При
выборе единиц наблюдения возможны
ошибки смещения, т.е. такие события,
появление которых не может быть точно
предсказуемым. Эти ошибки являются
объективными и закономерными. При
определении степени точности выборочного
исследования оценивается величина
ошибки, которая может произойти в
процессе выборки. Такие ошибки носят
название случайных ошибок
репрезентативности
(m),
На практике для определения средней
ошибки выборки при проведении
статистических исследований, используются
следующие Формулы:
для
расчета средней ошибки (mР)
относительной величины (Р):
,
где Ρ
— соответствующая относительная величина
(рассчитанная, например, в процентах
(%));
q
— 100 — Ρ;
n
— численность выборки.
96 Определение доверительных границ относительных показателей. Понятие о вероятности безошибочного прогноза.
Для
опред точности, с которой исследователь
желает получить результат, в статистике
исп-ся такое понятие, как вероятность
безошибочного прогноза,
кот является характеристикой надежности
результатов выборочных мед-биолог стат
исс-ий. Обычно, при проведении мед-биолог
стат исс-ий использ вероятность
безошибочного прогноза 95% или 99%. В
наиболее ответственных случаях, когда
необходимо сделать особенно важные
выводы в теоретическом или практическом
отношении, используют вероятность
безошибочного прогноза 99,7%
Определенной
степени вероятности безошибочного
прогноза соответствует определенная
величина предельной ошибки случайной
выборки (Δ)
Определяется эта величина по формуле:
Δ=t
* m
,
где
t
— доверительный коэффициент, который
при вероятности безошибочного
прогноза 95% равен 2. при вероятности
безошибочного прогноза 99% — 3,. и при
вероятности безошибочного прогноза
99,7% — 3,3.
Используя
предельную ошибку выборки (Δ),
можно определить доверительные
границы, в которых с опред вероятностью
безошиб прогноза заключено
действительное значение стат величины,
характериз
всю ген. совокупность (средней или
относительной).
Для опред доверительных
границ использ следующие Формулы:
,
где
— доверительные границы относ величины
в ген совокупности;
—
относ величина, полученная при проведении
исслед-я на выбороч совокупности;
t
— доверит коэффициент;
mP
— ошибка репрезентативности относ
величины.
При
малом числе наблюдений (n<30), для
вычисления доверительных границ
значение коэффициента t
находят по спец табл Стьюдента (Значения
t
расположены в таблице на пересечении
с избранной вероятностью безошибочного
прогноза и строки,
указывающей
на имеющееся число степеней свободы
(n`),
которое
равно n-1.
97 Оценка достоверности разности относительных величин. Критерий “t” (Стьюдента).
При
проведении медико-биологических
исследований на двух сравниваемых
совокупностях возникает необходимость
определить не только их различие, но и
его достоверность.
Для
оценки достоверности различия сравниваемых
относительных величин:
,
где,
P1
и P2
— относительные величины, полученные
при проведении выборочных исследований:
m1
и m2
— их ошибки репрезентативности; t
— коэффициент достоверности. Различие
достоверно при t>2.
что соответствует вероятности
безошибочного прогноза равной или более
95%. При величине коэффициента достоверности
t<2
степень вероятности безошибочного
прогноза менее 95%. При такой степени
вероятности мы не можем утверждать, что
полученная разность показателей
достоверна с достаточной степенью
вероятности. В этом случае необходимо
получить дополнительные данные, увеличив
число наблюдений. Если после увеличения
численности выборки, и. соответственно,
уменьшения
ошибки репрезентативности, различие
продолжает оставаться недостоверным,
можно считать доказанным, что между
сравниваемыми совокупностями не
обнаружено различий по изучаемому
признаку.
Соседние файлы в предмете Радиационная медицина
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Средние ошибки повторной и бесповторной выборки
Средняя ошибка выборки
Средняя ошибка выборки представляет из себя такое расхождение между средними выборочной и генеральной совокупностями, которое не превышает ±б (дельта).
На основании теоремы Чебышева П. Л. величина средней ошибки при случайном повторном отборе в контрольных работах по статистике рассчитывается по формуле (для среднего количественного признака):
где числитель — дисперсия признака х в выборочной совокупности;
n — численность выборочной совокупности.
Для альтернативного признака формула средней ошибки выборки для доли по теореме Я. Бернулли рассчитывается по формуле:
где р(1- р) — дисперсия доли признака в генеральной совокупности;
n — объем выборки.
Вследствие, того что дисперсия признака в генеральной совокупности точно не известна, на практике используют значение дисперсии, которое рассчитано для выборочной совокупности на основании закона больших чисел. Согласно данному закону выборочная совокупность при большом объеме выборки достаточно точно воспроизводит характеристики генеральной совокупности.
Поэтому расчетные формулы средней ошибки при случайном повторном отборе будут выглядеть таким образом:
1. Для среднего количественного признака:
где S^2 — дисперсия признака х в выборочной совокупности;
n — объем выборки.
2. Для доли (альтернативного признака):
где w (1 — w) — дисперсия доли изучаемого признака в выборочной совокупности.
В теории вероятностей было показано, что генеральная дисперсия выражается через выборочную согласно формуле:
В случаях малой выборки, когда её объем меньше 30, необходимо учитывать коэффициент n/(n-1). Тогда среднюю ошибку малой выборки рассчитывают по формуле:
Так как в процессе бесповторной выборки сокращается численность единиц генеральной совокупности, то в представленных выше формулах расчета средних ошибок выборки нужно подкоренное выражение умножить на 1- (n/N).
Расчетные формулы для такого вида выборки будут выглядеть так:
1. Для средней количественного признака:
где N — объем генеральной совокупности; n — объем выборки.
2. Для доли (альтернативного признака):
где 1- (n/N) — доля единиц генеральной совокупности, не попавших в выборку.
Поскольку n всегда меньше N, то дополнительный множитель 1 — (n/N) всегда будет меньше единицы. Это означает, что средняя ошибка при бесповторном отборе всегда будет меньше, чем при повторном. Когда доля единиц генеральной совокупности, которые не попали в выборку, существенная, то величина 1 — (n/N) близка к единице и тогда расчет средней ошибки производится по общей формуле.
Средняя ошибка зависит от следующих факторов:
1. При выполнении принципа случайного отбора средняя ошибка выборки определяется во-первых объемом выборки: чем больше численность, тем меньше величины средней ошибки выборки. Генеральная совокупность характеризуется точнее тогда, когда больше единиц данной совокупности охватывает выборочное наблюдение
2. Средняя ошибка также зависит от степени варьирования признака. Степень варьирования характеризуется дисперсией. Чем меньше вариация признака (дисперсия), тем меньше средняя ошибка выборки. При нулевой дисперсии (признак не варьируется) средняя ошибка выборки равна нулю, таким образом, любая единица генеральной совокупности будет характеризовать всю совокупность по этому признаку.
Источник: Балинова B.C. Статистика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: ТК. Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 344 с.
1.1. Ошибки
выборочного наблюдения
Средняя
ошибка выборки показывает, как генеральная средняя отклоняется в среднем от выборочной средней в ту или другую сторону. Формула
расчета средней ошибки выборки определяется видом исследуемого признака единиц
совокупности (количественный или альтернативный) и
способом отбора (бесповторный или повторный).
·
Если отбор повторный, а признак количественный
средняя ошибка выборки определяется по формуле
, где
, где
— дисперсия признака в выборочной совокупности
n- число единиц
в выборке
·
Если отбор бесповторный, а признак
количественный
, где N—
число единиц в генеральной совокупности
·
Если отбор повторный, а признак альтернативный
, где N—
число единиц в генеральной совокупности
·
Если отбор повторный, а признак альтернативный
, где w-выборочная
доля
·
Если отбор бесповторный, а признак
альтернативный
Предельная ошибка выборки— показывающая с определенной степенью вероятности
отклонения средней от выборочной средней.
Предельная ошибка выборки
Предельная ошибка выборки— показывающая с определенной степенью вероятности
отклонения средней от выборочной средней.
