Что является типичной ошибкой при метании мяча в цель

Наиболее
характерные ошибки и средства их исправления.

                                Ошибки

Исправление ошибок

1. Отклонение туловища в
противоположную от броска сторону на первых бросковых шагах.

Многократные пробежки с отведением
снаряда; бег с отведенным снарядом, фиксируя время пробегания отрезков.

2. Опускание кисти метающей руки
ниже оси плеч при отведении снаряда.

Отведение снаряда на месте и в
движении по ориентиру. Отведение снаряда перед зеркалом, контролируя
положение кисти и снаряда.

3. Высокий прыжок в «скрестном»
шаге и ярко выраженная постановка правой ноги на пятку.

Имитация и выполнение «скрестного»
шага в движении шагом и бегом. Выбор для каждого спортсмена наилучшего
сочетания скорости бега и перехода в финальное положение.

4. Сгибание руки со снарядом в
локтевом суставе при выполнении «скрестного» шага.

Имитация и выполнение «скрестного»
шага и последующих действий, контролируя положение руки со снарядом у
зеркала. Метание снаряда в цель.

5. Сгибание в тазобедренном
суставе и наклон туловища влево в начале финального усилия.

Имитация финального усилия по
элементам. Выполнение броска на упругих

ногах, ускоряя постановку левой;
направить усилия разгибания правой ноги в финальном усилии точно в грудь.
Метание снаряда на заданное расстояние.

6. Преждевременное выпрямление
правой ноги в финальном усилии

Имитация постановки левой ноги в
последнем бросковом шаге, находясь на согнутой правой. Метание с разбега с
двухопорного положения.

7. Сгибание левой ноги в коленном
суставе в финале.

Метание двумя руками из-за головы
различных отягощений. Метание снаряда прямо-вперед.

8. Ранний поворот туловища влево
при выбрасывании снаряда.

При метании с разбега начинать
финальное движение вперед левым боком за левой рукой. Метание по ориентиру

9. Остановка перед броском.

Уменьшил скорость разбега, и начать
бросок несколько ранее постановки левой ноги.

10. Отклонение при броске влево.

Повторное выполнение заключительного
усилия без броска, с броском и переход метателя в вертикальное положение:
левое плечо не опускать.

11. Бросок выполняется в основном
только рукой.

Повторные броски из правильного и.п.
Акцентировать внимание занимающихся на активное выпрямление ног, туловища и
ускоряющийся поворот плечевого пояса при рывке.

12. Бросок сбоку.

При замахе и обгоне снаряда увеличить
поворот плечевого пояса направо и несколько завести кисть руки за спину.

13. Бросок согнутой рукой.

В и.п. перед броском полностью
выпрямить руку со снарядом. Во время финального усилия несколько запаздывать
с рывком руки.

14. Во время броска локоть
опущен.

При броске акцентировать движение
локтя вверх-вперед.

1. Отклонение туловища в противоположную от броска сторону на первых бросковых шагах.

Многократные пробежки с отведением снаряда; бег с отведенным снарядом, фиксируя время пробегания отрезков.

2. Опускание кисти метающей руки ниже оси плеч при отведении снаряда.

Отведение снаряда на месте и в движении по ориентиру. Отведение снаряда перед зеркалом, контролируя положение кисти и снаряда.

3. Высокий прыжок в «скрестном» шаге и ярко выраженная постановка правой ноги на пятку.

Имитация и выполнение «скрестного» шага в движении шагом и бегом. Выбор для каждого спортсмена наилучшего сочетания скорости бега и перехода в финальное положение.

4. Сгибание руки со снарядом в локтевом суставе при выполнении «скрестного» шага.

Имитация и выполнение «скрестного» шага и последующих действий, контролируя положение руки со снарядом у зеркала. Метание снаряда в цель.

5. Сгибание в тазобедренном суставе и наклон туловища влево в начале финального усилия.

Имитация финального усилия по элементам. Выполнение броска на упругих ногах, ускоряя постановку левой; направить усилия разгибания правой ноги в финальном усилии точно в грудь. Метание снаряда на заданное расстояние.

6. Преждевременное выпрямление правой ноги в финальном усилии

Имитация постановки левой ноги в последнем бросковом шаге, находясь на согнутой правой. Метание с разбега с двухопорного положения.

7. Сгибание левой ноги в коленном суставе в финале.

Метание двумя руками из-за головы различных отягощений. Метание снаряда прямо-вперед.

8. Ранний поворот туловища влево при выбрасывании снаряда.

При метании с разбега начинать финальное движение вперед левым боком за левой рукой. Метание по ориентиру

9. Остановка перед броском.

Уменьшил скорость разбега, и начать бросок несколько ранее постановки левой ноги.

10. Отклонение при броске влево.

Повторное выполнение заключительного усилия без броска, с броском и переход метателя в вертикальное положение: левое плечо не опускать.

11. Бросок выполняется в основном только рукой.

Повторные броски из правильного и.п. Акцентировать внимание занимающихся на активное выпрямление ног, туловища и ускоряющийся поворот плечевого пояса при рывке.

12. Бросок сбоку.

При замахе и обгоне снаряда увеличить поворот плечевого пояса направо и несколько завести кисть руки за спину.

13. Бросок согнутой рукой.

В и.п. перед броском полностью выпрямить руку со снарядом. Во время финального усилия несколько запаздывать с рывком руки.

14. Во время броска локоть опущен.

При броске акцентировать движение локтя вверх-вперёд.

Проверено Зудилиной Е.А.

Конспект на интерактивный видео-урок

по предмету «Физическая культура» для «3» класса

Урок № 9. Метанием в цель и на дальность

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

В теоретической части представлены:

  • история метания;
  • разминка перед метанием;
  • виды метания;
  • техники метания;
  • игры с мячом;
  • инструкция по технике безопасности при метании мяча.

Урок посвящён развитию физических качеств, изучению техники метания большого мяча (1 кг), видов метания и общих правил игры.

Глоссарий

История метания история возникновения метания и появление этого вида спорта на олимпийских играх.

Координация движения – управление работой мышц, направленное на выполнение определенной двигательной задачи во времени и пространстве.

Метание – вид спорта, относящийся к лёгкой атлетике.

Набивной мяч – это утяжелители, сделанные в форме мяча из прочного материала. Мячи могут быть различных размеров и тяжести.

Основная литература:

  • Физическая культура. 3/4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015

Дополнительная литература:

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

Интернет-ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL:  http://window.edu.ru/ (дата обращения: 11.07.2018)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Метание – вид спорта, относящийся к лёгкой атлетике. Еще в Древней Греции (708 г. до н. э.) этот вид спорта включён в олимпийские игры в дисциплинах метания копья и диска. В состав современных Олимпийских игр этот вид спорта был включен в 1908 году.

Виды метания в лёгкой атлетике:

  • метание диска;
  • метание копья;
  • толкание ядра;
  • метание молота

Спортивный инвентарь по метанию бывает разный: копьё, диск, молот, ядро, граната, мяч, и другой. В школе обычно метают мячи и гранаты.

Метание мяча — это упрощенная форма метания.

Для получения хороших результатов и их закрепления, при метании мяча основной упор делают на развитии следующих физических качеств:

  • совершенствование координации и быстроты движений;
  • улучшение гибкости и подвижности, как в плечевых суставах, так и в грудном отделе позвоночника;
  • повышение уровня скоростно-силовых качеств.

Существует немало упражнений, которые помогают выполнить необходимую разминку перед метанием, и в дополнение способствуют улучшению необходимых для метания физических качеств.

Сначала выполняется классическая разминка (шея–руки–корпус–ноги) с акцентом на разминку рук.

Среди известных упражнений для развития координации и быстроты движения можем отметить следующие:

  1. Невысокие прыжки вверх на двух ногах с изменением положения рук при каждом подпрыгивании. Положение рук может быть, например, на пояс, к плечам, в стороны, вверх, к груди. При выполнении такого упражнения рекомендуется разнообразить задания, меняя от занятия к занятию последовательность положения рук и увеличивая дозировку. Выполнять 8-16 раз с увеличением темпа. Более сложным вариантом такого упражнения является чередование еще и положения ног, врозь и вместе;
  2. Передвижение от ходьбы до бега в различном темпе, меняя направление по сигналам. Как правило, выполняется всем классом в течении 2-3 минут с ускорением темпа. Хорошим вариантом будет проведение игровым методом, с выбыванием после двух или трех ошибок.

Для улучшения гибкости и подвижности в грудном отделе позвоночника и плечевых суставах подойдут упражнения:

  1. Исходное положение ноги на ширине плеч, левая рука вниз, правая – вверх. Упражнением является смена положения рук, на каждый счет, с последовательным увеличением скорости выполнения. Рывки руками. Локоть движется около головы, голова не опускается. Выполнять 8-12 раз с последующим увеличением дозировки. Можно выполнять в движении по кругу;
  2. Исходное положение то же. Выполняется имитация кроля на груди путем совершения круговых движений руками. Возможно выполнение стоя или в движении по кругу. Повторяется 12-18 раз с постепенным ускорением темпа.

Для развития скоростно-силовых качеств используют такие упражнения как:

  1. Бег с ускорением. Подходит выполнение и с низкого, и с высокого старта, благодаря чему это можно чередовать. Как правило, ускоряются на 15-20м. После проведений упражнений по одному есть смысл выполнять по 3-4 ученика с последующим определением победившего. Возможны также различные варианты эстафет на базе бега с ускорением, в которых может участвовать весь класс;
  2. Наклоны вперед из положения лежа. Ноги закреплены. Наклоны вперед выполняются с увеличением темпа после выполнения первой половины повторений. 8-12 раз будет достаточно.

Незадолго перед выполнением метания рекомендуется выполнять упражнения с вращением плечевого сустава и разминки мышц плеча, для минимизации риска травмирования.

Кроме вышеперечисленных видов тренировки необходимых для метания качеств, рекомендуется использовать различные подвижные игры. С их помощью можно добиться развития нужных навыков в более лёгкой и привычной для учеников форме. Практически все известные подвижные игры, так или иначе, улучшают как скоростно-силовые качества, так и координацию с подвижностью в целом. «Попади в цель», «Пятнашки с мячом», «Подвижная цель» и «Дальние броски» — это одни из самых известных игр с довольно простыми правилами, которые эффективно помогают развивать метательные навыки для учащихся третьих классов.

Игры с мячом развивают смекалку, ловкость, силу и глазомер. Помогают научиться ориентироваться в пространстве, развить коммуникативные способности и навыки командного взаимодействия.

Игра «Сбей кеглю».

На расстоянии 2 — 3 м от участника ставятся три или больше кеглей. Школьник ставит ноги на ширину плеч, наклоняется, приседает и двумя руками энергично катит мяч вперед, пытаясь сбить кегли. После этого поднимает сбитые кегли и возвращается в исходное положение.

Игра «Перекати мяч»

Участников делят на две команды, выстраивают лицом друг к другу по начерченным линиям и дают им волейбольные мячи. В центр площадки помещается набивной мяч. Дети должны бросать волейбольные мячи в набивной мяч, пытаясь перекатить его за линию соперников.

Метание мяча на тренировках и соревнованиях выполняется с разбега или с места в сектор.

Сектор для метания мяча – это зона приземления, размеченная линиями с мягкой поверхностью.

Попытка метания не будет засчитана если:

  • участник наступил или коснулся грунта за кольцом;
  • мяч приземлился вне круга;
  • участник покинул круг или переступил переднюю часть кольца до приземления мяча.

Техника метания мяча заключается в держание мяча, разбега (если метание производится с места, эта фаза отсутствует), замаха и броска. Рука не должна быть напряжена. Сзади мяч удерживается указательным, безымянным и средним пальцами, а мизинец и большой палец поддерживают сбоку. Разбег выполняется с ускорением по прямой линии на небольшой скорости (длиной разбега примерно 10 м). В конце разбега выполняется замах назад с одновременным поворотом туловища направо. Делается шаг правой ногой и туловище резко поворачивается по направлению разбега. Рука, согнутая в локте, выбрасывает снаряд вперед.

Большой мяч можно держать:

  • на ладони вытянутой руки;
  • на тыльной стороне кисти;
  • на ладони поднятой руки;
  • двумя руками между пальцами.

Основные методы метания мяча:

  • метание мяча на дистанцию;
  • работа в парах – перепасовкa;
  • метание мяча из-за головы;
  • метание мяча одной рукой;
  • метание мяча вперед снизу;
  • бросок из-за головы двумя руками;
  • метание набивного мяча двумя руками сбоку;
  • толкание мяча от груди двумя руками;
  • метание набивного мяча из-за головы сидя;
  • толчок от плеча;
  • толчок от груди.

Основная задача для третьего класса – метание мяча сидя.

Типичные ошибки при метании – сгибание в колене левой ноги во время выталкивания мяча и отклонение туловища влево от направления броска. Это приводит к вылету мяча из рук и потере начальной скорости спортсмена.

Перед метаниями через голову нужно очень серьёзно разминать спину!

Соревнования по метанию

1. «Футбольные метания»

Метание набивного мяча на дальность.

Инвентарь: два мяча весом 1 кг, измерительная рулетка, мат или другое покрытие, протокол.

Участник занимает положение стоя на коленях. Берет мяч двумя руками, отклоняясь назад, бросает мяч через голову. Всем участникам дается две попытки. Измерения фиксируются, и лучшие показатели записываются в протокол.

2. «Бросок валуна»

Метание набивного мяча на дальность

Инвентарь: два мяча весом 1 кг, измерительная рулетка, мат или другое покрытие, протокол

Участник держит мяч двумя руками перед грудью, стоит спиной в направлении метания, его пятки стоят на линии старта, стопы параллельно. Затем он приседает и, выпрямляя ноги, бросает мяч назад через голову. Всем участникам дается две попытки. Измерения с интервалом 25 см фиксируются, и высшие показатели записываются в протокол.

Инструкция по технике безопасности при метании мяча

  • Перед метанием делать упражнения для растяжки мышц и связок.
  • Перед выполнением метания проверить, чтоб в направлении броска никого не было.
  • Не проводить встречных метаний.
  • Находиться в шеренге с дистанцией вытянутой руки.
  • Устанавливать очередность метания мяча.
  • Стоять слева от метающего.
  • Метательные снаряды собирать по команде учителя.
  • Перед броском убедиться, что в направлении метания никого нет.
  • Осуществлять метание только с разрешения руководителя.
  • Нельзя находиться в зоне броска, стоять справа от метающего.
  • Не оставлять инвентарь (мячи) без присмотра.
  • Нельзя подавать снаряд для метания броском.
  • Нельзя метать снаряд в необорудованных местах.
  • При повышенной влажности вытирать руки и мокрые снаряды сухой тряпкой.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Возникновение спорта по метанию мяча. Укажите, на территории какого государства возник вид спорта по метанию мяча.

Решение: Территория Древней Греции.

2. Метание. Разместите группу детей, наблюдающих за метанием мяча, справа или слева от атлета, как того требует техника безопасности.

Решение: согласно технике безопасности, люди должны находиться слева от спортсмена.

1. Во
время разбега рука с гранатой
излишне напряжена. Затрудняется
отведение гранаты, нарушается
ритм бросковых шагов

Многократно
пробегать с гранатой,
добиваясь свободного держания гранаты
без излишнего закрепощения мышц
плечевого пояса и руки. Рука с гранатой
должна
ритмично двигаться вперед-назад
в такт беговым шагам

2. Бег на сильно согнутых
ногах («сидя»), метатель с трудом
набирает скорость в разбеге и обгоняет
снаряд

Многократно
пробегая по разбегу,
держаться высоко на передней
части стопы и сильно отталкиваться
от грунта

3. Скорость бега до второй
контрольной
отметки увеличивается за
счет растягивания шагов. В (этом случае
нарушается необходимый
ритм ускорения, затрудняется
переход к бросковой части разбега и
обгон снаряда. Кроме того,
плохо контролируется приход
в исходное положение перед броском

Пробегая
по разбегу, добиваться увеличения
скорости при переходе ко второй
контрольной отметке за счет частоты
шагов. Целесообразно уменьшить
расстояние между первой (начало
разбега) и второй (начало отведения
гранаты) контрольными отметками

4. При переходе ко второй
контрольной
отметке преждевременно
начинается поворот плеч. Как
следствие, происходит поворот
правой стопы кнаружи и туловище
отклоняется назад

Подбегая ко второй контрольной
отметке, удерживать туловище
в вертикальном положении,
контролируя правильность постановки
стоп носками строго вперед
(проверить на мягком грунте
по оставленным следам)

В бросковой части разбега

1.
Преждевременное, на первом шагу,
полное выпрямление правой
руки с гранатой, что затрудняет
ускорение в бросковых шагах,
ведет к излишнему напряжению
мышц плеча и руки, удерживающих
гранату в нужном положении,
на последующих трех шагах

Многократно
отводить гранату на
месте на 2-3 счета, в ходьбе и беге
без выпуска гранаты. Добиваться
при этом мягкого, плавного отведения
гранаты на 2-2,5 броскового шага в
сочетании с поворотом
туловища и плеч

2. Низкое
опускание правой руки с
гранатой (ниже оси плеч) на первых
двух бросковых шагах, вследствие чего
трудно выполнить
захват гранаты в начальной фазе
финального усилия и точно приложить
усилия при броске

Во
время разбега с различной скоростью
отводить гранату, добиваясь
правильного положения правой руки с
гранатой

3. Потеря
прямолинейности движения
в разбеге (чаще всего – отклонение
влево на последних бросковых
шагах). При этом трудно
направить усилие в центр снаряда
за сектор

Метать
с трех шагов и с полного разбега.
Контролировать прямолинейность
маха правой ногой при
скрестном шаге и постановку
левой на четвертом шаге не далее
50 см в сторону от линии правой
ноги. Выполнять
разбег по начерченной
прямой линии

4. Правая
нога в скрестном шаге ставится:
а) прямо без разворота кнаружи; б) на
носок, а не через пятку и внешний свод
стопы. В этих
случаях: а) затрудняется обгон
снаряда и приход в выгодное для
броска положение; б) происходит
«проваливание», т.е. подседание
на правой ноге, теряется скорость,
затрудняется захват гранаты и точность
приложения усилий
при выполнении броска

Метать
гранату с различной степенью
интенсивности, контролируя
правильность постановки правой
стопы в конце скрестного шага

5.
Увеличение или уменьшение длины
бросковых шагов по сравнению
с оптимальными: а) шаг-прыжок
со второй отметки; б) короткий
или очень длинный скрестный
шаг; в) далекая постановка
левой ноги в упор на четвертом шаге.
Это нарушает правильный
ритм, вызывает потери скорости
в бросковой части разбега,
затрудняет условия для непрерывного
перехода от разбега к
броску

Метать
гранату с полного разбега,
контролируя длину шагов, расстановку
стоп (по следам). При
необходимости можно использовать
отметки на дорожке для
каждого броскового шага

6.
Отсутствие ускорения в бросковых
шагах, что затрудняет непрерывный
переход от разбега к
броску, вызывает паузу – остановку
перед броском, нарушает правильный
ритм всего упражнения

Сначала
метать гранату в облегченных
условиях: с трех и четырех
бросковых шагов, затем с подбегания
на произвольном по длине отрезке и с
полного разбега.
Подобрать индивидуально выгодное
соотношение длины и скорости
каждого шага, ориентируясь
на рекомендуемые величины

В финальном усилии

1. Низкое
положение руки с гранатой перед
броском. Кисть метающей
руки вначале броска опускается
вниз

Проводить
многократные броски снарядов
с трех-четырех шагов и с полного
разбега, контролируя исходное
положение перед броском. Следить за
положением и движением
правой руки с гранатой во время разбега
и броска

2.
Опускается локоть правой руки
при броске. Бросок проводится
с отклонением туловища влево,
левая нога отставляется далеко
влево, а при броске сгибается.
При этом граната летит вправо,
а в начальной фазе полета
прижимается к земле и быстро теряет
скорость полета

Применять
упражнения для овладения правильным
захватом гранаты,
броски с трех и четырех бросковых
шагов в правильном ритме
ускорения, броски с разбега,
различного по длине и скорости.
Контролировать правильность
постановки ног в третьем и
четвертом шаге и выпрямление левой
ноги в заключительной фазе
броска. Начинать финальное
усилие с ног при «закрытом» положении
туловища, следить, чтобы
при захвате граната не отклонялась
вправо, левое плечо не
опускалось

3. Голова
и туловище отклоняются
влево. Это затрудняет «попадание»
усилия вдоль оси снаряда

Применять
броски снарядов с
трех
шагов и с полного разбега

4.
Сильный наклон и поворот
влево
из-за энергичного маха
левой рукой влево-назад. Левая нога
в последнем шаге ставится в
упор далеко влево, и
метатель из-за
этого рано поворачивается
грудью в сторону метания. Все это
затрудняет приложение усилия в центр
снаряда. Граната летит вправо, правая
рука при броске
проходит через сторону

Применять разбег по отметкам
(в бросковой части). Выполнять
броски при различных вариантах разбега

5. Перед броском правая рука
с гранатой
отведена слишком вправо
за спину. В этом случае затрудняется
захват гранаты. При броске
рука с гранатой проходит через
сторону. Граната
летит влево

Применять
многократное отведение
гранаты в разбеге, контролируя
положение руки перед броском,
выполнять легкие броски
с подхода и разбега

6. Рано сгибается метающая
рука при броске из-за закрепощенности
мышц руки или преждевременного
поворота кисти, а также из-за
форсированного включения рывка
верхней частью туловища. Все это
нарушает правильный ритм

Метать
различные снаряды с трех бросковых
шагов, с подхода и с полного разбега,
контролируя правильность исполнения
этой части метания и ритма в целом

7. «Проваливание» (сгибание)
на ногах в момент финального усилия,
происходящее из-за недостаточной
силы ног, слишком высокой, неконтролируемой
скорости разбега или из-за слишком
широкого последнего шага. В результате
затрудняется точное приложение усилий

Выполнять
большое количество повторных бросков
в различных вариантах разбега и темпа,
контролируя постановку ног в последних
шагах разбега и движения ног в финальном
усилии

8. Излишний стопор левой
ногой из-за ее постановки по линии
правой или даже несколько скрестно
перед ней. Такая постановка левой
ноги препятствует продвижению метателя
вперед, гасит скорость, вызывает даже
остановку перед броском

Применять разбег по отметкам в
бросковой части, а также броски
снарядов в различных вариантах разбега
и темпа

9.
Метатель преждевременно наваливается
вперед при запоздалом
захвате из-за преждевременного
«открывания» (поворота) туловища
и раннего начала заключительного
рывка. При этом угол вылета
гранаты уменьшается

Метать снаряды в различных
вариантах
разбега и темпа

Обновлено: 11.06.2023

При броске метающая рука слишком отводится в сторону от туловища.

При броске голова и верхняя часть туловища отклоняются влево.

Правая нога выставлена вперед, поэтому невозможно нормальное перенесение усилия.

Некоторые специальные упражнения, развивающие силу и гибкость.

Методика и последовательность обучения

Главными составляющими основ техники являются правильное выполнение хлестообразного движения рукой и последовательность работы звеньев тела, позволяющие использовать усилия всего опорно-двигательного аппарата. Из-за различной физической подготовленности школьников при обучении метанию могут возникать некоторые сложности, которые необходимо учитывать при планировании работы с классом.

Начинать обучение лучше всего с метания больших по размеру, но не тяжелых мячей, позволяющих правильно выполнить заданное упражнение. Положение кисти при держании относительно большого мяча позволяет ребятам лучше его чувствовать. С первых уроков обращайте внимание на четкую организацию занятий, добиваясь необходимой дисциплины. Дети очень эмоциональны и, испытывая желание лучше, быстрее, дальше бросить мяч, поймать его, выбегают со своих мест, мешают одноклассникам. Учитывайте и то, что однообразные упражнения детям быстро надоедают, поэтому дозировку упражнений ограничивайте до 6–10 повторений. Большинство упражнений в бросках, ловле мячей лучше всего выполнять в парах. Это способствует воспитанию взаимной координации движений, значительно повышает интерес к занятиям. Следите за удобным и рациональным размещением занимающихся на площадке на достаточном расстоянии друг от друга. После того как одно упражнение будет освоено, переходите к изучению следующего, постоянно совершенствуя предыдущее.

11. Средства, формы и методы обучения плаванию

Методы обучения — это наиболее рациональные приемы, посредством которых педагог воспитывает у занимающихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Известны три основные группы методов обучения — словесные, наглядные и практические.

Словесные методы. С помощью словесных методов у учащихся создают предварительное представление об изучаемом движении, о его форме и характере, способствуют развитию умения анализировать созданное педагогом представление о движении, выявлять, и устранять ошибки. Видами словесных методов являются объяснение, рассказ, беседа, замечание, команда и распоряжение, указание, подсчет и др. Специфика обучения плаванию предъявляет к словесным методам свои требования. Например, подробные объяснения техники плавания нужно проводить на суше, а в воде следует напоминать лишь о главных деталях упражнений, не допуская переохлаждения детей.

Объяснение — это изложение сути изучаемого конкретного понятия, движения, действия. Оно приучает занимающихся к логическому осмысливанию основного содержания преподаваемого материала и помогает выделить из него основные, наиболее важные детали, факты. Например, объясняя тему урока, преподаватель выделяет главные ее моменты и на. них сосредоточивает внимание учащихся.

Рассказ — это сжатое повествование, характеризующееся единым направлением и последовательным раскрытием содержания. При использовании рассказа как одного из словесных методов обучения физическим упражнениям в нем должны иметь место факты, выражающие сущность изучаемого понятия (материала).

Команды и распоряжения применяются для правильной организации и четкого руководства деятельностью занимающихся в процессе урока. Они определяют место, время, направление и продолжительность выполнения отдельных движений и действий. Команды должны побуждать учащихся к немедленному и беспрекословному выполнению движений или действий. ^Различают команды предварительные, мобилизующие внимание учащихся, и исполнительные, после которых они начинают упражнение. Команды надо отдавать громко, четко, в повелительном тоне. На уроке плавания иногда вместо команд используют распоряжения, например: «Поставить кисти на колени», «Взяться руками за желоб» и т. д.

Для определения темпа и ритма движений, а также акцентирования внимания на отдельных деталях упражнений используется подсчет. Подсчет может вести преподаватель или вся группа занимающихся одновременно.

Указания — это объяснения в краткой, сжатой форме. По мере накопления учащимися двигательного опыта преподаватель использует указания для устранения ошибок, оценки выполняемого упражнения и т. д. Указания, как правило, даются без остановки движения (по ходу) голосом и жестами. Если, например, занимающийся, плывущий брассом, забывает разворачивать стопу при выполнении рабочего движения, то преподаватель подсказывает: «Стопа». Иногда полезно пользоваться методическим приемом контрастности: сначала показать неправильное положение какой-либо части тела, а затем правильное.

Наглядные методы обеспечивают создание у занимающихся конкретного представления о изучаемом действии, движении или упражнении. Эти методы включают: показ упражнений, учебных наглядных пособий, кинокольцовок, учебных фильмов.

Показ изучаемого упражнения проводится квалифицированным исполнителем лучше всего перед началом занятий в воде. Демонстратор должен уметь выделить наиболее характерные детали изучаемого движения.

Во время показа группа должна располагаться так, чтобы особенности техники плавания были видны всем. Для этого упражнение показывают в плавании вдоль и поперек бассейна. Можно наблюдать за техникой пловца через смотровые окна, расположенные в стенках бассейна. Показ упражнений должен сопровождаться краткими объяснениями основных деталей техники.

Учебные наглядные пособия -это циклограммы, кинограммы, плакаты, рисунки, диаграммы и графики. С помощью их преподаватель разъясняет учащимся элементы техники, координационные связки и важнейшие упражнения для изучения техники плавания.

Кинокольцовки позволяют рассматривать любые детали техники многократно. При этом желательно, чтобы пленка была отснята ускоренно («рапидом») тогда на экране движения будут демонстрироваться в замедленном темпе. Сложные детали техники можно рассматривать при остановке кадра.

Учебные фильмы обычно содержат материал по обучению какому-то разделу программы или демонстрируют технику способов плавания. Такие фильмы лучше всего демонстрировать перед началом изучения соответствующего раздела программы или в процессе изучения, когда нужно напомнить занимающимся основные детали техники плавания.

Помимо перечисленных методов, на занятиях по плаванию широко применяются звуковые, зрительные и комбинированные сигналы (голосом, свистком и жестами). О системе подачи сигналов преподаватель должен заранее договориться с учащимися.

Практические методы. Группу практических методов составляют метод упражнения, соревновательный и др. Главным из этих методов является метод упражнения, который предусматривает многократное повторение движений, направленных на овладение элементами и способом в целом. Все упражнения, применяемые в процессе обучения плаванию, объединены в целостно-раздельную систему. Это значит, что изучаемый способ плавания вначале демонстрируется и анализируется (дается подробное объяснение), затем он расчленяется на составляющие его элементы (движения ногами, дыхание, согласование движений ногами и дыхания и др.), которые изучаются последовательно и подводят учащегося к освоению способа плавания в целом.

При обучении плаванию широко используются многочисленные методические приемы, например облегчение или усложнение условий выполнения, медленное плавание, выполнение изучаемых движений в соревновательной или игровой форме и др. Рассмотрим некоторые такие приемы.

Облегчение условий выполнения движений обычно проводится в мелком бассейне, при проведении урока поперек бассейна, при использовании облегченных способов плавания. Обучение в усложненных условиях, как правило, является кратковременным и способствует лучшему выполнению упражнений в обычных условиях. Применяются, например, такие приемы: переход к обучению в глубоком бассейне, плавание по всей длине бассейна безостановочно, удержание плавательной доски в руках в вертикальном положении, плавание с помощью только рук, ног и т. д.

Медленное плавание применяется для оценки степени овладения навыком согласования движений и дыхания. Если занимающийся проплывает определенное расстояние с техническими ошибками, очень медленно и без остановок, с правильным дыханием, то это значит, что условнорефлекторная связь «движение-дыхание» образована и преподаватель может приступать к устранению наиболее серьезных ошибок в технике движений, , а по мере их ликвидации увеличивать длину проплываемой дистанции и темп плавания. Если же по мере увеличения темпа плавания будет нарушаться дыхание, то следует вновь вернуться к медленному плаванию. С помощью медленного плавания можно эффективно обучать движениям руками и ногами.

Выполнение изучаемых движений в соревновательной и игровой форме целесообразно по мере освоения движений в различных положениях (опорном, безопорном). Во время игры занимающиеся перестают контролировать правильность плавательных движений, поэтому здесь наиболее ярко проявляется степень освоения этих движений. Преподаватель контролирует действия занимающихся и после окончания игры указывает на допускаемые ими ошибки в технике плавания.

Выполнение упражнений в форме простейших соревнований значительно повышает эффективность обучения. Однако нужно помнить, что при использовании этого приема учащиеся должны обязательно знать итоговый результат своей деятельности, иначе такой методический прием теряет свой смысл. На начальных этапах обучения в форме соревнования можно выполнять упражнения на оценку (в баллах), назвав того, кто сделал упражнения лучше всех. Применяются такие соревнования: «Кто дальше проскользит», «Кто быстрее всплывет», «Кто дольше пролежит на воде» и т. д. По мере освоения техники, кроме оценки в баллах, применяется плавание на скорость как по элементам (с помощью одних ног или рук) в опорном и безопорном положениях, так и в полной координации с использованием облегченных и спортивных способов плавания.

При обучении плаванию часто используют различные ориентиры. Они могут быть постоянными и временными. Постоянными являются поперечные и продольные линии на дне бассейна, разные цвета окраски поплавков на дорожках, квадраты на поворотных щитах и другие обозначения, облегчающие условия выполнения заданий. Временными ориентирами могут быть: место, занятое преподавателем перед началом выполнения упражнений, предмет, установленный на определенном расстоянии от старта, дорожка, протянутая поперек или в длину бассейна, и т. д. Ориентиры помогают преподавателю в организации деятельности учащихся, облегчают постановку перед ними конкретных заданий.

Упражнения можно выполнять в парах с поддержкой партнера, предварительно объяснив способ поддержки, очередность выполнения, задачи выполняющего движения и поддерживающего. При использовании этого методического приема поддерживающий становится помощником преподавателя. Он указывает выполняющему на допускаемые ошибки и помогает их устранить. Как правило, этот прием применяется после изучения упражнений у неподвижной опоры.

В процессе обучения применяются и так называемые контрастные приемы. Например, учащийся выполняет упражнение на всплывание. Для того чтобы подчеркнуть необходимость предварительного глубокого вдоха и последующей задержки дыхания, ему предлагается не делать глубокого вдоха, погрузиться в воду и принять заданное положение (тело не поднимается на поверхность воды). Сразу после этого учащийся выполняет упражнение правильно (делает глубокий вдох, опускается в воду и задерживает дыхание), и тело всплывает на поверхность воды.

Для того чтобы научить правильной технике плавания, нужно опробовать несколько ее вариантов, из которых выбрать «свой». С этой целью в процессе занятий следует выполнять упражнения с различными углами сгибания рук и ног, чередовать их, во время движений применять различные мышечные усилия при выполнении рабочих движений, а также плавать с изменением скорости. Такой методический прием способствует освоению варианта техники, отвечающего анатомо-физиологическим особенностям каждого занимающегося.

При изучении упражнений и элементов техники используются образные выражения и сравнения, облегчающие понимание сущности задания. Например, «Гуди, как паровоз», «Задуй горящую свечу» (при изучении выдоха в воду); «Нырни как утка», «Вытянись в струнку», «Смотри, как убегает дно» (при обучении всплываниям и скольжениям); «Работай руками, как мельница», «Работай ногами, как лягушка» (при изучении элементов техники плавания).

Наибольший эффект достигается при комплексном использовании различных методов и методических приемов в зависимости от задач урока.

Общая схема обучения плаванию слагается из следующих этапов:

демонстрация изучаемого способа плавания и его элементов;

теоретическое обоснование (объяснение) техники данного способа и его элементов;

опробование способа (попытка плавать изучаемым способом) ;

практическое ознакомление с формой движений на суше;

овладение элементами способа и отдельными сочетаниями движений в воде;

освоение способа плавания в целом;

совершенствование техники способа и его элементов.

При демонстрации способа плавания в целом следует рассказать об основных особенностях техники изучаемого способа (положение тела, характер дыхания, форма движений рук и ног, согласование движений с дыханием и т. д.). Демонстрируя элементы способа плавания, необходимо четко указывать положение конечностей, выделять работу каждого их звена, объяснять положение основных гребущих поверхностей, указывать моменты наибольшего приложения усилий в рабочем движении, давать характеристику темпа и ритма движений. Здесь же следует показывать основные упражнения, с помощью которых изучаются различные элементы способа.

После демонстрации и объяснения техники изучаемого способа необходимо рассказать занимающимся о его спортивном, прикладном и оздоровительном значении, в том числе о его популярности, скоростных возможностях, уровне рекордов, соревновательных дистанциях, об использовании его при спасании утопающих, буксировке груза, о значении в развитии двигательных качеств. Затем занимающиеся на мелком месте бассейна пытаются плавать изучаемым способом.

Практическое ознакомление с формой движений на суше предусматривает выполнение основных имитационных упражнений, создающих у занимающихся представление об амплитуде, направлении и скорости движений конечностей, углах сгибания в суставах, о наиболее целесообразном согласовании движений в цикле и т. д.

Овладение элементами способа и отдельными сочетаниями движений, а также освоение способа в целом осуществляется в воде. Для успешного овладения движениями в воде необходимо прежде ‘всего научиться принимать правильное исходное положение для выполнения всех упражнений. С этой целью в обязательном порядке перед изучением упражнения проводится опробование данного исходного положения.

При обучении различным плавательным движениям используются многочисленные упражнения. Они должны выполняться так, чтобы последовательно расширять двигательный арсенал обучающихся. Это, в частности, достигается путем изменения положения рук при плавании с помощью одних ног. Однако не следует увлекаться увеличением числа упражнений. Нужно применять такие, которые были бы направлены на решение конкретной задачи, использовались бы для приобретения определенного навыка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из средств физического развития и специальной подготовки школьников и молодежи является метание малых мячей. По технике исполнения оно в значительной степени сходно с техникой метания копья. Поэтому на начальном этапе обучения метание мячей становится эффективным средством, используемым для освоения техники данного вида.

Метание копья по объему часов на уроках физкультуры занимает в школе значительное место. Этот вид легкой атлетики изучается как в младших, так и в старших классах.

На занятиях в зале применяются теннисные мячи, которые, отскакивая при ударе о место приземления, безопасны в эксплуатации. При занятиях на улице используются специальные хоккейные мячи.

В соответствии со школьной программой метание малых мячей проводится на дальность с места и с разбега, когда техника движений в основном идентична технике метания копья, а также в вертикальные и горизонтальные цели.

Рис. 7.4. Техника метания малого мяча

Метание малого мяча с разбега относится к циклическо-ациклической группе скоростно-силовых упражнений. Общая структура движения слагается из ряда фаз. Предварительная часть метания подразделяется на держание снаряда и разбег, который состоит из двух фаз (предварительной и заключительной — бросковых шагов). Финальная часть включает в себя элементы финального усилия и фазу сохранения равновесия после броска (рис. 7.4).

Держание снаряда. Малый мяч удерживается, не прижимаемый к ладони, фалангами пальцев метающей руки. Указательный, средний и безымянный пальцы подобно рычагу размещены сзади мяча, а большой палец и мизинец придерживают его сбоку (рис. 7.5). Перед началом разбега метатель держит снаряд над плечом в согнутой руке.

Рис. 7.5. Способ держания малого мяча

Попадая на контрольную отметку левой ногой, метатель безостановочно выполняет первый шаг правой. Стопа ставится прямо по ходу движения, а положение таза остается таким же, как и в первой части разбега. Одновременно начинается поворот плеч направо и постепенное отведение назад согнутой в локтевом суставе правой руки с мячом. Левая рука, согнувшись в локтевом, суставе, движется вперед.

Второй шаг, выполненный левой ногой, сопровождается дальнейшим поворотом оси плеч направо почти до угла 90° от и. п. и полным выпрямлением правой руки со снарядом. Таз в этом шаге также поворачивается направо, примерно на 45°. Кисть руки со снарядом располагается немного выше одноименного плеча. Между выпрямленной правой рукой и туловищем образуется прямой угол, который сохраняется в дальнейших движениях. Для поддержания скорости рекомендуется удерживать вертикальное положение туловища. Важно при выполнении шагов разбега свести к минимуму вертикальные колебания ОЦМТ. Подбородок находится у левого плеча. Движения ногами должны быть активными, пружинистыми и выполняться подобно убеганию от снаряда. После второго шага заканчивается процесс отведения снаряда.

Левая нога в этот момент после быстрого снятия с опоры (за счет активного проталкивания в результате предварительного сильного натяжения мышц ее передней поверхности) выносится вперед и завершает разбег

При осуществлении бросковых шагов очень важно соблюдать ритм их выполнения с акцентом на ускорение в последних шагах перед финалом.

Финальное усилие. Заключительная фаза броска начинается до постановки левой ноги в четвертом бросковом шаге в момент прохождения ОЦМТ над правой опорной ногой. Этот шаг выполняется без фазы полета. В финальном движении необходимо скорость, набранную в разбеге, максимально увеличить в момент броска:

Все элементы финального усилия выполняются как единое движение. Эффективность броска зависит от последовательности торможения звеньев тела в финале, начиная с нижних и заканчивая верхними, для передачи общего количества движения в снаряд.

Сохранение равновесия. После выпуска снаряда для погашения инерции движения метатель производит перескок с левой ноги на правую перед дугой, ограничивающей место выполнения броска.

Применяемые на практике варианты метания малого мяча с разбега обусловлены индивидуальными особенностями спортсменов и отличаются способом отведения снаряда и количеством бросковых шагов.

Методика обучения технике метания малого мяча

Процесс обучения технике метания малого мяча предваряет создание необходимых условий для усвоения изучаемых движений с помощью специально-подготовительных упражнений. Данные упражнения направлены на развитие соответствующих двигательных качеств и овладение основными закономерностями метательных движений, без которых обучение технике метания будет затруднительно.

Надо помнить, что метание мяча осваивается успешнее теми спортсменами, у которых хорошая подвижность в суставах грудной части позвоночника и плечевого пояса, лучше развиты скоростно-силовые качества, хорошие координационные способности.

В результате проведенной подготовки создаются необходимые предпосылки к обучению и начинается целенаправленное изучение техники метания.

Задача 1. Создать представление о технике метания малого мяча.

краткий рассказ об основных закономерностях движений и технике метания малого мяча, показ наглядных пособий;

демонстрация техники метания малого мяча с места в цель и с разбега на дальность;

ознакомление с правилами соревнований по метанию малого мяча.

Методические указания: при объяснении и показе обратить внимание на ведущие элементы техники, отметить особенность целевых установок в бросках на точность и на дальность.

Задача 2. Обучить держанию снаряда и технике броскового движения в финальной фазе при метании малого мяча.

выполнение хвата малого мяча;

метание мяча перед собой в пол активным движением кисти из исходного положения (и.п.) рука прямая впереди;

то же, но метание хлестообразным движением предплечья и кисти;

то же, но в и. п. мяч в поднятой вверх руке, а хлестообразное движение начинается после активного выведения локтя вперед с последующей резкой его остановкой;

метание мяча вперед-вверх двумя руками из-за головы, стоя в и.п. ноги врозь на ширине плеч;

то же из и.п. левая нога впереди, правая сзади на носке;

то же, но метание одной рукой в вертикальную цель, другая рука в и.п. согнута в локтевом суставе и находится перед собой;

метание мяча вперед-вверх из и. п. стоя левым боком по отношению броску, рука со снарядом выпрямлена и отведена назад левая рука перед собой, вес тела над слегка согнутой правой ногой, туловище умеренно отклонено назад;

то же, но броски выполнять в вертикальные и горизонтальные цели;

метание мяча после постановки левой ноги из и. п. стоя левым боком по отношению броска на согнутой правой и приподнятой левой ноге с отведенным снарядом.

отведение мяча на месте с имитацией броска;

отведение мяча в ходьбе и беге без броска;

бег скрестными шагами с отведенным снарядом без броска;

бег 20—30 м, рука со снарядом над плечом.

При отведении снаряда в движении каждый счет соответствует выполненному бросковому шагу.

Скрестные шаги следует делать быстро, проталкиваясь вперед, без вертикальных колебаний ОЦМТ.

Пробежки со снарядом осуществляются равномерно и равноускоренно.

Задача 4. Обучить сочетанию элементов предварительной и финальной фаз движения и технике метания малого мяча в целом.

метание со скрестного шага с отведенным мячом в и.п.;

метание мяча с трех шагов разбега с предварительно отведенной рукой со снарядом;

метание мяча с четырех бросковых шагов;

то же с предварительного подхода до контрольной отметки;

метание мяча с укороченного разбега;

метание мяча с полного разбега.

Методические указания: при выполнении броска со скрестного шага необходимо произвести постановку левой ноги на опору синхронно с разгибанием правой ноги и одновременным поворотом правой стороны таза налево-вперед.

При метании с трех шагов разбега ритм движения следует регулировать длиной шагов, размеченной ориентирами (первый шаг равен трем стопам, а второй и третий — четырем), и быстротой их выполнения.

В бросках с укороченного и полного разбега надо корректировать контрольную отметку и следить за ритмом бросковых шагов в сочетании с финальным усилием.

Задача 5. Совершенствовать технику метания малого мяча С учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

выполнение специально-подготовительных упражнений;

метание мячей, различных по весу;

использование вариантов техники, выбранных на основе индивидуальных особенностей метателей;

метание мяча на результат с соблюдением правил соревнований.

Методические указания, при совершенствовании техники уточняются длина разбега, ритм выполнения движения, количество бросковых шагов и другие элементы метания. Индивидуализация техники происходит при постоянном развитии необходимых двигательных качеств.

Прочность образования навыка лучше всего проверяется специальными тестированиями и выступлениями на соревнованиях;

Техника и методика обучения метанию малого мяча в цель

Метание малого мяча в цель проводится в младших классах. Техника броскового движения этих упражнений подобна технике финальной фазы, выполняемой при метании мяча с разбега. Однако двигательная установка для приложения усилий здесь направлена не на дальность броска, а на точность выполнения заключительной фазы метания.

Создание представления о технике движения, постановка задач обучения, подбор средств и необходимых методических указаний соответствуют тем, которые применяются для обучения ; технике держания снаряда и выполнения финального усилия при метании малого мяча с разбега.

Для оценки успешности овладения техникой метания малого мяча, выявления основных ошибок и причин их возникновений можно проводить сравнительный анализ удачных и неудачных попыток.

Обеспечение техники безопасности

На учебно-тренировочных занятиях по метаниям для исключения травматизма необходимо соблюдать ряд организационных требований:

обеспечить безопасное расстояние при размещении занимающихся;

исключить метание легкоатлетических снарядов навстречу друг другу;

придерживаться очередности выполнения бросков;

выполнять броски и собирать снаряды после попыток только по команде тренера-преподавателя;

при метании диска и молота на улице иметь заградительную сетку;

на занятиях в зале использовать учебные снаряды и выполнять броски в специальную сетку для погашения энергии выпущенного снаряда.

. Ошибки, возникающие при метании малого мяча, их причины и способы устранения

Ошибки, встречающиеся при разбеге

Скованность метателя в предварительной фазе разбега

Слишком быстрое начало разбега, бег на полусогнутых йогах

Повторный, равномерно ускоренный бег 20—30 м высоко на передней части стопы. Левая рука и плечи, двигаются свободно и разноименно, как при обычном беге, кисть со снарядом над правым плечом

Затруднен переход от предварительной фазы разбега к бросковым шагам

Нет постоянства при выполнении предварительной фазы разбега

Многократное выполнение предварительной фазы разбега со своевременным попаданием на контрольную отметку. Первые беговые шаги от стартовой отметки делать одинаковыми по длине

Нарушение ритма бросковых шагов

Нарушены оптимальные длина бросковых шагов и время их выполнения

Для стабилизации ритма бросковых шагов выполнять их по ориентирам с оптимальной скоростью

Излишний наклон туловища назад при первых двух бросковых шагах

Слишком высокое поднимание бедер в беге и расслабление мышц туловища при выполнении отведения снаряда

Нарушение прямолинейного продвижения в бросковых шагах’

Поворот стоп вправо на первых бросковых шагах при отведении снаряда

Отведение снаряда в беге по прямой линии с постановкой стоп по ходу движения

Пассивное продвижение вперед при скрестном шаге

Скрестный шаг выполняется преждевременно, без маха правым бедром

Бег скрестными шагами с отведенной правой рукой с акцентом на вынос правого бедра вперед

Высокий полет в скрестном шаге

Увеличенный мах правой ногой вверх после слишком активного толчка левой

Бег скрестными шагами с акцентом на быструю постановку правой ноги вперед на внешний свод стопы

Несвоевременное сгибание правой руки в локтевом суставе при выполнении скрестного шага

Излишняя закрепощен-ность плечевого пояса, слишком раннее начало финального усилия. Слишком низко опущена правая рука

Удержание кисти с мячом выше плечевого сустава

Левая нога в четвертом бросковом шаге ставится по линии разбега или правее

Левую ногу следует ставить левее линии разбега на расстоянии одной стопы

Ошибки, встречающиеся при выполнении финального усилия

Затруднен переход от разбега к финальному усилию

Во время двух последних бросковых шагов удерживать голову у левого плеча, направив взгляд по ходу разбега. Следить за правильным углом поворота стоп

Бросок осуществляется только одной рукой. Недостаточное выпрямление левой стороны тела

Бросок согнутой рукой

Бросок рукой сбоку

Нарушено прямое направление движения кистью при выполнении броска

Сгибание левой ноги в коленном суставе перед выпуском снаряда

Слишком короткий четвертый бросковый шаг

Ставить левую ногу дальше вперед с пятки, с дальнейшим переходом на всю стопу. Выпускать снаряд в упор через прямую левую ногу

Ошибки, встречающиеся при сохранение равновесия

Выход за дугу после выпуска снаряда

Малое расстояние от постановки левой ноги в четвертом бросковом шаге до линии дуги

Откорректировать контрольную отметку. Своевременно выполнять финальное усилие

При броске метающая рука слишком отводится в сторону от туловища.

При броске голова и верхняя часть туловища отклоняются влево.

Правая нога выставлена вперед, поэтому невозможно нормальное перенесение усилия.

Некоторые специальные упражнения, развивающие силу и гибкость.

Методика и последовательность обучения

Главными составляющими основ техники являются правильное выполнение хлестообразного движения рукой и последовательность работы звеньев тела, позволяющие использовать усилия всего опорно-двигательного аппарата. Из-за различной физической подготовленности школьников при обучении метанию могут возникать некоторые сложности, которые необходимо учитывать при планировании работы с классом.

Начинать обучение лучше всего с метания больших по размеру, но не тяжелых мячей, позволяющих правильно выполнить заданное упражнение. Положение кисти при держании относительно большого мяча позволяет ребятам лучше его чувствовать. С первых уроков обращайте внимание на четкую организацию занятий, добиваясь необходимой дисциплины. Дети очень эмоциональны и, испытывая желание лучше, быстрее, дальше бросить мяч, поймать его, выбегают со своих мест, мешают одноклассникам. Учитывайте и то, что однообразные упражнения детям быстро надоедают, поэтому дозировку упражнений ограничивайте до 6–10 повторений. Большинство упражнений в бросках, ловле мячей лучше всего выполнять в парах. Это способствует воспитанию взаимной координации движений, значительно повышает интерес к занятиям. Следите за удобным и рациональным размещением занимающихся на площадке на достаточном расстоянии друг от друга. После того как одно упражнение будет освоено, переходите к изучению следующего, постоянно совершенствуя предыдущее.

11. Средства, формы и методы обучения плаванию

Методы обучения — это наиболее рациональные приемы, посредством которых педагог воспитывает у занимающихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Известны три основные группы методов обучения — словесные, наглядные и практические.

Словесные методы. С помощью словесных методов у учащихся создают предварительное представление об изучаемом движении, о его форме и характере, способствуют развитию умения анализировать созданное педагогом представление о движении, выявлять, и устранять ошибки. Видами словесных методов являются объяснение, рассказ, беседа, замечание, команда и распоряжение, указание, подсчет и др. Специфика обучения плаванию предъявляет к словесным методам свои требования. Например, подробные объяснения техники плавания нужно проводить на суше, а в воде следует напоминать лишь о главных деталях упражнений, не допуская переохлаждения детей.

Объяснение — это изложение сути изучаемого конкретного понятия, движения, действия. Оно приучает занимающихся к логическому осмысливанию основного содержания преподаваемого материала и помогает выделить из него основные, наиболее важные детали, факты. Например, объясняя тему урока, преподаватель выделяет главные ее моменты и на. них сосредоточивает внимание учащихся.

Рассказ — это сжатое повествование, характеризующееся единым направлением и последовательным раскрытием содержания. При использовании рассказа как одного из словесных методов обучения физическим упражнениям в нем должны иметь место факты, выражающие сущность изучаемого понятия (материала).

Команды и распоряжения применяются для правильной организации и четкого руководства деятельностью занимающихся в процессе урока. Они определяют место, время, направление и продолжительность выполнения отдельных движений и действий. Команды должны побуждать учащихся к немедленному и беспрекословному выполнению движений или действий. ^Различают команды предварительные, мобилизующие внимание учащихся, и исполнительные, после которых они начинают упражнение. Команды надо отдавать громко, четко, в повелительном тоне. На уроке плавания иногда вместо команд используют распоряжения, например: «Поставить кисти на колени», «Взяться руками за желоб» и т. д.

Для определения темпа и ритма движений, а также акцентирования внимания на отдельных деталях упражнений используется подсчет. Подсчет может вести преподаватель или вся группа занимающихся одновременно.

Указания — это объяснения в краткой, сжатой форме. По мере накопления учащимися двигательного опыта преподаватель использует указания для устранения ошибок, оценки выполняемого упражнения и т. д. Указания, как правило, даются без остановки движения (по ходу) голосом и жестами. Если, например, занимающийся, плывущий брассом, забывает разворачивать стопу при выполнении рабочего движения, то преподаватель подсказывает: «Стопа». Иногда полезно пользоваться методическим приемом контрастности: сначала показать неправильное положение какой-либо части тела, а затем правильное.

Наглядные методы обеспечивают создание у занимающихся конкретного представления о изучаемом действии, движении или упражнении. Эти методы включают: показ упражнений, учебных наглядных пособий, кинокольцовок, учебных фильмов.

Показ изучаемого упражнения проводится квалифицированным исполнителем лучше всего перед началом занятий в воде. Демонстратор должен уметь выделить наиболее характерные детали изучаемого движения.

Во время показа группа должна располагаться так, чтобы особенности техники плавания были видны всем. Для этого упражнение показывают в плавании вдоль и поперек бассейна. Можно наблюдать за техникой пловца через смотровые окна, расположенные в стенках бассейна. Показ упражнений должен сопровождаться краткими объяснениями основных деталей техники.

Учебные наглядные пособия -это циклограммы, кинограммы, плакаты, рисунки, диаграммы и графики. С помощью их преподаватель разъясняет учащимся элементы техники, координационные связки и важнейшие упражнения для изучения техники плавания.

Кинокольцовки позволяют рассматривать любые детали техники многократно. При этом желательно, чтобы пленка была отснята ускоренно («рапидом») тогда на экране движения будут демонстрироваться в замедленном темпе. Сложные детали техники можно рассматривать при остановке кадра.

Учебные фильмы обычно содержат материал по обучению какому-то разделу программы или демонстрируют технику способов плавания. Такие фильмы лучше всего демонстрировать перед началом изучения соответствующего раздела программы или в процессе изучения, когда нужно напомнить занимающимся основные детали техники плавания.

Помимо перечисленных методов, на занятиях по плаванию широко применяются звуковые, зрительные и комбинированные сигналы (голосом, свистком и жестами). О системе подачи сигналов преподаватель должен заранее договориться с учащимися.

Практические методы. Группу практических методов составляют метод упражнения, соревновательный и др. Главным из этих методов является метод упражнения, который предусматривает многократное повторение движений, направленных на овладение элементами и способом в целом. Все упражнения, применяемые в процессе обучения плаванию, объединены в целостно-раздельную систему. Это значит, что изучаемый способ плавания вначале демонстрируется и анализируется (дается подробное объяснение), затем он расчленяется на составляющие его элементы (движения ногами, дыхание, согласование движений ногами и дыхания и др.), которые изучаются последовательно и подводят учащегося к освоению способа плавания в целом.

При обучении плаванию широко используются многочисленные методические приемы, например облегчение или усложнение условий выполнения, медленное плавание, выполнение изучаемых движений в соревновательной или игровой форме и др. Рассмотрим некоторые такие приемы.

Облегчение условий выполнения движений обычно проводится в мелком бассейне, при проведении урока поперек бассейна, при использовании облегченных способов плавания. Обучение в усложненных условиях, как правило, является кратковременным и способствует лучшему выполнению упражнений в обычных условиях. Применяются, например, такие приемы: переход к обучению в глубоком бассейне, плавание по всей длине бассейна безостановочно, удержание плавательной доски в руках в вертикальном положении, плавание с помощью только рук, ног и т. д.

Медленное плавание применяется для оценки степени овладения навыком согласования движений и дыхания. Если занимающийся проплывает определенное расстояние с техническими ошибками, очень медленно и без остановок, с правильным дыханием, то это значит, что условнорефлекторная связь «движение-дыхание» образована и преподаватель может приступать к устранению наиболее серьезных ошибок в технике движений, , а по мере их ликвидации увеличивать длину проплываемой дистанции и темп плавания. Если же по мере увеличения темпа плавания будет нарушаться дыхание, то следует вновь вернуться к медленному плаванию. С помощью медленного плавания можно эффективно обучать движениям руками и ногами.

Выполнение изучаемых движений в соревновательной и игровой форме целесообразно по мере освоения движений в различных положениях (опорном, безопорном). Во время игры занимающиеся перестают контролировать правильность плавательных движений, поэтому здесь наиболее ярко проявляется степень освоения этих движений. Преподаватель контролирует действия занимающихся и после окончания игры указывает на допускаемые ими ошибки в технике плавания.

Выполнение упражнений в форме простейших соревнований значительно повышает эффективность обучения. Однако нужно помнить, что при использовании этого приема учащиеся должны обязательно знать итоговый результат своей деятельности, иначе такой методический прием теряет свой смысл. На начальных этапах обучения в форме соревнования можно выполнять упражнения на оценку (в баллах), назвав того, кто сделал упражнения лучше всех. Применяются такие соревнования: «Кто дальше проскользит», «Кто быстрее всплывет», «Кто дольше пролежит на воде» и т. д. По мере освоения техники, кроме оценки в баллах, применяется плавание на скорость как по элементам (с помощью одних ног или рук) в опорном и безопорном положениях, так и в полной координации с использованием облегченных и спортивных способов плавания.

При обучении плаванию часто используют различные ориентиры. Они могут быть постоянными и временными. Постоянными являются поперечные и продольные линии на дне бассейна, разные цвета окраски поплавков на дорожках, квадраты на поворотных щитах и другие обозначения, облегчающие условия выполнения заданий. Временными ориентирами могут быть: место, занятое преподавателем перед началом выполнения упражнений, предмет, установленный на определенном расстоянии от старта, дорожка, протянутая поперек или в длину бассейна, и т. д. Ориентиры помогают преподавателю в организации деятельности учащихся, облегчают постановку перед ними конкретных заданий.

Упражнения можно выполнять в парах с поддержкой партнера, предварительно объяснив способ поддержки, очередность выполнения, задачи выполняющего движения и поддерживающего. При использовании этого методического приема поддерживающий становится помощником преподавателя. Он указывает выполняющему на допускаемые ошибки и помогает их устранить. Как правило, этот прием применяется после изучения упражнений у неподвижной опоры.

В процессе обучения применяются и так называемые контрастные приемы. Например, учащийся выполняет упражнение на всплывание. Для того чтобы подчеркнуть необходимость предварительного глубокого вдоха и последующей задержки дыхания, ему предлагается не делать глубокого вдоха, погрузиться в воду и принять заданное положение (тело не поднимается на поверхность воды). Сразу после этого учащийся выполняет упражнение правильно (делает глубокий вдох, опускается в воду и задерживает дыхание), и тело всплывает на поверхность воды.

Для того чтобы научить правильной технике плавания, нужно опробовать несколько ее вариантов, из которых выбрать «свой». С этой целью в процессе занятий следует выполнять упражнения с различными углами сгибания рук и ног, чередовать их, во время движений применять различные мышечные усилия при выполнении рабочих движений, а также плавать с изменением скорости. Такой методический прием способствует освоению варианта техники, отвечающего анатомо-физиологическим особенностям каждого занимающегося.

При изучении упражнений и элементов техники используются образные выражения и сравнения, облегчающие понимание сущности задания. Например, «Гуди, как паровоз», «Задуй горящую свечу» (при изучении выдоха в воду); «Нырни как утка», «Вытянись в струнку», «Смотри, как убегает дно» (при обучении всплываниям и скольжениям); «Работай руками, как мельница», «Работай ногами, как лягушка» (при изучении элементов техники плавания).

Наибольший эффект достигается при комплексном использовании различных методов и методических приемов в зависимости от задач урока.

Общая схема обучения плаванию слагается из следующих этапов:

демонстрация изучаемого способа плавания и его элементов;

теоретическое обоснование (объяснение) техники данного способа и его элементов;

опробование способа (попытка плавать изучаемым способом) ;

практическое ознакомление с формой движений на суше;

овладение элементами способа и отдельными сочетаниями движений в воде;

освоение способа плавания в целом;

совершенствование техники способа и его элементов.

При демонстрации способа плавания в целом следует рассказать об основных особенностях техники изучаемого способа (положение тела, характер дыхания, форма движений рук и ног, согласование движений с дыханием и т. д.). Демонстрируя элементы способа плавания, необходимо четко указывать положение конечностей, выделять работу каждого их звена, объяснять положение основных гребущих поверхностей, указывать моменты наибольшего приложения усилий в рабочем движении, давать характеристику темпа и ритма движений. Здесь же следует показывать основные упражнения, с помощью которых изучаются различные элементы способа.

После демонстрации и объяснения техники изучаемого способа необходимо рассказать занимающимся о его спортивном, прикладном и оздоровительном значении, в том числе о его популярности, скоростных возможностях, уровне рекордов, соревновательных дистанциях, об использовании его при спасании утопающих, буксировке груза, о значении в развитии двигательных качеств. Затем занимающиеся на мелком месте бассейна пытаются плавать изучаемым способом.

Практическое ознакомление с формой движений на суше предусматривает выполнение основных имитационных упражнений, создающих у занимающихся представление об амплитуде, направлении и скорости движений конечностей, углах сгибания в суставах, о наиболее целесообразном согласовании движений в цикле и т. д.

Овладение элементами способа и отдельными сочетаниями движений, а также освоение способа в целом осуществляется в воде. Для успешного овладения движениями в воде необходимо прежде ‘всего научиться принимать правильное исходное положение для выполнения всех упражнений. С этой целью в обязательном порядке перед изучением упражнения проводится опробование данного исходного положения.

При обучении различным плавательным движениям используются многочисленные упражнения. Они должны выполняться так, чтобы последовательно расширять двигательный арсенал обучающихся. Это, в частности, достигается путем изменения положения рук при плавании с помощью одних ног. Однако не следует увлекаться увеличением числа упражнений. Нужно применять такие, которые были бы направлены на решение конкретной задачи, использовались бы для приобретения определенного навыка.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Ответы 2

+

рука должна быть у плеча потом разбег и меток и надо чтобы тебя прямо несло за мячом

Ответ

+

Спринт — совокупность легкоатлетических дисциплин, где спортсмены соревнуются в беге на короткие (спринтерские) дистанции по стадиону. Спринтом считаются дистанции до 400 метров включительно[1]. В программу Олимпийских игр включен гладкий бег на 100, 200 и 400 метров у мужчин и женщин, эстафетный бег 4×100 и 4×400 метров у мужчин и женщин.

Читайте также:

      

  • Особенности умывания и кормления ребенка третьего года жизни кратко
  •   

  • Федеральное агентство водных ресурсов полномочия кратко
  •   

  • Военная доктрина ссср накануне второй мировой войны кратко
  •   

  • Память у детей с нарушением зрения кратко
  •   

  • Испытание ядерного оружия кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что является типичной ошибкой при выборе профессии тест ответы
  • Что является счетной ошибкой при начислении пособия
  • Что является ошибкой при пространственной обработке фонограммы многоплановость
  • Что является существенной ошибкой в балансе
  • Что является ошибкой при подачи мяча