Практика показывает: ни одна аудиторская проверка не обходится без выявления ошибок в ведении бухгалтерского или налогового учёта и составления финансовой отчётности. Конечно, часть ошибок возникает из-за банальной невнимательности, но тем не менее значительная часть является результатом неверной интерпретации нормативных актов или незнания последних изменений законодательства. Основываясь на нашей практике, мы представляем вам 10 наиболее часто встречающихся ошибок, выявляемых в ходе аудита, а также рекомендации наших аудиторов, которые помогут их избежать.
1. Недостаточный контроль за формированием форм бухгалтерской отчетности
Часто компании, применяющие программное обеспечение для автоматизации формирования бухгалтерской отчетности, не уделяют должного внимания контролю за полученным результатом. В такой отчетности возможны самые различные ошибки – от несущественных несоответствий данным учета до серьезных искажений.
Мы рекомендуем в обязательном порядке контролировать и проверять результат автоматического заполнения отчетных форм.
2. При формировании бухгалтерской отчетности искажаются показатели дебиторской и кредиторской задолженности (завышаются или занижаются)
Как правило, завышение показателей происходит из-за не проведенного своевременно зачета полученного или выплаченного аванса.
Занижение данных о дебиторской и кредиторской задолженности, как правило, происходит вследствие сворачивания задолженности по разным контрагентам. К таким случаям относится свернутое отражение задолженности перед сотрудниками компании по заработной плате или по подотчетным суммам. Встречаются случаи свернутого отражения задолженности по налогам или по взносам на социальное страхование.
Для целей корректного отражения дебиторской и кредиторской задолженности, мы рекомендуем контролировать своевременный зачет полученных/выплаченных авансов. Мы также рекомендуем контролировать отсутствие свернутой дебиторской и кредиторской задолженности по разным контрагентам в отчетности.
3. Компании не начисляют необходимые резервы – резерв по сомнительным долгам, резерв под обесценение материальных ценностей
В условиях кризиса некоторые компании отказались от начисления резервов полностью или стараются свести их величины к минимуму, ведь начисление резерва напрямую снижает показатель полученной в текущем периоде прибыли.
Напомним, что показатели бухгалтерской отчетности должны давать достоверное представление о финансовом состоянии организации. В случае наличия сомнительной дебиторской задолженности или запасов, которые морально устарели, и возможность их дальнейшей реализации вызывает сомнения, компании обязаны начислить соответствующие резервы в отчетности.
4. Компании начисляют отложенные налоговые активы в отчетности по налоговым убыткам без оценки возможности использования этого актива
По правилам налогового законодательства, компании вправе переносить налоговые убытки на будущее в течение 10 лет. Зачастую компании, даже такие, которые генерируют налоговые убытки из года в год, отражают отложенный налоговый актив в балансе, при этом не оценивая реальные возможности компании использовать накопленный налоговый убыток.
Согласно нормам бухгалтерского учета, отложенные налоговые активы признаются в отчетности при условии существования вероятности того, что компания получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах. В случаях, когда компании из года в год генерируют налоговые убытки, вероятность использования накопленного убытка в полном объеме весьма маловероятна. Следовательно, признание отложенного налогового актива по налоговому убытку не всегда правомерно, а в некоторых случаях может быть расценено как неправомерное завышение активов.
Мы рекомендуем компаниям отражать отложенные налоговые активы с учетом оценки финансовых перспектив и имеющихся прогнозов по налоговым результатам.
5. Неверно определяется дата оприходования материальных ценностей при импорте товаров
Очень часто при закупках материалов или товаров от иностранного поставщика, бухгалтерия отражает их приход в бухгалтерском учете на дату штампа таможенной службы «Выпуск разрешен». Обращаем внимание, что все активы организации должны быть оприходованы на дату перехода права собственности на них. Момент перехода права собственности, как правило, определяется соглашением сторон. Зачастую момент перехода права собственности приравнен к моменту перехода рисков, который, в свою очередь, переходит, как правило, в момент передачи товара от продавца перевозчику. Соответственно, на практике это означает, что именно на эту дату товары должны отражаться в учете.
Неверное определение даты отражения в учете товаров приводит к искажениям показателей отчетности, а также к неверному определению курса валюты, по которому должна отражаться стоимость товара.
Мы рекомендуем отражать приобретенные ценности по импортным договорам с учетом условий договоров о переходе права собственности.
6. Компании не отражают активы в составе объектов основных средств, по которым не перешло право собственности
В договорах покупки крупного оборудования, машин, даже объектов недвижимости может быть предусмотрена отсрочка платежа от нескольких месяцев до нескольких лет. При этом поставщик в целях подстраховки может предусмотреть переход права собственности на продаваемый объект только после получения полной оплаты за него. При этом акт приема-передачи объекта составляется сразу, компания использует основное средство в производственной деятельности.
В этом случае часто компании-покупатели отражают основное средство на забалансовых счетах, руководствуясь формальным отсутствием перехода права собственности, что является некорректным. В данном случае нам следует обратиться к нормам ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Среди критериев признания объекта в качестве основного средства указаны стоимостная оценка свыше 100 тыс. руб., срок предполагаемого использования свыше 12 месяцев, способность приносить выгоду и готовность к эксплуатации. Условий о факте перехода права собственности ПБУ 6/01 не содержит.
Более того, общие принципы, на которых базируется учет и составление отчетности, требуют, чтобы отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности происходило исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).
Мы рекомендуем отражать объекты в составе основных средств в соответствии с критериями, указанными в ПБУ 6/01, не дожидаясь формального перехода права собственности.
7. Компании не отражают расходы в бухгалтерском учете до получения первичных документов поставщиков
Бухгалтеры компаний часто не отражают в бухгалтерском учете расходы, руководствуясь отсутствием первичного документа от поставщика (например, акта по оказанным услугам). Во многих случаях такая позиция связана стремлением сблизить бухгалтерский учет и налоговый учет (ведь для налога на прибыль расходы нельзя признать в отсутствие первичных документов от контрагента). Учитывая, что на практике неполучение документов от поставщиков или их получение со значительным опозданием очень распространено, такой подход может привести к недоотражению значительной суммы расходов, относящейся к отчетному году, и как следствие к неправомерному завышению прибыли за отчетный год. При таком подходе финансовый результат искажается, и собственники компании вводятся в заблуждение завышенными прибыльными показателями.
Расходы подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета на дату выполнения условий их признания в соответствие с ПБУ «Расходы организации» 10/99. Согласно нормам данного ПБУ расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Как видно, среди условий признания расходов отсутствует наличие первичного документа от контрагентов.
Таким образом, в случаях, когда расходы фактически произведены, и вышеперечисленные условия выполняются, компании должны отразить расходы в учете. В ином случае, прибыль компании за отчётный год будет необоснованно завышена.
Мы рекомендуем компаниям на основании заключенных договоров анализировать фактически произведенные расходы. При выполнении вышеуказанных условий для признания расходов – мы рекомендуем компаниям составлять внутренний первичный документ, на основании которого расход будет отражен в учете. После получения первичного документа от контрагента, при необходимости в учет могут внесены изменения.
Такой подход обеспечит достоверное отражение финансовых результатов компании.
8. Компании выплачивают премии руководителю без получения письменного одобрения собственника
Зачастую выплата бонусов руководителю компании, прямо не предусмотренных условиями заключенного трудового договора, документально оформляется только приказом самого же руководителя. Такая позиция может повлечь претензии, во-первых, со стороны собственников (участников, акционеров) относительно факта выплаты или размера бонуса, во-вторых со стороны налоговых органов по вопросу обоснованности и документального подтверждения данных расходов.
В зависимости от условий заключенных трудовых договоров, а также от положений уставных документов, премирование руководителя может находится в рамках полномочий общего собрания участников (акционеров) или совета директоров.
Мы рекомендуем компаниям выплачивать премии руководителям только на основании прямого указания в трудовом договоре, а при его отсутствии – на основании решения участников (акционеров) или совета директоров.
9. Компании не отражают в составе доходов присужденные судом штрафы и неустойки
В соответствии с Налоговым кодексом России причитающиеся по решению суда суммы должны отражаться в составе внереализационных доходов на дату вступления в силу решения суда.
Зачастую в бухгалтерию компаний не поступает оперативная информация о статусе судебных процессов. Это приводит к тому, что компания не отражается в составе доходов присужденные судом суммы неустоек, штрафов и иных платежей, причитающихся к получению. Несвоевременное отражение таких доходов приводит к недоплате налога на прибыль.
Мы рекомендуем компаниям отслеживать результаты судебных процессов для своевременного отражения в учете их результатов.
10. Компании не применяют правила «тонкой капитализации» при расчете процентов по контролируемой задолженности
Компании не всегда контролируют условия, при которых полученные займы признаются контролируемыми для целей налогообложения. В частности, в случаях, когда российские компании, аффилированные по отношению к иностранным участникам российской компании, выступают поручителями по долговому обязательству перед неаффилированным займодавцем. Напоминаем, что в таких случаях, задолженность также признается контролируемой, и проценты по ней признаются в расходах в особом порядке.
Также зачастую компании не признают контролируемой задолженность при получении займов от «сестринских» иностранных компаний, не имеющих прямого или косвенного владения в капитале российской организации. Несмотря на то, что пока Налоговое законодательство не приравнивает такую задолженность к контролируемой, тенденции судебной практики свидетельствуют в пользу высокого налогового риска данной позиции, что может привести к значительным налоговым доначислениям.
Также важно отметить, что с 2017 года в понятие контролируемой задолженности внесены изменения на законодательном уровне, и начиная с 2017, к примеру, займ от сестринской компании будет признаваться контролируемым на основании положений Налогового кодекса.
Вы можете обратиться в компанию Awara для получения подробной и независимой экспертизы соблюдения правил ведения бухгалтерской или налоговой отчётности в Вашей компании. Ознакомьтесь со списком наших аудиторских услуг.
Контакты
- info@awaragroup.com
- +7 495 225-30-38 Москва
- +7 812 244-75-49 Санкт-Петербург
- +7 4822 63-00-62 Тверь
2.
Основные направления проверки выпуска
и продажи готовой продукции 80
3.
Типичные ошибки 83
14.
Методика аудиторской проверки учета
финансовых результатов и их использования 83
1. Цель и задачи проверки. Источники информации 83
2.
Методика проверки учета финансовых
результатов 84
3.
Типичные нарушения 88
15.
Проверка финансовой (бухгалтерской)
отчетности при проведении аудита 89
1.
Цель и задачи аудита. Информационное
обеспечение проверки 89
2.
Основные направления проверки
бухгалтерской отчетности. Типичные
ошибки 90
16.
Проверка состояния забалансового учета
при проведении аудита 93
1.
Цель, задачи, источники информации,
используемые для проверки 93
2.
Проверка состояния забалансового
учета 93
Перечень
использованной литературы 97
1. Проверка учредительных документов и формирования уставного капитала
-
Цель
и задачи аудита учредительных документов
и формирования уставного капитала.
Источники информации. -
Аудит уставного капитала, прочих видов капитала и резервов.
-
Типичные ошибки.
-
Цель и задачи аудита учредительных документов и формирования уставного капитала. Источники информации
Целью
аудита учредительных документов
является установление соответствия
учредительных документов организации
нормам действующего законодательства,
правильности формирования (изменения)
уставного капитала.
В
задачи аудита
учредительных документов входят изучение
статуса юридического лица организации,
сферы деятельности и права его
функционирования; наличие лицензий по
видам деятельности; проверка порядка
формирования изменения уставного
капитала и изучение его структуры.
Такое
ознакомление проводится исходя из
следующих предпосылок:
Полноты
– уставные документы отражают все
необходимые аспекты для осуществления
деятельности организации;
Существования
– уставные документы фактически
существуют (имеются в наличии);
Прав
и обязанностей — обусловленных
уставными документами, подтвержденными
свидетельством о государственной
регистрации;
Оценки
– взносы в уставный капитал и задолженность
учредителей по взносам в уставный
капитал оценены в соответствии с
требованиями нормативных актов;
Точности
– состояние формирования уставного
капитала и расчетов с учредителями
отражено в соответствии с требованиями
правил ведения бухгалтерского учета,
данные бухгалтерской отчетности об
уставном капитале соответствуют данным
синтетического и аналитического учета;
Представления
и раскрытия – формирование уставного
капитала и состояние расчетов с
учредителями раскрыты и представлены
в бухгалтерской отчетности.
В
процессе аудиторской проверки следует
руководствоваться следующими нормативными
актами:
-
ФЗ
«О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от
21.11.96 г. (с изм. и доп.); -
Гражданский
кодекс Российской Федерации; -
ФЗ
от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных
обществах»; -
ФЗ
от 08.02.98 г. № 14-ФЗ «Об обществах с
ограниченной ответственностью»; -
ФЗ
от 8.08.01 г. № 128-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов
деятельности»;
-
План
счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности
организаций
и инструкция по его применению,
утвержденные приказом Минфина России
от 31.10.2000 г. № 94н;
-
Приказ
Минфина России от 22.07.03 г. № 67н «О формах
бухгалтерской
отчетности
организаций».
Источники
информации:
1.
Устав, учредительный договор, свидетельство
о государственной регистрации, протоколы
собраний учредителей (акционеров), акты
приема-передачи акций, акты оценки
имущества;
2.
Бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет
об изменении капитала (форма № 3), главная
книга, оборотно-сальдовая ведомость,
регистры бухгалтерского учета по счетам
80 и 75, реестр акционеров,
3.
Документы, подтверждающие факт внесения
вкладов в уставный капитал: акт
приема-передачи, накладные, платежные
поручения, приходные кассовые ордера,
свидетельство на право собственности
на недвижимость, транспортные средства,
объекты интеллектуальной собственности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Аудиторская проверка подразумевает проверку правильности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Аудиторская проверка — это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в целях выражения мнения о ее достоверности. По результатам аудиторской проверки организация получает аудиторское заключение. Однако официально понятия аудита относится именно к финансовым проверкам и определено в Законе «Об аудиторской деятельности».
Основные задачи аудита
- Организация эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
- Налаживание продуктивного взаимодействия с контрагентами.
- Предупреждение появления существенных нарушений.
- Снижение количества убытков.
- Обеспечение соответствия деятельности закону.
Проверка достоверности информации, изложенной в документах. Внутренний аудит нужен, прежде всего, руководителю компании. Результаты проверки помогут оптимизировать производство. Результат аудиторской проверки – объективный и независимый.
Проведение аудита позволяет:
- вовремя обнаружить проблемы в бухгалтерском учете и налогообложении;
- снизить налоговые и юридические риски;
- подтвердить или опровергнуть финансовые и правовые факты;
- найти способ исправить ошибки;
- избежать доначислений налогов и штрафов.
Проведение аудита является обязательной процедурой для следующих организаций:
- организаций с организационно-правовой формой акционерного общества;
- кредитных, страховых организаций, бюро кредитных историй, обществ взаимного страхования, товарных или фондовых бирж, инвестиционных или
государственных внебюджетных фондов, а также фондов, источниками средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; - организаций, у которых объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий год превышает 800 млн. рублей (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов);
- предприятий, сумма активов баланса которых на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 400 млн. рублей;
- застройщиков, осуществляющих долевое строительство;
- микрофинансовых компаний.
Для других предприятий (например, общества с ограниченной ответственностью — ООО) необходимо учитывать общие критерии (п. 1 ст. 5 № 307-ФЗ).
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.
Как проходит процедура?
Подготовительный этап
На этом этапе проведения аудита разрабатывается стратегия и тактика проведения аудиторской проверки предприятия, согласовывается с клиентом программа и график проверки, проводятся работы по организации взаимодействия со структурными подразделениями организации, формируется группа аудиторов, которые будут проводить проверку и проводится ряд других подготовительных мероприятий. Подготовка позволяет получить информацию о деятельности организации, ее специфике, что позволит определить проблемные направления в работе и более качественно, эффективно провести аудиторскую проверку.
Сбор и анализ информации
На этом этапе аудиторы анализируют первичную документацию, учетную политику, регистры бухгалтерского учета, договоры с контрагентами, финансовые операции, бухгалтерскую отчетность. Проверка осуществляется на предмет правильности отражения информации в бухгалтерском учете, соответствия законодательству всех операций. В ходе аудиторской проверки выявляются ошибки и неточности, разрабатываются рекомендации по их устранению.
Составление заключения
По завершению аудиторской проверки аудитор формирует аудиторское заключение — специальный документ, в котором содержится информация о достоверности данных, содержащихся в отчетности субъекта хозяйствования.
Виды аудита
Обязательный аудит
Обязательный аудит проводится в случаях:
- если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
- если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
- если организация является кредитной, страховой, клиринговой организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда;
- если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 800 млн. руб. или сумма
- активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 400 млн. руб.;
- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Инициативный аудит
Проведение инициативной аудиторской проверки предприятия осуществляется по запросу клиента за любой отрезок времени и в тех объемах, которые будут установлены инициаторами аудита. Возможно провести как проверку всего учета, так и отдельных участков учета или расчетов по конкретному налогу, а также определить период, который подлежит проверке. Инициаторами аудита могут выступать собственники, руководитель, главный бухгалтер организации.
Аудит помогает выявить риски и на основе рекомендаций специалистов принять правильные административные решения.
Налоговый аудит
Налоговый аудит помогает проконтролировать правильность расчета налогов на случай возможной налоговой проверки, а также в иных случаях. Аудиторы помогут обнаружить и исправить ошибки в расчете налогов.
Аудиторское заключение
Аудиторское заключение — это специальный документ, в котором выражается мнение эксперта о достоверности представленной в бухгалтерской отчетности информации и правильности ведения на предприятии бухучета.
Основные определения и положения, относящиеся к данному заключению, отражены в федеральном стандарте аудита №6. Этот норматив устанавливает форму и содержание заключения аудитора.
В соответствии с ним в заключении должны присутствовать:
- Наименование документа.
- Название адресата, которому представляется заключение. Это может быть собственник компании, собрание акционеров и т. д.
- Основные сведения аудитора — в этой части фиксируется информация по аудиторской фирме, которая занималась проверкой. Ее наименование, реквизиты, правоустанавливающие документы.
- Информация о субъекте, в отношении которого проводится аудиторская проверка. Указывается название фирмы, ее реквизиты, адреса и т. д.
- Вводная часть — отражает информацию о периоде, за который рассматривается отчетность, ее состав, а также ответственность сторон.
- Описание объема осуществляемого аудита.
- Выражение мнения аудитора о представленной отчетности — обозначается стандартными фразами о достоверности бухгалтерской отчетности.
- Дата заключение и виза аудиторов, осуществляющих проверку.
Нормативная база
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, определены Приказом Минфина России от 09.03.2017 № 33н.
Аудит может проводить аудиторская организация или индивидуальный аудитор, внесенные в реестр, который можно найти на сайте Минфина.
Учетная политика организации представляет собой важнейший компонент управленческой системы. В ней сформулированы принципы и правила, согласно которым внутри предприятия осуществляются финансовый учет и контроль. Подразумевается, что эти правила будут отражать ведущийся в компании бухгалтерский учет адекватно действующему законодательству. Именно это соответствие и проверяется компетентными органами в ходе аудита учетной политики.
Рассмотрим, что именно становится объектом проверки в рамках такого аудита, какие цели и задачи он преследует и каким результатом завершится, а также какие типичные ошибки чаще всего встречаются у проверяемых.
Какие есть особенности формирования учетной политики?
Чем руководствуются аудиторы
Проверяя, насколько применяемые в данной организации методики бухгалтерского учета соотносятся с последними законодательными нормами, контролирующие органы действуют в рамках следующих нормативных актов:
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (Приказ Министерства финансов России № 60н от 09.12 1998 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (Приказ Минфина России № 106н от 06.10.2008 г.);
- Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 67н от 22.07.2003 г. (в редакции от 18.09.2006 г.).
Какие есть рекомендации по проведению аудита консолидированной финансовой отчетности?
Цель проведения аудита учетной политики
Знакомясь с учетной политикой, аудиторы ставят перед собой конкретную цель: выяснить полноту и соответствие отечественному законодательству правил бухучета, принятых в данной организации, а также корректность их применения. Для достижения этой цели перед проверяющими встают следующие основные задачи:
- проанализировать существующую на предприятии систему финансового контроля и учета;
- изучить финансовый документооборот на фирме;
- оценить корректность учетной политики.
Вопрос: В организации с 01.02.2020 сменились директор и главный бухгалтер. Необходимо ли внести изменения в учетную политику в связи с этим? Если необходимо, то какой датой?
Посмотреть ответ
Что именно будут проверять
Изучая финансовую отчетность и внутренние нормативные акты, аудиторы могут:
- выявить предпочитаемые методы ведения бухучета на данном предприятии;
- оценить соответствие бухгалтерии декларируемым методикам учета;
- проверить правильность отображения бухгалтерских данных на тех или иных счетах;
- уточнить соответствие отображаемых операций принятым ПБУ регистрам;
- сверить итоговые показатели тех или иных статей учета с Главной книгой и другими синтетическими регистрами.
В ходе аудита проверяющие должны дать оценку таким показателям учетной политики, как:
- полнота – исчерпывающее отражение регламента учета хозяйственных операций;
- своевременность – соответствие актуальным нормам закона;
- осмотрительность – отсутствие спрятанных резервов, честное признание расходов, долгов, обязательств;
- важность содержания в большей степени, чем формы – экономическое обоснование в приоритете над буквой оформления;
- непротиворечивость – данные аналитического и синтетического учета не должны расходиться;
- рациональность – степень соответствия выбранных методик параметрам аудируемого юрлица).
Ожидаемый результат аудита
В результате проверки формируется компетентное мнение о достоверности финансовой отчетности фирмы. Аудиторы смогут четко ответить на вопрос, допущены ли нарушения правил бухгалтерского учета, есть ли противоречия с актами законов, в результате чего возникают налоговые несоответствия.
Где искать доказательства
Результаты аудиторской проверки должны подкрепляться документальными доказательствами. Такой доказательной базой в ученой политике служат следующие документы:
- распоряжение руководства (приказ) о закреплении учетной политики фирмы;
- приложение к нему (отельные учетные методики);
- рабочий план счетов бухучета;
- утвержденный перечень «первички»;
- образцы и формы внутренней бухгалтерской документации;
- регламент документооборота в организации;
- пояснения к балансу (если есть отличия от правил, принятых в других учетных годах).
Со всей этой документацией аудиторы имеют право беспрепятственно ознакомиться и изучить ее.
Важно! Помимо внутренних документов, в арсенале аудиторов есть государственные законодательные акты, на соответствие которым проверяется учетная политика. Во внимание также будут приняты предыдущие аудиторские заключения, если таковые имеются.
Дополнительными источниками доказательств могут служить сведения, разъяснения, заявления руководящих кадров организации.
Типичные ошибки, фиксируемые аудиторами
Руководителям предприятий следует быть особенно внимательными. Ряд нарушений, нередко встречающихся в учетной политике, легко узнаваем при аудиторской проверке, именно на эти моменты контролеры обращают внимание прежде всего:
- Ошибка в датировании. Нередко руководство подписывает приказ об утверждении учетной политики или переменах в ней на текущий год в этом же году. Это неверно: ПБУ 1/2008 требует утверждать правила учетной политики до 1 января того года, в котором они начнут действовать. Так что еще раз проверьте дату, стоящую на приказе.
- Чрезмерная краткость. В распоряжении (приказе) руководства не следует быть слишком лаконичным при обозначении элементов учета. Нужно их подробно охарактеризовать, а не только назвать, иначе выбор способа их отражения в бухучете может оказаться неоднозначным. В этом случае нарушаются ПБУ и Инструкция по его применению, а также Положение по бухгалтерскому учету № 60 н. Обнаруживший такую ошибку аудитор упрекнет учетную политику предприятия в «недостаточной методологической полноте». Полный объем учтенной политики предусматривает отражение в ней следующих обязательных моментов:
- формы «первички» и внутренней отчетности, для которых нет типовых образцов;
- регламент инвентаризации;
- методики учета активов и обязательств;
- аналитические регистры бухучета (формы, порядок занесения в них сведений);
- положение о бухгалтерии (должностные инструкции бухгалтерских кадров организации);
- освещение вопросов документооборота (внутреннего и между филиалами);
- способы обработки учетных данных;
- регламент учета каждого вида финансовых операций;
- организация взаимосвязи налогового, финансового, управленческого учетов.
- Не определены сроки инвентаризации. Один из ключевых моментов учета – инвентаризация имущества. В документах нужно не просто указать ее сроки, а иметь четкий график. Если этих сведений нет, нарушается ст. 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ.
- Нет точных дат относительно подотчетных средств. Когда на хозяйственные расходы выдают средства под отчет, в нормативных актах фирмы должен быть указан точных срок этого отчета (обычно это 10 дней после получения). Если эта норма не прописана, нарушается п.11 «Порядка ведения кассовых операций в РФ» утвержденного письмом ЦБ от 22 сентября 1993 г. № 40.
- Не уточнена оценка выбытия финансовых активов и ценных бумаг. Когда выбывают вложенные финансовые средства, относительно которых нельзя точно определить рыночную стоимость, в учетной политике надо определить способ их оценки, выбрав один из предлагаемых ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений».
- Отсутствие динамики в документах. В приказ не внесены изменения в учетной политике, по факту введенные на предприятии под влиянием реорганизации, добавления видов деятельности, перемены собственников и других факторов.
- Ошибки в содержании учетной политики:
- нет графика оборота документов;
- затраты и прибыли неправильно отражены по отчетным периодам;
- капитальные вложения смешаны с текущими тратами;
- нарушен принцип имущественной обособленности;
- не прописана методика отражения возврата товара и др.
- Формальное отношение. Аудитору всегда видно, действительно ли работают пункты приказа об учетной политике или он составлялся руководством «для галочки». Мало иметь безупречные бумаги, надо, чтобы они соответствовали действительному положению вещей.