В процессуальном праве действует правило неизменяемости судебного решения. Согласно этому правилу суд, принявший решение, не вправе самостоятельно изменять его*(986). В то же время из этого правила есть исключение, которое сводится к тому, что суду, принявшему решение, предоставлено право исправить допущенные ошибки, не затрагивая при этом существа принятого решения и не касаясь тех вопросов, которые не были предметом судебного разбирательства. К таким ошибкам относятся описки, опечатки и арифметические ошибки.
Под опиской в соответствии с общеупотребительной лексикой понимается ошибка в письменном тексте, сделанная по рассеянности или невнимательности*(987). Опечатка — это ошибка в печатном тексте, допущенная при наборе, печатании на машинке*(988) (компьютере). Арифметическая ошибка — это неправильность, допущенная в каком-либо вычислении.
Таким образом, все вышеуказанные типы ошибок не являются правовыми ошибками, т.е. ошибками в применении правовых норм. Исправлять собственные правовые ошибки третейский суд не компетентен. Это прерогатива государственного суда, проверяющего в установленных законом пределах на основании заявления заинтересованного лица законность решения третейского суда (в том случае, если третейское соглашение не предусматривает, что решение третейского суда является окончательным).
Не все арифметические ошибки могут быть исправлены третейским судом. Так, если арифметическая ошибка допущена вследствие неправильного применения норм, устанавливающих порядок исчисления цены иска, то такая ошибка не может быть исправлена третейским судом, принявшим решение, поскольку такая ошибка по своей сути является правовой. В этом случае исправление ошибки возможно только путем отмены соответствующего решения третейского суда либо отказа в принудительном его исполнении.
Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» не предусматривает, какова должна быть процедура исправления описок, опечаток, арифметических ошибок. В частности, неясно, является ли обязательным проведение в данном случае судебного заседания с обязательным уведомлением сторон. Представляется, что вопрос о внесении указанных изменений должен решаться в судебном заседании, если суд посчитает необходимым проведение такого заседания. При этом лица, участвующие в деле, должны быть извещены о времени и месте проведения заседания.
Действующий закон не урегулировал и вопрос о сроке, в течение которого заинтересованная сторона вправе обратиться с заявлением об исправлении ошибок, опечаток или арифметических ошибок. Законодатель, как представляется, в данном случае сделал шаг назад. Ранее действовавшее Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров содержало норму, которая устанавливала такой срок, составлявший 10 дней (ст. 22). Представляется, что возврат к указанной норме способствовал бы стабильности и предсказуемости третейского процесса, понуждая стороны к более ответственному отношению к своим правам и обязанностям.
Исправление описок, опечаток, арифметических ошибок оформляется определением, которое рассматривается в качестве составной части решения и, как следствие, может быть обжаловано в том порядке, который установлен для обжалования решения третейского суда.
Если в поступившем к вам счете-фактуре неверно (в том числе с арифметическими ошибками) указаны:
- стоимость товаров, работ, услуг; и
- сумма НДС,
не берите налог к вычету, а попросите продавца исправить ошибку. Если ее найдут налоговики, вычет снимут. Об этом напоминает Минфин (письмо от 19.04.2017 № 03-07-09/23491).
Алгоритм исправления арифметической ошибки такой же как при исправлении технических ошибок. Продавец создает новый счет-фактуру и вносит следующие данные:
- в стр. 1 — номер и дату из строки 1 первичного экземпляра счета-фактуры. Эти данные менять нельзя;
- в строке 1а — порядковый номер и дату исправления;
- в графах 5, 8 и 9, в которых содержатся данные о стоимости поставки и суммы НДС, фиксирует правильные значения;
- в остальных строках и графах — данные из первичного экземпляра с правильными значениями.
При необходимости также вносит новые данные (ранее не отраженные).
Исправленный счет-фактуру подписывают руководитель и главный бухгалтер или ИП либо иные уполномоченные лица (п. 6 ст. 169 НК РФ, п. 7 Правил заполнения счета-фактуры).
Образец исправлений см. ниже.
В каких случаях используется исправленный счет-фактура, узнайте .
См. также «Нюансы нумерации счетов-фактур не по порядку в 2017 г.».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Математические софизмы и задания «Найди ошибку»
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Сафарова А.Г. 1
1IT лицей № 9 имени О.А.Жолдасбекова
Ильина Светлана Владимировна 1
1IT лицей № 9 имени О.А.Жолдасбекова
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
«Правильно понятая ошибка – это путь к открытию»
И. П. Павлов
ВВЕДЕНИЕ
Бесконечно разнообразны ошибки, которые совершались и совершаются в различных математических рассуждениях. Рассмотреть такие ошибки полезно по двум причинам: во-первых, хорошо ознакомившись с какой-нибудь такой ошибкой, мы защитим себя от повторения такой ошибки в будущем; во- вторых, сам процесс разыскания ошибки легко сделать весьма увлекательным, и изучение ошибок становится средством поднять интерес к изучению математики.
Рассуждение, в котором допущена та или иная ошибка, в большинстве случаев легко довести до получения явно неверного вывода. Получается видимость доказательства какой-нибудь нелепости, или так называемый софизм.
Разбор и решение любого рода математических задач, а в особенности нестандартных, помогает развивать смекалку и логику.
Цель исследования софизмов заключается в приобщении к критическому мышлению, умению не только воспроизводить определенные логические мыслительные процессы, но и критически осмысливать каждый этап рассуждений в соответствии с усвоенными принципами математического мышления.
Наверняка, каждый человек слышал хоть раз в жизни подобную фразу:
«Дважды два равно пяти» или «Два равно трем». На самом деле таких примеров очень много. Что они обозначают? Имеют ли какое-то логическое объяснение или это вымысел?
Именно это я хочу рассмотреть в этой работе, название которой «Математические софизмы и задания «Найди ошибку». Целью моей работы является исследование разнообразных математических софизмов для формирования критического мышления, приобретения необходимых в жизни навыков правильного мышления и разбор собственных заданий «Найди ошибку» по различным темам курса алгебры и геометрии. 1
СОФИЗМЫ
Софизм (в переводе с греческого sophisma — уловка, выдумка, головоломка), формально кажущийся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на преднамеренном неправильном подборе исходных положений. Каков бы не был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Особенно часто в математических софизмах выполняются «запрещенные» действия или не учитываются условия применимости теорем, форму и правил. Иногда рассуждения ведутся с использованием ошибочного чертежа или опираются на приводящие к ошибочным заключениям «очевидности». Встречаются софизмы, содержащие и другие ошибки.
ИСТОРИЯ СОФИЗМОВ
В истории развития математики софизмы играли существенную роль. Они способствовали повышению строгости математических рассуждений и содействовали более глубокому уяснению понятий методов математики. Роль софизмов в развитии математики сходно с той ролью, какую играют непреднамеренные ошибки математических исследований, допускаемые выдающимися математиками. Именно уяснение ошибок математических рассуждение часто содействовало развитию математики. Пожалуй, особенно поучительна в этом отношении история аксиомы Евклида о параллельных прямых. Сформировать эту аксиому можно так: через данную точку лежащую вне данной прямой, можно провести не более одной прямой, параллельной данной. Это утверждение на протяжении более двух тысяч лет пытались доказать, но все попытки не увенчались успехом. Полученные «доказательства» оказались ошибочными. И все же, несмотря на ошибочность этих «доказательств», они принесли большую пользу развитию геометрии. Они подготовили одно из величайших достижений в области геометрии и всей математики – создание неевклидовой геометрии. Честь разработки новой геометрии принадлежит Н.И. Лобачевскому и венгерскому математику Яношу Бойяи.
Понятие софизмов включает в себя несколько видов софизмов: арифметические, алгебраические и геометрические.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ
Арифметические софизмы — это числовые выражения, имеющие неточность или ошибку, незаметную с первого взгляда. Рассмотрим такие примеры.
Пример 1
« 5 = 6 »
Решение:
Попытаемся доказать, что 5 = 6. С этой целью возьмем числовое тождество:
35 + 10 – 45 = 42 + 12 – 54.
Вынесем общие множители левой и правой частей за скобки. Получим:
5 (7 + 2 – 9) = 6 (7 + 2 – 9).
Разделим обе части этого равенства на общий множитель
Получаем 5 = 6.
Где ошибка?
Ответ: общий множитель (7 + 2 – 9) = 0, а делить на 0 нельзя.
Пример 2
« 2 * 2 = 5 »
Решение:
Имеем числовое равенство (верное): 4 : 4 = 5 : 5.
Вынесем за скобки в каждой части его общий множитель. Получим:
4 (1 : 1) = 5 (1 : 1).
Числа в скобках равны, поэтому
4 = 5 или 2 * 2 = 5.
Где ошибка?
Ответ: допущена ошибка в вынесении общего множителя за скобки в левой и правой частях тождества 4 : 4 = 5 : 5. Общий множитель нельзя вынести.
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ
Алгебра — один из больших разделов математики, принадлежащий наряду с арифметикой и геометрией, к числу старейших ветвей этой науки. Задачи, а также методы, отличающие ее от других отраслей математики, создавались постепенно, начиная с древности. Алгебра возникла под влиянием нужд общественной практики, в результате поисков общих приемов для решения однотипных арифметических задач. Приемы эти заключаются обычно в составлении и решении уравнений, т.е. алгебраические софизмы – намеренно скрытые ошибки в уравнениях и числовых выражениях.
Пример 1
«Любое число равно его половине»
Возьмем два равных числа а и b, а =b обе части этого равенства умножим на а и затем вычтем из произведений по b2 . Получим: а2 – b2 = ab — b2 или (а + b)(a — b)=b(a — b).
Отсюда а + b = b, или а + а = а, так как b = a.
Значит, 2а = а, .
Где ошибка?
Ответ: нельзя делить на (а – b), так как ( a – b) = 0.
Пример 2
«Любое число равно нулю»
Возьмем произвольное положительное число а и рассмотрим сумму х и бесконечного числа слагаемых, равных а:
х = а + а + а + а + … . (1)
Очевидно, что мы можем представить эту сумму как
х = а + (а + а + а +…), (2)
в которой сумма, стоящая в скобках, так же ровна х, как сумма бесконечного числа слагаемых, равных а. Так что можем записать, что х = а + х, откуда заключаем, что а=0
Где ошибка?
Ответ: ошибка допущена в равенстве (1), в котором бесконечная сумма чисел а обозначена конечным числом х.
Пример 3
«Всякое число равно своему удвоенному значению»
Запишем очевидное для любого числа а тождество:
а2 – а2 = а2 – а2.
Вынесем множитель а в левой части за скобку, а правую часть разложим на множители по формуле разности квадратов, получим:
а (а — а) = ( а + а) ( а – а ). (1)
Разделив обе части на ( а – а ), получим:
а = а + а , а = 2а.
Где ошибка?
Ответ: используется распространенная ошибка, а именно деление на 0 в неравенстве (1) (а—а=0).
Пример 4
«Все числа равны между собой»
Возьмем любые два числа х , у.
Рассмотрим тождество:
х2 — 2ху + у2 = у2 — 2ху + х2. Имеем: ( х – у )2 = ( у – х )2.
отсюда: х – у = у – х или 2х = 2у, а значит, х = у.
Где ошибка?
Ответ: ошибка заключается в том, что из равенства ( х – у )2 = (у – х )2 следует, что х = у, а это равенство справедливо для любых чисел х, у.
Пример 5
Если «а» больше «b», в тогда «а» всегда больше, чем «2b».
Возьмем два произвольных положительных числа а и b, такие, что а > b. Умножив это неравенство на b, получим новое неравенство аb > bb, а отняв от обеих его частей аа, получим неравенства аb – аа > bb – аа, которое равносильно следующему: а ( b – a ) > ( b + a ) ( b — a ). (1)
После деления обеих частей неравенства (1) на (b – а), получим а > b + a (2).
А прибавив к этому неравенству почленно исходное неравенство а > b, имеем 2а > 2b + a, откуда а > 2b. Итак, если а > b, то а > 2b.
Где ошибка?
Ответ: ошибка совершена при переходе от равенства (1) к (2). Так как а > b, то b – a < 0, следовательно, при делении неравенства (1) на b – а, мы должны
поменять знак неравенства на противоположный.
Пример 6
« 8 = 6 »
Решим систему уравнений:
Решим подстановкой у из второго уравнения в первое, получаем
х + 8 – х = 6, откуда 8 = 6.
Где ошибка?
Ответ: второе уравнение системы можно записать как х + 2у = 8, так что исходная система запишется в виде:
В этой системе уравнений коэффициенты при переменных одинаковы, а правые части не равны между собой, из этого следует, что система не имеет ни одного решения.
Графически это означает, что прямые у = 3 — и у = 4 — параллельны и не совпадают. Перед тем, как решать систему линейных уравнений, полезно проанализировать, имеет ли система единственное решение, бесконечно много решений или не имеет решений вообще.
Пример 7
«Неравные числа равны»
Возьмем два неравных между собой произвольных числа а и b.
Пусть их разность равна с, то есть а – b = с. Умножив обе части этого равенства на ( а – b ), получим ( а – b )2 = с ( а – b ). Раскрыв скобки, придем к равенству а2 – 2аb + b2 = ca – cb. После преобразования получаем а2 – аb — ас= аb – b2 – bc. Выносим общий множитель а слева и общий множитель b справа, получим: а ( а – b – c ) = b ( a – b – c ).
Разделив последнее равенство на ( а – b – c ), получаем : а = b.
Где ошибка?
Ответ: здесь ошибка совершена при переходе от равенства а ( а – b – c ) = b ( a – b – c ) к равенству а = b. Действительно, согласно условию разность двух произвольных чисел а и b равна с, то есть а – b = с, откуда а – b — c = 0. Можно записать равенство а ( а – b – c ) = b ( a – b – c ) в виде: а*0 = b*0. Переход от этого равенства к равенству, а=b осуществляется путем деления обеих частей на равное нулю число а – b – с = 0.Следовательно, здесь мы имеем деление нуля на нуль, которое не имеет смысла, поскольку равенство, а*0=b*0 выполняется при любых а и b. Поэтому, вывод о том, что числа а и b равны, неверен.
Пример 8
« 7 = 13 »
Рассмотрим уравнение: . (1)
Оно может быть решено следующим образом. Приведя левую часть уравнения к общему знаменателю, получим
= , откуда – = , или
= . (2)
Поскольку числители дробей в левой и в правой частях уравнения равны, то для того чтобы имело место равенство обеих частей уравнения, необходимо, чтобы были равны и знаменатели дробей. Таким образом, приходим к равенству
7 = 13.
Где ошибка? Ответ: область допустимых значений исходного уравнения (1) состоит из всех значений переменой х, кроме х=7, х=13. В этом софизме неявно подразумевается, что равенство (2) является не уравнением, а тождеством, равным при любых значениях х, что неверно. Поэтому, утверждение софизма неверно.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ
Геометрические софизмы – это умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, связанное с геометрическими фигурами и действиями над ними.
Пример 1
«Катет равен гипотенузе»
Доказательство
Угол С равен 90°, ВД — биссектриса угла СВА, СК = КА, ОК перпендикулярно СА, О – точка пересечения прямых ОК и ВД, ОМ перпендикулярно АВ, ОL перпендикулярно ВС. Имеем: ∆LВО равен ∆МВО, ВL=ВМ, ОМ = ОL = СК = КА, ∆КОА = ∆ОМА (ОА- общая сторона, КА = ОМ, ∠ОКА и ∠ОМА- прямые), ∠ОАК= ∠МОА, ОК=МА=СL, ВА= ВМ+МА, ВС=ВL+LС, но ВМ=ВL, МА=СL, и потому ВА=ВС.
В
M
L
С К D A
К D
Где ошибка?
Ответ: ошибка заключается в том, что рассуждения, о том, что катет равен гипотенузе, опирались на ошибочный чертеж. Точка пересечения прямой, определяемой биссектрисой ВD и серединного перпендикуляра к катету АС, находится вне треугольника АВС.
Пример 2
«Отрезки параллельных прямых, заключенные между сторонами угла, равны»
Рассмотрим произвольный угол с вершиной в точке Е и пересечем их стороны двумя параллельными прямыми, отрезки которых АВ и СD заключены между сторонами этого угла.
Как известно параллельные прямые отсекают от сторон угла пропорциональные отрезки, следовательно, откуда АЕ · DE = BE · CE.
Умножив обе части последнего равенства на отличную от нуля разность
АВ – СD , запишем AE · DE · AB – AE · DE · CD = AE · DE · CD – BE · CE · CD,
ИлиАВ (AE · DE – BE · CE) = CD (AE · DE – BE · CE).
Разделив обе части последнего равенства на (AE · DE – BE · CE) получим равенство АВ = СD.
Е
D А
B С
Где ошибка?
Ответ: так как АЕ · DE = BE · CE, то АЕ · DE – ВЕ · СЕ = 0, то ошибка в делении на 0.
Пример 3
«Катет прямоугольного треугольника равен его гипотенузе»
Пусть BO (рис.1) – биссектриса угла B, D – середина катета AC, DO ┴ AC, OE ┴ BC, OF ┴ BA.
Так как О — на биссектрисе угла B,
то Δ BFO = Δ BEO (по гипотенузе и острому углу). Поэтому
BF = BE. (1)
Далее, OA = OC, ибо каждая точка перпендикулярна к отрезку AC,
9проходящего через середину AC, равноудалена от А и С. Так как ОF = OE,
то Δ AOF = Δ СОЕ, и поэтому АF = СЕ. (2)
С
n DD D
кладывая почленно (1) и (2), получим AB = CB, то есть катет равен гипотенузе, что и требовалось доказать.
n O
O O
В В
E A C
F F О Е
А D С Рис. 2
Рис. 1
Где ошибка? Ответ: точка О не может быть внутри Δ ABC. Тогда можно показать, что если точка О лежит вне Δ ABC или на его стороне, то опять AB = CB (рис.2). Именно, показываем, что BF = BE, АF = СЕ. Отсюда AB = CB.
Пример 4
«Прямой угол равен тупому!»
Пусть угол АDC — прямой, угол DCВ — тупой, СВ=DА, СМ=DМ, АF=ВА, МО ┴ СD, FО ┴ АВ. Следовательно, ∆DMO = ∆СМО (по двум катетам). Поэтому, ∠ МDО= ∠ МСО. (1) OD=ОС, ∆ AFO =∆ ВFО (по двум катетам).
Следовательно, АО=ОВ и ∆ АDО= ∆ ВСО (по трем сторонам).
Значит, ∠АDО = ∠ВСО. (2)
A F B
D M C
O
∠АDO –∠ МDО =∠ ВСО – ∠МСО, то есть ∠АDC=∠ BCD.
Таким образом, прямой угол равен тупому углу. Что и требовалось доказать.
ЗАДАНИЯ «НАЙДИ ОШИБКУ»
В процессе изучения и исследования математических софизмов мне стало интересно, а как можно предупредить ошибки учеников моего класса в решении примеров на уроках. Ведь часто при неправильном решении получается явно неверный результат, который не могут увидеть сами ученики. Поэтому, я заинтересовалась заданиями с ошибками в решении. Используя учебную литературу, я попробовала самостоятельно составить задания, в которых есть ошибка.
Пример 1
Решить неравенство:
( 4 — х2 )3 ( х – 3 )2 ≥ 0.
( х2-4)3 ( х – 3 )2 ≤ 0,
( х – 2 )3( х + 2 ) 3 ( х – 3 ) 2 ≤ 0.
Найдем нули выражения
х – 2 =0, х + 2 =0, х – 3 = 0,
х = 2, х = -2, х = 3.
— + — +
х
-2 2 3
х (-∞; -2] υ [2; 3]
Где ошибка?
Ответ: в выражении второй множитель в квадрате. Поэтому, при переходе через точку х=3 знак выражения не должен измениться.
+ — + +
х
-2 2 3
х [-2; 2] Ответ: [-2; 2]
Пример 2
Найти производную функции f(х) = sin6 .
f‘ꞌ(х) = (sin6)’ =6sin5 · · · (5х2-6х) = =6sin5 = 3sin5 .
Где ошибка?
Ответ: ошибка заключается в нахождении производной степенной функции.
f‘ꞌ(х) = (sin6)’ =6sin5 · · · (5х2-6х) = =6sin5 =sin5 .
Пример 3 Решить биквадратное уравнение:
9х4 – 2х2 — 7 = 0.
Введем замену х2 =z, решаем квадратное уравнение:
9z2 — 2z – 7 = 0, k=
Д1 = k2 — ac = (-1)2— 9 · (-7) = 1 +63 = 64 > 0, имеет 2 корня
z1,2 = =
z1= -1, z2= ,
х2 = — 1, х2 = ,
не имеет решения, х = ± .
Где ошибка? Ответ: при нахождении корней уравнения допущена ошибка: k=-1, а в формуле корней знак не изменен. Правильное решение:
z1,2 = = ,
z1= 1,z2=- ,
х2= 1 , х2 = — ,
х = ± 1, не имеет решения. Ответ: ± 1
Пример 4
Решить тригонометрические уравнения:
а) 2соsх = 1.
соsх = ,
х = аrccos + 2n, n Z,
x = + 2n, n Z.
Где ошибка?
Ответ: ошибка заключается в неправильном определении табличного значения косинуса.
х = аrccos + 2 n, n Z
x = + 2 n, n Z
б) 3sin 2x — 2sinx -1 = 0.
Введем замену sinx=t , тогда получим и решим квадратное уравнение:
3t2 -2t -1 = 0.
По свойству коэффициентов a+ b +c = 0 получаем:
t1 = 1, t2 = — ,
sinx= 1, sinx= — ,
х =(-1)n + n, n Z. х= (-1)narcsin(- ) + n, n Z,
х= — (-1)n arcsin + n, n Z.
Где ошибка?
Ответ: 1) ошибка заключается в нахождении корня тригонометрического уравнения sinx= 1. Это частный случай. Поэтому, х = + 2n, n Z.
2) ошибка при определении корня уравнения sinx= — . Отрицательное значение синуса увеличивает степень числа (-1) на единицу.
Правильный ответ: х= (-1)n+1 arcsin + n, n Z
Пример 5. Задача.
Стороны параллелограмма АВСD относятся как 2:3, а его периметр равен 20 см, угол между сторонами равен 60°. Найдите его площадь.
А В
С D
Решение.
АВ : АD = 2 : 3.
х – коэффициент пропорциональности,
тогда АВ = 2х (см), АD = 3х (см)., РАВCD = 2(АВ + АD), получим
(2х + 3х) · 2 = 20,
5х = 10,
х = 2 (см).
АВ = 2 · 2 = 4 (см), АD = 2 · 3 = 6 (см).
SАВCD = аbsinα = АВ · АD · sin60°,
SАВCD = 4 · 6 · = 12 (cм2).
Где ошибка?
Ответ: ошибка в определении значения синуса. Правильно sin60° = .
Поэтому, SАВCD = 4 · 6 · = 12 (cм2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовать софизмы очень интересно и необычно. Перед тобой открывается какой-то особый мир рассуждений, которые поистине кажутся верными.
Изучая и исследуя математические софизмы, я научилась контролировать логические рассуждения при решении задач и примеров.. Поэтому, я могу найти ошибку в своем решении и увидеть ошибку в решении других учеников во время урока.
Мне было очень интересно изучать и исследовать математические софизмы, а особенно придумывать новые задания, содержащие ошибку и анализировать их.
Такие задания помогут мне еще лучше подготовиться к государственному экзамену по математике и сдаче ЕНТ.
Литература
1. М. Б. Балк, Г. Д. Балк, «Математика после уроков», «Просвещение», Москва, 1971
2. сайт ppt4.web.rumatematisheskie—sofizmy.htlm
3. А. Н. Шыныбеков, учебник «Геометрия 8», «Атамура», Алматы, 2004
4. А. Н. Шыныбеков, учебник «Алгебра 8», «Атамура», Алматы, 2004
5. А. Е. Абылкасомова, З .А Жумагулова, К. Д. Шойынбеков,
6. В. Е. Корчевский, учебник «Алгебра и начала анализа 10», «Мектеп», Алматы, 2014
7. И. П. Рустюмова, С. Т. Рустюмова, «Тренажер по математике для подготовки к Единому Национальному Тестированию (ЕНТ)», Алматы,2011
Просмотров работы: 108
Господа юристы, помогите! где можно найти определение «арифметическая ошибка». Заранее благодарю!!
Вот, кажется, самое то, что ищете. Нашел в интернете.
В процессуальном праве действует правило неизменяемости судебного решения. Согласно этому правилу суд, принявший решение, не вправе самостоятельно изменять его. В то же время из этого правила есть исключение, которое сводится к тому, что суду, принявшему решение, предоставлено право исправить допущенные ошибки, не затрагивая при этом существа принятого решения и не касаясь тех вопросов, которые не были предметом судебного разбирательства. К таким ошибкам относятся описки, опечатки и арифметические ошибки.
Под опиской в соответствии с общеупотребительной лексикой понимается ошибка в письменном тексте, сделанная по рассеянности или невнимательности.
Опечатка — это ошибка в печатном тексте, допущенная при наборе, печатании на машинке.
Арифметическая ошибка — это неправильность, допущенная в каком-либо вычислении.
From Wikipedia, the free encyclopedia
«Invalid proof» redirects here. For any type of invalid proof besides mathematics, see Fallacy.
«0 = 1» redirects here. For the algebraic structure where this equality holds, see Null ring.
In mathematics, certain kinds of mistaken proof are often exhibited, and sometimes collected, as illustrations of a concept called mathematical fallacy. There is a distinction between a simple mistake and a mathematical fallacy in a proof, in that a mistake in a proof leads to an invalid proof while in the best-known examples of mathematical fallacies there is some element of concealment or deception in the presentation of the proof.
For example, the reason why validity fails may be attributed to a division by zero that is hidden by algebraic notation. There is a certain quality of the mathematical fallacy: as typically presented, it leads not only to an absurd result, but does so in a crafty or clever way.[1] Therefore, these fallacies, for pedagogic reasons, usually take the form of spurious proofs of obvious contradictions. Although the proofs are flawed, the errors, usually by design, are comparatively subtle, or designed to show that certain steps are conditional, and are not applicable in the cases that are the exceptions to the rules.
The traditional way of presenting a mathematical fallacy is to give an invalid step of deduction mixed in with valid steps, so that the meaning of fallacy is here slightly different from the logical fallacy. The latter usually applies to a form of argument that does not comply with the valid inference rules of logic, whereas the problematic mathematical step is typically a correct rule applied with a tacit wrong assumption. Beyond pedagogy, the resolution of a fallacy can lead to deeper insights into a subject (e.g., the introduction of Pasch’s axiom of Euclidean geometry,[2] the five colour theorem of graph theory). Pseudaria, an ancient lost book of false proofs, is attributed to Euclid.[3]
Mathematical fallacies exist in many branches of mathematics. In elementary algebra, typical examples may involve a step where division by zero is performed, where a root is incorrectly extracted or, more generally, where different values of a multiple valued function are equated. Well-known fallacies also exist in elementary Euclidean geometry and calculus.[4][5]
Howlers[edit]
Anomalous cancellation in calculus
Examples exist of mathematically correct results derived by incorrect lines of reasoning. Such an argument, however true the conclusion appears to be, is mathematically invalid and is commonly known as a howler. The following is an example of a howler involving anomalous cancellation:
Here, although the conclusion 16/64 = 1/4 is correct, there is a fallacious, invalid cancellation in the middle step.[note 1] Another classical example of a howler is proving the Cayley–Hamilton theorem by simply substituting the scalar variables of the characteristic polynomial by the matrix.
Bogus proofs, calculations, or derivations constructed to produce a correct result in spite of incorrect logic or operations were termed «howlers» by Maxwell.[2] Outside the field of mathematics the term howler has various meanings, generally less specific.
Division by zero[edit]
The division-by-zero fallacy has many variants. The following example uses a disguised division by zero to «prove» that 2 = 1, but can be modified to prove that any number equals any other number.
- Let a and b be equal, nonzero quantities
- Multiply by a
- Subtract b2
- Factor both sides: the left factors as a difference of squares, the right is factored by extracting b from both terms
- Divide out (a − b)
- Use the fact that a = b
- Combine like terms on the left
- Divide by the non-zero b
- Q.E.D.[6]
The fallacy is in line 5: the progression from line 4 to line 5 involves division by a − b, which is zero since a = b. Since division by zero is undefined, the argument is invalid.
Analysis[edit]
Mathematical analysis as the mathematical study of change and limits can lead to mathematical fallacies — if the properties of integrals and differentials are ignored. For instance, a naive use of integration by parts can be used to give a false proof that 0 = 1.[7] Letting u = 1/log x and dv = dx/x, we may write:
after which the antiderivatives may be cancelled yielding 0 = 1. The problem is that antiderivatives are only defined up to a constant and shifting them by 1 or indeed any number is allowed. The error really comes to light when we introduce arbitrary integration limits a and b.
Since the difference between two values of a constant function vanishes, the same definite integral appears on both sides of the equation.
Multivalued functions[edit]
Many functions do not have a unique inverse. For instance, while squaring a number gives a unique value, there are two possible square roots of a positive number. The square root is multivalued. One value can be chosen by convention as the principal value; in the case of the square root the non-negative value is the principal value, but there is no guarantee that the square root given as the principal value of the square of a number will be equal to the original number (e.g. the principal square root of the square of −2 is 2). This remains true for nth roots.
Positive and negative roots[edit]
Care must be taken when taking the square root of both sides of an equality. Failing to do so results in a «proof» of[8] 5 = 4.
Proof:
- Start from
- Write this as
- Rewrite as
- Add 81/4 on both sides:
- These are perfect squares:
- Take the square root of both sides:
- Add 9/2 on both sides:
- Q.E.D.
The fallacy is in the second to last line, where the square root of both sides is taken: a2 = b2 only implies a = b if a and b have the same sign, which is not the case here. In this case, it implies that a = –b, so the equation should read
which, by adding 9/2 on both sides, correctly reduces to 5 = 5.
Another example illustrating the danger of taking the square root of both sides of an equation involves the following fundamental identity[9]
which holds as a consequence of the Pythagorean theorem. Then, by taking a square root,
Evaluating this when x = π , we get that
or
which is incorrect.
The error in each of these examples fundamentally lies in the fact that any equation of the form
where , has two solutions:
and it is essential to check which of these solutions is relevant to the problem at hand.[10] In the above fallacy, the square root that allowed the second equation to be deduced from the first is valid only when cos x is positive. In particular, when x is set to π, the second equation is rendered invalid.
Square roots of negative numbers[edit]
Invalid proofs utilizing powers and roots are often of the following kind:
The fallacy is that the rule is generally valid only if at least one of
and
is non-negative (when dealing with real numbers), which is not the case here.[11]
Alternatively, imaginary roots are obfuscated in the following:
The error here lies in the third equality, as the rule only holds for positive real a and real b, c.
Complex exponents[edit]
When a number is raised to a complex power, the result is not uniquely defined (see Exponentiation § Failure of power and logarithm identities). If this property is not recognized, then errors such as the following can result:
The error here is that the rule of multiplying exponents as when going to the third line does not apply unmodified with complex exponents, even if when putting both sides to the power i only the principal value is chosen. When treated as multivalued functions, both sides produce the same set of values, being {e2πn | n ∈ ℤ}.
Geometry[edit]
Many mathematical fallacies in geometry arise from using an additive equality involving oriented quantities (such as adding vectors along a given line or adding oriented angles in the plane) to a valid identity, but which fixes only the absolute value of (one of) these quantities. This quantity is then incorporated into the equation with the wrong orientation, so as to produce an absurd conclusion. This wrong orientation is usually suggested implicitly by supplying an imprecise diagram of the situation, where relative positions of points or lines are chosen in a way that is actually impossible under the hypotheses of the argument, but non-obviously so.
In general, such a fallacy is easy to expose by drawing a precise picture of the situation, in which some relative positions will be different from those in the provided diagram. In order to avoid such fallacies, a correct geometric argument using addition or subtraction of distances or angles should always prove that quantities are being incorporated with their correct orientation.
Fallacy of the isosceles triangle[edit]
The fallacy of the isosceles triangle, from (Maxwell 1959, Chapter II, § 1), purports to show that every triangle is isosceles, meaning that two sides of the triangle are congruent. This fallacy was known to Lewis Carroll and may have been discovered by him. It was published in 1899.[12][13]
Given a triangle △ABC, prove that AB = AC:
- Draw a line bisecting ∠A.
- Draw the perpendicular bisector of segment BC, which bisects BC at a point D.
- Let these two lines meet at a point O.
- Draw line OR perpendicular to AB, line OQ perpendicular to AC.
- Draw lines OB and OC.
- By AAS, △RAO ≅ △QAO (∠ORA = ∠OQA = 90°; ∠RAO = ∠QAO; AO = AO (common side)).
- By RHS,[note 2] △ROB ≅ △QOC (∠BRO = ∠CQO = 90°; BO = OC (hypotenuse); RO = OQ (leg)).
- Thus, AR = AQ, RB = QC, and AB = AR + RB = AQ + QC = AC.
Q.E.D.
As a corollary, one can show that all triangles are equilateral, by showing that AB = BC and AC = BC in the same way.
The error in the proof is the assumption in the diagram that the point O is inside the triangle. In fact, O always lies on the circumcircle of the △ABC (except for isosceles and equilateral triangles where AO and OD coincide). Furthermore, it can be shown that, if AB is longer than AC, then R will lie within AB, while Q will lie outside of AC, and vice versa (in fact, any diagram drawn with sufficiently accurate instruments will verify the above two facts). Because of this, AB is still AR + RB, but AC is actually AQ − QC; and thus the lengths are not necessarily the same.
Proof by induction[edit]
There exist several fallacious proofs by induction in which one of the components, basis case or inductive step, is incorrect. Intuitively, proofs by induction work by arguing that if a statement is true in one case, it is true in the next case, and hence by repeatedly applying this, it can be shown to be true for all cases. The following «proof» shows that all horses are the same colour.[14][note 3]
- Let us say that any group of N horses is all of the same colour.
- If we remove a horse from the group, we have a group of N − 1 horses of the same colour. If we add another horse, we have another group of N horses. By our previous assumption, all the horses are of the same colour in this new group, since it is a group of N horses.
- Thus we have constructed two groups of N horses all of the same colour, with N − 1 horses in common. Since these two groups have some horses in common, the two groups must be of the same colour as each other.
- Therefore, combining all the horses used, we have a group of N + 1 horses of the same colour.
- Thus if any N horses are all the same colour, any N + 1 horses are the same colour.
- This is clearly true for N = 1 (i.e., one horse is a group where all the horses are the same colour). Thus, by induction, N horses are the same colour for any positive integer N, and so all horses are the same colour.
The fallacy in this proof arises in line 3. For N = 1, the two groups of horses have N − 1 = 0 horses in common, and thus are not necessarily the same colour as each other, so the group of N + 1 = 2 horses is not necessarily all of the same colour. The implication «every N horses are of the same colour, then N + 1 horses are of the same colour» works for any N > 1, but fails to be true when N = 1. The basis case is correct, but the induction step has a fundamental flaw.
See also[edit]
- Anomalous cancellation – Kind of arithmetic error
- Division by zero – Class of mathematical expression
- List of incomplete proofs
- Mathematical coincidence – Coincidence in mathematics
- Paradox – Statement that apparently contradicts itself
- Proof by intimidation – Marking an argument as obvious or trivial
Notes[edit]
- ^ The same fallacy also applies to the following:
- ^ Hypotenuse–leg congruence
- ^ George Pólya’s original «proof» was that any n girls have the same colour eyes.
References[edit]
- ^ Maxwell 1959, p. 9
- ^ a b Maxwell 1959
- ^ Heath & Heiberg 1908, Chapter II, §I
- ^ Barbeau, Ed (1991). «Fallacies, Flaws, and Flimflam» (PDF). The College Mathematics Journal. 22 (5). ISSN 0746-8342.
- ^ «soft question – Best Fake Proofs? (A M.SE April Fools Day collection)». Mathematics Stack Exchange. Retrieved 2019-10-24.
- ^ Heuser, Harro (1989), Lehrbuch der Analysis – Teil 1 (6th ed.), Teubner, p. 51, ISBN 978-3-8351-0131-9
- ^ Barbeau, Ed (1990), «Fallacies, Flaws and Flimflam #19: Dolt’s Theorem», The College Mathematics Journal, 21 (3): 216–218, doi:10.1080/07468342.1990.11973308
- ^ Frohlichstein, Jack (1967). Mathematical Fun, Games and Puzzles (illustrated ed.). Courier Corporation. p. 207. ISBN 0-486-20789-7. Extract of page 207
- ^ Maxwell 1959, Chapter VI, §I.1
- ^ Maxwell 1959, Chapter VI, §II
- ^ Nahin, Paul J. (2010). An Imaginary Tale: The Story of «i«. Princeton University Press. p. 12. ISBN 978-1-4008-3029-9. Extract of page 12
- ^ S.D.Collingwood, ed. (1899), The Lewis Carroll Picture Book, Collins, pp. 190–191
- ^ Robin Wilson (2008), Lewis Carroll in Numberland, Penguin Books, pp. 169–170, ISBN 978-0-14-101610-8
- ^ Pólya, George (1954). Induction and Analogy in Mathematics. Mathematics and plausible reasoning. Vol. 1. Princeton. p. 120.
- Barbeau, Edward J. (2000), Mathematical fallacies, flaws, and flimflam, MAA Spectrum, Mathematical Association of America, ISBN 978-0-88385-529-4, MR 1725831.
- Bunch, Bryan (1997), Mathematical fallacies and paradoxes, New York: Dover Publications, ISBN 978-0-486-29664-7, MR 1461270.
- Heath, Sir Thomas Little; Heiberg, Johan Ludvig (1908), The thirteen books of Euclid’s Elements, Volume 1, The University Press.
- Maxwell, E. A. (1959), Fallacies in mathematics, Cambridge University Press, ISBN 0-521-05700-0, MR 0099907.
External links[edit]
- Invalid proofs at Cut-the-knot (including literature references)
- Classic fallacies with some discussion
- More invalid proofs from AhaJokes.com
- Math jokes including an invalid proof
Еще раз о внимательности в математике
Автор: Гайворонская Ольга Ивановна, кпн
ГАПОУ СО «УОР № 1 (колледж)», Екатеринбург
Аннотация. В этой статье автор рассматривает часто встречающуюся проблему ошибок по невнимательности в математике. В статье сделана попытка описать истинные, а не поверхностные причины такой невнимательности.
Ключевые слова: внимательность, ошибка по невнимательности, понимание в математике.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Ошибка «по невнимательности» одна из самых частых и обидных ошибок. Отношение к этой ошибке часто бывает снисходительным: «я все понимаю, решение у меня правильное, но ответ не сошелся, так как я был не внимателен». Часто учителя «входят в положение» и выставляют хоть и сниженную, но положительную оценку. Это понятно. Однако в экзамене по математике такая снисходительность не проходит – ребенок теряет балл полностью. Идеологи ОГЭ и ЕГЭ объясняют такую суровость оценки не «технической необходимостью», но считают ошибку «по невнимательности» свидетельством недостаточных умений именно в математике. Это вполне согласуется с требованиями ФГОС.
Таким образом, работа с учениками по отработке навыка внимательности должна проводиться планомерно и с осознанием причин этой невнимательности. Только в этом случае можно подобрать действенные методики искоренения невнимательности. В данной статье предложено описание некоторых причин невнимательности.
Прежде всего, заметим, что в категорию невнимательности часто относят ситуации, связанные на самом деле с проблемами понимания. К таким ситуациям относится «невнимательное прочтение текста задания». Ребенок читает задание, но, используя данные из него (иногда даже не все, или искажая их), решает совсем другую задачу. Учителя объясняют это тем, что ребенок от волнения или по какой-то другой причине невнимательно прочитал текст задания, что привело к неверному осмыслению этого задания. Однако дело может быть совсем в другом. Часто дети вообще не ставят себе целью осмыслить текст. Ребенок, который осваивает решение задач через запоминание «шаблонов» решения, обычно читает текст задания очень внимательно. Однако, его внимание направлено на нахождение «ключевых» слов и знаков, которые помогут ему правильно подобрать нужный шаблон решения. Такое прочтение текста, конечно, никакого отношения не имеет к внимательному выяснению смысла задания.
Ребенок при подготовке к экзамену действительно тренирует свою внимательность, но критерием такой внимательности является не правильное осмысленное решение задачи, а внимательное выискивание полного набора ключевых слов и знаков. С псевдо-невнимательностью в такой ситуации можно бороться только, добиваясь умения решать задачи не по формальному шаблону. Работающих общеизвестных технологий освоения математики через понимания практически нет, поэтому эта проблема с большим или меньшим успехом решается учителями, которые применяют свои наработки.
Второй тип невнимательности – невнимательное переписывание при различных преобразованиях, например, дети теряют части выражений, заменяют знаки действий, неверно переписывают числа и прочее. Как это ни странно, но и такая невнимательность тоже связана с непониманием математического смысла. Обычно, заметив за собой такого типа ошибки, ребенок пытается тренировать свое внимание в сторону точного копирования. Система записи может помочь копировать без ошибок. Для этого каждая новая запись должна начинаться с новой строки. Но все же истинная внимательность в этом случае тренируется совсем другим способом. Прежде чем списывать пример в тетрадь (часты ошибки именно при списывании), необходимо, глядя на пример в учебнике, продумать несколько первых шагов преобразований, осознать цель своих действий, подключить те знания, которые могут помочь добиться этой цели.
Нужно сказать, что цель должна быть не столько «математической» (нужно, например, упростить выражение), но индивидуальной, например, сделать какое-то преобразование с целью получить новый вид выражения, в котором будет виднее поле дальнейших возможностей. В этом случае цель достигается, но результат может не удовлетворить. После этого нужно ясно представить в уме, как будет выглядеть первая и даже вторая строчка записи после этих преобразований. В этом случае, списанный неверно кусок примера сразу обратит на себя внимание из-за невозможности сделать задуманные преобразования. Чем больше строчек ребенок может представить, тем меньше он сделает ошибок «по невнимательности», а если и сделает, ошибки при переписывании, то сразу же их исправит. Понятно, что такую внимательность можно получить, только понимая задачу.
Третий тип невнимательности связан с неверными вычислениями. Многие вычисления делаются по алгоритмам «в столбик» и «уголком», а также с применением формул, по которым преобразуются арифметические выражения. По поводу преобразований написано раньше: ребенок, например, не сделает неверных вычислений, если полученный вариант вида выражения не даст выполнить запланированные ребенком действия. Конечно, он может неверно запланировать, но это уже опять связано не с внимательностью, а с пониманием.
Правильное выполнение алгоритмов действий, особенно деления, обычно связано с тем, что алгоритмы выполняются немного по-разному в зависимости от того, какие конкретно числа участвуют в вычислениях. Например, при умножении в столбик на «круглое» число (с нулями в конце), можно сдвигать это число вправо относительно первого множителя так, что единицы перестают находиться под единицами. Применяя эти упрощения, ученики начинают путать разные алгоритмы, поэтому учителя стараются все свести к универсальному исполнению. Именно поэтому часто в умножении в столбик дети пишут строчки, состоящие из одних нулей. Если избегать таких строчек, то нужно «внимательно» следить за позициями, куда вписываются цифры. Ошибки при такой записи алгоритма опять же относят к невнимательности. Понятно, что на самом деле, речь идет о непонимании сути алгоритма, о непонимании того, откуда он такой взялся.
То же самое можно сказать о пропуске нулей в частном при делении уголком. Много ошибок в расстановке запятых при действиях с десятичными дробями, и они тоже связаны часто с непониманием системы записи десятичных дробей и непонимания того, как эти алгоритмы связаны с алгоритмами действий в обыкновенных дробях.
Вовремя заметить ошибку в вычислениях помогает проверка результата на достоверность. Чаще всего, предлагается выполнить действие в приближенных целых числах. Это действительно, помогает. Лучше даже выполнить такую работу до того, как начали считать по алгоритму. Но и в этом случае, ребенок должен понимать идею округления, позиционную запись чисел (проверяя результат с приближенными числами, он может неверно определить эти числа). Проверка результата деления умножением, как это часто предлагается – слишком затратный метод, кроме того и алгоритм, которым проверяют, тоже может быть выполнен неверно.
Конечно, и хорошо знающий и понимающий математику может ошибиться «по невнимательности». В этом случае как раз и можно говорить о невнимательности в истинном понимании. Однако всегда можно найти причину этой невнимательности. Это может быть волнение, цейтнот, излишняя самоуверенность (слишком много сделано в уме без записи промежуточных результатов), нежелание слишком сильно сосредотачиваться, поскольку цена ошибки невысока и прочее. В этом случае, действительно внимание рассеивается, поскольку ребенок пытается одновременно выполнить и удержать в памяти много мыслей. В каждом случае должна быть проведена соответствующая работа. Если речь идет о невнимательности понимающего математику ученика, то достаточно бывает дать пару-тройку психологических и организационных советов.
Можно с уверенностью сказать, что невнимательность в математике связана не с рассеянностью ученика, с его неспособностью сосредоточиться (психические качества), а с непониманием самой математики. Поэтому отговорка: «Ну что, поделать, я всегда такой невнимательный» не работает. «Поделать» как раз есть что – осваивать математику не через натаскивание на решение основных типов заданий, а через понимание. Поскольку это-то как раз и не получается, то и невнимательность будет частой ошибкой.