Чтобы не было ошибки в delphi 7

Исключения и взаимодействие с API

На текущий момент мы уже знаем достаточно многое из основ ООП. Однако созда-ние приложений под Windows в среде Delphi не ограничивается применением объ-ектно-ориентированного подхода. В частности, иногда возникают такие ситуации, что приходится обращаться к функциям Windows API напрямую. Кроме того, нам следует рассмотреть обработку ошибок в программах, а так же осветить вопрос некоторых глобальных объектов.

Исключения и их классы

Исключительные ситуации, или исключения (exception) могут возникать по ходу выполнения программы ввиду целого ряда причин. Они могут быть вызваны как ошибками в коде программы (например, при попытке обратиться к объекту, который не был предварительно создан), при вводе пользователем неожидаемых значений (например, строки, которая не может быть приведена к числу), при ошибках работы оборудования и т.д. Любая программа, претендующая на качественную разработку, должна уметь обрабатывать все подобные исключительные ситуации.

При возникновении подобных ошибок в программах, созданных при помощи Delphi, автоматически создается объект — Exception. Класс Exception является базовым для ряда других классов исключений — EMathError, EInvalidOp, EZeroDivide и т.д. (названия всех классов, относящиеся к исключениям, принято начинать не с буквы T, а с буквы E). Он происходит непосредственно от класса TObject и имеет 2 свойства — Message и HelpContext, а так же 8 методов.

Свойство Message имеет тип string и содержит описание исключения. При возникновении ошибки этот текст используется в окне сообщения. Ас войство HelpContext определяет индекс раздела справочного файла, содержащего информацию об ошибке. Если значение этого свойства равно нулю, то оно будет ссылаться на раздел справки родительского объекта.

Что касается методов, то все они представлены различными вариантами метода Create. Сам метод Create для исключений определен следующим образом:

constructor Create(const Msg: string);

Т.е., фактически, создавая исключение, следует сразу же назначить значение его свойству Message при помощи аргумента конструктора. Другой вариант конструктора, CreateHelp, позволяет параллельно назначить значение и для второго свойства:

constructor CreateHelp(const Msg: string; AHelpContext: Integer);

Если в тексте сообщения следует привести какие-либо динамически получаемые данные, то используют вариант конструктора с суффиксом Fmt:

constructor CreateFmt(const Msg: string; const Args: array of const);
constructor CreateFmtHelp (const Msg: string; const Args: array of const; AHelpContext: Integer);

При этом значения, указанные в массиве Args, будут подставлены в строку. Для этого используется функция Format, которой передаются строка и массив в качестве аргументов. Эта функция выполняет подстановку значений массива в места строки, выделенные при помощи символа %. Например, если строка выглядит как «Ошибка в функции %s», а массив определен как «[‘MyFunc’]», то результатом выполнения этой функции будет «Ошибка в функции MyFunc». Соответственно, создание подобного исключения будет выглядеть следующим образом:

constructor CreateFmt('Ошибка в функции %s', ['MyFunc']);

Как уже было отмечено, класс Exception имеет ряд потомков, каждый из которых предназначен для обработки того или иного типа ошибок. Например, для математических ошибок определен класс EMathError. Однако этот класс сам по себе не используется, зато его потомки, среди которых отметим классы EInvalidOp, EOverflow, EZeroDivide, используются для оповещения о таких ситуациях, как неверная операция, переполнение буфера и попытка деления на 0, соответственно.

При возникновении исключительной ситуации создается исключение того или иного вида, на основании чего можно определить, в чем именно кроется проблема.

Вызвать исключение в программе можно и искусственным методом — при помощи ключевого слова raise. Например программа может проверять какой-либо ввод пользователя, и в том случае, если он оказывается не тем, что ожидалось, генерировать исключительную ситуацию:

if password <> 'password' then raise Exception.Create('Неверный пароль!');

Выполнение оператора, указанного после raise, приводит к возникновению исключительной ситуации. После этого дальнейшее выполнение кода процедуры прерывается, равно как и кода, вызвавшего эту процедуру, если вызов был произведен из другой подпрограммы. Перемещение исключения можно рассматривать с точки зрения всплытия, т.е. с места своего возникновения ошибка последовательно «всплывает» сначала к вызвавшей данную процедуру или функцию подпрограмме, от нее — к следующей и т.д., пока не дойдет до уровня выполнения программы, т.е. до глобального объекта Application. На этом, конечном этапе и будет выдано сообщение об ошибке.

ПРИМЕЧАНИЕ
С некоторыми глобальными объектами, в том числе с Application, мы ознакомимся несколько позже в этой же главе.

Если при этом ошибка возникла в основном коде программы (т.е. вызвавший ошибку код был написан в самом файле проекта dpr), то на этом выполнение программы прекратится, о чем будет выдано сообщение (рис. 10.1).

Ошибка приложения (исключение Delphi)

Рис. 10.1. Ошибка приложения

В том же случае, если исключительная ситуация произошла в каком-либо модуле, то программа продолжит свою работу, ожидая дальнейших действий пользователя. Однако некоторые данные при этом могут оказаться утерянными (например, функция не вернет значения), или же может оказаться невыполненным какой-либо иной важный код, скажем, создающий глобальные объекты, сохраняющий информацию и т.д. Все это говорит о том, что исключительные ситуации следует обрабатывать.

Обработка исключений

Для обработки исключительных ситуаций в Delphi используются специальные операторы — try…except и try…finally. Эти операторы являются своего рода ловушками для исключительных ситуаций и позволяют разработчику приложения предусмотреть код, обрабатывающий возникшие исключения. Тем самым можно на любом этапе перехватить дальнейшее всплытие ошибки.

При помощи оператора try…except выполняет перехват ошибки, как правило, с целью ее подавления. Он имеет следующий синтаксис:

try
<потенциально вызывающий исключения код>
except
[ on <Класс исключения> do <оператор>; ]
end;

В том случае, если между except и end не писать никакого кода, то исключительная ситуация будет просто подавлена. Однако такое подавление чаще всего не является достаточным условием, поскольку оно не несет никакой информации ни пользователю, ни самой программе. Например, если так подавить ошибку с неверным паролем (а из-за подавления никакого сообщения выдано не будет), то пользователь такой программы может лишь догадываться, почему после того, как он сообщил пароль, ничего не происходит. В данном случае было бы правильным все-таки сообщить о том, что пароль введен не верно. Для этого используют вложенную секцию on…do:

try
if password <> 'password' then raise Exception.Create('Неверный пароль!');
except
on E: Exception do ShowMessage(E.Message);
end;

На сей раз в случае возникновения исключения пользователь получит уведомление о том, что же произошло. Для этого мы создали объект E, которому автоматически присваивается значение ошибки, и использовали его для вывода информации о ней. Дальнейшее выполнение программы в данном случае будет продолжено, поскольку после окончания блока try…end исключение более не существует.

На самом деле, использование такого объекта может быть необязательным, если детальная информация об ошибке не представляется необходимой. В таком случае можно использовать следующий блок обработки исключения:

try
if password <> 'password' then raise Exception.Create('Неверный пароль!');
except
on Exception do ShowMessage('ОШИБКА!');
end;

Что касается блоков обработки, то их может быть несколько, каждый — для своего класса исключения:

try
a:=b*c/d;
except
on EZeroDivide do ShowMessage('Делить на 0 нельзя');
on EOverflow do ShowMessage('Слишком большое число');
on EMathError do ShowMessage('Математическая ошибка');;
end;

Здесь мы определили 3 блока, и в случае возникновения той или иной исключительной ситуации, будет выдано то или иное сообщение. Этим данная часть оператора напоминает оператор case, для которого, как мы помним, существовал вариант «для остальных случаев» — else. Имеется такая возможность и здесь:

try
a:=b*c/d;
except
on EZeroDivide do ShowMessage('Делить на 0 нельзя');
on EOverflow do ShowMessage('Слишком большое число');
on EMathError do ShowMessage('Математическая ошибка');
else
ShowMessage('Общая ошибка');
end;

Наконец, если тип ошибки не имеет никакого значения, то можно оставить только общий обработчик, для чего не требуется даже ключевого слова else:

try
a:=b*c/d;
except
ShowMessage('Общая ошибка');
end;
Важно лишь отметить, что все эти блоки выполняются только тогда, когда возникает исключительная ситуация. При этом, если после ключевого слова try расположено несколько операторов, и исключение возникает в одном из них, то все последующие выполнены не будут. Вместе с тем, случаются ситуации, когда имеется код, который следует выполнить в любом случае, без оглядки на то, что случится перед этим. В таких случаях используют другой оператор - try…finally, и требующий обязательного выполнения код помещают в часть после finally. Типичным примером использования такой конструкции можно считать уничтожение объектов или иные операции освобождения памяти, а так же закрытия файлов и т.д. Например, при работе с файлами всегда следует использовать try…finally для закрытия файла:
try
Rewrite(F);
writeln(F,s);
finally
CloseFile(F);
end;

В данном случае, если даже произойдет ошибка, связанная с доступом к файлу — т.е. если его не удастся открыть (например, если диск защищен от записи), или же записать в него информацию (нет места на диске), закрыт он будет в любом случае, что предотвратит возможные дальнейшие ошибки. При этом само исключение подавлено не будет, т.е. сообщение об ошибке будет выведено и дальнейшее выполнение подпрограммы (но уже после блока finally…end) будет прервано.

Но оба подхода можно комбинировать. Например, в данном случае блок try…finally можно вложить в блок try…except:

try
AssignFile(F);
try
Rewrite(F);
writeln(F,s);
finally
CloseFile(F);
end;
except
on E: Exception do ShowMessage(E.Message);
end;

Кроме этого, в Delphi допускается вкладывать однотипные обработчики ошибок друг в друга, например, один блок try…except может быть вложен в другой.

Глобальные объекты

При создании Windows-приложений нередко возникает необходимость в управлении программой в целом как отдельным объектом. Для этих целей в Delphi предусмотрен специальный объект — Application класса TApplication, представляющий программу в целом. Его использование можно увидеть в любом файле проекта VCL-приложения. Чтобы увидеть это, достаточно создать новое приложение и открыть файл проекта, для откытия которого можно воспользоваться списком модулей, вызываемого кнопкой View Unit (можно так же через главное меню — View ‘ Units, или при помощи сочетания горячих клавиш Ctrl+F12). По умолчанию он имеет название Project1, и его стандартный код имеет вид, приведенный в листинге 10.1.

Листинг 10.1. Заготовка кода для VCL-приложения

program Project1;
uses
Forms,
Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1};
{$R *.res}
begin
Application.Initialize;
Application.CreateForm(TForm1, Form1);
Application.Run;
end.

Уже по приведенному в листинге коду мы можем познакомиться с 3 основными методами этого объекта — Initialize, CreateForm и Run. Первый производит подготовительную работу, т.е. фактически, создает объект приложения. Метод CreateForm используется для создания окон приложения, а метод Run производит фактический запуск программы на выполнение. Среди других методов приложения моно отметить такие, как Minimize и Restore, служащие, соответственно, для сворачивания программы на панель задач и для ее восстановления, а так же метод BringToFront, который выводит окно на верхнюю поверхность рабочего стола. Метод Terminate используется для прекращения работы программы (он вызывается автоматически, когда закрывается главное окно приложения). Еще 4 метода — HelpCommand, HelpContext, HelpJump и HelpKeyword — предназначены для работы со справочными файлами.

При работе приложения, в случае обработки больших массивов данных, возникают случаи, когда программа не только не реагирует на действия пользователя, но даже не может выполнить обновление собственного окна. Для того, чтобы предотвратить подобные ситуации, используют специальный метод — ProcessMessages, который предписывает приложению обработать накопившуюся очередь сообщений.

Среди свойств приложения, прежде всего, следует отметить такие, как Title, Icon и HelpFile. Свойство Title определяет заголовок программы, т.е. то, что вы видите на панели задач. Свойство Icon определяет значок («иконку») программы. Ну а свойство HelpFile связывает приложение с файлом справочной информации. Все эти свойства можно определить как программно, написав соответствующий код, так и при помощи окна свойств проекта (Project > Options), на закладке Application (рис. 10.2).

Установка параметров приложения в окне свойств проекта Delphi

Рис. 10.2. Установка параметров приложения в окне свойств проекта

Если установить в диалоге Project Options новые значения и нажать на кнопку OK, то внесенные изменения для свойств Title и HelpFile отобразятся в коде программы. Что касается значка программы, то он хранится в отдельном файле ресурсов (res), который присоединяется к приложению в процессе компиляции, для чего используется директива «{$R *.res}».

Поскольку любой визуальный компонент может отображать всплывающую текстовую подсказку, то для объекта Application предусмотрен ряд свойств, управляющих видом и выводом таких подсказок. В частности, цвет определяют при помощи свойства HintColor, задержку перед появлением после наведения на компонент мышки — при помощи HintPause, а время его отображения — свойством HintHidePause.

Некоторые свойства приложения доступны только во время выполнения. Среди них можно выделить свойство ExeName, содержащее информацию об имени самого исполняемого файла, включая полный путь к нему.

Помимо Application, при запуске приложения создается еще один глобальный объект, представляющий экранную среду — Screen. При помощи этого объекта можно получить информацию о разрешение экрана, установить вид курсора мыши для приложения, или узнать количество его окон. Основные свойства класса TScreen приведены в таблице 10.1.

Таблица 10.1. Основные свойства TScreen

Свойство Тип Описание
ActiveControl TWinControl Указывает, какой элемент управления в данный момент имеет фокус ввода
ActiveForm TForm Указывает, какое окно активно в данный момент
Cursor TCursor Определяет вид указателя курсора мышки для приложения
Cursors array of HCursor Список всех курсоров, доступных для приложения
Fonts TStrings Список названий всех шрифтов, доступных для вывода на экран
FormCount Integer Указывает на число окон (форм), созданных приложением
Forms array of TForm Список всех окон, созданных приложением
Height Integer Указывает на вертикальное разрешение экрана
HintFont TFont Определяет шрифт для всплывающих подсказок
IconFont TFont Определяет шрифт для подписей к значкам в диалогах выбора файлов
MenuFont TFont Определяет шрифт для меню
Width Integer Указывает на горизонтальное разрешение экрана
WorkAreaHeight Integer Указывает на высоту рабочего стола Windows
WorkAreaLeft Integer Указывает на координаты левого угла рабочего стола
WorkAreaRect Integer Указывает на координаты прямоугольника, образующего рабочий стол
WorkAreaTop Integer Указывает на координаты верхнего угла рабочего стола
WorkAreaWidth Integer Указывает на ширину рабочего стола

Использовать объекты Screen и Application можно как в главном модуле программы (файле проекта), так и в модулях отдельных форм. При использовании в главном мо-дуле обычно устанавливают глобальные параметры, например, вид всплывающих подсказок. В частности, можно определить довольно-таки экзотический вид всплы-вающих подсказок, дополнив программу следующими строками:

Screen.HintFont.Color:=$00408080; // цвет шрифта
Screen.HintFont.Size:=14; // размер шрифта
Application.HintColor:=$0080FF80; // цвет фона
Application.HintPause:=1000; // задержка перед появлением 1 секунда
Application.HintHidePause:=2000; // время показа 2 секунды

Если вставить этот код в dpr-файл перед обращением к методу Application.Run, то можно будет убедиться, что через секунду после наведения курсора на окно запу-щенного приложения будет появляться всплывающая подсказка с крупным коричне-вым текстом на зеленом фоне. Разумеется, при этом для окна приложения следует установить значения свойства ShowHint в true, и написать какой-либо текст для свой-ства Hint. Впрочем, это можно сделать не только через инспектор объекта в процессе разработки приложения, но и программно, поместив соответствующий код после создания формы. В результате мы получим код, приведенный в листинге 10.2.

Листинг 10.2. Использование объектов Application и Screen

program app_scr;
uses
Forms,
Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1};
{$R *.res}
begin
Application.Initialize;
Application.CreateForm(TForm1, Form1);
Form1.Hint:='Ну и подсказочка!';
Form1.ShowHint:=true;
Screen.HintFont.Color:=$00408080;
Screen.HintFont.Size:=14;
Application.HintColor:=$0080FF80;
Application.HintPause:=1000;
Application.HintHidePause:=2000;
Application.Run;
end.

Здесь же можно установить и такие параметры, как заголовок программы, используя свойство Title объекта Application:

Application.Title:='Super Hint!';

Кроме того, можно поэкспериментировать с такими свойствами объекта Screen, как Height и WorkAreaHeight, причем для вывода информации можно использовать заго-ловок главного окна:

Form1.Caption:='Экран '+IntToStr(Screen.Height)+', рабочий стол '+ IntToStr(Screen.WorkAreaHeight);

В данном случае в строку Uses потребуется дописать модуль SysUtils, поскольку ис-пользованная здесь функция IntToStr расположена именно в этом модуле. Оконча-тельный вариант программы можно найти в каталоге DemoPart2Global.

Работа с INI-файлами

При разработке приложений часто встает вопрос о том, где и как хранить информа-цию, связанную с его настройками. Нередко для этих целей используются специаль-ные INI-файлы, которые хранят в себе информацию, разбитую по логическим груп-пам в виде «ключ-значение». В Delphi имеется класс, обеспечивающий простую ра-боту с такими файлами — TIniFile. Чтобы приложение могло получить доступ к этому классу, в секцию используемых модулей следует добавить inifiles.

Имя файла, ассоциированного с объектом типа TIniFile, задается непосредственно при создании экземпляра этого класса, в конструкторе Create:

var MyIni: TIniFile;
...
TIniFile.Create('myfile.ini');

Впоследствии можно узнать, какой файл ассоциирован с данным объектом при по-мощи его свойства FileName, однако изменить его уже не получится. Вместе с тем, у TIniFile имеется свыше 20 методов, при помощи которых можно считывать, прове-рять и изменять содержимое INI-файла. Все они приведены в таблице 10.2.

Таблица 10.2. Методы класса TIniFile

Метод Принимаемые параметры Описание
DeleteKey const Section, Ident: String Удаляет указанный ключ из INI файла
EraseSection const Section: String Удаляет содержимое указанной секции в INI файле
ReadSection const Section: String; Strings: TStrings Считывает имена всех ключей в указанной секции и заносит их в список строк
ReadSections Strings: TStrings Считывает названия всех секций в файле и заносит их в список строк
ReadSectionValues const Section: String; Strings: TStrings Считывает все значения в указанной секции и заносит их в список строк
ReadString const Section, Ident, Default: String Считывает и возвращает значение-строку из указанного ключа
WriteString const Section, Ident, Value: String Записывает значение-строку в указанный ключ
ReadBool const Section, Ident: String; Default: Boolean Считывает и возвращает булево значение из указанного ключа
ReadDate const Section, Ident: String; Default: TDateTime Считывает и возвращает значение-дату из указанного ключа
ReadDateTime const Section, Ident: String; Default: TDateTime Считывает и возвращает значение-дату и время из указанного ключа
ReadFloat const Section, Ident: String; Default: Double Считывает и возвращает значение-вещественное число из указанного ключа
ReadInteger const Section, Ident: String; Default: Longint Считывает и возвращает значение-целое число из указанного ключа
ReadTime const Section, Ident: String; Default: TDateTime Считывает и возвращает значение-время из указанного ключа
SectionExists const Section: String Проверяет INI файл на наличие указанной секции
WriteBool const Section, Ident: String; Value: Boolean Записывает булево значение в указанный ключ
WriteDate const Section, Ident: String; Value: TDateTime Записывает значение-дату в указанный ключ
WriteDateTime const Section, Ident: String; Value: TDateTime Записывает значение-дату и время в указанный ключ
WriteFloat const Section, Ident: String; Value: Double Записывает значение-вещественное число в указанный ключ
WriteInteger const Section, Ident: String; Value: Longint Записывает значение-целое в указанный ключ
WriteTime const Section, Ident: String; Value: TDateTime Записывает значение-время в указанный ключ
ValueExists const Section, Ident: String Проверяет INI файл на наличие указанного ключа в определенной секции

Таким образом, можно без каких-либо дополнительных накладных расходов (с точки зрения написания собственного кода), создавать и считывать стандартные INI-файлы. Например, мы можем создать приложение, которое сможет «запоминать» введенную информацию и отображать ее при следующем запуске. В принципе, мы уже делали нечто подобное еще при создании программы «угадывания чисел», рассмотренной в первой части. Однако тогда мы лишь последовательно записывали в файл пару строк, а затем таким же образом их считывали. Но если бы нам требовалось сохранить большее количество значений, то мы столкнулись бы с трудностями такого рода, как невозможность идентифицировать то или иное значение при просмотре файла. Кроме того, пришлось бы постоянно держать в уме, какая по строка что должна хранить. Использование INI-файлов решает эту задачу.

Для примера возьмем консольное приложение, которое будет последовательно спрашивать различную информацию у пользователя, а затем сохранит ее в указанном файле. При следующем запуске она сможет считать этот файл и вывести информацию из него на экран. Основное тело программы при этом может получиться примерно таким, как показано в листинге 10.3.

Листинг 10.3. Название листинга

program myini;
{$APPTYPE CONSOLE}
uses
SysUtils, IniFiles;
var
ans: Char;
fn: string;
begin
write('Load data from an INI file? [Y/N]');
readln(ans);
if (ans='Y') or (ans='y') then begin
write('Please input file name: ');
readln(fn);
fn:='c:'+fn+'.ini';
if FileExists(fn) then begin
ShowData(fn);
end else begin
writeln('File not found and will be created.');
FillData(fn);
end;
end else begin
write('Please input file name to save data: ');
readln(fn);
fn:='c:'+fn+'.ini';
FillData(fn);
end;
readln(fn);
end.

Прежде всего, наша программа интересуется, хочет ли пользователь просмотреть информацию из уже существующего файла, или нет, и если хочет, то запрашивает имя файла. Здесь мы подразумеваем, что пользователь будет вводить только имя файла, без пути и расширения, которые добавляются автоматически. Затем стандартная функция FileExists проверяет получившийся файл на существование, после чего либо выводит его содержимое при помощи процедуры ShowDate (которую нам еще предстоит создать), либо выводит сообщение о том, что файл не найден, но будет создан. После этого программа обращается к процедуре FillData, которая так же будет нами написана для ввода информации и сохранения ее в INI-файле. Эта же функция будет вызвана и в том случае, если пользователь изначально откажется от вывода информации, в таком случае программа предварительно запросит имя файла для дальнейшего сохранения.

Теперь, когда основа программы готова, можно определиться, какие данные мы хотим хранить, и какой для этого понадобится формат файла. Допустим, мы хотим сохранить информацию 2-х категорий: персональную и рабочую. В таком случае наш INI файл будет состоять из 2 секций, скажем, Userdata и Jobdata. В первой секции сохраним имя (Name) и возраст (Age), а во второй — должность (Title) и оклад (Salary). Процедура, отвечающая за вывод информации, получится достаточно простой — в ней достаточно создать INI-файл с указанным именем и последовательно считывать информацию, попутно выводя ее на экран. Например, для строкового значения мы получим следующий код:

writeln('Name...... '+IniF.ReadString('Userdata','Name','Anonymous'));

Если же речь идет о числовом значении, то нам придется предварительно преобразовать его в строку:

writeln('Age....... '+IntToStr(IniF.ReadInteger('Userdata','Age',0)));

Несколько сложнее получится код процедуры для записи файла, что, впрочем, связано не с самой записью данных, а в том, что их предварительно следует получить от пользователя. Поэтому там, где мы при выводе обходились одной строкой кода, для ввода понадобится целых 3, а так же переменная для хранения вводимого значения:

write('Name: ');
readln(s);
IniF.WriteString('Userdata','Name',s);

Подобный код потребуется выполнить для каждого поля данных, при этом нам понадобятся 3 различных переменных для хранения данных 3 типов (дважды — строк, и по разу целое и вещественное числа). Предварительно следует не забыть создать переменную типа TIniFile, и вывести пояснительный текст, а к завершению работы процедуры освободить память, занимаемую более не нужной переменной. Последнее условие следует выполнить и в процедуре ShowData. В итоге мы получим код, приведенный в листинге 10.4.

Листинг 10.4. Процедуры сохранения и считывания INI-файлов

procedure FillData(fn: string);
var
IniF: TIniFile;
s: string;
i: integer;
f: double;
begin
IniF:=TIniFile.Create(fn);
writeln('Please fill a form...');
write('Name: ');
readln(s);
IniF.WriteString('Userdata','Name',s);
write('Age: ');
readln(i);
IniF.WriteInteger('Userdata','Age',i);
write('Position: ');
readln(s);
IniF.WriteString('Jobdata','Title',s);
write('Salary: ');
readln(f);
IniF.WriteFloat('Jobdata','Salary',f);
IniF.Free;
end;
procedure ShowData(fn: string);
var
IniF: TIniFile;
begin
IniF:=TIniFile.Create(fn);
writeln('Name...... '+IniF.ReadString('Userdata','Name','Anonymous'));
writeln('Age....... '+IntToStr(IniF.ReadInteger('Userdata','Age',0)));
writeln('Position.. '+IniF.ReadString('Jobdata','Title','Unemployed'));
writeln('Salary.... '+FloatToStrF(IniF.ReadFloat('Jobdata','Salary',0.00),ffFixed,6,2));
IniF.Free;
end;

С полным исходным кодом программы можно ознакомиться в примере, расположенном в каталоге DemoPart2IniFiles.

Работа с реестром Windows

Файлы INI и класс TIniFiles — достаточно удобный способ хранения различной настроечной информации. Тем не менее, начиная с Windows 95, появилось централизованное хранилище для настроек системы и всех установленных программ — реестр (Registry). При разработке приложений в Delphi удобнее всего работать с реестром, используя класс TRegistry. Чтобы включить объявление этого класса, следует указать модуль registry в списке uses.

Реестр Windows имеет несколько ключевых разделов, в чем можно убедиться, открыв имеющуюся в Windows программу редактирования реестра (regedit). В частности это разделы HKEY_CLASSES_ROOT, HKEY_CURRENT_USER, HKEY_USERS, HKEY_LOCAL_MACHINE и HKEY_CURRENT_CONFIG. Чтобы приступить к работе с реестром из программы, требуется указать один из разделов. Делается это при помощи свойства RootKey:

var Reg: TRegistry;
...
Reg:=TRegistry.Create;
Reg.RootKey:=HKEY_CURRENT_USER;

Далее в ход идут методы класса TRegistry. В частности, за выбор раздела реестра, из которого надо будет считывать данные, используется метод OpenKeyReadOnly. В качестве аргумента ему передается адрес раздела реестра, например:

Reg.OpenKeyReadOnly('SOFTWAREMySoftTestApp');

Если указанный раздел существует, и к нему может быть обеспечен доступ, то обращение к данному методу вернет истину. Если же раздела может не существовать, или если требуется открыть раздел на запись, то используют метод OpenKey:

Reg.OpenKey('SOFTWAREMySoftTestApp',true);

Для него в качестве 2-го параметра указывают булево значение, которое указывает на то, должен ли указанный раздел быть создан, если его не существует. В результате выполнения приведенного кода раздел, при необходимости, будет создан и открыть на чтение и запись. Если же требуется только создать новый раздел, то используют метод CreateKey:

Reg.CreateKey('SOFTWAREMySoftTestApp');

Для удаления раздела используют метод DeleteKey, а для проверки указанного раздела на существование — KeyExists. Подобно методу CreateKey, эти методы так же принимают адрес раздела и возвращают ложь или истину в зависимости от результата операции.

Если же требуется выполнить проверку на наличие значения в текущем открытом разделе, то используют метод ValueExists, которому в качестве аргумента передают имя значения.

Что касается записи и считывания значений, то, подобно классу TIniFile, для TRegistry определен ряд методов для взаимодействия с данными различных типов, причем для реестра к типам Boolean, String, Double, Integer и даты-времени, добавляется еще и Currency. Соответственно, мы имеем 8 пар методов для этих целей.

Для примера рассмотрим приложение, состоящее из единственного окна, которое будет «запоминать» свои размеры и расположение на экране. Для этого создадим новое VCL-приложение (File ‘ New ‘ Application), щелкнем сначала по его форме (Form1), а затем — по окну инспектора объекта (Object Inspector). В нем выберем закладку Events (события), найдем событие OnClose и дважды щелкнем по строке напротив. В результате мы получим заготовку для процедуры TForm1.FormClose, в которую нам надо будет добавить объявление переменной для реестра:

var
Reg: TRegistry;
Затем в теле функции напишем следующие строки:
Reg:=TRegistry.Create;
Reg.RootKey:=HKEY_CURRENT_USER;
Reg.OpenKey('SOFTWAREMySoftTestApp',true);
Reg.WriteInteger('left',Form1.Left);
Reg.WriteInteger('top',Form1.Top);
Reg.WriteInteger('height',Form1.Height);
Reg.WriteInteger('width',Form1.Width);
Reg.Free;

Вначале мы создаем экземпляр класса, затем выбираем корневой раздел, после чего открываем ключ на запись (он будет создан при необходимости), и последовательно заносим в него пространственные координаты окна. В завершение работы этой процедуры мы экземпляр класса удаляется из памяти за ненадобностью.

Теперь рассмотрим считывание из реестра, для чего создадим процедуру, обрабатывающую событие создания окна, для чего в инспекторе объекта найдем событие OnCreate и сделаем двойной щелчок напротив него. В получившейся процедуре нам так же понадобится сначала объявить переменную Reg, затем создать экземпляр класса и установить корневой раздел. Затем следует открыть раздел на чтение, причем если это окажется невозможным (а при первом запуске так и будет, поскольку раздел будет создан только после выхода из программы), то считывать ничего не потребуется. Поэтому задействуем условный оператор:

if Reg.OpenKeyReadOnly('SOFTWAREMySoftTestApp') then begin
...
end;

После этого остается считать все нужные данные из реестра, присваивая хранящиеся в них значения соответствующим свойствам Form1. Например, для высоты и ширины мы получим:

Form1.Height:=Reg.ReadInteger('height');
Form1.Width:=Reg.ReadInteger('width');

Вместе с тем, было бы полезным все-таки проверять наличие запрашиваемых значений в реестре, чтобы избежать возникновения исключительных ситуаций. Для этого всякий раз надо будет проверять ключ на существование:

if Reg.ValueExists('width') then Form1.Width:=Reg.ReadInteger('width');

В результате код этого модуля программы получит приблизительно такой вид, как показано в листинге 10.5.

Листинг 10.5. Сохранение координат и размеров окна в реестре

unit Unit1;
interface
uses
Windows, Forms, Registry;
type
TForm1 = class(TForm)
procedure FormCreate(Sender: TObject);
procedure FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
{$R *.dfm}
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
var
Reg: TRegistry;
begin
Reg:=TRegistry.Create;
Reg.RootKey:=HKEY_CURRENT_USER;
if Reg.OpenKeyReadOnly('SOFTWAREMySoftTestApp') then begin
if Reg.ValueExists('left') then
Form1.Left:=Reg.ReadInteger('left');
if Reg.ValueExists('top') then
Form1.Top:=Reg.ReadInteger('top');
if Reg.ValueExists('height') then
Form1.Height:=Reg.ReadInteger('height');
if Reg.ValueExists('width') then
Form1.Width:=Reg.ReadInteger('width');
end;
Reg.Free;
end;
procedure TForm1.FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);
var
Reg: TRegistry;
begin
Reg:=TRegistry.Create;
Reg.RootKey:=HKEY_CURRENT_USER;
Reg.OpenKey('SOFTWAREMySoftTestApp',true);
Reg.WriteInteger('left',Form1.Left);
Reg.WriteInteger('top',Form1.Top);
Reg.WriteInteger('height',Form1.Height);
Reg.WriteInteger('width',Form1.Width);
Reg.Free;
end;
end.

С исходным кодом приложения так же можно ознакомится, посмотрев его в каталоге DemoPart2Registry.

Процедуры и функции стандартных диалогов

В Delphi предусмотрено несколько процедур и функций, предназначенных для вывода простых диалоговых окон. В частности, процедура ShowMessage и функция MessageDlg позволяют вывести сообщение, а функции InputBox и InputQuery отображают окно для ввода информации.

Простейшим вариантом вывода сообщения является использование процедуры ShowMessage. Она отображает переданную ей в качестве аргумента строку на простом диалоговом окне с единственной кнопкой OK. Типичный пример использования этой процедуры — информирование пользователя о выполнении той или иной части программы:

ShowMessage('Формат диска C: завершен');

Кроме самой процедуры ShowMessage, имеются 2 других варианта — ShowMessagePos и ShowMessageFmt. Первый позволяет вывести диалоговое окно в определенном месте, что достигается путем указания координат по горизонтали и вертикали:

ShowMessagePos('Формат диска C: завершен',100,200);

Второй позволяет вывести отформатированную строку, используя обращение к функции Format, как и в случае с конструктором исключений. Таким образом, для вывода сообщения с переменной частью предпочтительно использовать именно этот вариант процедуры:

ShowMessageFmt('Формат диска %s завершен',['C:']);

Все варианты процедуры ShowMessage выводят окно с единственной кнопкой OK, при этом, разумеется, никакого значения не возвращается. В том же случае, если сообщение выводится для того, чтобы запросить у пользователя подтверждения на то или иное действие, то нам, во-первых, потребуется функция — чтобы получить вариант ответа, а так же возможность указать возможные варианты. Все это мы имеем в лице функции MessageDlg, которая имеет следующее определение:

function MessageDlg(const Msg: string; DlgType: TMsgDlgType; Buttons: TMsgDlgButtons; HelpCtx: Longint): Word;

Здесь сразу же требуется прояснить 2 момента: тип диалога и тип кнопок. За тип диалога отвкечает 2-й параметр, который имеет тип TMsgDlgType и может принимать одно из следующих значений:

  • mtWarning — диалог типа «предупреждение», имеет заголовок «Warning» и рисунок, изображающий восклицательный знак на фоне желтого треугольника;
  • mtError — диалог типа «ошибка», имеет заголовок «Error» и изображение косого креста в красном круге;
  • mtInformation — диалог типа «информация», имеет заголовок «Information» и значок со стилизованной буквой «i» в синих тонах;
  • mtConfirmation — диалог типа «подтверждение», имеет заголовок «Confirm» и рисунок с зеленым вопросительным знаком;
  • mtCustom — диалог произвольного типа, имеет заголовок, соответствующий имени выполняемого файла и не содержит изображения.

ПРИМЕЧАНИЕ
Внешний вид изображений, символизирующих диалог того или иного типа, периодически претерпевает некоторые изменения, в зависимости от версии Delphi.

Следующий параметр, имеющий перечисляемый тип TMsgDlgButtons, позволяет указать, какие кнопки должны быть расположены на диалоговом окне. Всего предусмотрено 11 вариантов кнопок, среди них предусмотрены такие, как OK, Cancel, Yes, No и т.д. При этом каждая такая кнопка (кроме Help), будучи нажатой пользователем, закрывает окно, а функция возвращает значение, соответствующее нажатой кнопке. Все варианты кнопок и возвращаемые ими значения, приведены в таблице 10.3.

Таблица 10.3. Варианты кнопок и значения, возвращаемые при их нажатии

Значение Описание Возвращаемый результат
mbYes Кнопка с надписью «Yes» (да) mrYes
mbNo Кнопка с надписью «No» (нет) mrNo
mbOK Кнопка с надписью «OK» mrOk
mbCancel Кнопка с надписью «Cancel» (отмена) mrCancel
mbAbort Кнопка с надписью «Abort» (прервать) mrAbort
mbRetry Кнопка с надписью «Retry» (повторить) mrRetry
mbIgnore Кнопка с надписью «Ignore» (игнорировать) meIgnore
mbAll Кнопка с надписью «All» (все) mrAll
mbNoToAll Кнопка с надписью «No to All» (нет для всех) mrNoToAll
mbYesToAll Кнопка с надписью «Yes to All» (да для всех) mrYesToAll
mbHelp Кнопка с надписью «Help» (справка)

Следует оговориться, что все возвращаемые значения, на самом деле, являются целыми числами, что видно по определению функции. Но поскольку запомнить, что, к примеру, возвращаемое значение для OK — это 1, а для Yes — 6, весьма проблематично, то на практике вместо них используются константы, которые как раз и были приведены в таблице 10.3.

Что касается вариантов использования этой функции, то оно сводится к тому, что пользователю выводится какое-либо сообщение, предусматривающее возможность того или иного ответного действия:

MessageDlg('Ошибка чтения с диска. Продолжить?', mtError, [mbRetry, mbAbort], 0);

Поскольку эта функция возвращает то или иное значение, то ее использование часто сопровождается условным оператором:

if MessageDlg('Форматировать диск C:?',mtConfirmation,[mbYes,mbNo],0) = mrYes then FormatDriveCProc();

Другой вариант, для случая с множественными вариантами ответа — использование совместно с оператором-переключателем:

case MessageDlg('Файл изменен. Сохранить перед выходом?', mtWarning, [mbYes, mbNo, mbCancel], 0) of
mrYes: begin SaveFileProc(); Close; end;
mrNo: Close;
mrCancel: exit;
end;

Подобно процедуре ShowMessage, для функции MessageDlg так же предусмотрен вариант с позиционированным выводом окна. Такой вариант этой функции называется MessageDlgPos. Ее отличие от MessageDlg состоит в том, что к списку аргументов добавлено еще 2 параметра, отвечающих за расположение окна. Такой вариант используется, например, при поиске с заменой в текстовых редакторах:

MessageDlgPos('Заменить это вхождение?', mtConfirmation, [mbYes, mbNo], 0, X, Y);

Все рассмотренные нами подпрограммы применяются для вывода сообщений. Что касается ввода, то для этих целей, как уже отмечалось, используют функции InputBox и InputQuery. Обе они выводят окно, позволяющее пользователю ввести какое-либо значение — число или строку. Различие между ними состоит лишь в том, что InputBox возвращает непосредственно результат (в виде строки), а InputQuery — истину или ложь, в зависимости от того, нажмет пользователь OK или Cancel. При этом само значение возвращается в качестве одного из параметров. В итоге мы имеем следующий синтаксис для этих функций:

function InputBox(const ACaption, APrompt, ADefault: string): string;
function InputQuery(const ACaption, APrompt: string; var Value: string): Boolean;

Таким образом, какую из функций лучше использовать в данный момент, зависит от контекста применения. Например, если надо просто получить какое-либо значение от пользователя, то можно использовать функцию InputBox:

UserName := InputBox('Запрос','Введите ваше имя','анонимно');

В данном случае последний параметр функции будет использован в качестве значения по умолчанию (рис. 10.3).

Диалоговое окно функции InputBox

Рис. 10.3. Диалоговое окно функции InputBox

Если же в зависимости от того, введет или нет пользователь новое значение, должна быть выполнена та или иная ветвь алгоритма, то предпочтительнее использовать функцию InputQurey:

if InputQurey('Курс доллара ','Введите новый курс',NewCur) then UpdatePrc();

Помимо приведенных здесь процедур и функций, в VCL имеется ряд иных подпрограмм, использующих диалоговые окна, включая такие, как диалог выбора каталога или файла. Но поскольку их использование сопряжено с некоторыми неудобствами, в частности, им приходится передавать большое число параметров, то на практике для тех же целей чаще используют компоненты. Например, функция PromptForFileName используется для вывода диалога сохранения или открытия файла. Но более типичным (и удобным!) вариантом обращения к таким диалогам является использование таких стандартных компонент VCL, как TOpenDialog и TSaveDialog, с которыми мы познакомимся в следующей части этой книги.

Обработка сообщений и Windows API

Как ни широк охват VCL, иногда все-таки возникает потребность в обращении к функциям Windows напрямую. Например, для того же самого вывода окна с текстовым сообщением можно использовать собственную функцию Windows API — MessageBox:

MessageBox(0, 'Текст сообщения', 'Заголовок', MB_OK);

Необходимость использования функций Windows API может быть вызвана, например, соображениями компактности исполняемого файла: использование диалогов Delphi автоматически подразумевает использование целого рада модулей, необходимых для оконного интерфейса. Если же в самой программе такие модули (например, forms) не задействуются, то их включение в исполняемый код только ради диалога не является хорошей идеей.

В то же время, обращение к функциям Windows API может быть вызвано, например, необходимостью перехвата непредусмотренных в Delphi сообщений.

ПРИМЕЧАНИЕ
Еще одной темой, важной для дальнейшего изучения программирования в Windows вообще и в среде Delphi в частности, является концепция событийного программирования. Дело в том, что хотя ОС Windows, в отличие от Delphi, и не является объектной средой, подход к организации взаимодействия приложений (как с пользователем, так и с системой), основан на одном и том же, а именно — на событиях.

Как мы уже знаем, для событий в VCL используются обработчики событий. Но важно знать, что каждое событие порождает сообщение. Таким образом, отслеживая поступающие сообщения и отсылая собственные, мы можем действовать в обход ограничений VCL.

Для отправки сообщений чаще всего используют функции SendMessage и PostMessage. Обе они выполняют отправку сообщения конкретному окну, разница заключается лишь в том, что SendMessage ожидает ответа от получившего сообщение обработчика, а PostMessage возвращает ответ немедленно. Ценность этих функций состоит в том, что в отличие от средств, предоставляемых VCL, они могут взаимодействовать не только в рамках одного приложения, но и между совершенно разными программами и даже устройствами.

Хотя детальное ознакомления с работой Windows API явно не вписывается в рамки данной книги (не забываем, что Delphi была создана как раз для того, чтобы скрыть сложную и неуклюжую API Windows), отметим все-таки некоторые связанные с ней аспекты. Прежде всего, это касается типов данных. Хотя ранние версии Windows были написаны на Pascal, со временем Microsoft перешла на использование C и C++, поэтому типы данных в представлении Windows несколько отличаются от таковых в Delphi. Прежде всего, это касается строк: при работе с Windows напрямую следует использовать не обычные, а C-строки. В Object Pascal для этого предусмотрен специальный тип данных — PChar, а так же функции для преобразования строк одного вида в другой. Так, для преобразования Pascal-строк в C-строки используют функцию StrPCopy, а для обратного преобразования — функцию StrPas.

var
a: PChar;
s: string;
...
s:='Строка';
new(a); // для С-строк следует предварительно выделять память
StrPCopy(a,s); // содержимое Pascal-строки s скопировано в C-строку a
s:=StrPas(a);

Другие типы данных, часто используемые при работе с API — целые числа, булевы значения и указатели. В таких случаях можно использовать стандартные для Object Pascal типы данных, а к нужному виду они, при необходимости, будут приводиться автоматически.

СОВЕТ
В поставку Delphi включена документация по Windows API. Ссылки на файлы вы найдете в разделе MS SDK Help Files, вложенном в раздел Help программной группы Delphi в меню кнопки пуск. Наибольший интерес с точки зрения изучения функций API представляет собой файл Win32 Programmer’s reference.

Что касается VCL, то в Delphi все же имеется специальный компонент, который может отлавливать все сообщения, адресуемые приложению. Для этого существует компонент AppEvents, который принимает все сообщения, адресованные объекту Application. Среди событий, отслеживаемых компонентом AppEvents, выделим OnMessage — именно это событие происходит, когда приложение получает сообщение от Windows или иной программы. Кроме того, ряд компонент, на самом деле, являются оболочкой для вызова тех или иных функций Windows. Впрочем, о компонентах Delphi будет рассказано в следующей части этой книги.

« Черчение, рисование и печать
|
Работа с VCL в среде Delphi »

Техподдержка / Связаться с нами
Copyright © 1999-2020 SNK. Все права защищены.
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
Рейтинг@Mail.ru

How to avoid an error from displaying the little Windows error box?
Try and Except dont work because the error isnt showned by Delphi but from Program or I think from Windows.
enter image description here
try
Size:=TFileStream.Create(BitFile,fmOpenRead);
except on E: EFCreateError
do EC.Add('Error: ' + IntToStr(GetLastError));
end;

asked May 29, 2011 at 14:08

Little Helper's user avatar

How to avoid an error from displaying the little Windows error box?
Try and Except dont work because the error isnt showned by Delphi but from Program or I think from Windows.
enter image description here
try
Size:=TFileStream.Create(BitFile,fmOpenRead);
except on E: EFCreateError
do EC.Add('Error: ' + IntToStr(GetLastError));
end;

asked May 29, 2011 at 14:08

Little Helper's user avatar

Little HelperLittle Helper

2,4099 gold badges37 silver badges67 bronze badges

10

Is the error shown in your application? Otherwise put, is it an unhandled exception? Or is it a box displayed by Windows or by an external application?

You say ‘event’, but event handlers can contain try..except blocks too.

If it is an exception, and you don’t know where it’s coming from, you can use the TApplicationEvents class to attach the Application.OnException event. It will fire on all unhandled exceptions. There you can catch it, or rather, set a breakpoint and use the stack trace to see where the exception is coming from.

answered May 29, 2011 at 14:11

GolezTrol's user avatar

GolezTrolGolezTrol

114k18 gold badges182 silver badges209 bronze badges

1

An error box doesn’t imply an exception has been raised. An error box can be explicitly shown in code.

So, it seems your question is «How can I prevent 3rd party code from working As Designed?». Beside decompiling the binaries, I’m afraid I can’t suggest much, especially if you don’t have the source.

If you have the source code and know the routine that needs to be replaced, you could write your own replacement and «hijack» the routine at runtime. This is the method used by, for example, the fastcode project to replace delphi’s routine without recompiling the VCL. You can see the implementation in their project.

http://fastcode.sourceforge.net/

Unit: FastcodePatch.pas

answered May 29, 2011 at 16:38

Ken Bourassa's user avatar

Ken BourassaKen Bourassa

6,3531 gold badge19 silver badges28 bronze badges

Here it is

 private
    { Private declarations }
  public
   procedure MyExceptionHandler(Sender : TObject; E : Exception ); //define exception handler
  end;

var
  Form1: TForm1;

implementation

{$R *.dfm}

procedure TForm1.MyExceptionHandler(Sender:TObject;E:Exception);
begin
    //Do nothing
end;

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
  Application.OnException := MyExceptionHandler;
end;

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
  //Generate an exception
  asm
  mov eax,8272
  mov [eax],$2FFFFF
  end 
end;

answered May 29, 2011 at 15:09

opc0de's user avatar

opc0deopc0de

11.5k14 gold badges94 silver badges187 bronze badges

7

1 / 1 / 2

Регистрация: 23.06.2010

Сообщений: 95

1

Что мне нужно сделать чтобы при компиляции программы не вылазили ошибки?

18.07.2010, 18:12. Показов 2885. Ответов 15


Студворк — интернет-сервис помощи студентам

Что мне нужно сделать чтобы при компиляции программы не вылазели ошибки?
Дело в том что я использую try _ finally _ end;



0



Башир

215 / 215 / 20

Регистрация: 18.05.2010

Сообщений: 865

19.07.2010, 08:55

2

Единственное что могу сказать это то что надо устранить ошибки .
Конструкция

Delphi
1
2
3
4
5
try
  // некий интересный код
finally
  // некий интересный код
end;

защищает от ошибок времени выполнения а не от ошибок компиляции.



0



1 / 1 / 2

Регистрация: 23.06.2010

Сообщений: 95

19.07.2010, 09:04

 [ТС]

3

Вы мне говорите то же самое. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭТОЙ КОНСТРУКЦИИ DELPHI ВСЕ РОВНО РУГАЕТСЯ НА ОШИБКИ. Поэтому нужно delphi сказать что все нормально, это делается где-то в настройках меню delphi. Я это раньше уже делал, но сейчас не помню.
Если кто знает напишите ответ.



0



1263 / 706 / 62

Регистрация: 21.12.2009

Сообщений: 2,255

19.07.2010, 09:06

4

Цитата
Сообщение от Башир
Посмотреть сообщение

защищает от ошибок времени выполнения а не от ошибок компиляции

Думаю, автор вопрося и не имел ввиду ошибки компиляции. Эта конструкция действительно позволяет обходить исключения, возникающие во время исаолнения программы, но в режиме отладки предупреждение об этом исключении на экране появляется и это, возможно раздражает. Где -то в среде настройки Delphi есть отключение этого, но где не помню. Если найду, сообщу



0



1 / 1 / 2

Регистрация: 23.06.2010

Сообщений: 95

19.07.2010, 09:08

 [ТС]

5

Пожалуйста найдите. Мне очень срочно нужно.



0



Супер-модератор

8783 / 2536 / 144

Регистрация: 07.03.2007

Сообщений: 11,873

19.07.2010, 09:09

6

anton9017, ну вообще ошибки такие не должны возникать не потому что их делфи проигнорирует, а потому что их не будет… такие конструкции больше используются для большей устойчивости к сбоям, но не как решение всех проблем…

Tools — Debugger Options — закладка Language Exceptions — Stop on Delphi Exceptions



0



1 / 1 / 2

Регистрация: 23.06.2010

Сообщений: 95

19.07.2010, 09:10

 [ТС]

7

В моей практике они возникают. Хотя я все делаю правильно.
Проверьте, у Вас получится тоже самое.
Эта конструкция позволяет не вылететь из программы при возникновении ошибки, а продолжить.
А ошибки как вылазиют, так же вылазить и будут.



0



Супер-модератор

8783 / 2536 / 144

Регистрация: 07.03.2007

Сообщений: 11,873

19.07.2010, 09:25

8

anton9017, таким способом надо ловить исключения, которые возникают внутри других классов, у себя надо стараться любыми способами их избегать… да и как тогда отлаживать приложение, если оно будет молча исполняться даже при трассировке… ну вам виднее, я путь к настройке описал выше



0



1 / 1 / 2

Регистрация: 23.06.2010

Сообщений: 95

19.07.2010, 09:35

 [ТС]

9

Lord_Voodoo, Где оно тут? Я что-то не вижу.

Миниатюры

Что мне нужно сделать чтобы при компиляции программы не вылазили ошибки?
 



0



SAMZ

1263 / 706 / 62

Регистрация: 21.12.2009

Сообщений: 2,255

19.07.2010, 09:39

10

Lord_Voodoo
Иногда такие исключения программистами эмулируются специально. Например, если в приложении необходимо организовать олеобъект для работы с MSWord, то стандартно это делается так

Delphi
1
2
3
4
5
  try
    MSWord1 := GetActiveOleObject('Word.Application')
  except
    MSWord1:= CreateOleObject('Word.Application');
  end;

При этом, если в момент инициализвции работы с MSWord он уже активен, то переменной MSWord1 присвоится соответсвующая ссылка, если нет, то возникнет исключение и после этого отработка

Delphi
1
MSWord1:= CreateOleObject('Word.Application');



0



Супер-модератор

8783 / 2536 / 144

Регистрация: 07.03.2007

Сообщений: 11,873

19.07.2010, 09:39

11

anton9017, а дельфи какой?

SAMZ, ну так это же сторонний класс, у них там многие ошибки сделаны в виде исключений, чтобы просигнализировать про исключительную ситуацию, а человек хочет их поотключать еще на уровне отладки, т.е. у него где-то из-за глупости в коде будет постоянно сыпать исключение, которое можно было бы еще на этапе отладки устранить… говнокодом отдает ИМХО… вроде бы прога и работает, но внутри что-то постоянно сыпется, а где — кто его знает… хотя это чаще всего можно обойти проверкой, к примеру…



0



1 / 1 / 2

Регистрация: 23.06.2010

Сообщений: 95

19.07.2010, 09:46

 [ТС]

12

Хорошо, спасибо. Я лучше флагами обойдусь.

Добавлено через 2 минуты
Lord_Voodoo, У меня 2006. На будующее все ровно скажите.
В 2007 нашел. А 2006 где?



0



1263 / 706 / 62

Регистрация: 21.12.2009

Сообщений: 2,255

19.07.2010, 09:53

13

Могу подсказать, где это в Delphi7, если есть необходимость. 2006-й не пользую.

Добавлено через 2 минуты
Lord_Voodoo

Цитата
Сообщение от Lord_Voodoo
Посмотреть сообщение

т.е. у него где-то из-за глупости в коде будет постоянно сыпать исключение, которое можно было бы еще на этапе отладки устранить… говнокодом отдает ИМХО

Вполне возможное предположение, но нарушает принцип презумпции невиновности.
Может мне в адвокаты поддаться на старости лет



0



Супер-модератор

8783 / 2536 / 144

Регистрация: 07.03.2007

Сообщений: 11,873

19.07.2010, 09:58

14

anton9017, да я бы и рад помочь, только нет у меня 2006 делфи, глянь посты пользователя Хохол, у него тоже есть про эти настройки

SAMZ, дык, я никого в говнокоде еще не обвинял, просто смоделировал возможную ситуацию, не более того…



0



1 / 1 / 2

Регистрация: 23.06.2010

Сообщений: 95

19.07.2010, 09:59

 [ТС]

15

А как к нему зайти?



0



Супер-модератор

8783 / 2536 / 144

Регистрация: 07.03.2007

Сообщений: 11,873

19.07.2010, 10:12

16



0



Допустим, сделана опечатка и неправильно написано какое-нибудь ключевое слово. В этом случае при попытке запуска программы внизу появляется окно, в котором отображены сообщения об ошибках. При этом программа не запустится. Благодаря подсказке такую ошибку легко найти и исправить.

Частой ошибкой начинающих является пропуск конструкции begin – end в цикле. При
этом имеется в виду, что в цикле должны выполняться, например, обе команды, но на самом-то деле в цикле, конечно, будет выполняться только первая, а вторая выполнится только один раз – потом, когда программа выйдет из цикла. При попытке запуска появляется сообщение. Но это не ошибка, а предупреждение. В нем обращается внимание на то, что параметр цикла после выполнения цикла может быть неопределенным (он присутствует во второй команде).

Однако, несмотря на предупреждение, программа может запуститься. Если вводятся
дкакие-либо данные, то появляется сообщение об исключительной ситуации – exception. При этом программа приостанавливается, переходя из режима исполнения в режим отладки. Чтобы перейти к обычному редактированию кода, лучше остановить программу. Это можно сделать с помощью команды Program Reset. Затем можно поправить ошибку и вновь запустить программу.

В большие программы всегда закрадываются ошибки. Их надо быстро и квалифицированно найти и исправить.

Механизм исключительных ситуаций (exception)
одно из больших достоинств Delphi. С их помощью вы можете контролировать
возникновение ошибок и создавать в результате устойчивые к ошибкам программы.

По мере знакомства с языком и средой программист проходит несколько этапов. На
первом этапе он, по незнанию, путает типы, забывает ставить знаки препинания (например, точку с запятой в конце строки), некорректно использует операторы и т.п. В результате написанный им код в принципе невозможно исполнить. И это хорошо – 15 поскольку допущенные им ошибки оказываются автоматически выявленными на этапе компиляции, более того, часто среда программирования сама подсказывает, какая ошибка допущена, и, что важно, указывает строку, которую нужно поправить. По мере изучения языка и борьбы с синтаксическими ошибками программист плавно переходит к следующему этапу. Теперь он уже не делает таких простейших ошибок, но, поскольку сложность его программ возрастает, возрастает и вероятность совершения им ошибки, при которой программа все равно запустится. Поскольку, с точки зрения компилятора, явной ошибки нет, а некоторые странности кода, по-видимому, являются замыслом программиста. Однако компилятор все-таки сообщает об этих странностях с помощью предупреждений (Warning).

Советуем всегда обращать на них внимание, проверять при их появлении, нет ли ошибки, и вообще стараться писать код так, чтобы не было предупреждений.

Опасность таких скрытых ошибок состоит:

1) в том, что они таятся в той части кода, которую программист написал и уверен, что
она правильная (программа запустилась), а значит, и не очень внимательно будет
искать ошибку;

2) в том, что проявляется эта ошибка совсем в другом месте кода – не в том, в котором
допущена. А это приводит к долгим поискам ее по всей программе.

При возникновении исключительной ситуации можно проигнорировать ее и запустить
исполнение программы дальше, нажав F9. В этом случае программа выдает сообщение об ошибке. Необходимо найти ошибку – понять, в какой строке и почему происходит сбой. Для этого можно воспользоваться трассировкой. Для того чтобы определить первую строчку, начиная с которой будет проводиться трассировка, нужно поставить Breakpoint – точку останова.

Когда исполняемый код доходит до точки останова, исполнение программы
приостанавливается, и надо перейти в режим отладки. В режиме отладки можно исполнять последовательно программу по шагам, контролировать и изменять значения переменных и т.п. Этот режим служит для обнаружения и ликвидации ошибок. В этом случае появляется возможность просмотреть или изменить текущие значения переменных, однако изменение кода во время отладки невозможно. Измененный текст заработает только после перезапуска программы.

Чтобы выполнить текущую строку, на которой стоит курсор отладки, нажмите F7 или
F8. Строка выполнилась, и курсор сместился. Если необходимо перейти к следующей строке, то можно нажать F8, если нужно зайти в какую-либо функцию, то нажимают клавишу F7 и продолжают трассировку.

Для того чтобы в ходе отладки узнать значение той или иной переменной, нужно просто подвести к ней курсор. Появится hint со значением этой переменной. Это, однако, работает не со всеми переменными, а только с доступными в данный момент. Если нужно постоянно контролировать значение переменной, то еще проще добавить ее в список Watch.

Для более основательного слежения за значениями можете воспользоваться Списком Наблюдения (Watch List, Ctrl+F5).

Таким образом, при программировании среда Delphi может находиться в различных
режимах:

• Режим редактирования – режим, в котором редактируется код проекта,
модифицируется форма, добавляя на нее компоненты и настраивая их свойства. Это
основной режим.

• Режим исполнения программы – режим, в который среда переходит, как только
нажата клавиша F9 и был построен exe-файл. Фактически, в этом режиме происходиткак раз исполнение получившегося exe-файла проекта. Программа исполняется так,
как если бы ее вызвали не из Delphi, а просто из Windows.

• Режим отладки – в этот режим можно перейти из режима исполнения программы.

При этом программа будет приостановлена (но не остановлена совсем).

Чтобы продолжить трассировку (последовательный переход от команды к команде),
можете воспользоваться клавишами:

• F9 (Run) – продолжить программу, не трассируя ее.

• F8 (Step over) – выполняется текущая строка кода, и переходят к следующей строке.

• F7 (Trace Into) – то же, что и F8, с тем отличием, что если в текущей строчке
содержится вызов какой-либо функции или процедуры, то попадают внутрь этой
процедуры и трассируют ее до конца, затем из нее возвращаетс и переходят к
следующей строке (на которую перешли бы сразу, если бы нажали F8).

• F4 (Run to Cursor) – переход в режим исполнения программы до тех пор, пока не
должна будет выполнена строка, на которой стоит текстовый курсор (аналогично
тому, как если бы была установлена точка останова)

• Shift+F8 (Run Until Return) – процедура выполняется до конца.

• Ctrl+F2 (Program Reset) – остановка трассировки и переход в режим редактирования
кода. (Иногда целесообразнее, если это не грозит ошибками, продолжить исполнение
программы (F9) и выйти из нее нормальным образом, закрыв главную форму).

При работе в Delphi сообщение об ошибке фактически появляется дважды: сначала
выводится окно об исключительной ситуации и программа приостанавливается, а потом,
если нажать F9 (F8, F7 и т.п.), – возникает стандартное сообщение об ошибке Windows.

Итак:

1. Произошла ошибка.

2. Программа приостанавливается.

3. Выводится сообщение об exception. Это сообщение для программиста. Среда Delphi
сообщает, что программа не в состоянии выполнить какую-то свою команду.
Программист не предусмотрел возможность исключительной ситуации. Среда Delphi
приостанавливает программу, чтобы программист разобрался, где и в чем ошибка.
Отключить приостановку (2)–(3) можно, сняв флажок Menu => Tools => Debugger
Options => Language Exceptions => Stop on Delphi Exceptions.

4. Нажатие клавиши F9 (F8, F7 или др.).

5. Выводится сообщение об ошибке. Это сообщение для пользователя программы
(ситуация запуска приложения не из Delphi, а через exe-файл из Windows, т.е. не
существовует пунктов 2, 3, 4).

6. Программа продолжается (при этом она не сумела выполнить ту часть, в которой
произошла ошибка, и значит, если эта часть важная, продолжение может
сопровождаться дальнейшими ошибками).

Механизм обработки исключительных ситуаций заключается в том, что если
произошла ошибка (1) и не надо выводить (5), предпринимаются действия, чтобы (6) исполнялось корректно.

Для этого «опасная» команда (или целый блок) помещается внутрь конструкции try..except..end или try..finally..end.

Блок try..finally..end используется аналогично try..except.., но с тем отличием, что блок
команд между finally и end выполняется в любом случае, вне зависимости от того, было исключение между try и finally или нет.

>
настройка компилятора — не показывать ошибки

  • Подписаться на тему
  • Сообщить другу
  • Скачать/распечатать тему



Сообщ.
#1

,
06.01.11, 19:56

    Full Member

    ***

    Рейтинг (т): 1

    юзаю try except… запускаю прогу в компиляторе — всеравно выдает ошибку
    компилирую и запускаю сам ексешник — ошибок нет,все норм.

    Собственно как отключить эту штуку в компиляторе что бы спокойно можно было из компилятора запускать??
    подскажите плиз

    Сообщение отредактировано: 8ka — 06.01.11, 19:57


    CodeMonkey



    Сообщ.
    #2

    ,
    06.01.11, 22:06

      Tools/Options/Debugger/Stop on exceptions.


      northener



      Сообщ.
      #3

      ,
      07.01.11, 00:58

        Цитата 8ka @ 06.01.11, 19:56

        Собственно как отключить эту штуку в компиляторе что бы спокойно можно было из компилятора запускать??
        подскажите плиз

        Не надо это делать!
        Тем самым вы сами себе «серпом по фабержам»!
        Спокойно «запускать» под встроенном отладчиком (а не «из компилятора», как вы сказали) вам ничего не мешает. Он (отладчик) вам только всегда напоминает об ошибках. И только если вы уверены на 100%, что вы «грамотно» обработали все ошибки, вы можете выключить опцию «Stop on exceptions».
        Хотя я не понимаю для чего это нужно!


        Alexander N



        Сообщ.
        #4

        ,
        07.01.11, 06:37

          Цитата northener @ 07.01.11, 00:58

          Хотя я не понимаю для чего это нужно!

          Было нужно. Поиск файлов-дубликатов на диске — здесь я обрабатываю неудачное открытие файла одним оператором continue, но таких файлов много, поэтому было напряжно каждый раз закрывать окошко ошибки.


          leo



          Сообщ.
          #5

          ,
          07.01.11, 09:40

            Цитата Alexander N @ 07.01.11, 06:37

            Было нужно. Поиск файлов-дубликатов на диске — здесь я обрабатываю неудачное открытие файла одним оператором continue, но таких файлов много

            Если «таких файлов много», то это уже не исключительная ситуация, а вполне штатная, поэтому логичнее было бы просто (локально) отключить генерацию исключений при открытии файлов по {$I-} и проверять успешность по IOResult


            Alexander N



            Сообщ.
            #6

            ,
            07.01.11, 10:24

              Цитата leo @ 07.01.11, 09:40

              Если «таких файлов много», то это уже не исключительная ситуация, а вполне штатная, поэтому логичнее было бы просто (локально) отключить генерацию исключений при открытии файлов по {$I-} и проверять успешность по IOResult

              Как? Я же через TFileStream работал?

              Сообщение отредактировано: Alexander N — 07.01.11, 10:28


              leo



              Сообщ.
              #7

              ,
              07.01.11, 10:50

                Цитата Alexander N @ 07.01.11, 10:24

                Как? Я же через TFileStream работал?

                Еще лучше — значит нужно было работать через THandleStream + FileOpenFileClose без всяких IOResult ;)
                По любому, как ни крути, а исключение должно быть не правилом, а исключением из правил :)


                Alexander N



                Сообщ.
                #8

                ,
                07.01.11, 10:53

                  Цитата leo @ 07.01.11, 10:50

                  Еще лучше — значит нужно было работать через THandleStream + FileOpenFileClose без всяких IOResult

                  А как позицию хранить? Блоками читать?


                  leo



                  Сообщ.
                  #9

                  ,
                  07.01.11, 11:28

                    Цитата Alexander N @ 07.01.11, 10:53

                    А как позицию хранить? Блоками читать?

                    О чем это ты ? TFileStream это совершенно куций фантик для THandleStream, и делает он всего две элементарные вещи:
                    1) в конструкторе вызывает inherited Create(FileOpen(FileName, Mode)) + проверяет хэндл файла и генерит исключение при FHandle < 0
                    2) в деструкторе закрывает файл по if FHandle >= 0 then FileClose(FHandle);
                    Спрашивается, что изменится, если открытие и закрытие файла вынести наружу и юзать THandleStream в «чистом виде» ?

                    Добавлено 07.01.11, 11:43

                    ExpandedWrap disabled

                      var

                        h:integer;

                        strm:THandleStream;

                      begin

                        …

                        h:=FileOpen(FName,Mode);

                        if h >= 0 then

                        begin

                          strm:=THandleStream.Create(h);

                          try

                            …

                          finally

                            strm.Free;

                            FileClose(h);  

                          end;

                        end

                        else

                          … //ошибка открытия файла GetLastError

                      end;

                    Сообщение отредактировано: leo — 07.01.11, 11:44


                    Alexander N



                    Сообщ.
                    #10

                    ,
                    07.01.11, 11:57

                      А у меня массив из TFileStream — как его заменить?

                      Добавлено 07.01.11, 11:57
                      Переменной длины


                      leo



                      Сообщ.
                      #11

                      ,
                      07.01.11, 12:44

                        Цитата Alexander N @ 07.01.11, 11:57

                        А у меня массив из TFileStream — как его заменить?

                        Час от часу не легче ;)
                        Ну определи тогда свой класс, который будет закрывать файл в деструкторе

                        ExpandedWrap disabled

                          type

                             TMyFileStream = class(THandleStream)

                               destructor Destroy;override;

                             end;

                          destructor TMyFileStream.Destroy;

                          begin

                             if Handle >= 0 then FileClose(Handle);

                             inherited;

                          end;

                          var

                             files:array of TMyFileStream;

                             h:integer;

                          begin

                             …

                             h:=FileOpen(FName,Mode);

                             if h >= 0 then

                             begin

                               SetLength(files,Length(files)+1);

                               files[Length(files)-1]:=TMyFileStream.Create(h);

                               …

                             end

                             else

                               … //GetLastError

                          end;


                        Alexander N



                        Сообщ.
                        #12

                        ,
                        07.01.11, 13:04

                          Цитата leo @ 07.01.11, 12:44

                          Ну определи тогда свой класс, который будет закрывать файл в деструкторе

                          Ну а зачем, если уже есть TFileStream и его хватает с лихвой? :)


                          leo



                          Сообщ.
                          #13

                          ,
                          07.01.11, 15:38

                            Цитата Alexander N @ 07.01.11, 13:04

                            Ну а зачем, если уже есть TFileStream и его хватает с лихвой?

                            Ага с очень большой лихвой, упомянутой тобой в #4 ;)
                            Реализация TFileStream предполагает, что ошибка открытия файла, это маловероятная = исключительная ситуация, поэтому «безобидно»»безболезненную» проверку на Handle < 0 превращает в исключительную raise EFOpenError, «ставя на уши» не только саму прогу, но и всю систему в целом — не зря же отладчик «вопит» при каждом исключении ;)

                            Сообщение отредактировано: leo — 07.01.11, 15:39


                            Alexander N



                            Сообщ.
                            #14

                            ,
                            07.01.11, 16:59

                              Цитата leo @ 07.01.11, 15:38

                              но и всю систему в целом

                              Каким образом?


                              Демо



                              Сообщ.
                              #15

                              ,
                              07.01.11, 17:03

                                Установка флага Tools/Options/Debugger/Stop on Delphi exceptions в «on» нужна в очень редких случаях (таких даже не припомню).

                                Используется только для отладки.

                                Обработка исключений — необходимая и нормальная вещь внутри программы.
                                Получать же при отладке одно и то же исключение 2 раза — вовсе бессмысленно.

                                Ко всему прочему, есть компоненты, которые сами обрабатывают исключения (и и гасят их как нужно).

                                Сообщение отредактировано: Демо — 07.01.11, 17:05

                                0 пользователей читают эту тему (0 гостей и 0 скрытых пользователей)

                                0 пользователей:

                                • Предыдущая тема
                                • Delphi: Общие вопросы
                                • Следующая тема

                                [ Script execution time: 0,0505 ]   [ 16 queries used ]   [ Generated: 11.06.23, 23:46 GMT ]  

                                Понравилась статья? Поделить с друзьями:
                              • Чтобы не было ошибки аккумулятора bmw
                              • Чтобы набраться опыта нужно совершать ошибки
                              • Чтобы мы могли оперативно исправить ошибки
                              • Чтобы комп не перезагружался при ошибке
                              • Чтобы исправить реестровую ошибку кадастровый инженер