Важное значение в изучении труда
оператора придается анализу ошибок
(Стрелкову,
1999. С. 151-186). Ошибка — это факт,
случай из практики. Концепция ошибки
должна строиться на представлении о
позитивном (правильном) функционировании,
т.е. надо еще разобраться, что есть
позитивная работа (примерно как и в
патопсихологии — проблема «нормы»
и «патологии»). Но сама ошибка
определяется негативно, как отклонение
от правильной работы.
Для
определения (и понимания) ошибкирешающее
значение имеет время. Ошибочное
действие уже совершено, т.е. оно всегда
в прошлом (хотя ошибочное ориентировочное
действие может и предшествовать реально
совершенному действию). Это позволяет
анализировать причины (причинно-следственные
связи), приведшие к уже совершенной
ошибке.
-
В экспериментальной психологии различают
следующие виды ошибок:-
ошибки восприятия (не успел обнаружить,
не сумел различить и др.); -
ошибки памяти (забыл, не успел запомнить,
не сумел сохранить, воспроизвести и
др.); -
ошибки мышления (не понял, не сумел
«схватить» суть, не предусмотрел,
не разобрался, не сопоставил и др.); -
ошибки внимания (не сумел сосредоточиться,
собраться, переключиться).
-
Страх и переживание винывыходят
за пределы ситуации, где совершена
ошибка. Переживание вины за прошлые
ошибки должно предупредить ошибки в
настоящем и будущем. Соответственно,
следует при подготовке операторов
формировать такое чувство вины (но не
страха).Проблема
метода исследования ошибок оператора.В основе — восстановление цепи событий
(через опрос операторов). Но: «людям
свойственно не признаваться в ошибках,
либо эти признания бывают ситуативными,
поверхностными» (Стрелков, 1999. С. 163).
Субъект, совершивший ошибку, часто
«сопротивляется», т.к. боится
наказания. Реконструкция ошибки
предполагает деление целого процесса
на части, но «дробление на шаги —
искусственная операция»… Поэтому
возникает проблема «признания
соответствия представления, воспоминания
о процессе и самого непрерывного
процесса».
Важно
развестиразные позиции в ходе
пошаговой реконструкции ошибки:
1) взгляд субъекта (взгляд изнутри
ситуации совершения ошибки, где сам
субъект был частью ситуации); 2) взгляд
судьи или исследователя (взгляд со
стороны). Между позициями субъекта,
совершившего ошибку, и судьи-исследователя
«огромная разница», и если субъекту
грозит наказание, то для признания им
ошибки возникают «непреодолимые
препятствия» (Стрелков,
1999. С. 165).
Действие
субъекта, совершившего ошибку, протекает
в двух планах: 1) в плане смысла и контекста
выполнения задания (сам этот план смысла
определяется целостностью и непрерывностью);
2) в плане отдельных операций, допускающих
деление процесса на дискретные части
(эти операции часто бывают достаточно
автоматизированными и внешними по
отношению к сознанию оператора). В связи
с этим возникаетпроблема: где искать
ошибку, в плане смысла или в плане
отдельных операций?Обычно проще
найти ошибку в плане отдельных операций.
Но и в плане «представлений о смысле
также возможны определенные
отклонения».
Интересно,
что у опытных специалистов для выполнения
одной и той же операции всегда находится
множество способов, кроме того, его
действия достаточно освоены и
автоматизированы, т.е. опытный специалист
скорее может ошибиться в плане смысла.
Таким образом, для новичка — больше
ошибок из-за неосвоенности операций, а
для опытного работника — из-за проблем
с пониманием (или с извращением) смысла
своей работы.
В
целом же,«путь к профессиональному
мастерству лежит через преодоление
ошибок». Опыт не может возникнуть
из одного только знания правил. Сама
ошибка — это «активность по освоению
границ, пределов, внутри которых результат
может считаться нормальным» (Стрелков,
1999. С. 162);
Если
сложность профессиональных задач для
работника выше уже достигнутого
«потолка», то для него это может
стать началом деградации. Субъект уже
больше не может работать выше достигнутого
уровня сложности. «Это именно та
ситуация, когда можно сказать,что
на ошибках учатся не все и не всегда»
(Там
же. С. 162).Основные
методы исследования ошибок
операторов:1.Метод полирефлекторного интервью (по
Н.А.Носову). Суть метода — в многостороннем
кольцевом опросе свидетелей и всех, кто
имел отношение к происшествию.2.Метод построения фреймов (по А.М.
Емельянову, М.А. Котик). Анализируются
содержащиеся во фреймах «узлы» и
«связи», в результате чего выявляются
причины сбоев в деятельности.3.Метод критических инцидентов (по
Фланагану). Анализируются ситуации,
провоцирующие наибольшие сложности в
трудовом процессе (где наиболее вероятны
ошибки). Для обнаружения «узких мест»
в работе обычно используют наблюдение,
интервью и моделирование.4.Метод выделения трех категорий действий,
каждое из которых подвергается особому
анализу (по Дж. Расмуссену): 1) Моторные
навыки: они автоматизированы и часто
не могут быть поставлены в вину оператору;
главная вина — на инструкторах, которые
не довели у обучающихся навык до
автоматизма. 2) Знания: движение по цепи
знаний редко соответствует движению
по цепи операций (действий); это категория
субъективная, особенно у высококлассных
специалистов; пробел в знаниях — часто
также на совести инструкторов; 3)
Творческая активность: здесь субъект
в гораздо большей степени сознательно
берет ответственность на себя;
соответственно, повышается риск
совершения им ошибки; для снижения
вероятности ошибок субъект сам должен
заблаговременно позаботиться и о своих
знаниях, и о моторных навыках (как основы
для импровизации и творчества).
Часть
ошибок связана с неправильной диагностикой
и прогнозом со стороны психологов. За
последние 25 лет получила распространение
практика оценивания специалистов в
специальных организациях, известных
под названием«Центры ассесмента».
Оценивание производится по специализированным
профессиональным задачам и по
психологическим показателям (личностным
свойствам и характеристикам психических
процессов). После оценивания специалиста
аттестуют и направляют на службу. Через
год Центр ассесмента делает запрос о
том, насколько точен был прогноз
успешности специалиста. Статистика
показала, что точность прогноза успешности
— около 65%.
-
В качестве примера можно привести
типичные ошибки пилотов при
реагировании на сигналы и показания
приборов— по результатам исследований
П. Фиттса и Дж. Джонса 270 ошибок (см.Стрелков,
1999. С. 167-169):-
неправильный отсчет показаний приборов,
индикаторное устройство которых делает
несколько оборотов. Ошибка в понимании
двух и более стрелок или стрелки и
вращающейся шкалы; -
неправильная интерпретация направления
движения индикаторного устройства,
ложное толкование показаний прибора; -
неправильная реакция на сигнальные
жесты, огни и звуки или на радиосигналы; -
ошибки различения, вызываемые
недостаточной четкостью элементов:
цифр, делений или стрелок; -
ошибки идентификации показаний
приборов. Ошибочный отсчет нужной
величины по другому прибору или по
другой шкале многострелочного прибора; -
использование неработающего прибора;
-
неправильная интерпретация цены
деления; -
ошибки, связанные с иллюзиями восприятия
показаний приборов и т.п.
-
-
Другим примером могут быть ошибки,
совершаемые отечественными пилотами
при полетах в зарубежные аэропорты— по данным исследованияЮ.К.
Стрелкова и С.В. Фоломеевой (см. Стрелков,
1999. С. 179-180):-
самолет направляется в зону, где полеты
категорически запрещены; -
вместо выполнения команды диспетчера
экипаж делает нечто другое (например,
приземляется на правую полосу вместо
левой), либо вообще бездействует; -
задержка при выполнении команды
диспетчера; -
вместо выполнения команды диспетчера
экипаж начинает с ним обсуждать
ситуацию, предлагать собственный
вариант решения; -
выполняя команды диспетчера в ходе
«векторования» (когда диспетчер
командует в определенных пунктах
полета, с какой скоростью и в каком
направлении двигаться), экипаж перестает
понимать, где находится самолет; -
полная или частичная утрата ориентировки
(видимо, из-за незнакомых ситуаций —
Н.П.); -
самолет выходит в определенную точку
схемы полетов, на высоте, отличающейся
от той, что указана в летных документах.
-
-
Ю.К. Стрелков выделяет также основные
факторы, приводящие к ошибкам пилотов
в зарубежных полетах(Там
же. С. 181-184):-
для новичка первые зарубежные полеты
являются весьма сложной и напряженной
деятельностью; -
конфликт между жесткостью требований
выполнения правил и импровизацией,
между самостоятельностью и абсолютным
подчинением; -
в условиях «векторования» (см.
выше) у экипажа, незнакомого со схемой
полета, возникает резкий временной
дефицит в отслеживании ситуации и
проведении соответствующих расчетов; -
система «экипаж — диспетчер»
проявляет себя по-разному при разных
типах захода на посадку (в зарубежных
полетах значительно повышается личная
ответственность командира и каждого
члена экипажа);
-
«Опираясь на материалы интервью,
можно заключить, что основная причина
большинства трудностей заложена в
непригодности мышления наших летчиков
для решения задач, возникающих в
зарубежных аэропортах, где предъявляются
иные требования к самостоятельности
решений и действий командира, а также
имеет место иное отношение к ошибке и
ее последствиям» (Стрелков, 1999. С.
184).
-
Интересно, что в Америке годовой
заработок командира аэробуса примерно
равен заработку Президента США (около
140 тысяч долларов).
Выделяются также
факторы, препятствующие освоению нашими
летчиками зарубежных трасс (Там
же. С. 184-186):-
стихийность предполетной подготовки
экипажей (особенно в плане индивидуальной
работы с каждым пилотом); -
недостаточное владение профессиональным
английским языком; -
отсутствие навыков визуальных заходов
на посадку; -
требования, предъявляемые к самолетам
за границей, противоречат нашим
требованиям:-
у нас часто разрешается то, что у них
запрещается (возникает парадокс: то,
что человек хорошо усвоил при полетах
у нас, там становится помехой); -
отсутствует специальная профессиональная
и педагогическая подготовка инструкторов
(часто сами инструкторы во многие
зарубежные аэропорты не летали); -
проблема «стаж и возраст»: молодые
переучиваются легко, но трудно
переучивать тех, кому «за сорок».
-
-
ОШИБКА ОПЕРАТОРА
- ОШИБКА ОПЕРАТОРА
- вид отказа человека-оператора, состоящий в любом нарушении предписанного ему алгоритма деятельности. В общем случае ошибками являются невыполнение требуемого или выполнение лишнего (несанкционированного) действия, неправильное или несвоевременное выполнение требуемого действия. О. о. классифицируется в ряду признаков. По внешнему проявлению различают следующие виды О. о.: 1) выпадение отдельных действий; 2) нарушение последовательности действий; 3) повторное выполнение одних и тех же действий; 4) выполнение непредусмотренных в данной задаче действий; 5) неточное выполнение действий (напр., неправильное измерение показаний, неточное глазомерное определение расстояния, чрезмерное усилие при работе инструментом и т. п.); 6) несвоевременное выполнение действий (увеличение сверх допустимого времени выполнения действия, недопустимое сокращение этого времени, невыдерживание требуемой паузы, несвоевременное начало выполнения действия). По месту ошибки в структуре деятельности различают: 1) сенсорные О. о. (ошибки в восприятии информации); 2) логические О. о. (неправильное принятие решения); 3) мнемическое О. о. (ошибки, связанные с работой памяти); 4) моторные О. о. (ошибки при осуществлении управляющих воздействий). По последствиям различают О. о. аварийные и неаварийные (локальные). Первые приводят к стойкому нарушению работоспособности системы или ее элементов (техники и человека), вторые к таким последствиям не приводят. По характеру отражения ошибок в сознании оператора они могут быть осознанными и неосознанными человеком. По причинам возникновения ошибки могут быть связаны с: 1) несоответствием психологических возможностей человека требованиям данной деятельности (недостаточным наличием у человека профессионально важных качеств); 2) недостаточным уровнем профессиональной подготовки (слабыми навыками и умениями); 3) нарушением функционального состояния оператора; 4) несоответствием рабочего места инженерно-психологическим требованиям; 5) несоблюдением режимов труда и отдыха операторов; 6) организацией и социологическими особенностями труда операторов (характер распределения обязанностей между операторами и взаимоотношениями в коллективе, особенности общих служебных условий, бытовые условия т. п.); 7) воздействием неблагоприятных факторов внешней среды (действие шума и вибрации, чрезмерная или недостаточная освещенность, несоблюдение норм микроклимата и т. п.);
недостаточной мотивизацией и слабой установкой к выполнению данной деятельности. Рассмотренный набор критериев анализа и классификации О. о. определяет последовательность проведения их психологического анализа и позволяет объединить в единую систему большое число разнородных факторов, приводящих к появлению О. о. Для их регистрации, а также условий и обстоятельств, при которых они возникли, следует использовать традиционные методы и приемы инженерно-психологического изучения деятельности: методы наблюдения, опроса, объективной регистрации качества выполнения технологических операций и действий (хронометраж, кинорегистрация, циклография и др.), приемы профессиографии.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
Полезное
Смотреть что такое «ОШИБКА ОПЕРАТОРА» в других словарях:
-
ошибка оператора — превышение установленного предельного значения, нарушающее нормальное функционирование системы эргатической. Для характеристики ситуаций, где погрешность достигает значений, делающих невозможным достижение целей, ради коих создана система… … Большая психологическая энциклопедия
-
ошибка оператора — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999] Тематики электротехника, основные понятия EN human error … Справочник технического переводчика
-
ошибка оператора СЧМ — Неправильное выполнение или невыполнение оператором СЧМ предписанных действий. [ГОСТ 26387 84] Тематики система Человек машина … Справочник технического переводчика
-
Ошибка оператора СЧМ — 14. Ошибка оператора СЧМ Неправильное выполнение или невыполнение оператором СЧМ предписанных действий Источник: ГОСТ 26387 84: Система «Человек машина». Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
опасная ошибка оператора — (ТЭС, АЭС) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN critical human error … Справочник технического переводчика
-
ошибка — 01.02.47 ошибка (цифровые данные) [error <digital data>](1)4): Результат сбора, хранения, обработки и передачи данных, при котором бит или биты принимают несоответствующие значения, либо в потоке данных недостает битов. 4)Терминологические… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Ошибка резидента — «Ошибка резидента» … Википедия
-
ошибка — неверность, неправильность в действиях, мыслях. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. ОШИБКА … Большая психологическая энциклопедия
-
ошибка (в телекоммуникационных технологиях) — 1. Недостоверный прием данных вследствие искажения полезного сигнала в канале связи. 2. Погрешность, вызванная отклонением результатов измерений от истинных значений параметра. 3. Сбой в работе, возникший из за отказа технических средств,… … Справочник технического переводчика
-
ошибка человека — 3.26 ошибка человека [оператора, пользователя] (human error): Действие человека [оператора, пользователя], приведшее к непреднамеренному результату. Источник: ГОСТ Р 53195.1 2008: Безопасность … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Одной из наиболее частых причин несчастных случаев, аварий и катастроф в промышленности, на транспорте и в других сферах деятельности человека являются ошибочные действия специалиста. Их роль стала особенно очевидной в последние десятилетия, когда сложность и ответственность многих видов деятельности существенно возросли.
Достаточно вспомнить такие трагедии, как взрыв на Чернобыльской АЭС, столкновения морских судов, поездов, катастрофы самолетов. Все они в той или иной степени обусловлены ошибка- ми персонала. Как свидетельствует мировая статистика, 50– 80% аварий и катастроф в промышленности, на транспорте и в энергосистемах связаны с ошибочными действиями человека.
Поэтому установление истинных причин ошибочных действий и разработка на этой основе эффективных профилактических мероприятий – важное направление в предотвращении несчастных случаев, аварий и катастроф в различных сферах человеческой деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что только констатация факта ошибки или обвинение персонала в его причастности к происшествию без выявления всех причин случившегося ничего не дает для предупреждения подобных инцидентов в будущем.
Однако такой взгляд на ошибку существует и обусловлен тем, что человек (специалист, профессионал) является последним звеном в цепи событий, и именно его действия, в конечном счете, определяют надежность любой профессиональной деятельности.
По своей природе ошибочное действие – био-социо- техническое явление, отражающее нарушение взаимодействия субъекта и объекта профессиональной деятельности и обусловленное, с одной стороны, низкой профессиональной пригодностью специалиста, а с другой – эргономическим несовершенством средств труда, недостатками в организации, содержании и условиях деятельности.
С позиции данного подхода ошибочное действие следует рассматривать как результат нарушения взаимодействия в системе «субъект – объект труда», проявившийся таким действием или бездействием человека, которое привело к отклонению трудового процесса за допустимые пределы. Такое понимание природы ошибочного действия человека нацеливает на поиск его причин во всех компонентах системы «субъект – объект труда».
Системным свойством человека, обеспечивающим без- ошибочность его работы, выступает профессиональная надежность. Под профессиональной надежностью понимается безотказность, безошибочность и своевременность действий человека по достижению конкретной цели в заданных условиях при взаимодействии с объектом труда и другими специалистами. Надежность является высшим критерием профессиональной пригодности специалиста.
По мнению В.Д. Небылицына, надежность определяется тремя группами факторов:
- степенью инженерно-психологической согласованности техники с психофизиологическими возможностями человека для решения трудовых задач;
- уровнем обученности и тренированности человека для выполнения этих задач;
- психофизиологическими данными человека, в частно- сти, особенностями нервной системы, порогами чувствитель- ности, состоянием здоровья, а также психологическими осо- бенностями его личности.
Профессиональная надежность как системное свойство субъекта труда обусловлено совокупностью как его внутренних, так и внешних факторов. Среди внутренних факторов приоритетными являются не только профессиональные характеристики, состояние здоровья, но и особенности мотивационно-потребностной, когнитивной, психомоторной, эмоционально-волевой, темпераментальной и характерологической сфер личности. Внешние факторы включают эргономические характеристики средств труда, особенности организации, содержания и условий деятельности.
Важно подчеркнуть, что любые попытки свести к нулю вероятность проявления ошибок человека путем внедрения новейших достижений психологии, эргономики и других наук при проектировании, изготовлении отдельных компонентов системы «субъект – объект труда» обречены на неудачу.
Это объясняется тем, что эргономичность отдельных компонентов системы не в полной мере гарантирует надежность системы в целом. Только эргономичность всей системы обеспечивает ее надежное функционирование.
ОШИБКА ОПЕРАТОРА
- ОШИБКА ОПЕРАТОРА
- вид отказа человека-оператора, состоящий в любом нарушении предписанного ему алгоритма деятельности. В общем случае ошибками являются невыполнение требуемого или выполнение лишнего (несанкционированного) действия, неправильное или несвоевременное выполнение требуемого действия. О. о. классифицируется в ряду признаков. По внешнему проявлению различают следующие виды О. о.: 1) выпадение отдельных действий; 2) нарушение последовательности действий; 3) повторное выполнение одних и тех же действий; 4) выполнение непредусмотренных в данной задаче действий; 5) неточное выполнение действий (напр., неправильное измерение показаний, неточное глазомерное определение расстояния, чрезмерное усилие при работе инструментом и т. п.); 6) несвоевременное выполнение действий (увеличение сверх допустимого времени выполнения действия, недопустимое сокращение этого времени, невыдерживание требуемой паузы, несвоевременное начало выполнения действия). По месту ошибки в структуре деятельности различают: 1) сенсорные О. о. (ошибки в восприятии информации); 2) логические О. о. (неправильное принятие решения); 3) мнемическое О. о. (ошибки, связанные с работой памяти); 4) моторные О. о. (ошибки при осуществлении управляющих воздействий). По последствиям различают О. о. аварийные и неаварийные (локальные). Первые приводят к стойкому нарушению работоспособности системы или ее элементов (техники и человека), вторые к таким последствиям не приводят. По характеру отражения ошибок в сознании оператора они могут быть осознанными и неосознанными человеком. По причинам возникновения ошибки могут быть связаны с: 1) несоответствием психологических возможностей человека требованиям данной деятельности (недостаточным наличием у человека профессионально важных качеств); 2) недостаточным уровнем профессиональной подготовки (слабыми навыками и умениями); 3) нарушением функционального состояния оператора; 4) несоответствием рабочего места инженерно-психологическим требованиям; 5) несоблюдением режимов труда и отдыха операторов; 6) организацией и социологическими особенностями труда операторов (характер распределения обязанностей между операторами и взаимоотношениями в коллективе, особенности общих служебных условий, бытовые условия т. п.); 7) воздействием неблагоприятных факторов внешней среды (действие шума и вибрации, чрезмерная или недостаточная освещенность, несоблюдение норм микроклимата и т. п.);
недостаточной мотивизацией и слабой установкой к выполнению данной деятельности. Рассмотренный набор критериев анализа и классификации О. о. определяет последовательность проведения их психологического анализа и позволяет объединить в единую систему большое число разнородных факторов, приводящих к появлению О. о. Для их регистрации, а также условий и обстоятельств, при которых они возникли, следует использовать традиционные методы и приемы инженерно-психологического изучения деятельности: методы наблюдения, опроса, объективной регистрации качества выполнения технологических операций и действий (хронометраж, кинорегистрация, циклография и др.), приемы профессиографии.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
Полезное
Смотреть что такое «ОШИБКА ОПЕРАТОРА» в других словарях:
-
ошибка оператора — превышение установленного предельного значения, нарушающее нормальное функционирование системы эргатической. Для характеристики ситуаций, где погрешность достигает значений, делающих невозможным достижение целей, ради коих создана система… … Большая психологическая энциклопедия
-
ошибка оператора — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999] Тематики электротехника, основные понятия EN human error … Справочник технического переводчика
-
ошибка оператора СЧМ — Неправильное выполнение или невыполнение оператором СЧМ предписанных действий. [ГОСТ 26387 84] Тематики система Человек машина … Справочник технического переводчика
-
Ошибка оператора СЧМ — 14. Ошибка оператора СЧМ Неправильное выполнение или невыполнение оператором СЧМ предписанных действий Источник: ГОСТ 26387 84: Система «Человек машина». Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
опасная ошибка оператора — (ТЭС, АЭС) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN critical human error … Справочник технического переводчика
-
ошибка — 01.02.47 ошибка (цифровые данные) [error <digital data>](1)4): Результат сбора, хранения, обработки и передачи данных, при котором бит или биты принимают несоответствующие значения, либо в потоке данных недостает битов. 4)Терминологические… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Ошибка резидента — «Ошибка резидента» … Википедия
-
ошибка — неверность, неправильность в действиях, мыслях. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. ОШИБКА … Большая психологическая энциклопедия
-
ошибка (в телекоммуникационных технологиях) — 1. Недостоверный прием данных вследствие искажения полезного сигнала в канале связи. 2. Погрешность, вызванная отклонением результатов измерений от истинных значений параметра. 3. Сбой в работе, возникший из за отказа технических средств,… … Справочник технического переводчика
-
ошибка человека — 3.26 ошибка человека [оператора, пользователя] (human error): Действие человека [оператора, пользователя], приведшее к непреднамеренному результату. Источник: ГОСТ Р 53195.1 2008: Безопасность … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Важное
значение в изучении труда оператора
придается анализу ошибок
[9, с. 151—186]. Ошибка — это факт, случай из
практики. Концепция
ошибки должна строиться на представлении
о позитивном
(правильном) функционировании, т.е. надо
еще разобраться,
что есть позитивная работа (примерно
как в патопсихологии — проблема
«нормы» и «патологии»). Но сама ошибка
определяется негативно,
как отклонение
от правильной работы.
Для
определения (и понимания) ошибки решающее
значение имеет
время. Ошибочное
действие уже совершено, т.е. оно всегда
в
прошлом (хотя ошибочное ориентировочное
действие может и предшествовать
реально совершенному действию). Это
позволяет анализировать причины
(причинно-следственные связи), приведшие
к уже совершенной ошибке.
В
экспериментальной психологии различают
такие виды
ошибок:
1)
ошибки
восприятия (не
успел обнаружить, не сумел различить
и др.);
2)
ошибки
памяти (забыл,
не успел запомнить, не сумел
сохранить, воспроизвести и др.);
3)
ошибки
мышления (не
понял,
не сумел «схватить» суть, не предусмотрел,
не разобрался, не
сопоставил и др.);
4)
ошибки
внимания (не
сумел сосредоточиться,
собраться, переключиться).
Страх
и переживание вины выходят
за пределы ситуации, где совершена
ошибка. Переживание вины за прошлые
ошибки должно
предупредить ошибки в настоящем и
будущем. Соответственно при
подготовке операторов следует формировать
такое чувство вины
(но не страха).
Проблема
метода исследования ошибок оператора.
В
основе — восстановление
цепи событий (через опрос операторов).
Но «людям
свойственно не признаваться в ошибках,
либо эти признания бывают
ситуативными, поверхностными» [9, с.
163]. Субъект, совершивший
ошибку, часто «сопротивляется», так как
боится наказания.
Реконструкция ошибки предполагает
деление целого процесса
на части, но «дробление на шаги —
искусственная операция»…
Поэтому возникает проблема «признания
соответствия представления,
воспоминания о процессе и самого
непрерывного процесса».
Важно
развести разные
позиции в ходе пошаговой реконструкции
ошибки: 1)
взгляд субъекта (взгляд
изнутри ситуации совершения
ошибки, где сам субъект был частью
ситуации); 2) взгляд судьи
или исследователя (взгляд
со стороны). Между
позициями субъекта,
совершившего ошибку, и судьи-исследователя
«огромная
разница», и если субъекту грозит
наказание, то для признания им ошибки
возникают «непреодолимые препятствия»
[там же,
с. 165].
Действие
субъекта, совершившего ошибку, протекает
в двух планах: 1) в плане смысла и контекста
выполнения задания (сам этот
план смысла определяется целостностью
и непрерывностью); 2)
в плане отдельных операций, допускающих
деление процесса на
дискретные части (эти операции часто
бывают достаточно автоматизированными
и внешними по отношению к сознанию
оператора).
В связи с этим возникает проблема:
где искать ошибку, в плане
смысла или в плане отдельных операций?
Обычно проще
найти
ошибку в плане отдельных операций. Но
и в плане «представлений
о смысле также возможны определенные
отклонения».
Интересно,
что у опытных специалистов для выполнения
одной
и той же операции всегда находится
множество способов, кроме
того, их действия достаточно освоены и
автоматизированы,
т.е. опытный специалист скорее может
ошибиться в плане смысла.
Таким образом, у новичка больше ошибок
из-за неосвоенности
операций, а у опытного работника — из-за
проблем с пониманием
(или с извращением) смысла своей работы.
В
целом же «путь
к профессиональному мастерству лежит
через преодоление
ошибок». Опыт
не может возникнуть из одного только
знания
правил. Сама ошибка — это «активность
по освоению границ,
пределов, внутри которых результат
может считаться нормальным».
Если
сложность
профессиональных задач для работника
выше уже достигнутого
«потолка», то
для него это может стать началом
деградации. Субъект уже больше не может
работать выше достигнутого
уровня сложности. «Это именно та ситуация,
когда можно сказать,
что на
ошибках учатся не все и не всегда» [там
же, с. 162].
Назовем
основные
методы исследования ошибок операторов.
Метод
полирефлекторного интервью (по
Н.А. Носову). Суть метода
— в многостороннем кольцевом опросе
свидетелей и всех, кто
имел отношение к происшествию.
Метод
построения фреймов (по
А.М. Емельянову, М.А. Котику).
Анализируются содержащиеся во фреймах
«узлы» и «связи», в результате
чего выявляются причины сбоев в
деятельности.
Метод
критических инцидентов (по
Фланагану). Анализируются
ситуации, провоцирующие наибольшие
сложности в трудовом процессе
(где наиболее вероятны ошибки). Для
обнаружения «узких
мест» в работе обычно используют
наблюдение, интервью и моделирование.
Метод
выделения трех категорий действий,
каждое
из которых
подвергается особому анализу (по Дж.
Расмуссену): 1) моторные
навыки автоматизированы и часто не
могут быть поставлены
в вину оператору; главная вина — на
инструкторах, которые
не довели у обучающихся навык до
автоматизма; 2) знания. Движение
по цепи знаний редко соответствует
движению по цепи операций
(действий); это категория субъективная,
особенно у высококлассных
специалистов; пробел в знаниях — часто
также на
совести инструкторов; 3) творческая
активность. Здесь субъект в
гораздо большей степени сознательно
берет ответственность на
себя; соответственно повышается риск
совершения им ошибки;
для снижения вероятности ошибок субъект
сам должен заблаговременно
позаботиться и о своих знаниях, и о
моторных навыках
(как основе импровизации и творчества).
Часть
ошибок связана с неправильной диагностикой
и прогнозом
со стороны психологов. За последние 25
лет получила распространение
практика оценивания специалистов в
специальных организациях,
известных под названием Центры
ассесмента. Оценивание
производится по специализированным
профессиональным задачам
и по психологическим показателям
(личностным свойствам
и характеристикам психических процессов).
После оценивания
специалиста аттестуют и направляют на
службу. Через год Центр ассесмента
делает запрос о том, насколько точен
был прогноз успешности
специалиста. Статистика показала, что
точность прогноза
успешности — около 65 %.
В
качестве примера можно привести типичные
ошибки пилотов при реагировании на
сигналы и показания приборов — по
результатам
исследований П. Фиттса и Дж. Джонса 270
ошибок [цит. по: 9 с.
167-169]: неправильный
отсчет показаний приборов, индикаторное
устройство
которых делает несколько оборотов.
Ошибка в понимании двух стрелок и более
или стрелки вращающейся шкалы;
неправильная
интерпретация направления движения
индикаторного устройства, ложное
толкование показаний прибора;
неправильная
реакция на сигнальные жесты, огни и
звуки или на
радиосигналы;
ошибки различения,
вызываемые недостаточной четкостью
элементов: цифр, делений или стрелок;
ошибки
идентификации показаний приборов.
Ошибочный отсчет
нужной величины по другому прибору или
по другой шкале многострелочного
прибора;
использование
неработающего прибора;
неправильная
интерпретация цены деления;
ошибки,
связанные с иллюзиями восприятия
показаний приборов
и т. п.
Другим
примером могут быть ошибки,
совершаемые отечественными пилотами
при полетах в зарубежные аэропорты, по
данным исследования
Ю.К. Стрелкова и С.В. Фоломеевой [9, с.
179—180]:
самолет
направляется в зону, где полеты
категорически запрещены;
вместо
выполнения команды диспетчера экипаж
делает нечто другое
(например, приземляется на правую полосу
вместо левой), либо вообще бездействует;
задержка при
выполнении команды диспетчера;
вместо
выполнения команды диспетчера экипаж
начинает с ним обсуждать
ситуацию, предлагать собственный вариант
решения;
выполняя
команды диспетчера в ходе «векторования»
(когда диспетчер командует в определенных
пунктах полета, с какой скоростью и в
каком направлении двигаться), экипаж
перестает понимать,
где находится самолет;
полная
или частичная утрата ориентировки
(видимо, из-за незнакомых
ситуаций);
самолет
выходит в определенную точку схемы
полетов на высоте,
отличающейся от той, что указана в летных
документах.
Ю.К.
Стрелков указывает также основные
факторы, приводящие
к ошибкам пилотов в зарубежных полетах
[там
же, с. 181—184]:
для
новичка первые зарубежные полеты
являются весьма сложной
и напряженной деятельностью;
возникает
конфликт между жесткостью требований
выполнения
правил и импровизацией, между
самостоятельностью и абсолютным
подчинением;
в
условиях «векторования» (см. выше) у
экипажа, незнакомого со
схемой полета, возникает резкий временной
дефицит в отслеживании
ситуации и проведении соответствующих
расчетов;
система
«экипаж—диспетчер» проявляет себя
по-разному при разных
типах захода на посадку (в зарубежных
полетах значительно
повышается личная ответственность
командира и каждого члена
экипажа);
в
зарубежных аэропортах предъявляются
иные требования к самостоятельности
решений и действий командира, а также
имеет
место иное отношение к ошибке и ее
последствиям.
Интересно,
что в Америке годовой заработок командира
аэробуса
примерно равен заработку президента
США (около 140 тысяч
долларов).
Выделяются
также факторы,
препятствующие освоению нашими летчиками
зарубежных трасс [9,
с. 184—186]:
1)
стихийность предполетной подготовки
экипажей (особенно в
плане индивидуальной работы с каждым
пилотом);
2)
недостаточное владение профессиональным
английским языком;
3) отсутствие
навыков визуальных заходов на посадку;
4)
требования, предъявляемые к самолетам
за границей, противоречат
нашим требованиям: у нас часто разрешается
то, что у них
запрещается; возникает парадокс: то,
что человек хорошо усвоил
при полетах у нас, там становится помехой;
5)
отсутствует специальная профессиональная
и педагогическая
подготовка инструкторов (часто сами
инструкторы во многие зарубежные
аэропорты не летали);
6) проблема «стаж
и возраст»: молодые переучиваются легко,
но трудно переучивать тех, кому за сорок.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #