Грамматическая ошибка допущена в словосочетании двое девочек

Вопрос № 31701

Перейдя через невысокий хребет мы попали в соседнюю долину поросшую густым лесом (В. К. Арсеньев).

Предложение осложнено ______ и ______ (знаки препинания не расставлены).


обособленным приложением

однородными членами

обособленным определением

обособленным обстоятельством

Вопрос № 31711

Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.


Не говоря ни слова, ни с кем не прощаясь, он покинул нас.

Тяжелый парус поднимая, рыбак идет на дальний лов.

Первые лучи солнца, пробив сквозившую тучу, блеснули в небе.

Приехав в Париж, его пригласили в посольство.

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

«Двух» или «двоих»: как пишется?

Очень часто возникает вопрос, как правильно употреблять слова «двух» или «двоих» на письме. Правильной считается только одна из этих форм, или всё-таки эти числительные равноправные? Сможем дать ответ, если вспомним правила склонения слов этой части речи и их сочетаемость.

Как правильно пишется?

Исходя из правил грамматики русского языка, нормативными считаются оба варианта – «двух» и «двоих».

Интересующие нас числительные встречаются в синонимичных конструкциях, а также сочетаются с субстантивированными частями речи. Отметим, что в литературном языке существует разграничение в использовании слов «двух» и «двоих». Их правописание зависит от того, рядом с каким существительным они употребляются. Соответственно, в первую очередь нужно проанализировать контекст. Рассмотрим эти особенности ниже.

Морфемный разбор слов «двух» и «двоих»

Для начала посмотрим, какими морфемами различаются разбираемые лексемы.

Так, слово «двух» состоит из:

В слове «двоих» выделим:

В каких случаях пишут слово «двух»

Лексема «двух» – это падежная форма количественного числительного «два». Слово «двух» может употребляться как с одушевлёнными, так и с неодушевлёнными существительными в предложном и родительном падежах.

Кроме того, именно эта форма предпочтительнее, когда нужно указать на женский род (правильно – двух женщин). Числительное «двух» сочетается с существительными, у которых нет единственного числа (например, двух ножниц). Также его уместно использовать с именами существительными, которые обозначают высоких должностных лиц (например, двух генералов, профессоров, капитанов и т.д.).

Примеры предложений

Приведём примеры контекстов с числительным «двух», чтобы закрепить приведённое правило:

В каких случаях пишут слово «двоих»

Лексема «двоих» – это падежная форма собирательного числительного «двое». Это слово можно употреблять в родительном, винительном и предложном падежах, но только с одушевлёнными существительными. Заметим, что его нельзя использовать рядом с существительными, обозначающими женский пол (двоих женщин – неправильно).

Отметим, что именно этой форме отдаётся предпочтение, если «двоих» стоит рядом с субстантивированными прилагательными мужского рода и существительными мужского рода, которые оканчиваются на «а».

Примеры предложений

Прочтём примеры предложений с числительным «двоих», чтобы понять, с какими словами оно сочетается:

Ошибочное написание слов «двух» и «двоих»

Обе формы могут оказаться неверными, если будут использоваться в неподходящем контексте, т.е. неправильно сочетаться со словами. Также некорректно – «дваих».

Заключение

Таким образом, выбрать из вариантов «двух» или «двоих» легко, если помнить о сочетаемости этих числительных.

Запомним, что форма «двух» употребляется с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными в предложном и родительном падежах.

Форма «двоих» ограничена в использовании, т.к. сочетается только с одушевлёнными существительными в родительном, винительном и предложном падеже.

Источник

Правописание «двоих» и «двух»: в каких случаях какое употреблять, примеры

«Двоих» и «двух» это не одно и то же исходное слово в различных формах, но различные падежные формы двух разных слов – количественного числительного «два» («двух») и производного от него собирательного «двое» («двоих»).

Правила употребления

Количественное числительное «двух» в падежных формах пишется, если относится к предметам:

В остальных случаях правильно будет писать формы собирательного числительного «двоих» :

Примечание: данное правило в полной мере относится и к приёмным детям, так как по закону они считаются родственниками 1-й степени – «одели на зиму двоих пасынков [падчериц]».

Грамматика

Собирательное числительное «двое» состоит из корня «дв-», суффикса «-о-» и окончания «-е». Постановка ударения дво́е; из строки в строку переносится целиком. Причисляется к именам общего рода; склоняется только по падежам:

Количественное числительное «два» состоит из одного лишь корня; из строки в строку переносится целиком. Единственного числа не имеет, склоняется по падежам, частично изменяясь по родам:

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Источник

Почему можно сказать «двое мальчиков», но нельзя «двое девочек»?

Все помнят, конечно, фильм «Доживём до понедельника» и эпизод, когда ученица Надя Агарышева читает своё сочинение о счастье и в ответ на шутку одноклассника повторяет гордо: «Да, двоих мальчиков и двоих девочек!» И допускает при этом грамматическую ошибку, которой никто, как правило, не замечает.

Так почему же «двоих девочек» — ошибка, а «двоих мальчиков» — нет?

В русском языке есть группа СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, и эти числительные, в соответствии с нормами языка, можно употреблять только с одушевлёнными именами существительными, обозначающими лиц мужского пола или детёнышей животных. То есть можно сказать двое мальчиков (двоих мальчиков, двоим мальчикам и т.д.), трое солдат, четверо друзей, пятеро медвежат, семеро козлят и пр., причём эти слова можно употребить и в сочетании с количественными именами числительными, обозначающими целые числа: два мальчика, три солдата, четыре друга, пять медвежат, семь козлят и пр. Собирательные числительные употребляются также с существительными общего рода (сирота, неряха, невежа, задира и пр.), если они относятся к лицу мужского пола (двое сирот, трое нерях).

А вот если мы употребляем в речи одушевлённые имена существительные женского рода, есть только один вариант: две девочки (двух девочек, двум девочкам и т.д.), три женщины, четыре подруги, пять старушек, шесть волчиц, семь коз, восемь коров, три неряхи и пр.

Интересно, что среди существительных мужского рода есть исключения. Например, слова мужчина, слуга употребляются только с собирательными числительными. Нельзя сказать «два слуги», «два мужчины», только двое слуг, двое мужчин. И наоборот, существительные маршал, профессор, президент не употребляются с собирательными числительными. Возможен только вариант два президента, три маршала, четыре профессора.

Только с собирательными числительными сочетаются имена существительные типа ворота, ножницы, брюки, сани, очки (они не имеют формы единственного числа): двое ворот, двое очков, трое саней и пр., а также существительные, обозначающие парные предметы: чулки, носки, валенки и др. Причём словосочетания двое носков, двое чулок, трое валенок обозначают две (три) пары, а два чулка, два носка, три валенка – два (три) этих предмета.

Если поразмышлять над названием фильма «Семеро смелых», мы поймём, что в нём подразумевается сочетание с одушевлённым именем существительным мужского рода (семеро смелых мужчин, человек, бойцов, среди которых могли быть и женщины, но они всё равно бойцы – слово мужского рода…).

Таким образом, героиня фильма «Доживём до понедельника» должна была сказать либо «двоих мальчиков и двух девочек», либо «двух мальчиков и двух девочек».

Источник

Поиск ответа

Ответ справочной службы русского языка

Вне контекста такое употребление представляется некорректным.

Ответ справочной службы русского языка

подскажите можно ли писать : предоставляется поездка на 2-их и если можно что за правила к этому подходят спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Собирательные числительные (_двое, трое, четверо_) не пишутся цифрами, верное написание: _поездка на двоих _.

Поздравляем двух победителей! или Поздравляем двоих победителей! Какой вариант правильный и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Верны оба варианта, существительные мужского рода, обозначающие лиц, могут употребляться как с количественными, так и с собирательными числительными.

Скажите пожалуйста, как правильно сказать: Номер на двух человек или на двоих человек. Номер на пять человек или на пятерых человек. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Собирательные числительные (в тому числе _двое_) сочетаются с неодушевленными существительными, употребляющимися только во множественном числе и названиями парных предметов, существительными мужского и общего родов. С существительными женского рода употребляется только вариант _две_.

Ответ справочной службы русского языка

В форме именительного падежа предпочтительно: _двое коллег_, в формах косвенных падежей возможны оба варианта: _ двоих коллег_ и _двух коллег_.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Корректны оба варианта: _Он имеет двух внуков_ и _Он имеет двоих внуков_.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, корректно ли выражение: «Сдаю квартиру двум людям»? Если нет, то как правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Возможно, лучше: _Сдаю квартиру для двоих / двоим_.

Употребление собирательных числительных с лицами мужского пола вариант: двух идолов или двоих идолов клубного мира

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Корректен и первый, и второй вариант.

Как правильно пишется в течение двух суток или в течение двоих суток и почему? Правильно ли звучит выражение «неоднократно повторенные тексты»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

1. Правильно: _в течение двух суток_. Слово _двое_, которое употребляется с существительными, не имеющими единственного числа, в родительном падеже имеет форму _двух_ (сравните с формой слова _двое_, употребляющегося с одушевлёнными существительными мужского и среднего рода: _ двоих подростков_).
2. Сочетание корректно.

Как правильно «уволить двух сотрудников» или «уволить двоих сотрудников»?

Ответ справочной службы русского языка

Источник

Поиск ответа

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно: участие двух представителей или двоих представителей?

Ответ справочной службы русского языка

Уважаемые Господа! Как будет правильно: двум или двом детям; о двух или о двоих ребятах?

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно употребить собирательные числительные: двоим детям, о двоих ребятах.

Здравствуйте! Увидела в книге такую фразу «снимать квартиру напополам» можно ли так говорить?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта возможны согласно правилам.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

1. Верно: _двух дочерей_. 2. Корректно: _не удовлетворены_. 3. Дополнительные знаки препинания не требуются. 4. Возможны варианты: _ненамного_ (если подчеркивается, что показатель снизился) и _не намного_ (если подчеркивается, что снижение не было сильным). 5. В обоих случаях верно раздельное написание.

Скажите пожалуйста, как правильно: «двух человек» или » двоих человек». Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Прозвучало в СМИ: «Двое азербайджанцев задержаны в городе за торговлю наркотиками»…». Мне кажется, будет правильней написать: « Двоих азербайджанцев задержали в городе за торговлю наркотиками»»

Ответ справочной службы русского языка

как вернее: 1) по уходу за ребенком по достижении (ю) возраста одного года. 2) Двоих или двух детей?

Ответ справочной службы русского языка

правильно ли написано в сми :»Двое азербайджанцев задержаны в городе за торговлю наркотиками» мне кажется правильней будет- двоих азербайджанцев задержали за.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны с точки зрения русского языка. Мы имеем дело с синтаксической синонимией. Это явление, когда предложения можно построить по-разному, а их смысл одинаков.

Как правильно: «мать двух детей» или «мать двоих детей»?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

В «Справочное бюро» приходит много вопросов, иногда мы не успеваем отвечать на все вопросы каждого посетителя. 1. Слово _варенье_ обычно употребляется в форме единственного числа. Слова _маринад, соленье_ во множественном числе употребляются регулярно. 2. Предпочтительно: _Один мямлик может перевезти двух хрустиков. Сколько хрустиков могут перевезти два мямлика?_

Добрый день! Подскажите, в каких случаях правильно употреблять «двух», а когда » двоих «? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

собирательные числительные (_двое, трое, четверо_) употребляются с существительными мужского, среднего, общего рода, с существительными, которые употребляются только в форме множественного числа. Числительные _два, три_ и т. д. употребляются с существительными мужского, женского, среднего и общего рода.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется двоих девочек или двух девочек, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как пишется двоих девочек или двух девочек», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Ошибки в употреблении числительных примеры. Морфологические ошибки

Слова, предназначенные для обозначения чисел, называются числительными. Имя числительное может называть отвлечённое число, количество и порядок предметов при счёте. Поэтому по значению числительные делятся на количественные и порядковые. Среди количественных выделяются числительные, называющие целые и дробные числа, а также собирательные числительные. По составу имена числительные бывают простые, сложные и составные.

При употреблении числительных основные трудности связаны со склонением сложных и составных количественных числительных. Знание этих правил проверяется в задании типа 6. В задании же 7 будут задания, связанные с умением сочетать определённые числительные с именами существительными.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВИЛ И ОШИБОК

7.10.1 Ошибки при употреблении собирательных числительных

1) с существительными мужского рода и общего рода, называющих лиц МУЖСКОГО пола : четверо школьников, двое преподавателей, трое друзей, двое сирот ;

2) с названиями детёнышей животных : пятеро котят, двое щенят, трое медвежат ;

3) с существительными дети, ребята, люди, лица

4) с существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими парные предметы : трое ножниц, двое носков, пятеро суток, двое брюк ;

5) с личными местоимениями : Нас, их, вас было семеро.

6) c субстантивированными словами, то есть теми, что могут употребляться как имена существительные: пришедшие, опоздавшие, больные и многими другими. Например, трое опоздавших зашли в аудиторию, четверо больных ожидали в приёмной

Если тип слова, с которым употреблено числительное, не указан в правиле, с ним строить словосочетание нельзя.

1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

2. Трое экземпляров было передано в музей.

3. Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

1. Из школы вышли семь девочек (женский род, нельзя собирательное) и пятеро мальчиков.

2. Три экземпляра (не лицо мужского пола, нельзя) были переданы в музей.

3. Два дня (не лицо мужского пола) и две ночи (женский род ) мы готовились к экзамену.

7.10.2 Ошибки при употреблении числительного ОБА/ОБЕ

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. По обоим сторонам дороги росли липы.

2. Обое ребят были чем-то озабочены.

Приведём исправленный вариант.

1. По обеим сторонам дороги росли липы. (женский род!)

2. Оба были чем-то озабочены (нет у слова ОБА множ. числа)

7.10.3 Ошибки при употреблении простых числительных, оканчивающихся на два, три, четыре

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Состоялось двадцать две/два/двое переговоров.

2. Он провёл в больнице двадцать три/трое сутки.

3. Во дворе установили три качели.

4. Двадцать четыре саней участвовали в экспедиции

Приведём исправленный вариант.

1. Приняли участие в двадцати двух переговорах (не получится сделать «двадцать двое» переговоров, нет такого собирательного числительного.)

2. Он находился в больнице на протяжении двадцать трёх суток. (только с заменой на в течение/на протяжении)

3. Во дворе установили трое качелей (слово «качели» не имеет форму ед. числа, поэтому используем собират. числит.)

4. Экипажи двадцати четырёх саней участвовали в экспедиции (меняем падеж, по другому нельзя)

Сочетания типа «33 ножниц», «22 плоскогубцы», «24 сутки» невозможно ни прочитать правильно, ни записать.

7.10.4 Ошибки в управлении при обозначении даты

В сочетаниях порядковых числительных с именами существительными, которые обозначают даты,

числительное управляет существительным, а значит, при склонении числительного имя существительное должно оставаться в одной и той же форме.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Выделим неверные окончания.

1. Поздравить с Восьмым мартом

2. Подготовить презентацию к первому апрелю

3. Вспоминать о Девятом мае

Приведём исправленный вариант.

1. Поздравить с Восьмым мартА

2. Подготовить презентацию к первому апрелЯ

3. Вспоминать о Девятом маЯ

7.10.5 Ошибки при использовании дробных числительных полтора (полторы) и полтораста

Полтораста — это 150, полтора — один с половиной.

Эти дробные числительные легко сочетаются с именами существительными в именительном и винительном падеже, например полтора метра, полтора яблока, полторы недели, полтораста рублей. При изменении по падежам возникают сложности. На что нужно обращать внимание?

1. На форму числительного.

2. На форму имени существительного.

Обратите внимание: эти случаи часто используются и в задании 6.

Во всех остальных падежах — ПОЛУТОРА, имя существительное ставится во множественном числе: не более полутора литров, в течение полутора минут, в полутора километрах

Слово ПОЛТОРАСТА во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеет форму ПОЛУТОРАСТА независимо от рода; существительное ставится всегда во множественном числе.

Например: около полутораста человек, в полутораста километрах от областного центра

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Потратили на покупку не более полто ры тысяч рублей.

3. В митинге приняли участие около полтор аста жителей.

4. Мы находились в полуторастах километров .

Приведём исправленный вариант

1. Потратили на покупку не более полУтора (род. падеж) тысяч (мн. число) рублей.

3. В митинге приняли участие около полУтораста (род. падеж) жителей (мн. число) .

4. Мы находились в полуторастА (род. падеж) километрАХ (мн. число) .

Лингвисты пророчат, что в скором времени мы перестанем склонять числительные совсем, уж слишком часто путаются даже образованные люди. К тому же числительные можно записать цифрами. Но время от времени их нужно произносить вслух, причём в разных падежах. Как правильно, «трехстам» или «тремстам», «с девяноста» или с «девяностами»? «Мел» разбирает самые популярные ошибки в употреблении числительных.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Правильно : в кошельке не хватает двухсот рублей

Проблемными считаются числительные «двести», «триста», «четыреста», а также последующие сотни, оканчивающиеся на -сот. Числительное «двести» не только забывают склонять, но и зачастую делают это некорректно: «У меня нет двухста рублей» или «у меня нет двести рублей». Родительный падеж от слова «двести» только один — «двухсот». Соответственно, будет «трёхсот», «четырёхсот», «пятисот» (не пятиста!) и так далее.

Правильно : тремстам студентам сделали выговор

Часто ошибаются на хитрой букве «х», которая то появляется в сложных количественных числительных — «трёхсот» (р.п.), «(о) трёхстах (п.п.), — то исчезает — «трёмстам» (д.п.), «трёмястами» (т.п.). Запоминаем и больше не сомневаемся.

Правильно : девятиклассники выиграли восемнадцать конкурсов

Возможно, это будет слишком простой пример для читателей «Мела», но повторение — мать учения. В сложных числительных от 15 до 19 мягкий знак в середине не пишется. Никогда. А вот в числительных на -десят (от 50 до 80) и на -сот (от 500 до 900) — наоборот, в середине ставим мягкий знак. Будет не «пятдесят», а «пятьдесят».

Правильно : он остался с девяноста рублями

Важно запомнить, что у числительных «сорок», «девяносто» и «сто» существует только две формы. Так, в именительном и винительном падежах будет «сорок», «девяносто» и «сто», а во всех остальных — «сорока», «девяноста» и «ста». Поэтому никаких «девяностами», «сороках» и тому подобное.

Правильно : ролик собрал более 15,5 миллиона просмотров

Здесь всё достаточно просто: в дробных числительных дробь управляет существительным. Ставим его в родительном падеже единственного числа. Так что будет «15,5 миллиона» (пятнадцать целых и пять десятых миллиона) и «15 миллионов» (пятнадцать миллионов).

Правильно : на урок пришли двое учеников

Правильно : на урок пришли две ученицы

По правилам когда дело касается представительниц женского пола, употребляем количественные числительные: «две ученицы», «три сестры». Собирательные числительные (двое, трое, четверо) могут сочетаться с существительными мужского рода и общего рода, называющими лиц (друзья, сироты, ребята) и с существительными только множественного числа (сани, ножницы, сутки). Например: трое студентов, двое юношей, четверо ребят. При этом если сказать «два студента» или «четыре брата», это не будет считаться ошибкой, а вот «трое сестёр» или «двое девушек» — уже недопустимый вариант.

Школа- лицей №16 г.Шахтинска

Коварная часть речи — имя числительное.

( Ох, уж эти числительные!)

Карагандинская обл. г.Шахтинск

Хамитова Ольга Тураровна

Учитель русского языка и литературы,

1.1.Лексико-грамматические характеристики имен числительных……………………… . 4-5

2.1. Образование и употребление имен числительных…………………………….……. . 6-7

2.2. Типичные ошибки одноклассников в употреблении числительных…………. ……. . 7-8

2.3. Склонение имен числительных…………………………………………. …. ……… . 9-10

Список литературы. ……. …..12

В наше время очень актуален вопрос о грамотности нашей речи. К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных и лексической сочетаемости числительных с другими словами в тексте.

Частые ошибки в употреблении имен числительных в речи обусловили актуальность данной работы.

Гипотеза: регулярные тренировочные занятия по употреблению числительных исправить помогают исправить их неправильное употребление в речи.

Цель нашей работы: выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации для их устранения.

Сбор и анализ литературных данных;

Сбор статистических данных;

Анализ и обобщение информации;

В ведение

В наше время очень актуален вопрос о грамотности речи. К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных и лексической сочетаемости числительных с другими словами в тексте.

Вот и на уроках математики пора задуматься, грамотно ли мы говорим.
Удивительная тема: «Имя числительное»! С числами мы каждый день встречаемся на уроках математики, а на уроках русского языка мы закончили изучение этой темы в 6 классе.
Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их всего около 50). А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? Нет! Все новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди придумали названия.

Частые ошибки в употреблении имен числительных в речи обусловили актуальность данной работы.

Гипотеза: регулярные тренировочные занятия по употреблению числительных исправить помогают исправить их неправильное употребление в речи.

Цель нашей работы: выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации для их устранения .

Задачи исследования:

рассмотреть особенности имени числительного как части речи;

выявить специфику грамматических норм склонения имени числительного;

проанализировать причины ошибок в употреблении имен числительных;

помочь одноклассникам научиться правильно употреблять числительные в речи.

Методы исследования :

сбор и анализ литературных данных;

сбор статистических данных;

анализ и обобщение информации;

1. Имя числительное как часть речи

1.1. Лексико-грамматические характеристики имен числительных

Грамматическая категория — это свойственные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов. Грамматические категории обладают различной степенью абстрагирования. Например, грамматическая категория падежа в сравнении с грамматической категорией рода является более абстрагированной категорией.

Термин «грамматическая категория» используется и в другом, более широком значении — в значении класса слов, объединенных общими грамматическими признаками. В таком смысле мы говорим о категории существительного и т.д. Однако при этом добавляется уточняющее прилагательное лексический , т.е. речь идет о лексико-грамматических категориях слов, или частях речи.

Имя числительное — разряд слов, которые служат названиями отвлеченных чисел ( два плюс три — пять ), или определенного количества однородных предметов, выраженного в целых или дробных числах ( два рубля, три пятых тонны ), или порядка предметов по счету ( третий этаж ).

Со стороны семантической имя числительное является названием отвлеченного числа, не осложненным какими-либо иными значениями. Например, слова три и тройка обозначают количество, однако к именам числительным относится лишь слово три, а слово тройка входит в разряд имен существительных.

Слово три — числительное, так как имеет значение отвлеченного числа, это слово однозначно, его значение исчерпывается указанием числа в определенных счетных таблицах. Слово тройка — название количества, совмещающее это значение с названиями предметов: цифры три , школьной отметки, игральной карты, трех лошадей, запряженных рядом, трех самолетов, образующих звено и т.д.

Обозначение количества в слове тройка лишено отвлеченного характера, свойственного числительным; слово тройка имеет предметное значение в качестве основного и поэтому относится к именам существительным.

Со стороны морфологической числительное характеризуется следующими свойствами:

1) почти все числительные лишены категории числа,

2) большинство числительных не имеет категории рода (род имеют числительные один, два, оба, полтора, тысяча, миллион и др.),

3) многие числительные отличаются особенностями в склонении.

Со стороны синтаксической числительные отличаются следующими особенностями:

1) сочетаются только с именами существительными; такие словосочетания синтаксически неделимы и выступают как один член предложения ( два дня, две ночи, двое суток );

2) не могут определяться именем прилагательным.

Разряды имен числительных

Соответственно семантическим особенностям, грамматическим свойствам и характеру употребления различаются следующие разряды числительных:

1) количественные (один, два)

2) собирательные (трое, четверо)

3) дробные (три пятых, ноль целых две десятых)

4) неопределенно-количественные (мало, несколько)

5) порядковые (первый, второй)

Первые четыре разряда числительных обозначают абстрактное количество, последний ряд — порядок предметов по счету.

Трудности в употреблении имен числительных нередко связываются с возможностями их сочетаемости с другими словами.

Так, собирательные числительные обычно сочетаются:

1. с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: пятеро друзей, встретила пятерых однокурсников; на улице стояло семеро зевак; но допустимо и: пять друзей, пятерых однокурсников: семь зевак;

2. с существительными дети, ребята, люди, лица в значении «человек»: у главного бухгалтера пятеро детей, встретила троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц; но допустимо и: пять детей, трех ребят, шесть действующих лиц;

3. в значении субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в желтых майках, нас пятеро;

4. с неодушевленными существительными, употребляющимися только во множественном числе и названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, но в косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами.

2. Понятие грамматической нормы в употреблении имен числительных

2.1. Образование и употребление имен числительных

Т рудности представляет и образование многозначных порядковых числительных. Так, заголовок «1 100 000 000-й гражданин», бесспорно, привлечет к себе внимание, но каждый испытает затруднение при попытке прочитать его вслух или изобразить на письме словами.

В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах. Неопределенно-количественные слова (сколько, столько, несколько, мало, много и т.п.) сочетаются с существительными как обычные количественные числительные, а склоняются по типу собирательных числительных.

В сочетании с предлогом по неопределенно-количественные слова употребляются в двух падежных формах.

Отдельными правилами определяются правописание сложных слов, в состав которых входят числительные, а также особенности согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входит числительное.

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания прилагательных. Это происходит путем прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного прилагательного (шесть — шестой), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, триста — трехсотый и т.п.).

Составные числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть (двадцать пять — двадцать пятый). В числительном сороковой и тысячный выделяются словообразующие суффиксы прилагательных -ов и -н.

Порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся слитно.

Числительные девяносто и сто сохраняют свою начальную форму.

2.2. Типичные ошибки одноклассников в употреблении числительных

Трудно слушать человека, который произносит много цифровых данных, а если прибавить к этому еще и частые ошибки в употреблении имен числительных, то восприятие такой речи становится сложным.

Ошибки такого рода объясняются нарушениями правил образования различных форм слова . В нашей школе проблема неправильного употребления и произношения числительных также имеет место. Учащимся 7-8 классов было предложено выполнить следующее задание.

Какие из данных словосочетаний употреблены правильно, а какие неправильно? Распределите примеры по столбикам ( правильное употребление — неправильное употребление).

С шестьюдесятью пирожными, шестидесятью пирожными;

с двумястами рублями, с двумястами рублей;

с шестьюстами семьюдесятью двумя рублями, с шестьсот семьдесят двумя рублями;

массой в тысячу пятьсот тонн, массой в тысяча пятьсот тонн;

на двадцать два дня, на двадцать двое суток;

в полутораста километрах от цели, в полутораста километров от цели;

с полутора десятками человек, с полутора десятком человек.

Результаты нашего опроса таковы:

Допустили 3-5 ошибки

Допустили 5 ошибок и более

Из данных таблицы видно, что владеют нормами употребления числительных в речи только 16% учащихся 7-8 классов.

1. Ошибки в склонении количественных числительных

На это потрачено около четыреста – пятьсот рублей (вм. около четырехсот – пятисот)

В стах метрах (вм. в ста)

Ехали двадцать два суток (ненормативное употребление)

С шестидесятью рублями (вм. с шестьюдесятью)

2. Ошибки в склонении составных порядковых числительных

до тысячи девятьсот пятого года (вм. тысяча)

3. Ошибки в употреблении собирательных числительных (оба – обе)

По обоим сторонам дороги (вм. по обеим)

Ампутация обоих ног (вм. обеих)

4. Ошибки в употреблении собирательных числительных (двух – двоих)

Троих дочерей, двоих девушек (вм. колич. числит. две, три)

2.3. Склонение имен числительных

В составном количественном числительном изменяется каждое слово.

Пример склонения количественного числительного 3892 человека.

Родит. – Три тысячи восьмисот девяноста двух человек.

Дат. – Трем тысячам восьмистам девяноста двум людям.

Вин. – Три тысячи восемьсот девяносто два человека.

Твор. – Тремя тысячами восьмьюстами девяноста двумя людьми.

Предл. – (о) Трех тысячах восьмистах девяноста двух людях.

При склонении дробных числительных изменяются обе части.

Имен. – Три пятых.

Родит. – Трех пятых.

Дат. – Трем пятым.

Винит. – Три пятых.

Твор. – Тремя пятыми.

Предл. – (о) Трех пятых.

При смешанном числе (целое и дробь) существительным управляет дробь, а не целое число.

При употреблении слов «с половиной», с «четвертью», «с третью», существительным управляет целое число.

«Десять и пять десятых процента» (существительное «процент» употребляется в единственном числе).

«Десять с половиной процентов» (существительное ставится во множественном числе).

Особенности в склонении имеют слова «полтора», «полторы», «полтораста», относящиеся к дробным числительным.

При склонении они имеют формы только двух падежей .

Родит. – Полутора метров, полутора тонн.

Дат. – Полутора метрам, полутора тоннам.

Винит. – Полтора метра, полторы тонны.

Твор. – Полутора метрами, полутора тоннами.

Предл. – (о) Полутора метрах, (о) полутора тоннах.

Собирательные числительные употребляются : – с существительными мужского и общего рода, называющими лиц;

− с существительными мужского рода на «а» сочетаются только собирательные числительные;

С существительными «дети», «ребята», «люди» и с существительным «лицо» (в значении «человек»);

− с существительными имеющими форму только множественного числа;

− с личными местоимениями;

− с названиями детенышей животных;

− в качестве числительных, перешедших в разряд существительных;

− с существительными, называющими парные предметы;

− с существительными, относящимися к официально-деловой лексике.

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных множественного числа. В косвенных падежах при неодушевленных существительных собирательные числительные обычно заменяются на количественные.

В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах.

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания прилагательных.

Это происходит путем прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного прилагательного («шесть» – «шестой»), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, «триста» – «трехсотый» и т.п.).

Составные числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть («двадцать пять» – «двадцать пятый») .

В числительном «сороковой» и «тысячный» выделяются словообразующие суффиксы прилагательных «ов» и «н» .

Порядковые числительные, оканчивающиеся на «тысячный» , «миллионный» , «миллиардный» , пишутся слитно.

Числительные «девяносто» и «сто» сохраняют свою начальную форму.

Речевой ошибкой является любое отступление от современной языковой нормы. Под языковой нормой понимается общепринятое и формализованное (в словарях и учебниках русского языка) употребление слов, словообразований и синтаксических конструкций

Включенная в словесный текст, цифра подчиняется законам, на основе которых формируется целостность словесного текста. «Увидев цифру в тексте, мы всегда мысленно произносим ее в именительном падеже и лишь при дальнейшем продвижении по тексту понимаем, что падеж надо изменить. Приходится останавливаться, возвращаться к началу фразы – процесс восприятия замедляется и усложняется, тем более что склонение многозначных числительных – камень преткновения для многих, даже для опытных дикторов» .

Несмотря на то, что в устной речи существует явная тенденция к упрощению склонения числительных, правила письменной речи пока остаются неизменными. Практическая рекомендация в этом случае очевидна: надо так построить фразу, чтобы числовое значение входило в нее в именительном падеже.

В проведенном нами исследование рассмотрены особенности имени числительного как части речи, выявлена специфика грамматических норм склонения имени числительного, проанализированы причины ошибок в употреблении имен числительных.

В ходе анкетирования учащихся 7-8 классов выявлено, что 84% опрошенных не владеют нормами употребления числительных в речи, что недопустимо для специалиста с высшим образованием, да и для любого современного человека.

Итог нашей работы — буклет, в котором даны рекомендации по употреблению числительных, представлены таблицы с разными типами склонения этой части речи, собран занимательный языковой материал (лингвистические миниатюры, грамматические сказки, стихи о числительном, задачи, шарады, загадки, игры-упражнения для развития интереса) для тренировочных занятий с одноклассниками.

Список литературы

Валгина Н.С., Современный русский язык, М., 2002 г.

Введенская Л.А. и др., Русский язык и культура речи, Ростов н/ Д, 2003 г.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г., Язык и культура, М.,1990г.

Виноградов В.В., Современный русский язык, М., 1990 г.

Головин Б.Н., Основы культуры речи, М., 1988 г

Голуб И.Б., Стилистика русского языка, М.. 2001г.

Граудина Л.К., Ицкович В.И., Катлинская Л.П., Грамматическая правильность русской речи, М., 2001 г.

Граудина Л.К., Ширяев Е.Н., Культура русской речи, М., 2001 г.

Земская Е.А. Словообразование как деятельность. — М., 1992.

Кожина М.Н., Стилистика русского языка, М., 1977 г.

Кочергина В.А., Современные задачи исследования частей речи, М., 1989г.

Лекант П.А., Современный русский язык, М., 1998 г.

Медведева С.Ю., Специфика языка печати как средства массовой коммуникации, М., 1986 г.

Новикова В.И., Употребление числительных в современной речевой практике, М., 2001г.

Лингвисты пророчат, что в скором времени мы перестанем склонять числительные совсем, уж слишком часто путаются даже образованные люди. К тому же числительные можно записать цифрами. Но время от времени их нужно произносить вслух, причём в разных падежах. Как правильно, «трехстам» или «тремстам», «с девяноста» или с «девяностами»? «Мел» разбирает самые популярные ошибки в употреблении числительных.

Правильно : в кошельке не хватает двухсот рублей

Проблемными считаются числительные «двести», «триста», «четыреста», а также последующие сотни, оканчивающиеся на -сот. Числительное «двести» не только забывают склонять, но и зачастую делают это некорректно: «У меня нет двухста рублей» или «у меня нет двести рублей». Родительный падеж от слова «двести» только один — «двухсот». Соответственно, будет «трёхсот», «четырёхсот», «пятисот» (не пятиста!) и так далее.

Правильно : тремстам студентам сделали выговор

Часто ошибаются на хитрой букве «х», которая то появляется в сложных количественных числительных — «трёхсот» (р.п.), »(о) трёхстах (п.п.), — то исчезает — «трёмстам» (д.п.), «трёмястами» (т.п.). Запоминаем и больше не сомневаемся.

Правильно : девятиклассники выиграли восемнадцать конкурсов

Возможно, это будет слишком простой пример для читателей «Мела», но повторение — мать учения. В сложных числительных от 15 до 19 мягкий знак в середине не пишется. Никогда. А вот в числительных на -десят (от 50 до 80) и на -сот (от 500 до 900) — наоборот, в середине ставим мягкий знак. Будет не «пятдесят», а «пятьдесят».

Правильно : он остался с девяноста рублями

Важно запомнить, что у числительных «сорок», «девяносто» и «сто» существует только две формы. Так, в именительном и винительном падежах будет «сорок», «девяносто» и «сто», а во всех остальных — «сорока», «девяноста» и «ста». Поэтому никаких «девяностами», «сороках» и тому подобное.

Правильно : ролик собрал более 15,5 миллиона просмотров

Здесь всё достаточно просто: в дробных числительных дробь управляет существительным. Ставим его в родительном падеже единственного числа. Так что будет «15,5 миллиона» (пятнадцать целых и пять десятых миллиона) и «15 миллионов» (пятнадцать миллионов).

Правильно : на урок пришли двое учеников

Правильно : на урок пришли две ученицы

По правилам когда дело касается представительниц женского пола, употребляем количественные числительные: «две ученицы», «три сестры». Собирательные числительные (двое, трое, четверо) могут сочетаться с существительными мужского рода и общего рода, называющими лиц (друзья, сироты, ребята) и с существительными только множественного числа (сани, ножницы, сутки). Например: трое студентов, двое юношей, четверо ребят. При этом если сказать «два студента» или «четыре брата», это не будет считаться ошибкой, а вот «трое сестёр» или «двое девушек» — уже недопустимый вариант.

Морфологические ошибки, встречающиеся в деловых текстах, прежде всего, связаны с незнанием нормы образования различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, числительных) в современном русском языке.

С одной стороны, нормы русского литературного языка находятся в постоянном движении и изменении, так как язык – явление живое и восприимчивое, подвластное всем веяниям времени и жизни. Меняются значения и произношения слов, меняется место ударения в словах, меняются даже формы слов, меняется сочетаемость слов и многое другое. Одни формы более употребительны в одном стиле речи, другие в другом. Если посмотреть, как писали деловые бумаги в прошлом веке, и сравнить с днем сегодняшним, то мы найдем большое количество несоответствий и изменений.

Но, с другой стороны, нормы языка отличаются устойчивостью и стабильностью. Все изменения в языке происходят очень постепенно и закономерно, не разрушая его структуры и исконности. Какие-то изменения могут затронуть только определенный стиль речи. Мы часто говорим: так можно говорить, но гак нельзя писать в документе.

Итак, рассмотрим наиболее типичные морфологические ошибки с учетом современных норм употребления форм слов в деловой письменной речи.

Неправильное употребление формы имени существительного. Современный русский язык располагает большим числом вариантных форм имен существительных. Одни из них закрепились в литературном языке или в определенном стиле речи, другие же воспринимаются как речевые ошибки. В официальной речи надо использовать следующие формы множественного числа: инспекторы, договоры, выборы, бухгалтеры, шоферы, а в разговорной речи употребляются эти слова с конечным – «а».

Разговорную окраску имеют образования женского рода типа: секретарша, преподавательница, руководительница, заведующая, продавщица, санитарка, аспирантка, лаборантка.

В документе (в анкете, в личном листке, в заявлении) названия лиц по профессии, должности и ученому званию по традиции сохраняют форму мужского рода. Например: секретарь, преподаватель, руководитель, заведующий, продавец, санитар, аспирант, лаборант и т.д.

Однако глагол и глагольные формы в предложениях с этими словами употребляется в женском роде, например: «Секретарь Федорова оформила заявление«, «Доцент Хромова подала список публикаций», «Выступившая на собрании директор Сидорова. «

Местоимения, числительные и прилагательные употребляются в мужском роде, согласуясь с должностью, а не с фамилией. Например: «Наш директор Иванцова Анна Сергеевна прекрасный руководитель», «Смирнова Ольга Семеновна – один из опытнейших руководителей области».

Ошибки при употреблении полной и краткой форм имен прилагательных. Составителям деловых бумаг следует учитывать, что краткие формы имен прилагательных более употребительны в официально-деловой речи: полная форма прилагательного чаще обозначает временный признак, а краткая форма обозначает постоянный признак.

Краткая форма употребительна в языке документа – поскольку она обозначает постоянный признак предмета, она более абстрактна и отвлеченна. Полные формы прилагательных в деловых текстах оказываются неуместными еще и потому, что ощущаются как разговорные и даже просторечные. Ниже представлены примеры правильного и неправильного словоупотребления.

Неправильно

Правильно

Выводы комиссии обоснованные и справедливые.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконное.

Данная задача при сложившемся положении неразрешимая.

Предложенные поправки и дополнения существенные.

Требования к работникам аппарата управления своевременные.

Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное.

Проведение консультации со специалистами совершенно необходимое.

Данное решение обязательное для исполнения.

Выводы комиссии обоснованны и справедливы.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконно.

Данная задача при сложившемся положении неразрешима.

Предложенные поправки и дополнения существенны.

Требования к работникам аппарата управления своевременны.

Изменение графика отпусков работников отдела нежелательно.

Проведение консультаций со специалистами совершенно необходимо. Данное решение обязательно для исполнения.

Ошибки при употреблении имен числительных. В русском языке различаются количественные, порядковые и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. При употреблении количественных числительных в служебных документах, а также в деловой беседе, при чтении деловых текстов в официальной обстановке следует помнить, что все количественные числительные склоняются.

Так же, как пять, склоняются все числительные от пяти до двадцати и тридцать. Они склоняются как существительные женского рода на – «ъ».

После числительных два, три, четыре употребляется родительный падеж единственного числа существительных: три новых сотрудника, двадцать два новых сотрудника.

После всех других числительных употребляется родительный падеж множественного числа: двадцать новых сотрудников (табл. 9.2).

Обратите внимание

Несклонение или неполное склонение сложных и составных количественных числительных, распространенное в устной речи, является нарушением норм официально-деловой письменной речи.

источники:

https://belkaim.ru/gastroenterology/oshibki-v-upotreblenii-chislitelnyh-primery-morfologicheskie/

Вычеркни выражения, в которых допущены грамматические ошибки : а) двое медвежат, двое девочек, двое мужчин, двое брюк.

Б) четверо мальчиков, четверо котят, четверо саней, четверо учениц Объясни, почему вычеркнутые предложения построены не верно Выражения .

Построены не верно, потому что .

На этой странице сайта размещен вопрос Вычеркни выражения, в которых допущены грамматические ошибки : а) двое медвежат, двое девочек, двое мужчин, двое брюк? из категории
Русский язык с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса
соответствует знаниям учеников 5 — 9 классов. Здесь же находятся ответы по
заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы.
Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по
заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими
пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.

ТЕСТ

Нормы
современного русского литературного
языка

Внимание! Если
варианты ответов обозначены цифрами,
то правильный ответ один, а если прописными
буквами (А, Б, В, Г), то не менее двух.

Вариант
1

1. В
каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ
нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ?

1) Представьте
гостям вашего друга. 2) Актер умел
представить пение соловья.

3) Вы должны срочно
представить отчет о командировке.

4) Я представил вам
право самостоятельно решать эти вопросы.

2.Нарушение
лексических норм есть в предложении

1) Бригада работала
строго по графику.

2) Свободные вакансии
у нас есть – приносите документы.

3) В объявлении
неточно указано время собрания.

4) Библиотека
пополнилась новыми изданиями.

3. Значение
БЕЗОБИДНЫЙ, КРОТКИЙ имеет фразеологизм

1) волк в овечьей
шкуре 2) заячья душа

3) тише воды, ниже
травы 4) хоть кол на голове
теши

4. Слово
ДИССИДЕНТ имеет значение

1) вкладчик инвестиций
3) инакомыслящий человек

2) торговый посредник
4) никчемный человек

5. Укажите
случаи лексической несочетаемости

1) допустить ошибку
3) допустить промах

2) допустить грубость
4) допустить недоверие

6. Укажите
предложение без лексической ошибки

1) В кармане у него
было всего 80 рублей денег.

2) В нашем распоряжении
было 80 рублей казенных денег.

3) Последние
заморозки в этом районе отмечаются в
марте месяце.

4) Занятия
художественной гимнастикой помогают
вырабатывать верную осанку.

7. Лексическая
сочетаемость слов не нарушена в сочетаниях

А) продолжтельный
период В) возместить
материальный ущерб

Б) повысить кругозор
Г) достигнутые
недостатки

8,
Синтаксические нормы не нарушены в
предложении

А) Остальные полдома
уцелели от пожара.

Б) Большинство
моих друзей были студенты старших
курсов.

В) Остальные полдома
уцелело от пожара.

Г) В 2008 году наш
институт окончили триста один студент.

9. Грамматическая
ошибка допущена в предложении

1) Деревья, колеблющие
ветром, тихо шелестели.

2) Утка, ловко
нырнув, ушла под воду, а хищник взмыл
кверху, потом застыл над озером, мелко
трепеща крыльями.

3) Росшие у ручья
незабудки зацвели.

4) На картине Шишкина
«Рожь» запечатлено приволье русской
природы.

10. Синонимами
к словам ПРОПАСТЬ, ИСЧЕЗНУТЬ являются
фразеологизмы

А) протянуть ноги
В) поминай как
звали

Б) как сквозь землю
провалился Г) не показывать
глаз

11.
Грамматическая ошибка допущена в
словосочетании

1) двое девочек
3) двое больных

2) двое детей
4) нас двое

12. Имеет
окончание -а/-я в форме именительного
падежа множественного числа слово

1) детектор
2) аэропорт 3) инженер 4) директор

13. Ошибка
в таких сочетаниях слов, как ОБРЕЧЕН НА
УСПЕХ, УЛУЧШИТЬ СВОЙ РЕКОРД называется

1) тавтология
3) лексический
повтор

2) плеоназм
4) нарушение
лексической сочетаемости

14. Речевая
ошибка допущена в предложении

!) Пассажиры отдыхали
в парусиновых шезлонгах на палубе
комфортабельного лайнера.

2) Ровный ряд матовых
плафонов тускло освещал коридор
госпиталя.

3) Спортсмен выполнил
свои упражнения с апломбом.

