Давайте до обеда заморить червячка ошибка

Нормативный аспект культуры речи. Основные нормы русского языка.

Цель практического
занятия: Научиться применять теоретические
знания на практике — находить нарушения
нормы и уметь объяснять причины нарушения
норм .

Задание 1.
В
данных
словах часто допускаются акцентологические
ошибки. Расставьте в них ударение и
проверьте правильность постановки
ударения по справочным материалам.
Запомните ударение в тех словах, в
которых вы допускаете ошибки.

  1. Добыча, досуг,
    ходатайство, квартал, коклюш, ломоть,
    лоскут, мякиш, жалюзи, документ, агентство,
    корысть, приданое, средства, договор.

  2. Сливовый, грушевый,
    плесневелый, ивовый, иглистый,
    одновременный, недоуменный, обсужденный,
    незаконнорожденный, позолоченный.

  3. Некролог, каталог,
    диалог, мелисса, генезис, догмат, маляр,
    эксперт, бюрократия, гастрономия,
    диспансер, иконопись, инсульт, сажень,
    факсимиле.

  4. Плавление,
    упрочение, мышление, опошление, намерение,
    крашение.

  5. Камбала, молох,
    маркетинг, мизерный, наперчить, иначе,
    творог.

  6. Предвосхитить,
    предначертать, пригубить, принудить,
    присовокупить, закупорить, подбодрить,
    облегчить, премировать, пломбировать,
    блокировать, заиндеветь, усугубить,
    нацедить, накликать, кашлянуть, алкать.

  7. Звонит, пропил,
    напоит, наперчит, минет, начался, позвала,
    права, правы.

Задание 2.
Расставьте
ударение в данных словах. Какова функция
ударения?

Слово

Значение

Слово

Значение

Видение

Видение

Атлас

Атлас

Вязанка

Вязанка

Замок

Замок

Острота

Острота

Мокрота

Мокрота

Ирис

Ирис

Лавровый

Лавровый

Угольный

Угольный

Старина

Старина

Кредит

Кредит

Характерный

Характерный

М
етодическая
справка
. Акцентологические ошибки
наиболее распространены в нашей речи.
В случае затруднения следует обратиться
к Орфоэпическому словарю русского
языка. Следует помнить, что ударение в
русском языке выполняет несколько
функций. В языке существуют акцентологические
варианты, равноправные и неравноправные.
К равноправным вариантам можно отнести
ударения в словах Иначе-инАче, кАмбала
камбалА, мОлох – молОх, мАркетинг
– маркЕтинг
и т.д., которые отмечены
в Орфоэпических словарях. Есть ряд слов,
в которых также допускается вариантное
ударение, но в этом случае одно из
ударений является или просторечным
(твОрог), или устаревшим (ракУрс). Ударение
может отражать и особенности
профессиональной речи. Так, литературная
норма отмечает слово компас с
ударением на первом слоге (кОмпас),
тогда как моряки предпочитают ставить
ударение на последнем слоге (компАс).
Ударение в русском языке также различает
слова-омонимы: мокрОта – означает
слизь , а мокротА – сырость, то
есть ударение выполняет смыслоразличительную
функцию.

Задание 3. Найдите
в каждом ряду «лишнее» слово по признаку:
а) является отступлением от фонетических
правил русского языка; б) отличается
по какому-то фонетическому признаку.

Слова

«Лишнее» слово

Причина

Совет, соната,
патока, собор

Дело, шоссе,
авизо, торнадо

Декан, депо,
депрессия, де-факто

Кузен, амнезия,
антенна, музей

Опека, афера,
пещера, свекла

Отличник, двоечник,
подстрочник, сочник

Гренадер, маневры,
оседлость, жердь

Конечный, вечный,
встречный, скучный

Тезис, тест,
термин, интеграция

Горничная,
приличная, булочная, прачечная

Прелестница,
астма, лестница, сверстник

Интеллект,
компьютер, интерьер, интеграл

М
етодическая
справка
. По фонетическим нормам
русского языка гласные в безударной
позиции редуцируются, то есть произносятся
нечетко или же меняют свое качество.
Так, О в безударной позиции произносится
как (а). Но в некоторых заимствованных
словах эта норма нарушается, и О в
безударной позиции произносится как
(о). Например, в словах боа, какао,
вето, нетто, брутто, сонет, авизо, соната

О находится в безударной позиции, но не
редуцируется. Часто допускаются в речи
ошибки, связанные с буквами О и Ё. Дело
в том, что буква Ё обычно не обозначается
на письме, в связи с чем мы часто произносим
слова неправильно: говорим афёра,
опёка, гренадёр
, осёдлость,
жёрдь, пещёра, но маневры,
свекла. А надо: опека, афера,
гренаде
р, оседлость, жердь,
пещера,
но манёвры, свёкла.
В некоторых случаях наблюдается
вариантное произношение: белёсый –
белесый, блёклый – блеклый,
жёлчь
– желчь
, позолоченный –
позолочённый
. Сочетание ЧН
в русском языке произносится только
как (шн) в отдельных словах, которые надо
запомнить: горчичник, двоечник,
конечно, нарочно, очечник, подсвечник,
пустячный, скворечник, скучно, скучный,
яичница.
Некоторые слова допускают
вариантное произношение: горничная,
булочная, прачечная.
В отдельных
случаях различное произношение сочетания
ЧН служит для различения смысла слов:
сердечный недуг – сердечный друг,
двуручный чемодан – двурушный человек.

Наибольшие трудности при изучении
фонетических норм представляют
заимствованные слова, в которых гласный
Е перед согласными не выполняет своей
«смягчающей» функции и согласный перед
Е произносится твердо. Следует помнить,
что а) в одних словах согласный перед Е
смягчается: брюнет, термин, пресса,
академия, интеллект, кофе, крем,
девальвация, декада, лидер, шинель,
музей; б) в некоторых словах допускается
вариантное – твердое и мягкое —
произношение согласных перед Е: лорнет,
терапевт, депо, лотерея, декан, сессия,
новелла, бассейн, агрессия, стратегия,
темп.; в) во многих заимствованных словах
согласный перед Е произносится твердо:
тезис, тест, компьютер, бартер, бифштекс,
кузен, амнезия, антенна, индекс, интерьер,
тембр, тенденция, интеграл.

В русском языке при стечении согласных
некоторые из них не произносятся:
лестница, сверстник. Но в слове
астма звук (т) не выпадает, то
есть в этом слове нет непроизносимого
согласного.

Задание 4. Отметьте,
какие нарушения лексических норм можно
отметить в данных предложениях. Напишите
правильный вариант.

Пенсионеров не удовлетворяет их бытие.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Он испытывал крепкую зависть к своему
коллеге.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Большая половина доклада посвящена
экономическим вопросам.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На протяжении матча защита не раз
оказывалась в затрудненных ситуациях.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы столкнулись в своей работе с проблемой
выбора одной из нескольких альтернатив.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне привезли памятный сувенир из Крыма.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Русский народный фольклор очень богат
и разнообразен.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Врач осмотрел больного и сокрушительно
покачал головой.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Качество товаров контролируется путем
выборной проверки изделий.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я поступил в военное училище, так как
хочу продолжить семейную династию
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В дипломной работе представлена армада
схем и таблиц.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Недостатком работы является недостаточное
количество иллюстративного материала.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внутренний интерьер замка поразил нас
роскошью.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне эта акция необходима.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Своими соображениями я поделился с
коллегами по работе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М
етодическая
справка.
К причинам нарушения
лексических норм относятся:

  1. Употребление слова в несвойственном
    ему значении. В предложении: На
    предприятии использовалось более
    прогрессивное оборудование
    допущена
    ошибка из-за употребления слова
    прогрессивный в несвойственном
    ему значении. В данном случае следовало
    бы употребить слово современный.

  2. Нарушение лексической сочетаемости
    слов. В предложении Задача, поставленная
    исследователем, достигнута
    наблюдается
    нарушение правил лексической
    сочетаемости: слово задача
    сочетается со словом решена, со
    словом достигнута может
    сочетаться слово цель.

  3. Смешение паронимов – однокоренных
    слов, имеющих различия в значении. В
    предложении Наказание носит
    воспитательский характер
    допущена
    ошибка из-за смешения паронимов
    воспитательский – воспитательный.
    В данном предложении следует употребить
    слово воспитательный.

  4. Употребление многозначных слов и
    омонимов без лексического окружения,
    что приводит к двусмысленности фразы.
    Предложение Вы прослушали информацию
    двусмысленно, так как непонятно, то ли
    вы получили переданную информацию, то
    ли, напротив, вы ее пропустили.

  5. Наличие плеоназма также считается
    нарушением лексической нормы: сочетания
    слов, содержащих один и тот же смысловой
    компонент, создают смысловую избыточность.
    В предложении На кафедре имеется
    свободная вакансия
    наблюдается
    плеоназм, так как слово вакансия
    означает свободное место.

  6. Наличие тавтологии – речевой избыточности,
    когда употребляются одни и те же или
    однокоренные слова. В предложении Есть
    большое количество утешителей,

    которые утешают только для того,
    чтобы им не надоедали
    наблюдается
    тавтология.

Задание 5. Отметьте,
какие ошибки в употреблении фразеологических
оборотов допущены в данных предложениях?
Каковы причины нарушения норм употребления
фразеологических оборотов?

Предложение

Причина нарушения
нормы

Он отбивался
рукой и ногой от этого поручения

Не надо подливать
масла в костер.

Целый день ребенок
предоставлен себе.

Не надо валить
с больной на здоровую.

Его ищут, а он
как в воду провалился.

Пора заморить
червячков – время обеда.

Беда грянула как
молния средь ясного неба.

Наконец-то приказ
вступил в законную силу.

Он думал не
покладая рук.

Писатель идет в
ногу со своим временем.

М
етодическая
справка
. При употреблении
фразеологических оборотов могут быть
следующие случаи нарушения норм:

  1. Употребление фразеологизма без учета
    его значения. В предложении Террористов
    надо убивать без зазрения совести

    фразеологизм без зазрения совести
    употреблен без учета значения, так как
    можно врать без зазрения совести,
    но не убивать.

  2. Контаминация (смешение) двух фразеологизмов.
    В предложении Это дело выеденного
    гроша не стоит
    наблюдается смешение
    фразеологизмов- не стоить
    выеденного яйца и не стоить
    ломаного гроша
    .

  3. Замена одного из компонентов фразеологизма.
    В предложении Не надо было мусор
    из
    избы выносить наблюдается
    замена компонента сор словом
    мусор.

  4. Замена грамматической формы одного из
    компонентов фразеологизма. В предложении
    Сосед деньги лопатами гребет
    вместо формы единственного числа
    лопатой употреблена форма
    множественного числа.

  5. Вставка лишнего компонента или пропуск
    нужного компонента также являются
    нарушением нормы употребления
    фразеологического оборота. В предложении
    У него еще белое молоко на
    губах не обсохло
    лишним является
    слово белое, а в предложении Он
    предоставлен себе
    пропущен компонент
    самому.

Задание 6. Данные
слова являются омонимами, то есть
словами, имеющими разные значения.
Определите их значения и образуйте
форму множественного числа.

Слово в
именительном падеже единственного
числа

Значение

Форма именительного
падежа множественного числа

Тон

Звук определенной
высоты

Тоны

Оттенок красок

Тона

Образ

Орден

Хлеб

Мех

Лагерь

Корпус

Учитель

М
етодическая
справка
. Существительные
мужского рода имеют в именительном
падеже множественного числа окончания
Ы/И или А/Я: офицер — офицеры, катер –
катера.
В связи с этим очень часто
при образовании формы множественного
числа наблюдаются варианты. Мы говорим
торты – торта, шофёры – шофера и не
всегда задаем себе вопрос: «А какая
форма является нормой?». Тем более, что
в языке существуют равноправные варианты:
крейсеркрейсеры – крейсера,
Запомните: окончание АЯ характерно
для тех существительных, у которых в
единственном числе ударение падает на
основу, а во множественном числе – на
окончание: город – города. Поэтому
не могут быть признаны нормативными
формы на АЯ у существительных с
неподвижным ударением: шофёр –
шофёры, а не шофера, корректор
– корректоры
, а не корректора.

Некоторые слова, являющиеся омонимами
в единственном числе, во множественном
таковыми не являются: окончания помогают
развести их по значениям. Например,
слово «тон» имеет значения: а)
звук определенной высоты; б) оттенок
красок. Являясь омонимами в форме
единственного числа, во множественном
они различаются, образуя разные формы
именительного падежа: тоны и тона.

Задание 7.
Заполните
таблицу, распределив данные пары слов:

Зал – зала, барк
– барка, лавр – лавра, опал – опала,
вольер – вольера, клавиш – клавиша,
метод – метода, заусенец – заусеница,
жар – жара, карьер – карьера, георгин
– георгина, скирд – скирда, ставень –
ставня, клипс – клипса, манер – манера,
пролаз – пролаза, манжет – манжета,
взяток – взятка, перифраз – перифраза,
эпюр – эпюра, гарнитур – гарнитура.

Родовые варианты

Разные слова

М
етодическая
справка
. Слова в русском языке
относятся к одному из трех родов:
мужскому, среднему и женскому. Не имеют
рода существительные, употребляющиеся
только во множественном числе: ножницы,
сани, брюки и т.д. Категория рода стабильна.
И все же в русском языке есть слова
мужского и женского рода, являющиеся
родовыми вариантами: георгин –
георгина, шпон – шпона
. Эти
существительные могут употребляться
как слова мужского и как слова женского
рода. Некоторые же существительные
мужского и женского рода не являются
родовыми вариантами, так как различаются
по значению. Рассмотрим слова лавр
— лавра
. Слово лавр обозначает
южное вечнозеленое дерево, а лавра
– название некоторых крупных православных
монастырей.

Задание 8. Выпишите
из каждого ряда существительные, которые
имеют нулевое окончание: а) в именительном
падеже единственного числа; б) в
родительном падеже множественного
числа.

  1. Туфли, тапки,
    сандалии, унты, валенки, тапочки,
    сандалеты, сапожки, ласты, пимы, погоны,
    манжеты, спазмы, катакомбы, ботинки,
    ботильоны.

  2. Ясли, сапоги,
    партизаны, башкиры, торговцы, полотенца,
    носки, одеяльца, зулусы, дебри, судьи,
    князья, места, татары, туркмены, блюдца,
    гранаты, апельсины, баклажаны, килограммы,
    амперы, шорты, чулки.

Нулевое окончание в форме им.падежа
единственного числа

Нулевое окончание в форме род. падежа
множественного числа

М
етодическая
справка
. Часто в нашей речи наблюдается
неправильное образование отдельных
падежных форм. Так, ошибки возникают
при образовании формы именительного
падежа единственного числа от тех слов,
которые употребляются чаще во множественном
числе, чем в единственном. Как правильно
образовать формы единственного числа
от существительных туфли, тапки?
Туфля или туфель, тапка или
тапок? Такие же трудности мы
испытываем при образовании форм
родительного падежа множественного
числа от существительных мужского рода
Как правильно: башкиров или башкир?
зулусов или зулус? носков или носок?

Во всех случаях, когда вы сомневаетесь
в правильности образования каких-либо
морфологических форм, обращайтесь к
Толковому словарю русского языка. В
словарной статье вы найдете указание
на правильные формы.

Задание 9.
Проанализируйте
данные предложения и укажите причину
синтаксических ошибок. Дайте верный
вариант.

Согласно распоряжения
мэра внутриквартальное строительство
запрещено.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Надо различать
добро от зла.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Автор не только
славит, но и сочувствует Игорю.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Вследствие
предстоящего отъезда, возлагаю на вас
свои обязанности.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Покидая родителей,
его охватила внезапная грусть.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Каждый гражданин
обязан гордиться и любить свою Родину.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа студентов
написали письмо в профком.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Дети любовались
то на море, то на картину.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Три соседние здания
были построены в прошлом году.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть работ
направлены нами на экспертизу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

В школе организована
выставка, на которой представлены работы
детей и родителей из пластилина.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Факты говорят за
возможность использования резервов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

М
етодическая
справка.
Причиной синтаксических
ошибок могут быть:

  1. Нарушение правил управления. В предложении
    Я тревожусь о своих близких
    нарушено управление, так как слово
    тревожусь управляет винительным
    падежом с предлогом за, а не
    предложным.

