Если в аварию попали два авто, застрахованные по ОСАГО, вместо вызова сотрудников ГИБДД водители могут оформить ДТП самостоятельно с помощью европротокола (ст. 11.1 закона «Об ОСАГО»). Но важно, чтобы в результате происшествия пострадали только машины, а водители и другое имущество (например, дорожные знаки) остались целыми. Такой способ оформления ДТП очень удобен для жителей мегаполисов, и в последние годы его популярность растет, сообщает Российский союз автостраховщиков.
Как оформить европротокол
- Шаг 1. Осмотреть авто.
Участники аварии оценивают степень повреждений и величину ущерба, определяют виновника. Если разногласий нет, то можно рассчитывать на выплату до 400 000 руб. В случае противоречий максимальная сумма — 100 000 руб. - Шаг 2. Сфотографировать место происшествия.
Если этого не сделать, то максимальная сумма страховой выплаты — 100 000 руб. Деньги выплатят, только если между водителями нет разногласий о том, кто виноват в аварии, и о величине ущерба. - Шаг 3. Обменяться информацией.
Участники аварии сообщают друг другу сведения о своих авто и полисах ОСАГО (номер, наименование, адрес и телефон страховщика). Проверить действительность полиса второго участника ДТП можно на сайте РСА, с помощью приложения «ДТП Европротокол» (скачать в App Store) или по QR-коду в документе. - Шаг 4. Оформить бланк европротокола в двух экземплярах.
Это можно сделать на бумаге или в электронном виде. В европротоколе надо указать все механические повреждения и нарисовать схему ДТП. Если при аварии пострадал какой-то предмет внутри авто, например ноутбук или детская коляска, обязательно зафиксируйте это. Европротокол должны подписать оба участника. - Шаг 5. Направить документы страховщику.
В течение пяти дней после аварии нужно отправить европротокол и заявление о возмещении убытков.
Даже если ущерб от аварии небольшой, европротокол придется оформлять. Ведь за оставление места ДТП предусмотрено наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП («Невыполнение обязанностей в связи с ДТП»). Водителю будет грозить лишение прав сроком до полутора лет или административный арест до пятнадцати суток. Если оформить европротокол не получается (между водителями есть разногласия по поводу аварии, они не хотят снимать место ДТП), то надо вызвать сотрудников полиции.
Европротокол онлайн: мнение экспертов
С 11 августа 2022 года европротокол можно оформить онлайн в приложении «Госуслуги Авто». Как отмечает Минцифры, нововведение сократит время оформления ДТП до 30 минут, а водителям не придется посещать офис страховой компании. Юрист
Федеральный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)
группа
Банкротство (споры mid market)
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)
21место
По выручке
Степан Хантимиров считает, что составление европротокола через «Госуслуги» снизит риск ошибок, ведь программа поможет правильно заполнить документ. Теперь участники ДТП не забудут сфотографировать место происшествия, поскольку приложение напомнит сделать снимок.
Чтобы оформить европротокол онлайн, обоим водителям нужна регистрация на «Госуслугах». И хотя бы у одного из них должно быть установлено приложение «Госуслуги Авто». Тогда второму участнику аварии надо будет только подтвердить правильность указанных данных по сгенерированной в приложении ссылке.
Старший юрист
Федеральный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)
группа
Банкротство (споры mid market)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)
группа
Семейное и наследственное право
группа
Уголовное право
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
Недвижимость, земля, строительство
11место
По количеству юристов
19место
По выручке
22место
По выручке на юриста
Профайл компании
Екатерина Булыгина считает новый сервис полезным и удобным, но отмечает, что с юридической точки зрения не имеет значения, в каком виде оформлен документ — на бумаге или электронно. Эксперт подчеркивает, что не все водители будут пользоваться онлайн-европротоколом. Ведь некоторые до сих пор отказываются оформлять документ даже в бумажном виде, потому что боятся не получить выплату от страховой.
Почему откажут в выплате
Это происходит по разным причинам:
- Если участники или обстоятельства аварии не соответствуют требованиям ст. 11.1 закона «Об ОСАГО» («Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции»). Например, у одного из автовладельцев нет ОСАГО (дело № 2-291/2021).
- Если водители не передали страховщику документы или не успели сделать это в пятидневный срок, установленный п. 2 ст. 11.1 закона «Об ОСАГО» («Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции»). Такой проблемы не будет, если оформлять ДТП с помощью онлайн-европротокола, потому что все данные сразу же отправляются страховщикам (дело № 2-2423/2020).
- Если при заполнении документа участники аварии допустили ошибку: например, оригинал и копия европротокола не соответствуют друг другу, в документах много зачеркиваний и исправлений, которые дают повод сомневаться в их подлинности (дело № 2-1416/2020).
- Если повреждения авто не соответствуют обстоятельствам ДТП (дело № 2-870/2021).
Булыгина рассказывает, что в выплате могут отказать, если страховая компания виновника не подтвердила факт участия в ДТП второго водителя. Так может произойти, если второй водитель не предоставил информацию о наступлении страхового случая или не выходит на связь со страховой организацией для проверки информации о ДТП. А еще надо иметь в виду, что по п. 20 ст. 12 закона «Об ОСАГО» страховщик может отказать в выплате, если до проведения независимой технической экспертизы поврежденную машину отремонтировали или утилизировали. Ведь в таком случае не получится установить наличие страхового случая и размер убытков.
* Имя и фамилия изменены редакцией.
Если возникает ДТП, при котором не наносятся существенные повреждения автомобилям, а также отсутствуют пострадавшие, то двое участников аварии имеют право самостоятельно оформить данное происшествие, для чего составляется европротокол.
Но не всегда граждане учитывают во время заполнения бланка все требования законодательства, поэтому иногда допускаются серьезные ошибки. Они становятся причиной сложностей с получением страховой суммы, поэтому нужно знать, как правильно составить европротокол, а также как поступить при обнаружении неправильной информации.
В статье расскажем о неточностях в документах при совершении аварий и как исправить ошибки в еропротоколе.
Содержание
- 1 Что это за документ
- 2 Наиболее распространенные ошибки в бланке
- 3 Что делать, если в документ неправильно заполнить
- 4 Может ли страховая компания отказать от выплаты по ОСАГО
- 5 Помарки и исправления
- 6 Полезное видео
- 7 Заключение
Что это за документ
Он представлен специальной документацией, позволяющей владельцам автомобилей самостоятельно оформить небольшую аварию, не привлекая к этому процессу представителей ГИБДД.
Такой упрощенный порядок может применяться только при соблюдении следующих условий:
- количество участников ДТП не превышает 2-х;
- не нанесен вред здоровью граждан;
- повреждения на автомобиле пострадавшего участника являются незначительными, поэтому на ремонт не надо тратить больше 400 тыс. руб.
Внимание! Благодаря использованию европротокола не создаются серьезные пробки на дорогах, а также участники ДТП не привлекаются к административной ответственности за нарушение ПДД.
Воспользоваться европротоколом можно только при наличии согласия на заполнение данного документа со стороны каждого участника ДТП. При этом у одного из водителей должен иметься актуальный бланк. Рекомендуется заниматься этим процессом только при наличии знаний о правилах формирования европротокола.
Полезно также почитать: Как расшифровать аббревиатуру ОСАГО
Наиболее распространенные ошибки в бланке
Даже люди, которые уже несколько раз пользовались европротоколом, могут допустить ошибку. При ее обнаружении придется пользоваться особыми правилами исправления или переписывать документ.
К самым популярным ошибкам относится:
- введение VIN-номера с одной или несколькими неправильными цифрами;
- ошибки, допускаемые при переписывании номера свидетельства о регистрации ТС;
- вносятся недостоверные сведения относительно обстоятельств происшествия;
- автовладельцы забывают внести данные о количестве отмеченных клеток;
- оставляются какие-либо обязательные пункты незаполненными;
- описки, связанные с невнимательностью граждан, которые растеряны и расстроены после аварии.
Существуют некоторые ошибки, которые нельзя допускать, поскольку они считаются наиболее важными.
При их обнаружении страховая компания имеет право отказать в выплате компенсации пострадавшему участнику авариии:
- неправильно указывается место аварии;
- не вводятся обязательные сведения о машинах;
- приводятся недостоверные данные относительно обстоятельств происшествия;
- неграмотно формируется схема аварии;
- водители не поставили свои подписи под пунктом, подтверждающим, что между ними отсутствуют разногласия.
- не указан виновник.
Если же имеются несерьезные описки или незначительные ошибки, то они не являются существенными, поэтому не могут использоваться работниками страховой компании в качестве основания для отказа в перечислении компенсации.
Важно! Допускаются описки в номере полиса ОСАГО, водительского удостоверения или ФИО участников происшествия.
Что делать, если в документ неправильно заполнить
Если бланк заполняется с нарушениями, то его нужно сразу переписать. Если имеются помарки или серьезные ошибки, то такой документ является недействительным. Правила разрешают наличие небольших грамматических описок, но желательно их не допускать, чтобы предотвратить разногласия с представителями страховой компании, где куплен полис ОСАГО.
Если ошибка обнаруживается не сразу, а после того, как автовладельцы разъехались, то выполняются следующие действия:
- пострадавший участник звонит виновнику, чтобы договориться о новой встрече;
- повторяется процесс заполнения европротокола, в который вносятся только правильные и достоверные данные;
- на процесс исправления ошибок дается 5 дней, поскольку если проходит данный период времени, то подать документы в страховую компанию не получится.
Страховщику европротокол передается пострадавшим участником происшествия. К этому документу прикладываются другие материалы по ДТП. Обычно они представлены фотографиями или видеороликами с видеорегистратора.
Справка! Нельзя начинать ремонт автомобиля до того момента, пока страховая компания не рассмотрит документацию и не примет решение относительно перечисления компенсации пострадавшему участнику.
Если фирма отказывает в выплате средств или назначает меньшую сумму, чем необходимо для качественного ремонта, то придется обращаться с исковым заявлением в суд. Нередко судья становится на сторону гражданина, поэтому заставляет компанию увеличивать размер компенсации.
Иногда возникает ситуация, когда виновник ДТП отказывается совместно с пострадавшим участником исправлять ошибки, допущенные во время оформления европротокола.
При таких условиях выбирается один из следующих вариантов:
- Подача иска на виновника с требованием возместить нанесенный ущерб, поскольку воспользоваться выплатой по ОСАГО невозможно из-за недействительного европротокола и истечения срока, в течение которого нужно передавать документацию представителю страховщика. Для инициирования судебного разбирательства рекомендуется привлечь свидетелей аварии, а также подготовить фото- и видео, выступающие доказательством происшествия. К иску прикладывается испорченный бланк, которым потерпевший не смог воспользоваться для получения компенсации от страховой по полису ОСАГО.
- Обращение к работникам ГИБДД для получения справки о ДТП. Но этот вариант используется только в течение 5 дней после аварии. Такая справка предоставляется, если пострадавший участник подготовит фото- или видеоматериалы, с помощью которых фиксировалось происшествие. С такой справкой можно напрямую обратиться к представителям страховой компании для получения выплаты по ОСАГО.
Если гражданин попадает в аварию на арендованной машине, то перед составлением европротокола необходимо связаться с автовладельцем, чтобы получить разрешение на формирование данного документа.
Полезно также почитать: Диагностическая карта
Может ли страховая компания отказать от выплаты по ОСАГО
Страховщик имеет право отказать в назначении компенсации по полису, если действительно выявляются серьезные нарушения в европротоколе. Поэтому пострадавшему участнику придется заново встречаться с виновником для составления нового документа или инициировать судебное разбирательство, через которое запрашивается выплата от второго участника происшествия.
Внимание! Если страховщик принимает решение отказать в назначении компенсации, то он передает заявителю письменное уведомление с причинами отказа, причем этот документ обязательно используется для оспаривания решения в суде.
Если имеются незначительные ошибки, но фирма все равно отказывает в выплате компенсации, то можно подать исковое заявление на организацию. Нередко суд принимает решение в пользу истца, поэтому страховщику приходится покрыть ремонт автомобиля застрахованного лица. Но при этом важно, чтобы гражданин не отремонтировал машину до окончания судебного разбирательства, поскольку возникает необходимость проведения экспертизы и осмотра ТС.
Отказ страховой фирмы будет обоснованным, если в документе отсутствуют подписи автовладельцев, которые подтверждают отсутствие разногласий. Если второй участник аварии откажется ставить свою подпись, то возникшая проблема решается только через суд.
Помарки и исправления
При получении бланка документа у работников страховой компании автовладельцу дополнительно выдается специальная памятка. Она содержит основную информацию о том, как правильно заполнять европротокол. Здесь указывается, что нельзя делать какие-либо исправления, зачеркивать слова или оставлять помарки. Если возникают такие отметки, то нужно взять новый бланк, в который вносятся актуальные сведения.
Но наличие незначительных исправлений или грамматических ошибок не может стать законным основанием для отказа в назначении выплаты. Поэтому обычно страховщики не обращают внимания на такие незначительные описки.
Если у автовладельцев имеется только один европротокол, в котором они допускают ошибку, то для ее правильного исправления учитываются следующие правила:
- неверная информация аккуратно зачеркивается, после чего вносятся правильные сведения;
- заверяется такое исправление подписями обоих участников аварии, если выявляется ошибка на лицевой стороне, заполняемой обоими водителями;
- если ошибку допускает водитель, заполняющий собственную оборотную сторону, то исправление заверяется только его подписью.
У автовладельцев должны иметься идентичные бланки, поэтому если ошибка обнаруживается после разъединения листов, то нужно заверять исправление подписями на двух экземплярах. Такие действия позволяют избежать неприятных конфликтов с работниками страховой компании, куда потерпевший будет обращаться за денежной компенсацией.
Полезное видео
Дополнительная информация в видео по теме статьи:
Заключение
При заполнении европротокола нельзя допускать серьезные ошибки или указывать недостоверные сведения. Даже отсутствие обязательных данных часто становится причиной того, что страховая компания отказывает в выплате компенсации пострадавшему участнику. Поэтому если водители принимают решение воспользоваться данным бланком, то они должны хорошо разбираться в правилах его заполнения.
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Ошибка в европротоколе
Ошибка в европротоколе
Подборка наиболее важных документов по запросу Ошибка в европротоколе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.01.2023 N 88-1172/2023 по делу N 2-436/2022
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О взыскании ущерба в сумме, не покрытой суммой страхового возмещения.
Обстоятельства: Полученной страховой выплаты недостаточно для полного восстановления поврежденного транспортного средства. Истец полагает, что разница между суммой страхового возмещения и фактическим размером ущерба подлежит взысканию с ответчика как с непосредственного причинителя вреда.
Решение: Удовлетворено в части.Таких доказательств, при рассмотрении дела ответчиком представлено не было, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца, приняв в качестве относимого, допустимого, достоверного и достаточного доказательства калькуляцию, имеющуюся в заключении судебной экспертизы, не оспоренную ответчиком в установленном законом порядке. Также суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что ответчиком не представлено достоверных доказательств иной стоимости восстановительного ремонта автомобиля, нежели чем определенной экспертом П., а также иного разумного решения и распространенного в обороте способа исправления поврежденного имущества. При этом составление извещения между участниками ДТП (оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции), вопреки ошибочности суждения ответчика, не является основанием для освобождения причинителя вреда от обязанности по его возмещению.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: В приложении «Госуслуги Авто» появился сервис «Европротокол онлайн»
(«Официальный сайт Минцифры России», 2022)«Новый сервис «Европротокол онлайн» создан благодаря совместной работе Минцифры, Банка России и страховых компаний. На сегодняшний день он сокращает среднее время оформления ДТП почти в два раза. Не нужно посещать офис страховой компании — извещение поступит в страховую онлайн. Еще одно преимущество сервиса — с «Европротоколом онлайн» нет риска ошибок в данных, форма автоматически заполняется сведениями из Госуслуг. Это повышает вероятность возмещения ущерба от аварии», — комментирует замглавы Минцифры России Андрей Черненко.
Статья: Политика в области дорожного движения: актуальные проблемы и тенденции (по результатам социологических исследований)
(Молчанов П.В.)
(«Административное право и процесс», 2018, N 10)Представляется, что основной проблемой упрощенного порядка оформления ДТП являются опасения водителей в том, что причиненный ущерб может превышать установленный лимит, а также боязнь совершить какую-либо ошибку или неточность в оформлении документов, что явится, по их мнению, основанием в отказе страховой выплаты. Последнее обстоятельство является следствием усложненной процедуры самостоятельного оформления ДТП, а также того, что страховые компании «кровно» заинтересованы в отказе от выплат по любым формальным основаниям (в частности, в страховых компаниях существует негласное правило материального поощрения тех агентов, которые имеют большой процент отказов).
Нормативные акты
Для начала напомним, в каких случаях может быть заполнен европротокол. Участников аварии должно быть два, повреждения — только у машин. Это значит, что не должно пострадать никакое имущество — ни городское (заборы, столбики), ни частное (разбившиеся телефоны, ноутбуки).
В ДТП не должно быть пострадавших людей, а между водителями не должно возникнуть споров по обстоятельствам аварии. Важно убедиться, что у обоих участников происшествия в порядке все нужные документы: действующие водительские удостоверения и полисы ОСАГО, в которые вписаны водители-участники ДТП. О наиболее частых ошибках при заполнении бумажного европротокола «РГ» рассказал автоюрист Дмитрий Вахрин.
Первый случай: виновник ДТП не признает свою вину или участники пишут об обоюдной вине. В европротоколе обязательно должна быть фраза «Свою вину в ДТП признаю» и виновник должен быть один. Второму участнику во избежание недоразумений лучше написать «В ДТП не виноват». Водители могут думать, что чья-то вина следует из объяснительных, но в страховой, как правило, никто не будет вникать в тонкости в случае с европротоколом. Признание вины одним из участников — это ключевой момент для назначения выплаты потерпевшему.
Вторая ошибка — несовпадение бланков европротокола. При оформлении договора ОСАГО их выдает страховая. В типографском бланке протокола первый лист — это оригинал, а второй — копия, которая является оттиском. По закону об ОСАГО виновник ДТП должен завезти в страховую свою часть — копию. По правилам содержание лицевой стороны оригинала и копии должно быть идентичным.
Зачастую водители заключают договоры со страховой в электронном виде, и бланки европротокола, как и полис, получают распечатанными на обычном принтере. В результате, когда случается ДТП, то заполняют два листа вместо одного. Степень допустимых различий между двумя листами нигде не прописана. Однако страховые компании могут использовать это как повод для отказа в выплате или заставить переписывать извещение о ДТП.
Схожая ошибка — большое количество исправлений. Если есть зачеркивания, то лучше не просто заверить это фразой «Исправленному верить». Следует продолжить так: «читать: (и далее фраза, как она должна выглядеть)». При этом подписи после добавленной фразы ставят оба участника ДТП. Если есть возможность — лучше взять новый бланк и обойтись минимумом исправлений.
Еще одна ошибка при заполнении европротокола связана с оборотной стороной листа. На первом листке, как правило, все понятно. На обороте участники пишут объяснительные, каждый на своем экземпляре. То есть виновник должен написать свою объяснительную на копии, а не на оригинале. Если он напишет ее на обороте оригинала, это будет ошибкой.
Напомним, оригинал протокола должен остаться у потерпевшего. Желательно, чтобы виновник написал свою объяснительную в присутствии потерпевшего, которому следует написанное сфотографировать. Также потерпевшему нужно не забыть снять на телефон все документы виновника — водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства с обеих сторон и полис ОСАГО.
Следующая ошибка связана с действиями виновника после заполнения европротокола.
«У него есть три обязанности. Первая — завезти копию протокола в свою страховую в течение 5 рабочих дней. Вторая — сохранять повреждения, причиненные его машине, в течение 15 дней. И третья — если страховая попросит его показать машину даже по истечении этих 15 дней, то в течение 5 рабочих дней после получения письма с таким требованием виновник должен свою машину предоставить.
В страховании есть понятие регресса. Оно означает, что страховщик получает право взыскать с виновника ДТП тот ущерб, который был выплачен потерпевшему. За невыполнение первой обязанности по предоставлению копии регресс отменен с 1 мая 2019 года. Но за невыполнение второго и третьего пункта он сохраняется. Проще говоря, виновник может получить счет за ремонт машины потерпевшего даже если у него был полис ОСАГО», — пояснил Дмитрий Вахрин.
Частая ошибка связана с определением суммы ущерба. Несмотря на возможность оформить европротокол через приложение «Помощник ОСАГО», где лимит выплат составляет 400 тысяч рублей, многие предпочитают заполнять бланки вручную, по старинке. Лимит в этом случае составляет 100 тысяч. Потерпевшему нужно заранее решить, хватит ли ему на ремонт этой суммы? У машины могут быть скрытые повреждения, зачастую — более серьезные, чем видимые. В увеличении лимита страховая может отказать, либо отправить в ГИБДД за дополнительными документами.
Здравствуйте. Если виновник ДТП уклоняется от заполнения европротокола или заведомо вносит некорректные данные, можно ли привлечь его к ответственности через суд?
Адвокат Антонов А.П.
Добрый день!
Согласно ст. 11.1 Федерального закона «Об ОСАГО», оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
В бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии указываются сведения об отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо о наличии и сути таких разногласий.
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.
Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, в случае отсутствия таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховом возмещении и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству.
Таким образом, в этом случае ДТП оформляется в общем порядке, с участием сотрудников ГИБДД.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Дата актуальности материала: 01.11.2019