Что отличает
настоящую научную работу от обычного
школьного доклада? Специфических
признаков много. Но одним из важнейших
является правильно оформленное
цитирование. Ссылочный аппарат позволяет
разграничить чужие и свои идеи, отделить
теоретическую базу от выводов автора.
На первых
этапах кажется, что наличие списка
литературы автоматически решает проблему
цитирования. Но это большое заблуждение.
Существует масса нюансов, игнорирование
которых не только снижает качество
научной работы , но и может стать
основанием для привлечения к ответственности
по закону. Мы разберем 10 самых
распространенных ошибок цитирования,
чтобы вы не допускали их в своих
исследованиях.
Немного об авторском праве
Прежде чем
разбирать конкретные ошибки, нужно
уяснить, почему это неправильно. На
вреде репутации ученого подробно
останавливаться не будем. Это очевидно,
что бездумное копирование чужих идей
и выдача их за свои характеризует автора
не с лучшей стороны. Такие люди подвергаются
порицанию «Диссернетом», а иногда и
теряют ученые степени.
Но последствия
могут быть и куда более серьезными.
Произведения науки, согласно статье
1225 Гражданского кодекса РФ, – это
результаты интеллектуальной деятельности,
охраняемые законом. Присвоение их себе
– это нарушение прав настоящего автора.
Статья 1255
ГК РФ содержит перечень авторских прав,
за нарушение которых предусмотрена
гражданско-правовая ответственность:
-
Исключительное
право на произведение. Это значит, что
автор пользуется и распоряжается своей
научной работой по своему усмотрению.
При этом отсутствие запрета другим
лицам на пользование ею не приравнивается
к разрешению. -
Право
авторства. Создатель произведения
имеет право признаваться его автором.
Если кто-либо приписывает авторство
себе, это нарушает право создателя. -
Право
на имя. Ученый разрешает использовать
научную работу под своим именем. Это
как раз и предполагает обязательность
цитирования. -
Право
на неприкосновенность произведения.
Другим людям запрещается без согласия
автора вносить в научную работу
какие-либо изменения или искажать ее
смысл. -
Право
на его обнародование. Делать научную
работу доступной для публики или нет
– решает только сам автор.
По ходу
знакомства с распространенными ошибками
цитирования мы выясним, какие именно
авторские права нарушаются при
некорректном оформлении ссылок на
использованные источники.
Делая первые
шаги в науке, мало кто обходится без
ошибок. Добросовестный исследователь
старательно изучает все правила
цитирования и избавляется от недочетов.
Мы приводим наиболее часто встречающиеся.
Отсутствие цитирования
Фактически
это присвоение интеллектуальной
собственности – наиболее грубое
нарушение гражданского законодательства,
касающегося авторских прав. В нынешних
реалиях такое пресекается сразу же:
научный руководитель отправляет на
доработку или издание отклоняет материал,
представленный для публикации.
«Антиплагиат»
необязательно показывает в таком случае
нулевую уникальность
. При должной
обработке текста он может быть технически
оригинален. Но если работу посмотрит
живой человек, он невооруженным взглядом
обнаружит некорректное заимствование.
Отсутствие ссылок в тексте при наличии
списка литературы
Любимый
рецепт студентов: соблюсти формальность,
поместить после текста требуемый раздел,
собрав его наугад. Список литературы
подбирается исключительно по созвучности
названий теме реферата или курсовой
работы, но ни с одним из перечисленных
источников автор не работает.
Получается,
что написанная (точнее, списанная или
скопированная) работа не имеет ничего
общего с приведенной литературой.
Соответственно, невозможно проставить
внутритекстовые ссылки. А это приравнивается
к отсутствию цитирования с вышеперечисленными
последствиями.
Некорректное заимствование графических
материалов
Научные
работы нередко содержат иллюстрации:
картинки, графики, схемы. Часто они
бывают авторскими и неразрывно связаны
с текстом. Соответственно, они тоже
охраняются как объекты авторского
права.
Во избежание
нарушения гражданского законодательства
необходимо под любым изображением,
созданным не вами, указывать источник
его заимствования (даже если он взят из
Интернета, и автор неизвестен).
Неправильное склонение фамилий авторов
Это в
некотором смысле нарушает право автора
на имя. Он дал право на издание произведения
под своим – вполне конкретным – именем.
Неправильное склонение искажает его.
Чаще всего ошибки связаны с неправильным
употреблением рода.
Неразличение первичного и вторичного
цитирования
Автор любой
научной работы, на которую ссылаетесь
вы, ссылается, в свою очередь, на работы
предшественников. И важно разобраться,
где мысль данного автора, а где он
цитирует коллегу. Если этого не сделать,
получится что вы приписываете идеи
одного человека другому. Тем самым
нарушается право первого на авторство.
Например,
если Иван Петров пишет о категорическом
императиве и в своей работе ссылается
на фундаментальный труд Иммануила
Канта, он все делает правильно. Но если
Василий Смирнов пишет о категорическом
императиве, излагает идеи Канта, но
ссылается только на Ивана Петрова, он
делает грубую ошибку при цитировании.
Исключения
бывают, если первоисточник найти не
удается или он написан на редком или
сложном языке. Тогда можно использовать
формулировку «Цит. по …» и сослаться
на лицо, впервые процитировавшее
оригинал.
Искажение смысла при парафразе
Этот прием
помогает
повысить уникальность текста
с технической точки зрения. Но важно не
переусердствовать в попытках пройти
барьер «Антиплагиата». Внесение смысловых
искажений нарушает право на
неприкосновенность произведения. К
тому же получается, что вы приписываете
человеку идеи, ему не принадлежащие.
Избыток цитат
Цитировать
чужие работы нужно в меру. Их переизбыток
так же вреден, как и отсутствие. Разве
что о нарушении интеллектуальных прав
в данном случае речи не идет. Страдает
лишь научный уровень работы: она
превращается в реферат, пусть и надлежащим
образом оформленный.
Неправильное оформление цитирования
Во избежание
даже самого незначительного нарушения
авторского права следует убедиться,
что ссылка на источник содержит все
компоненты, позволяющие достоверно
идентифицировать цитируемое произведение:
-
фамилия
автора; -
его
инициалы (да, однофамильцы вполне могут
работать в одной области); -
год
издания; -
место
издания и название издательства (для
книг); -
название
и номер выпуска (для журналов); -
номера
страниц.
По какому
стандарту
оформлять
ссылку
– это уже другой вопрос.
Ответа на него связан с редакционными
правилами, а не гражданским законодательством
или научной этикой.
Предпочтение электронной версии издания
печатной
Нарушения
интеллектуальных прав здесь нет. Но
основным изданием все же считается
печатное: оно выходит раньше, потому
более предпочтительно. Ссылки на
электронные ресурсы нужно давать в том
случае, если на физическом носителе
книга или журнал не издавался.
Отсутствие самоцитирования
Нарушать
собственные права законом не запрещается.
Однако в научной среде не приветствуется
бесконечное дублирование собственных
идей. Если необходимо использовать тот
или иной тезис, уже представленный под
вашем именем, необходимо поставить
ссылку на соответствующую работу.
Самоплагиат – не воровство, но и не
норма.
- Введение
- Виды цитирования
- Нормы подбора высказываний
- Правила оформления цитат
- Библиографическая ссылка
- Оформление библиографических ссылок
- Виды библиографических ссылок
- Типичные ошибки при оформлении цитирования
- Цитирование и системы проверки на плагиат
Введение
Подготовка научной работы, статьи в журнал всегда требует достоверного описания результатов исследования с применением научного цитирования.
Цитирование – это заимствованный элемент работы другого автора (дословная выдержка из текста), используемый для раскрытия темы своего научного труда, подтверждения полученных результатов, представления основополагающих идей и повышения качества работы в целом.
С помощью цитирования автор показывает, что определенный материал в его работе заимствован из другого источника.
Для цитирования могут быть использованы любые источники информации – книги, журналы, газеты, нормативны акты, научные работы (авторефераты, магистерские и докторские диссертации, публикации в журналах), отчетные материалы или т.п. Также, это могут быть ваши работы, опубликованные ранее. Цитирование может быть представлено:
- текстовым фрагментом;
- формулой или расчетами;
- графическим материалом (рисунки, диаграммы, графики и схемы);
- таблицей.
Основное требование цитирования – обязательное сопровождение любой цитаты библиографической ссылкой на работу автора и включение этой информации в список используемой литературы (перечень библиографических записей). Опираясь на цитаты и ссылки на них, читатель сможет получить информацию, необходимую для повторного поиска источника: сведения об авторе, заголовок документа, количество страниц источника и др.
Виды цитирования
Прямое цитирование – это полное (дословное) повторение фрагмента, взятого из работы другого автора. Запрещается произвольное изменение текста цитируемого автора, но, если цитата занимает более трех строк, ее необходимо сократить. Прямое цитирование используют для усиления научной или художественной части работы, с целью расширения доказательной базы проведенного исследования, в части проведения сравнительного анализа.
Требования к прямому цитированию:
- текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;
- цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск второстепенных слов, не влияющих на смысл, обозначается многоточием;
- не следует злоупотреблять цитатами. Оптимальное количество цитат в тексте – не более двух на странице;
- каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, откуда она была заимствована.
Пример:
Как отмечают в своей работе Кузьминов и Юдкевич, «у выпускников, которые остаются работать в вузе, фактически нет выхода на рынок труда — и, следовательно, нет доступа к механизмам внешней экспертной оценки полученного ими образования и компетенций, а у вузов соответственно нет стимулов к выпуску конкурентоспособных специалистов для академической сферы» [1, с. 144].
Список литературы
1. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России и Америке: различия академических конвенций // Вопросы образования, 2007, №4, С. 141‐158.
Парафраз цитаты (косвенное цитирование, перефразирование) – применяется в случаях, когда необходимо дать краткую или обобщенную информацию объемного цитируемого материала (больших по размеру цитат или частей из научных трудов), и при ссылке на несколько источников информации одновременно.
Такой вид цитирования является пересказом, но должен точно отображать основную идею автора и смысл, вложенный в контекст цитируемой фразы. Он является наиболее распространенным видом цитирования в научных работах.
Пример:
Эллен Дж. Лангер и др. приводит хорошо известный пример того, что она называет «бездумным поведением». В ее исследовании помощник экспериментатора пытался получить доступ к копировальной машине без очереди, приводя при этом различные заранее оговоренные «извинительные» аргументы. В результате наблюдений выяснилось, что неаргументированные просьбы (например, «Извините, можно я воспользуюсь ксероксом?») отклонялись, однако почти все обращения, сформулированные в форме объяснения, были удовлетворены (включая такое: «Извините, можно я воспользуюсь ксероксом, потому что я хочу сделать копии?»). Поражает достаточность столь поверхностного объяснения [1].
Список литературы
1. Канеман, Д. Карты ограниченной рациональности: психология для поведенческой экономики / Д. Канеман // Психологический журнал. – 2006. – № 2. – С. 5–29.
Пример:
Даймонд и Дыбвиг [1] рассмотрели и проанализировали механизм возникновения и развития банковской паники, построив двухпериодную модель.
Список литературы
1. Diamond D.W., Dybvig P.H. Bank Runs, Deposit Insurance, and Liquidity // Federal Reserve Bank of Minneapolis Quarterly Review, Vol. 24, No. 1, Winter 2000, pp. 14–23.
Резюмирование – является видом парафраза. Очень часто используется при подготовке литературного обзора по теме научного исследования. Применяется для описания достижений или подходов других исследователей, с целью раскрытия актуальности или уникальности вашей работы, без дословного приведения цитаты.
Цитирование по вторичным источникам (перекрестное цитирование или кросс-цитирование) – цитирование чьих-либо мыслей не из оригинального источника, а по работе (статье) другого автора. Такое цитирование возможно, но в таком случае вторичные источники должны быть хорошо проверены и соотнесены с первичными источниками. Общепринятым считается, что использовать вторичные источники можно только для введения в тематику вопроса, в части ознакомления с общей идеологией исследования, или если цитируются рассуждения и воспоминания автора первоисточника. Также, цитирование по вторичному источнику нередко используется, когда автор не может сослаться на первичную публикацию (например, утеря первоисточника или отсутствие доступа к засекреченным архивам).
При оформлении цитат по вторичным источникам применяется два вида оформления:
- Цитата оформляется так же, как и в случае прямого цитирования. После цитаты в квадратных скобках указывается «Цит. по:», затем номер источника в списке литературы, по которому приводится цитата, и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.
Пример:
В своей книге «Стимулы и политэкономия» Жан‐Жак Лаффон, говоря о необходимости финансирования местных общественных работ из местного бюджета, приводит аргумент Адама Смита: «Злоупотребления местных властей, связанные с распределением средств, какими огромными они бы ни казались, в реальности просто ничтожны по сравнению со злоупотреблениями и расходами административного аппарата великой империи». [Цит. по: 1, с. 18]
Список литературы
1. Лаффон Ж.‐Ж. Стимулы и политэкономия. Пер. с англ. Н.В.Шиловой, под науч. ред. В.П.Бусыгина, М.И.Левина. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
- При оформлении школьных и студенческих научных работ словосочетание «Цит. по:» использовать не рекомендуется. В этом случае во вводных словах к цитате необходимо упомянуть источник оригинального текста и источник, из которого этот текст был заимствован. При этом в списке использованной литературы дается ссылка на вторичный источник.
Пример:
Фр. Полан приводит слова композитора Г. Берлиоза о его переживаниях во время дирижирования им исполнения одного из его произведений: «…Когда я узрел картину страшного суда, услышал воззвание, спетое шестью басами в унисон… эти крики ужаса толпы, изображаемой хором, когда все это было передано так, как я задумал, то мною овладел судорожный трепет. Правда, я с ним справился до конца пьесы, но затем я вынужден был присесть и дать отдохнуть оркестру несколько минут, ибо я не мог держаться на ногах и опасался, что дирижерская палочка выпадет у меня из рук» [1, с. 227].
Список литературы
1. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
Согласно общим рекомендациям в сообществе ученых при подготовке научных работ рекомендуется обращаться к первоисточникам информации (монографиям, научным статьям, диссертациям и т.д.).
Самоцитирование – это ссылка автора работы на результаты своих же исследований, опубликованных ранее лично или в соавторстве. Прием часто используется авторами для отсылки читателя к своим работам, имеющим непосредственное отношение к исследуемой теме для того, чтобы избежать самоплагиат.
Еще один известный метод цитирования, это – взаимное цитирование. Исследователи, работающие совместно по смежным тематикам, часто ссылаются друг на друга. Это дает возможность существенно повысить свой индекс цитируемости, так как в работах ваших коллег неизбежно будут встречаться ссылки и на ваши работы.
Приведение рисунка, схемы, таблицы из другого источника – при цитировании графического материала (рисунки, диаграммы, графики и схемы), а так же при составлении графиков и диаграмм на основании данных, взятых из работы другого автора необходимо указывать, откуда этот материал был взят. Для этого используются слова «Привод. по:» (приводится по) или «Составлено по:».
Пример:
Рис. 6.3. Доля прямых и косвенных расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2005-2007 годы [Привод. по: 14, с. 236]
Пример:
Рис. 2. Товарная структура внешней торговли России со странами – участницами РТИ в 2013 г. А – экспорт: 1 – машины и оборудование, 2 – древесина и изделия из нее, 3 – топливно-энергетические товары, 4 – другие товары; Б – импорт: 1 – продукция химической промышленности, 2 – текстиль и изделия из него, 3 – машины и оборудование, 4 – другие товары. Составлено по: [16]
Нормы подбора высказываний
При выборе цитат необходимо учитывать следующие основные требования:
- цитирование также, как и документ, из которого заимствована цитата, должно быть из области ваших исследований, соответствовать тематике вашей работы;
- цитата должна быть логическим включением в ваш текст, усиливать его смысловую, научную или техническую часть;
- высказывания другого автора или его результаты, в идеале, должны подтверждать ваши результаты и выводы;
- цитируемые источники должны быть достоверны. Крайне не рекомендуется пользоваться источниками, в правдивости которых вы не уверены (Интернет-ресурсы сомнительного происхождения, работы из банков авторефератов или школьных, студенческих сборников и т.п.).
Использование подходящих цитат и правильная их расстановка позволит сделать научную работу более аргументированной, наполнит ее хорошей доказательной базой и придаст законченный вид.
Правила оформления цитат
Ниже перечислены правила оформления цитат:
- Прямое цитирование обязательно заключается в кавычки. Знаки препинания в цитате воспроизводятся точно, как у ее автора.
Пример:
Как говорил П.В. Анненков о Пушкине: «…это был удивительный чтец… Чудо, как хорош…» [1, с. 32].
- Цитата, представленная как самостоятельное предложение (или несколько предложений), оформляется как прямая речь, с использованием правил пунктуации русского языка для ее оформления.
Пример:
«Слово – дело великое, – писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей, словом же можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти» [2, с. 74].
- До или после прямой речи в цитировании указывается ее автор (фамилия и инициалы).
Пример:
«Лучше умереть сразу, чем всю жизнь провести в ожидании смерти», – говорил Юлий Цезарь [3, с. 55].
- Прямая речь может быть представлена в виде косвенной, тогда цитата начинается со строчной буквы и заключается в кавычки (чаще, такое оформление цитаты используется, когда она вставляется в середине предложения).
Пример:
Пастернак писал, что «изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее» [4, с. 32].
- Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками один раз (в начале и в конце цитаты).
Пример:
По поводу псевдопарафраза в студенческих работах метко заметил известный ученый и писатель У. Эко:
«Обязательно проверьте, чтобы списываемые вами куски действительно являлись парафразом, а не дословной выпиской из соответствующего источника. Если вы спишете незакавыченную цитату, в результате у вас получится плагиат.
Подобная форма плагиата попадается в дипломах нередко. Студент не слишком щепетильничает, поскольку в какой-нибудь сноске или в затекстовом примечании обязательно указано, что текст неким образом связан с таким-то автором. Но все же когда читающий видит, что перед ним на странице не пересказан, а попросту списан кусок источника, причем в незакавыченном виде, у него складывается неблагоприятное суждение о работе. Это касается и оппонентов, и любого, кто в будущем обратится к этому диплому либо для публикации, либо ради справок, либо чтобы посмотреть, как вы пишете» [5, с. 73].
- Если цитируются слова разных людей в одном связанном предложении, после каждой цитаты ставится фамилия и инициалы автора в круглых скобках.
Пример:
Поэтому потребности «латентные» (Д.А. Леонтьев) или «потенциальные» (В.С. Магун) есть не что иное, как знание о появляющихся потребностях («знаемые потребности») [6, с. 35].
- Пропуски в цитате, которая начинается не сначала, обрывается в конце или сокращается в середине, оформляются многоточием. Перед цитируемым текстом ставится двоеточие, а сама цитата начинается со строчной буквы.
Пример:
В произведении «Питер Пен» Дж. М. Барри писал, что «…дети сейчас так много знают, что очень рано перестают верить в фей…», однако это высказывание не раскрывает в полной мере идею автора [7, с. 21].
- Цитирование в виде парафраза, резюмирования и самоцитирования пишется в виде пересказа с сохранением общего смысла, и в кавычки не заключается. Однако, вся терминология, используемая автором цитаты, должна быть приведена точно, как в источнике и взята в кавычки.
Пример:
Эллен Дж. Лангер и др. [74] приводит хорошо известный пример того, что она называет «бездумным поведением». В ее исследовании помощник экспериментатора пытался получить доступ к копировальной машине без очереди, приводя при этом различные заранее оговоренные «извинительные» аргументы [8, с. 7].
- Любая цитата (без исключения) обязательно должна сопровождаться библиографической ссылкой, включенной в список использованной литературы.
Пример:
Принято считать, что в научных текстах цитаты не должны превышать 25 % общего объема работы.
Известный ученый и писатель У. Эко так комментирует этот вопрос:
«…Если цитата для анализа длиннее, чем полстраницы, значит, что-то не в порядке. Наверное, вы выбрали для анализа чересчур пространный пассаж и, следовательно, не осилите досконального его разбора. А может, вас интересует не отрывок, а весь текст целиком, то есть не разбор, а общая оценка… В подобных случаях, то есть когда текст важен, но чересчур пространен, лучше отправить его целиком в приложение, а в тексте глав цитировать только отдельные фразы» [1, с. 178].
Список литературы
1. Эко, У. Как написать дипломную работу / У. Эко. – Книжный дом Университет, 2003. – 224 с.
Библиографическая ссылка
Библиографическая ссылка – это совокупность библиографических данных о рассматриваемом или упоминаемом в вашем тексте труде другого автора, источника цитаты. Она является обязательной частью научной работы. Ссылки в тексте статьи используются для любых видов опубликованных и неопубликованных работ (статьи, журналы, книги, монографии, диссертации, авторефераты, электронные ресурсы на любых носителях и т.д.) на которые ссылается автор статьи.
Библиографическая ссылка в научной работе применяется в следующих случаях:
- при цитировании элементов текста, формулы, высказываний, таблиц или данных иного формата, изображений (картин, фотографий, схем);
- при любом заимствовании положений, формул, формулировок, идей и т. п., оформленном не в виде цитаты;
- при перефразированном варианте текста или высказывания другого автора;
- при анализе в тексте своей работы результатов других научных работ, положений, идей и т.п.;
- при прямом указании на другие публикации, где обсуждаемая тема раскрыта более подробно.
Отсутствие ссылок на источники, из которых заимствованы материалы, является нарушением авторских прав. А неправильно оформленные ссылки представляют собой серьезную ошибку.
Оформление библиографических ссылок
При оформлении библиографических ссылок необходимо соблюдать требования действующих Государственных стандартов (ГОСТ) по библиотечно-информационной деятельности, предназначенных для авторов, редакторов, издателей:
ГОСТ Р 7.0.5-2008 «БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА. Общие требования и правила составления». Содержит общие требования и правила составления библиографических ссылок на источники, указанные в тексте или в подстрочных сносках. Устанавливает их основные виды, структуру, состав, расположение в документах. Распространяется на библиографические ссылки, используемые в опубликованных и неопубликованных документах любого формата. Обязательная связь с текстом работы – цитирование.
ГОСТ Р 7.0.100-2018 «БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. Общие требования и правила составления». Содержит общие требования и правила составления библиографического описания для всех видов информационных ресурсов в соответствии с международными правилами. Устанавливает совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам, необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа. Для научной работы и статьи в журнал по данному ГОСТу оформляется список литературы.
Так же можно воспользоваться специальными методическими пособиями, разработанными для студентов и магистрантов. Такие пособия позволяют более подробно разобраться в проблеме, формируют навыки научного цитирования, помогают освоить научный стиль изложения. Пример одго из таких пособий:
Основы научного цитирования: метод.пособие для студентов и магистрантов, обучающихся по спец.1–23 01 04 «Психология» / Т. О. Кулинкович. – Минск: БГУ, 2010. – 58 с.
Виды основных библиографических ссылок
Библиографические ссылки в зависимости от месторасположения в тексте могут быть: внутритекстовые, подстрочные и затекстовые.
Внутритекстовая библиографическая ссылка помещается прямо в тексте документа, в середине или в конце предложения, в котором приведено цитирование. То есть информация об источнике цитаты Текст ссылки заключается в круглые скобки.
Пример:
Большую роль в развитии ребенка в современном обществе стало играть внедрение нанотехнологий в жизнь и всеобщее пользование (Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения / Вестник практической психологии образования №2(19) апрель. – июнь 2009. – С.41.)
Или кратко:
«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» (М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз полосы (вниз страницы, на которой идет цитирование). Для связи подстрочных библиографических ссылок с текстом документа используют знак сноски, который ставится в конце предложения, где упоминается цитирование, а перед самой ссылкой верхним индексом. Нумерация подстрочных библиографических сносок может быть сквозная по всему документу и постраничная. Цитируемая фраза и ссылка на ее источник должны находиться на одной странице. Такая ссылка оформляется меньшим шрифтом по сравнению с основным текстом.
Пример:
Большую роль в развитии ребенка в современном обществе стало играть внедрение нанотехнологий в жизнь и всеобщее пользование1.
________________
1Фельдштейн Д.И. «Современное Детство: проблемы и пути их решения».
Затекстовая библиографическая ссылка ставится в конце предложения, в котором дается цитируемый материал и оформляется номером в квадратных скобках. Нумерация цитат может быть сквозной по всему тексту, для отдельных глав, разделов т.п., или в разброс (когда список литературы составлен в алфавитном порядке). Затекстовые ссылки привязаны к номеру цитируемых источников, указанных в списке литературы и, в совокупности, являются перечнем библиографических записей в конце документа.
Пример:
Большую роль в развитии ребенка в современном обществе стала играть внедрение нанотехнологий в жизнь и всеобщее пользование [1].
Список литературы
1. Кауфман И.М. Терминологические словари: библиография. – М., 1961. – 43 с.
Важно: при выборе типа научного цитирования и библиографической ссылки необходимо отталкиваться от вида научной работы и требований к ее оформлению в вашем учебном заведении или издании, в котором планируется публиковать работу. В студенческих научных работах и статьях в основном применяются затекстовые библиографические ссылки.
Типичные ошибки при оформлении цитирования
- Отсутствие ссылки. Ссылка должна использоваться всегда, при любом виде цитирования, независимо от вида документа.
- Большое количество цитат. Такая ошибка как правило существенно снижает оригинальность вашего текста, что может стать причиной для снятия работы с рассмотрения.
- Большое количество отсылок на вторичные источники. Вторичные источники следует использовать аккуратно. Желательно минимизировать их количество в тексте.
- Цитирование сомнительных источников. Например, крайне нежелательно использовать ссылки из непроверенных интернет-ресурсов, рефератов, ссылок из СМИ и т.п.
- Искажение прямой цитаты автора путем добавления своих слов или изменение мыслей автора при парафразе.
Цитирование и системы проверки на плагиат
Плагиат – это заимствования из других источников, не оформленные по правилам научного цитирования. Плагиат в тексте всегда выявляется при проверке уникальности системами Антиплагиат.
Такие системы показывают какой процент вашего текста заимствован у других авторов, иными словами – является плагиатом. Поэтому, в научных работах очень ценится высокий процент уникальности, т.е. той части работы, которую вы написали сами, излагая свои мысли своими словами.
Точных требований для процента уникальности того или иного научного труда нет. Общепринятым считается допустимой уникальность от 70% и выше. Обычно, оригинальность дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций составляет не ниже 75%. Для школьников, учащихся колледжей и студентов младших курсов этот процент может варьировать от 60 до 70%. В хороший научный журнал с высоким импакт фактором принимаются статьи с уникальностью порядка 80%.
Таким образом, после завершения работы над своим научным трудом необходимо самостоятельно пройти проверку в системе «Антиплагиат». На данный момент в Интернете можно найти целый ряд ссылок на такие проверочные программы.
Одной из наиболее серьезных систем проверки является «Антиплагиат.ру» и ее расширенная версия – «Антиплагиат.ВУЗ». Доступ к последней, как правило, предоставляется только преподавателям и студентам учебных заведений.
Если при проверке работа получила низкий процент оригинальности, это значит ее необходимо откорректировать – уменьшить количество цитирований, переписать заимствованные отрывки текста своими словами (парафраз), сохраняя при этом общий смысл или написать свой уникальный текст.
Учимся цитировать правильно: основные ошибки и их исправление
Цитирование является важным элементом научного и академического написания, позволяя указать источники, использованные при написании работы и подтвердить авторство работы. Однако, существуют ошибки, которые могут возникнуть при цитировании, в том числе следующие:
Ошибка 1: Неправильный формат цитаты
При цитировании следует использовать правильный формат, включая полное имя автора, название источника, дату публикации и номер страницы. Пример правильного формата цитирования: «Согласно исследованию Йонаса и др. (2020), ‘цитирование является важным элементом научного и академического написания'» (стр. 4).
Ошибка 2: Неправильный порядок слов
Следует помнить, что цитирование должно быть точным, поэтому важно не изменять порядок слов при цитировании. Например, если автор писал «Цитирование является важным элементом научного и академического написания», то цитата должна быть точно такой же, а не «Важным элементом научного и академического написания является цитирование».
Ошибка 3: Неправильная интерпретация цитаты
При цитировании очень важно правильно интерпретировать цитату, чтобы соответствовать ее истинному смыслу. Неправильное толкование цитаты может ввести в заблуждение читателя и нанести вред автору цитируемого источника. Следует тщательно прочитать источник, чтобы понять его истинный смысл, прежде чем цитировать его.
Ошибка 4: Неправильное использование кавычек
Кавычки следует использовать только при прямом цитировании, то есть когда автор говорит что-то слово в слово. Если же автора слова просто перефразированы, то не следует использовать кавычки. Примеры:
- Прямое цитирование: «Цитирование является важным элементом научного и академического написания» (Йонас, 2020, стр. 4).
- Непрямое цитирование: Йонас (2020) утверждает, что цитирование является ключевым элементом научного и академического написания (стр. 4).
Как избежать ошибок при цитировании
Чтобы избежать ошибок при цитировании, следует следовать нескольким простым правилам:
- Внимательно прочитайте цитируемый источник, чтобы понять его истинный смысл.
- Используйте правильный формат цитирования.
- Проверьте правильность использования кавычек и порядок слов в вашей цитате.
- Интерпретируйте цитату правильно и убедитесь, что она соответствует вашему собственному тексту.
В целом, правильное цитирование — это ключевой элемент успешной научной и академической карьеры. Избегайте вышеописанных ошибок, следуйте правилам и не забывайте о точности в своей работе.
На чтение 7 мин Просмотров 138к.
Обновлено 23 января, 2022
Ответ на вопрос, как включить цитату в пересказ задания 2 итогового собеседования дан в этой статье. Задание 2 предполагает пересказ прочитанного текста. На первый взгляд простое задание требует тщательной подготовки. Ведь это не простой пересказ. В основное содержание текста необходимо добавить постороннее высказывание. Как же это сделать правильно? Давайте узнаем.
Содержание
- Что такое пересказ
- Особенности задания 2
- Как правильно пересказать текст
- Подготовка к пересказу
- Прочитал — представь картину
- Что такое цитата?
- Формулировка задания
- Способы цитирования
- Предложения с прямой речью
- Предложения с косвенной речью
- Предложения с вводными словами
- Как включить цитату в пересказ
- Как подготовиться самостоятельно
Что такое пересказ
Пересказом называется устное изложение прочитанного материала. Пересказ развивает речь, внимание, мышление. Однако этот вид работы тренирует не память, а умение оценить и понять прочитанную информацию. Ее не нужно зазубривать, а следует понять и воспроизвести своими словами.
Особенности задания 2
Задание направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся — пересказ прочитанного с использованием дополнительной информации. Пересказ объединяет все школьные предметы, ведь на каждом из уроков от учеников требуют пересказывать параграфы. Это задание проверяет умение выпускников понимать прочитанный текст и передавать его содержание своими словами. В чем-то задание похоже на сжатое изложение в ОГЭ по русскому языку. Только в данном случае выпускник имеет дело не с аудиозаписью, а с напечатанным текстом. И пересказывать его нужно не письменно, а устно. Пересказ может быть как подробным, так и сжатым.
Как правильно пересказать текст
Чтобы пересказ соответствовал требованиям и принес баллы выпускнику, необходимо изучить критерии его оценивания. Обращаем внимание на первый — сохранение всех микротем исходного текста. Здесь фигурирует понятие микротема, которое известно школьникам по сжатому изложению. Там тоже нужно передать все микротемы. В изложении их всегда три. А вот в тексте микротем может быть и больше.
Как их не потерять? Как увидеть в тексте? К тому же тексты даются художественные, повествовательные. А в изложениях представлены рассуждения.
Подготовка к пересказу
На подготовку дается 2 минуты. Этого времени вполне достаточно. Кроме того текст уже минимум два раза был прочитан. Что нужно сделать в процессе подготовки?
- Обязательно использовать черновик. Его вместе с ручкой выдает собеседник. Как только истекают отведенные на подготовку 2 минуты, собеседник забирает исходный текст. Но у вас остается черновик! Его нужно использовать правильно.
- Советуем составить план текста. Это поможет сохранить все важные мысли, то есть микротемы. Пишите сокращенно, но разборчиво. Вы пишете для себя, поэтому можно даже ограничиваться одним словом, а не писать предложение. Важно в процессе пересказа не читать с черновика, а использовать его как подсказку.
- Выпишите на черновик все имена и даты. Благодаря такому ходу вы сможете избежать фактологических ошибок, которые чаще всего связаны именно с числами и именами. Если этого сделать не получилось, просто не упоминайте даты в пересказе. Ограничьтесь словами сначала, потом, через некоторое время и т.д.
- Выпишите трудные, но важные слова. Пусть даже не трудные, но несущие определенный смысл. Например, герой учился в академии, а вы забыли и сказали, что он прошел обучение в университете. Это опять неточность в фактах и, как следствие, потеря баллов.
Прочитал — представь картину
Этот способ многим помогает. Нарисуйте в своем воображении те образы и события, о которых говорится в тексте. Чем ярче и эмоциональнее будет нарисованная в воображении картина, тем точнее получится пересказ. Благодаря этому вы будете делать акцент именно на содержании прочитанного, а не на конкретных фразах.
Что такое цитата?
Цитата представляет собой точную фразу какого-либо человека. Цитатой может быть как словосочетание, так и целое предложение, а иногда и несколько предложений. Цитаты используют в качестве эпиграфов к произведениям, аргументов при рассуждении. Существует даже цитатный план: пункты такого плана состоят из дословных выдержек из текста. В итоговом собеседовании используются цитаты, касающиеся именно того человека, предмета или явления, о котором говорится в тексте.
Формулировка задания
В задании указано, что в пересказ необходимо включить высказывание какого-либо известного, а иногда и не очень известного, человека о том, что или кто является объектом текста. Ниже отдельно помещены слова, которые необходимо включить в пересказ. Их не нужно выписывать на черновик или учить наизусть. Карточка с цитатой остается у выпускника после истечения времени, отведенного на подготовку. Начать подготовку к пересказу лучше с чтения самой цитаты. Прочитайте внимательно ее автора, а затем и саму цитату. Только после этого начинайте работать с текстом. Если оставить знакомство с цитатой на потом, можно просто не успеть это сделать. Так что лучше обратитесь к ней сначала.
Способы цитирования
В критериях оценивания есть такой пункт как использование способов цитирования. Не достаточно просто прочитать написанную на листочке фразу. Ее нужно грамотно вставить в свой пересказ. Да и не зря же вам указали на автора приведенных в качестве цитаты слов.
Существует несколько способов цитирования:
Предложения с прямой речью
При таком способе цитирования прямая речь может стоять как после слов автора, так и до них:
Игорь Эмильевич Кио говорил: «Никулин привык достигать…»
«Никулин привык…» — так говорил о нем И. Э. Кио.
Предложения с косвенной речью
Косвенная речь представляется в виде сложносочиненного предложения с придаточным изъяснительным:
Игорь Эмильевич Кио считал, что Никулин привык достигать во всем…
Можно использовать и другие глаголы: говорил, утверждал, писал.
При таком способе слова автора могут находиться в начале предложения. В косвенной речи категорически запрещается использовать форму первого лица.
Предложения с вводными словами
Водные конструкции – это грамматически не связанные с предложением слова или словосочетания. Они делятся на несколько групп по своему значению. Нас интересуют вводные слова, передающие источник сообщения. Для включения цитаты в пересказ нередко используются и вводные конструкции:
По словам И. Э. Кио…
Как считал И. Э. Кио…
По мнению И.Э. Кио…
Как включить цитату в пересказ
Правильно процитировать фразу не достаточно. Ее нужно уместно включить в пересказ. Это можно сделать тремя способами:
- Начать с цитаты. Вставьте ее сразу перед ответом, использовав любой из способов цитирования.
- Процитировать артиста, исследователя или философа после пересказа определенной части текста. По смыслу можно понять, куда лучше подойдет эта цитата, чтобы стать единым целым с текстом.
- Закончить пересказ цитатой. После пересказа текста обратитесь к цитате и завершите свою речь именно фразой о том выдающемся человеке, о котором узнали на собеседовании.
Как уместно включить цитату в пересказ, зависит от содержания текста. Иногда конкретные фразы в тексте подсказывают, что цитата нужна именно здесь. Если вы не можете понять, куда вставить цитату, лучше сделайте это перед изложением прочитанного текста. Такой способ всегда будет уместен. К тому же вы не забудете о ней, как часто случается вследствие волнения.
Можно цитировать не весь предложенный в задании 2 текст. Иногда он бывает длинным и запутанным. Можно взять лишь фрагмент высказывания, несущий определенную смысловую нагрузку. Сокращать высказывание и убирать лишние слова можно лишь в том случае, если это не исказит смысл фразы. Использование фрагментов не будет ошибкой, ведь в задании не сказано о полном цитировании. Но это нужно делать с осторожностью, чтобы не допустить ошибку с выбором главного в высказывании.
Как подготовиться самостоятельно
Готовиться к пересказу, в частности к включению в него цитату, можно и самостоятельно. Например, выписывать в тетрадь цитаты о каком-либо литературном герое, историческом деятеле, ученом или писателе. А затем пересказывайте его биографию, включая в пересказ выписанные цитаты. Так вы научитесь использовать цитаты в речи, оперируя различными способами цитирования.
Научившись работать с цитатой и проведя несколько тренировок по ее включению в пересказ, вы точно получите высший балл по критерию. Не поленитесь, разберите самостоятельно несколько вариантов. Потренируйтесь включить цитату разными способами. Практикуясь, вы обязательно найдете подходящий для себя вариант и точно не забудете о цитате на собеседовании.
1.
Квалификация ошибок,
допускаемых при цитировании
1
2.
Ошибки в цитировании
Проблемная ситуация
Цитата не оформлена кавычками
Решение проблемы
1. При небольшом объеме – не учитываем.
2. При большом объеме – пунктуационная
ошибка К8.
В! «Незакавыченная» чужая речь (в любом
количестве) – пунктуационная ошибка
(включая случай, когда пишущий активно использует
исходный текст, берет из него точные цитаты, при
этом кавычки не используются совсем).
Неправильное включение цитаты Случай квалифицируется как грамматическая
в текст сочинения
ошибка К9. Например: «По мнению Базарова:
«Природа не храм, а мастерская».
Цитата без слов, вводящих ее
Случай квалифицируется как грамматическая
ошибка К9.
3.
Ошибки в цитировании
Викентий Викентьевич говорит, что ему бывает обидно
наблюдать, как человек покорно идет туда, куда несет его
неумолимое и беспощадное время: «Я с пристальным вниманием
следил за всеми этими переменами; обидно становилось за человека,
так покорно и бессознательно идущего туда, куда его гонит время».
Ошибка по К5.
Цитата дублирует
ранее высказанную мысль.
3
4.
Ошибки в цитировании
Чтобы раскрыть данную проблему, Яковлев показывает двух героев: мать,
спасающую своего сына, и коменданта крепости. Он говорит, что изменить свое
решение коменданту помогли воспоминания о его матушке. Комендант вспомнил,
как много хлопот и неприятных минут он доставил маме, когда был еще совсем
ребенком, и решил помочь героине. Автор пишет: «Я вдруг почувствовала, что все
четверо одинаково дороги мне, близость смерти уравняла их в моем сердце. Они все
мои сыновья».
Яковлев показывает, как любовь матери не только способна смягчить любое
сердце, но и сделать сердце самой матери огромным, способным любить всех детей,
и своих, и чужих».
К2 или К5?
4
5.
Ошибки в цитировании
Автор с горечью рассуждает о том, что: «Литература
тщательно оплёвывала в прошлом всё светлое и
сильное, но оплёвывала наивно, сама того не замечая,
воображая, что поддерживает какие-то «заветы».
Грамматическая ошибка (К9).
5
6.
Ошибки в цитировании
«Оно (время) незаметно захватывает тебя ведет, куда хочет…
Протестуй всем своим существом, — оно все-таки делает по-своему».
Этими строками автор поясняет, что так называемый дух времени
неумолим.
Не является ошибкой.
Далее автор показывает, что борьба человека со временем никогда
не приносит человеку побед. Время в любом случае окажется сильнее
самого человека. «Сила времени – сила страшная и не по плечу
человеку». Дух времени оказывается сильнее и заставляет человека
принимать новые традиции и ценности.
Не является ошибкой.
6
7.
Ошибки в цитировании
Автор текста говорит, что сила времени – это страшная сила.
«Меня спасала только работа; а работы мне, как земскому врачу,
было много, особенно в последний год, – работы тяжёлой и
ответственной». Далее Вересаев говорит о том, что человеку
трудно ощущать себя щепкой по сравнению с временем,
которое его уносит в неизвестность.
Ошибка по К9. Цитата не
введена в текст сочинения.
7
8.
Ошибки в цитировании
Спасение от подавляющего личность времени
автор видит в любимой работе: «…Всем существом
отдаться делу, совершенно забывая свои страхи, – вот
была моя цель, смысл жизни».
Ошибка по К7.
Орфографическая ошибка.
8
9.
Ошибки в цитировании
В качестве примера писатель приводит литературу «с
мёртвым сердцем, без огня и без веры», в которой, по
его мнению, происходили ужасающие процессы: «это
было лишь ренегатство — ренегатство общее, массовое и,
что всего ужаснее, бессознательное».
Орфографическая ошибка (К7).
9
10.
Ошибки в цитировании
«…я со страхом видел, что оно посягает на самое для
меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю
мою
душевную
жизнь»,
—
пишет
В.В.Вересаев,
рассуждая о силе времени.
Ошибка по К7.
Орфографическая ошибка.
10
11.
Ошибки в цитировании
«…Я со страхом видел, что оно посягает на самое для
меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю
мою
душевную
жизнь»,
—
пишет
В.В.Вересаев,
рассуждая о силе времени.
Правильный вариант
11
12.
Ошибки в цитировании
Нет ошибки
12
13.
Ошибки в цитировании
(22)Но при этом я не мог не видеть и всей чудовищной
уродливости моего собственного положения: отчаянно стараясь
стать выше времени (как будто это возможно!), недоверчиво
встречая всякое новое веяние, я обрекал себя на мёртвую
неподвижность; мне грозила опасность обратиться в совершенно
«обессмысленную щепку» когда-то
«победоносного корабля».
13
14.
Ошибки в цитировании
Следует обратить внимание на степень искажения текста.
При пропуске незначимого слова – не учитываем
(например, «Служить рад, прислуживаться тошно!»). При
замене знака препинания (например, «Служить рад –
прислуживаться тошно») или незначимого слова (например,
«Служить я рад, прислуживаться тошно!») – не учитываем.
Но учитываем, например, в следующих случаях:
«Природа не храм, а наш родной дом».
«»Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… жаворонок…ты
готов всю жизнь просидеть под кровлей… да я не такая…»
14
15.
Ошибки в цитировании
Но учитываем, например, в следующем случае:
В стихотворении «Реквием» Роберт Рождественский призывает
сохранить память обо всех героях Великой Отечественной войны:
Вспомним всех поименно,
горем
вспомним
своим…
Это нужно
всем мертвым,
Это нужно
живым!
15
16.
Ошибки в цитировании
Вспомним всех поименно,
горем
вспомним
своим…
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
16
17.
Ошибки в цитировании
Время здесь представляется «страшной силой»,
способной «даже в такой короткий срок» изменить
порядок жизни и идеалы людей, «заставить самые
светлые имена потускнеть».
Нет ошибки по К8
17
18.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
[email protected]
18