  2. Нарушение правил согласования определения
    с определяемым словом или сказуемого
    с подлежащим. В предложении Он забил
    красивое пенальти
    нарушено
    согласование определения с определяемым
    словом, так как слово пенальти
    является словом мужского рода, а
    не среднего. В предложении Много
    сил ушли на
    выполнение данного
    проекта
    нарушено согласование
    сказуемого с подлежащим, так как при
    подлежащих, выраженных сочетаниями
    родительного падежа неодушевленных
    существительных со словами много,
    мало, несколько, множество, немного

    сказуемое употребляется только в
    единственном числе.

  3. Нарушение правил употребления однородных
    сказуемых с общим второстепенным
    членом. В предложении Подбор и
    наблюдение над фактами – необходимое

    условие исследовательской работы
    нарушена норма, так как слово подбор
    требует после себя родительного
    падежа, а творительного падежа требует
    только слово наблюдение.
    Правильно будет сказать: Подбор
    фактов и наблюдение над ними – необходимое
    условие исследовательской работы.

  4. Нарушение правил употребления производных
    предлогов, сохранивших свое лексическое
    значение и потому ограниченных в плане
    сочетаемости. В предложении Ввиду
    прошедших дождей уборка хлеба затянулась

    нарушена данная норма, так как предлог
    ввиду употребляется в том
    случае, когда речь идет о том, что
    предстоит. Правильнее употребить в
    этом предложении предлог вследствие.

  5. Нарушение правил употребления
    деепричастных оборотов. В предложении
    Играя в нашем казино, у вас
    каждый день есть шанс выиграть крупную
    сумму
    нарушением является то, что
    действие, обозначенное деепричастием,
    относится к слову шанс. По
    правилам русского языка действие,
    обозначенное деепричастием, и действие,
    обозначенное глаголом-сказуемым, должны
    совершаться одним лицом. Правильно
    будет сказать Играя в нашем казино,
    вы имеете каждый день шанс выиграть
    крупную сумму.

  6. Нарушение порядка слов, что часто
    приводит к двусмысленности и комичности
    ситуации. В предложении В продажу
    поступила одежда для детей российского

    производства наблюдается
    двусмысленность фразы из-за нарушения
    порядка слов. Надо: В продажу поступила
    одежда российского производства для
    детей.

Практическое
занятие 2.

Значение словосочетания «заморить червячка»

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

заморить червячка

1. разг. немного перекусив, слегка утолить голод ◆ Чтобы заморить червячка, достаточно будет съесть маленькую чашечку супа, пару крошечных кусочков мяса и одну картофелину. Елена Светлова, «Поколение XXL», 2003.09.01 г. // «Совершенно секретно» (цитата из НКРЯ) ◆ Даже многозначительная фразка, повторяемая Ломакиным перед каждым обеденным перерывом, мол, ну что, заморим червячка, ― воспринималась Антониной однозначно: заморим… мне солянку, эскалоп и «фанту». Андрей Измайлов, «Трюкач», 2001 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он вспомнил, что утром только «заморил червячка» ― поел чуть-чуть, где-то неплохо бы пообедать. Александр Иванов, «Первое следствие», 1977 г. (цитата из НКРЯ) ◆ [Трехвостов] мог, как верблюд, оставаться по целым суткам, без еды. Разве заморит червяка коркою хлеба, посыпанного солью. И. И. Лажечников, «Беленькие, чёрненькие и серенькие», 1856 г. ◆ Эй, вы, котлет-то подайте мне скорей! а покуда, чтоб заморить червяка, дайте хоть две-три тартинки с чем-нибудь… И. И. Панаев, «Опыт о хлыщах», 1854-1857 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: магазинчик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Найти и исправить ошибки в употреблении фразеологизмов?

Русский язык | 5 — 9 классы

Найти и исправить ошибки в употреблении фразеологизмов.

1. Дети заморили червячков и развеселились.

2. Я в этом деле тертый воробей.

1. Дети заморили червячка и развеселились.

2. Я в этом деле тертый калач.

ПОМОГИТЕ НАДО НАЙТИ УСТОЙЧИВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В СТИХОТВОРЕНИИ ПЕТУХ И ЧЕРВЯЧОК ПЕТУХ, ВО сне увидев червячка, Сказал : «Не заморить ли червячка?

ПОМОГИТЕ НАДО НАЙТИ УСТОЙЧИВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В СТИХОТВОРЕНИИ ПЕТУХ И ЧЕРВЯЧОК ПЕТУХ, ВО сне увидев червячка, Сказал : «Не заморить ли червячка?

На другой бочок.

Найти ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их?

Найти ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их.

Найти и исправить ошибки в употреблении фразеологизмов 1?

Найти и исправить ошибки в употреблении фразеологизмов 1.

Дети заморили червячков и развеселись 2.

Хоть кол на голове чеши, а он стоит на своём 3.

Сделано так, что комар носа не подсунет 4.

Я в этом деле тёртый воробей.

Найти ошибку в употреблении слова — паронима?

Найти ошибку в употреблении слова — паронима.

В конце собрания слово предоставили профессору Дьяконову.

Исправь ошибки в речи детей?

Исправь ошибки в речи детей.

Что значат фразеологизмы стрелянный воробей и тертый калач?

Что значат фразеологизмы стрелянный воробей и тертый калач?

Запиши предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов : На субботнике наш класс хорошо работал, сложа руки?

Запиши предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов : На субботнике наш класс хорошо работал, сложа руки.

Отметь предложение с ошибкой в употреблении глагола одевать?

Отметь предложение с ошибкой в употреблении глагола одевать.

Как правильно уморил, утопил, заморил, подвесил червячка?

Как правильно уморил, утопил, заморил, подвесил червячка.

Исправить ошибки в употреблении глаголов ?

Исправить ошибки в употреблении глаголов .

Объяснить употребление глаголов класть и ложить.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Найти и исправить ошибки в употреблении фразеологизмов?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Сентябрь, урожай, воробей, морковь, яблоко, сахар, дорога, берёза, ягода, молоко.

Сентябрь, урожай, воробей, морковь, яблоко, сахар, дорога, береза, ягода, молоко.

И тысяча восемьсот шестьдесят три Р тысячи восьмисот шестидесяти трёх Д тысяче восьмистам шестидесяти трём В как И Т тысячей восьмьюстами шестьюдесятью тремя П тысяче восьмистах шестидесяти трёх.

Вот уже должно светать, но ведь сейчас зима. А это значит, что рано утром на улице очень темно, только и видно, как красиво подсвечивают фонари летящий белый снег. На улице морозит, как и подобает зиме. Вообще, я люблю зиму. Играть в снежки и леп..

Мама пошла в магазин, я тоже пошла с ней. Он сделал то же самое я сделаю сейчас домашнее задание, чтобы вечером пойти гулять что бы он не делал, ничего не получалось.

Вы знаете, какие трудности ждут в горах неподготовленного человека, не имеющего опыта в альпинизме.

Всякий опред Кулик подлеж свое опред болото дополн хвалит сказуемое.

Всякий и своё определение, кулик подлежащее, хвалит сказуемое, болото дополнение, (повествовательное, невоскл. ).

Наконец наступила зима. Мы давно ждали ее. Уже долго вся природа готовилась к наступлению зимней поры. С утра деревья и трава покрывались изморозью. Тучи над землей неслись низко и наливались свинцом. Птицы уже улетели на юг, а люди доставали из..

Дожд — корень лив — суффикс ый — окончание дождлив — основа.

«Заморить червячка»

Калькирование, или скрытое заимствование, — один из способов пополнения лексики и фразеологии языка. Слова и устойчивые обороты в процессе калькирования переводятся на другой язык (подробнее см. здесь и здесь). В результате появляются лексемы и фразеологизмы с заимствованным значением (в ряде случаев — и структурой), но их внешняя форма состоит из исконных для заимствующего языка элементов. Эта формальная исконность часто вводит носителей языка в заблуждение: многие калькированные слова и выражения ими воспринимаются как возникшие на родной почве без влияния извне. Рассмотрим один из таких примеров.

Заморить червячка — шутливое разговорное выражение, означающее ‘немного утолить голод, слегка перекусить’. Еще в XIX и начале ХХ в. этот оборот употреблялся также и в несколько других значениях — ‘выпить натощак вина или водки’, ‘выпить натощак спиртного и закусить’.

― А как, Пал Егорч, насчет червячка заморить? ― спрашивает Николай Стаматич, указывая глазами на водку.

Ал. П. Чехов «Из детских лет А. П. Чехова» (1904-1908)

Какой-нибудь любитель спорта, в праздничной чуйке и глянцевых сапогах, вынимал из кармана «посудину», широко запрокидывал голову и вливал содержимое бутылки прямо в рот. ― Надо червячка заморить! ― пояснил он соседям и вновь протискивался к барьеру.

Валентин Курицын «Томские трущобы» (1906).

В русском языке этот фразеологизм фиксируется с первой половины XIX века. Интересно, что аналогичные по семантике и структуре устойчивые выражения широко распространены в европейских (в первую очередь романских) языках, где они известны как минимум со средневековья. Например:

  • французское tuer le ver ‘выпить натощак рюмку спиртного’, буквально ‘убить червя’;
  • испанское matar el gusanillo (gusano) ‘выпить перед завтраком рюмку алкоголя’, буквально ‘убить червячка’;
  • португальское matar o bicho ‘выпить рюмку натощак’, буквально ‘убить червя’.

Похожие фразеологизмы есть и в западнославянских языках. Так, в польском известно выражение zalać (zakropić) robaka ‘залить горе водкой или вином’, буквально ‘залить (спрыснуть) червячка’; в чешском — otràvit (utopit, zabít, umorit) ćerva ‘употреблением алкоголя улучшить свое настроение и аппетит, заглушить угрызения совести’, буквально ‘отравить (утопить, убить, уморить) червя’ и др. Подобные выражения на западнославянской почве фиксируются с XVIII столетия. Они являются кальками приведенных выше романских выражений, скорее всего, французского tuer le ver.

Видимо, там же надо искать корни и русского оборота. Большинство языковедов считают его калькой французского tuer le ver ‘выпить натощак рюмку спиртного’. Так что у фразеологизма заморить червячка исходным значением было ‘выпить натощак водки или вина’. Но, поскольку выпивку, особенно на голодный желудок, обычно сопровождают закуской, семантика оборота в русском языке стала меняться:

‘выпить натощак спиртного’ > ‘выпить натощак спиртного и закусить’ > ‘слегка перекусить, немного утолить голод’.

Такому изменению способствовал и глагол заморить, который еще с древнерусской эпохи устойчиво употреблялся в сочетании заморить голодом, поэтому ассоциировался с ощущением голода. А это чувство утоляется не спиртными напитками, а пищей.

Но вернемся к исходному значению фразеологизма и зададим закономерный вопрос: почему в разных языках выпивка натощак оказалась связана с убийством червя? О чем идет речь?

Еще в древности и раннем средневековье европейцы знали, что спиртовые настойки некоторых трав (например, полыни) помогают избавить организм от паразитов. Поэтому в сознании людей употребление алкоголя стало связываться с уничтожением червей, живущих в кишечнике. Отсюда и семантика фразеологизма, ставшего почти интернациональным.

Мокиенко В. М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии. — М., 2009.

Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеологии: Историко-этимологический справочник. — СПб., 1998.

Иллюстрация: Адольф Александр Лесрель «Хорошая выдержка» (1907, фрагмент).

источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/3191772_najti-i-ispravit-osibki-v-upotreblenii/

http://rus-et.ru/istoriya-yazyka/frazeologiya/zamorit-chervyachka/

В чем причина ошибок в данных фразеологизмах? Запишите исправленный вариант:

Мы заморили червячков. Они доведут его до белого колена. Эта работа выеденного гроша не стоит. Он работал положа руку на сердце. Успехи канули в лето. Командир приказал сматывать удочки. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым. Кое-кто пытается вбить клины под отношения Афганистана и Таджикистана. На открытии нового телецентра его директор удовлетворённо заявил, что в полку журналистов прибыло. В политике нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. Вольно-невольно кредиты пришлось возвращать.

Найди верный ответ на вопрос ✅ «В чем причина ошибок в данных фразеологизмах? Запишите исправленный вариант: Мы заморили червячков. Они доведут его до белого колена. Эта …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » Русский язык » В чем причина ошибок в данных фразеологизмах? Запишите исправленный вариант: Мы заморили червячков. Они доведут его до белого колена. Эта работа выеденного гроша не стоит. Он работал положа руку на сердце. Успехи канули в лето.

Значение словосочетания «заморить червячка»

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

заморить червячка

1. разг. немного перекусив, слегка утолить голод ◆ Чтобы заморить червячка, достаточно будет съесть маленькую чашечку супа, пару крошечных кусочков мяса и одну картофелину. Елена Светлова, «Поколение XXL», 2003.09.01 г. // «Совершенно секретно» (цитата из НКРЯ) ◆ Даже многозначительная фразка, повторяемая Ломакиным перед каждым обеденным перерывом, мол, ну что, заморим червячка, ― воспринималась Антониной однозначно: заморим… мне солянку, эскалоп и «фанту». Андрей Измайлов, «Трюкач», 2001 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он вспомнил, что утром только «заморил червячка» ― поел чуть-чуть, где-то неплохо бы пообедать. Александр Иванов, «Первое следствие», 1977 г. (цитата из НКРЯ) ◆ [Трехвостов] мог, как верблюд, оставаться по целым суткам, без еды. Разве заморит червяка коркою хлеба, посыпанного солью. И. И. Лажечников, «Беленькие, чёрненькие и серенькие», 1856 г. ◆ Эй, вы, котлет-то подайте мне скорей! а покуда, чтоб заморить червяка, дайте хоть две-три тартинки с чем-нибудь… И. И. Панаев, «Опыт о хлыщах», 1854-1857 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: магазинчик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Найти и исправить ошибки в употреблении фразеологизмов?

Русский язык | 5 — 9 классы

Найти и исправить ошибки в употреблении фразеологизмов.

1. Дети заморили червячков и развеселились.

2. Я в этом деле тертый воробей.

1. Дети заморили червячка и развеселились.

2. Я в этом деле тертый калач.

ПОМОГИТЕ НАДО НАЙТИ УСТОЙЧИВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В СТИХОТВОРЕНИИ ПЕТУХ И ЧЕРВЯЧОК ПЕТУХ, ВО сне увидев червячка, Сказал : «Не заморить ли червячка?

ПОМОГИТЕ НАДО НАЙТИ УСТОЙЧИВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В СТИХОТВОРЕНИИ ПЕТУХ И ЧЕРВЯЧОК ПЕТУХ, ВО сне увидев червячка, Сказал : «Не заморить ли червячка?

На другой бочок.

Найти ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их?

Найти ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их.

Найти и исправить ошибки в употреблении фразеологизмов 1?

Найти и исправить ошибки в употреблении фразеологизмов 1.

Дети заморили червячков и развеселись 2.

Хоть кол на голове чеши, а он стоит на своём 3.

Сделано так, что комар носа не подсунет 4.

Я в этом деле тёртый воробей.

Найти ошибку в употреблении слова — паронима?

Найти ошибку в употреблении слова — паронима.

В конце собрания слово предоставили профессору Дьяконову.

Исправь ошибки в речи детей?

Исправь ошибки в речи детей.

Что значат фразеологизмы стрелянный воробей и тертый калач?

Что значат фразеологизмы стрелянный воробей и тертый калач?

Запиши предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов : На субботнике наш класс хорошо работал, сложа руки?

Запиши предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов : На субботнике наш класс хорошо работал, сложа руки.

Отметь предложение с ошибкой в употреблении глагола одевать?

Отметь предложение с ошибкой в употреблении глагола одевать.

Как правильно уморил, утопил, заморил, подвесил червячка?

Как правильно уморил, утопил, заморил, подвесил червячка.

Исправить ошибки в употреблении глаголов ?

Исправить ошибки в употреблении глаголов .

Объяснить употребление глаголов класть и ложить.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Найти и исправить ошибки в употреблении фразеологизмов?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Сентябрь, урожай, воробей, морковь, яблоко, сахар, дорога, берёза, ягода, молоко.

Сентябрь, урожай, воробей, морковь, яблоко, сахар, дорога, береза, ягода, молоко.

И тысяча восемьсот шестьдесят три Р тысячи восьмисот шестидесяти трёх Д тысяче восьмистам шестидесяти трём В как И Т тысячей восьмьюстами шестьюдесятью тремя П тысяче восьмистах шестидесяти трёх.

Вот уже должно светать, но ведь сейчас зима. А это значит, что рано утром на улице очень темно, только и видно, как красиво подсвечивают фонари летящий белый снег. На улице морозит, как и подобает зиме. Вообще, я люблю зиму. Играть в снежки и леп..

Мама пошла в магазин, я тоже пошла с ней. Он сделал то же самое я сделаю сейчас домашнее задание, чтобы вечером пойти гулять что бы он не делал, ничего не получалось.

Вы знаете, какие трудности ждут в горах неподготовленного человека, не имеющего опыта в альпинизме.

Всякий опред Кулик подлеж свое опред болото дополн хвалит сказуемое.

Всякий и своё определение, кулик подлежащее, хвалит сказуемое, болото дополнение, (повествовательное, невоскл. ).

Наконец наступила зима. Мы давно ждали ее. Уже долго вся природа готовилась к наступлению зимней поры. С утра деревья и трава покрывались изморозью. Тучи над землей неслись низко и наливались свинцом. Птицы уже улетели на юг, а люди доставали из..

Дожд — корень лив — суффикс ый — окончание дождлив — основа.

«Заморить червячка»

Калькирование, или скрытое заимствование, — один из способов пополнения лексики и фразеологии языка. Слова и устойчивые обороты в процессе калькирования переводятся на другой язык (подробнее см. здесь и здесь). В результате появляются лексемы и фразеологизмы с заимствованным значением (в ряде случаев — и структурой), но их внешняя форма состоит из исконных для заимствующего языка элементов. Эта формальная исконность часто вводит носителей языка в заблуждение: многие калькированные слова и выражения ими воспринимаются как возникшие на родной почве без влияния извне. Рассмотрим один из таких примеров.

Заморить червячка — шутливое разговорное выражение, означающее ‘немного утолить голод, слегка перекусить’. Еще в XIX и начале ХХ в. этот оборот употреблялся также и в несколько других значениях — ‘выпить натощак вина или водки’, ‘выпить натощак спиртного и закусить’.

― А как, Пал Егорч, насчет червячка заморить? ― спрашивает Николай Стаматич, указывая глазами на водку.

Ал. П. Чехов «Из детских лет А. П. Чехова» (1904-1908)

Какой-нибудь любитель спорта, в праздничной чуйке и глянцевых сапогах, вынимал из кармана «посудину», широко запрокидывал голову и вливал содержимое бутылки прямо в рот. ― Надо червячка заморить! ― пояснил он соседям и вновь протискивался к барьеру.

Валентин Курицын «Томские трущобы» (1906).

В русском языке этот фразеологизм фиксируется с первой половины XIX века. Интересно, что аналогичные по семантике и структуре устойчивые выражения широко распространены в европейских (в первую очередь романских) языках, где они известны как минимум со средневековья. Например:

  • французское tuer le ver ‘выпить натощак рюмку спиртного’, буквально ‘убить червя’;
  • испанское matar el gusanillo (gusano) ‘выпить перед завтраком рюмку алкоголя’, буквально ‘убить червячка’;
  • португальское matar o bicho ‘выпить рюмку натощак’, буквально ‘убить червя’.

Похожие фразеологизмы есть и в западнославянских языках. Так, в польском известно выражение zalać (zakropić) robaka ‘залить горе водкой или вином’, буквально ‘залить (спрыснуть) червячка’; в чешском — otràvit (utopit, zabít, umorit) ćerva ‘употреблением алкоголя улучшить свое настроение и аппетит, заглушить угрызения совести’, буквально ‘отравить (утопить, убить, уморить) червя’ и др. Подобные выражения на западнославянской почве фиксируются с XVIII столетия. Они являются кальками приведенных выше романских выражений, скорее всего, французского tuer le ver.

Видимо, там же надо искать корни и русского оборота. Большинство языковедов считают его калькой французского tuer le ver ‘выпить натощак рюмку спиртного’. Так что у фразеологизма заморить червячка исходным значением было ‘выпить натощак водки или вина’. Но, поскольку выпивку, особенно на голодный желудок, обычно сопровождают закуской, семантика оборота в русском языке стала меняться:

‘выпить натощак спиртного’ > ‘выпить натощак спиртного и закусить’ > ‘слегка перекусить, немного утолить голод’.

Такому изменению способствовал и глагол заморить, который еще с древнерусской эпохи устойчиво употреблялся в сочетании заморить голодом, поэтому ассоциировался с ощущением голода. А это чувство утоляется не спиртными напитками, а пищей.

Но вернемся к исходному значению фразеологизма и зададим закономерный вопрос: почему в разных языках выпивка натощак оказалась связана с убийством червя? О чем идет речь?

Еще в древности и раннем средневековье европейцы знали, что спиртовые настойки некоторых трав (например, полыни) помогают избавить организм от паразитов. Поэтому в сознании людей употребление алкоголя стало связываться с уничтожением червей, живущих в кишечнике. Отсюда и семантика фразеологизма, ставшего почти интернациональным.

Мокиенко В. М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии. — М., 2009.

Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеологии: Историко-этимологический справочник. — СПб., 1998.

Иллюстрация: Адольф Александр Лесрель «Хорошая выдержка» (1907, фрагмент).

источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/3191772_najti-i-ispravit-osibki-v-upotreblenii/

http://rus-et.ru/istoriya-yazyka/frazeologiya/zamorit-chervyachka/

Заморить червячка (червяка)

Заморить червячка (червяка)
Прост. Шутл. Перекусив, слегка утолить голод. В начале двенадцатого, ощущая уже аппетит, возвращались в роту и там получали по два тонких ломтя чёрного хлеба, чтобы заморить червяка перед обедом (Станюкович. Маленькие моряки).

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ.
.
2008.

Смотреть что такое «Заморить червячка (червяка)» в других словарях:

  • заморить червячка — Заморить червячка/ (червяка) Утолить слегка голод, перекусить …   Словарь многих выражений

  • заморить червячка — <червяка> Разг. Слегка закусить, немного утолить голод. С сущ. со знач. лица: отец, юноша, рабочий… заморил червячка; заморить червячка чем? бутербродом, булочкой… До обеда было далеко, и мы решили хотя бы заморить червячка. Возьми… …   Учебный фразеологический словарь

  • заморить — рю, ришь; заморённый; рён, рена, рено; св. кого. Разг. Изнурить, измучить. З. коня. // Голодом, жестоким обращением, непосильной работой довести до смерти. З. арестанта. ◊ Заморить червячка (червяка). Утолить слегка голод, перекусить. ◁… …   Энциклопедический словарь

  • заморить червяка — заморить червячка <червяка> Разг. Слегка закусить, немного утолить голод. С сущ. со знач. лица: отец, юноша, рабочий… заморил червячка; заморить червячка чем? бутербродом, булочкой… До обеда было далеко, и мы решили хотя бы заморить… …   Учебный фразеологический словарь

  • Червячка заморить — (перекусить, чтобъ смягчить голодную боль). Ср. И силится… Спросить поѣсть чего нибудь, Чтобъ жизнь придать натурѣ тощей, Иль заморить, сказавши проще, Въ пустомъ желудкѣ червяка. Кн. П. А. Вяземскій. Первый отдыхъ Воздыхалова. Ср. Не… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • червячка заморить — перекусить, чтоб смягчить голодную боль Ср. И силится… Спросить доесть чего нибудь, Чтоб жизнь придать натуре тощей, Иль заморить, сказавши проще, В пустом желудке червяка. Кн. П.А. Вяземский. Первый отдых Воздыхалова. Ср. Не проголодались ли… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • замори́ть — рю, ришь; прич. страд. прош. заморённый, рён, рена, рено; сов., перех. (несов. замаривать и морить). разг. 1. Голодом, жестоким обращением, непосильной работой довести до смерти. [Барыня:] Этот человек меня в гроб сведет. Вчера чуть чуть не… …   Малый академический словарь

  • кушать — ▲ поглощать ↑ пища кушать. вкушать. скушать. покушать. принимать пищу. употреблять в пищу. снедать (устар). дегустировать. прост: жрать. сожрать. лопать. слопать. смолотить. рубать. шамать. подкрепиться. закусывать. разг: перекусить. подзакусить …   Идеографический словарь русского языка

  • червяк —   Заморить червячка или червяка заморить (разг. фам.) слегка закусить, утолить голод.     Перехвати кое что, чтобы, как говорится, червячка заморить, и выпив одну рюмочку водки, господин олядкин уселся у креслах. остоевский …   Фразеологический словарь русского языка

  • ЧЕРВЬ — муж. червяк, червячок; червишка, червячишка, червища, черёв твер. (от чрево, чревяк); кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается; в просторечии зовут и гусениц червями, особ. плотоядных, в теле животных или в трупах, а также… …   Толковый словарь Даля

Фрагмент работы:

Выявите указанные ошибки в употреблении устойчивых выражений. «В с…

Выявите указанные ошибки в употреблении устойчивых выражений.

1. В соревнованиях одержала успех наша команда.

2. Мы уделяем большое значение повышению качества изготавливаемой продукции.

3. Давайте до обеда заморим червячков.

4. У нас хоть есть свое дело, свой камень преткновения — общение с афганцами.

5. Бедный, бедный Пьер Безухов! Элен наставила ему рога, — а князь Курагин сделал из него дойную корову.

6. Вряд ли надо из-за такого пустяка дрова ломать.

7. Всегда ли пьяным море по колено?

8. Этому вопросу наш начальник не уделяет значения.

9. Качество выполненной работы заставляет желать лучшего.

10. Давай посмотрим, как там в трубы подается черное золото.

11. Между нами черная кошка проскочила.

12. Не все секретари бюро придают своему органу должного внимания.

13. Мы теряем под собою землю.

14. И все же он взял этого богача за горло.

РЕШЕНИЕ

Исправленный текст:

1. В соревнованиях…

Список файлов
71473.docx 20 КБ

Информация по задаче
код работы (ID) 71473
просмотров 2569
страниц 1
нумерация страниц ДА
оформление по ГОСТу ДА
были доработки НЕТ
проверено преподавателем НГПУ ДА

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Давайте говорить правде в глаза ошибка
  • Давай с тобою больше не совершать ошибок текст
  • Давай не будем больше совершать ошибок
  • Давай исправим ошибки на английском
  • Давай исправим мы свою ошибку скачать песню