Соглашусь с автором в том, что сейчас диктанты по русскому языку дети уже пошут в начальных классах, начиная с первого. Конечно, по большей степени программа зависит от того, какой именно обучающей программой руководствуется школа. Итак, если ребенок при написании диктанта допустил одну ошибку, тогда он получит заслуженную оценку «4». автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Пашенька 4 года назад Хоть в первом, хоть в любом другом классе, ошибка — это всегда ошибка, она уже не допускает отличную отметку. То есть, пятерка не может ставиться, даже если это исправление в неправильно написанном слове или в пунктуации. Если сделана ошибка, учитель обязан поставить ребёнку 4 -четыре. Также нужно заметить, что если в тексте встречаются сложные для написания слова и знаки препинания, учитель обязан! обратить на них внимание детей, выписать на доске и обьяснить детям написание. Irina L 4 года назад В соответствии с программными требованиями в первом классе обязательно проводятся диктанты (и словарные, и текстовые), но для такого вида работы подбираются слова, написание и произношение которых совпадает. При этом оценки в 1-м классе выставляться не должны: оценивание словесное или в виде символов. В качестве аргументов привожу выдержку из норм оценок по русскому языку для 1-го класса: Санитарный врач 4 года назад За одну ошибку в диктанте будь то в начальных классах или в старших могут поставить оценку либо «5» либо «4». Все зависит от характера ошибки. 1) Если ошибка в диктанте по той теме, которую еще не проходили по программе, то ее не считают за ошибку и ставят «5». 2) Если ошибка в диктанте орфографическая по уже пройденной теме, то однозначно ставят оценку «4». В начальных классах не снижают оценку за пунктуацию. Красное облако 4 года назад Всё зависит от самой ошибки, ошибка может быть не значительной, описка по сути, а может быть кардинальной она меняет весь смысл предложения, или слова. Чаще всего ставят 4 за диктант с одной ошибкой и даже с 2, но не более, речь идёт об орфографических ошибках. Мудрый Датч 4 года назад Смотря,какая ошибка в диктанте. Если грубая(недавно прошли орфограмму),то влепят четверку,чтобы учила лучше. А если диктант,так скажем на повторение,то могут и «5-» поставить. Вообще в школе(что в начальной,что в основной) нормы такие: 1(в редком случае 2)ошибки — «4» 2-3(в редком случае 4)ошибки -«3» 4(5-7) ошибок -«2» больше 7 ошибок -«1″(единица) , но сейчас в школьных тетрадях это редкость. А вот официальные нормы: Визартан 4 года назад У нас в школе за одну ошибку в диктанте ставится четверка (4), собственно и за одно исправление она же ставится, и за одну помарку и неправильный перенос она же, то есть четверка. Школа сама устанавливает эти нормативы, поэтому в вашей школе могут быть другие критерии. Уточните у учителя, она вам точно подскажет. сигунда 4 года назад Есть перечень ошибок, допускающих выставление высшего балла, например, «9». В остальных случаях выставляется «8» за одну ошибку. Takuggyy 4 года назад Ставится четыре, когда все правильно пять, больше 2 или 3 ошибок уже 3. Takuggyy 4 года назад Ставится четыре, когда все правильно пять, больше 2 или 3 ошибок уже 3 Знаете ответ? |
Нормы отметок в начальной школе
08.08.2013, 17:40 | |
Русский язык. Диктант. Ошибкой в диктанте следует считать: За ошибку не считаются: За одну ошибку в диктанте считаются: Негрубыми ошибками считаются следующие: Грамматическое задание. Списывание текста. «5» — ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы; Контрольный диктант. Оценки за контрольный диктант. Оценки за грамматические задания. «5» – всё верно; Словарный диктант. Количество слов (оценивается строже контрольного диктанта). Для словарного диктанта. Контрольное списывание. Математика.
Контрольная работа. Комбинированная. Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание. Для первого класса. Русский язык. Тексты диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы на ранее и вновь изученные правила. Для 1-го класса подбираются тексты, включающие в себя слова, в которых написание не расходится с произношением. Объем диктанта и текста для списывания должен быть следующим: в течение года — 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2-3 слова или предложение из 2-3 слов. В конце года — текст из 15 слов для диктанта, текст из 15 слов для списывания. Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программы данного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). За ошибку в диктанте не считают: За ошибку в работах типа списывания считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов. Задания для грамматического разбора (примерно 3 задания) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи. Математика Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нормы отметок в начальной школе
Русский язык.
Диктант.
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются:
— два исправления;
— две пунктуационные ошибки;
— повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку. Негрубыми ошибками считаются следующие:
— повторение одной и той же буквы в слове;
— недописанное слово;
— перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
— дважды записанное одно и то же слово в предложении. Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» — ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий. Списывание текста.
«5» — ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);.
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы, перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл. Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» — более 5 – 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий.
Словарный диктант. Количество слов (оценивается строже контрольного диктанта). Для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.).Математика.
Контрольная работа.
Примеры. Задачи.
«5» – без ошибок; «5» – без ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки;
«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.
Комбинированная.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче;
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок.
Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.
Для первого класса.
Русский язык.
Количество итоговых работ не должно превышать следующие нормы: II полугодие – 1 диктант (с грамматическим заданием), 2 списывания текста. Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ.
Тексты диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы на ранее и вновь изученные правила. Для 1-го класса подбираются тексты, включающие в себя слова, в которых написание не расходится с произношением.
Объем диктанта и текста для списывания должен быть следующим: в течение года — 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2-3 слова или предложение из 2-3 слов. В конце года — текст из 15 слов для диктанта, текст из 15 слов для списывания.
На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания 25-30 минут.
В 1-м классе используется только словесная оценка, а ее критериями являются соответствие или несоответствие требованиям программы.
Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программы данного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла;
г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
За одну ошибку в диктанте считают:
а) два исправления орфографического или фонетико-графического характера;
б) две однотипные пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове;
г) две негрубые ошибки.
Негрубыми считают следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении.
За ошибку в работах типа списывания считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов.
Задания для грамматического разбора (примерно 3 задания) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.
Математика
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по математике для четырехлетней начальной школы. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения.
При проверке выявляются не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормы оценок в начальной школе
Эффективность использования десятибалльной шкалы оценивания ЗУНов учащихся:1. Повышается надёжность процедуры определения фактической степени обученности учащихся.2….
- Мне нравится
Если вы знаете критерии оценивания ОГЭ по русскому языку, вы будете уверены, что сдадите экзамен максимально хорошо. Вы будете знать за что начисляют баллы, как их можно заработать больше, на что обратить внимание. Мы собрали для вас полную информацию по критериям оценивания работы в 2022 году и представили в простой и удобной форме, чтобы было проще разобраться.
Таблица с баллами по русскому языку
Оценивание тестовой части
Шкала перевода баллов в оценки
Количество баллов для поступления в профильные классы
Использование маршрутного листа
Таблица с баллами по русскому языку
Критерии проверки ОГЭ по русскому расписаны в Методических материалах ФИПИ на 2022 год. Их можно на сайте на сайте института. Информация открыта не только для предметных комиссий, но и для пользователей любых других категорий (учителей, учеников, родителей.). Изменений КИМ в структуре и содержании экзамена ОГЭ в 2022 году нет (в отличие от ЕГЭ 2022).
На сдачу ОГЭ по русскому языку отведено 3 часа 55 минут.
Критерии оценки ОГЭ по русскому языку, сводная таблица:
№ задания |
Критерии |
Максимальный балл |
2 |
Изложение |
7 |
2-8 |
7 заданий с выбором ответов из предложенных вариантов и с формулировкой собственного ответа |
7 |
9 |
Сочинение-рассуждение |
9 |
Грамотность |
Количество ошибок в изложении и сочинении |
10 |
Максимально возможный балл 33.
Оценивание изложения
Сжатое изложение – это второй номер задания, максимально за него можно набрать 7 баллов. Изложение должно быть объемом в районе 150 слов. Если изложение содержит меньше 50 слов, задание будет считаться не выполненным.
Как посчитать слова:
- при подсчете учитывают самостоятельные и служебные части речи;
- инициалы и фамилия считаются одним словом;
- слова, написанные через дефис (все-таки) считаются одним словом;
- цифры, написанные символом, не считаются (3 года – одно слово), написанные словом, считаются (три года – два слова).
Как оценивается изложение:
№ |
Критерии |
Баллы |
ИК1 |
Содержание |
|
Ученик точно передал основное содержание текста, отразил все важные для его восприятия микротемы. |
2 |
|
Ученик точно передал основное содержание текста, но:
|
1 0 |
|
ИК2 |
Сжатие исходного текста |
|
Применено 1 или несколько приемов сжатия текста, использованы они на протяжении всего текста |
3 |
|
Применено 1 или несколько приемов сжатия текста, но:
|
2 1 0 |
|
ИК3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: Нет логических ошибок, последовательность изложения не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но:
|
1 0 |
Оценивание тестовой части
Тестовая часть состоит из 7 заданий, целью которых является проверка навыков грамматического анализа текста. Максимальный балл 7, по одному баллу дается за каждое правильное выполненное задание.
О критериях оценивая тестовой части:
Вопросы |
Критерии |
Балл |
Вопрос 2. Синтаксический анализ текста |
Дан небольшой отрывок текста, его необходимо проанализировать с точки зрения синтаксиса. Это может быть определение грамматической основы предложения, видов придаточной части сложноподчиненного предложения, второстепенных членов предложения или осложняющих конструкций. |
1 |
Вопрос 3. Пунктуационный анализ текста |
Необходимо повести пунктуационный анализ заданного текста: определить, где и какой знак препинания (запятая, тире, двоеточие) нужно поставить, а где нет. |
1 |
Вопрос 4. Синтаксический анализ словосочетания |
На проверку навыков анализа словосочетаний с точки зрения синтаксиса:
|
1 |
Вопрос 5. Орфографический анализ |
Проверка знаний правил орфографии, которые изучались на протяжении всего периода обучения. |
1 |
Вопрос 6. Анализ содержания текста |
Дается текст, который нужно изучить и понять его смысл. Затем из указанных утверждений необходимо выбрать те, которые соответствуют смыслу текста. |
1 |
Вопрос 7. Анализ средств выразительности |
На определение предложений, в которых использовано указанное в задании средство выразительности речи. |
1 |
Вопрос 9. Лексический анализ текста |
В заданном в тексте нужно найти указанное в описание задания слово. Это может быть, как троп, так и синоним, антоним. Также в задании может указано значение слова, которое нужно найти в определенных предложениях. |
1 |
Оценивание сочинения
Сочинение – это задание 9. Оно носит творческий характер и проверяет умения экзаменуемого формулировать свои мысли, приводить аргументы, логически рассуждать. Даются три темы, можно выбрать любую. Критерии оценки практически одинаковые по структуре, но есть небольшие различия. Максимально за сочинение можно набрать 9 баллов.
Какие требования:
Критерии |
Требования |
Тезис |
Нужно четко выполнить требования и рекомендации, указанные в задании:
|
Аргументы |
Каждый тезис должен быть подтвержден. При доказательстве мыслей в первом абзаце обязательно нужно приводить примеры, важно ссылаться на текст. |
Логичность |
Написанный текст должен быть ясен и не должен включать в себя логических неточностей. Абзацы должны быть отмечены правильно. |
Композиция |
В сочинении должны присутствовать все основные компоненты текста типа рассуждения. |
Таблица системы оценивания:
№ |
Критерии |
Баллы |
С3К1 |
Толкование значения слова |
|
Ученик дал определение и прокомментировал его |
2 |
|
Ученик дал определение, но:
|
1 0 |
|
С3К2 |
Наличие примеров-аргументов |
|
Приведены два примера-аргумента: один пример-аргумент приведен из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта или приведены два примера-аргумента из прочитанного текста |
3 |
|
|
2 1 0 |
|
С3К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
|
2 |
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но:
|
1 0 |
|
С3К4 |
Композиционная стройность |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, но:
|
1 0 |
Когда сочинение полностью переписано или пересказано, работа оценивается в 0 баллов.
Оценивание грамотности
Грамотность оценивается отдельно, на основании проверки изложения и сочинения. Максимально можно заработать 10 баллов.
Таблица грамотности ОГЭ по русскому языку:
№ |
Критерии |
Баллы |
ГК1 |
Орфографические нормы |
|
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки |
2 |
|
|
1 0 |
|
ГК2 |
Пунктуационные нормы |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
|
|
1 0 |
|
ГК3 |
Грамматические нормы |
|
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка |
2 |
|
|
1 0 |
|
ГК4 |
Речевые нормы |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
|
|
1 0 |
|
ФК1 |
Фактическая точность письменной речи |
|
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
|
|
1 0 |
По критериям ГК1–ГК4 учитывается дополнительно объем изложения объем изложения и сочинения. Если он составляет 70-139 слов, максимально будет поставлен 1 балл, если соблюдены следующие требования:
- ГК1 нет орфографических ошибок или допущена 1 негрубая ошибка;
- ГК2 нет пунктуационных ошибок или допущена 1 негрубая ошибка;
- ГК3 грамматических ошибок нет;
- ГК4 речевых ошибок нет.
Шкала перевода баллов в оценки
Как перевести первичные баллы в пяти-бальную систему, смотрите в таблице:
Первичный балл |
Оценка |
29–33, из них 6 и более баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по ГК1–ГК4 набрано менее 6 баллов, ставится оценка «4». |
5 |
23–28, из них 4 и более баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по ГК1–ГК4 набрано менее 4 баллов, ставится оценка «3». |
4 |
15–22 |
3 |
0–14 |
2 |
Количество баллов для поступления в профильные классы
Для поступления в профильные классы нужно набрать по русскому языку не менее 26 первичных баллов на ОГЭ 2022.
Использование маршрутного листа
Чтобы достичь максимальных баллов на ОГЭ по русскому языку, используйте маршрутные листы. Они помогут осуществлять контроль за процессом обучения, своевременно определять слабые места, чтобы уделить их проработке больше внимания. Вы научитесь разбираться в критериях оценивания. Дополнительным преимуществом использования маршрутных листов является то, что вы научитесь анализировать сводную информацию, делать выводы из приведенных данных. Это вам поможет при сдаче не только русского языка, но и других предметов.
Заполнять маршрутный лист нужно, как минимум 1 раз в месяц, чтобы можно было отследить прогресс.
Примеры маршрутных листов можно скачать с сайтов различных образовательных платформ в интернете или сделать его самостоятельно. Мы приведем заполненный пример такого листа и разберем, какую информацию можно из него получить.
Пример:
Содержание |
Дата |
Дата |
Дата |
Дата |
Дата |
15.09 |
15.10 |
15.11 |
… |
… |
|
Изложение |
2 балла |
4 балла |
4 балла |
6 баллов |
7 баллов |
Сочинение |
4 балла |
6 баллов |
7 баллов |
8 баллов |
9 баллов |
Синтаксический анализ текста |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
Пунктуационный анализ текста |
— |
— |
— |
— |
— |
Орфографический анализ |
— |
— |
— |
+ |
— |
Синтаксический анализ словосочетания |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
Анализ содержания текста |
— |
— |
— |
+ |
+ |
Анализ средств выразительности |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
Лексический анализ текста |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
Из нашего примера виден хороший прогресс. За время подготовки ученик научился анализировать содержание текста, выделять из него главную мысль, применять средства выразительности. Наблюдается положительная динамика в количестве баллов за сочинение и изложение. Ученику следует больше времени работать над критериями грамотности, сделать упор на разбор орфографических и пунктуационных ошибок.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
«5» — за работу, в которой нет ошибок.
«4» — за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
«3» — за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» — за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
· Повторная ошибка в одном и том же
слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
· Ошибки на одно и то же правило,
допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»).
Ошибкой считается:
· Нарушение орфографических правил
при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
· Неправильное написание слов, не
регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
· Отсутствие знаков препинания,
изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
· наличие ошибок на изученные
правила по орфографии;
Недочеты:
— отсутствие знаков препинания
в конце предложения, если следующее предложение написано с большой
буквы;
— отсутствие «красной»
строки;
— неправильное написание одного
слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
Снижение отметки «за общее впечатление» допускается,
если:
— в работе имеется не менее 2-х неаккуратных исправлений;
— работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний,
неоправданных сокращений слов, отсутствуют красные строки).
Примечание:
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее
выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так
же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При
оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
Грамматическое задание
«5» — без ошибок.
«4» — правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» — правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» — правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
Оценки |
Допустимое количество ошибок |
||
II класс |
III класс |
IV класс |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
«5» |
Нет ошибок. Один недочет графического характера. |
Нет ошибок. |
Нет ошибок. |
«4» |
1 ошибка или 1-2 исправления |
1 ошибка или 1-2 исправления |
1 ошибка или 1-2 исправления |
«3» |
2 ошибки 1 исправление |
2 ошибки 1 исправление |
2 ошибки 1 исправление |
«2» |
4 ошибки и более |
4 ошибки и более |
4 ошибки и более |
Словарный диктант
Классы |
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
4-й класс |
Количество слов |
6-8 слов |
8-10 слов |
10-12 слов |
12-15 слов |
Критерии оценки |
«4» — 1 ошибка и 1 исправление. «3» — 2 ошибки и 1 исправление. «2» -3-5 ошибок. |
Тест
«5» — верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» — верно выполнено 3/4 заданий.
«3» — верно выполнено 1/2 заданий.
«2» — верно выполнено менее 1/2 заданий.
Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной
школе.
Основными критериями оценки изложений и сочинений
является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или
составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая
грамотность.
Сочинения и изложения в
начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель
ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность
(5/4).
Оценка содержания и речевого оформления.
Отметка
«5» ставится за изложение, в
котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение, в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста.
Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.
Отметка
«4» ставится за работу, в
которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трех ошибок (содержательных или
речевых).
Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6
ошибок (содержательных, речевых).
Отметка
«2» ставится за работу, в
которой имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь
между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь,
Оценка за грамотность.
«5» — допускается 1-2
исправлений;
«4» — допускается 1-2
орфографических ошибки, 1 пунктуационная;
«3» — допускается 3 – 6
орфографических, 2 пунктуационные ошибки.
«2» — допускается 7-8
орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Оценка «2» за сочинение, изложение в начальной
школе не
ставится. При этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку работе на
словах. После индивидуальной работы с
учащимся над данным видом деятельности выставляется отметка на один балл выше.
Исправление ошибок.
Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим
образом:
¨ неправильно написанную букву или
пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;
¨ речевые и содержательные ошибки подчеркиваются
волнистой линией.
Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения.
Неправильно написанное в скобки не берется.
Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I– орфографическая;
V – пунктуационная;
С – ошибка в содержании;
Р – речевая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на
полях.
Классификация ошибок в содержании.
Композиционные ошибки:
¨ несоответствие изложения, сочинения
плану;
¨ неоправданное нарушение
последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.
Логические ошибки:
¨ пропуск необходимых слов, существенных фактов
или признаков описываемого предмета;
¨ нарушение логической последовательности и
обоснованности;
¨ употребление в одном ряду понятий разных
уровней;
¨ нелепые, парадоксальные
суждения.
Классификация речевых ошибок.
Лексико-стилистические (словарные) ошибки:
¨ необоснованное повторение одних и тех же
слов;
¨ употребление слова в неточном и несвойственном
ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
¨ нарушение общепринятой сочетаемости
слов;
¨ употребление слов без учета их эмоционально –
экспрессивной или оценочной окраски;
¨ употребление диалектных слов и
просторечий.
Морфолого-стилистические ошибки:
¨ ошибки в словообразовании (детское
словотворчество);
¨ употребление диалектных или просторечных
форм;
¨ пропуск морфем (суффиксов,
постфиксов);
¨ образование формы множественного числа тех
существительных, которые употребляются только в единственном числе.
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):
¨ нарушение управления;
¨ нарушение согласования;
¨ неудачный порядок слов в предложении,
приводящий к искажению смысла;
¨ нарушение смысловой связи между местоимениями
и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
¨ двойное выражение подлежащего в одном
предложении ( именем существительным и местоимением);
¨ употребление глаголов в не соотнесенных
временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
¨ неумение находить границы
предложений.
Примечание
Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер,
неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения. Объем текстов для изложения должен быть примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктанта. Работа по развитию речи
оценивается только двумя отметками: одна – за содержание, вторая – за грамотность. Критерии оценки такие же, как и при оценке диктанта.
Контрольная работа по русскому языку.
«5» — безошибочно выполнены все
задания;
«4» — выполнено правильно не менее
3/4 всех заданий;
«3» — выполнено не менее ½ заданий;
«2» — ученик не справился с большинством заданий.
Оценка письменных работ по математике
Работа, состоящая из примеров:
· «5» — без
ошибок.
· «4» -1-2 вычислительные ошибки
грубые
· «3» — 3-4 вычислительные ошибки грубые или 3 и более
негрубых ошибки.
· «2» — 4 и более грубых
ошибки.
Работа, состоящая из задач:
· «5» — без
ошибок.
· «4» — нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2
вычислительные ошибки;
· «3» — хотя бы одна ошибка в ходе
решения задачи и 1 вычислительная ошибкаили если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;
· «2» — допущена ошибка в ходе
решения 2-х задач или допущена ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.
Комбинированная работа:
· «5» — без
ошибок
· «4» — 1 грубая и 1-2 негрубые
ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
· «3» — 2-3 грубые и 3-4 негрубые
ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
· «2» — 4 грубые
ошибки.
Математический диктант
· «5» — вся работа выполнена
безошибочно и нет исправлений;
· «4» — не выполнена 1/5 часть
примеров от их общего числа;
· «3» — не выполнена 1/4 часть
примеров от их общего числа;
· «2» — не выполнена 1/2 часть
примеров от их общего числа;
Грубые
ошибки:
· Вычислительные ошибки в примерах и
задачах.
· Ошибки на незнание порядка
выполнения арифметических действий.
· Неправильное решение задачи
(пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
· Не решенная до конца задача или
пример
· Невыполненное
задание.
Негрубые ошибки:
· наличие записи
действий;
· ошибки в записях математических
терминов, символов при оформлении математических выкладок;
· Нерациональный прием
вычислений.
· Неправильная постановка вопроса к
действию при решении задачи.
· Неверно сформулированный ответ
задачи.
· Неправильное списывание данных
(чисел, знаков).
· неверные вычисления в случае,
когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
· Недоведение до конца
преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не
снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:
правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
— неправильный ответ на поставленный вопрос;
— неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи
учителя;
— при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие
объяснения.
Недочеты:
— неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
— при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и
проиллюстрировать его;
— неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
— медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью
школьника;
— неправильное произношение математических терминов.
Снижение отметки «за общее впечатление» допускается, если:
— в работе имеется не менее 2-х неаккуратных исправлений;
— работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний,
неоправданных сокращений слов, отсутствуют красные строки).
Контрольная работа
· задания должны быть одного уровня
для всего класса;
· задания повышенной трудности
выносятся в «дополнительное задание», которое предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и «5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над
ошибками;
· оценка не снижается, если есть
грамматические ошибки и неаккуратные исправления;
· неаккуратное исправление — недочет
(2 недочета = 1 ошибка).
Нормы оценок по литературному чтению
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося,
оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:
— беглость, правильность,
осознанность, выразительность.
Оценка «5» ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка «4» ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом
классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка «3» ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два
других требования.
Оценка «2» ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены
остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял
прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка «5» — твердо, без подсказок, знает наизусть,
выразительно читает.
Оценка «4» — знает стихотворение наизусть, но
допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» — читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение
текста.
Оценка «2» — нарушает последовательность при чтении, не полностью
воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического
ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка «5» — выполнены правильно все требования
Оценка «4» — не соблюдены 1-2 требования
Оценка «3» -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка «2» — допущены ошибки более, чем по трем
требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои
слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка «5» — выполнены все требования
Оценка «4» — допущены ошибки по одному какому-то
требованию
Оценка «3» — допущены ошибки по двум требованиям
Оценка «2» -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка «5» — пересказывает содержание прочитанного самостоятельно,
последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка «4» -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет
их
Оценка «3» — пересказывает при помощи наводящих вопросов
учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2» — не может передать содержание прочитанного.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки по
чтению:
Ошибки:
— искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления
букв, слогов, слов);
— неправильная постановка ударений (более 2);
— чтение всею текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости
произношения слов при чтении вслух;
— непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время
чтения;
— неправильные ответы на вопросы по содержанию
текста;
— неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова
и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
— нарушение при пересказе последовательности событий в
произведении;
— нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
— монотонность чтения, отсутствие средств
выразительности.
Недочеты:
— не более двух неправильных
ударений;
— отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при
чтении вслух;
— осознание прочитанного текста за время, немного превышающее
установленное;
— неточности при формулировке основной мысли
произведения;
— нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная
выразительность при передаче характера персонажа.
Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим
требованиям, указанным в данном документе.
2-й класс.
Оценка «5» ставится ученику, если он: понимает содержание прочитанного,
отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами
.
— читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2
полугодии;
-верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую знакам
препинания в конце предложения;
— умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать
содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
— понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова
прочитывает целиком;
— допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.)
при соблюдении интонации конца предложения;
— правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает
речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
— знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки,
легко исправляет их сам.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
— осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов
учителя;
— читает отрывисто по слогам, темп чтения — не менее 20 слов в минуту
(1полугодие);
— читает медленно по слогам, темп чтения — не менее 45 слов в минуту (2
полугодие);
— допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв,
слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;
— пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и
исправляет их только с помощью учителя;
— знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его
неточно.
Оценка «2» ставится ученику в том случае, если он:
— читает по буквам, темп чтения — менее 40 слов в минуту; не понимает
содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
— при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит
текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются а тех редких случаях, когда ученик устойчиво испытывает большие
трудности в усвоении программы начальных классов).
3-й класс.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
— понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной
слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
— читает целыми словами (2полугодие);
— читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и
паузы;
— самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает
содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
— понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и
выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его
выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
— читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные
слова — по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и
логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста
на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
— правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его
неточно;
— знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает
незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка «3» ставится ученику, если он:
— читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1
полугодие);
— переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок — замена, пропуск,
перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
— последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль,
делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит
наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
— читает монотонно, по слогам (1полугодие);
— читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2
полугодие);
— допускает более 6 ошибок;
— искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль
прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
— при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст
стихотворения.
4-й класс.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
— читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств
выразительности (1 полугодие);
— читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм
литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию (2 полугодие);
— полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет
простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
— самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления
рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
— знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
— читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1
полугодие);
— читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (2
полугодие),
— делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и
пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
— самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные
речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
— читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные
неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
— читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1
полугодие);
— читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3
до 5 ошибок (2 полугодие);
— передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного,
составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.
— воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет
их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
— читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком,
допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное ( 1полугодие),
— не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок (2
полугодие);
— пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного,
допускает множество речевых ошибок;
— не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить
главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
— при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст
стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при
чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и
самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее: в 1-м классе — 1/4 страницы, во 2-м классе -1/3 страницы, в 3-м классе -1/2 , в 4-м классе 3/4 страницы учебной
книги для чтения.
При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно
поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в
конце I и II полугодий.
Окружающий мир
(естествознание и обществознание)
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область
«Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля — проверка знания фактов учебного материала, умения детей
делатьпростейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификации ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия
несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда
она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности,
условия протекания того
или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным
признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры,
подтверждающие вы
сказанное суждение;
отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;
неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному
результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе
изученных объектов
(природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных его
признаков;
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на
результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не
приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется
после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и
обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи
учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
– поиск ошибки;
– выбор ответа;
– продолжение или исправление высказывания.
Оценка “5″ ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный
материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все
поставленные вопросы.
Оценка “4″ ставится ученику, если его ответ в основном соответствует
требованиям, установленным для оценки “5″, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко
исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка “3″ ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного
материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями
природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка “2″ ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части
программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого
материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней
трудности.
“ВЫСОКИЙ” – все предложенные задания выполнены правильно;
“СРЕДНИЙ” – все задания с незначительными погрешностями;
“НИЗКИЙ” – выполнены отдельные задания.
Базовый уровень 0 – 60% |
60 – 77% |
77 – 90% |
90 – 100% |
менее 17 баллов |
18 – 22 балла |
23 -26 баллов |
27-30 баллов |
“2″ |
“3″ |
“4″ |
“5″ |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК ОБУЧАЮЩИХСЯ по
технологии
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы
оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в
целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный,
продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке
деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Нормы
оценок выполнения обучаемыми практических работ
Характеристика цифровой оценки (отметки)
• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего
места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);изделие изготовлено с учетом установленных требований; — полностью соблюдались правила техники
безопасности.
• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;изделие изготовлено с незначительными
отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности.
• “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время, изделие изготовлено с
нарушением отдельных требований;не полностью соблюдались правила техники безопасности.
• «2» ставится, если имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие
приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; не соблюдались многие правила техники безопасности.
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует
учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенностишкольников, содержание и характер труда.
Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно
применять и произносить термины.
«5»
ставится, если обучаемый:
— полностью усвоил учебный материал;
— умеет изложить его своими словами;
— самостоятельно подтверждает ответ конкретными
примерами;
— правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы
учителя.
«4» ставится, если
обучаемый:
— в основном усвоил учебный материал;
— допускает незначительные ошибки при его изложении своими
словами;
— подтверждает ответ конкретными примерами;
— правильно отвечает на дополнительные вопросы
учителя.
«3»
ставится, если обучаемый:
— не усвоил существенную часть учебного материала;
— допускает значительные ошибки при его изложении своими
словами;
— затрудняется подтвердить ответ конкретными
примерами;
— слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2»
ставится, если обучаемый:
— почти не усвоил учебный материал;
— не может изложить его своими словами;
— не может подтвердить ответ конкретными примерами;
— не отвечает на большую часть дополнительных вопросов
учителя.
Нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Оценка «5»
— учащийся полностью справляется с поставленной целью
урока;
— правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на
практике;
— верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой
все компоненты изображения;
— умеет подметить и передать в изображении наиболее
характерное.
Оценка «4»
— учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его
допускает неточности второстепенного характера;
— гармонично согласовывает между собой все компоненты
изображения;
— умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении
наиболее
характерное.
Оценка «3»
— учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
— допускает неточность в изложении изученного
материала.
Оценка «2»
— учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
— не справляется с поставленной целью урока;
Нормы оценивания знаний по музыке
Функция оценки — учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной
позиции). Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «5» ставится:
— если присутствует интерес
(эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
— умение пользоваться ключевыми и частными
знаниями;
— проявление музыкальных способностей и стремление их
проявить.
Отметка «4» ставится:
— если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание
своей
жизненной позиции);
— проявление музыкальных способностей и стремление их
проявить;
— умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка «3» ставится:
— проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции) или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
— или: проявление музыкальных способностей и стремление их
проявить.
Отметка «2» ставится:
— нет интереса, эмоционального отклика;
— неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
— нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их
проявить
Системы оценивания письменных работ по
математике
При проверке
усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения
учащимися теории и
умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Формами контроля качества освоения содержания
учебной программы учащимися являются:
·
Письменная
проверка предполагает письменный
ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам
относятся: домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы,
письменные ответы на вопросы теста, рефераты и пр.
·
Устная проверка предполагает устный ответ учащегося на один
или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.
·
Комбинированная проверка
предполагает сочетание устных и письменных форм работы.
Рассмотрим оценивание письменной проверки.
Оценка ответа
учащегося при письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.
е. за ответ выставляется одна из отметок:5 (отлично), 4
(хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), 1 (плохо) на
практике такую оценку практически не используют.
Учителю
важно знать, как соотнести фактические знания ученика и оценку, отражающую эти
знания.
В
зависимости от поставленных целей по-разному строится программа контроля,
подбираются различные типы вопросов и заданий. Но применение примерных норм
оценки знаний должно внести единообразие в оценку знаний и умений учащихся и
сделать ее более объективной. Примерные нормы представляют основу, исходя из
которой, учитель оценивает знания и умения учащихся.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке и оценке, определяются программой по математике
для средней школы. В задания для проверки включаются основные, типичные и
притом различной сложности вопросы, соответствующие проверяемому разделу
программы.
При
проверке знаний и умений, учащихся учитель выявляет не только степень усвоения
учащимися теории и умения применять ее на практике, но также умение
самостоятельно мыслить.
Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике в средней школе являются устный
опрос и письменная контрольная работа, наряду с которыми применяются и другие
формы проверки. Письменная контрольная работа позволяет оценить умение учащихся
излагать свои мысли на бумаге; навыки грамотного и фактически грамотного
оформления выполняемых ими заданий.
При оценке письменных контрольных работ учитель в первую очередь учитывает имеющиеся у
учащегося фактические знания и умения, их полноту, прочность, умение применять
на практике в различных ситуациях. Результат оценки зависит также от наличия и
характера погрешностей, допущенных при письменной контрольной работе.
Среди
погрешностей выделяются ошибки, недочеты и мелкие погрешности.
Погрешность
считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел
основными знаниями, умениями и их применением.
К
недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном
или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии
знаний, не считающихся в соответствии с программой основными. К недочетам относятся
погрешности, объясняющиеся рассеянностью или недосмотром, но которые не привели
к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения.
Грамматическая ошибка, допущенная в написании известного учащемуся
математического термина, небрежная запись, небрежное выполнение чертежа
считаются недочетом.
К
мелким погрешностям относятся погрешности в письменной речи, не
искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т. п.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. В одно время
при одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может
рассматриваться как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах она
может рассматриваться как недочет.
Решение
задачи считается безупречным, если получен верный ответ при правильном ходе
решения, выбран соответствующий задаче способ решения, правильно выполнены
необходимые вычисления и преобразования, последовательно и аккуратно оформлено
решение.
Оценивание письменных контрольных работ.
Ответ оценивается отметкой «5»,
если:
·
работа выполнена
полностью;
·
в логических рассуждениях
и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
·
в решении нет
математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является
следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
·
работа выполнена
полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать
рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
·
допущены одна ошибка или
есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти
виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
·
допущено более одной
ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но
учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
·
допущены существенные
ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной
теме в полной мере.
Отметка «1» ставится в случае:
·
полного незнания
изученного материала, отсутствия элементарных умений и навыков.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков учащихся
следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
·
незнание определения
основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул,
общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
·
незнание наименований
единиц измерения;
·
неумение выделить в ответе
главное;
·
неумение применять знания,
алгоритмы для решения задач;
·
неумение делать выводы и
обобщения;
·
неумение читать и строить
графики;
·
неумение пользоваться
первоисточниками, учебником и справочниками;
·
потеря корня или
сохранение постороннего корня;
·
отбрасывание без
объяснений одного из них;
·
равнозначные им ошибки;
·
вычислительные ошибки,
если они не являются опиской;
·
логические ошибки
·
вычислительные ошибки в
примерах и задачах;
·
-ошибки на незнание
порядка выполнения арифметических действий;
·
-неправильное решение
задачи (пропуск действий, неправильный выбор действий, лишнее действие);
·
-недоведение до конца
решения задачи или примера;
·
-невыполненное задание
·
-неправильный выбор
порядка выполнения действий в выражении;
·
-пропуск нуля в частном
при делении натуральных чисел или десятичных дробей;
·
-неправильный выбор знака
в результате выполнения действий над положительными и отрицательными числами; а
так же при раскрытии скобок и при переносе слагаемых из одной части уравнения в
другую;
·
— неправильный выбор
действий при решении текстовых задач;
·
-неправильное измерение
или построение угла с помощью транспортира, связанное с отсутствием умения
выбирать нужную шкалу;
·
-неправильное проведение
перпендикуляра к прямой или высот в тупоугольном треугольнике;
·
-умножение показателей при
умножении степеней с одинаковыми основаниями;
·
-“сокращение” дроби на
слагаемое;
·
-замена частного
десятичных дробей частным целых чисел в том случае, когда в делителе после
запятой меньше цифр, чем в делимом;
·
-сохранение знака
неравенства при делении обеих его частей на одно и тоже отрицательное число;
·
-неверное нахождение
значения функции по значению аргумента и ее графику;
·
-потеря корней при решении
тригонометрических уравнений;
·
-непонимание смысла
решения системы двух уравнений с двумя переменными как пары чисел;
·
-незнание определенных
программой формул (формулы корней квадратного уравнения, формул производной
частного и произведения, формул приведения, основных тригонометрических
тождеств и др.);
·
-приобретение посторонних
корней при решении иррациональных, показательных и логарифмических уравнений;
·
-погрешность в нахождении
координат вектора;
·
-погрешность в разложении
вектора по трем неколлинеарным векторам, отложенным от разных точек;
·
-неумение сформулировать
предложение, обратное данной теореме;
·
-ссылка при доказательстве
или обосновании решения на обратное утверждение, вместо прямого;
·
— использование вместо
коэффициента подобия обратного ему числа.
К негрубым ошибкам следует
отнести:
·
неточность формулировок,
определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков
определяемого понятия или заменой одного — двух из этих признаков
второстепенными;
·
неточность графика;
·
нерациональный метод
решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики,
подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
·
нерациональные методы
работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в
общем виде
·
неправильная постановка
вопроса к действию при решении задачи;
·
неверно сформулированный
ответ задачи;
·
неправильное списывание
данных чисел, знаков;
·
недоведение до конца
преобразований.
·
неправильная ссылка на
сочетательный и распределительный законы при вычислениях;
·
неправильное использование
в отдельных случаях наименований, например, обозначение единиц длины для единиц
площади и объема;
·
сохранение в окончательном
результате при вычислениях или преобразованиях выражений неправильной дроби или
сократимой дроби;
·
приведение алгебраических
дробей не к наиболее простому общему знаменателю;
·
случайные погрешности в
вычислениях при решении геометрических задач и выполнении тождественных
преобразований.
Недочетами являются:
·
нерациональные приемы
вычислений и преобразований; небрежное выполнение записей, чертежей, схем,
графиков.
Оценивание решения одной задачи, одного примера, ответа на один вопрос.
Это
необходимо, т. к. у доски, да часто и самостоятельно в классе учащиеся решают
одну задачу. К тому же умение оценивать решение одной задачи облегчает оценку
комплексного задания.
Решение
задачи обычно состоит из нескольких этапов:
а)
осмысление условия и цели задачи;
б)
возникновение плана решения;
в)
осуществление намеченного плана;
г)
проверка полученного результата.
Оценивая
выполненную работу, естественно учитывать результаты деятельности учащегося на
каждом этапе; правильность высказанной идеи, плана решения, а так же степень
осуществления этого плана при выставлении оценки нужно считать решающими. Т.о.,
при оценке решения задачи необходимо учитывать, насколько правильно учащийся
понял ее, высказал ли он плодотворную идею и как осуществил намеченный план
решения, какие навыки и умения показал, какие использовал знания.
Приведем пример.
Ученик
решает задачу, где важнейшим является составление системы уравнений. Если он
получил систему, но не довел решение до конца, то можно выставить “4”. Если же
основная задача состоит в решении полученной системы, то за ее составление
можно выставить “3”.
Оценка письменной работы по выполнению
вычислительных заданий и алгебраических преобразований
Оценка «5» ставится за безукоризненное выполнение письменной
работы, т.е.:
а) если решение всех примеров верное;
б) если все действия и преобразования
выполнены правильно, без ошибок; все записи хода решения расположены
последовательно, а также сделана проверка решения в тех случаях, когда это
требуется.
Оценка «4» ставится за работу, в которой допущена одна (негрубая)
ошибка или два-три недочета.
Оценка «3» ставится в следующих случаях:
а) если в работе имеется одна грубая ошибка и
не более одной негрубой ошибки;
б) при наличии одной грубой ошибки и
одного-двух недочетов;
в) при отсутствии грубых ошибок, но при
наличии от двух до четырех (негрубых) ошибок;
г) при наличии двух негрубых ошибок и не более
трех недочетов;
д) при отсутствии ошибок, но при наличии
четырех и более недочетов;
е) если неверно выполнено не более половины
объема всей работы.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок превосходит норму, при
которой может быть выставлена положительная оценка, или если правильно
выполнено менее половины всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил работу.
Примечание. Оценка «5» может быть поставлена,
несмотря на наличие одного-двух недочетов, если ученик дал оригинальное решение
заданий, свидетельствующее о его хорошем математическом развитии.
Оценка письменной работы на решение текстовых
задач
Оценка «5» ставится в том случае, когда задача решена правильно:
ход решения задачи верен, все действия и преобразования выполнены верно и
рационально; в задаче, решаемой с вопросами или пояснениями к действиям, даны
точные и правильные формулировки; в задаче, решаемой с помощью уравнения, даны необходимые
пояснения; записи правильны, расположены последовательно, дан верный и
исчерпывающий ответ на вопросы задачи; сделана проверка решения (в тех случаях,
когда это требуется).
Оценка «4» ставится в том случае, если при правильном ходе
решения задачи допущена одна негрубая ошибка или два-три недочета.
Оценка «3» ставится в том случае, если ход решения правилен, но
допущены:
а) одна грубая ошибка и не более одной
негрубой;
б) одна грубая ошибка и не более двух
недочетов;
в) три-четыре негрубые ошибки при отсутствии
недочетов;
г) допущено не более двух негрубых ошибок и
трех недочетов;
д) более трех недочетов при отсутствии ошибок.
Оценка «2» ставится в том случае, когда число ошибок превосходит
норму, при которой может быть выставлена положительная оценка.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не выполнил ни одного
задания работы.
Примечания:
1. Оценка «5» может быть поставлена
несмотря на наличие описки или недочета, если ученик дал оригинальное решение, свидетельствующее
о его хорошем математическом развитии.
2. Положительная оценка «3» может быть
выставлена ученику, выполнившему работу не полностью, если он безошибочно выполнил
более половины объема всей работы.
Оценка комбинированных письменных работ по
математике
Письменная работа по математике, подлежащая
оцениванию, может состоять из задач и примеров (комбинированная работа). В таком
случае преподаватель сначала дает предварительную оценку каждой части работы, а
затем общую, руководствуясь следующим:
а) если обе части работы оценены одинаково, то
эта оценка должна быть общей для всей работы в целом;
б) если оценки частей разнятся на один балл,
например, даны оценки «5» и «4» или «4» и «3» и т. п., то за работу в целом,
как правило, ставится балл, оценивающий основную часть работы;
в) если одна часть работы оценена баллом «5»,
а другая — баллом «3», то преподаватель может оценить такую работу в целом баллом
«4» при условии, что оценка «5» поставлена за основную часть работы;
г) если одна из частей работы оценена баллом
«5» или «4», а другая — баллом «2» или «1», то преподаватель может оценить всю
работу баллом «3» при условии, что высшая из двух данных оценок поставлена за
основную часть работы.
Примечание. Основной считается та часть работы, которая включает
больший по объему или наиболее важный по значению материал по изучаемым темам
программы.
Оценка текущих письменных работ
При оценке повседневных обучающих работ по
математике учитель руководствуется указанными нормами оценок, но учитывает
степень самостоятельности выполнения работ учащимися.
Обучающие письменные работы, выполненные
учащимися вполне самостоятельно с применением ранее изученных и хорошо закрепленных
знаний, оцениваются так же, как и контрольные работы.
Обучающие письменные работы, выполненные
вполне самостоятельно, на только что изученные и недостаточно закрепленные правила,
могут оцениваться менее строго.
Письменные работы, выполненные в классе с предварительным
разбором их под руководством учителя, оцениваются более строго.
Домашние письменные работы оцениваются так же,
как классная работа обучающего характера.
В соответствии с особенностями математики как
учебного предмета оценки за письменные работы имеют большее значение, чем
оценки за устные ответы и другие виды работ.