Если в распоряжении о проверке допущена ошибка

До 31 декабря 2024 года включительно данный документ применяется в соответствии с особенностями, установленными статьей 26.3. Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 — 2024 годах см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, от 24.03.2022 N 448. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ см. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ.

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 20

1. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

2. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:

1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;

1.1) пунктами 7 и 9 статьи 2 настоящего Федерального закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан);

(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);

(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);

5) пунктами 1, 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки);

7) частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок);

(п. 7 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

8) частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).

(п. 8 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 337-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Никто не совершенен, и кадровики в своей повседневной работе допускают разного рода ошибки при оформлении документов. Несмотря на то что алгоритмы внесения исправлений в кадровые документы (приказы, распоряжения, трудовые книжки, договоры и т. д.) имеются, на сегодняшний день эта тема остается актуальной, тем более что неверно оформленные кадровые документы могут быть признаны недействительными. Кроме того, работодателю не избежать судебных издержек в случае, если работник предъявит претензии и обратится в суд в связи с такими документами.

ЕСЛИ ОШИБКА ОБНАРУЖЕНА В ПРИКАЗЕ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ

Конечно же, ошибки в приказах следует исправлять на стадии проектов. Но если это не было сделано своевременно, то можно издать новый приказ об отмене ошибочного и приказ с исправленным содержанием.

Как известно, приказы относятся к организационно-распорядительным документам. Порядок внесения изменений в такого рода документы подробно описывается в Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях (далее — Инструкция № 44)[1], на которую мы можем ориентироваться.

Если приказ полностью или частично отменяет ранее изданные документы по тому же вопросу, то в предпоследнем пункте приказа необходимо их перечислить с указанием наименования документа, его даты, номера, заголовка к тексту. Текст пункта может начинаться словами «Признать ­утратившим силу», «Отменить» или какой-либо аналогичной формулировкой. Соответственно, заголовок такого приказа будет начинаться со слов «О признании утратившим силу» или «Об отмене» и т. п.

 При оформлении изменений без отмены документа желательно (но не обязательно) указать основания или причины изменений, а вот ссылки на дату, номер, заголовок изменяемого приказа необходимы (пример 1 ).

Часто в текст приказа при внесении изменений включают пункт «Приказ довести до сведения…». Есть ли необходимость в таком пункте? Для ответа на этот вопрос обратимся к Приказу № 44.

В случае, если был отменен ошибочный и издан новый приказ о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу либо об увольнении работника (пример 2), в трудовую книжку и личную карточку работника следует внести новые реквизиты.

 Важно помнить, что от правильного оформления приказов иногда зависит чья-то судьба. Из-за неверных формулировок, например, в приказе о дисциплинарном взыскании не конкретизировано, какое именно нарушение совершено, не указана дата проступка, суд может отменить приказ[2].


[1] Утверждена Приказом Росархива от 11.04.2018 № 44 «Об утверждении Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях» (далее — Приказ № 44).

[2] Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 10.09.2015 по делу № 33-9290.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 12, 2019.

Для иностранных организаций камеральную проверку могут проводить в течение 6 месяцев со дня отчётности. Это значит, что любая компания под прицелом налоговиков круглый год: все 4 квартала. Утешает только то, что компании имеют право не соглашаться с выводами инспекторов, оспаривать их. А ещё инспекторы порой допускают ошибки, что может в целом отменить доначисления или значительно снизить их.

Наш кейс

Клиент вначале налогового квартала числился в налоговом отделении по Московской области, а в середине квартала перешёл в налоговую в Москве. Естественно, смена налогового отделения вызвала пристальный интерес фискалов, и в компании началась камеральная проверка. По итогам, компании доначислили налог на имущество и пени за несвоевременную уплату.

Бухгалтер усомнился в правомерности доначислений, и рекомендовал владельцу компании не спешить уплачивать налог. Тем временем бухгалтер пыталась дозвониться в налоговую, чтобы выяснить ситуацию. Но дозвониться до налоговиков — дело нелёгкое, поэтому вопрос завис на целых 5 месяцев. Что было дальше, и поплатилась ли компания за медлительность бухгалтера?

Инспектор ошибся — компания сэкономила

Время от времени инспекторы в акте камеральной проверки допускают ошибки. Это даёт возможность отменить решение по акту или снизить доначисления.

Акт камеральной проверки оформляется согласно требованиям, изложенным в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Бланк имеет структуру:

  • вводная часть;
  • факты нарушения налогового законодательства, подкреплённые документальными подтверждениями. Это могут быть: протоколы допросов, ответы контрагентов, банков и т. д. Вместо протоколов инспекторы могут прикладывать выписки, если сведения не подлежат разглашению (п. 3.1 ст. 100 НК);
  • итоговая часть с выводами и предложениями инспекторов.

На что стоит обратить внимание в акте?

  • Дата составления акта. Акт инспекторы должны составить не позднее 10 рабочих дней после проведения камеральной проверки.
  • Реквизиты. Если хоть часть из них отражена неверно, вы избежите доначислений
  • Приложение к акту (там, где протоколы допросов, сведения от контрагентов и банков). Если приложения нет — это грубое нарушение инспекторов, и вы спасены от штрафов. Если приложение есть, особенно тщательно проверьте выписки из конфиденциальных документов. Если в них недостаточно сведений, это может значить, что их добыли с нарушением закона. Соответственно, эти данные не могут быть учтены
  • Сроки оповещения компании. В течение 5 рабочих дней после подписания акта камеральной проверки его обязаны вам вручить. Вы можете уклониться от получения акта, сославшись на свою некомпетентность. Тогда акт направят в компанию заказным письмом.
  • Если налоговики не поинтересовались, дошло ли в организацию заказное письмо. Говоря просто, это даёт возможность компании заявить о том, что она не была извещена о предстоящем рассмотрении итогов проверки. Потому фискалы будут использовать почту наряду с другими каналами извещения, и доказывать, что налогоплательщик был в курсе событий.
  • Если о результатах проверки вас известили только по телефону, у вас все шансы оспорить доначисления. Контролёры приняли недостаточно мер по информированию компании, а значит, нарушили её права на защиту. Судьи в таком случае соглашаются с аргументами защиты, ссылаясь на п.2 ст.101 НК.

Нарушений в ходе камеральной проверки не выявлено

В таком случае инспекторы не обязаны оформлять акт камеральной проверки. Но опытные бухгалтеры для безопасности компании запрашивают в инспекции письменное уведомление о том, что проверка завершена и нарушений не выявлено. Для этого пишут запрос в произвольной форме с просьбой оповестить о результатах проверки и определить правильность применения налогового законодательства в компании. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК, налоговики обязаны дать ответ в чёткой и понятной форме.

Как оспорить акт камеральной проверки

Единой формы для возражений по акту камеральной проверки нет. Вы можете воспользоваться формой, рекомендованной в информации ФНС от 25.04.2018. Перечислите пункты акта, с которыми вы не согласны, приложите подтверждающие документы. Подать возражения на акт вы можете в течение месяца с того дня, как получили его (п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК). Возражения по акту подают на имя руководителя ИФНС либо письмом, либо по телеккомуникационным каналом связи.

После рассмотрения ваших возражений, руководитель инспекции или его заместитель выносят решение, в том числе, и о мерах дополнительного налогового контроля. Если такие меры потребовались, по результатам дополнительной проверки инспекторы обязаны оформить дополнение к акту камеральной проверки и вручить в течение 5 рабочих дней. Для возражений по дополнению у компании есть 15 рабочих дней.

ИФНС учитывает все материалы и выносит решение. Компания должна быть извещена об окончательном решении в течение 5 дней, но в силу оно вступает через месяц. Если не оплатить доначисленные по решению налоги, через 20 рабочих дней инспекторы выставят требование. Если и после этого оплата в бюджет не поступает, то через два месяца ИФНС вынесет решение о взыскании налога.

Сроки по взысканию долга и оспариванию решения

5 месяцев спустя

В случае нашего клиента, ИФНС нарушила порядок оповещения организации о результатах проведения камеральной проверки. С момента выставления Акта налоговой проверки от 21.06.2019 до формирования Извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 05.12.2019, которые были получены через ТКС 09.12.2019, прошло более 5 месяцев. Требований о представлении пояснений за этот период не поступало, что является нарушением законодательства. Отправив возражение в ИФНС, нам удалось добиться отмены акта правонарушения и избежать штрафа в 15 000 руб. для клиента.

Вывод

Если факты и выводы, изложенные в акте проверки, не совпадают с действительностью, подайте в инспекцию письменное возражение

Попытайтесь снизить ответственность по акту проверки, если инспекторы допустили ошибки в акте или нарушили порядок оповещения компании

Власть заявляет, что давление на бизнес снижается, но проверяющие по-прежнему приостанавливают деятельность компаний и назначают крупные штрафы. Возможный способ защиты — найти грубые нарушения административных органов и оспорить проверку в суде. Основные ошибки проверяющих, которые помогут спасти компанию, рассматривают в своей статье ведущий юрист «Пепеляев Групп» Наталия Травкина и юрист «Пепеляев Групп» Ирина Кравченко.

Грубые нарушения должностных лиц при организации, проведении и оформлении результатов проверки — основание оспорить ее результаты. Перечень таких нарушений содержит статья 20 Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее — закон № 294-ФЗ. Проанализируем, какие нарушения могут быть и как их обнаружить, чтобы выиграть судебный спор с государственным органом.

Проверку провели без оснований

Закон устанавливает основания включить плановую проверку в ежегодный план. Компанию включат в план, если прошло три года с даты ее регистрации, со дня проведения последней плановой проверки, начала определенной деятельности и по другим основаниям (п. 8 ст. 9 закона № 294-ФЗ). По общему правилу плановая проверка проводится не чаще, чем раз в три года (ч. 2 ст. 9, п. 1 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ).

Суды считают грубым нарушением со стороны проверяющих назначать плановую проверку, если не истекло три года с даты предыдущей либо если проверка не включалась в ежегодный план. Ежегодные планы разрабатывают и утверждают административные органы (ч. 3 ст. 9, п. 1 и 7 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ).

Совет: отслеживайте информацию о проведенных проверках. Сделать это поможет специальный журнал учета, который вправе вести юридические лица и предприниматели (ч. 8 ст. 16 закона № 294-ФЗ). Если плановая проверка начнется до истечения трех лет или отсутствуют другие основания, оспорьте ее результаты (решение АС г. Москвы от 26.09.11 по делу А06-3158/2011, оставлено в силе постановлением ФАС Поволжского округа от 12.05.12).

Проверьте, есть ли информация о плановой проверке компании на сайте Генеральной прокуратуры РФ (www.plan.genproc.gov.ru/). Так, административный орган вынес в адрес общества представление устранить причины и условия, которые способствуют совершению правонарушения. Общество обратилось в суд. Суд решил, что государственный орган не имел права проводить плановую проверку, сведений о которой не было в ежегодном плане проверок (постановление ФАС Уральского округа от 25.12.12 по делу № А76-11123/2012). Кроме того, уточните, есть ли у проверяющих основания для проведения плановой проверки.

Малый бизнес освобожден от плановых проверок до 31 декабря 2018 года. Исключение — юридические лица и предприниматели, которые работают в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере, сферах теплоснабжения и электроэнергетики, контроля в области промбезопасности и пожарного надзора в отношении объектов I или II класса опасности, в области безопасности гидротехнических сооружений, экологической безопасности, обеспечения радиационной и атомной безопасности, защиты гостайны, управления многоквартирными домами и аудита (Федеральный закон от 13.07.15 № 246-ФЗ «О внесении изменений…»).

При проверке нарушили сроки

Компания может оспорить результаты проверки, если проверяющий орган своевременно не направил уведомление и не уложился в сроки, которые закон отводит на проверку.

Совет: проверьте сроки уведомления о проверке. Административный орган уведомляет лицо о плановой проверке не позднее чем за три рабочих дня до ее начала. Для этого он направляет копию соответствующего приказа или распоряжения:

  • заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

  • посредством электронного документа, который подписывается при помощи ЭЦП и направляется на электронную почту проверяемого, если ее адрес есть в ЕГРЮЛ или он ранее представлялся в административный орган (ч. 12 ст. 9, п. 1 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ);

  • иным доступным способом.

Это означает, что компания, которую проверяют, вправе знать о проверке не менее чем за три рабочих дня до ее начала. Если административный орган не соблюдает сроки, это грубое нарушение (письмо Минэкономразвития России от 30.12.11 № д09-3425). Проверяемый вправе оспорить результаты такой проверки (постановление АС Московского округа от 02.10.14 по делу № А41-9448/14).

Проверяющий не вправе превышать сроки проведения самой проверки (п. 6 ст. 15, п. 5 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Выездная проверка не может длиться больше 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 закона № 294-ФЗ). Так, административный орган провел плановую выездную проверку общества. По ее результатам составили акт. Из него следует, что проверка проводилась в течение 23 рабочих дней. Это позволило проверяемой компании обжаловать действия административного органа в суде (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.11.10 по делу № А59-291/2010).

Чтобы продлить срок проверки, административный орган может ссылаться на необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований (ч. 3 ст. 13 закона № 294-ФЗ). В этом случае проверяемый вправе оспорить действия административного органа, если последний не обоснует исключительность, сложность случая, причины длительности экспертизы (постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.09.15 по делу № А03-21915/2014).

Затребовали документы, которые не имеют отношения к проверке

Проверяющие не имеют права требовать документы, которые не относятся к проверке или не являются ее объектом, и тем более изымать их оригиналы. Это грубое нарушение закона (п. 3 ст. 15, п. 5 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ).

Предмет любой проверки — соблюдение юридическим лицом в процессе его деятельности совокупности обязательных требований (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10 закона № 294-ФЗ). К объектам проверки относятся:

  • сведения, которые содержатся в документах проверяемого;

  • предприятия по адресам их деятельности;

  • реализуемые товары;

  • меры, которые предпринимает организация, чтобы исполнить обязательные требования (п. 1 ст. 12 закона № 294-ФЗ).

Совет: обратитесь в суд с иском о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении.

Так, отдел надзорной деятельности ГУ МЧС проверил учреждение культуры. Целью проверки был контроль исполнения ранее выданного предписания. Но административный орган проверил, как соблюдаются требования, на которые не указывал ранее. Он выявил нарушения и привлек учреждение к ответственности. Суд признал недействительными результаты проверки. Он указал, что требовать документы, которые не относятся к предмету проверки, незаконно. Часть нарушений не была предметом проверки и не относится к фактическому основанию проверки — контролю исполнения предписания (постановление Второго ААС от 04.07.12 по делу № А28-519/2012).

Проверяющий орган обратился в экспертное учреждение без аккредитации

Это грубое нарушение (п. 7 ст. 2, п. 1.1 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Кроме того, органы государственного контроля не должны привлекать к проведению выездной проверки экспертов и организации, которые состоят в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, в отношении которого проводится проверка (ч. 6 ст. 12, п. 8 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ).

Совет: обжалуйте в суде заключение такого экспертного учреждения.

Так, административный орган обратился к экспертам, чтобы провести испытания. На основании результатов испытаний общество получило предписание, которое оспорило в суде. Предписание было основано на заключении экспертного учреждения, которое состояло в гражданско-правовых отношениях с обществом (постановление Двенадцатого ААС от 28.04.12 по делу № А06-7130/2011).

Компания не получила акт проверки

Результаты проверки оформляются в акте. В акте указываются дата, время и место составления акта проверки, наименование органа контроля, реквизиты распоряжения или приказа, проверяемое лицо и другие сведения (п. 2 ст. 16 закона № 294-ФЗ).

Один экземпляр с копиями приложений вручается полномочному представителю компании. Акт передается под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении (ч. 4 ст. 16, п. 6 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Если проверяющий не составит или не представит акт либо представит его неуполномоченному лицу, он совершит грубое нарушение.

Совет: если акт на руки не выдавали, проверьте, направлен ли он заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 4 ст. 16 закона № 294-ФЗ). Акт могут направить и в форме электронного документа с электронной цифровой подписью, но для этого нужно согласие компании. Если акт не отправляли, оспаривайте результаты проверки. Так, в общество пришел миграционный отдел и проверил места фактической работы иностранцев. Проверяющий выяснил, что гражданин Украины не имел разрешения на работу, и вынес постановление о привлечении компании к ответственности. Компания обратилась в суд, так как руководителю не представили акт проверки. Суд признал недействительными результаты проверки (постановление АС Волго-Вятского округа от 25.04.16 по делу № А31-7367/2015).

Как заявить о грубом нарушении

При обжаловании результатов проверки четко формулируйте требования.

О грубых нарушениях компания может заявить, когда:

  • обжалует постановления по делам об административных правонарушениях, распоряжения о проведении проверок, предписания об устранении нарушений, которые административный орган вынес по результатам плановых или внеплановых проверок;
  • обращается в суд с заявлением о признании недействительными результатов проверки или действий госоргана при проведении проверки (это можно сделать, когда по ним составлялся только акт).

Четко формулируйте требования, чтобы обжаловать результаты проверки, которые были зафиксированы в акте и стали основой протоколов об административных правонарушениях. Оспаривайте результаты проверки или действия административного органа при ее проведении.

Обычно суды удовлетворяют именно эти требования (постановления ФАС Московского округа от 24.09.13 по делу № А40-120263/12-17-1139, АС Московского округа от 02.10.14 по делу № А41-9448/14), а не требование о признании акта проверки недействительным. Когда лицо оспаривает результаты проверки, оно вправе заявить об иных процессуальных нарушениях.

Вполне возможно, что налогоплательщик все-таки виноват, но должен бюджету меньше, чем ему доначислили. В таком случае есть все основания оспорить размер вмененной налогоплательщику недоимки, а также соответствующих пеней и штрафов.

При проведении налоговой проверки инспекция обязана правильно определить налог, подлежащий уплате в бюджет, в т.ч. подлежащий уменьшению, за налоговый период. В противном случае решение о доначислении недоимки, пеней, штрафов не будет достоверным, т.е. содержать действительную обязанность налогоплательщика.

На основании судебно-арбитражной практики можно выделить несколько случаев ошибочного расчета налоговиками суммы недоимки:

  1) доначисленные налоги, сборы, взносы не учтены в составе расходов в целях налогообложения прибыли.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ФОМС на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном НК РФ порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ (подп.1 п.1 ст.264 НК РФ).
Термин «начисленный налог» в НК РФ не определяется, но исходя из постановления Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 N 7379/07, таковым является налог, отраженный налогоплательщиком в представляемых им налоговых декларациях в качестве подлежащего уплате.
Кроме того, как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 17152/09 (а также, например, из п. 3 ст. 40, ст. 105.18, п. 2 ст. 105.23 НК РФ), «доначисленным» является налог, предложенный к уплате в решении по результатам налоговой проверки.
Следовательно, доначислив по результатам ВНП налог, взнос или страховой взнос, налоговый орган в силу положений подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ обязан уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму доначисленного налога, если налог на прибыль организаций входил в предмет ВНП и суммы начисленных налогов, сборов, взносов подлежат учету в составе расходов.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 17152/09 и подтверждается текущей арбитражной практикой ;

  2) доходы, выявленные у налогоплательщика в целях налогообложения прибыли, не уменьшены на сумму документально подтвержденных расходов.
Исходя из положений статей 31, 32, 89, 101 НК РФ, при проведении ВНП инспекция должна определить у налогоплательщика налоговую базу по налогу на прибыль в целом по всем хозяйственным операциям и на основании первичных документов.
В постановлении от 06.07.2010 N 17152/09 по делу N А29-5718/2008 Президиум ВАС РФ указал, что доначисления по налогу на прибыль организаций и НДС при переквалификации сделки не могут быть произведены без учета расходов, связанных с выявленными у  налогоплательщика доходами.
Данная позиция поддерживается судебной практикой и в отношении доначислений налога на прибыль организаций и НДС, не связанных с переквалификацией сделок ;

  3) при расчетном методе определения налогооблагаемой прибыли рассчитаны только доходы без учета расходов.
Подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ дает право налоговикам определить сумму налога расчетным путем в следующих случаях:

  • отказ налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
  • непредставление налогоплательщиком в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
  • отсутствие у налогоплательщика учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения;
  • ведение налогоплательщиком учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить налоги;
  • непредставление налогоплательщиком — иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории РФ через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций.

При этом расчетным путем должны быть определены не только доходы налогоплательщика, но и его расходы (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Например, в связи с признанием неправомерным использования индивидуальным предпринимателем специального налогового режима в виде уплаты ЕНВД возникает необходимость рассчитать размер НДФЛ. В этом случае налоговики должны определить расчетным методом не только сумму доходов, но и расходов ;

  4) расходы по закупке товаров, реальность которой не оспаривается, сняты ввиду ненадлежащих документов и не определены расчетным методом.
Из абзаца 4 п.8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 следует, что расчетный метод используется как при отсутствии у налогоплательщика соответствующих документов, так и при признании их ненадлежащими. Это согласуется с более ранней правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 03.07.2012 N 2341/12, о том, что налоговый орган, установив недостоверность документов, представленных налогоплательщиком в обоснование понесенных им расходов при совершении реальных хозяйственных операций, обязан определить размер соответствующих расходов расчетным путем исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам.

В этой связи, если представленные налогоплательщиком документы в обоснование своих затрат на приобретение товаров не подтверждают реальность операций с контрагентами, при том, что дальнейшая реализация таких товаров налоговиками не оспаривается, то налоговый орган обязан определить расходы по приобретению реализованного в дальнейшем товара расчетным путем .

В заключение отметим, что судебные разбирательства с инспекцией можно предотвратить, если указать налоговикам на их ошибки еще на стадии подготовки возражений на акт налоговой проверки или при обжаловании решения инспекции в вышестоящий орган.  Однако в этом случае надо быть готовыми к назначению налоговиками дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с п.6 ст.101 НК РФ или к повторной налоговой проверке вышестоящим налоговым органом в соответствии с абз.5 п.10 ст.89 НК РФ. 

В этой связи раскрывать свои аргументы до обжалования решения в суд следует только в том случае, если у компании есть возможность документально подтвердить свою позицию по существу. Следует также помнить, что доводы о существенных нарушениях налоговиками процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки будут приняты впоследствии судом только при условии заявления их в жалобе, направлявшейся в вышестоящий налоговый орган .
Верная стратегия взаимодействия с налоговиками и судом поможет вашей компании снизить или вовсе избежать доначислений по результатам проведенной налоговой проверки.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Если в протоколе форматно логического контроля нет ошибок
  • Если в разрешении на строительство ошибки
  • Если в протоколе ошибка в имени файла
  • Если в протоколе об административном правонарушении ошибка как исправить
  • Если в протоколе об административном правонарушении ошибка во времени

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии