Мудрость, красноречие, пессимизм плюс плохое настроение… Все это — отличительные черты Артура Шопенгауэра, выдающегося немецкого философа, мизантропа, закоренелого холостяка, одного из самых известных мыслителей иррационализма. Случилось так, что при жизни «великого пессимиста» его творчество привлекало мало внимания. Заслуженную оценку оно получило лишь после его смерти.
Он проповедовал аскетизм и вегетарианство, но позволял себе мясо, любил вино, женщин, обожал искусство и путешествия. Таков был этот выдающийся немецкий философ, в число приверженцев которого входил Лев Толстой.
Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра кисти Л. Руля
Господин Шопенгауэр, что такое жизнь?
«Господин Шопенгауэр, давайте обратимся к экзистенциальным вопросам. Скажите, что такое жизнь? — Жизнь каждого, в общем и целом, представляет собой трагедию, но в своих деталях она имеет характер комедии. — Значит, вся наша борьба за достижение высоких целей смехотворна? — Мир все равно что ад, в котором люди, с одной стороны, мучимые души, а с другой — дьяволы. — Неужели все так плохо? — Человек, в сущности, дикое ужасное животное. Мы знаем его лишь в укрощенном и прирученном состоянии, которое называется цивилизацией».
Вот такой диалог ведет некий журналист с Артуром Шопенгауэром. Эта беседа озвучена в аудиокниге, которую выпустил мюнхенский философ Андреас Бельве (Andreas Belwe). Журналист — вымышленный. А в качестве «ответов» Шопенгауэра Андреас Бельве представил подлинные цитаты философа.
«Думаете, человек никогда не изменится? — Человек в своей свирепости и беспощадности не уступит ни одному тигру и ни одной гиене. — Вполне вероятно, что так оно и есть. Когда заглядываешь в историю и видишь, на что способен человек, теряешь всякую веру в него… — Дело может зайти так далеко, что иному, быть может, особенно в минуты ипохондрического настроения, мир покажется с эстетической стороны музеем карикатур, с интеллектуальной — желтым домом, а с моральной — мошенническим притоном».
«Наше спасение — в умении сострадать»
По Шопенгауэру, жизнь подобна маятнику, раскачивающемуся между страданием и праздностью. Один из способов спастись от боли философ видел в умении сострадать другим, причем не только людям, но и растениям, животным. По словам Шопенгауэра, «сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым человеком тот, кто жесток с животными«.
Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра кисти Л. Руля
Господин Шопенгауэр, что такое жизнь?
«Господин Шопенгауэр, давайте обратимся к экзистенциальным вопросам. Скажите, что такое жизнь? — Жизнь каждого, в общем и целом, представляет собой трагедию, но в своих деталях она имеет характер комедии. — Значит, вся наша борьба за достижение высоких целей смехотворна? — Мир все равно что ад, в котором люди, с одной стороны, мучимые души, а с другой — дьяволы. — Неужели все так плохо? — Человек, в сущности, дикое ужасное животное. Мы знаем его лишь в укрощенном и прирученном состоянии, которое называется цивилизацией».
Вот такой диалог ведет некий журналист с Артуром Шопенгауэром. Эта беседа озвучена в аудиокниге, которую выпустил мюнхенский философ Андреас Бельве (Andreas Belwe). Журналист — вымышленный. А в качестве «ответов» Шопенгауэра Андреас Бельве представил подлинные цитаты философа.
«Думаете, человек никогда не изменится? — Человек в своей свирепости и беспощадности не уступит ни одному тигру и ни одной гиене. — Вполне вероятно, что так оно и есть. Когда заглядываешь в историю и видишь, на что способен человек, теряешь всякую веру в него… — Дело может зайти так далеко, что иному, быть может, особенно в минуты ипохондрического настроения, мир покажется с эстетической стороны музеем карикатур, с интеллектуальной — желтым домом, а с моральной — мошенническим притоном».
«Наше спасение — в умении сострадать»
По Шопенгауэру, жизнь подобна маятнику, раскачивающемуся между страданием и праздностью. Один из способов спастись от боли философ видел в умении сострадать другим, причем не только людям, но и растениям, животным. По словам Шопенгауэра, «сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым человеком тот, кто жесток с животными«.
Шопенгауэр с пуделем (карикатура Вильгельма Буша)
Против научных экспериментов над животными он начал выступать, еще будучи студентом. Кстати, уже тогда, в годы учебы, он практически везде появлялся в сопровождении очаровательного пуделя. Его последнюю собаку (тоже пуделя) звали Буц. Шопенгауэр так ее любил, что завещал на ее содержание довольно крупную сумму денег.
Шопенгауэр был убежден, что лишь сострадание может побороть эгоизм, что именно оно — основа любой этики. И в этом смысле его жизненная философия близка к буддизму. Его даже нередко называли «франкфуртским Буддой».
Аскетизм «а ля Шопенгауэр»
Впрочем, Шопенгауэр нередко противоречил самому себе. Так, он проповедовал аскетизм и вегетарианство, однако порой позволял себе мясо и очень любил вино.
Он презрительно высказывался в адрес женщин. «Единственный мужчина, который не может прожить без женщин, это гинеколог», — любил, к примеру, говорить философ, который, к слову, никогда не был женат. Тем не менее, в дополнении к своему завещанию, сделанному за полтора года до смерти, Шопенгауэр указал, что пять тысяч талеров (то есть одну шестую часть своего состояния, а для того времени это была весьма значительная сумма) он оставляет в наследство некой госпоже Каролине Медон (Caroline Medon).
С Каролиной Медон Шопенгауэр познакомился в 1830 году Берлине. Она уже успела побывать замужем и имела двоих сыновей. Каролина пела в хоре Берлинской оперы. Шопенгауэр даже подумывал о женитьбе, но когда заподозрил возлюбленную в неверности, прекратил с ней отношения. Связь возобновилась лишь многие годы спустя. Каролина была самой известной, но не единственной женщиной в жизни Шопенгауэра. Его биографы упоминают и о других связях, в том числе с красавицей Флорой Вайс (Flora Weiß), дочерью одного берлинского скульптора. Девушка была на 22 года моложе Шопенгауэра.
Но вот в чем Шопенгауэр абсолютно себе не отказывал, так это в путешествиях по разным странам и в наслаждении искусством. Он просто обожал живопись и музыку. Прекрасное он выделял как центральную категорию эстетики. Философ боготворил красоту.
Путь великого пессимиста
«Аскет» Шопенгауэр мог многое себе позволить. Он родился в 1788 году в Данциге (ныне Гданьск) в семье состоятельного коммерсанта и никогда не нуждался в деньгах. Отец Шопенгауэра был дисциплинированным педантом, но также очень образованным человеком и большим ценителем культуры. Мать — жизнерадостной, обожавшей искусство и талантливой поэтессой и писательницей. Ее салон всегда был полон интересных людей. Захаживать туда любил и великий Гёте.
В 15-летнем возрасте Артур Шопенгауэр поступил в частную коммерческую гимназию. Затем он начал учебу на медицинском факультете Геттингенского университета, но позже перешел на философский. После его окончания преподавал философию в Берлине, во Франкфурте-на-Майне. Он в совершенстве владел латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками. Основной философский труд Шопенгауэра — «Мир как воля и представление». Философ комментировал его до самой своей смерти.
Артур Шопенгауэр умер 21 сентября 1860 года во Франкфурте-на-Майне. Девять лет спустя один из его горячих приверженцев, великий русский писатель Лев Толстой, написал: «Читая его, мне непостижимо, каким образом может оставаться его имя неизвестно. Объяснение только одно — то самое, которое он так часто повторяет, что, кроме идиотов, на свете почти никого нет«.
Цитаты «философа пессимизма» Артура Шопенгауэра
- Кто не любит одиночества — тот не любит свободы.
- Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты.
- Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья.
- Для каждого человека ближний — зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
- Самостоятельность суждений — привилегия немногих: остальными руководят авторитет и пример.
- Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так — все ночи напролет.
- К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? — К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых.
- Вежливость — это фиговый лист эгоизма.
- В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно, в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, который исходит из самой глубины нашего существа.
- Внутренняя пустота служит истинным источником скуки, вечно толкая субъекта в погоню за внешними возбуждениями с целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу.
- Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой.
- Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.
- Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо — его природу.
- Всякий замкнут в своём сознании, как в своей коже, и только в нем живет непосредственно.
- Разумно было бы почаще говорить себе: «Изменить я этого не могу, остается извлекать из этого пользу».
- Ты не можешь ничего поделать с окружающей тебя тупостью! Но не волнуйся напрасно, ведь камень, брошенный в болото, не производит кругов.
- Люди в тысячу раз больше хлопочут о наживании себе богатства, нежели об образовании своего ума и сердца, хотя для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.
- Посредственность озабочена тем, как бы убить время, а талант — как бы время использовать.
- Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.
- Одним из существенных препятствий для развития рода человеческого следует считать то, что люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто громче всех говорит.
- Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать.
- Каждый ребенок в какой-то мере гений, и каждый гений в какой-то мере ребенок.
- Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством.
- Прощать и забывать — значит бросать за окно сделанные драгоценные опыты.
- Смерть — вдохновляющая муза философии: без нее философия вряд ли бы даже существовала.
- Не подлежит сомнению, что упрек оскорбителен лишь постольку, поскольку он справедлив: малейший попавший в цель намек оскорбляет гораздо сильнее, чем самое тяжкое обвинение, раз оно не имеет оснований.
Вы разрушаете свою личность
Все мы личности и сразу чувствуем, когда это наше «личностное» задевают другие. Конечно, те, у кого ощущение собственных границ является четким, гораздо раньше могут понять и пресечь вторжение «чужих» на свою территорию. Другие же из нас — с более слабым психологическим инстинктом самосохранения — позволяют окружающим сильнее соприкасаться со своей жизнью. Но это все о соотношении внутреннего и внешнего — а что о нас самих? Ведь не только и не столько другие люди разрушают нашу личность, сколько мы сами. Парадокс, правда? И как вообще можно разрушить личность? Давайте разбираться по порядку.
В самом широком понимании личность — это те черты, которые внутренне отличают одного человека от другого, его индивидуальность. Психологи конкретизируют это размытое определение и рассматривают личность как конкретного живого человека (индивида), обладающего сознанием и самосознанием. И помимо этого, отмечает профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрий Леонтьев, важнейшей особенностью личности является то, что она принимает на себя ответственность за собственную жизнь. Если нет ответственности, то нет и личности — здесь все просто.
Но личность определяется не только ответственностью. У каждого из нас есть способности, темперамент, характер, воля, эмоции, чувства, настроение. Есть и своя собственная мотивация. И это все — тоже о личности, о самости, как еще иногда говорят. Сочетание перечисленных свойств делает личность неповторимой, не похожей на других. Кстати говоря, о самости — знаете, что это такое? Немецкий философ Мартин Хайдеггер писал, что «это такое сущее, которое может произнести «Я». То есть личность — это личное «Я» каждого отдельного человека. И это «Я» состоит из многих-многих особенностей.
С биологической точки зрения человек — это система функционирующих клеток и органов, с психологической — индивид, стремящийся стать личностью. Все в нас взаимосвязано — и биологическое, и психологическое. То есть если на минутку забыть о романтизме, то получается, что человек — это система элементов. А личность — как объединение просто человеческого с сознанием, самосознанием и ответственностью — еще более сложная система, имеющая свою собственную структуру.
В структуре личности выделяют четыре уровня:
• Низший уровень максимально сильно связан с биологическими аспектами: это половые и возрастные свойства, которые являются врожденными. По сути это та данность, с которой мы приходим в мир.
• Второй уровень представляет собой индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущений. Этот уровень связан с врожденными особенностями, но в большей степени формируется в процессе развития личности — то есть соприкосновения врожденных свойств с социумом.
• Третий уровень представлен индивидуальным опытом личности и основывается на приобретенных в процессе жизни знаниях, навыках, умениях. Этот уровень уже полностью формируется в процессе жизни и носит социальный характер.
• Высший уровень — это направленность личности, т.е. ее интересы, желания, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрение, самооценка, характер. Этот уровень в наибольшей мере по сравнению с остальными обусловлен социальным окружением человека, идеологией, в которой он живет и воспитывается.
Разрушение личности, которому виной мы сами, связано в первую очередь с третьим и четвертым уровнями — то есть с окружающей действительностью и нашим собственным опытом, с нашей историей жизни. Напомню, что мы говорим сейчас именно о наших действиях, совершаемых без тонкой настройки с собой, со своими истинными потребностями и желаниями.
Итак, вы разрушаете собственную личность, если:
• начинаете считать, что полностью зависите от внешних сил или других людей — то есть отдаете ответственность за свою жизнь в чужие руки. А. Маслоу называл это формированием «психологии пешки»;
• устанавливаете в общении с собой запретные темы — причиной может быть внутренний страх, когда человек вытесняет пугающие мысли из сознания. К сожалению, они «оседают» в «бессознательном» и продолжают отравлять жизнь оттуда, только менее заметно и потому более разрушительно;
• слишком много критикуете себя — есть даже такое понятие как «культ самокритики», когда человек винит себя за все, даже за то, чего не совершал;
• постоянно сравниваете себя с другими — и всегда не в свою пользу. Психологи сегодня открыто говорят о том, насколько негативно это влияет на нашу психику — себя можно сравнивать только с собой прежним. К сожалению, это пережиток нашего советского прошлого — сравнение с другими;
• стараетесь жить «не хуже других», не сверяясь с внутренним барометром и не спрашивая себя: «а действительно ли это то, что нужно МНЕ»? Должность юриста в крупной фирме может подходить вашей подруге, но не вам, так любящей рисовать;
• не доверяете себе — и это снова об ответственности, ведь принять решение, исходя из своих взглядов, а не руководствуясь «так должно» и «так принято», значит быть полностью в ответе за результат — плохой или хороший;
• руководствуетесь чаще всего словом «надо», но не можете дать четкого ответа на вопросы: кому и зачем?
• пересиливаете себя, заставляете что-то делать, а если позволяете не делать, то считаете это своей слабостью и чувствуете вину.
О том, что слушать и слышать себя — не одно и то же, написаны горы книг, статей и постов в социальных сетях. Это истина, и с ней ничего трудно спорить. Однако не у каждого из нас получается услышать себя и тем более правильно понять.
Но не отчаивайтесь — пусть это не дано вам от рождения, ничего страшного. Потому что этому вполне можно научиться! Заведите полезную привычку рефлексировать — хотя бы раз в неделю записывайте, что было важного, что вы чувствовали, что поразило, порадовало, а что расстроило. Так вы сможете узнать о себе новое, увидеть то, на что не обращали внимания раньше.
Признайте свои страхи. Скажите себе честно, что вы этого боитесь, и бояться — естественно, потому что все чего-то боятся. Но вы сами и ваша жизнь больше страха, это также и ваша любовь к себе и близким, ваше дело — будь то работа, хобби, а может, воспитание детей. Здесь важно понять, что в вашем собственном мире есть много всего кроме страха. И оно важнее его.
Разрешайте себе негативные эмоции: обида, злость, раздражение — это естественные защитные механизмы нашей психики. И увещевания вроде «на сердитых воду возят», «злость — это плохое чувство» справедливы только отчасти. А именно — не нужно в них застревать надолго, но и подавлять постоянно тоже нельзя! Ведь это вы, это ваша реакция на какой-то внешний раздражитель — психологический или материальный. Психологи говорят, что у нас нет выбора — испытывать чувства или нет, и в том числе негативные. А «затолкать» те же злость и обиду подальше не значит не чувствовать их. Это всего лишь иллюзия — вы их ощущаете, но подавляете.
И лучше прожить злость, чем вновь отправить в «бессознательное» вместе со страхами. Потому что там она и останется, сама никуда не исчезнув, и со временем вновь даст о себе знать. Нарисуйте ее красками на листе бумаги, прошагайте по улицам с любимой музыкой в наушниках, напишите о ней так, как чувствуете — любой из этих способов будет лучше, чем не признать, что вы имеете на нее право.
Вы человек и имеете право на негативные эмоции. Экологично их прожить — как раз и есть особенность развивающей себя личности.
Автор: Нина Соколова
Цитаты Артур Шопенгауэр
Мое отечество обширнее, чем Германия, и я призван служить человечеству не кулаком, а головою.
Вера и знание — это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.
Мужчины от природы равнодушны друг к другу, а женщины от природы враги.
Если ближайшая и непосредственная цель нашей жизни не есть страдание, то наше существование представляет самое бестолковое и нецелесообразное явление.
Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья.
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Страдание — условие деятельности гения. Вы полагаете, что Шекспир и Гете творили бы или Платон философствовал бы, а Кант критиковал бы разум, если бы они нашли удовлетворение и довольство в окружавшем их действительном мире и если бы им было в нем хорошо, и их желания исполнялись? Только после того, как у нас возникает в известной мере разлад с действительным миром и недовольство им, мы обращаемся за удовлетворением к миру мысли.
Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством.
Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты.
И старость, и опыт ведут заодно
К последнему часу, когда суждено
Понять после долгих забот и мученья,
Что в жизни брели мы путем заблужденья.
Добродетель, скромность изобретена только для ограждения от зависти.
Хороший повар может вкусно приготовить и старую подошву.
В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что собственно только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя.
Если бы все желания исполнялись, едва успев возникнуть, — чем бы тогда наполнить человеческую жизнь, чем убить время?
Подражание, обычай и привычка суть главные пружины большинства человеческих дел, и редко кто поступает по собственному сображению и мнению.
Чем больше источников наслаждения откроет в себе человек, тем счастливее будет он.
Находясь в одинаковых обстоятельствах, люди все же живут в разных мирах.
Когда двое поступают одинаково — получается все-таки не одно и то же.
У толпы есть глаза и уши, но крайне мало рассудка и столько же памяти.
Чем больше человек имеет в себе, тем меньше требуется ему извне, тем меньше могут дать ему другие люди.
- 1
- 2
- 3
- 4
- …
- 13
- 14
- 15
Артур Шопенгауэр 77 цитат
Немецкий философ
77
+125
Артур Шопенгауэр (Arthur Schopenhauer; 1788 — 1860) — Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп. Произведённый Шопенгауэром метафизический анализ воли, его взгляды на человеческую мотивацию (именно он впервые употребил этот термин) и желания, афористичный стиль письма оказали влияние на многих известных мыслителей
Лучшие цитаты:
Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать.
- Разговор
Общительность принадлежит к опасным, даже пагубным наклонностям, так как она приводит нас в соприкосновение с существами, большинство которых нравственно — скверно, а умственно – тупо и извращенно.
- Общение Общительность
Человеческий ум — более страшное оружие, чем когти льва.
- Ум
Только кажется, будто людей влечет какая-то сила, Находящаяся впереди них, в действительности их подталкивает нечто сзади.
Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья.
- Счастье
Уединение избавляет нас от необходимости жить постоянно на глазах у других и, следовательно, считаться с их мнениями.
- Одиночество
Тот, кто отрицает разум у высших животных, должен сам иметь его немного.
- Животные
Вежливость — открыто признанная фальшивая монета.
- Вежливость
Богатство, как соль: чем больше есть, тем сильнее жажда.
- Богатство
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Тщеславие делает человека болтливым.
Любовь — большая помеха в жизни.
- Любовь
Кто не любит одиночества — тот не любит свободы.
- Одиночество
Человек всегда делает лишь то, что хочет, и делает это все—таки по необходимости.
Богатство подобно морской воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда.
Каждое общество прежде всего требует взаимного приспособления и принижения, а потому, чем оно больше, тем пошлее. Каждый человек может быть вполне самим собою только пока он одинок. Стало быть, кто не любит одиночества — не любит также и свободы, ибо человек бывает свободен лишь тогда, когда он один. Принуждение есть нераздельный спутник каждого общества; каждое общество требует жертв, которые оказываются тем тяжелее, чем значительнее собственная личность.
Гордость есть исходящее изнутри, стало быть, прямое высокопочитание самого себя; напротив, тщеславие есть стремление достигнуть такого высокопочитания извне…
- Гордость Тщеславие
Истинная терпимость может создаться только при равнодушии к мнениям других.
Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.
- Честь Совесть
Со смертью каждого человека исчезает и некий мир, который он носил в голове своей. Чем интеллигентнее была голова, тем отчетливее, яснее, значительнее был и мир, и тем ужаснее исчезновение его.
- Смерть
Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.
- Тайны
Каждая нация насмехается над другой, и все они в одинаковой мере правы.
- Национальность
Врач видит человека во всей его слабости, юрист — всей его подлости, теолог — во всей его глупости.
- Человеческая природа
То, что есть в человеке, бессомненно, важнее того, что есть у человека.
- Человек Богатство
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Составил подборку цитат немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788 – 1860).
Цитаты Шопенгауэра, как и цитаты его последователя Ницше, пользуются повышенным вниманием в том числе из-за неакадемических высказываний по самым разным вопросам.
Цитаты сгруппированы по темам: человеческие проявления, жизненная этика, люди жизнь, гений, отношения, счастье, женщины и мужчины, одиночество, время, патриотизм, дружба, о себе, мир, ум, слава, вера и религия, смерть, государство, честь, общительность, литература, возраст, свобода, судьба, мысли, здоровье, сострадание, брак, прекрасное, вежливость, страдание, философия, отношение к животным.
В заключение приводятся цитаты о Шопенгауэре.
О человеческих проявлениях
Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой.
Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо – мысль природы.
Кто постоянно похваляется каким-либо своим качеством, тот признает тем самым, что он им вовсе не обладает.
Всегда сохраняется возможность, что на справедливый и добрый поступок оказал влияние какой-нибудь эгоистический мотив.
Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами.
Кто придает большое значение мнению людей, делает им слишком много чести.
Всякого рода умственное превосходство – ненавидят, а в качестве оправдания выдумывают у его обладателя всякого рода недостатки. Среди женщин то же самое бывает с красотой: очень красивые девушки не находят себе подруг.
Самое действительное утешение в каждом несчастье и во всяком страдании заключается в созерцании людей, которые еще несчастнее, чем мы.
Мы пропускаем с кислым лицом тысячи часов, не наслаждаясь ими, чтобы потом с тщетной грустью вздыхать по ним.
Добродетель скромности поистине выгодное изобретение для обделенных природой: следуя ей, всякий должен говорить о себе, как если бы и он был убогий, и тогда для него дело принимает такой вид, будто вообще существуют одни только убогие.
Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя.
Храбрость — не добродетель; она готова служить и величайшей низости, а следовательно, она просто свойство темперамента.
Гордость есть внутреннее убеждение человека в своей высокой ценности, тогда как тщеславие есть желание вызвать это убеждение в других с тайной надеждой усвоить его впоследствии самому.
Тщеславие делает человека болтливым.
Зависть есть несомненный признак недостатка, следовательно, если обращена она к заслугам, – то недостатка заслуг.
Оскорбление — это клевета в сокращенном виде.
О жизненной этике
Чем более человек имеет в себе, тем менее для него могут значить другие.
Будем откровенны: как бы тесно не связывала людей дружба, любовь и брак, вполне искренно человек желает добра лишь самому себе.
Для того чтобы добровольно и свободно признавать и ценить чужие достоинства, надо иметь собственное.
Собираясь в житейский путь, полезно захватить с собой огромный запас осторожности и снисходительности; первая предохранит от вреда и потерь, вторая — от споров и ссор.
Eсли хoчешь пoдчинить себе все, пoдчини себя рaзуму.
События нашей жизни похожи также на фигуры калейдоскопа, в котором мы при каждом повороте видим совершенно иное, а в сущности – то же самое.
Разумно было бы почаще говорить себе: «Изменить я этого не могу, остается извлекать из этого пользу».
Всё прекрасно лишь до тех пор, пока оно не коснется нас лично.
Если возможно, ни к кому не испытывайте чувство враждебности.
Прощать и забывать — значит бросать за окно сделанные драгоценные опыты.
Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать.
Ты не можешь ничего поделать с окружающей тебя тупостью! Но не волнуйся напрасно, ведь камень, брошенный в болото, не производит кругов.
Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости.
Если вам досадно, что кто-нибудь лжет, притворитесь, что вы верите: он станет смелее, заврется сильнее и изобличит себя.
Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства.
О людях
Человек — единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели.
Люди подобны часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная зачем.
Всякий замкнут в своём сознании, как в своей коже, и только в нем живет непосредственно.
Одержимый желаниями и стремлениями человек обречен на страдания…
Смерть Сократа и распятие Христа принадлежат к характернейшим признакам человечества.
В каждом, даже самом благородном и высоком человеке есть в задатке совершенно низкие и подлые черты человеческой, даже зверской натуры.
Подавляющее большинство людей не способно самостоятельно думать, а только веровать, и не способно подчиняться разуму, а только власти.
Первые сорок лет жизни дают нам текст, а следующие тридцать представляют комментарии к нему.
Каждый принимает конец своего кругозора за конец света.
Одним из существенных препятствий для развития рода человеческого следует считать то, что люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто громче всех говорит.
Мы теряем три четверти себя, чтобы быть похожим на других людей.
Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет.
Каждый человек может вполне быть самим собою только пока он одинок.
Кстати, цитаты про людей
О жизни
Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар.
Жизнь есть в сущности состояние нужды, а часто и бедствия, где всякий должен домогаться и бороться за свое существование, а потому и не может постоянно принимать приветливое выражение.
Никто не жил в прошлом, никому не придется жить в будущем; настоящее и есть форма жизни.
Человек сам отнимает у себя все свое существование, так как все время живет лишь как бы предварительно, между прочим, — пока не умрет.
Человеческую жизнь нельзя назвать ни длинной, ни короткой, так как она именно и служит масштабом, которым мы измеряем все остальные сроки.
Нужно прожить долго, чтобы понять, как коротка жизнь.
С точки зрения молодости жизнь есть бесконечное будущее, с точки зрения старости — очень короткое прошлое.
В мире, за редкими исключениями, только и есть выбор между одиночеством и пошлостью.
Жизнь – очень сомнительная вещь, и я решил посвятить свою жизнь размышлениям о ней.
Всякий день есть маленькая жизнь: всякое пробуждение и вставание – маленькое рождение; всякое свежее утро – маленькая юность; всякое приготовление ко сну и засыпание – маленькая смерть.
Кстати, цитаты о жизни
О гении
Талант достигает цель, которую никто не может достичь; гений — ту, которую никто не может увидеть.
В практической жизни от гения проку не больше, чем от телескопа в театре.
Быть бесполезным – это характерная черта произведений гения: это его патент на благородство.
Человек, одаренный духовными силами высшего порядка, преследует задачи, которые не вяжутся с заработком.
Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться.
Каждый ребенок в какой-то мере гений, и каждый гений в какой-то мере ребенок.
Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.
Низменные люди испытывают огромное удовольствие, когда находят недостатки и безрассудные поступки у великих людей.
Одиночество есть жребий всех выдающихся умов.
Об отношениях
Люди похожи на дикобразов, идущих по ледяной снежной пустыне: они жмутся друг к другу от холода и страха, и колют друг друга своими иглами.
Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом, ибо он может постичь его и понимать его лишь в меру своего собственного интеллекта.
Каждый человек имеет в другом зеркало, в котором он может ясно разглядеть свои собственные пороки. Однако он обычно поступает при этом, как собака, которая лает на зеркало, предполагая, что видит там не себя, а другую собаку.
Обидеть человека — легко, исправить его — невозможно.
Люди похожи на детей в том отношении, что становятся неучтивыми, когда их прощаешь: поэтому ни с кем не следует быть слишком снисходительным и мягким.
Каждая разлука дает предвкушение смерти и каждое свидание – предвкушение воскрешения. Оттого-то даже люди, бывшие равнодушными друг к другу, радуются, если через двадцать-тридцать лет снова сойдутся вместе.
О счастье
Счастье — это чувство свободы от боли.
Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья.
Быть очень несчастным совсем легко, а очень счастливым не только трудно, но и совершенно невозможно.
Всякая ограниченность, даже духовная, способствует нашему счастью. Ибо чем меньше возбуждений для воли, тем меньше страданий.
Чем мы являемся на самом деле, значит для нашего счастья гораздо больше, чем то, что мы имеем.
Из личных качеств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав.
Кстати, цитаты про счастье
О женщинах и мужчинах
Женщины существуют единственно только для распространения человеческого рода, и этим исчерпывается их назначение.
Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины: вся его красота и кроется в этом побуждении. С большим основанием его можно бы было назвать неэстетичным, или неизящным, полом.
Без женщины наша жизнь была бы в начале — беззащитна, в середине — без удовольствия, в конце — без утешения.
Единственный мужчина, который не может жить без женщин, — это гинеколог.
Справедливость — скорее мужская добродетель, человеколюбие — женская.
Кстати, цитаты про женщин и цитаты про мужчин
Об одиночестве
Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты.
В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.
Кто не любит одиночества – тот не любит свободы.
Человеку, стоящему высоко в умственном отношении, одиночество доставляет двоякую выгоду: во-первых, быть с самим собою и, во-вторых, не быть с другими.
В самой полной гармонии можно находиться только с самим собою, не с другом, не с возлюбленною, ибо различие индивидуальности и настроения всякий раз производит некоторый, хотя бы незначительный диссонанс.
Кстати, цитаты об одиночестве
О времени
Будущее скрыто от нас — не в настоящем, а в будущем. Время — это посредник между возможным и действительным.
Посредственность озабочена тем, как бы убить время, а талант — как бы время использовать.
Час ребенка длиннее, чем день старика.
Иногда нам кажется, что мы тоскуем по какому-нибудь отдаленному месту, тогда как на самом деле мы тоскуем о том времени, которое мы там провели, будучи моложе и бодрее, чем теперь. Так обманывает нас время под маской пространства…
Кстати, цитаты про время
О патриотизме
Патриотизм – это страсть глупцов и самая глупая из страстей.
Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит.
Самая дешёвая гордость – гордость национальная.
В национальном характере мало хороших черт: ведь это характер толпы.
Каждая нация насмехается над другой, и все они в одинаковой мере правы.
О дружбе
Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.
Истинная дружба – одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют.
Говорят, что трудно найти друга в нужде. Наоборот, чуть заведешь с кем дружбу, смотришь – друг уже в нужде и норовит призанять деньжонок.
Дружба основывается на преследовании обоюдного блага, на общности интересов. Но пусть только интересы сделаются противоположными, и прелестная дружба расторгается; ступайте искать ее в облаках.
Кстати, цитаты о дружбе
О себе
До меня философы заняты были учением о свободе воли; я же учу о всемогуществе воли.
Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат.
Когда я слушаю музыку, мне часто представляется, что жизнь всех людей и моя собственная суть сновидения некоего вечного духа и что смерть есть пробуждение.
Предчувствуя близость смерти, я сознаюсь, что ненавижу немецкую нацию вследствие её бесконечной глупости и что я краснею от того, что принадлежу к ней.
О мире
Этот мир — наихудший из всех миров.
Мир всё равно что ад, в котором люди, с одной стороны, мучимые души, а с другой – дьяволы.
К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? — К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимо больных.
Мир невозможен без времени, но и время невозможно без мира.
Кстати, цитаты про мир
Об уме
Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума.
Лучше обнаруживать свой ум в молчании, нежели в разговорах.
Любой ум остаётся незамеченным тем, кто сам его не имеет.
Несчастье умственных заслуг заключается в том, что им приходится дожидаться, чтобы хорошее похвалили те, у большинства которых столько способностей к правильному суждению, сколько у кастрата к оплодотворению.
О славе
Ценна не слава, а то, чем она заслужена.
На честь может притязать каждый, на славу — лишь люди исключительные.
Слава наступает тем позднее, чем дольше ей суждено длиться, как и вообще всё превосходное созревает медленно.
Если слава померкла после его смерти, — значит, она была ненастоящей, незаслуженной, возникшей лишь благодаря временному ослеплению.
О вере и религии
Религии подобны светлячкам: для того чтобы светить, им нужна темнота.
Вера и знание — это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.
У людей вообще замечается слабость доверять скорее другим, ссылающимся на сверхчеловеческие источники, чем собственным головам.
Даже Иисус Христос однажды умышленно сказал неправду.
Кстати, цитаты о вере
О смерти
Каждому из нас доступно следующее утешение: смерть так же естественна, как и жизнь, а там, что будет, — это мы увидим.
Со смертью каждого человека исчезает и некий мир, который он носил в голове своей. Чем интеллигентнее была голова, тем отчетливее, яснее, значительнее был и мир, и тем ужаснее исчезновение его.
В минуту смерти эгоизм претерпевает полное крушение. Отсюда страх смерти. Смерть поэтому есть некое поучение эгоизму, произносимое природой вещей.
О государстве
Государство — намордник для животного, называющегося человеком.
Государство – лишь средство, с помощью коего вооруженный разумом эгоизм старается избежать своих же собственных, на него же обращенных дурных последствий.
Принуждение неразлучный спутник всякого общества, и всякое общество требует жертв, которые оказываются тем тяжелее, чем ярче наша собственная индивидуальность.
О чести
Честь – мнение других о наших достоинствах и наш страх перед этим мнением.
Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь.
Во всех отделах искусства дрессировки людей на первом месте значится правило поддерживать и изощрять чувство чести.
Об общительности
Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством.
Каждый постольку общителен, поскольку он беден духом и вообще пошл.
Все негодяи, к сожалению, общительны.
О литературе
Читать – значит думать чужой головой, вместо своей собственной.
Сущность поэзии, как и всякого искусства, заключается в восприятии платоновской идеи.
Задача романиста вовсе не в том, чтобы рассказывать нам великие события, а в том, чтобы передать в интересном виде мелочи жизни.
О возрасте
В старости человек лучше умеет предотвращать несчастья, а в молодости – легче переносить их.
Скупость есть порок старости, как расточительность – юности.
Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения, которые не стареют.
Кстати, цитаты про возраст
О свободе
Кто не любит одиночества — тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным.
Свободное – значит ни в каком отношении не подлежащее необходимости, то есть не зависимое ни от какого основания.
Кстати, цитаты про свободу
О судьбе
То, что люди называют судьбой, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей.
Судьба тасует карты, а мы играем.
Кстати, цитаты про судьбу
О мыслях
Постоянный приток чужих мыслей тормозит и заглушает собственные.
Мысли выдающихся умов не переносят фильтрации через ординарную голову.
Кстати, цитаты про мысли
О здоровье
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
Кстати, цитаты про здоровье
О сострадании
Сострадание есть настоящий источник истинной справедливости и человеколюбия.
Сострадание — основа всей морали.
О браке
Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
Первая заповедь женской чести заключается в том, чтобы не вступать во внебрачное сожительство с мужчинами, дабы каждый мужчина вынуждался к браку, как к капитуляции.
Кстати, цитаты о свадьбе
О прекрасном
Красота — это открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце.
Жизнь никогда не бывает прекрасна: прекрасны только картины ее в очищенном зеркале искусства.
О вежливости
Вежливость – это фиговый листок эгоизма.
Вежливость – открыто признанная фальшивая монета.
О страдании
Всякое страдание есть не что иное, как неисполненное и пресеченное желание.
Желание по природе своей – страдание; достижение скоро порождает пресыщение; под новым видом снова проявляется желание, потребность; если же нет – то является бессодержательность, пустота, скука, борьба с которой настолько же мучительна, как и с нуждой.
О философии
Смерть – вдохновляющая муза философии: без нее философия вряд ли бы существовала.
Те, которые надеются стать философами путем изучения истории философии, скорее должны вынести из нее то убеждение, что философами родятся, так же как и поэтами, и притом гораздо реже.
Об отношении к животным
Тот, кто отрицает разум у высших животных, должен сам иметь его немного.
Кто жесток к животным, тот не может быть добрым человеком.
О разном
Цитатами следует пользоваться только тогда, когда действительно не обойтись без чужого авторитета.
Если шутка прячется за серьёзное — это ирония; если серьёзное за шутку — юмор.
Газеты — это секундные стрелки истории. Но такие большей частью, что не только из худшего металла, но редко и ходят верно.
Война – самое нелепое изобретение человечества, на которое уходит большая часть средств и сил. И всё же мы воюем.
Проповедовать мораль легко, обосновать её трудно.
Каждое наслаждение – всегда только утоление потребности.
Богатство подобно соленой воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда. Это относится и к славе.
Так как всё существующее и происходящее существует и происходит непосредственно лишь в сознании человека, то, очевидно, свойства этого сознания существеннее всего и играют более важную роль, чем отражающиеся в нём образы. Все наслаждения и роскошь, воспринятые туманным сознанием глупца, окажутся жалкими по сравнению с сознанием Сервантеса, пишущего в тесной тюрьме своего Дон-Кихота.
Королей и слуг называют лишь по имени, а не по фамилии. Это две крайние ступени общественной лестницы.
Дуэль – обрывок кулачного права, оставшийся от грубейших обычаев средних веков.
Обыватель – это человек, постоянно и с большой серьезностью занятый реальностью, которая в самом деле нереальна.
Никакие песталоцциевские воспитательные приемы не в силах из природного олуха сделать мыслящего человека: никогда! — олухом он родился, олухом и умрет.
Ставить кому-нибудь памятник при жизни значит объявить, что нет надежды на то, что потомство его не забудет.
Стиль – физиономия ума, менее обманчивая, настоящая физиономия. Подражать чужому стилю – всё равно что носить маску. Напыщенность стиля походит на гримасничанье.
Оптимизм представляется мне не только нелепым, но и поистине бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человека.
Любовь – большая помеха в жизни. С ее помощью заполняются тюрьмы и дома умалишенных, хроника любовных страстей легко прослеживается в протоколах комиссара полиции.
Вряд ли философские воззрения Шопенгауэра выдержали проверку временем как некое непротиворечивое целое, но его афористичные высказывания безусловно продолжают озадачивать и увлекать нас.
Цитаты про Шопенгауэра
- Ф. Ницше: Шопенгауэровский человек берет на себя добровольное страдание правдивости, и это страдание помогает ему убить личную волю и подготовить тот совершенный переворот в его существе, достижение которого и образует собственно смысл жизни. Это высказывание правды кажется другим людям порождением злобы, ибо в сохранении своей половинчатости и искусственности они видят долг человечности и полагают, что нужно быть злым, чтобы так разрушать их игрушки. (кстати, цитаты Ницше)
- А. Фет: Шопенгауэр — для меня не только последняя крупная философская ступень, это для меня откровение, возможный человеческий ответ на те умственные вопросы, которые сами собою возникают в душе каждого.
- Э. Гартман: Шопенгауэра неправильно считают основателем пессимизма; скорее эта честь, или, как полагают многие, это бесчестие принадлежит генералу ордена новейшей немецкой философии — Иммануилу Канту; именно у Канта пессимизм выражен в чистом виде и не навеян личным отношением.
- Л. Толстой: Знаете ли, что было для меня нынешнее лето? – Непрестанный восторг перед Шопенгауэром и ряд духовных наслаждений, которых я никогда не испытывал. Я выписал все его сочинения и читал, и читал… Не знаю, переменю ли я когда мнение, но теперь я уверен, что Шопенгауэр гениальнейший из людей… (кстати, цитаты Толстого)
- М. Хайдеггер: Шопенгауэр, ставший роком для Ницше, своим безудержным поношением Шеллинга и Гегеля и упреками в неясности показал, что сам он вовсе не мыслитель. Тем не менее его можно считать значительным писателем, который в середине прошлого века хоть в какой-то мере показал немцам, что такое «философия».
- Ф. Кафка: Шопенгауэр — мастер языка. Этим определяется и его мышление Его непременно нужно читать ради одного только языка. (кстати, цитаты Кафки)
- С. Лем: Это внутреннее противоречие его доктрины просто захватывает: ведь этот человек — как никто ранее — показал людям низменность их существования, представил человека как куклу, через которую действует Воля, и вместе с тем от тех же самых людей, которым говорил столь горькую правду, добивался признания в любви, возвеличивания и славы.
Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:
- цитаты Канта
- цитаты Аристотеля
- цитаты Гёте
- цитаты Конфуция
- цитаты Платона
- цитаты Гегеля
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.
Комментарии также всячески приветствуются!