Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Комната просторная и светла.
2) Согласно прогнозу погоды завтра будет снег.
3) Ребенка удалось спасти благодаря врачей.
4) Подходя к лесу, мы замедлили шаг.
Спрятать пояснение
Пояснение.
Комната просторная и светлая. Ребенка удалось спасти благодаря врачам. ИЛИ Комната просторна и светла. Ребенка удалось спасти благодаря врачам.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Верно найдены и исправлены два предложения | 2 |
Верно найдены два предложения, верно исправлено одно предложение. ИЛИ Верно найдено и исправлено одно предложение | 1 |
Дан неверный ответ.
ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные варианты предложений |
0 |
Максимальный балл | 2 |
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Комната просторная и светла.
2) Согласно прогнозу погоды завтра будет снег.
3) Ребенка удалось спасти благодаря врачей.
4) Подходя к лесу, мы замедлили шаг.
Вопрос | Правильный ответ | |
---|---|---|
Вариант 1 | Комната просторная и светлая Комната просторна и светла | |
Вариант 2 | Ребенка удалось спасти благодаря врачам |
Ответы равнозначные, порядок ввода не важен.
Пояснение:
Комната просторная и светлая.
Ребенка удалось спасти благодаря врачам.
ИЛИ
Комната просторна и светла.
Ребенка удалось спасти благодаря врачам.
Источник:
ВПР 2022. Русский язык. 8 класс. Вариант 20
Связи с вариантами
6
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые)
вариант(ы) предложения(-ий).
1) Комната просторная и светла.
2) Согласно прогнозу погоды завтра будет снег.
3) Ребенка удалось спасти благодаря врачей.
4) Подходя к лесу, мы замедлили шаг.
Чтобы не ошибиться при выполнении задания, нужно знать типы грамматических ошибок и следующие правила:
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
Ошибки в предложениях с однородными членами
1. Построение предложений с однородными членами, стоящими в разных падежах.
Во время войны народ надеялся и верил в победу-
Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им. Сказуемые «надеялся» и «верил» имеют одно зависимое слово «в победу», которое стоит в В.п. Но глагол «надеялся» не может управлять В.п. с предлогом «в» (надеялся (на кого? на что?)…), следовательно, предложение построено неверно.
Правильный вариант:
Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) в нее.
2. Пропуск предлога при однородных членах.
На земле, воде и воздухе — всюду мы защищены!
Перед словом «воздухе» необходимо добавить предлог «в», так как это слово в данном предложении не употребляется с предлогом «на».
Правильный вариант: На земле. воде и в воздухе — всюду мы защищены!
3. Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов.
В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.
«Караси, сазаны, лещи» — это вид рыбы, поэтому не могут стоять с этим словом в одном ряду однородных членов.
Правильный вариант: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.
4. Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.
На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети.
«Бабушки и дети» — тоже жильцы дома.
Правильный вариант: На собрание пришли жильцы дома.
5. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.
Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением.
«пришел с женой и плохим настроением» — логически несовместимые понятия.
Правильный вариант: Иван Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении.
6. Нарушение однородности понятий.
Мы любим футбол и стрелять.
Не могут быть однородными существительное и инфинитив.
Правильный вариант: Мы любим футбол и стрельбу.
7. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов
Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков. Репин. Айвазовский.
Все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. В данном предложении обобщающее слово «великих художников» стоит в форме Р.п., а все однородные члены: «Суриков, Репин, Айвазовский» — в форме Им.п. Значит, данное предложение построено неверно.
Правильный вариант: Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского.
8. Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и; не только…, но и…; если не…, то… и др.
Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.
Нельзя составлять неправильные пары двойных союзов: части двойного союза как…, так и являются постоянными, поэтому союзы а также в данном предложении употреблены неправильно.
Правильный вариант: Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов.
Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
При двойных (сопоставительных) союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой — при второй.
Правильный вариант: Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
9. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу.
Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.
Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу: нельзя «внести замечание».
Правильный вариант: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний.
Построение предложений с причастным оборотом
1. Разрыв причастного оборота определяемым словом.
Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
Правильный вариант: Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.
Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.
2. Нарушение согласования причастия с определяемым словом.
Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.
Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже: футболистами (какими?) победившими…
Правильный вариант: Мы гордимся нашими футболистами, победившими английскую команду.
3. Замена страдательных причастий действительными.
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
Действительные причастия на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными причастиями.
Правильный вариант: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
4. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения.
Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.
Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
Правильный вариант: Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.
Построение сложноподчиненных предложений
1. Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия.
Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.
Неправильный порядок слов: между союзным словом которые и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в той же числовой форме или иное слово.
Правильный вариант: Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.
2. Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.
Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии.
Нарушено согласование: юноши (какие) которые…
Правильный вариант: Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии.
3. Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается с союзного слова «кто».
Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной-.
Союзное слово «кто» употребляется с глаголами только в форме ед.ч. При этом также следует обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения:
Те, …, не могли не любоваться…;
тот, … не мог не любоваться и т.п.
Правильный вариант: Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
4. Смешение прямой и косвенной речи.
Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.
Нельзя использовать в придаточной, части косвенной речи местоимений 1-го и 2-го лица.
Правильный вариант: Студент грустно сказал, что он еще пока не готов отвечать.
Нарушение управления при употреблении предлогов
1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки
Благодаря доктора
больной поправился.
Поезд прибыл
согласно расписания.
Вопреки прогноза
погода была прекрасной.
Существительные после предлогов благодаря, согласно, вопреки всегда стоят в Д.п.
Правильный вариант: Благодаря (кому?) докторУ больной поправился. Поезд прибыл согласно (чему?) расписанию.
Вопреки (чему?) прогнозУ погода была прекрасной.
Ошибки в употреблении предлога «по».
По завершению учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.
Если предлог «по» имеет значение «после чего-либо», слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в П.п. (по завершениИ = после завершения учебного года; по приездЕ в санаторий = после приезда в санаторий и т.д.)
Правильный вариант: По завершениИ учебного года мы поедем в Крым.
По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.
Запомните! Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством управляют Р.п.(кого? чего?), а предлоги подобно, наперекор — Д.п. (кому? чему?): Снега не было в продолжение (чего?) месяца. Дом выстроен наподобие (чего?) куба и т.п.
Употребление названий (имен собственных) в предложении
Ошибки в употреблении имен собственных
В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
Названия произведений, картин, музыкальных произведений, фильмов, заключенные в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное существительное — жанровое обозначение.
Если это нарицательное существительное отсутствует, то изменяется имя собственное.
Правильный вариант: В кинофильме «ВойнА и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
Прочие типы ошибок
Неоправданная инверсия.
Глаза его прикрывали стекла очков.
Прямой порядок слов в предложении:
1) подлежащее предшествует сказуемому (дождь идет):
2) согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь);
3) несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба);
4) дополнение стоит после управляющего слова (вымочил листья);
5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льет).
Неоправданная перестановка подлежащего и прямого дополнения и т.п. приводит к ошибке.
Правильный вариант: Стекла очков прикрывали его глаза
Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции.
Ученый оперировал С точными фактами.
При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения.
Ученый оперировал не С чем?, а чем?
Правильный вариант: Ученый оперировал точными фактами.
Запомните некоторые сочетания слов:
скучать (по кому? чему?) – с существительными и личными местоимениями 3-го лица): скучать по нему, по морю, по лету и т.п.; скучать (по ком?) — с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн.ч.: скучать по Вас; скучали по нас;
уплатить, заплатить (за что?) уплатить, заплатить за проезд; оплатить (что?) оплатить проезд;
уверенность (в чем?) уверенность в победе;
вера (во что?) вера в победу
Классификация грамматических ошибок
Таблица наиболее распространенных грамматических ошибок
Типы ошибок |
В чем заключается данная ошибка |
Примеры ошибок |
|
Ошибки в образовании слов (нарушение словообразовательных норм) |
|||
Ошибки в образова-нии слова |
1. Неправильное использование приставок |
Зафотографировали (вм. сфотографировали) Завсегда (вм. всегда) |
|
2. Неправильное использование суффиксов |
Одеяло мокнуло (вм. мокло) Я люблю Азербайджанию (вм. Азербайджан) |
||
3. Ошибки при образовании сложных слов |
Полуумный (вм. полоумный) |
||
Ошибки в образовании форм различных частей речи (нарушения морфологических норм) |
|||
Нарушения в образо-вании форм сущест-вительных: |
1. Неправильное образование формы им. п. мн. ч. |
Директора (вм. директоры), торта (вм. торты), шофера (вм. шофёры), договора (вм. договоры) |
|
2. Неправильная форма рода |
пирожки с повидлой (вм. с повидлом) туфель порвался (вм. туфля) вкусное кофе (вм. вкусный) легкая тюль (вм. легкий) мальчик был круглой сиротой (вм. круглым) |
||
3. Неправильная форма числа |
Певец вышел на подмосток (вм. на подмостки) |
||
4. Нарушение норм склонения иноязычных фамилий |
У Барклая де Толля (вм. де Толли) Фильм снят по мотивам повести Аркадия и Георгия Вайнер (вм. Вайнеров) |
||
5. Неправильное образование формы р. п. мн. ч. |
Пять килограмм (вм. килограммов), много грузинов (вм. грузин) Доволен новыми дверями (вм. дверьми) |
||
6. Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных |
Я забрал его ферзь (вм. ферзя) |
||
7. Склонение несклоняемого существительного |
Мы побывали на горном плате (вм. плато) |
||
Нарушения в образо-вании форм прилага-тельных |
1. Неверное образование форм кратких прилагательных |
Вывод беспочвенен (лучше: беспочвен) Ему свойственен оптимизм (вм. свойствен) |
|
2. Ошибки при образовании степеней сравнения |
Самый талантливейший поэт XIX века (вм. самый талантливый) Более тяжелее перенесла разлуку Наташа (вм. более тяжело) Младшую дочь ему было жальчее (нет нормативной формы сравнительной степени) Он хорошее меня (вм. лучше) |
||
Нарушения в образо-вании форм местои-мений |
1. Неправильное образование местоимений 3-го лица мн. ч. |
Ихний сын, ихняя книга (вм. их) Сестра старше него (вм. его) Разница между ей и подругами очень большая (вм. ней) |
|
Ошибки в склонении числительных |
1. Ошибки в склонении количественных числительных |
На это потрачено около четыреста – пятьсот рублей (вм. около четырехсот – пятисот) В стах метрах (вм. в ста) Ехали двадцать два суток (ненормативное употребление) С шестидесятью рублями (вм. с шестьюдесятью) |
|
2. Ошибки в склонении составных порядковых числительных |
…до тысячи девятьсот пятого года (вм. тысяча) |
||
3. Ошибки в употреблении собирательных числительных (оба – обе) |
По обоим сторонам дороги (вм. по обеим) Ампутация обоих ног (вм. обеих) |
||
4. Ошибки в употреблении собирательных числительных (двух – двоих) |
Троих дочерей, двоих девушек (вм. колич. числит. две, три) |
||
Ошибки в образо-вании глагольных форм |
1. Ошибки в образовании личных форм глаголов |
Ветер колыхает листву (вм. колышет) Ими двигает чувство сострадания (вм. движет) |
|
2. Ошибки в образовании повелительного наклонения |
Едь (вм. поезжай) Ляжь (вм. ляг) |
||
3. Неверное образование видовых форм |
Институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует) |
||
Ошибки в образо-вании причастий и деепричастий |
1. Неправильное образование действительных и страдательных причастий |
Ручейки, стекаемые вниз, были холодными (вм. стекающие) Изделия, выпускающиеся в России, известны и за рубежом (вм. выпускаемые) |
|
2. Ошибки при образовании деепричастий |
Вышев на сцену, артист поклонился (вм. выйдя) Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия) |
||
Ошибки при образо-вании наречий |
1. Использование разговорной формы вместо литературной |
Он тута Остановите здеся |
|
Ошибки в построении словосочетаний (нарушения синтаксических норм) |
|||
Ошибки в согласо-вании |
1. Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными |
Молодежь собрались в парке (вм. собралась) Стая лебедей летели (вм. летела) Большинство участников собрания проголосовали (вм. проголосовало) |
|
2. Неправильное употребление числа сказуемого |
Чтобы приносить пользу Родине, нужно знания, честность (вм. нужны) Там жила старая бабушка и ее внук (вм. там жили) |
||
3. Согласование обобщающего слова и однородных членов |
На конференции присутствовали делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва, Орел… (вм. Красноярска, Москвы, Орла) |
||
Ошибки в управ-лении |
1. Употребление неверно выбранного падежа |
Заведующий кафедры (вм. заведующий кафедрой) Летать вертолетом (вм. на вертолете) Плыть лодкой (вм. на лодке) Согласно приказа (вм. приказу) |
|
Ошибки в построении простого предложения (нарушения синтаксических норм) |
|||
Ошибки в постро-ении простых неос-ложненных предло-жений |
1. Личное местоимение дублирует подлежащее |
Это автор, он всегда ставит острые вопросы. |
|
2. Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка |
Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить) Была организована выставка работ детей из природного материала (вм. выставка детских работ из природного материала). |
||
Ошибки в постро-ении простых пред-ложений, ослож-ненных однородны-ми членами |
1. Рассогласование времен |
Учебник дает знания, научит выделять главное (вм. дает, учит). |
|
2. Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий |
Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди. В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов. |
||
3. Парное сочетание несопоставимых понятий |
Родители и друзья, коллеги и дети, поздравляем вас… |
||
4. Несочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов |
Проявления заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь). |
||
5. Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных |
Комната просторная и светла. |
||
Ошибки в построе-нии предложений, осложненных при-частными и деепри-частными оборотами |
1. Ошибки в построении предложений с причастными оборотами |
Автор знакомит нас с Базаровым, ведущего трудовой образ жизни. (вм. ведущим) Полученные нами знания, умения и навыки при освоении русского языка… (отрыв причастного оборота от определяемого слова) |
|
2. Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами |
Проезжая мост, у меня закружилась голова (главное и дополнительное действие относятся к разным лицам) Проезжая мост, мне стало грустно (нельзя употреблять деепричастный оборот в безличном неинфинитивном предложении) Убежав от родителей, мальчик был найден… (два субъекта действия) |
||
Ошибки в построении сложного предложения (нарушения синтаксических норм) |
|||
Ошибки в построе-нии сложносочинен-ного предложения |
1. Употребление противительных союзов вместо соединительных |
Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него. |
|
2. Употребление лишнего союза |
Онегин знал, что не нужно идти на дуэль с Ленским, но однако ничего не сделал, чтобы остановить поединок. |
||
Ошибки в построе-нии сложноподчи-ненного предложе-ния |
1. Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов |
Как только перестал дождь, и мы отправились домой (Ср. Как только перестал дождь, мы отправились домой; или: Перестал дождь, и мы отправились домой) |
|
2. Пропуск указательного слова Неоправданный эллипсис) |
В армии Петя просился (?), где опаснее. |
||
3. Тавтологическое употребление союзов и союзных с лов, нагромождение придаточных частей |
Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди казаков нет Андрия. |
||
4. Употребление разнотипных придаточных частей в качестве однородных |
Дано указание: — о замене труб; — командировать инструктора; — оплата расходов (надо: о замене…, о командировании…, об оплате. Последнее, на чем я остановлюсь. |
||
5. Конец предложения смещен по отношению к началу |
, это на вопросе об использовании цитат Я слышу о том, что… (вм. слышу то, что) |
||
Ошибки в построении сложного синтаксического целого (нарушения синтаксических норм) |
|||
Нарушение смысловой и грамматической спаянности частей |
1. Неудачный зачин (сложное синтаксическое целое начинается с предложения, которое содержит указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует) |
В тексте раскрыта также проблема чести |
|
2. Ошибки в построении средней части: — сближение относительно далеких мыслей в одном предложении — отсутствие последовательности в мыслях — использование структурно однообразных предложений — основная часть содержит ненужные, не имеющие отношения к теме сведения — содержит смысловые повторы |
Простакова всячески издевалась над крепостными. Она заботилась о воспитании и обучении Митрофанушки. Простакова воспитала из Митрофанушки грубияна. Комедия Фонвизина имеет большое значение в наши дни. Я провел лето в деревне. Я помогал бабушке. Мы собирали грибы и ягоды. Мы купались в речке. Вместо рассуждения о проблеме текста, поднятой его авторм Михалковым: «Автором данного текста является Михалков. Как известно, он известный писатель, писавший стихи, басни, рассказы, повести. Они пользовались большой популярностью у детей… Проблема, поставленная в тексте… Итак, проблема заключается в том, что… |
||
3. Неудачная концовка (дублирование вывода) |
Итак, Простакова своей любовью к сыну вредит ему. Таким образом, она своей любовью воспитывает в нем лень, распушенность, бессердечие. |
||
Ошибки в употреблении параллельных синтаксических конструкций (нарушения синтаксических норм) |
|||
Ошибки в построении простых предложений вместо сложных и наоборот |
1. Употребление конструкций с причастными оборотами вместо более целесообразного использо-вания сложного предложения с придаточным определительным |
Вдали виднелись сосны, покрытые снегом, сверкавшим на солнце, играющем своими лучами (Ср.: Вдали виднелись сосны, покрытые снегом, который сверкал на солнце, играющем своими лучами) |
|
2. Употребление конструкций со словом который вместо прида-точных оборотов |
В тексте подняты вопросы, которые очень важны, которые связаны с ценностями русского народа. (Ср.: В тексте подняты вопросы, которые очень важны, связанные с ценностями русского народа) |
||
3. Ошибки в построении конструкции с деепричастным оборотом, употребленном в безличном или неопределенно-личном предложении |
Находясь в Болдине, Пушкиным была окончена 9-я глава. (Ср.: Когда Пушкин находился в Болдине, он окончил…) |
||
Ошибки в словоупотреблении
(нарушение лексических норм)
Ошибки в словоупотреблении (нарушение лексических норм) |
||
Лексические анахронизмы |
Ошибки, связанные с перенесением современного слова на действительность прошлого или наоборот, немотивированное использование архаизмов в современной речи |
В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий. Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генерасов, собравшихся в Филях.. Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи. |
Вульгаризация речи (этико-речевые ошибки) |
1. Использование стилистически сниженной и нелитературной лексики (жаргонизмов, просторечий, обсценной лексики), а также инвектив (оскорблений) |
…политические ворюги и шестерки. Хрен с ним, со старым маразматиком. Ему его мать на фиг не нужна. Да он просто придурок. За это его надо как следует отфигачить. Я ненавижу всех хачиков. |
2. Использование лингвоцинизиов – слов, оборотов речи и целых высказываний, в которых нашел отражение цинизм индивидуального и социального мышления |
Жмурик (о покойнике) накопитель (помещение для ожидания посадки в самолет) пушечное мясо (о солдатах) |
|
3. Использование слов-паразитов |
Они, так сказать, решили… Раскольников типа раскаялся Мы как бы умные люди |
|
Двусмысленность (амфиболия) |
Неоднозначность фразы, высказывания; возможность двоякого понимания речи |
Учителю надо многое сказать (учитель должен многое сказать или учителю должны многое сказать?) Мы посетили музей и вынесли из него все самое лучшее Ребенок требует ухода матери На костре – лучшие люди села. Студентам из Африки сдать хвосты на третьем этаже. Выбейте мне печенку (о покупке печени) Археологи заметили, что покойники ил южного захоронения перекликаются с покойниками северного захоронения. Прочитав роман Достоевского «Преступление и наказание», я понял, как надо решать свои проблемы |
Неблагозвучие (какология, какофония) |
Нецелесообразное стечение звуков при образовании слов, словосочетаний, предложений, вызывающие нежелательные, часто грубые, непристойные ассоциации |
Утек, подлец! Ужо постой…[ужопастой] (А. Блок) Их тыщи, а нас рать [насрат’ ] Пока, Кать [покакат’ ] И шаг твой землю тяготил [ишак твой] |
Канцелярские штампы (канцелярит) |
Стилистически не мотивированное использование канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте |
Катериной было принято решение утопиться. Наташа с Соней говорили по поводу того, как прекрасна летняя ночь. Жуковский осуществил перевод «Слова о полку Игореве». |
Нарушения лексической сочетаемости |
Нарушение говорящим правил соединения слов в словосочетание |
Микроскопическая разница (вм. незначительная) Обильное общение (обильным может быть полив грядок, а не общение) Одержать поражение (вм. победу) Павка Корчагин был политически активен в быту и в личной жизни. |
Ошибки в употреблении синонимов |
Неверный выбор одного из близких по значению слов |
Екатерина была поставлена на престол (вм. возведена) Капитан надел нарядный китель (вм. парадный) Его имя знакомо во многих странах (вм. известно) |
Ошибки в употреблении паронимов |
Неразличение паронимов |
Вы уже ходили вешаться? (вм. взвешиваться) Одень пальто (вм. надень) Скрипка в этом произведении – сольный инструмент (вм. солирующий) |
Ошибки в употреблении антонимов |
Неправильный подбор антонима |
Эта комедия вызывает у зрителя не только смех, но и сострадание (вм.: смех – слезы, сострадание – равнодушие). |
Плеоназм |
Немотивированное многословие, избыточность языковых средств для выражения данного содержания |
В апреле месяце (достаточно: в апреле) Памятный сувенир (достаточно: сувенир) Моя автобиография (достаточно: автобиография) Труп мертвеца (достаточно: труп) |
Тавтология |
Неоправданное повторение в пределах одного или соседних предложений одних и тех же, однокоренных или созвучных слов |
Следует сказать следующее С одним моряком случился случай Рост его авторитета растет Надо сказать следующее |
Ошибки в выборе слова |
Неоправданное использование похожего слова |
Пустота фамусовского общества рано возбуждала Чацкого (вм. возмущала, раздражала) А. Блок – мастер звукозаписи. |
ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (неязыковые ошибки, заключающиеся в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по теме, приводит факты, не соответствующие действительности) |
||
Ленский вернулся в свое имение из Англии. В томике Пушкина я прочитала: «Белеет парус одинокий…» «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…» Каждый образованный человек скажет тебе, что это строки из «Слова о полку Игореве». Вспоминаются замечательные строчки: «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, словно голубые…» У Юрия Лермонтова была няня Ирина Родионовна. |