Предельная ошибка выборки
, где параметр t зависит
от вероятности
Некоторые значения параметра t приведены
в таблице:
Вероятность, p |
0.95 |
0.954 |
0.9876 |
0.9907 |
0.9973 |
0.9999 |
Параметр t |
1.96 |
2.0 |
2.5 |
2.6 |
3.0 |
4.0 |
·
Если отбор повторный, а признак количественный
средняя ошибка выборки определяется по формуле
, где
, где
— дисперсия признака в выборочной совокупности
n- число единиц
в выборке
·
Если отбор бесповторный, а признак
количественный
, где N—
число единиц в генеральной совокупности
·
Если отбор повторный, а признак альтернативный
, где N—
число единиц в генеральной совокупности
·
Если отбор повторный, а признак альтернативный
, где w-выборочная
доля
·
Если отбор бесповторный, а признак
альтернативный
Доверительный интервал для генеральной средней
Доверительный интервал для генеральной средней
Доверительный интервал для
генеральной доли
Пример расчета доверительного
интервала:
При выборочном обследовании 5% продукции по методу случайного
бесповторного отбора получены данные о содержании сахара в образцах:
Сахарность, % |
Число |
16-17 17-18 18-19 19-20 20-21 |
10 158 154 50 28 |
|
На основании этих данных вычислите:
1. Средний процент сахаристости.
2. Дисперсию и среднее квадратическое
отклонение.
3. С вероятностью 0.954 возможные пределы среднего значения
сахаристости продукции для всей партии.
4. С вероятностью 0.997 возможный процент продукции высшего
сорта по всей партии, если известно, что из 400 проб, попавших в выборку , 80
ед. отнесены к продукции высшего сорта.
Решение.
1.
Средний процент сахаристости найдем по формуле средней взвешенной
Пример расчета доверительного
интервала:
При выборочном обследовании 5% продукции по методу случайного
бесповторного отбора получены данные о содержании сахара в образцах:
Сахарность, % |
Число |
16-17 17-18 18-19 19-20 20-21 |
10 158 154 50 28 |
|
На основании этих данных вычислите:
1. Средний процент сахаристости.
2. Дисперсию и среднее квадратическое
отклонение.
3. С вероятностью 0.954 возможные пределы среднего значения
сахаристости продукции для всей партии.
4. С вероятностью 0.997 возможный процент продукции высшего
сорта по всей партии, если известно, что из 400 проб, попавших в выборку , 80
ед. отнесены к продукции высшего сорта.
Решение.
1.
Средний процент сахаристости найдем по формуле средней взвешенной
, где xi–
середина i-го интервала
=18,32 %
2.
Дисперсия
=18,32 %
2.
Дисперсия
=336,49
D(X)=336.49–
18.322=0.8676
Среднее квадратическое отклонение
=0,93%
5. Предельная ошибка для
среднего процента сахаристости
=0,93%
5. Предельная ошибка для
среднего процента сахаристости
для вероятности 0,954 параметр t=2.0
Доверительный интервал для среднего значения процента
сахаристости
Доверительный интервал для среднего значения процента
сахаристости
С вероятностью 0,954 можно утверждать, что в генеральной
совокупности средний процент сахаристости лежит в пределах от 18,23% до 18,41%.
5. Доля продукции высшего сорта в выборочной совокупности
Предельная ошибка для
доли продукции высшего сорта
Предельная ошибка для
доли продукции высшего сорта
для вероятности 0,997 параметр t=3.0
Доверительный интервал для доли продукции высшего сорта
Доверительный интервал для доли продукции высшего сорта
С вероятностью 0,997 можно утверждать, что в генеральной
совокупности доля продукции высшего сорта лежит в пределах от 14,0% до 26,0%.
В
статистике выделяют два основных метода
исследования — сплошной и выборочный.
При проведении выборочного исследования
обязательным является соблюдение
следующих требований: репрезентативность
выборочной совокупности и достаточное
число единиц наблюдений. При выборе
единиц наблюдения возможны ошибки
смещения,
т.е. такие события, появление которых
не может быть точно предсказуемым. Эти
ошибки являются объективными и
закономерными. При определении степени
точности выборочного исследования
оценивается величина ошибки, которая
может произойти в процессе выборки
— случайная
ошибка репрезентативности (m)
— является
фактической разностью между средними
или относительными величинами, полученными
при проведении выборочного исследования
и аналогичными величинами, которые были
бы получены при проведении исследования
на генеральной совокупности.
Оценка
достоверности результатов исследования
предусматривает определение:
1.
ошибки репрезентативности
2.
доверительных границ средних (или
относительных) величин в генеральной
совокупности
3.
достоверности разности средних (или
относительных) величин (по критерию t)
Расчет
ошибки репрезентативности
(mм)
средней арифметической величины
(М):
,
где σ
— среднее квадратическое отклонение; n
— численность выборки (>30).
Расчет
ошибки репрезентативности (mР)
относительной величины (Р):
,
где Р — соответствующая относительная
величина (рассчитанная, например, в %);
q
=100 — Ρ%
— величина, обратная Р; n
— численность выборки (n>30)
В
клинических и экспериментальных работах
довольно часто приходится использовать
малую
выборку, когда
число наблюдений меньше или равно 30.
При малой выборке для расчета ошибок
репрезентативности, как средних, так
и относительных величин,
число
наблюдений уменьшается на единицу,
т.е.
;
.
Величина
ошибки репрезентативности зависит от
объема выборки: чем больше число
наблюдений, тем меньше ошибка. Для оценки
достоверности выборочного показателя
принят следующий подход: показатель
(или средняя величина) должен в 3 раза
превышать свою ошибку, в этом случае он
считается достоверным.
83. Определение доверительных границ средних и относительных величин.
Знание
величины ошибки недостаточно для того,
чтобы быть уверенным в результатах
выборочного исследования, так как
конкретная ошибка выборочного
исследования может быть значительно
больше (или меньше) величины средней
ошибки репрезентативности. Для
определения точности, с которой
исследователь желает получить результат,
в статистике используется такое понятие,
как вероятность безошибочного
прогноза, которая является характеристикой
надежности результатов выборочных
медико-биологических статистических
исследований. Обычно, при проведении
медико-биологических статистических
исследований используют вероятность
безошибочного прогноза 95% или 99%. В
наиболее ответственных случаях, когда
необходимо сделать особенно важные
выводы в теоретическом или практическом
отношении, используют вероятность
безошибочного прогноза 99,7%
Определенной
степени вероятности безошибочного
прогноза соответствует определенная
величина предельной
ошибки случайной выборки (Δ
— дельта),
которая определяется по формуле:
Δ=t
* m
, где t
— доверительный коэффициент, который
при большой выборке при вероятности
безошибочного прогноза 95% равен 2,6;
при вероятности безошибочного
прогноза 99% — 3,0; при вероятности
безошибочного прогноза 99,7% — 3,3, а при
малой выборке определяется по специальной
таблице значений t
Стьюдента.
Используя
предельную ошибку выборки (Δ),
можно определить доверительные
границы,
в которых с определенной вероятностью
безошибочного прогноза заключено
действительное значение статистической
величины,
характеризующей
всю генеральную совокупность (средней
или относительной).
Для
определения доверительных границ
используются следующие формулы:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по ОП.11 Статистика
учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
для обучающихся 2 курса
специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
(набор 2016 г.)
(углубленная подготовка)
дата проведения занятия по расписанию
Тема 3.1. Выборочное наблюдение
Занятие 15. ПЗ №8 Определение ошибки репрезентативности.
Определение объема выборочной совокупности
Цель занятия: отработать практические навыки по определению доверительных пределов и исчислению ошибок выборки
Задачи занятия:
Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися материала о понятиях: ошибки репрезентативности, выборка, выборочная совокупность;
Воспитательная: воспитывать навыки самостоятельной работы, чувство ответственности за порученный участок работы, дисциплину умственного труда, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата;
Развивающая: создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь.
Основная литература:
Глава 11. Выборочное наблюдение. (211-220) Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 2-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО
Дополнительная литература:
Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. — М.: Юрист, 2016
Интернет-ресурсы:
- Информационно-издательский центр «Статистика России» http://www.statbook.ru
- Электронный фонд правовой и технической документации http://docs.cntd.ru
- Информационно правовой портал http://www.garant.ru/
Междисциплинарные связи: Право социальное обеспечение
Внутридисциплинарные связи: Тема 2.1. Сводка и группировка статистических данных
1. Актуализация знаний по ранее пройденному материалу учебного курса
(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)
Таблица 1.
