График предложенный торндайком учитывающий количество проб и ошибок называется

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Текст вопроса

Относительно устойчивая система условнорефлекторных связей, выработанных в процессе жизни:

Выберите один ответ:

рефлекс

поведение

отражение

динамический стереотип

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Текст вопроса

График, предложенный Торндайком, учитывающий количество проб и ошибок, называется:

Выберите один ответ:

проблемная ситуация

эффект края

кривая забывания

кривая научения

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Антропоморфизм – это:

Выберите один ответ:

описание строения человеческого организма

направление психологии

разновидность человеческих верований

перенесение присущих человеку свойств и особенностей на явления природы

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Снять флажок

Текст вопроса

Метод исследования – это:

Выберите один ответ:

конкретная методика

способ познания предмета

набор тестов

сборник узаконенных правил

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Средний вес головного мозга взрослого человека составляет:

Выберите один ответ:

более 3000 грамм

около 3000 грамм

около 1300 грамм

500 грамм

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Снять флажок

Текст вопроса

Научение, в ходе которого приобретение опыта и реализация его в поведении вызывается системой внешних подкреплений:

Выберите один ответ:

подражание

учебная деятельность

оперантное обуславливание

запечатление

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Снять флажок

Текст вопроса

Сознание категорически не сводимо к сумме, к системе знаний, значений и опыта:

Выберите один ответ:

Верно

Неверно

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Снять флажок

Текст вопроса

Центральным средством сохранения и передачи опыта являются искусственно созданные человечеством знаки, языки и речь:

Выберите один ответ:

Неверно

Верно

Вопрос 9

Неверно

Баллов: 0,0 из 1,0

Снять флажок

Текст вопроса

Спецификой субъектной деятельности является наичие цели:

Выберите один ответ:

Верно

Неверно

Вопрос 10

Неверно

Баллов: 0,0 из 1,0

Снять флажок

Текст вопроса

Мотивация не влияет на эффективность деятельности:

Выберите один ответ:

Верно

Неверно

Вопрос 11

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Временно господствующий интенсивный очаг возбуждения в центральной нервной системе:

Выберите один ответ:

стимул

доминанта

сигнал

Вопрос 12

Неверно

Баллов: 0,0 из 1,0

Снять флажок

Текст вопроса

Как соотносятся понятия умения и навыка:

Выберите один ответ:

умение формируется позже навыка

навык сложнее умения

это не связанные понятия

они синонимичны

Вопрос 13

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Психика присуща:

Выберите один ответ:

всем животным имеющим нервную систему

всем формам жизни

только человеку

Вопрос 14

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Снять флажок

Текст вопроса

Какое из данных суждений выражает идеалистический взгляд на психику:

Выберите один ответ:

Психика — врожденное свойство человека

Психика является функцией мозга

Психика — продукт самосознания

Вопрос 15

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Человек как носитель психической активности, познания и деятельности, источник активности, направленной на объект:

Выберите один ответ:

исполнитель

субъект

индивид

деятель

Вопрос 16

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Объединение и структурирование ранее неупорядоченных явлений, повышение интенсивности взаимодействия между элементами системы:

Выберите один ответ:

конфронтация

интеграция

социолизация

разделение

Вопрос 17

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Приобретение новых форм и способов поведения, формирование индивидуального опыта, умений и навыков, благодаря которому происходит приспособление к среде обитания:

Выберите один ответ:

научение

обучение

познание

запоминание

Вопрос 18

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Самонаблюдение как метод психологического исследования называется:

Выберите один ответ:

эксперимент

тестирование

погружение

интроспекция

Вопрос 19

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Снять флажок

Текст вопроса

Деятельность человека является:

Выберите один ответ:

поведение

целенаправленная активность

всякая психическая активность

набор операций

Вопрос 20

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Неповторимая уникальность системы психических свойств индивида:

Выберите один ответ:

личность

особенность

индивидуальность

субъективность

Вопрос 21

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Установление тождества объектов по совокупности их сходных признаков:

Выберите один ответ:

структурирование

идентификация

конфронтация

экстраполяризация

Вопрос 22

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Метод психогенетических исследований в основе которого лежат изучение близнецовых пар:

Выберите один ответ:

семейный метод

метод приемных детей

организационный метод

близнецовый метод

Вопрос 23

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Органом высших психических функция является:

Выберите один ответ:

спинной мозг

вегетативная нервная система

кора больших полушарий

периферическая нервная система

Вопрос 24

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Система врожденных приспособительных реакций, возникающих в ответ на биологически значимые раздражители, наследственно видовая форма поведения:

Выберите один ответ:

инстинкт

генетика

интеллект

рефлекс

Вопрос 25

Неверно

Баллов: 0,0 из 1,0

Снять флажок

Текст вопроса

Ни одна высшая психическая функция не является полностью унаследованной или врожденной:

Выберите один ответ:

Неверно

Верно

Вопрос 26

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Отличительной особенностью психики человека является:

Выберите один ответ:

наличие ощущений

связь психических процессов между собой

дифференциальные пороги

наличие сознания

Вопрос 27

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Снять флажок

Текст вопроса

Психофизические качества, имеющиеся к моменту рождения; то, что обусловлено не только наследственностью, но и предшествующим эмбриональным развитием:

Выберите один ответ:

культурное

врожденное

социальное

приобретенное

Вопрос 28

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Преобразование субъективного отражения действительности в материальную форму существования переход внутреннего во внешнее:

Выберите один ответ:

консервания

отторжение

экстериоризация

интериоризация

Вопрос 29

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Отдельно взятый человек как представитель человеческого рода:

Выберите один ответ:

персона

видовая единица

индивид

особь

Вопрос 30

Неверно

Баллов: 0,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Психическое отражение животных на стадии, имеющей форму чувствительности только к отдельным свойствам среды:

Выберите один ответ:

элементарная сенсорная психика

чувствительность

сознание

интеллект

Вопрос 31

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Какая наука изучает общее и различное в психике животных и человека:

Выберите один ответ:

зоопсихология

сравнительная психология

Биология

общая психология

Вопрос 32

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Приспособление саморегулирующейся системы к изменяющимся условиям среды:

Выберите один ответ:

ассимиляция

деполяризация

интеграция

адаптация

Вопрос 33

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Раздел психологии, в котором рассматриваются вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов:

Выберите один ответ:

психометрия

зоопсихология

дифференциальная психология

социальная

Вопрос 34

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Функцией левого полушария является оперирование вербально знаковой информацией (чтение, счет):

Выберите один ответ:

Неверно

Верно

Вопрос 35

Неверно

Баллов: 0,0 из 1,0

Снять флажок

Текст вопроса

Основной формой индивидуального приспособления животных к среде обитания является

Выберите один ответ:

безусловный рефлекс

навык

решение задач

инстинкт

Вопрос 36

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Высшее совершенство, конечный итог стремлений и помыслов, психическая модель высшей цели:

Выберите один ответ:

направленность

образ

идеал

результат

Вопрос 37

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Классическими опытами Келлера доказано применение высшими животными «орудий».

Выберите один ответ:

Верно

Неверно

Вопрос 38

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Совокупность всех генов данного организма, его анатомических, функциональных и поведенческих особенностей, обусловленных наследственным фактором называется:

Выберите один ответ:

генотип

конституция организма

структура

внешность

Вопрос 39

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Внезапное и не выводимое из прошлого опыта понимание структуры и отношений ситуации в целом, посредством чего достигается решение задачи:

Выберите один ответ:

анализ

агнозия

инсайт

умственное действие

Вопрос 40

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Текст вопроса

Особый вид деятельности, в котором через воображаемую ситуацию воспроизводятся типичные способы взаимодействия и взаимоотношений людей:

Выберите один ответ:

труд

общение

игра

учение

Э.Торндайк разработал, так называемые, проблемные клетки, в которые помещал голодное животное, в частности, кошку. В клетке было расположено устройство, с помощью которого можно было открыть дверцу, например, педаль, и выбежать наружу, где находилась пища. При этом из клетки пища была хорошо видна, но достать ее было невозможно. Голодная кошка, впервые посаженная в такую клетку, начинает производить множество различных действий, в частности, пытается дотянуться до пищи, совершает круговые движения и т.д. В определенный момент она может случайно соприкоснуться с запирающим механизмом, в результате чего дверца клетки открывается и кошка выбегает к пище. После этого животное снова помещают в проблемную клетку. Так проделывают до тех пор, пока оно не “догадается” сразу же нажать на педаль, как только окажется в этих условиях. По мере увеличения количества опытов животное все меньше совершает бесполезных движений, все меньше затрачивает времени на разрешение задачи. Э.Торндайк построил на основе этих опытов график научения, на котором отразил зависимость между номером опыта и временем, проведенным кошкой в клетке. График имел вид кривой, медленно спускающейся вниз. Характер кривой говорил о том, что у животного в процессе научения нет внезапного понимания смысла задачи, а оно научается случайно, действуя методом проб и ошибок. Поэтому Торндайк назвал эту форму приобретения опыта “методом проб и ошибок и случайного успеха”.

Положения теории.

 Во-первых, Э.Торндайк выдвинул положение о том, что научение у животных происходит благодаря образованию ассоциации между определенной ситуацией и определенным движением. Например, кошка научается открывать дверцу клетки благодаря тому, что у нее образуется ассоциация между движением, связанным с нажатием на педаль, и данной проблемной ситуацией. В результате этого, как только ее помещают в данную проблемную ситуацию, она сразу же совершает ассоциированное с этой ситуацией движение. Революционный смысл данного положения заключался в том, что понятие “ассоциация” применялось для объективных явлений. Прежняя психология утверждала, что ассоциация при научении возникает между субъективными феноменами сознания (мыслями, идеями, образами). Понимание ассоциации, предложенное Э.Торндайком, давало перспективы для объективного изучения процессов научения у животных, субъективный мир которых недоступен для научного анализа. В то время это было прогрессивным шагом в развитии науки о поведении животных.

Во-вторых, Э.Торндайк сделал акцент на том, что инструментальное научение начинается с активной реакции животного на проблемную ситуацию. Согласно рефлекторной теории поведения, животные совершают какие-либо движения только на вполне определенные внешние стимулы, на которые в организме есть предуготовленные способы реагирования. Это могут быть либо безусловные стимулы, которые вызывают врожденную реакцию (безусловный рефлекс по терминологии И.П.Павлова), либо условные раздражители, которые вырабатываются в течение жизни на основе этих врожденных реакций.  Проблемная ситуация – это такой внешний стимул, на который в организме животного нет предуготовленных способов реагирования. Но животное активно отвечает на такую ситуацию определенным поведением (исследовательской активностью). Таким образом, способ усвоения знания при инструментальном и условно-рефлекторном научении отличается тем, что в первом случае животное активно разрешает задачу, а во втором случае ему отводится роль пассивного статиста.

В-третьих, Э.Торндайк предложил такой механизм научения, который убирал из объяснительной схемы субъективное понятие цели. Раньше психологи утверждали, что у животного в проблемной ситуации появляется цель и стремление к ее достижению. Э.Торндайк же следовал известному правилу Моргана, которое он провозгласил еще в 1894 году в своей книге “Введение в сравнительную психологию”: “Ни в коем случае нельзя считать какое-либо действие результатом упражнения более высокой психической способности, если его можно объяснить на основе способности, стоящей ниже по психологической шкале”. Согласно Э.Торндайку животное заставляет обучаться не некое сознательное стремление к цели, а проблемная ситуация. Схема научения ранней психологии выглядела следующим образом: проблемная ситуация приводит к появлению у животного сознательного стремления к достижению цели, что, в свою очередь, приводит к определенной двигательной активности, заканчивающейся разрешением задачи. Схема научения Э.Торндайка: проблемная ситуация вызывает у животного запрограммированное проявление различных, случайных движений (хаотическая двигательная активность), из которых в ходе научения отбираются лишь те, которые раз за разом приводят к разрешению поставленной задачи. Другими словами, животное  — это, в какой-то степени, машина, которая запрограммирована отвечать на незнакомую ситуацию определенным набором движений, из которого в процессе научения происходит отбор нужных. Таким образом, из объяснительной схемы научения была безболезненно убрана субъективная категория сознательной цели.

Наконец, Э.Торндайк раскрыл также механизм отбора, благодаря которому закрепляются нужные движения. Этот механизм связан с действием, так называемого, закона эффекта: для реакции, за которой следует состояние удовлетворения, вероятность повторения в сходной ситуации возрастает, а для реакции, вызывающей неприятные воздействия, вероятность повторения снижается.

Из закона следует, что связь между движением и проблемной ситуацией устанавливается потому, что после совершения этого движения животное испытывает субъективное состояние удовлетворения
(положительную эмоцию). Другими словами, по Э.Торндайку подкреплением в научении служит эмоция, которая возникает после совершения определенного движения, которое приводит к разрешению задачи и удовлетворению определенной потребности, например, голода. По И.П.Павлову, как было уже сказано, подкреплением служит сам процесс предъявления безусловного стимула, безотносительно к субъективному состоянию, которое испытывает при этом животное. В этом аспекте павловское понимание подкрепления больше удовлетворяло представителей классического бихевиоризма, так как убирало из объяснительной схемы субъективное понятие эмоции, состояние удовлетворения. В этой связи Э.Торндайка нельзя отнести к истинным последователям бихевиоризма. Несмотря на то, что подход бихевиристов был с формальной точки зрения более научным, нежели у Э.Торндайка, представляется, что система эмоционального подкрепления, которая играет важное значение в обучении человека, возникла не на пустом месте, а имеет свою эволюционную историю. По-видимому, одной из причин возникновения у животных субъективного эмоционального мира было возрастание у таких организмов эффективности процессов научения. Поэтому концепция Э.Торндайка в этом пункте представляется более верной, по крайней мере, по отношению к определенной группе животных (в частности, к высшим позвоночным).

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Метод проб и ошибок
– старейший из методов поиска новых
решений.

Впервые метод проб
и ошибок был описан немецким физиологом
Э.Торндайком в 1898г.

Метод проб и ошибок
— форма обучения, описанная, основанная
на закреплении случайно совершенных
двигательных и мыслительных актов, за
счет которых была решена значимая для
животного задача. В следующих пробах
время, которое затрачивается животным
на решение аналогичных задач в аналогичных
условиях, постепенно, хотя и не линейно,
уменьшается, до тех пор, пока не приобретает
форму мгновенного решения. В дальнейшем
более точный анализ поведения методом
проб и ошибок показал, что оно не является
полностью хаотическим и нецелесообразным,
как считал Торндайк, но интегрирует в
себе прошлый опыт и новые условия для
решения задачи.

Сегодня, с развитием
электронно-вычислительной техники,
метод проб и ошибок стал отправной
точкой для создания разнообразных
методов случайного поиска, где используется
не просто перебор всех возможных
вариантов, а сложная система «весовых»
коэффициентов, которая позволяют
отбросить неэффективные варианты уже
на ранних этапах поиска.

Метод проб и ошибок
— способ выработки новых форм поведения
в проблемных ситуациях. М. п. и о., широко
используемый бихевиоризмом для объяснения
научения как вероятностного процесса,
получил распространение в психологии
после работ Э. Л. Торндайка, согласно
которым слепые пробы, ошибки и случайный
успех, закрепляющий удачные пробы,
определяют путь приобретения
индивидуального опыта у животных и
человека. Тем самым была выделена
согласованность поведения со средой
на вероятностной основе, что позволило
при интерпретации категории действия
выйти за пределы жесткой альтернативы:
либо механистической, либо телеологической
его трактовки. Гештальтпсихология
подвергла М. п. и о. критике, противопоставив
ему решение проблемы путем инсайта.
Непродуктивность и теоретическая
слабость такого противопоставления
была показана И. П. Павловым. Свое значение
М. п. и о. сохранил лишь в узкой сфере
искусственно создаваемых ситуаций; в
частности, он вошел в состав конструктивных
принципов кибернетических устройств.

2. Метод случайного поиска.

Метод случайного
поиска относится к группе итерационных
методов минимизации.

Итерационные
методы минимизации функции F(x) состоят
в построении последовательности

векторов, то есть
точек x0, x1, …, xk, таких, что F(x0) > F(x1)
>…>F(xk)>… Любой такой метод называется
методом спуска. Естественно, должна
быть обеспечена сходимость. Иными
словами, рассматриваются методы,
позволяющие получить точку минимума
за конечное число шагов, или приблизиться
к ней достаточно близко при соответствующем
числе шагов. Дето в том, что теоретически
все сходящиеся методы этим свойством
обладают, но практически близость к
минимуму в задачах большой размерности
ограничивается ошибками вычислений. В
этой связи необходимо вести вычисления
с самой большой возможной точностью.
Для построения итерационной
последовательности необходимо выбрать
начальное приближение x0. В задачах с
ограничениями это должна быть допустимая
точка, а в задачах без ограничений
теоретически любая точка. Однако
целесообразно использовать всю имеющуюся
информацию о поведении целевой функции
F(x), чтобы выбрать x0 поближе к точке
минимума.

После того, как
начальное приближение получено, прежде
чем перейти к следующей точке нужно
принять два решения:

1). Выбрать
направление, по которому пойдем из x0 в
точку с меньшим значением целевой
функции (направление спуска).

2). Определить
величину шага по направлению спуска.

Для задач безусловной
минимизации любое напрвление является
возможным (никакие ограничения не
мешают), но далеко не все направления
приемлемы. Нас могут интересовать только
те направления, которые обеспечивают
убывание целевой функции, хотя бы при
достаточно малом шаге. Предполагая
непрерывность первых частных производных
целевой функции и используя её разложение
в ряд Тэйлора в произвольной точке х,
получим F(x+λp) ~ F(x) + X(g,p). Здесь g — градиент
функции, вычисленный в точке х. Отсюда
следует, что приращение функции F(x+Xp) –
F(x) < 0 при отрицательном скалярном
произведении (g,p). Итак, направление
спуска должно составлять острый угол
с антиградиентом. Этот вывод справедлив
и для задач с ограничениями, но там ещё
дополнительно требуется, чтобы при
достаточно малом шаге не нарушалось ни
одно из ограничений.

Методы
функционально-структурного исследования
объектов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Подборка по базе: Статистика вопросы Пашкова ЕН (1).docx, ВАЖНО! Ответы на часто задаваемые вопросы.pdf, Ответы на вопросы.docx, УК II уровень. вопросы и ответы.rtf, Примерные вопросы к зачету_2023.docx, Экзамен вопросы.doc, Философия. Ответы на вопросы.docx, Тестовые вопросы к разделу 4 просмотр попытки.pdf, Ответы на вопросы МТИ.docx, Тестовые вопросы к разделу 1 Психолого-педагогические основы орг


Раздел психологии, в котором рассматриваются вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов:

Правильный ответ: психометрия

Неповторимая уникальность системы психических свойств индивида:

Правильный ответ: индивидуальность

Психология оформилась в самостоятельную область научных знаний

Правильный ответ: конец 19 века

Психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни, называются:

Правильный ответ: житейская психология

Преднамеренное систематическое восприятие предметов и явлений в целях решения познавательной задачи, метод психологического исследования:

Правильный ответ: наблюдение

Фактор, обуславливающий явление:

Правильный ответ: детерминанта

Правильная последовательность развития форм поведения в филогенезе:

Правильный ответ: 1) инстинкт, 2) навык, 3) интеллектуальное поведение

Индивид как продукт и субъект социальных отношений, социально значимой деятельности, носитель социально  значимых качеств:

Правильный ответ: личность

Основное понятие теории И.М. Сеченова – И.П. Павлова; врожденное инстинктивное реагирование на стимул:

Правильный ответ: безусловный рефлекс

Анализ продуктов деятельности – это:

Правильный ответ: метод исследования в психологии

Основные функции психики – это:

Правильный ответ: отражение и регуляция

Предметом психологии является:

Правильный ответ: психика

Совокупность психических процессов, не представленных в сознании человека, называется:

Правильный ответ: бессознательное

Лишение, недостаточность в удовлетворении базовых потребностей:

Правильный ответ: депривация

Наука о порождении, функционировании структуре субъективного образа действительности:

Правильный ответ: психология

Отражение объективного мира в виде субъективных образов:

Правильный ответ: психика

Сознание категорически не сводимо к сумме, к системе знаний, значений и опыта:

Правильный ответ: Верно

Термин интроспекция означает

Правильный ответ: самонаблюдение

Интеллектуальное поведение:

Правильный ответ: свойственно только высшим животным

Формулировка проблемы в исследовании проходит:

Правильный ответ: до определения целей и задач

Чтобы понять внутренние психические процессы, надо выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях этого организма со средой:

Правильный ответ: Верно

Сознание реально, но это не объективная, а … реальность (вставьте нужное):

Правильный ответ: субъективная

Человек как носитель психической активности, познания и деятельности, источник активности, направленной на объект:

Правильный ответ: субъект

Что из предложенного не является отраслью психологии:

Правильный ответ: Психоанализ

Психика присуща:

Правильный ответ: всем животным имеющим нервную систему

Понятие интериоризации означает…

Правильный ответ: перенос материально в план отражения

Какая наука изучает общее и различное в психике животных и человека:

Правильный ответ: сравнительная психология

Метод исследования – это:

Правильный ответ: способ познания предмета

Архаическое обозначение психики, внутреннего мира человека, понимаемого как особая независимая от тела субстанция:

Правильный ответ: душа

Что не относится к понятию «гипотеза»:

Правильный ответ: установление фактов психической действительности

Всеобщее качество живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой:

Правильный ответ: активность,

Длительное исследование человека на протяжении многих лет с применением экспериментальных и тестовых методик:

Правильный ответ: лонгитюд

Самонаблюдение как метод психологического исследования называется:

Правильный ответ: интроспекция

Впервые описал и классифицировал механизмы психологической защиты:

Правильный ответ: Фрейд

Выберите правильное определение психики

Правильный ответ: субъективный образ окружающего мира

Какое из перечисленных понятий является более широким:

Правильный ответ: субъект

Кем была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория:

Правильный ответ: В. Вундтом

Метод исследования психических особенностей индивида путем анализа его ижзненного пути:

Правильный ответ: биографический метод

Главной особенностью человеческой психики является ее:

Правильный ответ: социальность

Раздел психологии, в котором изучается онтогенез психики, ее развитие от зачатия человека до его смерти:

Правильный ответ: возрастная психология

1 Предметом  психологии является:

А. Поведение

Б. Душа.

В. Психика.*

Г. Сознание.

 2. Выбирите правильное определение психики:

А. Внутреннее переживание.

Б. Отражательная деятельность мозга.

В. Душевная субстанция.

Г. Субъективный образ объективного мира.*

 3. Понятие интериоризация означает:

А. Углубление человека в себя.

Б. Перенос  материального в план отражения.*

В. Душевная субстанция.

Г. Особое свойство личности.

 4. Метод исследования – это:

А. Способ познания предмета.*

Б. Сборник узаконенных правил.

Б. Конкретная методика.

Г. Набор тестов.

  5. Правильная последовательность развития форм поведения в филогенезе Сторонником деятельностного подхода в психологии был в психологии:

А. Не допустим.

Б. Используется как вспомогательный.

В. Отменяет все другие.

Г. Является основным.*

 6. Современная психология существует  как …

А. Свободное описание субъективных явлений

Б. Вера в духовность человека.

В. Набор приемов психологических  воздействий.

Г. Объективная  наука со своей методологией.*

 7. Психология – это

    Наука о душе

    Наука о психике

    Наука о закономерностях возникновения,  развития и проявления психики  и сознания человека*

   Наука о сознании

 8. Психика это –

    Свойство головного мозга, обеспечивающее  человеку и животным способность  отражать воздействия предметов  и явлений реального мира *

   Чувства и мысли человека

    Внешние проявления психической  деятельности

    Внутренние проявления психической  деятельности

 9. Изучением психики животных занимается  –

    Социальная психология

    Зоопсихология *

    Общая психология

    Медицинская психология

  10. В мир психических явлений  входят 

   Психические процессы и психические  состояния

   Психические свойства и психические  процессы

   Социально-психологические процессы  и явления

   Все  перечисленные явления *

 11. Основные методы психологии –

      Тесты, интервью, эксперимент

      Наблюдение, эксперимент *

      Наблюдение, опрос, тест

      Беседа, самонаблюдение

 12.  Метод эксперимента  предполагает 

        активное вмешательство  исследователя *

        правильный  ответ отсутствует

      опосредованное  изучение поведения

      нейтральное  отношение к деятельности                                                                                     испытуемого

 13.  Наблюдение бывает                                

 а) научное,

б) включенное

в) житейское, научное, включенное, не включённое *

 г) закрытое, открытое

                                                                                                                        14.Способность организма реагировать  на абиотические раздражители  называется:

А.   Обмен веществ.

Б.    Раздражимость.

В.  Тропизмы.

Г. Чувствительность.*

 15. Психическое  отражение на стадии элементарной  сенсорной психики имеет форму  :

А. Раздражимости.

Б. Элементарных ощущений*

В. Отражения  вещей.

Г. Возбудимости.

 16. Основной формой индивидуального приспособления животных к среде обитания является…

Навык.*

 Инстинкт.

Безусловный рефлекс. 
Решение задач.

                                                                          17. Какая наука изучает общее и различное в психике животных и человека?

Общая психология. 
. Зоопсихология.*

Сравнительная психология. 
Биология.

 18 Специфика человеческой психики полностью обусловлена…

A. Врожденными механизмами. 
Б. Высшим духовным разумом.

B. Единством биологического и социального.* 
Г. Особенностями конкретного общества.

  19. Социогенные психические процессы и образования… 
А. Заложены генетически.

Б. Полностью обеспечены развитием  мозга.

 В. Мешают нормальной человеческой жизни.

Г. Имеют общественную природу.*

 20. . Какое из перечисленных понятий является самым широким?

A. Личность. 
Б.       Человек.*

B. Индивид. 
Г.      Субъект.

 21. Направленность личности — это…

A. Система устремлений.* 
Б. Особая способность.

B. Врожденное предрасположение. 
Г. Качество ума.

 22. Человеческой потребностью называется…

A. Объективная нужда. 
Б. Острое переживание.

B. Система целей.

Г. Состояние, отвечающее нужде.*

 23. Какое понятие синонимично мотиву?

A. Желание. 
Б. Побудитель.*

B. Планируемая цель. 
Г. Внешний стимул.

 24. Термин «иерархия потребностей» означает…

A. Многообразие.

Б. Интенсивное развитие.

B. Соподчинение*.

Г. Рядоположенность.

 25.  В личности выделяется прежде всего ее                                              

  а) общественная сущность *

  б) биологическая сущность

  в) физиологическая сущность

  г) потребности

 26.  Психологическая структура  личности включает в себя                    

 а) индивидуально-психологическую  сторону

 б) социально-психологическую  сторону

 в) мировоззренческую  сторону

 г) все выше перечисленные  стороны *

 27. Индивид –

    Категория, указывающая  на принадлежность к человеческому  роду

    Это подчеркивание  единичности

    Акцентирует в  человеке биологическое

    Все ответы верные *

    28. Основные  психологические  теории личности

      Психоанализ

      Теория научения

      Гуманистическая  теория

      Правильного ответа  нет *

 29.  Кто из перечисленных  отечественных психологов занимался  теорией личности?

       Н.Н.Подъяков

       А.Н. Леонтьев *

      Рыбалко  Е.Ф

      Кон И.С.

 30. В структуру личности  по Лазурскому А.Ф. входит

     Экзогенная и эндогенная  психика *

     Экзогенная  психика

     Эндогенная  психика

     Темперамент  и характер

 31. Выберите одно из правильных  определений деятельности:

А. Всякая психическая активность.

Б. Поведение.

В. Набор операций.

Г. Целенаправленная активность.*

 32. Действие побуждается …

А. Желанием действовать.

Б. Потребностью.

В. Мотивом деятельности.*

Г. Своей целью.

 33. Как соотносятся понятия навыка  и умения?

А. Они синонимичны.

Б. Умение формируется  позже навыка.*

В. Это не связанные понятия.

Г. Навык сложнее умения.

 34.. Как соотнесены в деятельности  мотив и цель?

А. Всегда совподают.

Б. Мотив – это простая сумма  целей.

В. Возможен сдвиг мотива на цель.*

Г. Цель важнее мотива.

 35.  Деятельность – это         

а) форма активности *

б) отдельные действия или  движения

в) инстинкт

г) операции

 36. Основные виды деятельности          

    а) общение и  игра

    б) общение и  труд

    в) игра, учение, труд *

   г) спорт

    37. Мотив – это                                       

     а) испытываемая  личностью нужда в чем-либо

     б) осознанные, осмысленные  и прочувствованные потребности  *                                                                      

     в) цель к  деятельности

    г) субъективные эмоциональные переживания

 38. Общение включает в  себя                

     а) коммуникативную  сторону

     б) интерактивную  и перцептивную сторону

     в) коммуникативную,  интерактивную и перцептивную сторону*

     г) мимику  и жесты

 39. Невербальное – это  общение      с помощью     

     а) кинесики, такесики, визуальности, проксемики*                                                          

     б) речи

     в) жестов, мимики, пантомимики  

     г) паралингвистики

 40  Экспрессивная функция  общения  

    а) передача  информации

   б) регламентация  поведения

   в) взаимопонимание переживаний  и эмоциональных состояний*

    г) контроль

 41 . Применительно  к отражению какого явления  допустим научный термин «Ощущение»?

А. Радость.

Б. Усталость.

В. Тепло.*

Г.Скорость.

 42. Чувствительность  измеряется..

А. Порогами.*

Б. По субъективным шкалам.

В. Ощущениями.

Г. С помощью  закона Фехнера.

 43. Восприятие  – это..

А. Сумма  ощущений.

Б. Отражение предмета в целом.*

В. Реализация наблюдения.

Г. Адекватное понимание.

 44. Какое  из перечисленных свойств не  относится к восприятию?

А. Предметность.

Б. Обобщенность.

В. Разумность.*

Г. Константность

 45.. Как называется внимание, объектом которого является внутренний мир человека?

A. Непроизвольным. 
Б. Вынужденным.

B. Внешним.

Г. Внутренним.*

   46.. Количество объектов или элементов, которые могут быть восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости, это –

    Концентрация  внимания

    Избирательность  внимания

    Распределение  внимания

    Объем внимания* 

47.. Степень сосредоточения сознания  на объекте это…

A. Концентрация внимания.*  
Б. Объем внимания.

B. Устойчивость внимания.  
Г. Внимательность.

 48. Переключаемость внимания проявляется  как…

A. Непроизвольные колебания внимания.

Б. Намеренный перенос внимания с  одного объекта на другой.*

В. Неспособность сосредоточения на объекте. 
Г. Отвлечения внимания

 49. Связь между различными объектами  действительности и ее отражение в сознании называется…

A. Запоминанием. 
Б. Повторением.

B. Ассоциацией.*

Г. Представлением.

 50. Явление, выражающееся в улучшении воспроизведения  сохраненного 
в памяти материала по сравнению с первоначально заученным, это…

A. Сохранение

Б. Реминисценция.*

B. Консолидация.

Г. Временная  связь.

 51. Закономерность, согласно которой человек дольше помнит о незаконченной работе, была установлена…

A. А.А. Смирновым. 
Б. Г. Эббингаузом.

B. Б.В. Зейгарник.* 
Г. А. Миллером.

 52.  Запоминание, которое осуществляется без специальной цели запомнить, называется…

A. Непосредственным. 
Б. Кратковременным.

B. Оперативным.

Г. Непроизвольным.*

 53. Форма мышления, отражающая существенные свойства  объектов, это…

A. Анализ. 
Б. Понятие.*

B. Абстракция. 
Г. Синтез.

 54. Цель, данная в определенных условиях, это…

A. Задача*.

Б. Препятствие.

B. Гипотеза. 
Г. Образ.

 55. Вычленение признака в объекте и отвлечение от остальных называется-

A. Сравнением. 
Б. Изучением.

B. Конкретизацией. 
Г. Абстрагированием.*

 56. Мышление, которое осуществляется без логического анализа условий задачи и без осознания пути нахождения решения, называют…

A. Рациональным. 
Б. Интуитивным.*

B. Творческим.

Г. Репродуктивным

 57. Воображение, которое не стимулирует человека к активным действиям, называют…

A. Непроизвольным. 
Б. Фантастическим.

B. Творческим. 
Г. Пассивным.*

 58. В случае, если человек не верит в реальность воплощения образа воображения, то это…

A. Предвосхищение будущего. 
Б. Греза.

B. Фантастическое воображение.* 
Г. Мечта.

 59. Как называется  соединений частей или свойств  реально существующих объектов  в необычных сочетаниях?

А.Агглютинация.*

Б. Синтез.

В. Гиперболизация.

Г.Типизация.

 60. Какое из  перечисленных свойств характеризует  креативность личности?

А. Эрудированность

Б. Эмоциональность.

В. Оригинальность.*

Г. Логичность.

 61. Выберите  одно из правильных пониманий  речи:

A. Вторая сигнальная система. 
Б. Мышление вслух.

B. Набор условных рефлексов на слова. 
Г. Орудийное использование языка.*

62.. Какая из названных функций не относится к речи?

A. Средство мышления.* 
Б. Передача опыта.

B. Реализация общения. 
Г. Обозначение предмета.

63. Что из перечисленного является компонентом содержания речи?

A. Понятие.

Б. Значение слова.*

B. Предложение. 
Г. Мысль.

 64. Смысл слова — это…

A. Скрытое содержание.

Б. Субъективное значение.*

B. Суть данного слова. 
Г. Сумма всех значений.

 65. Что является основной качественной характеристикой эмоций?

A. Сила.

Б. Устойчивость.

B. Модальность*. 
Г. Активность.

66. Как называется одновременное проявление двух противоположных эмоций?

A. Амбивалентность.* 
Б. Чувственный тон.

B. Чувство.

Г.Интенсивность

 67. Сильные, стойкие, длительные эмоции, порождающие активность в достижении цели, это…

A. Высшие чувства. 
Б. Настроения.

B. Аффекты. 
Г. Страсти.*

68. Относительно длительные эмоции, проявляющиеся как единство переживания и поведения, представляют собой…

A. Эмоциональный процесс. 
Б. Эмоциональное состояние.*

B. Эмоциональное свойство личности. 
Г. Эмоциональную устойчивость.

 69. .Интерорецептивные ощущения  отражают  

а) состояние внутренних  органов

   б) правильный ответ  отсутствует

   б) движения тела    

   в) свойства предметов  и явлений

 70.  Ощущение – это                                   

 а) отражение предметов  и явлений в целом

б) отражение отдельных  предметов

в) отражение отдельных свойств  и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств*

 г) отражение последовательных образов

 71. Адаптация это –

     Явление контраста

     Разностный  порог ощущений

    Привыкание *

    Абсолютный порог  ощущений

 72. Основные свойства ощущений:

      Адаптация  и контраст

      Сенсибилизация  и контраст

      Пороги ощущений

      Все ответы верные*

 73. . Способность человека  воспринимать  лишь те предметы, которые представляют для него  наибольший интерес               

а) константность

б) избирательность*

в) целостность

г) предметность

 74. Если в основе восприятия  лежит сознательно поставленная  цель – это  

 а) непреднамеренное  восприятие

 б) организованное восприятие

в) преднамеренное восприятие*

г) неорганизованное

 75. Зрительные иллюзии  – это

     Неправильное , искаженное восприятие величины

     Искаженное  восприятие формы предмета

     Искаженное  восприятие удаленности предмета

     Все ответы верные*

 76. Апперцепция – это  зависимость восприятия  от

    Прежнего опыта человека*

    Настроения

    Погоды

    Умений и навыков

 77. Процесс запечатления, сохранения  и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал        

   а) память

     в) внимание                                                  

     б) воображение

    г) мышление

                                            78. Логическая  память это  память на                  

   а) образы

     б) эмоции

     в) смысл изучаемой  информации

г) движения

                                                             79. Процессы памяти 

     а) узнавание,  сохранение, воспроизведение

     б) запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание

     в) запоминание,  сохранение, воспроизведение

       г) забывание,  сохранение  

                                         80. Формы мышление                            

     а) анализ, синтез

     б) индукция, дедукция

     в) понятие, суждение, умозаключение, аналогия

     г) сравнение,  умозаключение

 81. Сравнение – это                                   

   а) мыслительная операция

   в) вид мышления

   б) способ мышления

   u) форма мышления

  82. Устная речь бывает                         

       а) образной

       б) внутренней

       в) монологической, диалогической

       г) эмоциональной

 83. Монологическая  речь  – это разговор

  а) двух человек

  б) одного  человека       

   в) нескольких человек

   г) все ответы  неверные

 84. Непроизвольное воображение            

     а) активное, преднамеренное

     б) пассивное

     в) пассивное, непреднамеренное

     г) творческое

 85. Воображение – это                      

              а) психический познавательный  процесс

              б) психическое состояние

            в) психическое свойство

           г) индивидуально-типологическое  образование личности

 86. Избирательная направленность  сознания человека на определенные  предметы и явления — это

                             а) память

                             б) внимание

                              в) мышление

                              г) воображение

 87. Послепроизвольное внимание возникает на основе

                  а) непроизвольного

                 б) произвольного

                  в) преднамеренного

                   г) правильного ответа нет

 88. Сильные, глубокие, длительные

       и устойчивые  переживания                

    а) настроение

      б) аффекты

      в) страсти

      г) стрессы

 89. Эмоции – это                                         

    а) переживание

      б) познавательная  деятельность

      в) непосредственная  форма выражения   чувств                                                                         

      г) психологическое  состояние

 90. Эмоциональное проявление, быстро овладевающее человеком,  бурно протекающее, характеризующееся  изменением сознания, нарушением  волевого контроля

   Стресс

   Аффект

   Фрустрация

  Эмоциональный тон

 91. Устойчивое, сравнительно  продолжительное эмоциональное  состояние, отражающееся на деятельности  и поведении

    а) настроение

      б) аффекты

      в) страсти

      г) стрессы

 92. Что необходимо для  осуществления волевого акта                                         

   а) решение

   б) волевое усилие

   в) постановка цели

   г) мотив

 93. Воля человека проявляется                    

   а) в действиях, поступках

   б) в словах

   в) в настроении

   г) в мыслях

 94. Функция воли, проявляющаяся  в задержке или отказе от  действия, называется…

А. Переключательной.

Б. Распределительной.

В. Тормозной.*

Г. Рассивной.

 95. Умение ставить перед собой  и другими людьми новые цели  и задачи называется…

А. Целеустремленностью.

Б. Инициативностью.*

В. Активностью.

Г. Самостоятельностью.

 96. Стремление поступить по –своему  вопреки разумным доводам называется…

 А. Упорством.

Б. Упрямством*.

В. Негативизмом.

Г. Настойчивостью.

 97. Человеческие способности…

A. Постоянны в течение жизни. 
Б. Являются врожденными.

B. Существуют в развитии.*

Г. Передаются по наследству.

 98. Анатомо-физиологический задаток — это…

A. Главное условие развития способности. 
Б. Результат воспитания.

B. Степень развития способности. 
Г. Предпосылка способности.*

 99. Одаренность — это…

A. Черта характера.

Б. Сочетание способностей.*

B. Врожденное качество ума.

Г. Внезапное внутреннее озарение.

   100. Наличие таланта означает…

A. Высокую степень одаренности.* 
Б. Преуспевание в делах.

B. Гениальность человека.

Г. Непохожесть  на других людей.

 101. Темперамент  человека проявляется..

А. В силе характера.

Б. В динамике психики и поведения.*

В. В структуре  сознания.

Г. В системе  ценностей личности.

 102. Конституциональные  теории изучают…

А. Соответствие строения тела и характера.*

Б. Структуру  темперамента.

В. Особенности  нервной системы.

Г. Соотношение  жидкостей в организме.

 103. Сколькими  свойствами максимально полно  описывается нервная система  человека?

А. Одним.

Б. Двумя.

В. Тремя.

Г.Двенадцатью.*

 104. Сильная  нервная система – это значит…

А. Хорошо развитая.

Б. Гибкая.

В. Работоспособная.*

Г. Высокочувствительная.

 105. Создателем  характерологии как науки о  характере считается…

А. Теофраст.

Б. А.Ф.Лазурский.*

В. Б.Г.Анаьев.

Г. К.К.Платонов.

 106. Как называются  резко выраженные черты характера,  представляющие собой крайние  варианты нормы?

А. Психопатия.

Б. Акцентуация*

В. Дезадаптация.

Г. Отклонение.

 107. Какое из  приведенных утверждений является  ошибочным?

А. Характер проявляется в быстроте и прочности усвоения знаний.*

Б. Характер проявляется  в способности преодолевать трудности.

В. Характер проявляется  в действиях и поступках человека.

Г. Характер проявляется  в вербальном и невербальном поведении.

 108. Решающее  значение для формирования характера  имеет…

А. Обучение.

Б.Воспитание.*

В. Поощрение.

Г.Наказание.

 Деятельность человека является:

Правильный ответ: целенаправленная активность

Отличительной особенностью психики человека является:

Правильный ответ: наличие сознания

«Чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя … функцию» А.Н. Леонтьев (вставьте нужное):

Правильный ответ: сигнальную

Психическое отражение на стадии элементарной сенсорной психики имеет форму:

Правильный ответ: элементарных ощущений

Человеческое сознание – это:

Правильный ответ: наличие разума

Свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность поколений, биологический фактор развития психики:

Правильный ответ: наследственность

Автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения:

Правильный ответ: навык

Совокупность всех генов данного организма, его анатомических, функциональных и поведенческих особенностей, обусловленных наследственным фактором называется:

Правильный ответ: генотип

Предположение в научном исследовании, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений называется:

Правильный ответ: гипотеза

Метод исследования в измененных, управляемых и контролируемых условиях:

Правильный ответ: эксперимент

Современная психология существует как:

Правильный ответ: объективная наука со своей методологией

Как соотносятся понятия умения и навыка:

Правильный ответ: умение формируется позже навыка

Антропоморфизм – это:

Правильный ответ: перенесение присущих человеку свойств и особенностей на явления природы

Раздел психологии, в котором рассматриваются массовидные явления психики м само отношение индивидуального и общественного:

Правильный ответ: социальная психология

Возраст современной психологии составляет:

Правильный ответ: 100 с небольшим лет

Поступление в управляющий орган информации о результатах действия для коррекции последующих команд исполнительным органам называется:

Правильный ответ: обратная связь

Совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности:

Правильный ответ: знания

Индивидуальный путь развития человека называется:

Правильный ответ: онтогенез

К индивидным, природным свойствам человека относятся:

Правильный ответ: все ответы верны

Панпсихизм – это направление  базируется на:

Правильный ответ: утверждении, что психика присуща живым и неживым объектам

I вариант II вариант
А1. Движущая форма естественного отбора обеспечивает:

1) сохранение приспособленности популяции к относительно стабильным условиям существования

2) приспособление различных группировок особей популяции к разным комплексам условий

3) приспособленность вида к однонаправленному изменению среды обитания.

А2. При стабилизирующей форме естественного отбора:

1) выживают особи, имеющие любое из двух крайних проявлений признака

2) выживают и размножаются особи со средним проявлением признака

3)выживают и размножаются особи с двумя крайними проявлениями признака

А3. Отечественный ученый, разработавший теорию стабилизирующего естественного отбора:

1) И.И. Шмальгаузен 2) С.С. Четвериков 3) Н.И. Вавилов 4) А.Н. Северцов.

А4. Форма естественного отбора, благодаря которой число глаз и количество пальцев на конечностях позвоночных животных остается постоянным.

1) движущий отбор 2) стабилизирующий отбор 3) дизруптивный отбор

А5. Форма естественного отбора, благодаря которой происходит выработка у микроорганизмов и насекомых устойчивости к антибиотикам и ядохимикатам:

1) движущий 2) стабилизирующий 3) дизруптивный

А6. Форма естественного отбора, примером которой служит гибель птиц с длинными и короткими крыльями во время бури.

1) движущий 2) стабилизирующий 3) дизруптивный

А7. Какой тип видообразования основан на географической изоляции?

1) аллопатрический 2) симпатрический 3) все ответы верны

А8. Явление характерное для симпатрического видообразования:

1) полиплоидия 2) географическая изоляция 3) внутривидовая гибридизация

А9. Расширение ареала лиственницы сибирской от Урала до Байкала привело к образованию лиственницы даурской – это пример видообразования:

1) симпатрического 2) аллопатрического.

В1. Расположите в правильной последовательности процессы, приводящие к образованию нового вида.

1) репродуктивная изоляция

2) возникновение географической или экологической изоляции

3) образование нового вида

4) накопление мутаций

5) расхождение признаков

А1. Стабилизирующая форма естественного отбора обеспечивает:

1) сохранение приспособленности популяции к относительно стабильным условиям существования

2) обеспечивает приспособление различных группировок особей популяции к разным комплексам условий

3) обеспечивает приспособленность популяции и вида к однонаправленному изменению среды обитания

А2. При дизруптивной форме естественного отбора элиминируются:

1) особи с двумя крайними проявлениями данного признака

2) особи со средним и одним из крайних проявлений признаков

3) особи со средним проявлением признака

А3. Форма естественного отбора, обуславливающая изменение фенотипа в определенном направлении, что проявляется в сдвиге средних значений признаков: 1) движущий 2) стабилизирующий 3) дизруптивный.

А4. Форма естественного отбора, при которой в результате покосов,

возникают две сезонные расы погремка лугового:

1) движущий 2) стабилизирующий 3) дизруптивный.

А5. Форма естественного отбора, результатом которой является утрата крыльев у части птиц и насекомых.

1) движущий 2) стабилизирующий 3) дизруптивный.

А6. Форма естественного отбора, при которой наибольшая гибель детенышей млекопитающих наблюдается в тех семьях, размер которых больше или меньше среднего значения. 1) движущий 2) стабилизирующий 3) дизруптивный.

А7. Существование популяций рыб, нерестящихся в разных частях акватории одного озера – это пример изоляции: 1) географической 2) экологической.

А8. Способ видообразования, основанный на экологической изоляции:

1) аллопатрический 2) симпатрический 3) все ответы верны.

А9. Пример аллопатрического видообразования — возникновение родственных видов: 1) ландыша 2) лютиков: едкий, ползучий, прыщинец.

В1. Расположите в правильной последовательности процессы, приводящие к образованию нового вида.

1) образование нового вида

2) возникновение географической или экологической изоляции

3) репродуктивная изоляция

4) накопление мутаций

5) расхождение признаков

Ответы:

1 вариант: 321212112 В1: 24513

2 вариант:111312221 В1: 24531

Приобретение новых форм и способов поведения, формирование индивидуального опыта, умений и навыков, благодаря которому происходит приспособление к среде обитания:

Правильный ответ: научение

Понятия «человек» и «личность» синонимичны:

Правильный ответ: Неверно

Основанная на знаниях и навыках способность индивида производить сложные действия, как в привычках, так и в измененных условиях деятельности:

Правильный ответ: умение

Являясь результатом естественного отбора, … … обеспечивает выживаемость вида в относительно стабильных условиях существования (вставить пропущенное):

Правильный ответ: инстинктивное поведение

Возникновение нервных импульсов в рецепторах и их прохождение в нентральную нервную систему:

Правильный ответ: афферентация

Подражание птиц не имеет с человеческой речью ничего общего, так как эти звуки не несут в себе … (вставить пропущенное):

Правильный ответ: значений

Совокупность сформировавшихся в онтогенезе всех свойств и признаков организма, обусловленных как генетическими, так и средовыми факторами:

Правильный ответ: фенотип

Процесс перехода, переноса чего-то внешнего во внутренний вторичный план психического отражения:

Правильный ответ: интериоризация

Сторонником деятельностного подхода в психологии был:

Правильный ответ: Леонтьев

Акт целенаправленного преобразование объекта или акт психической активности, направленной на достижение цели:

Правильный ответ: действие

Приспособление саморегулирующейся системы к изменяющимся условиям  среды:

Правильный ответ: адаптация

Формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально-положительного поведения:

Правильный ответ: социализация

Активные внешние и внутренние процессы, которые отвечают определенной потребности, подчинены мотиву и реализуют сознательное самостоятельное отношение человека к миру:

Правильный ответ: деятельность

График, предложенный Торндайком, учитывающий количество проб и ошибок, называется:

Правильный ответ: кривая научения

Чем сложнее навык, тем больше требуется времени и усилий для его выработки:

Правильный ответ: Верно

Фактор развития психики, заключающийся в способности индивида осуществлять сознательные преобразования действительности:

Правильный ответ: активность

Психику человека от психики животных отличает:

Правильный ответ: опосредованность речью

Временно господствующий интенсивный очаг возбуждения в центральной нервной системе:

Правильный ответ: доминанта

Функцией левого полушария является оперирование вербально знаковой информацией (чтение, счет):

Правильный ответ: Верно

Психическое отражение характерно только для животной формы жизни:

Правильный ответ: Верно

From Wikipedia, the free encyclopedia

Trial and error is a fundamental method of problem-solving[1] characterized by repeated, varied attempts which are continued until success,[2] or until the practicer stops trying.

According to W.H. Thorpe, the term was devised by C. Lloyd Morgan (1852–1936) after trying out similar phrases «trial and failure» and «trial and practice».[3] Under Morgan’s Canon, animal behaviour should be explained in the simplest possible way. Where behavior seems to imply higher mental processes, it might be explained by trial-and-error learning. An example is a skillful way in which his terrier Tony opened the garden gate, easily misunderstood as an insightful act by someone seeing the final behavior. Lloyd Morgan, however, had watched and recorded the series of approximations by which the dog had gradually learned the response, and could demonstrate that no insight was required to explain it.

Edward Lee Thorndike was the initiator of the theory of trial and error learning based on the findings he showed how to manage a trial-and-error experiment in the laboratory. In his famous experiment, a cat was placed in a series of puzzle boxes in order to study the law of effect in learning.[4] He plotted to learn curves which recorded the timing for each trial. Thorndike’s key observation was that learning was promoted by positive results, which was later refined and extended by B. F. Skinner’s operant conditioning.

Trial and error is also a method of problem solving, repair, tuning, or obtaining knowledge. In the field of computer science, the method is called generate and test (Brute force). In elementary algebra, when solving equations, it is guess and check.

This approach can be seen as one of the two basic approaches to problem-solving, contrasted with an approach using insight and theory. However, there are intermediate methods which for example, use theory to guide the method, an approach known as guided empiricism.

This way of thinking has become a mainstay of Karl Popper’s critical rationalism.

Methodology[edit]

The trial and error approach is used most successfully with simple problems and in games, and it is often the last resort when no apparent rule applies. This does not mean that the approach is inherently careless, for an individual can be methodical in manipulating the variables in an attempt to sort through possibilities that could result in success. Nevertheless, this method is often used by people who have little knowledge in the problem area. The trial-and-error approach has been studied from its natural computational point of view [5]

Simplest applications[edit]

Ashby (1960, section 11/5) offers three simple strategies for dealing with the same basic exercise-problem, which have very different efficiencies. Suppose a collection of 1000 on/off switches have to be set to a particular combination by random-based testing, where each test is expected to take one second. [This is also discussed in Traill (1978–2006, section C1.2]. The strategies are:

  • the perfectionist all-or-nothing method, with no attempt at holding partial successes. This would be expected to take more than 10^301 seconds, [i.e., 2^1000 seconds, or 3·5×(10^291) centuries]
  • a serial-test of switches, holding on to the partial successes (assuming that these are manifest), which would take 500 seconds on average
  • parallel-but-individual testing of all switches simultaneously, which would take only one second

Note the tacit assumption here that no intelligence or insight is brought to bear on the problem. However, the existence of different available strategies allows us to consider a separate («superior») domain of processing — a «meta-level» above the mechanics of switch handling — where the various available strategies can be randomly chosen. Once again this is «trial and error», but of a different type.

Hierarchies[edit]

Ashby’s book develops this «meta-level» idea, and extends it into a whole recursive sequence of levels, successively above each other in a systematic hierarchy. On this basis, he argues that human intelligence emerges from such organization: relying heavily on trial-and-error (at least initially at each new stage), but emerging with what we would call «intelligence» at the end of it all. Thus presumably the topmost level of the hierarchy (at any stage) will still depend on simple trial-and-error.

Traill (1978–2006) suggests that this Ashby-hierarchy probably coincides with Piaget’s well-known theory of developmental stages. [This work also discusses Ashby’s 1000-switch example; see §C1.2]. After all, it is part of Piagetian doctrine that children learn first by actively doing in a more-or-less random way, and then hopefully learn from the consequences — which all has a certain resemblance to Ashby’s random «trial-and-error».

Application[edit]

Traill (2008, espec. Table «S» on p.31) follows Jerne and Popper in seeing this strategy as probably underlying all knowledge-gathering systems — at least in their initial phase.

Four such systems are identified:

  • Natural selection which «educates» the DNA of the species,
  • The brain of the individual (just discussed);
  • The «brain» of society-as-such (including the publicly held body of science); and
  • The adaptive immune system.

Features[edit]

Trial and error has a number of features:

  • solution-oriented: trial and error makes no attempt to discover why a solution works, merely that it is a solution.
  • problem-specific: trial and error makes no attempt to generalize a solution to other problems.
  • non-optimal: trial and error is generally an attempt to find a solution, not all solutions, and not the best solution.
  • needs little knowledge: trials and error can proceed where there is little or no knowledge of the subject.

It is possible to use trial and error to find all solutions or the best solution, when a testably finite number of possible solutions exist. To find all solutions, one simply makes a note and continues, rather than ending the process, when a solution is found, until all solutions have been tried. To find the best solution, one finds all solutions by the method just described and then comparatively evaluates them based upon some predefined set of criteria, the existence of which is a condition for the possibility of finding a best solution. (Also, when only one solution can exist, as in assembling a jigsaw puzzle, then any solution found is the only solution and so is necessarily the best.)

Examples[edit]

Trial and error has traditionally been the main method of finding new drugs, such as antibiotics. Chemists simply try chemicals at random until they find one with the desired effect. In a more sophisticated version, chemists select a narrow range of chemicals it is thought may have some effect using a technique called structure–activity relationship. (The latter case can be alternatively considered as a changing of the problem rather than of the solution strategy: instead of «What chemical will work well as an antibiotic?» the problem in the sophisticated approach is «Which, if any, of the chemicals in this narrow range will work well as an antibiotic?») The method is used widely in many disciplines, such as polymer technology to find new polymer types or families.

Trial and error is also commonly seen in player responses to video games — when faced with an obstacle or boss, players often form a number of strategies to surpass the obstacle or defeat the boss, with each strategy being carried out before the player either succeeds or quits the game.

Sports teams also make use of trial and error to qualify for and/or progress through the playoffs and win the championship, attempting different strategies, plays, lineups and formations in hopes of defeating each and every opponent along the way to victory. This is especially crucial in playoff series in which multiple wins are required to advance, where a team that loses a game will have the opportunity to try new tactics to find a way to win, if they are not eliminated yet.

The scientific method can be regarded as containing an element of trial and error in its formulation and testing of hypotheses. Also compare genetic algorithms, simulated annealing and reinforcement learning – all varieties for search which apply the basic idea of trial and error.

Biological evolution can be considered as a form of trial and error.[6] Random mutations and sexual genetic variations can be viewed as trials and poor reproductive fitness, or lack of improved fitness, as the error. Thus after a long time ‘knowledge’ of well-adapted genomes accumulates simply by virtue of them being able to reproduce.

Bogosort, a conceptual sorting algorithm (that is extremely inefficient and impractical), can be viewed as a trial and error approach to sorting a list. However, typical simple examples of bogosort do not track which orders of the list have been tried and may try the same order any number of times, which violates one of the basic principles of trial and error. Trial and error is actually more efficient and practical than bogosort; unlike bogosort, it is guaranteed to halt in finite time on a finite list, and might even be a reasonable way to sort extremely short lists under some conditions.

Jumping spiders of the genus Portia use trial and error to find new tactics against unfamiliar prey or in unusual situations, and remember the new tactics.[7] Tests show that Portia fimbriata and Portia labiata can use trial and error in an artificial environment, where the spider’s objective is to cross a miniature lagoon that is too wide for a simple jump, and must either jump then swim or only swim.[8][9]

See also[edit]

  • Ariadne’s thread (logic)
  • Brute-force attack
  • Brute-force search
  • Dictionary attack
  • Empiricism
  • Genetic algorithm
  • Learning curve
  • Margin of error
  • Regula falsi

References[edit]

  1. ^ Campbell, Donald T. (November 1960). «Blind variation and selective retention in creative thoughts as in other knowledge processes». Psychological Review. 67 (6): 380–400. doi:10.1037/h0040373. PMID 13690223.
  2. ^ Concise Oxford Dictionary p1489
  3. ^ Thorpe W.H. The origins and rise of ethology. Hutchinson, London & Praeger, New York. p26. ISBN 978-0-03-053251-1
  4. ^ Thorndike E.L. 1898. Animal intelligence: an experimental study of the association processes in animals. Psychological Monographs #8.
  5. ^ X. Bei, N. Chen, S. Zhang, On the Complexity of Trial and Error, STOC 2013
  6. ^ Wright, Serwall (1932). «The roles of mutation, inbreeding, crossbreeding and selection in evolution» (PDF). Proceedings of the Sixth International Congress on Genetics. Volume 1. Number 6: 365. Retrieved 17 March 2014.
  7. ^ Harland, D.P. & Jackson, R.R. (2000). ««Eight-legged cats» and how they see — a review of recent research on jumping spiders (Araneae: Salticidae)» (PDF). Cimbebasia. 16: 231–240. Archived from the original (PDF) on 28 September 2006. Retrieved 5 May 2011.
  8. ^ Jackson, Robert R.; Fiona R. Cross; Chris M. Carter (2006). «Geographic Variation in a Spider’s Ability to Solve a Confinement Problem by Trial and Error». International Journal of Comparative Psychology. 19 (3): 282–296. doi:10.46867/IJCP.2006.19.03.06. Retrieved 8 June 2011.
  9. ^ Jackson, Robert R.; Chris M. Carter; Michael S. Tarsitano (2001). «Trial-and-error solving of a confinement problem by a jumping spider, Portia fimbriata«. Behaviour. Leiden: Koninklijke Brill. 138 (10): 1215–1234. doi:10.1163/15685390152822184. ISSN 0005-7959. JSTOR 4535886.

Further reading[edit]

  • Ashby, W. R. (1960: Second Edition). Design for a Brain. Chapman & Hall: London.
  • Traill, R.R. (1978–2006). Molecular explanation for intelligence…, Brunel University Thesis, HDL.handle.net
  • Traill, R.R. (2008). Thinking by Molecule, Synapse, or both? — From Piaget’s Schema, to the Selecting/Editing of ncRNA. Ondwelle: Melbourne. Ondwelle.com — or French version Ondwelle.com.
  • Zippelius, R. (1991). Die experimentierende Methode im Recht (Trial and error in Jurisprudence), Academy of Science, Mainz, ISBN 3-515-05901-6

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • График зависимости вероятности ошибки от отношения сигнал шум
  • Графа 5 в счет фактуре ошибка
  • Гранта сброс ошибок через приборку
  • Гранта ошибки на панели приборов расшифровка
  • Гранта ошибка р0140 как исправить