Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Нарушение видо-временных форм глаголов.
Что такое вид и время глагола? Глаголы какого вида и времени бывают в русском языке? Как найти предложение с нарушением видо-временной связи глаголов в предложении? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Нарушение видо-временных форм глаголов
Давайте вспомним теорию, необходимую для выполнения задания № 8, в котором нужно найти ошибки с нарушением видо-временных форм глаголов.
Время — это непостоянный морфологический признак глагола, обозначающий отношение времени к моменту действия.
Бывает три времени глагола:
- прошедшее— обозначает действие, которое уже произошло, предшествует моменту речи;
- настоящее- обозначает действие, происходящее на данный момент или осуществляется постоянно, регулярно повторяется;
- будущее— обозначает действие, планируемое, возможное в будущем, которое произойдёт после момента речи.
Вид – это постоянный морфологический признак глагола, обозначающий характер протекания действия во времени, его завершённость или незавершённость.
Существует два вида глагола:
- совершенный вид – указывает на завершённость действия, его результат, конец (сказать, сделать) или на начало действия (запеть)
- несовершенный вид— указывает на незавершённость действия, на повторяющиеся, длительные действия (пишет, идёт).
Что такое « нарушение видо-временной связи глаголов»?
Запомните: в пределах одного предложения, абзаца глаголы должны стоять в форме одного времени и быть одного вида. Если происходит смешение времён и видов глаголов, то это приводит не только к тому, что текст становится «некрасивым», но и к искажению его смысла.
Рассмотрим примеры.
- Нарушение временной связи глаголов.
Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.
Пояснение.
В данном предложении глаголы стоят в разных формах времени: в настоящем (даёт) и в прошедшем ( показал). Необходимо, чтобы была одинаковая форма.
Верно.
Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показывает, как по-разному его проводят жители стран мира.
ИЛИ
Автор дал интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.
- Нарушение видовой связи глаголов.
Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.
Пояснение.
В данном предложении использованы глаголы разного вида: несовершенного (что делать? помогать) и совершенного ( что сделать? научить)
Верно.
Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности.
ИЛИ
Нужно помочь ребёнку , научить самостоятельности.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Нарушение видо-временной связи глаголов.
- Найдите грамматическую основу предложения.
- Посмотрите, в какой временной форме стоят глаголы- сказуемые в нём. Если все глаголы стоят в форме ОДНОГО времени, то в данном предложении нет ошибки. Если же глаголы стоят в разных формах времени, то это ошибка.
- Посмотрите, какого вида глаголы- сказуемые в данном предложении. Они должны быть ОДНОГО вида (совершенного или несовершенного). Если вид разный, то это ошибка.
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с нарушением видо-временной связи глаголов.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
Всего найдено: 237
Глагол «использовать» одновременно совершенного и несовершенного вида. Много ли подобных глаголов в русском языке? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Глаголы типа использовать, которые могут употребляться как глаголы совершенного вида и несовершенного вида, называются двувидовыми. Их довольно много, хотя точные цифры назвать затруднительно.
Вот еще некоторые примеры: обещать, исследовать, наследовать, использовать, исповедовать, напутствовать, содействовать, атаковать, командировать, госпитализировать, организовать, казнить, ранить, молвить, велеть.
Как правильно: прилагать усилия или прикладывать усилия?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: прилагать усилия. С глаголом совершенного вида приложить в значении ‘направить действие чего-л. на что-л., применить’ соотносится глагол несовершенного вида прилагать.
Почему слово «осознанный» пишется с двумя «н»,если это прилагательное,а суффикс «ан» пишется с одной «н»?
Ответ справочной службы русского языка
Причастия глаголов совершенного вида (осознать) и соотносительные с ними прилагательные пишутся с двумя буквами н.
Здравствуйте!
Будет ли правильной форма «захмелея»?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Нет. От глагола совершенного вида захмелеть образуется деепричастие захмелев.
Свёртываться — и сворачиваться… есть ли разница в употреблении? Можно ли сказать про уши — свёртываются? Или только сворачиваются? Буду благодарна за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Про уши можно сказать и свертываются, и сворачиваются. От глагола совершенного вида свернуться образуются глаглы несовершенного вида свертываться и сворачиваться. Они совпадают почти во всех значениях, кроме ‘упасть, свалиться’. В этом значении употребляется только глагол свертываться. См. словарную статью для слова свернуться.
Здравствуйте!
Интересует следующее: в каком падеже должно стоять зависимое слово от глагола совершенного вида «произошло» — родительном или винительном? Например, «чудо не произошло» или «чуда не произошло»?
Благодарю за уделённое внимание.
Ответ справочной службы русского языка
Предпочтительно: чуда не произошло.
См.: http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=otr
Здравствуйте. Объясните пожалуйста:» Когда мы хотим сказать о том, сколько времени продолжалось действие, мы всегда используем глаголы несовершенного вида и специальные слова, которые указывают нам на продолжительность действия: долго, недолго, пять минут, целый год и т.д.» Тогда как понять: «Я учился N,ском университете. Защитил диплом два года назад. Потом ПОЕХАЛ на год в город X, где поступил на курсы». «Поехал на год» –СВ. «Ездил/уезжал на год» не звучит в этом случае. Но «Я ездил в Петербург/был в Петербурге четыре года назад, там я 3 недели посещал курсы» Здесь НСВ в соответствии с правилом. По каким критериям можно определить когда использовать СВ,а когда НСВ. Очень нужно объяснение.
Ответ справочной службы русского языка
«Поехал на год» — это эллиптическая (свернутая) конструкция: поехал и пробыл там год. Утверждение о том, что «мы всегда используем глаголы несовершенного вида» не вполне корректно; так, для указания на длительность чего-либо можно использовать приставочные глаголы совершенного вида: пробыл год, проездил целую неделю, отучился пять лет и т. д.
Рядом с ней я увидел стальную палочку с круглой, некрашеного дерева рукояткой,…
Почему после слова «круглой» ставится запятая? И почему некрашеного пишется с одной н? Подскажите пожалуйста!
Ответ справочной службы русского языка
Запятая ставится между однородными определениями круглой и некрашеного дерева. Если после согласованного определения (круглой) стоит несогласованное (некрашеного дерева), такие определения являются однородными.
Слово некрашеный пишется с одной буквой н, как и слово крашеный (наличие приставки не не влияет на написание). А крашеный с одной н – как прилагательное, образованное от бесприставочного глагола несовершенного вида.
Здравствуйте. Помогите пожалуйста. Глагол «вынуждать», мне нужно поставить его в будущее ПРОСТОЕ время 1 и 3 лица. Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Вынуждать – глагол несовершенного вида. У глаголов несовершенного вида есть только составная форма будущего времени: спрягаемая форма глагола быть + инфинитив: буду вынуждать, будет вынуждать. А вот у глагола совершенного вида вынудить будущее время выражается личными окончаниями: вынужу, вынудит.
Объясните пожалуйста разницу между:
есть и кушать?
говорить и сказать?
Ответ справочной службы русского языка
Говорить и сказать — глаголы несовершенного и совершенного вида.
О есть и кушать см.: http://gramota.ru/spravka/trudnosti/36_143
В школе сыну задали подобрать 2 слова для проверки безударных гласных в словах:разл..мить, оп…здать.И тут я совсем запуталась.Что пищется «О» я знаю,а вот с проверкой?????разлом-но почему-то разламывать,поздно-но опаздывать!Как объяснить сыну проверку?
Ответ справочной службы русского языка
Проверяется словом пОздно, глагол опАздывать не подходит для проверки (в нем происходит чередование гласных, как и в подобных глаголах несовершенного вида: сбрОсить — сбрАсывать и т. д.).
Добрый день! Скажите, пожалуйста, какой частью речи является слово вяленая (рыба). Если прилагательное, то почему пишется одна н., а не две н, ведь есть суффикс -енн, по какому правилу.
Ответ справочной службы русского языка
Это прилагательное. В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида (вялить – что делать? несовершенный вид), пишется одна буква н.
К ответу на вопрос 278040.
А как же проспрягать «удалить» в будущем времени?
Ответ справочной службы русского языка
Удалю, удалишь… У глаголов совершенного вида единая форма настоящего-будущего времени.
Почему от глагола несовершенного вида (согласно словарю на вашем сайте) «смотреть» не имеющего приставки не образуются прилагательные «смотреный», «смотренно» и т.д., а только причастия (даже если нет зависимых слов)?
Ответ справочной службы русского языка
Если слова смотреный нет в словаре, это не значит, что его нельзя образовать.
Добрый день, уважаемое Справочное бюро! Подскажите, пожалуйста, допустимо ли в одном предложении одновременное использование глаголов совершенного и несовершенного вида в прошедшем времени. Например, в таком предложении: «Наиболее высокой эффективность использования удобрений оказалась на варианте интенсивного орошения, где вносилась полная норма удобрений». Должны ли глаголы «оказалась» и «вносилась» иметь один вид: оказывалась и вносилась, оказалась и внесена, — если речь идет о действиях, которые регулярно повторялись в течение трех лет?
С уважением, Анна.
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание совершенного и несовершенного вида корректно. Неудачно использование предлога НА (на варианте).
Заболела голова, сердце тяжело билось в груди.
Глаголы разного вида могут употребляться в одном предложении. Вид глаголов определяется тем действием, которое они обозначают, и соответствием этих действий для данного предложения.
Заболела (сов. вид) — приставка ЗА обозначает начало действия, которое затем продолжается, то есть заболела (начала болеть) и болит сейчас.
Билось (несов. вид) — действие также происходит в данный момент.
Семантика и грамматика соответствуют друг другу.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Нарушение видо-временных форм глаголов.
Что такое вид и время глагола? Глаголы какого вида и времени бывают в русском языке? Как найти предложение с нарушением видо-временной связи глаголов в предложении? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Нарушение видо-временных форм глаголов
Давайте вспомним теорию, необходимую для выполнения задания № 8, в котором нужно найти ошибки с нарушением видо-временных форм глаголов.
Время — это непостоянный морфологический признак глагола, обозначающий отношение времени к моменту действия.
Бывает три времени глагола:
- прошедшее— обозначает действие, которое уже произошло, предшествует моменту речи;
- настоящее- обозначает действие, происходящее на данный момент или осуществляется постоянно, регулярно повторяется;
- будущее— обозначает действие, планируемое, возможное в будущем, которое произойдёт после момента речи.
Вид – это постоянный морфологический признак глагола, обозначающий характер протекания действия во времени, его завершённость или незавершённость.
Существует два вида глагола:
- совершенный вид – указывает на завершённость действия, его результат, конец (сказать, сделать) или на начало действия (запеть)
- несовершенный вид— указывает на незавершённость действия, на повторяющиеся, длительные действия (пишет, идёт).
Что такое « нарушение видо-временной связи глаголов»?
Запомните: в пределах одного предложения, абзаца глаголы должны стоять в форме одного времени и быть одного вида. Если происходит смешение времён и видов глаголов, то это приводит не только к тому, что текст становится «некрасивым», но и к искажению его смысла.
Рассмотрим примеры.
- Нарушение временной связи глаголов.
Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.
Пояснение.
В данном предложении глаголы стоят в разных формах времени: в настоящем (даёт) и в прошедшем ( показал). Необходимо, чтобы была одинаковая форма.
Верно.
Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показывает, как по-разному его проводят жители стран мира.
ИЛИ
Автор дал интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.
- Нарушение видовой связи глаголов.
Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.
Пояснение.
В данном предложении использованы глаголы разного вида: несовершенного (что делать? помогать) и совершенного ( что сделать? научить)
Верно.
Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности.
ИЛИ
Нужно помочь ребёнку , научить самостоятельности.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Нарушение видо-временной связи глаголов.
- Найдите грамматическую основу предложения.
- Посмотрите, в какой временной форме стоят глаголы- сказуемые в нём. Если все глаголы стоят в форме ОДНОГО времени, то в данном предложении нет ошибки. Если же глаголы стоят в разных формах времени, то это ошибка.
- Посмотрите, какого вида глаголы- сказуемые в данном предложении. Они должны быть ОДНОГО вида (совершенного или несовершенного). Если вид разный, то это ошибка.
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с нарушением видо-временной связи глаголов.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Задание 7
В ЕГЭ 2016 по русскому языку ввели новый вопрос задания 7. Вам надо определить предложение с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм. Хотя название ошибки звучит непонятно и даже отпугивающе, ничего страшного здесь нет. Найти такую ошибку достаточно просто. Глачное понимать, что ищешь. Итак, что такое видовременная соотнесенность глагольных форм? Для краткости будем называть эту ошибку проще: видовой разнобой и временной разнобой.
Временной разнобой
Считается, что текст не будет выглядеть красиво, если внутри одного абзаца (тем более предложения) глаголы будут стоять в разных временных формах. Иногда временной разнобой значительно искажает смысл текста или затрудняет понимание. Итак старайтесь писать так, что в сочинении соседние глаголы были в форме одного времени, а в задании 7 ищите такое предложение, в котором это требование нарушено. Надо просто подписать над каждым глаголом в выданных предложениях время.
Рассмотрим пример
Если столбики разрушались, то приходится разбирать кладку.
В этом предложении один глагол в форме прошедшего времени, другой — в форме настоящего. Видите, что выглядит коряво? Исправить такую ошибку можно, поставив глаголы или в форму прошедшего, или в форму настоящего времени. В общем, сделать так, чтоб время у них было одинаковое. Какое время выбрать? Это зависит от контекста.
Попробуйте сами найти ошибки в парочке предложений.
Сергей Ильич внимательно присматривается к жизни двора, где увидел, как по-разному живут его обитатели.
Брошюра дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.
Видовой разнобой
С видовым разнобоем всё примерно так же. Задайте вопросы ко всем глаголам в предложениях и определяйте вид.
- Что делать? — несовершенный вид.
- Что сделать? — совершенный вид.
Так вот, если в одном предложении у вас два глагола разного вида, вы нашли искомую ошибку.
Ошибка также может выражаться и в искажении смысла высказывания из-за неправильного выбора вида глагола.
Попробуем обнаружить нарушение видовой соотнесённости глагольных форм в предложениях
Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.
Что делать? — расти. Несовершенный вид.
Что сделать? — проявить. Совершенный вид.
Данный метод выгодно применить и для определения давления.
Здесь нет разнобоя, т.к. глагол в предложении всего один. Но его форма выбрана неудачно. Получается, что метод нужно применить лишь раз. И где же тогда выгода? Почему это метод, раз годится только на один раз? Явно нужно сказать «применять», а не «применить». Вот она ошибка.
А теперь подумайте сами
Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки камыша. |
---|
Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки камыша. Правильно «взлетали». Что делал? — шумел. Что делали? — рвались. Что сделали? — взлетели. Видовой разнобой. |
Хотелось найти человека, который понимал и поддержал бы меня. |
---|
Хотелось найти человека, который понимал и поддержал бы меня. Правильно «поддерживал». Получается, что человек должен понимать всегда, а поддержать один раз. Видовой разнобой. |
Читая частные объявления и решив написать адресату, хорошо подумайте. |
---|
Читая частные объявления и решив написать адресату, хорошо подумайте. В ряду однородных деепричастия разных видов. Видовой разнобой. |
Автор:
Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 442165 от 15 Февраля 2016