4) Большая группа
туристов возвращалась на базу после
изнурительного похода.

15. Укажите
предложения без грамматических ошибок

А)
Катерина поделилась о своих переживаниях
с Варварой.

Б)
В центре романа – герой, который
противостоит и вступает в конфликт с
обществом.

В)
В последнем номере журнала напечатана
рецензия на новый роман А.Волоса.

Г)
Этой весной в наших местах ожидаются
сильные паводки.

16. Укажите
грамматически правильное продолжение
предложения

Получив
начальное домашнее образование в Москве,

1)
Радищева зачислили в петербургский
Пажеский корпус.

2)
двенадцатилетний Радищев поступил в
Пажеский корпус.

3)
этого было достаточно для поступления
в Пажеский корпус.

4)
дальнейшее обучение Радищева проходило
в Петербурге и за границей.

17. Найдите
предложения без речевых ошибок

А)
Нелегкой была судьба обеих героинь.

Б)
Эта книга не только имеет познавательную
ценность, но и эстетическую.

В)
Взволнованные монологи Чацкого обращены
к дворянству, которые не хотят перемен.

Г)
Дорогу перегородило поваленное бурей
дерево.

18. В
каком ряду есть ошибки в образовании
формы слова

1)
апельсинов, помидоров, джинсов, ожерелий

2)
армян, якутов, бурят, киргизов

3)
веществ, вишен, кедов, миль

4)
бюллетеней, пассатижей, оладий, курантов

!9.
В каком ряду нет ошибок в образовании
формы слова (в скобках фамилия в И.п.)

Люблю слушать
песни в исполнении

А)
Александра Галича (Галич), Юрия Визбора
(Визбор), Эдиты Пьехи (Пьеха)

Б)
Ирин

ы
Кошты (Кошта), Игоря Крутого (Крутой),
Анны Герман (Герман)

В)
Николая Гнатюка (Гнатюк), Виктора Цоя
(Цой), Юлии Гриб (Гриб)

Г)
Нины Седых (Седых), Юрия Матвиенки
(Матвиенко), Олега Берегового (Береговой)

20. Укажите
ряд с ошибкой (ошибками) в выборе формы
имени прилагательного

1)
красивый Тбилиси, лирическое сопрано,
хрустальное бра

2)
крошечный пони, праздничный ИрГТУ,
полноводная Замбези

3)
многолюдный Дели, мутная Хуанхэ, зеленый
Сочи

4)
олимпийский Ванкувер, душный Мехико,
гостеприимная Торонто

ТЕСТ

Нормы
современного русского литературного
языка

Внимание! Если
варианты ответов обозначены цифрами,
то правильный ответ один, а если прописными
буквами (А, Б, В, Г), то не менее двух.

Вариант
2

1. Укажите
ряды словосочетаний, в которых нет
ошибок в определении рода имен
существительных

А)
турецкий тюль, мое резюме, теплое кашне

Б)
замечательный импресарио, вкусная
иваси, растаявшее желе

В)
жесткое вето, изящное панно, красивая
колье

Г)
воздушное суфле, длинный авеню, новый
атташе

1)
За стеклянным витражом магазина были
видны первые посетители.

2)
Лучшие русские писатели видели высшее
достоинство художественной речи в
благородной простоте, искренности и
правдивости описаний.

3)
Выдающиеся русские ученые конца XIX
– начала XX
столетия восхищали современников своим
красноречием.

4)
После встречи глав правительств стран
СНГ состоялся брифинг.

3. Антонимами
к фразеологизму КОТ НАПЛАКАЛ являются
фразеологизмы

А)
хоть пруд пруди
В) два сапога пара

Б)
овчинка выделки не стоит
Г) тьма тьмущая

4. Грамматическая ошибка допущена в предложении

1)
В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие
сусальной позолотой.

2)
Только что занялось весеннее солнце,
но не робкое и ясное, а хмурое и ветреное.

3)
Старый лес зашумел ровно, неумолчно.

4)
Туманные дымки так и висят в воздухе,
застилая вершины Жигулевских холмов.

5. Иностранное
слово КОНВЕРТИРУЕМЫЙ имеет значение

1)
передаваемый без посредников, в конверте
3) вывозимый из-за границы

2)
обмениваемый, превращаемый
4) ложно толкуемый

6.
В каком ряду есть ошибки в образовании
формы слова

1) гербы, джемперы
3) офицеры,
торты

2) лекторы, мастера
4) аэропорты,
выбора

7. Такие
сочетания, как ИЗОБРАЗИТЬ ОБРАЗ,
ПРИБЛИЗИТЬСЯ БЛИЖЕ, ПОЛНОСТЬЮ ЗАПОЛНИТЬ
являются примерами

1) фразеологических
оборотов 3) тавтологии

2) лексических
повторов 4) плеоназмов

8. Нет
грамматической ошибки в словосочетании

1) указать на
недостатки, поддающийся на провокации

2) оплатить проезд,
испортить настроение

3) отдел кадров,
заведующий кафедрой

4) беспокоюсь о
тебе, приходится констатировать о том

9.Ошибки
в образовании форм числительных есть
в предложениях

А) Я был в ужасе от
сорока пяти ошибок, допущенных в диктанте
из двухсот девяноста восьми слов.

Б) Деревня находится
в ста семидесяти четырех километрах от
города.

В) К пушкинскому
юбилею двух тысяч девятого года готовились
заранее.

Г) Четырьмя ста
тридцатью моделями из шестисот семидесяти
жюри было довольно.

10. Синтаксические
нормы не нарушены в предложениях

А) Кафе-столовая
отремонтировано.

Б) «Роман-газета»
вышла большим тиражом.

В) «Роман-газета»
вышел большим тиражом.

Г) Кафе-столовая
отремонтирована.

11. Условия,
нарушающие лексическую сочетаемость

А) смысловая
несовместимость

Б) орфоэпические
нормы литературного языка

В) синтаксические
нормы литературного языка

Г) различие в
грамматической природе слов

12. Вопросов
жизни и смерти, здоровья, денег, профессии,
социального престижа касаются
_________________ интересы аудитории

1) злободневные
3) групповые

2) основные
4) конкретные

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматическая ошибка допущена в предложении этот факт может свидетельствовать
  • Грамматическая ошибка допущена в предложении читая роман
  • Грамматическая ошибка допущена в предложении целью данной организации является
  • Грамматическая ошибка допущена в предложении сколько
  • Грамматическая ошибка допущена в предложении свыше ста семидесяти народностей