Что такое социально этические ошибки

Критерий К11-К12. Этические и фактические ошибки. Давайте разберемся, что это такое.

К11. Соблюдение этических норм
Если этические ошибки в работе отсутствуют, можно получить 1 балл
Если допущены этические ошибки (одна и более), то О баллов.

 При проверке результатов единого государственного экзамена иногда встречаются работы экзаменуемых, которые вызывают недоумение и некоторые затруднения проверяющих при оценивании, поскольку в этих сочинениях встречается особый вид ошибки — этическая ошибка. Так, встречаются работы, в которых фиксируются высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявляющие речевую агрессию, изобилующие жаргонными словами и оборотами. 

Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия — грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк» и др.).

 Например:
«Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами».

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
 
Если фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют, то можно получить 1 балл.
Если допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале, то 0 баллов

  Что такое фактические ошибки?

  • неверное изложение фактов, которые не упоминаются в исходном тексте (фактов фонового характера) и которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. и.: «Гете — французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»)’,
  • приведение фактов, противоречащих действительности, например: «Столица США-Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии».

Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников». 

 Подобные ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).

Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ (ФИПИ)


Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ
проводился в Тверской области в 2006 году впервые,
его итоги позволили сделать некоторые выводы, в
том числе о характере ошибок, наиболее часто
допускаемых выпускниками школ.
Примеры ошибок, приведенные в моей статье,
выписывались экспертами по моей просьбе для
составления аналитического отчета об итогах ЕГЭ
по русскому языку в 2006 году. Думаю, этот материал
поможет и будущим экспертам, и учителям,
готовящим учеников к сдаче ЕГЭ.

Н.М.
 Сергеева,

председатель предметной комиссии
по русскому языку,
г.  Тверь

Ошибки речевые, грамматические,
этические, фактологические…

Готовимся проверять сочинения на ЕГЭ

Надо признать:
плохая образованность у нынешней молодежи.

(Из сочинения на ЕГЭ)

Речевые ошибки

Ошибки, связанные с неверным или не с самым
удачным употреблением слов или фразеологизмов,
квалифицируются в школьной практике как речевые.
Эксперты ЕГЭ оценивают соблюдение речевых
(лексических) норм по критерию 10: если в работе
допущено более трех ошибок, экзаменуемый вместо
возможных двух получает ноль баллов.

Выпускники нарушают коммуникативную точность
высказываний, употребляя слова и фразеологизмы
в несвойственном им значении
или без должного
учета стилистических или
эмоционально-экспрессивных оттенков выражений: Это
слово не имеет в русском языке прототипа. Люди,
которые повязли в лени, много теряют. Наши
чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры
обличают поэта как романтика. Славка выступает в
этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень –
это монстр современной молодежи.

Многочисленны примеры смешения паронимов,
то есть однокоренных или сходно звучащих слов с
различными значениями: Книга дает гормональное
воспитание человеку. Она всегда была человеком
замкнутым, скрытым. Кристаллическая честность.
Он не хотел лечиться от алкоголя. К книге нужно
относиться очень бережливо, она этого
заслуживает. Автор злостно обличает равнодушных
людей.

Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении
лишнего слова, она также часто встречается в
сочинениях выпускников: Немецкая Германия.
Рабочий пролетариат. В сельской деревне.
Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую
книгу. Но эти герои только пустословят и болтают.
Здесь раскрыта и затронута интересная проблема.
Мать стояла тихо и молча. Эти модницы
интересуются только платьями и нарядами. Лестные
комплименты. Денежный штраф.

Экзаменуемые нередко нарушали привычную
лексическую сочетаемость
слов – в
результате возникали речевые ошибки: Сегодняшняя
молодежь мало читает, не повышает свой кругозор.
Его речь насыщена обилием книжных слов. Нервы и
волнения переполнили автора. У нас сегодня
опасное и невоспитанное подростковое поколение.
Мать
стояла с жалкой внешностью, оборванная, в
обнищавшей одежде. Сын бессовестно обращается с
матерью. Ветеран лишь хотел большего количества
понимания. Каждое слово имеет свою
непревзойденную историю.

Изучению фразеологизмов в школьной программе
уделяется крайне мало времени – в результате
учащиеся имеют весьма смутное представление о
нормах употребления устойчивых сочетаний. Они
плохо знают значение фразеологизмов, часто
искажают их состав, что приводит к разрушению
двуплановости образа, лежащего в его основе;
возникает противоречивость образов и контекста,
позволяющего понимать выражение буквально:

С этим положением можно согласиться только
скрипя сердцем.

Эти дети были обделены от радости.

Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

Низкий поклон перед теми, кто воевал.

Над ним разыграли шутку.

Этот поступок был последней каплей,
переполнившей бочку с порохом.

Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить
и увеличить внутренние органы.

Стилистические ошибки

Большую часть речевых ошибок составляют
ошибки, которые являются собственно стилистическими.
Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие
смешения лексики разных исторических и
социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел
работу, но потом его сократили.
Собственно
стилистическими являются и ошибки в результате
смешения выражений разных стилей,
немотивированное использование диалектных,
просторечных выражений, что противоречит нормам
литературного языка: Я маленько не согласна с
точкой зрения автора. Подобным жмотом показал
Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову
знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы
философы и писатели ославили ее имя во всем мире.
Авторскую позицию выражает пословица, которая
гласит: «По одежке встречают
по уму
провожают». Шариков, получив некоторую власть,
стал беспредельщиком.

Довольно часто речевые недочеты в текстах
экзаменационных сочинений ощущаются, однако
классифицировать их очень трудно; в этом случае,
на наш взгляд, следует снижать оценку по критерию
6, а не 10. Так же следует поступать и со следующей
группой ошибок, ведущих к нарушению требования
чистоты, богатства и выразительности речи – это
речевые недочеты, ухудшающие речь, но это менее
грубые нарушения, чем ошибки. Недочеты
рассматриваются с точки зрения «лучше – хуже,
удачно – не вполне удачно сказано»; они менее
строго оцениваются и в школе, и экспертами на ЕГЭ.
Это тавтология – ошибка, состоящая в
употреблении слов, повторяющихся в небольшом
контексте, употребление слов-сорняков: Я как бы
смотрел в зеркало и видел себя. Исходя из
вышесказанного, Тендряков делает вывод…… Я
думаю, что нам не следует серчать на украинцев и
даже на эстонцев.

Грамматические ошибки

По критерию 9 оценивается соблюдение
грамматических норм в текстах экзаменационных
сочинений. Грамматические ошибки вызваны
нарушением норм словообразования
(словообразовательные ошибки), формообразования
(морфологические ошибки), норм синтаксической
связи слов в словосочетаниях и предложениях, а
также простых предложений в составе сложных
(синтаксические ошибки).

Словообразовательные ошибки – это
результат словотворчества с нарушением норм:
слова образуются по не существующим в
литературном языке моделям или не учитывается,
что совокупность реально существующих лексем не
полностью совпадает с системой слов, которые
могли быть в языке, но в речи они не
употребляются:

Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид
матери. Взятничество – бич нашего времени.
Оплошки героев. Основная проблема – робкость
молодого преподавателя. Бороться с нахальностью
трудно. Просторечивые слова. Общественный
устрой. По асфальтной дорожке. С детства у нее
были приклонности к музыке. Воины проявляли
упорность и отвагу. Надо понять, что все это не
зазря делалось. Вызывает уважение неколебимость
характера героев. Л.Толстой назвал народ
толкателями истории. Известно, что Гумилев
обсмеивал талант Ахматовой.

Недочеты при образовании форм тех или иных
частей речи также разнообразны и многочисленны.

Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

Более худшего примера не привести.

В те годы Россия была голодна и нища.

Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.

Можно рассказать о судьбе обоих сестер.

Ветерану хотелось слов без фальша.

Автор анализирующего текста – писатель
В.Тендряков.

В новостях по телевидению постоянно передается
о насильстве над людьми.

Мы узнаем об ихних планах.

Был нужен человек, могущий бы помочь в этом
деле.

Еще Гоголь писал о великости русского народа.

Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб
и эгоист.

Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь
перед смертью!

Вадима преследовало раскаивание, но недолго.

Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.

Меня захватили сердцетрепещущие мысли.

Недавно Эстонский сейм утвердил постановление
о снесении памятника воину-освободителю.

Русский язык необъемлем.

Это был самый прекраснейший выход из ситуации.

Среди
синтаксических ошибок встречаются нарушения
норм управления, норм согласования между
сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в
предложении, смешение прямой и косвенной речи,
ошибки в построении сложного предложения:

Автор повествует о том, как нужно правильно
путешествовать.

По приезду в Британию сам он сразу едет в
Лондон.

С отсталой страны Россия превратилась в
великую державу.

Российская молодежь готовы лечь на амбразуру,
чтобы не допустить этого.

Те, кто любят литературу, знают это имя.

Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже
сказки.

Д.Лихачев заостряет внимание на проблему
национализма.

Не только он, но даже мы все вместе не могли
ничего поделать.

В подтверждение этому приведу такой эпизод.

Разрушаются памятники культуры, которыми нужно
гордиться, а не разрушать. Путешествия – не
только источник информации, а также слагаемое
истории.

Хорошим примером этой проблеме является наш
общественный транспорт.

За подвиг ученого он был удостоен орденом.

Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом
писателя.

Особенно часто встречаются нарушения в
предложениях с деепричастными оборотами:

Комментируя этот текст, мне кажется, что автор
любит путешествовать.

Походив по музеям, путешественнику стало
скучно смотреть на все эти физические ценности.

Не заботясь о памятниках малых народов, они
могут исчезнуть с лица земли.

Автор убеждает, что, познавая культуру другого
народа, посещение музеев не будет иметь особого
смысла.

Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью
уток.

Не став развивать талант, его можно загубить.

С 2006 года в систему оценивания заданий с
развернутым ответом включены два
дополнительных: К–11 – Соблюдение этических норм
и К–12 – Соблюдение фактологической точности в
фоновом материале.

Этические ошибки

В первом случае имеется в виду особый вид
речевых ошибок – этических.
Нечасто, но
встречались работы, в которых фиксировалось
проявление речевой агрессии,
недоброжелательности, обнаруживались
высказывания, унижающие человеческое
достоинство, выражающие высокомерное и циничное
отношение к человеческой личности:

Этот текст меня бесит.

Михалков сам пистаель, вот он и призывает всех
книги читать.

Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.

Работы тверских выпускников также не вполне
свободны от недочетов подобного рода:

Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы
читать книги сегодня.

Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам
останешься без штанов.

Агеев – очень яркий писатель своего времени,
рассказ писателя – это пример человеческой
глупости.

Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не
нравится – пусть отправляются на тот свет.

Почему школьная программа принуждает к
прочтению всего старья, что именуется классикой?

Учась в школе, я, как и вся современная молодежь,
занималась ерундой.

Этически
некорректно называть писателя только по имени и
отчеству: Александр Сергеевич считал…; снисходительно
оценивать действия известных писателей: Довольно
ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев. Мне
хотелось бы поблагодарить автора текста за
умение передавать свои мысли.

Наличие грубых жаргонизмов также
рассматривается в качестве этической ошибки: Малые
народы дали нашей стране множество вещей, знаний,
а мы, как последние свиньи, повернулись к ним
спиной. Если бы я был там, то за такое отношение к
матери я бы этому кексу в грызло бы дал.

Фактологические ошибки

Соблюдение фактологической точности в фоновом
материале также оценивается по особому критерию.
Имеются в виду ошибки при пересказе содержания
литературных произведений, путаница в датах
исторических событий, в названиях произведений,
именах героев, фамилиях их авторов, неточности
при цитировании и т.д.: Книга очень много для
меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи –
век учись!» Базаров был нигилист и поэтому убил
старуху топором. Солдаты, победившие фашизм,
возвращались к мирной жизни и продолжали писать:
«Москва, как много в этом звуке для сердца
русского слилось!. Убив ростовщицу из-за денег,
Раскольников убивает и ее беременную сестру
Лизавету. Счастьем для Обломова, как известно,
было одиночество и равнодушие. В повести
Тургенева «Преступление и наказание»……
Фамилию
писателя В.Тендрякова экзаменуемые исказили так:
Тундриков, Трендьяков, Трюндиков, хотя она
была в тексте перед глазами пишущих.

Задание. Найдите и исправьте речевые
ошибки.

Примеры предложений для нахождения и
квалификации речевых ошибок:

Булгаков сожалел, что белая армия понесла
крах.

Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и
эгоизмом.

Молодому преподавателю не оставалось другого
выбора, как показать свои огромные знания.

Этот факт оказал на меня огромное впечатление.

Главной чертой России всегда было
чинопочитательство.

В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто
ничего не делает.

Этот человек был дворянином от мозга до костей.

Это главная проблема, заложенная в тексте.

Автор повествует нам о том, что нужно правильно
путешествовать.

Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту
проблему, которую до нас доносит автор.

Шахматы развивают воительность и память.

От своего лица и автора советую путешествовать.

Автор, Д.Лихачев, умело подмечает проблему и
убеждает своих сообщников, молодых людей,
сохранять памятники культуры малых народов.

Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы
повысить работу умственной деятельности.

Писатель данной статьи гласит, что великая
Волга располагается по всей России.

Жарким углем в костре мировой литературы
пылает имя моего любимого писателя Гоголя.

Гимназист, стесняясь бедности своей матери,
врет парням, что это его бывшая гувернантка

Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но
все-таки подошел к матери.

Эта проблема спровоцирована активным
развитием науки.

Это
был рок судьбы.

Она хотела помочь семье и отцу.

Школьные годы пропали не зря.

Человек в наше время читает книгу по нужде.

Приведенный в статье негативный материал можно
использовать при подготовке к экзаменам
выпускников будущих лет.

Н.М.  СЕРГЕЕВА,
г.  Тверь

Этические ошибки

Этические ошибки – это нарушения
моральных норм в общении между людьми
и социумами, а также несоблюдение норм
речевого этикета. С этической точки
зрения ненормативным является:

  • любое проявление речевой агрессии,
    недоброжелательности, в частности
    различного рода оскорбления, «навешивание»
    ярлыков, неодобрение, отрицательная
    некорректная оценка действий адресата,
    любые высказывания, унижающие
    человеческое достоинство, выражающие
    высокомерное или циничное отношение
    к человеческой личности, национальной
    принадлежности адресата, его культуре,
    религии
    .

  • Этически неприемлемы нецензурная
    лексика, жаргонные слова и обороты,
    делающие речь вульгарной
    .

  • Неэтичным является и речевое
    манипулирование (вид речевого
    воздействия, используемый для скрытого
    внедрения в психику адресата целей,
    желаний, намерений, отношений и
    установок, не совпадающих с теми,
    которые имеются у адресата в данный
    момент
    ).

  • Ты-форма обращения вместо Вы-формы,
    отсутствие приветствия по отношению
    к близким или знакомым людям, просторечное
    приветствие в официально-деловой
    обстановке, игнорирование приветствия,
    отсутствие поздравлений и знаков
    внимания по отношению к близким в
    праздничные дни, отсутствие благодарности
    за услугу, грубый отказ, отсутствие
    извинения в ситуации, когда оно
    необходимо, ситуативно неприемлемые
    высказывания и выражения (ситуативная
    неуместность), отсутствие этикетных
    формул прощания в ситуации размыкания
    контакта и т.п.

  • Любое вторжение в личную сферу адресата
    можно квалифицировать как этически
    неприемлемое.

  • Хвастовство и намеренное превозношение
    себя над другими, чванство, заносчивость
    также рассматривается как несоблюдение
    этических норм.

  • В круг этически дефектного поведения
    входят также насмешки над собеседником,
    как явные, так и скрытые.

  • Грубое нарушение этических норм –
    клевета, шантаж, намеренное выведение
    собеседника из состояния психического
    равновесия, глумление над его «святая
    святых», издевательство, любые проявления
    насилия над личностью.

Этическими нарушениями можно назвать
и несоблюдение основных правил ведения
диалога:

  • если к тебе обратились с речью, следует
    оставить любые занятия и выслушать
    речь;

  • если к тебе обратились с речью в тот
    момент, когда ты произносишь речь,
    следует замолчать и выслушать речь;

  • не следует игнорировать обращённую к
    тебе речь;

  • в ходе общения необходимо показывать
    собеседнику, что его речь понимается
    и принимается (в том числе внимательным
    молчанием – отсутствием речи, при
    котором выражением лица, жестами,
    междометиями, повтором слов слушающий
    извещает говорящего о том, что его речь
    принимается и понимается);

  • вопрос требует ответа;

  • повеление требует ответа действием
    или словом;

  • повествование требует ответной реакции
    (ответные реплики, или ответное
    повествование, или внимательное
    молчание).

К нарушению этических норм относится
и несоблюдение юридических законов. С
точки зрения христианской морали, к
нарушению этических норм относится
несоблюдение заповедей, о которых
говорится в Евангелии: не убий, не
укради, не прелюбодействуй, не
лжесвидетельствуй, не суди, не будь
лицемерен, не гневайся, прощай других,
будь милосерден и другие. К этическим
нарушениям также относится несоблюдение
постулатов бесконфликтного речевого
общения, сформулированных в современной
науке (максимы Г. Грайса и Дж. Лича, Р.
Лакофф).

Соседние файлы в предмете Стилистика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Этические ошибки

Этические ошибки – это нарушения
моральных норм в общении между людьми
и социумами, а также несоблюдение норм
речевого этикета. С этической точки
зрения ненормативным является:

  • любое проявление речевой агрессии,
    недоброжелательности, в частности
    различного рода оскорбления, «навешивание»
    ярлыков, неодобрение, отрицательная
    некорректная оценка действий адресата,
    любые высказывания, унижающие
    человеческое достоинство, выражающие
    высокомерное или циничное отношение
    к человеческой личности, национальной
    принадлежности адресата, его культуре,
    религии
    .

  • Этически неприемлемы нецензурная
    лексика, жаргонные слова и обороты,
    делающие речь вульгарной
    .

  • Неэтичным является и речевое
    манипулирование (вид речевого
    воздействия, используемый для скрытого
    внедрения в психику адресата целей,
    желаний, намерений, отношений и
    установок, не совпадающих с теми,
    которые имеются у адресата в данный
    момент
    ).

  • Ты-форма обращения вместо Вы-формы,
    отсутствие приветствия по отношению
    к близким или знакомым людям, просторечное
    приветствие в официально-деловой
    обстановке, игнорирование приветствия,
    отсутствие поздравлений и знаков
    внимания по отношению к близким в
    праздничные дни, отсутствие благодарности
    за услугу, грубый отказ, отсутствие
    извинения в ситуации, когда оно
    необходимо, ситуативно неприемлемые
    высказывания и выражения (ситуативная
    неуместность), отсутствие этикетных
    формул прощания в ситуации размыкания
    контакта и т.п.

  • Любое вторжение в личную сферу адресата
    можно квалифицировать как этически
    неприемлемое.

  • Хвастовство и намеренное превозношение
    себя над другими, чванство, заносчивость
    также рассматривается как несоблюдение
    этических норм.

  • В круг этически дефектного поведения
    входят также насмешки над собеседником,
    как явные, так и скрытые.

  • Грубое нарушение этических норм –
    клевета, шантаж, намеренное выведение
    собеседника из состояния психического
    равновесия, глумление над его «святая
    святых», издевательство, любые проявления
    насилия над личностью.

Этическими нарушениями можно назвать
и несоблюдение основных правил ведения
диалога:

  • если к тебе обратились с речью, следует
    оставить любые занятия и выслушать
    речь;

  • если к тебе обратились с речью в тот
    момент, когда ты произносишь речь,
    следует замолчать и выслушать речь;

  • не следует игнорировать обращённую к
    тебе речь;

  • в ходе общения необходимо показывать
    собеседнику, что его речь понимается
    и принимается (в том числе внимательным
    молчанием – отсутствием речи, при
    котором выражением лица, жестами,
    междометиями, повтором слов слушающий
    извещает говорящего о том, что его речь
    принимается и понимается);

  • вопрос требует ответа;

  • повеление требует ответа действием
    или словом;

  • повествование требует ответной реакции
    (ответные реплики, или ответное
    повествование, или внимательное
    молчание).

К нарушению этических норм относится
и несоблюдение юридических законов. С
точки зрения христианской морали, к
нарушению этических норм относится
несоблюдение заповедей, о которых
говорится в Евангелии: не убий, не
укради, не прелюбодействуй, не
лжесвидетельствуй, не суди, не будь
лицемерен, не гневайся, прощай других,
будь милосерден и другие. К этическим
нарушениям также относится несоблюдение
постулатов бесконфликтного речевого
общения, сформулированных в современной
науке (максимы Г. Грайса и Дж. Лича, Р.
Лакофф).

Соседние файлы в предмете Стилистика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что такое нравственные проблемы

Нравственность — комплекс ценностей определенного человека. Речь идет о представлении о добре и зле, о том, что такое хорошо, а что плохо.

Каждый индивид обладает своим представлением о нравственности. Если для одних, например, гражданский брак — это норма, то другие назовут его безнравственным сожительством. У каждой стороны на этот счет будут свои аргументы.

Несмотря на существенные различия, представления о том, что правильно, а что нет, у большинства людей едины. Это обусловлено основными нормами морали, которые закладываются изначально в семье, затем корректируются в таких социальных институтах как детские сады, школы, вузы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Примечание

Благодаря единому подходу к формированию нравственно-моральных качеств в ребенке, сегодня закрепилось мнение, что нравственный поступок — это действие, которое не идет в разрез с интересами кого-либо.

История

Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на представление общества о нравственности. Первым источником  учений о нравственности принято считать Библию.

Позже на первый план вышли учения более светского характера. Это связано с необходимостью формирования государства, с потребностью завоевания территории и укрепления границ. В это время в центре учения оказывается фигура идеального монарха. «Идеальный» означает отважный, воинствующий, честный, заботящийся о жизни своего народа.

Примечание

Если взять эпоху средневековья, то идеальные, казалось бы, на первый взгляд правители  совершали такие поступки, что мягко говоря, противоречили все нормам морали. Речь идет об убийстве младенцев из-за боязни потерять престол, о произволе по отношению к женщинам и этот перечень можно продолжать до бесконечности.

С развитием цивилизации и формированием правового государства внимание стали привлекать купцы и люди высших сословий. В эти времена в подсознании людей прочно закрепились понятия  «честь» и «бесчестный поступок». Неслучайно А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» дает совет молодому поколению «Береги честь смолоду». В XIX веке нарушить данное слово означало совершить безнравственный поступок. Люди дорожили своей репутацией, поэтому старались не совершать подобных поступков.

В наше время термин «репутация» в частной жизни человека имеет второстепенное значение. На первый план выносятся собственные интересы. Люди осознают, что живут они один раз, поэтому руководствуются сугубо собственными предпочтениями.

Понятия «свобода», «равноправие» кардинально изменило роль женщины в современном мире: от хранительницы семейного очага до президента. И женщина сама сегодня решает на какой ступени социальной лестнице ей оставаться. А в древние времена, к примеру, показаться на людях с распущенными волосами для девушек означало прослыть распущенной. Сегодня это понятие никак не связано с волосами.

Какие бывают нравственные проблемы

Забота человека о формировании собственной личности и об обустройстве собственной жизни — это хорошо. Но отсутствие границ допустимого и дозволенного повлекло за собой появление некоторых проблем.

В первую очередь это связано с относительно низким пониманием людей о роли семьи в жизни ребенка. Современные дети часто живут в условиях, когда оба родителя заняты построением карьеры. Это во многих случаях становится причиной того, что ребенок предоставлен сам себе. Живое общение с семьей заменено на переписку в соцсетях и на онлайн игры с незнакомцами. Такое общение чревато отчужденностью подрастающего поколения от реального мира и высокой вероятностью оказаться в руках аморальных людей.

Желание обогатиться и прославиться зачастую никак не связано с культом труда или с этическими понятиями.  В поисках легкой наживы находятся, как взрослые, так и дети. А это опасно вовлечением в дурные компании, где деятельность связана с мошенничеством и грабежом.

Активное внедрение через СМИ в жизнь человека выдуманных шаблонов, будь то компьютерные игры, кино, истории обогащения стали причиной полного стирания с подсознания чувства меры. В погоне за навязанным идеалом человек не знает границ в похудении, в проявлении силы, в обогащении. А это, так или иначе, пагубно сказывается на здоровье как физическом, так и психологическом.

Все вышеперечисленное становится причиной того, что мы живем не своей жизнью, а жизнью навязанной СМИ. И теряем при этом самое дорогое — семейные ценности.

Почему проблема нравственности актуальна во все времена

Нравственные проблемы актуальны всегда, потому что на нравственности держится общество. Если каждый представитель социума будет совершать поступки без учета интересов остальных, то это станет причиной появления хаоса.

В социальной среде он проявляется в появлении беспредела и безнаказанности. Еще в древние времена было определено, что для процветания государства нужен правитель, который мог бы урегулировать возникающие споры. Для этих целей выбирались старейшины рода, князья, а в дальнейшем правители. К тому же наши предки активно распространяли учение о том, что сила заключается в единстве.

Получается, что для процветания государства нужен был всеми уважаемый правитель и единство в обществе.

Попытки решения проблемы

Для урегулирования конфликтов в древние времена прибегали к применению силы. Сжигали, казнили тех, кто распространял лжеучения или каким-либо образом мешал правлению. Для самих правителей устраивали перевороты.

Но сегодня к решению любой проблемы нужно подходить более гуманным и цивилизованным путем. Значимая роль в современном мире отводится различного рода социальным институтам. Это детские сады и школы. Именно здесь формируется первоначальное представление о нравственности.

Даже руководителями различных трудовых коллективов могут вести работу по агитации к здоровому и правильному образу жизни среди взрослых людей. Это может быть организация экскурсий, коллективные походы в театр, различного рода поощрения.

Играющую роль в формировании представления о нравственности играет классическая литература. Любовь к чтению должна в обязательном порядке прививаться молодому поколению в семье и в учебных учреждениях.

В современном кинематографе активно пропагандируются традиционные ценности, что формировались веками нашими предками. В последнее время появилось множество хороших экранизаций на военную тему, о дружбе и справедливости.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое сообщение об ошибке в аксессе
  • Что такое смэв запрос с ошибкой
  • Что такое смысловая ошибка примеры
  • Что такое смысловая ошибка в сочинении
  • Что такое смысловая ошибка в предложении