Чтобы не допустить ошибок прошлого

„Кто забывает уроки истории, обречён на их повторение.“

—  Джордж Сантаяна

Те, кто не помнит своей истории, обречены повторять её.

Последнее обновление 13 декабря 2022 г.

Темы

история, история, урок, повторение

Джордж Сантаяна фото

Джордж Сантаяна29

американский философ и писатель 1863 — 1952

Похожие цитаты

Карл фон Клаузевиц фото

Джордж Сантаяна29

американский философ и писатель 1863 — 1952

Похожие цитаты

„Те, кто не помнит прошлого, обречены на его повторение.“

—  Карл фон Клаузевиц прусский офицер и военный писатель 1780 — 1831

Джордж Бернард Шоу фото

„Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.“

—  Джордж Бернард Шоу Британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы, общественный деятель 1856 — 1950

Цитаты по алфавиту

Олдос Хаксли фото

„То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории.“

—  Олдос Хаксли английский писатель 1894 — 1963

Дмитрий Сергеевич Лихачёв фото

„Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель. История русской интеллигенции есть история русской мысли.“

—  Дмитрий Сергеевич Лихачёв советский и российский филолог, искусствовед, общественный деятель 1906 — 1999

Книга беспокойств

„Неусвоенный урок истории будет возвращаться вновь для его усвоения.“

—  Денис Анатольевич Шигаль

Георгий Аполлонович Гапон фото

„Я думаю, что и теперь повторение истории Стеньки Разина и Пугачёва возможно. Планы у меня самые широкие.“

—  Георгий Аполлонович Гапон русский православный священник, политический деятель и профсоюзный лидер, выдающийся оратор и проповедник 1870 — 1906

О завоевании свободы

Нассим Николас Талеб фото

„Многие настолько неоригинальны, что изучают историю, дабы найти в ней ошибки для последующего повторения.“

—  Нассим Николас Талеб 1960

Уинстон Черчилль фото

„Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо.“

—  Уинстон Черчилль британский государственный и политический деятель, военный, журналист, писатель 1874 — 1965

Витольд Гомбрович фото

„Через повторение, через повторение проще всего создаётся мифология!“

—  Витольд Гомбрович, книга Ferdydurke

Przez powtarzanie, przez powtarzanie najsnadniej tworzy się wszelka mitologia!
«Фердидурка» (Ferdydurke), 1937
Другие

Василий Осипович Ключевский фото

„История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков.“

—  Василий Осипович Ключевский русский историк 1841 — 1911

„История дает нам задание на дом, а мы веками — как нерадивые школьники. «Выучил урок?» — «Учил.»“

—  Эдвин Луникович Поляновский 1937 — 2006

«Я не спрашиваю, учил или нет. Я спрашиваю: выучил?»
Последний звонок, 2005

Жак Деррида фото

„«Да» нуждается в повторении.“

—  Жак Деррида французский философ и теоретик литературы 1930 — 2004

„Уроки, уроки уроки — я скоро сойду с ума.“

—  Соня Аверс, книга НА ДНО

Жан-Поль Сартр фото

„Когда живешь один, вообще забываешь, что значит рассказывать: правдоподобные истории исчезают вместе с друзьями.“

—  Жан-Поль Сартр французский философ, писатель, драматург, педагог 1905 — 1980

„Война случается тогда, когда людям необходимо вспомнить о главных жизненных ценностях. Война это урок для будущих поколений. И нельзя допустить, чтобы этот урок повторился. Нужно запомнить ошибки истории для того, чтобы в будущем не совершать их снова.“

—  Дмитрий Александрович Яблоков советский солдат 1902 — 1965

Источник: Военнослужащий пограничных войск и сотрудник Кремлёвской охраны Ленина Дмитрий Александрович Яблоков (1902-1965) из письма к другу-сослуживцу от июня 1957 года

Этот перевод ждет рассмотрения. Правильный ли перевод?

Франклин Делано Рузвельт фото

„Повторение не превращает ложь в правду.“

—  Франклин Делано Рузвельт 32-й президент США 1882 — 1945

Нассим Николас Талеб фото

„Повторение гарантировано, если вы слышите заверение: «больше никогда!».“

—  Нассим Николас Талеб 1960

„История — великий учитель и нужно усвоить ее уроки, чтобы правильно понимать настоящее и при строительстве будущего избежать трагических ошибок прошлого.“

—  Виталий Михайлович Боровой священник Русской Православной Церкви, протопресвитер, профессор, доктор богословия 1916 — 2008

Собственные

Морис Равель фото

„Безумие — это повторение одного и того же действия.“

—  Морис Равель французский композитор-импрессионист, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века 1875 — 1937

Амброз Гвиннет Бирс фото

„Цитата — неверное повторение чужих слов.“

—  Амброз Гвиннет Бирс американский писатель, журналист 1842 — 1914

Связанные темы

  • История
  • История
  • Урок
  • Повторение

Уже некоторое время наблюдаю за дискуссией патриотов и их визави, развернувшейся на сайте поэтов.нет.

Господа-товарищи патриоты вы меня таки поражаете по самое не могу игрой в поддавки со своими оппонентами.

Вот, казалось, бы — идёт нормальное такое толковище
между сторонниками и противниками СВО. Но в определённый момент налетает стая ворон и начинает каркать: ГУЛАГИ, кровавый Сталин, Тиран у власти, власть неправедная… И всё. Начинаете впадать в ступор, мяться, бормотать: ну да… ну как же… ну так и есть.
Вы серьёзно? Россия это какая то отдельная планета? Реально сказочный Мордор в окружении славных и милых хоббитов?

Очнитесь, я вас умоляю)). Знаете, я не большой поклонник Невзорова, от слова «совсем», но кажись он как-то сказал, что русским надо относиться к своей истории как французы. Не превозносить её через чур сильно, но и не уничижать. Эти ребята прошли через Столетнюю войну, слили товарища Жанну, подарили миру ВФР, девяносто третий год, Наполеона, фактически создавшего и похерившего «Евросоюз»)) и что? До сих пор каются и посыпают голову пеплом?
Да нет. Они просто продолжают жить. Что было, то было — караван идёт дальше. А лают только псы.
Вы что не понимаете, что эти проклинатели нашей истории, просто выполняют свою задачу, этим постоянным нытьём и подвыванием? А вы стоите, как витязь на распутье. Налево пойдёшь Тиран, направо пойдёшь ГУЛАГ…

А вообще-то никто из вас не задумывался, что вы появились на свет и дожили до сего дня, в таком состоянии как есть, благодаря длинной цепочке взаимосвязанных обстоятельств, иногда и очень трагических. Так что — спасибо товарищу Сталину, что мы существуем. Нет?)).

Отдельно скажу тем, кто вещает: историю надо знать, чтобы не повторять ошибок. Изучайте историю потщательнее. И желательно мировую. Она циклична и живёт по своим законам, как бы вам не хотелось обратного. Эти законы, в свою очередь, связаны с законами биологии, против которых вообще не попрёшь и они вам не дышло))).

Так что, уважаемые патриоты, просто посылайте подальше этих плакальщиц, иначе завязнете в болоте их слёз прочно и надолго…

Универ. Новая общага

Жизнь здесь и сейчас, а история нужна для того, чтобы не повторять ошибок прошлого. Все воины были из-за ненависти. Зачем сеять новую? Надо любить друг друга и уважать, и тогда наши внуки будут гордиться нами так же, как и мы сейчас гордимся своими дедами.

Похожие цитаты

Она не стоит того, чтобы из-за неё страдать. Не повторяй моих ошибок.

Я есть только здесь и сейчас, только здесь и сейчас.

Выбирай, либо целоваться, либо запереться в своей комнате и собирать новую звуковую отвертку. Не повторяй моих ошибок!

Нет разницы, злой ты или добрый, слабый или сильный. Все воины в конечном счете страдают и умирают.

— Запомни и никогда не повторяй моих ошибок — никогда не лезь в чужую жизнь с советами.
— А если этот совет реально поможет? Вдруг человеку нужна помощь?

«Те, кто не учел ошибки истории, обречены повторить их»
Джордж Сантаяна

«Да, многие люди согласятся с этим высказыванием. Другие скажут, что история слишком скучная, чтобы её учить. Но я думаю, что нам следует знать историю и, прежде всего, потому, чтобы не повторять ошибок прошлого. И я горжусь своей страной и её историей…»

«… Я горжусь своей страной и её историей. Конечно, в истории нашего государства было много и тёмных страниц. Нашу страну потрясали гражданские войны, нападения захватчиков, непатриотичные правители. И я сожалею о таких исторических событиях нашего прошлого. Тем не менее, наш народ прошел через все трудности с достоинством …»

«…С достоинством, которое присуще русскому народу. С тем достоинством, что в сердце каждого русского солдата, готового отдать свою жизнь, защищая Родину».

«… С тем достоинством, которое вело, ведёт и будет вести наш народ к победе».

«К победе над злом. И я горжусь своей страной».

«Я горжусь историей моей страны. Я горжусь тем, что моя страна никогда не выступала в роли агрессора».

«Моя страна никогда не объявляла войну другой стране, желая поработить её или обогатиться за её счёт.Моя страна никогда не пыталась расширить сферу своего влияния, проливая кровь соседних народов, не вела боевые действия против безоружных, стариков и детей».

«Но моя страна всегда защищала слабых. Моя страна всегда отражала атаки противника, сохраняя не только свою землю и своих людей, но и другие народы, оказавшиеся в беде».

«Моя страна одерживала великие победы, а отдельные поражения никогда не могли сломить духа русского народа».

«Мой народ проявлял необыкновенную отвагу и волю к победе. Потому что наши предки всегда знали, что за их спинами стоят их дети, их народ, их земля. Они не могли отступить. Они не могли позволить врагу захватить их».

«Моя страна несла тяжелые потери. Путь справедливости и чести никогда не был простым. Наши воины погибали в бою. Но, умирая за свой народ, они умирали героями».

«Наша советская армия с недостаточным военным оснащением, но с несгибаемой волей, стояла одна против хорошо организованных нацистских войск, под руководством которых сплотилась почти вся Европа».

«Сегодня пришло новое время, и на смену клинку и автомату приходит оружие слова и человеческой мысли. Для русского человека оружием слова всегда было слово правды, а оружием мысли – идеи о справедливости и дружбе народов».

«Мой прадедушка держал блокаду Сталинграда и принимал участие в освобождении Праги. И я горжусь им. Теперь моя очередь держать блокаду и бороться за справедливость в условиях новой войны – информационной, в которой история – одно из полей сражений».

«Исторические факты нашего прошлого коверкались много раз. Но ветер истории развеет всю ложь, и мы сохраним память о великих подвигах наших предков».

«Итак, нужно ли нам учить историю? Конечно, нужно. И прежде всего, для того, чтобы знать подвиги русского народа, гордиться ими и не повторить ошибок, допущенных в прошлом».

«В горячих войнах 20 века обе воюющие стороны почти всегда оказывались проигравшими, так как они уже дали себя обмануть и втянуть в боевые действия, которые не могут быть оправданы никакими ложными целями и идеалами».

«К счастью, моя страна, мой народ сегодня выбрали правильный путь. Путь, ведущий к мирной политике. Наш президент миротворец, и мы гордимся им».

«Мы извлекли уроки истории, и никто не втянет нас в новую горячую войну, а в информационной войне мы очень скоро научимся побеждать, потому что главное «оружие» нашего народа – это добрые, честные, умные и порядочные люди, желающие жить в мире с другими народами, в которых таких людей тоже большинство. Сегодня приходит их время, время правды и справедливости».

И сейчас мы обращаемся ко всем людям мира: Пожалуйста, не участвуйте в боевых действиях, перестаньте убивать друг друга, вооружайте себя и своих детей не автоматами, а знаниями и добротой. Мы должны сохранить планету, сохранить мир на ней для последующих поколений! И мы уверены – вы услышите нас. Потому что –

СИЛЫ ДОБРА – СИЛЬНЕЕ СИЛ ЗЛА! ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ».

Обращение подготовлено учениками 10-а класса средней школы №26 г.Владивостока при поддержке проектов “Научи хорошему” и “Творцы истории”

Английская версия видеообращения

Жизнь здесь и сейчас, а история нужна для того, чтобы не повторять ошибок прошлого. Все воины были из-за ненависти. Зачем сеять новую? Надо любить друг друга и уважать, и тогда наши внуки будут гордиться нами так же, как и мы сейчас гордимся своими дедами.

— 

Новая общага (Универ),
5 цитат

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Дисциплина нужна для того, чтобы из того, что вы хотите больше всего и того, что вы хотите прямо сейчас, вы всегда выбирали первое.

Нужно иметь что-то общее, чтобы понимать друг друга, и чем-то отличаться, чтобы любить друг друга.

Мы должны по-настоящему любить друг друга, жить в мире и гармонии. Вместо этого мы ссоримся и воюем. Так не должно быть.

Я считаю жизнь необычайным даром, драгоценным камнем, полученным нами из рук матери-природы для того, чтобы мы сами шлифовали и полировали его до тех пор, пока его блеск не вознаградит нас за наши труды.

Нам говорили (раньше), что жить хорошо будут наши дети, а сейчас говорят, как мы хорошо жили.

Осень — то время года, когда люди должны согревать друг друга: своими словами, своими чувствами, своими губами. И тогда никакие холода не страшны.

Прощение существует для того, чтобы ваше будущее не зависело от ошибок прошлого.

Жизнь без любви — не жизнь, а существование. Для того и дана душа человеку, чтобы любить.

Все происходящее с нами сейчас — прямой результат того, что мы натворили в прошлом.

Ничего не существует, за исключением здесь и сейчас.

    Если говорить о сути, то от всяких этих фраз: «Мы должны знать историю, чтобы не повторять ошибок прошлого», наравне с «Литературу надо изучать, чтобы быть образованным и культурным человеком» и т.д. в 23 года тянет блевать.
    Ну вот история — это что вообще за наука. Это просто хороший опиум для народа, почти как религия. Нам рассказывают набор фактов, в которые мы можем только верить. Приоритетной задачей истории в том или ином государстве будет развитие патриотических чувств у граждан, причём всё подстраивается под действующую политическую систему: надо оправдывать те или иные решения, войны и т.п. Неудивительно, что все n людей, преподававших мне историю, друг другу где-то да противоречили. А если б они были из разных стран, то, очевидно, противоречили бы ещё сильнее. 
     А ведь если по-хорошему, то все эти исторические аргументы вообще ничего не стоят (так, например, истинные причины войн всегда кроются в политике, а не в истории). А значит изучение истории (как и худла) может быть продиктовано только личным интересом и не должно никому навязываться фразами из первого абзаца.

Психолог Марина Комиссарова о том, как сделать так, чтобы мысли о прошлом не забирали энергию и не мешали жить в настоящем.

ОШИБКИ ПРОШЛОГО

Прежде чем мы продолжим разбор ситуаций в письмах, давайте вот что обсудим. Некоторые думают, что разбор писем — это анализ прошлых ошибок автора. Вот мы обсудим, что сделано не так и это поможет избежать ошибок и читателям, и самому автору в будущем. 

Прошлое — как себя не винить, как в нем не копаться, что с ним делать

Не в этом смысл анализа. 

Никаких ошибок в прошлом не существует, как бы парадоксально ни звучало это для многих. 

Были, но сейчас не существуют. 

Все существующие ошибки — в настоящем. Именно ошибки в настоящем влияют на все. 

Если вы обратите внимание, я никогда не критикую авторов за те прошлые ошибки, которые они правильно интерпретируют в настоящем. 

Если вы говорите о прошлом, имея правильный локус контроля и разделив границы, никаких ошибок я не назову, разве что формально. Было и ладно, в настоящем у вас все неплохо, вы сейчас в хорошей форме, дальше ситуация будет развиваться как надо. 

В поле нет никакого прошлого, друзья. Есть лишь то, что вы притащили из прошлого в настоящее и выращиваете. Но это уже не прошлое, это настоящее, это наполняет вашу голову, ваше сердце, ваше поле и жизнь сейчас. 

По тому, как именно авторы рассказывают о прошлых событиях, видно их состояние в настоящий момент. Где их локус, где их границы, что у них с самооценкой, на чем их фокус и сколько у них спонтанности и воли. Все это видно по рассказу, и от этого зависит не только мой прогноз (полностью зависит, на 100%) но и моя оценка их прошлого.

Долги нужно выплатить, косяки компенсировать, границы разделить, локус поправить и тогда прошлое не то что вам не навредит, оно еще чудесным образом может измениться к лучшему. Изменить прошлое вполне реально, это понимают все, кто немного знаком с гештальт-психологией.

Фигура меняет фон, а фон фигуру. Вы можете дорисовать любую фигуру и в новом контексте изменится и старая часть. Но сознательное изменение прошлого — это сложный уровень работы с полем, возможный лишь при очень хорошем локусе и фокусе, а мы должны освоить хотя бы самое начало — перестать на всем залипать и вязнуть в прошлом по самую макушку. 

Вот эта вот «машина времени», о которой недавно шла речь, это любимый транспорт большинства людей. Да что там транспорт, это отель на плаву, в котором многие проводят большую часть жизни. Летучий Голландец в Бермудском треугольнике. 

Приветливые призраки кланяются вам, провожают в номера с видом в никуда, наполняют ванну водой, которая давно утекла, а холодильник — прошлогодним снегом, включают по радио музыку прошлого, предлагают пьянящую настойку сладкой горечи и останавливают стрелку часов. Представьте себе это место, где вы проводите свои дни, и вам станет не по себе. 

Поле — это то место, где вы создаете русла для завтрашнего потока. Это и поток вашей личной мотивации и поток внешних событий тоже. Нейронными связями вы эти русла назовете или установками или системой приоритетов или цепочкой ассоциаций, но именно это будет управлять вашей жизнью и направлять ваше внимание туда или сюда. Рассудок уже не поможет, когда пойдет поток. Рассудок нужен, чтобы делать разметку того русла, куда поток пойдет завтра. 

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Поле состоит из фигур и фонов, все это растет или уменьшается, меняет форму, наполняется смыслом или теряет смысл, приобретает значимость или утрачивает, шевелится, дышит, меняется местами, оживает и умирает в зависимости от вашего внимания. Внимание имеет разную интенсивность и температуру. Чем больше эмоций, тем горячей поток внимания.

Управлять вниманием не так сложно, пока оно прохладное и не слишком интенсивное, но очень сложно, когда оно разогрелось и стало пристальным и мощным. И полю совершенно безразлично, какие именно фигуры вы будете растить и каким фоном будете заполнять его. Поле послушно, пластично, оно предоставляет вам право выбора, пока вы сильны. Но когда чья-то фигура уже выросла и ваша по сравнению с ней слаба, ваше поле начинает служить не вам, а ей. Оно подчиняется физическим законам, законам сил. 

Поэтому когда вы все время фокусируетесь на картинах прошлого, туда и течет ваше внимание и влияние прошлого растет. 

«Надо брать из прошлого пламя, а не пепел», — сказал один французский философ. 

Вот события, картины, эмоции, которые вы переживали когда-то — это пепел, это не нужно тащить с собой. Это то, что давно превратилось в прах, а вы занимаетесь спиритизмом и некромантией, когда вызываете это все и заставляете оживать. 

Нужно взять огонь, то есть стимул делать что-то дальше. Все, что вас мотивирует и вдохновляет действовать в настоящем, надо взять. Но не в виде картин, куда захочется погрузиться с головой и сидеть, а в виде вдохновляющих образов и импульсов к движению. 

Зависимость от прошлого как привычка ходить в казино. Кажется, что это бесплатно в отличие от рулетки, но на самом деле это обходится очень дорого. Как порвать с этой дурной привычкой, я еще буду писать. 

ОШИБКИ ПРОШЛОГО

А пока о письмах. Не анализом прошлых ошибок мы должны заниматься, а анализом формулировок. 

Поле — это формы. Обращайте внимание, как автор письма описывает свой косяк. Где его локус? Где его границы? Что у него с самооценкой?

Он жалуется на внешние силы? Он проклинает себя в надежде, что его пожалеют или простят, наградят за такое раскаяние? Он украшает себя короной, а всех героев колпаками? Он обматывает это зеленым виноградом или прячет под белое пальто? Он отрицает косяк? Он избегает формулировок или переворачивает формулировками суть? Или он этот косяк честно видит, ясно осознает, констатирует в границах и смотрит на то, что он может делать дальше?

В последнем случае можно даже не упоминать про его косяк. Он ему и так очевиден, он его увидел и поменял свое направление. Как автомобильный навигатор: «Ваш маршрут перестроен». Заехали не туда, значит надо перестроить маршрут. Да, займет больше времени, чем если бы вы были внимательны, но движение ваше не остановится и цели вы достигнете. И ошибку учтете на следующий раз.

Мозг автоматически учитывает ошибки, которые вы осознали и констатировали. Убиваться и посыпать голову пеплом совсем не обязательно, чтобы запомнить ошибку. Часто это дает обратный эффект, вы так страдаете, что ваш навигатор начинает заниматься созданием психзащит, вместо того, чтобы перестроить маршрут и двигаться дальше. 

Все ошибки из прошлого, которые автор не видит, вредят ему не сами по себе, вредит слияние границ, вредят короны, из-за которых он не видит ошибки. Мы можем сразу увидеть это, когда он рассказывает о прошлом.

Не так важно, кто кого бросил на самом деле, он свою жену или жена его, но важно то, что рассказывая о прошлых отношениях из зеленого виноградника, человек и в настоящем сидит в этом самом винограднике. Как только вылезет, сразу же расскажет о прошлом иначе.

Тут же! Не сможет рассказать из виноградника о прошлом, если в настоящем он оттуда уже вылез. А пока не вылез, все, что с ним будет происходить, будет испорчено вот этой зеленью как плесенью. Плесень мы с вами должны снять или хотя бы заметить и показать эту плесень, а не докопаться до истины. 

Не очень умные люди думают, что для разбора ситуаций надо точно знать факты и нельзя разбирать ситуацию, если факты доподлинно не известны. Какие факты? Зачем? В отношениях все субъективно и слово «факты» приобретает иной смысл. В письмах мы имеем дело с интерпретациями, а в своих интерпретациях прошлого человек рисует портрет себя, своего состояния, своей спонтанности, своей самооценки, своих границ в настоящее время, и этот автопортрет очень точный. Точный настолько, что когда вы научитесь видеть все баги и психзащиты, вам будет странно даже представить, как можно этого всего не замечать. 

Уже и сейчас странно бывает, правда? Сравнить свое нынешнее понимание и прошлое сложно, поскольку есть только нынешнее. Однако, вы можете вспомнить, как, читая письма три года назад, вы видели лишь сплошное месиво слов и противоречивых эмоций и вам, наверняка, хотелось собрать всех героев истории и всех расспросить, устроить гражданский суд и выяснить, кто прав, а кто виноват, хорошенько посовещавшись с присяжными. Теперь уже понятно, что вторую сторону слушать не обязательно? До правоты и истины докапываться не нужно. О своих проблемах, дырах и косяках человек всегда рассказывает сам, именно они влияют на его ситуацию, и как бы он ни старался это скрыть, это проявляется в его рассказах о прошлых событиях. Даже в придуманных рассказах проявляется, в любых. 

Вот на это надо обращать внимание. Более того. Только на это. 

Я изредка акцентирую на чем-то, чтобы сказать женщинам «не делайте так» или мужчинам посоветовать «вот так лучше», но это лирические отступления. 

Основная цель разбора — посмотреть, что сейчас с автором, каково состояние его поля. 

Это всегда видно сразу по первому абзацу и тем более по целому письму.опубликовано econet.ru.

Марина Комиссарова

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet


Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Как говорил один известный философ, только тот, кто на многое отваживается, неизбежно во многом и ошибается. Невозможно прожить жизнь без ошибок и ситуаций, за которые не было бы стыдно даже через несколько десятков лет. Но вместо того, чтобы “копаться” глубоко в себе, выясняя, как исправить ошибки прошлого, может стоит задуматься о том, а какой урок вы вынесли из прошлых ошибок? Ведь все, что нам дается – для чего-то, а не вопреки.

Исправление ошибок прошлого: 2 нюанса

Исправить ошибки прошлых лет часто бывает просто невозможно. К примеру, ваша ошибка связана с человеком, которого давно рядом нет. В таком случае, изменить что бы то ни было – физически невозможно. Тогда важно в корне изменить свое отношение к проблеме: научится воспринимать ошибки, принять их как часть пути решения проблемы.

Не загоняйте себя в угол

Занимаясь “самокопанием” и ища причины того, почему вы так поступили, почему не сделали иначе, вы рискуете прийти к сложным хроническим заболеваниям и расстройствам нервной системы, в частности. Поэтому не стоит испытывать свой организм на прочность. Маниакальное исправление ошибок прошлого может серьезно отразиться на вашем настоящем.

Поиск виноватых в прошлом ничего вам не даст

Вторым моментом является анализ произошедшего: не ищите виноватых и не осуждайте их за некоторые поступки. Ведь никто не может сказать с точностью, как бы он поступил на месте виновного. Проще всего осудить и поставить клеймо – “виновен”, чем разобраться в ситуации целиком и полностью.

Это и есть основные принципы, по которым советуют воспринимать информацию с негативным обрамлением и психологи, и многие мудрецы.

Семь шагов к прощению: как простить себя за ошибки прошлого?

как исправить ошибки прошлого

Важно не столько исправить, сколько принять свою ошибку. Причем, второй пункт куда важнее первого. Нужно уметь воспринимать все свои ошибки и делать нужные выводы из них. Вот семь подробных шагов, которые помогут правильно проанализировать и сделать выводы из сложившейся ситуации:

1. Принять свою ошибку как данность

Самый сложный шаг. Здесь нужно переступить через собственный характер, посмотреть на ситуацию со стороны, где часто ваша позиция – не в выигрышном положении. Без обид и, как говорится, “на холодную голову” нужно принять ситуацию, осознать ее. Такой период редко длится один-два дня. Часто для такого восприятия потребуются недели, месяца. Но только после этого можно перейти к другим шагам исправления ошибок.

2. Признать правду

После того, как вы сказали сами себе: кто виноват, в чем виноват, и почему виноват, последует череда облегчения и смирения. Вы понимаете, что сколько бы времени ни прошло, но без признания правды вы будете только усложнять ситуацию. Какая бы эта правда не была – она есть, и ее важно осознать. Только так вы сможете сделать сегодня хоть что-то, чтобы исправить ошибки прошлых лет.

3. Простить себя за ошибку прошлого

Часто для того, чтобы оправдать самого себя, свои поступки, можно обвинить окружающих: не помог, не подсказал, промолчал. Остановитесь! Не нужно винить – просто примите и простите. И себя, и того, кто виноват, и кто участвовал (косвенно или непосредственно).

4. Раскаяться

Простить и раскаяться для многих – одно и то же. Но, это совершенно разные вещи. Раскаяться – значит принять ситуацию, и сделать так, чтобы она больше не повторялась. Вы не можете обещать за других, но самому себе вы врать не будете: сделаете все возможное, чтобы впредь предотвратить похожие ситуации. Вы не исправите то, что было в прошлом, но можете не совершать этих ошибок в будущем.

5. Оставаться благодарным

Любая ошибка – это урок. И насколько правильно вы усвоили тот самый урок, настолько правильным и эффективным будет результат от содеянного. Часто ошибка в прошлом – вовсе не ошибка, а очередная ступень к новому периоду в жизни. Умейте мысленно поблагодарить за такие уроки.

6. Постараться забыть

После того, как вами усвоен урок, пусть даже и жестокий, вы навсегда извлечете из него все полезное, а плохое оставьте позади. Перестаньте думать и винить себя за ошибки прошлого. Только осознанная польза и хорошие воспоминания помогут сбросить напряженность и продолжить полноценную жизнь без оглядки на прошлые ошибки.

7. Не сравнивать

Какой бы урок вы ни вынесли, это – ваш личный опыт. Не стоит перенимать опыт других или, тем более, советовать и приводить собственную ситуацию в пример. Люди все разные, и то, что вам может показаться полезным, для другого окажется травматическим и жестоким.

как исправить ошибки прошлого

Исправить ошибки прошлых лет или извлекать из них уроки – индивидуальная потребность каждого из нас. Нужно только понимать, что все, что ни делается, действительно – к лучшему. Это понимает каждый, спустя время. А ошибки прошлого потому и в прошлом, чтобы там остаться. Не зацикливайтесь и не переносите их в настоящее.

Наше прошлое сделало нас теми, кто мы есть сегодня. Мы состоим из встреч с людьми, прочитанных книг, необдуманных поступков и случайностей, которые приходили в нашу жизнь мимо нашей воли. Были и ошибки, которые оставили рубцы и негативные воспоминания, были трагедии, которых можно было избежать, но в тот момент не хватило мудрости принять правильное решение. И что теперь, как исправить ошибки прошлого, ведь время не повернуть вспять?

как исправить ошибки прошлого

Осознание – первый шаг к исцелению

Люди не желают вспоминать о тех событиях, которые причинили им боль. Наоборот, стараются абстрагироваться от них, спрятать в самые потаенные уголки души. Первым шагом к исцелению станет понимание того, что это прошлое стало частью вашего настоящего, оно влияет на вас.

Ситуации затрагивают эмоции души человеческой на разной глубине. Сожаление о прошлом может быть разным. Кто-то сожалеет об утраченных возможностях, которых не вернуть, о тех ресурсах, которые были потрачены впустую. Другие терзаются мыслями о том, как вернуть прошлое и исправить ошибки, кардинально повлиявшие на дальнейшую жизнь, по причине чего все пошло не так, как хотелось бы.

ошибки молодости

Осознание – первый шаг к исцелению

Люди не желают вспоминать о тех событиях, которые причинили им боль. Наоборот, стараются абстрагироваться от них, спрятать в самые потаенные уголки души. Первым шагом к исцелению станет понимание того, что это прошлое стало частью вашего настоящего, оно влияет на вас.

Ситуации затрагивают эмоции души человеческой на разной глубине. Сожаление о прошлом может быть разным. Кто-то сожалеет об утраченных возможностях, которых не вернуть, о тех ресурсах, которые были потрачены впустую. Другие терзаются мыслями о том, как вернуть прошлое и исправить ошибки, кардинально повлиявшие на дальнейшую жизнь, по причине чего все пошло не так, как хотелось бы.

ошибки молодости

Прежде всего, нужно воззвать к своей памяти и достать оттуда то, что тревожит. Осознать, что эта ситуация вызывает неприятные эмоции и не позволяет быть счастливым в сегодняшнем дне. Нужно честно себе признаться, что прошлое не вернуть. Простите себя за то, что вы сделали или не сделали, когда это было нужно. Простите себя за то, что вы упустили хороший шанс, сделали неправильный выбор, допустили оплошность, которая теперь не дает вам покоя на протяжении многих лет. Невозможно вернуться назад и совершить все по-другому, нужно подумать о том, как с этим жить и как исправить то, что можно исправить.

Неверие в себя – путь к ошибкам

Промахи могут быть разными, но чаще всего люди вспоминают именно ошибки молодости, когда своего опыта было мало, а советов старших не хотелось слышать.

Юная личность может быть морально неустойчивой, самые мелкие неудачи выбивают почву из-под ног, родные своими замечаниями подрывают веру в себя, и дальнейшее движение по жизни становится невероятно трудным, а достижение даже небольших целей — нереально сложным.

Если с низкой самооценкой ничего не делать, то в жизни будет сложно добиться высоких результатов и удовлетворенности от того, чем занимаешься. Сейчас имеется большое количество литературы по личностному росту, по саморазвитию. Выполняя рекомендации, можно добиться хороших результатов.

Не стоит недооценивать влияние комплексов, они оказывают весьма разрушительное воздействие на личность. Нередко зарождаются еще в детстве, но их влияние может продолжаться и в сознательном возрасте.

ошибки прошлых лет

Чтоб разобраться в том, как исправить ошибки прошлого, необходимо каждую ситуацию рассматривать отдельно.

Желание быть правильным

Такое поведение навязывается с самого раннего детства. Похвала за послушание и порицание за проступки вырабатывают стойкую зависимость. Даже взрослые личности не умеют отказывать, потому что боятся потерять расположение совершенно чужих людей.

Признайтесь себе, что вам не нравится жить по чужим правилам, и не позволяйте другим указывать, что вам делать. Вы не обязаны всем нравиться. Если кто-то чем-то не доволен – это его проблемы, а не ваши.

как вернуть прошлое и исправить ошибки

Чтоб разобраться в том, как исправить ошибки прошлого, необходимо каждую ситуацию рассматривать отдельно.

Желание быть правильным

Такое поведение навязывается с самого раннего детства. Похвала за послушание и порицание за проступки вырабатывают стойкую зависимость. Даже взрослые личности не умеют отказывать, потому что боятся потерять расположение совершенно чужих людей.

Признайтесь себе, что вам не нравится жить по чужим правилам, и не позволяйте другим указывать, что вам делать. Вы не обязаны всем нравиться. Если кто-то чем-то не доволен – это его проблемы, а не ваши.

как вернуть прошлое и исправить ошибки

Мало времени для родных

Как сожалеют люди о том, что мало времени проводили с близкими. Когда родных нет рядом, приходит невероятная горечь от того, что много времени упущено, много недосказано либо сказано лишнего. К сожалению, такие ошибки прошлых лет уже не вернуть. Главное, сделать правильные выводы и как можно больше находиться рядом с теми, кого мы любим.

Это не говорит о том, что нужно все свое время проводить вместе или до старости жить с родителями. Речь вовсе не об этом. Главное — не забыть поздравить с праздником, позвонить, чтоб узнать, как дела, чаще приезжать друг к другу в гости, быть в добрых отношениях.

Карьера заняла первое место в жизни

В молодости амбиции и далеко идущие планы могут иметь такую силу, что на их фоне все остальное затмевается. Семью строить некогда, рожать детей рано, а то придется много времени на них тратить и для работы ничего не останется. Отдыхать некогда, а то если расслабишься, то другие займут хорошее место. И на новые проекты, построение глобальных планов уходит энергия, а с ней молодость и здоровье.

Карьера является важной составляющей жизни, она дает возможности для самореализации, но ей нельзя отдавать первое место. Чтоб на пенсии не размышлять о том, как исправить ошибки прошлого, учитесь уже сейчас отдыхать, веселиться и развлекаться.

Ранняя старость

Есть наследственность, и с этим сложно спорить. Кто-то довольно долго выглядит молодо, другие — намного старше своего возраста. Но сейчас вопрос не о внешней старости. Можно услышать от людей такую фразу: «я старый больной человек». Причем эти люди еще не стары и больными тоже не выглядят. Это внутреннее состояние, которое даже молодых превращает в стариков. Уходите от таких фраз! Молодость так быстро проходит, что просто необходимо успеть насладиться ею. Когда наступит реальная старость, с ней придет и понимание упущенных возможностей и радостей, но потом уже действительно будет поздно.

Халатное отношение к здоровью

Люди старшего возраста хорошо знают, где какой орган находится. И не потому, что хорошо в школе учились, а потому, что он уже дал о себе знать в виде болезненных ощущений.

В молодости даже сложно представить, что такое — «болит». Это как раз обманчивое чувство, которое настраивает на беспечность и безответственное отношение к здоровью. Организм губится вредными привычками, недоспанными ночами, глупыми драками, а потом люди, хватаясь за больные места, говорят, что то были ошибки молодости.

Что было, то было…

Жизнь непредсказуема, и в ней может произойти все что угодно, но нельзя зацикливаться на неудачах. Разочарования и промахи бывают у всех, главная задача — научиться двигаться вперед. Кто знает, если бы отменить неудачи прошлого, не пришли бы за ними другие, более масштабные и травмирующие? Этого не дано знать.

прошлое не вернуть

Но как исправить ошибки прошлого? Начать жить своими интересами, дарить себе маленькие радости. Проработать негативные программы и установки, которые мешают жить полноценно. Позитивное мышление и настрой благотворно влияют на каждого человека и дарят жизненные силы.

Тезисы

  1. Если люди забудут свое прошлое, они не смогут извлекать из него полезные уроки на будущее.
  2. Забыть прошлое — это означает перечеркнуть весь опыт, нажитый нашими предками в борьбе за эволюцию.
  3. История учит нас не наступать на грабли предыдущих поколений людей, поэтому ее изучение позволяет прервать порочный круг заблуждений и предрассудков.
  4. Память о прошлом — это необходимое условие для развития цивилизации, ведь все наши достижения опираются на фундамент открытий наших предшественников.
  5. Если бы человек забывал все, чему научился вчера, он никогда бы не повзрослел и не развился.
  6. В прошлом умные люди открывают источник знаний о будущем, потому что история циклична.

Аргументы 

«Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» – это один из старинных памятников древнерусской литературы. К сожалению, имя автора нам сейчас неизвестно. Однако поэма от этого не стала менее значимой и не исчезла из школьной и университетской программ. Основная мысль этой книги заключается в том, что единство – это ключ к успеху. Один из героев – князь Игорь – в погоне за личной славой и признанием решает в одиночку отправиться в поход против неприятеля. Его полк терпит поражение, а предводитель попадает во вражеский плен. А ведь если бы князь Игорь послушал своих братьев – других русских князей – неприятель был бы повержен ударной единой силой нескольких армий. В отличие от мудрого Святослава, который знает историю своей страны и наизусть перечисляет междоусобицы древних времен, Игорь пренебрегает этими знаниями и совершает ошибку. Главная цель – не прославиться, а победить врага, который мешает спокойно жить людям на Руси. Неудачный поход князя Игоря, его эгоистичный поступок – это отличный урок многим последующим поколениям. Не стоит забывать об этом событии, чтобы не повторить подобное вновь. Это значимая страница в истории нашей страны. Как известно, историю важно помнить и для того, чтобы не повторять ошибок предков. Если мы сотрём из памяти сюжет «Слова о полку Игореве» и поступок героя этого произведения, появится большой риск того, что кто-то в нынешнее время захочет снискать славу и признание столь эгоистичным методом. Таким образом, забвение прошлого грозит его повторением – а значит, ни в коем случае нельзя это прошлое забывать. Для этого писатели и запечатлевают такие события в своих книгах.

«Война и мир» Л.Н. Толстой. Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – это поистине кладезь разнообразных жизненный ситуаций и мудрых мыслей. Наша тема – не исключение. Автор уделил внимание и ей в своём выдающемся литературном произведении. Значительную часть романа занимает описание военных действий и всех тех событий и мыслей героев, которые происходят на фронте. Л.Н. Толстой повествует об Отечественной войне 1812 года. Читатель наблюдает за тем, как война меняет людей, как страдает народ, как тяжело даются важные решения начальству, как много людей гибнет. Например, вспоминается эпизод, когда Наташа Ростова уговорила своих родителей отдать часть обозов, на которых планировали вывозить вещи и ценности из столицы, для раненых. Последствия оккупации Москвы поспособствовали разорению древнего дворянского рода. Страшной представляется и картина пустынного города, который оставили его жители и защитники. В него вероломно врывается неприятель, который рушит и сжигает древнюю столицу. А ведь всего этого удалось бы избежать, если бы император Александр Первый не заключал позорного Тильзитского мира и не давал неприятелю возможности собрать силы для удара по России. Царь не помнил уроков совсем еще недавнего прошлого: уже тогда о цене слова Наполеона говорили французские политические эмигранты, нашедшие приют в России. Наполеон уже не раз заключал мир, а потом вероломно бросался в атаку. Но никто этого не учел, поэтому к наступлению захватчиков люди готовы не были. Безусловно, забвение прошлого грозит его повторением. Если мы сейчас не будем читать и помнить об этих жутких событиях начала XIX века, такой кошмар может случиться вновь. Благодаря Льву Николаевичу Толстому, эта значимая страница истории нашего государства прочно запечатлена в книге. Это хороший урок для человечества.

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский. Когда речь идёт о прошлом, мы далеко не всегда имеем в виду историю целого государства или народа. Порой это относится к жизни отдельного человека. Например, в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» читатель узнает о Романе Родионовиче Раскольникове и его непростой судьбе. Сначала мы видим его бедным, угрюмым, у него нет целей в жизни, кроме упрямого следования вредоносной теории, разрешающей убивать людей. Затем читатель становится свидетелем самого настоящего преступления, которое совершает главный герой. После тяжёлого бреда, болезненного состояния, паранойи и других недугов, которые мучают Раскольникова, Родион наконец духовно перерождается. В этом ему помогает его возлюбленная – Сонечка Мармеладова. Однако писатель вовсе не строит иллюзий: несмотря на своё раскаяние и признание, Раскольников всё равно отправляется на каторгу в наказание за совершённое тяжкое уголовное преступление. Ибо в случае с каждым отдельным человеком, как в ситуациях с целым государством или народом, работает правило, которое гласит: забвение прошлого грозит его повторением. Если преступник будет прощён и отпущен даже после чистосердечного признания и искреннего раскаяния, печальная история может произойти вновь. Таким образом, преступник должен нести наказание и помнить о своей ошибке, чтобы не совершить её снова. Более того, каждый человек должен понимать, что за любым поступком следуют последствия, а за ними – ответственность. И эту ответственность каждый несёт за себя сам. Так и Родион Раскольников – он начал новую жизнь, но вовсе не забыл о прошлом, потому что оно служит ценным уроком для настоящего и будущего.

«Тихий Дон» М.А. Шолохов. Одну из страшных и трагических страниц истории нашего государства запечатлел Михаил Александрович Шолохов в своём романе «Тихий Дон». В нём писатель рассказал об ужасах Гражданской войны 1918-1922 гг. В этот жуткий период друг против друга восставали не только друзья и товарищи, но и близкие люди, родственники, члены одной семьи. Множество людей погибало, множество судеб было сломлено. Автор дает нам возможность проанализировать все причины случившегося. Одной из них является забвение исторического пути своего народа. Во время дискуссий в кружке большевистского агитатора Штокмана казаки впервые открывают для себя историю казачества. Они яростно спорят, много думают и сопоставляют настоящее с прошлым. Впервые в жизни их картина мира стала полноценной: они узнали не только о сегодняшнем дне, но и о вчерашнем, и могли сравнить, задуматься, сделать свой вывод о том, куда и как движется их народ. А ведь их неведение отражает состояние всего казачества, не помнящего своего родства. Не зная истории, люди повторяли безумства Разина и Пугачева, шли к всеобщему счастью тропой войны. Возможно, имея наши сегодняшние знания о том, что было в прошлом, они не повторили бы ошибок предков. Благодаря литературному труду М.А. Шолохова потомки будут помнить об этих страшных и кровавых событиях, это будет печальным, но поучительным уроком для других поколений. Быть может, тогда нам удастся избежать повторения этого кошмара – ведь именно забвение прошлого грозит его повторением. Таким образом, необходимо помнить и изучать историю – в ней опыт наших предков, в ней и ошибки, которые у нас есть шанс избежать.

«Бородино» М.Ю. Лермонтов. Опыт прошлого отражён не только в прозе, но и в лирике. Яркий этому пример – стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». В нём читатель видит двух героев – молодого и бывалого. Второй рассказывает о «схватках боевых», которые произошли во время Отечественной войны 1812 года. «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри – не вы», – говорит ветеран. Он, очевидец и участник боев, оставляет потомкам напоминание о подвигах предков, об их храбрости и самоотверженности в защите родины. Это хороший пример для будущих поколений, пример достойных людей, таких, какими следует быть всем. Кроме того, М.Ю. Лермонтов начинает своё стихотворение со слов: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?». И ответ на этот практически риторический вопрос очевиден – конечно, не зря. Это было трудное, важное и ответственное решение – покинуть столицу, буквально оставив её врагу. Однако на это были причины, и столь рискованный шаг был оправдан. Благодаря таким произведениям, как «Бородино», мы и спустя несколько веков помним о столь важном и тяжёлом событии в истории нашей страны. И в наших силах не повторить ошибок прошлого и не допустить новой кровопролитной войны. Раз забвение прошлого грозит его повторением, не стоит стирать из памяти значимые события и ценные уроки предков.

«А зори здесь тихие…» Б.Л. Васильев. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – это очень страшное и трагическое событие. Сколько бы лет ни прошло, нельзя забывать об этом, иначе кровопролитие повторится снова. Чтобы напомнить об этом людям, Борис Львович Васильев создал повесть «А зори здесь тихие…». В ней писатель рассказывает о судьбе пятых храбрых девушек – Риты, Лизы, Сони, Гали и Жени – и их старшины Федота Васкова. Их жизнь поделилась на «до» и «после» войны. До этих ужасных событий у героев были семьи, друзья, любимые люди, любимые занятия, работа… А после… После не осталось даже самих девушек. Все они погибли во время задания – отправились в лес, чтобы остановить вражеских диверсантов любой ценой. Рита, Лиза, Соня, Галя, Женя – все они погибли героической смертью, защищая свою родину. Борис Васильев запечатлел этот подвиг в своей книге – на долгую память для всех грядущих поколений. Читатель понимает и даже чувствует, что герои повести – такие же люди, как и мы с вами, со своей жизнью и своими эмоциями. И эти люди умирали во время войны, пытаясь спасти свою страну и защитить свой народ. Таким образом, мы должны помнить о подвигах предков, об их трагическом опыте, чтобы ни за что не допустить войны вновь, ведь забвение прошлого непременно грозит его повторением. Возможно, Третья Мировая война не произошла именно потому, что мы до сих пор помним о жертве миллионов наших предков ради мира во всем мире.

«Судьба человека» М.А. Шолохов. Ещё одно литературное произведение, которое рассказывает о том, как Великая Отечественная война 1941-1945 гг. повлияла на судьбы людей, – рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Одно дело — целый народ и целое государство – может показаться, что это нечто слишком великое и громадное, а может, даже далёкое. И совсем другое дело – конкретный человек со своей историей, отражающей трагедию всего советского народа. В рассказе М.А. Шолохова таким человеком становится главный герой – Андрей Соколов. Читатель узнаёт, как он жил до войны – у него были жена и дети. Но страшные события отняли семью у героя. Андрей храбро прошёл войну – побывал в плену, не сдавался и не унижался, верил в победу своего народа, своей родины. Соколов претерпел голод, холод и другие мучения. Когда кровопролитная война закончилась, одинокий и опустошенный войной Андрей встречает мальчика-сироту Ваню. Герои спасают друг друга от одиночества, становится поддержкой и опорой друг для друга, заботятся друг о друге. Но сколько на самом деле было таких людей, как Андрей Соколов? Сотни сломанных судеб! И очень часто история заканчивалась вовсе не так, как у главного героя рассказа М.А. Шолохова, – всё было куда трагичнее. Если человечество забудет о том страшном периоде, когда не прекращались кровопролитные бои и постоянно погибали люди, защищавшие родину, то этот ужас может повториться: войти в наш дом и забрать нашу семью. Мы не должны допустить этого. Недаром писатели и поэты посвящают свои произведения таким тяжёлым и важным событиям. Они точно знали: забвение прошлого грозит его повторением. Так что не следует вычёркивать из памяти даже самые кошмарные периоды истории. Это ценные уроки прошлого, которые помогают нынешнему поколению и помогут будущему не совершить таких же ошибок и не допустить таких же потерь.

«Сотников» В.В. Быков. В отечественной литературе много произведений, посвящённых событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. На это есть весомые причины. Этот период действительно был жутким, кровопролитным и печальным, и никто из его участников и очевидцев не хотел бы подписаться под хвастливым лозунгом: «Можем повторить!». Ещё одно произведение, которое повествует о судьбе людей на войне, – «Сотников» Василя Владимировича Быкова. Тут читатель узнаёт о двух солдатах – Сотникове и Рыбаке. Они вдвоём отправляются на задание. Но первый ранен, ему тяжело идти, он медленно передвигается. Сначала кажется, что Сотников – обуза, что он зря отправился на задание, что он мешает отважному Рыбаку. Но в конце, когда оба героя попадают в плен к фашистам, Сотников ни за что не предаёт родину. Его казнят. А «сильный» и «смелый» Рыбак сдался и согласился сотрудничать с врагом. Так, рассказ В.В. Быкова разоблачает предательство – один из самых распространённых пороков общества во время войны. Эта история служит ценным уроком. Мы понимаем, каков достойный человек, гражданин своей страны – он смелый, самоотверженный, благородный. Он думает о чести и спасении народа больше, чем о самом себе, о личной выгоде. Таким был Сотников – и таких людей в реальности было много. Именно они служат примером для нынешнего поколения и для будущих поколений. А если мы будем забывать таких предателей, как Рыбак, – а ведь такие тоже были на самом деле – то они останутся безнаказанными. И такие ужасные ситуации будут происходить вновь и вновь. Ведь забвение прошлого грозит его повторением. Таким образом, достойных людей стоит помнить, чтобы брать с них пример, а недостойных – чтобы не повторить их ошибок. Опыт предков – это дар, который мы получаем благодаря науке, истории, литературе и другим видам искусства.  

«В списках не значился» Б.Л. Васильев. Произведение Бориса Львовича Васильева, уже знакомого нам автора, «В списках не значился» рассказывает о юноше, который даже не успел вписать в своё имя в список, как попал на фронт — в самую гущу событий. Но во время обороны Брестской крепости молодой лейтенант ведёт себя храбро, он отважно защищает крепость от фашистов и делает это даже тогда, когда они захватывают объект. Ночами напролет голодный и ослабленный Николай выходил из укрытий и убивал врагов. В конце произведения всё же погибает – героической смертью. На примере судьбы одного парня писатель изобразил портрет целого множества таких же героев, которые совершали подвиги и погибали молодыми и безымянными на поле битвы во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Однако имя Плужникова осталось в истории: теперь о нем рассказывают всем посетителям Брестской крепости. Зачем, казалось бы, бередить старые раны и шокировать гостей? Но автор, как и экскурсоводы, понимает, что необходимо помнить и чтить этих людей, которые самоотверженно защищали свою родину до последнего вздоха – ради светлого будущего следующих поколений, ради народа. Такое страшное событие, которое принесло людям так много горя, ни в коем случае нельзя забывать, чтобы не повторить этих ошибок, чтобы не допустить новых кровопролитий и потерь. Забвение прошлого действительно грозит его повторением. А потому нам следует учиться на опыте предков. 

«Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицын. Писатель Александр Исаевич Солженицын был отправлен на каторгу. Его жизнь пришлась на тяжёлое для страны и для народа время – период сталинский репрессий. Литератор не боялся высказывать своё мнение и говорить о проблемах общества и государства, за что власть его преследовала. А.И. Солженицын оставил нам несколько выдающихся литературных произведений, в которых запечатлел те страшные годы. Одно из них – рассказ «Один день Ивана Денисовича». Повесть посвящена одному дню из жизнь осуждённого и отправленного в лагерь мужчины – Ивана Денисовича Шухова. Конечно, таких людей, которых обвинили в том, чего они вовсе не делали, а после осудили, было немало. Читатель поистине ужасается тому, как бедно живут не только осуждённые, но и те, кто остался на свободе в деревне. Так, например, главный герой отказывается от посылок от родных из деревни, потому что знает, что там голодают не меньше, чем в лагере. Кроме того, мы видим, насколько разносторонние и непохожие друг на друга личности отправлены на каторгу. У каждого своя судьба, своя история. Но все они вынуждены отбывать наказание несправедливо. Благодаря тому, что А.И. Солженицын осмелился говорить о сталинских репрессиях и кошмарах, которые с ними связаны, сейчас у нас есть возможность помнить об этих событиях и не допускать таких ошибок вновь. Забвение прошлого грозит его повторением, так что не следует торопиться вычёркивать из памяти всё плохое. Горе от этого не станет меньше, боль не пройдёт, и былое не восстановится, зато появится риск того, что ужас повторится. Наша задача и задача грядущих поколений – сохранять воспоминания об этой страшной, но важной странице в истории нашего государства. Это опыт предков, который позволяет нам развиваться, не совершать их ошибок и усваивать ценные уроки, которые преподаёт нам прошлое.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чтобы не допустить ошибку что надо знать
  • Чтобы не допускать ошибок в дальнейшем руководителю
  • Чтобы улучшить криминогенную обстановку в городе лексическая ошибка
  • Чтобы узнать допускаешь ли ты ошибки при изображении точек
  • Чтобы страница отдавала 404 ошибку