Что такое эффект средней ошибки

Эффекты восприятия

Одним
из важных результатов психологических
исследований социальной перцепции, в
том числе и формирования первого
впечатления, было обнаружение некоторых
типовых схем, по которым строится образ
другого человека и которые в той или
иной степени используются всеми людьми.
Эти схемы получили название – эффекты
восприятия.

Эффект
первичности и новизны

при взаимодействии с малознакомыми
людьми большее значение придается
данным, полученным вначале, а при общении
со старыми знакомыми – последним
сведениям.

Эффект
ореола
формирование
специфической установки на воспринимаемого
человека через направленное приписывание
ему определенных качеств.
Наиболее
явно этот эффект проявляется тогда,
когда воспринимающий имеет минимальную
информацию об объекте восприятия, а
также когда суждения касаются моральных
качеств. В первую очередь «ореол» создают
факторы внешней привлекательности,
превосходства, хорошего отношения к
нам.

Эффект
привлекательности
заключается
тенденции
переоценивать качества внешне
привлекательного, симпатичного человека
.
Примером данного эффекта может служить
цитата из «Крейцеровой сонаты» Л.Н.
Толстого: «Удивительное дело, какая
полная бывает иллюзия того, что красота
есть добро. Красивая женщина говорит
глупости, ты слушаешь и не слышишь
глупостей, а слышишь умное. Она говорит,
делает гадости, а ты видишь что-то милое.
Когда же она не говорит ни глупостей,
ни гадостей, а красиво, то сейчас
уверяешься, что она чудо как умна и
нравственна».

Эффект
превосходства

проявляется в том, что люди склонны
систематически переоценивать различные
психологические качества тех людей,
которые превосходят их по какому-то
существенному для них параметру. Для
определения этого параметра используются
2 основных источника информации: одежда,
все внешнее оформление
,
включая такие атрибуты как знаки отличия,
очки, прическа, награды, драгоценности
и т.п.; манера
поведения

(как сидит, ходит, разговаривает, куда
смотрит и т.п.).

Человеку,
вызывающему у нас восхищение по
какому-либо весьма значительному для
нас показателю, мы приписываем целый
ряд хороших качеств. Действует и обратный
эффект: склонность недооценивать
человека, у которого важное для нас
положительно качество выражено слабо.

Эффект
хорошего отношения к нам
воспринимающий
также склонен переоценивать
человека, относящегося к нему с симпатией.
Очевидно,
что, то, как относится к нам другой
человек, влияет на наше впечатление о
нём. Более того очень часто на возникающее
у нас впечатление о человеке влияет его
согласие или несогласие с нами по
какому-то вопросу.

Эффект
проекции
проявляется
в приписывании приятному собеседнику
своих достоинств, а неприятному – своих
недостатков.

Классический пример проекции: начальника,
не обладающего способностью к
систематизации, организованности будут
раздражать в подчинённых эти же качества.

Эффект
средней ошибки
это
тенденция смягчать оценки наиболее
ярких особенностей другого человека в
сторону среднего.

Вопросы
для самопроверки:

  1. Что
    такое имидж личности?

  2. Какие
    механизмы межличностного восприятия
    вы можете назвать?

  3. Перечислите
    фундаментальные ошибки каузальной
    атрибуции?

  4. Назовите
    механизмы межгруппового восприятия?

  5. Какие
    бывают виды социальных стереотипов?

  6. Перечислите
    основные эффекты восприятия?

  7. Как
    проявляется в общении эффект ореола?

  8. Какие
    факторы способствуют возникновению
    аттракции?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Екатерина Сергеевна Плугина

Эксперт по предмету «Психология»

Задать вопрос автору статьи

Метод средней ошибки

Определение 1

Метод средней ошибки – это метод, который позволяет изменять разнообразные параметры стимула самому испытуемому.

Данный метод исследует пороги ощущения, его разработал Г. Т. Фехнер, он изучал возможность, при которой можно было бы решить психофизическую задачу, состоявшую в том, чтобы соединить психофизический образ испытуемого с физическим воздействием, которое оказывается на него.

Суть метода состоит в том, чтобы два стимула достигли равенства в сознании испытуемого и соединились. В данном случае испытуемый вправе:

  1. Сам регулировать величину влияния стимула, причем, скорее всего, эта величина будет отличной от стандартной, то есть либо больше, либо меньше ее;
  2. Сам определять, когда будет достигнута точка равновесия между двумя стимулами.

Стань инженером по тестированию

Научим с нуля, поможем с трудоустройством, оформим резюме с карьерным консультантом

Записаться на курс

Замечание 1

С помощью данного метода ученые пытаются определить порог чувствительности, в частности абсолютный порог и дифференциальный.

Абсолютный порог чувствительности возникает в момент появления раздражителя при минимальном его пороговом значении, то есть самая малая доля раздражителя способна вызвать абсолютную чувствительность. Это связано с тем, что при минимальном раздражителе органы чувств способны уловить его более остро.

Дифференциальный порог чувствительности – это величина, которая показывает минимальную разницу между верхним и нижним порогами чувствительности, то есть тот момент, когда разница еще заметна.

Также необходимо дать определение диапазона чувствительности.

Определение 2

Диапазон чувствительности – это величина, показывающая разницу между нижним и верхним порогами чувствительности.

«Метод минимальных изменений и метод средней ошибки» 👇

Особенности метода средней ошибки

Данный метод нельзя назвать совершенным в сравнении с другими пороговыми методами, на это есть много причин:

  • Само пороговое значение гораздо ниже, чем в других методах. Это объясняется тем, что происходит слишком долгая стимуляция, а также присутствием сенсомоторного компонента;
  • Огромное количество информации в рамках измерения, приводит к более длительному времени обработки данной информации.

Положительным моментом данного метода является то, что он может широко применяться в разных исследованиях, также, важно отметить, что испытуемым может быть человек любого пола и возраста, что расширяет границы исследуемой аудитории.

Также сам метод является достаточно понятным и простым как для исследователей, так и для испытуемых. Например испытуемому предлагают включить звук на телевизоре с помощью пульта. Звук – это раздражитель для испытуемого, громкость является верхним или нижним порогом чувствительности. Если выше определенного порога громкости испытуемый испытывает дискомфорт, то в данном случае – это высший порог, также происходит и с низшим порогом (если испытуемый не слышит звук, значит предел достигнут).

Также этот метод позволяет определить точку субъективного равенства.

Определение 3

Точка субъективного равенства – это момент, при котором два стимула воспринимаются испытуемым как один.

Например, перед испытуемым ставят два телевизора, которые показывают изображения разной яркости. На одном – стимул особой яркости. Участник эксперимента должен настроить второй телевизор согласно особой яркости первого. В момент, когда испытуемому кажется, что оба телевизора показывают одинаково, происходит соединение стимулов, то есть точка субъективного равенства.

Ученые отмечают, что данный метод не идеален тем, что величина средних значений слишком разнится в зависимости от испытуемого, так как порог чувствительности у каждого человека слишком разный, что приводит к большому объему информации для обработки.

Существенным недостатком этого метода ученые считают техническую сторону обеспечения стимуляции – технические средства не могут обеспечить плавную стимуляцию, что значительно усложняет работу с данным методом исследования.

Несмотря на его недостатки, метод средней ошибки активно используется почти во всех экспериментальных вычислениях.

Метод минимальных изменений

Метод минимальных изменений, также как метод средней ошибки, используется для измерения абсолютного и дифференциального порогов чувствительности.

Однако между этими методами есть различия. Метод минимальных изменений направлен на исследование ощущений, которые возникают в процессе монотонного пошагового изменения раздражителя, который действует, в свою очередь, действует на испытуемого.

В данном методе есть понятия ощущаемых и неощущаемых стимулов. При этом метод позволяет непосредственно измерить степень влияния и величину порога непосредственно в момент исследования.

Абсолютный порог ощущений определяется в методе минимальных изменений следующим образом: участник эксперимента внимательно следит за стимулами, в момент появления первого ощущения испытуемый сообщает исследователям, тоже самое он должен сделать и в момент последнего ощущения. Первое ощущение называется порогом появления, а последние порогом исчезновения. Каждое новое испытание начинается с определенного сигнала, например, «Внимание!» или «Начинаем!», при этом испытуемый также должен сообщать об ощущениях достаточно четко и кратко, например, используя слова «Да или нет», «есть или нет» и т.п.

Замечание 2

Надо заметить, что в экспериментах по данной методике все стимулы подаются с одинаковым интервалом, частотой, что является основой этогометода.

В рамках определения дифференциального порога при методе минимальных изменений используется тот же алгоритм действий, что и при определении абсолютного порога. Однако есть различия, так, при измерении дифференциального порога добавляется понятие эталонный стимул. Эталонный стимул должен изначально задать такой уровень начального раздражителя, чтобы относительно него можно было определить величину разностного порога.

Также, в качестве ответов на вопросы в рамках исследования, испытуемый может говорить следующие слова: «ровно», «больше» или «меньше». Итогом исследования дифференциального порога по методу минимальных изменений должно быть обнаружение четырех порогов чувствительности, а не двух, как при определении абсолютных порогов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

39. Эффекты межличностного восприятия

Эффект «первичности» (или «порядка»)

состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.

Эффект края

заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.

Эффект новизны

заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Эффект ореола

– формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны»), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект первого впечатления

– стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.

Эффект проекции

– когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.

Эффект средней ошибки

– это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Эффект Барнума

– восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга

состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:

1) коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;

2) информация не соответствует действительности;

3) отсутствует доверие к источнику информации.

Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии –

склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления. Наблюдается тенденция использования предшествующего опыта для построения заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на имеющиеся отличия. Обычно такой стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к определенной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.

Что такое психологические эффекты?

Психологические эффекты (социально-психологические эффекты) являются стабильными и легко обнаруживаемыми закономерностями, отражающими межличностные характеристики отношений людей в социуме и раскрывающими особенности тех процессов, которые отражают параметры их общения и взаимодействия. Проще говоря, психологические эффекты – это часто повторяющиеся явления, возникающие во время общения людей и взаимодействия человека с обществом.

Основываясь на психологических эффектах, многие специалисты строят свои теории и умозаключения, а обычные люди, даже не имея специальных знаний, могут делать свои выводы и выявлять интересные особенности в жизни человека, групп людей и общества в целом. Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Знания о психологических эффектах позволяют глубже понять природу человека и особенности его психики. А применение этих знаний на практике способствует саморазвитию, личностному росту, улучшению отношений с другими и повышению качества жизни.

Ниже мы приводим примеры самых известных и распространённых психологических эффектов.

  1. Эффект плацебо
  2. Эффект Веблена
  3. Эффект Зейгарник
  4. Холодное чтение
  5. Эффект Пигмалиона
  6. Эффект Барнума/эффект Форера
  7. Эффект аудитории
  8. Эффект последовательности
  9. Эффект Хоторна
  10. Эффект доктора Фокса
  11. Эффект первого впечатления
  12. Эффект очевидца
  13. Эффект ореола

1

Эффект Веблена

Эффект Веблена – это необоснованный с экономической точки зрения повышенный спрос на товары высокой ценовой категории. Причём, чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Данный эффект характерен, в основном, для товаров, которые недоступны большинству людей из-за своей высокой цены. А это, в свою очередь, подчёркивает социальное положение владельцев таких вещей. Эффект Веблена характерен, главным образом, для людей, которые ценят статус товаров, привержены какой-то конкретной марке или бренду. Иногда этому эффекту поддаются люди, переходящие на ступень выше по социальной лестнице (карьерный рост, более престижное место работы и т.п.). Также эффект Веблена это показатель того, что в психике подверженных ему людей доминируют мотивы стремления к роскоши и престижу.

Наглядно увидеть воздействие эффекта Веблена на психику человека вы можете, просто обратив внимание на окружающих вас людей. Более всего его влиянию подвержена молодёжь. В наше время существует огромнейшее количество различных фирм, брендов, торговых марок. И у каждой из них есть своя армия поклонников. Обратите внимание на то, что покупают молодые парни и девушки: обувь и одежду, которая совершенно проста на вид, но стоит довольно дорого. Или телефоны, стоящие многие тысячи рублей, хотя бюджетных аналогов им существует множество. И, как правило, чем дороже будут новинки, тем больше людей захотят их приобрести. Но тут ничего не поделаешь, ведь это влияние моды. К тому же, в наше время, к сожалению, широко распространено заблуждение: чем дороже вещи у человека и чем их больше, тем значимее его персона. Хороший совет родителям: воспитывайте в своих детях здоровое отношение к материальным ценностям.

Больше информации об эффекте Веблена можно найти здесь.

3

Иллюзии зрения в палаццо Спада в Риме

В палаццо Спада в Риме архитектор Франческо Борромини создал интересную оптическую иллюзию — измененную перспективу, когда убывающие ряды колонн и поднимающийся пол создают впечатление галереи длиной 37 метров (на самом деле ее длина – всего 8 метров). Человек, появляющийся в конце коридора кажется гигантом, а скульптуры 60 см в высоту, кажутся размером с человеческий рост. В создании этой иллюзии великому архитектору помогал математик.

Паразительное впечатление создается благодаря наклонному полу, постепенному уменьшению высоты колонн и самого коридора. Посмотрите на схематическое изображение коридора сбоку и сверху.

Невозможные фигуры

Невозможными фигурами называются те иллюзии обмана зрения, которые не могут существовать в физическом мире, а вот на бумаге выглядят вполне реально.

Эффект плацебо

Вообще, термином «плацебо» называют какое-либо вещество, не обладающее лечебными свойствами, но используемое в качестве такового. А целебный эффект, вызываемый этим веществом, связан с верой пациента в то, что он принимает не «пустышку», а настоящее лекарство. В психологии же эффект плацебо представляет собой прекрасный пример того, как то, что мы говорим людям, влияет на их восприятие. Ведь основан эффект плацебо на внушении. Человеку просто сообщают, что, например, какой-то препарат оказывает определённое воздействие, и он начинает этого воздействия ожидать. В итоге, в результате внушения, происходит и ожидаемый эффект.

Проверить, насколько приведённая информация соответствует действительности, вы можете на собственном опыте. Самый простой пример: наверняка у кого-то из ваших родных или друзей время от времени возникает головная боль, дискомфортные ощущения в желудке или что-нибудь подобное. Когда случится недуг, скажите человеку, что через минуту принесёте лекарство – растворённую в воде таблетку. Пусть человек подождёт. Отойдите куда-нибудь, налейте стакан воды и потяните время, делая вид, что добавляете в воду лекарство. Потом дайте человеку выпить эту воду, ещё раз напомнив, что лекарство очень хорошее и совсем скоро состояние нормализуется. Вероятность того, что через небольшой промежуток времени этому человеку станет легче, составляет 80%, несмотря на то, что выпил он стакан обычной воды.

Узнать подробнее об эффекте плацебо вы можете здесь.

2

Иллюзии восприятия и их классификации

Восприятие в связи с вовлечением в него различных психологических процессов всегда субъективно и подвержено определенному искажению. Подобное искажение получило название иллюзии.

Определение 2

Иллюзия — это ложное или искаженное восприятие окружающего мира, заставляющее испытывать чувственные впечатления, которые не соответствуют реальности, и склоняет его к ложным суждениям о предмете восприятия.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Иллюзии восприятия 430 руб.
  • Реферат Иллюзии восприятия 260 руб.
  • Контрольная работа Иллюзии восприятия 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В психологии нет их единой классификации. Они свойственны для различных типов восприятия. Наиболее изучены иллюзии зрения.

Механизмы социальной перцепции

Индивидуум вступает в коммуникативное взаимодействие всегда как личность, аналогично с этим он и воспринимается товарищем по общению как личность.

Общение как перцепция предполагает наличие межличностного восприятия – выработку первоначального впечатления и межличностное восприятие в целом. Поэтому можно выделить механизмы социальной перцепции, которые представляют собой специфические способы, обуславливающие интерпретацию, понимание и оценивание индивидом партнера по коммуникативному взаимодействию. К наиболее распространенным механизмам причисляют каузальную атрибуцию, идентификацию, эмпатию, аттракцию, социальную рефлексию. Ниже представлено более подробное описание данных механизмов.

Каузальная атрибуция представляет собой приписывание субъекту причин поведенческого реагирования. Каждый индивид непреднамеренно выстраивает собственные предположения о причинах действий воспринимаемого индивида, почему именно он ведет себя подобным образом. Приписывая партнеру различные причины поведения, наблюдающий делает это, основываясь на сходстве его поведенческих реакций либо с каким-либо известным ему лицом либо известным образом личности, или основываясь на анализе собственных мотивов, которые могли бы проявиться у индивида в подобной ситуации.

Казуальная атрибуция действует по принципу аналогии и зависит от некоторых аспектов самоощущения личности, которая воспринимает и подвергает оценке другого.

Способ постижения другого, при котором гипотеза о его душевном состоянии выстраивается, основываясь на попытках поставить на место товарища по коммуникации себя, называется идентификацией. Другими словами, происходит сопоставление себя со вторым индивидом. В ходе идентификации усваиваются нормы партнера, его ценностные ориентиры, поведенческие реакции, привычки и вкусы. Идентификация обладает особым личностно-значимым смыслом на конкретном возрастном этапе, примерно в переходном периоде и юношеском возрасте. Так как на этом этапе идентификация во многом обусловливает характер взаимоотношений между молодым человеком и значимым окружением.

Общение как перцепция заключается в понимании общающимися лицами друг друга и опосредуется не только исключительно наличием общей системы шифровки либо дешифровки информации и совместно направленным действием, но и специфическими особенностями восприятия индивидом индивида.

Эмпатия представляет собой сопереживание эмоциональной направленности другому индивиду. Посредством эмоциональных откликов индивид постигает внутреннее состояние партнера. Эмпатия основывается на умениях верно представлять и понимать, что происходит у другого индивида внутри, как он оценивает окружающую среду, что он переживает. Эмпатийность во взаимодействии со вторым участником общения нередко рассматривается в качестве одной из наиболее нужных профессиональных черт психолога, социального работника и педагога.

Аттракция переводится, как привлечение, и может быть выражена в качестве особой формы постижения другого субъекта, основанной на выработке в отношении его стабильного позитивного чувства. В этом случае понимание товарища по взаимодействию возникает вследствие формирования к нему привязанности, приятельского или более глубокого отношения интимно-личностного характера.

Посредством перцепции и последующей интерпретации среды и социального окружения, также субъект воспринимает, а затем и интерпретирует собственную личность, действия и мотивы.

Социальной рефлексией именуют процесс и следствие самовосприятия индивидом в социальном контексте. Под социальной рефлексией в качестве инструмента социальной перцепции имеется в виду осмысление личностью собственных индивидуальных характеристик и то, каким образом они выражаются во внешнем реагировании, а также постижение того, какой она воспринимается окружением.

Межличностная перцепция восприятие, как правило, управляются всеми вышеперечисленными механизмами.

Оценивающий взгляд

Главное при встрече с подозрительными личностями – не показывать страха

Если вы часто гуляете по городу, этот приём может пригодиться. Когда увидите кого-то подозрительного, поймайте его взгляд (но не смотрите при этом угрожающе). Теперь посмотрите вниз, на ноги, после чего опять – в глаза. В итоге быстро отведите взгляд в сторону и продолжайте путь. Это молчаливое «оценивание» подаст сигнал, что вы не увидели в человеке угрозы. PS: такой метод хорошо сработает, если у вас уверенный шаг и статная осанка. Но даже если вы считаете себя невысоким, представьте себя большим и сильным, это поможет в данной ситуации.

Факторы ошибок восприятия

Есть несколько факторов, которые могут повлиять на качество перцепции. Факторы ошибок восприятия следующие:

  • Фактор превосходства. В большинстве случаев справедливым оказывается допущение, что люди, вступающие в общение, имеют неравные позиции. Они могут отличаться по социальному статусу, материальному положению, уровню интеллекта, возрасту и так далее. Таким образом, имеет место переоценка или недооценка личности, связанная с косвенными параметрами. Этот фактор действует только при существенном для человека различии. Параметры оценки для каждого разные — одежда, поведение, окружение и так далее.
  • Фактор привлекательности. Исходя из личных пристрастий, человеку свойственно переоценивать или недооценивать собеседника. Таким образом, человеку, который нам нравится больше, мы приписываем положительные качества, которые, возможно, ему и не присущи. В то же время антипатия заставляет нас закрывать глаза на чужие добродетели.
  • Фактор отношения. Люди, которые относятся к нам хорошо, выглядят в наших глазах лучше, чем есть на самом деле. А вот тех, кто нас недолюбливает или относится равнодушно, нам свойственно недооценивать.
  • Фактор мнения. Чем ближе мнение человека к нашей собственной позиции, тем более привлекательным он нам кажется. Если же чужая точка зрения существенно разнится с нашей, этот человек будет казаться нам крайне неприятным, несмотря на все его добродетели.

Волшебный счет

Суть фокуса заключается в следующем.

  1. фокусник просит зрителя загадать число от 1 до 10, но не произносить его вслух. Вообще с момента начала трюка ничего громко не говорить. Все, что просит выполнять маг, делается зрителем мысленно.
  2. После этого волшебник оговаривает условия: он называет по порядку цифры до десяти, и если это не то, что загадал зритель, то он должен мысленно закричать изо всех сил: «Нет!». Так громко, как только может. Глаза при этом, конечно, должны быть закрыты.
  3. Когда очередь дойдет до загаданной цифры, то зритель должен представить ее просто огромной, большой каменной глыбой, которая словно вырывается из земли и возвышается над всем живым.
  4. После окончания счета зритель открывает глаза, и маг называет загаданное им число.

Секрет трюка: несмотря на кажущуюся нереальность исполнения, тайна проста.

Психологические особенности людей заставляют практически всех реагировать одинаково. Когда идет перечисление не его цифр некоторые легонько, едва заметно кивают головой. Либо просто сохраняют полную неподвижность. Однако, как только очередь доходит до нужного числа, веки вздрагивают и слегка приподнимаются. Вот этот тонкий, еле уловимый момент и ловит маг. Удивительно, но реакция почти всех людей одинакова.

Эффекты межличностного восприятия

Эффект «первичности» (или «порядка»)  состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.

Эффект края заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.

Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Эффект ореола  – формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны»), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект первого впечатления  – стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.

Эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.

Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Эффект Барнума  – восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:

  1. коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;
  2. информация не соответствует действительности;
  3. отсутствует доверие к источнику информации.

Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии –  склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления. Наблюдается тенденция использования предшествующего опыта для построения заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на имеющиеся отличия. Обычно такой стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к определенной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.

Эффекты восприятия

Одним
из важных результатов психологических
исследований социальной перцепции, в
том числе и формирования первого
впечатления, было обнаружение некоторых
типовых схем, по которым строится образ
другого человека и которые в той или
иной степени используются всеми людьми.
Эти схемы получили название – эффекты
восприятия.

Эффект
первичности и новизны

при взаимодействии с малознакомыми
людьми большее значение придается
данным, полученным вначале, а при общении
со старыми знакомыми – последним
сведениям.

Эффект
ореола
формирование
специфической установки на воспринимаемого
человека через направленное приписывание
ему определенных качеств.
Наиболее
явно этот эффект проявляется тогда,
когда воспринимающий имеет минимальную
информацию об объекте восприятия, а
также когда суждения касаются моральных
качеств. В первую очередь «ореол» создают
факторы внешней привлекательности,
превосходства, хорошего отношения к
нам.

Эффект
привлекательности
заключается
тенденции
переоценивать качества внешне
привлекательного, симпатичного человека
.
Примером данного эффекта может служить
цитата из «Крейцеровой сонаты» Л.Н.
Толстого: «Удивительное дело, какая
полная бывает иллюзия того, что красота
есть добро. Красивая женщина говорит
глупости, ты слушаешь и не слышишь
глупостей, а слышишь умное. Она говорит,
делает гадости, а ты видишь что-то милое.
Когда же она не говорит ни глупостей,
ни гадостей, а красиво, то сейчас
уверяешься, что она чудо как умна и
нравственна».

Эффект
превосходства

проявляется в том, что люди склонны
систематически переоценивать различные
психологические качества тех людей,
которые превосходят их по какому-то
существенному для них параметру. Для
определения этого параметра используются
2 основных источника информации: одежда,
все внешнее оформление
,
включая такие атрибуты как знаки отличия,
очки, прическа, награды, драгоценности
и т.п.; манера
поведения

(как сидит, ходит, разговаривает, куда
смотрит и т.п.).

Человеку,
вызывающему у нас восхищение по
какому-либо весьма значительному для
нас показателю, мы приписываем целый
ряд хороших качеств. Действует и обратный
эффект: склонность недооценивать
человека, у которого важное для нас
положительно качество выражено слабо.

Эффект
хорошего отношения к нам
воспринимающий
также склонен переоценивать
человека, относящегося к нему с симпатией.
Очевидно,
что, то, как относится к нам другой
человек, влияет на наше впечатление о
нём. Более того очень часто на возникающее
у нас впечатление о человеке влияет его
согласие или несогласие с нами по
какому-то вопросу.

Эффект
проекции
проявляется
в приписывании приятному собеседнику
своих достоинств, а неприятному – своих
недостатков.

Классический пример проекции: начальника,
не обладающего способностью к
систематизации, организованности будут
раздражать в подчинённых эти же качества.

Эффект
средней ошибки
это
тенденция смягчать оценки наиболее
ярких особенностей другого человека в
сторону среднего.

Вопросы
для самопроверки:

  1. Что
    такое имидж личности?

  2. Какие
    механизмы межличностного восприятия
    вы можете назвать?

  3. Перечислите
    фундаментальные ошибки каузальной
    атрибуции?

  4. Назовите
    механизмы межгруппового восприятия?

  5. Какие
    бывают виды социальных стереотипов?

  6. Перечислите
    основные эффекты восприятия?

  7. Как
    проявляется в общении эффект ореола?

  8. Какие
    факторы способствуют возникновению
    аттракции?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

39. Эффекты межличностного восприятия

Эффект «первичности» (или «порядка») состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.

Эффект края заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.

Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Эффект ореола – формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны»), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект первого впечатления – стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.

Эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.

Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Эффект Барнума – восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:

1) коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;

2) информация не соответствует действительности;

3) отсутствует доверие к источнику информации.

Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии – склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления. Наблюдается тенденция использования предшествующего опыта для построения заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на имеющиеся отличия. Обычно такой стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к определенной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Значение восприятия (Смысл восприятия)

Значение восприятия (Смысл восприятия)
У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

ТРУДНОСТИ И НАРУШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ

ТРУДНОСТИ И НАРУШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ
Нарушения межличностного общения – одна из наиболее актуальных проблем семейного функционирования. Поэтому трудности общения и нарушения межличностной коммуникации в семье выделяются многими психотерапевтами в

ЭФФЕКТЫ ГИПНОЗА

ЭФФЕКТЫ ГИПНОЗА
Первый формальный тест на эффективность гипнотической индукции состоит в том, закрываются ли глаза испытуемого сами собой на определенной стадии наведения гипнотического состояния. Если этого не происходит, то гипнотизер предлагает испытуемому

Понятие межличностного конфликта и его особенности

Понятие межличностного конфликта и его особенности
Строгого определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно

38. Механизмы межличностного познания

38. Механизмы межличностного познания
Механизм интерпретации – заключается в соотнесении, отождествлении личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Основу механизма интерпретации составляет такое свойство человеческой психики, как сравнение своей

40. Техники эффективного межличностного общения

40. Техники эффективного межличностного общения
Техника понимающего общения строится на установках, правилах и приемах реагирования, направленных на понимание и изучение партнера, его проблем и установление с ним открытого общения.Открытое общение возможно только в

Пубертат и его эффекты

Пубертат и его эффекты

В 14 лет мое тело как будто взбесилось.
Яков Вассерман
Половое созревание (пубертат) в популярной литературе часто отождествляют с созреванием половых желез (гона-дархё), главными функциональными признаками которого считают менархе (начало

21. Эффекты

21. Эффекты
В эффектах отражаются закономерности работы памяти, которые становятся очевидными при запоминании с применением мнемотехники. Знание этих закономерностей позволяет избегать ошибок при запоминании и делает процесс запоминания более качественным.Эффект

Эффекты межличностного восприятия

Эффекты межличностного восприятия
Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о

§ 5. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе

§ 5. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе
Зависимость возникновения и дальнейшего движения гражданского процесса от волеизъявления лиц, прибегающих к судебной защите, образует особый принцип гражданского процесса — принцип

7.3.1. Прямые эффекты

7.3.1. Прямые эффекты
В большинстве исследований влияния особенностей преодоления стресса на здоровье многие имплицитно придерживаются модели прямого воздействия стресса на здоровье. Придерживаясь такой парадигмы, они предполагают, что специфические стратегии просто

7.3.3. Смягчающие эффекты

7.3.3. Смягчающие эффекты
Большинство психоаналитической литературы по смягчающему, сдерживающему действию, известному также как буферный эффект, рассматривает последствия для здоровья социальной поддержки [300, 313]. Исследования в этой области указывают на

ЛЕКЦИЯ 2 Психология межличностного общения

ЛЕКЦИЯ 2
Психология межличностного общения
Психотипы личности. Архетип.Механизмы познания и понимания человека

Разрешение межличностного конфликта

Разрешение межличностного конфликта
Шарон и Гордон Боуэр в своей книге «Самоутверждение» описывают оригинальную методику разрешения большинства межличностных конфликтов – от спора с недобросовестным автомехаником до выяснения отношений с мужем, который критикует

Схема 3.1.3 Модели развития межличностного конфликта

Схема 3.1.3
Модели развития межличностного конфликта
Существует простое деление взаимодействия в межличностном конфликте по типам:     ? сотрудничество;     ? кооперация;     ? конкуренция.Заметим, что эта модель (табл. 5) не учитывает описанные выше стили избежания и

Оценка сферы межличностного взаимодействия

Оценка сферы межличностного взаимодействия
Большинство первых сессий являются оценочными, но и на них мы сразу же начинаем применять разные техники. Сидя лицом к лицу с клиентами и просто размышляя вслух о своих наблюдениях, мы закладываем основу для открытой,

Среди эффектов межличностного восприятия выделяют:

  • эффект ореола (галоэффект);

  • эффект новизны и первичности;

  • эффект стереотипизации;

  • эффект проекции;

  • эффект средней ошибки.

Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств : информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно — накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль “ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек преобладает эффект первичности. Он состоит в том , что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Противоположный эффекту первичности — эффект новизны, который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Эффект проекции — когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других именно те черты, которые ярко представлены у нас.

Эффект средней ошибки — это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации.

Автор статьи

Екатерина Сергеевна Плугина

Эксперт по предмету «Психология»

Задать вопрос автору статьи

Метод средней ошибки

Определение 1

Метод средней ошибки – это метод, который позволяет изменять разнообразные параметры стимула самому испытуемому.

Данный метод исследует пороги ощущения, его разработал Г. Т. Фехнер, он изучал возможность, при которой можно было бы решить психофизическую задачу, состоявшую в том, чтобы соединить психофизический образ испытуемого с физическим воздействием, которое оказывается на него.

Суть метода состоит в том, чтобы два стимула достигли равенства в сознании испытуемого и соединились. В данном случае испытуемый вправе:

  1. Сам регулировать величину влияния стимула, причем, скорее всего, эта величина будет отличной от стандартной, то есть либо больше, либо меньше ее;
  2. Сам определять, когда будет достигнута точка равновесия между двумя стимулами.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

Замечание 1

С помощью данного метода ученые пытаются определить порог чувствительности, в частности абсолютный порог и дифференциальный.

Абсолютный порог чувствительности возникает в момент появления раздражителя при минимальном его пороговом значении, то есть самая малая доля раздражителя способна вызвать абсолютную чувствительность. Это связано с тем, что при минимальном раздражителе органы чувств способны уловить его более остро.

Дифференциальный порог чувствительности – это величина, которая показывает минимальную разницу между верхним и нижним порогами чувствительности, то есть тот момент, когда разница еще заметна.

Также необходимо дать определение диапазона чувствительности.

Определение 2

Диапазон чувствительности – это величина, показывающая разницу между нижним и верхним порогами чувствительности.

«Метод минимальных изменений и метод средней ошибки» 👇

Особенности метода средней ошибки

Данный метод нельзя назвать совершенным в сравнении с другими пороговыми методами, на это есть много причин:

  • Само пороговое значение гораздо ниже, чем в других методах. Это объясняется тем, что происходит слишком долгая стимуляция, а также присутствием сенсомоторного компонента;
  • Огромное количество информации в рамках измерения, приводит к более длительному времени обработки данной информации.

Положительным моментом данного метода является то, что он может широко применяться в разных исследованиях, также, важно отметить, что испытуемым может быть человек любого пола и возраста, что расширяет границы исследуемой аудитории.

Также сам метод является достаточно понятным и простым как для исследователей, так и для испытуемых. Например испытуемому предлагают включить звук на телевизоре с помощью пульта. Звук – это раздражитель для испытуемого, громкость является верхним или нижним порогом чувствительности. Если выше определенного порога громкости испытуемый испытывает дискомфорт, то в данном случае – это высший порог, также происходит и с низшим порогом (если испытуемый не слышит звук, значит предел достигнут).

Также этот метод позволяет определить точку субъективного равенства.

Определение 3

Точка субъективного равенства – это момент, при котором два стимула воспринимаются испытуемым как один.

Например, перед испытуемым ставят два телевизора, которые показывают изображения разной яркости. На одном – стимул особой яркости. Участник эксперимента должен настроить второй телевизор согласно особой яркости первого. В момент, когда испытуемому кажется, что оба телевизора показывают одинаково, происходит соединение стимулов, то есть точка субъективного равенства.

Ученые отмечают, что данный метод не идеален тем, что величина средних значений слишком разнится в зависимости от испытуемого, так как порог чувствительности у каждого человека слишком разный, что приводит к большому объему информации для обработки.

Существенным недостатком этого метода ученые считают техническую сторону обеспечения стимуляции – технические средства не могут обеспечить плавную стимуляцию, что значительно усложняет работу с данным методом исследования.

Несмотря на его недостатки, метод средней ошибки активно используется почти во всех экспериментальных вычислениях.

Метод минимальных изменений

Метод минимальных изменений, также как метод средней ошибки, используется для измерения абсолютного и дифференциального порогов чувствительности.

Однако между этими методами есть различия. Метод минимальных изменений направлен на исследование ощущений, которые возникают в процессе монотонного пошагового изменения раздражителя, который действует, в свою очередь, действует на испытуемого.

В данном методе есть понятия ощущаемых и неощущаемых стимулов. При этом метод позволяет непосредственно измерить степень влияния и величину порога непосредственно в момент исследования.

Абсолютный порог ощущений определяется в методе минимальных изменений следующим образом: участник эксперимента внимательно следит за стимулами, в момент появления первого ощущения испытуемый сообщает исследователям, тоже самое он должен сделать и в момент последнего ощущения. Первое ощущение называется порогом появления, а последние порогом исчезновения. Каждое новое испытание начинается с определенного сигнала, например, «Внимание!» или «Начинаем!», при этом испытуемый также должен сообщать об ощущениях достаточно четко и кратко, например, используя слова «Да или нет», «есть или нет» и т.п.

Замечание 2

Надо заметить, что в экспериментах по данной методике все стимулы подаются с одинаковым интервалом, частотой, что является основой этогометода.

В рамках определения дифференциального порога при методе минимальных изменений используется тот же алгоритм действий, что и при определении абсолютного порога. Однако есть различия, так, при измерении дифференциального порога добавляется понятие эталонный стимул. Эталонный стимул должен изначально задать такой уровень начального раздражителя, чтобы относительно него можно было определить величину разностного порога.

Также, в качестве ответов на вопросы в рамках исследования, испытуемый может говорить следующие слова: «ровно», «больше» или «меньше». Итогом исследования дифференциального порога по методу минимальных изменений должно быть обнаружение четырех порогов чувствительности, а не двух, как при определении абсолютных порогов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое этическая ошибка примеры
  • Что такое этическая ошибка в русском языке
  • Что такое этика речевая ошибка
  • Что такое эллипс ошибок в кредо
  • Что такое элементарная ошибка атрибуции