Если есть ошибка в запросе котировок

  • Нарушение сроков
  • Превышение установленного годового объема закупок
  • Ошибки заказчика при составлении извещения
  • Избыточные требования при проведении запроса котировок в электронной форме
  • Необоснованное отклонение заявок
  • Ошибки поставщиков

Запрос котировок в электронной форме — это конкурентная процедура, при которой заказчик размещает в ЕИС извещение, где сообщает сведения о закупаемых ТРУ, а победителем становится участник закупки, предложивший наиболее низкую цену. Торги, как таковые, при запросе котировок не проводятся. 

В рамках проведения закупок для государственных и муниципальных нужд к этой процедуре предъявляются более строгие требования, чем это предусмотрено Федеральным законом от № 223-ФЗ.  С учетом последних изменений в процедуре по 44-ФЗ существенно сокращены сроки для электронного запроса котировок — теперь отменить запрос котировок можно за 1 час до окончания срока подачи заявок (а не за 2 дня, как раньше), минимальный срок подачи заявок — 4 дня, нет возможности вносить изменения в извещение и формировать протокол разногласий.

Нарушение сроков

С 01.04.2021 г. процедура проведения запроса котировок в электронной форме в рамках 44-ФЗ была изменена, сроки ее сокращены, заказчики и поставщики получили, с одной стороны, возможность быстрее заключить контракт и провести закупку, а с другой стороны, стало сложно что-то поменять в самой закупке или контракте. 

Если ранее часто встречались нарушения, связанные с продлением закупки, то теперь можно прогнозировать, что больше всего ошибок будет именно на стадии заключения контракта — на направление проекта контракта на ЭП у заказчика всего три часа, а победитель запроса котировок должен подписать контракт в течение 1 дня с момента его получения. При этом нельзя допускать, чтобы контракт был подписан обеими сторонами ранее, чем через 2 рабочих дня после размещения в ЕИС итогового протокола. 

Для поставщика подобные нарушения могут иметь крайне неблагоприятные последствия, вплоть до внесения в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от подписания контракта. При этом различные неполадки, связанные с работой электросети, оборудования, не всегда могут оправдать действия поставщика — если им не было принято всех возможных мер или он делал все в последний момент, то, скорее всего, УФАС и суды встанут на сторону заказчика (например, см. дело № А63-18957/2020).

При проведении закупок по 223-ФЗ также нередки случаи, когда нарушаются сроки публикации извещений и протоколов.

Превышение установленного годового объема закупок

Такие нарушения выявляются, как правило, в ходе проверок в отношении всех процедур, где такие лимиты установлены, будь то запрос котировок, обычный или электронный, или же закупка у единственного поставщика. Подобные нарушения могут быть выявлены как у заказчиков, которые работали в рамках 44-ФЗ, так и у тех, кто проводил запросы котировок в рамках 223-ФЗ (максимальная сумма договора — 7 млн. руб.)

Ошибки заказчика при составлении извещения

Разработке извещения для проведения запроса котировок часто уделяется не столь пристальное внимание по  сравнению с аукционами или конкурсами. Это может привести к тому, что придется признавать победителем участника, заявка которого будет формально соответствовать всем требованиям заказчика, но при этом не совсем отвечать его запросам или потребностям.

Так, например, получилось при проведении администрацией Невьянского городского округа Свердловской области запроса котировок на оказание услуг по организации отдыха детей в детском оздоровительном лагере (извещение N 0162300019819000037). Заказчик прописал требования о том, что лагерь не должен находиться более, чем в 150 км от г Невьянска. Заказчиком была отклонена заявка участника, который предложил местоположение лагеря в 128 км от г. Невьянска по прямой, тогда как по автомобильным дорогам это расстояние превышало 150 км. УФАС по Свердловской области, а также судами (дело № А60-34380/2019) указано, что отклонение такой заявки было нарушением со стороны котировочной комиссии.

Много ошибок может быть там, где планируется поставка сложных высокотехнологичных товаров. В ходе проверки УФАС по Вологодской области (Решение №035/06/83.2-2/2021) выявил нарушение Заказчиком требований п.2) ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ, так как формулировки описания товара — стоматологического оборудования — не соответствовали требованиям ГОСТ.

Избыточные требования при проведении запроса котировок в электронной форме

В связи с внесенными с 01.04.2021 года изменениями, в рамках электронного запроса котировок изменились требования к заявке участника. Теперь заказчик получил право требовать не только декларацию того, что участник соответствует определенным требованиям (имеет лицензию, аккредитацию в СРО и пр.), но и подтверждающие документы. В этом плане процедура электронного запроса котировок стала больше похожа на электронный аукцион. Ранее требовать документы было нельзя.

Есть менее очевидные ситуации, когда заказчик устанавливает требования и требует формального их соблюдения, притом что на результат исполнения контракта они повлиять не могут. Например, при закупке услуг страхования гражданской ответственности через запрос котировок в электронной форме участникам было предложено предоставить предложения с разбивкой по каждому объекту страхования. Суды пришли к выводу, что указание участником итоговой суммы страховой премии, совпадающей с НМЦК, не нарушает требования законодательства и соответствует условиям техзадания, поскольку это не влияет на окончательную сумму. (Постановление АС Волго-Вятского округа от 13.04.2021 г. по делу № А79-6574/2020).

Необоснованное отклонение заявок

Иногда заявки участников отклоняют необоснованно. Например,  при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение № N 0342200014719000041) заказчик установил требования к товару — медицинскому наматраснику, — указав, что «это влагонепроницаемое паропроницаемое медицинское защитное изделие, стирка в стиральной машине при температуре до 95*С, в машине барабанного типа при температуре до 120».

Участник в заявке продублировал формулировку заказчика. Заявка была отклонена, т.к., по мнению заказчика, должен быть указан не диапазон температур, а конкретное значение. Комиссия УФАС, а также суды (Дело №А55-4523/2020) признали нарушения в действиях заказчика и сочли действия заказчика необоснованными.

Ошибки поставщиков

Среди поставщиков, которые подают заявки на участие в электронном запросе котировок, есть как те, кто регулярно участвует в закупках и знает все тонкости этого процесса, так и те, кто делает это впервые или время от времени.

Далеко не у всех поставщиков, особенно по небольшим закупкам, есть специальные службы или сотрудники, у которых достаточно времени и знаний для составления необходимых документов. Поэтому чаще встречаются именно технические ошибки, связанные с подготовкой заявки. В большей степени это касается товаров — указывают неправильные характеристики, ошибаются в наименовании, количестве и пр. В качестве наглядного примера, к чему может привести техническая ошибка в заявке, можно привести запрос котировок в электронной форме №0848300045419000129 на закупку услуг по аренде шатров для нужд городской администрации, где участник закупки представил заявку, полностью соответствующую требованиям, но указал ценовое предложение, где услуга стоила в 1000 раз меньше, чем планировалось первоначально (480 руб. вместо 480 тыс. руб.). Заявка автоматически выиграла, суд оснований для того, чтобы признать запрос котировок в электронной форме недействительным, не нашел (Дело №А41-51030/2019).

Следует помнить, что теперь изменить что-либо на этапе заключения контракта через протокол разногласий больше не получится. Если изменения, которые надо внести, не приведут к изменению существенных условий контракта, то можно попробовать договориться с заказчиком. Но на практике заказчики редко идут на подобные изменения, им проще отказаться от товара или услуг, не соответствующих условиям закупки.

  • Главная
  • Тендер

Что делать, если на электронный запрос котировок подана одна заявка: пошаговая инструкция

Одна заявка на участие в запросе котировок в электронной форме — это повод признать процедуру несостоявшейся. Инструкция для такой процедуры отличается от обычной схемы.

Как регулирует закон о контрактной системе

По ч. 7 ст. 82.4 44-ФЗ, выигрывает та заявка на запрос котировок, которая одновременно:

  • имеет надлежащее оформление и содержание;
  • предлагает самую низкую цену на продукцию.

Допущенной может быть только одна заявка на участие в запросе котировок. Выясняется это либо к моменту окончания срока подачи предложений (одно подано), либо уже на стадии их рассмотрения (одно допущено). Пошаговый запрос котировок с одним участником отличается от обычной схемы.

Что делать, если участвует один поставщик

Пошаговая инструкция запроса котировок по 44-ФЗ, если участвует один поставщик, выглядит так.

Шаг № 1. Проверить поступившие документы на соответствие требованиям размещенного в ЕИС извещения и 44-ФЗ.

Шаг № 2. Признать предложение либо надлежаще оформленным и допустить к участию либо отклонить.

Шаг № 3. Признать процедуру несостоявшейся (ч. 13 ст. 82.3 или ч. 9 ст. 82.4).

Шаг № 4. Продлить срок подачи на 4 рабочих дня (ч. 1 ст. 82.6).

Шаг № 5. Отразить решение о продлении в протоколе рассмотрения котировочных предложений.

В ч. 3 ст. 82.6 статьи установлено, что если после продления срока подачи заявок поступил только один образец котировочной заявки, который соответствует требованиям извещения, то контракт с участником, который подал его заключается как с единственным поставщиком по п. 25.2 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе.

Шаг № 6. Утвердить итоговый протокол, в котором нужно определить победителя.

Образец протокола

Скачать

Образец итогового протокола

Скачать

Что делать, если соответствует один участник

Инструкция для ситуации, при которой ценовые предложения для закупки подают несколько заинтересованных лиц, но допускают только одно, т. к. остальные неправильно оформили документ (ч. 9 ст. 82.4) совпадает с первым случаем. Если подана одна заявка на участие в запросе котировок, в протоколе нужно указать основания, по которым отказали в допуске участникам. Признать, что тендер не состоялся, а затем пролонгировать срок подачи заявок на 4 рабочих дня на основании ч. 1 ст. 82.6. Если после продления по-прежнему есть только один претендент на контракт, то закупку признают несостоявшейся, а с допущенным участником заключают контракт на основании п. 25.2 ч. 1 ст. 93.

Если в предложении допущена ошибка

Если участник по ошибке предложил цену выше максимальной, встает вопросом, что делать, если в предложении цены контракта допущена ошибка или отклонили по другим основаниям. Можно исправить ошибку и подать документы еще раз после продления процедуры. Это прописано в ч. 1 ст. 82.6.

Образец протокола

Скачать

Подписаться на новости

Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить

вопросы

Из нашей статьи вы узнаете:

Электронный запрос котировок — один из самых простых и популярных способов проведения электронных торгов. В 44-ФЗ содержится следующее определение этого процесса.

Запрос котировок — это процедура выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) путём размещения в ЕИС извещения для неограниченного круга лиц, в которой победителем признаётся участник закупки, соответствующий установленным требованиям и предложивший наименьшую цену.

То есть единственным критерием отбора выступает цена на товары, работы или услуги. При этом важно, чтобы документация поставщика соответствовала требованиям закона и заказчика.

Раньше запрос котировок могли проводить на бумаге и в электронном виде, но с 2019 года законодательство изменилось. Теперь эту процедуру можно проводить только в электронном виде.

Запрос котировок имеет следующие особенности.

Подать можно всего одно предложение цены от своего имени, которое может быть отозвано до окончания срока подачи заявок или с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки и до размещения проекта контракта, заключаемого с таким участником закупки. Не допускается отзыв заявок, которым присвоены первые три порядковых номера.

  • Плата за участие в запросе котировок заказчиком не взимается.
  • При НМЦК 1 млн рублей и более требуется обеспечение заявки.
  • При заключении контракта не предусмотрена возможность оформления протокола разногласий.
  • Необходимо иметь ЭЦП и аккредитацию на торговой площадке.

Извещение о проведении электронного запроса котировок размещается в ЕИС не менее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Электронный запрос котировок

Документация в запросе котировок не предусмотрена, вместо этого используются извещения для неограниченного круга лиц. Такое извещение публикуют в ЕИС.

Победителем становится тот, кто предложит самую низкую цену, а также соответствует требованиям заказчика, указанным в извещении.

Требования к проведению электронного запроса котировок

Заказчик может выбрать исполнителя с помощью запроса котировок в следующих случаях, если:

  • начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 3 млн рублей;
  • годовой объЁм закупок, осуществляемых путём проведения электронного запроса котировок, не должен превышать 20% совокупного годового объёма закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объём закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей.

Независимо от НМЦК и годового объёма закупок заказчик проводит запрос котировок в случае осуществления:

  • закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
  • закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона №44-ФЗ;
  • закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
  • закупок лекарств, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии в количестве, необходимом для лечения;
  • закупок спортинвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской или паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд России, субъектов РФ к спортивным соревнованиям и для участия в них;
  • закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физ. и (или) юр. лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
  • закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Это нужно учитывать при выборе такого способа определения поставщика, как электронный запрос котировок.

Инструкция по проведению запроса котировок в электронной форме


Схема проведения запроса котировок

Шаг 1. Заказчик размещает извещение в единой информационной системе (ЕИС) и даёт участникам не менее 4 рабочих дней на подачу заявок. Этот срок отсчитывается со следующего дня после даты публикации извещения. Дата окончания подачи заявок, как и дата размещения извещения, не входит в эти четыре рабочих дня. При этом заказчик вправе установить больший срок подачи заявок.

Заказчик имеет право внести изменения в извещение о запросе котировок, не позднее чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок, при этом срок подачи заявок продлевается не менее чем на три дня.

И также не позднее чем за один рабочий день до окончания срока подачи заявок заказчик имеет право отменить запрос котировок, если, к примеру, были допущены существенные ошибки в условиях закупки.

Ответственность за ошибки в извещении возлагается на контрактного управляющего или на руководителя организации — эти полномочия должны быть утверждены внутренним приказом.

Шаг 2. Участники запроса котировок подают свои заявки и получают идентификационные номера в течение часа после подачи.

Шаг 3. Когда срок подачи заявок истекает, собирается комиссия и определяет победителя. На это отводится два рабочих дня со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов закупки, указанных в извещении.

Члены комиссии проводят заседание очно или с использованием систем видео-конференц-связи, но при этом работают на электронной площадке, и каждый подписывает протокол своей электронной подписью. Затем уполномоченный сотрудник заказчика размещает протокол на ЭТП, и не позднее 1 рабочего дня, следующего за днём размещения протокола, заказчик формирует и размещает в ЕИС и на ЭТП (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта.

Шаг 4. В течение 1 рабочего дня после получения проекта контракта победитель должен его подписать.

Шаг 5. У заказчика есть 1 рабочий день на подписание контракта, но при этом контракт не может быть заключён ранее, чем через два рабочих дня после размещения протокола.

Какую информацию содержит извещение о проведении запроса котировок

В состав извещения о проведении запроса котировок входит информация, установленная статьёй 42 Закона №44-ФЗ, в том числе:

  • адрес электронной площадки;
  • сведения о заказчике, специализированной организации;
  • краткое изложение условий контракта, содержащее:
    • наименование и описание объекта закупки;
    • информацию о количестве;
    • информацию о месте поставки;
    • сроки доставки товара, выполнения работы или оказания услуги,
    • НМЦК;
    • источник финансирования;
    • в отдельных случаях указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
    • в отдельных случаях указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги и начальная сумма цен единиц и максимальное значение цены контракта;
  • идентификационный код закупки;
  • используемый способ определения поставщика;
  • размер обеспечения исполнения контракта, требования и порядок предоставления (при наличии).

Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путём проведения электронного запроса котировок, за исключением случая, когда запрос котировок проводится после расторжения заказчиком контракта на основании ч.9 или ч.15 статьи 95.

Требования к заказчику. Заказчик должен разместить в ЕИС, кроме извещения, электронные документы «Проект контракта» и «Обоснование НМЦК».

Законом ограничен допуск к участию в запросе котировок иностранных государств. Необходимо помнить о том, что часть номенклатуры товаров входит в нормативные акты по национальному режиму. Также важно помнить, что на закрытой площадке Гособоронзаказа АСТ ГОЗ запросы котировок по 44-ФЗ не проводятся.

Требования к участникам. С 01.01.2021 вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 №478-ФЗ, в соответствии с которым введена реестровая модель лицензирования.

Участник закупки в составе заявки может предоставить копию лицензии и (или) копию выписки из реестра лицензий, сведения о записи в реестре лицензий.

Содержание заявки поставщика при проведении электронных котировок

Для подачи заявок участнику закупки нужна регистрация в ЕИС и аккредитация на площадке. Заявку нужно подавать до установленных в извещении даты и времени окончания срока подачи заявок.

Состав заявки определён статьёй 43 Закона №44-ФЗ и включает в том числе следующую информацию.

  • Сведения об участнике – наименование, юридический адрес, номер телефона, ИНН, ФИО и адрес (для ИП и физлица).
  • Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 — не банкрот, не ликвидация, нет приостановления деятельности, нет судимостей по экономическим статьям, нет недоимки по налогам и т.д.
  • Характеристики товара, соответствующие показателям, установленным в извещении.
  • Страна происхождения товара в соответствии с ОКСМ.
  • Предложение участника о цене контракта, цене единицы товара, работы, услуги и сумме цен указанных единиц.

Подача заявки на участие в запросе котировок в электронной форме означает, что участник закупки согласен на поставку товара на условиях, указанных заказчиком в извещении.

Оператор ЭТП присваивает заявке идентификационный номер или возвращает её участнику, если обнаружит нарушения.

Оператор электронной площадки не примет заявку, если:

  • заявка подана без электронной подписи;
  • заявка подана после окончания срока подачи заявок;
  • заявка подана во второй раз одним и тем же участником;
  • заявка с иностранным товаром подана на закупку, в извещении которой установлен запрет допуска иностранной продукции по статье 14 44-ФЗ;
  • у участника закупки нет денег на спецсчёте для обеспечения заявки или номера реестровой записи в Реестре независимых гарантий, а также если такая гарантия оформлена с нарушениями;
  • к заявке не приложены документы о соответствии дополнительным требованиям по ч.2 и 2.1 статьи 31 (если они установлены в извещении);
  • заявка подана участником, не являющимся СМП/СОНО на закупку, в которой могут участвовать только СМП/СОНО.

Оператор электронной площадки также проверяет, нет ли участника закупки в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если заказчик установил такое требование.

Подать заявку на участие в закупке вправе только зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке поставщик (подрядчик, исполнитель).

В заявке поставщик указывает характеристики предлагаемого товара в соответствии с теми показателями, которые установил заказчик (товарный знак (при наличии) и страну происхождения по классификатору стран мира). Если предметом закупки являются работы, услуги, то никакие характеристики указывать не надо, за исключением случая, если при выполнении работ (оказании услуг) поставляются товары, которые заказчик поставит себе на баланс. Например, при выполнении капремонта помещений предусмотрена установка кондиционера.

Указать эту информацию можно разными способами: в структурированной форме на площадке, воспользовавшись справочником и выпадающим списком стран, по классификатору стран мира, или прикрепить вложенный файл с описанием товара и указанием страны происхождения.

В дополнение к информации, которую участник указывает в заявке, оператор добавляет информацию с сайта zakupki.gov.ru — это документы, которые участник загружает при регистрации и получении аккредитации, и должен следить за их актуальностью.

Рассмотрение заявок при проведении котировок членами комиссии

Рассмотрение заявок проводится в течение двух рабочих дней после окончания срока подачи заявок. Комиссия проводит очное заседание. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Каждый член комиссии должен иметь электронную подпись.

Если заявку отклоняют, всегда указывают обоснование. Комиссия присваивает порядковые номера не отклонённым участникам.

Почему заявку могут отклонить:

  • в заявке не предоставлена необходимая информация, документы;
  • документы, предоставленные в заявке, недостоверные;
  • сам участник не соответствует требованиям;
  • не представлены документы, которые требуются по нормативным актам в рамках нацрежима;
  • участник закупки относится к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включённых в перечень, определённый Правительством РФ;
  • независимая гарантия не соответствует установленным требованиям.

Подписание протокола комиссией

Заказчик назначает ответственного сотрудника, который после подписания протокола членами комиссии направляет его оператору электронной площадки. Этот сотрудник может входить в состав комиссии, а может быть секретарём без права подписи. Перед размещением протокола он проверяет, есть ли кворум.

Уполномоченный сотрудник добавляет сертификаты электронных подписей членов комиссии, которые присутствуют на заседании. Затем он оформляет протокол, где отмечает решение членов комиссии по каждому из участников закупки («допущен/не допущен», «соответствует/не соответствует») и отправляет протокол для подписания каждому члену комиссии. В своём личном кабинете он может отслеживать действия других членов комиссии — кто подписал протокол, а кто ещё нет.

Заключение контракта по итогам запроса котировок в электронной форме


Заключение контракта по итогам запроса котировок в электронной форме2

После того как протокол размещают на площадке и в ЕИС заказчик в течение одного рабочего дня вносит в проект контракта всю недостающую информацию и направляет победителю. Победитель должен подписать контракт в течение 1 рабочего дня. В момент подписания необходимо приложить обеспечение исполнения контракта (в виде независимой гарантии либо платёжки), если это входило в требования заказчика.

Затем у заказчика есть также 1 рабочий день для подписания контракта со своей стороны. Контракт включается в реестр контрактов в течение 3 рабочих дней.

Когда запрос котировок признают несостоявшимся

В ч.1 статьи 52 определено шесть случаев, когда закупка признаётся несостоявшейся:

  1. подана только одна заявка;
  2. только одна заявка допущена;
  3. не подано ни одной заявки;
  4. комиссия отклонила все заявки;
  5. все участники закупки, не отозвавшие заявки, признаны уклонившимися;
  6. заказчик отказался заключать контракт с единственным участником закупки.

В случаях, предусмотренных п.3—6 ч.1 статьи 52, заказчик вправе осуществить новую закупку либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 части 1 статьи 93.


Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

Для несостоявшегося запроса котировок действующим законодательством не предусмотрена возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по согласованию с контрольным органом.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 такой вариант установлен только для конкурса и аукциона.

Заключение

Электронный запрос котировок — удобный способ выбора поставщика, подходящего по расценкам и качеству. Для поставщиков этот способ также удобен, но имеет один минус — участвовать в запросе котировок может любой поставщик, что существенно повышает конкуренцию.

Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.

Допустимо ли отклонение котировочной заявки в том случае, если указанная участником цена цифрами не соответствует цене прописью?

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 73 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.

На основании п. 2 ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложение о цене контракта.

Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не представлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается (ч. 7 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Следовательно, котировочная комиссия имеет право отклонить заявку участника так как в заявке участника цена, указанная в цифровом отражении, отличается от цены, написанной прописью (то есть имеет место наличие в заявке сведений, противоречащих друг другу и содержащих двусмысленное толкование), чем нарушены п. 2 ч. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ.

С 1 апреля 2021 года вступила в силу новая редакция ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ, которая заменила довольно большое количество статей, которые раньше регламентировали проведение запроса котировок. Теперь это одна очень длинная статья, и в ней собраны все материальные и процессуальные особенности проведения запроса котировок.

Запрос котировок в электронной форме: общие положения

Итак, если мы вернемся к определению или начнем с определения запроса котировок, то это конкурентный способ определения поставщика, информация о котором размещается в единой информационной системе для неограниченного круга лиц, и победителем запроса котировок является участник, который предложил наиболее низкую цену контракта и который соответствует требованиям, указанным в извещении (ч. 1 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). Запрос котировок отличается от остальных способов определения поставщика тем, что при его проведении заказчик не формирует документацию о запросе котировок. Вся информация, которую он хочет сообщить потенциальному поставщику, публикуется в составе извещения (ч. 3 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).

Итак, новые условия проведения запроса котировок следующие. Теперь цена одного контракта, заключаемого по итогам запроса котировок, может быть до 3 миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, который заказчик осуществляет способом запроса котировок, не должен превышать 10% его совокупного годового объема закупок (ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание, что теперь нет ограничения по проведению запроса котировок в рублях. Раньше, вы помните (опытные заказчики знают), что был порог и в рублях, теперь его нет. Осталось до 3 миллионов по одному контракту и не более чем 10% совокупного годового объема закупок заказчика.

Эта ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ содержит, в том числе, перечень сведений, которые указывает заказчик при формировании извещения. Извещение размещается в единой информационной системе, подписывается электронной подписью заказчика и, повторюсь, содержит всю ту информацию, которую заказчики при иных конкурентных процедурах размещают и в составе извещения, и в документации. В извещении указывается адрес электронной площадки, на которую потом провалится закупка. Сведения о заказчике или специализированной организации, которая проводит этот запрос котировок, краткое изложение условий контракта, который содержит сведения о наименовании, содержит описание объекта закупки, информацию о количестве, месте, сроках доставки товара, выполнении работ или оказании услуг, начальную максимальную цену контракта, источник финансирования (ч. 3 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). В случаях, которые установлены правительством, в соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, указывается ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, указывается начальная цена единицы, а также начальная сумма цен единиц и максимальное значение цены контракта. Здесь речь идет о так называемых контрактах с неопределенным объемом, когда на момент заключения контракта невозможно определить, какой объем товаров, работ или услуг заказчик выберет по этому контракту. Поэтому у нас есть цена за единицу и максимальный объем, на который заказчик сможет этот товар, работу или услугу выбрать.

Естественно, указывается идентификационный код закупки; такой используемый способ определения поставщика, как запрос котировок. Размер обеспечения и исполнения контракта, требования к порядку предоставления такого обеспечения. Далее указываются преимущества, которые заказчик предоставляет субъектам, предприятиям системы исполнения наказаний и общественным организациям инвалидов (если предоставляет). Далее ограничения в участии в закупке, которые установлены в соответствии с законом, если существуют такие ограничения. Далее заказчик указывает информацию о запретах и ограничениях, которые законодательством предусмотрены в рамках национального режима, предусмотренного ст. 14 Закона N 44-ФЗ, информацию об осуществлении закупки, если она в рамках гособоронзаказа проводится. Указывают дату и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта, который будет заключен по итогам проведения запроса котировок, требования, которые предъявляются к участникам в соответствии со ст. 31 Закона N 44-ФЗ (это ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ – общие требования), и требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, если в силу ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчик такое требование устанавливает. Заказчик не обязан это делать, но вправе такое требование установить.

Извещение о закупке в форме запроса котировок должно содержать проект контракта, который будет заключен, и обоснование цены контракта (ч. 4 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание, что внесение изменений в извещение о проведении запроса котировок не допускается законом. При этом существенно сокращен срок отмены закупки в форме запроса котировок. Заказчик вправе отменить закупку не позднее чем за один час до окончания срока подачи заявок на участие в таком запросе котировок (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).

Что касается заявок на участие в запросе котировок. Срок на подачу таких заявок заказчик должен установить не менее четырех рабочих дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе извещения о запросе котировок (п. 3 ч. 3 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). Подает заявку любой участник, который зарегистрирован в единой информационной системе и на электронной площадке. Подача заявки означает согласие участника запроса котировок на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на тех условиях, которые заказчиком установлены в извещении (ч. 5 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).

Алгоритм проведения запроса котировок в электронной форме

Разберем алгоритм запроса котировок и начнем с подачи заявок и полномочий оператора электронной площадки на отклонение заявок.

Итак, в течение одного часа с момента получения заявки оператор электронной площадки либо возвращает заявку подавшему участнику в случае, если заявка не подписана электронной подписью участника, если участником поданы две или более заявок (технически это невозможно, но Закон N 44-ФЗ содержит такую оговорку), либо заявка получена по окончании срока подачи заявок, или заявка подана менее чем за три месяца до даты окончания срока регистрации участника в единой информационной системе, или если участником предложена цена, которая превышает начальную максимальную цену контракта или начальную максимальную цену единицы товара, работы или услуги, или заявка содержит предложение о цене, равное нулю (ч. 11 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ).

В таких случаях оператор электронной площадки возвращает заявку. Не отклоняет (отклонить может только заказчик), а возвращает заявку подавшему участнику. Участник, соответственно, может устранить недостатки, если успеет подать новую заявку. Если оснований для возвращения заявки нет, то оператор присваивает заявке идентификационный номер и уведомляет участника, который заявку подал, об этом присвоенном номере.

Что должна содержать заявка участника запроса котировок (ч. 5 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ)? Наименование места нахождения юридического лица, контактные данные, идентификационный номер налогоплательщика, учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, которое выполняет функции единоличного исполнительного органа, если участником закупки является юридическое лицо, фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, контактные данные для физического лица, решение о совершении крупной сделки или последующем одобрении, если предусмотрено требование о наличии такого решения законодательством Российской Федерации или учредительными документами юридического лица в случае, если для участника заключения контракта предоставление обеспечения будет являться крупной сделкой. Предоставляются лицензии или разрешения, если, наоборот, на товары, работы или услуги, которые являются предметом запроса котировок, требуются разрешение или лицензия, это необходимо в силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Далее участник предоставляет сведения о себе в форме деклараций. Это довольно большой объем сведений, они предусмотрены п.п. 3-5, 7-9, 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Вот в отношении этих требований участник предоставляет декларацию.

Далее. Второй блок информации, которую участник в своей заявке на запрос котировок указывает, относится к тому предложению о товаре, работе, услуге, которое он заказчику делает. Это сведения, которые содержат характеристики предлагаемого товара, соответствующие показателям, которые в извещении заказчика содержатся (п. 2 ч. 5 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). Такая информация может не включаться в заявку, если участник предлагает тот товар с тем товарным знаком, который был указан в извещении. И указывает товарный знак при наличии. Далее указывает наименование страны происхождения товара в соответствии с классификатором, документы или копии документов, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям законодательства Российской Федерации, если такие требования к товару, работе, услуге предусмотрены и предусмотрено предоставление этих сведений извещением. Не допускается требовать предоставления таких документов, если в силу закона они должны быть предоставлены уже вместе с товаром по итогам исполнения контракта.

Далее. Следующий блок – это предложение участника о цене контракта или цене единицы товара, работы, услуги в случаях, предусмотренных ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ как раз в случае проведения закупки с неопределенным объемом (п. 3 ч. 5 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). Далее участник в составе заявки предоставляет документы и информацию в рамках выполнения требований, предусмотренных ст. 14 Закона N 44-ФЗ, требований о соблюдении национального режима, если в отношении этого товара, работы или услуги установлены ограничения или запреты на допуск товаров и условия допуска товаров к закупкам (п. 4 ч. 5 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание, что в случае отсутствия таких документов или копий в заявке участника такая заявка будет приравниваться к заявке, которая содержит предложение о поставке товаров иностранного производства, или работ и услуг, выполняемых или оказываемых иностранными подрядчиками или исполнителями. То есть такая заявка не будет отклонена, но при рассмотрении заявок она будет рассматриваться как заявка, содержащая предложение об иностранном товаре, работах или услугах.

Собственно алгоритм проведения запроса котировок привычен. Участники подают заявки на участие, оператор электронной площадки в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок направляет заказчику заявки, всю информацию, которая содержится в заявках, а также информацию и документы участника закупки, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, это сведения и документы, которые при аккредитации на электронной площадке участникам предоставляются (ч. 9 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).

Итак, заявки и вот эти сведения и документы, которые подтягиваются посредством интеграции оператора электронной площадки с иными ресурсами, поступают заказчику, и начинает работу комиссия заказчика. Довольно сжатые сроки для работы комиссии – не позднее одного рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, члены комиссии рассматривают поступившие заявки, ту информацию и документы, которые были направлены заказчику оператором электронной площадки, и принимают решение о соответствии заявки на участие требованиям, которые установлены в извещении, или принимают решение об отклонении заявки (ч. 10 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).

Далее члены комиссии присваивают каждой неотклоненной заявке порядковый номер в порядке возрастания цены или суммы цен единиц товаров, работ, услуг с учетом национального режима. Я уже упоминала, что различный порядок оценки заявок для заявок, содержащих предложение о российских товарах, работах, услугах, и иностранных.

Далее, обратите внимание, очень важно, что члены комиссии подписывают своими электронными подписями сформированный заказчиком с помощью функционала электронной площадки протокол подведения итогов запроса котировок. Таким образом, заказчик должен обеспечить наличие электронной подписи у каждого члена комиссии.

Далее. Заказчик формирует с использованием функционала электронной площадки итоговый протокол или протокол подведения итогов запроса котировок и размещает его на электронной площадке, подписав его электронной подписью. В течение часа оператор электронной площадки обеспечивает размещение протокола, в том числе в единой информационной системе.

В каких случаях заказчик может отклонить заявки, поступившие на участие в запросе котировок? Это, естественно, непредоставление документов, которые предусмотрены ч. 5 ст. 82.1 и ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ. Мы с вами их все уже назвали. Далее несоответствие предоставленной информации и документов требованиям, которые были установлены заказчиком в извещении, несоответствие участника тем требованиям, которые были установлены заказчиком также в извещении и предусмотрены ч. 1 и ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Далее в случае нарушения требований о национальном режиме. Допустим, предлагаются товары, которые не могут поставляться в рамках национального режима, в отношении которых установлены запреты. И выявление недостоверной информации, которая содержится в заявке, также может быть основанием для ее отклонения заказчиком (ч. 11 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).

И по итогам, как мы с вами уже упоминали, заказчик формирует протокол подведения итогов запроса котировок, где указывает дату, идентификационные номера заявок на участие, которые поступили, информацию о допуске заявок и отклонении заявок. Эта информация в отношении каждой заявки указывается. В случае если заказчик отклоняет заявку, он в протоколе указывает сведения о заявке и те положения извещения и закона, которым эти положения заявки не соответствуют.

Далее указывает присвоенные неотклоненным заявкам порядковые номера в порядке возрастания цены. Информацию о предоставлении преимуществ по ст. 28 и 29 Закона N 44-ФЗ организациям инвалидов и предприятиям учреждениям системы исполнения наказаний, цена для них увеличивается. Далее указывается решение каждого члена комиссии, принимавшего участие в рассмотрении заявок в отношении каждой заявки. И указывается информация о том, что запрос котировок признан несостоявшимся; соответственно, основания, по которым процедура признана несостоявшейся, если такая ситуация приключилась (ч. 12 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).

Порядок заключения контракта по итогам запроса котировок в электронной форме таков, как и для иных процедур определения поставщика. Он предусмотрен ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ. И особенности, существенно укорачивающие этот срок заключения контракта, предусмотрены ч. 13 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ о запросе котировок.

Сроки, как я уже сказала, более короткие. Заказчик размещает не подписанный со своей стороны проект контракта в единой информационной системе и на электронной площадке не позднее трех часов с момента публикации итогового протокола в единой информационной системе. Победитель запроса котировок подписывает проект контракта со своей стороны не позднее одного рабочего дня после размещения заказчиком проекта контракта. И обратите внимание, что формирование протокола разногласий по итогам запроса котировок при заключении контракта не предусмотрено, законом не допускается. И далее заказчик подписывает уже со своей стороны контракт не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подписания контракта поставщиком (ч. 13 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). Но в любом случае не ранее чем через два дня после итогового протокола.

Как вы знаете, контракт, заключаемый по итогам запроса котировок, должен быть размещен в реестре контрактов в обязательном порядке (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).

В каком случае запрос котировок может быть признан несостоявшимся? Что это за основания? Во-первых, в случае, если была подана только одна заявка или только одна заявка была признана соответствующей требованиям, которые были установлены в извещении о проведении запроса котировок. То есть это случай, когда запрос котировок признается несостоявшимся, но может быть результативным. То есть в случае, если такая единственная поступившая заявка или единственная оставшаяся соответствует требованиям, которые указаны в извещении, с таким участником, подавшим эту заявку, может быть заключен контракт. То есть запрос котировок несостоявшийся, но результативный. Контракт будет заключен.

А вот в случае если вовсе не было подано заявок, или все поданные заявки были отклонены, соответственно, контракт заключить не с кем, то заказчик осуществляет новую закупку по правилам, предусмотренным Законом N 44-ФЗ (ч. 14 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).

Итоги запроса котировок, действия заказчика, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, уполномоченного органа или специализированной организации могут быть обжалованы участниками не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, но не позднее даты заключения контракта (ч. 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). В случае, если контракт заключен, обжаловать в федеральный антимонопольный орган закупку нельзя, обжалование допускается только в судебном порядке. Правила обжалования предусмотрены ст. 105 и 106 Закона N 44-ФЗ. Жалобы рассматриваются в органах Федеральной антимонопольной службы.

Источник: КонсультантПлюс, лекция руководителя учебно-методического центра ЗАО «Сбербанк-АСТ» Надежды Рыжовой

Возможно, вам также будет интересно:

  • Если индивидуальные сведения в пфр с ошибками
  • Если есть ошибка в заполнении больничного листа
  • Если есть ошибка в посадочном талоне
  • Если индивидуальные сведения были представлены с ошибкой
  • Если есть ошибка в загранпаспорте

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии