Если допущена ошибка в извещении запроса котировок

  • Главная
  • Тендер

Что делать, если на электронный запрос котировок подана одна заявка: пошаговая инструкция

Одна заявка на участие в запросе котировок в электронной форме — это повод признать процедуру несостоявшейся. Инструкция для такой процедуры отличается от обычной схемы.

Как регулирует закон о контрактной системе

По ч. 7 ст. 82.4 44-ФЗ, выигрывает та заявка на запрос котировок, которая одновременно:

  • имеет надлежащее оформление и содержание;
  • предлагает самую низкую цену на продукцию.

Допущенной может быть только одна заявка на участие в запросе котировок. Выясняется это либо к моменту окончания срока подачи предложений (одно подано), либо уже на стадии их рассмотрения (одно допущено). Пошаговый запрос котировок с одним участником отличается от обычной схемы.

Что делать, если участвует один поставщик

Пошаговая инструкция запроса котировок по 44-ФЗ, если участвует один поставщик, выглядит так.

Шаг № 1. Проверить поступившие документы на соответствие требованиям размещенного в ЕИС извещения и 44-ФЗ.

Шаг № 2. Признать предложение либо надлежаще оформленным и допустить к участию либо отклонить.

Шаг № 3. Признать процедуру несостоявшейся (ч. 13 ст. 82.3 или ч. 9 ст. 82.4).

Шаг № 4. Продлить срок подачи на 4 рабочих дня (ч. 1 ст. 82.6).

Шаг № 5. Отразить решение о продлении в протоколе рассмотрения котировочных предложений.

В ч. 3 ст. 82.6 статьи установлено, что если после продления срока подачи заявок поступил только один образец котировочной заявки, который соответствует требованиям извещения, то контракт с участником, который подал его заключается как с единственным поставщиком по п. 25.2 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе.

Шаг № 6. Утвердить итоговый протокол, в котором нужно определить победителя.

Образец протокола

Скачать

Образец итогового протокола

Скачать

Что делать, если соответствует один участник

Инструкция для ситуации, при которой ценовые предложения для закупки подают несколько заинтересованных лиц, но допускают только одно, т. к. остальные неправильно оформили документ (ч. 9 ст. 82.4) совпадает с первым случаем. Если подана одна заявка на участие в запросе котировок, в протоколе нужно указать основания, по которым отказали в допуске участникам. Признать, что тендер не состоялся, а затем пролонгировать срок подачи заявок на 4 рабочих дня на основании ч. 1 ст. 82.6. Если после продления по-прежнему есть только один претендент на контракт, то закупку признают несостоявшейся, а с допущенным участником заключают контракт на основании п. 25.2 ч. 1 ст. 93.

Если в предложении допущена ошибка

Если участник по ошибке предложил цену выше максимальной, встает вопросом, что делать, если в предложении цены контракта допущена ошибка или отклонили по другим основаниям. Можно исправить ошибку и подать документы еще раз после продления процедуры. Это прописано в ч. 1 ст. 82.6.

Образец протокола

Скачать

Подписаться на новости

Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить

  • Нарушение сроков
  • Превышение установленного годового объема закупок
  • Ошибки заказчика при составлении извещения
  • Избыточные требования при проведении запроса котировок в электронной форме
  • Необоснованное отклонение заявок
  • Ошибки поставщиков

Запрос котировок в электронной форме — это конкурентная процедура, при которой заказчик размещает в ЕИС извещение, где сообщает сведения о закупаемых ТРУ, а победителем становится участник закупки, предложивший наиболее низкую цену. Торги, как таковые, при запросе котировок не проводятся. 

В рамках проведения закупок для государственных и муниципальных нужд к этой процедуре предъявляются более строгие требования, чем это предусмотрено Федеральным законом от № 223-ФЗ.  С учетом последних изменений в процедуре по 44-ФЗ существенно сокращены сроки для электронного запроса котировок — теперь отменить запрос котировок можно за 1 час до окончания срока подачи заявок (а не за 2 дня, как раньше), минимальный срок подачи заявок — 4 дня, нет возможности вносить изменения в извещение и формировать протокол разногласий.

Нарушение сроков

С 01.04.2021 г. процедура проведения запроса котировок в электронной форме в рамках 44-ФЗ была изменена, сроки ее сокращены, заказчики и поставщики получили, с одной стороны, возможность быстрее заключить контракт и провести закупку, а с другой стороны, стало сложно что-то поменять в самой закупке или контракте. 

Если ранее часто встречались нарушения, связанные с продлением закупки, то теперь можно прогнозировать, что больше всего ошибок будет именно на стадии заключения контракта — на направление проекта контракта на ЭП у заказчика всего три часа, а победитель запроса котировок должен подписать контракт в течение 1 дня с момента его получения. При этом нельзя допускать, чтобы контракт был подписан обеими сторонами ранее, чем через 2 рабочих дня после размещения в ЕИС итогового протокола. 

Для поставщика подобные нарушения могут иметь крайне неблагоприятные последствия, вплоть до внесения в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от подписания контракта. При этом различные неполадки, связанные с работой электросети, оборудования, не всегда могут оправдать действия поставщика — если им не было принято всех возможных мер или он делал все в последний момент, то, скорее всего, УФАС и суды встанут на сторону заказчика (например, см. дело № А63-18957/2020).

При проведении закупок по 223-ФЗ также нередки случаи, когда нарушаются сроки публикации извещений и протоколов.

Превышение установленного годового объема закупок

Такие нарушения выявляются, как правило, в ходе проверок в отношении всех процедур, где такие лимиты установлены, будь то запрос котировок, обычный или электронный, или же закупка у единственного поставщика. Подобные нарушения могут быть выявлены как у заказчиков, которые работали в рамках 44-ФЗ, так и у тех, кто проводил запросы котировок в рамках 223-ФЗ (максимальная сумма договора — 7 млн. руб.)

Ошибки заказчика при составлении извещения

Разработке извещения для проведения запроса котировок часто уделяется не столь пристальное внимание по  сравнению с аукционами или конкурсами. Это может привести к тому, что придется признавать победителем участника, заявка которого будет формально соответствовать всем требованиям заказчика, но при этом не совсем отвечать его запросам или потребностям.

Так, например, получилось при проведении администрацией Невьянского городского округа Свердловской области запроса котировок на оказание услуг по организации отдыха детей в детском оздоровительном лагере (извещение N 0162300019819000037). Заказчик прописал требования о том, что лагерь не должен находиться более, чем в 150 км от г Невьянска. Заказчиком была отклонена заявка участника, который предложил местоположение лагеря в 128 км от г. Невьянска по прямой, тогда как по автомобильным дорогам это расстояние превышало 150 км. УФАС по Свердловской области, а также судами (дело № А60-34380/2019) указано, что отклонение такой заявки было нарушением со стороны котировочной комиссии.

Много ошибок может быть там, где планируется поставка сложных высокотехнологичных товаров. В ходе проверки УФАС по Вологодской области (Решение №035/06/83.2-2/2021) выявил нарушение Заказчиком требований п.2) ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ, так как формулировки описания товара — стоматологического оборудования — не соответствовали требованиям ГОСТ.

Избыточные требования при проведении запроса котировок в электронной форме

В связи с внесенными с 01.04.2021 года изменениями, в рамках электронного запроса котировок изменились требования к заявке участника. Теперь заказчик получил право требовать не только декларацию того, что участник соответствует определенным требованиям (имеет лицензию, аккредитацию в СРО и пр.), но и подтверждающие документы. В этом плане процедура электронного запроса котировок стала больше похожа на электронный аукцион. Ранее требовать документы было нельзя.

Есть менее очевидные ситуации, когда заказчик устанавливает требования и требует формального их соблюдения, притом что на результат исполнения контракта они повлиять не могут. Например, при закупке услуг страхования гражданской ответственности через запрос котировок в электронной форме участникам было предложено предоставить предложения с разбивкой по каждому объекту страхования. Суды пришли к выводу, что указание участником итоговой суммы страховой премии, совпадающей с НМЦК, не нарушает требования законодательства и соответствует условиям техзадания, поскольку это не влияет на окончательную сумму. (Постановление АС Волго-Вятского округа от 13.04.2021 г. по делу № А79-6574/2020).

Необоснованное отклонение заявок

Иногда заявки участников отклоняют необоснованно. Например,  при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение № N 0342200014719000041) заказчик установил требования к товару — медицинскому наматраснику, — указав, что «это влагонепроницаемое паропроницаемое медицинское защитное изделие, стирка в стиральной машине при температуре до 95*С, в машине барабанного типа при температуре до 120».

Участник в заявке продублировал формулировку заказчика. Заявка была отклонена, т.к., по мнению заказчика, должен быть указан не диапазон температур, а конкретное значение. Комиссия УФАС, а также суды (Дело №А55-4523/2020) признали нарушения в действиях заказчика и сочли действия заказчика необоснованными.

Ошибки поставщиков

Среди поставщиков, которые подают заявки на участие в электронном запросе котировок, есть как те, кто регулярно участвует в закупках и знает все тонкости этого процесса, так и те, кто делает это впервые или время от времени.

Далеко не у всех поставщиков, особенно по небольшим закупкам, есть специальные службы или сотрудники, у которых достаточно времени и знаний для составления необходимых документов. Поэтому чаще встречаются именно технические ошибки, связанные с подготовкой заявки. В большей степени это касается товаров — указывают неправильные характеристики, ошибаются в наименовании, количестве и пр. В качестве наглядного примера, к чему может привести техническая ошибка в заявке, можно привести запрос котировок в электронной форме №0848300045419000129 на закупку услуг по аренде шатров для нужд городской администрации, где участник закупки представил заявку, полностью соответствующую требованиям, но указал ценовое предложение, где услуга стоила в 1000 раз меньше, чем планировалось первоначально (480 руб. вместо 480 тыс. руб.). Заявка автоматически выиграла, суд оснований для того, чтобы признать запрос котировок в электронной форме недействительным, не нашел (Дело №А41-51030/2019).

Следует помнить, что теперь изменить что-либо на этапе заключения контракта через протокол разногласий больше не получится. Если изменения, которые надо внести, не приведут к изменению существенных условий контракта, то можно попробовать договориться с заказчиком. Но на практике заказчики редко идут на подобные изменения, им проще отказаться от товара или услуг, не соответствующих условиям закупки.

Допустимо ли отклонение котировочной заявки в том случае, если указанная участником цена цифрами не соответствует цене прописью?

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 73 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.

На основании п. 2 ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложение о цене контракта.

Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не представлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается (ч. 7 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Следовательно, котировочная комиссия имеет право отклонить заявку участника так как в заявке участника цена, указанная в цифровом отражении, отличается от цены, написанной прописью (то есть имеет место наличие в заявке сведений, противоречащих друг другу и содержащих двусмысленное толкование), чем нарушены п. 2 ч. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ.

Содержание

  • Статистика новых форм закупки
  • Запрос котировок в электронной форме
  • Условия проведения запроса котировок
  • Алгоритм проведения запроса котировок в электронной форме
  • Извещение о проведении запроса котировок
  • Заявка поставщика
  • Рассмотрение заявок на участие в запросе котировок членами комиссии
  • Совместное подписание протокола членами комиссии
  • Заключение контракта в электронной форме
  • Признание запроса котировок несостоявшимися
  • Вопросы — Ответы

В данной статье ответим на актуальные вопросы, связанные с закупками через запрос котировок в электронной форме.

Этот фактически новый способ закупки вызывает массу вопросов у Участников закупок. Изменения в госзакупки вносятся Федеральном законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начали действовать с 1 апреля 2021 года.

Закупки через запрос котировок в электронной форме регламентируются статьёй 82.1 Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме описаны в отдельной статье регламентируются частью 12 статьи 93 того же закона 44-ФЗ.

Подробнее о новых способах закупок в 44-ФЗ смотрите в наших вебинарах, а также на курсах повышение квалификации и профпереподготовки. Обучение в Школе Закупок для заказчиков и в Школе Закупок для поставщиков.

Статистика новых форм закупки

По статистике площадки Сбербанк-АСТ на 25 мая 2021 года, 653 организатора провел почти 2300 процедур нового запроса котировок в электронной форме на общую сумму 620 млн. рублей.

Статистика запроса котировок Сбер А

Статистика закупки через запрос котировок в электронной форме на Сбер А

Запрос котировок в электронной форме

Информация о закупке размещается в ЕИС (zakupki.gov.ru) путем публикации извещения для неограниченного круга лиц. Очень удобно искать, подбирать закупки по типу торгов в сервисе Контур.Закупки (читатели нашей статьи могут получить на 3 дня абсолютно бесплатный доступ к сервису).

В данном виде закупок победителем признаётся тот, кто предложил наиболее низкую цену контракта или наименьшую сумму цены единицы товара, работы, услуги. Второй критерий – соответствие требованиям, которые установил заказчик в извещении.

Условия проведения запроса котировок

Закупку путем запроса котировок в электронной форме заказчик вправе провести при соблюдении двух условий:

  1. Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 3 млн рублей,
  2. Годовой объём закупок путём запроса котировок в электронной форме не должен превышать 10% совокупного годового объёма закупок (СГОЗ) заказчика.

Следует отметить, что совместные закупки посредством запроса котировок в электронной форме не предусмотрены, но централизация таких закупок возможна и нет ограничений по предмету закупок.

Алгоритм проведения запроса котировок в электронной форме

Алгоритм проведения запроса котировок в электронной форме

Схема проведения запроса котировок в электронной форме

  1. Первоначально заказчик размещает извещение в единой информационной системе (ЕИС) и на подачу заявок даёт не менее 4 рабочих дней, которые отсчитываются со следующего дня после даты публикации заявки. При этом дата окончания подачи заявок, как и дата размещения извещения, не входит в эти четыре рабочих дня. Больше времени отвести на подачу заявок допускается, меньше – нет.
    • Заказчик не вправе изменить извещение после размещения в ЕИС, но законодательство предусматривает возможность отмены запроса котировок – не позднее, чем за 1 час до срока окончания подачи заявок. Таким образом, при обнаружении ошибки в уже поданной заявке, заказчик может отменить эту закупку, чтобы позднее сформировать и подать новое извещение.
    • Ответственность за ненадлежащее извещение, не соответствующее закону, возлагается на контрактного управляющего или на руководителя организации. Следовательно, полномочия внутри организации обязательно должны быть утверждены приказом.
  2. Участники подают свои заявки для участия в торгах до установленных в извещении даты и времени окончания срока подачи заявок. Участники, которые подают заявки на запрос котировок, в течении часа получают идентификационные номера. Важно понимать — это не порядковые номера заявок! Идентификационные номера присваиваются случайным образом. Если у участника номер заявки равен 55, то это не означает, что ранее было подано 54 заявки.
  3. После истечения времени на подачу заявок комиссия заказчика проводят заседание и определяют победителя. На это отводится 1 рабочий день. Члены комиссии проводят заседание очно, но работают на электронной площадке и каждый подписывает протокол своей электронной подписью.
    • После этого ответственное лицо заказчика размещает протоколы на электронной площадке, и в течении 3 часов после их размещения обязуется направить победителю этой закупки проект контракта.
  4. У победителя – 1 рабочий день (следующий после получения) на подписание контракта.
  5. Далее – у заказчика также 1 рабочий день на подписание контракта, но при этом контракт не может быть заключён ранее, чем через два рабочих дня после размещения протокола.

Ещё раз отметим, что в закупке через запрос котировок действуют ограничения:

  • не допускается внесение изменений в извещение,
  • не предусмотрена подача запросов на разъяснения со стороны участника в адрес заказчика,
  • не предусматривается обеспечение заявки.

Извещение о проведении запроса котировок

Состав извещения о проведении закупки путём запроса котировок в электронной форме:

  1. Адрес электронной площадки;
  2. Сведения о заказчике, специализированной организации;
  3. Краткое изложение условий контракта, содержащее:
    • Наименование и описание объекта закупки;
    • Информацию о количестве;
    • Информацию месте поставки;
    • Сроках доставки товара, выполнения работы или оказания услуги,
    • НМЦК;
    • Источнике финансирования;
    • В случаях, установленных Правительством по ч.2 ст.34, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
    • В случае ч.24 ст. 22 закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги и начальная сумма цен единиц и максимальное значение цены контракта.
  4. Идентификационный код закупки;
  5. Используемый способ определения поставщика;
  6. Размер обеспечения исполнения контракта, требования и порядок предоставления (при наличии).

В случае, если начальная цена указана в диапазоне от 500 тыс. до 3 млн. рублей, то обеспечение исполнения контракта должно быть установлено.

Ограничения в определении поставщика. В запросе котировок устанавливается информация о запретах и ограничениях допуска, об условиях допуска иностранных государств. Необходимо помнить о том, что часть номенклатуры товаров входит в нормативные акты по национальному режиму. Стоит отдельно отметить, что на закрытой площадке Гособоронзаказа АСТ ГОЗ запросы котировок по 44-ФЗ не проводятся.

Заказчик имеет право установить возможность одностороннего отказа от исполнения контракта.

Требования к участникам. Согласно ст.31 ч.1, заказчик с 1 апреля 2021 года вправе требовать в составе заявки от участника предоставления лицензии, подтверждающей возможность этого участника оказывать услуги, которые на территории Российской Федерации требуют лицензирования.

К извещению заказчиком прикладывается проект контракта и обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Заявка поставщика

Участники закупки должны подавать заявку через электронную площадку (требуется регистрация в ЕИС и аккредитация на площадке) до установленных в извещении даты и времени окончания срока подачи заявок.

В заявку включаются отдельные блоки:

  • Сведения об участнике — наименование, юр.адрес, номер телефона, ИНН, ФИО и адрес (для ИП и физлица);
  • Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 (не банкрот, не ликвидация, нет приостановление деятельности, нет судимостей по экономическим статьям, нет недоимки по налогам и т.д.)
  • Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в извещении;
  • Наименование страны происхождения товара в соответствии с ОКСМ;
  • Предложение участника о цене контракта, цене единицы товара, работы, услуги и сумме цен указанных единиц.

Подача заявки на участие в запросе котировок в электронной форме означает согласие участника закупки на поставку товара (выполнение работы, оказание услуг) на условиях, установленных заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в эл.форме.

Оператор электронной площадки, на которой совершается закупка, после получения такой заявки присваивает ей идентификационный номер или возвращает её участнику при выявлении нарушений.

Существуют три основания, по которым оператор может не принять заявку:

  • заявка подана без электронной подписи;
  • заявка подана после окончания срока подачи заявок;
  • заявка подана во второй раз одним и тем же участником.

При приёме заявки оператор проверяет наличие действующей аккредитации (при оставшемся сроке действия аккредитации менее 3 месяцев заявка отклоняется). Также оператор проверяет информацию в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), если заказчиком установлено такое требование.

В заявке поставщику необходимо указать характеристики предлагаемого товара в соответствии с теми показателями, которые установил заказчик (товарный знак (при наличии) и страну происхождения по классификатору стран мира). Если предметом закупки являются работы, услуги, то никакие характеристики или товарный знак поставщик не указывает.

У поставщика есть выбор, либо в структурированной форме на площадке указать страну происхождения, воспользовавшись справочником и выпадающим списком стран, по классификатору стран мира, либо внутри вложенного файла указать описание своего товара и в том числе указать страну происхождения.

В заявке предоставление документов, которые подтверждают соответствие товара, работы, услуги не предусмотрено в случае, если они предоставляются заказчику вместе с товаром.

В дополнение к тому, что участник сам приложит в состав заявки, оператор добавляет информацию путём взаимодействия с сайтом zakupki.gov.ru – это документы, которые участник загружает при своей регистрации, аккредитации, и должен следить за актуальностью указанных документов.

Рассмотрение заявок на участие в запросе котировок членами комиссии

В течение одного рабочего дня после окончания подачи заявок, члены комиссии рассматривают на очном заседании заявки участников. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Членом комиссии может быть пользователь, не зарегистрированный на площадке, но обязательно имеющий электронную подпись.

Если принимается решение отклонить какую-либо заявку, то обязательно должно быть указано обоснование этому отклонению. Комиссия присваивает порядковые номера не отклонённым участникам.

Основания для отклонения заявки участника:

  • в заявке не предоставлена необходимая информация, документы;
  • документы, предоставленные в заявке, недостоверные;
  • сам участник не соответствует требованиям;
  • не представили документы, которые требуются по нормативным актам в рамках нац.режима;
  • отклонение заявки по правилу «третий лишний» и т.д.

Совместное подписание протокола членами комиссии

На стороне заказчика должен быть ответственный сотрудник, ответственное лицо, за которым закреплено полномочие по размещению протокола на электронной площадке. Данное лицо может входить в состав комиссии, а может быть секретарём без права подписи этого протокола.

Ответственное лицо заказчика уполномочено добавляет сертификаты электронных подписей членов комиссии, которые присутствуют на заседании. Далее уполномоченное лицо формирует протокол, в этом протоколе отмечает решение членов комиссии по каждому из участников закупки («допущен/не допущен», «соответствует/не соответствует») и отправляет протокол для подписания каждому члену комиссии.

Ответственное лицо в своём личном кабинете может отслеживать действия других членов комиссии (подписали, не подписали, у кого на подписи).

При этом, именно ответственное лицо перед размещением протокола проверяет, есть ли кворум.

Заключение контракта в электронной форме

Заключение контракта в электронной форме

Схема заключение контракта в электронной форме

После размещения протокола на площадке, заказчик в течение 3 часов вносит в проект контракта всю необходимую информацию и направляет победителю.

Победитель имеет в распоряжении 1 рабочий день для подписания контракта. В момент подписания необходимо приложить обеспечение исполнения контракта (в виде банковской гарантии либо платежки), если это требовалось в извещении.

У заказчика также 1 рабочий день для подписания контракта со своей стороны. Заказчику важно помнить, что контракт включается в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней.

Признание запроса котировок несостоявшимися

Основания для признания запроса котировок несостоявшимся:

  • не подано ни одной заявки;
  • подана только одна заявка;
  • все поданные заявки были отклонены комиссией;
  • в итоговом протоколе только один участник признан соответствующим.

Несостоявшейся будет у нас закупка, если в итоговом протоколе только один участник признан соответствующим. Не имеет значения — он один принял участие в котировках или участвовало несколько, но их отклонили. В этом случае к заказчика обязанность заключить контракт с победителем по п.25 ч.1 ст.93, как с единственным поставщиком.

Если не подано ни одной заявки или всех отклонили, то заказчик вправе осуществить новую закупку, если у него такая потребность осталась.

Типичные ошибки заказчиков в техническом задании:

  • указание на товарный знак;
  • нестандартные характеристики;
  • заточка под конкретного поставщика;
  • отсутствие технологической связи между товарами;
  • технические ошибки (опечатки);
  • требование конкретных показателей от подрядчиков.

Контрактное законодательство разъясняет, как правильно описать объект закупки (ст. 33 44-ФЗ). Несмотря на это, в техническом задании встречаются различного рода ошибки. Рассказываем о типичных ошибках заказчиков и как правильно составить ТЗ, чтобы избежать обжалования.

Указание на товарный знак

Контрактная система запрещает ссылаться на товарный знак в описании параметров товара (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Исключение: наименование дополнено формулировкой «или эквивалент».

Требование о закупке конкретных товарных знаков допустимо, если это продиктовано необходимостью обеспечить совместимость товаров, которые подлежат поставке с теми, что используются заказчиком. Например, поставка запчастей для станка. Обязательное условие: это не приведет к сужению количества участников. В противном случае заказчика ждет жалоба в ФАС.

Пример из практики. ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника» запросила к поставке материалы для стерилизации со ссылкой на товарный знак. ФАС усмотрел в этом нарушение и встал на сторону участника закупки, который подал жалобу (дело №034/10/18.1-287/2020).

Выдержка из решения по товарному знаку

В законе о контрактной системе прописано, можно ли объявить закупку материалов конкретного издательства: да, если этим издательствам принадлежат исключительные права (п. 14 ст. 93 44-ФЗ). В этом случае способ размещения заказа — у ед. источника.

Также в законе сказано, можно ли писать в техническом задании, что поставщиком может быть только завод-изготовитель: да, если это обосновано необходимостью совместимости продукции (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).

Нестандартные характеристики

При описании технических параметров товара, который подлежит поставке, используют общепринятые термины, значения и единицы измерения — вес, объем, штуки и т. п. (ч. 2 ст. 33 44-ФЗ).

Когда параметры, которые предусмотрены техническими регламентами, не совпадают с требованиями заказчика, понадобится обоснование. В противном случае поступит жалоба в ФАС на излишние требования технического задания и ограничение конкуренции.

Частая ошибка госзаказчиков — ссылки на недействующие или некорректные ГОСТы, ТУ и прочие регламенты. Вот пример из решения №054/06/33-770/2020:

Неверно указан ГОСТ

Описание товара под конкретного поставщика

Участник обжалует закупку, если докажет, что техническое задание составлено под определенного поставщика (производителя). Указание в характеристиках товара значений без возможности незначительного отклонения, в том числе в сторону улучшения — нарушение прав, как и описание продукции, которую поставляет только один предприниматель.

Свежий пример из практики — решение по жалобе на ГУФСИН России по Кемеровской области. Причина: ограничение конкуренции путем включения в техническое задание параметров, которые подходят под определенного поставщика. ФАС признал заказчика нарушителем и выдал предписание (решение №054/06/33-770/2020).

Заточка под определённого поставщика

Отсутствие технологической и другой связи

Объединение в один тендер разноплановой продукции — нарушение 44-ФЗ, которое сужает круг участников тендера и нарушает их права. Например:

  1. Лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности (письмо ФАС от 09.02.2015 №АЦ/5147/15).
  2. Продукции, на поставщиков которой распространяются преференции, и той, что не входит в этот перечень.
  3. Товаров, на которые распространяется национальный режим, и тех, что не входят в список.
  4. Товаров, которые относятся к разным товарным группам и не связаны между собой. Например: запасные части для автомобилей и моющие средства.
  5. Услуг, которые подлежат исполнению на удаленных друг от друга объектах (уборка территории на разных концах города и т. п.).

Пример из практики. Отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и ЖКХ администрации города Алатыря Чувашской Республики объединил в один лот строительно-монтажные работы и оказание услуг по энергоэффективности использования энергетических ресурсов. Участник тендера счел это нарушением его прав и подал жалобу. ФАС признал ее обоснованной (дело №021/06/64-318/2020).

Объединение в одну закупку не связанных между собой товаров, работ, услуг

Технические ошибки

В тендерной документации часто встречаются случайные ошибки. Например:

  1. Опечатки в названиях товаров, наименовании услуг и их характеристиках.
  2. Ошибки в расчетах.
  3. Опечатки, которые приводят к неверным ссылкам на нормативы.

Пример. ГОБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» ошибочно указал в техническом задании конкретное значение параметра принтера вместо диапазона значений. Заказчик обратился в ФАС за предписанием об устранении нарушения. Также была подана жалоба от участника тендера. Ведомство провело проверку и подтвердило факт нарушения.

Выписка из акта (решения) по технической шибке

ВАЖНО!

Ошибки, которые допущены в тендерной документации, переходят в контракт и приводят к проблемам при его исполнении и оплате, так как закрыть договор и оплатить счет не удастся, даже если сумма разнится на копейку, а в предмете поставки отличается одна буква.

Рассказываем, что делать если в техзадании к аукциону прописаны несуществующие размеры: направьте запрос на разъяснения положений тендерной документации заказчику, чтобы он увидел, что допущена ошибка, и принял меры.

Требование о показателях, если товар используется

Когда заказчик требует у подрядчика конкретные показатели продукции, которая используется при выполнении работ, — это нарушение 44-ФЗ, так как в составе заявки достаточно согласия (письмо ФАС №ИА/53616/20 от 25.06.2020). Исключение: товар — основное средство и ставится на учет. Это значит, что запрашивать конкретные показатели обоев, которые подрядчик клеит при ремонте, излишне. Требовать характеристики оборудования, которое устанавливают при ремонте (система кондиционирования и т. п.) — правомерно.

Пример из практики: решение по жалобе на ФГБОУ ВО «НГАУ». Заказчик требовал в составе первой части заявки указать конкретные показатели товаров, страны происхождения товаров при том, что предмет закупки — капитальный ремонт кровли, и от участника требуется только согласие. ФАС встал на сторону участника, который подал жалобу (решение №054/06/33-941/2020).

Выписка из решения по жалобе, когда нужно исключительно согласие

Что делать, когда допущена ошибка

Способ устранения ошибки зависит от этапа закупки, на котором она обнаружена. Рассказываем, что делать с ошибкой и опечаткой в техническом задании по ФЗ 44 заказчику:

  1. Внесите изменения в документацию, если позволяет срок до окончания подачи заявок.
  2. При существенных изменениях, которые не внести корректировкой, проведите процедуру отмены тендера и объявляйте новую закупку. Когда срок, в течение которого проводят отмену тендера, прошел, решение об отмене закупки принимает ФАС. Исключение: возникновение форс-мажора (ч. 2 ст. 36 44-ФЗ).

Поставщику при обнаружении ошибки следует:

  1. Писать запрос на разъяснение положений тендерной документации. Это укажет заказчику на ошибку и послужит основой для внесения изменений или отмены тендера.
  2. Жаловаться в ФАС. Решение ведомства — основание для внесения изменений в тендерную документации, отмены тендера и его итогов, если у заказчика нет на это полномочий.

Казначейство назвало самые распространенные ошибки при госзакупках за II полугодие 2019 года

Казначейство выпустило обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за II полугодие 2019 года. В их числе ошибки, допущенные при госзакупках товаров, работ, услуг (далее — товар). Значительную часть заказчики допустили при расчете НМЦК и исполнении контракта. Остановимся на основных.

Нарушения при расчете НМЦК

Большинство ошибок связано с использованием неверной ценовой информации и с некорректным применением методов определения цены контракта.

При расчете НМЦК не нужно использовать:

  • информацию о ценах товаров, неидентичных или неоднородных планируемым к закупке (например, по количеству, описанию характеристик);
  • предложения поставщиков, которые не поставляют идентичные товары;
  • предложения поставщиков, чьи условия не сопоставимы с условиями планируемой закупки.

Кроме того, ведомство указало, какие недочеты допускали заказчики при выборе методов определения цены:

  • использовали метод некорректно. В частности, заказчик применил нормативный метод, но предельная цена на товары в требованиях к ним не была утверждена;
  • использовали иные методы, хотя была возможность применить основные.

Читать полностью обзор КонсультантПлюс.

Об авторе этой статьи

Элла Залужная

Элла ЗалужнаяЭксперт проекта
Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС (финансы и кредит), Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (юриспруденция)

В 2013 году — СЗИУ РАНХиГС по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году — ОЦ «Гарант» по программе переподготовки: «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».

С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2020 года — эксперт проекта «Госзаказ». Сейчас консультирует заказчиков и поставщиков.

Другие публикации автора

Возможно, вам также будет интересно:

  • Если допущена ошибка в заявлении для загранпаспорта
  • Если допущена кадастровая ошибка что делать
  • Если допущена ошибка в заполнении листка нетрудоспособности то
  • Если допущена кадастровая ошибка кто не исправляет
  • Если допущена ошибка в дипломе о высшем образовании

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии