Пожалуй, одна из главных особенностей нулевого мыла это его непредсказуемость. Никогда не получается заранее предугадать откуда ждать подвоха. Например, совсем недавно я делала мыло-привидение и использовала для него гелевые красители. Получился яркий, насыщенный цвет, что, в общем-то, редкость для мыла с нуля. Повторяю этот же рецепт на мастер-классе, добавляю этот же краситель, но из другой партии, и вместо равномерной окраски получаю красные точечки в мыльной массе, которые даже и не собираются растворяться.
И такие случаи на каждом шагу – мыльная масса может расслоиться, убежать, поменять цвет, покрыться слоем жидкости… В каком же случае можно точно сказать, что мыло с нуля не получилось, а когда еще можно спасти ситуацию?
Итак, давайте вместе разбираться, что может пойти не так:
- Мыльная масса мгновенно затвердевает
Причина: Такое иногда случается, когда Вы делаете мыло холодным способом. Здесь может быть два объяснения – или не правильно подобранный рецепт (большое количество твердых масел, воска или стеариновой кислоты) или это результат взаимодействия щелочи с отдушкой.
В такой ситуации я советую переложить мыло в кастрюлю и переварить его горячим способом. При этом после стадии геля Вы можете немного разжижить мыльную массу, добавив глицерина, этилового спирта или пропиленгликоля. - Краситель не расходится или меняет цвет
Причина: Во-первых, всегда внимательно изучайте инструкцию по применению того или иного красителя. Некоторые из них надо предварительно растворять в воде, некоторые – растирать в масле. Также следует быть аккуратными с пищевыми красителями, хоть их и можно растворять прямо в мыльной массе, зачастую они ведут себя непредсказуемо. В большинстве случаев, когда мыло с нуля не получилось таким, как задумывалось, виноват именно краситель. - Мыльная масса расслаивается или не загустевает
Причина: Расслоение или изменение консистенции мыльной массы может быть связано опять-таки с реакцией щелочи с отдушкой. Кроме этого довольно сложно бывает довести до следа мыло на КОН или мыло с большим количеством жидких масел. В этой ситуации Вам поможет повторное доведение массы до следа, причем, можно делать это постепенно: несколько минут интенсивно смешивать блендером, затем давать мылу «отдохнуть» минут 10-15, после чего опять подключать блендер. За несколько таких подходов даже самое капризное мыло загустеет и перестанет расслаиваться.
- Мыло убегает из формы
Причина: Такое довольно часто происходит при перегревании. Например, Вы смешивали масла с щелочным раствором при высокой температуре, а потом поставили проходить гель в разогретой до 180 градусов духовке – залитая мылом духовка гарантирована! Спасти ситуацию довольно просто – соберите, насколько это возможно, мыльную массу обратно в форму или кастрюлю и продолжайте нагревать, уменьшив температуру. Если Вы успели поймать мыло при попытке побега, то будет достаточно как следует его перемешать. В следующий раз просто смешивайте масла с щелочным раствором при более низкой температуре, и нагревайте постепенно, так Вы с легкостью избежите этой ошибки. Мыло с нуля хоть и капризно, но вполне приручаемо. - Не наступает стадия геля
Причина: Для равномерного прохождения геля необходимо постоянное нагревание. Если Вы делаете мыло горячим способом – просто увеличьте температуру, если же это мыло ХС, то следует переместить его в более теплое место. В зимнее время года для этого идеально подходит батарея. Чтобы мылу было уютнее, закутайте его в полотенце или плед. - Мыло мягкое на ощупь и крошится при нарезке
Причина: Так ведет себя мыло, не прошедшее гель. Если Вы видите, что мыло получилось безгелевым – не торопитесь вынимать его из формы, дайте ему немного «окрепнуть». Нарезать его тоже лучше через некоторое время, можете подождать даже дней 10-15. Зреет безгелевое мыло примерно на две недели дольше, чем обычное. - На поверхности готового мыла образовался слой жидкости.
В первую очередь Вам надо определить, что это за жидкость. Это может быть глицерин, который всегда «отторгается» мылом ХС, щелочной раствор, вода или масло. Проверьте не содержится ли глицерин в составе использованных красителей. Если нет, то немного поэкспериментируйте с образовавшейся жидкостью: измерьте рН, попробуйте растворить в воде. Если это глицерин или излишки воды (например, если Вы добавили часть воды уже после следа), то можно просто слить жидкость и оставить мыло подсыхать. Если это масла или высококонцентрированный щелочной раствор, к сожалению, партию придется признать испорченной. Скорее всего, Вы неравномерно промешали мыльную массу перед выкладкой в форму. Спасти такое мыло можно, переварив его вместе с лишней жидкостью горячим способом.
- Белый налет на готовом мыле.
Причина: При контакте мыльной массы с воздухом образуется так называемый содовый пепел. Вы можете предотвратить его появление, накрыв форму пищевой пленкой. На готовом мыле содовый пепел можно просто срезать или смыть водой.
Как же избежать ошибок?
- Мыло с нуля, в первую очередь, требует хорошей теоретической подготовки, поэтому я всегда советую, перед тем как делать какое-нибудь нестандартное мыло как следует изучить все нюансы и поучиться на опыте своих предшественников.
- Кроме этого многих проблем можно избежать, предварительно тестируя новый краситель или отдушку на небольшом количестве мыльной массы.
- Тщательно продумывайте рецепт, не стесняйтесь попросить помощи в составлении рецепта у более опытных мыловаров.
- Старайтесь начинать с более простых рецептов, первое мыло сварите на воде, без добавок.
Но, не смотря на все вышесказанное – не бойтесь экспериментировать! Успехов Вам в мылотворчестве!
автор: Наталия Вербена
Обновлено: 23 апреля 2019
Большинство мыловаров сталкивается с белым налетом, который появляется на мыле после того, как оно затвердевает. Как правило, такой налет образуется на мыле, сваренном холодным способом. Это так называемый содовый пепел — безвредный налет, который образуется в результате реакции щелочи с углекислым газом, присутствующем в воздухе. В мыле с неровной поверхностью этот налет совершенно не мешает и не особо заметен, но если у вас были узоры (свирлы) на мыле, то присутствие налета будет огорчительным.
Налет может так же образоваться и внутри мыла. Это может произойти в том случае, если вы смешивали масла с щелочью при их обоюдной температуре менее 40° С и не довели мыльную массу до хорошего густого следа.
Как избежать появления налета?
Первый метод.
Чтобы налет не появился, сбрызните поверхность мыла спиртом и сразу же плотно накройте форму с мылом пищевой пленкой или полиэтиленовым пакетом, чтобы не попадал воздух. Этот метод либо уменьшит количество налета, либо полностью предотвратит его.
Второй метод.
Смешивайте масла с щелочью при температуре не менее 40° С!
Так же можно уменьшить количество воды в рецепте на 10% (этот способ хорош лишь в том случае, если в вашем рецепте основной процент составляют жидкие масла, т.к. уменьшение процента воды в рецепте с твердыми маслами приведет к моментальному схватыванию мыльной массы).
Третий метод.
Если вы не доводите до толстого следа, как например при свирлах, то включите в ваш рецепт до 5% растопленного пчелиного воска. Это поможет уменьшить содовый пепел.
Как убрать налет, если он все-таки появился?
Если вам не удалось избежать поверхностного налета, то его можно срезать ножом, либо просто смыть при помощи губки и воды. Так же можно потереть кусок мыла старыми нейлоновыми колготками (они дадут легкий скрабящий эффект). Если у вас есть паровой пылесос или просто утюг, то можно убрать налет при помощи пара. Просто подержите ваш паровой прибор надо мылом полминуты на расстоянии 10-15 см.
2. Мыло крошится
Этому может быть несколько причин.
Первая причина: мыло пересохло
Если вы варили мыло горячим способом на водяной бане и при выкладывании в форму, мыло вместо густой массы превратилось в мыльные хлопья, очевидно, вы слишком много и долго мешали мыльную массу, пока она варилась, и вода испарилась.
Мыло можно исправить, переплавив его и добавив немного воды в мыльные хлопья. Либо можно использовать мыльные хлопья/стружку для стирки белья.
Вторая причина: в составе много твердых масел
Мыло может крошиться и ломаться при нарезке. Если мыло сделано в основном из твердых масел (масло какао, кокосовое или пальмовое, к примеру), то оно очень быстро затвердевает и резать его нужно сразу же, как только оно затвердело и пока оно остается теплым. Попробуйте резать мыло горячим ножом.
Третья причина: в мыле есть соль
Если вы делали соляное мыло, то оно может так же крошиться при нарезке. Постарайтесь его нарезать пока оно еще теплое. Если мыло все же раскрошилось, его можно переплавить, добавив немного воды. На будущее постарайтесь делать соляное мыло сразу порционным (выкладывайте мыльную массу в силиконовые формы).
Четвертая причина: в мыле слишком много щелочи
Протестируйте мыло индикаторными полосками. Если показатель щелочи зашкаливает (10 или больше), то мыло сгодится для стирки белья (в перчатках). Если у вас достаточно терпения, мыло можно переварить, добавив дополнительных масел и жидкости (добавлять придется на глаз, если вы не помните/не записали сколько щелочи вы положили; если же вдруг вы знаете точно сколько вы положили щелочи, то попробуйте «подогнать» не хватающее количество масел под «лишнюю» щелочь).
3. Мыло становится маслянистым (выступают капельки масел)
Этому может быть несколько причин.
Первая причина: много пережира, много эфирных масел
Если вы положили 10% и более пережира и перелили эфирных масел (более 20 капель на 500 г мыла), то на готовом порезанном мыле могут выступить капельки масел. Дайте мылу вылежаться несколько недель до полного созревания (4-6 недель, если сварено холодным способом).
Вторая причина: мыло не прошло процесс «омыления» до конца
Возможно, мыло просто еще не прошло стадию геля (например, вы делали свирлы и сразу же охладили мыльную массу). Оставьте мыло дозреть.
Третья причина: недостаточно щелочи
Если мыло остается «жирным» и плохо мылится, возможно, вы ошиблись в расчетах и положили слишком мало щелочи. Если на мыле как бы масляный слой, попробуйте слить это масло в отдельную емкость и взвесить его. Проверьте мыло на щелочь специальными индикаторными pH полосками. Нормальный диапазон для мыла – от 8-10. Если у вас нет специальных полосок, просто помойте руки вашим мылом. Если у мыла pH – 10 или ниже, и мыло нормально мылится (после того как оно минимум две недели вылежалось) и не доставляет вашей коже неприятных ощущений, то можно продолжать им пользоваться.
Так же взвесьте весь мыльный кусок. Если общий вес лишнего масла плюс мыла не равен, а превышает предварительно рассчитанный вами вес мыла по калькулятору, значит, не хватает щелочи (гидрооксида натрия). Встречается и некачественная щелочь. Можно попробовать растопить такое мыло и на глаз добавить еще жидкости и масел.
4. В мыле белые точки
Первая причина: кристаллы щелочи не полностью растворились
При виде любых белых вкраплений и точек в мыле, следует сначала протестировать эти зоны индикаторными полосками! Если это щелочь, то придется выбросить мыло. На будущее, когда выливаете щелочной раствор в масла, лейте раствор через сито, таким образом, все нерастворившиеся кристаллы останутся на сите.
Вторая причина: в мыле формируются белые комочки после добавления эфирных масел
Некоторые эфирные масла способствуют формированию маленьких комочков в мыле, напоминающих рис. Чтобы избежать их появления, не капайте эфирные масла напрямую в мыльную массу. Смешайте эфирные масла с подогретым пережиром и влейте вместе в мыльную массу (после наступления следа). Если же комочки сформировались, то их можно попробовать разбить при помощи блендера.
5. Мыло плохо пахнет
Первая причина: вы делали мыло на молоке
Мыло, сделанное на молоке, а так же с добавлением кофе, может плохо пахнуть первое время. Дайте ему вылежаться, запах уйдет.
Вторая причина: мыло прогоркло
Возможно, вы использовали просроченные масла, либо масла не правильно хранились и прогоркли до срока. К сожалению, прогоркшее мыло остается лишь выкинуть.
6. Мыло загустевает на глазах
Случается такое, что мыло начинает резко густеть на глазах, так быстро, что вы не успеваете сделать свирлы и даже засунуть его в форму.
Первая причина: большой процент твердых масел/баттеров
Если вы уже все смешали и ввели пережир, эфирные масла и красители, то постарайтесь как можно быстрее запихнуть мыло в форму. Если готовое уже порезанное мыло вас не устраивает, его можно переплавить. На будущее, попробуйте вводить больше воды в состав мыла — не менее 38%. Процентное соотношение воды к щелочи можно увеличить от 2:1 до 3:1 (т.е. воды в три раза больше щелочи). Так же смешивайте ваши масла и щелочной раствор при более низкой температуре (40° С, не выше), это должно замедлить процесс омыления.
Вторая причина: некоторые эфирные масла ускоряют наступление следа
Некоторые эфирные масла ускоряют процесс омыления, к примеру, эфирные масла с цветочными запахами (сирень, лилия либо гардения). Эфирные масла с пряным запахом специй, такие как гвоздика или корица могут так же ускорить наступление густого следа и процесса омыления.
Так же, если в состав вашего мыла входит алкоголь, например вино или пиво, будьте готовы к тому, что мыльная масса начнет быстро «схватываться».
Не капайте эфирные масла напрямую в мыльную массу, разведите их в подогретом базовом масле или пережире. Добавляйте масляную смесь при легком «тонком» следе.
Мыльную массу можно попробовать разжижить, добавив в нее следующие компоненты: сахар, сорбит, мед или просто воду. Способ разжижения мыльной массы, как правило, используется мыловарами при варке мыла горячим способом, для того, чтобы создать свирлы, запихнуть мыло в форму. Можно так же попробовать ввести какой-либо из разжижающий компонентов в мыло, сваренное холодным способом. Мыльная масса должна стать более удобной для введения красителя, создания свирлов.
7. Мыло не вылезает из формы
Если вы делали мыло в пластиковой форме, то засуньте форму с мылом в морозилку минут на 15, потом выньте и подержите дно формы под струей очень горячей воды. Форма расширится, и мыло вывалится наружу.
Используйте силиконовые формы для мыла с нуля или разборные деревянные. Если не прокладывать деревянную форму пергаментом, то оно прилипает к стенкам и его приходится «вырезать» из формы, срезать со стенок.
8. В мыле круглые дырочки
Это могут быть просто пузырьки воздуха, но если в них собралась какая-либо жидкость, проверьте ее индикаторными полосками, т.к. это может быть щелочной раствор, а может и безопасное масло. Если полоски показывают очень высокое значение pH, это щелочь. Растопите ваше мыло и хорошенько все перемешайте. Если значение pH низкое (ниже 8-9, скажем), то это может быть масло или эфирное масло, что означает, что либо вы не очень хорошо вмешали пережир, либо переложили масел. Если мыло при этом нормально мылится, вылежав достаточный срок до созревания, то эти дырочки с маслом не помешают вам пользоваться мылом.
9. Мыло получилось мягкое, его невозможно порезать
Возможно, мыло еще не созрело. Если вы делали мыло с высоким содержанием жидких масел, то ему нужно больше времени на застывание.
Так же возможно, что ваше мыло еще не прошло фазу геля. Оставьте его созревать на пару недель.
Если вы делали мыло в разборной деревянной форме, то поможет снять бортики. Открытые части мыла затвердеют на воздухе быстрее, чем если мыло будет оставаться полностью закрытым в форме.
10. Мыло не входит в след, остается жидким.
Такое возможно, если вы использовали преимущественно жидкие масла. Продолжайте взбивать смесь миксером с небольшими перерывами (чтобы миксер не перегрелся). Иногда потребуется взбивать мыльную смесь до 40 минут или даже до часа. Если нет миксера, то поставьте массу в духовку (80-100° градусов С) и сделайте мыло горячим способом. Периодически помешивайте мыльную массу.
Общие рекомендации, когда мыло ведет себя «неправильно»:
1. Проверьте ваш рецепт, все ли верно вы положили и отмерили. Сверьтесь с мыльным калькулятором.
2. Проверьте ваши весы, — возможно у вас выставлено неправильно значение (например унции вместо грамм).
3. Проверьте срок годности ваших масел. Возможно, какое-то масло прогоркло, это можно определить по запаху. Если масла хранились в теплом месте, они могли прогоркнуть и до истечения срока годности.
4. Проверьте ваше мыло/мыльную массу на pH при помощи специальных индикаторных полосок.
В этой статье хочу рассказать о частых ошибках и неприятностях, которые могут подстерегать нас при мыловарении. Создание мыла ручной работы подразумевает аккуратность и знание некоторых особенностей тех веществ, с которыми придется работать. Некоторые правила, возможно, будет непросто понять без практики, но поверьте, я пишу об этом не просто так. Для мыловарения в домашних условиях все нижеописанное весьма важно.
Начнем с самого простого — ошибки при изготовлении мыла ручной работы из мыльной основы.
Техника безопасности при работе с основой. Казалось бы, ничего сложного и особо опасного при изготовлении мыла таким способом нет. Не могу сказать, что вы сильно заблуждаетесь, но:
от сильно разогретой основы можно получить ожоги, особенно, если основа нагревалась в микроволновой печи – там сложнее уследить за процессом.
Используя отдушки и эфирные масла, тоже надо быть осторожными. Не стоит их разводить или смешивать в посуде, которая используется при приготовлении пищи. Иначе, мыловар может столкнуться с серьезными проблемами со здоровьем. Все дело в том, что косметические отдушки могут содержать химические вещества, которые влияют на работу печени и почек, если попадают в организм. Ну а эфирные масла часто очень летучие и легко испаряются. Они могут вызывать аллергию различной степени тяжести. Прежде чем заниматься ароматерапией – прочтите хотя бы несколько статей на эту тему.
Приступая к мыловарению нужно четко знать, что хотите получить в результате.
Этого правила стоит придерживаться новичкам. Лучше сесть и записать, как Вы собираетесь добавлять ингредиенты, последовательность действий. Потому что при начавшемся процессе иногда приходится действовать быстро. Например, английская мыльная основа очень быстро застывает. И, будучи неопытным мыловаром, Вы, вполне вероятно, растеряетесь, положите в спешке, что-то не то. И если не мыло ручной работы (вашей, между прочим, работы), то настроение может быть испорчено.
Мыльную основу нельзя перегревать и доводить до кипения.
Фабричная мыльная основа при перегревании теряет жидкость, прозрачная основа становится мутной, появляются ненужные пузырьки или пена. При испарении жидкости у основы меняется уровень рH и наше мыло становится хуже качеством.
Чтобы избежать перегревания основы ее лучше растапливать на водяной бане. Так лучше удается контролировать процесс.
Принцип умеренности
Часто начинающие мыловары, делая мыло ручной работы, «от души» добавляют в него красители, масла, различные добавки и отдушки. Руководствуются обычно желанием сделать мыло красивым, душистым или хотят сделать мыло особо полезным. Такие похвальные, в общем-то, стремления могут превратить мыловарение в домашних условиях в сплошное разочарование. А все от отсутствия умеренности! Слишком большое количество красителя в мыле может окрашивать и кожу. Согласитесь, неприятно. Яркие насыщенные цвета в многослойном мыле будут окрашивать постепенно более бледные слои. Лишние полезные масла и витамины в мыльной основе будут выступать капельками. Основа много масел не принимает. Поэтому, ограничьтесь половиной чайной ложки всех полезных масел на 100 грамм мыльной основы.
Воду в мыльную основу добавлять не нужно.
Добавление воды необходимо при варении мыла «с нуля» или из детского мыла. В мыльной основе она никакой пользы не принесет. Прозрачная мыльная основа помутнеет, и будет хуже застывать. Если есть желание сделать мыло более полезным – киньте бумажный пакетик с травой в растапливающуюся мыльную основу – через десять минут заварится не хуже, чем в воде.
Как ведут себя некоторые добавки в мыле.
Сахар, шоколад, мед – хорошо плавят мыло. Для полезности в основу можно добавить мед – но не очень много. Шоколада на 100 грамм основы – 1 кубик. Дает интенсивный коричневый цвет, и немного запах. Застывает чуть дольше. Мед и сахар очень актуальны при расплавлении стружки из детского мыла.
Порошковая ваниль и корица – не дают ожидаемого запаха в мыле. Ваниль со временем придает мылу желтоватый оттенок. Это касается и мыла «с нуля»
Лепестки розы в мыле ручной работы могут приобрести весьма неожиданный зеленый цвет – лучше украшать мыльными розами. Цветы гибискуса (каркаде) тоже бесполезно добавлять в мыльную массу – совершенно не окрашивают, а сами становятся серого цвета.
Добавление в мыло соли тоже имеет свои особенности. Если варить мыло «с нуля», соль добавляют на эапе легкого следа, когда после смешивания щелочи и месел масса чуть загустеет. При добавлении в горячую мыльную массу из детского мыла – расслаивает ее. В результате химической реакции образуются вода и мыльные хлопья. Мыльную основу соль очень быстро загущает. После застывания соль может кристаллами выступать на поверхности соли. Солевое мыло почти не окрашивается пищевыми красителями.
Ментол кристаллический разводится алкоголем, лучше спиртом. В мыльной основе тоже неплохо расходится.
Все сухие добавки в мыльную основу оседают на дне формы. Это касается скрабящих веществ, порошковых красителей
Зеленка в мыле не дает такого яркого изумрудного цвета. Она выцветает.
Много кофе-порошка в мыле или сухих травок будут ощущаться кожей как жесткая мочалка. А это не всегда приятно. Кофе-жидкость не дает кофейного запаха.
Окрашивать мыло марганцовкой не надо! В лучшем случае, будет просто сушить, в худшем — можете не уследить, не размешаные кристалы марганца попадут в мыло а потом и на вашу кожу. Может быть ожог.
Рейтинг
☆
☆
☆
☆
☆
0.0
(0 голосов)
💬
Комментировать
16
👍
Нравится
66
Все!!! Заразилась мылком!!!!Это девочки-мыловары, все благодаря вам!!!))) Теперь осваиваю информацию.. Думаю тоже попробовать самой сварить такую красоту. Вот что нашала.
Статья: Типичные ошибки начинающих мыловаров
12.04.2010
Я не специалист-технолог, но с производственным мыловарением встречаюсь каждый день. Дело в том, что я работаю на мыловаренном предприятии но не мыловаром, а менеджером. Но познакомилась с мыловарением я задолго до того, как попала в коллектив Ароматика-soap. В ту далекую пору, не было в свободной продаже ни мыльной основы, ни других компонентов, популярных сейчас. Варили исключительно из детского мыла. С появлением мыльной основы, этот процесс стал значительно приятнее и проще, но есть некоторые моменты, на которых хочется остановиться. Оговорюсь сразу: ни на какие лавры я не претендую, просто, хочу поделиться своим мыловаренным опытом с Вами. А необходимость написать эту статью возникла потому, что Ваши письма с вопросами попадают именно ко мне и отвечаю на них либо я, либо наш мыловар-технолог, а эта статья – ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы начинающих мыловаров.
Начнем с азов, т.е. с мыла из основы. В предыдущих выпусках мы уже касались этой темы, даже делали мастер-класс. Но, как выяснилось, не плохо было бы разложить все по полочкам.
Пять простых правил мыловара, которыми не стоит пренебрегать.
1. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
По собственному опыту знаю, что некоторые мыловары пренебрегают правилами техники безопасности при мыловарении. Большинство мыловаров относится серьезно только к приготовлению “мыла с нуля”, а к “мылу из основы” – не очень. В самом деле, что здесь такого страшного, когда не используется никаких серьезных, требующих особого отношения компонентов? “Максимум, что может произойти- легкий ожог горячей мыльной основой” — думают некоторые начинающие мыловары. Но это не так, спешу развеять эти заблуждения.
Знаете ли Вы, что даже такой “не серьезный” компонент как косметическая отдушка, содержит определенные химические вещества, которые, при попадании в организм человека способны создать “горе-мыловару” проблемы с почками и печенью. Работать с отдушками нужно в перчатках , а посуду, используемую для меры желательно использовать в последствии только для отдушек. Это я к тому, что нельзя, например, использовать кухонную посуду и утварь, которую Вы планируете потом использовать для еды или приготовления пищи. Все выше сказанное справедливо так же для всех косметических компонентов, используемых в мыловарении.
2. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К МЫЛОВАРЕНИЮ, ХОРОШО ПРОДУМАЙТЕ ВАШЕ МЫЛО.
Это означает, что нужно придумать Ваше будущее мыло, его цвет, аромат, форму. Можно набросать его эскиз. Также необходимо, если у Вас нет рецепта, рассчитать сколько и каких компонентов потребуется и заранее приготовить рабочее место. Таким образом, Вы точно будете знать, что в итоге хотите получить и не будете отвлекаться на лишнее непосредственно во время самого процесса. Опытные мыловары, конечно могут рассчитывать компоненты и на глаз, но на первоначальном этапе лучше все продумать.
3. НЕ ДОВОДИТЕ МЫЛЬНУЮ ОСНОВУ ДО КИПЕНИЯ.
Растапливая основу, делайте это, лучше всего, на водяной бане. Почему? Многие пользуются микроволновкой — так быстрее. А потому, что фабричная мыльная основа имеет определенный уровень pH, а разогревая ее в микроволновой печи, довольно сложно рассчитать время, за которое она закипит. А кипение вредно нашей основе потому, что жидкость, содержащаяся в основе испаряется, и ее pH нарушается.
4. КРАСИТЕЛИ, АРОМАТИЗАТОРЫ И НАПОЛНИТЕЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ РАЗУМНО.
Не редки случаи, когда переборщив с красителем, можно получить красящее мыло, а это не очень-то эстетично. Или, если используются два вида основы, например, белый и красный (при передозе красителя) более яркий краситель начнет постепенно проникать в более светлую половину мыла. Это особенно справедливо для долго хранящегося мыла.
С ароматизаторами то же самое. Не говоря о том, что можно получить вместо “ароматного” “слишком пахучее” мыло, тем самым испортив его. С эфирными маслами так же следует обращаться осторожно. Лучше почитать любую специализированную литературу по использованию эфирных масел.
С наполнителями та же история: переборщив со скрабящими частицами получим вместо скрабящего массажа — жесткую терку.
5. ЧТО НЕ СТОИТ ДОБАВЛЯТЬ В МЫЛО
— розовые лепестки красного цвета в мыле становятся зелёными;
— каркадэ (цветки гибискуса), которым пытаются выкрасить мыло в красный, сереют — нет смысла в этой добавке
— соль, добавленная в горячую мыльную массу, разлагает содержимое кастрюли на воду и мыльные хлопья
— зелёнка в мыле выцветает.
— кофе (в смысле жидкость) запаха продукту не придаёт.
— скрабящие кусочки оседают на дне и не распределяются равномерно
— если добавить слишком много масел, они потом выступают капельками на поверхности мыла
— взбитая пена превращает мыло в суфле
— большое количество травок превращает мыло в жёсткий скраб
— слишком много масел — мыло может не мылиться или становиться «жирным» наощупь
— растворённая в мыле соль может выступить жёсткими кристаллами
— вино придает мылу синеватый оттенок
— сухие красители не растворяются, а оседают частичками
— от меда и сахара смесь становится жиже (их используют для плавления мыла)
— корица-приправа (в смысле порошок) запаха не дает
— порошковая ваниль также не дает запаха. (или дает, но запах даже отдаленно ваниль не похож)
Еще более подробно про ошибки мыловаров и их устранение можно почитать здесь:
http://www.nature-rus.ru/Rezepts/seife/zubereiten/Troubelshooting.html
Надеюсь, что эта статья поможет начинающим мыловарам избежать наиболее типичных ошибок. Успехов Вам в мыловарении, качественной мыльной основы и отличного результата.!
Материал собрала и подготовила, а так же взяла кое-что из собственного опыта Егорова Наталья, менеджер компании Ароматика –soap.
http://aromatika-soap.com/ — Все для счастья мыловара!
ссылка
Пост для мыловаров.
Коллеги, подробно делюсь граблями! Под катом — страшилка про кристаллы щелочи и другие истории моего первого года мыловарения. О них я писала на АЧ и в Лаборатории творящих, но лучше повторюсь.
Те, кто ещё ни разу не взвешивал щелочь и те, кто ещё боится её до чёртиков и планирует покупку противогаза, слушайте! САМОЕ СТРАШНОЕ , ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ, ЭТО ПЕРЕСТАТЬ БОЯТЬСЯ ЩЕЛОЧИ. Опытные мыловары подтвердят: страшно первые десять раз. А потом становится привычно. И лениво наливать слабый раствор уксуса и даже (ересь!) надевать перчатки. И вот тут и происходят самые большие неприятности. Не теряйте бдительности: уксус, очки, перчатки, маска, ситечко, выключенный телефон и хорошо проинтсруктированные дети — это обязательный ритуал. Берегите себя.
Во-первых, если есть возможность, покупайте гранулированную щелочь в банках по 800 г. Первый раз мне попалась в двойном пакете и кристаллическая. Кристаллы оказались здоровенными! А внутренний пакет — с дырой. При пересыпании из пакета в банку, взвесь из кристалликов так и сверкала в воздухе. Было страшно, скажу я вам. Если бы не хорошо знакомый с химреактивами бесстрашный друг, я бы не справилась.
1. В первый раз я варила кастильское ГС (5% касторки, 10% кокоса, 85% оливки). При большом % оливки нужно уменьшать воду до 28 — 30%, я взяла стандарт — 33%. Вот правду говорят, что не смотря на простой рецепт, это мыло не такое уж лёгкое. После застывания оно было очень мягким. Вынуть целым из формы не удалось, я выковыряла и переварила с добавлением воды. Потом неделю ждала, пока застынет. В результате вынула из силиконовой формы, нарезала, внутри оно оказалось почти жидким.
Но зато начало сохнуть! Ещё через пару недель получилось отличное мыло: нежное, пенное, самое первое, сделанное своими руками и я заболела мылом окончательно.
2. Прежде чем наиграться с травяными отварами, я совершила сразу две ошибки, разной степени тяжести. Знакомый многим совет: разделить жидкость, в части развести щелочь, а вторую часть добавлять при ГС в процессе варки. Так лучше сохраняются полезности. В первый раз добавляла отвар дуба в шампуневое мыло. Масса была такой густой, что размешалась неравномерно, п.э. мыло выглядело так:
Мне даже понравился эффект. Как шарлотка с яблоками
3. Следующая авария была с кофейным мылом, варила на 1000г. История трагедии: взяла 100 мл воды, охладила до ледяной корки, залила молочную кислоту (30г) , добавила щелочь, остудила, сравняла температуру до 40 градусов, процеживая сквозь ситечко смешала с маслом. Довела до следа, в легкий след вливала 200 мл крепкого кофе с гущей. Залила в деревянную форму, укутала и в горячую духовку. Через час заметила на поверхности желтые комки и трещины от бурного геля. После
разрезания батча обнаружила кристаллы щелочи.
….ʁɔvʎнdǝʚǝdǝu dиw wоɹʎdʞ ɐʚоvоɹ
Заодно прорекламирую хорошего мыловара Зину Петрович, которая помогла эту загадку решить: «Гидроксид натрия. Растворимость в воде. 108,7 г/100 мл. А ты умудрилась растворить 133гр гидроксида натрия, пусть и не в воде, а в растворе молочной кислоты. Но все равно щелочи там было тесно))))».
Мыло с кристаллами щелочи однозначно идёт в мусор.
4. Ошибка с соляным мылом. Цель была огого: соляные свирлы с ментолом и эфирами. Начиталась МК и решила не доводить до следа — помешала ложкой минут 10 до однородной массы, добавила соль, отделила часть и покрасила синим и желтым пигментами. Цвет был — восхитительный! Густо-травяной, масса красиво засвИрлилась. Ждала, что быстро застынет. Но через 3 часа все было горячим и мягким. Мучило ощущение, что гель не пошел, хотя духовка была 50 градусов.
Утром мыло оставалось мягким, с трудом выковыряла из формы. Консистенция жирного песочного теста. Цвет меня поверг в ужас… смесь ментола и фенхеля тоже не супер. В общем — всё выкинула.
Следующее соляное сделала по проверенному рецепту и оно хорошо прогелилось.
Главное — помните, каждая ваша ошибка делает вас мастером больше, чем сотня прочитанных страниц на форумах.