В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Царствование Петра III было чередой безумств и ошибок, крайне негативно сказавшихся на России».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
1) в подтверждение, например:
– Петр III восстановил против себя дворянство и гвардию пронемецкими симпатиями;
– внешнеполитические шаги Петра III не отвечали национальным интересам России (выход из Семилетней войны, вывод войск из Пруссии и др.);
– Петр III открыто показывал своё пренебрежение к православной церкви.
2) в опровержение, например:
– при Петре III был принят Манифест о вольности дворянства (1762 г.), согласно которому дворяне освобождались от обязательной службы, что положило начало раскрепощению сословий;
– Петр III ликвидировал Тайную канцелярию;
– при Петре III было прекращено преследование старообрядцев;
– в духе Эпохи Просвещения было принято решение о секуляризации церковных земель.
Среди историков существует следующее
мнение: «Царствование Петра III было чередой безумств
и ошибок, крайне негативно сказавшихся на России».
Используя исторические знания, приведите
два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента,
которыми можно опровергнуть её.
Светило науки — 5 ответов — 0 раз оказано помощи
К примеру , он вывел наши войска из Пруссии(была война) ,после смерти отца
2) он одел наши войска в прусскую военную форму,и заставил маршировать в ней солдат
P.S. Он был помешан на Пруссии ,т.к он был не русским. Один из худших правителей России
Учащемуся необходимо проанализировать оценку исторических фактов или процессов, опираясь на имеющиеся знания. Для анализа предоставляется дискуссионная точка зрения по исторической проблеме. Учащемуся необходимо привести два аргумента в подтверждение данной точки зрения и еще два в опровержение. Важно отметить, что недостаточно привести только лишь факт, необходимо объяснить, как с помощью этого факта можно аргументировать положение. При этом факт, используемый при аргументации в подтверждение или опровержение, может быть одним и тем же, однако акценты должны быть расставлены по-разному. К примеру, военные поселения, созданные при Александре I, могут служить аргументом как в некоторой степени прогрессивной экономической политики царя (армия была переведена на самообеспечение), так и неэффективной меры, связанной с политикой аракчеевщены.
Примеры заданий на отработку построения аргументации
«Роль варягов в создании Древнерусского государства была незначительной».
За:
-в основе формирования Древнерусского государства лежали социально-экономические факторы (распад родовой общины, экономическое и социальное расслоение общества, выделение правящей элиты — князей и старейшин);
-варяги находились на одной ступени социально-экономического развития со славянами, о чем свидетельствовали многие авторы этого периода (Ибн Фадлан, Ибн Хаукаль);
-еще до призвания варягов у славян существовали крупные союзы племен и местные князья (например, легендарные Кий, Хорив, Щек).
Против:
-варяг Рюрик стал основоположником династии древнерусских князей (князь Игорь стал преемником, закрепив династический принцип правления);
-варяжские князья и их дружины контролировали транзитную торговлю по пути «из варяг в греки»;
-варяжские князья и их старшие дружинники составляли верхушку древнерусского государства.
«Период раздробленности стал новым этапом экономического и культурного развития русских земель». За:
-происходил рост городов, удельных центров, развивались ремесла и торговля (подъем Новгорода, Суздаля, Ростова, Галича, Чернигова и др. городских центров);
-в княжествах возникали новые центры летописания, каменного строительства, живописи;
-каждый князь стремился укрепить и украсить свою столицу, что повлияло на развитие ремесла, строительного дела (например, Золотые ворота во Владимире).
Против:
-продолжалось господство натурального хозяйства, ослабление торговых связей;
-большинство исследователей считает, что на Руси и до феодальной раздробленности возникали феодальные отношения;
-сохранялось церковное и языковое единство, в основе законодательства лежали нормы Русской Правды.
«Великий Новгород в период феодальной раздробленности являлся боярской олигархией». За:
-должностные лица (посадник, архиепископ, тысяцкий) принадлежали к числу богатых людей, выходцев из боярского сословия;
-реальной властью обладал Совет господ («300 золотых поясов»);
Против:
-население Новгорода участвовало в управлении городом (существовали кончанские и уличанские вечевые сходы);
-в республике была создана примитивная система «разделения властей» (посадник, тысяцкий, князь, архиепископ и др. должности со своей юрисдикцией);
-соперничество боярских кланов давало возможность населению выразить свое возмущение конкретной администрацией.
«Вассальная зависимость Руси от Орды представляла собой военно-политический союз, весьма выгодный для русских земель». За:
-признавая власть Орды, русские князья обретали в лице хана могущественного покровителя, который активно поддерживал и возвышал верных ему правителей-вассалов;
-власть Орды ограничивала междоусобную борьбу русских князей;
-в условиях угрозы русским землям со стороны католической Европы союз Руси и Орды являлся одним из существенных факторов, сдерживавших натиск западного рыцарства на Русь (Л.Н. Гумилев).
Против:
-орда взимала с русских княжеств огромную дань («выход»), что ослабляло хозяйственное развитие Руси и неоднократно приводило к вооруженному противодействию Орде в русских землях
-влияние Орды, прямо сказавшееся на усилении княжеской власти на местах, сыграло роковую роль в судьбе русских вечевых традиций;
-политика ордынских ханов не содействовала объединению русских земель, заметно сдержав этот процесс.
«Политика московского князя Ивана Калиты способствовала укреплению Московского княжества как центра объединения русских земель».
За:
-благодаря мирным отношениям с Ордой был ликвидирован институт баскаков — ордынских сборщиков дани;
-Иван Калита получил право сбора ордынского выхода с русских земель;
-В 1328 г. митрополит Феогност сохраняет резиденцию в Москве, также, как и его предшественник Петр;
-часть ордынской дани Иван Калита присваивал и использовал для покупки новых территорий.
Против:
-князь использовал любые способы для получения ярлыка на великое Владимирское княжество, что говорит о некотором «макиавеллизме» в политике;
-за счет присвоения дани князь укреплял только московское княжество, при этом другие земли были разорены;
-подавление восстания в Твери 1327 г. при участии Ивана Калиты способствовало укреплению Москвы, но разобщало русские земли.
«Опричнина Ивана Грозного являлась средством осознанной политики царя по укреплению централизованного государства».
За:
-по мнению Ивана Грозного и его приближенных, путь террора, направленного против боярства, позволял быстрее укрепить власть, чем проведение реформ;
-после гибели митрополита Филиппа, церковь стала в большей степени зависеть от царской власти;
-расправы опричников с боярами покончили с их стремлением к удельной самостоятельности и феодальному сепаратизму;
-ликвидация Старицкого удела положила конец удельной системе — пережитку раздробленности.
Против:
-опричнина не укрепила, а ослабила Российское государство, ее следствием стал экономический упадок и неспособность противостоять внешним противникам (Крымскому ханству);
-опричный террор нельзя оправдать политическим расчетом, он был следствием неуравновешенности и жестокости Ивана Грозного;
-опричный террор не был направлен исключительно на бояр, ведь от него пострадало множество других людей (например, в ходе Новгородского погрома 1570 г.).
«Земские соборы ограничивали царскую власть».
За:
-земские соборы становились органами, которые могли избирать царей (примеры: Борис Годунов, Михаил Романов);
-избранные на собор могли не поддерживать царские решения (собор 1642 г. о войне с Османской империей — Азовском сидении);
-после смуты Земские соборы принимали важные решения о введении чрезвычайных налогов, которые обычно принимались царской властью.
Против:
-депутаты Земских соборов не принимали (и не старались принять) никаких законов, ограничивающих царскую власть, отсутствовали тенденции к установлению ограниченной монархии;
-большинство соборов было созвано по воле царя;
-Земский собор — это совещательный орган при верховной власти, не обладающий сформированной самостоятельной законодательной инициативы.
«К середине XVII в. в связи с принятием Соборного уложения, в России, в целом, сложилась сословная система».
За:
-Соборное уложение определило положение зависимого крестьянства (через окончательное закрепощение и бессрочный сыск беглых);
-Соборное уложение способствовало объединению городских слоев (были ликвидированы «белые слободы», что свидетельствовало о формировании единого посадского сословия);
-Соборное уложение сблизило дворянство и боярство, началось превращение этих социальных групп в правящий класс российского общества.
Против:
-даже после принятия Соборного уложения положение многих социальных слоев не было четко определенно;
-существовали десятки различных отдельных групп крестьянства.
«В экономическом, социально-политическом и культурном аспектах Россия XVII в. не испытывала заметного европейского влияния: страна осталась в сущности такой же, как и в XVI в.»
За:
-в XVII в. промышленность России была представлена, прежде всего, ремесленным производством так же, как в предшествующие столетия;
-центральное управление осуществлялось также через систему приказов, функции которых нередко дублировали друг друга, сохранялись монархическое правление и политические традиции;
-в культуре по-прежнему сохранялось значительное влияние православия.
Против:
-в XVII в. в стране появились мануфактуры, часть которых была организованна иностранцами (например, мануфактура Вин- ниуса);
-начинает формироваться всероссийский рынок;
-создаются полки «нового строя» (которые стали прообразом регулярной армии);
-появляется первая газета, создается первый театр, все больше представителей высших слоев общества владеет иностранными языками.
«Деятельность Петра I во всем носила прогрессивный характер, Россия стала великой державой и приблизилась по уровню развития к ведущим странам Европы».
За:
-Россия победила в долгой Северной войне 1700-1721 гг. со Швецией и стала одной из великих европейских держав (было сломлено военно-политическое господство Швеции на Балтийском море);
-позиция Российской империи стала определяющей в международных отношениях;
-были созданы регулярная армия и флот;
-выходцы из низших сословий получили возможность войти в элиту общества благодаря личным достижениям (искоренялись пережитки местничества);
-церковь была поставлена под контроль государства (в 1721 г. был учрежден Синод);
-была проведена реформа государственного аппарата (учрежден Сенат в 1711 г., учреждены коллегии в 1718-1721гг.).
Против:
-сохранялась крепостническая система хозяйствования, в отличие от Западной Европы в Российской империи были слабо развиты рыночные отношения;
-преобразования осуществлялись «средневековыми» методами, не характерными для просвещенных монархов Европы;
-отсутствовала эффективная законодательная система.
«Царствование Петра III было чередой безумств и ошибок, крайне негативно сказавшихся на России». За:
-Петр III настроил против себя дворянство и гвардию своими прусскими симпатиями;
-Внешнеполитические действия Петра III не отвечали национальным интересам (выход из Семилетней войны, вывод войск и Восточной Пруссии);
-Петр III демонстрировал пренебрежение к православной церкви.
Против:
-Петр III даровал служилому сословию «Манифест о вольности дворянства», впервые в истории России дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы, могли по своему желанию выходить в отставку и беспрепятственно выезжать за границу;
-была упразднена Тайная канцелярия (Канцелярия тайных розыскных дел), начался процесс секуляризации церковных земель, что свидетельствовало о прогрессивности монарха и следовании политическим идеям XVIII в.
«Екатерина II стремилась проводить политику «просвещенного абсолютизма»» За:
-созыв и деятельность Уложенной комиссии; в «Наказе» для комиссии, автором которого стала Екатерина II; в нем говорилось об искоренении деспотизма, распространении просвещения и
народного благосостояния;
-в результате губернской реформы административные, финансовые и судебные функции были разделены между различными органами власти;
-«Жалованная грамота» городам оформила права горожан, в том числе и право самоуправления;
-создание императорского Вольного экономического общества — первой независимой организации в России;
-расширение сети всесословных школ для низших слоев общества: возникают губернские и малые училища.
Против:
-Екатерина II распустила Уложенную комиссию, не была готова к реформам, которые могли бы ограничить ее власть;
-в ходе проведения губернской реформы создавались суды, построенные по строго сословному принципу;
-преследование писателя-просветителя А.Н. Радищева, арест Н.И. Новикова;
-открытая торговля крепостными, запрет крестьянам жаловаться на помещиков под страхом ссылки в Сибирь;
-введение на Украине и Малороссии крепостного права.
«Повстанцы во главе с Е. Пугачевым боролись против общественно политического строя, существовавшего в России» За:
-манифесты и указы Пугачева передавали народу землю со всеми угодьями и промыслами;
-манифесты и указы Пугачева призывали истреблять дворян, в занятых городах и селеньях крестьяне и казаки казнили дворян;
-Пугачев жаловал подданных «вечно казаками», освобождал «от податей и отягощений».
Против:
-сподвижники Пугачева получали титулы и чины схожие с теми, что имели представители императорской армии;
-при «крестьянском императоре» работала «военная коллегия», стремившаяся превратить отряды повстанцев в регулярную армию;
-вопреки обещаниям, повстанцы проводили мобилизацию в войско и принудительные реквизиции провианта и фуража.
«Военные поселения были эффективным способом решения экономических и социальных проблем» За:
-уменьшились расходы на содержание армии, войска переводились на самообеспечение;
-был создан резерв обученных войск, который постоянно восполнялся благодаря военным поселениям;
-содержание детей военных поселян и подготовку их к службе государство брало на себя, что гарантировало детям определенный уровень образования и материальный достаток.
Против:
-средства, сэкономленные в результате введения военных поселений, были не столь значительными, как предполагалось;
-устройство поселений стоило дорого, требовало больших расходов и не всегда давало ожидаемые результаты.
«Николай I был ограниченным солдафоном, проводил в жизнь антинародную политику, душил свободомыслие. Итогом его правления стало ухудшение ситуации в стране» За:
-Николай I жестоко расправился с декабристами, которые стремились к прогрессивным переменам в стране («суд над декабристами»);
-сохранялись самодержавный строй и крепостное право -при III отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии был создан корпус жандармов, который занимался политическим сыском (глава А.Х. Бенкендорф);
-новый цензурный («Чугунный») устав вводил жесткие правила для печати;
-университетский устав 1835 г. ограничивал автономию университетов и увеличивал контроль за «нелояльными» студентами.
Против:
-Николай I одобрил инициативу М.М. Сперанского по кодификации законов, и в 1826 г. Сперанский заканчивает «Полное собрание законов Российской империи»;
-Николай I отличался скоромностью в быту, не тратил на личные нужды государственные средства;
-при Николае I было начато железнодорожное строительство (1837 г. — Царскосельская железная дорога);
-Николай I в течение всего своего правления пытался подготовить проект отмены крепостного права.
«Славянофилы являлись приверженцами консерватизма» За:
-Россия обладает собственным путем развития, отличным от Западной Европы, что свидетельствовало о скептическом отношении славянофилов к политическим реформам;
-в области государственного устройства предлагали сохранить монархию и создать совещательное народное представительство, фактически выступали за архаичную «симфонию властей», что скорее свидетельствует о консервативном характере политического движения.
Против:
-отрицательное отношения к крепостному праву, критика традиционных, сложившихся практик землепользования;
-славянофилы не выступали против реформ, считая, что их необходимо проводить мирным нереволюционным путем.
«В результате судебной реформы в России сформировалась полноценная система всесословного суда, во многом соответствующая передовым европейским образцам». За:
-была введена обязательная состязательность судебного процесса;
-был введен суд присяжных (вопросы о том, было или не было совершено само преступление, совершил ли подсудимый данное преступление, в том числе виновен ли подсудимый в его совершении, заслуживает ли он снисхождения, решают не профессиональные судьи-юристы, а коллегия граждан-неюристов, сформированная методом случайной выборки);
-декларировалась независимость суда от государственной администрации;
-для судей был введен высокий образовательный ценз, что свидетельствовало о профессионализации судопроизводства.
Против:
-для крестьян сохранялся особый волостной сословный суд; -для непривилегированных сословий сохранялись телесные наказания как замена лишения свободы;
-в реальности на судей могло быть оказано давление со стороны администрации и органов управления.
«Политика контрреформ, проводившаяся правительством Александра III, отбросила Россию назад в ее развитии». За:
-правительство Александра III проводило охранительный курс, направленный на сохранение политического режима, царь укреплял сословный строй и самодержавную власть;
-покровительство императора дворянству как традиционной опоре самодержавия шло в ущерб интересам других сословий, прежде всего крестьянству и буржуазии;
-консервативная политика императора стала одной из причин последующих революционных потрясений в России.
Против:
-при Александре III в России была быстро и решительно стабилизирована внутриполитическая ситуация (введение в действие «Положения усиленной (чрезвычайной) охраны», которое способствовало борьбе с революционным движением);
-при Александре III Россия не вела ни одной крупной войны, что способствовало успешному наращиванию военного потенциала;
-правительство Александра III щедро финансировало развитие отечественной промышленности, прежде всего стратегически важных ее отраслей, что в огромной мере обусловило промышленный подъем 1890-х годов.
«События 1905-1907 гг. в Российской империи неправомерно называть революцией».
За:
-в результате событий 1905 г. в стране фактически изменилась форма правления — возникла думская монархия, царь передал часть законодательных полномочий парламенту;
-источником законодательной власти перестал быть только император, то есть произошло некоторое ограничение самодержавия;
-в России были введены гражданские свободы, в том числе свобода создания политических партий, никогда прежде не существовавшая («Манифест 17 октября»).
Против:
-император фактически сохранил за собой все основные властные привилегии (право роспуска Думы и возможность принимать законы в обход Думы);
-император сохранял возможность так изменять избирательное законодательство, чтобы партийный состав Думы был наиболее лояльным и послушным верховной власти.
«Принятие императором Николаем II верховного командования русскими войсками летом 1915 г. было ошибкой и роковым решением для исхода войны и судьбы империи и династии».
За:
-Николай II не обладал военной подготовкой, военно- стратегическим опытом и силой характера;
-после принятия данного решения в народном восприятии и сознании армии неудачи и поражения русского войска стали связываться с личностью императора;
-данное решение усиливало непонимание между императором и ключевыми министрами его правительства, не поддерживавшими императора в этом решении. Против:
-необходимо было продемонстрировать министрам и Думе решительность и силу воли императора, проявившиеся в отстаивании принятого им решения;
-победы русской армии в сознании монархически настроенного народа связывались бы с именем и образом императора как верховного главнокомандующего;
-данное решение усиливало полномочия и возможности генералов Ставки в принятии решений, т.е. сама Ставка и Штаб становились центрами поддержки императорской власти и военными органами управления.
Капитализм в России конца XIX — нач. XX вв. развивался быстро и успешно. За:
-Россия демонстрировала высокие темпы экономического роста на основе капиталистического хозяйства,
-стремительно развивалось крупное фабрично-заводское производство (центры — Донбасс, Лодзь);
-росла доля России в мировом экспорте (товарный хлеб, чугун).
Против:
-свободное развитие тормозилось государственным присутствием в экономике
-В деревне сохранялась община и традиционный хозяйственный уклад
-Темпы развития экономических отношений в экономике свидетельствовали о значительном отставании России от европейских стран.
«П.А. Столыпин — реформатор, целью которого было укрепление России путем проведения жестких, но необходимых мер»
За:
-аграрная реформа П.А. Столыпина позволила создать на селе слой крестьян-собственников, заинтересованных в своем труде. В результате повысилась товарность сельского хозяйства;
-в 1907 г. правительство во главе со П.А. Столыпиным развернуло активную переселенческую политику, чтобы ликвидировать аграрное перенаселение в Центральном регионе России и заселить необжитые районы Сибири, Дальнего Востока и Казахстана;
-П.А. Столыпин смог жесткими мерами прекратить кровавые беспорядки в стране, обуздать террор, развязанный революционерами.
Против:
-при поддержке П.А. Столыпина был произведен третьеию- ньский переворот, который замедлил политическое развитие России;
-аграрная реформа П.А. Столыпина привела к расслоению в деревне, дала преимущество только кулачеству, зажиточному крестьянству;
-П.А. Столыпин принял жесткие меры при подавлении революционного движения, были введены военно-полевые суды, было казнено несколько тысяч революционеров.
«Индустриализация СССР подняла экономическое и социальное развитие страны на качественно новый уровень, заложила фундамент последующих экономических успехов страны».
За:
-страна превратилась из аграрной в аграрно- индустриальную;
-была преодолена технико-экономическая отсталость, Советский Союз начал самостоятельно производить промышленные товары, появились новые отрасли промышленности, такие как химическая;
-изменилась социальная структура: возросли численность рабочего класса, городского населения;
-индустриализация создала необходимую экономическую базу для победы СССР в Великой Отечественной войне.
Против:
-ресурсы для проведения политики индустриализации черпались из сельского хозяйства, которое было почти обескровлено коллективизацией;
-в СССР преимущественно развивалась тяжелая и военная промышленность, а остальные отрасли значительно отставали;
-в условиях командно-административной экономической системы трудящиеся не были заинтересованы в совершенствовании производства, улучшении качества выпускаемой продукции, что существенно тормозило развитие экономики.
«Коллективизация способствовала усилению эффективности сельского хозяйства».
За:
-благодаря коллективизации дешевая избыточная рабочая сила деревни стала важным источником индустриализации страны;
-коллективизация способствовала механизации сельского хозяйства (создание МТС);
-коллективизация способствовала увеличению площади обрабатываемых земель, что позволило в 1936 г. отменить карточную систему.
Против:
-коллективизация привела к несправедливой системе обмена между деревней и городом;
-в ходе коллективизации была уничтожена прослойка наиболее трудолюбивых, предприимчивых крестьян, которые в годы НЭПа смогли создать эффективные хозяйства;
-оплата в колхозах носила натуральных характер, поэтому исчезла заинтересованность в крестьян в результатах их труда («трудодни»).
«Это был необходимый шаг, отодвинувший начало войны между Германией и СССР, он позволил Советскому Союзу подготовиться к отражению агрессии фашистов».
За:
-советско-германский пакт о ненападении 1939 г. позволил СССР укрепить обороноспособность;
-И.В. Сталин прогнозировал возможность войны и ему был необходим гарантированный мир для подготовки к конфликту;
-переговоры между военными делегациями Великобритании, Франции и СССР по противодействию фашистской Германии в августе 1939 г. провалились по вине западных держав.
Против:
-отсрочка столкновения с Германией существенно не помогла укреплению обороноспособности страны и позволила Германии без угрозы на восточном фронте захватить Европу;
-после начала Второй мировой войны СССР оказался не на стороне антифашистских сил, что повредило международному престижу страны;
-заключение Секретного протокола к Пакту о ненападении и присоединении к СССР стран Прибалтики негативно повлияло на отношение к СССР в мире.
«Н.С. Хрущеву удалось реформировать и демократизировать аппарат управления, избавить общество от проявлений сталинизма, значительно улучшить жизнь людей».
За:
-были реабилитированы многие жертвы сталинских репрессий, прекратились массовые репрессии;
-широкомасштабное жилищное строительство позволило обеспечить многих людей жильем;
-реформа образования 1958 г. вводила всеобщее обязательное восьмилетнее образование
-произошло ослабление идеологического гнета в искусстве, началась «оттепель» Против:
-были реабилитированы далеко не все политические заключенные времен сталинских репрессий;
-политические методы, имевшие место в эпоху сталинизма, продолжали успешно функционировать (например, расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 г.);
-авантюристический характер экономических преобразований Н.С. Хрущева в конце концов поставил страну на грань кризиса («кукурузная эпопея», наступление на подсобные хозяйства, лозунг «догнать и перегнать Америку»);
-развенчав культ личности И.В. Сталина, Н.С. Хрущев способствовал формированию собственного культа личности.
-в годы руководства страной продолжилось преследование инакомыслящих, начались новые гонения на творческую интеллигенцию (в т. ч. Б.Л. Пастернак), жестокие репрессии обрушились на духовенство.
«В период «оттепели» духовно-культурная жизнь в СССР по-прежнему находилась под партийно-государственным контролем»
За:
-закрытое постановление ЦК КПСС «Об ошибках редакции журнала „Новый мир»», отстранение А.Т. Твардовского от руководства журналом;
-гонение на ряд деятелей культуры — «дело Пастернака»; -утверждение единого метода художественного творчества (господство соцреализма);
-в период «оттепели» сохранялось идеологическое руководство КПСС в духовно-культурной сфере. Против:
-после смерти И.В. Сталина начался процесс ослабления жесткого партийного контроля над сферой культуры;
-интеллигенция получила значительно большую свободу для творчества («Новый мир» стал площадкой для точечной десталинизации);
-судьбу узников сталинских лагерей отразил А.И. Солженицын;
-после XX съезда значительно увеличилось количество литературных журналов («Москва», «Юность», «Наш современник» и др.).
«Внешнеполитический курс советского руководства в 1960- 1970 гг. был основан на принципах мирного сотрудничества с капиталистическими странами»
За:
-в 1963 г. СССР стал инициатором заключения трехстороннего договора о прекращении ядерных испытаний в трех средах;
-в 1971 г. на XXIV съезде КПСС была принята «Программа мира», целью которой стало предотвращение мировой войны;
-в 1972 г. и 1979 г. советским руководством были подписаны договоры об ограничении стратегическо-наступательных вооружений;
-в 1975 г. были подписаны Хельсинские соглашения, которые укрепили доверие между социалистическими и западными странами.
Против:
-СССР принимал активное участие в гонке вооружений для достижения военного паритета в 1960-х гг.;
-отдельные военные инициативы (размещение ракет на Кубе, ввод войск в Афганистан) были источником международной напряженности;
-«Программа мира» была принята лишь в условиях военного паритета с капиталистическими странами, достигнутого СССР.
«Во второй половине 80-х гг. XX в. в результате внешнеполитических усилий советского руководства международная обстановка изменилась для нашей страны только в лучшую сторону, была завершена холодная война».
За:
-политика «нового мышления» способствовала ослаблению международной напряженности, прекращению «холодной войны»;
-отказ от идеологических догм способствовал развитию сотрудничества СССР с рядом других стран (Южная Корея, Израиль, ФРГ и др.);
-СССР проводил политику сокращения вооружений и разоружения («СНВ-1» в 1991 г. на 40% сокращал ядерный арсенал страны).
Против:
-односторонние уступки Западу в процессе сокращения стратегических вооружений нанесли вред обороноспособности страны;
-крах «Варшавского договора» (1989 — 1991 г.), «бархатные» революции в странах Восточной Европы, отказ от поддержки Кубы и др. социалистических стран оставил СССР без союзников;
-распад биполярного мира (крушение Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений) принес преимущества только странам НАТО и США, которые перестали считаться с интересами России.
«Ускоренные рыночные реформы во многом оказались спасительными для экономики, открыли новые возможности ее развития». За:
-благодаря рыночным реформам удалось сбалансировать потребительский рынок («либерализация цен»);
-граждане, потерявшие работу, занялись торговлей, предпринимательской деятельностью, начал структурироваться российский средний класс;
-граждане получили доступ к достижениям культуры зарубежных стран, приобретению импортных товаров, туристическим услугам.
Против:
-в результате «шоковой терапии» уровень жизни населения упал, доходы большинства граждан сократились;
-усилился процесс социального расслоения, расцвела массовая бедность;
-в условиях инфляции ваучеры быстро обесценились; -многие заводы и фабрики закрывались, начала расти безработица;
-предпринимательская деятельность сконцентрировалась в торговле и посредничестве, что не стимулировало производство.
«Роспуск Верховного Совета и начало поэтапной конституционной реформы были вынужденными, но необходимыми мерами для вывода страны из правового и политического кризиса». За:
-действия Верховного Совета, вступившего в открытую конфронтацию с президентом и исполнительной властью, угрожали дальнейшему существованию демократической политической системы в России (рост популярности радикальных идей);
-руководители Верховного Совета, а также часть депутатов препятствовали проведению рыночных реформ;
-конституционные поправки, принятые Съездом народных депутатов, значительно усиливали законодательную власть в противовес исполнительной, нарушали систему сдержек и противовесов;
-была очевидной невозможность проведения через Верховный Совет новой демократической Конституции, обновление всего законодательства столкнулось бы с сопротивлением части депутатского корпуса.
Против:
-прекращение Президентом деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета противоречило Конституции (введение особого порядка управления страной);
-о неконституционных действиях Президента заявил Конституционный суд (принятие Президентом указа № 1400 было расценено как антиконституционное);
-сторонники Президента предприняли насильственные действия (блокада и штурм Белого дома) против законно избранных органов власти — Съезда народных депутатов и Верховного Совета.
Задания для самостоятельной работы
№1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Последствия распада Древнерусского государства имели негативный характер».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)…
2)…
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
№ 2. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Московское государство в середине XVI в. было централизованным государством».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)…
2)…
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
№ 3. По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.
«Пётр I заложил основы для дальнейшего успешного развития экономики России».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)…
2)…
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
№ 4. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Император Александр III за свою внешнюю политику справедливо был прозван Миротворцем».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)…
2)…
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
№ 5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Поражения на фронтах русско-японской войны стали важнейшей причиной начавшейся Первой российской революции».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)…
2)…
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
№ 6. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Период второй половины 1970-х — начала 1980-х гг. характеризовался нараставшим кризисом социально-экономической системы в СССР».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)…
2)…
OBRAZOVALKA.COM
OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.