Исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в санитарно-эпидемиологическом заключении
КРУГ ЗАЯВИТЕЛЕЙ
- юридические лица
- индивидуальные предприниматели
- физические лица (в случае, предусмотренном частью 4 статьи 4 ФЗ от 01.07.2017 №135-ФЗ)
- уполномоченные представители
За услугой можно обратиться:
- лично
- через уполномоченного представителя заявителя
- почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения
- через Единый портал государственных услуг в электронной форме с прикреплением электронных образцов заявлений, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (https://www.gosuslugi.ru/)
ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
- Заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения, подписанное заявителем (уполномоченным представителем заявителя*) (Заявление 4), с приложением документов, подтверждающих вносимые изменения, и оригинала бумажного бланка санитарно-эпидемиологического заключения с допущенными опечатками и (или) ошибками (в случае выдачи переоформляемого санитарно-эпидемиологического заключения на бумажном носителе)
При обращении в электронной форме заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Доверенность, подтверждающая правомочие на обращение за получением государственной услуги, выданная организацией, удостоверяется усиленной квалифицированной электронной подписью правомочного должностного лица организации, а доверенность, выданная физическим лицом или индивидуальным предпринимателем — усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
*В случае обращения за получением государственной услуги уполномоченного представителя заявителя вместе с документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.
СТОИМОСТЬ УСЛУГИ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ
Взимание государственной пошлины за предоставление государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
СРОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
Срок переоформления санитарно-эпидемиологического заключения не может превышать 7 рабочих дней со дня приема и регистрации заявления и документов, необходимых для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения.
РЕЗУЛЬТАТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
- переоформление санитарно-эпидемиологического заключения в связи с допущенными опечатками и (или) ошибками;
- отказ в переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения в связи с допущенными опечатками и (или) ошибками.
Выдается в конце оказания услуги:
— оформляется в виде электронного документа.
— при наличии запроса заявителя о предоставлении результата оказания государственной услуги на бумажном носителе, Роспотребнадзором оформляются на бумажном носителе (на бланке установленной формы) документы, подтверждающие содержание электронных документов, оформленных по результатам предоставления государственной услуги.
Формы получения
- лично
- через уполномоченного представителя
- через Единый портал государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/)
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТКАЗА В ВЫДАЧЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
- непредставление сведений о ранее выданном санитарно-эпидемиологическом заключении (в случае выдачи переоформляемого санитарно-эпидемиологического заключения в электронном виде или утери ранее выданного бумажного бланка санитарно-эпидемиологического заключения);
- непредставление бумажного бланка переоформляемого санитарно-эпидемиологического заключения (в случае выдачи переоформляемого санитарно-эпидемиологического заключения на бумажном носителе);
- Не выявление допущенных опечаток и (или) ошибок;
Срок действия СЭЗ (за искл. СЭЗ на виды деятельности, работы, услуги, на размещение объекта, на организацию отдыха и оздоровления детей, на проектную документацию), истекающий с 12.04.2022 по 31.12.2023, продлевается на 12 месяцев (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).
Порядок исправления допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах
Порядок исправления допущенных опечаток и (или) ошибок
в выданных в результате предоставления государственной
услуги документах
97. Основанием для исправления допущенных опечаток и (или) ошибок в санитарно-эпидемиологическом заключении является поступление в Роспотребнадзор подписанного заявителем (уполномоченным представителем заявителя) заявления о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения (рекомендуемый образец заявления о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения в связи с допущенными опечатками и (или) ошибками приведен в приложении N 4 к настоящему Административному регламенту), с приложением документов, подтверждающих вносимые изменения, и оригинала бумажного бланка санитарно-эпидемиологического заключения с допущенными опечатками и (или) ошибками (в случае выдачи переоформляемого санитарно-эпидемиологического заключения на бумажном носителе).
98. Прием и регистрация заявления об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в санитарно-эпидемиологическом заключении осуществляются в соответствии с пунктами 44 — 52 настоящего Административного регламента.
Рассмотрение заявления, представленного заявителем, переоформление санитарно-эпидемиологического заключения в связи с обнаружением в нем опечаток и (или) ошибок, внесение сведений о санитарно-эпидемиологическом заключении в Реестр осуществляется в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня регистрации в Роспотребнадзоре заявления об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок.
99. В случае если в санитарно-эпидемиологическом заключении не выявлены опечатки и (или) ошибки, уполномоченный специалист-эксперт в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня регистрации в Роспотребнадзоре заявления об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок, подготавливает уведомление об отказе в переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения в связи с допущенными опечатками и (или) ошибками.
При предоставлении заявителем документов, указанных в пункте 97 настоящего Административного регламента, на бумажном носителе непосредственно в Роспотребнадзор или направлении с использованием средств почтовой связи, подписанное руководителем (заместителем руководителя) Роспотребнадзора (его территориального органа) уведомление об отказе в переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения в связи с допущенными опечатками и (или) ошибками в течение 1 рабочего дня с даты его подписания вручается заявителю при непосредственном обращении в Роспотребнадзор или направляется заявителю на бумажном носителе с использованием средств почтовой связи.
В случае подачи заявителем документов, указанных в пункте 97 настоящего Административного регламента, с использованием Единого портала уведомление об отказе в переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения в связи с допущенными опечатками и (или) ошибками в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью Роспотребнадзора, направляется через СМЭВ в личный кабинет заявителя на Едином портале.
100. Выдача переоформленного в связи с допущенными опечатками и (или) ошибками санитарно-эпидемиологического заключения осуществляется в соответствии с пунктами 82 — 86 настоящего Административного регламента.
Выдача санитарно-эпидемиологических заключений
- Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию
- Получение санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности
- Переоформление санитарно-эпидемиологического заключения
- Получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (не соответствии) размещения Объекта (в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»)
- Нормативная документация
- Порядок информирования о предоставлении государственной услуги
Заявители на получение услуги по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения:
- юридические лица, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- физические лица в случае, предусмотренном частью 4 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, а также их уполномоченные представители
I. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию
Необходимые документы:
Для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) проектной документации заявитель представляет в орган, осуществляющий государственный санитарно-эпидемиологический надзор, следующие документы:
- заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении N 2 к Регламенту;
- результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, проведенных и оформленных в соответствии с порядком, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».
Заявитель вправе представить по собственной инициативе документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления:
— сведения из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
-сведения из государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра недвижимости;
— сведения из Реестра аккредитованных лиц.
Перечень видов проектной документации, на которые выдаются санитарно-эпидемиологические заключения
Информация для заявителя
Заявление на получение санитарно-эпидемиологического заключения принимается от юридического лица (индивидуального предпринимателя)
Заявление на получение санитарно–эпидемиологического заключения заполняется и подписывается руководителем юридического лица и заверяется печатью, с обязательным указанием даты подачи заявления.
Копии документов при предоставлении должны быть заверены в установленном законодательством порядке.
В случае обращения за получением государственной услуги уполномоченного представителя заявителя вместе с документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.
Основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является представление заявителем документов, не отвечающих по составу и оформлению требованиям Регламента.
Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, могут быть представлены заявителем на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган Роспотребнадзора, направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения или представлены в форме электронного документа путем заполнения формы заявления, размещенной на Едином портале, с прикреплением соответствующих документов.
Порядок приема документов
Документы предоставляются в отдел регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Ростовской области по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.18-я линия, 17, каб №1, №5.
Часы приема документов:
Вторник: c 900 до 1300 часов
Среда: с 900 до 1300 часов
Четверг: с 900 до 1300 часов
Пятница: с 900 до 1300 часов
Срок оказания услуги
Не более 20 рабочих дней со дня приема и регистрации Роспотребнадзором заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
При оформлении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны предельный срок оказания услуги составляет 15 рабочих дней со дня приема и регистрации Роспотребнадзором заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Порядок получения консультаций (справок) об исполнении государственной функции
Консультации по вопросам исполнения государственной функции предоставляются:
- по письменным обращениям (срок исполнения 7 дней с момента поступления письменного обращения);
- при личном обращении;
- по телефону: 8 (863) 210-09-33;
- по электронной почте:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
;
II. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности
Необходимые документы:
Для получения санитарно-эпидемиологического заключения на виды деятельности (работы, услуги) заявитель представляет в орган, осуществляющий государственный санитарно-эпидемиологический надзор, следующие документы:
- заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении N 1 к Регламенту;
- результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, проведенных и оформленных в соответствии с порядком, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».
Заявитель вправе представить по собственной инициативе документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления:
— сведения из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
— сведения из государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра недвижимости;
— сведения из Реестра аккредитованных лиц.
Перечень видов деятельности (работ, услуг), на которые выдаются санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления деятельности:
- фармацевтическая деятельность;
- медицинская деятельность;
- образовательная деятельность, в том числе деятельность по организации детского оздоровительного отдыха;
- использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях;
- деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности;
- деятельность по эксплуатации источников ионизирующих излучений;
- деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний III-IV групп патогенности.
- по письменным обращениям (срок исполнения 7 дней с момента поступления письменного обращения);
- при личном обращении;
- по телефону: 8 (863) 210-09-33;
- по электронной почте:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
; - заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения с указанием причины переоформления по форме, установленной в приложении N 3 к Административному регламенту, с приложением документов, подтверждающих вносимые изменения;
- оригинал бумажного бланка переоформляемого санитарно-эпидемиологического заключения (в случае выдачи переоформляемого санитарно-эпидемиологического заключения на бумажном носителе);
- сведения о ранее выданном санитарно-эпидемиологическом заключении (в случае выдачи переоформляемого санитарно-эпидемиологического заключения в электронном виде или утери ранее выданного бумажного бланка и информирования об утере регистрационного органа, выдавшего утерянный бланк.
- по письменным обращениям (срок исполнения 30 дней с момента поступления письменного обращения);
- при личном обращении;
- по телефону: 8 (863) 210-09-33;
- по электронной почте:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
; - о порядке предоставления государственной услуги, в том числе об исчерпывающем перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги, нормативных правовых актах, регулирующих предоставление государственной услуги;
- сроках предоставления государственной услуги.
Информация для заявителя
Заявление на получение санитарно-эпидемиологического заключения принимается от юридического лица (индивидуального предпринимателя)
Заявление на получение санитарно–эпидемиологического заключения заполняется и подписывается руководителем юридического лица и заверяется печатью, с обязательным указанием даты подачи заявления.
Копии документов при предоставлении должны быть заверены в установленном законодательством порядке.
В случае обращения за получением государственной услуги уполномоченного представителя заявителя вместе с документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.
Основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является:
— обращение с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения, оформление которого Законом 52-ФЗ и Законом 135-ФЗ не предусмотрено;
— несоответствие представленных заявителем документов (сведений) требованиям Административного регламента;
— представление не в полном объеме документов и (или) сведений, предусмотренных Административным регламентом;
— отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя заявителя;
— недействительность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя, выявленная в результате ее проверки, в случае направления заявления и прилагаемых к нему документов в электронной форме посредством Единого портала.
Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, могут быть представлены заявителем на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган Роспотребнадзора, направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения или представлены в форме электронного документа путем заполнения формы заявления, размещенной на Едином портале, с прикреплением соответствующих документов
Порядок приема документов
Документы предоставляются в отдел регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Ростовской области по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.18-я линия, 17, каб №1, 5.
Часы приема документов:
Вторник: c 900 до 1300 часов
Среда: с 900 до 1300 часов
Четверг: с 900 до 1300 часов
Пятница: с 900 до 1300 часов
Срок оказания услуги
Не более 20 рабочих дней со дня приема и регистрации Роспотребнадзором заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Порядок получения консультаций (справок) об исполнении государственной функции
Консультации по вопросам исполнения государственной функции предоставляются:
III. Переоформление санитарно-эпидемиологического заключения
Информация для заявителя
Переоформление санитарно-эпидемиологического заключения возможно в случае:
— реорганизации, изменении наименования, места нахождения юридического лица либо изменение фамилии, имени и отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя;
— сокращения перечня выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности;
— смена фамилии, имени, отчества (при наличии) владельца участка (физического лица), а также смена владельца участка (в случае получения оформлении санитарно-эпидемиологического заключения на размещение объекта).
В иных случаях переоформление санитарно-эпидемиологического заключения не производится.
Необходимые документы
Для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения заявитель представляет в орган,
Порядок исправления допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах
Необходимые документы для исправления допущенных опечаток и (или) ошибок в санитарно-эпидемиологическом заключении:
— заявления о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения (рекомендуемый образец заявления о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения в связи с допущенными опечатками и (или) ошибками приведен в приложении N 4 к Административному регламенту;
— документы, подтверждающие вносимые изменения;
— оригинал бумажного бланка санитарно-эпидемиологического заключения с допущенными опечатками и (или) ошибками (в случае выдачи переоформляемого санитарно-эпидемиологического заключения на бумажном носителе.
Порядок приема документов
Документы предоставляются в отдел регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Ростовской области по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.18-я линия, 17, каб №1, 5.
Часы приема документов:
Вторник: c 900 до 1300 часов
Среда: с 900 до 1300 часов
Четверг: с 900 до 1300 часов
Пятница: с 900 до 1300 часов
Срок оказания услуги
Не более 7 рабочих дней со дня приема и регистрации Роспотребнадзором заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Порядок получения консультаций (справок) об исполнении государственной функции
Консультации по вопросам исполнения государственной функции предоставляются:
IV. Получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (не соответствии) размещения Объекта (в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»)
Необходимые документы:
1) заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации по форме, установленной в приложении N 2 к Административному регламенту с указанием его основных технико-экономических параметров — предельной высоты, площади застройки (для объектов социального и жилищного назначения), типов водоснабжения и водоотведения, класса опасности <2> (при наличии);
<2> В соответствии с санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74
2) градостроительный план земельного участка, на котором предусматривается размещение Объекта (в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории, на которой размещается Объект), с информацией о расположении данного земельного участка (территории) в пределах границ, предусмотренных частями 1 или 2 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ;
3) экспертное заключение о соответствии (не соответствии) размещения Объекта санитарно-эпидемиологическим требованиям по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы.
В случае если санитарно-защитная зона аэродрома не установлена, либо санитарно-защитная зона аэродрома установлена, но земельный участок, на котором предусматривается размещение Объекта, не входит в границы данной зоны, к экспертному заключению прилагаются протоколы исследований (испытаний) качества атмосферного воздуха, уровней шума и электромагнитного излучения, выполненных аккредитованной организацией.
Срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия размещения объектов, указанных в части 3 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может превышать 20 дней.
Порядок приема документов
Документы предоставляются в отдел регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Ростовской области по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.18-я линия, 17, каб №1.
Часы приема документов:
Вторник: c 900 до 1300 часов
Среда: с 900 до 1300 часов
Четверг: с 900 до 1300 часов
Пятница: с 900 до 1300 часов
Срок оказания услуги
Не более 10 календарных дней со дня приема и регистрации в территориальном органе Роспотребнадзора заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений
Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30, ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596);
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7061);
Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4596);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337; N 52, ст. 5587; 2008, N 40, ст. 4548; N 46, ст. 5337; 2009, N 30, ст. 3823; N 33, ст. 4081; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 43, ст. 6079);
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2585; N 46, ст. 4597; 2003, N 33, ст. 3270; N 43, ст. 4238; 2004, N 10, ст. 864; 2005, N 51, ст. 5546; 2006, N 49, ст. 5220; 2007, N 34, ст. 4237; N 32, ст. 4146; 2008, N 50, ст. 5958; 2012, N 1, ст. 136);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630 «О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 43, ст. 4238; N 2004, N 10, ст. 864; 2005, N 51, ст. 5546; 2010, N 11, ст. 1224; 2012, N 1, ст. 136);
приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2007 г. N 9866) с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 апреля 2009 г. N 359 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2009 г. N 14054), от 12 августа 2010 г. N 309 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 сентября 2010 г. N 18366).
Административным регламентом Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений», утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.11.2020 № 747
Порядок информирования о предоставлении государственной услуги
Консультации по вопросам предоставления государственной услуги проводятся должностными лицами Роспотребнадзора (его территориальных органов), уполномоченными принимать документы, представляемые заявителем для предоставления государственной услуги, по телефонам: (863)210-09-33 и во время личного приема.
В зависимости от способа подачи заявления о предоставлении государственной услуги сведения о ходе рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги размещаются на Едином портале путем изменения статуса рассмотрения заявления, а также предоставляются по телефону или при непосредственном обращении в Роспотребнадзор (территориальный орган Роспотребандзора):
Заявители в течение всего срока предоставления государственной услуги устно или письменно информируются:
В любое время с момента представления заявителем в Роспотребнадзор (его территориальный орган) документов для предоставления государственной услуги заявитель имеет право на получение сведений о ходе предоставления государственной услуги по телефону, электронной почте или на личном приеме.
Порядок обжалования решений и действий (бездействия) Роспотребнадзора и/или его территориального органа, а также должностных лиц органа, предоставляющего государственную услугу по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений
Заявитель имеет право обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке решения и действия (бездействие) территориального органа Роспотребнадзора, предоставляющего государственную услугу, и его должностных лиц, принятые и (или) осуществляемые ими при предоставлении государственной услуги, если, по его мнению, такие решения, действия или бездействие нарушают его права.
Жалоба подается в Роспотребнадзор и (или) его территориальные органы в соответствии с главой 2.1 Закона N 210-ФЗ.
Жалоба на решения и действия (бездействие) территориального органа Роспотребнадзора, предоставляющего государственную услугу, и его должностных лиц подается в территориальный орган Роспотребнадзора, предоставляющий государственную услугу.
Жалоба на решения руководителя территориального органа Роспотребнадзора, предоставляющего государственную услугу, и его действия (бездействие) подается в Роспотребнадзор.
Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Роспотребнадзора и его должностных лиц регулируется следующими нормативными правовыми актами:
— Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ;
— постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 N 840;
— постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2012 N 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6706; 2019, N 47, ст. 6666).
Перечень нормативных правовых актов, указанных в настоящем пункте Административного регламента, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц, размещается на официальном сайте, в федеральном реестре и на Едином портале.
Ключевые темы: предоставление информации о результатах исследований и измерений, проведение исследований и измерений, производственный контроль на границе СЗЗ и жилой застройки.
Очень часто у заказчиков, эксплуатирующих объекты хозяйственной деятельности III–V классов опасности по действующей санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03[1], после получения отрицательного СЭЗ[2] на проект СЗЗ[3] при наличии положительного экспертного заключения, выданного территориальным ФБУЗ[4] Роспотребнадзора или иным аккредитованным в установленном порядке экспертным центром (рис. 1), возникает целый пул вопросов, например:
• Является ли контур объекта нормируемой территорией?
• Распространяются ли на него ПДК[5] атмосферного воздуха и шума для населенных мест?
• Какое количество замеров и во скольких точках нужно предъявить к экспертному заключению по проекту СЗЗ, выполненному расчетным путем?
• Устанавливать ли СЗЗ в размере 3—5 м до ближайшего жилья, чтобы удовлетворить требования Роспотребнадзора?
• Или все же разработать программу на точках ближайшего жилья?
• Если предприятие эти требования не выполнит, то СЗЗ или ее отсутствие Роскадастр не зарегистрирует в Едином государственном реестре недвижимости?
Свою позицию Управление Роспотребнадзора выражает достаточно однозначно в виде следующих замечаний к проекту СЗЗ (см. рис. 1):
Итак, далее мы более детально рассмотрим вопросы натурных исследований и измерений.
Предоставление информации о результатах исследований и измерений
Самое главное — требования к проектируемым, реконструируемым и действующим объектам хозяйственной деятельности отличаются, и именно в части предоставления в составе экспертного заключения и проекта СЗЗ информации о результатах исследований и измерений.
Если требуется установить СЗЗ
При рассмотрении проектов СЗЗ и экспертных заключений на них при выдаче СЭЗ и (или) решения Главного государственного санитарного врача РФ или субъекта РФ практически всегда возникает вопрос о результатах натурных исследований и измерений, которые нужно представлять в составе проекта СЗЗ и отражать в экспертном заключении.
Размер СЗЗ для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ[6] на границе СЗЗ и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений (абз. 1 п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
С другой стороны, согласно редакции п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
1.2. Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека[7].
Для установления размеров СЗЗ расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух (п. 6.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия (т.е. действующие и реконструируемые объекты хозяйственной деятельности — предприятия), обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе СЗЗ с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля[8].
[9]
Хотя согласно нормам Правил № 222 проводить натурные исследования и измерения требуется в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена СЗЗ (п. 7 Правил № 222). Исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух проводятся за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации), при экспертизе проектов СЗЗ экспертами службы выставляется требование по представлению данных натурных исследований и измерений на границе СЗЗ предприятия и жилой застройки (пп. 12, 15 Правил № 222).
СЗЗ устанавливается при совокупности следующих факторов:
1. Объект является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. создает химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающие 0,1 ПДК (ориентировочно безопасный уровень воздействия) и (или) ПДУ |
• пункт 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: за пределами промышленной площадки; • пункт 1 Правил № 222: за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования; • пункт 72 СанПиН 2.1.3684-21: на границе земельного (земельных) участка (участков) объекта (объектов); на границе полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий; на границе объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда законодательством РФ размещение объекта допускается без оформления прав на земельный участок и установления сервитута, а также объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка (далее — граница объекта) |
2. Непревышение ПДК (ориентировочно безопасный уровень воздействия) и ПДУ (или 0,8 ПДК/ПДУ) с учетом фона |
• пункт 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: на внешней границе СЗЗ и за ее пределами; • пункт 1 Правил № 222: за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия; • пункты 70 и 71 СанПиН 2.1.3684-21: на границе СЗЗ, а именно: ПДКмр, ПДКсс и ПДКсг |
Таким образом:
• ответ на вопрос о том, является ли контур объекта нормируемой территорией, — да, является на основании абз. 2 п. 1 Правил № 222 в случае, если граница СЗЗ устанавливается по границе контура объекта;
• ответ на вопрос о том, распространяются ли на него ПДК атмосферного воздуха и шума для населенных мест, — да, распространяются на основании абз. 2 п. 1 Правил № 222 в случае, если граница СЗЗ устанавливается по границе контура объекта.
Если не требуется устанавливать СЗЗ
Следующий возникающий вопрос — как доказать, что установление СЗЗ не требуется, т.е. объект не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека?
К сожалению, чтобы доказать отсутствие необходимости разработки проекта СЗЗ, как правило, требуется провести такую же работу, как и при установлении СЗЗ:
1) разработать расчетное обоснование (фактический эквивалент проекта СЗЗ);
2) провести инструментальные исследования, подтверждающие расчетные данные;
3) провести экспертизу во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ или в ином экспертном органе, аккредитованном на право проведения санитарных экспертиз;
4) получить документальное подтверждение со стороны территориального органа Роспотребнадзора об отсутствии необходимости установления СЗЗ.
На первый взгляд, такая процедура выглядит парадоксальной и избыточной, однако, по сложившейся практике, только она позволяет впоследствии избежать претензий со стороны Роспотребнадзора при проведении проверки в отношении предприятия. Но тем не менее следует выполнить следующие действия:
1. В разработанном проекте СЗЗ расчетами обосновать, что объект хозяйственной деятельности с его инфраструктурой, расположенный на земельном участке или нескольких земельных участках, не является источником химического, физического и (или) биологического воздействия на среду обитания.
2. Результатами натурных исследований и измерений, выполненных аккредитованным в установленном порядке испытательным лабораторным центром, подтвердить, что указанный объект не является источником химического, физического и (или) биологического воздействия на среду обитания с приложением актов отбора проб, протоколов натурных исследований и измерений, аттестата и области аккредитации испытательного лабораторного центра.
3. Экспертным заключением ФБУЗ или иного аккредитованного в установленном порядке на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз экспертного центра при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы разработанного проекта СЗЗ установить и включить в текст экспертного заключения, что указанный объект не является источником химического, физического и (или) биологического воздействия на среду обитания.
Кроме того, позиция Роспотребнадзора по информации, изложение которой целесообразно предусмотреть в содержательной части экспертного заключения при его оформлении по результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта СЗЗ, еще много лет назад представлена в письме Роспотребнадзора от 18.06.2015 № 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон» (рис. 2). Роспотребнадзор отказывает (и, скорее всего, данная позиция сохранится) в выдаче решения Главного государственного санитарного врача РФ и (или) СЭЗ на проект СЗЗ в связи с выявлением замечаний к экспертным заключениям в части недостоверности или отсутствия сведений по производственной мощности, источникам выбросов, перечню загрязняющих веществ, неправомерному использованию гигиенических нормативов, отсутствию данных натурных исследований и измерений и т.д. (например, дела № А42-7304/2016, № А61-3869/2017, № А60-63038/2017, № А31-4721/2017, № А04-6312/2017, № 2-913/2019, № А60-19075/2019, № А60-9239/2020 и др.).
Проведение исследований и измерений
Рассмотрим требования действующих нормативно-методических документов и проектов нормативно-правовых актов (действующие нормативно-правовые акты федерального уровня отсутствуют) к количеству и расположению точек отбора проб и проведения измерений физических факторов, перечню веществ и факторам воздействия, а также к периодичности исследований и измерений.
Выбор контрольных точек для отбора проб атмосферного воздуха
На сайте regulation.gov.ru более двух лет назад был размещен проект Приказа Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении Порядка определения контрольных точек и показателей воздействия в целях проведения исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на среду обитания человека за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта)» (далее — проект Порядка определения контрольных точек и показателей воздействия), но он не подписан до настоящего времени. Согласно ему программа исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) должна соответствовать требованиям действующих нормативно-методических документов и содержать:
[1] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
[2] Санитарно-эпидемиологическое заключение.
[3] Санитарно-защитная зона.
[4] Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения.
[5] Предельно допустимая концентрация.
[6] Предельно допустимый уровень.
[7] Здесь и далее выделено автором.
[8] Пункт 73 (в копии листа 2 СЭЗ, представленного на рис. 1, допущена опечатка в указании номера пункта) СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. от 14.02.2022; далее — СанПиН 2.1.3684-21).
[9] Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 03.03.2022).
М.В. Винокурова, директор УКЦ «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ» ФГБОУ ВО УГЛТУ, сертифицированный судебный эксперт по экологической экспертизе, к.т.н.
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2022.