Вопрос № 31701
Перейдя через невысокий хребет мы попали в соседнюю долину поросшую густым лесом (В. К. Арсеньев).
Предложение осложнено ______ и ______ (знаки препинания не расставлены).
обособленным приложением
однородными членами
обособленным определением
обособленным обстоятельством
Вопрос № 31711
Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.
Не говоря ни слова, ни с кем не прощаясь, он покинул нас.
Тяжелый парус поднимая, рыбак идет на дальний лов.
Первые лучи солнца, пробив сквозившую тучу, блеснули в небе.
Приехав в Париж, его пригласили в посольство.
ТЕСТ
Нормы
современного русского литературного
языка
Внимание! Если
варианты ответов обозначены цифрами,
то правильный ответ один, а если прописными
буквами (А, Б, В, Г), то не менее двух.
Вариант
1
1. В
каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ
нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ?
1) Представьте
гостям вашего друга. 2) Актер умел
представить пение соловья.
3) Вы должны срочно
представить отчет о командировке.
4) Я представил вам
право самостоятельно решать эти вопросы.
2.Нарушение
лексических норм есть в предложении
1) Бригада работала
строго по графику.
2) Свободные вакансии
у нас есть – приносите документы.
3) В объявлении
неточно указано время собрания.
4) Библиотека
пополнилась новыми изданиями.
3. Значение
БЕЗОБИДНЫЙ, КРОТКИЙ имеет фразеологизм
1) волк в овечьей
шкуре 2) заячья душа
3) тише воды, ниже
травы 4) хоть кол на голове
теши
4. Слово
ДИССИДЕНТ имеет значение
1) вкладчик инвестиций
3) инакомыслящий человек
2) торговый посредник
4) никчемный человек
5. Укажите
случаи лексической несочетаемости
1) допустить ошибку
3) допустить промах
2) допустить грубость
4) допустить недоверие
6. Укажите
предложение без лексической ошибки
1) В кармане у него
было всего 80 рублей денег.
2) В нашем распоряжении
было 80 рублей казенных денег.
3) Последние
заморозки в этом районе отмечаются в
марте месяце.
4) Занятия
художественной гимнастикой помогают
вырабатывать верную осанку.
7. Лексическая
сочетаемость слов не нарушена в сочетаниях
А) продолжтельный
период В) возместить
материальный ущерб
Б) повысить кругозор
Г) достигнутые
недостатки
8,
Синтаксические нормы не нарушены в
предложении
А) Остальные полдома
уцелели от пожара.
Б) Большинство
моих друзей были студенты старших
курсов.
В) Остальные полдома
уцелело от пожара.
Г) В 2008 году наш
институт окончили триста один студент.
9. Грамматическая
ошибка допущена в предложении
1) Деревья, колеблющие
ветром, тихо шелестели.
2) Утка, ловко
нырнув, ушла под воду, а хищник взмыл
кверху, потом застыл над озером, мелко
трепеща крыльями.
3) Росшие у ручья
незабудки зацвели.
4) На картине Шишкина
«Рожь» запечатлено приволье русской
природы.
10. Синонимами
к словам ПРОПАСТЬ, ИСЧЕЗНУТЬ являются
фразеологизмы
А) протянуть ноги
В) поминай как
звали
Б) как сквозь землю
провалился Г) не показывать
глаз
11.
Грамматическая ошибка допущена в
словосочетании
1) двое девочек
3) двое больных
2) двое детей
4) нас двое
12. Имеет
окончание -а/-я в форме именительного
падежа множественного числа слово
1) детектор
2) аэропорт 3) инженер 4) директор
13. Ошибка
в таких сочетаниях слов, как ОБРЕЧЕН НА
УСПЕХ, УЛУЧШИТЬ СВОЙ РЕКОРД называется
1) тавтология
3) лексический
повтор
2) плеоназм
4) нарушение
лексической сочетаемости
14. Речевая
ошибка допущена в предложении
!) Пассажиры отдыхали
в парусиновых шезлонгах на палубе
комфортабельного лайнера.
2) Ровный ряд матовых
плафонов тускло освещал коридор
госпиталя.
3) Спортсмен выполнил
свои упражнения с апломбом.
4) Большая группа
туристов возвращалась на базу после
изнурительного похода.
15. Укажите
предложения без грамматических ошибок
А)
Катерина поделилась о своих переживаниях
с Варварой.
Б)
В центре романа – герой, который
противостоит и вступает в конфликт с
обществом.
В)
В последнем номере журнала напечатана
рецензия на новый роман А.Волоса.
Г)
Этой весной в наших местах ожидаются
сильные паводки.
16. Укажите
грамматически правильное продолжение
предложения
Получив
начальное домашнее образование в Москве,
1)
Радищева зачислили в петербургский
Пажеский корпус.
2)
двенадцатилетний Радищев поступил в
Пажеский корпус.
3)
этого было достаточно для поступления
в Пажеский корпус.
4)
дальнейшее обучение Радищева проходило
в Петербурге и за границей.
17. Найдите
предложения без речевых ошибок
А)
Нелегкой была судьба обеих героинь.
Б)
Эта книга не только имеет познавательную
ценность, но и эстетическую.
В)
Взволнованные монологи Чацкого обращены
к дворянству, которые не хотят перемен.
Г)
Дорогу перегородило поваленное бурей
дерево.
18. В
каком ряду есть ошибки в образовании
формы слова
1)
апельсинов, помидоров, джинсов, ожерелий
2)
армян, якутов, бурят, киргизов
3)
веществ, вишен, кедов, миль
4)
бюллетеней, пассатижей, оладий, курантов
!9.
В каком ряду нет ошибок в образовании
формы слова (в скобках фамилия в И.п.)
Люблю слушать
песни в исполнении
А)
Александра Галича (Галич), Юрия Визбора
(Визбор), Эдиты Пьехи (Пьеха)
Б)
Ирин
ы
Кошты (Кошта), Игоря Крутого (Крутой),
Анны Герман (Герман)
В)
Николая Гнатюка (Гнатюк), Виктора Цоя
(Цой), Юлии Гриб (Гриб)
Г)
Нины Седых (Седых), Юрия Матвиенки
(Матвиенко), Олега Берегового (Береговой)
20. Укажите
ряд с ошибкой (ошибками) в выборе формы
имени прилагательного
1)
красивый Тбилиси, лирическое сопрано,
хрустальное бра
2)
крошечный пони, праздничный ИрГТУ,
полноводная Замбези
3)
многолюдный Дели, мутная Хуанхэ, зеленый
Сочи
4)
олимпийский Ванкувер, душный Мехико,
гостеприимная Торонто
ТЕСТ
Нормы
современного русского литературного
языка
Внимание! Если
варианты ответов обозначены цифрами,
то правильный ответ один, а если прописными
буквами (А, Б, В, Г), то не менее двух.
Вариант
2
1. Укажите
ряды словосочетаний, в которых нет
ошибок в определении рода имен
существительных
А)
турецкий тюль, мое резюме, теплое кашне
Б)
замечательный импресарио, вкусная
иваси, растаявшее желе
В)
жесткое вето, изящное панно, красивая
колье
Г)
воздушное суфле, длинный авеню, новый
атташе
1)
За стеклянным витражом магазина были
видны первые посетители.
2)
Лучшие русские писатели видели высшее
достоинство художественной речи в
благородной простоте, искренности и
правдивости описаний.
3)
Выдающиеся русские ученые конца XIX
– начала XX
столетия восхищали современников своим
красноречием.
4)
После встречи глав правительств стран
СНГ состоялся брифинг.
3. Антонимами
к фразеологизму КОТ НАПЛАКАЛ являются
фразеологизмы
А)
хоть пруд пруди
В) два сапога пара
Б)
овчинка выделки не стоит
Г) тьма тьмущая
4. Грамматическая ошибка допущена в предложении
1)
В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие
сусальной позолотой.
2)
Только что занялось весеннее солнце,
но не робкое и ясное, а хмурое и ветреное.
3)
Старый лес зашумел ровно, неумолчно.
4)
Туманные дымки так и висят в воздухе,
застилая вершины Жигулевских холмов.
5. Иностранное
слово КОНВЕРТИРУЕМЫЙ имеет значение
1)
передаваемый без посредников, в конверте
3) вывозимый из-за границы
2)
обмениваемый, превращаемый
4) ложно толкуемый
6.
В каком ряду есть ошибки в образовании
формы слова
1) гербы, джемперы
3) офицеры,
торты
2) лекторы, мастера
4) аэропорты,
выбора
7. Такие
сочетания, как ИЗОБРАЗИТЬ ОБРАЗ,
ПРИБЛИЗИТЬСЯ БЛИЖЕ, ПОЛНОСТЬЮ ЗАПОЛНИТЬ
являются примерами
1) фразеологических
оборотов 3) тавтологии
2) лексических
повторов 4) плеоназмов
8. Нет
грамматической ошибки в словосочетании
1) указать на
недостатки, поддающийся на провокации
2) оплатить проезд,
испортить настроение
3) отдел кадров,
заведующий кафедрой
4) беспокоюсь о
тебе, приходится констатировать о том
9.Ошибки
в образовании форм числительных есть
в предложениях
А) Я был в ужасе от
сорока пяти ошибок, допущенных в диктанте
из двухсот девяноста восьми слов.
Б) Деревня находится
в ста семидесяти четырех километрах от
города.
В) К пушкинскому
юбилею двух тысяч девятого года готовились
заранее.
Г) Четырьмя ста
тридцатью моделями из шестисот семидесяти
жюри было довольно.
10. Синтаксические
нормы не нарушены в предложениях
А) Кафе-столовая
отремонтировано.
Б) «Роман-газета»
вышла большим тиражом.
В) «Роман-газета»
вышел большим тиражом.
Г) Кафе-столовая
отремонтирована.
11. Условия,
нарушающие лексическую сочетаемость
А) смысловая
несовместимость
Б) орфоэпические
нормы литературного языка
В) синтаксические
нормы литературного языка
Г) различие в
грамматической природе слов
12. Вопросов
жизни и смерти, здоровья, денег, профессии,
социального престижа касаются
_________________ интересы аудитории
1) злободневные
3) групповые
2) основные
4) конкретные
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Выполните задания
12. Укажите пример с ошибкой в форме слов:
1. ложи
2. ошиблась
3. хужее
4. ихний
5. сыплет
13. Не содержат грамматической ошибки словосочетания:
1. болезненный мозоль
2. цветастая какаду
3. опытные боцмана
4. мешок мандаринов
5. пыль на шкафе
14. Грамматическая ошибка допущена в словосочетаниях:
1. трое девушек
2. оба дома
3. красивый кашпо
4. котенок мурлыкает
5. пара грабель
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
Грамматические нормы Задание 2
(подготовка к ВПР по русскому языку)
6 класс
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
требуют
(за) двумя
(из) букв
(с) ею
1.Ответ: с нею
2. Какие формы прилагательного КРАСНЫЙ образованы неверно? Укажите номера ответов.
1) краснее
2) более красный
3) более краснее
4) самый краснейший
2.Ответ: 3, 4
3. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
более сильный
тяжело дышит
до полтора суток
их книги
3.Ответ: до полутора суток
4. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
по ихнему желанию
менее удачный
полутораста километрами
двое учеников
4.Ответ: по их желанию
5. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
три подруги
четверо лосят
послать к ему
самый далёкий
5.Ответ: послать к нему
6. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
трое девочек
оба берега
около неё
клеют конверты
6.Ответ: клеят конверты
7. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
послабже
более строгий
по их желанию
к полутора суток
7.Ответ: послабее
8. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
двое ребят
хочем читать
обе подруги
река шире
8.Ответ: хотим читать
9. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
с обоими мальчиками
красивше всех
лягу на кровать
жить с ним
9.Ответ: красивее всех
10. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
ложу тетрадь
самый высокий
глубочайшее озеро
обеими руками
10. Ответ: кладу тетрадь
11. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
варенье слаще
не ездию в город
нет полутора килограммов
четверо брюк
11.Ответ: не езжу в город
12. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
более мягкий
обеими зданиями
жить им
нет сорока километров
12.Ответ: обоими зданиями
13. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
вылазь из-под стола
звонче всех
более далёкий
восьмеро мальчиков
13.Ответ: вылезай из-под стола
14. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
озеро глубже
девятеро подруг
есть за обе щеки
кладёт книгу на стол
14.Ответ: девять подруг
15. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
семеро козлят
эта лента длиньше
послать ему
приложить к обеим ногам
15.Ответ: эта лента длиннее
13. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
поезжайте быстрее
обуть туфлю
наилучший вариант
в полтора литрах
13.Ответ: в полутора литрах
14. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
с четырьмястами рублями
пара сапог
зажгём огоньки
двое саней
14.Ответ: зажжём огоньки
15. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
ляжьте на коврик
с обоими друзьями
килограмм баклажанов
в две тысячи двенадцатом году
15.Ответ: лягте на коврик
16. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
светит более ярко
шестьюстами метрами
килограмм мандарин
слаще мёда
16.Ответ: килограмм мандаринов
17. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
более честное решение
свыше триста тысяч
спелых абрикосов
разожжёт огонь
17.Ответ: свыше трёхсот тысяч
18. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
самый смелый
в полутораста метрах от дома
промокнул под дождём
повидло из яблок
18.Ответ: промок под дождём
19. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
десять грамм
говорить громче
более шестисот
быстро выздоровеет
19.Ответ: десять граммов
20. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
жёстче дерева
пять блюдец
клади на стол
окна без жалюзей
20.Ответ: окна без жалюзи
21. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
опытные тренеры
сильнейший удар
килограмм вафель
не махайте руками
21.Ответ: не машите руками
22. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
прыгнул более высоко
о двухстах метрах
песни цыган
песчаных побережьев
22.Ответ: песчаных побережий
23. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
выгодные договоры
на обеих руках
более суровее климат
около пятисот семидесяти
23.Ответ: более суровый климат
24. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
несколько басней
стирка полотенец
полощет рот
опытные токари
24.Ответ: несколько басен
25. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
красивейший вид
опытные бухгалтеры
пятьюстами книгами
насыпет корм
25.Ответ: насыплет корм
26. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
по двое ножниц
самые свежие новости
просох на ветру
подвиги партизанов
26.Ответ: подвиги партизан
27. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
поезжайте быстрее
самое вкусное мороженое
килограмм вафлей
удивлён его смелостью
27.Ответ: килограмм вафель
Грамматические нормы Задание 2
(подготовка к ВПР по русскому языку)
6 класс
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
требуют
(за) двумя
(из) букв
(с) ею
1.Ответ: с нею
2. Какие формы прилагательного КРАСНЫЙ образованы неверно? Укажите номера ответов.
1) краснее
2) более красный
3) более краснее
4) самый краснейший
2.Ответ: 3, 4
3. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
более сильный
тяжело дышит
до полтора суток
их книги
3.Ответ: до полутора суток
4. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
по ихнему желанию
менее удачный
полутораста километрами
двое учеников
4.Ответ: по их желанию
5. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
три подруги
четверо лосят
послать к ему
самый далёкий
5.Ответ: послать к нему
6. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
трое девочек
оба берега
около неё
клеют конверты
6.Ответ: клеят конверты
7. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
послабже
более строгий
по их желанию
к полутора суток
7.Ответ: послабее
8. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
двое ребят
хочем читать
обе подруги
река шире
8.Ответ: хотим читать
9. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
с обоими мальчиками
красивше всех
лягу на кровать
жить с ним
9.Ответ: красивее всех
10. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
ложу тетрадь
самый высокий
глубочайшее озеро
обеими руками
10. Ответ: кладу тетрадь
11. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
варенье слаще
не ездию в город
нет полутора килограммов
четверо брюк
11.Ответ: не езжу в город
12. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
более мягкий
обеими зданиями
жить им
нет сорока километров
12.Ответ: обоими зданиями
13. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
вылазь из-под стола
звонче всех
более далёкий
восьмеро мальчиков
13.Ответ: вылезай из-под стола
14. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
озеро глубже
девятеро подруг
есть за обе щеки
кладёт книгу на стол
14.Ответ: девять подруг
15. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
семеро козлят
эта лента длиньше
послать ему
приложить к обеим ногам
15.Ответ: эта лента длиннее
13. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
поезжайте быстрее
обуть туфлю
наилучший вариант
в полтора литрах
13.Ответ: в полутора литрах
14. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
с четырьмястами рублями
пара сапог
зажгём огоньки
двое саней
14.Ответ: зажжём огоньки
15. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
ляжьте на коврик
с обоими друзьями
килограмм баклажанов
в две тысячи двенадцатом году
15.Ответ: лягте на коврик
16. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
светит более ярко
шестьюстами метрами
килограмм мандарин
слаще мёда
16.Ответ: килограмм мандаринов
17. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
более честное решение
свыше триста тысяч
спелых абрикосов
разожжёт огонь
17.Ответ: свыше трёхсот тысяч
18. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
самый смелый
в полутораста метрах от дома
промокнул под дождём
повидло из яблок
18.Ответ: промок под дождём
19. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
десять грамм
говорить громче
более шестисот
быстро выздоровеет
19.Ответ: десять граммов
20. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
жёстче дерева
пять блюдец
клади на стол
окна без жалюзей
20.Ответ: окна без жалюзи
21. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
опытные тренеры
сильнейший удар
килограмм вафель
не махайте руками
21.Ответ: не машите руками
22. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
прыгнул более высоко
о двухстах метрах
песни цыган
песчаных побережьев
22.Ответ: песчаных побережий
23. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
выгодные договоры
на обеих руках
более суровее климат
около пятисот семидесяти
23.Ответ: более суровый климат
24. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
несколько басней
стирка полотенец
полощет рот
опытные токари
24.Ответ: несколько басен
25. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
красивейший вид
опытные бухгалтеры
пятьюстами книгами
насыпет корм
25.Ответ: насыплет корм
26. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
по двое ножниц
самые свежие новости
просох на ветру
подвиги партизанов
26.Ответ: подвиги партизан
27. В каком примере допущена грамматическая ошибка? Исправьте ошибку
и запишите пример верно.
поезжайте быстрее
самое вкусное мороженое
килограмм вафлей
удивлён его смелостью
27.Ответ: килограмм вафель
Определение термина
Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.
Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.
Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.
Классификация и разновидности
Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».
Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:
- Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
- Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».
Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.
В словообразовании и морфологии
Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.
Разновидность | Пример | Правильный вариант |
Словообразовательные | ||
Использование несуществующей модели образования слов | Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество | Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество. |
Замена одной из морфем в слове | Отвесить | Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить». |
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) | Канительство, рецензист, эмпиричественный | Канитель, рецензент, эмпирический |
Морфологические | ||
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного | Много собаков | Много собак |
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным | Я умоляла ветерка перестать | Я умоляла ветерок перестать |
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. | Работать заставили два кота | Работать заставили двух котов |
Изменение рода при склонении | Булочка с повидлой | Булочка с повидло |
Склонение несклоняемых имен | Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов | Играть на пианино, пить кофе, много фламинго. |
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот | Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. | Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли. |
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного | Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. | Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный. |
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения | Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше | Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее. |
Нарушение правил образования глагольных форм | Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. | Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей. |
Неверное образования числительных, особенно сложных | Он шел с триста рублями в кошельке | Он шел с тремястами рублями |
Ошибки в образовании причастий и деепричастий | Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. | Ехав в машине; озираясь по сторонам. |
Ошибочное образование форм местоимений | Ихний, еенный, ейный | Их, ее. |
Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.
Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.
Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:
- Найти правильный вариант.
- Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
- Соотнести пример ошибки и ее тип.
Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.
Нарушение синтаксических норм
Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.
Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).
Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:
- Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
- Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
- Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
- Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
- Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
- Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).
В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:
- Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
- Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
- Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
- Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).
Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».
Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.