Главная / Гуманитарные и социальные науки /
Социальная психология / Тест 10
Упражнение 1:
Номер 1
Целям осмысления воспринятых значений через представления, воображение и мышление служат … функции человека как субъекта общения:
Ответ:
(1) когнитивные
(2) эмотивные
(3) креативные
Номер 2
К паралингвистическим средствам коммуникации психологи относят…
Ответ:
(1) запахи
(2) мимику
(3) речевые паузы
(4) внешний вид
Номер 3
К основным проблемам коммуникации с точки зрения теории информации (К. Шеннон, У. Уивер) не относится проблема…
Ответ:
(1) сохранности
(2) техническая
(3) семантическая
(4) эффективности
Номер 4
К основным элементам коммуникации (по К. Шеннону) относятся…
Ответ:
(1) сообщение, получатель, восприятие, эмпатия
(2) имидж, восприятие, обратная связь
(3) отправитель, сообщение, канал, получатель
Номер 5
В Северной Америке круг, образованный большим и указательным пальцами, когда другие пальцы подняты, обозначает…
Ответ:
(1) нуль или нечто никчемное
(2) что все в порядке
(3) неприличный жест
Упражнение 2:
Номер 1
При рассмотрении специфики связей между людьми к видам взаимозависимости не относят…
Ответ:
(1) кооперацию
(2) конкуренцию
(3) конвергенцию
Номер 2
Ситуация, в которой один из партнеров старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому, характеризует социально-психологический тип взаимодействия:
Ответ:
(1) контрастное взаимодействие
(2) однонаправленное противодействие
(3) однонаправленное содействие
(4) уклонение от взаимодействия
Номер 3
Общая манера, характерная для каждого индивида при его взаимодействии с другими, определяет … стиль общения:
Ответ:
(1) межличностный
(2) безличностный
(3) неопределенно-личностный
(4) стереотипный
Номер 4
С наибольшей долей вероятности можно ожидать, что конфликт не будет конструктивным в случае, когда (если)…
Ответ:
(1) главное влияние конфликта в группе сосредоточено на отдельном индивиде
(2) группа решает высококреативную и неструктурную задачу
(3) члены группы воспринимают какое-либо событие как дисфункциональное, не удовлетворяющее их
(4) конфликт характеризуется умеренным и низким уровнем оппозиции
Номер 5
Современная точка зрения на конфликт заключается в том, что…
Ответ:
(1) любой межличностный конфликт играет негативную роль; необходимо корректировать взаимодействия людей во избежание конфликта
(2) некоторый уровень конфликтности в группе необходимо поддерживать, поскольку группа в состоянии покоя и уравновешенности статична, малопродуктивна
(3) конфликты естественны и неизбежны; в некоторых случаях они могут повышать продуктивность группы
Номер 6
К характерным чертам социального взаимодействия Э. Холландер не относит…
Ответ:
(1) разнонаправленные цели и мотивы всех участников взаимодействия
(2) взаимозависимость поведения участников взаимодействия
(3) взаимные поведенческие ожидания на основе межличностного восприятия друг друга
(4) оценку каждым участником взаимодействия ценности мотивов и действий других людей
Номер 7
Индивидуальный, доминантный стиль взаимодействия, при котором человек энергично занимает твердую позицию по какому-либо вопросу и выдвигает свои собственные аргументы; его чувства сильны, хотя он игнорирует доводы другой стороны, называется…
Ответ:
(1) агрессивно-аргументированным
(2) «приемлемым и вежливым» поведением
(3) экспрессивно-конфронтационным
(4) умозрительно-экспериментальным
Упражнение 3:
Номер 1
Результаты, которые не могли быть вызваны каким-либо другим действием, описываются логическим правилом анализа личностных характеристик других людей по их поведению:
Ответ:
(1) социальной желательности
(2) необычных эффектов
(3) степени выбора
Номер 2
Тенденция приписывать собственное поведение внешним, или ситуационным причинам, а поведение других людей - внутренним, или диспозиционным причинам называется…
Ответ:
(1) различием действующего лица и наблюдателя
(2) предрасположением в пользу своего Я
(3) фундаментальной ошибкой атрибуции
Номер 3
К параметрам атрибуции Ф. Хайдер не относил…
Ответ:
(1) контролируемость
(2) «локус причинности»
(3) устойчивость или неустойчивость причины, вызвавшей данное поведение
(4) когнитивность
Номер 4
Восприятие нами поведения других людей обусловлено в значительной степени тем, какие причины мы приписываем данному поведению: внутреннему состоянию человека или каким-либо внешним факторам, - в этом заключается смысл теории…
Ответ:
(1) каузальной атрибуции
(2) «соответствующего вывода»
(3) предрасположения в пользу своего Я
Номер 5
Китайцы в древности называли свое государство «срединной империей», однако их ментальность сохранила впечатление о Китае как центре мира до наших дней; оно проявляется в отношении китайцев к другим странам и народам. Эта национальная особенность является примером…
Ответ:
(1) казуальной атрибуции
(2) предрасположения в пользу своего Я
(3) тенденции различия между действующим лицом и наблюдателем
Упражнение 4:
Номер 1
Тенденциозность нашего восприятия, которая проявляется в том, что при оценке каких-либо черт личности мы попадаем под влияние сложившегося у нас общего впечатления об этой личности и стремимся сделать наши оценки совместимыми, непротиворечивыми, называется…
Ответ:
(1) хало-эффектом
(2) стереотипом
(3) перцептивным набором
Номер 2
Рациональные основания для формирования стереотипов…
Ответ:
(1) имеются только в отношении этнических стереотипов
(2) в реальности отсутствуют
(3) подтверждаются результатами исследований
Номер 3
К основным функциям стереотипов не относится…
Ответ:
(1) минимизация информации о человеке, сведение ее к наиболее общим, характерным чертам
(2) выявление особенностей индивида
(3) облегчение общения
Номер 4
Термин «стереотип» впервые в социальных науках использовал…
Ответ:
(1) Д. Рубин
(2) Д. Багли
(3) Б. Рэйвен
(4) У. Липпман
Упражнение 5:
Номер 1
Наиболее значимыми отличительными элементами облика человека в глазах взрослых являются…
Ответ:
(1) одежда, походка
(2) речевые особенности
(3) рост, цвет глаз, цвет волос
Номер 2
Самое первое впечатление о незнакомом человеке обусловлено…
Ответ:
(1) признаками, которые наилучшим образом выражены в поведении воспринимаемого человека
(2) признаками, которые наилучшим образом выражены во внешности воспринимаемого человека
(3) ситуацией, в которой происходит восприятие
Номер 3
Неверным является утверждение: восприятие личностью другого человека обусловлено…
Ответ:
(1) имплицитной теорией личности
(2) селективностью восприятия
(3) социальным статусом воспринимаемого
(4) эффективностью его деятельности
Упражнение 6:
Номер 1
Жесты, называемые эмблемами, являются невербальными актами, которые…
Ответ:
(1) однозначно понимаются большинством представителей той или иной культуры
(2) являются характерными для представителей данной страны
(3) имеют разное значение для представителей разных стран
Номер 2
Невербальные поведенческие акты, прямо связанные с вербальным языком, называются…
Ответ:
(1) иллюстраторами
(2) информаторами
(3) регуляторами
Номер 3
К средствам невербальной коммуникации относится…
Ответ:
(1) поза человека
(2) смех
(3) письмо
(4) темп речи
Номер 4
Невербальная коммуникация подразумевает передачу информации…
Ответ:
(1) с использованием языка слов
(2) без использования языка слов
(3) с использованием письменной речи
Упражнение 7:
Номер 1
С точки зрения теории информации под тезаурусом понимается…
Ответ:
(1) совокупный словарный запас человека
(2) использование прфессионального жаргона в общении
(3) совокупность информации, которой располагает данный человек
Номер 2
К основным элементам коммуникационной цепи (модель К. Шеннона) не относятся…
Ответ:
(1) передатчик информации, источник информации
(2) получатель информации, приемник информации
(3) хранитель информации, координатор информационного потока
Номер 3
Весь путь прохождения информации от ее отправителя до получателя называется…
Ответ:
(1) коммуникационным путем
(2) путем сообщения
(3) информационным потоком
(4) каналом коммуникации
Упражнение 8:
Номер 1
К основным сторонам общения отечественные исследователи не относят…
Ответ:
(1) коммуникативную
(2) перцептивную
(3) интерактивную
(4) когнитивную
Номер 2
В классификации по целям сообщения в случае если сообщение рассчитано на побуждение какого-либо человека к конкретному действию, информация имеет…
Ответ:
(1) осведомительное назначение
(2) регуляторную нагрузку
(3) эмоциональный характер
Номер 3
Взаимосвязь людей на уровнях индивидуального, группового и общественного взаимодействия обеспечивают … функции человека как субъекта общения:
Ответ:
(1) коммуникативные
(2) информационные
(3) конативные
Упражнение 9:
Номер 1
Прямой взгляд может быть расценен как показатель агрессивности в…
Ответ:
(1) США, Великобритании
(2) Японии, Корее
(3) Германии, Франции
(4) Дании, Норвегии
Номер 2
«Эффект ореола» представляет собой тенденцию…
Ответ:
(1) наделять людей, которые нас любят, положительной характеристикой, а тех, кто относится к нам плохо — негативной
(2) переносить общее впечатление на основании одного качества человека на другие его качества
(3) приписывать наше собственное поведение внешним причинам, а поведение других людей — внутренним причинам
Номер 3
Термин «хало-эффект» в психологии впервые использовал…
Ответ:
(1) Д. Майерс
(2) Г. Лассуэл
(3) Э. Торндайк
(4) У. Липпман
Упражнение 10:
Номер 1
Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что, объясняя действия других людей, мы…
Ответ:
(1) как правило, не ищем их причину
(2) всегда ищем причину в каких-либо ситуационных обстоятельствах
(3) чаще всего ищем причину в их диспозициях
Номер 2
К внешним причинам поведения (экстернальная атрибуция) относят…
Ответ:
(1) черты и способности личности
(2) особенности окружающей социальной или физической среды
(3) установки, настроения, состояние здоровья индивида
Номер 3
К типам социального взаимодействия не относятся:
Ответ:
(1) однонаправленное содействие и однонаправленное противодействие
(2) контрастное взаимодействие и компромиссное взаимодействие
(3) сотрудничество и противоборство
(4) однонаправленное бездействие и компромиссное содействие
I. Что такое фундаментальная ошибка атрибуции
Фундаментальная ошибка атрибуции — это когнитивная ошибка, из-за которой люди недооценивают влияние ситуативных факторов окружающей среды на поведение людей и переоценивают влияние личностных диспозиционных факторов.
По сути, это означает, что фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что заставляет людей предполагать, что действия других людей менее подвержены влиянию окружающей среды, чем они есть на самом деле, и предполагать, что на эти действия их личность влияет больше, чем на самом деле.
Например, фундаментальная ошибка атрибуции может заставить кого-то предположить, что если какой-то незнакомец выглядит рассерженным, значит, он должен быть злым человеком в целом, даже если этот человек мог быть доведен до временного гнева чем-то, например, грубостью со стороны кого-то другого.
Фундаментальная ошибка атрибуции может существенно повлиять на то, как люди, включая вас, будут судить о других, поэтому важно ее понять. Таким образом, в этой статье вы узнаете больше о фундаментальной ошибке атрибуции и увидите, что вы можете сделать, чтобы правильно брать ее в расчет.
II. Примеры фундаментальной ошибки атрибуции
Один примечательный пример фундаментальной ошибки атрибуции появляется в первом исследовании, посвященном этому явлению, опубликованном в 1967 году Эдвардом Джонсом и Виктором Харрисом, двумя исследователями из Университета Дьюка.
В первом и наиболее известном эксперименте в исследовании участникам давали то, что, по их мнению, было сочинением, написанным студентом для сдачи экзамена по политологии на спорную тему — Куба Фиделя Кастро. Некоторые участники получили эссе с позицией “за” Кастро, а другие — эссе с позицией “против” Кастро, и всех попросили оценить истинное отношение автора эссе к теме.
Эксперимент предоставил свидетельство фундаментальной ошибки атрибуции, поскольку участники, читавшие эссе про-Кастро, значительно чаще полагали, что студент, который его написал, был сам про-Кастро, по сравнению с теми, кто читал эссе анти-Кастро, даже если им говорили, что у студента, написавшего эссе, не было выбора в его отношении к теме. Эти результаты были воспроизведены в последующем эксперименте, в котором участники читали то, что, по их мнению, было наброском вступительного слова к дебатам по этой теме в колледже.
С тех пор и другие исследования обнаружили доказательства фундаментальной ошибки атрибуции в различных областях. Например, дополнительные примеры фундаментальной ошибки атрибуции включают следующее:
- Люди, смотрящие телешоу, часто обнаруживают фундаментальную ошибку атрибуции, когда приписывают поведение актеров в сериале их личности, а не сценарию. По сути, это означает, что люди иногда предполагают, что поведение актера в его роли отражает его истинную личность, а не то, что им продиктовано сценарием. Более того, было обнаружено, что этот эффект остается постоянным, даже когда человек, демонстрирующий фундаментальную ошибку атрибуции, наблюдает, как один и тот же актер играет две разные роли; в таких случаях последняя сцена, которую люди просматривают, обычно определяет их оценку актера.
- Студенты часто демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции, когда переоценивают внутренние причины выражения гнева учителями. По сути, это означает, что учащиеся предполагают, что основная причина гнева их учителей заключается в том, что они злые люди, а не в том, что их разозлило окружение. Это остается так, даже когда учащиеся осознают, что их собственные действия, такие как плохое поведение, умышленное провоцирование или отсутствие усилий, в первую очередь вызывают гнев учителя.
Примечание: термин «фундаментальная ошибка атрибуции» был введен профессором Стэнфорда Ли Россом в 1977 году в статье под названием «Интуитивный психолог и его недостатки: искажения в процессе атрибуции», где Росс обсуждает этот феномен на основе результатов более ранних исследований. Этот термин часто сокращается до «ФОА».
III. Почему люди совершают фундаментальную ошибку атрибуции
Основная причина, по которой люди демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции, заключается в том, что она служит своего рода эвристикой, которая представляет собой мысленный ярлык, который люди интуитивно используют для быстрого принятия решений и формирования суждений.
В частности, фундаментальная ошибка каузальной атрибуции может рассматриваться как эвристическая, поскольку проще и быстрее предположить, что поведение людей основано только на их относительно стабильных внутренних чертах, чем учитывать различные ситуационные факторы, которые могут на него повлиять, и пытаться отделить действия людей от их намерений. Соответственно, эта предвзятость чаще возникает, когда людям не хватает когнитивных ресурсов или мотивации, необходимых для того, чтобы в полной мере учитывать влияние ситуационных факторов на поведение людей.
Кроме того, помимо ускорения процесса оценки людей и снижения когнитивной нагрузки во время этого процесса, есть и другие потенциальные преимущества использования этого вида эвристики.
Например, потенциальная выгода от фундаментальной ошибки атрибуции состоит в том, что цена ошибочного предположения о том, что чьи-то действия определяются в первую очередь их предрасположенностью, а не ситуативными факторами, иногда ниже, чем допущение обратного. По сути, это означает, что, оценивая чьи-то действия, часто предпочтительнее предположить, что на их поведение больше влияет их личность, чем на самом деле, нежели предполагать обратное.
Кроме того, другие причины также могут побудить людей к демонстрации фундаментальной ошибки атрибуции. Например, нейробиологическое исследование показало, что одна из возможных причин, по которой люди проявляют эту предвзятость, заключается в том, что когда они пытаются понять намерения других людей, то участвуют в ментализации, спонтанно обрабатывая психическое состояние другого человека.
Наконец, обратите внимание, что было выявлено, что различные факторы влияют на вероятность того, что люди будут демонстрировать фундаментальную ошибку атрибуции, а также на степень, в которой они ее демонстрируют. Это включает в себя как факторы, которые имеют отношение к человеку, составляющему суждение, например, от его национальности или настроения, так и факторы, имеющие отношение к человеку, которого судят, например, мысли о том, как воспринимаются его действия — в положительном или отрицательном свете. Это согласуется с исследованиями общего процесса атрибуции, которые показывают, что он может быть предвзятым по разным причинам, а также может зависеть от различных ситуационных и личных факторов.
Подводя итог, можно сказать, что люди демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции в первую очередь потому, что эта форма мышления служит когнитивным ярлыком, который позволяет им выносить суждения быстрее и легче. Также к причиной появления фундаментальной ошибки атрибуции может стать приверженность золотому правилу морали и нравственности. Более того, другие факторы также могут побуждать людей к проявлению фундаментальных ошибок атрибуции; это включает, например, тот факт, что часто предпочтительнее переоценивать, чем недооценивать влияние личностных факторов на поведение людей.
IV. Как избежать фундаментальной ошибки атрибуции
Есть несколько способов избежать фундаментальной ошибки атрибуции. Во-первых, просто узнав об этом явлении и помня о нем, можно в какой-то степени уменьшить вероятность его проявления.
Во-вторых, в ситуациях, когда вы замечаете, что демонстрируете это явление во время оценки кого-то, вы можете еще больше уменьшить его выраженность, активно размышляя о подобных ситуациях, когда было ясно, что на людей сильно влияли ситуативные факторы. Делая это, вы также можете спросить себя, действовали ли вы когда-либо подобным образом в подобных обстоятельствах, а затем изучить причины, по которым вы действовали таким же образом.
В-третьих, вы также можете попытаться придумать ряд возможных объяснений, в том числе ситуативных, поведения человека, которого вы оцениваете.
Кроме того, активное объяснение причин вашего суждения о ком-либо может еще больше помочь вам снизить вероятность того, что вы продемонстрируете фундаментальную ошибку атрибуции. Это работает как за счет того, что вы чувствуете себя более ответственным за свои рассуждения, так и за счет помощи в выявлении и избежании когнитивных ярлыков, которые в первую очередь приводят вас к проявлению этой предвзятости.
Наконец, вы также можете извлечь выгоду из использования общих техник устранения искажений, таких как замедление процесса рассуждений. В частности, вам часто будет полезно использовать методы исключения систематической ошибки, которые эффективны против аналогичных типов когнитивных предубеждений, таких как эгоцентрическое предубеждение и расхождение эмпатии.
Это включает, например, попытку рассмотреть ситуацию с точки зрения другого человека.
Подводя итог, можно сказать, что для того, чтобы избежать проявления фундаментальной ошибки атрибуции, вам следует помнить об этой когнитивной предвзятости при оценке других и использовать такие методы, как рассмотрение соответствующих прошлых ситуаций, придумывание нескольких объяснений поведения людей и объяснение причин, лежащих в основе вашего суждения; вы также можете использовать общие методы устранения искажений, такие как замедление процесса рассуждений. «Вынося вердикт» опирайтесь на категорический императив Канта, который поможет вам избежать возможного разочарования от реакции на ваше мнение.
Примечание: чтобы избежать фундаментальной ошибки атрибуции, полезно иметь в виду принцип бритвы Хэнлона, который предполагает, что, когда кто-то делает что-то, что приводит к отрицательному результату, вам следует избегать предположений, что человек действовал из намеренного желания причинить вред, если существует правдоподобное альтернативное объяснение их поведения.
V. Как реагировать на фундаментальную ошибку атрибуции
Если вы заметили, что кто-то другой демонстрирует фундаментальную ошибку атрибуции, вы можете попытаться опровергнуть его мышление, используя аналогичные методы, которые вы бы использовали, чтобы избежать проявления этого предубеждения у себя.
Например, вы можете побудить человека, демонстрирующего эту предвзятость, подумать о похожих ситуациях, когда он действовал как человек, которого он судит, из-за ситуативных факторов. Точно так же вы можете попросить человека, демонстрирующего это предубеждение, подумать о связанных со внешними факторами причинах, по которым этот человек может показывать осуждаемое поведением.
Важно отметить, что такие методы предназначены в первую очередь для людей, которые непреднамеренно демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции как когнитивную ошибку. Однако некоторые люди намеренно используют ошибочные модели рассуждений, похожие на это предубеждение, по разным причинам.
Например, кто-то может возразить, что определенный человек, который сделал что-то негативное, должен был сделать это просто потому, что он плохой человек, а не потому, что его к этому подтолкнуло окружение, чтобы способствовать фундаментальной ошибке атрибуции в других.
Чтобы справиться со случаями, когда это происходит, часто лучше всего продемонстрировать логические проблемы рассматриваемого аргумента. Вы можете добиться этого, используя различные подходы, например, объяснив, что действия людей не обязательно определяются только их личностью, и предоставив примеры, подтверждающие это утверждение.
Потенциальным исключением из этого правила являются случаи, когда в дискуссии есть аудитория, в которой используется этот ошибочный аргумент, и вас волнует в первую очередь мнение аудитории, а не мнение человека, который намеренно использует этот аргумент. В таких случаях вы можете сосредоточиться на устранении искажений среди членов аудитории, используя ранее упомянутые методы устранения искажений вместо демонстрации логических проблем таких аргументов или в дополнение к ним.
VI. Предостережения относительно фундаментальной ошибки атрибуции
Как и в случае с подобными психологическими явлениями, следует принять во внимание несколько важных предостережений в отношении фундаментальной ошибки атрибуции.
Во-первых, важно отметить, что некоторые исследования по этой теме поставили под сомнение степень, в которой люди демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции и связанные с ней явления, такие как асимметрия атрибуции между действующим лицом и наблюдателем. Кроме того, такое исследование также поставило под сомнение причины, по которым люди вообще демонстрируют эти явления.
Во-вторых, важно помнить, что это сложное явление, на которое могут влиять различные факторы. Таким образом, вам следует ожидать значительных различий в том, как именно люди демонстрируют это явление, с точки зрения таких факторов, как то, насколько сильно они недооценивают влияние ситуационных факторов.
VII. Связанные понятия
Есть несколько психологических феноменов, которые часто упоминаются в связи с фундаментальной ошибкой атрибуции. К ним, в первую очередь, относятся:
- Искажение переноса. Искажение переноса — это когнитивная предвзятость, которая заставляет людей делать выводы о характере человека на основе поведения, которое можно объяснить ситуативными факторами. Некоторые люди используют термины «фундаментальная ошибка атрибуции» и «искажение переноса» как синонимы, но эти два термина относятся к двум отдельным, хотя и тесно связанным, явлениям.
- Асимметрия наблюдателя в атрибуции. Асимметрия атрибуции между субъектом и наблюдателем — это когнитивная предвзятость, которая заставляет людей приписывать собственное поведение ситуативным причинам, а поведение других людей — диспозиционным факторам.
- Эгоистическая погрешность. Эгоистическая погрешность — это когнитивная предвзятость, которая заставляет людей хорошо относиться к своим успехам и положительному поведению, приписывая их диспозиционным факторам, и отрицать ответственность за неудачи и отрицательное поведение, приписывая их ситуативным факторам. Кроме того, термин «эгоистическая погрешность» иногда используется для обозначения любого типа когнитивной предвзятости, вызванной желанием человека повысить свою самооценку. Такую ошибку часто демонстрируют девушки, склонные к детскости.
- Первичная ошибка атрибуции. Первичная ошибка атрибуции — это когнитивная предвзятость, которая заставляет людей с большей вероятностью приписывать положительные действия ситуативным факторам, когда они выполняются кем-то из внешнего окружения, чем кем-то из их внутреннего окружения, а также заставляет людей с большей вероятностью приписывать отрицательные действия диспозиционным факторам, когда они выполняются кем-то из внешнего окружения, чем кем-то из их внутреннего окружения.
- Феномен “справедливого мира”. Феномен “справедливого мира” — это когнитивное предубеждение, которое заставляет людей предполагать, что действия людей всегда приводят к справедливым последствиям, а это означает, что те, кто делает добро, в конечном итоге награждаются, а те, кто делает зло, в конечном итоге наказываются. Например, феномен “справедливого мира” может заставить кого-то предположить, что если кто-то другой пережил трагическое несчастье, значит, он, должно быть, сделал что-то, чтобы заслужить это.
Кроме того, есть три концепции, которые часто упоминаются в связи с фундаментальной ошибкой атрибуции:
- Ситуационизм, который включает в себя ярко выраженное предпочтение ситуационных факторов, когда дело доходит до объяснения человеческого поведения.
- Диспозиционализм, который включает в себя в ярко выраженное предпочтение диспозиционных факторов, когда дело доходит до объяснения человеческого поведения.
- Интеракционизм, который предполагает, что когда дело доходит до объяснения человеческого поведения, большое значение имеют как ситуационные, так и диспозиционные факторы.
Большинство исследователей демонстрируют поддержку интеракционизма, а не других концепций, полагая, что как ситуационные, так и диспозиционные факторы играют важную роль в управлении человеческим поведением.
Резюме и выводы
- Фундаментальная ошибка атрибуции — это когнитивная предвзятость, которая заставляет людей недооценивать влияние ситуативных факторов окружающей среды на поведение людей и переоценивать влияние личностных диспозиционных факторов.
- Например, фундаментальная ошибка атрибуции может заставить кого-то предположить, что если какой-то незнакомец выглядит рассерженным, значит, он злой человек в целом, даже если этот человек мог быть доведен до временного гнева чем-то, например, грубостью со стороны кого-то другого.
- Основная причина, по которой люди демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции, заключается в том, что легче и быстрее предположить, что поведение людей определяется только их личностью, чем пытаться учесть различные ситуационные факторы, которые могут на него повлиять.
- Чтобы избежать фундаментальной ошибки атрибуции, вы должны помнить об этом предубеждении при оценке других и использовать такие методы, как рассмотрение соответствующих прошлых ситуаций, придумывание нескольких объяснений поведения людей и объяснение причин, лежащих в основе вашего суждения; вы также можете использовать общие методы устранения искажений, такие как замедление процесса рассуждений.
- Чтобы помочь другим избежать возникновения фундаментальной ошибки атрибуции, вы можете опровергнуть их мышление, используя аналогичные методы, которые вы использовали бы для опровержения собственных мыслей; однако, если они по какой-то причине намеренно используют похожие модели рассуждений, может быть предпочтительнее вместо этого сосредоточиться на объяснении логических проблем с помощью своих аргументов.
Неправильная интерпретация поведения формирует наши отношения, решения и перспективы. Люди склонны переоценивать диспозиционные факторы и недооценивать ситуационные факторы при объяснении поведения других людей. Диспозиционная предвзятость в социальном восприятии широко распространена, но кросс-культурные различия, когнитивная нагрузка и реляционная мобильность оказывают свое влияние. Мы можем смягчить влияние этой предвзятости на нашу жизнь, развивая самосознание, подвергая сомнению наши предположения и развивая эмпатию.
Люди имеют естественную склонность искать объяснения поведению других. При этом мы часто прибегаем к когнитивным искажениям, чтобы упростить свои суждения.
Одной из распространенных эвристик является фундаментальная ошибка атрибуции (ФОА), которая означает нашу склонность преувеличивать диспозиционные факторы (например, личностные качества) и недооценивать ситуационные факторы при объяснении поведения других людей. Хотя ошибка атрибуции может сэкономить наши когнитивные усилия, она также может привести к неправильной интерпретации действий и мотивов людей, что влияет на наши отношения, принятие решений и понимание социальных проблем.
Исследования ошибки атрибуции
Одно из самых ранних и наиболее влиятельных исследований в этой области было проведено Джонсом и Харрисом в 1967 году. В их исследовании участники читали эссе, написанные другими людьми, которые либо поддерживали, либо выступали против кубинского режима Фиделя Кастро.
Авторы манипулировали условиями, в которых были написаны эссе: по выбору или по заданию. Однако участники приписывали мнения авторов эссе своим личным убеждениям, независимо от ситуационных ограничений. Это исследование продемонстрировало устойчивость диспозиционных атрибуций, даже когда ситуационные факторы были явно представлены.
В другом классическом исследовании Росс, Амабиле и Стейнметц попросили участников принять участие в викторине, где один человек выступал в роли задающего вопросы, а другой – в роли участника. Несмотря на то, что наблюдатели знали, что у задающих вопросы было несправедливое преимущество, они все равно оценивали задающих вопросы как более знающих, чем участников. Этот результат еще раз подтвердил наличие диспозиционной предвзятости в социальном восприятии.
Исследование ФОА позволило получить значительные сведения о том, как люди объясняют поведение диспозиционными или ситуационными факторами. Первые исследования установили распространенность ошибки атрибуции в социальном восприятии, продемонстрировав тенденцию преувеличивать личностные черты и недооценивать ситуационные влияния. Последующие исследования изучили межкультурные различия, показав, что коллективистские культуры, такие как восточноазиатские общества, менее склонны к ошибке атрибуции по сравнению с индивидуалистическими западными культурами.
Кроме того, исследователи изучали роль когнитивной нагрузки, обнаружив, что повышенное когнитивное напряжение усугубляет ФОА. В более поздних исследованиях рассматривалось влияние реляционной мобильности на ошибку атрибуции, что подчеркивает важность факторов социального контекста. В целом, исследования ФОА подчеркивают сложное взаимодействие культурных, когнитивных и социальных факторов в формировании процессов атрибуции.
Влияние на межличностные отношения
Ошибка атрибуции может существенно влиять на наши межличностные отношения, часто приводя к необъективному восприятию других людей. Когда мы наблюдаем за чьими-то действиями, мы склонны приписывать их поведение их личности или характеру, а не учитывать ситуационные факторы, влияющие на них.
Например, предположим, что наш друг опаздывает на встречу. В этом случае мы можем быстро решить, что он безответственный или невнимательный, вместо того чтобы принять во внимание внешние факторы, такие как пробки или семейные обстоятельства.
Это предубеждение может ухудшить наши отношения, поскольку способствует распространению вредных стереотипов, недопониманию и снижению эмпатии. Со временем эти неверные представления могут привести к обидам и конфликтам, подрывая основу доверия и доброжелательности, необходимую для здоровых отношений.
Влияние на принятие решений
Ошибка атрибуции также может повлиять на процесс принятия решений, как в личном, так и в профессиональном плане. Уделяя чрезмерное внимание диспозиционным факторам в своих суждениях, мы рискуем пропустить важную контекстуальную информацию, которая может быть критически важной для принятия обоснованных решений.
Например, на рабочем месте менеджеры могут приписать плохую работу сотрудника лени или некомпетентности, вместо того чтобы рассмотреть внешние факторы, такие как недостаточное обучение, нехватка ресурсов или нереалистичные ожидания. Такое убеждение может привести к неэффективным действиям, напрасно потраченным ресурсам и деморализованной рабочей силе.
В нашей личной жизни фундаментальная ошибка атрибуции может привести к неправильному принятию решений, заставляя нас упускать из виду важные ситуационные факторы, которые в противном случае могли бы помочь нам сделать выбор. Например, мы можем винить себя в том, что не смогли достичь цели, приписывая неудачу недостатку силы воли или способностей, вместо того чтобы признать, что внешние факторы, такие как ограниченные ресурсы, непредвиденные препятствия или конкурирующие приоритеты, сыграли важную роль.
Уменьшение влияния фундаментальной ошибки атрибуции
Учитывая повсеместное влияние ошибки атрибуции на нашу жизнь, важно разработать стратегии по уменьшению ее воздействия.
Один из подходов заключается в развитии самосознания путем признания своих когнитивных предубеждений и подвергания сомнению наших первоначальных предположений о других. Когда мы наблюдаем за чьим-то поведением, мы можем спросить себя, учитываем ли мы диспозиционные и ситуационные факторы, и соответствующим образом скорректировать свои суждения.
Другая стратегия включает в себя развитие эмпатии и умение видеть перспективу. Ставя себя на место другого человека, мы можем лучше понять ситуационные факторы, которые могут влиять на его действия. Такой взгляд на ситуацию может помочь нам выработать более тонкий взгляд на их поведение, снижая вероятность поспешных суждений, основанных только на диспозиционных факторах.
“Будьте добры, ведь каждый, кого вы встречаете, ведет тяжелую борьбу”, —Иэн Макларен.
Понимание фундаментальной ошибки атрибуции и ее последствий может помочь нам более эффективно ориентироваться в сложном социальном ландшафте. Признавая свои когнитивные предубеждения, подвергая сомнению свои предположения и развивая эмпатию, мы можем смягчить влияние ФОА на наши отношения и принятие решений. В мире, изобилующем недопониманием и конфликтами, очень важно развивать более тонкий взгляд на человеческое поведение.
Принимая мудрость цитаты Иэна Макларена, мы напоминаем себе, что у каждого есть свои битвы и проблемы, часто скрытые от глаз. Осознавая это, мы можем создать более сострадательное и эмпатичное общество, в котором наше взаимодействие с другими людьми будет определяться добротой, пониманием и искренним желанием видеть дальше поверхности диспозиционных атрибуций.
Если у вас появились вопросы о фундаментальной ошибке атрибуции, мы будем рады ответить на них в комментариях ниже.
Фундаментальная
ошибка атрибуции
— в социальной психологии склонность
человека объяснять поступки и поведение
других людей их личностными особенностями
(так называемой «внутренней диспозицией»),
а собственное поведение — внешними
обстоятельствами (так называемой
«внешней диспозицией»).
Так,
причину чужого опоздания часто объясняют
непунктуальностью или несобранностью
опоздавшего. Причину собственного
опоздания объясняют пробками или,
например, тем, что «вчера спать лег
поздно».
Причиной
блестящей сдачи экзаменов сокурсником
указывают «он умный», причиной собственного
успеха называют «я всю ночь не спал,
хорошо подготовился» или «мне повезло».
Причины
фундаментальной ошибки атрибуции:
—
Ложное согласие — представление о своём
поведении как типичном, а отличающемся
от него как ненормальном.
—
Неравные возможности — игнорирование
особенностей, обусловленных ролевой
позицией.
—
Игнорирование информационной ценности
неслучившегося — несделанное должно
также быть основанием для оценки
поведения.
—
Большее доверие к фактам, чем к суждениям
— это обусловлено механизмом «фигура
— фон».
—
Лёгкость построения ложных корреляций
— черты ошибочно соединяются как
обязательно сопутствующие друг другу.
На
неё также оказывает влияние локус
контроля.
Локус
контроля — понятие в психологии,
характеризующее свойство личности
приписывать свои успехи или неудачи
внутренним, либо внешним факторам.
Введено социальным психологом Джулианом
Роттером в 1954 году.
Исследования
показывают, что у каждого человека есть
свои, «излюбленные» схемы привычного
объяснения чужого поведения:
—
люди с личностной
атрибуцией в любой ситуации склонны
находить виновника случившегося,
приписывать причину произошедшего
конкретному человеку;
—
в случае пристрастия к обстоятельственной
атрибуции люди склонны прежде всегда
винить обстоятельства, не утруждая себя
поисками конкретного виновника;
—
при стимульной
атрибуции человек видит причину
случившегося в предмете, на который
было направлено действие (ваза упала
потому, что плохо стояла), или в самом
пострадавшем (сам виноват, что попал
под машину).
45. Я-концепция
как социально-психологический феномен
Психология
«Я-концепции» как одна из
социально-психологических схем личности
в теоретико-концептуальном плане в
целом опирается на положения
феноменологического подхода или
гуманистической психологии, символического
интеракционизма и в незначительной
степени психоанализа.
«Я-концепция»
— это сложный составной образ, или
картина, включающая в себя совокупность
представлений личности о себе самой
вместе с эмоционально-оценочными
компонентами этих представлений.
«Я-концепция» личности формируется в
процессе жизни человека на основе
взаимодействий со своим психологическим
окружением и реализует мотивационно-регуляторную
функцию в поведении личности.
Термин
«Я-концепция» появился в научном языке
на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями
о дуальной природе человека как познающего
субъекта и познаваемого объекта.
Американский психолог У. Джемс в книге
«Принципы психологии» (1890) первый
предложил идею «Я-концепции» и внес
существенный вклад в ее разработку.
Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность)
содержит в себе два аспекта: эмпирического
объекта (Ме), познаваемого субъективным
оценивающим сознанием (I).
«Я»
как объект содержит в себе четыре
аспекта:
—
духовное «Я»;
—
материальное «Я»;
—
социальное «Я»;
—
телесное «Я».
Эти
аспекты образуют для каждого человека
уникальный образ, или совокупность
представлений о себе как личности. Кроме
этого Джемс предложил формулу оценивания
личностью самой себя. Формула самооценки
выражается в сравнении достигнутых
успехов с уровнем притязаний.
Феноменоменологический
подход к поведению
(гуманистическая психология), в котором
теория «Я-концепции» стала связующим
интегративным принципом, интерпретирует
поведение на языке феноменального поля
субъекта как субъективно воспринимаемой
и осознаваемой реальности индивида (К.
Левин), а не на языке аналитических
категорий, конструируемых внешним
наблюдателем. В целом теория «Я-концепции»,
разработанная в рамках феноменологического
подхода, сводится к следующим положениям:
1.
Поведение является продуктом восприятия
индивида, которое по своей природе
феноменологично: психологическая
реальность индивида — это не объективная
реальность как таковая, а продукт его
субъективного восприятия в момент
поведения.
2.
Центральной, интегрирующей точкой
феноменального поля индивида является
«Я-концепция», вокруг которой организуются
все образы восприятия.
3.
«Я-концепция» — это одновременно и
продукт восприятия, и совокупность
представлений, в которой содержатся
ценности, привнесенные из социокультурной
среды.
4.
С формированием «Я-концепции» поведение
в целом начинает регулироваться ею.
5.
«Я-концепция» относительно согласована
во времени и ситуативных контекстах, в
этом состоит ее прогностическая ценность.
6.
Потребность в положительном отношении
других людей возникает параллельно с
формированием «Я-концепции». Потребность
в своем положительном отношении к себе
(потребность в положительной самооценке)
возникает через усвоение опыта
положительной оценки себя другими
людьми.
7.
Для снятия расхождений между данными
текущего жизненного опыта и «Я-концепцией»
используются различные защитные
стратегии.
8.
Существует одно главное мотивационное
побуждение человека — потребность в
самоактуализации, в поддержании и
повышении ценности своей «Я-концепции».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Фундаментальная ошибка (казуальной) атрибуции (FAE), или эффект атрибуции — когнитивное искажение, склонность людей объяснять поступки и поведение других их личностными особенностями, а собственное поведение — внешними обстоятельствами, ситуацией. Эти два вида объяснений причинно-следственных связей называются внутренней и внешней диспозицией. Казуальной атрибуцией называют объяснение причин действий человека в тех или иных обстоятельствах.
Примеры проявления в жизни
Самый простой пример: один водитель «подрезает» другого в пробке. Тот, кого подрезали, может испытывать раздражение, гнев и негативно оценивать личность другого водителя: «придурок», «водить не умеет», «хам». В то же время, действия второго водителя могут объясняться ситуацией: опаздывает на важную встречу, везет жену в больницу и т. д. Однако такие объяснения не приходят в голову первому водителю. Но если он сам подрежет кого-то, то будет оправдывать себя ситуативными причинами: «я опаздываю на совещание», «нужно забрать ребенка из сада» и т. п. Ему не придет в голову думать о себе как о плохом водителе или эгоистичной личности.
Еще один пример: студент опаздывает на лекцию, объясняя свое опоздание преподавателю внешними обстоятельствами: вовремя не пришел автобус, на дорогах пробки. В то же время для преподавателя очевидно, что студент опоздал по причине собственной несобранности и недостаточной ответственности, что является проявлением его характера. Конечно же, если профессор скажет об этом студенту, тот будет настаивать, что всему виной внешние причины.
Пример третий: студент сдает экзамен на отлично и объясняет это своими действиями (готовился всю ночь) и везением. Если же однокурсник отлично сдает экзамен, другие студенты объясняют это тем, что «он умный».
Причины фундаментальной ошибки атрибуции
- Ложное согласие, то есть представление о собственном поведении и мнении как о типичном для данной ситуации, при этом все отличающееся от своего считается ненормальным.
- Неравные возможности: игнорирование влияния ролевой позиции на поведение (другой человек может вести себя соответственно своей профессии, социальному статусу, заранее выданным инструкциям, отчего он будет казаться другим более или менее умным, властным, дружелюбным и т.д.).
- Легкость построения ложных корреляций: два не связанных друг с другом качества могут быть соединены в сознании наблюдателя как сопутствующие друг другу.
- Большее доверие к фактам, чем суждениям: здесь за «факт» принимается личность, на которую обращается внимание в первую очередь.
- Игнорирование информационной ценности неслучившегося. Это означает, что внимание обращается только на то, что произошло, наблюдатель апеллирует к субъекту, то есть снова к личности.
Также на фундаментальную ошибку атрибуции могут влиять и другие факторы:
- Вера в справедливый мир. Если с кем-то случилось что-то плохое, значит, он того заслуживал и «справедливый мир» его наказал.
- Культурные и языковые особенности. Например, если в русском или английском языке принято говорить «я опоздал», то испанский вариант этой фразы может звучать как «часы стали причиной моего опоздания». Также люди, выросшие в странах с индивидуалистической культурой (Европа, США) более склонны искать причины в личностных чертах, чем выходцы из коллективистских культур (Китай и другие восточные страны).
- Недостаток информации об обстоятельствах. Когда мы рассуждаем о своей ситуации, наши обстоятельства нам известны, но если речь идет о других, выяснять или предполагать чужие обстоятельства сложнее, чем просто привычно «навесить ярлык» или объявить причиной личность человека.
- Влияние объяснения на самооценку. Гораздо легче принять причину, обусловленную внешними факторами, чем искать ее в себе, ведь это предполагает критический взгляд на себя и, возможно, последующую работу над собой.
Фундаментальная ошибка атрибуции может иметь важные социальные последствия. По данным исследований, проведенных в США, Европе, Индии и Австралии, люди с высоким и низким доходами по-разному относятся к условно богатым и бедным людям. Те, у кого доход выше, чаще склонны видеть причину бедности в личностных качествах бедняков (лень, необразованность, низкий интеллект и т. д.), поэтому они в основном не поддерживают инициативы, связанные с помощью малоимущим. Люди с низким доходом чаще считают его причинами условия жизни (семейная ситуация, здоровье, влияние внешних обстоятельств), поэтому они чаще поддерживают законопроекты, связанные с помощью бедным. Истина, вероятно, где-то посередине, однако развитая социальная помощь и социальные лифты являются важным показателем уровня жизни в стране.
Немного об авторе
Термин «фундаментальная ошибка атрибуции» был введен Ли Россом на основании известного эксперимента Джонса и Харриса, проведенного в 1967 году.
Ли Росс — профессор психологии Стэнфордского университета, основатель Стэнфордского центра по изучению конфликтов и переговоров. Образование получил в Университете Торонто (Канада), затем поступил в аспирантуру Колумбийского университета, где его наставником был известный американский психолог Стэнли Шехтер. С 1969 года он работал в университете Стэнфорда (Калифорния) как преподаватель и исследователь.
В 70-е годы Росс стал известен своими исследованиями социального познания и социальных конфликтов. Он стал одним из лидеров «когнитивной революции» в социальной психологии. Основной темой его исследований были психологические барьеры на пути разрешения конфликтов и способы их преодоления.
Свои знания Ли Росс применял на практике: он проводил переговоры в наиболее напряженных ситуациях современного мира, способствовал их разрешению или смягчению. Среди его заслуг — организация встречи представителей Израиля и Фронта Освобождения Палестины, где произошел важный сдвиг в отношениях между обеими сторонами. Также он участвовал в переговорах между участниками армяно-азербайджанского конфликта и между католиками и протестантами Северной Ирландии. В 1981 году ученый посетил Советский Союз, где прочел курс лекций по социальной психологии. Он был одним из первых американских ученых, поделившихся знаниями и опытом с советскими студентами.
Ли Росс написал несколько книг и множество статей, но наиболее известной и самой цитируемой в 80-е годы стала его статья «Интуитивный психолог и его несовершенства: искажения в процессе атрибуции», 1977 г.
Суть эксперимента
В 1967 году психологи Эдвард Джонс и Виктор Харрис из Университета Дьюка провели следующий опыт: группе студентов было дано задание прочитать эссе в поддержку Фиделя Кастро о направленных против него действиях. В то время политика Фиделя Кастро считалась одной из основных причин разрыва дипломатических отношений США и Кубы. Часть эссе, предложенных студентам, была написана другими студентами на основании их настоящих взглядов. Другая же часть была написана по заданию, вне зависимости от собственного мнения автора.
Затем участников испытания попросили высказать свое мнение о взглядах авторов этих эссе. Большинство читателей сочли взгляды тех авторов, что высказались в поддержку Кастро, более позитивными по отношению к его политике. Они продолжали утверждать так, даже зная, что некоторые из авторов писали на заданную тему вне зависимости от своих взглядов. То есть, испытуемым трудно было представить, что авторы эссе могли излагать свои мысли под влиянием ситуации, а не собственных склонностей и представлений.
Выводы
Фундаментальная ошибка атрибуции действительно является фундаментальной, ведь она присуща в большей или меньшей степени всем людям. Чтобы отследить это искажение, нужна в первую очередь информированность о нем, а также навыки рефлексии и мотивация.
Таким образом, получается, многие люди видят причинно-следственные связи своих и чужих действий как бы через кривое зеркало, не воспринимая объективной картины действительности. Это искажение может становиться основной причиной конфликтов, когда каждой из сторон трудно понять и принять другую точку зрения. Поддаться когнитивному искажению гораздо легче, чем сделать волевое усилие и увидеть реальность как она есть. Остается лишь пожелать человечеству постепенно двигаться в сторону осознанности и учиться разрешать конфликты.
Список использованных источников:
- Росс, Л.; Нисбетт, Р. «Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии». — М., 1999 г.
- Майерс Д. «Изучаем социальную психологию». Учебник. — Москва, 2002 г.
Автор: Надежда Козочкина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |