Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.
Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.
При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).
Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.
Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?
На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).
Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.
Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?
Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:
— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;
— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:
-
уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;
-
до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).
Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.
В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений…».
Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.
Налоговый орган в ходе камеральной проверки направил налогоплательщику требование о представлении пояснений и внесении исправлений, из которого явно следует, что инспекторами были выявлены какие-то несоответствия, искажения, ошибки в декларации (например, часто распространенное явление — вопрос о несоответствии объема выручки по данным декларации по налогу на прибыль и данным деклараций по НДС). Конечно, такое требование не означает, что налогоплательщик непременно должен сдать «уточненку», скорее всего заданные вопросы объяснимы. Но если есть понимание, что показатели в декларации действительно нужно исправить — потребуется «уточненка». И тогда вопрос о начислении штрафных санкций станет актуальным. При этом если уже получен акт камеральной проверки, где выявлена соответствующая ошибка, то штрафных санкций не избежать. А вот если такой акт не получен, то ситуация будет выглядеть достаточно спорно, ведь налоговый орган наверно знал о допущенной ошибке, когда направлял соответствующее требование о представлении пояснений. Как будут развиваться дальнейшие события предсказать достаточно сложно, всё будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.
В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.
Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?
Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:
- проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;
- начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;
- налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;
- даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).
Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».
Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.
Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.
Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:
- проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);
- назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;
- проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.
Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.
С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском.
Когда мы сдали отчетность в налоговую, по факту это еще не означает, что инспекция ее приняла. За несоблюдение сроков сдачи отчетности можно получить требование о пересдаче декларации, вслед за ним придет решение о наложении штрафа. И как неприятный бонус: грозит опасность в виде блокировки счета и отказ в вычете по НДС. Возникает резонный вопрос: в каких случаях инспекция имеет право отказать в приеме деклараций, а в каких случаях такой отказ является незаконным.
- В каких случаях налоговики могут не принять декларацию
- Дополнительные причины не принять декларацию
- Причины незаконного отказа в приеме деклараций
- Что делать, если пришло письмо «счастья» в виде отказа в принятии декларации
В каких случаях налоговики могут не принять декларацию
В п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 указан перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Они могут различаться для бумажной и электронной декларации.
Для бумажной декларации:
- Декларация сдана не в тот налоговый орган.
- Отсутствие подписи ответственного лица за предоставление достоверных и полных сведений, указанных в отчетности.
- Отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, ответственного за предоставление деклараций в инспекцию.
- Отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя, ответственного за подачу деклараций в налоговую инспекцию.
- Сдача декларации не по установленной форме.
- Представление деклараций и отчетности, в которых допущены ошибки, например, в отчете расчета по страховым взносам, суммы выплат и страховых взносов по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов.
- Указаны недостоверные данные, например, в расчете по страховым взносам, допущены ошибки в персональных данных работников.
- Декларация подписана лицом, у которого отсутствует полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.
Для электронной декларации:
- Декларация сдана не по установленной форме/формату.
- Декларация не подписана усиленной квалификационной электронной подписью лица ответственного за предоставление достоверных и полных сведений, указанных в отчетности (руководитель или уполномоченное лицо организации), в т.ч. для ИП, предоставляющих налоговые декларации/расчет через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
- Декларация сдана не в ту налоговую инспекцию.
- Представление деклараций и отчетности, в которых допущены ошибки, например, в отчете расчета по страховым взносам, суммы выплат и страховых взносов по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов.
- Указаны недостоверные данные, например, в расчете по страховым взносам, допущены ошибки в персональных данных работников.
- Декларация подписана лицом, у которого отсутствует полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.
Примечание по п. 6: если декларация подписана руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, то декларация будет считаться подписанной неуполномоченным лицом.
В каких случаях ИФНС приходит к такому выводу:
- Декларацию подписал дисквалифицированный руководитель ООО/ИП.
- Декларация подписана умершим руководителем ООО/ИП (согласно сведениям о государственной регистрации смерти).
- Декларация подписана руководителем, отказавшимся от руководства (участия) в организации.
- Декларация подписана недееспособным/ограниченно дееспособным руководителем, в т.ч. безвестно отсутствующим (нет сведений о его месте пребывания в течение года по месту жительства).
- Декларация подписана руководителем, в отношении которого внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о руководителе организации.
При наличии хотя бы одного из вышеуказанных пунктов, налоговая инспекция формирует уведомление об отказе в приеме декларации, с последующим уведомлением плательщика. В таком уведомлении в обязательном порядке должна быть указана конкретная причина отказа в приеме деклараций.
Дополнительные причины не принять декларацию
И если вы думаете, что мы разобрали весь перечень причин для отказа – все еще нет. Есть дополнительные основания для отказа в приеме налоговой отчетности.
П. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС РФ от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 информирует нас о том, какой ряд обязательных реквизитов должна содержать декларация (независимо, бумажная она или электронная), без которых отчетность считается непринятой.
Реквизиты для ИП: в декларации обязательно должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при его наличии) ИП.
Реквизиты для ООО:
- Полное наименование организации.
- ИНН.
- Вид документа (первичный, корректирующий).
- Наименование налоговой инспекции.
- Подпись лиц, ответственных за подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации/расчете.
При отсутствии в декларации/расчете обязательных реквизитов из списка выше, налоговый инспектор информирует организацию о том, что декларация не сдана/не принята, с обязательным перечнем причин отказа. Налоговая инспекция обязана отправить требование с указанием причин отказа в принятии декларации. Данное требование исключает неправомерность отказа ИФНС в принятии отчетности. В случае, когда реквизиты заполнены неправильно, налоговый инспектор должен проинформировать о порядке заполнения декларации и предложить устранить допущенные ошибки в кратчайшие сроки. Если для ООО/ИП устранить ошибки в кратчайшие сроки не представляется возможным, то декларация будет считаться принятой, с пометкой/штампом «Требует уточнения».
Причины незаконного отказа в приеме деклараций
Мы рассмотрели полный перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Данный перечень не подлежит расширению. Налоговые инспекторы не могут толковать его на свое усмотрение. Именно поэтому следующие причины не являются основанием для отказа:
- Наличие у организации признаков недобросовестности.
- Неуплата/периодическая неуплата ООО/ИП налогов, сборов, страховых взносов.
- Регистрация ООО по массовому адресу.
- Ошибки, неточности, описки, допущенные в декларации.
- Отсутствие у организации хозяйственной деятельности, неисполнение сдачи налоговой/бухгалтерской отчетности.
- Наличие долгов по обязательным платежам.
- ООО/ИП связано с фирмами-однодневками.
- Транзитный характер операций налогоплательщика.
- Занижение налогооблагаемой базы в декларации.
Важно отметить, что налоговые инспекторы не имею права оценивать добросовестность организации и проверять расчеты, указанные в декларации. Данные действия выполняются только в рамках камеральной налоговой проверки. Именно поэтому все вышеуказанные причины не являются законным основанием для отказа в приеме отчетности, налоговые инспекторы обязаны принять отчетность.
Кроме того, налоговые органы не имеют права аннулировать декларации (письмо ФНС РФ от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@). Даже при недостоверности сведений, содержащихся в декларации или при ее недобросовестной подаче ООО/ИП.
Что делать, если пришло письмо «счастья» в виде отказа в принятии декларации
Это влечет за собой нарушение сроков сдачи декларации, что является основанием для привлечения ООО/ИП к налоговой ответственности (согласно ст.119 НК РФ). А где налоговая ответственность, там и штраф. В данном случае это 5% неуплаченной по декларации суммы налога (за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи). Штраф может достигать от 1000 руб. до 30% от суммы налога. И самая неприятна санкция – это блокировка счета если декларация не сдана + 10 дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Поэтому если налоговая инспекция отказала в принятии декларации по законному основанию, организация должна со скоростью света исправить допущенные ошибки/недочеты и направить в инспекцию корректирующую декларацию. Лучше не затягивать с исправлением ошибок (растет просрочка – растет штраф).
В случае необоснованного отказа в принятии декларации налоговым органом, необходимо оспорить отказ в вышестоящий налоговый орган – подать жалобу. В жалобе на действия налоговой инспекции максимально подробно указывается суть претензии с ссылкой на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.
Следующий шаг: обжалование действий налогового инспектора в судебном порядке. Суды зачастую принимают сторону организации, сходясь во мнении, что налоговая инспекция не вправе отказать в принятии декларации, представленной в установленной форме.
27 Хабаровский край
Дата публикации: 28.08.2020
Издание: информационный портал «Софтинфо» регионального информационного центра КонсультантПлюс в г. Хабаровске
Тема: Декларировани доходов
Источник:
http://consultantkhv.ru/newspaper/oshibka-v-deklaracii-dejstviya-nalogoplatelshhika/
Во время публичного обсуждения по вопросам контрольно-надзорной деятельности налоговых органов Хабаровского края, которое состоялось 09.07.2020 на базе РИЦ «КонсультантПлюс» в формате вебинара, участник мероприятия попросил представителей налоговых органов разъяснить порядок его действий в сложившейся ситуации. Ситуация участника, а также комментарий на нее от правового отдела УФНС России по Хабаровскому краю, представлены ниже.
Вопрос участника публичных обсуждений:
Налогоплательщик, юридическое лицо, самостоятельно нашел у себя ошибку. Сумма налога к доплате получается довольно существенной для него. Налогоплательщик готов самостоятельно подать уточненную налоговую декларацию, уплатить налог и пени. Но, согласно п.4 ст.81 НК РФ, штрафа не будет, только если до подачи налоговой декларации налогоплательщик уплатит всю сумму налога и пени. А сделать этого он не имеет возможности.
Основной вид деятельности налогоплательщика включен в перечень отраслей, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции.
Рассрочка по уплате налога, предусмотренная ст. 64 НК РФ, возможна только по текущим обязательствам по уплате налога или в случае доначисления налога по итогам проверки. Самостоятельно найденная ошибка за предыдущие налоговые периоды не попадает под эти условия. В том случае, если налогоплательщик сейчас сдаст декларацию и не уплатит налог и пени в полной сумме, налоговая начислит штраф автоматически, мотивируя тем, что так работает программа.
Можно ли каким-то образом решить данную проблему законным путем? Налогоплательщик хочет получить рассрочку по уплате самостоятельно доначисленного налога за прошлые налоговые периоды и избежать штрафа. Куда и каким образом ему необходимо обратиться? Каким образом должен действовать налогоплательщик в подобной ситуации?
Ответ правового отдела УФНС России по Хабаровскому краю:
Из представленного вопроса невозможно определить, какой срок уплаты по уточненной налоговой декларации.
Если срок уплаты соответствующего налога выпадает на 2020 год, то налогоплательщик может воспользоваться Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов (далее – Правила), утвержденными п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».
Воспользоваться правом на предоставление отсрочки (рассрочки) могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сферах, наиболее пострадавших в связи с распространением коронавируса согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства от 03.04.2020 № 434 (далее – Перечень), с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.04.2020 № 479, от 18.04.2020 № 540, от 12.05.2020 № 657, от 26.05.2020 № 745, от 26.06.2020 № 927.
В соответствии с п. 2 Правил отсрочка или рассрочка может быть предоставлена по федеральным, региональным, местным налогам, страховым взносам, срок уплаты которых наступил в 2020 году, за исключением:
- акцизов;
- налога на добычу полезных ископаемых;
- налогов, уплачиваемых налоговыми агентами;
- страховых взносов в части сумм, связанных с формированием средств для финансирования накопительной пенсии.
Наличие права у обозначенных лиц на отсрочку или рассрочку уплаты налоговых платежей устанавливается при наличии одного из следующих показателей:
- снижение доходов более чем на 10 (десять) процентов;
- снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) более чем на 10 (десять) процентов;
- снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке ноль процентов, более чем на 10 (десять) процентов;
- получение убытка по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 года при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал.
Органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов является налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.
Заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) рассматривается, если оно подано до 1 декабря 2020 года.
Вместе с тем сообщаем, что если срок уплаты по уточненной налоговой декларации не выпадает на 2020 год, то налогоплательщик может воспользоваться положениями гл. 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в соответствии с которой предусмотрена отсрочка или рассрочка по уплате налога.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
- угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
- имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
- производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
- при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
- невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного в соответствии со ст. 69 НК РФ требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, определяемая в порядке, предусмотренном п. 5.1 ст. 64 НК РФ.
На основании п. 5 ст. 64 НК РФ заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:
- справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
- справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
- перечень контрагентов — дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами — дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
- обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
- документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в п. 5.1 настоящей статьи.
Относительно штрафных санкций отмечаем следующее.
Так в соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Согласно ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Из вышеизложенного следует, что законодатель предусмотрел возможность для налогоплательщиков уменьшить штрафные санкции, при этом круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, определен в виде открытого перечня с использованием указания на иные обстоятельства.
В настоящее время сформирована обширная практика применения этой нормы налогоплательщиками, судами и налоговыми органами, в результате чего многие смягчающие обстоятельства, выявленные в процессе правоприменения, приобрели общепризнанный характер, и их легитимность сомнению не подвергается. Помимо положений, нормативно закрепленных в п. 1 и 4 ст. 112 НК РФ, институт смягчающих обстоятельств в налоговом праве включает также многочисленные обстоятельства, выявленные и признанные смягчающими в рамках рассмотрения конкретных дел.
Таким образом, отвечая на вопрос налогоплательщика, сообщаем, что в рассматриваемом случае избежать штрафных санкций не получится, но вместе с тем с учетом эпидемиологической ситуацией на территории Хабаровского края, а также признанием вины и иных обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, представленными налогоплательщиком, налоговый орган при рассмотрении уточненной декларации может свести штраф к минимуму, однако стоит отметить, что размер штрафных санкций за совершение налогового правонарушения не может быть снижен до нуля рублей при наличии смягчающих ответственность обстоятельств, поскольку это будет означать освобождение лица от ответственности за совершение налогового правонарушения.
Вместе с тем п. 1 ст. 81 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
Какие ошибки обязательно исправлять уточненкой
Не каждая ошибка в налоговом отчете грозит штрафами. Есть определенные случаи, когда подавать уточняющую декларацию обязательно не зависимо от того, сколько времени прошло с даты первичного отчета. В остальных ситуациях бухгалтер сам решает, уточнять данные или нет.
Обязательно сдавать уточненку, если:
-
Ошибка привела к занижению налогооблагаемой базы и бюджет недополучит деньги.
-
Организация на УСН продала основное средство до истечения срока, который предусмотрен п. 3 ст. 346.16 НК.
В остальных случаях налогоплательщикимеет право исправить данные отправленной декларации, но не обязан. Например, если налогооблагаемая база была завышена, а не занижена.
Чтобы вам было проще распознать опасные ошибки в отчетности, в таблице ниже – распространенные виды ошибок и подсказки, как действовать.
Вид |
Суть ошибки |
Сдавать ли уточненку |
Арифметические |
Неправильно посчитаны суммы, например, доходов или расходов. Это самая серьезная ошибка. |
Обязательно, если была занижена налогооблагаемая база. При завышенной базе можно, но необязательно (см. в статье дальше) |
Орфографические |
Ошибки в название организации или в ФИО сотрудника. Самая незначительная ошибка. |
Необязательно |
Опечатки в данных, не влияющих на базу |
Неверно указан период, за который подана декларация, или дата. Ошибка в кодах организации: ОГРН, ИНН, ОКТМО и пр. |
Обязанности подавать уточненку нет, но ошибочный период лучше исправить. Иначе налоговики сочтут, что вы не сдали отчет и оштрафуют. |
Ошибки по форме |
Нарушен порядок заполнения декларации или не хватает какого-то листа |
В таком случае приемная программа ФНС попросту не пропустит ваш отчет, если будут нарушены контрольные соотношения и не доберется обязательных для заполнения листов |
Таблица. Ошибки в декларациях: уточнять или нет
Как правильно составить уточненную декларацию
Чтобы не допустить ошибок повторно и сдать уточненку с первого раза, придерживайтесь трех основных правил:
-
Форма. Для уточненки используйте ту же форму, по которой сдавали первичную декларацию. Например, вы только сейчас обнаружили ошибку в декларации 2021 года. С тех пор форма отчета изменилась. Несмотря на изменения, уточненку заполняйте по форме, которая действовала в 2021 году, когда сдавали первичную декларацию.
-
Коды. На титульном листе при первичном уточнении декларации номер корректировки надо поставить «1», если второй раз меняете данные – «2», и т. д.
-
Порядок заполнения. Форму заполняйте полностью. Там, где была ошибка, данные поменяйте, а остальные оставьте прежними.
Совет. Чтобы налоговики быстрее разобрались с вашей уточненной декларацией, можно приложить к ней сопроводительное письмо. В письме укажите, за какой период корректируете декларацию, какие значения меняете и почему. Возможно, вашего объяснения им будет достаточно, чтобы не инициировать проверку (это одно из возможных последствий уточненки, о которых будем говорить дальше в статье).
В какой срок важно успеть
Иногда срок сдачи уточненки имеет значение, чтобы инспекторы не начислили штрафы. Все зависит от вида ошибки, кто ее обнаружил – вы или инспекция, и какой период уточняете.
Допустим, вы первым нашли ошибку в сданном отчете. Если она приводит к занижению налоговой базы, то лучше подать уточненку чем быстрее, тем лучше. Так вы опередите налоговиков и не возникнет риска начисления пеней и штрафов. Когда же вопроса о недоимке не возникает, большой срочности нет.
Другая ситуация, если вы хотите вернуть переплату. Это возможно сделать только за последниетри года. Вернуть переплату, например, пятилетней давности не получится. Будьте готовы, что налоговая может организовать проверкупо факту снижения суммы налога. У вас запросят подтверждающие документы, на основание которых возникла переплата.
Если вы уверены, что все документы в порядке и сумма переплаты большая, то смело подавайте уточненку. В иных случаях сначала приведите документацию в порядок или вообще ничего не подавайте, если не готовы к проверке.
Самый строгий срок подачи уточненки будет, если ошибку в декларации найдут налоговики в ходе камералки. В этом случае пришлют требование. С момента его получения у вас есть пять дней, чтобы отправить им уточненную декларацию.
Автоматизируйте все процессы бухгалтерского учета и отчетности в облачной программе 1С:Бухгалтерия вместе с сервисом 1С-Отчетность.
Программу 1С можно взять в аренду в «Е-офис 24». Вы получите круглосуточную техническую поддержку, доступ к ИТС и обновлениям 1С, консультации специалистов 1С, помощь специалистов при отправке отчетности.
Ведите учет без ошибок и своевременно сдавайте отчетность из любой точки мира. Попробуйте бесплатно оптимальное решение для бухгалтера: Облачная 1С:Бухгалтерия + сервис 1С-Отчетность
Что будет, если сдать уточненку: изменения 2023 года
Последствия уточнений зависят от того, когда их подали, и была ли недоимка. Рассмотрим все возможные ситуации.
Уточненку сдали в рамках срока сдачи первичной декларации
Здесь вообще никаких проблем не будет – сроком подачи декларации будет считаться дата подачи уточненки. Сроки вы не нарушили, потом негативных последствий никаких нет.
Срок для декларации прошел, но срок уплаты налога еще не наступил
Если ошибку вы обнаружили сами, а не налоговая при проверке, то в этом случае штрафов тоже никаких не будет. Главное, что вы уточнили данные. Дальше важно вовремя и правильно заплатить налог.
Все сроки прошли, а при уточнении образовалась недоимка
Раньше, до 2023 года при обнаружении ошибки в данной ситуации необходимо было сначала оплатить сумму недоимки и пени, и только после этого отправлять в ИФНС уточненную декларацию. При неоплате этих сумм грозил штраф.
С1 января 2023 года, ситуация изменилась в лучшую сторону. Теперь уточненка – одно из оснований для формирования сальдо на едином налоговом счете (ЕНС). Если оно положительное и вы отправили корректировку из-за занижения базы, то налоговая сама спишет деньги со счета при условии, что их там достаточно. Сначала списываются недоимки, потом текущие платежи и в последнюю очередь пени (п. 8 ст. 45 НК).
Во избежание штрафов для начала советуем посчитать сумму недоимки в бюджет, а также сумму пеней. После этого проверить сальдо ЕНС. Если денег точно хватает, уточненку можете смело отправлять. Далее при необходимости внесите дополнительные средства на свой ЕНС на оплату текущих налоговых обязательств.
Сумму недоплаты в бюджет выявила налоговая в ходе проверки
В этом случае вместе с недоимкой и пенями придется заплатить штраф в размере 20% от суммы неуплаты (ст. 122 НК).
Способы отправки уточненки
Уточненную декларацию нужно передавать в налоговую таким же способом, как и первичную:
-
с помощью ТКС;
-
через личный кабинет налогоплательщика;
-
лично на бумажном носителе;
-
по почте.
Конечно же, лучше всего сдавать отчеты онлайн и не тратить время на дорогу в ИФНС. В этом поможет «Е-офис 24». Мы подключим вас к сервису 1С-Отчетность – и вы сможете взаимодействовать с контролирующими органами не выходя из программы 1С.
Попробовать один месяц бесплатно
Реклама: ООО «Е-Офис 24», ИНН 6672281995, erid: LjN8KMBpW
Каждая организация и индивидуальный предприниматель независимо от размера бизнеса, штата сотрудников и системы налогообложения сталкивается с камеральной проверкой. Она проводится на основании сданной в ФНС заполненной декларации, расчетам и документам. Причем компания не получает уведомления от налоговой службы об аудитах. Разберемся во всех тонкостях этой процедуры.
Общее понятие
Если говорить простыми словами, то налоговая служба назначает камеральную проверку после того, когда организация, ИП или физическое лицо сдало в ИФНС декларацию о доходах за указанный период времени. Для контроля соответствия деятельности компании необязательно присутствие инспектора у налогоплательщика. Все действия по камеральной проверке проводятся в инспекции по месту регистрации предпринимателя и физлица. Частота назначения аудитов зависит от периодичности сдачи отчетности в ФНС.
Важно помнить, что существуют строго определенные сроки сдачи для каждого налогового сбора. Нарушение сроков подачи заявления более чем на 10 дней может привести к тому, что ФНС направит постановление о блокировке банковских счетов компании. Восстановление активов возможно только на следующий день после предоставления в налоговую инспекцию заполненной декларации и отчетности.
Цели и сроки камеральной проверки
Основное направление налогового контроля – проверка правильности заполнения декларации. Также во время аудита сверяются данные предыдущих и текущих расчетов для установления факта переплат или недоимок. Еще в рамках камеральной проверки могут проводить комплекс работ по другим статьям налогового контроля, запрашивать документы и информацию у третьих лиц.
Согласно общему положению аудит может длиться до 3 месяцев со дня подачи отчетности в ФНС. Декларация по НДС проверяется в течение 2 месяцев. При обнаружении признаков нарушений со стороны компании или физического лица налоговая служба вправе продлить период контроля. По истечению срока камеральной проверки инспекторы должны прекратить любые внешние действия, но могут продолжать составлять внутренние акты ФНС.
Этапы проведения
Все мероприятия, входящие в камеральную проверку, можно условно поделить на два этапа:
- Автоматизированный контроль. Он проходит без участия налоговых инспекторов. После загрузки данных декларации в информационную систему ФНС компьютер проверяет правильность заполнения отчета. Кроме того, полученные сведения «прогоняют» через базы автоматического контроля для перекрестного анализа. В ходе подобных действий могут обнаружить ситуации отсутствия перечислений в бюджет или другие нарушения.
- Углубленный анализ. Он проводится при наличии несоответствия данных в ходе камеральной проверки. Также расширенный контроль назначается, если в отчетности указаны льготы и сумма НДС к возмещению, а также при проведении ревизии по налогам на природные ресурсы.
В рамках углубленного анализа сотрудник ФНС может направить уведомление о выявленных нарушениях, потребовать пояснение или запросить уточненную налоговую декларацию.
Что такое камеральная проверка 3-НДФЛ
Индивидуальные предприниматели, нотариусы, частные адвокаты и физические лица, которые хотят получить социальный и имущественный вычет по налогу, должны предоставить декларацию по форме 3-НДФЛ. В ней указываются все доходы, которые были получены в течение отчетного года. Камеральная проверка проходит на тех же основаниях и условиях, как и для юридических лиц. Срок выполнения – 3 месяца со дня получения декларации в ФНС.
В ходе проверки формы 3-НДФЛ анализируют:
- полноту и правильность заполнения документов;
- корректность применения налоговых ставок и льгот;
- соответствие текущих данных показателям других отчетов (например, справке 2-НДФЛ);
- обоснованность применения вычетов.
При проведении камеральной проверки инспекторы ФНС могут запросить у физического лица дополнительные данные. При обнаружении противоречий и ошибок в отчете у гражданина потребуют предоставить пояснения или исправить декларацию 3-НДФЛ в течение 5 рабочих дней. В таком случае отсчет нового срока камеральной проверки начнется с момента выполнения физлицом требований налоговой инспекции.
Результаты аудита
Если при проведении камеральной проверки инспекторы ФНС не нашли ошибки, то официально она завершается без отправления уведомления. Если нарушения все-таки есть, в течение 10 рабочих дней оставляется акт, где подробно описываются все выявленные неточности. Не позднее пятого дня отчет вручается налогоплательщику. Если он согласен с ошибками, то придется выплатить дополнительные начисления.
Если подается уточненная налоговая декларация, то начинается новая камеральная проверка. При возникновении несогласий с недочетами, зафиксированными в отчете, в ФНС направляется возражение и документы, на рассмотрение которых дается еще один месяц.
Камеральную проверку проводят в отношении всех налоговых отчетностей, которые подаются в инспекцию. Поэтому, чтобы исключить недочеты и повторные аудиты, документы при подаче следует заполнять особенно внимательно.