Что такое фонетические ошибки искажающие смысл

Всем доброго времени суток!!!

Сегодня, дорогие читатели, мне бы хотелось поговорить подробнее о тех типичных ошибках, которые часто присутствуют в устной части ОГЭ.  

Устная часть ОГЭ состоит из трех заданий:

  • Чтение небольшого текста;
  • Условный диалог-расспрос;
  • Тематическое монологическое высказывание.

СТРАТЕГИЯ  ВЫПОЛНЕНИЯ  ЗАДАНИЯ  №1 ПО ГОВОРЕНИЮ

  • внимательно прочитать текст задания про себя;
  • просмотреть текст и выделить синтагмы в длинных предложениях, трудные для произношения слова;
  • продумать интонацию различных типов коммуникативных предложений;
  • прочитать текст шепотом, а потом вслух, обращая внимание на слитность и беглость речи.

Основными ошибками при выполнении этого задания, разумеется, выступают фонетические ошибки, искажающие смысл. К этим ошибкам можно отнести неправильное произношение звука (замена фонемы), которая приводит к искажению значения слова, если пара слов различается именно на его основе, например shipsheep. Другой случай этого рода – когда слово становится неузнаваемым из-за его неправильного произношения, например put произносится с тем же звуком, что cut, или слово science – с двумя согласными в начале.

Фонетические ошибки, искажающие смысл высказывания, могут быть также  при неверной расстановке пауз.

Рассмотрим на примере приведенного ниже текста:

Text 1

Scientists have long been working on new orbital technologies for growing plants. They tried to grow different plants on the International Space Station. Then the plants were sent back to the Earth for further study. This year, for the first time, astronauts could eat green leaves grown in space. Space farming is extremely important for the future space missions planned to Mars because it gives fresh food and vitamins. The new plant growing system is very smart. It informs humans when the plants need water. Special sensors measure the thickness of the leaves. If they become too thin, detectors send signals. This technology helps save water in space and grow a good harvest.

Предлагаю вам прослушать запись одного из учащихся, нажав на следующую ссылку. 

Комментарий к записи

  1. Текст воспринимается достаточно легко. Фразовое ударение и интонационные контуры практически без нарушения нормы.
  2. В ответе присутствует необоснованная пауза (между вторым и третьим предложениями).
  3. Допущены ошибки в словах: studies, Mars, humans, water, technology. Кроме того, произведены две замены слов. В словах working, measure допущены фонематические ошибки, искажающие значение слов.

Оценка: 1 балл

Теперь послушаем другой вариант чтения того же самого текста. Слушать 

Комментарий к записи

Текст воспринимается легко. Фразовое ударение и интонационные контуры практически без нарушения нормы. Необоснованные паузы отсутствуют.

Достаточно правильное произношение звуков. Допущены ошибки в словах: orbital, technology, extremely.

Оценка: 2 балла (max. балл)

СТРАТЕГИЯ  ВЫПОЛНЕНИЯ  ЗАДАНИЯ  №2 ПО ГОВОРЕНИЮ

Условный диалог-расспрос:

  • прочитать текст задания про себя, обращая особое внимание на условия задания: количество вопросов (6 вопросов) и время ответа (40 секунд);
  • давать полные и точные ответы на заданные вопросы, при необходимости используя аргументацию и выражая свое отношение к предмету речи;
  • использовать лексические единицы и грамматические структуры, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания.

Рассмотрим на примере приведенного ниже скрипта:

Electronic assistant: What books do you prefer to read?

Student: I prefer mystering books.

Electronic assistant: Who is your favourite writer?

Student: My favourite writer is Carrol Lewis.

Electronic assistant: How often do you borrow books in the library?

Student: I borrow books about 2 times a week.

Electronic assistant: Why do teenagers use libraries less nowadays than they used to?

Student: нет ответа на этот вопрос.

Electronic assistant: Do you prefer e-books or printed books? Why?

Student: I …I prefer printed books because it’s most interested to read these books.

Electronic assistant: What book would you recommend your friends to read on holiday?

Student: I think it’s ‘Alice in… a Strange Country’.

Electronic assistant: That is the end of the survey. Thank you very much for your cooperation.

СЛУШАТЬ.

Комментарий к записи

Учащийся дал ответы на вопросы 1, 2, 3 (см. подчеркнутые предложения в скрипте).

На вопрос 3 учащийся ответ не дал.

Отвечая на вопрос 4, учащийся не смог объяснить, почему он предпочитает печатные книги.

В ответе на вопрос 6 дано неточное название книги, но ответ можно засчитать (поскольку можно догадаться, о какой книге идет речь).

Учащийся допустил ряд фонетических и языковых (лексических и грамматических) ошибок, но они не препятствуют пониманию ответов на вопросы.

За ответы на вопросы 1, 2, 3, 6 учащийся получает 1 балл; за выполнение всего задания – 4 балла (из 6 возможных).

Часто допускаемые ошибки:  Ответ на вопрос не дан, ИЛИ ответ не соответствует заданному вопросу, ИЛИ ответ дан в виде слова или словосочетания, И/ИЛИ допущены фонетические,
и лексические, и грамматические ошибки, препятствующие пониманию ответа.

СТРАТЕГИЯ  ВЫПОЛНЕНИЯ  ЗАДАНИЯ  №3 ПО ГОВОРЕНИЮ

Тематическое монологическое высказывание

  • внимательно прочитать текст задания, обращая особое внимание на условия задания: аспекты, которые необходимо раскрыть, и время ответа (40 секунд);
  • продумать монологическое высказывание: вступление (о чем будете говорить), основную часть (раскрытие трех аспектов задания), заключение (подведение итога сказанному, выражение своего мнения).

Во время ответа необходимо:

  • начать с общего представления темы;
  • раскрыть содержание всех аспектов задания;
  • давать развернутую аргументацию, если в одном из аспектов задания есть “Why”;
  • стараться не давать избыточную информацию, которая не обозначена в пунктах;
  • использовать лексические единицы и грамматические структуры, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания;
  • подвести итог, обобщив сказанное в основной части высказывания

Максимальное количество баллов — 7

При ответе на данное упражнение, важно соблюдать три аспекта: решение коммуникативной задачи(дать ответы на все вопросы, раскрыть содержание),  придерживаться организации высказывания (логики и связности в речи) и языковое оформление речи (словарный запас, грамматические структуры, фонетическая сторона речи).

Итак, пример:

Task 3. You are going to give a talk about animals. You will have to start in 1.5 minutes and will speak for not more than 2 minutes.

Remember to say:

  • what your favourite animals are, and why
  • what people should do to protect endangered animals
  • whether zoos are a good thing or not, and why

You have to talk continuously.

СЛУШАТЬ

Комментарий к записи

Задание выполнено.

1) Первый аспект раскрыт неполно. Учащийся говорит, что любит диких животных (допустимо не называть конкретные виды), но понять, почему они ему нравятся, практически невозможно (they have their own personality and people cant catch them, cant get them and they lives they live like they want.)

2) Второй аспект раскрыт полно и точно: So nowadays it’s a big problem to protect endangered animals because of many troubles in our environment.

In my opinion people should build some special places for animals where animals could feel their safety, where they can get all they need like food, nature and other things they need in their life.

3) Третий аспект раскрыт неполно: I don’t think that zoos are a good thing for animals because zoos don’t have needed things for animals. Далее учащийся не поясняет, что он имеет в виду (needed things for animals), а рассуждает о сотрудниках зоопарка.

Объем высказывания – 10 фраз.

1 балл

В целом высказывание достаточно логично. Однако оно часто нарушается из-за недостатка языковых средств для оформления мыслей (например: And I cant say that zoos are good thing or bad thing I think its only about people.).

Использованы средства логической связи: so, because, and, in my opinion, when I don’t think that.

Вступительная и завершающая фразы отсутствуют.

0 баллов

Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной коммуникативной задаче. В высказывании используются лексика грамматические структуры, соответствующие допороговому уровню.

Были допущены негрубые языковые ошибки в употреблении:

1) лексики: could feel their safely; get all they need like food, nature and other things they need for life; needed thing, to do their lives better;

2) существительных в единственном числе и множественном числе: dont have needed thing;

3) артиклей: the workers, a good thing;

4) глагола в Present Simple: workers likes.

1 балл

ИТОГО: 2 балла

Надеюсь такой разбор ошибок, дорогие читатели и коллеги, хоть немного, но поможет вам при подготовке своих учащихся к экзамену.

До скорых встреч!

УСТНАЯ ЧАСТЬ ОГЭ СОДЕРЖИТ ТРИ ЗАДАНИЯ:

1) задание 1 – чтение небольшого научно-популярного текста (1 уровень сложности);

2) задание 2 – участие в условном диалоге-расспросе: сообщение запрашиваемой информации (2 уровень сложности);

3) задание 3 – создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку) (2 уровень сложности).

Структура и содержание устной части ОГЭ по иностранным языкам:

Задание

Содержание

Уровень слож-ности

Макс. балл

Время на подго-товку

Время ответа

1

Чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера

1

2

1,5 мин.

2 мин.

2

Ответы на 6 вопросов на определенную тему (школа, семья, досуг и увлечения, занятия спортом, путешествия, праздники, еда, транспорт и т.д.). Участник ОГЭ слышит вопросы, на которые ему следует ответить.

2

6

40 с. ответ на каж-дый вопрос

3

Монологическое выказывание по предложенной теме (школьная жизнь и изучаемые предметы, семья, увлечения, занятия спортом, здоровый образ жизни, занятия иностранным языком, путешествия, праздники, средства массовой информации
и коммуникации,
транспорт и т.д.)

2

7

1,5 мин.

2 мин.

УСТНАЯ ЧАСТЬ ОГЭ: задание 1

Task 1. You are going to read the text aloud. You have 1.5 minutes to read the text silently, and then be ready to read it aloud. Remember that you will not have more than 2 minutes for reading aloud.

Данное задание нацелено на контроль навыков техники чтения. Понимание участником ОГЭ содержания читаемого текста определяется используемой интонацией (беглостью речи, паузацией, фразовым ударением, тоном и его движением), а также произносимыми звуками в потоке речи и словесным ударением.

При чтении вслух участник ОГЭ должен продемонстрировать следующие фонетические навыки (их отсутствие ведет к снижению оценки):

  • владеть правилами чтения и исключениями из правил, позволяющими произносить слова без грубых ошибок, искажающих смысл слова и приводящих к сбою коммуникации;
  • дифференцировать и правильно произносить долгие и краткие гласные: [ɑː] – [ʌ], [iː] – [ɪ]; [ɔː] – [ɒ]; [u:] – [u];
  • дифференцировать и правильно произносить межзубные [ ð ]/ [ θ ] и фрикативные согласные [z]/[s]; не замещать межзубные фрикативными (thinksink);
  • дифференцировать и правильно произносить губно-губной [w] и губно-зубной [v] согласные;
  • дифференцировать и правильно произносить гласные [ɔː] и [ɜː] (walkwork; formfirm);
  • владеть «связующим r» (linking r), т.е. озвучивать конечную r/re
    в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, there is, where are)
  • правильно использовать при чтении текста вслух сильную и слабую формы местоимений и других служебных слов.

При чтении вслух участник ОГЭ должен обязательно продемонстрировать следующие навыки в области интонации (их отсутствие ведет к снижению оценки):

  • расстановка пауз – правильное деление текста на смысловые группы (отрезки), с помощью пауз, варьирующихся по длине (более короткие внутри предложения, более длинные в конце предложения);
  • расстановка фразового ударения – чередование ударных и неударных слов в зависимости от характера слов (служебные
    и знаменательные части речи);
  • владение нисходящим тоном для законченной смысловой группы;
  • владение восходящим тоном для оформления незаконченной группы, в том числе в случае перечисления.

За выполнение задания 1 участник ОГЭ может получить от 0 до 2 баллов.

УСТНАЯ ЧАСТЬ ОГЭ: задание 1

Критерии оценивания выполнения задания 1

(Чтение текста вслух) – максимум 2 балла

Фонетическая сторона речи

2

Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов практически без нарушений нормы; допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл

1

Речь воспринимается достаточно легко, однако присутствуют необоснованные паузы; фразовое ударение и интонационные контуры практически без нарушений нормы; допускается не более семи фонетических ошибок, в том числе три ошибки, искажающие смысл

0

Речь воспринимается с трудом из-за значительного количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов,

ИЛИ допущено более семи фонетических ошибок,

ИЛИ сделано четыре и более фонетические ошибки, искажающие смысл

 При оценивании выполнения этого задания важно правильно классифицировать фонетические ошибки, искажающие смысл. К этим ошибкам можно отнести неправильное произношение звука (замена фонемы), которая приводит к искажению значения слова, если пара слов различается именно на его основе, например shipsheep. Другой случай этого рода – когда слово становится неузнаваемым из-за его неправильного произношения, например put произносится с тем же звуком, что cut, или слово science – с двумя согласными в начале.

 Фонетические ошибки, искажающие смысл высказывания, могут быть при неверной расстановке пауз. Таким образом, под фонетическими ошибками, искажающими смысл, понимаются ошибки, которые приводят к сбою в коммуникации.

 УСТНАЯ ЧАСТЬ ОГЭ: задание 2

Task 2. You are going to take part in the telephone survey. You have to answer six questions. Give full answers to the questions.

Remember that you have 40 seconds to answer each question.

Участнику ОГЭ предлагается принять участие в телефонном опросе по определенной теме и ответить на шесть заданных вопросов.

 В ходе выполнения этого задания участник ОГЭ должен продемонстрировать следующие умения диалогической речи:

  • сообщать запрашиваемую информацию, отвечая на вопросы разных видов;
  • выражать свое мнение / отношение к теме обсуждения;
  • точно и правильно употреблять языковые средства оформления

 высказывания.

Ответ на каждый вопрос оценивается по шкале 0–1 баллов.

Если участник ОГЭ дал полный ответ на заданный вопрос, возможные языковые погрешности не затрудняют восприятия, то выставляется 1 балл. Если ответ не дан, или ответ не соответствует заданному вопросу, или в ответе допущены языковые ошибки, которые затрудняют его понимание, то выставляется 0 баллов. Особенностью оценивания задания 2 является то, что если участник ОГЭ дал ответ в виде слова или словосочетания, то он получает 0 баллов.

Максимально за правильное выполнение этого задания участник ОГЭ может получить 6 баллов.

Критерии оценивания выполнения задания 2

(Условный диалог-расспрос) – максимум 6 баллов

Баллы

Ответ на вопросы 1–6

1 балл. Дан полный ответ
на поставленный вопрос; допущенные отдельные фонетические, лексические и грамматические погрешности не затрудняют понимания

0 баллов. Ответ на вопрос
не дан,

ИЛИ ответ не соответствует заданному вопросу,

ИЛИ ответ дан в виде слова или словосочетания,

И/ИЛИ

допущены фонетические и лексические и грамматические ошибки, препятствующие пониманию ответа

УСТНАЯ ЧАСТЬ ОГЭ: задание 3

Task 3. You are going to give a talk about … . You will have to start in 1.5 minutes and will speak for not more than 2 minutes.

Remember to say: …

You have to talk continuously.

В задании 3 на контроль выносятся следующие умения монологической речи:

  • строить монологическое высказывание в заданном объеме в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения c опорой на план, представленный в виде косвенных вопросов;
  • логично и связно строить монологическое выказывание;
  • точно и правильно употреблять языковые средства оформления монологического высказывания.

Задание 3 «Тематическое монологическое высказывание» оценивается по трем критериям:

1) решение коммуникативной задачи (максимальный балл – 3);

2) организация высказывания (максимальный балл – 2);

3) языковое оформление речи (максимальный балл – 2).

Под критерием решение коммуникативной задачи в рамках задания 3 «тематическое монологическое высказывание» понимается:

  • полное и точное самостоятельное раскрытие содержания в соответствии с ситуацией общения, указанной в задании;
  • умение аргументировать свое мнение;
  • выражать свое отношение к теме высказывания;
  • соответствие высказывания объему, определенному в задании.

Во время выполнения задания 3 участник ОГЭ должен полно и развернуто раскрыть все аспекты (пункты), указанные в задании.

Под полным и развернутым ответом понимается точный и развернутый в нескольких предложениях ответ на каждый пункт плана.

 Немаловажен также объем высказывания: для получения максимального балла (3) по критерию решение коммуникативной задачи монологическое высказывание участника ОГЭ должно содержать 10–12 фраз (в среднем по 3 фразы на каждый пункт плана вступление заключение); для получения 2 баллов требуемый объем – 8–9 фраз. Минимальное количество фраз для получения 1 балла по данному критерию – 5.

Особенностью оценивания заданий 3 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию решение коммуникативной задачи все задание оценивается в 0 баллов.

Критерий организация высказывания оценивает:

  • логичность и связность высказывания, которые обеспечиваются правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями высказывания (союзы, вводные слова, местоимения и т.п.);
  • композицию высказывания: наличие вступления, основной части
    (в соответствии с аспектами задания), заключения (монологическое высказывание не должно заканчиваться на середине фразы).

При оценивании языкового оформления речи учитывается:

  • соответствие использованных лексических единиц и грамматических структур поставленной коммуникативной задаче;
  • правильность оформления лексических словосочетаний, соблюдение узуальной (общепринятой) сочетаемости английского языка, разнообразие используемой лексики и ее соответствие допороговому уровню;
  • разнообразие и правильность используемых грамматических средств, соответствие используемых грамматических конструкций допороговому уровню;
  • соблюдение норм произношения английского языка: звуки в потоке речи, соблюдение ударения и норм интонационного оформления речи.

Под лексико-грамматическими ошибками понимаются нарушения в использовании слов в контексте, словосочетаний и нарушения в использовании грамматических средств.

Фонетическими ошибками являются нарушения в использовании фонетических средств.

Грубыми ошибками являются ошибки элементарного уровня и ошибки, которые меняют смысл высказывания.

УСТНАЯ ЧАСТЬ ОГЭ: задание 3

Критерии оценивания выполнения задания 3

(Тематическое монологическое высказывание) – максимум 7 баллов

Решение коммуникативной задачи

Организация высказывания

Языковое оформление высказывания

Бал-лы

Задание выполнено полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта
в полном объеме (полно, точно и развернуто раскрыты все аспекты, указанные в задании)

Объем высказывания: 10–12 фраз

3

Задание выполнено: цель общения достигнута, НО тема раскрыта не в полном объеме (один аспект раскрыт не полностью).

Объем высказывания: 8–9 фраз

Высказывание логично и имеет завершенный характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно

Использованный словарный запас, грамма­тические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более четырёх негрубых лексико-грамматических ошибок

И/ИЛИ не более трёх негрубых фонетических ошибок)

2

Задание выполнено частично: цель общения достигнута частично; тема раскрыта в ограниченном объеме (один аспект не раскрыт,

ИЛИ все аспекты задания рас­крыты неполно,

ИЛИ два аспекта раскрыты не в полном объеме, третий аспект дан полно и точно). Объем высказывания – 6–7 фраз

Высказывание в основном логично и имеет достаточно завершенный характер,
НО отсутствует вступительная

ИЛИ

заключительная

фраза, имеются одно-два нарушения в использовании средств логической связи

Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более пяти негрубых лексико-грамматических ошибок

И/ИЛИ не более четырёх негрубых фонетических ошибок)

1

Задание не выполнено: цель общения не достигнута, т.е. два

аспекта содержания

не раскрыты*.

Объем высказывания – 5 и менее фраз

Высказывание нелогично, вступительная и заключительная фразы отсутствуют, средства логической связи практически не используются

Понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и фонетических ошибок  (шесть и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок) ИЛИ более трёх грубых ошибок

0

При получении участником ОГЭ 0 баллов по критерию  «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивается в 0 баллов.

Именно устная часть ОГЭ по английскому становится тем самым камнем преткновения для многих выпускников 9 классов. Даже успешно справившись с письменной частью, ученик может допустить досадные ошибки в части «говорения» и лишиться заветных дополнительных баллов.
Устная часть ОГЭ состоит из трех заданий:

  • Чтение небольшого текста;
  • Условный диалог-расспрос;
  • Тематическое монологическое высказывание.

СТРАТЕГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №1 ПО ГОВОРЕНИЮ

Максимальное количество баллов — 2

Чтение текста:

  • внимательно прочитать текст задания про себя;
  • просмотреть текст и выделить синтагмы в длинных предложениях, трудные для произношения слова;
  • продумать интонацию различных типов коммуникативных предложений;
  • прочитать текст шепотом, а потом вслух, обращая внимание на слитность и беглость речи.

Основными ошибками при выполнении этого задания, разумеется, выступают фонетические ошибки, искажающие смысл. К этим ошибкам можно отнести неправильное произношение звука (замена фонемы), которая приводит к искажению значения слова, если пара слов различается именно на его основе, например ship – sheep. Другой случай этого рода – когда слово становится неузнаваемым из-за его неправильного произношения, например put произносится с тем же звуком, что cut, или слово science – с двумя согласными в начале.

Фонетические ошибки, искажающие смысл высказывания, могут быть также при неверной расстановке пауз.

СТРАТЕГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №2 ПО ГОВОРЕНИЮ

Максимальное количество баллов — 6

Условный диалог-расспрос:

  • прочитать текст задания про себя, обращая особое внимание на условия задания: количество вопросов (6 вопросов) и время ответа (40 секунд);
  • давать полные и точные ответы на заданные вопросы, при необходимости используя аргументацию и выражая свое отношение к предмету речи;
  • использовать лексические единицы и грамматические структуры, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания.

Часто допускаемые ошибки:

Ответ на вопрос не дан, ИЛИ ответ не соответствует заданному вопросу, ИЛИ ответ дан в виде слова или словосочетания, И/ИЛИ допущены фонетические, и лексические, и грамматические ошибки, препятствующие пониманию ответа.

СТРАТЕГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №3 ПО ГОВОРЕНИЮ

Максимальное количество баллов — 7

Тематическое монологическое высказывание:

  • внимательно прочитать текст задания, обращая особое внимание на условия задания: аспекты, которые необходимо раскрыть, и время ответа (40 секунд);
  • продумать монологическое высказывание: вступление (о чем будете говорить), основную часть (раскрытие трех аспектов задания), заключение (подведение итога сказанному, выражение своего мнения).

При ответе на данное упражнение, важно соблюдать три аспекта: решение коммуникативной задачи (дать ответы на все вопросы, раскрыть содержание), придерживаться организации высказывания (логики и связности в речи) и языковое оформление речи (словарный запас, грамматические структуры, фонетическая сторона речи).

Часто допускаемые ошибки:

  • учащиеся часто не начинали с общего представления темы;
  • раскрывали содержание не всех аспектов задания;
  • не давали развернутую аргументацию, когда в одном из аспектов задания было “Why”;
  • допускали лексические и грамматические ошибки;
  • не подводили итог, обобщив сказанное в основной части высказывания.

В этом году экзамен по английскому языку выбрали 20 учащихся нашей школы.

Результаты пробного экзамена по английскому языку

Класс

Устная часть

Чтение

Диалог

Монолог

Общий
балл

1

9

2

5

5

12

2

9

2

6

4

12

3

9

1

3

2

6

4

9

1

6

4

11

5

9

1

4

2

7

6

9

2

6

5

13

7

9

2

6

7

15

8

9

2

5

6

13

9

9

2

5

5

12

10

9

1

3

0

4

11

9

2

5

5

12

12

9

1

2

4

7

13

9

0

2

0

2

14

9

2

6

6

14

15

9

2

6

6

14

16

9

2

4

6

12

17

9

2

6

6

14

18

9

2

5

4

11

19

9

2

4

3

9

20

9

2

6

6

14

 Исходя из результатов пробного экзамена, можно сделать вывод, что наименее сложное задание для девятиклассников оказалось задание на чтение, 70% учащихся получили максимальный балл за данное задание, а это значит, что их речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов практически без нарушений нормы. Наиболее сложным заданием оказалась 3-я часть экзамена — монолог. Только 5% процентов учащихся набрали максимальный балл за это задание, 30% были близки к максимальному баллу. Обучение монологу как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся, требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся.

Мы надеемся, что такой разбор ошибок, дорогие читатели и коллеги, хоть немного, но поможет вам при подготовке своих учащихся к экзамену.

Литература

  1. Мильруд Р.П. ОГЭ. Английский язык. Устная часть. Тренировочные тесты. М., Титул, 2017.
  2. Журнал «Педагогические измерения». М., 2017. «Школьные технологии».
  3. Сайт ФИПИ http://fipi.ru (электронный ресурс).

ОГЭ по английскому языку. Стратегии выполнения заданий.
Критерии оценивания заданий.

Основной государственный экзамен
(далее – ОГЭ) является одной из форм итогового контроля сформированности
иноязычной коммуникативной компетенции у выпускников
IX классов общеобразовательных
учреждений. Структура и содержание ОГЭ определяются целями обучения иностранным
языкам в основной школе.

«Изучение иностранного языка в основной школе направлено на
достижение следующих целей:

·        
развитие
иноязычной коммуникативной
компетенции
в совокупности ее составляющих, а именно:

·        
речевая
компетенция

– развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности
(говорении, аудировании, чтении, письме);

·        
языковая
компетенция

овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими,
лексическими, грамматическими) в соответствии
c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для
основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных
способах выражения мысли в родном и иностранном языке;

·        
социокультурная
компетенция

приобщение к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка в
рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах;
формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях
межкультурного общения;

·        
компенсаторная
компетенция –
развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых
средств при получении и передаче информации;

·        
учебно-познавательная
компетенция

дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными
учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том
числе с использованием новых информационных технологий;

·        
развитие
и воспитание

школьников средствами иностранного языка».[1]

Назначение экзаменационной
работы

оценить уровень языковой подготовки по иностранному языку выпускников IX
классов общеобразовательных учреждений в целях их государственной (итоговой)
аттестации. Результаты экзамена наряду с другими формами оценки достижений
могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней
(полной) школы, учреждения среднего профессионального образования.

В
отличие от традиционного экзамена по иностранному языку, ОГЭ обеспечивает объективное
выявление у учащихся уровня сформированности коммуникативных умений во всех
видах речевой деятельности
(аудировании, чтении, письменной речи,
говорении), а также языковых знаний и навыков. Социокультурные знания
и умения
проверяются опосредованно в разделах «Задания по аудированию»,
«Задания по чтению» и «Задания по письменной речи»; компенсаторные умения
проверяются опосредованно в разделах «Задания по письменной речи» и «Задания по
говорению».

В
течение шести лет (с 2009 по 2015 г.) устная часть ОГЭ по иностранным языкам
состояла из двух заданий, которые предполагали построение связного
монологического высказывания с опорой на план в тексте задания и участие в
комбинированном диалоге. Проверка умений участников ОГЭ в говорении проходила в
традиционной форме с участием экзаменатора-собеседника и с аудиозаписью ответов
экзаменуемых. Далее ответы оценивались двумя экспертами, прошедшими специальную
подготовку (при значительном расхождении их оценок назначался третий эксперт).
Использованная модель устной части экзамена предусматривала наличие как минимум
трех аудиторий: аудитории для ожидания, аудитории для подготовки к ответу и
аудитории для устного ответа. В соответствии с условиями экзамена время на
подготовку участника ОГЭ к устному ответу составляло 10 мин. (в аудитории для
подготовки), время ответа – 6 мин. (в аудитории для устного ответа). Число
экзаменаторов-собеседников определялось числом участников ОГЭ на данном ППЭ.
При этом была рекомендована смена экзаменаторов-собеседников после их общения с
8–10 участниками ОГЭ, поскольку из-за естественной усталости
экзаменатор-собеседник мог допустить неточности, которые обусловливали
определенные ошибки экзаменуемого.

Главными
недостатками описанной модели были отсутствие достаточного числа
квалифицированных экзаменаторов-собеседников, наличие трудностей
психологического характера (в частности, экзаменатор-собеседник «исполнял» роль
сверстника участника ОГЭ) и длительное время ожидания участников на ППЭ (в
соответствии с регламентом время пребывания на пункте приема экзамена не должно
было превышать 6 часов).

В
2015 г. специалисты ФИПИ предложили иную модель устной части ОГЭ по
иностранным языкам – без участия экзаменатора-собеседника на основе
информационно-коммуникационных технологий. Новая модель устной части ОГЭ была
разработана с учетом формата устной части ЕГЭ, которую большинство участников
ОГЭ будут сдавать через два года.

В
качестве основных положений модели устной части можно выделить следующие:

— соответствие
требованиям действующему в настоящее время Федеральному компоненту
государственных образовательных стандартов по иностранному языку и кодификатору
ОГЭ по иностранным языкам, но в то же время учет перспективы перехода на ФГОС 2012
г. Согласно существующим нормативным документам выпускники основной
общеобразовательной школы должны достичь допорогового уровня иноязычной
коммуникативной компетенции;

— реализация
современных дидактических и методических подходов: деятельностного,
коммуникативно-когнитивного и системного, в основе которых лежат
такие лингводидактические
принципы, как научность, посильность, доступность, дифференциация и интеграция,
соответствие условиям обучения, объективность, репрезентативность,
адекватность, надежность, экономичность, простота выявления и оценки
результатов, ясность и четкость формулировки контрольных заданий и др.;


личностно-ориентированный характер содержания, который достигается за счет
соответствия интересам и уровню психофизиологического развития экзаменуемых
данного возраста (14–15 лет), а также дифференциации заданий по уровню
сложности;


проверка сформированности у участников наиболее существенных для общения
коммуникативных умений в говорении (в рамках допорогового уровня);
сбалансированность заданий, предусматривающих разные формы устно-речевого
общения (монологическая и диалогическая речь);


использование вербальных опор в заданиях по говорению, принимая во внимание
психологические особенности участников экзамена (в частности, развитие разных
видов мышления и памяти);

— отсутствие
экзаменаторов-собеседников во избежание ряда содержательных и организационных
трудностей.

Устная
речь отличается от письменной и имеет свою специфику, которая выражается в
организации устного текста, стиле и языковом оформлении, а также в видах и
особенностях речевых продуктов. Устная речь всегда обусловлена речевой
ситуацией. Конечной целью обучения устной речи является владение выпускниками
основной школы умениями неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и
ситуаций, данных в стандарте и примерных программах.

Содержанием
говорения является решение коммуникативной задачи в заданном объеме и
озвученное в устной форме.

Говорение
имеет несколько форм. Обычно выделяют монологическую, диалогическую и
полилогическую речь. Принимая во внимание содержание Федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам
(2004 г.) и цели ОГЭ, представляется целесообразным проверить устно-речевые
умения участников ОГЭ в диалогической и монологической речи.

Новая
модель устной части экзамена содержит также задание по чтению вслух. Это
задание позволяет настроить участников ОГЭ и облегчить им выполнение других
заданий раздела 5 экзаменационной работы на английском языке. Кроме того,
данный формат задания призван повысить внимание учащихся и учителей к совершенствованию
навыков чтения вслух на основном этапе обучения. Работа над фонетическими
(слухопроизносительными) навыками имеет важное значение, так как способствует
успешности речевого общения. Нарушение фонетической корректности речи часто
приводит к непониманию получаемой информации. Следует также отметить, что
овладение фонетическими навыками является существенным условием развития всех
видов речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения и письменной речи.

Устная
часть ОГЭ содержит

три задания:

1) задание
1 – чтение небольшого научно-популярного текста (1 уровень сложности);

2) задание
2 – участие в условном диалоге-расспросе: сообщение запрашиваемой информации (2
уровень сложности);

3) задание
3 – создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную
ситуацию и фотографию (картинку) (1 уровень сложности).

Задания
устной части ОГЭ по иностранным языкам

Задание

Содержание

Уровень слож-ности

Макс. балл

Время на подго-товку

Время ответа

1

Чтение вслух небольшого текста научно-популярного
характера

1

2

1,5 мин.

2 мин.

2

Ответы на 6 вопросов на определенную тему (школа,
семья, досуг и увлечения, занятия спортом, путешествия, праздники, еда,
транспорт и т.д.). Участник ОГЭ слышит вопросы, на которые ему следует
ответить

2

6

40 с. ответ на каждый вопрос

3

Монологическое выказывание по предложенной теме
(школьная жизнь и изучаемые предметы, семья, увлечения, занятия спортом,
здоровый образ жизни, занятия иностранным языком, путешествия, праздники,
средства массовой информации
и коммуникации,
транспорт и т.д.)

1

7

1,5 мин.

2 мин.

Преимущества

Предлагаемая
модель позволяет оценить иноязычную коммуникативную компетенцию участников ОГЭ
достаточно полно и объективно. Более того, она открывает новые возможности
развития способов и средств оценивания и способна оказать положительное влияние
на содержание процесса обучения.

Преимущества
модели устной части на основе информационно-коммуникационных технологий
(компьютерного варианта) очевидны:

·              
возможность
одновременной сдачи экзамена большим числом участников (при наличии на ППЭ
лингафонного кабинета с цифровым оборудованием или компьютерного класса с
использованием наушников); предъявление заданий предписанного варианта в строго
определенном порядке (организатор может допустить ошибку: выдать не тот
вариант, или дать задания все сразу, или выдавать задания не в том порядке);

·              
четкое
выполнения временного регламента (без влияния человеческого фактора);

·              
отсутствие
экзаменатора-собеседника

В нормативных документах
предполагается, что выпускники основной школы должны овладеть двумя формами говорения:
диалогом и монологом. Они должны научиться:

в
области диалогической речи:

·        
вести
комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая
нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

Комбинированный
диалог может сочетать такие виды диалога, как диалог этикетного характера,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями;

в
области монологической речи:

·        
рассказывать
о себе, своей семье, друзьях, своей школе, своих интересах, планах на будущее;
о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка с опорой на
зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);

·        
описывать
события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые
слова, план, вопросы);

·        
давать
краткую характеристику людей и литературных персонажей;

·        
передавать
основное содержание прочитанного текста с опорой на или без опоры на текст,
ключевые слова, план, вопросы.

Task 1. You are going to read the text
aloud. You have 1.5 minutes to read the text silently, and then be ready to
read it aloud. Remember that you will not have more than 2 minutes for reading
aloud.

Данное
задание нацелено на контроль навыков техники чтения. Понимание участником ОГЭ
содержания читаемого текста определяется используемой интонацией (беглостью
речи, паузацией, фразовым ударением, тоном и его движением), а также
произносимыми звуками в потоке речи и словесным ударением.

Навыкам,
которые участник ОГЭ должен обязательно продемонстрировать при выполнении этого
задания, уделяется достаточно внимания при обучении чтению в начальной школе,
но они нуждаются в более подробном освещении и осмыслении на этапе обучения в
основной школе. Следует отметить, что навыки, которые желательно
продемонстрировать при выполнении задания 1, формируются в основном
бессознательно, на имитационном уровне, при работе с аудиозаписями учебных
материалов.

При
чтении вслух участник ОГЭ должен продемонстрировать следующие фонетические
навыки
(их отсутствие ведет к снижению оценки):

·        
владеть
правилами чтения и исключениями из правил, позволяющими произносить слова без грубых
ошибок, искажающих смысл слова и приводящих к сбою коммуникации;

·        
дифференцировать
и правильно произносить долгие и краткие гласные:
[ɑː] – [ʌ], [iː]
[ɪ]; [ɔː] – [ɒ]; [u:]
– [
u];

·        
дифференцировать
и правильно произносить межзубные
[
ð ]/ [ θ ]
и
фрикативные согласные [
z]/[s]; не замещать межзубные
фрикативными (
thinksink);

·        
дифференцировать
и правильно произносить губно-губной [
w] и губно-зубной [v] согласные;

·        
дифференцировать
и правильно произносить гласные [ɔː] и [ɜː] (
walkwork; formfirm);

·        
владеть
«связующим
r» (linking r),
т.е. озвучивать конечную r/re
в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например,
there is, where are)

·        
правильно
использовать при чтении текста вслух сильную и слабую формы местоимений и
других служебных слов.

Задание 1

Ошибки:

        
недостаточный
словарный запас (неумение читать слова, в которых буквы пишутся но не читаются,
например:
muscles);

        
 нарушение
правил произношения звуков, которые меняют смысл слов:
heathid,
foodfoot;

        
несоблюдение
ударений в ряде слов;

        
неумение
делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы;

        
несоблюдение
интонаций в разных коммуникативных типах предложений.

Что
делать?

-научить
учащихся выделять ключевые слова и фразы в тексте;

-повторить
правила чтения;

-поработать
над артикуляцией наиболее сложных звуков, объяснить, что такое смысловая
группа;

-повторить,
как интонационно оформляются утверждения и разные типы вопросов;

-научить
размечать интонационно тексты письменно, а затем без разметки читать их вслух.

При
чтении вслух участник ОГЭ должен обязательно продемонстрировать
следующие навыки в области интонации (их отсутствие ведет к снижению
оценки):

·        
расстановка
пауз –
правильное деление текста на
смысловые группы (отрезки), с помощью пауз, варьирующихся по длине (более
короткие внутри предложения, более длинные в конце предложения);

·        
расстановка
фразового ударения

чередование
ударных и неударных слов в зависимости от характера слов (служебные
и знаменательные части речи);

·        
владение
нисходящим тоном для законченной смысловой группы;

·        
владение
восходящим тоном для оформления незаконченной группы, в том числе в случае
перечисления.

За
выполнение задания 1 участник ОГЭ может получить от 0 до 2 баллов

При оценивании выполнения этого
задания важно правильно классифицировать фонетические ошибки, искажающие
смысл
. К этим ошибкам можно отнести неправильное произношение звука (замена
фонемы), которая приводит к искажению значения слова, если пара слов
различается именно на его основе, например
shipsheep. Другой случай этого рода
– когда слово становится неузнаваемым из-за его неправильного произношения,
например
put произносится с тем же звуком, что cut, или слово science – с двумя согласными в начале.

Фонетические ошибки,
искажающие смысл

высказывания, могут быть при неверной расстановке пауз.

Таким
образом, под фонетическими ошибками, искажающими смысл, понимаются ошибки,
которые приводят к сбою в коммуникации.

Task 2. You are going to take part in
the telephone survey. You have to answer six questions. Give full answers to
the questions.

Remember that you have 40 seconds to
answer each question.

Участнику ОГЭ предлагается принять
участие в телефонном опросе по определенной теме и ответить на шесть заданных
вопросов.

 В ходе
выполнения этого задания участник ОГЭ должен продемонстрировать следующие
умения диалогической речи:

·               
сообщать
запрашиваемую информацию, отвечая на вопросы разных видов;

·               
выражать
свое мнение / отношение к теме обсуждения;

·               
точно и
правильно употреблять языковые средства оформления

 высказывания.

Ответ на каждый вопрос оценивается
по шкале 0–1 баллов.

Если участник ОГЭ дал полный ответ
на заданный вопрос, то выставляется 1 балл. Если ответ не дан, или ответ не
соответствует заданному вопросу, или в ответе допущены языковые ошибки, то
выставляется 0 баллов. Особенностью оценивания задания 2 является то, что если
участник ОГЭ дал ответ в виде слова или словосочетания, то он получает 0
баллов.

Максимально
за правильное выполнение этого задания участник ОГЭ может получить 6 баллов
Задание 2

Ошибки

      
ученики
не отвечают на заданный вопрос, пытаясь подменить ответ на вопрос заученным
заранее высказыванием или стараются ответить излишне подробно, не укладываясь в
отведенное время. 

Что
делать?

объяснить ученикам, что
засчитываются только ответы на заданные вопросы;

 
-познакомить учеников с типами вопросов; 

 -объяснить
ученикам, что если они уже ответили на вопрос, а время еще осталось, то не
стоит  придумывать какое-то дополнение к ответу, а надо дождаться следующего
вопроса. 

Task 3. You are going to give a talk
about … . You will have to start
in 1.5 minutes and will speak for not more than 2 minutes (10 – 12 sentences).

Remember to say: …

·        

·        

·        

You have to talk continuously.

В задании 3
на контроль выносятся следующие умения монологической речи:

·          
строить
монологическое высказывание в заданном объеме в контексте коммуникативной
задачи в различных стандартных ситуациях социально-бытовой,
социально-культурной и социально-трудовой сфер общения
c опорой на план, представленный в
виде косвенных вопросов;

·          
логично
и связно строить монологическое выказывание;

·          
точно и
правильно употреблять языковые средства оформления монологического
высказывания.

Задание
3
«Тематическое
монологическое высказывание» оценивается по трем критериям:

1)
решение коммуникативной задачи (максимальный балл – 3);

2)
организация высказывания (максимальный балл – 2);

3)
языковое оформление речи (максимальный балл – 2).

Под
критерием решение коммуникативной задачи в рамках задания 3
«тематическое монологическое высказывание» понимается:

·        
полное и точное
самостоятельное
раскрытие содержания в соответствии с ситуацией общения,
указанной в задании;

·        
умение
аргументировать свое мнение;

·        
выражать
свое отношение к теме высказывания;

  • соответствие
    высказывания объему, определенному в задании.

Во
время выполнения задания 3 участник ОГЭ должен полно и развернуто раскрыть
все аспекты (пункты), указанные в задании
.

Под
полным и развернутым ответом понимается точный и развернутый в
нескольких предложениях
ответ на каждый пункт плана.

Немаловажен также объем высказывания: для
получения максимального балла (3) по критерию решение коммуникативной
задачи
монологическое высказывание участника ОГЭ должно содержать 10–12
фраз (в среднем по 3 фразы на каждый пункт плана + вступление + + заключение);
для получения 2 баллов требуемый объем – 8–9 фраз. Минимальное количество фраз
для получения 1 балла по данному критерию – 5).

Особенностью
оценивания заданий 3 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по
критерию решение коммуникативной задачи все задание оценивается в
0 баллов.

Критерий
организация высказывания оценивает:

·        
логичность и связность
высказывания, которые обеспечиваются правильным использованием языковых средств
передачи логической связи между отдельными частями высказывания (союзы, вводные
слова, местоимения и т.п.);

·        
композицию
высказывания: наличие вступления, основной части
(в соответствии с аспектами задания), заключения (монологическое высказывание
не должно заканчиваться на середине фразы).

При
оценивании языкового оформления речи учитывается:

·       
соответствие
использованных лексических единиц и грамматических структур поставленной
коммуникативной задаче;

·       
правильность
оформления лексических словосочетаний, соблюдение узуальной (общепринятой) сочетаемости
английского языка, разнообразие используемой лексики и ее соответствие
допороговому уровню;

  • разнообразие
    и правильность используемых грамматических средств, соответствие
    используемых грамматических конструкций допороговому уровню;
  • соблюдение
    норм произношения английского языка: звуки в потоке речи, соблюдение
    ударения и норм интонационного оформления речи.

Под
лексико-грамматическими ошибками понимаются нарушения в использовании
слов в контексте, словосочетаний и нарушения в использовании грамматических
средств.

Фонетическими
ошибками являются
нарушения
в использовании фонетических средств.

Грубыми
ошибками
являются
ошибки элементарного уровня и ошибки, которые меняют смысл высказывания.

Задание
3

Ошибки

        
вместо
монолога на тему ученики пытаются описывать картинку;  

        
в
монологе ученики учитывают не все опоры; 

        
ученики
пытаются подменить монолог на заданную тему близким по теме высказыванием,
заученным заранее. 

Что
делать?

-объяснить
ученикам, что необходимо сказать хотя бы по одному предложению по каждой из
опор;

-объяснить,
что описания картинки в этом задании не требуется. Картинка дана только как
возможный источник идей; 

 -объяснить,
что как правило, выученный заранее текст нельзя адаптировать для ответа на
конкретное задание в условиях ограниченного времени на экзамене.

СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО
ГОВОРЕНИЮ

Чтение небольшого текста
научно-популярного характера:

  • внимательно прочитать
    текст задания про себя;
  • просмотреть
    текст и выделить синтагмы в длинных предложениях, трудные для произношения
    слова;
  • продумать
    интонацию различных типов коммуникативных предложений;
  • прочитать
    текст шепотом, а потом вслух, обращая внимание на слитность и беглость
    речи.

Условный
диалог-расспрос:

·       
прочитать
текст задания про себя, обращая особое внимание на условия задания: количество
вопросов (6 вопросов) и время ответа (40 секунд);

·       
давать
полные и точные ответы на заданные вопросы, при необходимости используя
аргументацию и выражая свое отношение к предмету речи;

·       
использовать
лексические единицы и грамматические структуры, соответствующие коммуникативной
задаче и сложности задания.

Тематическое
монологическое высказывание

·       
внимательно
прочитать текст задания, обращая особое внимание на условия задания: аспекты,
которые необходимо раскрыть, и время ответа (40 секунд);

·       
продумать
монологическое высказывание: вступление (о чем будете говорить), основную часть
(раскрытие трех аспектов задания), заключение (подведение итога сказанному,
выражение своего мнения).

Во
время ответа необходимо:

·                               
начать
с общего представления темы;

·       
раскрыть
содержание всех аспектов задания;

·       
давать развернутую
аргументацию, если в одном из аспектов задания есть “
Why”;

·       
стараться
не давать избыточную информацию, которая не обозначена в пунктах;

·       
использовать
лексические единицы и грамматические структуры, соответствующие коммуникативной
задаче и сложности задания;

·       
подвести
итог, обобщив сказанное в основной части высказывания

Критерии
оценивания заданий устной части ОГЭ

Критерии
оценивания выполнения задания 1

(Чтение
текста вслух) – максимум 2 балла

Фонетическая
сторона речи

2

Речь
воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и
интонационные контуры, произношение слов практически без нарушений нормы;
допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки,
искажающие смысл

1

Речь
воспринимается достаточно легко, однако присутствуют необоснованные паузы;
фразовое ударение и интонационные контуры практически без нарушений нормы;
допускается не более семи фонетических ошибок, в том числе три ошибки, искажающие
смысл

0

Речь
воспринимается с трудом из-за значительного количества неестественных пауз,
запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов,

ИЛИ
допущено более семи фонетических ошибок,

ИЛИ
сделано четыре и более фонетические ошибки, искажающие смысл

Критерии
оценивания выполнения задания 2

(Условный
диалог-расспрос) – максимум 6 баллов

Баллы

Ответ на вопросы 1–6

1 балл. Дан
полный ответ
на поставленный вопрос; допущенные отдельные фонетические, лексические и
грамматические погрешности не затрудняют понимания

0 баллов. Ответ
на вопрос
не дан,

ИЛИ ответ не соответствует заданному
вопросу,

ИЛИ ответ дан в виде слова или
словосочетания,

И/ИЛИ

допущены фонетические и лексические и
грамматические ошибки, препятствующие пониманию ответа

Критерии
оценивания выполнения задания 3

(Тематическое
монологическое высказывание)

Решение
коммуникативной задачи

Организация
высказывания

Языковое
оформление высказывания

Баллы

Задание выполнено полностью: цель
общения достигнута; тема раскры­та в полном объеме (полно, точно и развернуто
раскры­ты все аспекты, указан­ные в задании).

Объем высказывания – 10–12 фраз

3

Задание выполнено: цель общения достиг­нута,
НО тема рас­крыта не в полном объеме (один аспект раскрыт не пол­ностью).

Объем

высказывания – 8–9 фраз

Высказывание логично и имеет завершенный
характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответ­ствующие
теме. Средства логиче­ской связи ис­поль­зуются правильно

Использованный сло­варный запас, грамма­тические
структуры, фонетическое оформ­ление высказывания соответствуют постав­ленной
задаче (допускается не более четырёх негрубых лексико-граммати­че­ских
ошибок

И/ИЛИ не более трёх негрубых
фонетических ошибок)

2

Задание выполнено частично: цель обще­ния
достигнута час­тично; тема раскрыта в ограниченном объеме (один аспект не
раскрыт,

ИЛИ все аспекты задания рас­крыты
неполно,

ИЛИ два аспекта раскрыты не в пол­ном
объеме, третий аспект дан полно и точно) – Объем высказывания – 6–7
фраз

Высказывание в основном логично и имеет
доста­точно завершен­ный характер,
НО отсутствует вступительная

ИЛИ

заключительная

фраза, имеются одно-два нару­шения
в использо­вании средств логической связи

Использованный сло­варный запас, грам­матические
структуры, фонетическое оформ­ление высказывания соответствуют постав­ленной
задаче (допус­кается не более пяти негрубых лексико-грамматических оши­бок

И/ИЛИ не более четырёх негрубых
фонетических ошибок)

1

Задание
не выполнено: цель общения не достигнута, т.е. два

аспекта
содержания

не
раскрыты*.

Объём
высказывания – 5 и менее фраз

Высказывание

нелогично, вступительная и заключительная фразы отсутствуют,

Средства
логической связи практически не используются

Понимание
высказы-

вания
затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и

фонетических
ошибок

(шесть
и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более
фонетических ошибок)

ИЛИ более трёх грубых
ошибок

0

Автор: Ростовцева Альфия Мюнировна

       В связи с введением в ЕГЭ по английскому языку в 2015 году устной части, возникла необходимость подготовки учащихся к выполнению данной части, включающей монологическую и диалогическую речь. При разборе заданий устной части ЕГЭ по АЯ следует обратить внимание учащихся на то, что каждое задание имеет свою цель и задачи и проверяет определенные умения и навыки учащихся владения уровнем коммуникативной компетенцией и требует особых стратегий выполнения. Говорение является важным видом речевой деятельности, к сожалению, его исключение из ЕГЭ привело к тому, что учителя в школе уделяют меньше внимания обучению говорению. В 2015 г. в ЕГЭ была введена устная часть, где экзаменуемый должен продемонстрировать владение умениями и навыками устной речи и чтения текста вслух. Иностранный язык, являясь практической дисциплиной, ориентирован на овладение способами использования иностранного языка в различных видах деятельности и сферах общения. Содержанием говорения является решение коммуникативной задачи в заданном объеме, поставленной в задании, и озвученное в устной форме. Известно, что в качестве продукта говорения выступает речевое высказывание – устный текст, а в качестве единицы говорения – речевое действие. Говорение имеет несколько форм. Обычно выделяют монологическую, диалогическую и полилогическую речь. Задания по говорению в ЕГЭ должны проверять умения говорения на базовом и профильном уровне, представляется целесообразным проверять лишь базовые умения диалога, сделав дифференцирующей составляющей данной части экзамена задания, ориентированные на контроль монологических умений, как наиболее интегративных и важных для потенциального контекста деятельности абитуриентов. Другими словами, заданием высокого уровня сложности должен быть монолог. Содержательно устная часть включает 4 задания: 1) задание 1 базового уровня сложности – чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста; 2) задание 2 базового уровня сложности – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку); 3) задание 3 базового уровня сложности — создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку); 4) задание 4 высокого уровня сложности — создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий). Неизменным условием проведения экзамена является качественная цифровая запись ответов экзаменуемых. Согласно новой концепции устной части ЕГЭ по иностранным языкам, она проводится в компьютеризированной форме, без участия экзаменатора-собеседника, на основе особого программного обеспечения. Технический специалист-организатор обеспечивает соблюдение процедуры и работу технических средств. Задания предъявляются экзаменуемому на дисплее компьютера, в компьютерную программу заложен точный хронометраж времени на подготовку и на ответ. Все время ответа ведется аудиозапись. Аудиозаписи ответов экзаменуемых в установленном порядке предоставляются для оценивания экспертам, прошедшими специальную подготовку. Говорение как особый вид речевой деятельности и контроль умений говорения Устная речь включает интегрированные рецептивные умения понимать звучащую речь (аудирование) и продуктивные умения производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников (контактное общение) или опосредовано с помощью какого-либо технического средства (телефона, компьютера и т.д.). Устная речь отличается от письменной и имеет свою специфику, которая выражается в организации устного текста, стиле и языковом оформлении, а также в видах и особенностях речевых продуктов. Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Конечной целью обучения устной речи является владение учащимися умениями неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, предложенных в школьных стандартах и примерных программах. Содержанием говорения является решение коммуникативной задачи в заданном объеме, поставленной в задании, и озвученное в устной форме. Известно, что в качестве продукта говорения выступает речевое высказывание – устный текст, а в качестве единицы говорения – речевое действие. Говорение имеет несколько форм. Обычно выделяют монологическую, диалогическую и полилогическую речь. В действующих в настоящее время стандартах 2004 года предполагается, что в области монологической речи на базовом уровне учащиеся должны: • владеть различными видами монолога; • делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; • кратко передавать содержание полученной информации; • рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; • рассуждать о фактах и событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; • описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка. Рассмотрим данные умения в контексте возможных форм их контроля. Курсивом выделим те задания, которые пока можно предлагать исключительно в рамках альтернативных форм контроля, но не на экзамене в формате ЕГЭ, хотя введение компьютеризированного экзамена не исключает возможности их использования в будущем. Монологические умения говорения на базовом уровне и возможные типы контрольных заданий владеть различными видами монолога • описать человека (с использованием изобразительной наглядности и/или на основе фоновых знаний); • описать неодушевленные предметы (с использованием изобразительной наглядности и/или на основе фоновых знаний); • описать место/ местность (с использованием изобразительной наглядности и/или на основе фоновых знаний). делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме • сделать сообщение по теме/ проблеме с опорой на фоновые знания; • составить сообщение с опорой на информацию линейных и нелинейных текстов (графиков, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.); • найти информацию по заданной теме/проблеме, в том числе с использованием ресурсов Интернет и представить ее в устной форме; кратко передавать содержание полученной информации • прослушать предложение/ текст и передать его содержание; • прочитать текст (вслух или про себя) и передать его содержание; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения / поступки • рассказать о себе/ своей семье/ друзьях/одноклассниках; • рассказать о своих планах и намерениях на будущее; • рассказать о конкретных или гипотетических событиях своей жизни, обосновывая мотивы своих поступков/ намерений; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны / стран изучаемого языка • рассказать о конкретных фактах истории или культурных особенностях своей страны или стран изучаемого языка (с опорой на изобразительную наглядность и/или нелинейные тексты, а также без визуальной опоры, на основе фоновых знаний). На профильном уровне учащиеся должны: • подробно/кратко излагать прочитанное/ прослушанное /увиденное; • давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей; • описывать события, излагать факты; • представлять социокультурный портрет свой страны и стран изучаемого языка; • высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы; • оценивать факты/события современной жизни. Монологические умение говорения на профильном уровне и возможные типы контрольных заданий Подробно / кратко излагать прочитанное / прослушанное / увиденное • прочитать текст и кратко/ подробно изложить его содержание; • прослушать устный текст /фрагмент лекции и кратко/ подробно изложить его содержание; • просмотреть видео сюжет и кратко/ подробно изложить его содержание; давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей • дать характеристику известных исторических личностей своей страны/ стран изучаемого языка или мирового сообщества (с опорой на иллюстративную наглядность/ нелинейные тексты или только на основе фоновых знаний); • дать характеристику литературных персонажей известных литературных произведений русской литературы и литературы стран изучаемого языка/ мировой литературы (в рамках списков литературных произведений, рекомендованных для обязательного изучения в школе); описывать события, излагать факты • описать конкретное событие из собственной жизни/ жизни своей страны/ стран изучаемого языка (с опорой или без опоры на план/ визуальные опоры/ нелинейные тексты); представлять социокультурный портрет свой страны и стран изучаемого языка • представить (в виде проекта) социокультурный портрет страны или ее отдельного региона, показав взаимосвязь между географическим положением, историей, спецификой этнического состава населения, родом деятельности и образом жизни различных этнических и социальных групп, их участия в социально-политической и культурной жизни страны и т.д. высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы • высказать отношение к предложенной проблеме/ ситуации, аргументировав свою позицию. На уровне монолога сложность может представлять введение заданий на: • монолог-описание (человека, места, неодушевленного предмета), хотя в системе международных экзаменов для детей и подростков такие задания используются достаточно широко не только на уровне В1, но и А2; • монолог-повествование, особенно если это задание предполагает рассказ о конкретных событиях из истории своей страны или стран изучаемого языка, не говоря о характеристике жизни выдающихся исторических деятелей или литературных персонажей, хотя формально такие задания возможны, поскольку эти умения зафиксированы в стандарте; • краткий и подробный пересказ услышанного/увиденного/ прочитанного, т.к. пересказу сегодня уже не уделяется достаточного внимания в системе языкового обучения. В стандартах 2004 года предполагается, что в области диалогической речи на базовом уровне учащиеся должны уметь: • участвовать в беседе на знакомую тему; • осуществлять запрос информации; • обращаться за разъяснениями; • выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме. СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА «УСТНАЯ ЧАСТЬ» Чтение отрывка из информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста: • внимательно прочитать текст задания про себя; • выделить синтагмы в длинных предложениях, трудные для произношения слова; • разметить интонацию различных типов коммуникативных предложений; • прочитать текст шепотом, а потом вслух, обращая внимание на слитность и беглость речи. Условный диалог-расспрос: • внимательно читать текст задания, обращая особое внимание на условия предлагаемой ситуации общения и ограничители (пункты плана) и объем диалога (время); • задавать требуемые по содержанию вопросы, т.е. опираться на ключевые слова, данные в задании; • задавать прямые вопросы, как требуется в задании; • использовать лексику и грамматику, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания; • использовать интонацию, соответствующую выбранному типу вопроса. Тематическое монологическое высказывание • внимательно читать текст задания, обращая особое внимание на выделяемые элементы содержания и ограничители (пункты плана) и объем монолога (время, кол-во фраз в ответе); • раскрывать содержание всех пунктов; • строить высказывание в соответствии с данным планом; • при планировании монологического высказывания сначала продумать ключевые фразы каждого пункта; • начинать следует с общего представления темы; • давать развернутую аргументацию, если в пункте есть “Why”; • избегать давать избыточную информацию, которая не обозначена в пунктах. Навыки, которые желательно продемонстрировать, формируются в основном бессознательно, на имитационном уровне, при работе с аудиозаписями учебных материалов; понимание этих особенностей устной английской речи поможет учащимся повысить свою общую иноязычную компетенцию. Сегментный уровень (звуки) При чтении вслух экзаменуемый должен обязательно продемонстрировать следующие навыки (их отсутствие ведет к снижению оценки): • владеть правилами чтения и исключениями из правил, позволяющими произносить слова без грубых ошибок, искажающих смысл слова и приводящих к сбою коммуникации; • дифференцировать и правильно произносить долгие и краткие гласные [iː] – [ɪ] ( peak – pick) ; [ɔː] – [ɒ] (short – shot); [ɑː] – [ʌ] ( heart – hut); [ u:] — [ u ] (pool – pull) • дифференцировать и правильно произносить межзубные [ ð ]/ [ θ ] и фрикативные согласные[z]/[s] , без замещения их межзубными фрикативными (think – sink); • дифференцировать и правильно произносить губно-губной [w] и губно-зубной [v] согласные; • дифференцировать и правильно произносить гласные [ɔː] и [ɜː] (как, например, в словах walk – work, form – firm); • владеть «связующим r» (linking r), т.е. озвучивать конечную r/re в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, where is…, there are … ) • правильно использовать при чтении текста вслух сильную и слабую формы местоимений и других служебных слов. Желательно также, чтобы экзаменуемый умел: • противопоставить согласные [p] – [b], [t] – [d], [k] – [g] по силе/слабости, то есть 1) сопровождать произношение сильных согласных [p], [t],[k] придыханием, аспирацией, наиболее проявляющейся в позиции перед ударной гласной (исключая сочетания [sp], [st], [sk], так как в них аспирация не наблюдается); 2) слабые согласные [b], [d], [g] в конце слова не превращать в сильные и не сопровождать полным взрывом. При такой ошибке неизбежно появляется призвук [ə]; • соблюдать позиционную долготу гласных, зависящую от того, следует ли за ней сильный или слабый согласный; • избегать палатализации согласных перед гласными [i], [iː], [e], [æ], [ɜː], [eɪ], [ɪə]. Сверхсегментный уровень (интонация) При чтении вслух экзаменуемый должен обязательно продемонстрировать следующие навыки в области интонации (их отсутствие ведет к снижению оценки): • расстановка пауз – правильное деление текста на смысловые группы (отрезки), с помощью пауз, варьирующихся по длине (более короткие внутри предложения, более длинные в конце предложения); • расстановка фразового ударения – чередование ударных и неударных слов в зависимости от характера слов (служебные vs знаменательные части речи); • владение нисходящим тоном для законченной смысловой группы; • владение восходящим тоном для оформления незаконченной группы, в том числе в случае перечисления; • правильное интонационное оформление разных коммуникативных типов высказывания. Желательно также, чтобы экзаменуемый продемонстрировал: • владение основным мелодическим контуром – нисходящей шкалой; • владение логическим ударением (нисходящим тоном с целью эмфазы); • владение ритмом, характеризующимся появлением ударных слогов через равные промежутки времени. Задание оценивается холистически. Экзаменуемый получает 1 балл, если его речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов без нарушений нормы (допускается не более 5 фонетических ошибок, в т.ч. 1–2 ошибки, искажающие смысл). Если же речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ сделано более 5 фонетических ошибок ИЛИ сделано 3 и более фонетических ошибок, искажающих смысл, ответ оценивается в 0 баллов Критерии оценивания выполнения задания 1 (чтение текста вслух) – максимум 1 балл 1 0 Фонетическая сторона речи Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов без нарушений нормы: допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл Речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ сделано более пяти фонетических ошибок, ИЛИ сделано три и более фонетические ошибки, искажающие смысл При оценивании выполнения этого задания важно правильно классифицировать фонетические ошибки, искажающие смысл (такие ошибки сегментного уровня также называются фонематическими ошибками). Неправильное произношение звука (замена фонемы) приводит к искажению смысла, если пара слов различается именно на его основе, например, live – leave, cut – cart. Другой случай этого рода – когда слово становится неузнаваемым из-за его неправильного произношения, например, put произносится с тем же звуком, что cut или слово science – с двумя согласными в начале. Таким образом, под фонетическими ошибками, искажающими смысл, понимаются ошибки, которые приводят к сбою в коммуникации. Фонетические ошибки, искажающие смысл, могут быть и на сверхсегментном уровне, например, неверная расстановка пауз, искажающая смысл высказывания (как, например, паузация в русском предложении «Казнить нельзя помиловать»). Задание 2 базового уровня сложности – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку) проверяет следующие умения диалогической речи: осуществлять запрос информации; обращаться за разъяснениями; точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания. Данное задание оценивается холистически. Экзаменуемый должен задать 5 вопросов, каждый из которых оценивается по шкале 0–1 баллов. Если вопрос задан, возможные погрешности не затрудняют восприятия, коммуникация состоялась, то выставляется 1 балл. Если вопрос не задан или задан с ошибками, искажающими его содержание, произошёл сбой коммуникации, то выставляется 0 баллов. Максимально за правильное выполнение этого задания экзаменуемый может получить 5 баллов. Коммуникативная ситуация запроса информации в одних заданиях предлагается как телефонный разговор (you are calling to make clarifications), в других – как непосредственное общение (you are shopping …). В любом случае она носит условный характер: от экзаменуемого требуется ТОЛЬКО задать 5 вопросов по указанным содержательным аспектам. Этикетный диалог не включен в задание. Критерии оценивания выполнения задания 2 (максимум — 5 баллов) Оценивается отдельно каждый из 5 задаваемых вопросов. 1 0 Вопросы 1–5 Вопрос по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия Вопрос не задан, или заданный вопрос по содержанию не отвечает поставленной задаче И/ИЛИ не имеет правильной грамматической формы прямого вопроса И/ИЛИ фонетические и лексические ошибки препятствуют коммуникации Что значит «отвечает поставленной коммуникативной задаче»? – запрос информации осуществлен и соответствует коммуникативной установке, данной в задании, употребленная лексика, грамматические средства и фонетические погрешности не искажают смысл высказывания. Что значит «правильная грамматическая форма прямого вопроса? – Учитывается порядок слов в вопросе, форма глагола в нужной видовременной форме. Тип вопроса должен соответствовать содержанию плана, т.е. установке. Не учитываются ошибки в артиклях, предлогах (если они не меняют смысл высказывания). Вопрос, начинающийся с вежливого оборота “Could you tell me …?” принимается только если за ним следует полный вопрос косвенный вопрос с соответствующим порядком слов, т.е. “Could you tell me where the hotel is situated?”. В этом случае мы рассматриваем “Could you tell me …?” как прямой вопрос «Не могли бы вы сказать…?» Владение грамматической нормой экзаменуемый демонстрирует, используя в продолжение прямого вопроса придаточное (косвенный вопрос). Если в придаточном предложении используется вопросительный порядок слов “Could you tell me where is the hotel situated?” — это грамматическая ошибка, вопрос не принимается. Сокращенные вопросы типа “Could you tell me about the price?” и “What about…” не принимаются. Что значит возможные фонетические погрешности? – любые фонетические ошибки (см. разбор критериев задания 1), не затрудняющие восприятие смысла высказывания. Необходимо, чтобы интонация соответствовала типу вопроса (общий, специальный и т.п.), но на этапе введения устной части, большинство экспертов считает нецелесообразным ставить 0 баллов только за несоответствие интонации типу вопроса. Наиболее типичные ошибки – коммуникативное задание не понято, вместо вопросов экзаменуемый дает монологическое высказывание; вопросы заданы не по всем указанным в задании пунктам; порядок слов прямого вопроса не соблюдается; интонация не соответствует выбранному типу вопроса. При оценивании выполнения этого задания важно правильно классифицировать грубые ошибки. Общий подход изложен в разъяснении к оцениванию задания 1 по чтению текста. Грубые ошибки – это либо ошибки, искажающие смысл и ведущие к сбою в коммуникации (например, учащийся вместо слова “reason” использует слово “cause” — грубая лексическая ошибка), либо ошибка базового уровня (например, игнорирование окончания –s 3-его лица единственного числа глаголов в настоящем простом времени). Таким образом, под грубыми ошибками, понимаются ошибки, которые приводят к значительным затруднениям или сбою в коммуникации. Задание 4 высокого уровня сложности – создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий) также проверяет умение строить высказывание в заданном объёме в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения. Данное задание оценивается аналитически по тем же трём критериям и параметрам, что и задание 3: решение коммуникативной задачи/содержание (макс. – 3 балла), организация устного высказывания (макс. – 2 балла), языковое оформление высказывания (макс. –2 балла). Эти критерии и параметры подробно рассмотрены выше в рекомендациях по оцениванию задания 4 и не нуждаются в дальнейших пояснениях. Различие между заданиями 3 и 4 состоит в разном уровне сложности коммуникативно-когнитивной задачи (описание фотографии и сравнение двух фотографий) и разным требованиям к языковому оформлению высказывания. Для успешного выполнения задания 4 от экзаменуемого требуется более широкий репертуар лексических единиц, грамматических форм и синтаксических структур, чем для задания 3. Что такое «решение коммуникативной задачи»? — Соответствие теме и ситуации общения, указанной в коммуникативном задании, полнота и точность раскрытия темы, продуктивность речи, соответствие объему высказывания. Что означает «содержание полно и развернуто отражает все аспекты, указанные в задании»? – Под аспектом понимаются пункты задания, под полным и развернутым ответом понимается точный и развернутый в нескольких предложениях ответ на каждый пункт плана. Задействованы все детали картинки (картинок), которые правильно и точно интерпретированы. Правильно использованы стратегии рассуждения, описания, повествования. В задании 3 используются, в первую очередь, стратегии повествования и описания и частично рассуждения. В задании 4 – на первый план выходят стратегии рассуждения, а затем уж описания. Немаловажен также объем высказывания: для получения максимального балла — 3 по критерию решение коммуникативной задачи монологическое высказывание экзаменуемого должно содержать 12-15 фраз (в среднем по 3 фразы на каждый пункт плана); для получения 2-х баллов требуемый объем – 9-11 фраз. Типичные ошибки по данному критерию в задании 3: описание двух картинок вместо одной (или попытка описать все три фотографии); неправильная интерпретация содержания картинки, отсутствие ответа или неполные ответы на пункты плана. Вместе с тем, встречаются ответы с неоправданным отходом от темы и переходом от жанра описания к жанру рассказа. Например, на фотографии изображена девушка, которая готовит на кухне, а учащиеся рассказывают о том, что она готовится к приему гостей и переходят к рассказу о вечеринке (которой на фотографии нет!). Еще одной ошибкой является отсутствие адресности, сигнализирующее о непонимании коммуникативной ситуации. В начале и в конце монолога от отвечающего ожидается прямое обращение к другу, а не фразы типа «Я хочу описать эту фотографию» и «Я показываю эту фотографию другу, потому что хочу его познакомить с моим братом». Неожиданной ошибкой на экзамене 2015 г. стало описание себя на фото (в инструкции к заданию было сказано: ты сделал это фото, следовательно, тебя на фото нет, на фото – другие люди). Иногда эта ошибка приводила и к нарушению логики: сначала участник экзамена говорил, что на фото он сам (причем это фото явно не было selfie), фотографировала его мама/подруга, а затем в пункте 4 объяснял, почему участник экзамена сделал эти снимки. Проанализировав устные ответы участников ЕГЭ 2015 г., разработчики приняли решение уточнить формулировку задания. Согласно демоверсии устной части 2016 г., в пункте 1 надо сказать когда и где было сделано фото, а в пункте 4 пояснить другу, почему это фото хранится в вашем альбоме. Типичные ошибки по данному критерию в задании 4 –отдельное описание двух картинок вместо их сравнения; неумение найти и сформулировать общее и различное; неумение высказать свои предпочтения и обосновать их. Что такое «организация текста»? — логичность в изложении материала, связность текста, которая обеспечивается правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями высказывания (союзы, вводные слова, местоимения и т.п.), композиция текста, т.е. деление текста на вступительную фразу, основную часть и заключительную фразу согласно плану. Что означает «высказывание логично и носит завершенный характер»? – Участник строит последовательно, связно и в соответствии с планом свое высказывание, которое имеет четкую композицию, в том числе вступительную и заключительную фразу, соответствующую ситуации. Монологическое высказывание не заканчивается на середине фразы. Что понимается под использованием средств логической связи? – Средства логической связи придают связность монологическому высказыванию и часто показывают характер монологического высказывания — рассуждение, описание, повествование. Типичные ошибки в в организации высказывания в заданиях 3 и 4 – отсутствие или неправильная формулировка вступительной и заключительной фраз, отсутствие или неправильное использование средств логической связи. Что понимается под языковым оформлением высказывания? — точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность формирования лексических словосочетаний, соблюдение узуальной (общепринятой) сочетаемости английского языка; запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы) и их соответствие базовому уровню в задании 3 и высокому уровню в задании 4; точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств, соответствие используемых конструкций базовому уровню в задании 3 и высокому уровню в задании 4. Что понимается под лексическими ошибками? — Нарушения в использовании слов в контексте, словосочетаний. Что понимается под грамматическими ошибками? — Нарушения в использовании грамматических средств. Что понимается под фонетическими ошибками? – нарушения в использовании фонетических средств. Что такое грубые ошибки? – Типичные ошибки элементарного уровня и ошибки, которые меняют смысл высказывания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое фонетические ошибки в произношении
  • Что такое фонетические ошибки в английском языке
  • Что такое фонетическая ошибка в русском языке
  • Что такое фонетическая ошибка в предложении
  • Что такое фонетическая ошибка в английском языке