а) создает
двусмысленность;
б) употреблено
неправильно.
Затем мы посмотрели
фильм в новом кинотеатре. От него осталось
хорошее впечатление.
Нарушители
дисциплины остаются без внимания
учителей. Они мешают нам нормально
работать.
У графини в спальне,
в верхнем ящике комода, лежит девять
семейных альбомов своих родственников.
У его нет домашнего
задания.
Всякий ученик
должен понимать, что только от него
зависит его будущее.
17. Определите вид ошибки:
а) неверное
образование формы глагола;
б) стилистически
неверный вариант;
в) семантически
неверный вариант;
г) неверное
употребление вида глагола;
д) неверное
употребление наклонения глагола;
е) неверное
употребление времени глагола;
ж) неверное
образование формы от бесприставочного
глагола.
Опытный врач-психиатр
консультирует, проводит лечение у себя
дома или приедет к пациенту по вызову.
К концу первого
года жизни ребенок обычно научается
ходить самостоятельно.
Если перечитывать
рассказ, просмотреть заново фильм,
всегда находишь что-то новое.
Мы любим посидеть
на закате и наблюдать, как солнце
погружается в темную гладь моря.
Малыши махают
руками.
18. Найдите ошибки, связанные с употреблением причастий. Исправьте их.
Бойцы, сражающие
на улицах города, держались до последнего.
Мы увидели гнездо
чайки, разорившее хищником.
Видневшие вдалеке
дома казались маленькими.
Раскрылись
набухавшие на деревьях почки.
Перед нами березка,
колеблющая ветром.
Используйте
соответствующий предлог.
Порошок … головной
боли.
Гимнастика …
укрепления здоровья.
Пилюли … малокровия.
Капли … повышения
аппетита.
Лекарство … гриппа.
Мазь … ревматизма.
Средство … перхоти.
Снадобье … зубной
боли.
Таблетки … кашля.
Натирание …
радикулита.
Синтаксические
нормы.
1. Отметьте неверные высказывания.
Синтаксическая
норма регламентирует построение
предложений.
Синтаксическая
норма регламентирует словоупотребление.
Синтаксическая
норма регламентирует использование
форм слова.
Согласование
сказуемого с подлежащим – это область
синтаксической нормы.
Функционально-стилистическая
окраска слова может вызвать синтаксическую
ошибку.
Распространенным
нарушением синтаксической нормы является
«нанизывание» падежей.
При преобразовании
прямой речи в косвенную сохраняется
форма местоимения.
Часто ошибки
возникают при смешении предложного и
беспредложного управления.
Лексическая
неполнота высказывания – причина
нарушения синтаксической нормы.
Деепричастный
оборот нельзя включать в состав безличного
предложения.
2. Отметьте предложения с неверным порядком слов. Ошибки исправьте.
Облака надвигались
на друг друга.
Ведь только такой
человек может видеть и понимать природу,
как Левитан.
Он очень выразительно
читает стихи.
Наставник не всегда
с учеником беседует, а это необходимо.
В последнее время
появилось много новых аббревиатур.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
12. Отметьте неверные высказывания:
- Синтаксическая норма регламентирует построение предложений.
- Синтаксическая норма регламентирует словоупотребление.
- Синтаксическая норма регламентирует использование форм слова.
- Согласование сказуемого с подлежащим – это область синтаксической нормы.
- Функционально-стилистическая окраска слова может вызвать синтаксическую ошибку.
- Распространенным нарушением синтаксической нормы является «нанизывание» падежей.
- При преобразовании прямой речи в косвенную сохраняется форма местоимения.
- Часто ошибки возникают при смешении предложного и беспредложного управления.
- Лексическая неполнота высказывания – причина нарушения синтаксической нормы.
- Деепричастный оборот нельзя включать в состав безличного предложения.
13. Поставьте глаголы в форму прошедшего времени:
1. Команда «Сконто» значительно (обновить) состав нападающих. 2. Издательство «Мацибу грамата» (выпустить) серию новых тетрадей на печатной основе. 3. Никогда не забудут ужасов войны те, кто ее (пережить). 4. Музей-квартира Булгакова (приобрести) его личные вещи. 5. Никто из сестер, даже старшая, (не знать) о случившемся. 6. Газета «Час» (опубликовать) проект нового закона. 7. Подгорела картошка. Что (подгореть)? 8. Подгорел лук. Что (подгореть)? 9. Библиотека-музей (приобрести) неизданные рукописи писателя. 10. На самом берегу моря (раскинуться) Батуми.
14. Напишите окончания глаголов:
1. У князя в скале собрал…сь множество народа. 2.Лев с барсом вел… предолгую войну. 3.Чичиков с лакеем Петрушкой и кучером Селифаном приехал… в губернский город. 4. Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел… в чистых ветвях акации. 5. Несколько человек оглянул…сь – позади них стояла плотная масса тел. 6. В течение сотен лет на волжские просторы тянул…сь люди – убегал… крепостные из-под гнета помещиков. 7. Много огней и раньше и после манил… не одного меня своей близостью. 8. Царь Салтан за пир честной сел… с царицей молодой. 9. Несколько всадников показал…сь на другом берегу. 10. Над морем носил…сь множество чаек.
15. Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях:
- Брат и сестра, удачно выступавшая на соревнованиях по лыжам, были награждены.
- За два последние месяца работа нашего участка заметно оживилась.
- Зачем вы растите сына такой недотрогой?
- Дикий гусь и утка прилетели на зимовье.
- Четыре рыболовецкие судна вышли в море.
- В ходе проверки выявлены множество различных недостатков.
- Положение дел в фирме оставляют желать лучшего.
- Открытие и публикация «Слова о полку Игореве» показало, что наша словесность является одной из древнейших в мире.
- Этим летом будут реализованы 54 льготных туристических путевки.
- Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.
- Две мамины фотографии я отдала брату.
- Алеша – большая сластена.
- Целые два дня я готовился к экзамену.
- «Известия» опубликовала интересную статью.
- Мы вошли в комнату, оклеенной обоями.
- 16.Каждых три час от станции отходит автобус в Огре.
- Домик стоит в лесу, спускающемуся к речке.
- Полученные продукты разделили на две равных части.
- Два из собравшихся учеников отказались играть в шахматы.
16. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях:
1. Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе, чтобы вы могли радоваться этими успехами. 2. Некоторые ученики тормозят выполнению общих заданий. 3. Робость, неуверенность в свои силы уже давно преодолены. 4. Встречи, сбор материалов вызывают интерес учащихся о прошлом города. 5. А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы. 6. Молодые хоккеисты были разочарованы в результате первой встречи. 7. Нужно проявлять большую заботу к детям. 8. Сережа бросился в постель, уткнувшись подушкой. 9. Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать. 10. О трудностях я остановлюсь в дальнейшем. 11. Участники обсуждения подтвердили свои предложения на примерах. 12. Неоднократно подчеркивалось о том, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
17. Определите, какого управления требуют приведенные слова:
беспокоиться, тревожиться за кого-нибудь, о ком-нибудь
упрекать, порицать в чем-нибудь, за что-нибудь
удивляюсь, удивлен чему-нибудь, чем-нибудь
превосходство, преимущество над чем-нибудь, перед чем-нибудь
уверенность, вера во что-нибудь, в чем-нибудь
оплатить, заплатить что-нибудь, за что-нибудь
касаться, относиться кого-нибудь, к кому-нибудь
препятствовать, тормозить что-нибудь, чему-нибудь
18. Определите тип ошибки, отредактируйте предложения.
1. Однако спрос на путевки в санатории ограничены перечнем показаний. 2. Но от этого никто не пострадает, а наоборот доставит удовольствие. 3. Если от сильной боли пострадавший находится в обморочном состоянии, уложите его, приподняв ноги выше головы. 4. Перед домом, как обычно, гуляли детвора. 5. «Кто из вас пришла первой?»- спросила воспитательница у девочек в детском саду. 6. Департамент исполнения наказаний и служба безопасности Украины все опроверг. 7. Мы признаем, что все те реформы, которые начаты демократами-реформаторами, были нам навязаны Западом, который нам это навязывает уже почти сто лет. 8. После новогодних праздников «Для тебя» в эфир не пошла, хотя выпусков снято достаточно – на два месяца вперед. 9. Для съемок штурма конницей Тамерлана крепости, в которой хранится Мел Судьбы, задействовали «армию» из 200 человек (плюс конница и верблюды), которую на компьютере увеличили в несколько раз. 10. Если вас, не дай бог, угораздило упасть возле Кремлевской больницы, то тамошние доктора должны тут же бросится вам на помощь. 11. На эффектно несется туманная дымка, сквозь которую можно рассмотреть три мужские фигуры, что, сгибаясь под ветром, цепляются за металлическую проволоку, натянутую в несколько рядов по заднику. 12. Прочитав еще раз адрес, он скомкал записку и, закурив папиросу, сунул ее в карман жилета, затем пошел вдоль берега, насвистывая марш. 13. Одновременно с ними расслабиться смогут и проходившие в реальных условиях школу экстремального вождения автолюбители, учившиеся ездить по трассам, часть из которых была протравлена реагентами до асфальта, а часть покрыта снегом и льдом, и сотрудники ГИБДД, за три дня снегопада перевыполнившие месячные нормы по выездам на дорожные аварии. 14. Комнатам особый уют придают окрашенные в спокойные пастельные тона стены, мягкие ковровые дорожки, новая мебель, оригинальные светильники и картины с российскими пейзажами. 15. Этот документ признается всеми вузами Германии как показатель уровня владения немецким языком, необходимый для обучения в местных университетах.
19. Подберите из периодической печати 20 примеров с нарушением грамматических норм. Объясните ошибки.
Образец выполнения
ПРИМЕР ОШИБОЧНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ | ПОЯСНЕНИЕ |
А также задерживать нарушителей, изымать у них оборудование, документы и все незаконно добытое до вынесения окончательного решения судом. (МК. 4.12.06) | нарушен порядок слов — до вынесения судом окончательного решения |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Задание № 1. Найдите ошибки в образовании и употреблении существительных:
1. Раскольников из-за невзноса платы бросил учение. 2. Если человек верит в разрешаемость своих проблем, то он будет стремиться к этому. 3. Вождь нигилистов ужасный самолюб, высокомерен, отрицатель. 4. Душа россиянина требует глубокости, лиризма, проникновения. 5. Страшные последствия приносит война — смерть людей, осиротение детей. 6. Показывали шоу, только не с томными ахами и закатыванием глаз, а с задорством российского «Плейбоя». 7. Больше всех страдает от ее самодурия Катерина. 8. Практически в любом произведении найдется отбросок общества. 9. Червяков — маленький человек, он привык к раболепию. 10. Раскольникова толкает на преступление бедность и голодание. 11. Чехов выступает против обывальщины. 12. Поэта очень беспокоит нищенство России, ее убожество и невежество. 13. В те времена прогрессировала заграницовщина. 14. От отца Евгению достались по наследству не только талант и гонористость, но и обостренное чувство справедливости. 15. Николай Лысенко — радикальный националист, которого журналисты и коллеги в Думе иногда обзывали чуть ли не фашистом, рвач украинских флагов и скандалист. 16. Представь, ты на дню рождения у дочери.
Задание № 2. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.
1. Журналист снова погрузился в чтение: он встречал худшие книги, но мало. 2. В произведениях Пушкина женщина представлена более тоньше. 3. Нужно стараться, чтобы люди становились добрее, более человечнее. 4. Героиню охватило сильнейшее чувство, которое она испытывала когда-либо в жизни. 5. Для наиболее лучшего восприятия автор использует мрачное и серое описание Петербурга. 6. «Пожар» Распутина — наиболее волнующая повесть, чем другие. 7. В тот период отношения между нами, пожалуй, самыми блестящими. 8. Он прожил великую, громаднейшую жизнь по содержанию и по долготе. 9. Коллежский чиновник расшаркивается, встретив бывшего друга, потому что тот имеет высший чин. 10. Социальная справедливость по отношению к старшему поколению должна быть наиболее полной. 11. Он искал себе работу, которая будет доходливее. 12. Научиться кататься на горных лыжах сильно труднее, чем на сноуборде. 13. При последней встрече Онегина с Татьяной Евгений оказывается слабже и беззащитней героини. 14. «Реал» сравнял счет после того, как Роберто Карлос применил свой самый смертельный удар. 15. Руководители округа ставят перед собой две основные задачи: с одной стороны, сделать школьное питание как можно более полезным, а с другой – аппетитным для учащихся.
Задание № 3. Какие прилагательные образованы и использованы неправильно? Исправьте предложения.
1.Преступления бывают не только умышленными, но и халатными. 2. Базаров заразился, когда разделывал тифный труп. 3. Ленное отношение Фамусова к своим обязанностям указывает на бюрократизм. 4. Зависть будит в нем врага к этому человеку и происходит непростимая ошибка. 5. На примере маленького города показана вся коррупционизированная Россия. 6. Маленький человек с украинским акцентом Крученых был всегда очень трезв в жизни и сумасшедш в стихах. 7. Норильскгазпромовский водитель Сергей, наверное, проклинал своего попутчика, с непривычки меня укачивало. 8. Датчик расхода воздуха слишком нежен в эксплуатации и к тому же достаточно дорогой. 9. Детская пенка для ванн с обратножиривающим действием (этикетка). 10. Имидж заведения подпортили заявления отдельных посетителей о том, что они серьезно отравились в нем рыбьими продуктами. 11. Цели в то время преследовались агитативные. 12. Для Наташи на данный момент нет ничего нужного, чем прощение князя Андрея. 13. Состояние было просто комное.
Задание № 4. Объясните и исправьте ошибки в употреблении форм числительных:
1. К восемсотпятидесятилетию Москвы мы провели ряд мероприятий. 2. Порывы ветра достигали пятнадцать-двадцать метров в секунду. 3. Мощность взрыва была эквивалентна двухстам килограммам тротила. 4. Речь обращена к обитателям обоих кафедр журналистики и их подопечным. 5. Я не хочу общаться с двухличными политиками. 6. Из этих семидесяти дел двое приняты к рассмотрению.7. Это все, что мы можем сделать для этих вот пятьсот ребят. 8. В течение полтора суток все говорят о том, что состояние президента стабилизируется. 9. Около четыреста камер вчера еще были здесь. 10. 40-летняя приезжая из Кисловодска на днях была приговорена судом к 3,5 года лишения свободы.11.Этот центр расположен в тридцати-сорока минут езды от города. 12. Ежегодно Московский метрополитен перевозит около двести миллионов человек. 13. Что касается Примакова, то за него проголосовало триста семьдесят депутатов при шестьдесят три против. 14. На другой день, ближе к вечеру, шестеро парней и девочек вместе с двумя взрослыми отправили на то же место. 15. Фирма планирует увеличить свой московский таксопарк почти втрое – до пятьсот машин.
Задание № 5. Определите тип ошибки, связанный с употреблением местоимений.
1. Она не выйдет из ее комнаты, пока не приведет ее в порядок. 2. Здесь очень важную роль играет воспитание и окружающая его среда. 3. Чацкий негодует, негодует и сам автор, пытаясь донести до общества всю правду о его пороках. 4. Человек рождается в обществе, он не может себя изолировать от него, поэтому и жить он должен по его законам. 5. С возрастом человек приобретает характер, навыки и умения путем его воспитания. 6. Страшный грех, когда совесть человеческая молчит, а он сам совершает преступление для реализации своих бредовых идей. 7. Уловит ли читатель момент отчаяния, которое переполняло его в момент работы? 8. Когда Молчалин падает с лошади, Софья падает в обморок, и Чацкий замечает, что она в него влюблена. 9. Друзья за деньги бывают только до тех пор, пока они звенят в кошельке. 10. Пушкин входит в наше сознание с самого детства, пленяя душу ребенка сказками с синим ее лукоморьем и таинственной золотой рыбкой. 11. Если следуете в дорогу с дорогим багажом, дайте проводнику «на чай» несколько баксов, и тогда не стоит беспокоиться за его сохранность. 12. И в послевоенные годы все занимались не подъемом культуры народа, а возмещением материального ущерба, который она принесла. 13. Были герои, которые боролись против зла и насилия, не давая врагу достичь их цели. 14. В романе показаны взаимоотношения богатых и бедных, раскрывается их внутренний мир, характер. 15. Молодые девушки, которые ухаживают за пиявками, сами их себе ставят, когда им взгрустнется. 16. Все эти удовольствия сужают кровеносные сосуды, они засоряются и провоцирует сердечные приступы. 17. Прежде чем идти в загс, надо не только посмотреть на мини-юбку, но и поговорить с ней.
Задание № 6. Исправьте предложения, заменив неправильно употребленные глагольные формы.
1. С юных лет отец учил его услуживать начальнику. 2. Теперь пассажирам будет летаться спокойнее. 3. Воланд всячески проучивает людей за жадность. 4. Духовные проблемы, переживания испещеривают морщинами душу. 5. Человек должен не загрязнять леса, не стравливать рыбу в реках, сажать деревья. 6. Такого человека называют хорошим, особенно если его свершения пригождаются на многие-многие лета. 7. Правда, почему-то скульптур сваял не нашего современника, а учащегося Императорского инженерного училища конца XIX века. 8. С чем боролись или с кем — эти люди и сами толком не знали, им казалось, что если с их помощью они уничтожат богатых, то им заживется легко. 9. Чувствуя свою вину, они вешались, застреливались и так далее. 10. Распростертым по ней пальцем левой руки пригваздываешь, как бабочку, лососину и… в пасть, в пасть! 11. Обязательно пойду на эту церемонию и всех вам повыдаваю. 12. Особого внимания требовал грузовой транспорт, а также машины, которые долго отстаивались у подъездов. 13. Молодежь в течение двух дней демонстрирует против войны. 14. Несколько раз Владимиру приходилось робинзонить на арктических островах из-за ЧП с моторками.
Задание № 7. Укажите тип допущенных ошибок в приведенном ниже материале, отредактируйте предложения.
1. «Она не выйдет из ее комнаты, пока не приведет ее в порядок», — сказала мама. 2. Вчера я встретил своего старого товарища Михаила Ивановича Соболь. 3. Наташа попросила мать купить ей 5 килограмм конфет. 4. Иногда он приезжает в город, чтобы увидеться с самыми образованнейшими людьми. 5. Намного удобнее станет в скором времени старый выход со станции метро «Маяковская». 6. С девяносто девятью процентами точностью можно утверждать… 7. Елена Макашова мне намного интереснее. 8. Я — за, обоими руками. 9. Во всех четырехсот семидесяти томах этого дела… 10. Если в организме низкое содержание холестерина, организм вырабатывает меньше гормонов. 11. Она рассуждает на тему, волнующих многих, и формулирует очень интересную позицию… 12. С этой целью решено разнообразить меню, добавив в него как можно больше вкусностей. 13. И вот, придя однажды к знакомому подъезду, я обнаружила там идеально выкрашенное крыльцо, железную дверь и охранника. 14. А это лишние затраты, которые ложатся на убытки предприятий. 15. Безопасность для каждого человека должна быть главной задачей Президента, Правительства т депутатов.
Здравствуйте, задали контрольную по русскому языку. И у меня возникли трудности, если можете подскажите, что знаете. А точнее проверьте правильно ли я ответила
Задание №1
Отметьте верные высказывания:
1. Синтаксической ошибкой не является нанизывание падежей
2. При преобразовании прямой речи в косвенную сохраняется форма местоимения.
3. Согласование сказуемого с подлежащим — это область синтаксической нормы.
4. Функционально-стилистическая окраска слова может вызвать синтаксическую ошибку.
Я ответила 3 и 4
Задание №2
Отметьте номера предложений с неверным порядком слов:
1. Награждаются студенты только те, которые хорошо учатся
2. Мы далеко еще не использовали возможности нового метода
3. Игроки волейбольной команды самоотверженно боролись за победу.
4. Встретить знаменитостей из Петербурга приехали журналисты
Я ответила 1, 4
Задание №3
Инверсия обнаруживается в предложениях:
1. Вчера я видел его в соседнем квартале.
2. Окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой.
3. Новых восстаний вижу день я.
4. Мы долго искали дорогу домой.
5. Мы дружны были очень.
Я ответила 3, 5
1. Отметьте неверные высказывания.
Синтаксическая норма регламентирует построение предложений.
Синтаксическая норма регламентирует словоупотребление.
Синтаксическая норма регламентирует использование форм слова.
Согласование сказуемого с подлежащим- это область синтаксической нормы.
Функционально- стилистическая окраска слова может вызвать синтаксическую ошибку.
Распространенным нарушением синтаксической нормы является «нанизывание» падежей.
При преобразовании прямой речи в косвенную сохраняется форма местоимения.
Часто ошибки возникают при смешении предложенного и беспредложного управления.
Лексическая неполнота высказывания – причина нарушения синтаксической нормы.
Деепричастный оборот нельзя включать в состав безличного предложения.
2. Отметьте предложения с неверным порядком слов. Ошибки исправьте.
Облака надвигались на друг друга.
Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.
Он очень выразительно читает стихи.
Наставник не всегда с учеником беседует, а то необходимо.
В последнее время появилось много новых аббревиатур.
3. Поставьте глаголы в форму прошедшего времени.
Команда «Сконто» значительно (обновить) состав нападающих.
Издательство «Мацибу грамата» (выпустить) серию новых тетрадей на печатной основе.
Никогда не забудут ужасов войны те, кто ее (пережить).
Музей-квартира Булгакова (приобрести) его личные вещи.
Никто из сестер, даже старшая, (не знать) о случившемся.
Газета «Час» (опубликовать) проект нового закона.
Подгорела картошка. Что (подгореть)?
Подгорел лук. Что (подгореть)?
Библиотека-музей (прибрести) неизданные рукописи писателя.
На самом берегу моря (раскинуться) Батуми.
4. Запишите окончания глаголов.
У князя в сакле собрал…сь уже множество народа.
Лев с барсом вел… предолгую войну.
Чичиков с лакеем Петрушкой и кучером Селифаном приехал… в губернский город.
Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел… в чистых ветвях акации.
Несколько человек оглянул…сь – позади них стояла плотная масса тел.
В течение сотен лет на волжские просторы тянул..сь люди – убегал… крепостные из-под гнета помещиков.
Много огней и раньше и после манил… не одного меня своей близостью.
Царь Салтан за пир честной сел… с царицей молодой.
Несколько всадников показал…сь на другом берегу.
Над морем носил…сь множество чаек.
5. Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях.
Мы вошли в комнату, оклеенной обоями.
Каждых три часа от станции отходит автобус в Огре.
Домик стоит в лесу, спускающемуся к речке.
Полученные продуты разделили на две равных части.
Два из собравшихся учеников отказались играть в шахматы.
6. Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях.
Брат и сестра, удачно выступавшая на соревнованиях по лыжам, были награждены.
За два последние месяца работа нашего участка заметно оживилась.
Зачем вы растите сына такой недотрогой?
Дикий гусь и утка прилетели на зимовье.
Четыре рыболовецкие судна вышли в море.
7. Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях.
В ходе проверки выявлены множество различных недостатков.
Положение дел в фирме оставляют желать лучшего.
Открытие и публикация «Слова о полку Игореве» показало, что наша словесность является одной из древнейших в мире.
Этим летом будут реализованы 54 льготных туристических путевки.
Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.
8. Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях.
ОН вместе с другом был лучшими в финальном турнире.
Две мамины фотографии я отдала брату.
Алеша- большая сластена.
Целые два дня я готовился к экзамену.
«Известия» опубликовала интересную статью.
9. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях.
Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе, чтобы мы могли радоваться этими успехами.
Некоторые ученики тормозят выполнению общих заданий.
Робость, неуверенность в свои силы уже давно преодолены.
Встречи, сбор материалов вызывают интерес учащихся о прошлом города.
А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.
10. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях.
Молодые хоккеисты были разочарованы в результате первой встречи.
Поэт воспевает о преданности Родине.
Нужно проявлять большую заботу к детям.
Писатель ярко показал о тех качествах, которые не украшают человека.
Сережа бросился в постель, уткнувшись подушкой.
11. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях.
Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
Юноша думал о том, как с ним отнесутся в новой школе.
На лыжном кроссе участвовал весь класс.
Из-за далеких стран прилетели пернатые друзья.
О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
12. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях.
Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
Этому учеников воспитывали в школе.
Неоднократно подчеркивалось о том, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
Так, например, в повести Эжена Ионеско описывается о жизни деревни.
Читатель просит объяснить о роли литературы.
13. Поставьте существительное в нужном падеже, добавив, если нужно, предлог.
Удивляться (способности).
Отчитаться (работа).
Примириться (недостатки).
Приветствовать (победители).
Поздравить (удача).
Встретиться (герой).
Уклониться (ответ).
Убедиться (правота).
Восхищаться (живопись).
Вовлечь (работа).
14.Вставьте подходящие предлоги; слова в скобках поставьте в нужную форму.
… (находчивость) командира полк одержал победу.
… (разлив) реки переправа на другой берег не состоялась.
Зимой … (сильные холода) занятия в школах были прерваны на несколько дней.
Прогулка не состоялась … (сильный дождь).
… (совет) учителя стенгазета стала интереснее.
… (ожидание) рыба ловилась хорошо.
Принимайте лекарства … (предписание врача).
… (ожидания) наша сборная не заняла призовое место.
Первая очередь жилых домов была сдана в эксплуатацию … (график).
Влажную уборку помещений следует проводить ежедневно … (приказ директора).
15. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.
Оказавшись на побережье, мы собирали ракушки.
Выполняя задание, студенты обращались к справочной литературе.
Улыбаясь, малыш быстро шел по улице.
Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии.
16. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал рассказ.
Войдя в троллейбус и немного проехав, в него вошли контролеры.
Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл.
Книги Марининой я могу читать, открывая их на любой странице.
Путешествия, я всегда веду дневник.
17. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
Отдохнув, мысли лучше идут на ум.
Получив высокую оценку за сочинение, я был просто счастлив.
Войдя в трамвай, я села на свободное место.
Починив карандаш, он опять сломался.
Отдохнув немного, я стал думать о новом маршруте.
18.Определите характер ошибок, допущенных в сложных предложениях.
А) Нарушен порядок слов.
Б) Допущен пропуск необходимых слов.
В) Неверно преобразована прямая речь в косвенную.
Г) Допущено нанизывание придаточных предложений.
Д) Нарушено согласование.
Его герои, которые описываются на протяжении всего произведения, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.
Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравиться, ближе и доступнее.
Унылая пора связана у меня с одиночеством, когда человек закрывается в своем маленьком мире и которому не с кем поговорить и некому излить свою душу.
Школа – это где учатся дети.
Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.
19. Исправьте ошибки в сложных предложениях.
Народ меняется, в их сознании уже есть мысли о счастье.
Из-за несчастий народа страдает духовенство – они не могут брать последнюю копейку у бедняков.
Каково же было удивление публики, когда они снова увидели белые руки Сальвини.
Правду говорят, что у русского крестьянина широкая, безграничная душа,- они работают не покладая рук, пьют до полусмерти.
Детвора, которым много задают, обычно очень нервозны.
Если
понимание литературной нормы в настоящее
время более или менее единообразно
(литературная
норма
есть некоторая совокупность коллективных
реализаций языковой системы, принятых
обществом на определенном этапе его
развития и осознаваемых им как правильные
и образцовые), то при определении
стилистической нормы возникают вопросы,
связанные с проблемой соотношения
культуры речи и стилистики.
Вопрос
о границах культуры речи и стилистики
решается по-разному. Если предметом
культуры речи считать не только
правильность, но и в известном смысле
искусство речи, то стилистика включается
в культуру речи; если исходить из того,
что стилистика изучает закономерности
употребления языка в разных сферах и
ситуациях общения, для которых
общеупотребительна языковая норма, то
стилистика включает в себя культуру
речи. Однако правильным следует признать
такое соотношение культуры речи и
стилистики, согласно которому происходит
их пересечение. Культура речи в целом,
не ограничиваясь проблемами правильности
речи, на высшем своем уровне пересекается
с проблематикой стилистики и даже
включает в себя некоторые ее аспекты,
не совпадая с ней полностью: у каждой
из этих наук имеются свои специальные
задачи и предмет исследования.
Большинство
исследователей, опираясь на концепцию
двух ступеней культуры речи (низшей,
связанной с правильностью речи, и высшей,
смыкающейся со стилистикой), различают
языковые нормы литературного языка
(фонетические, лексические, грамматические),
с одной стороны, и нормы стилистические
– с другой.
Стилистическая
норма
– это совокупность исторически
сложившихся и вместе с тем закономерно
развивающихся общепринятых реализаций
заложенных в языке стилистических
возможностей.
Функционально-стилистические
нормы имеют более свободный характер,
чем общеязыковые, но эта свобода
относительна. Так, если высказывание
(текст) характеризуется близостью к
специфике того или иного функционального
стиля (например, текст приказа или
закона), стилистические нормы строже и
определеннее; если высказывание (текст)
занимает периферийное место по отношению
к функциональному стилю (например,
конкретное высказывание в официально-деловой
обстановке, цель которого – установить
контакт с собеседником, добиться
дружеского расположения со стороны
делового партнера), стилистические
нормы свободнее, вариативнее.
Необходимость
соблюдать единство стиля, т.е. не допускать
столкновения в узком контексте средств
с разными, контрастными стилистическими
маркировками, и возможность использовать
в нем разностильные средства определяется
коммуникативной целесообразностью в
конкретной сфере общения, речевой
ситуации, с учетом целей и задач общения,
содержания высказывания, его жанра и
т.д. Иными словами, критерий соответствия
или несоответствия высказывания
стилистическим нормам должен быть
гибким и глубоко функциональным;
необходимо учитывать экстралингвистический
фон высказывания.
Каждый
функциональный стиль характеризуется
своими закономерностями отбора
нейтральных и стилистически окрашенных
языковых средств. Например, в научном
и официально-деловом стилях речи норма
носит более жесткий, императивный
характер, чем в разговорном стиле,
который допускает более свободное
отношение к языковой норме в силу
неофициальной, непринужденной обстановки
общения. Однако это не значит, что
разговорный стиль не нормативен.
Своеобразие норм разговорного стиля
заключается в том, что они не кодифицированы,
т.е. не закреплены в нормативных словарях,
справочниках и учебниках. Нормы
разговорного стиля речи сложились в
практике речевого общения и имеют
характер коллективной договоренности.
Например, в разговорном стиле возможны
следующие формы имен существительных:
Педуниверситет
/ как пройти?; Мне килограмм помидор.
В то же время существует большое
количество слов и словоформ, употребление
которых недопустимо в разговорном
стиле. Например: Польта
вешайте сюда; У меня туфель порвался;
Ложи вещи на место.
Нормы
того или иного функционального стиля
определяют и закономерности употребления
в них эмоционально и экспрессивно
окрашенных языковых средств. Так, эти
средства широко используются в
публицистическом и художественном
стилях, но в официально-деловом стиле
их употребление недопустимо.
Стилистическая
правка текста опирается на языковую
литературную норму – принятые в речевой
практике правила произношения,
словоупотребления, использования
грамматических средств, а также на
стилистическую норму, в основе которой
лежит принцип коммуникативно-функциональной
целесообразности.
Существуют
разные классификации речевых ошибок,
связанных с нарушением общеязыковых и
стилистических норм. Зачастую в разных
классификациях одно и то же речевое
нарушение квалифицируется по-разному,
отсутствует четкое разграничение типов
речевых ошибок, однозначно не определяется
место стилистических ошибок. Проблема
классификации и квалификации наиболее
распространенных в речевой практике
ошибок особенно актуальна для
учителя-словесника.
Поскольку
основу каждого функционального стиля
образуют прежде всего нейтральные по
стилистической окраске языковые
средства, на фоне которых наиболее ярко
выделяются средства стилистически
окрашенные, необходимо все ошибки,
встречающиеся в текстах того или иного
стиля, разделить на две группы:
стилистические и нестилистические.
К
нестилистическим ошибкам будут относиться
нарушения норм литературного языка, к
стилистическим – случаи нарушения
единства стиля, где это недопустимо, а
также несоответствия употребления
форм, слов, конструкций избранной
стилистической манере высказывания и
задачам данной сферы коммуникации, а
также неучитывание особенностей форм
и типов речи, жанра.
В
зависимости от того, какие нормы
литературного языка нарушаются,
нестилистические
ошибки
можно разделить на лексические,
словообразовательные, морфологические
и синтаксические.
Лексические
ошибки
– это нарушения лексических норм. К ним
относятся:
1.
Употребление
слова без учета его лексического
значения.
Подобного рода ошибки возникают в
результате невнимательного отношения
автора к лексическому значению слова
или вследствие незнания этого значения:
Его
инициалы
– Иван Петрович; Они сидели, тесно
сплотившись
друг к другу; Художник нарисовал
репродукцию
и вышел из комнаты.
2.
Неустраненная
контекстом многозначность,
приводящая к двусмысленности высказывания:
Эту
тему следует оставить;
Я прослушал
передачу; За последний год мы потеряли
трех студентов.
Неустраненная
многозначность может использоваться
как специальный прием для привлечения
внимания адресата или создания комического
эффекта: Где
бы напиться?
(заголовок газетной статьи об отсутствии
в городе пунктов продажи прохладительных
напитков); Жена
спрашивает больного мужа: «Ты уже
отходишь?»
(из анекдота).
3.
Нарушение
лексической сочетаемости.
Соединение слов в словосочетания может
наталкиваться на разного рода ограничения.
Во-первых, слова могут не сочетаться
из-за их смысловой несовместимости –
в этом случае мы имеем дело с нарушением
семантической (смысловой) сочетаемости:
облокотиться
спиной, приоткрыть настежь, поднимать
тост;
во-вторых, объединение слов в словосочетание
может быть исключено в силу их
грамматической природы (подчиненное
слово должно уподобляться подчиняющему
в формах рода, числа, падежа и лица);
в-третьих, объединению слов могут
препятствовать их лексические особенности
(в языковой системе слова обладают
различной сочетаемостью: одни могут
сочетаться с широким кругом слов; другие
– имеют ограниченную языковыми законами
сочетаемость): причинить
боль
(но не причинить
радость),
расквасить
нос
(но не расквасить
руку),
карие
глаза
(но не карие
портфели).
В
зависимости от ограничений, регулирующих
соединение слов, различают три типа
сочетаемости: семантическую, грамматическую
(точнее: синтаксическую) и лексическую.
И.Б. Голуб отмечает, что границы между
различными типами сочетаемости очень
нечеткие, поэтому при стилистическом
анализе текста приходится говорить не
только о «чистой» лексической сочетаемости,
но и учитывать различные переходные
случаи.
Необходимо
различать нарушение норм лексической
сочетаемости как речевую ошибку и как
особый стилистический прием. В первом
случае говорящий/пишущий не владеет
нормами, нарушает их, во втором – он
намеренно нарушает нормы с целью
достижения определенного стилистического
эффекта: экспрессивности или оценочности.
Например, намеренное нарушение норм
лексической сочетаемости часто
используется в рекламе (деликатная
стирка, уютные цены),
в газетных заголовках («Скоропостижная
свадьба», «Пожизненный друг»).
4.
Смешение
паронимов и парономазов.
Паронимы – генетически родственные
слова, принадлежащие к одной части речи,
сходные по строению, но разные по
значению: адресат
– адресант, существо – сущность, опечатки
– отпечатки.
Парономазы – генетически неродственные
слова, принадлежащие к одной части речи,
имеющие звуковое сходство: галерея
– галантерея, инъекция — инфекция,
одинарный – ординарный.
Причиной
смешения паронимов и парономазов
является их структурное и звуковое
сходство: У
него прогрессивная
близорукость
(в данном контексте: прогрессирующая);
Заглавную
роль в фильме «Бриллиантовая рука»
играет Ю.Никулин
(в данном контексте: главную);
Если
мой друг не принесет мне завтра книгу,
я сниму с него скальпель
(в данном контексте: скальп).
5.
Необоснованное
употребление анахронизмов
– слов, не соответствующих изображаемой
эпохе (эти ошибки иногда называют
лексико-стилистическими): Печорин
получил путевку
на Кавказ; Чичиков за свои махинации
был сокращен
с
работы; Лиза была домработницей
у Фамусова.
6.
Употребление
неизвестных литературному языку слов
как результат неправильного словотворчества
(этот тип ошибок может быть отнесен и к
ошибкам словообразовательного характера):
Он
грузинец
по национальности; У феодалистов
были роскошные замки; Мне нравится его
прямота и остроумность.
К
лексическим ошибкам относятся ошибки
в употреблении фразеологических
оборотов:
1)
употребление фразеологизма без учета
его значения: «Пришла
пора и нам выходить на большую дорогу»,
– сказала студентка после вручения
дипломов (фразеологизм выходить
на большую дорогу
имеет значение «заниматься грабежом»);
Фигурист
уверенно поставил крест на этом сложнейшем
прыжке
(поставить
крест
– «потерять всякую надежду на что-либо,
отказаться от чего-либо»);
2)
немотивированная замена компонентов
фразеологизма: пока
суть да дело
(норма: пока
суд да дело);
Ему
досталась львиная часть
(норма: львиная
доля);
У
него вырвалось с языка
(норма: сорвалось
с языка);
3)
неоправданное сокращение или расширение
состава фразеологизма: Успехи
этого ученика желают лучшего
(норма: оставляют
желать лучшего);
Ему
было впору биться об стену
(норма: биться
головой об стену);
После
его назначения жизнь в городе стала
бить другим ключом
(норма: бить
ключом);
4)
искажение грамматической формы
компонентов фразеологизма: Терпеть
не могу сидеть сложив руки
(норма: сложа
руки);
Все
от малого до великого отозвались на
этот призыв
(норма: от
мала до велика);
Новый
год не за горой
(норма: не
за горами);
5)
неоправданная контаминация компонентов
различных фразеологизмов: Это
играет очень большое значение
(норма: играть
роль, иметь значение);
Я
выбивался из кожи, но у меня так ничего
и не получилось
(норма: выбиваться
из сил, лезть из кожи);
Этому
необходимо уделить значение
(норма: уделять
внимание, придавать значение).
Следует
различать неправильное употребление
фразеологизма как речевую ошибку и
намеренное преобразование фразеологизма
как стилистический прием: Студентов
по осени считают; С миру по строчке;
Герой не их романа
(газетные заголовки).
Морфологические
ошибки
– это неправильное образование форм
слов:
1)
ошибки в образовании форм имен
существительных: Они
получили хорошие образования (норма:
образование);
Стены покрасили белилом (норма:
белилами);
Я купила новую тюль
(норма: новый
тюль);
Он встретился с Петром Кравчук (норма:
с
Петром Кравчуком);
Сколько узбеков и грузинов учатся в
университете? (норма:
сколько
грузин);
2)
ошибки в образовании форм имен
прилагательных: Это
будет способствовать более скорейшему
выздоровлению
(норма: скорейшему
выздоровлению);
Это
был самый умнейший человек
(норма: самый
умный);
Этот
цветок более красивее
(норма: красивее);
3)
ошибки в образовании форм имен
числительных: От
двести отнять сто
(норма: от
двухсот);
Деревня
расположена в полуторастах километрах
от города
(норма: в
полутораста километрах);
с
триста восьмидесяти пяти рублями
(норма: с
тремястами восьмьюдесятью пятью
рублями);
4)
ошибки в образовании глагольных форм:
Небо
охватывается заревом
(необоснованное употребление формы
возвратного глагола, норма: охвачено);
Положь
книгу на место
(форма положь
просторечная, норма: положи);
Я ездию на автобусе каждый день (норма:
езжу)
и т.д.
Синтаксические
ошибки
– это ошибки, связанные с нарушением
правил построения простого и сложного
предложений, а также правил синтаксической
связи слов в словосочетании и предложении.
К числу наиболее распространенных из
них относятся:
-
ошибки
на разные случаи согласования и
управления: Крестьянство
боролись против гнета помещиков
(норма: крестьянство
боролось);
Он
осужден к трем годам заключения
(норма: на
три года заключения);
Она
гордится за свою дочь
(норма: гордится
своей дочерью); -
ошибки
при употреблении однородных членов
предложения:
а)
нарушения в грамматической связи
однородных слов с управляемым словом:
В
прошлом люди мечтали и стремились о
новой счастливой жизни;
б)
объединение на правах однородных членов
слов, обозначающих видовое и родовое
понятия: В
хозяйстве увеличено поголовье крупного
рогатого скота и коров;
в)
объединение на правах однородных членов
слов, принадлежащих к разным частям
речи: Книги
помогают нам в учебе и выбирать профессию;
г)
установление отношений однородности
между членами простого предложения и
частями сложного: Думая
о другом и если не сосредоточиться,
задачу не решишь;
-
ошибки
в употреблении деепричастных оборотов:
Подъезжая
к городу, начался сильный дождь; -
нарушение
порядка слов в предложении: Большие
и красивые на окраине города здания
быстро вырастали; -
дублирование
подлежащего: Пушкин
– он великий русский поэт; -
смещение
синтаксических конструкций: Как
говорят в народе, что тише едешь –
дальше будешь; Из других спортивных
событий поговорим о штанге; Первое, о
чем я вас прошу, – это о поддержке; -
смешение
прямой и косвенной речи: Ваня
сказал, что я сегодня не смогу пойти на
каток; -
неправильный
выбор союза: Мы
отложили поездку в соответствии с тем,
что пошел дождь; -
загромождение
сложного предложения (в частности,
придаточными): Павел
стал уходить в город, где были
революционеры-интеллигенты, которые
давали ему политическую литературу,
распространявшуюся нелегально с тем,
чтобы помочь Павлу разобраться в тех
вопросах жизни, какие его особенно
интересовали
и др.
Стилистические
ошибки (недочеты) – это
вид речевых ошибок, состоящих в
употреблении слов, словосочетаний,
конструкций, которые не соответствуют
стилю данного текста, нарушают требование
коммуникативной целесообразности
высказывания. Иными словами, стилистические
ошибки – это нарушения стилистических
норм, касающихся адекватных замыслу
говорящего средств речевого выражения.
К
стилистическим ошибкам относятся:
-
Ошибки,
связанные со слабым овладением ресурсами
русского языка:
1)
тавтология (сочетание однокоренных
слов): приближаться
ближе, объединиться воедино;
2)
плеоназм (смысловая избыточность): в
апреле месяце; свободная вакансия;
3)
повтор (повторение одного и того же
слова в узком контексте): Появление
этих вариантов связано с появлением
новых фактов языка;
4)
употребление речевых штампов (в
практической стилистике речевыми
штампами называют стереотипные выражения,
имеющие канцелярскую окраску, а также
стершиеся образные выражения): произвести
улучшение
– расщепление сказуемого (улучшить);
дорога
длиною в жизнь,
подвиг
длиною в жизнь, путь длиною в жизнь;
5)
немотивированное употребление
нелитературной лексики: Коробочка
обалдела от такого предложения; На
Плюшкине было какое-то шмотье (из
сочинений школьников);
6)
употребление слов-паразитов: На
самом деле, мы много тренировались; Он
как бы придет сегодня; Я, значит, пошел
дальше
(заметим, что слова-паразиты особенно
часты в устной речи).
Кроме
названных, в данную группу стилистических
недочетов можно включить однообразие
в построении предложений, выборе
конструкций, отсутствие образных средств
там, где они желательны или даже необходимы
для достижения говорящим своей
коммуникативной цели.
-
Ошибки,
обнаруживающие недостаточно развитое
стилистическое чутье:
1)
немотивированное смешение разностильной
лексики: Чтобы
вооружиться неопровержимыми фактами,
прихватили
с собой фотокорреспондента (немотивированное
использование разговорного слова);
А.С.Пушкин не мог терпеть унижения,
вследствие
чего
вызвал Дантеса на дуэль (немотивированное
использование книжного оборота);
2)
погоня за красивостью (употребление
экспрессивных средств, не мотивированных
стилистически; создание неудачных
метафор и сравнений): Эти
вершины словно мраморные ребра; Над
трассой висели шестидесятиградусные
морозы;
3)
неблагозвучие речи (скопление гласных
на стыке слов; скопление согласных,
особенно шипящих и свистящих, и др.
случаи): бои
у
Аустерлица;
без
сильной
России; Совестливы
ли
вы?;
об
обострении
внутреннего положения в Ливане.
-
Ошибки,
связанные с нарушением норм функциональных
стилей.
К
этой группе ошибок относится
немотивированное использование в одном
стиле речи языковых средств, наиболее
типичных для другого (например,
злоупотребление канцеляризмами в
публицистическом тексте; терминами в
ненаучном тексте; разговорной и
просторечной лексикой в газетном
тексте).
-
Нарушения
стилистических требований, связанных
с широким контекстом.
Сюда
относятся нарушения требований общей
функционально-стилевой целостности
речевого произведения, которая
определяется его темой, аспектом ее
раскрытия, характером заголовка.
Например, сочинения школьников на
морально-нравственные темы часто
содержат изложение прочитанного и
страдают отсутствием эмоциональной
оценки описываемых человеческих
поступков; экспрессивно окрашенный
заголовок порой контрастирует с сухим
пересказом сведений из учебника и т.д.
Описанная
выше классификация речевых ошибок
представлена в вузовском учебнике по
стилистике русского языка М.Н. Кожиной,
Л.Р. Дускаевой, В.А. Салимовского (2008 г.).
Многие
лингвисты отмечают, что стилистические
нормы, в отличие от норм произношения,
лексики, фразеологии, морфологии,
синтаксиса, орфографии и пунктуации,
носят нежесткий, рекомендательный
характер. Это, в свою очередь, позволяет
называть нормы (правила) стилистики
требованиями, принципами, рекомендациями.
Так, Ю.В. Фоменко относит к правилам
(рекомендациям) стилистики уместность,
доступность, краткость, богатство,
благозвучие, образность и своеобразие
речи (ср. коммуникативные качества речи,
описанные Б.Н. Головиным в учебнике
«Основы культуры речи»). Речь, отвечающую
этим требованиям, можно считать
образцовой.
Если
определить стилистические ошибки как
отступления от названных выше норм
(правил, требований, принципов,
рекомендаций) стилистики, то классификация
стилистических ошибок будет выглядеть
следующим образом:
-
стилистические
ошибки, являющиеся следствием отступления
от принципа уместности, т.е. единства
стиля, правила стилистического
согласования: Татьяна
Ларина из деревни подается в Петербург
(из сочинения школьника); Режиссер
позвал меня на предмет беседы об участии
в фильме
(из телеинтервью); Подобная
практика ожидания погодных условий
порочна
(из газеты); -
стилистические
ошибки, являющиеся следствием отступления
от принципа доступности (чаще встречаются
в научной литературе): Пушкин
не ограничивается построением структурных
противоречий, но подключает к фабульной
семантике обобщающие рефлексии
авторского мира, намеренно создавая
полную семантическую неопределенность,
призванную отобразить такое же свойство
универсума; -
многословие
(неоправданно развернутое описание
простых и бесспорных истин, повторное
выражение уже выраженной мысли),
являющееся результатом отступления
от принципа краткости речи: Кедры
нередки в нашей тайге. Они встречаются
довольно часто; Их потрясло зрелище
пожара, свидетелями которого они были;
Поскольку ответственный редактор
сборника умер, необходимо ввести в
состав редколлегии нового редактора
из ныне живущих; -
отступления
от принципа богатства речи, заключающиеся
в неоправданных повторах слов, форм и
оборотов, делающих речь бедной,
однообразной: Поэт
верил в будущее народа, верил, что такой
могучий народ, как русский, может
завоевать счастье. Он не только верил
в это будущее, но и призывал к борьбе
за него. Он верил, что жизнь будет лучше; -
стилистические
ошибки, являющиеся следствием отступления
от принципа благозвучия речи: Какая
река широка, как Ока?; -
стилистические
ошибки, связанные с немотивированным
использованием тропов (образность
считается факультативным качеством
образцовой речи; элементы образности
не являются обязательными даже в
художественном стиле): Разнообразные
методы закаливания организма холодной
водой должны найти должное место в
нашей кипучей жизни; -
отступления
от принципа своеобразия речи, проявляющиеся
в использовании речевых штампов
(например: разведчики
земных недр, линейка готовности, эстафета
поколений).
По-разному
решается лингвистами вопрос о логических
ошибках. Так, И.Б. Голуб рассматривает
алогизмы в ряду речевых ошибок, связанных
с неправильным выбором слова или
случайным пропуском слова. Например:
Приближения
премьеры коллектив театра ждет с особым
волнением
(ждут не приближения премьеры, а когда
состоится премьера); Язык
героев Шолохова резко отличается от
героев других писателей
(можно сравнивать язык
героев Шолохова только с языком
героев других писателей).
Ю.В.
Фоменко считает, что логические ошибки
не являются собственно (в строгом смысле
слова) речевыми, поскольку они возникают
в связи с нарушением правил логики. В
школьной практике логические ошибки,
имеющие место в речи, как правило, не
рассматриваются в ряду речевых, однако
наличие этих ошибок, как и ошибок
фактических, безусловно, влияет на общую
оценку речевых произведений школьников.
Примеры
логических ошибок:
а)
смешение понятий: Из
пятнадцати сочинений выбрали шесть
человек;
б)
соединение несоединимых понятий: Прошу
в связи с Днями науки на факультете
пройти флюорографию;
в)
противопоставление понятий, которые
на самом деле не исключают друг друга:
Граждане
и студенты! Приобретайте проездные
билеты!;
г)
обнаружение причинных связей там, где
их нет: Ленин
был истинно русском человеком, несмотря
на то, что он был широко образован.
Примеры
фактических ошибок, связанных с
недостаточным знанием предмета речи,
внеязыковой действительности, описываемых
фактов: Сто
лет назад радио принесло нам печальную
весть: от руки наемного убийцы погиб
Пушкин; И вечный бой, покойникам не
спится!; «Старуха из Юрги» — одна из
лучших повестей Горького; Базаров –
литературный персонаж поэмы «Двенадцать
мертвых душ»
(из сочинений школьников).
В
заключение отметим, что следует
разграничивать понятия «речевая ошибка»
и «стилистическая ошибка». Первое
понятие более широкое: под речевыми
ошибками понимаются любые случаи
нарушения норм (лексических,
словообразовательных, морфологических,
синтаксических, стилистических).
Стилистическая
правка
текста предполагает следующие этапы:
-
Обнаружение
речевой ошибки (подчеркивание дефектных
фрагментов текста волнистой чертой). -
Квалификация
типа речевой ошибки в соответствии с
тем, какие нормы (общеязыковые или
стилистические) нарушены. -
Определение
вида ошибки (например, нарушение
лексической сочетаемости; плеоназм и
т.д.).
Образец
анализа:
Я
прослушал передачу.
Ошибка
нестилистическая: неснятая многозначность.
Правка:
Я
внимательно прослушал передачу
или Я
прослушал передачу, потому что был в
это время на работе.
Теперь
обидчик поет Бритни Спирс хвалебные
дифирамбы.
Ошибка
стилистическая: плеоназм.
Правка:
Теперь
обидчик поет Бритни Спирс дифирамбы.
очень нужно сдать, не успеваю со сроками
1.Исправьте неверные утверждения:
а) Синтаксическая норма регламентирует построение предложений.
б) Функционально-стилистическая окраска слова может вызвать синтаксическую ошибку.
в) Деепричастный оборот нельзя включать в состав безличного предложения.
г) Согласование подлежащего со сказуемым – это область синтаксической нормы.
д) Распространенным нарушением синтаксической нормы является нарушение норм управления.
2.Найдите предложения с нарушением норм согласования сказуемого с подлежащим, исправьте ошибки:
а) Современная молодежь в качестве кумиров выбирает людей обеспеченных, известных.
б) Поколение наших отцов и дедов с недоверием воспринимало реформы.
в) Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение.
г) Любовь и добро заложено в глубине души человека.
д) Уж много лет прошло со времени нашей первой встречи.
3.Укажите предложения с неправильным употреблением деепричастных оборотов, исправьте ошибки:
а) Глядя на эти места, меня посетили воспоминания о детских годах, проведенных в деревне.
б) Попав в город, студенческая жизнь сразу же захватила меня.
в) Отдыхая на опушке, грибов не наберешь.
г) Проснувшись утром, у меня возникло желание немедленно искупаться в море.
д) Приехав в родной город, мне было интересно пройтись по знакомым улицам.
картинки получились плохо, если кто готов помочь, вышлю по э-мэйлу. спасибо