Заметила за собой такую интересную особенность: если человек при переписке допускает ряд орфографических ошибок, его ценность в моих глазах падает. То есть я уже отношусь к нему иначе и его ценность как специалиста или просто человека для меня снижается. Речь идёт только о тех кто делает ошибки постоянно и никак не реагирует на исправления. Как Вы относитесь к тому что человек допускает орфографические ошибки ? Снижается ли значимость этого человека Вас? бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов Это очень важный момент. Это позиционирует человека как безграмотного, мало читающего. Вряд ли есть фонетическая глухота. Есть миллион примеров, как люди теряют лица, говоря, «полюс вместо полис», «в двухтысячна пятом», и тд. Есть висящие и установленные в больших городах баннеры и билборды, которые содержат орфографические ошибки. И это о многом говорит. А давайте проследим цепочку:
это же кошмар, коллеги. Для меня безграмотность существенно снижает личное приятие человека. Если предположить, что у меня намечается подруга, с которой мы переписываемся, и, она мне пришлет что-то из серии: «былО день рождениЕ», или «пришлось заплатить тристО рублей», или «расскажи о себе вкратции», или «у моей подруги КатенькЕ», то с огромной долей вероятности, я эту подругу солью и не стану развивать отношений. Я ничего не могу с собой поделать. Детям ежедневно талдычу о грамотности и безошибочности, что это очень важно. И всегда кривлюсь от презрения, когда в соцсетях с очень важным видом многие люди умничают в комментариях, а в них по десять ошибок в словах. Да, я теряю интерес к человеку, как в социальной сфере так и в профессиональной, если человек безграмотен. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим la perola barroca более года назад Удивительно, как может быстро измениться (на все 180°) мнение о ком-то, из-за грамматических и орфографических ошибок! Что для меня сродни «корявой» устной речи, когда орфографическая неряшливость коробит глаз ещё до того, как произнесена фраза… Сразу вспоминается выдержка из книги по русскому языку Корнея Чуковского «Живой как жизнь»: То есть, одного этого «ляжь» оказалось достаточно… Для меня это — «пунктик»! И очень жирный. Но, боюсь, если расскажу всю правду, ко мне перестанут заходить отвечающие, а они и так редко заходят. Э-эх, великий и могучий… (был когда-то!) Но откат к «великому могучему», судя по всему, нам точно не грозит. Не обидно? Обидно. Обидно, что в таком богатом русском языке (где очень много различных правил по орфографии, стилистике и пунктуации, которые и позволяют тексту обрести и форму и красоту…), к сожалению, всё чаще и чаще встречаются эти типичные: «с начало», «ни когда», «зделать», «чесный» или (уже приевшееся) «-тся», которое очень даже отличается от «-ться», и прочее, что заставляет продираться напролом, сквозь эти ошибки (словно через колючие кусты) к смыслу, что довольно сложно — глаз «тормозит», задерживаясь на слове, которое безжалостно переврали. Это как детская игра в испорченный телефон: когда по цепочке передается сообщение с искажением (кто как расслышал, так и передал), а в итоге — совсем иное слово… Или это кому-то надо? Потому что историю (что развивалась веками) уже переписали, веру (запутав, исказив суть) подменили, культуре подложили суррогаты, подталкивающие к развращению, темноте и невежеству. Что осталось — язык? Конечно, для сегодняшней речи это звучит слишком утрированно, но уже через несколько лет «орфографической анархии» это может стать реальностью. Или мы уже получили поколение филологов и лингвистов, у некоторых ещё в школе грамотность «хромала»?» Да, можно не разбираться в ядерной физике, не знать высшую математику, но когда человек с дипломом о высшем образовании делает по 4-5 ошибок в предложении, это как-то обидно. А уж когда начальство говорит «чо», за него делается уже не только обидно — стыдно! И пусть человеком он может быть достойным, даже обладать замечательными личными (и пр.) качествами, останавливать на скаку целые табуны скачущих лошадей, ходить по горящим избам, и, вместе с тем — быть некультурным. Что ограничивает и темы общения, и аргументацию. Неумение выражать свои мысли или правильно писать на родном языке, это уже не просто стыдно, это — позор. А народ сохраняет свою идентичность в первую очередь, благодаря — языку! Орфография — это просто свод правил, которым должна подчиняться письменная речь. То есть — это ПДД для участников письменного общения. И эти правила (которым подчиняются все участники дорожного движения), позволяют безопасно добраться из пункта А в пункт Б. И поведение, нерегулируемое правилами/нормами — это всегда поведение неуважительное. Вот, кому из Вас понравится, если Ваш гость высморкается в шторину, водрузит ботинки на стол и начнёт крыть матом Ваш телевизор? Вы ж, как хозяин, понимаете, что это неприлично? Так и с письменной речью: игнорирующий правила для меня всегда выглядит хамом, даже если суть его высказываний верна, а точка зрения импонирует остальным. Потому что есть люди культурные, образованные, начитанные, с широким кругозором, а есть не очень культурные, невоспитанные, грубые, ограниченные, и, видимо, безнадёжно проспавшие все уроки русского языка. Человек, допускающий множество орфографических ошибок (а некоторые вообще умудряются писать целые абзацы без единой запятой!) — как минимум, плохо образован, мало читал/читает, он, наверное, был круглым двоечником в школе, а может и вообще не… Вот тут написали, что: Позвольте, но неграмотная речь и не позволяет — правильно формулировать свои «мысли». Иногда читаешь вопрос, где ТАК искажён смысл, что силишься понять (зависая в недоумении и пытаясь взять в толк), что же на самом деле имелось в виду? Грубые ошибки в тексте режут глаз также, как фальшивое пение режет слух. Не умеете править сами — воспользуйтесь автоматической правкой, наймите корректора, это просто элементарное уважение к тому, кто будет читать Ваш текст. Тем более, что проверить текст в текстовом редакторе совсем не сложно. Конечно, нет ничего страшного в том, чтобы писать неграмотно (кто-то же пишет с «ашыбками», и — ничего!) И вообще, от безграмотности не умирают! Умирают и страшно мучаются другие — «врожденно-грамотные» — я, например. Да, фрустрирую и страдаю молча (помните шутку про сломанный лифт в доме учительницы русского языка? Когда, поднимаясь на свой шестой этаж, дама принялась старательно править надписи на стенах, и домой пришла только к утру…) Грамотное письмо и грамотная речь сродни правилам этикета и хорошего тона, и игнорирование правил орфографии (с отстаиванием позиции «лишь бы было понятно») — лишь демонстрирует элементарное неуважение к собеседнику. А общая грамотность (и орфография, в частности) — есть показатель уровня культуры пишущего! Как правило, культурный, образованный человек, с широким кругозором много читает, причем, не только блоги. У него сформирована грамотная литературная речь, даже если он и не помнит правила русского языка. А он и не должен их помнить! Это как таблица умножения — должна быть на «подкорке»! И если человек пишет «ихний» вместо «их» более, чем один раз — мне уже сложно не считать его неучем. Это всегда некий сигнал, который помогает понять: кто перед тобой. Так что не стоит умалять важности правильного письма и, особенно, правильной речи. Ошибки простительны? Да ради бога. Только вот, когда будете лететь самолётами Аэрофлота, не обижайтесь на пилота, если он ткнёт не в ту кнопочку… (Уникальность: 100.00%) Marta2017 более года назад А я заметила за собой совсем другую удивительную вещь. Для многих она будет парадоксальной. Дак вот. Слишком грамотно и ладно написанный текст или слишком правильная, культурная речь почему-то вызывает во мне отторжение. А почему — я не знаю. Но мне становится дико скучно. Есть в этом … не знаю как сказать, но какая-то нарочито выставляемая правильность. За красивыми формулировками часто нет яркой мысли и искренних чувств. Часто бывает самодовольство от сознания свой правоты и непогрешимости. Словно человек без граней — прямой, плоский, однобокий, всегда одинаковый. Иногда бывает очень сильно нравится как раз именно неправильно написанная и коряво высказанная мысль. Вот именно в этой неправильности, неизящности и кроется главная прелесть. Что-то в этом иногда цепляет и сильно. Мне всегда нравились люди говорящие и пишущие с ошибками. Вот именно неправильность речи и ее оборотов, присущая этому конкретному индивиду, колоритность и неповторимость этого конкретного человека, так непохожего на других и привлекала. Это точно также как и с одеждой, и внешним видом. Есть люди приглаженные и правильно одетые. А есть те, для которых нет надобности производить хорошее внешнее впечатление на других, ибо они и так полны изнутри. У них и так слишком много всего важного и ценного в жизни, они и без внешних понтов проживают такую яркую и насыщенную жизнь, что думать о том как и во что они одеты и нравится ли это окружающим — это уже на последнем месте. Находясь рядом с таким ярким и интересным человеком, слыша и видя его, ощущая всю его энергетику, совершенно не замечаешь во что он был одет. Да это и не имеет никакого значения. Рождённый в С С С Р более года назад Раньше коробило тоже. Потом я повстречал людей, которые как боги решают сложнейшие дифференциальные уравнения, но при этом в известном слове трёхбуквенном умудряются четыре ошибки сделать. Или выдающийся спортсмен. Музыкант. Да даже талантливый управленец. Пока такие как я читали художественную литературу вагонами и оттого запомнили правильность написания почти всех слов в русском языке — люди постигали другие науки и навыки. И достигли в них таких высоких результатов, что орфографические ошибки при письме ну никак не могут «обесценить» их. Он, например, футболист с именем. В день зарабатывает столько, сколько я, грамотно пишущий — за несколько лет. Кто к кому из нас должен снисходительно отнестись? Вопрос риторический. Vanessa Mai более года назад Есть люди с дизлексией/дисграфией, которая как известно не лечится (или лишь незначительно). А есть люди просто малограмотные. Если я знаю, что человек дизлексик (даже на БВ некоторые признавались в этом), то ему простительно. Хотя, если ошибки человек делает в объёме сверх разумного, то уважая людей следует пользовать функцией проверки орфографии. Кстати, дизлексикам эта особенность их мозга почти всегда компенсируется другими талантами (Леонардо да Винчи и Эйнштейн были такими). Малограмотность это бич молодёжи. А виной всему неправильное обучение родному языку. Учить начинают слишком поздно, когда мозг уже негибкий. А методика обучения грамматике родного языка такая же как при обучении иностранному, т.е. просто зазубривание правил придуманных академиками, чтобы закрепить устоявшиеся нормы. Но правил много, все не запомнить. Пока изучаешь очередные, уже забываются первые изученные. А после окончания школы уже через пару лет улетучиваются все заученные правила. Получается, что это были просто впустую убитые десятки тысяч часов учебного процесса. Лучше бы эти часы просто отдали чтению. Раньше не было столько развлечений/отвлечений. И что было советскому школьнику делать, если на улицу не пускают, а по телевизору фильм будет только в 21.30 после программы «Время»? — Правильно, он читал. А читать много важно именно в раннем детстве, когда мозг ещё легко и навсегда усваивает информацию. Потому нельзя разучиться родному языку или иностр.языку изученному в детстве. Читая в детстве человек запоминает слова. И не только слова, но и обороты. А современная молодежь имея гаджеты читает из под палки, а то и вовсе лишь дайджесты, чтобы отчитаться. Без начитанности приходится писать как слышится. Вот я много читала в детстве, потому в словах ошибок не делаю (но опечаток делаю много) и в разговоре «язык у меня подвешен». Но т.к. в грамматике я почти ноль, то запятые ставлю руководствуясь интонацией, а не правилами. Почти всегда попадаю. Так вот, старпёры на БВ учившиеся в 1960-е годы именно потому, что много читали с первого же класса школы, не делают вопиющих ошибок, т.е. таких ошибок, что сразу режут глаза. А молодёжь, которой вообще всё до лампочки, делает именно вопиющие ошибки. Хотя сейчас есть и спелчекеры и отгулить написание — это 15 секунд. Кстати, было бы 3 секунды, — но увы, в Интернете ради личного заработка на грамматические вопросы «как пишется» отвечают в самом конце, отчего ответ не умещается в сниппет (сниппет это отображаемая часть результата поиска в гнезде ссылки), что заставляет делать переход и там ещё полчаса листать. Из-за этого людям лень гуглить неясные слова. Потому на ошибки вызванные различием написания и произношения я не обращаю внимания (а что делать, иначе надо расстреливать половину пишущих на БВ). Но доверия автору делающему много ошибок нет, потому что ясно, что это не умный и знающий интеллегент, а развлекается школота начальных классов. Но больше меня возмущает равнодушие авторов. Точнее не уважение ими читателей. Я все свои посты перечитываю и исправляю опечатки, потому все мои ответы >400 букв редактированы. А очень многие молодые прекрасно видя свои опечатки ленятся потратить всего 15 секунд на исправление. Особенно возмущает опечатка в вопросах. Даже если уже редактирование блокировано (ответом или по сроку), то отнимет всего 15 секунд написать просьбу модератору исправить опечатку. Естественно будет падать рейтинг сайта на котором упражняется безграмотная школота заполняя БВ безграмотным контентом вызывая этим снижение доходов нормальных авторов. Авеноль более года назад Сама допускаю ошибки и другим прощаю. Может, если бы себя считала идеальной, то и другим не прощала бы. Но я в этом смысле не лучше большинства. С орфографией я дружу, а вот с запятыми… Да и стилистические ошибки часто делаю. А в последнее время зрение стало хуже, ошибок стала делать больше. Но такое отношение у меня не только в области правописания. Это касается всех сфер жизни. Вообще ни в какой сфере я не идеал. Не могу и других судить. Я бы немного сместила акцент в вашем вопросе. Не человек обесценивается, а лишь его мнение. А то по грамотности ранжировать людей как-то неправильно. Личность — слишком многогранна, чтобы понижать ценность за ошибки. Скажете — проверять надо. Но ответ из меня вылезает быстро — только успеваю печатать. Когда начинаю его «причесывать», то ответ часто от этого теряет. Проверю на очевидные ошибки и опечатки и все. Ценность человека многие понижают за небритые ноги и отсутствие укладки и макияж. За неправильное произношение и грубоватые манеры. За небрежность в одежде. Конечно, я все это замечу. Но зачем мне это все замечать? Увидеть главное, ценное — вот что важно. Расставить приоритеты и не погрязнуть в малозначимых деталях. Слишком много неидеального во всех. За ним можно не разглядеть ценного. Грамотность для меня — это инструмент, которым работают. Кроме хорошего инструмента нужно умение и навык им работать: рассказать о чем-то людям, что-то создать. Сама по себе грамотность — дело хорошее. Но если она лежит на полке годами, то польза какова, кроме чувства — вот я суперграмотен? Когда речь идет о грамотности, всегда вспоминаю своих детей. У старшего сына врожденная грамотность. Я вообще грамматических ошибок не видела! Но пишет левой рукой страшным почерком — конспекты не пишет вообще (спасает удивительная память). А младший — это жуть: всю школу — ошибка на ошибке. Ничего не хотел учить, и с этим что-то делать. Поступил в колледж — стал хорошим студентом и стал сам следить за грамотностью. За каждым словом в инет залезал. Сказать вам, что меня это раздражало — ошибки младшего, это ничего не сказать. Что могла объясняли и делала — все мимо. Только с поступлением в колледж он стал следить за грамотностью. По вашей логике мне надо было обесценить сына ниже плинтуса? Нет, не мой вариант. Сейчас он по работе переписывается регулярно с несколькими научными сотрудниками со степенями и званиями. Кряхтит, но пишет идеально грамотные письма. Подруга у меня — дочь учителя русского языка — грамотность основана на огромных знаниях. А с сыном тоже по этой части сложности. Я вообще, когда мне предлагают обесценить за что-то человека, представляю что у моего ребенка такая же проблема. Тысячу раз поправлю, объясню, не раздражает. Или махну рукой, сконцентрировавшись на более значимых в этот момент вещах. Я столько безграмотно написанных договоров видела! причем у достаточно солидных контор. Но деликатно попрошу поправить и подпишу. Не обливая презрением, осуждением и не испытывая чувства превосходства. Что ошибка в договоре? Поправил и забыл. А с людьми годами потом благополучно работали. А может они — отстой, и из-за пары ошибок и работать с ними не стоило? rodleoil2 более года назад Ценю человека, как личность. Он может быть абсолютно безграмотным, но быть верным другом, например. Т.е. меня интересуют его человеческие качества. Он может быть работящим строителем и всю жизнь возводить дома, в которых будут жить тысячи людей. Ом может быть верным другом, надежным товарищем, прекрасным мужем и заботливым и внимательным отцом. Умным, а потом и мудрым. Человеком, знакомством с которым, возможно, можно будет даже гордиться. Несмотря на его безграмотность в русском языке. А вот куча всяких грамотных воров, предателей, убийц, мошенников и т.д., которые пишут абсолютно грамотно, для меня на столь низком уровне, что даже за людей считать трудно. Мало ли кого чему научили. Только не тому, чтобы быть человеком. akka6 более года назад Не могу сказать, что пишущий неграмотно человек полностью обесценивается — он может быть добрым, хорошим и беззлобным, но вот уровень доверия к его работе падает. Если он относится к своему безграмотному письму по принципу «и так сойдет!» — вполне возможно, что так же он относится и к другим вещам, то есть может подвести в работе, в договоренностях. Недавно в ленте Инстаграма, в рекламной записи попался аккаунт заведения общепита, которое находится недалеко от моего дома. Сначала меня заинтересовали фотографии красивых блюд, но их описания с многочисленными ошибками заставили задуматься: а так ли безопасно там питаться? Возможно они так же «спустя рукава» относятся к санитарии и свежести продуктов… Тот ещё турист более года назад Прочитала все ответы и хочу сказать «спасибо» всем кто ответил. И чтобы не писать под каждым ответом свои комментарии, я решила написать свой ответ на свой же вопрос и заодно ответить всем кто чего-то не понял. 1.В моем вопросе не было призыва обесценивать человека. Вот не было и всё. Поэтому не надо принимать желаемое за действительное. Читайте внимательно и отвечайте как думаете именно Вы. 2.Я лично не считаю что человек ценен или не ценен толлько потому что он пишет грамотно или нет. Но это влияет на отношение к нему других людей. Некоторых. Не всех. 3.Существуют разные причины орфографических ошибок и все мы иногда можем ошибаться- в этом ничего ненормального нет. Мы все люди, а не роботы. 4.В своём вопросе я уточнила о каких именно людях идёт речь. О тех, которые делают ошибки часто, не проверяют никогда написание, не слушают когда их поправляют. То есть людям откровенно по фигу на то как они пишут. Это взрослые люди, конечно же речь не идёт о детях которые учатся в школе- там совсем иные причины ошибок. А тут идёт сознательная- бессознательная глупость и нежелание видеть и исправлять свои ошибки. 5.Осуждать я никого не осуждаю. Каждый может писать и говорить как ему хочется. Другое дело что мое отношение к человеку изменится. Я привела один пример в комментарии и повторю его снова. Преподавательница английского языка в своём блоге регулярно делала ошибки на своём родном русском языке. Нет, не ужасные. Но очень банальные и глупые, которые ну никак нельзя назвать опечаткой или чем-то иным «девченки», «симинар», «выбиришь». Вот я даже сейчас эти слова смогла напечатать с третьего раза, программа проверки не давала написать и исправляла эти слова. И я сначала подумала что это ерунда, зато она английский хорошо преподаёт и знает его отлично. Но потом, после очередного «едишь», я просто взяла и отписалась от неё. Потому что мне лично неприятно. Неприятно видеть как человек коверкает русские слова, потому что мне точно будет уже некомфортно у неё заниматься и потому что она для меня стала необразованной девушкой, которая смогла выучить английский, а свой родной русский не смогла. И доверять ей своё обучение я не могу и не хочу. Пусть она дальше пишет с ошибками, я не буду её поправлять — кто я такая чтобы её судить? Но для моего комфортного душевного состояния я не хочу этого больше видеть. Вот это я называю «обесценивание» человека за орфографические ошибки. Пусть человек будет хоть гением, но если у него ошибки в каждом слове и он их не замечает или ему всё равно, то с таким человеком я могу общаться только по каким-то рабочим моментам, ни о какой душевной близости или дружбе речи не будет идти вообще. Речь была именно о таких людях в моем вопросе, а не о том что все мы порой пишем с ошибками или что школа была давно. Это вообще не играет никакой роли. Бабушка моей подруги 82 лет пишет идеально и нас всегда поправляет в пунктуации. Так что дело не в возрасте и кто когда окончил школу. Дело в том что человеку нормально или нет писать безграмотно. Хочет человек исправлять свои ошибки или нет, да и вообще- уважает ли он мнение и грамотность других людей, которые должны читать его «едишь»? Anna1156 более года назад Очень сильно обесценивается взрослый человек, который пишет с ошибками. Обидно за русских. Работала оформителем витрин и когда осталась последняя позиция, то сотрудницы писали примечание и всё писали «товар на вЕтрине». У всех высшее образование, говорили нормально. Каждое утро, начиналось с кофе, последних новостей и я их попросила, писать правильно. Все выпучили глаза на меня и для них было странно, что они столько писали в программе так, а я их поправляю. Получается, за столько лет ни одна душа не открыла энциклопедию, Яндекс и т. Д. Но при этом все сидели в интернете и социальных сетях. На работе познакомилась с клиентом. Вначале была демо-версия, кафе, цветы, но вот когда началась переписка в чате, было ужасно. 37 лет, образования нет, книг не читает. И в каждом слове ошибка. Даже в простых. Хочет выразить мысль «ничего», а пишет не чего.. Меня это задевает, т.к я пишу статьи, от.зывы, читаю книги. Кстати, о книгах. Сейчас не знаю как их выпускают и кто проверяет, живой человек или программа, но в книгах очень много ошибок, как и в женских журналах, в печатной рекламе. В книгах и журналах всегда исправляю ручкой. Если бы людям платили, за это, то издательства разорились бы. При этом на работу берут людей только с высшим образованием и не абы кого. В инстаграме читаю пост известного блогера. Красивое фото, большой текст и слово «будИте» Счастливы. Я написала, что будить, от слова будильник. Привела примеры употребления, когда писать будите и когда будете. В центре реабилитации на рекламе увидела ошибку в предложение ‘в процессе «хотьбы». Нужно ходьбы, от слова ходить, ходят. Самое интересное, что люди платят огромные деньги за дизайн, текст, а потом это висит в клиентской зоне. Складывается впечатление, что никто не учился в школе. Потому что очень много ошибок простых, где можно проверить другим словом. Переписывалась с дочкой знакомой (3 класс). Что делаешь? Ответ лИжу (на диване). Ещё интересный пример не про написание, про речь, но тем не менее. 1 сентября, школа, много учителей и глава города выступает и говорит ‘ихней’… Как же он пишет? Занавес. Считаю, что мы русские и просто обязаны говорить и тем более писать правильно. Хорошо, если была возможность получить высшее образование, люди значительно умнее и грамотнее. А ещё можно читать книги, журналы, образовательные сайты и каналы. Обучайте своих детей грамотному русскому, читайте книги. Такие люди всегда выделяются среди других людей. Если человек пишет грамотно мне очень приятно, гордость берёт. Понимаю, что все не идеальны и допускают ошибки. Например, я иногда тут с мобильного телефона и могу сделать ошибку. Мне могут написать личное сообщение, чтобы я поправила. И я пишу в поддержку или редактирую (если не было ответов) свой ответ. Когда люди замечают ошибки у других людей — это не значит, что хотят оскорбить или сделать выше себя. Просто хочется, чтобы люди правильно выражали свои мысли. Спасибо за внимание! msb более года назад Я ценю, когда люди умеют выразить свою мысль точно, общение с которыми не приводит к недоразумениям из-за того, что неверно использовано слово, падеж, род или число. Есть у людей систематические ошибки. Бывает, так говорят в его местности, и человек, когда контролирует себя, то выражается правильно. А когда взволнован или попадает в компанию земляков, то у него непроизвольно появляются в речи неправильные в другой местности слова. Нет это не осуждаю, каждый может ошибаться по независящим от него причинам. Вот есть такая реклама, когда продавец спрашивает:»Сколько вешать в граммах?». Так и хочется поправить людей, когда они не придают значения точности своей речи. Они сами говорят небрежно, но, что удивительно, они и не воспринимают точную речь других. Какой-то тупик для аккуратных в общении людей. Они не могут понять других, и те их не понимают… Это беда для пожилых, которых отправляют на курсы компьютерной грамотности, которые осваивают соцсети. Но что делать, приходится осваивать сленг. Иначе не «сконнектишься», не наладится общение. Увы, и не пожилым, всем грамотным людям иногда приходится терпеть и самим переходить на эту расхлябанную речь. Если в своем круге общения еще можно друг друга поправлять и просить выражаться точно, «до грамма», то на улице, в транспорте, в магазине придется все же напрягаться и пытаться понять. Но боже упаси делать замечания. Миру Мир 27 более года назад Нет. Точно также отношусь. Еще в 30-е годы у нас в деревне были взрослые, которые не умели читать и писать совсем. В то время грамотность еще не успела внедриться массово, после окончания периода монархии и власти дворян. Несмотря на неграмотность, эти люди сражались в партизанских отрядах, били дворян и других бездельников, потом работали в колхозе и лесхозе. Затем стали красноармейцами во время ВОВ. Это они построили для нас блага, электростанции, тракторные заводы, квартиры для работяг. Строили вручную вначале, техники не хватало. До сих пор их достижениями пользуемся. У нас в деревне все еще «ЗИЛ130» используется заготовщиками дров. Древняя советская машина. Городские живут в квартирах от советской власти, полученных советскими предками. Поэтому бомжей на постсоветском пространстве намного меньше чем в «благополучной» США. И сейчас бомжей бы не было, просто новый капитализм начал выкидывать наиболее невезучих на улицу. Поэтому благодаря неграмотным начала 20 века, сегодняшние грамотные, потомки голодранцев времен царства дворян, умеют писать, а не бомжуют как нигеры США, работая батраками за кусок хлеба, не умея читать и писать. Таким образом, если человек совершает ошибки в письме, плохим от этого не становится. Всякое бывает. Может не было у него возможности учиться, работал от зари до зари, из-за новой бедности. У нас в деревне школьники теперь много пашут, если родители безработные или где пристроятся за кидаловую зарплату. Совхоза и леспромхоза нет уже с начала 90-х. Школу и библиотеку закрыли. Школьников возят теперь в дальнюю школу. Оптимизация. [пользователь заблокирован] более года назад В моих глазах такой человек тоже обесценивается. А книги, в которых есть орфографические ошибки, меня вообще бесят. В книгах, издаваемых в СССР, не было ни одной ошибки. Если ошибается работодатель или техподдержка сайта, то у меня возникает мысль о том, что они мошенники. А если на то пошло, то некоторые иностранцы знают русский язык лучше, чем мы, русские! Стыд и срам! Роман5236452 более года назад С возрастом правила русского языка забываются, если сейчас всех заставить писать сложный диктант многие понаделают ошибок, но это никак не повлияет на ценность человека если ошибка не в каждом слове. Допускать ошибки простительно если человек не зарабатывает деньги корректором или писателем, пишет книги или статьи, работает учителем литературы и русского языка. Человек, допускающий ошибки в правописании, может в других областях добиться намного большего, чем грамотный. Человек не может быть специалистом везде и во всем, не зря существуют специализации. секлета более года назад В семье моих родителей папа писал грамотно, хотя учился в 8-летней школе, потом началась война, он был угнан в Германию малолетним узником, и вернулся только в 1950 году, окончил 8-10 классы и два института. Он сам себя сделал грамотным. А вот оба мои мужа грамотностью не отличались. Но плохо относиться к тем, кто пишет с ошибками, не считаю нужным. Главное, что они хотят высказать. julietka более года назад Ошибки бывают разные. Пусть кинет в меня камень тот, кто сам ни разу не допускал ошибок в великом и могучем русском языке. И я стараюсь быть лояльной к орфографии других, а сама стараюсь писать правильно. Но часто напишут так, что буквально глаза колет. Настолько безграмотно, что не хочется ни читать, ни понимать. В таких случаях — да, отношение к человеку меняется. Особенно неприятно, когда орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки допускают люди, которые по своему образованию и деятельности как раз должны говорить и писать правильно. Особенно меня покоробило, когда классный руководитель моего ребёнка написала в родительском чате:»не забудьте ЗА лыжи». Это преподаватель начальных классов. Феодора Васильевна более года назад Для меня тоже снижается ценность человека, пишущего с ошибками. Достаточно зайти в какое-нибудь «Подслушано», там ошибки сплошь. Но среди моих знакомых есть человек, которого я очень уважаю несмотря на то, что пишет он «ужасно». Я удивляюсь сама, как человек с таким интеллектом, как у него, может так неграмотно писать. Все его орфографические, пунктуационные ошибки перекрываются его знаниями в области автомобилей, компов, финансов. Да и вообще, у него очень широкий кругозор. Милад более года назад Как можно обесценивать человека только лишь за ошибки и не слишком ли это жёстко? На мой взгляд, не в ошибках главное, а то как человек выражает свои мысли. Можно без ошибок написать полнейший бред и с ошибками гениальную мысль. А ведь это так и есть. Если обратить внимание на рукописи некоторых учёных, то там не то что ошибки, там даже почерк не разберёшь. По большому счету они их вообще не интересуют. Куда важнее будет записать хорошие мысли, идеи, какие-то расчеты. А если кому надо, то ошибки пусть уже другие исправляют. CherryLady1991 более года назад Без разницы. Лишь бы был вменяемым и смог два слова связать нормально, если это консультант, потому что я грамотную речь и уверенность более чем приветствую. И мог в целом изложить мысли если не идеально, то понятно. Я это больше ценю, чем грамотное письмо, хотя и приятно читать грамотно написанные тексты. Александр Самара более года назад Да, это глуповато и даже смешно. Но ничего не могу с собой поделать: если человек пишет с ошибками, серьезно относиться к нему уже не получается. Всё равно как если бы он прогуливался по многолюдной улице без штанов. Вроде ну что такого? Но, как говорится, осадочек остаётся… Правда, это в меньшей степени относится к людям, которых я неплохо знаю. Если вижу у них весомые человеческие достоинства, то неграмотность становится лишь небольшой гирькой на противоположной чаше условных весов. Ну, а если про кого-то я знаю только то, что он пишет с ошибками… Тут уж либо смех, либо брезгливость — в зависимости от авторской стилистики… Корица более года назад Никак. Мы все достаточно давно учились в школе. С тех пор человек мог ни единой строчки не написать, или не написать на русском языке. Например, моя свекровь. От этого она не стала для меня менее ценным человеком, поскольку прекрасно сидела с детьми и имела огромные плюсы, очень хороший характер. Знаете ответ? |
Почему люди пишут с ошибками, даже когда знают правила? Рассказывает нейрохирург
28 ноября 2019 | 12:10| Просто о сложном
Расстраиваетесь, когда друг-филолог в очередной раз исправляет ошибку в переписке? Не беда. Напомните ему, что неграмотно писали многие известные личности! У Андерсена издатели даже не брали из-за этого рукописи, а за Маяковского запятые в тексте ставили друзья. Правда, на самом деле эти люди не были бунтарями против пунктуации. Они имели особое медицинское нарушение — дисграфию. «Диалог» побеседовал с врачом-нейрохирургом РНХИ имени профессора А. Л. Поленова Константином Самочерных и выяснил, чем она отличается от безграмотности и что происходит в голове в момент ошибки.
Дисграфики, как отмечает эксперт, — это люди, которые не могут самостоятельно составлять тексты и правильно переносить их на бумагу. Такое происходит из-за нарушения психических функций, отвечающих за письменную речь.
«Обычно в момент письма у человека в головном мозге работают нейронные связи. Но они не действуют, если есть какие-либо поражения отделов коры головного мозга. Например, травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения. Это приводит к дисграфии, и навык письма частично или полностью утрачивается», — говорит Константин Самочерных.
Из-за сбоев в организме дисграфикам становится труно воспринимать слова и предложения, а иногда даже отдельные слоги.
«Количество случайных ошибок на письме у них зависит от места поражения в головном мозге и его объёмов. К тому же, мы все с годами ошибаемся всё больше — от невнимательности. Это относится и к людям с дисграфией: возраст влияет на число неправильно написанных слов», — комментирует нейрохирург.
Типы ошибок у людей с подобными нарушениями бывают разные. Например, дисграфики могут неправильно произносить слова и писать их точно так, как слышат. А потому они пропускают или замещают какие-то буквы.
Другие правильно говорят, но при этом плохо различают звуки — в результате на бумаге они путают буквы, которые звучат похоже. Третьих затрудняет определить, сколько всего в слове звуков и как они идут по порядку. Ещё одна группа сталкивается с проблемами, когда нужно проспрягать глаголы или сделать из существительного прилагательное. А некоторые заменяют схожие по начертанию символы: к примеру, «в» на «д» или «т» на «ш».
«Неграмотный человек может делать ошибки из-за незнания правил русского языка. А вот взрослые с дисграфией, наоборот, хорошо знают нормы грамматики и орфографии. Но они совершают типичные ошибки, которые повторяются каждый раз при письменной передаче информации», — объясняет Самочерных.
Нейрохирург отмечает, люди с дисграфией должны наблюдаться у опытных специалистов: невролога, психолога и логопеда. Тогда расстройство письменной речи может перейти на лёгкий уровень. Но само по себе оно не пройдёт: бесконечное заучивание правил в этом случае будет попросту бесполезным.
Сбои в нашем организме, по словам Константина Самочерных, влияют и на почерк. Например, если нарушится работа двигательного анализатора (системы, отвечающей за анализ сигналов от органов движения — ИА «Диалог»), в почерке появится непостоянный наклон и размер букв, а ещё пропадут прямые длинные штрихи. Это происходит из-за того, что в мозг больше не поступает информация от рецепторов пишущей руки и расстраивается координация движений.
«Синдром паркинсонизма (неврологический синдром, характеризующийся тремором — ИА «Диалог») также сопровождают изменения почерка: он становится очень мелким, а дрожание создаёт ритмичную извилистость штрихов», — добавляет эксперт.
Волнистый почерк с изломами и неравномерными (то слишком большими, то слишком маленькими) буквами, отмечает специалист, появляется из-за поражения мостомозжечковых систем мозга — потому что в этом случае у человека дрожат руки при выполнении каких-либо действий.
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»
#статьи
- 7 фев 2023
-
0
Дисграфия — что такое, виды, симптомы, причины
Как проявляется у детей и почему возникает у взрослых.
Фото: Olga_Kuzmina / Shutterstock
Научный коммуникатор, интересуется маркетингом и UX-исследованиями, работает в PR.
Из статьи вы узнаете:
- что такое дисграфия;
- почему она возникает;
- какие бывают формы дисграфии;
- какими симптомами она сопровождается;
- как корректировать состояние у детей;
- и как помочь человеку с этим состоянием.
Дисграфия — это особенность работы мозга, при которой человек регулярно делает ошибки в письменной речи. При этом они никак не связаны с его знаниями правил и интеллектом.
Человек с таким нарушением может пропускать буквы в словах и слова в предложениях при письме или, наоборот, добавлять лишние элементы букв или буквы целиком. Очень часто дисграфия сопровождается дислексией — нарушением способности читать.
Дисграфия обычно проявляется в раннем детском возрасте, и пока нет однозначного ответа, почему она возникает. Но есть две основные гипотезы.
- Органические причины — связаны с развитием отделов мозга, отвечающих за обработку речи и языка.
- Социальные причины — например, билингвизм в семье или, а также обучение на неродном языке.
Кроме этого, дисграфия часто возникает у детей с другими нарушениями обучения, такими как СДВГ и дислексия.
Если у взрослого человека внезапно появилась дисграфия, (то есть симптомов не было в детстве), это может быть следствием черепно-мозговой травмы или инсульта. В этом случае обязательно обратитесь к врачу.
Обычно дисграфию выявляют уже в младшем школьном возрасте. Её часто принимают за неразборчивый почерк или незнание правил, но повторяющиеся и однотипные ошибки должны насторожить педагога.
Признаки дисграфии можно разделить на три большие группы: проблемы с почерком, с правописанием и со свободным письмом.
- Несмотря на то что человек уделяет письму достаточное количество времени и внимания, его почерк остаётся неразборчивым.
- Печатные буквы смешиваются с прописными, регистры, форма и наклон букв постоянно меняются.
- Между словами и буквами — неравные промежутки, текст выходит за пределы строк и полей листа. Видно, что пишущему физически сложно даётся письмо: лицо опущено слишком близко к бумаге, он неправильно или необычно держит ручку.
- Человеку сложно запоминать и воспроизводить движения, связанные с письмом.
- Он внимательно наблюдает за пишущей рукой и разговаривает с самим собой во время письма.
- Процесс копирования и письма отнимает у него много времени, даже если почерк получается аккуратным и разборчивым.
- Человек заменяет буквы на похожие по виду или звучанию: И и М, С и З.
- Пишет буквы зеркально, например часто страдают Я и Э.
- Соединяет слова и (или) разбивает одно слово на несколько частей. Например, ребенок с дисграфией может написать «таккак» или «учитель ница».
- Пропускает или переставляет буквы, слоги или слова в предложении, например «жкакру» вместо «кружка».
- Добавляет лишние элементы к буквам или не пишет нужные. Л может превратить в А, Ш в Щ. Кроме того, человек может придумывать новые буквы.
- Совершает орфографические ошибки. Одно и то же может быть написано по-разному в одном предложении или абзаце.
- С трудом понимает орфографические правила, шаблоны и структуры.
- Использует случайные или несуществующие знаки препинания.
- Люди с дисграфией могут грамотно и красиво говорить, но в то же время написать текст им трудно.
- Они используют на письме слишком простые конструкции и общие слова.
- Испытывают сложности с выбором темы для сочинения.
- Не понимают, с чего начать текст и как выстроить работу с ним.
Признаки дисграфии у людей разного возраста в целом похожи, но могут иметь разную степень проявления. Дети с дисграфией могут, например, просто отказываться писать, а взрослым сложно выразить свои мысли с помощью письма.
- Плотный захват ручки и неудобная поза при письме.
- Избегание задач по письму и рисованию.
- Проблемы с формированием букв.
- Разные интервалы между буквами или словами.
- Сложности с различением прописных и строчных букв.
- Быстрая утомляемость во время письма.
- Неразборчивый почерк.
- Смесь курсива и печатных букв.
- Произнесение слов вслух во время их написания.
- Слишком сильная концентрации на самом процессе письма, из-за чего суть написанного упускается.
- Проблемы с выбором подходящего слова.
- Пропуск слов в предложениях.
- Проблемы с переносом мыслей на бумагу.
- Сложности с синтаксической структурой и грамматикой.
- Смысловой разрыв между пониманием того, что человек хочет написать, и тем, что реально пишет.
Принято выделять пять основных форм дисграфии на основании того, какая письменная операция нарушена:
- артикуляторно-акустическая;
- акустическая;
- дисграфия, вызванная сложностями языкового анализа и синтеза;
- аграмматическая;
- оптическая.
При этой форме ошибки на письме связаны с неправильным произношением. То есть человек неправильно произносит слова и так же неправильно их пишет.
Эта форма проявляется в замене букв, соответствующих фонетически близким звукам. Причём в устной речи звуки произносятся правильно, но на письме чаще всего смешиваются буквы, похожие по звучанию. Например, звонкие и глухие (Б — П, В — Ф, Д — Т, Ж — Ш: «бар» меняется на «пар»).
Это самая распространённая форма дисграфии. Человек с этой формой, скорее всего, будет обрывать слова на середине, переставлять буквы и слоги местами и пропускать их. Кроме этого, он может писать слова слитно с предлогами, например «вмагазин», и в то же время отделять от слова приставку, например «при ехал».
Человек пишет будто бы вопреки правилам грамматики, не может склонять слова по числам, родам и падежам. Это проявляется на всех уровнях — слова, предложения и целого текста. Аграмматическая дисграфия обычно связана с общим недоразвитием речи.
При оптической форме человек не распознаёт различия между написанием букв. Например, он может добавлять новые элементы, например писать Ж вместо Х, или не дописывать буквы, например писать Л вместо М, а также писать слова зеркально.
Обратиться к специалистам, которые выявят, с чем именно связана дисграфия, и назначат лечение. Иногда для коррекции хватает занятий с логопедом, а иногда нужна работа с неврологом.
Движения рук, особенно кистей и пальцев, активизируют речевые отделы коры головного мозга. Поэтому для профилактики и лечения дисграфии у детей дошкольного возраста педагоги рекомендуют развивать мелкую моторику: делать гимнастику пальцев и массаж кистей рук. Помогают игровые упражнения:
- Упражнения для развития координации: можно закрашивать предметы, рисовать дорожки, обводить рисунок по контуру.
- Речевые игры: разбирать слова по слогам, выделять грамматические элементы слова.
- Выделять в тексте выбранную букву, например только О, и давать на это 5–10 минут.
- Вставлять в текст пропущенные буквы.
- Вслух проговаривать слова по слогам при написании.
- Больше читать и стараться увеличивать скорость чтения.
Дисграфия — неприятное расстройство, однако сейчас существует много инструментов, которые облегчат жизнь страдающего от неё человека. Например, купите бумагу с чёткими яркими линиями, чтобы слова не прыгали по строчкам, и найдите наиболее комфортный инструмент для письма — можно попробовать ручки и карандаши разной толщины или фломастеры.
Если у ребёнка не получается писать от руки, научите его пользоваться компьютером, чтобы текстовый редактор сразу указывал на неправильно написанные слова. Расслабление и массаж рук тоже помогут сделать процесс более комфортным.
Как и при работе с другими состояниями, важно принять дисграфию и не пытаться винить за неё себя и других. Хвалите человека с дисграфией за успехи и поддерживайте, если он совершает ошибки.
Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей
Узнать больше
Грамотная речь приятна для слуха собеседника. Она подчеркивает образованность человека, указывает на широкий кругозор, обеспечивает перспективы профессионального и карьерного роста. Но от грамматических ошибок не застрахован никто. Они могут прозвучать даже в радиоэфире и с экрана телевизора, могут промелькнуть в газете или книге. Большинство людей, заметив их, усмехнется и пройдет мимо. Другие же будут долго возмущаться и негодовать, привлекут к ним внимание окружающих и сделают все возможное для того, чтобы исправить ошибки.
СГП – синдром грамматической педантичности
Что такое синдром грамматической педантичности? Является ли он заболеванием и каковы его симптомы? Каждый ли человек, замечающий ошибки собеседника, подвержен этому расстройству?
Результаты исследований причисляют Синдром Грамматической Педантичности (СГП) к одной из форм обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), характеризующегося навязчивыми состояниями. Пациенты с диагностированным ОКР испытывают сомнения, беспокойство и страх, которые пытаются компенсировать, повторяя комплекс однообразных действий: несколько раз открывают и закрывают дверь, протирают пыль, перемывают посуду, постоянно моют руки, проверяют что-либо, страдают патологическим накопительством или суеверностью и т. п. Разные проявления ОКР могут характеризоваться разными симптомами, к числу которых относятся и симптомы СГП.
Люди, страдающие СГП, встречая грамматическую ошибку, крайне раздражаются и испытывают непреодолимое желание исправить ее. Они громко возмущаются, услышав ошибку в эфире, нервно потрясают газетой, обнаружив опечатку в статье, оставляют язвительные комментарии на форумах, становясь причиной бурных споров, не имеющих отношения к содержанию заметки. Они исправляют ошибки, встречающиеся в речи друзей и родных, рискуя испортить с ними отношения. Они придираются к отсутствующим или лишним запятым, сетуя на упадок образования и раздувая проблему до размеров национального масштаба.
Ощущение дискомфорта, сопровождающегося раздражением, отвращением, беспокойством при виде грамматической ошибки, отделяют СГП как психическое расстройство от обычной грамотности. При том, что оно не оказывает заметного влияния на физическое состояние человека, повышение компульсивности, тревожности и раздражительности как следствие синдрома является поводом для обращения за консультацией психотерапевта.
Причины синдрома грамматической педантичности
Как и другие психические расстройства, СГП стал объектом исследования специалистов. Попытки установить, кто наиболее подвержен этому заболеванию, и есть ли взаимосвязь между личностными характеристиками и склонностью к СГП, привели к следующим результатам: пол, возраст, принадлежность к тому или иному социальному классу и уровень образования не влияют на появление симптомов этого расстройства. Но интроверты более категоричны в суждениях и оценках грамматических ошибок, сильнее раздражаются при их обнаружении, чем экстраверты.
Одной из характерных тем, провоцирующих мнительность больных ОКР, является порядок и симметрия. В этом случае пациент одержим идеей правильной (симметричной, идеальной) организацией процесса или оформления пространства. Компульсивные действия выражаются в стремлении привести все в порядок, например, расставить предметы в соответствии с их размерами, формами, цветами и т. п. Если в магазине на полке в ряду черных туфель окажется пара красных, он непременно отнесет ее к туфлям соответствующего цвета, а оставшуюся обувь выровняет – носочек к носочку, каблучок к каблучку.
Обессией (навязчивой мыслью) больного СГП является грамматика. Обнаружение ошибки воспринимается таким человеком как нарушение порядка, вызывающее повышенную тревогу и дискомфорт. Наличие аудитории (домочадцы, участники форума, прохожие) обостряет их, побуждая к немедленному действию. Компульсия представляет собой стремление исправить ошибку во что бы то ни стало, сообщить о ней, привлечь к ней внимание окружающих. Исправив ее, человек испытывает временное облегчение.
Относительно причин возникновения ОКР существует несколько гипотез, выделяющих основные этиологические факторы: биологические, психологические, социологические и когнитивные теории. Поскольку обсессивно-компульсивное расстройство по-прежнему находится в стадии изучения, назвать конкретный этиологический фактор возникновения СГП тоже не представляется возможным. Его проявления более всего напоминают перфекционизм, относящийся к когнитивно-поведенческим факторам.
Что делать людям, страдающим СГП
Стремление людей, страдающих СГП, исправить все встречающиеся им ошибки, может восприниматься собеседниками как болезненное стремление к самоутверждению и таким образом мешать нормальному общению. Если СГП негативно влияет на психологическое состояние человека, заставляет его тревожиться, нервничать и совершать компульсивные действия, ему следует обратиться за помощью к психотерапевту.
Если же его симптомы не столь заметны, и профессиональная помощь не требуется, можно обратить эту привычку на пользу себе и обществу. Повышенное внимание к грамматике не повредит учителям, журналистам и блогерам. Грамотная речь востребована в сфере услуг, на ней базируется профессиональный и карьерный рост тех, чья деятельность связана с работой с аудиторией. Умение быстро находить и исправлять грамматические ошибки высоко ценится в работе корректоров и редакторов.
Держа под контролем эту психологическую особенность, можно не допустить болезненного состояния и тем самым избежать проблемы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Вы – тот самый человек, который постоянно указывает другим на их речевые ошибки и показывает знание языка? Вы часто объясняете людям разницу между «надеть» и «одеть»? Слова «ихний» или «ложить» вызывают у вас легкий сердечный приступ? Поздравляем, согласно новому исследованию, вы являетесь на редкость неприятным человеком.
Как люди реагируют на ошибки
Ученые установили, что люди, склонные уделять повышенное внимание речевым ошибкам других, являются менее приятными личностями, чем те, кто их игнорирует. Примерно то же самое касается людей, которые зациклены на безошибочном наборе текста и не терпят чужих опечаток. Ученые характеризуют их как личностей холодных, замкнутых, склонных к занудству.
Это может казаться очевидным, но лишь в 2016 году было установлено, что способ реагирования на грамматические ошибки и опечатки прочно привязан к личностным качествам человека. Способ онлайн-коммуникации может многое рассказать вам о вашем собеседнике.
Эксперимент
Руководитель проекта, профессор психологии и лингвистики, Джули Боланд, отмечает, что это первое исследование, показывающее привязку личностных черт человека к его интерпретации языка. К примеру, экстраверты больше склонны игнорировать чужие ошибки или относиться к ним снисходительно, в то время как интроверты, напротив, зацикливаются на них и судят по ним людей. В ходе эксперимента 83 участникам было предложено прочитать письма-ответы на некоторые объявления. В тексте было намеренно допущено несколько опечаток, например «сдлеать» вместо «сделать» и «прсото» вместо «просто». Потом участников спросили, заметили ли они ошибки. Если они отвечали положительно, то их просили указать, где именно они были допущены.
Характеристика личности
Те люди, которые не заметили опечаток, обладают, по мнению исследователей, более располагающим характером. Они открытые, великодушные, доверчивые и сострадательные. А люди, придающие ошибкам большое значение – холодные и агрессивные. Это проявлялось в том, что они склонны были более негативно осудить авторов писем, где были ошибки. Иными словами, люди, которые придираются к речи других, имеют предубеждение против других на основании такого показателя, как персональная грамотность. Другие участники, напротив, были склонны позитивно оценить письма в целом.
Так что в следующий раз, когда вы захотите исправить чью-то ошибку в речи, задайте себе вопрос: «А точно мне стоит это делать?» или «А может, я неприятный человек?»
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Порой случается, что читаешь милое сообщение, от которого бабочки в животе и душа радуется, а потом – бац! А там ошибка. И вот уже как-то впечатление подпорчено. Почему же мы так реагируем на орфографические ошибки людей?
Как вы общаетесь?
Пройти тест
Появление Интернета, социальных сетей, мессенджеров изменило не только повседневную жизнь, но и язык, на котором мы разговарием. Различные опечатки, исправления встроенных редакторов в телефоне (наподобие Т9), появление особого Интернет-сленга – это влияет на состояние языка. Причем негативно – это факт. Но как это воздействует на восприятие речи другого?
Наша речь, язык оказывают внушительное влияние на множество жизненных аспектов. Мы склонны иногда оценивать человека по уровню грамотности. Притом случается, что реакция человека на ошибки буквально аналогична аллергической. И мало того, человек начинает ставит клеймо на других: «безграмотный», «глупый», «необразованный», «недоучка» и т.д.
Исследователи говорят, что такое категоричное и критичное отношение к орфографическим ошибкам характеризует человека с определенной стороны. Группы ученых одного университета решила выяснить, как люди реагируют на наличие ошибок в тексте и какую характеристику это дает им самим.
Они собрали 80 подопытных и попросили их оценить объявления о поиске соседа для совместного съема квартиры. Соответственно, объявления были заранее написаны исследователями. Они содержали одинаковую информацию, но форма (то есть то, как написано) была разная: местами нарочно добавляли ошибки, опечатки и т.д.
Как видят тебя окружающие?
Пройти тест
Опечатки не меняли смысла и были сделаны как будто по невнимательности. То есть там просто были поменяны местами буквы, пропущена буква, добавлена лишняя и т. д. И наш мозг может легко считать такое без ущерба смыслу. Ошибки же изменяют первоначальный смысл фразы.
Тексты дали прочитать участникам эксперимента. И на основании прочитанного экспериментуемые должны были сказать, кого из кандидатов на совместный съем жилья они считают надежным и умным.
В результате исследования ученые пришли к выводу, что на оценку повлиял не столько умственный уровень, социальный статус или возраст, а личные характеристики того, кто оценивал.
Поэтому перед началом эксперимента участники заполняли специальные анкеты. На их основании исследователи проанализировали характеристики участников относительно модели большой пятерки. В нее входит уровень невротизма, экстраверсия (интроверсия), уживчивость, сознательность, стремление к опыту.
- Выяснилось, что молчаливые интроверты чаще экстравертов раздражаются из-за наличия ошибок в тексте.
- Людей-невротиков языковые ошибки никак не задевают, а вот сознательные, добросовестные люди с уклоном в интроверсию раздражаются от опечаток. А вот речевые и грамматические ошибки на них так не действует. Те же, кому не свойственна уживчивость и терпимость, продемонстрировали яркую нетерпимость к ошибкам в грамматике.
Конечно, это лишь результаты одного эксперимента. Нельзя сказать, что они ярко и очевидно проявляются в нашей жизни. Но тем не менее важно грамотно обращаться с родным языком, потому что это способствует четкому пониманию при общении, а также является демонстрацией профессионализма.
Например, критерий грамотности используют некоторые работодатели при приеме на работу. Помимо анализа устной речи соискателя они дают тестирование в письменном виде.
Особенно значимы ошибки в личных сообщениях, там они способны убить отношения, особенно при их зарождении. Иногда грамотность действительно влияет на выбор потенциального партнёра.
Более привлекательным выглядит человек, которой пишет грамотно и без ошибок. В отличие от тех, кто не заморачивается с правильным написанием слов и структурированием предложений.
Школьник, который пишет с дичайшими ошибками, – знакомый образ. Таких и в детской литературе полно, и в жизни, и в Интернете. Причем, судя по общению в том же Интернете, школьник этот, взрослея, не начинает писать лучше. Ужасно пишет и в двадцать лет, и в пятьдесят.
Однако не надо думать, что ошибки в русском – признак глупости и лени. Школьная программа по русскому языку – не такая уж сложная вещь (по крайней мере, класса до шестого). Правила по русскому в основном логичны: к примеру, если «фильтр» пишем через И, то и «фильтровать» через И будет тоже. Если у школьника, в целом вполне способного здраво рассуждать, на уроке русского вдруг логика отключается, и он, не смущаясь, пишет «фЕльтровать» — значит, этому есть причина.
Причина, как часто бывает, кроется в дошкольном детстве. Скорее всего, у нашего школьника были в этот период логопедические проблемы. Причем не проблемы с произнесением каких-нибудь звуков (это мелочи), а более серьезные. Например, была задержка речи, потом, когда речь все-таки появилась, ребенок очень долго (до школы) говорил с ошибками, лексический запас пополнялся медленно, были трудности с рассказыванием. Возможно, логопеды ставили ребенку диагноз ОНР, но полностью скорректировать нарушение не удалось.
Иными словами, развитие речи было несколько нарушено и пошло не тем путем, каким должно бы в идеале. И этот путь привел к третьему классу к двойкам по русскому. Ведь усвоение письменной речи – это продолжение развития речи устной. А у нашего ребенка в дошкольном детстве не сложилось той базы, на которую он должен опираться, осваивая правила орфографии.
То, что «безграмотность» может быть связана с нарушениями устной речи, ученые открыли в 70-х годах ХХ века. Диагнозу дали название «дизорфография». Дизорфография (не путать с дисграфией) – это когда орфографические ошибки связаны с нарушенным речевым развитием, с логопедическими проблемами.
Я не хочу сказать, что любая безграмотность – это непременно дизорфография. Никто не отменял и проблемы обучения. Их ведь великое множество: низкая мотивация, частые пропуски уроков, невротическая реакция ребенка на учителя, недиагностированное нарушение интеллекта… Но если интеллект в норме, а ошибки, несмотря на регулярные занятия русским, никак не уходят, – скорее всего, это дизорфография.
И хотя дизорфография закладывается еще до школы, это не значит, что в школьные годы с ней уже ничего нельзя поделать. Однако здесь не поможет простое выполнение упражнений по русскому, даже если эти упражнения делать в большом объеме. Дизорфография — это логопедический диагноз, и его коррекцию проводит логопед.
Полина Гусева, логопед
Почему нас бесят орфографические ошибки?
Даже самое теплое и нежное сообщение может сильно разочаровать, если оно написано с ошибками. Мы как будто узнаем об авторе письма что-то между строк. Что именно? И почему нас так расстраивают чужие опечатки?
Грамматические педанты и орфографические «шовинисты» уже несколько десятилетий предсказывают упадок литературного языка. Мессенджеры, соцсети, пресловутый Т9 на смартфонах… Планка грамотности снижается — и это факт. Но хорошо ли это для восприятия речи?
Язык оказывает огромное значение на многие сферы нашей жизни. У некоторых развивается почти аллергическая реакция на ошибки, и они тут же принимаются наклеивать ярлыки: неграмотно пишет — значит, недоучка, бескультурный человек, неумен.
Недавнее исследование показывает, что такое категоричное поведение многое говорит о том, кто оценивает чужую грамотность. Лингвисты Джули Боланд и Робин Квин из Мичиганского университета решили выяснить, насколько по-разному люди реагируют на письменные ошибки.
В ходе исследования 83 респондента оценили объявления от вымышленных жильцов о поиске соседей по комнате. Содержание всегда было одинаковое, а написание разное: в тексты добавили опечатки и грамматические ошибки.
Опечатки были незначительными, сделанными «по невнимательности» (например, «abuot» вместо «about»). Они не меняли смысл написанного — наш мозг считывал изначальное значение. В то время как грамматические ошибки («you’re» вместо «your») иногда полностью меняли значение текста.
Интровертов и молчаливых людей, как правило, больше раздражают ошибки, чем экстравертов
Затем, основываясь на прочитанных текстах, испытуемые должны были оценить, считают ли они соответствующего кандидата симпатичным, умным или надежным. Оценки, по мнению специалистов, были связаны не с уровнем образования или возрастом оцениваемых, а с личностью оценивающих.
Сначала их попросили заполнить анкету. Затем их характеры соотнесли с классической психологической моделью «Большой пятерки»: невротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество (уживчивость), добросовестность (сознательность).
Во время исследования Боланд и Квин обнаружили, что интровертов и молчаливых людей, как правило, больше раздражают ошибки, чем экстравертов.
Невротиков не беспокоят языковые ошибки, а добросовестным, но менее открытым людям особенно не нравятся опечатки. С грамматическими ошибками они, как правило, могут смириться. Неуживчивые и нетерпимые люди в свою очередь демонстрировали «аллергию» на грамматические ошибки.
Правильное обращение с языком не только нужно, чтобы лучше понимать друг друга, но и считается критерием профессионализма
Конечно, результаты исследования не смогут серьезно повлиять на реальную жизнь. И все же правильное обращение с языком не только нужно, чтобы лучше понимать друг друга, но и считается критерием профессионализма.
Например, некоторые работодатели доверяют или не доверяют сотрудникам, ориентируясь на их грамотность. И даже при приеме на работу фильтруют кандидатов через тест на орфографию.
В личной переписке грамматические ошибки могут убить отношения. Правильно и грамотно подобранные слова без ошибок могут повлиять на выбор потенциального партнера. На фоне популярности «ленивых» сообщений, авторы которых не готовы потратить время на исправление ошибок, грамотеи выглядят более сексуальными.
Источник фотографий:Getty Images