Вопрос :
Я только недавно начал учиться читать Коран, и еще не знаю всех правил. Если при чтении я буду допускать ошибки, будет ли это считаться грехом?
Ответ:
Как и во всех видах поклонения, в чтении Корана тоже существуют свои основы и правила. Однако Аллах Всевышний обращает внимание на наши устремления и склонность наших сердец. Поэтому нельзя отказываться от чтения Корана, из-за ошибок в чтении, так как такой подход противоречит самому духу поклонения. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто запинается при чтении Корана, и кому трудно правильно читать, получит двойную награду» (Бухари, Муслим). Поэтому считать, что наше чтение Корана из-за имеющихся ошибок лишено милости Аллаха, является большим злом и несправедливостью.
Нашим главным делом должно стать обучение Корану и его чтение. Не обращать внимание на имеющиеся ошибки, и не искать оправданий, говоря «Если я прочту неправильно, то совершу грех», а читать, читать и читать, говоря себе: «Чем больше я буду читать Коран, тем быстрее научусь читать его правильно».
Так как оправдания никогда не закончатся, а ошибки сами по себе не исчезнут. Достаточно знать следующее: Допускать ошибки в чтении Корана, не умея хорошо читать, не является грехом! Думать, что Аллах подвергнет своих рабов мучениям за каждую ошибку, указывает на непонимание человеком Корана и непонимание Ислама. Главное стремиться научиться и прикладывать все необходимые усилия.
Несомненно, чтобы правильно читать Коран именно в том виде, как он был ниспослан, необходимо знание таджвида. Поэтому после того, как мы узнали, что такое Коран, первоочередным делом для нас должно стать изучение таджвида. Сегодня, благодаря большому количеству книг и CD дисков, изучить таджвид не представляет большого труда. Слушая аудиозаписи известнейших Коран-хафизов, можно подправить свое чтение. Главное, чтобы было желание и стремление.
В сущности, научиться чтению книги Аллаха совсем несложно, но даже если возникнут какие-то трудности, то их преодоление только увеличит получаемый от этого фейз. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Самым благим из вас является тот, кто изучает Коран, и обучает ему других» (Бухари).
В другом хадисе, переданном от Ибн Масуда (радыйаллаху анху), сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тому, кто прочитает из Книги Аллаха одну букву, запишут одно доброе дело и каждое благодеяние увеличат до десяти. Я не говорю, что алиф, лам, мим – это одна буква. Алиф – буква, лам – буква, мим тоже одна буква» (Тирмизи).
Абу Хурайра передает, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «На каждую группу людей, которая собралась в одном из домов Аллаха (т.е. в мечети) для чтения книги Аллаха и её изучения, спускается спокойствие и нисходит милость. Ее окружают ангелы, а Аллах упоминает имена собравшихся тем, кто (рядом) с Ним (т.е. ангелам)» (Муслим).
Коран – это наше всё! Мы как верующие узнаем все, что нам дорого, из Корана: религию, дуа, знание, размышление, намаз, поклонение, повеления, запреты. Поэтому стремление к изучению Корана, является для нас требованием веры.
Таджвид – это наука, изучающая правильное произношение букв и звуков, и посредством которой достигается правильное и безошибочное чтение Корана.
Подробное знание всех тонкостей науки таджвид, является фардом-кифайа, то есть коллективной обязанностью мусульман, то есть если несколько человек владеют этими знаниями, то с других эта обязанность снимается. Тогда как знание правил таджвида в объеме, необходимом для правильного чтения Корана, является фардом айн, то есть персональной обязанностью каждого из мусульман.
Поистине, Аллах не возлагает на своих рабов того, что выше их сил. Если человек из-за дефектов речи или из-за отсутствия возможности не смог изучить таджвид, то, иншАллах, он будет прощен, и не будет нести ответственности перед Всевышним. Если же человек не имел дефектов речи и имел возможность изучить таджвид, но пренебрег этим, то в этом случае этот человек будет нести ответственность перед Аллахом.
Islam-Today
Оригинал публикации: http://islam-today.ru/veroucenie/vopros-otvet/ne-mogu-naucitsa-citat-koran-bez-osibok-eto-greh/
Re: Хадис о ошибках в чтении Корана
Сообщение
Мыжжяй » 08 сен 2011, 20:44
Уа Алейкум Ассалям брат. Я не знаю такой хадис. Но есть другой хадис.
Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, будет с благородными и покорными писцами, а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, уготована двойная награда». Муслим 798. Дела оцениваются по намерениям. Надо стараться читать коран без ошибок.
Передают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Каждому, прочитавшему хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется за это одно благое дело, а за каждое такое благое дело воздастся в десятикратном размере. Я не говорю, что “Алиф, лям, мим” – это одна буква, нет “алиф” – это буква, и “лям” – буква, и “мим” – буква». ат-Тирмизи 2910. Его достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в «Мишкатуль-масабих» № 2137. Также и имам Ибн Къудама называл хадис достоверным. Уа-Ллаху а’лям.
Ошибка в чтении аятов Корана или суры Аль-Фатиха бывает двух видов.
Первый вид – это ошибка, которая не меняет значения (смысл) слова. Такая ошибка при чтении суры Аль-Фатиха или других аятов не нарушает намаз. Однако преднамеренно допускать такие ошибки, когда есть возможность обучаться правильному чтению, считается греховным (харам).
Например, Али слышит, как имам читает суру Аль-Фатиха и ошибся в слове «الحمد-Альхамду», сказав «альхамди» с касрой в конце, это не меняет значения слова, поэтому Али может продолжать свой намаз за имамом, и их намаз будет засчитан. Таково же решение и относительно других ошибок, которые не меняют значения слов. (Конечно, для этого он должен знать значение слов читаемого текста).
Второй вид – это ошибка, которая меняет значение слова.
Если имам преднамеренно допускает ошибку, имея возможность обучиться, то его намаз нарушается, и за таким имамом следовать в намазе нельзя. Если человек заметил ошибку имама уже в намазе, то он должен отделиться от имама и самостоятельно продолжить намаз.
Например: Али слышит, как имам преднамеренно допускает ошибку без уважительной причины в слове «أنعمتَ – анʻамта» он говорит «анʻамтУ», что меняет значения слова, и нарушает намаз имама, следовательно, Али должен отделиться от имама (сделав в сердце намерение отделиться от него) и завершить намаз самостоятельно в одиночку.
Если имам случайно ошибся, то он должен вернуться и заново правильно прочитать это слово. Если же он так поступит, то Али продолжает за ним свой намаз, и их намаз будет считаться действительным.
Что касается имама, у которого не было возможности изучить правильное чтение, или который не способен произносить правильно некоторые буквы и слова, то:
— если эта ошибка в «Альхаме» (суре Аль-Фатиха), его собственный намаз считается действительным. Однако совершать за ним коллективный намаз кариу (человеку, способному правильно читать суру Аль-Фатиха) запрещается. Если они оба ошибаются в одном и том же слове, то есть ошибка у них одинаковая, они могут совершить намаз, следуя друг за другом;
— если эта ошибка у него присутствует и в других сурах, читаемых после «Альхама», то можно следовать за ним в коллективном намазе, и намаз будет считаться действительным.
Допустим, Муса никак не может научиться правильному произношению букв, например, букв са, звад, за ( ظ – ض – ث ), или же он недавно принял Ислам и не прошло достаточно времени, чтобы обучиться правильному чтению «Альхама». Намаз такого человека (Мусы) считается действительным.
Однако Али, который читает правильно «Альхам», не может следовать за ним в коллективном намазе. Если Али совершил за ним (Мусой) намаз, а потом узнал о его особенности, то должен возместить совершённый за ним намаз.
Некоторые дополнения к данному вопросу:
Например, Али зашел в мечеть с опозданием. Он замечает там группу людей, совершающих коллективный намаз, где имамом стоит незнакомый ему человек (как часто это бывает в мечети). Али предположив, что этот имам умеет правильно читать «Альхам», последовал за ним в намазе.
После он узнал, что имам допускает ошибки в чтении «Альхама». В этом случае Али должен заново совершить намаз. А если он обнаружил его неграмотность в ходе намаза, например, понял, что тот не способен произносить правильно некоторые буквы, то он должен отделиться от имама и совершить свой намаз сначала. То, что он сделал вслед за тем имамом, аннулируется.
Насир Сулейманов,
преподаватель Дагестанского теологического института имени Саида Афанди
Смотрите также:
Если в намазе допущена ненамеренная ошибка
Самая распространённая ошибка в суджуде или кто крадёт у себя намаз
Если имам не правильно читает Аль-Фатиху
Раздел о нарушениях намаза
За кем нельзя совершать коллективный намаз
Все учёные единодушны в том, что намаз нарушается, если при его чтении намеренно изменить даже одно слово Корана и исказить смысл. Исключением является восхваление Аллаха с помощью другой фразы, но подобные попытки порицаемы. Ошибки при чтении Корана называются заллятуль-кария.
У ханафитов существует две точки зрения. Одно мнение принадлежит учёным-мутакаддимун, которое считается рациональным. Этой же точки зрения придерживаются шафииты. Второе мнение принадлежит учёным-мутааххирин, которое удобно для практического применения (Ибн Абидин, 1 / 589—593; аз-Зухайли, 2 / 20; Бильмен, стр. 217).
Напомним, что алимов, живших и работавших в период до середины XI столетия, называют мутакаддимун. Учёных более позднего времени, которые толковали предписания Ислама с учётом изменившихся реалий и развития общества, называют мутааххирун (пришедшие после).
Период учёных-мутакаддимун
По их мнению, намаз нарушают:
1. Неправильное чтение, которое приводит к куфру и в корне меняет смысл.
2. Чтение того, чего нет в Коране.
3. Чтение Корана с употреблением созвучных слов. Например, вместо «Хазаль гураб» (это ворона) прочитать «Хазаль губар» (это пыль).
4. Произнесение слов, которых нет в Коране, и которые не имеют значения. Например, вместо слова «ас-Сараир» (тайны) употребить созвучное слово «ас-Сараиль», которое не имеет смысловой нагрузки.
По мнению Абу Ханифы и имама Мухаммада, не нарушает намаз употребление слов, которые похожи на имеющиеся в Коране, однако далеки от истинного смысла и при этом не сильно меняют значение фразы. Имам Абу Юсуф утверждает, что в таких случаях намаз не нарушается из-за трудности чтения Корана. Поэтому существует общее мнение и фетва исламских алимов о позволительности такого чтения.
Если в Коране нет высказывания, похожего на прочитанное с ошибкой, но которое не искажает смысл, то, по мнению Абу Ханифы и имама Мухаммада, намаз не нарушается. Однако Абу Юсуф утверждал обратное: например, если вместо слова «каввамин» прочитать «каййамин».
Поэтому Абу Ханифа и имам Мухаммад принимали во внимание кардинальное изменение смысла или соответствие читаемой фразы значению коранического текста. Если сильно меняется содержание, то намаз нарушается, и не имеет значения, есть ли в Коране подобная фраза или нет. Имам Абу Юсуф в качестве критерия рассматривает наличие или отсутствие похожей фразы в Коране. Намаз не нарушается, если в тексте Священной Книги есть похожее высказывание, даже если сильно изменился смысл. Но если в Коране нет схожего значения и смысл сильно не изменился, то намаз нарушается.
Период учёных-мутааххирун
Принятие Ислама народами, не владеющими арабским языком, породило затруднения в чтении аятов Корана. Исходя из нелёгкости произношения букв и звуков, слов и дополнительных знаков, и, как следствие, неправильного чтения Корана, учёные-мутааххирун разработали следующие правила:
1. Ошибка ираба (правила чтения арабских текстов) не нарушает намаз. Не важно, носит произнесённая фраза еретический характер или нет, ведь большинство людей плохо различают ираба Корана. Например, в аяте «Рабби Ибрахими» некоторые читают «Ибрахими» с окончанием «и», а некоторые — «у». В таком случае аят означает «Когда Ибрахим испытывал Господа», что по смыслу неверно.
2. Если при чтении Корана вместо одной буквы прочитали другую, то намаз не нарушается, если между звуками существует близость в махрадже (месте произношения), как например, между буквами «каф» и «кяф» или между «син» и «сад», с которыми можно сделать «ибдаль» (замену), то намаз не нарушается. Например, вместо «фаля такхар» прочитать «фаля текхар», вместо «ас-Самад» — «ас-Семад», вместо «фатхун кариб» — «фатхун гариб».
3. Если можно без затруднений различить две буквы, то намаз нарушается. Например, вместо слова «ас-салихат» (праведные деяния) прочитать «ат-талихат», вместо «Аллаху ахад» — «Аллаху ахат».
4. Если сложно прочитать по-разному две буквы, то намаз не нарушается. Например, вместо буквы «сад» в слове «ас-Сырата» прочитать букву «син», тогда данное слово будет читаться «ас-Сирата».
5. Если между двумя буквами нет единства или близости по звучанию, но их сложно прочитать по-разному, поэтому при чтении употребляют одну букву вместо другой, то, по мнению многих факихов, намаз не нарушается. Например, если вместо буквы «дад» прочитать «дал», вместо «зал» — «зей» или вместо «зал» — «за», вместо «сад» — «син», вместо «та» — «те».
Например, намаз не нарушается, если вместо «ва лад-даллин» прочитать «ва лаз-заллин», то есть, вместо буквы «дад» прочитать букву «за» или «зал». Но люди, которые могут читать по-арабски как положено, не должны относиться к этому беспечно. Ведь преднамеренно неправильное произнесение нарушает намаз.
6. Намаз не нарушается, если букву с шаддой (двойную) по ошибке прочитать без шадды, длинную огласовку — коротко, где нужно сделать «идгам» — позабыть про него, а где не нужно — прочитать с идгам. Например, если слово «иййака» прочитать «ийака». Также намаз не нарушается, если звонкую букву прочитать, как глухую, и наоборот, ибо такая ошибка встречается у многих людей.
7. Не нарушается намаз, если к слову Корана присоединить какую-либо букву. Например, в тексте Священной книги нет артикля «ас» перед словом «ас-Сыратальллязина». Но так как он не искажает смысла, то не влияет на выполнение богослужения.
8. Намаз не нарушается, если при чтении буквы одного слова Корана присоединить к другому слову. Например, «иййа кана’буду», а должно быть «иййака на’буду» (мы поклоняемся только Тебе). Но при чтении таких аятов нужно постараться не делать сакта (остановку).
9. Если во время намаза при чтении Корана сделать остановку, например, в слове «аль-Хамду» прочитать только артикль «аль» и только потом «Хамду» из-за необходимости сделать передышку или рассеянности, то, по мнению большинства учёных, это не влияет на намаз. Ибо забывчивость или необходимость набрать воздуха присущи людям. Например, богослужение не нарушается, если из-за нехватки воздуха сделать остановку и вместо слова «матлаиль-фаджр» прочитать «матлаиль-фадж» и тут же совершить рукуу.
10. Если при чтении к аяту по ошибке прибавили одну букву и при этом смысл не изменился, то намаз считается действительным. Например, если вместо «Йадхилуху наран» (его поместят в огонь) прочитать «Йудхилухум наран» (их поместят в огонь). Но если смысл аята изменился, то, согласно одному мнению, намаз нарушается. Например, если вместо «Иннака ла минал-мурсалин» (воистину, ты Посланник) прочитать «ва иннака ла минал-мурсалин» (клянусь, ты Посланник). Однако некоторые учёные утверждают, что в этом случае намаз не нарушается.
