Дата публикации: 24.04.2023 03:26
В 2023 году всем налогоплательщикам, налоговым агентам, плательщикам страховых взносов открыт Единый налоговый счет (ЕНС), который пополняется с помощью Единого налогового платеж (ЕНП) до срока уплаты налогов, страховых взносов. Поступившая сумма денежных средств распределяется между обязательствами налогоплательщика на основании поданных ими уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов.
Уведомления необходимо подавать в случаях, когда срок представления декларации (расчета) позже срока уплаты налога, страховых взносов.
В случае если работодатель (плательщик страховых взносов и налога на доходы физических лиц) ошибся в реквизитах при представлении уведомления, следует направить в налоговый орган новое уведомление с верными реквизитами только в отношении той обязанности (страховых взносов или налога на доходы физических лиц), по которой допущена ошибка:
- Если ошибка допущена в поле «Сумма налога, авансовых платежей по налогу, сборов, страховых взносов», следует представить уведомление с теми же реквизитами КПП, КБК, ОКТМО, отчетного (налогового) периода, месяца (квартала), отчетного года, но с указанием верной суммы исчисленных страховых взносов (налога на доходы физических лиц);
- Если ошибка допущена в иных реквизитах (не суммовая ошибка), необходимо представить уведомление с указанием двух обязанностей:
- повторить ошибочные реквизиты, в поле «Сумма налога, авансовых платежей по налогу, сборов, страховых взносов» проставить значение — «0»,
- указать новую обязанность с верными реквизитами и суммой исчисленных страховых взносов (налога на доходы физических лиц).
Например, если плательщик ошибся в полях «КПП» и «ОКТМО», то представляет уведомление, в котором указывает две обязанности:
- с неверными КПП и ОКТМО указывает в поле «Сумма налога, авансовых платежей по налогу, сборов, страховых взносов» — «0»;
- в обязанности с верными КПП и ОКТМО указывает сумму страховых взносов (налога на доходы физических лиц), подлежащую уплате.
Если налоговый агент неверно указал номер месяца квартала, за который исчислен НДФЛ, также необходимо представить уведомление с отражением:
- неверного месяца и обнуленной суммой по НДФЛ;
- откорректированного (верного) месяца и суммой НДФЛ, подлежащей распределению с ЕНС на налог.
Случается, что по ошибке бухгалтера НДФЛ не был удержан у работника и не перечислен в бюджет. Что же делать в подобных случаях и как грамотно исправить возникшую ошибку с минимальными рисками?
- Выплаты производятся в течение налогового периода
- Выплат больше не предполагается
Выплаты производятся в течение налогового периода
Рассмотрим два варианта с наглядными примерами: когда сотруднику в течение всего налогового периода (то есть года) производятся выплаты в денежной форме и когда таких выплат не предполагается.
Пример № 1.
Сотруднику Потапенко Г. Н. в июне 2017 г. были начислены и выплачены отпускные за 2 недели отпуска на общую сумму 28 673,00 руб. Потапенко Г. Н. является резидентом РФ. Из начисленных отпускных был удержан и перечислен в бюджет НДФЛ 1600,00 руб. Вычеты по НДФЛ сотруднику не предоставляются.
Однако бухгалтером была допущена ошибка в расчете налога, поскольку сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, должна быть равна 3727,00 руб. (28 673,00 руб. × 13%=3727,00 руб.). То есть налог с отпускных был удержан не в полном размере. Недочет в расчете бухгалтером был обнаружен 1 декабря 2017 г. Потапенко Г.Н. продолжает работать и получает доход в денежной форме по настоящее время.
В рассмотренной ситуации организации, как налоговому агенту, рекомендуется пересчитать суммы НДФЛ по сотруднику за период с июня 2017 г. по декабрь 2017 г. включительно и доудержать до конца налогового периода (то есть до конца 2017 г.) с денежных доходов сотрудника недостающую сумму НДФЛ 2127,00 руб. (к примеру, из заработной платы, премий, больничных и пр.) и перечислить ее в бюджет. Но при этом важно помнить, что общая сумма удерживаемого НДФЛ не должна превышать 50% от выплачиваемого в денежной форме дохода сотруднику (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Далее, в связи с перерасчетом НДФЛ, нужно подать корректировочную декларацию 6-НДФЛ за полгода и 9 месяцев 2017 г., а до 2 апреля 2018 г. сдать декларацию 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ по итогам всего 2017 г.
Обратите внимание! доудержать налог можно с облагаемых доходов сотрудника в денежной форме только лишь в рамках текущего налогового периода. В 2018 г. удержания производить уже нельзя. Об этом свидетельствует Письмо ФНС РФ от 26.10.2016 № БС-4-11/20405@. То есть в описанном выше примере у бухгалтера есть возможность удержать недостающий НДФЛ в размере 2172,00 руб. с доходов Потапенко Г.Н. за декабрь 2017 г.
Но если бы ошибка при неверном расчете налога была найдена, предположим, в феврале 2018 г., то, соответственно, работодателю удержать НДФЛ уже не представилось бы возможным. И в подобном случае в результате неправомерного неудержания НДФЛ по итогам истекшего налогового периода санкций ИФНС в виде штрафа и пеней работодателю не избежать. А обязанность по уплате неудержанной суммы НДФЛ перекладывается уже непосредственно на физлицо. В свою очередь от организации, как налогового агента, требуется подать в ИФНС справку 2-НДФЛ с признаком «2» по данному сотруднику – в ней будет отражаться информация о неудержанных суммах налога с дохода физлица за налоговый период.
Что же касается взыскания пеней при несвоевременном удержании, то тут есть два мнения – ВАС РФ и ФНС РФ. Так, ВАС РФ в своем постановлении № 57 30.07.2013 г. разъясняет, что с налогового агента, который не удержал налог, могут быть взысканы пени. Однако ФНС РФ в своем письме № ЕД-4-2/13600 от 04.08.2015 г. утверждает следующее: в связи с тем, что перечисление НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается, то и оснований для взыскания неудержанного налога с налогового агента нет, а значит, нет и оснований для взыскания пеней, то есть если НДФЛ работодателем не был удержан, следовательно, и пеней быть не должно.
Но поскольку мнения ВАС и ФНС расходятся, да и к тому же если неудержание НДФЛ не является обоснованным, то взыскание пеней налоговым органом с работодателя в случае несвоевременного удержания налога (как описано в примере 1) все-таки может быть допустимым.
Напомним, что пеня рассчитывается исходя из 1/300 действующей ставки рефинансирования, суммы задолженности по налогу и количества просроченных для оплаты дней.
Если налоговая инспекция выставит требование об уплате пеней и штрафов, то их обязательно нужно будет погасить, в противном случае можно ожидать блокировку расчетного счета организации.
Выплат больше не предполагается
По-другому нужно действовать, если в течение оставшегося налогового периода выплата доходов работнику в денежной форме больше не производилась.
Пример 2.
Сотруднику Романовой И. Д. 15 ноября 2017 г. был произведен расчет при увольнении (начислена и выплачена заработная плата за отработанные дни 20 500,00 руб. и начислена компенсация отпуска 12 650,00 руб.). Бухгалтер рассчитал сумму НДФЛ, подлежащую удержанию и перечислению в бюджет, в общем размере 2665,00 руб. Сумма, выплаченная на руки сотруднику, составила 30 485,00 руб.
Бухгалтер допустил ошибку – сумма НДФЛ была удержана только лишь из заработной платы Романовой И. Д., а с суммы компенсации не отгулянного отпуска НДФЛ не был удержан и в бюджет не перечислен.
Неудержанный НДФЛ составил 1645,00 руб. В связи с тем, что сотрудник уволился и, соответственно, никаких доходов ему выплачиваться больше не будет, то и удержать недостающую сумму налога с сотрудника в течение налогового периода у работодателя не предвидеться возможным. В данной ситуации работодателю нужно в обязательном порядке предоставить в налоговый орган сообщение о невозможности удержать налог с физлица и сумме налога. Данные сведения предоставляются налоговым агентом в виде справок 2-НДФЛ с признаком «2» по каждому физлицу, в отношении которых не был удержан налог.
В рассматриваемом примере 2 справка 2-НДФЛ по сотруднику Романовой И. Д. должна быть подана организацией не позднее 1 марта 2018 г. После чего налоговый орган вышлет уведомление физлицу Романовой И.Д. о том, что она самостоятельно должна уплатить сумму НДФЛ в бюджет. В свою очередь, налоговому агенту по итогам 2017 г. также необходимо будет предоставить в общем порядке справки 2-НДФЛ по всем физлицам (работникам) с признаком «1» и декларацию 6-НДФЛ за 12 месяцев 2017 года в срок до 2 апреля 2018 г. Однако нельзя утверждать, что налоговой инспекцией не будет осуществлено взыскание пеней и штрафов с работодателя в результате неудержания сумм НДФЛ, этот риск сохраняется и в подобных случаях.
Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, неоднозначен и зависит от того, что это за ошибка, и какие последствия она повлекла.
По общему правилу (п. 7 ст. 45 НК РФ) плательщику, обнаружившему ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, сбора, страховых вносов, пеней, штрафа нужно уточнить платеж, обратившись с заявлением в налоговый орган. Сделать это можно при выполнении двух базовых условий, предусмотренных указанной нормой:
-
допущенная ошибка не повлекла неперечисление налога (сбора, страховых взносов) в бюджетную систему РФ;
-
с даты перечисления платежа прошло не более трех лет.
Пользуясь названной возможностью можно уточнить практически любой реквизит платежного поручения: основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика, счет Федерального казначейства (п. 7 ст. 45 НК РФ, письмо Минфина России от 26.11.2019 № 03-02-08/91592).
Так, например, с 1 октября 2021 г. вступили в силу положения приказа Минфина от 14.09.2020 № 199н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» и произошли изменения в порядке заполнения реквизитов платежных поручений. Например, поле 106 «Основание платежа» больше не может принимать значения «ТР», «ПР», «АП» и «АР». В случае погашения задолженности по таким основаниям в поле 106 указывается значение «ЗД», а в поле 108 в номере документа первые два знака обозначают вид документа, например:
– «ТР0000000000000» – номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);
– «ПР0000000000000» – номер решения о приостановлении взыскания;
– «АП0000000000000» – номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
– «АР0000000000000» – номер исполнительного документа (исполнительного производства).
Вместо нулей указывается номер соответствующего документа, причем, значение и количество знаков в нем должны четко соответствовать указанным в соответствующем требовании, решении или исполнительном документе (см. письмо ФНС России от 20.09.2021 № КЧ-4-8/13355@).
В случае добровольного погашения задолженности по налоговым платежам при отсутствии документа взыскания и указания в поле 106 значения основания платежа «ЗД», в поле 108 указывается значение «0».
Если налогоплательщик запутался в новых правилах и допустил ошибку, платеж можно беспрепятственно уточнить.
То же касается и ошибки, скажем, в КБК. Даже если указанный при платеже код бюджетной классификации соответствует иному виду платежа, но также администрируемому налоговым органами. Например, если при уплате пеней по налогу на имущество организаций ошибочно указали КБК, соответствующий взносам на обязательное пенсионное страхование, уточнение возможно. Как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8) указание КБК необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и соответствует критерию принадлежности платежа, при этом неверное указание налогоплательщиком КБК в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его не исполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания кода бюджетной классификации в платежном поручении.
Ошибка в реквизите «ОКТМО» также зачастую грозит неверным определением принадлежности платежа, но, по сути, значима она только, если платеж зачисляется в доходы регионального или местного бюджетов. Согласно разделу 1 Порядка организации работы налоговых органов с невыясненными платежами Приказа ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@ «Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами» (далее – порядок) коды ОКТМО, указанные в расчетных документах на уплату федеральных налогов (сборов), в полном объеме подлежащих зачислению в доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, не используются органами федерального казначейства при межбюджетном регулировании поступающих доходов. В связи с этим неверно указанные коды ОКТМО в таких расчетных документах не требуют дополнительного уточнения (абз. 15 разд. 1 порядка). Однако, если налогоплательщику так спокойнее, можно обратиться в налоговый орган с целью уточнения платежа и в этом случае. Отказа не последует.
С начала 2021 г. в общий ряд встали правила уточнения платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (см. новую редакцию п. 9 ст. 45 НК РФ) при том, что раньше уточнение такого платежа не производилось в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме уже были учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Порядок взаимодействия с налоговым органом
Для решения вопроса об уточнении платежа налогоплательщику нужно обратиться с заявлением в налоговый орган.
Обратите внимание: даже если платеж за него внесло иное лицо, действия, связанные с уточнением платежа, предпринимает именно налогоплательщик, а не тот, кто произвел оплату, как следует из формулировок п. 7 ст. 45 НК РФ. Кстати, правила заполнения платежного поручения при внесении налогового платежа за иное лицо имеют особенности, и плательщики часто допускают ошибки, над исправлением которых впоследствии приходится немало потрудиться. Лучше заранее ознакомиться с правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ за иное лицо и разъяснениями ФНС России, представленными на ее официальном сайте.
Заявление формируется в произвольной форме. Главное, четко обозначить, в чем была ошибка, и как именно необходимо ее исправить. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату соответствующего налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.
Способов подать заявление три:
-
представить на бумажном носителе непосредственно в налоговый орган или по почте;
-
представить в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;
-
разместить через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно положениям НК РФ (п. 7 ст. 45) адресоваться нужно в налоговый орган по месту учета, однако из информации ФНС России «Подать заявление на уточнение платежа можно в любом налоговом органе» следует, что со 2 августа 2021 года при обнаружении ошибки в оформлении платежного поручения налогоплательщики-граждане могут подать заявление об уточнении платежа в налоговый орган вне зависимости от места постановки на учет. Поиск и уточнение такого платежа осуществляется в режиме налогового автомата.
