Если в намазе одна ошибка в чтений

Намаз – это один из важнейших видов поклонения верующего. Совершение пятикратной молитвы и других намазов облегчает верующему отчёт в Судный день. Поэтому очень важно правильно, без ошибок совершить каждый намаз.

Человек, совершающий намаз, может допускать различные ошибки. Бывают ошибки, совершение которых сразу нарушает весь намаз. Некоторые ошибки нарушают намаз или ракаат, если их не исправить. Также есть ошибки, которые только уменьшают вознаграждение за намаз, но сам намаз не портят.

Большое значение при совершении намаза имеют сомнения, которые часто возникают у молящегося. Если человек, совершая намаз, впадёт в сомнения относительно количества совершённых им ракаатов, то он принимает решение, исходя из собственной уверенности. То есть он исходит из того количества ракаатов, в совершении которых он уверен, и засчитывает себе меньшее числе ракаатов (то есть считает, что совершил меньшее число ракаатов).

Например, если у человека, который совершает обеденный намаз, возникли сомнения относительно того, сколько ракаатов он совершил – три или четыре, то он должен считать, что было совершено минимальное количество ракаатов, в котором он уверен, то есть три ракаата.

Следовательно, он продолжает свой намаз как человек, совершивший только три ракаата, и из предосторожности совершает ещё один ракаат. А в конце намаза, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви (два раза совершить земной поклон, как его делают в намазе), чтобы смыть недостаток – добавление лишнего ракаата в намаз.

От Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

إِذَا شَكَّ أَحَدُكُمْ فِي صَلَاتِهِ، فَلَمْ يَدْرِ كَمْ صَلَّى ثَلَاثًا أَمْ أَرْبَعًا، فَلْيَطْرَحِ الشَّكَّ وَلْيَبْنِ عَلَى مَا اسْتَيْقَنَ، ثُمَّ يَسْجُدُ سَجْدَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يُسَلِّمَ، فَإِنْ كَانَ صَلَّى خَمْسًا شَفَعْنَ لَهُ صَلَاتَهُ، وَإِنْ كَانَ صَلَّى إِتْمَامًا لِأَرْبَعٍ كَانَتَا تَرْغِيمًا لِلشَّيْطَانِ

«Если кто-нибудь из вас во время намаза станет сомневаться в том, сколько ракаатов он совершил: три или четыре, пусть отбросит сомнения и опирается на то число ракаатов, в котором он уверен. Затем ему следует совершить два земных поклона до саляма. Если он совершит в результате этого пять ракаатов, то два земных поклона (саджда-сахви) доведут его намаз до чётного числа ракаатов. Если же он совершит намаз правильно, то они будут унижением для шайтана». (Муслим, 571)

То есть эти два земных поклона, если было совершено пять ракаатов, возвращают намаз к четырём ракаатам, при этом то, что было добавлено, исключается, ибо они смывают не только ошибки, но и восполняют пропущенные действия намаза.

А если не было добавления, то есть было совершено только четыре ракаата, то саджда-сахви будет искуплением за возникшие во время совершения намаза сомнения и унижением для шайтана, который внушил молящемуся эти сомнения.

Если не совершить саджда-сахви, намаз не портится, только лишь уменьшается вознаграждение. Однако если сознательно добавить лишнее рукну или ракаат к намазу, он нарушается.

Для совершения саджда-сахви молящийся обязательно должен сделать намерение сердцем, если он делает намаз индивидуально или в качестве имама. А тому, кто молится, следуя за имамом, необязательно делать намерение, точнее, он должен сделать намерение сердцем непосредственно при вступлении в саджда-сахви.

Совершение саджда-сахви является рекомендуемым действием (сунной), следовательно, если у молящегося возникнет сомнение относительно того, совершать ли саджда-сахви, лучше его не совершать.

Если же молящийся, вставая для совершения дополнительного ракаата, вспомнит, что он точно совершил четыре ракаата, то ему необходимо сразу же сесть и прочитать ташаххуд. После завершения ташаххуда ему также желательно совершить саджда-сахви перед салямом.

Если человек вообще не знает, сколько он совершил ракаатов, и не способен определить их количество, то решение принимается в пользу наименьшего числа. В этом случае он останавливается на том количестве ракаатов, в совершении которых он уверен, и с этого момента продолжает свой намаз.

Например, человек, совершая ночной намаз, запутался в количестве совершённых им ракаатов и после недолгих раздумий вспомнил, что точно совершил два ракаата, то он продолжает свой намаз как человек, совершивший только два ракаата, то есть он должен совершить ещё два ракаата и в конце, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви.

Если у человека возникают такие же сомнения после того, как он завершил свой намаз, то это не имеет значения. Следовательно, он не должен заново совершить этот намаз. Однако если эти сомнения связаны с намерением или вступительным такбиром (такбират аль-ихрам), то он должен заново совершить намаз.

Если же человек после завершения намаза узнаёт, что он точно пропустил хоть один рукн или ракаат, то это вредит его намазу. В таком случае он может продолжить намаз, если узнал об этом сразу после саляма и не сделал того, что нарушает намаз. А если прошло некоторое время или он сделал то, что нарушает намаз, то он должен заново совершить этот намаз.

Чтобы у человека во время совершения намаза не возникали сомнения, ему необходимо максимально сосредоточиться и проявлять смиренность, отгоняя посторонние мысли. Для этого молящемуся надо принудить своей нафс вникнуть в поклонение, в смысл того, что он читает во время намаза, и этим отвлекать нафс от всего остального.

Мухаммад Султанов

Смотрите также:

Всё о намазе

Намаз – защита от всех бед

Намаз, который не приносит верующему никакой пользы

Намаз-прославления (Намаз-тасбих)

Намаз-витр

Почему некоторые намазы читаются шёпотом, а некоторые – вслух?

Ошибка в чтении аятов Корана или суры Аль-Фатиха бывает двух видов.

Первый вид – это ошибка, которая не меняет значения (смысл) слова. Такая ошибка при чтении суры Аль-Фатиха или других аятов не нарушает намаз. Однако преднамеренно допускать такие ошибки, когда есть возможность обучаться правильному чтению, считается греховным (харам).

Например, Али слышит, как имам читает суру Аль-Фатиха и ошибся в слове «الحمد-Альхамду», сказав «альхамди» с касрой в конце, это не меняет значения слова, поэтому Али может продолжать свой намаз за имамом, и их намаз будет засчитан. Таково же решение и относительно других ошибок, которые не меняют значения слов. (Конечно, для этого он должен знать значение слов читаемого текста).

Второй вид – это ошибка, которая меняет значение слова.

Если имам преднамеренно допускает ошибку, имея возможность обучиться, то его намаз нарушается, и за таким имамом следовать в намазе нельзя. Если человек заметил ошибку имама уже в намазе, то он должен отделиться от имама и самостоятельно продолжить намаз.

Например: Али слышит, как имам преднамеренно допускает ошибку без уважительной причины в слове «أنعمتَ – анʻамта» он говорит «анʻамтУ», что меняет значения слова, и нарушает намаз имама, следовательно, Али должен отделиться от имама (сделав в сердце намерение отделиться от него) и завершить намаз самостоятельно в одиночку.

Если имам случайно ошибся, то он должен вернуться и заново правильно прочитать это слово. Если же он так поступит, то Али продолжает за ним свой намаз, и их намаз будет считаться действительным.

Что касается имама, у которого не было возможности изучить правильное чтение, или который не способен произносить правильно некоторые буквы и слова, то:

если эта ошибка в «Альхаме» (суре Аль-Фатиха), его собственный намаз считается действительным. Однако совершать за ним коллективный намаз кариу (человеку, способному правильно читать суру Аль-Фатиха) запрещается. Если они оба ошибаются в одном и том же слове, то есть ошибка у них одинаковая, они могут совершить намаз, следуя друг за другом;

если эта ошибка у него присутствует и в других сурах, читаемых после «Альхама», то можно следовать за ним в коллективном намазе, и намаз будет считаться действительным.

Допустим, Муса никак не может научиться правильному произношению букв, например, букв са, звад, за ( ظ – ض – ث ), или же он недавно принял Ислам и не прошло достаточно времени, чтобы обучиться правильному чтению «Альхама». Намаз такого человека (Мусы) считается действительным.

Однако Али, который читает правильно «Альхам», не может следовать за ним в коллективном намазе. Если Али совершил за ним (Мусой) намаз, а потом узнал о его особенности, то должен возместить совершённый за ним намаз.

Некоторые дополнения к данному вопросу:

Например, Али зашел в мечеть с опозданием. Он замечает там группу людей, совершающих коллективный намаз, где имамом стоит незнакомый ему человек (как часто это бывает в мечети). Али предположив, что этот имам умеет правильно читать «Альхам», последовал за ним в намазе.

После он узнал, что имам допускает ошибки в чтении «Альхама». В этом случае Али должен заново совершить намаз. А если он обнаружил его неграмотность в ходе намаза, например, понял, что тот не способен произносить правильно некоторые буквы, то он должен отделиться от имама и совершить свой намаз сначала. То, что он сделал вслед за тем имамом, аннулируется.

Насир Сулейманов,

преподаватель Дагестанского теологического института имени Саида Афанди

Смотрите также:

Если в намазе допущена ненамеренная ошибка

Самая распространённая ошибка в суджуде или кто крадёт у себя намаз

Если имам не правильно читает Аль-Фатиху

Раздел о нарушениях намаза

За кем нельзя совершать коллективный намаз

Принимается ли намаз, если в нем были допущены ошибки?

Необходимо понять степень совершаемой ошибки при чтении

Вопрос: Насколько влияют ошибки, допущенные во время намаза, на то, чтобы он был принят?

Ответ: Если слово, прочитанное неверно, меняет смысловое значение или становиться причиной для превращения прочитанного в бессмыслицу, то в таком случае намаз перестает быть действительным. Или же, скажем, человек заменяет это слово другим, не имеющимся вовсе в Коране, по мнению некоторых ученых, это также может испортить намаз. Здесь для того, что бы сказать правильно или не правильно, необходимо понять какая ошибка.

Есть два момента, которые выведены учеными богословами. По мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, они немного другие. Так вот, первый момент — в случае, если вы прочитали слово неправильно, необходимо определить, есть такое слово в Священном Коране или нет. По мнению некоторых ученых, это считается дозволительным, если такое слово есть в Коране. Второй момент – меняется ли смысл слова в случае совершения ошибки при чтении. Например, в место «халяка самавати» человек прочтет «хэлякя самавати». Потому что халяка переводиться как «создал», а хэлякя – «погубил». Как видим, смысл здесь абсолютно меняется. Или же вместо «улаика хумуль залимун», человек произносит «улаика хумуль алимун». То есть вместо «они являются притеснителями», он произносит «они являются учеными». Как видим, полностью сменился смысл предложения.

Но человек может ошибиться так, что смысл не изменится. Например, выговорил немного по-другому. Вместо залимун произнес зэлимун например. Поэтому для того, чтобы сказать, правильный этот намаз или нет, необходимо понять степень совершаемой ошибки при чтении.

Islam-Today

Смотрите также:

  • Намаз – опора веры
  • Портится ли омовение после посещения гинеколога?
  • Ответы на самые актуальные вопросы о жертвоприношении в Курбан-байрам
  • Мудрая притча о кольце: какая из трех великих религий является истинно подлинной?

Читайте также:

  • В чем заключается польза совершения намаза с джамаатом?

    С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!
    В аяте Священного Корана: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» поощряется совершение намаза с джамаатом. Потому что награда за намаз, совершенный с джамаатом, превосходит награду за намаз, совершенный в одиночестве, в двадцать семь раз.
    Джамаат – это связь, которая устанавливается между имамом и людьми, следующим имаму. Ислам установил между мусульманами целый ряд средств, социальных отношений, необходимых для выполнения поклонений в определенные промежутки времени.

  • Как сделать жену счастливой: 44 совета

    Соблюдение этих советов сделает вашу жена счастливой

  • Что случается с душой, когда человек умирает?

    После того, как завершатся похороны и люди отойдут от могилы, Всевышний Аллах возвратит покойному его душу, вернет ему чувственные способности. Так он начнет понимать, что ему говорят. После этого

  • 8 фактов о мечети аль-Акса, о которых вы могли не знать

    Мечеть Аль-Акса занимает особенное место в исламской истории и сердцах мусульман. Аль-Акса является третьей по счету главной исламской святыней. С этим местом связано ночное путешествие пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Иерусалим (исра) и его вознесение на небеса (мирадж). Но каким бы известным местом не являлась мечеть, данные факты известны мало кому:

  • 4 секрета здорового сухура

    Сухур очень важен, так как организм на протяжении всего дня поста использует те вещества, которые мы получили с едой во время этого приема пищи. Продукты, богатые протеином, дольше перевариваются, давая чувство сытости, и, соответственно, чувство голода начинает ощущаться позже.

  • Что значит слово «ИншаалЛах»?

  • Ислам в русской литературе: о чем писали Пушкин, Гоголь, Лермонтов?

    Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Достоевский, Толстой – думаем, никто не будет спорить, что имена эти известны по всему миру, а их произведения есть золотой фонд мировой классической литературы. Но далеко не каждый знает о том, что в своём творчестве эти поэты особое внимание уделяли Исламу, Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) и Благородному Корану.

  • Кому нужно давать садака аль-фитр?

    Согласно мусульманским ученым, выделяются несколько категорий людей, которым необходимо давать закят. Это прежде всего…

Сахив саджда, так называемая «саджда ошибки» или «искупительная»

Вопрос:

Каким образом исправить ошибки и недочеты, допущенные во время чтения намаза?

Ответ:

Для этого существует сахив саджда, так называемая «саджда ошибки» или «искупительная». Она, как правило, совершается в конце одного из обязательных намазов в случае пропуска или невыполнения одного из них. В намазе, в котором необходимо прочитать сахив саджда, по завершении молитвы голова поворачивается только в правую сторону после последнего прочтения молитвы ат-Тахият. После чего следуют две саджды, затем читают ат-Тахият, Салли, Барик, Раббана атина и Рабби гфирли и затем следует поворот головы направо и налево.

Если, читающий намаз вместо двух саджда, совершил лишь одну и поднялся на киям, как исправить допущенную ошибку?

Очень просто, если в первом рака’ате была сделана только одна саджда, то во втором рака’ате следует совершить три саджда, а по завершении намаза необходимо прочитать сахив саджда. Однако если в последнем рака’ате выполнена только одна саджда и намаз завершен, то намаз считается прочитанным ошибочно и следует прочитать его заново.

Будет ли действительным намаз, молящегося, который обернулся? По Шариату оборот в сторону может быть трех видов:

  1. когда человек поворачивается всем корпусом, тогда намаз будет считаться недействительным;
  2. когда поворачивается только голова, а корпус остается на месте. В этом случае это будет считаться макрухом, то есть порицаемым, на намаз будет считаться действительным;
  3. голова и корпус молящегося сохраняют свою позицию и лишь взгляд устремлен в сторону от молитвенного коврика. Это не считается макрухом, но отвлекаться не следует.

Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ 

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВОПРОСОМ «СУДЖУД САХУ», написанное на основе статьи шейха ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах. Но перед этим, считаю необходимым разъяснить некоторые термины:

Суджуд-саху – это два земных поклона, которые должен совершить молящийся при допущении ошибок. Эти ошибки делятся на три вида:

1-сомнение;
2-непреднамеренное оставление какого-либо ваджиба или рукна;
3- непреднамеренное добавление лишнего рукна или ваджиба.

Рукн- столпы, это такие же обязательные (действия, слова) в намазе, но считающиеся важнее ваджибов. И оставление которых не исправляются двумя земными поклонами. Столпов в намазе 14 (при этом есть и другие мнения, но мы привели предпочтительное мнение):

1. Кыйям — совершение обязательного намаза, стоя в тех местах, где надо стоять, для того, кто может это делать.
2. Такбир ихрам – произношение слов: «Аллаху Акбар» в начале намаза.
3. Чтение суры «аль-Фатиха».
4. Руку’ – поясной поклон.
5. Подъём с поясного поклона.
6. Выпрямиться полностью.
7. Суджуд – земной поклон.
8. Подъём с суджуда.
9. Сидение между двумя суджудами.
10. Спокойствие и размеренность при совершение любого действия.
11. Чтение последнего ташаххуда.
12. Последнее сидение, где читается ташаххуд, а затем таслим в обе стороны.
13. Два таслима – поворачивание головы направо и налево и произношение при этом: «Ассаляму алейкум уа рахматуллах» при каждом поворачивании.
14. Соблюдения порядка совершения этих столпов.

Ваджиб- это обязательные действия или же обязательные слова в намазе. Таких ваджибов в намазе восемь (при этом есть и другие мнения, но мы привели предпочтительное мнение):

1. Такбир – происношение слов: «Аллаху Акбар» при переходе с одного действия на другое, за исключением такбир ихрам.
2. Произношение слов: «Сами’а Аллаху лиман хамидах» для читающего намаз без коллектива.
3. Произношение слов: «Раббана лака аль-хамд».
4. Произношение слов: «Субхана рабби аль-Азыим» один раз в руку’е.
5. Произношение слов: «Субхана рабби аль-А’ля» один раз в суджуде.
6. Произношение слов: «Рабби гфир-ли» между двумя суджудами.
7. Первый ташаххуд.
8. Сидение для первого ташаххуда.

Также вы должны знать:

1. Если молящийся преднамеренно совершил таслим до окончания намаза, то его намаз считается не действительным.
2. Если молящийся в своём намазе преднамеренно совершил лишний кыйям (стояние), или ку’уд (сидение), или руку’(поясной поклон), или суджуд (земной поклон), то его намаз считается не действительным.
3. Если молящийся преднамеренно оставил (не совершил) один из столпов намаза за исключением такбир ихрам, то его намаз считается не действительным. Если же не совершил такбир ихрам, и здесь не имеет разницы не совершил преднамеренно или по забывчивости, в обоих случаях намаз считается не действительным, т.к. именно с этого действия начинается намаз, а он не совершил его.
4. Если молящийся преднамеренно оставил (не совершил) один из ваджибов намаза, то его намаз считается не действительным.
5. Если суджуд саху совершается после таслима, то необходимо после суджуда саху совершить таслим ещё раз.
6. Если молящийся преднамеренно оставил (не совершил) один из Суннатов, то суджуд-саху совершать не надо.

Если человек забывает что-то в своем чтении или совершает ошибку во время намаза, и если это в суре Фатиха, то он должен исправить свое чтение, потому что нет молитвы для того, кто не прочтет ее (т.е. аль-Фатиху). Если же он забывает или совершает ошибку в том, что изменяет ее смысл, то молитва не действительна, если он не исправит ошибку.

Если ошибка не в суре аль-Фатиха, тогда его молитва действительна, потому что чтение после суры Фатиха является сунной и это не обязательно.

Ученые постоянного комитета по Фетвам постановили:

Если человек забывает суру после Фатихи, то он не должен делать чего-то дополнительного, вне зависимости от того, руководит он молитвой или молится позади имама или молится в одиночку, и обязательная это молитва или дополнительная. Это согласно наиболее правильному мнению ученых из двух существующих». Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 7/146.

Если человек совершает ошибку во время чтения суры или он забывает что-то из нее, то не предписано ему говорить истигфар (просить о прощении); ему следует исправить ошибку и вспомнить то, что он забыл, но если он не может этого, тогда он может перейти к следующему аяту, или он может оставить эту суру, перейти к чтению другой, или он может совершать поясной поклон (т.е. продолжить молитву). Если он сделает одно из этих, то нет ничего неправильного в этом.

Ученые Постоянного Комитета по Фетвам постановили:

«Если поклоняющийся путается во время чтения аята и не может вспомнить его, то нет причины, по которой он не прочел бы следующий аят, но предписано ему не читать в молитве ничего, кроме того, что он хорошо запомнил, чтобы не совершать больших ошибок». Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 5/337.

Шейх ибн Бааз был спрошен: «Если имам читает в молитве то, что он может из Корана, затем он забывает конец аята, и никто из поклоняющихся за ним не знает его, и они не могут помочь ему, следует ли ему произнести такбир и совершить поясной поклон, или ему следует прочитать иную суру?»

Он ответил: «У него есть выбор: если он желает, то может завершить чтение и произнести такбир, или если желает, он может прочитать аят или аяты из иной суры, если только это не сура аль-Фатиха. Если же дело касается суры Фатиха, то необходимо прочитать ее полностью, потому что ее прочтение является столпом или необходимой частью молитвы». Маджму Фатава ибн Бааз, 12/129.

Шейх ибн Усеймин был спрошен: «Если я молюсь сам и совершаю ошибки в чтении аята, и я не могу завершить его, и я путаю его с другим аятом, то, что мне следует сделать во время молитвы?»

Он ответил: «Ты можешь сделать одно из двух: либо перейти к следующему аяту, либо можешь совершить поясной поклон, потому что имеется свобода выбора». Фатава Нур аля аль-Дарб, ибн Усеймин, 24/141.

И Аллаху известно лучше.

В каких случаях «саджда саху» нужно совершать до саляма, а в каких после?

Исходя из хадисов Пророка ﷺ, приводимых в достоверных сборниках, известны три причины для совершения «саджда саху» в молитве. 

Первая причина: упущение в молитве из обязательного. Например, первый ташаххуд в трех- или четырехрака’атной молитве. Доводом на это является хадис от ‘Имрана ибн Хусейна E, в котором он рассказывает следующую историю: «Пророк совершил ‘аср в три рака’ата, и зашел к себе домой. Когда ему об этом сказали он вернулся к людям и помолился еще один рака’ат, потом дал салам, потом совершил два суджуда, потом еще раз дал салам» [1]. 

Вторая причина: сомнение. Например, в количестве рака’атов. Доводом на это является хадис от Абу Са’ида аль-Худри E который рассказывал о том, что Пророк ﷺ сказал: «Если кто-то из вас засомневался в молитве и не знает, сколько рака’атов совершил три или четыре, — пусть оставит сомнение и основывается на том, в чем убежден. Затем пусть совершит «саджда саху» до того, как произнесет салам» [2]. 

Третья причина: когда сделано что-то больше, чем необходимо. Например, добавление в молитве, руку’, саджда, стояние или сидение в молитве. Доводом на это является хадис от ‘Абдаллаха ибн Бухейна, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ помолился два рака’ата, затем встал и не садился, и люди встали вместе с ним. Когда он закончил свою молитву, и мы ждали, когда он даст салам, он сказал: «Аллаху Акбар» и совершил два земных поклона до таслима, затем дал салам» [3]. 

Время выполнения «саджда саху» зависит от вышеупомянутых причин. Как сказал имам ас-Са’ади e: «Совершай саджда саху до саляма, кроме как если ты это делаешь по причине упущения». В первом случае, если ты что-то забыл в молитве из уаджиба, то должен совершить «саджда саху» после саляма. В двух последних случаях, как то сомнение или добавление лишнего, — «саджда саху» совершается до саляма. 

А Аллаху ведомо лучше.

[1] Сахих Муслима, хадис № 574, т. 2, с. 87. 

[2] Сахих Муслима, хадис № 571, т. 2, с. 84. 

[3] Сахих Аль-Бухари, хадис № 1230, т. 2, с. 68; Сахих Муслима, хадис № 570, т. 2, с. 83.

Положения, связанные с саджда саху — шейх Ибн ’Усаймин

Первый вопрос: Относительно «Саляма» до завершения намаза: 

Если совершающий намаз даст «салям» до завершения намаза по забывчивости.

Ситуация: Если вспомнил об этом по истечении продолжительного времени, то намаз возобновляется заново. Если же вспомнил об этом по истечении небольшого времени, как пять минут, то он завершает свой намаз, и затем дает «салям».

Место саджда: После «саляма» совершается два «саджда саху» затем еще раз дается «салям».

Второй вопрос: Относительно добавления в намазе: 

Если совершающий намаз добавил в намазе стояние или сидение, или руку’, или саджда.

Ситуация: Если человек вспомнил после того, как закончил совершать дополнение, то ему надо совершить «саджда саху», если же вспомнит во время выполнения добавления то обязан оставить добавление и вернуться.

Место саджда: После «саляма» совершается «саджда саху» затем еще раз дается «салям».

Третий вопрос: Относительно оставления «рукна» (столпа): 

Если оставил «рукн» намаза — кроме вступительного такбира — по забывчивости.

Ситуация: Если достиг его места в рака’ате следующим за ним, то рака’ат в котором оставил «рукн» отбрасывается и тот рака’ат который следовал за ним встает на его место. Если же не достиг места оставления «рукна» в рака’ате следующем за ним, то он должен вернуться к месту оставленного «рукна», выполнить его и то, что после него.

Место саджда: В обоих случаях обязан совершить «саджда саху» после саляма.

Четвертый вопрос: Относительно сомнения в намазе: 

Если человек сомневается в числе рака’тов, прочитал два или три, то будет одна из двух ситуаций:

Первая ситуация: Когда одно из положений является наиболее верным для него, тогда он совершает в соответствии с тем, что наиболее верно и, опираясь на это заканчивает намаз, затем дает «салям».

Вторая ситуация: Когда человек не может выбрать наиболее верное решение, тогда основывается на уверенности, а это наиболее меньшее количество, затем исходя из этого, заканчивает свой намаз.

Место саджда: В первом случае человек делает «саджда саху» после «саляма». Во втором случае делает «саджда саху» до «саляма».

Пятый вопрос: Относительно оставления первого «ташахуда»: 

Если оставил первый «ташахуд» по забывчивости, а остальные «ваджибы» (обязанности) в намазе в таком же положении как первый «ташахуд».

1. Если человек вспомнил лишь только после того, как выпрямился то продолжает намаз и не возвращается к «ташахуду».

2. Если вспомнил после того, как начал вставать, но до того, как выпрямится, то он возвращается, садится на «ташахуд» и заканчивает намаз.

3. Если вспомнил до того, как поднять бедра от ступней, то он садится, совершает «ташахуд» затем завершает намаз и не совершает «саджда саху», так как он не добавил и не убавил.

Место саджда: 1 — Совершает «саджда саху» до «саляма». 2 — Совершает «саджда саху» после «саляма».

Положения:

1. Если совершающий намаз даст «салям» до того, как завершится намаз преднамеренно, то его намаз становится недействительным.

2. Если совершающий намаз добавит в намазе стояние или сидение или руку’ или саджда преднамеренно, то его намаз становится недействительным.

3. Если человек оставит «рукн» (столп) намаза: Если это «вступительный такбир», то нет у него намаза, будь то преднамеренно или по небрежности, так как его намаз не состоялся. А если же оставленный «рукн» не «вступительный такбир», то преднамеренное его оставление делает намаз недействительным.

4. Если он оставит один из «уаджибов» (обязанностей) намаза преднамеренно, то его намаз становится недействительным.

5. Если «саджда саху» совершается после «саляма» то непременно надо еще раз после «саджда» дать «салям».

Пусть Аллах воздаст благом каждому, кто поспособствовал в распространении этого сокращения.

Перевел и подготовил Абу Идрис Динар 16 Рабии’у ль-Аахыр 1433 г.х. 9 марта 2012 г.

Как быть, если совершил какую-либо ошибку в молитве и не знаешь, сделать два дополнительных суджуда до таслима или после таслима ?

Нет проблем, если вам тяжело разделить когда надо до салама, а когда после делать эти суджуды, делайте в таком случае, как вам удобнее и всё, опираясь на слова шейха Ибн База. Он говорил, что в этом вопросе есть широта и ты можешь делать как пожелаешь, до салама или же после, потому что и так и так пришло от пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. «Фатауа Ибн Баз» 11/267.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” приведя разногласие имамов по этому вопросу, сказал: “Но все они говорят, что если молящийся сделает саджда после салама в тех случаях, когда по их мнению надо было делать до, то это не причинит ему вреда. Как и сказали, что если сделает саджда до салама в тех случаях, когда надо после, нет в этом проблем”.

А имам ан-Науауи вообще передал: “Сказал автор книги «аль-Хауи» (аль-Мауарди): «Нет разногласия среди факъихов, среди всех ученых, что суджуд саху дозволен до салама и после. Однако они разногласили в том, что является лучшим из этого»”. См. «аль-Маджму’» 4/52.

А если молящийся позади имама в коллективной молитве допустил ошибку, то, что надо делать ему в этом случае? Я читал на форуме давным-давно, что не надо делать в этом случае саджда саху, т.к., позади имама совершаешь и это как бы поглощает твою ошибку. Но там не было на это далиля и понимание ученых.

Все верно, кто допустил ошибку позади имама, если он начал с ним и закончил с его саламом, нет на нем суджуда саху. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Единогласны ученые в том, что нет суджуда суху на том, кто допустил ошибку за имамом. И только Макхуль высказал мнение, что надо делать такому саджда». См. «аль-Иджма'» 8. То же самое передал и имам Ибн Къудама. См. «аль-Мугъни» 2/439.

И последнее что я хотел бы, ин шаа Аллах, спросить, существует еще другой вид салауата, который передается от ‘Аиши, который произносится вот так: «ас-Саляму ‘алян-набий уа рахмату-Ллахи уа баракатух..».

И в толковании шейха Базмуля к «Описанию молитвы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)», шейха Альбани говорится: «‘АбдуЛлах ибну Мас’уд говорил: «Мы говорили так, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был жив: «ас-саляму ‘алейка йа айухан-набий». Но после того, как умер Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мы стали говорить: «ас-саляму ‘алян-набий»».

Я говорю (слова шейха Базмуля): «Известно, что ‘АбдуЛлах ибну ‘Аббас и ‘АбдуЛлах ибну Мас’уд изменили слова салауата. А ведь они те, кто передавали от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он учил их ташаххуду, как учил сурам из Курана!

Однако, те версии, в которых говорится о таком виде, как «ас-саляму ‘алейка айухан-набий», то это лишь указывает на дозволенность говорить так и так, то есть использовать два вида! Но лучше говорить после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «ас-саляму ‘алян-набий». Однако, если человек будет говорить «ас-саляму ‘алейка айухан-набий», мы скажем, что можно и так, т.к. пришёл и этот вид».

И еще, уместно также напомнить, что кроме ат-тахийята и салауата, есть еще одна вещь, которую некоторые ученые даже называли обязательным деянием, а имам Муслим передал, что ему рассказали как Тауус сказал своему сыну: «Совершил ли ты это ду’а в своей молитве?». Сын ответил: «Нет». Тогда Тауус ответил: «Иди и повтори свою молитву!».  Речь идет о вот этом хадисе: Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в конце молитвы, перед произнесением приветствия, прибегал к Аллаху за защитой от четырех вещей, говоря: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений Ада и мучений могилы. От искушения жизни и смерти и от зла искушения Антихриста». аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Абу ‘Ауана, Ибн аль-Джаруд и др. См. “Ируауль-гъалиль”, 350.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Если в налоговой накладной есть ошибка
  • Если в налоговой декларации 3 ндфл нашли ошибку
  • Если в назначении платежа допущена ошибка в номере договора
  • Если в наградном была ошибка
  • Если в мфц сделали ошибку что делать

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии