Что такое фактическая ошибка в сочинении огэ

КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ
РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

(по рекомендациям ФИПИ)

Шерстобитова И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб
АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО

Грамматические
ошибки (Г)
 – это ошибки в структуре языковой единицы: слова,
словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы
– словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Вид
ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное
словообразование. Ошибочное образование форм существительного,
прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов,
действительных и страдательных причастий, деепричастий)

Благородностьчуда техники,
по
дчерк, надсмехаться; более
интереснее, красивше
; с пятистами рублями;
жонглировал 
обоими руками, ихнегопафоса,
вокруг 
его ничего
нет; 
сколько нравственных принципов
мы лишились из-за утраты духовности; им
 двигает чувство
сострадания; ручейки воды, 
стекаемые вниз,
поразили автора текста; 
вышев на
сцену, певцы поклонились.

Г2

Нарушение
норм согласования

Я
знаком с группой ребят, серьезно 
увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение
норм управления

Нужно
сделать природу более 
красивую.
Все удивлялись его 
силой.

Г4

Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

Главное,
чему теперь я хочу уделить внимание, это 
художественной
стороне произведения

Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и 
веселые.

Г5

Ошибки
в построении предложения с однородными членами

Страна любила
и гордилась
 поэтом. 
В сочинении я хотел сказать 
о значении спорта и
почему я его люблю
.

Г6

Ошибки
в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая
текст
, возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки
в построении предложения с причастным оборотом

Узкая
дорожка была покрыта 
проваливающимся снегом под
ногами
.

Г8

Ошибки
в построении сложного предложения

Эта книга научила
меня ценить и уважать друзей, 
которую
я прочитал еще в детстве

Человеку показалось 
то, что
это сон.

Г9

Смешение
прямой и косвенной речи

Автор
сказал, 
что я не
согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение
границ предложения

Его не
приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Г11

Нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на
мгновение сердце и вдруг 
застучит вновь.

Г12

Пропуск
члена предложения (эллипсис)

На
собрании было 
принято (?) провести
субботник.

Г13

Ошибки,
связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента
предложения, к которому она относится

Хорошо
было бы, если бы на картине стояла 
бы подпись
художника.
В тексте 
всего раскрываются
две проблемы.

КЛАССИФИКАЦИЯ
ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

(по
рекомендациям ФИПИ)

Шерстобитова
И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО

Речевые
ошибки (Р)
 – это ошибки не в построении предложения, не в структуре
языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т.
е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы,
неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;
экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении
омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

Вид ошибки

Примеры

Р1

Употребление
слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 
Благодаря пожару, лес сгорел.

Р2

Неоправданное
употребление диалектных и просторечных слов

Таким
людям всегда удается 
объегорить других. 
Обломов ничем не занимался и целыми днями 
валял
дурака
.

Р3

Неудачное
употребление местоимений

Текст
написал В. Белов. 
Он относится
к художественному стилю; 
У меня сразу же возникла картина
 в своем воображении.

Р4

Употребление
слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное
употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов,
устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По
задумке
 автора, герой побеждает; 
Молчалин 
работает секретарем
Фамусова;
В романе А.С. Пушкина 
имеют место лирические отступления; 
Автор
 то и дело прибегает
к употреблению метафор и олицетворений. 
Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому
 кексу вгрызло бы
дал; 
Зощенко 
палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение
оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В
таких случаях я 
взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение
паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при
построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в
неудачно организованном контексте

Были
приняты 
эффектные меры
Имя этого поэта 
знакомо во многих странах; 
В третьей части текста не веселый, но и 
не
мажорный
 мотив заставляет нас задуматься; 
грампластинка не сказала еще своего 
последнего
слова
.

Р7

Нарушение
лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

Р8

Употребление
лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление
рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В
этом 
рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное
повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность
и однообразие синтаксических конструкций

Когда
писатель пришел в редакцию
, его принял главный
редактор. 
Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление
лишних слов, лексическая избыточность

Тогда
о том, чтобы вы могли улыбнуться, 
об
этом 
позаботится книжный наш магазин.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ
РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

(по рекомендациям ФИПИ)

Шерстобитова И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб
АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО

Логические
ошибки (Л) 
– связаны с нарушением логической правильности
речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в
пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

Вид
ошибки

Примеры

Л1

Сопоставление
(противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по
содержанию) понятий в предложении, тексте

На
уроке присутствовали 
директор, библиотекарь,
а также 
Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна
Петрова
;
Он 
облокотился спиной на батарею; 
За
 хорошую учебу и
воспитание детей 
родители обучающихся
получили благодарственные письма от администрации школы.

Л2

Нарушение
причинно-следственных отношений

В
последние годы 
очень много сделано
для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, 
так
как
 вопросы модернизации образования решаются слабо.

Л3

Пропуск
звена в объяснении, «логический скачок».

Людской
поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы
двор был украшением и школы, и поселка.

Л4

Перестановка
частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора
вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?

Л5

Неоправданная
подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от
первого, затем от третьего лица)

Автор пишет о
природе,
 описывает природу
севера,
 вижу снега и просторы снежных
равнин.

Л6

Сопоставление
логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических
статей 
отличен от других
научных 
статей.

Композиционно-текстовые
ошибки

Л7

Неудачный
зачин

Текст начинается
предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом
тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении,
например: 
В этом тексте автор…

Л8

Ошибки
в основной части

а).
Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. 
б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение
порядка предложений. 
в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к
затруднению понимания смысла.

Л9

Неудачная
концовка

Дублирование
вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.


http://www.gramma.ru/pics/0.gif

КЛАССИФИКАЦИЯ
ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

(по
рекомендациям ФИПИ)

Шерстобитова
И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО

Фактические
ошибки (Ф) 
– разновидность неязыковых ошибок,
заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие
действительности, дает неправильную информацию о фактических
обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом
(фоновые знания).

Вид ошибки

Примеры

Ф1

Искажение
содержания литературного произведения, неправильное толкование,
неудачный выбор примеров

Базаров
был нигилист и поэтому 
убил старуху топором
Ленский вернулся в свое имение
 из Англии
Счастьем для Обломова было 
одиночество
и равнодушие
.

Ф2

Неточность
в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор
цитаты.

Книга
очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «
Век живи – век учись!»

Ф3

Незнание
исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

Великая
Отечественная война 1812 года; 
Столица США — Нью-Йорк.

Ф4

Неточности
в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в
названиях литературных произведений, их жанров.

Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление
и наказание».

Этические
ошибки (Э) 
– нарушение в работе системы ценностей и
правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие
высокомерное и циничное отношение к человеческой личности,
недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и
обороты.

Вид ошибки

Примеры

Э1

Речевая
некорректность. 
Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание;
словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в
неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое
требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов,
вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое
достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к
человеческой личности

Мне
хотелось бы сделать автору замечание 
за
его неумение передавать свои мысли

Этот текст меня 
бесит; Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня; Почему школьная программа
принуждает к прочтению всего 
старья, что именуется классикой? 
Михалков 
в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали
именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего 
морочить людям мозги устаревшими
истинами.

  ОГЭ. Оценка грамотности и фактической точности речи
 

Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая
точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых,
однотипных и неоднотипных ошибок).

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки.

Критерии
грамотности и фактической точности речи

Таблица
4

Критерии
оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение
орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки.

2

Допущено 2–3 ошибки.

1

Допущено 4 и более ошибки.

0

ГК2

Соблюдение
пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущено 3–4 ошибки.

1

Допущено 5 и более ошибок.

0

ГК3

Соблюдение
грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

2

Допущено 2 ошибки.

1

Допущено 3 и более ошибок.

0

ГК4

Соблюдение
речевых норм

Речевых ошибок нет, или
допущено не более 2 ошибок.

2

Допущено 3–4 ошибки.

1

Допущено 5 и более ошибок.

0

ФК1

Фактическая
точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в
понимании и употреблении терминов нет.

2

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении
терминов.

1

Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в
употреблении терминов.

0

Максимальное
количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1
ГК4

10

При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.

Указанные в таблице 4 нормативы применяются для проверки и
оценки изложения и сочинения, суммарный
объём которых составляет 140 и более слов.

Если суммарный объём сочинения
и изложения
составляет
70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше
1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или
допущена 1 негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или
допущена 1 негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и
сочинении
в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа  по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём
баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то
оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом
работы:

– если в работе не менее 140 слов, то грамотность
оценивается по таблице 4;

– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев
ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);

– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям
ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

Максимальное
количество баллов
, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей
экзаменационной работы, – 42.

Рекомендации
по квалификации ошибок

Грамотность речи оценивается в
зависимости от количества ошибок и недочетов, допущенных учащимся в тексте
письменной работы (см. Таблицу критериев). 
Практика проведения экзаменационного тестирования показала, что при
проверке и оценке задания с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают
определенные затруднения при квалификации ошибок в письменной речи учащихся.

Орфографическая
ошибка
– это написание слова, не соответствующее орфографическим
нормам. Орфографические нормы устанавливаются академическими орфографическими
словарями и справочниками.

Пунктуационная
ошибка
– это неиспользование пишущим необходимого знака препинания,
его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного
знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется
пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле.

Эти ошибки могут быть допущены
только на письме: их можно увидеть, услышать их нельзя.

Соответственно,
не должны влиять на оценку грамотности
(исправляются, но не  учитываются при проверке):

1)
нарушение правил, не включённых в школьную программу или обусловленных
явлениями языковой переходности:

   

употребление прописной буквы в составных географических
наименованиях (площадь Никитские ворота,
страна восходящего солнца
), в собственных именах, употребленных в
переносном значении (Обломовы и обломовы); в именах и фамилиях с
первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот);

   

написание н и нн в причастиях и отглагольных
прилагательных, образованных от двувидовых глаголов (слова:  завещать,
обещать, казнить, родить, крестить);

   

написание сложных существительных без соединительной гласной
(в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в
словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб,
ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов,
метрдотель, портшез, прейскурант
);

   

пунктуационное оформление предложений с вводным словом,
стоящим в начале или в конце обособленного оборота (в этом случае вводное слово
никаким знаком от оборота не отделяется), например: Посреди поляны росло большое дерево, судя по всему[,] вяз. (вторая запятая не нужна);

   

отсутствие обособления сравнительного  оборота, если ему предшествует отрицание не или частицы совсем, совершенно, почти, именно, прямо и т.п.: Было светло, почти как днем (запятая не
нужна).

2) выбор
одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксической
конструкции, предусмотренных правилами и словарями. Примеры правил, которые
допускают вариативность[1]:

   

слитное и раздельное написание не (в некоторых случаях возможно двоякое толкование высказывания и,
как следствие, двоякое написание, ср.: Эта
задача нетрудная
и Эта задача не
трудная
, Перед нами необычное явление
и Перед нами не обычное явление);

   

употребление тире между подлежащим и сказуемым –
сравнительным оборотом, присоединяемым словами как, словно, вроде, точно и под., ср.: Пруд как блестящая сталь и Огни –
как нити золотых бус;

   

употребление тире между подлежащим это и сказуемым, выраженным существительным в им. п., ср.: Это очень интересная книга и Это – очень интересная книга;

   

употребление тире в неполном предложении, ср.: Вокруг месяца – бледные круги и А в доме стук, ходьба;

   

обособление несогласованных определений, относящихся к
нарицательным именам существительным, ср.: Доктор,
со шпагою в руке, вбежал в спальню
и
Продавец в чистом белом халате и синей шапочке обслуживал клиента
;

   

обособление ограничительно-выделительных оборотов, ср.: Кроме зарплаты они получали премиальные
и Кроме блюд и соусников, на столе стояло
множество горшочков
;

   

пунктуационное оформление сложноподчиненного предложения с
придаточными изъяснительными, условными и уступительными, ср.: Что Вася говорил про эту встречу, совершенно
забылось
и Как он добрался сюда – уж
этого никак не мог он понять
;

   

вариативные написания: бивак
и бивуак; фортепьяно и фортепиано; травмопункт и травмпункт; тоннель и туннель; двускатный и двухскатный;

   

в передаче авторской пунктуации;

   

ошибки в переносе слов.

3)  графические ошибки – разновидность ошибок,
связанных с графикой, т.е. средствами письменности языка, фиксирующими
отношения между звуками устной речи и буквами, которыми они обозначаются.

К графическим средствам помимо букв относятся: различные
приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных
подчеркиваний и шрифтовых выделений.

Графическими ошибками являются различные описки и опечатки,
вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются,
но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик
слова (мемля вместо земля).

К числу наиболее распространенных графических ошибок
обычно относят:

   

пропуск букв, например: весь роман стоится на этом
конфликте (следует: строится);

   

перестановка  букв,
например: новые наименования
пордуктов
(следует: продуктов);

   

замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное);

   

добавление лишних букв: Вот
почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях…
(следует: даже).

4)  

написания,
для которых менялись орфографические рекомендации:

бог / Бог

водноспортивный / водно-спортивный

вторая мировая война / Вторая мировая война

деланный / деланый (в знач. неестественный,
ненатуральный: делан(н)ая улыбка)

естественно-научный / естественнонаучный

заполдень / за полдень

заполночь / за полночь

зорянка / зарянка (птица)

как-то / как то
(перед
перечислением, напр.: Острогою бьется
крупная рыба,

 как(-)то: щуки, сомы, жерехи, судаки.)

лироэпический / лиро-эпический

масленица / Масленица

масс-культура / масскультура

масс-медиа / массмедиа

мелочовка / мелочевка

народнопоэтический / народно-поэтический

народнохозяйственный / народно-хозяйственный

не сегодня-завтра / не сегодня завтра

невзирая на лица / не взирая на лица

непрошеный (прил.)

первобытнообщинный
/ первобытно-общинный

плащевка / плащовка

плейер / плеер

рождество / Рождество

интернет/Интернет

розыскник / разыскник

розыскной /разыскной

считанный / считаный (в знач. малый по количеству: считан(н)ые минуты

церковнославянский / церковно-славянский

черно-бурый / чернобурый

5)  

написания,
регулируемые орфографическими правилами, в которые были внесены изменения

Правила русской орфографии и
пунктуации : Утв. Акад. наук СССР, М-вом высш. образования СССР и М-вом
просвещения РСФСР. – М. : Учпедгиз, 1956. (А также издания 1957 и 1962 гг.)

Правила русской орфографии и
пунктуации : полный академический справочник / РАН, Отделение историко-филол.
наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М. : Эксмо, 2006. (А
также последующие издания.)

§
40.
В сущ.  мужского и
среднего рода в предл. пад. и в сущ. женского рода            на -а (-я) в дат. и предл. пад. ед. ч. пишется в неударяемом
положении и только в том
случае, если ему предшествует тоже и,
например: о гении, о Кии, в «Вии», по реке Бии…

§ 71,
п. 2.
Немногочисленные сущ. на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в
безударном положении по общему правилу окончание   -е. Перечень
таких слов: змий — о зми́е, кий — о ки́е (вариант: о кие́), Кий
(легендарный основатель Киева)о Кие, чий (растение) о
чие, «Вий» — в «Bue», … Бия
(река) — по
Бие…

§
79, п. 14.
Примечание 1.
Между определяемым словом и стоящим перед ним однословным приложением,
которое может быть приравнено по значению к прилагательному, дефис не
пишется, напр.: красавец сынишка.

§ 120.
Следующие разряды сущ. и сочетания сущ. пишутся через дефис

<…>

в)
сочетания с однословными приложениями, предшествующими определяемому слову,
напр.: старик-отец, красавица-дочка, умница-сын, герой-лётчик…

6)  

варианты
пунктуационного оформления предложения, вызванные наличием в языке переходных
явлений

Некоторые правила пунктуации (очень редко – орфографии) не
дают достаточно четкого критерия для выбора написания именно в связи с
существованием переходных языковых единиц. Это, например:

   

разграничение фразеологизмов, которые не требуют знаков
препинания, и свободных сочетаний слов, которые необходимо обособлять или
внутри которых необходимы знаки, ср.: труслив
как заяц и трУсит(,) как заяц; Болтает, не знаю что и Делай что хочешь;

   

разграничение некоторых вводных слов и омонимичных им
невводных (показательны некоторые фрагменты словарных статей из «Справочника
пунктуации» В.М. Пахомова, В.В. Свинцова, И.В. Филатовой: «На первый взгляд… Зачастую трудно
определить, является ли сочетание «на первый взгляд» вводным. В спорных случаях
решение о постановке знаков препинания принимает автор текста»; «Правда… 3. Союз со значением уступки
(обычно в начале предложения или части сложного предложения). То же, что «хотя
и, однако, но». Вопреки пунктуационным правилам союз «правда» обычно выделяется
запятыми, сближаясь по значению с вводным словом». С тех пор в своем бобыльском хозяйстве Дубчик обходился топором,
правда, тоже старым и заржавленным, с неудобным расшатанным топорищем.
(В.
Быков. Народные мстители) «Ну как
заказчики?» – интересовался ночью Колька, и похлопывал жену по мягкому телу, и
смеялся – не притворялся, действительно смех брал, правда, нервный какой-то
смех.
(В. Шукшин. Жена мужа в Париж провожала) Погуляли хорошо, правда устали»; «Главным образом… В некоторых источниках, например в справочнике по
пунктуации Д.Э. Розенталя, содержится рекомендация обособлять сочетание
«главным образом» как вводное, служащее для выделения, оценки чего-либо, а
также выступающее в знач. «самое главное». Однако примеры из художественной
литературы свидетельствуют о том, что слова «главным образом», не входящие в
состав присоединительного оборота, обычно не обособляются»);

   

различение омонимичных частиц и междометий, ср: О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми
костями?
и О, дорогой мой, как это
прекрасно!;

   

разграничение сравнительных оборотов, которые можно заменить
творительным сравнения, и тех, которые такой замене не поддаются, ср: Как кошка (кошкой) Генка забрался на чердак
и Атвуд, как курок (курком?), взвел левую
бровь
и при этом Но в это время, как
гром, тарарахнул выстрел
и В гневе он
как гром загремел…; Как град посыпалась картечь
и Потом в стенку вагона застучали, как град, пули.

   

Примеры предложений, которые допускают двоякое объяснение их синтаксической структуры: Во всем – и в природе, и среди полей –
чувствовалось что-то незаконченное, недовершенное
и Во всем: и в природе, и среди полей – чувствовалось что-то
незаконченное, недовершенное; Самые скороспелые грибы, например: березовики и
сыроежки – достигают полного развития в три дня
и Самые скороспелые грибы, например березовики и сыроежки, достигают
полного развития в три дня; Я не понимаю, какая муха тебя укусила
и Я не понимаю: какая муха тебя укусила?

На
оценку сочинения распространяются положения о негрубых, повторяющихся и
однотипных ошибках.

Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие
существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две
негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

   

в написании фамилий, имён автора и героев произведений и
автора анализируемого текста[2];

   

в написании большой буквы в составных собственных
наименованиях, например: Международный
астрономический союз
;

   

в написании буквы э/е после согласных в иноязычных словах,
например: рэкет, пленэр и после
гласных в собственных именах, например: Мариетта;

   

в слитном и дефисном написании сложных прилагательных,
написание которых противоречит школьному правилу, например (слова даны в
неискаженном написании): глухонемой,
нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой,
литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский,
хлебобулочный
;

   

в трудных случаях разграничения сложного прилагательного,
образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с
зависимым наречием, например: (активно)действующий,
(сильно)действующий, (болезненно)тоскливый
;

    

в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские стихи;

    

в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен
другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым);

    

в пропуске одного из сочетающихся
знаков препинания
или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также
повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов,
то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются
ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в
грамматических (в армии, в роще; колют,
борются
) и фонетических (пирожок,
сверчок
) особенностях данного слова.

Не
считаются однотипными
ошибки на такое правило, в котором для выяснения
правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово
или его форму (вода – воды, рот – ротик,
грустный – грустить, резкий – резок
).

Первые три однотипные ошибки
считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как
самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки,
то все они считаются за одну ошибку.

Понятие
об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

Грамматическая
ошибка
– это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре
слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической
нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

 подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство
– здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не
та приставка или не тот суффикс;

– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована
форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;

– оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура
словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение
спорта и почему я его люблю
– неправильно построены предложения с
деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены
синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в
построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в
употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного
романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Речевую ошибку можно заметить только
в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения
которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые
классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Грамматические
ошибки


п/п

Вид
ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда
техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более
интереснее, красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего
пафоса, ихи
дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут,
пиша
о жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую.

Повествует читателей.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали
против такой оценки его творчества.

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных
конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и
гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая
текст
, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под
ногами
.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга
научила меня ценить и уважать друзей, которую
я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то,
что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я
не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает
на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Речевые
ошибки


п/п

Вид
ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы
прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на
продолжении
всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово
приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не
поменялось.

Были приняты эффектные
меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении
автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей
немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и
фразеологизмов

Астафьев то и дело
прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает
впечатление.

Автор использует
художественные особенности (вместо средства).

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Молодой
юноша, очень
прекрасный

9

Употребление однокоренных слов в близком контексте
(тавтология)

В этом рассказе
рассказывается
о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой
рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины
содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда
писатель пришел в редакцию
, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель
отправился в гостиницу.

12

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своем воображении

К числу наиболее типичных грамматических ошибок  относятся
ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

1) ошибки в образовании личных
форм глаголов: Им двигает чувство
сострадания
(следует: движет);

2) неправильное употребление
видовременных форм глаголов: Эта книга
дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты
быстро и точно
(следует: …даст.., научит… или  …дает..,
учит…);

3) ошибки
в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили
автора текста
(следует: стекавшие);

4) ошибки в образовании
деепричастий: Вышев на сцену, певцы
поклонились
(норма: выйдя);

5)  неправильное
образование наречий: Автор тута был не
прав
(норма: тут);

Эти ошибки связаны обычно с
нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием
просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести
и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах
экзаменуемых:

1)       нарушение
связи между подлежащим и сказуемым: Главное,
чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения

(норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность
(норма: … нужны смелость, знания, честность);

2)     ошибки,
связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы
подпись художника
; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому
она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые
они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы»
(ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «… всего две
проблемы»);

3) неоправданный пропуск подлежащего
(эллипсис): Его храбрость, (?) постоять
за честь и справедливость привлекают автора текста
;

4) неправильное построение
сложносочиненного предложения: Ум
автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и
с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве
.

Анализируя работы экзаменуемых с
точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные речевые ошибки. Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм,
тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной
лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных
средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в
употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом
многозначность.

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся следующие:

1) неразличение (смешение)
паронимов: В таких случаях я
взглядываю   в «Философский словарь»
(глагол взглянуть обычно требует управления
существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть
на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с
целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в
приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом
«в»);

2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо
слова известно в предложении ошибочно
употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное
пространство для рекламы, и это нам
не импонирует
(в данном случае
вместо слова пространство лучше
употребить его синоним – место;
иноязычное слово импонирует также
требует синонимической замены);

3) ошибки в подборе антонимов
при построении антитезы: В третьей части
текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься
(антитеза
требует  точности при выборе слов с
противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не
являются;

4)
разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно
организованном контексте: Этому,
безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай
только посмешить читателя.

Есть работы, в которых были допущены
грубые
логические ошибки.
Эти логические ошибки можно сгруппировать, выделив в
отдельную группу ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи,
возникающие в результате нарушения законов логики, допущенные как
в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:

1) сопоставление
(противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по
содержанию) понятий в предложении;

2) нарушение логического закона
тождества, подмена одного суждения другим.

Ошибки первого типа встречаются
чаще: Предметом повествования являются времена достаточно отдалённые, что
позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако
темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание.

Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.

В отдельную группу логических ошибок
следует выделить композиционно-текстовые ошибки, связанные с нарушениями
требований к последовательности и смысловой связности изложения.
Композиционно-текстовые ошибки выявлялись в начале, в основной части
сочинения и в концовке. Так, в начале некоторых работ экзаменуемых
отсутствовала логическая связь с основной частью изложения или эта связь была
очень слабо выражена: нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные
рассуждения; сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями. В
основной части работы содержались ненужные, не имеющие отношения к теме
сведения, загромождавшие изложение, делавшие его запутанным и сумбурным, эта
часть иногда была выстроена непоследовательно и хаотично, перегружена лишними и
утомительными перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли, или была
неоправданно растянута, содержала смысловые повторы.

Завершение работы (концовка) не
служило выводом из сказанного, не подводило итог, часто было совсем не мотивировано
исходным текстом.

Ошибки
фактические (фоновые)

В работе выпускника могут
встречаться ошибки в фоновом материале:

– неверное изложение фактов, не
упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся
уместно или неуместно используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора
или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п., то
есть приводятся факты, противоречащие действительности, например:: «Гёте –
французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»);
«Столица США – Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии»;

– неверное употребление формы имени
персонажа: Максим Максимович вместо Максим Максимыч («Герой нашего времени»
М.Ю. Лермонтова), Екатерина вместо Катерина («Гроза» А.Н. Островского), Диана
вместо Динка («Динка прощается с детством» В. Осеевой) и т.д.

 Ошибки могут состоять не только в полном искажении
(подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например:
«Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и
энергии отдаёт детям директор школы: построена школа, которая каждый год
выпускает около тысячи учеников».

Ошибки отражают низкий уровень
знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с
работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).

 Сочинение 9.1 самое непопулярное среди девятиклассников. Его выбирают немногие. Дети часто приводят «пустой комментарий» — выученный фрагмент, где содержится обобщенное суждение о языке, формально соотнесенное с цитатой. Эти фразы-заготовки могут быть приложены к разным высказываниям, содержат правильные утверждения и лингвистические термины, НО не являются результатом осмысленного понимания конкретного высказывания, а потому НЕ являются полноценным комментарием.
 В сочинениях необходимо уходить от домашних заготовок.
 Если в сочинении 9.1 ученик приводит примеры НЕ из текста, то они не оцениваются.
 Деление сочинения на абзацы — дело автора (ученика), нельзя точно определить, сколько должно быть абзацев. Проверяющему надо смотреть на логику, на ранжирование мыслей экзаменуемого. Полное отсутствие деления текста сочинения на части недопустимо.
 Обязательно ли делить аргументы на 2 абзаца? Нет. Надо руководствоваться логикой и целесообразностью.
 В критерии 4 оценивается композиционная стройность работы. Ученик может построить сочинение одним из двух способов:
1) тезис (смысл цитаты) — аргументы — вывод;
2) цитата — аргументы — вывод (смысл цитаты).

Это значит, что объяснение цитаты (высказывания лингвиста) не обязательно должно быть в первом абзаце. Ученик может написать его в выводе.

Сочинение 9.2
 При оценивании НЕ учитывается ПОЛНОТА раскрытия смысла данного фрагмента. Это значит, что если в указанной в задании части текста содержится несколько аспектов смысла, то экзаменуемый может выбрать некоторые из них и прокомментировать.
 По критерию 1 (понимание смысла фрагмента текста) может быть снижен балл, если экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации. Что такое неправильная интерпретация? Это значит, что суждение ученика не соответствует содержанию текста.
 Примеры из текста должны обязательно соответствовать объяснению содержания данного фрагмента.
 Важно! В формулировке задания 9.2 сказано, что экзаменуемый должен привести 2 примера-аргумента из текста. Но при оценивании 1 балл может быть выставлен за работу, в которой нет ни одного примера из текста, но есть подходящий пример из личного опыта.
 Цитата, смысл которой нужно объяснить, не может быть аргументом для этого объяснения.

о сочинении 9.3. Как можно дать определение понятию.
 Экзаменуемый НЕ обязан в точности воспроизводить словарную статью по предложенному понятию. Его задача — показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
 НЕ НАДО заставлять учеников заучивать определения из словаря.
 Способы, которыми ученик может дать определение понятию:
 Понятие определяется через родовые и видовые признаки. Например: «Дружба — это чувство, которому свойственны….» или «Дружба — это чувство, которое предполагает…”
В данном примере «чувство» — это родовое понятие, а видовые понятия могут быть такие: взаимопомощь, поддержка, согласие, верность и т.д.
 Понятие определяется через описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия.
Например: «Материнская любовь — это любовь, которую мать испытывает к своему ребенку. Когда я слышу эти слова, в моей памяти возникают доброе лицо матери, ее бесконечная нежность и забота, готовность поддержать в трудную минуту».
 Понятие определяется через характеристику, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия.
Например: «Что такое сила духа? Это когда ты устал, но все равно не сдаешься, когда тебе страшно, но ты преодолеваешь страх, когда тебе больно, но ты даже не замечаешь этого. Одним словом, сила духа — это способность оставаться человеком в самых бесчеловечных условиях».
 Понятие определяется через сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него.
Например: «Ценность можно сравнить с компасом. С помощью компаса человек может ориентироваться, выбрать правильное направление. Ценность тоже помогает нам выбрать правильный путь, определяет наши цели».
 Понятие определяется через различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
Например: «Сила духа — это не бесстрашие, это способность преодолеть страх и найти в себе силы совершить важный поступок».
 В любом случае ученик должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки. Про понятие и тему сочинения 

 Раньше само ценностное понятие, которое было предложено для анализа, одновременно являлось и темой сочинения. Несколько лет назад понятие стало конкретизироваться темой. Это сделали для того, чтобы тема нацеливала именно НА ТЕКСТ. Это значит, что ценностное понятие должно быть объяснено не само по себе, а соотноситься о с содержанием текста. Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, не поясняя его в поле личностных смыслов. Про комментарий  Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
 раскрытие актуальности ценности;
 вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого аспекта;
 анализ смысловой многозначности понятия, адекватной сложной многомерности обозначаемого явления действительности;
 противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысловой сущности понятия.
 Определяющими являются следующие моменты:
 толкование понятия в русле его реального значения, отражающее личностно окрашенное понимание;
 содержательная направленность комментария на объяснение предложенного понятия, раскрытие его смысла.
 Важно! НЕ НАДО заставлять детей ЗАУЧИВАТЬ словарные статьи!
 Про оценивание толкования значения слова (С3К1) 
 2 балла ставятся, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его;
 1 балл ставится, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его;
 0 баллов, если экзаменуемый дал неверное определение, или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует.
 Примеры толкований слов, за которые может выставлен 1 балл (не удивляйтесь, я сама была поражена, за что, оказывается, можно поставить 1 балл):
 «Жизненные ценности являются своеобразными указателями на жизненные пути».
 «Материнская любовь принадлежит к числу самых прекрасных человеческих чувств».
 «Дружба — это проявление помощи».
 Важно! Если комментарий по смыслу НЕ соотносится С ТЕКСТОМ, то он не засчитывается.
 Лучше учить девятиклассников разделять определение понятия и комментарий на разные предложения, хотя это и не обязательно. Но эти предложения должны быть в одном абзаце.
 Не следует ставить 0 баллов за работу, где дано определение хотя и неполное, но комментарий раскрывает, объясняет содержание данного понятия.

Критерий 2. Наличие аргументов При проверке оцениваются 3 основных параметра:

1) Логическая точность, которая проявляется в том, что приведенный пример подтверждает истинность утверждения или является посылом для вывода. Этот параметр требует проверки логической связи между разными смысловыми частями.

2) Содержательная полнота, которая требуется для того, чтобы приведенный пример содержал объем информации, достаточный для подтверждения тезиса.

3) Структурно-смысловая функциональность, которая предполагает, во-первых, определённое место данного фрагмента в композиции текста, во-вторых, использование лексико-грамматических средств, сигнализирующих о цели этого фрагмента.

 Важно! Несмотря на то что в задании сказано, что экзаменуемый должен привести один пример из прочитанного текста, а один из личного опыта, будут зачтены и два примера ТОЛЬКО из текста, если они приведены верно. Ноль баллов по критерию 2 чаще всего ставится, когда экзаменуемый не понимает цели своей работы, коммуникативный замысел не реализуется, развитие мысли подменяется вязкими рассуждениями, которые кружатся вокруг исходного понятия. Один пример ученик должен привести из жизненного опыта. Жизненный опыт — это и художественные произведения, и научная литература, и кинофильмы, и факты общественной и личной жизни. Аргумент из личного опыта не обязательно должен быть конкретным примером. Он может быть и рассуждением. Главное, чтобы он содержал новую информацию. Типичной ошибкой экспертов и учителей является представление о том, что примеры из художественной литературы «весят» больше, чем примеры из кинофильмов или факты из личной жизни. Качество аргумента определяется не тем, из какого источника он взят, а тем, в какой мере он реализует свою смысловую функцию.Критерий 3. Логическая связность и последовательность Логические ошибки: запись, не оформленная как текст (например, как ответы на вопросы);
 неоформленные цитаты;
 отсутствие переходов от одной части к другой;
 вывод логически не сочетается с тезисом и др. Ошибки в абзацном членении: полное отсутствие разделения на смысловые части;
 отсутствие абзацного членения в частях сочинения, когда выпускник, выделяя смысловые части (вступление, основную часть и вывод), не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы;
 необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части;
 неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста. При этом надо помнить, что нет строгого требования к количеству абзацев.Критерий 4. Композиционная стройность Сочинение-рассуждение должно соответствовать композиционным видам этого типа: тезис — доказательства — вывод. Важно! Если мы выставили 0 баллов за абзацное членение по К3, то это НЕ значит, что мы не можем поставить 2 балла по К4 (за структуру рассуждения). Если ученик не разделил текст на абзацы, но в его работе есть тезис, аргументы и вывод, то ставим 2 балла. Несколько слов о почерке

Конечно, учим девятиклассников писать аккуратно, разборчивым почерком, но помним, что эксперты обязаны читать любые работы, независимо от аккуратности и почерка.

 Об оценивании грамотности Грамотность оценивается по критериям ГК1 — ГК4 за изложение и сочинение вместе. При оценке грамотности следует учитывать объём изложения и сочинения. Суммарный объем работ должен составлять 140 и более слов. Важный момент: количество слов в сочинении НЕ учитывается при оценивании сочинения по критериям К1 — К4. Даже если ученик написал три строчки, все равно надо проверять и оценивать содержание. Но для оценки грамотности количество слов имеет большое значение.
Если суммарный объем сочинения и изложения составляют 70 — 139 слов, то по критериям ГК1 — ГК4 ставится не более 1 балла за каждый критерий, а именно:
 ГК1 — 1 балл, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
 ГК2 — 1 балл, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
 ГК3 — 1 балл, если грамматических ошибок нет;
 ГК4 — 1 балл, если речевых ошибок нет. Новшество: раньше количество слов не влияло на баллы за фактическую точность, теперь же по ФК1 выставляется не более 1 балла, если в обеих работах менее 140 слов. Если в изложении и сочинении суммарно менее 70 слов, то экзаменуемый получает 0 баллов за грамотность и фактическую точность. Если ученик выполнил только 1 вид работы (сочинение или изложение), то оценивание грамотности производится в зависимости от количества слов в работе. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то оно оценивается 0 баллов только по критериям К1 — К4, а за грамотность и фактическую точность выставляются баллы. На баллы за грамотность не должны влиять следующие виды ошибок:
 негрубые ошибки (это новшество, раньше учитывались все ошибки);
 нарушение правил, не включенных в школьную программу или обусловленных явлениями языковой неоднозначности;
 выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксических конструкций, предусмотренные правилами и словарями;
 графические ошибки;
 написания, для которых менялись орфографические рекомендации (например, интернет и Интернет, первая мировая и Первая мировая);
 написания, регулируемые орфографическими правилами, в которые внесены изменения;
 варианты пунктуационного оформления предложения, вызванные наличием в языке переходных явлений. С подробным анализом всех этих случаев можно ознакомиться в “Методических рекомендациях ОГЭ-2023”.
 Итак, негрубые ошибки — это ошибки, не имеющие существенного значения для характеристики грамотности, то есть связанные с нарушением правил, которые не включены в школьную программу или обусловлены явлением языковой переходности. Важно! Указанные случаи НЕ распространяются на слова и конструкции, использованные автором исходного текста. Перечень негрубых орфографических ошибокНаписание необщеупотребительных собственных имен (например, Сванте Аррениус Шлезвич Гольштейн).
 Употребление прописной буквы:
 в составных собственных именах (например, площадь Никитские ворота, дон Педро, Великая Отечественная война);
 в собственных наименованиях, использованных в переносном значении (например, обломовы);
 необоснованное написание имен прилагательных на -ский с прописной буквы (например, “Шекспировские трагедии” вместо “шекспировские трагедии”). Важно!
Ошибка в инициалах и фамилии автора исходного текста и/или автора литературного произведения является не орфографической, а ФАКТИЧЕСКОЙ ошибкой. Буква э/е в иноязычных словах (например, рэкет, пленэр).
 Написание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных, образованных от двувидовых глаголов (завещанный, обещанный, казненный, рожденный, крещеный человек, крещенный вчера человек и др.).
 Написание НЕ с отглагольными прилагательными на -мый (например, неделимый на части, не делимый людьми).
 Написание сложных существительных без соединительной гласной, образованных с помощью заимствованных элементов (например, ноу-хау, мини-маркет, супермаркет).
 Написание сложных имен прилагательных, которые противоречат школьному правилу (например, глухонемой, нефтегазовый, военно-художественный, индоевропейский, хлебобулочный),
 Написание сложных прилагательных и причастий, которое зависит от контекста (сильнодействующее средство — сильно действующее на меня средство). Какие пунктуационные ошибки считаются негрубыми и не учитываются? Пунктуационное оформление предложение с вводным словом, стоящим в начале или в конце обособленного оборота (например, “Посреди поляны росло дерево, судя по всему вяз”).
 Отсутствие обособления сравнительного оборота, если ему предшествует отрицание с НЕ или частицы “совсем”, “совершенно”, “именно”, “прямо” (например, “Было светло, почти как днем”).
 Пропуск или добавление одного из сочетающихся в конце предложения знаков препинания (за исключением кавычек) или нарушение последовательности знаков в конце предложения. Важно!
 Ошибка в инициалах автора — фактическая ошибка.
 Допустимо упоминание известных писателей и поэтов с одним инициалом или без них (например, НЕ считается ошибкой “Л.Толстой” или “Толстой” вместо “Л.Н.Толстой”).
 Незакавыченная чужая речь (в любом количестве) — это пунктуационная ошибка, включая случай, когда пишущий активно использует исходный текст, берет из него точные цитаты и при это не использует кавычки.
 ЕДИНИЧНЫЕ случаи отсутствия знаков препинания в конце предложения, если следующее слово начинается с заглавной буквы, не надо считать за ошибку.
 Лишний знак препинания считается за полноценную ошибку. Графические ошибки (описки) пропуски буквы (например, “стоится” вместо “строится”);
перестановка букв (например, “пордуктов” вместо “продуктов”);
 замена одних букв другими (например, “лешендарное” вместо “легендарное”);
добавление лишних букв (например, “дажше” вместо “даже”). Важно!
 Слово “конь” без мягкого знака на конце — это грамматическая ошибка или описка? Если системная, то ошибка. Если подобный случай попадается в грамотной работе, то это описка.
 Обособление члена предложения только с одной стороны — это ОДНА ошибка, а не две.
 Если графических ошибок (описок) очень много, то они все равно НЕ учитываются. На оценку изложения и сочинения распространяется положение о повторяющихся и однотипных ошибках. К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условие выбора правильного написания заключены в грамматических особенностях данного слова (например, падежные окончания существительных, личные окончания глаголов).
 Не являются однотипными ошибки на одно и то же правило, если условия выбора правильного написания требуют подбора проверочного слова (безударные гласные в корне, непроизносимые и сомнительные согласные в корне).
 Три однотипные ошибки засчитываются как одна, каждая последующая расценивается как самостоятельная ошибка. Повторяющиеся ошибки Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку (например, “зачеруй”, “очерован”, “очерование”).
 Если в одном слове с непроверяемым написанием допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну (например, оппеляция — 1 ошибка). Но если 2 ошибки на разные правила, то считается каждая ошибка (например, об оппеляциЕ — 2 ошибки). Важно!
Понятие об однотипных ошибках НЕ распространяется на пунктуационные ошибки.

 Грамматические и речевые ошибки. Фактические ошибки. Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения. Это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Речевые ошибки — это ошибки НЕ в построении, НЕ в структуре речевой единицы, а в её использовании. Чаще всего речевые ошибки связаны с неверным употреблением слова. Речевую ошибку можно заметить только в контексте. В этом ее отличие от грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен. Типичные грамматические ошибки Ошибки в образовании личных форм глаголов (например, “им двигает чувство сострадания”).
 Неправильное употребление видо-временных форм глаголов.
 Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий (например, “вышев из комнаты”).
 Неправильное образование наречий (например, “тута” вместо “тут”).
 Нарушение управления (например, “проблема о роли творчества”, “рассуждает над проблемой”, “приведу в пример”).
 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, “Главное, чему я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения”).
 Неправильное построение сложносочиненного предложения (например, “Ум автор текста понимает не только как просвещенность, но и с понятием “умный” связывалось представление о вольнодумстве”). Типичные речевые ошибкиНеоправданный повтор слов или частиц (например, “хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника”).
 Нарушение лексической сочетаемости (например, “имя этого поэта знакомо” вместо “известно”).
 Смешение паронимов.
 Речевая недостаточность (например, “Его храбрость, постоять за честь и справедливость привлекают автора текста”).
 Употребление слова или фразеологизма в несвойственном им значении (например, “В третьей части текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься…”). Фактические ошибки

Выделяют 2 вида фактических ошибок:

Фактические ошибки по исходному тексту: искажение фамилии, имени, отчества автора или героя; добавление, исключение, изменение события в сюжетной линии исходного текста.
Фактические ошибки в фоновом материале. Эти ошибки возникают, когда учащиеся приводят примеры из жизненного опыта или литературы: неверное указание авторства произведения, неверное изложение фактов биографии автора или героя привлеченного текста, ошибка в дате или географической реалии.
Фактические ошибки в фоновом материале могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении (например, “Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией”).
 Несколько слов о проверке Каждую работу (изложение и сочинение) проверяют два независимых эксперта. Проверка осуществляется каждым экспертом по отдельности. Работа направляется на третью проверку, если расхождение по первым двум существенное — в 10 и более баллов по всем критериям.
 Тестовая часть (задания 2-8) проверяется компьютером, но затем проходит верификацию (перепроверку экспертами), так как часто бывает, что компьютер на распознает буквы, написанные не в соответствии с обрацом. Последний тезис записан мною со слов лектора. Как обстоят дела с перепроверкой тестовой части вручную экспертами на самом деле, не знаю. Пока сама работала в региональной комиссии по проверке ОГЭ, ни разу не видела, чтобы такую перепроверку проводили. Но, возможно, я просто не попадала на этот вид работы

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ОГЭ-2022. Русский язык.

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

и общее количество баллов.

 

Критерии

  Критерии оценки грамотности и фактической

точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм.

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

Допущено две-три ошибки 

1

Допущено четыре и более ошибки 

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм.

Пунктуационных ошибок нет,

или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки 

1

Допущено пять и более ошибок 

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм.

Грамматических ошибок нет,

 или допущена одна ошибка 

2

Допущено две ошибки 

1

Допущено три и более ошибки 

0

ГК4

Соблюдение речевых норм.

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки 

1

Допущено пять и более ошибок 

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи.

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов

1

Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов

0

ФК1,

ГК1-ГК4

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4

10

  При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.

Указанные в таблице  нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.

Если  суммарный  объём  сочинения  и  изложения  составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше

1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена  одна негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

Если ученик выполнил только  один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице;

– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);

– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33.

Количество баллов.

№ задания.

Баллы.

Часть 1.

Изложение.

7

Часть 2,

 задания № 2-8.

7

Часть 3.

Задание № 9.

9

Оценка грамотности

(изложение + сочинение)

10

Максимальное количество баллов.

33

 Критерии оценивания изложения ЗДЕСЬ.

Критерии оценивания сочинения ЗДЕСЬ.

E-mail

7 сентября 2020

В закладки

Обсудить

Жалоба

Фактические ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

→ Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют — 1 балл.
→ Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале — 0 баллов.

Фактические ошибки, из-за которых снижается балл по критерию К12, делим на три группы:

1) упоминание фактов, противоречащих действительности, например: «Столица США – Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии», «Гете – французский писатель», «в повести «Война и мир»…»), «В столице Бразилии Рио-де-Жанейро каждый год проходит большой праздничный карнавал».

2) неверное изложение фактов, которые упоминаются в исходном тексте («в тексте М.Булгакова события происходят в годы Великой Отечественной войны»), но не влияют на понимание проблемы текста.

3) неверное использование терминологии ( «автор использует эпитет: «как на дрожжах», «в этом публицистическом рассказе центральная роль принадлежит повествователю»).

Причина фактических ошибок — недостаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта, неверная оценка поступков и характеров героев, невнимательность.

В сочинении фактические ошибки — это:

1) искажение жизненной правды («в наше время у каждого человека есть телефон», «Л.Н. Толстой написал свой роман-эпопею «Война и мир» на французском языке, и только позже перевел на русский»;

2) неточное воспроизведение книжных источников, в том числе искажения в цитатах ( «Но я другому отдана, и буду я ему верна»);

3) имен собственных (Чадский, у Нагульного и Разметного, в романе Толстова);

4) дат ( «Пушкин жил в восемнадцатом веке»);

5) мест событий («квартира Пушкина находилась в центре Ленинграда»);

6) мотивации поступков героев («Раскольников убил старушку, потому что она грубо с ним разговаривала». Кстати, «Преступление и наказание» — копилка для фактических ошибок).

Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский – вдохновитель народов в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».

Как не потерять баллы по К12?

1) внимательно читаем предложенный текст и не придумываем в комментарии подробности (даты, события), которых в тексте не было.

2) в обосновании своего мнения не пишем о произведениях, которые не читали или читали в кратком содержании.

3) внимательно проверяем, по буквам, верно ли написали имя-фамилию автора предложенного текста (столько раз, сколько они встречаются в сочинении), имена героев.

4) проверяем всю фактическую информацию (использование терминов типа «рассказчик», «герой», имена, даты, цифры).

5) используем наречия-ограничители типа «все», «каждый» только в позиции автора или в призыве («Каждый любит родителей» — фактическая ошибка, «Каждый должен заботиться о родителях» — призыв).

Источник: vk.com/okege

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое фактическая ошибка в русском языке примеры
  • Что такое фактическая ошибка в предложении
  • Что такое фактическая ошибка в изложении это
  • Что такое фактическая ошибка в английском языке
  • Что такое фактическая логическая речевая грамматическая ошибки