Организации нужно подать заявление в инспекцию, где она состоит на учете к моменту обращения. Этот порядок един, в том числе в случае, когда стоит вопрос об уточнении платежа уже закрывшегося до даты подачи заявления обособленного подразделения, а также, если с момента оформления платежа организация сменила налоговую инспекцию. Даже если с момента ошибки предприятие пережило реорганизацию, правопреемник имеет право на уточнение платежа правопредшественника путем подачи заявления в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ).
На основании заявления налогоплательщика об уточнении платежа налоговый орган принимает соответствующее решение. При этом в НК РФ не обозначено, какой срок отводится на его принятие. Однако неясность устраняет раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@: решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней с даты поступления в налоговый орган указанного заявления.
Положительным оно будет лишь в случае, если уточнение платежа не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки. Причем как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8), поскольку решение об уточнение платежа принимается на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации, то и оценка вероятности возникновения у налогоплательщика недоимки должна проводиться не на день подачи заявления об уточнении платежа, а на день фактической уплаты налога в бюджетную систему.
Тот факт, что решение об уточнении платежа выносят на день фактической уплаты налога, влечет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. Если сам платеж был произведен без просрочки, пеня обнулится, если платежка с ошибкой была направлена в банк с опозданием, пеня уменьшится: уйдет ее начисление за время с момента платежа до дня принятия решения налоговым органом.
Пример
Налогоплательщик в платежном поручении на уплату НДС со сроком платежа до 25 октября 2021 года ошибочно указал КБК для налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет.
Само платежное поручение было направлено в банк 27 октября 2021 года.
Выявив ошибку, налогоплательщик обратился в налоговый орган с целью уточнения платежа. Было принято положительное решение.
Налоговый орган пересчитал пени, оставив их только за 2 дня просрочки (26 и 27 октября) согласно п. 3 ст. 75 НК РФ.
В данном случае при пересчете пеней налоговый орган ориентировался на сроки уплаты НДС, а не налога на прибыль, поскольку воля налогоплательщика была направлена на уплату именно НДС, а КБК для налога на прибыль был указан ошибочно.
О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. При этом направление извещений осуществляется в электронном виде для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи, – по телекоммуникационным каналам связи; в иных случаях для юридических лиц, ИП и физических лиц – выгружаются в Личный кабинет налогоплательщика при его наличии, в случае его отсутствия направляются по почте (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 45 НК РФ, раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@).
Может ли налогоплательщик впоследствии передумать и попросить уточнить этот же платеж еще раз? Формально НК РФ запрета не содержит, однако добиться желаемого вряд ли удастся. В подобном обращении налоговый орган и суд, скорее всего, увидят попытку манипулирования. Так, налогоплательщик, не получив от инспекции положительного решения о повторном уточнении платежа, обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа, обязанного принять решение по заявлениям. Однако понимания у суда не нашел (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.04.2019 № Ф08-2909/2019 по делу № А32-18312/2018). Суд счел, что с учетом конституционно-правового принципа однократности налогообложения, решение об уточнении платежа или об отказе в уточнении платежей принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика (налогового агента) один раз. Реализовав правомочие на уточнение платежа в первоначальных заявлениях, общество не может неоднократно менять назначение платежа в счет исполнения налоговых обязательств с целью создания разных правовых последствий.
Когда уточнение платежа невозможно?
В силу прямого указания п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение платежа невозможно, если с момента уплаты прошло более трех лет или, если ошибка в платежке повлекла неперечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
Как следует из ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Наряду с этим пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ предполагает, что в случае неправильного указания в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной.
Но в п. 7 ст. 45 НК РФ оговаривается, что можно уточнить платеж по реквизиту «счет Федерального казначейства».
Как же все это увязать?
Ответ прост: если ошибка в номере счета ФК, наименовании банка получателя привела к зачислению платежа не в тот бюджет бюджетной системы РФ (например, налогоплательщик ошибочно направил платеж в бюджет другого региона), уточнить платеж можно, но до момента уточнения налог (сбор, страховые взносы, пеня или штраф) будут числиться неуплаченными. Если же платеж вообще не попал ни в один бюджет бюджетной системы РФ, то уточнить платеж нельзя. В последнем случае необходимо произвести оплату повторно по верным реквизитам и просить о возврате ошибочно перечисленной суммы.
Еще одна загвоздка возникнет, если уточнить нужно не весь платеж, а лишь в части суммы. К сожалению, частичное уточнение суммы платежа, указанной в расчетном документе, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено (п. 7 ст. 45 НК РФ, Письмо ФНС России от 24.12.2019 № КЧ-4-8/26565).
В 2021 году многие налоговые агенты столкнулись именно с этой проблемой на фоне введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ. Верно применив налоговую ставку, не все обратили должное внимание на то, что НДФЛ по ставке 13 % и НДФЛ по ставке 15 % подлежат перечислению с указанием разных КБК в платежных документах. Так, для 13-процентного НДФЛ КБК при уплате организацией – налоговым агентом – 182 1 01 02010 01 1000 110, у ИП – налогового агента – 182 1 01 02010 01 1000 110; для 15-процентного НДФЛ КБК – 182 1 01 02080 01 1000 110.
Можно ли уточнить платеж, если суммы НДФЛ по разным ставкам объединены в одной платежке и направлены на один КБК, в то время как их следовало разделить на два платежа с разными КБК? Нет! Именно потому, что уточнение платежа в части не практикуется.
В означенной ситуации придется доплатить налог по тому КБК, который был упущен из виду, а сумму, излишне направленную на КБК, указанный в платежном документе, нужно просить вернуть или зачесть в счет уплаты любого налога, плательщиком которого является организация или ИП, но не в счет обязательств налогового агента по уплате НДФЛ.
Такой подход обусловлен тем, что организация или ИП выступает в роли не налогоплательщика, а налогового агента, которому запрещено за свой счет уплачивать НДФЛ за физических лиц (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 9 ст. 226 НК РФ). Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, в том числе и по ошибке, не является уплатой НДФЛ (письмо ФНС от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2020 № 19-19/164537@).
«Такском» — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.
20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:
— удаленная сдача отчетности в госорганы, в том числе решения 1С;
— оформление и получение электронных подписей;
— подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;
— надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;
— решения для маркировки и прослеживаемости товаров;
— проверка контрагентов.
Читайте больше в базе знаний «Такском»
Разберем, как скорректировать ошибочное уведомление по НДФЛ и взносам.
Содержание
- Общий алгоритм исправления
- Пример 1. Исправление ошибки в сумме налога – НДФЛ к уплате занижен
- Пример 2. Исправление ошибки в сумме налога — НДФЛ к уплате завышен
- Пример 3. Исправление ошибки в ОКТМО новым «Отражением»
- Пример 4. Исправление ошибки в КБК правкой исходного «Отражения»
Общий алгоритм исправления
Для НДФЛ и страховых взносов действуют одинаковые правила исправления. Специальной корректирующей или отменяющей формы для Уведомления не существует. Чтобы исправить ошибку, требуется подать еще одно Уведомление за отчетный период. Оно заменит собой отправленное ранее.
Порядок заполнения нового Уведомления зависит от типа ошибки в исходном документе.
Тип ошибки | Порядок корректировки |
Ошибка только в сумме НДФЛ или взносов. | В новом уведомлении указываем правильную сумму налога или взносов. Количество строк в старом и новом уведомлениях совпадает. |
Ошибка в реквизитах НДФЛ или взносов – КБК, ОКТМО, код ИФНС и т.д. |
На одну ошибочную строку из старого уведомления создаем две строки в новом документе:
|
Работа по подготовке нового Уведомления происходит в четыре этапа.
Шаг 1. Исправление ошибки и подготовка вспомогательных документов в ЗУП 3.1.
Подготовить Уведомление непосредственно в ЗУП 3.1 не получится. Оно составляется в бухгалтерской программе. На стороне ЗУП 3.1 можно создать только вспомогательные документы:
Как организовать работу с программой, чтобы правильно подготовить исходное Уведомление об удержанном НДФЛ и исчисленных взносах, смотрите в статье Как платить НДФЛ и взносы в 2023 году.
Чтобы внести корректировки по исчисленным взносам, нужно заполнить в ЗУП 3.1 новую редакцию Отражения зарплаты в бухучете. Для НДФЛ требуется отредактировать старый документ Отражения удержанного НДФЛ в бухучете или создать новый.
Возможны три варианта работы с Отражением удержанного НДФЛ в бухучете:
- Создать новое Отражение в дополнение к ранее созданному документу. Предыдущее Отражение оставить проведенным. Такой вариант применяется, когда в новом Уведомлении нужно показать НДФЛ по тем же реквизитам, но в большем размере. Новое Отражение можно создать только на сумму увеличения НДФЛ. Тогда при создании нового Уведомления можно учесть сведения об удержанном НДФЛ по обоим документам отражения.
- Создать новый документ, а первоначальный ошибочный — распровести. Способ применяют, если нужно сохранить историю документов в программе. Например, в новом Отражении требуется обнулить НДФЛ по неверным реквизитам и отразить правильные данные в новой строке. При этом нужно видеть, как был заполнен исходный ошибочный документ.
- Отредактировать прежнее Отражение удержанного НФДЛ, не создавая нового документа. Такой способ допускается, когда история документов в программе не важна.
Шаг 2. Передача документов из ЗУП 3.1 в бухгалтерскую программу.
Шаг 3. Подготовка нового Уведомления в бухгалтерской программе.
Выплаты производятся в течение налогового периода
Рассмотрим два варианта с наглядными примерами: когда сотруднику в течение всего налогового периода (то есть года) производятся выплаты в денежной форме и когда таких выплат не предполагается.
Пример № 1.
Сотруднику Потапенко Г. Н. в июне 2017 г. были начислены и выплачены отпускные за 2 недели отпуска на общую сумму 28 673,00 руб. Потапенко Г. Н. является резидентом РФ. Из начисленных отпускных был удержан и перечислен в бюджет НДФЛ 1600,00 руб. Вычеты по НДФЛ сотруднику не предоставляются.
Однако бухгалтером была допущена ошибка в расчете налога, поскольку сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, должна быть равна 3727,00 руб. (28 673,00 руб. × 13%=3727,00 руб.). То есть налог с отпускных был удержан не в полном размере. Недочет в расчете бухгалтером был обнаружен 1 декабря 2017 г. Потапенко Г.Н. продолжает работать и получает доход в денежной форме по настоящее время.
В рассмотренной ситуации организации, как налоговому агенту, рекомендуется пересчитать суммы НДФЛ по сотруднику за период с июня 2017 г. по декабрь 2017 г. включительно и доудержать до конца налогового периода (то есть до конца 2017 г.) с денежных доходов сотрудника недостающую сумму НДФЛ 2127,00 руб. (к примеру, из заработной платы, премий, больничных и пр.) и перечислить ее в бюджет. Но при этом важно помнить, что общая сумма удерживаемого НДФЛ не должна превышать 50% от выплачиваемого в денежной форме дохода сотруднику (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Далее, в связи с перерасчетом НДФЛ, нужно подать корректировочную декларацию 6-НДФЛ за полгода и 9 месяцев 2017 г., а до 2 апреля 2018 г. сдать декларацию 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ по итогам всего 2017 г.
Обратите внимание! доудержать налог можно с облагаемых доходов сотрудника в денежной форме только лишь в рамках текущего налогового периода. В 2018 г. удержания производить уже нельзя. Об этом свидетельствует Письмо ФНС РФ от 26.10.2016 № БС-4-11/20405@. То есть в описанном выше примере у бухгалтера есть возможность удержать недостающий НДФЛ в размере 2172,00 руб. с доходов Потапенко Г.Н. за декабрь 2017 г.
Но если бы ошибка при неверном расчете налога была найдена, предположим, в феврале 2018 г., то, соответственно, работодателю удержать НДФЛ уже не представилось бы возможным. И в подобном случае в результате неправомерного неудержания НДФЛ по итогам истекшего налогового периода санкций ИФНС в виде штрафа и пеней работодателю не избежать. А обязанность по уплате неудержанной суммы НДФЛ перекладывается уже непосредственно на физлицо. В свою очередь от организации, как налогового агента, требуется подать в ИФНС справку 2-НДФЛ с признаком «2» по данному сотруднику – в ней будет отражаться информация о неудержанных суммах налога с дохода физлица за налоговый период.
Что же касается взыскания пеней при несвоевременном удержании, то тут есть два мнения – ВАС РФ и ФНС РФ. Так, ВАС РФ в своем постановлении № 57 30.07.2013 г. разъясняет, что с налогового агента, который не удержал налог, могут быть взысканы пени. Однако ФНС РФ в своем письме № ЕД-4-2/13600 от 04.08.2015 г. утверждает следующее: в связи с тем, что перечисление НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается, то и оснований для взыскания неудержанного налога с налогового агента нет, а значит, нет и оснований для взыскания пеней, то есть если НДФЛ работодателем не был удержан, следовательно, и пеней быть не должно.
Но поскольку мнения ВАС и ФНС расходятся, да и к тому же если неудержание НДФЛ не является обоснованным, то взыскание пеней налоговым органом с работодателя в случае несвоевременного удержания налога (как описано в примере 1) все-таки может быть допустимым.
Напомним, что пеня рассчитывается исходя из 1/300 действующей ставки рефинансирования, суммы задолженности по налогу и количества просроченных для оплаты дней.
Если налоговая инспекция выставит требование об уплате пеней и штрафов, то их обязательно нужно будет погасить, в противном случае можно ожидать блокировку расчетного счета организации.
Выплат больше не предполагается
По-другому нужно действовать, если в течение оставшегося налогового периода выплата доходов работнику в денежной форме больше не производилась.
Пример 2.
Сотруднику Романовой И. Д. 15 ноября 2017 г. был произведен расчет при увольнении (начислена и выплачена заработная плата за отработанные дни 20 500,00 руб. и начислена компенсация отпуска 12 650,00 руб.). Бухгалтер рассчитал сумму НДФЛ, подлежащую удержанию и перечислению в бюджет, в общем размере 2665,00 руб. Сумма, выплаченная на руки сотруднику, составила 30 485,00 руб.
Бухгалтер допустил ошибку – сумма НДФЛ была удержана только лишь из заработной платы Романовой И. Д., а с суммы компенсации не отгулянного отпуска НДФЛ не был удержан и в бюджет не перечислен.
Неудержанный НДФЛ составил 1645,00 руб. В связи с тем, что сотрудник уволился и, соответственно, никаких доходов ему выплачиваться больше не будет, то и удержать недостающую сумму налога с сотрудника в течение налогового периода у работодателя не предвидеться возможным. В данной ситуации работодателю нужно в обязательном порядке предоставить в налоговый орган сообщение о невозможности удержать налог с физлица и сумме налога. Данные сведения предоставляются налоговым агентом в виде справок 2-НДФЛ с признаком «2» по каждому физлицу, в отношении которых не был удержан налог.
В рассматриваемом примере 2 справка 2-НДФЛ по сотруднику Романовой И. Д. должна быть подана организацией не позднее 1 марта 2018 г. После чего налоговый орган вышлет уведомление физлицу Романовой И.Д. о том, что она самостоятельно должна уплатить сумму НДФЛ в бюджет. В свою очередь, налоговому агенту по итогам 2017 г. также необходимо будет предоставить в общем порядке справки 2-НДФЛ по всем физлицам (работникам) с признаком «1» и декларацию 6-НДФЛ за 12 месяцев 2017 года в срок до 2 апреля 2018 г. Однако нельзя утверждать, что налоговой инспекцией не будет осуществлено взыскание пеней и штрафов с работодателя в результате неудержания сумм НДФЛ, этот риск сохраняется и в подобных случаях.
Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, неоднозначен и зависит от того, что это за ошибка, и какие последствия она повлекла.
По общему правилу (п. 7 ст. 45 НК РФ) плательщику, обнаружившему ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, сбора, страховых вносов, пеней, штрафа нужно уточнить платеж, обратившись с заявлением в налоговый орган. Сделать это можно при выполнении двух базовых условий, предусмотренных указанной нормой:
-
допущенная ошибка не повлекла неперечисление налога (сбора, страховых взносов) в бюджетную систему РФ;
-
с даты перечисления платежа прошло не более трех лет.
Пользуясь названной возможностью можно уточнить практически любой реквизит платежного поручения: основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика, счет Федерального казначейства (п. 7 ст. 45 НК РФ, письмо Минфина России от 26.11.2019 № 03-02-08/91592).
Так, например, с 1 октября 2021 г. вступили в силу положения приказа Минфина от 14.09.2020 № 199н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» и произошли изменения в порядке заполнения реквизитов платежных поручений. Например, поле 106 «Основание платежа» больше не может принимать значения «ТР», «ПР», «АП» и «АР». В случае погашения задолженности по таким основаниям в поле 106 указывается значение «ЗД», а в поле 108 в номере документа первые два знака обозначают вид документа, например:
– «ТР0000000000000» – номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);
– «ПР0000000000000» – номер решения о приостановлении взыскания;
– «АП0000000000000» – номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
– «АР0000000000000» – номер исполнительного документа (исполнительного производства).
Вместо нулей указывается номер соответствующего документа, причем, значение и количество знаков в нем должны четко соответствовать указанным в соответствующем требовании, решении или исполнительном документе (см. письмо ФНС России от 20.09.2021 № КЧ-4-8/13355@).
В случае добровольного погашения задолженности по налоговым платежам при отсутствии документа взыскания и указания в поле 106 значения основания платежа «ЗД», в поле 108 указывается значение «0».
Если налогоплательщик запутался в новых правилах и допустил ошибку, платеж можно беспрепятственно уточнить.
То же касается и ошибки, скажем, в КБК. Даже если указанный при платеже код бюджетной классификации соответствует иному виду платежа, но также администрируемому налоговым органами. Например, если при уплате пеней по налогу на имущество организаций ошибочно указали КБК, соответствующий взносам на обязательное пенсионное страхование, уточнение возможно. Как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8) указание КБК необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и соответствует критерию принадлежности платежа, при этом неверное указание налогоплательщиком КБК в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его не исполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания кода бюджетной классификации в платежном поручении.
Ошибка в реквизите «ОКТМО» также зачастую грозит неверным определением принадлежности платежа, но, по сути, значима она только, если платеж зачисляется в доходы регионального или местного бюджетов. Согласно разделу 1 Порядка организации работы налоговых органов с невыясненными платежами Приказа ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@ «Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами» (далее – порядок) коды ОКТМО, указанные в расчетных документах на уплату федеральных налогов (сборов), в полном объеме подлежащих зачислению в доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, не используются органами федерального казначейства при межбюджетном регулировании поступающих доходов. В связи с этим неверно указанные коды ОКТМО в таких расчетных документах не требуют дополнительного уточнения (абз. 15 разд. 1 порядка). Однако, если налогоплательщику так спокойнее, можно обратиться в налоговый орган с целью уточнения платежа и в этом случае. Отказа не последует.
С начала 2021 г. в общий ряд встали правила уточнения платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (см. новую редакцию п. 9 ст. 45 НК РФ) при том, что раньше уточнение такого платежа не производилось в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме уже были учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Порядок взаимодействия с налоговым органом
Для решения вопроса об уточнении платежа налогоплательщику нужно обратиться с заявлением в налоговый орган.
Обратите внимание: даже если платеж за него внесло иное лицо, действия, связанные с уточнением платежа, предпринимает именно налогоплательщик, а не тот, кто произвел оплату, как следует из формулировок п. 7 ст. 45 НК РФ. Кстати, правила заполнения платежного поручения при внесении налогового платежа за иное лицо имеют особенности, и плательщики часто допускают ошибки, над исправлением которых впоследствии приходится немало потрудиться. Лучше заранее ознакомиться с правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ за иное лицо и разъяснениями ФНС России, представленными на ее официальном сайте.
Заявление формируется в произвольной форме. Главное, четко обозначить, в чем была ошибка, и как именно необходимо ее исправить. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату соответствующего налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.
Способов подать заявление три:
-
представить на бумажном носителе непосредственно в налоговый орган или по почте;
-
представить в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;
-
разместить через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно положениям НК РФ (п. 7 ст. 45) адресоваться нужно в налоговый орган по месту учета, однако из информации ФНС России «Подать заявление на уточнение платежа можно в любом налоговом органе» следует, что со 2 августа 2021 года при обнаружении ошибки в оформлении платежного поручения налогоплательщики-граждане могут подать заявление об уточнении платежа в налоговый орган вне зависимости от места постановки на учет. Поиск и уточнение такого платежа осуществляется в режиме налогового автомата.
Организации нужно подать заявление в инспекцию, где она состоит на учете к моменту обращения. Этот порядок един, в том числе в случае, когда стоит вопрос об уточнении платежа уже закрывшегося до даты подачи заявления обособленного подразделения, а также, если с момента оформления платежа организация сменила налоговую инспекцию. Даже если с момента ошибки предприятие пережило реорганизацию, правопреемник имеет право на уточнение платежа правопредшественника путем подачи заявления в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ).
На основании заявления налогоплательщика об уточнении платежа налоговый орган принимает соответствующее решение. При этом в НК РФ не обозначено, какой срок отводится на его принятие. Однако неясность устраняет раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@: решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней с даты поступления в налоговый орган указанного заявления.
Положительным оно будет лишь в случае, если уточнение платежа не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки. Причем как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8), поскольку решение об уточнение платежа принимается на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации, то и оценка вероятности возникновения у налогоплательщика недоимки должна проводиться не на день подачи заявления об уточнении платежа, а на день фактической уплаты налога в бюджетную систему.
Тот факт, что решение об уточнении платежа выносят на день фактической уплаты налога, влечет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. Если сам платеж был произведен без просрочки, пеня обнулится, если платежка с ошибкой была направлена в банк с опозданием, пеня уменьшится: уйдет ее начисление за время с момента платежа до дня принятия решения налоговым органом.
Пример
Налогоплательщик в платежном поручении на уплату НДС со сроком платежа до 25 октября 2021 года ошибочно указал КБК для налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет.
Само платежное поручение было направлено в банк 27 октября 2021 года.
Выявив ошибку, налогоплательщик обратился в налоговый орган с целью уточнения платежа. Было принято положительное решение.
Налоговый орган пересчитал пени, оставив их только за 2 дня просрочки (26 и 27 октября) согласно п. 3 ст. 75 НК РФ.
В данном случае при пересчете пеней налоговый орган ориентировался на сроки уплаты НДС, а не налога на прибыль, поскольку воля налогоплательщика была направлена на уплату именно НДС, а КБК для налога на прибыль был указан ошибочно.
О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. При этом направление извещений осуществляется в электронном виде для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи, – по телекоммуникационным каналам связи; в иных случаях для юридических лиц, ИП и физических лиц – выгружаются в Личный кабинет налогоплательщика при его наличии, в случае его отсутствия направляются по почте (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 45 НК РФ, раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@).
Может ли налогоплательщик впоследствии передумать и попросить уточнить этот же платеж еще раз? Формально НК РФ запрета не содержит, однако добиться желаемого вряд ли удастся. В подобном обращении налоговый орган и суд, скорее всего, увидят попытку манипулирования. Так, налогоплательщик, не получив от инспекции положительного решения о повторном уточнении платежа, обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа, обязанного принять решение по заявлениям. Однако понимания у суда не нашел (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.04.2019 № Ф08-2909/2019 по делу № А32-18312/2018). Суд счел, что с учетом конституционно-правового принципа однократности налогообложения, решение об уточнении платежа или об отказе в уточнении платежей принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика (налогового агента) один раз. Реализовав правомочие на уточнение платежа в первоначальных заявлениях, общество не может неоднократно менять назначение платежа в счет исполнения налоговых обязательств с целью создания разных правовых последствий.
Когда уточнение платежа невозможно?
В силу прямого указания п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение платежа невозможно, если с момента уплаты прошло более трех лет или, если ошибка в платежке повлекла неперечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
Как следует из ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Наряду с этим пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ предполагает, что в случае неправильного указания в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной.
Но в п. 7 ст. 45 НК РФ оговаривается, что можно уточнить платеж по реквизиту «счет Федерального казначейства».
Как же все это увязать?
Ответ прост: если ошибка в номере счета ФК, наименовании банка получателя привела к зачислению платежа не в тот бюджет бюджетной системы РФ (например, налогоплательщик ошибочно направил платеж в бюджет другого региона), уточнить платеж можно, но до момента уточнения налог (сбор, страховые взносы, пеня или штраф) будут числиться неуплаченными. Если же платеж вообще не попал ни в один бюджет бюджетной системы РФ, то уточнить платеж нельзя. В последнем случае необходимо произвести оплату повторно по верным реквизитам и просить о возврате ошибочно перечисленной суммы.
Еще одна загвоздка возникнет, если уточнить нужно не весь платеж, а лишь в части суммы. К сожалению, частичное уточнение суммы платежа, указанной в расчетном документе, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено (п. 7 ст. 45 НК РФ, Письмо ФНС России от 24.12.2019 № КЧ-4-8/26565).
В 2021 году многие налоговые агенты столкнулись именно с этой проблемой на фоне введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ. Верно применив налоговую ставку, не все обратили должное внимание на то, что НДФЛ по ставке 13 % и НДФЛ по ставке 15 % подлежат перечислению с указанием разных КБК в платежных документах. Так, для 13-процентного НДФЛ КБК при уплате организацией – налоговым агентом – 182 1 01 02010 01 1000 110, у ИП – налогового агента – 182 1 01 02010 01 1000 110; для 15-процентного НДФЛ КБК – 182 1 01 02080 01 1000 110.
Можно ли уточнить платеж, если суммы НДФЛ по разным ставкам объединены в одной платежке и направлены на один КБК, в то время как их следовало разделить на два платежа с разными КБК? Нет! Именно потому, что уточнение платежа в части не практикуется.
В означенной ситуации придется доплатить налог по тому КБК, который был упущен из виду, а сумму, излишне направленную на КБК, указанный в платежном документе, нужно просить вернуть или зачесть в счет уплаты любого налога, плательщиком которого является организация или ИП, но не в счет обязательств налогового агента по уплате НДФЛ.
Такой подход обусловлен тем, что организация или ИП выступает в роли не налогоплательщика, а налогового агента, которому запрещено за свой счет уплачивать НДФЛ за физических лиц (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 9 ст. 226 НК РФ). Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, в том числе и по ошибке, не является уплатой НДФЛ (письмо ФНС от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2020 № 19-19/164537@).
«Такском» — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.
20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:
— удаленная сдача отчетности в госорганы, в том числе решения 1С;
— оформление и получение электронных подписей;
— подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;
— надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;
— решения для маркировки и прослеживаемости товаров;
— проверка контрагентов.
Читайте больше в базе знаний «Такском»
Разберем, как скорректировать ошибочное уведомление по НДФЛ и взносам.
Содержание
- Общий алгоритм исправления
- Пример 1. Исправление ошибки в сумме налога – НДФЛ к уплате занижен
- Пример 2. Исправление ошибки в сумме налога — НДФЛ к уплате завышен
- Пример 3. Исправление ошибки в ОКТМО новым «Отражением»
- Пример 4. Исправление ошибки в КБК правкой исходного «Отражения»
Общий алгоритм исправления
Для НДФЛ и страховых взносов действуют одинаковые правила исправления. Специальной корректирующей или отменяющей формы для Уведомления не существует. Чтобы исправить ошибку, требуется подать еще одно Уведомление за отчетный период. Оно заменит собой отправленное ранее.
Порядок заполнения нового Уведомления зависит от типа ошибки в исходном документе.
Тип ошибки | Порядок корректировки |
Ошибка только в сумме НДФЛ или взносов. | В новом уведомлении указываем правильную сумму налога или взносов. Количество строк в старом и новом уведомлениях совпадает. |
Ошибка в реквизитах НДФЛ или взносов – КБК, ОКТМО, код ИФНС и т.д. |
На одну ошибочную строку из старого уведомления создаем две строки в новом документе:
|
Работа по подготовке нового Уведомления происходит в четыре этапа.
Шаг 1. Исправление ошибки и подготовка вспомогательных документов в ЗУП 3.1.
Подготовить Уведомление непосредственно в ЗУП 3.1 не получится. Оно составляется в бухгалтерской программе. На стороне ЗУП 3.1 можно создать только вспомогательные документы:
Как организовать работу с программой, чтобы правильно подготовить исходное Уведомление об удержанном НДФЛ и исчисленных взносах, смотрите в статье Как платить НДФЛ и взносы в 2023 году.
Чтобы внести корректировки по исчисленным взносам, нужно заполнить в ЗУП 3.1 новую редакцию Отражения зарплаты в бухучете. Для НДФЛ требуется отредактировать старый документ Отражения удержанного НДФЛ в бухучете или создать новый.
Возможны три варианта работы с Отражением удержанного НДФЛ в бухучете:
- Создать новое Отражение в дополнение к ранее созданному документу. Предыдущее Отражение оставить проведенным. Такой вариант применяется, когда в новом Уведомлении нужно показать НДФЛ по тем же реквизитам, но в большем размере. Новое Отражение можно создать только на сумму увеличения НДФЛ. Тогда при создании нового Уведомления можно учесть сведения об удержанном НДФЛ по обоим документам отражения.
- Создать новый документ, а первоначальный ошибочный — распровести. Способ применяют, если нужно сохранить историю документов в программе. Например, в новом Отражении требуется обнулить НДФЛ по неверным реквизитам и отразить правильные данные в новой строке. При этом нужно видеть, как был заполнен исходный ошибочный документ.
- Отредактировать прежнее Отражение удержанного НФДЛ, не создавая нового документа. Такой способ допускается, когда история документов в программе не важна.
Шаг 2. Передача документов из ЗУП 3.1 в бухгалтерскую программу.
Шаг 3. Подготовка нового Уведомления в бухгалтерской программе.
Шаг 4. Удаление проводок ошибочного Уведомления в бухгалтерской программе.
После проведения нового Уведомления нужно убедиться, что в учете по единому налоговому платежу нет лишних проводок. Если ошибочное Уведомление в 1С: Бухгалтерии не прошло по каналам 1С-Отчетности – такой документ проще удалить. Тогда оно не сформирует лишних движений в учете.
Если ошибочное Уведомление уже передано через 1С-Отчетность – удалить его не получится. В этом случае порядок корректировки проводок зависит от набора платежей в старом и новом Уведомлениях:
- Если в ошибочном и в новом документах отражен только НДФЛ или только взносы по единому тарифу – набор платежей совпадает. Тогда новое Уведомление полностью заменит старое. Нужно просто удалить проводки ошибочного Уведомления. Варианты удаления:
- Очистить движения документа вручную по кнопке ДтКт.
- Использовать операцию Сторно документа (Операции — Операции, введенные вручную — Сторно документа).
- Если в Уведомлениях разный набор платежей – потребуется более тонкая корректировка. Например, в одном и том же документе заполнили данные об исчисленных страховых взносах и об исчисленном налоге на прибыль. В таком случае корректировку нужно проводить:
- Операцией по единому налоговому счету — Операции по ЕНС в 1С.
- Ручной корректировкой проводок в уведомлениях. Например, удалить в первичном Уведомлении проводки по тем налогам, по которым подаем корректировку.
Рассмотрим пошагово на примерах, как подготовить данные в ЗУП 3.1 для корректировки уведомления по НДФЛ в ЗУП 3.1 и 1С:Бухгалтерии.
Пример 1. Исправление ошибки в сумме налога – НДФЛ к уплате занижен
24 января 2023 года в ЗУП 3.1 было заполнено Отражение удержанного НДФЛ в бухучете за январь на 3 000 руб.
После синхронизации в 1С:Бухгалтерии было подготовлено уведомление в ИФНС.
На следующий день обнаружено, что одну из ведомостей отчетного периода забыли провести. Сумма удержанного НДФЛ по непроведенной ведомости составляет 1 000 руб.
Поэтому налог в Отражении удержанного НДФЛ и в Уведомлении об исчисленных суммах налогов за январь оказался занижен на 1 000 руб.
Разберем, как исправить Уведомление об исчисленных суммах налога по НДФЛ.
- Проведем недостающую ведомость на выплату зарплаты и определим, какую величину налога следовало отразить в Уведомлении. Итоговые суммы для Отражения удержанного НДФЛ в бухучете за январь будем проверять отчетом Удержанный НДФЛ (Зарплата – Налоги и взносы – Отчеты по налогам и взносам). Для этого укажем в настройках период 01.01.2023 – 22.01.2023. По отчету видно, что составить уведомление нужно было на 4 000 руб.Воспользуемся первым вариантом работы с Отражением удержанного НДФЛ в бухучете – создадим новый документ на недостающую сумму.
Если в информационной базе уже существуют Отражения удержанного НДФЛ в бухучете, то при создании нового документа за тот же самый отчетный период есть одна особенность. Новый документ автоматически заполнится только на сумму разницы.
В нашем случае в базе уже имеется Отражение удержанного НДФЛ в бухучете за январь на 3 000 руб.Создадим новое Отражение и заполним его автоматически. В документ подтянется разница по налогу на сумму 1 000 руб.
- Передадим Отражение удержанного НДФЛ в 1C: Бухгалтерию. В результате синхронизации в бухгалтерской программе появился еще один документ Сведения об удержанном НДФЛ (Зарплата и кадры – НДФЛ – Сведения об удержанном НДФЛ). Он дополняет предыдущие Сведения.
- Создадим новое Уведомление по НДФЛ при помощи обработки Задачи организации (Главное – Задачи).
Если первичное Уведомление тоже создавалось через Задачи организации, то кнопка Сформировать уведомление в форме задачи не будет отображаться. Создать новое Уведомление в этом случае можно другими способами:
- Вручную в рабочем месте 1С-Отчетность (Отчеты – 1С-Отчетность – Уведомления, сообщения и заявления).
- Скопировать исходное Уведомление в списке документов Уведомления об исчисленных суммах налогов (Операции – Единый налоговый счет – Уведомления) и отредактировать новый документ вручную.
- Для Уведомления по НДФЛ — создать новый документ на основании документа Сведения об удержанном НДФЛ. Отредактировать сумму налога в новом Уведомлении вручную.
Обработка находит два проведенных документа Сведения об удержанном НДФЛ за январь. Это старый документ на 3 000 руб. и дополняющий на 1 000 руб. По кнопке Сформировать уведомление создаем Уведомление об исчисленных суммах налога на общую сумму 4 000 руб. Значение НДФЛ в нем просуммировано по двум документам Сведений.При этом в программе все еще существует ошибочное Уведомление на 3 000 руб., которое ранее было передано в ИФНС. Если оставить его проведенным – в учете будут лишние проводки.
- Новое Уведомление полностью заменяет ошибочное. Поэтому, чтобы избавиться от ненужных записей – сторнируем записи ошибочного Уведомления документом Операция.
Пример 2. Исправление ошибки в сумме налога — НДФЛ к уплате завышен
24 марта 2023 года организация заполнила в ЗУП 3.1 Отражение удержанного НДФЛ в бухучете за период с 23 февраля по 22 марта на 30 000 руб. При синхронизации в 1С:Бухгалтерии был создан документ Сведения об удержанном НДФЛ.
По данным Сведений об удержанном НДФЛ было подготовлено Уведомление об исчисленных суммах налога по НДФЛ для отправки в ИФНС.
Из-за программной ошибки (Ошибки учета излишне удержанного НДФЛ в 2023 году) в уведомлении не была учтена сумма возвращенного сотруднику НДФЛ в размере 10 000 руб.
Разберем, как скорректировать Уведомление об исчисленных суммах налога.
- В новом Уведомлении требуется исправить только сумму налога. Все остальные реквизиты корректировать не нужно. Для этого создадим новое Отражение удержанного НДФЛ в бухучете и укажем в нем сумму НДФЛ на 10 000 руб. меньше.
В случае с возвратом НДФЛ автоматическое заполнение нового документа не подходит. Из-за ошибки ЗУП 3.1 не видит, что НДФЛ к перечислению подлежит уменьшению на сумму возврата. В новом Отражении по кнопке Заполнить разница по НДФЛ не рассчитывается.Чтобы не заполнять новое Отражение вручную, создадим его копированием исходного документа.В колонке Сумма введем правильное значение налога с клавиатуры. - Информация из Отражения удержанного НДФЛ в бухучете поступит в 1С:Бухгалтерию при очередной синхронизации. По полученным данным программа автоматически создаст новый документ Сведения об удержанном НДФЛ.
- Создадим новое Уведомление об удержанном НДФЛ в 1С:Бухгалтерии при помощи обработки Задачи организации.
При создании Уведомления обработкой Задачи организации программа суммирует налог по всем проведенным за отчетный месяц документам Сведения об удержанном НДФЛ. Если среди них есть ошибочные – они тоже будут учтены. Чтобы программа не включала в расчет ошибочные Сведения об удержанном НДФЛ, их нужно заранее пометить на удаление или распровести.
Пометим на удаление ошибочный документ Сведения об удержанном НДФЛ и создадим новое Уведомление.
- Теперь в программе имеются два Уведомления по НДФЛ за март – это приводит к задвоению проводок по уплате НДФЛ. Т.к. ошибочное Уведомление еще не передавалось в ИФНС, можем пометить его на удаление. После этого ошибочное Уведомление не будет влиять на формирование проводок по НДФЛ.
Окончательно удалить его можно будет позже в ручном режиме или по расписанию при помощи регламентного задания Удаление помеченных объектов.
Пример 3. Исправление ошибки в ОКТМО новым «Отражением»
В Отражении удержанного НДФЛ в бухучете был неправильно заполнен Код по ОКТМО. На основании ошибочного Отражения удержанного НДФЛ было подготовлено и отправлено Уведомление об исчисленных суммах налога. Все остальные реквизиты указаны правильно.
Разберем, как выполнить корректировку Уведомления.
- Для исправления ошибки создадим в ЗУП 3.1 новое Отражение удержанного НДФЛ в бухучете. Для этого скопируем исходный документ с ошибочным ОКТМО.Новое Отражение будет содержать две строки:
- Первая строка – с неправильным ОКТМО и нулевой суммой налога.
- Вторая строка – с правильными реквизитами. Ее удобно создать копированием первой строки.
- При очередной синхронизации новое Отражение «приедет» в бухгалтерскую программу, где будет автоматически создан документ Сведения об удержанном НДФЛ.
- На основании Сведений сформируем вручную новое Уведомление.
- Новое Уведомление заменит предыдущий ошибочный документ. Ошибочное Уведомление оставим для истории. Чтобы оно не формировало движения по счетам и регистрам, включим ручное редактирование проводок по кнопке ДтКт и очистим все записи.
Пример 4. Исправление ошибки в КБК правкой исходного «Отражения»
20 февраля организация выплатила зарплату и удержала с нее НДФЛ в размере 65 000 руб. На следующий день были выплачены дивиденды. Сумма удержанного НДФЛ с дивидендов составила 15 000 руб. В Отражении удержанного НДФЛ в бухучете налог с дивидендов был ошибочно отнесен к тому же КБК, что и налог с зарплаты.
В 1С: Бухгалтерию при синхронизации поступили ошибочные Сведения об удержанном НДФЛ и на их основании создано и передано в ИФНС Уведомление об исчисленных суммах налогов.
Рассмотрим, как исправить Отражение удержанного НДФЛ в бухучете в ЗУП 3.1 и подготовить новое Уведомление в 1С: Бухгалтерии.
С2023 года для дивидендов введены отдельные КБК. Подробнее об этом — смотрите в статье Для НДФЛ с дивидендов ввели свои КБК с 2023.
- Для исправления ошибки откроем документ Отражение удержанного НДФЛ в бухучете и откорректируем его вручную:
- В строке с общим КБК уменьшим сумму на НДФЛ с дивидендов.
- Добавим новую строку для налога с дивидендов и укажем в ней КБК для дивидендов.
- Отредактированное Отражение удержанного НДФЛ в бухучете передадим в бухгалтерскую программу. Документ поступит в 1C: Бухгалтерию и создаст в ней новую редакцию документа Сведения об удержанном НДФЛ.
- Создадим на основании новой редакции Сведений еще одно Уведомление и проведем его. Теперь в программе проведено два Уведомления.В результате суммы НДФЛ с зарплаты по счетам 68.01.1 и 68.90 и по регистру накопления Расчеты по налогам на едином налоговом счете задвоились. Всего сумма удержанного НДФЛ за февраль должна быть учтена в размере 80 000 руб. Из них 65 000 руб. – НДФЛ с зарплаты и 15 000 руб. – НДФЛ с дивидендов. В учете проводки по уплате НДФЛ отражены на 160 000 руб. – это ошибка.
- Исправим ошибки в суммах взаиморасчетов с ИФНС при помощи Операции по ЕНС (Операции – Единый налоговый счет – Операции по счету). Создадим операцию вида Налоги (начисление). Укажем с минусом сумму налога по первичному уведомлению 80 000 руб. по КБК для НДФЛ с зарплаты.
Убедимся, что суммы уплаченного НДФЛ теперь отражены верно – в размере 80 000 руб.
См. также:
- ЗУП 3.1: важные дела февраля 2023
Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно