей.

Речевые игры с детьми 5-6 лет….

10 игр для предупреждения грамматических ошибок в речи малышей

Это стендовая информация для родителей. Представлены игры, которые помогут исправить грамматические ошибки в речи детей  и закрепить  правильное употребление слов….

Правила исправления грамматических ошибок

Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно. Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных…

Консультация для родителей «Пять родительских ошибок в развитии речи малыша»

-…

Использование художественного слова для предупреждения речевых ошибок у детей дошкольного возраста.

Статья поможет родителям понять, что сказка не только развлечет малыша, а  еще  — обогатит его словарный запас, научит грамотно и логично высказывать свои мысли, поможет освоить грамматическ…

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Макарова Н.В.

1

Тарасенко Е.В.

1


1 ФГБОУ ВО Таганрогский институт им. А.П. Чехова» (филиал) РГЭУ (РИНХ)

В статье раскрыты понятия «грамматическая ошибка» и «аграмматизмы детской речи», рассмотрены их общие и специфические проявления в высказываниях детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным речевым развитием. Авторами представлены основные типы морфологических и синтаксических ошибок у дошкольников, а также сделан анализ наиболее частых проявлений аграмматизмов в случае речевого недоразвития. В результате произведен сравнительный анализ ошибок в области грамматики, допускаемых старшими дошкольниками с нормальным и нарушенным речевым развитием. Выявлено, что дети с нормальным и нарушенным речевым развитием употребляют схожие ошибки, что указывает на системные ошибки в освоении языка как в онтогенезе, так и в дизонтогенезе. При этом для детей с речевыми нарушениями характерны морфологические ошибки и синтаксические конструкции, свойственные детям более раннего возраста. Словообразовательные ошибки проявляются у них достаточно редко и скудно, что связано с недостатками в развитии речемыслительной деятельности и абстрактно-логического мышления. Аграмматизмы устной речи впоследствии проявляются в школьном возрасте на письме и при чтении, что требует логопедической помощи.

общие и специфические аграмматизмы

речевые нарушения

нормальное речевое развитие детей

морфологические и синтаксические ошибки

1. Казаковская В.В. Вопросо-ответные единства в диалоге «взрослый – ребенок»: моногр. / В.В. Казаковская; отв. ред. А. В. Бондарко, М. Д. Воейковой. – СПб.: Наука, 2006. – 456 с.

2. Чернышова Е.Б., Стернин И.А. Коммуникативное поведение дошкольника / Е.Б. Чернышова, И.А. Стернин // Коммуникативное поведение. Вып. 21. – Воронеж, 2004. – 210 с.

3. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А.Н. Гвоздев; под ред. С.А. Абакумова. – М.: АПН РСФСР, 2009. – 268 с.

4. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 7. Руководство к преподаванию по «Родному слову» / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 2008. – 243 с.

5. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pedlib.ru/Books/5/0220/5_0220-1.shtml (дата обращения: 02.08.2017).

6. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: Клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2005. – 558 с.

7. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений: в 2 кн. Кн. 2 / М.Е Хватцев. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 293 с.

8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2009. – 160 с.

9. Ушакова Т.Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики / Т.Н. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 524 с.

10. Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – СПб.: Азбука, 2015. – 576 с.

В настоящее время наиболее изучены различные аспекты коммуникационного поведения детей, развивающихся в соответствии с нормой. На материале русского языка это преимущественно работы в рамках лингвистических исследований (Казаковская, 2001 [1]; Чернышова, Стернин, 2004 [2]). При этом данные о специфике формирования коммуникативных навыков у русскоязычных детей с нарушениями здоровья детей, немногочисленны.

Цель данного исследования сравнить грамматические ошибки детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным речевым развитием и выявить особенности грамматического строя речи у детей, имеющих расстройства речи.

Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А.Н. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключением из правил [3].

Грамматика, согласно определению К.Д. Ушинского, – логика языка [4, с. 243]. Любая форма в грамматике отражает определенное общее значение. Абстрагируясь от определенных значений слов и предложений, грамматика приобретает значительную отвлекающую силу, вероятность типизировать явления языка. У детей, осваивающих грамматику исключительно практически, параллельно развивается и мышление. В этом и заключается огромное значение грамматики в становлении речи и психики дошкольника.

В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи особенно актуальна в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Это диктует необходимость разграничивать типы ошибок у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием.

Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.

Проанализируем характерные грамматические ошибки в речи дошкольников, т.е. ошибки в структуре языковой единицы, представленные в учебных и методических пособиях М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной [5]. Данные ошибки делятся на две категории морфологические и синтаксические.

Морфологические ошибки в речи детей:

1. Неправильные окончания имен существительных:

  • унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных. Дети чаще всего сводят их многообразие к окончанию -ов (-ев) по образцустульевсобаков, бабочков, сестров, борщев, рублев и т.д.;
  • с нулевым окончанием:мышов, степев, тетрадков, ручков;
  • родительный падеж, единственное число:у бабушке, у подружке, без вилке;
  • неразличение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных:мыли ложка, чинили машина, строили беседка;
  • предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода:в шкафе, в угле, во рте.

2. Склонение несклоняемых имен существительных:на поне, в метре, кофи.

3. Ошибки при образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных:лошадененка, лисенка, зайчонка.

4. Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончания -а (-я) малыши говорят -ы (-и) по типустолызнамены, бревны, рукавы.

5. Изменение рода существительных:маленький груш, убери полотенцу, мама пришел, холодная чай, кофта синее.

6. Неправильное образование глагольных форм:

  • повелительное наклонение:бежи (беги), гребли (греби), плакай (плач);
  • изменение основы глагола:искать – искаю (ищу), рисовать – рисоваю (рисую); мочь – можу (могу);
  • спряжение глаголов:смотреть – смотришь (смотрю), есть – едишь (ешь), давать – дадишъ (дашь), спать – сплют (спят).

7. Образование неправильной формы причастий:сделатая, разорватая, укусатая.

8. Отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени:сильнейше, быстрейшее;

9. Неправильные окончания местоимений в косвенных падежах:у тебе красивые штаны, у мене белая рубашка,;

10. Склонение числительных:трое столбов, с двумяти, шагайте по два; или не склонение числительных:кошка с шесть котят, утка ушла с два утенка.

У малышей прослеживаются и иные ошибки, которые вызваны чертами здешних говоров, диалектной речью находящихся вокруг людей. Попадаются подобные диалектные ошибки малышей, как использование ими в родительном падеже существительных жен. рода окончания -е (-и): «у собаке», «у тете», «от бабушке», «у игрушке», «от счастье», «без вилке» или употребление существительных среднего рода в женском роде: «моя море», «теплая чай», «твоя диван», использование слов «одень» взамен надень, «раздень» взамен сними. И иные ошибки, которые зависят от той области, в которой находится дошкольник. Следует выделить, что такие ошибки в речи дошкольников исправить очень сложно, так как малыш часто слышит данную речь в семье, и не исключено, что и в детском саду.

Развитие синтаксической и морфологической сторон происходит одновременно. Синтаксические ошибки наиболее стабильны, хотя этой стороной речи дети овладевают намного проще и быстрее, чем морфологической стороной. В основном синтаксические ошибки не слишком заметны в речи детей, так как дошкольники используют простые нераспространенные предложения.

Синтаксические ошибки в речи детей дошкольного возраста прослеживаются:

  1. В нарушении порядка слов в предложении:
  • на 1 место ставится наиболее значимое для малыша слово:«Мячик папа купил?»;
  • вопросительное предложение начинается с того слова, которое кажется для ребенка более важным:«Ушел Ваня почему?»;
  • дошкольники зачастую начинают свой ответ с вопросительного слова, следовательно, на вопрос«зачем?» говорят: «Зачем что».
  1. В неправильном оформлении союзной связи:
  • опускается часть союза или союз:«Так разбилась тарелка у мамы, потому руки мокрые»;
  • замена одного союза другим:«Так они ушли, смотрели телевизор»; «Он снял теплую шубу, потому было жарко»;
  • замена правильного местоположения союза:«Они бежали, так вот, когда от дяди Саши, видят – шары» [5, с. 98].

В логопедии стойкие, повторяющиеся ошибки при оформлении грамматического строя речи принято называть аграмматизмами (от греч. agrammatos  – нечленораздельный). В специальной литературе выделяют общие аграмматизмы, которые характерны для определенного возрастного этапа в речи всех без исключения дошкольников. А также специфические аграмматизмы, которые проявляются у детей с речевыми нарушениями.

Данное явление детской речи описано в специальной литературе и позиционируется как ведущий дефект у детей с тяжелыми речевыми расстройствами: общим недоразвитием речи (ОНР), алалией, а также как вторичное нарушение при дизартрии. Аграмматизмы также характерны для задержки речевого развития, которая, как известно, всегда проявляется на ранних стадиях речевого дизонтогенеза и сопровождается длительным отсутствием фразовой речи.

А.Н. Корнев аграмматизмы называет «ошибками грамматического оформления фраз с помощью системы аффиксов и служебных слов» [6, с. 146]. По мнению исследователя, в случаях детской практики более адекватным следует считать термин «дисграмматизм», поскольку под аграмматизмом в специальной литературе принято обозначать отдельные симптомы нарушений речи у детей и у взрослых при афазии [6, с. 185].

М.Е. Хватцев описал явление аграмматизмов в детской речи еще в первой половине 20 столетия, характеризуя данный дефект недостатками употребления склонений, спряжений личных местоимений, согласованием и управлением, пропуском предлогов, неправильной расстановкой слов в предложении и пропуском слов. Ученый подчеркивал, что в случаях педагогической запущенности и низкой культуры речи и этот недостаток легко исправляется, а при тяжелой речевой патологии требуется систематическое коррекционно-логопедическое воздействие [7, с. 256].

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова наличие аграмматизмов в речи детей с ОНР объясняют трудностями в формировании их аналитико-синтетической деятельности, поскольку грамматические отношения требуют развития определенного уровня абстрактного мышления и владения языковыми обобщениями. Исследователи подчеркивают, что при недоразвитии речи дошкольники усваивают грамматические формы словоизменения и словообразования в той же последовательности, что и дети с нормальным речевым развитием, но особенностями речи детей с ОНР являются более медленный темп и дисгармония усвоения языковых норм, что впоследствии выражается в искажении общей картины речевого развития [8, с. 43].

Эмпирическое исследование типологии аграмматизмов детской речи проводилось в старшей и подготовительной к школе логопедических группах детского сада № 66 г. Таганрога в апреле – мае 2017 г. Экспериментальную группу составили 28 детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, имеющих логопедическое заключение: «Общее недоразвитие речи III-го уровня», 1 и 2 год обучения.

Изучение речи детей осуществлялось с использованием традиционных, стандартных методов и приемов логопедического обследования, описанных в специальной научно-методической литературе: беседы с ребенком, составления рассказа (предложений) по сюжетным картинам, речевых и дидактических игр («Назови много», «Назови ласково», «Один – много», «Что приготовил повар?»), отраженного проговаривания предложений и текстов за взрослым [8].

Анализ материалов исследования показал, что наиболее распространенными морфологическими ошибками в речи старших дошкольников с речевыми нарушениями являются следующие:

  1. Неправильные окончания имен существительных:
  • в форме именительного падежа множественного числа: письмы, яйцы, гнезды;
  • в форме родительного падежа единственного и множественного числа множественного числа: у машины нет колесо,в лесу живет много медведев, ежов и растет много деревов, ягодов;
  • в форме винительного падежа: мальчик нарисовал медведь, девочка кормит петушок, гуси;
  • форме творительного падежа: работает молотком, пилом и топорик;
  • в форме предложного падежа: идут на задних лапкав две собачки в модных шляпкав; я на картинкав видел, как белки на елкав прыгают; девочка мечтает платье и мишка.
  1. Cогласование числительных с существительными: пять карандашов, пять гладиолуса, пять стулов, пять чашков и др.
  2. Согласование прилагательных с существительными в роде: синяя шарф, синяя полотенце, белая окно, зеленый дерево и др.
  3. В употреблении предлогов и окончаний существительных в предложно-падежных конструкциях: кот лез по трубу вместо – вылез из трубы; идет в домвместо – идет к дому, из дома выходит вместо – из-за дома выходит; между деда и внучки стоит бабка.
  4. Ошибки в словообразовании:
  • относительных и притяжательных прилагательных: суп из картофеля – картошный; сумка из кожи – кожа`ная, кожная, кожевая; сок из персика – персикиный; лисиный хвост, зайчачий нос, девочковый бант;
  • звукоподражательных глаголов: мукает вместо мычит, гакает вместо гогочет;
  • уменьшительной формы существительного: грибчонок, домичек, зайченька, Никитонька;
  • приставочных глаголов: вокруг дома приехал, из чайника заливает в чашку, в дом зашел и др.

Недостатки синтаксического оформления речевых высказываний дошкольников с ОНР характеризуются бедностью, многочисленными пропусками и перестановками членов предложений, а также отсутствием связи между ними. Для детей характерны простые нераспространенные и распространенные предложения из 3-4-5 слов, в которых используются многочисленные перечисления, выраженные однородными членами предложения: мама мне дает водички, чай, компотик; варит мне яичко, мяску, курочку; они нашли ежика, потом отнесли, потом налили ему молока. Наибольшую трудность для детей данной категории представляют сложноподчиненные предложения, которые самостоятельно не формируются в речи и требуют специальной помощи взрослых.

В многочисленных исследованиях показано, что аграмматизмы устной речи детей с общим недоразвитием речи впоследствии проявляются и в более старшем, школьном возрасте, на письме и при чтении. Это расстройство обозначается как «аграмматическая дисграфия» и «аграмматическая дислексия» и требует особого внимания специалистов.

Таким образом, изучение устных высказываний дошкольников с речевыми расстройствами показало, что для них характерны морфологические ошибки и синтаксические конструкции, свойственные детям более раннего возраста. Наиболее частотной в речи детей можно считать уменьшительную форму существительного, поскольку она является одной из наиболее ранних онтогенетических категорий и уже достаточно хорошо усвоена к 6–7 годам. Дошкольники используют уменьшительно-ласкательные суффиксы как вспомогательные в тех случаях, когда затрудняются в образовании других грамматических форм, например, при образовании множественного числа: солдат солдатики вместо солдаты, кот – котики вместо коты. При этом уменьшительно-ласкательные суффиксы могут использоваться детьми не всегда верно.

Исследование выявило, что в речи дошкольников с ОНР преобладает использование наиболее частотных форм слов, что охарактеризовано Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой как «формообразования по аналогии с продуктивными формами» [8, с. 44]. Т.Н. Ушакова данное явление переноса определенного способа словообразования на самые разные случаи употребления слов обозначает термином «гипергенерализация» [9, с. 372].  При этом непродуктивные формы слов усваиваются в речи детей гораздо труднее и в более длительные сроки.

Известно, что в дошкольном возрасте у детей имеет место период детского словотворчества, для которого характерны пестрые и разнообразные грамматические ошибки, описанные К.И. Чуковским [10]. Важно отметить, что проявление детского словотворчества у детей с недоразвитием речи имеет место в значительно меньшей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, протекает достаточно вяло и однотипно. Исследование выявило, что у детей экспериментальной группы с ОНР словообразовательные ошибки проявлялись достаточно редко и скудно, что связано с недостатками в развитии речемыслительной деятельности и абстрактно-логического мышления. При этом у дошкольников с нормальным речевым развитием морфологические ошибки достаточно широко распространены и весьма разнообразны.

Рассмотренные типологии ошибок в речи дошкольников показывают, что дети с нормальным и нарушенным речевым развитием допускают схожие ошибки. Это указывает на общие, системные ошибки в освоении языка как в онтогенезе, так и в дизонтогенезе. Поскольку известно, что развитие ребенка с нарушениями подчиняется тем же основным закономерностям, которые характерны и для нормально развивающихся детей.

Выявление такого рода ошибок, видимо, может помочь расставить акценты в оказании помощи родителям, специалистам и педагогам в работе с любым ребенком.


Библиографическая ссылка

Макарова Н.В., Тарасенко Е.В. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26824 (дата обращения: 12.06.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Речь ребёнка в два года проходит фазу активного развития, ему необходима активная помощь родителей. Без неё малыш может столкнуться с задержкой речевого развития и его последствиями.

Речь ребёнка в 2 года активно формируется на фоне развития основных психических процессов. Мышление помогает ему сравнивать предметы друг с другом, устанавливать простые связи. Повышение устойчивости внимания позволяет слушать рассказы или чтение взрослого.

Память и восприятие всё больше совершенствуются и дают возможность с большим успехом осваивать нормы родного языка. Слушание коротких сказок и небольших рассказов происходит уже осмысленно, ребёнок может повторить за взрослым и сложные слова, простые фразы, и небольшой кусочек пересказать самостоятельно.

На втором году жизни малышу интересно всё, что происходит вокруг него. Он наблюдает за предметами окружающего мира и осваивает действия, которые с ними можно производить. Главные проводники в мир новой информации – взрослые из ближайшего окружения. Но получить от них помощь и новые знания малыш может, если он владеет речью. Общение с близкими людьми — главный стимул освоения родного языка в возрасте от двух до трёх лет.

Особенности речевого развития детей 2–3 лет

Двухлетний ребёнок уже настолько овладел речью, что может рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить общение со сверстниками и со взрослыми.

Нормальное развитие речи ребёнка в 2 года приводит к тому, что к 2,5 годам его словарь насчитывает от 1 тыс. до 1200 слов. Это количество в 3–4 раза больше, чем тот словарный запас, с которым он пришёл к двум годам. Чаще всего он употребляет существительные (60% всего словаря) и глаголы (25% от общего количества слов). Встречаются прилагательные (около 10%), местоимения, предлоги и наречия.

Двухлетними детьми реже используются причастия, деепричастия и числительные. Прилагательными ребёнок обозначает:

  • Размеры предметов (большой, маленький);
  • Цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный);
  • Свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий);
  • Качества (хороший, плохой);
  • Форму (круглый, квадратный, треугольный).

В речи малыша активно появляются обобщающие слова, такие как игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Он может ещё путать предметы из одной и той же группы, называя словом «туфли» ботинки, тапки, короткие сапожки, или сами понятия «овощи — фрукты». Всё реже встречаются в речи облегчённые слова («би-би» вместо слова машина).

Активно развивается словотворчество, малыш сам придумывает слова. Доказательством того, что в этом возрасте дети способны осознавать звуковую сторону слова, может служить хрестоматийный пример, приведённый Корнеем Чуковским в его книге «От двух до пяти»: мазелин – вазелин, мокресс — компресс.

Грамматические особенности речи

Основное наполнение детской речи в этом возрасте – простые повествовательные или восклицательные предложения. Сложные предложения появляются нечасто, их образцы должны давать в своей речи родители малыша. Например, «мы сегодня не пойдём гулять, потому что идёт дождь», или «сейчас мы почитаем книжку, а потом будем спать». Слова в предложениях у детей третьего года жизни согласованы по родам и числам, но зачастую встречаются ошибки в падежных окончаниях.

Вопросительные предложения пока задаются интонацией, хотя дети в этом возрасте уже в состоянии использовать вопросительные слова: где, почему, когда, как. Можно предложить малышу: «Спроси у бабушки, где машинка?», «Спроси папу, почему чай горячий?», давая тем самым образцы вопросительного предложения.

Звукопроизношение

Органы произношения на третьем году жизни значительно окрепли, мышцы языка, губ, нижней челюсти работают более слаженно. Однако в звукопроизношении двухлетних зачастую встречается много трудностей, хотя малыши стараются привести её как можно ближе к той речи, которая звучит вокруг них.

Чаще всего страдает произношение шипящих звуков, которые заменяются свистящими, как более лёгкими по артикуляции (кася – каша, сяпка – шапка, коська – кошка). Твёрдые звуки могут заменяться мягкими (лапа – ляпа, дай – дяй), при стечении согласных одна из них не произносится, выпадает, особенно если это такие звуки, как ш, ж, щ, ц, ч, л, р (стой – той, травка — тавка).

Слова из 3–4 слогов ребёнок укорачивает, меняет слоги местами, пропускает отдельные звуки, хотя в простых словах те же самые звуки он произносит безупречно.

Различия между звукопроизношением детей одного и того же возраста к этому периоду могут быть очень значительным. Одни дети к 3 годам осваивают все звуки родного языка, даже сложный для артикуляции звук «р», а другие имеют нечёткую речь с отсутствием большей части звуков или практически не говорят в три года.

Норма речевого развития от 2 до 3 лет

Ребёнок этого возраста, с которым всю жизнь активно общались, занимались родители, свободно ориентируется в ближайшем окружении, знает названия многих предметов и действий, производимых с ними. Малыш с интересом слушает небольшие по объёму сказки с простым сюжетом. Он пока не может в полном объёме их пересказывать, но в состоянии повторить за взрослым отдельные фразы или слова.

К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть небольшие тексты, досказывать стишки, которые ему читали родители, отгадывает простые загадки с подсказками в тексте. «Длинный хвост, маленькие ножки, боится кошки, пищит «пи-пи-пи». Кто это?». Хотя в речи детей недостаёт правильно произносимых звуков, высказывания малыша без труда можно понять.

Уровень речевого развития у детей от 2 до 3 лет зависит от ситуации, в которой ребёнок находится. Его пониманию недоступны отвлечённые категории, обозначаемые словами типа дружба, болезнь, страх. Грамматические ошибки в согласовании частей речи считаются в этом возрасте нормой. Фразы, произносимые малышом, чаще всего просты, хотя в них к концу третьего года могут появиться дополнения, обстоятельства: «Девочка едет на санках», «Собака быстро бежит».

Ребёнок задаёт вопросы, воспроизводит интонацию речи взрослых как по показу, так и самостоятельно. Детский голос ещё не окреп, малыш неспособен управлять им в полной мере. Так, он не может произнести слова громче, если его об этом попросят, ему недоступна и шёпотная речь.

Признаки задержки развития речи

После двух лет часть ребят не могут использовать речь как средство общения из-за того, что речевое развитие запаздывает. Поводом для тревоги у их родителей обычно становится отсутствие речи в 2,5 года или ограниченное количество слов в речи.

Кроме бедного словарного запаса, задержка речевого развития в 2,5-3 годам выражается такими симптомами:

  • Ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого;
  • Активный и пассивный словарь накапливаются очень медленными темпами;
  • Дети с трудом строят даже короткую фразу: «Девочка мяч упали» (У девочки упал мяч);
  • Распространённое предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым. Например, «Мишка косолапый вышел из леса»;
  • В произносимых словах часто встречаются перестановки слогов и звуков, замещение одного звука другим;
  • При произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица;
  • Не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию, пытаться пересказать;
  • У малыша возникает сложность при собирании матрёшек, кубиков, разрезных картинок, состоящих из четырёх частей.

Причинами этих нарушений могут быть как дефекты строения речевого аппарата, так и патологические отклонения от нормы структур головного мозга. У здорового ребёнка нарушения развития речи может быть от неправильного воспитания, когда с ним мало общаются, не уделяют внимания его речевому развитию. Неправильное произношение взрослым многих звуков, «сюсюканье» с ребёнком могут стать причинами функциональной задержки речи.

Проведение диагностических мероприятий лучше доверить логопеду и запланировать на 2,5 года жизни. Специалист понаблюдает за ребёнком во время игры, в обычных ситуациях, при общении со взрослыми. Обращается внимание на словарный запас малыша, на умение строить фразу, на количество слов в предложениях. Важно отметить, быстро или медленно говорит ребёнок, так как быстрый темп речи – предпосылка для возникновения заикания.

Для проверки звукопроизношения логопед предлагает назвать предметы изображённые на картинках, а не повторить слова за взрослым. Иначе будет необъективная картина, так как ребёнок, подражая старшим, произносит звуки лучше, чем обычно.

Логопедическое обследование включает множество игровых заданий, проверяется не толко произношение звуков (свистящие, шипящие, звонкие, сонорные). Определяется, не переставляет ли малыш слоги, не пропускает ли звуки в словах, не укорачивает ли сами слова.

Чтобы узнать, как ребёнок строит фразу, ему предлагают картинки с изображёнными на них действиями знакомых персонажей: детей, домашних животных. Можно для этих целей использовать иллюстрации в детских книжках. Достаточно, чтобы во фразах составленных ребёнком было 2–3 слова.

Как избежать задержки развития речи

Если ребёнок в два года говорит мало и невнятно, нужно показать его специалисту: логопеду, психоневрологу, дефектологу. Возможно, у него темповая задержка речи или общее недоразвитие речи. Для коррекции этих нарушений проводятся регулярные занятия, совместно с логопедом вырабатывается стратегия речевого поведения родителей малыша.

Чтобы развитие речи у детей 2 лет соответствовало возрастным нормам, нужно стимулировать её.

Как развивать речь ребёнка, чтобы в 3 года она соответствовала норме:

  • Показывать пример чёткой речи, произнося слова и звуки, сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка неправильно произносимые им слова.
  • Помогать малышу с накоплением активного и пассивного словаря.
  • Учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы.
  • Совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни, заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки.
  • Использовать для развития речи лучшие образцы детской литературы: сказки, рассказики, стихотворения, потешки, песенки.

Полноценное развитие детей 2 лет невозможно без сенсорной базы – усвоения понятий о цвете, форме, размере, количестве предметов. Накапливая эти знания, нужно использовать игры с предметами: цветные пирамидки, кубики различной величины и фактуры, сортеры, конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры. Играя с ними под руководством взрослого, дети развивают мелкую моторику и запоминают качества предметов.

Пальчиковая гимнастика включается в развитие ребёнка начиная с раннего дошкольного возраста. Большое количество миниатюр, разыгранных с помощью пальчиков и ручек под стихотворное сопровождение, помогают ещё и тем, что их исполнение стимулирует речевые области головного мозга. Можно отыграть потешку своими руками или надеть на пальчики фигурки персонажей сказок, потешек, стишков. С таким пальчиковым театром крепко-накрепко запомнится любое художественное произведение.

Расширение пассивного словаря лучше всего вести по отдельным обобщающим темам: «Моя комната — мебель, игрушки», «Мы едим — овощи, фрукты, посуда», «Животные». Выбрав тему, нужно постараться чаще называть практически каждый предмет и связанное с ним действие. Этот приём склоняет малыша к запоминанию слов. Очень полезно рассматривать предметные картинки. Если родители не просто называют предмет, а обращают внимание на его качества, на то, что делают живые существа на картинке, это значительно обогащает детскую речь в 2 года.

Нужно дать образец правильного суждения: «мячик красный», а яблоко красное; «кошка лежала», а кот лежал. Такая работа – это начало освоения связной речи. Одновременно с обучением составлению фраз, обращают внимание на произносительную сторону речи. Хотя возможности малыша ещё невелики, всё равно родители учат его говорить чётко, стараться правильно произносить звуки и слова.

Развитие речи у 2-летних детей идёт во многих направлениях. Для её совершенствования требуется неустанная работа родителей по наполнению словаря, коррекции звукопроизношения, обучению детей высказываться и задавать вопросы. Внимание к детской речи позволит в кратчайшие сроки освоить грамматику и «звуковые правила» родного языка, избежать задержки речевого развития. Такую же цель преследует знакомство детей с фольклором – образцами художественной речи, проверенными временем.

10 игр для предупреждения и исправления грамматических ошибок в речи малышей: играя, развиваемся.

 10 грамматических игр для малышей

10  игр для предупреждения грамматических ошибок в речи малышей.

Игра 1. Употребление слов «звонИть», «звонИт».

Неправильно: телефон звОнит (ударение на первом слоге).

Правильно: телефон звонИт.

Как предупредить или исправить речевую ошибку? Игра «Разбуди Винни-Пуха».

Поиграйте с малышом в сказку. Выберите для игры две любимых игрушки ребенка (например,  Винни-Пух и Пятачок).  Разыграйте ситуацию. Винни-Пух собрался на День рождения к Пятачку и … проспал! Пятачок не дождался гостя и стал звонить ему по телефону. Телефон звонИт, а Винни-Пух его не слышит – так крепко он спит. Давай его разбудим: «Винни-Пух! Телефон звонИт! Вставай!».  Попросите ребенка повторить фразу несколько раз. Винни-Пух сердито отвечает малышу: «Я еще посплю» и переворачивается на другой бок. Ой, какой сонный! Придется снова его будить: «Пятачок тебя ждет, он тебе звонИт! Телефон звонИт!». Снова повторяем фразу, теребим медвежонка, ласково будим. Винни-Пух не слышит нас и продолжает спать. Что же делать? Придется еще раз повторить эту фразу сонному мишке, чтобы его разбудить! Будим Винни-Пуха  с ребенком 4-6 раз. В конце игры Винни-Пух просыпается, благодарит малыша за помощь и отправляется в гости к Пятачку. Многократное повторение слова в этой веселой игре позволяет детям очень легко запомнить правильный вариант.

Игра 2. Употребление слов «надеть» и «одеть».

Неправильно: одевать на куклу.

Правильно: одевать куклу, ребенка, в шубу, в платье, но: надевать на себя.

Как предупредить или исправить ошибку в речи ребенка? Игра со словом «одеть».

Предложите ребенку поиграть. В игре Вы будете жестами показывать, как Вы ОДЕВАЕТЕ мишку или зайку на прогулку, а малышу нужно будет догадаться по Вашим жестам, что это за одежда.  Например, покажите, как Вы завязываете мишке шарф (шарфа нет, только показ жестами) и спросите: «Во что я одеваю мишку?». Или покажите, что Вы одеваете Мишку в брючки и спросите «А теперь я во что одела Мишку?». Можно показать жестом, как Вы одели рубашечку, застегиваете пуговки на рукавах.

Потом пусть малыш загадает подобные загадки Вам. В этой игре нужно часто использовать слово «одеть», и чем чаще – тем лучше! «Что я одела?» — «Ты одела  мишку в куртку?». – «Нет, я в куртку мишку не одевала. Это что-то  другое, но похожее на куртку. Отгадай, что это» — «Ты его одела в пальто?» и т.д.

Аналогично проведите игру со словом «надеть» с угадыванием действия по жестам, имитируя надевание одежды на себя – угадай, что я сейчас на себя надела?

Многократное естественное повторение слова в игре запомнится малышу. Запомнится ему и разница в ситуациях использования этих похожих слов,  и он не будет больше ошибаться.

 Игра 3. Ошибки употребления существительных во множественном числе.

Типичная детская ошибка: много яблоков, сливов, грушев, мандарин, апельсин, карандашев, ботинков, щетков и т.д.

Правильно: много яблок, груш, слив, мандаринов, апельсинов, бананов, ананасов, карандашей, щеток и т.д.

Как предупредить или исправить эти речевые ошибки в речи ребенка?

Вариант 1. Поиграйте в игру «Чего не стало». Выложите на стол 5-6 картинок, на каждой из которой изображено несколько фруктов или других предметов. Например, груши, сливы, яблоки, ананасы, бананы, мандарины. Для игры нужно подобрать те картинки, в названии которых ребенок допускает ошибки.

Попросите ребенка закрыть глаза и в это время уберите одну картинку. Попросите малыша открыть глаза, посмотреть на картинки и догадаться, чего не стало? Малыш отвечает: «Не стало груш» или «Не стало карандашей». Если он ошибается, то нужно исправить его ошибку, назвав правильный вариант. Ни в коем случае не повторяйте в своей речи ошибки ребенка! Для малыша очень важно слышать грамотную речь взрослых людей, которые его окружают.

Вариант 2. Вам понадобятся два одинаковых набора картинок. Рассмотрите с ребенком картинки и назовите, что на них нарисовано. Один набор выложите перед ребенком. Карточки из другого набора положите стопкой друг на друга. Вы берете из стопки одну картинку так, чтобы ребенок не видел, что на ней нарисовано. Попросите малыша угадать, что у Вас.

Ребенок спрашивает: «У тебя много слив?» — «Нет, у меня нет слив». – «У тебя много яблок?»  — «Нет! У меня нет яблок». – «У тебя много груш» — «Да, у меня много груш!» Как только малыш угадал картинку, поменяйтесь ролями в игре.

Многократно повторяя слова в этой увлекательной игре, ребенок их легко запоминает.

 Игра 4. Ошибки согласования прилагательных и существительных в роде, числе.

Типичная ошибка детей: зеленыя платье, красныя чашка и т.д.

Правильный вариант: зеленАЯ чашка, зеленЫЕ чашки, зеленЫЙ стаканчи, зеленОЕ стекло

Как предупредить или исправить эти ошибки в речи детей?

Поиграем в игру «Грамматические загадки». Попросите малыша отгадать, что Вы загадали:

  • зеленАЯ, красивАЯ – это лампа или абажур?
  • зеленЫЙ, красивЫЙ – это лес или полянка?
  • зеленЫЕ, красивЫЕ – это поля или сад?
  • зеленОЕ, красивОЕ – это дерево или куст?

Игра учит ребенка прислушиваться к окончаниям слов и ориентироваться на них при определении рода. В первый раз большинство малышей ошибается в отгадывании. В случае ошибки спросите ребенка: «А мы так говорим – зеленАЯ абажур? Нет. Как мы говорим – зеле….НЫЙ абажур. Значит, зеленАЯ – это что? Конечно, лампа». Достаточно быстро малыш поймет принцип выполнения задания, и ошибки согласования слов исчезнут из его речи. Чтобы игра была результативной, в ней обязательно надо очень четко интонационно выделять окончания всех слов.

Игра 5. Употребление в речи слова «пианино»

Типичная ошибка детей: «играю на пианине», «к нам привезли вчера пианину», «у пианины стоит диван», «у нас дома есть пианина».

Правильный вариант: слова «пианино» не изменяется: играю на пианино, к нам вчера привезли новое пианино, у пианино стоит диван.

Как предупредить или исправить ошибку в речи детей?

Игра «Отгадай по звуку». Возьмите разные детские музыкальные инструменты. Можете использовать аудиозаписи. Попросите ребенка на слух отгадать, на каком инструменте Вы играете (или на каком инструменте играет музыкант в аудиозаписи). Ребенок отвечает: «На барабане», «На дудочке», «На скрипке», «На пианино». Скажите малышу, что слово «пианино» — это особое слово. Оно никогда не изменяется. Мы так всегда и говорим: Я учусь играть на пианино,  пройди мимо пианино, у пианино стоит диван.

Игра 6. Употребление в речи повелительного наклонения глаголов.

Типичные ошибки: ляжь (вместо ляг), поскакай (вместо поскачи), спей (вместо спой), побежи (вместо побегай) и т.д.

Правильный вариант: поскачи, побегай, попрыгай, потанцуй, спой, спляши, покатай, положи, стой, ляг, наклонись.

Как предупредить или исправить ошибку в речи детей?

Поиграйте в игру «Мишка – физкультурник». В гости к ребенку пришел мишка, он очень любит спорт и умеет выполнять разные команды. Малыш командует, а мишка выполняет его команды: «Присядь. Стой. Побегай. Ляг». Мишка выполняет команду только в том случае, если в речи ребенка нет ошибок.

Взрослый в игре: а) дает возможность малышу самому придумать задания мишке, б) просит: «Попроси мишку лечь. Как нужно сказать? Правильно: «Мишка, ляг!» Попроси мишку спеть. А теперь попроси его потанцевать».

Игра 7. Правильное употребление глагола «хотеть».

Типичные ошибки: хочете (вместо «хотите»), «хочем» (вместо «хотим»)

Правильный вариант: мы хотим, они хотят, я хочу, ты хочешь.

Как предупредить или исправить ошибки в речи детей?  Игра «Вы хотите – мы хотим».

Лучше всего играть с несколькими детьми. Если у Вас один малыш, то можно поиграть  с игрушками – друзьями малыша. В игре мы будем вести диалог с друзьями о том, что они хотят: «Мишки, а вы хотите потанцевать? А мёда хотите?» — «Мы хотим поесть вкусной малины». – «А вы, зайки что хотите?» — «Мы хотим морковки. А вы что хотите? Хотите морковки?» — «Нет, мы хотим пойти на улицу».

Договоритесь вместе с малышом в паре о том, что вы вместе хотите делать: мы  хотим спеть (мы  хотим поехать в зоопарк, покататься на самокате и др.). Спросите у других членов семьи: «А вы хотите с нами (спеть, поехать в зоопарк и т.д.)

Игра 8. Правильное употребление неизменяемого слова «пальто».

Типичная ошибка детей: в пальте (вместо «в пальто», польты (вместо «пальто» во мн. числе).

Правильно: слово «пальто» никогда не изменяется.

Как предупредить или исправить ошибку в речи детей?

Поиграем в ателье. Делаем «конструктор» — берем кусочки ткани или цветной бумаги, клей, ножницы и бумажный трафарет для пальто. Понадобится и картон для фона будущей аппликации. И начинаем обсуждать наше будущее пальто: «У нашего пальто будут карманы? Где будут карманы у пальто? А какие будут пуговицы на пальто? Рукава у пальто будут широкими или узкими? Какого цвета будет пальто? Какой воротник у пальто?». Когда всё обсудим, вырезаем по трафарету силуэт пальто, наклеиваем его на фон, дорисовываем или приклеиваем элементы декора. Приклеивая, обговариваем все действия, многократно употребляя слово «пальто».

В конце игры спрашиваем ребенка: «Ты заметил, какое интересное слово – слово «пальто». Оно никогда не изменяется! Мы так говорим: «В шкафу висят пальто. У меня есть пальто. У пальто длинные рукава. Сегодня холодно, поэтому я пойду гулять в пальто».

 Игра 9. Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (собрался – собирается, поиграл – играет  и др.)

Типичные ошибки: вставает (вместо «встает») и другие.

Правильный вариант: собрался – собирается, умылся – умывается, идет – пришел, ест – поел, поет – спел, чистит – почистил.

Как предупредить или исправить ошибки в речи детей?

Расскажите ребенку сказку о двух зайчатах: «Жили — были два зайчика. Одного из них звали Шустрик. Как ты думаешь, почему? А другого – Догоняйка. Почему его так назвали? Да, потому что он был очень неторопливый, всё делал медленно и всегда всех догонял. Шустрик уже встал с постели, а Догоняйка еще… что делает? (встает). Шустрик уже умылся, а Догоняйка еще …? (умывается). Шустрик уже почистил зубы, а Догоняйка еще… что делает? (чистит зубы). Шустрик уже позавтракал, а Догоняйка еще… что делает? (завтракает). Шустрик уже собрался на прогулку, а Догоняйка еще…. Что делает? (собирается на прогулку)». Продолжите сюжет сказки сами, вставляя в текст сказки разные глаголы

 Игра 10. Правильное употребление неизменяемого слова «кофе»

Типичные ошибки детей: облился кофеем, кофий.

Правильный вариант: слово «кофе» не изменяется.

Как предупредить или исправить ошибки в речи детей? Играем в кафе.

Предложите ребенку открыть у Вас дома кафе. Позовите в кафе любимых друзей  и игрушки. Сначала Вы сами возьмите на себя роль официанта: «Вам чаю или кофе? Вам кофе с молоком или черный кофе? Вы больше любите сладкий кофе или несладкий? Вот Ваш кофе!» Потом эту роль выполняет ребенок, угощая Вас и всех других участников игры.

В конце игры спросите ребенка: «Ты заметил, что слово кофе никогда не изменяется? Мы так и говорим: хочу выпить кофе, мне понравился кофе».

Аналогично можно провести игру со словом «какао»

Желаем Вам успехов в развитии речи Ваших малышей! В основе всех игр, данных в этой статье — комплексный подход к развитию речи детей, разработанный в Лаборатории развития речи и творческих способностей  детей ИПППД РАО под руководством доктора педагогических наук О.С. Ушаковой.

Интересные игры для развития речи детей Вы найдете в статьях сайта:

Игры со словами: коллекция веселых речевых игр в стихах для детей. С подробным пошаговым описанием всех заданий.

Речевые игры для старших дошкольников (плюс карточка для скачивания к играм)

20 идей развития речи малышей для  занятых мам: как развивать речь детей в повседневном речевом общении, без лишних затрат денег, времени  и сил.

Речевая игра с кубиками «Составь предложение». 

Речевая готовность к школе

Грамматические игры с детьми и картинки к ним Вы также можете найти в статьях рубрики «Библиотека игр, картинок и практических материалов для занятий с детьми» .  также в статьях рубрик «Мир вокруг нас» и «Развитие речи детей 3-4 лет».

Грамматика для детей 3-4 лет.

Развитие речи: игрушки. Речевые игры для дошкольников.

Ориентация в пространстве: учимся употреблять предлоги за, перед, между — игры для малышей.

Учимся правильно употреблять предлоги в, на, под, около

О типичных речевых ошибках взрослых в общении с маленькими детьми и их преодолении Вы можете прочитать в статье: «Культура речи родителя и воспитателя»

Спасибо за интерес к развитию речи малышей :)!  Какие еще вопросы Вас волнуют? Какие ошибки в речи допускают Ваши дети? Есть ли у Вас опыт проведения грамматических игр с детьми? Приглашаю поделиться в комментариях.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки делятся на следующие виды
  • Грамматические ошибки задание 8 егэ упражнения
  • Грамматические ошибки деепричастный оборот примеры
  • Грамматические ошибки задание 7 правила
  • Грамматические ошибки деепричастный оборот презентация