Вопрос (тестовое задание) |
Ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Изучаемые вопросы занятия
1. Определение ошибки репрезентативности. |
2. Определение объема выборочной совокупности. |
Вопрос 1. Определение ошибки репрезентативности
В статистике выделяют два основных метода исследования – сплошной и выборочный. При проведении выборочного исследования обязательным является соблюдение следующих требований: репрезентативность выборочной совокупности и достаточное число единиц наблюдений. При выборе единиц наблюдения возможны Ошибки смещения, т. е. такие события, появление которых не может быть точно предсказуемым. Эти ошибки являются объективными и закономерными. При определении степени точности выборочного исследования оценивается величина ошибки, которая может произойти в процессе выборки – Случайная ошибка репрезентативности (M) – Является фактической разностью между средними или относительными величинами, полученными при проведении выборочного исследования и аналогичными величинами, которые были бы получены при проведении исследования на генеральной совокупности.
Оценка достоверности результатов исследования предусматривает определение:
1. ошибки репрезентативности
2. доверительных границ средних (или относительных) величин в генеральной совокупности
3. достоверности разности средних (или относительных) величин (по критерию t)
Расчет ошибки репрезентативности (mм) средней арифметической величины (М):
, где σ – среднее квадратическое отклонение; n – численность выборки (>30).
Расчет ошибки репрезентативности (mР) относительной величины (Р):
, где Р – соответствующая относительная величина (рассчитанная, например, в %);
Q =100 – Ρ% – величина, обратная Р; n – численность выборки (n>30)
В клинических и экспериментальных работах довольно часто приходится использовать Малую выборку, Когда число наблюдений меньше или равно 30. При малой выборке для расчета ошибок репрезентативности, как средних, так и относительных величин, Число наблюдений уменьшается на единицу, т. е.
;
.
Величина ошибки репрезентативности зависит от объема выборки: чем больше число наблюдений, тем меньше ошибка. Для оценки достоверности выборочного показателя принят следующий подход: показатель (или средняя величина) должен в 3 раза превышать свою ошибку, в этом случае он считается достоверным.
Знание величины ошибки недостаточно для того, чтобы быть уверенным в результатах выборочного исследования, так как конкретная ошибка выборочного исследования может быть значительно больше (или меньше) величины средней ошибки репрезентативности. Для определения точности, с которой исследователь желает получить результат, в статистике используется такое понятие, как вероятность безошибочного прогноза, которая является характеристикой надежности результатов выборочных медико-биологических статистических исследований. Обычно, при проведении медико-биологических статистических исследований используют вероятность безошибочного прогноза 95% или 99%. В наиболее ответственных случаях, когда необходимо сделать особенно важные выводы в теоретическом или практическом отношении, используют вероятность безошибочного прогноза 99,7%
Определенной степени вероятности безошибочного прогноза соответствует определенная величина Предельной ошибки случайной выборки (Δ – дельта), которая определяется по формуле:
Δ=t * m, где t – доверительный коэффициент, который при большой выборке при вероятности безошибочного прогноза 95% равен 2,6; при вероятности безошибочного прогноза 99% – 3,0; при вероятности безошибочного прогноза 99,7% – 3,3, а при малой выборке определяется по специальной таблице значений t Стьюдента.
Используя предельную ошибку выборки (Δ), можно определить Доверительные границы, в которых с определенной вероятностью безошибочного прогноза заключено действительное значение статистической величины, Характеризующей всю генеральную совокупность (средней или относительной).
Для определения доверительных границ используются следующие формулы:
- для средних величин:
,где Мген – доверительные границы средней величины в генеральной совокупности;
Мвыб – средняя величина, Полученная при проведении исследования на выборочной совокупности; t – доверительный коэффициент, значение которого определяется степенью вероятности безошибочного прогноза, с которой исследователь желает получить результат; mM – ошибка репрезентативности средней величины.
2) для относительных величин:
, где Рген – доверительные границы относительной величины в генеральной совокупности; Рвыб – относительная величина, полученная при проведении исследования на выборочной совокупности; t – доверительный коэффициент; mP – ошибка репрезентативности относительной величины.
Доверительные границы показывают, в каких пределах может колебаться размер выборочного показателя в зависимости от причин случайного характера.
При малом числе наблюдений (n<30), для вычисления доверительных границ значение коэффициента t находят по специальной таблице Стьюдента. Значения t расположены в таблице на пересечении с избранной вероятностью безошибочного прогноза и строки, Указывающей на имеющееся число степеней свободы (n), Которое равно n-1.
на определение ошибок репрезентативности (m) и доверительных границ средней величины генеральной совокупности (Мген) при числе наблюдений больше 30
Условие задачи: при изучении комбинированного воздействия шума и низкочастотной вибрации на организм человека было установлено, что средняя частота пульса у 36 обследованных водителей сельскохозяйственных машин через 1 ч работы составила 80 ударов в 1 минуту; σ = ± 6 ударов в минуту.
Задание: определить ошибку репрезентативности (mM) и доверительные границы средней величины генеральной совокупности (Мген).
Решение.
- Вычисление средней ошибки средней арифметической (ошибки репрезентативности) (m): m = σ / √n = 6 / √36 = ±1 удар в минуту
- Вычисление доверительных границ средней величины генеральной совокупности (Мген). Для этого необходимо:
- а) задать степень вероятности безошибочного прогноза (Р = 95 %);
- б) определить величину критерия t. При заданной степени вероятности (Р=95%) и числе наблюдений меньше 30 величина критерия t, определяемого по таблице, равна 2 (t = 2). Тогда Мген = Мвыб ± tm = 80 ± 2×1 = 80 ± 2 удара в минуту.
Вывод. Установлено с вероятностью безошибочного прогноза Р = 95%, что средняя частота пульса в генеральной совокупности, т.е. у всех водителей сельскохозяйственных машин, через 1 ч работы в аналогичных условиях будет находиться в пределах от 78 до 82 ударов в минуту, т.е. средняя частота пульса менее 78 и более 82 ударов в минуту возможна не более, чем у 5% случаев генеральной совокупности.
на определение ошибок репрезентативности (m) и доверительных границ относительного показателя генеральной совокупности (Рген)
Условие задачи: при медицинском осмотре 164 детей 3 летнего возраста, проживающих в одном из районов городе Н., в 18% случаев обнаружено нарушение осанки функционального характера.
Задание: определить ошибку репрезентативности (mp) и доверительные границы относительного показателя генеральной совокупности (Рген).
Решение.
- Вычисление ошибки репрезентативности относительного показателя: m = √P x q / n = √18 x (100 — 18) / 164 = ± 3%
- Вычисление доверительных границ средней величины генеральной совокупности (Рген) производится следующим образом:
- необходимо задать степень вероятности безошибочного прогноза (Р=95%);
- при заданной степени вероятности и числе наблюдений больше 30, величина критерия t равна 2 (t = 2). Тогда Рген = Рвыб± tm = 18% ± 2 х 3 = 18% ± 6%.
Вывод. Установлено с вероятностью безошибочного прогноза Р=95%, что частота нарушения осанки функционального характера у детей 3 летнего возраста, проживающих в городе Н., будет находиться в пределах от 12 до 24% случаев.
на оценку достоверности разности средних величин
Условие задачи: при изучении комбинированного воздействия шума и низкочастотной вибрации на организм человека было установлено, что средняя частота пульса у водителей сельскохозяйственных машин через 1 ч после начала работы составила 80 ударов в минуту; m = ± 1 удар в мин. Средняя частота пульса у этой же группы водителей до начала работы равнялась 75 ударам в минуту; m = ± 1 удар в минуту.
Задание: оценить достоверность различий средних значений пульса у водителей сельскохозяйственных машин до и после 1 ч работы.
Решение.
Вывод. Значение критерия t = 3,5 соответствует вероятности безошибочного прогноза Р > 99,7%, следовательно можно утверждать, что различия в средних значениях пульса у водителей сельскохозяйственных машин до и после 1 ч работы не случайно, а достоверно, существенно, т.е. обусловлено влиянием воздействия шума и низкочастотной вибрации.
на оценку достоверности разности относительных показателей
Условие задачи: при медицинском осмотре детей 3 летнего возраста в 18% (m = ± 3%) случаях обнаружено нарушение осанки функционального характера. Частота аналогичных нарушений осанки при медосмотре детей 4-летнего возраста составила 24% (m = ± 2,64%).
Задание: оценить достоверность различий в частоте нарушения осанки у детей 2 возрастных групп.
Решение.
Вывод. Значение критерия t=1,5 соответствует вероятности безошибочного прогноза Р<95%. Следовательно, различие в частоте нарушений осанки среди детей, сравниваемых возрастных групп случайно, недостоверно, несущественно, т.е. не обусловлено влиянием возраста детей.
Источники информации по 1 вопросу |
Автор и наименование |
Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
Основная литература |
Глава 11. Выборочное наблюдение. Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 2-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО |
стр. 211-220 |
Интернет ресурсы |
|
http://www.statbook.ru |
|
http://docs.cntd.ru |
|
|
http://www.garant.ru/ |
Контрольное задание по Вопросу 1
- Записать в тетрадь конспект (1-2 стр.)
Вопрос 2. Определение объема выборочной совокупности
Социологические исследования редко бывают сплошными, как, например, перепись населения. Обычно сплошное исследование проводится при небольшой генеральной совокупности.
Чаще всего исследования носят выборочный характер, при котором наиболее важным основанием является возможность распространения полученных результатов и выводов на всю генеральную совокупность. В таком случае сплошное исследование нецелесообразно. Обеспечение этой нецелесообразности — вопрос о репрезентативности выборки, т.е. достаточной количественной и качественной представительности генеральной совокупности в выборке.
Условиями соблюдения репрезентативности выборки являются:
1) равная возможность каждого члена генеральной совокупности попасть в выборку;
2) отбор необходимо проводить независимо от изучаемого признака (иначе в выборку могут попасть, например, только спортсмены);
3) отбор по возможности должен производиться из однородных совокупностей;
4) величина выборки должна быть достаточно большой.
Далее возникает вопрос: как определить достаточный объем выборки? Для этого необходимо иметь характеристики генеральной совокупности по важнейшим (с точки зрения исследования) признакам. К ним, например, можно отнести сведения о количестве желающих заниматься физической культурой и спортом, о числе занимающихся и т.д. Но, как правило, такие характеристики (или многие из них) не известны. Пилотажные исследования как раз и направлены на их выявление.
Приведем пример определения объема выборочной совокупности. В ходе подготовки к проведению конкретно-социологического исследования на основании теоретических посылок были выделены характеристики и признаки, подлежащие изучению. Например, желание заниматься физической культурой, спортом, величина потребности, участие в видах деятельности и др.
На основании результатов изучения этих признаков в пробном исследовании (30 и более респондентов) определяется объем выборки.
Предположим, что в пробном исследовании опрошено 147 студентов 4-х курсов в четырех вузах Республики Беларусь.
Для желания заниматься физической культурой получены следующие распределения:
1.«Нет, не хочу» — 5 человек;
2.«Скорее не хочу, чем хочу» — 3 человека;
3.«Безразлично» — 11 человек;
4.«Скорее хочу, чем не хочу» — 34 человека;
5.«Да, хочу» — 72 человека.
Для расчета объема выборки используются формулы:
t — 1,96 — распределение Стьюдента для вероятности 0,95 или 95% (т.е., если требуемая вероятность соответствия характеристик выборки и характеристик генеральной совокупности 95%, всегда = 1,96. Их соответствие на 95% — общепринятое требование в социологических исследованиях.
Для нашего распределения:
При условии, что выборка в пробном исследовании представляла бы собой модель генеральной совокупности, величина выборочной совокупности для изучения желания заниматься физической культурой должна быть не меньше 147 человек. Тогда с вероятностью 95% можно утверждать, что генеральное среднее лежит в пределах 4,39+0,155.
Поскольку модель выборки в пробном исследовании во вузам не представляет собой модели генеральной совокупности (опрос был в четырех вузах из 30), то увеличиваем полученное n (30/4) в 7,5 раза. Тогда необходимый объем выборки — 1102 респондента.
Качественная представительность полученной выборки оценивается сравнением существенных характеристик (либо связанных с существенными) генеральной совокупности и выборки. Для студенчества, например, такими характеристиками являются: соотношение по полу, охват учебными занятиями по физическому воспитанию, соотношение форм занятий и др.
Когда информация о признаках элементов генеральной совокупности отсутствует, исключается возможность определения объема выборочной совокупности при помощи формул. В этом случае можно опереться на многолетний опыт социологов — практиков, свидетельствующий о том, что для пробных опросов достаточна выборка объемом 100-250 человек. При массовых опросах, если величина генеральной совокупности 5000 человек, достаточный объем выборочной совокупности — не менее 500 человек, если же величина генеральной совокупности 5000 человек и более, то — 10% ее состава (но не более 2000-2500 человек). Это характеризует достаточно достоверные результаты исследования.
ПРИМЕР 1
При проверке импортирования груза на таможне методом случайной выборки было обработано 200 изделий. В результате был установлен средний вес изделия 30г., при СКО=4г с вероятностью 0,997. Определите пределы в которых находится средний вес изделий генеральной совокупности.
Решение.
В данном примере – случайный повторный отбор.
n=200
=30г
=4г — СКО
p=0,997, тогда t=3
Формула средней ошибки для случайного повторного отбора:
=0,84 г
г
Определяем величину средней ошибки.
Ответ: пределы в которых находится средний вес изделий: г
ПРИМЕР 2
В городе проживает 250тыс. семей. Для определения среднего числа детей в семье была организована 2%-я бесповторная выборка семей. По ее результатам было получено следующее распространение семей по числу детей:
P=0,954. Найти пределы в которых будет находится среднее число детей в генеральной совокупности.
Число детей в семье, xi |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Кол-во детей в семье |
1000 |
2000 |
1200 |
400 |
200 |
200 |
Решение
2%-я выборка означает: n=250000*0,02= 5000 семей было исследовано.
Т.к. выборка бесповторная, используем следующую формулу для определения средней величины ошибки:
Найдем среднее число детей в выборочной совокупности:
ребенка
Определим дисперсию
ребенка – средняя величина ошибки
Т.к p = 0,954, то t = 2
ребенка
ребенка
Вывод: из-за слишком малой величины ошибки, среднее число детей в генеральной совокупности можно принять за 1,5 ребенка.
Источники информации по 2 вопросу |
Автор и наименование |
Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
Основная литература |
Глава 11. Выборочное наблюдение. Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 3-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2019. – 232 с. – СПО |
стр. 211-220 |
Интернет ресурсы |
|
http://www.statbook.ru |
|
http://docs.cntd.ru |
|
|
http://www.garant.ru/ |
Контрольное задание по Вопросу 2
- Записать в тетрадь конспект (1-2 стр.)
3. Подведение итогов учебного занятия
(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)
Таблица 2.
Наименование изученного вопроса учебного занятия |
Контрольное задание по изученному вопросу |
Ответ |
Определение ошибки репрезентативности. |
ЗАДАНИЕ 1 Условие задачи: при медицинском осмотре 126 детей 6 летнего возраста, проживающих в одном из районов городе А., в 12% случаев обнаружено нарушение осанки функционального характера. Задание: определить ошибку репрезентативности (mp) и доверительные границы относительного показателя генеральной совокупности (Рген). |
|
Определение ошибки репрезентативности. |
ЗАДАНИЕ 2. Условие задачи: при медицинском осмотре детей 6 летнего возраста в 15% (m = ± 3%) случаях обнаружено нарушение осанки функционального характера. Частота аналогичных нарушений осанки при медосмотре детей 7-летнего возраста составила 24% (m = ± 2,64%). Задание: оценить достоверность различий в частоте нарушения осанки у детей 2 возрастных групп. |
|
Определение объема выборочной совокупности |
ЗАДАНИЕ 3. В городе проживает 300 тыс. семей. Для определения среднего числа детей в семье была организована 2%-я бесповторная выборка семей. По ее результатам было получено следующее распространение семей по числу детей: P=0,954. Найти пределы в которых будет находится среднее число детей в генеральной совокупности |
|
Определение объема выборочной совокупности |
Сформулируйте понятие генеральной совокупности |
|
Определение объема выборочной совокупности |
Перечислите способы отбора единиц для выборочного наблюдения |
- Домашнее задание на следующее занятие
- Выучить основные понятия. Глава 11. Выборочное наблюдение. Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 2-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО (стр. 211-220)
- Выполнить задание 11.1. в тетради (стр. 224) учебник / И.В. Гладун. – 2-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО
Преподаватель Ю.В. Древаль
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ЦК дисциплин профессионального цикла специальности «Право и организация социального обеспечения» ГБПОУ Юридический колледж от ____________ 2017 г. № ___ |