11. Если по ошибке не прочитать одну букву в аяте Корана, которая входит в состав корня слова и меняе общий смысл, то, по мнению Абу Ханифы и имама Мухаммада, намаз нарушается. Например, если вместо «Мимма разакна хум» (из того, что Мы послали им в качестве пропитания) прочитать «Мима закна хум» или вместо «ва джаална» употребить «ална».
Если пропущенная по ошибке буква не входит в корень слова, но при этом меняется смысл, намаз считается фасыд. Например, если вместо «Ва ма халаказ-закара валь-унса» прочитать «Ва ма халаказ закара аль-унса».
Если пропущенная буква не входит в корень слова или входит, но из-за допущенной ошибки смысл не меняется, то намаз не нарушается. К примеру, если вместо слова «аль-Вакияту» прочитать «аль-Вакия».
12. Если в намазе неоднократно повторить какое-то слово, не изменяющее основной смысл, то богослужение не нарушается. Некоторые факихи считают, что намаз считается действительным даже в том случае, если изменился смысл. Другие факихи считают, что чистота молитвы нарушается. Последнее мнение заслуживает большего доверия, чем первое. Например, если вместо «Раббуль-алямин» (Господь миров) прочитать «Рабби раббиль-алямин» (Господь Господа миров). Если читающий знает, что смысл искажается, но продолжает совершать ошибку, его намаз нарушается. Но если залля произошло из-за запинки при чтении или вследствие желания красиво прочитать фразу, намаз не считается нарушенным.
13. Намаз не нарушается, если при чтении Корана по ошибке добавить или пропустить одно слово; пропустить одну букву в слове, само слово или прочитать букву раньше или позже, не исказив смысл аята. Также намаз не нарушается, если слово или буква заменяются другими, но основной смысл не меняется. Например, если при чтении «Тааля джадду Рабина» (Господь превыше всего) пропущена буква «а» и вы прочитали «Таля»; вместо «инфажарат» — «инфаражат», вместо «Авваб» — «Аййаб». До тех пор пока не изменится основной смысл, подобное чтение намаз не нарушает.
Если по ошибке присоединённое слово не меняет смысл, то намаз не нарушается. Например, если к аяту «Ля та’будуна илляллаху ва биль-валидайни ихсанан» (Вы поклоняетесь только Аллаху и хорошо относитесь к родителям), прибавить слово в конце «ва бирран» (добро).
Намаз нарушается, если прибавленное слово можно найти в Коране, но в контексте оно настолько искажает смысл, что приводит к куфру (неверию). Например, если к аяту «Ман амана билляхи валь-йавмиль ахири ва амиля салихан фалахум ажрухум» (Кто уверует в Аллаха и в Судный День, будет совершать праведные дела, для них приготовлены награды) прибавить слово «кафара» (будет неверным), то смысл аята меняется и, следовательно, намаз нарушается.
Если в результате замены слов не искажается значение фразы, то намаз не нарушается. Например, если вместо «Фиха зафирун ва шахикун» прочитать «фиха шахикун ва зафирун». Если же смысл предложения изменится, по мнению большинства факихов, намаз нарушается. Например, если в аяте «Ведь будут праведники в благодати, а грешники — гореть в Огне» слово «джахим» (ад) прочитать сначала, а «на’им» (Рай) — в конце, смысл фразы меняется в совершенно противоположную сторону.
14. Также намаз нарушается, если неправильное чтение приводит к ошибочному пониманию. Например, если прочитать «Марйам ибнату Гайлян» (Марйам — дочь Гайляна) или «Иса бин Лукман» (Иса — сын Лукмана), ибо пророк Иса (алейхиссалям) появился на свет без отца. Поэтому приведённая выше ошибочная фраза не соответствует тексту Корана.
15. Если кто-то из-за дефекта речи вместо буквы «ра» прочитает «га» или «лям», или «я», то намаз не нарушается. Например, если вместо «Раббиль-алямин» прочитать «Лаббиль-алямин». Но люди с дефектами речи должны приложить максимум усилий, чтобы устранить недостатки в произношении или читать более лёгкие для них аяты.
Если кто-то вместо «аль-Хамду лилляхи» прочитает «аль-hамду» или вместо «куль hуваллаху ахад» — «кюль hуваллаху ахад», то есть перепутает мягкие и твёрдые согласные, пусть обязательно работает над произношением. Если кто-то выполнит намаз, в котором допустит серьёзные фонетические ошибки, то может совершить это богослужение заново.
По мнению шафиитов и ханбалитов, любые залля при чтении аятов Корана, кроме суры «аль-Фатиха», намаз не нарушают. Но если ошибка сделана намеренно и смысл аята изменился, то нарушается намаз имама и джамаата. Если кто-то нарочно или случайно прочитал «Фатиху» с такой грубой ошибкой, что изменился смысл, получает намаз батыл (искаженный). Это мнение исходит из хадиса, в котором говорится, что намаз без чтения суры «аль-Фатиха» недействителен, ибо, согласно мазхабам Шафии и Ханбали, чтение «Фатихи» во время богослужения считается фардом (Ибн Кудама, «Аль-Мугни», 2 / 198; Аз-Зухайли, 2 / 21; Бильмен, стр. 221).
Ошибки в чтении
При чтении можно ошибиться насчет пяти вещей[1][2]:
1) Иʼраб (здесь: окончания слов) и огласовки (харакат).
2) Буквы (хуруф).
3) Слова (калимат).
4) Предложения (джумаль уаль-аят).
5) Паузы (вукуф).
1. Ошибки в иʼрабе и харакатах.
Это относится к случаям, когда человек читает вместо кясры дамму или фатху вместо даммы и т. п. Сюда же относится чтение сдвоенного звука (мушаддад) без удвоения, как один звук, или растягивание произнесения звука дольше, чем следует.
Согласно ранним ученым, любая ошибка, приводящая к изменению смысла аята на такой, который может вывести из Ислама, – нарушает намаз.
Согласно поздним ученым, таким как Мухаммад ибн Мукатиль, Мухаммад ибн Салям, Исмаʼиль аз-Захид, Абу Бакр ибн Саʼид аль-Бальхи, аль-Хиндуани, ибн аль-Фадль и аль-Хальвани (да помилует их всех Аллах), если человек ошибается в иʼрабе или харакате, это не нарушает намаз. И это предпочитаемое мнение[3].
Если же человек намеренно читает так, что смысл искажается неприемлемым образом, то его намаз нарушается. А такое чтение может вывести его из Ислама (то есть это может быть куфр)[4].
2. Ошибки в буквах (хуруф).
Сюда относится:
- Изменение буквы.
- Добавление буквы.
- Пропуск буквы.
- Соединение букв.
- Неправильный порядок букв[5].
Изменение буквы:
Изменение буквы не нарушает намаз, если это не приводит к бессмыслице. Например, если человек читает إنَّ الْمُسْلِمُونَ вместо إنَّ الْمُسْلِمِينَ, то его намаз не нарушается. Точно так же, если кто-то прочитал انْفَرَجَتْ вместо انْفَجَرَتْ или إيَابٌ вместо أَوَّابٌ, то даже в этом случае его намаз остается действительным[6].
Если же буква, прочитанная по ошибке, близка по звучанию к букве, которая там должна быть, и между ними не очень большие различия, то такая ошибка не нарушает намаз. Например, если кто-то прочитал «син» (س) вместо «сод» (ص), или «за» (الظَّاء) вместо «дад» (الضَّادِ), или «то» (الطَّاءِ) in вместо «та» (التَّاء), то все эти ошибки не нарушат его намаз, если только в итоге смысл не меняется на неприемлемый.
Если же буква заменена на такую, которая на нее не похожа и которую легко отличить от первой, то это нарушает намаз. Например, если человек читает слово الطَّالِحَاتِ вместо الصَّالِحَاتِ, то намаз нарушается, поскольку смысл серьезно поменялся[7].
Добавление букв:
Если к слову прибавлена буква, то это не нарушает намаз, если не приводит к бессмыслице. Например, если человек читает وَانْهَى عن الْمُنْكَرِ вместо وَانْهَ عن الْمُنْكَرِ то это не нарушает намаз, так как в значении нет бессмыслицы и нет канонической неприемлемости[8].
Пропуск букв:
Если буква пропущена, но смысл не поменялся, то намаз будет действителен. Например, если человек прочитал وَلَقَدْ جَاءَهُمْ رُسُلُنَا بِالْبَيِّنَاتِ вместо وَلَقَدْ جَاءتهُمْ رُسُلُنَا بِالْبَيِّنَاتِ то намаз остается действительным. Однако, если человек прочитал فما لهم يُؤْمِنُونَ вместо فما لهم لا يُؤْمِنُونَ , то, из-за радикального изменения смысла, намаз нарушается[9].
Соединение букв:
Соединение букв разных слов не нарушает намаз. Например, если «кяф» присоединен в чтении к «нун» в إيَّاكَ نَعْبُدُ , то есть человек читает إيَّا كَنَعْبُد , то это не нарушает намаз[10].
Неправильный порядок букв:
Неправильный порядок букв, приводящий к изменению значения слова из Корана (и этого слова нет в Коране), согласно всем ученым, нарушает намаз. Например, если некто прочитал قوسرة вместо قسورة или عفص вместо عصف , то намаз нарушается[11].
Подытожим: ошибка в буквах, изменяющая смысл на неприемлемый, нарушает намаз.
3. Ошибки в словах[12].
Если слово, прочитанное по ошибке, идентично правильному слову по контексту и встречается в Коране, то, согласно общему мнению ученых, намаз не нарушается. Пример: человек прочитал طعام الفاجر вместо طعام الأثيم [13].
Если слово, прочитанное по ошибке, совпадает по смыслу с правильным словом и встречается в Коране в другом месте, то намаз также не нарушается. Например, если человек прочитал вместо الْعَلِيمِ, или السميع вместо البصير , или خبيرا вместо بصيرا, то во всех этих случаях намаз не нарушается[14].
Если слово, прочитанное по ошибке, совпадает по смыслу с правильным словом, но в Коране не встречается, то, согласно имаму Абу Ханифе и имаму Мухаммаду (да помилует Аллах их обоих), намаз все равно не нарушается. Согласно же имаму Абу Юсуфу, такой намаз становится недействительным. Здесь предпочитается мнение имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах). Пример: человек читает تجحدان вместо تُكَذّبَانِ или لا شك فيه вместо لاَ رَيْبَ فِيهِ[15].
Если человек добавил слово к тексту Корана и добавленное слово встречается в Коране, но его добавление изменяет смысл, то это нарушает намаз. Например, если некто прочитал: وَاَلَّذِينَ آمَنُوا وَكَفَرُوا بِاَللَّهِ وَرُسُلِهِ أُولَئِكَ هُمْ الصِّدِّيقُونَ , куда добавил слова وَكَفَرُوا بِاَللَّهِ, то такая ошибка нарушит намаз, поскольку смысл поменялся.
Аналогично этому, если в аят добавили слово, которое не встречается в Коране, то это также нарушает намаз. Например, если человек прочитал إنَّمَا نُمْلِي لهم لِيَزْدَادُوا إثْمًا وَإِجْمَالًا , добавив слово وَإِجْمَالًا , то его намаз нарушится.
Если добавленное слово не меняет смысла и встречается в Коране, то намаз не нарушается. Например, чтение إنَّ اللَّهَ كان بِعِبَادِهِ خَبِيرًا بَصِيرًا не нарушает намаз.
Если добавленное слово не меняет смысла, однако слово не встречается в Коране, то намаз опять же не нарушается. Например, если человек добавил слово وَتُفَّاحٌ в следующий аят فَاكِهَةٌ وَنَخْلٌ وَتُفَّاحٌ وَرُمَّانٌ[16].
Повтор слова, который не меняет смысла, не нарушает намаз. Тем не менее, если повторение слов меняет смысл аята, то намаз не действителен. Например, чтение رَبِّرَبِّ الْعَالَمِينَ или مَالِكِ مَالِكِ يَوْمِ нарушает намаз[17].
Перестановка слов нарушит намаз только в том случае, если смысл поменялся. Если человек прочитал زَفِير و لهم فيها ٌَشَهِيقٌ , то намаз не нарушится, так как смысл не поменялся. Однако если человек прочитал إنَّ الْأَبْرَارَ لَفِي جَحِيمٍ وَإِنَّ الْفُجَّارَ لَفِي نَعِيمٍ , то его намаз не действителен, так как из-за перестановки слов смысл поменялся на противоположный и полностью не соответствующий действительности[18].
4. Ошибки в предложениях.
Если человек прочитал аяты из разных мест Корана один за другим, делая между ними паузы, то это не нарушит намаз. Например, чтение следующих аятов друг за другом с остановкой между ними намаз не нарушает:
وَالْعَصْرِ……إِنَّ الْأَبْرَارَ لَفِي نَعِيمٍ ….. إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ…… أُولَئِكَ هُمْ شَرُّ الْبَرِيَّةِ
Несмотря на то что последний аят не сочетается с предыдущим, намаз все равно остается действительным, потому что между аятами была пауза[19].
Если же человек читает аяты непоследовательно, не выдерживая между ними паузу, намаз нарушается, если два аята не сочетаются друг с другом. Например, если человек прочитал: إنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ فَلَهُمْ جَزَاءً الْحُسْنَى вместо كانت لهم جَنَّاتُ الْفِرْدَوْسِ نُزُلًا , это не нарушит намаз, так как смысл кардинально не поменялся. Однако же, если человек прочитал إنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُولَئِكَ هُمْ شَرُّ الْبَرِيَّةِ, его намаз нарушится[20].
5. Ошибки в паузах.
Если человек делает паузу там, где ее быть не должно, или начинает читать с того места, откуда не начинают чтение, то, пока смысл остается прежним, намаз действителен. Например, если человек читает إنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ , затем делает паузу и продолжает чтение: أُولَئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ, то намаз не нарушится, так как смысл не поменялся.
Если человек не выдерживает паузу там, где должен, например, после слов أَصْحَابِ النَّارِ , и объединяет эти слова с الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ , то, хотя намаз такое чтение не нарушает, это считается нежелательным.
Если же из-за паузы не в том месте смысл поменялся, намаз по-прежнему останется действительным. Например, если человек прочитал شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لَا إلَهَ , затем сделал паузу и продолжил إلَّا هو, то намаз не нарушится, хотя смысл изменился[21].
Вывод:
Ошибки в огласовках не нарушают намаз, вне зависимости от того, насколько серьезна ошибка. Ошибка в букве, из-за которой смысл поменялся на неправильный, нарушает намаз. Ошибки в словах нарушают намаз, если смысл кардинально поменялся и слово не встречается в Коране. Аналогичным образом, добавление слова, вне зависимости от того, встречается оно в Коране или нет, нарушает намаз, если смысл поменялся на неприемлемый. Повтор и перестановка слов нарушают намаз, только если смысл стал неправильным. Чтение аятов непоследовательно и без пауз между ними нарушает намаз, если смысл двух аятов не сочетается друг с другом. Другие ошибки намаз не нарушают.
Тем не менее, если человек допустил ошибку, которая могла бы нарушить намаз, однако сразу же поправил себя, намаз не нарушается[22].
А Всевышний Аллах знает лучше.
Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди