Топ-5 ошибок в намазе, которые мы совершаем чаще всего
Как исправить ошибки в намазе?
Самое дорогое, что есть у верующего — это его вера. Неотъемлемой частью нашей веры и поклонения является намаз — сакральная связь верующего со Своим Создателем. Мы искренне стремимся к тому, чтобы наш намаз был как можно совершеннее, и привел к довольству Аллаха.
Как бы вы оценили свой намаз? Оберегаем ли мы свои намазы и относимся к нему с должным уважением? Наверное, иногда даем слабину. Знание своих ошибок — это путь к их устранению. Возможно, следующие часто совершаемые ошибки знакомы и вам, и вы отнесетесь к ним внимательнее.
Проблема №1: намеренное откладывание намаза на потом.
Человек настолько бывает увлечен мирскими делами и заботами, что в суете забывает о самой главной своей обязанности. Получается, что мы выделяем намазу жалкое время в промежутке между «более важными» делами. Так мы принижаем свой намаз, так как не всегда получается контролировать свои обязанности должным образом. И не последнюю роль в этом играет лень.
Решение: Для верующего важно всегда держать себя в тонусе. Намаз — это не единовременное поклонение, это образ жизни, это мысли, действия, отношения с окружающими. Когда выправляются все эти аспекты и соответствуют предписаниям, то и намаз становится на свое место.
«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно» (Сура «аль-Бакара», аят 238).
Никто кроме вас, не сможет следить за вашим намазом, вы — хозяин своего намаза. Старайтесь всегда держать при себе таблицу с временами намаза, и не смотря на все дела и заботы, уделите это почетное время поклонению Создателю. Ведь вовремя совершенный намаз — любимое деяние Всевышнего.
Рассказ для тех, кто любит откладывать намаз на потом…
Проблема №2: спешка в намазе.
Намаз должен совершаться не второпях. Движения должны совершаться не спеша, аяты и дуа также должны проговариваться без спешки. Намаз на скорую руку не дает проникнуться этим особым состоянием смиренности и покоя. Так верующий лишает себя сладости поклонения.
Решение: «Спокойствие от Аллаха, а спешка от шайтана» сказано в хадисе. Не поддавайтесь уловкам шайтана, который пытается сбить вас. Старайтесь совершать намаз в укромном и уединенном месте, которое настроит вас на нужный лад, и ничего не будет отвлекать от главного.
Спешка – от шайтана, за исключением пяти случаев
Проблема №3: отвлекаться от намаза, смотреть по сторонам.
Во время намаза нужно сосредоточить взгляд на месте совершения суджуда. Но случайно то и дело бывает, что мы отвлекаемся, смотрим то вправо, то влево, глаза падают на какие-то предметы, и не получается сосредоточиться.
Решение: такая проблема возникает из-за недостатка концентрации в намазе. Старайтесь совершать намаз в месте, где ничего не будет отвлекать от поклонения. Определите факторы, отвлекающие вас в молитвах, а затем попытайтесь их устранить. Там, где совершаете намаз, с поля зрения уберите предметы, которые привлекают внимание.
Проблема №4: не совершать земной поклон должным образом.
Очень частой ошибкой во время совершения суджуда в намазе является касание пола только лбом. В хадисе сказано:
«Мне велено совершать земной поклон на семь костей: лоб, — и он указал рукой на нос, — руки, колени и кончики пальцев ног» (Бухари).
Решение: во время земных поклонов молящийся должен касаться земли лбом, носом, ладонями, коленями и пальцами ног.
Проблема №5: мысли о мирском.
Часто бывает так, что мы механически повторяем аяты Корана и дуа в намазе, но наши мысли заняты другими проблемами и заботами.
Решение: представьте, что в намазе вы предстаете перед Всевышним и совершаете его в последний раз. Посвятите это время только Аллаху, и ничему другому. Думайте о значении каждого аята и дуа, которое произносите в намазе. Это также поможет оставаться сфокусированным во время поклонения.
Как избавиться от дурных мыслей во время намаза?
«Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят себя сами» (Сура «Гром», аят 11).
Этот аят применителен и к нашим намазам. В своем стремлении к довольству Аллаха и совершенству намаза, только сам верующий может взять ответственность за качество его исполнения и исправить ошибки. Пусть Всевышний облегчит нам всем этот путь!
6 советов для тех, кто хочет сделать свой намаз совершенным >>
Как исправить ошибки, допущенные в намазе? >>
Islam-today
Смотрите также:
- 3 периода времени, когда нельзя читать намаз
- Намаз – опора веры
- Рухуль-Байан: как выделить время для поклонения
- Поклонение, совершенное в это время суток, наиболее ценно
Читайте также:
-
В чем смысл хадиса – «Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на земле ни одной живой души!»
Есть Хадис (с примерным смыслом), в котором наш Пророк (ﷺ) говорит своим сподвижникам – «Пройдет сто лет после этой ночи и на земле не останется ни одной живой души». Как наши ученые объясняют его? (Аноним)
-
О чем говорил Пророк Мухаммад (ﷺ) в своей прощальной проповеди?
Если перечислить все основы, приведенные в прощальной проповеди, то получится следующее:
1 – В любом деле необходимо всегда воздавать хвалу Аллаху.
2 – Необходима вера в единобожие,
3 – Нафс всегда хочет направлять человека к совершению злодеяний. По этой причине необходимо прибегать от зла нафса к защите Аллаха.
4 – Все люди с рождения являются равными, нет разделения по расе и по цвету кожи. -
Поклоняется ли Аллаху кто-то, кроме людей?
Выражению «Славит Аллаха то, что на небесах и на земле» давались различные толкования. Восхваление Аллаха всеми…
-
ИНФОГРАФИКА: Как подготовиться к месяцу Рамадан?
10 способов подготовить свое тело и разум к посту
-
Самая легкая в выполнении сунна Посланника Аллаха (ﷺ)
Согласно многочисленным рассказам сподвижников пророка, он обладал наилучшим нравом и самым вежливым из всех людей, которые они знали. Он всегда улыбался и его лицо сияло светом его улыбки.
-
6 дуа для сохранения крепкой и счастливой семьи
«Мой Аллах, сделай наш брак счастливым и благословенным. Упрочь наш брак и дай нам продолжительную любовь. Отдали нас от раздоров и сплетен».
-
Почему Всевышний запретил азартные игры?
Почему лотереи и азартные игры являются грехом?
-
Учим 99 имен Всевышнего Аллаха. Урок 2
Мы продолжаем наш цикл, посвященный прекрасным именам Всевышнего. Ранее мы рассмотрели первые 10 имен Аллаха. Сегодня мы продолжим наше обучение.
Намаз – это один из важнейших видов поклонения верующего. Совершение пятикратной молитвы и других намазов облегчает верующему отчёт в Судный день. Поэтому очень важно правильно, без ошибок совершить каждый намаз.
Человек, совершающий намаз, может допускать различные ошибки. Бывают ошибки, совершение которых сразу нарушает весь намаз. Некоторые ошибки нарушают намаз или ракаат, если их не исправить. Также есть ошибки, которые только уменьшают вознаграждение за намаз, но сам намаз не портят.
Большое значение при совершении намаза имеют сомнения, которые часто возникают у молящегося. Если человек, совершая намаз, впадёт в сомнения относительно количества совершённых им ракаатов, то он принимает решение, исходя из собственной уверенности. То есть он исходит из того количества ракаатов, в совершении которых он уверен, и засчитывает себе меньшее числе ракаатов (то есть считает, что совершил меньшее число ракаатов).
Например, если у человека, который совершает обеденный намаз, возникли сомнения относительно того, сколько ракаатов он совершил – три или четыре, то он должен считать, что было совершено минимальное количество ракаатов, в котором он уверен, то есть три ракаата.
Следовательно, он продолжает свой намаз как человек, совершивший только три ракаата, и из предосторожности совершает ещё один ракаат. А в конце намаза, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви (два раза совершить земной поклон, как его делают в намазе), чтобы смыть недостаток – добавление лишнего ракаата в намаз.
От Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِذَا شَكَّ أَحَدُكُمْ فِي صَلَاتِهِ، فَلَمْ يَدْرِ كَمْ صَلَّى ثَلَاثًا أَمْ أَرْبَعًا، فَلْيَطْرَحِ الشَّكَّ وَلْيَبْنِ عَلَى مَا اسْتَيْقَنَ، ثُمَّ يَسْجُدُ سَجْدَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يُسَلِّمَ، فَإِنْ كَانَ صَلَّى خَمْسًا شَفَعْنَ لَهُ صَلَاتَهُ، وَإِنْ كَانَ صَلَّى إِتْمَامًا لِأَرْبَعٍ كَانَتَا تَرْغِيمًا لِلشَّيْطَانِ
«Если кто-нибудь из вас во время намаза станет сомневаться в том, сколько ракаатов он совершил: три или четыре, пусть отбросит сомнения и опирается на то число ракаатов, в котором он уверен. Затем ему следует совершить два земных поклона до саляма. Если он совершит в результате этого пять ракаатов, то два земных поклона (саджда-сахви) доведут его намаз до чётного числа ракаатов. Если же он совершит намаз правильно, то они будут унижением для шайтана». (Муслим, 571)
То есть эти два земных поклона, если было совершено пять ракаатов, возвращают намаз к четырём ракаатам, при этом то, что было добавлено, исключается, ибо они смывают не только ошибки, но и восполняют пропущенные действия намаза.
А если не было добавления, то есть было совершено только четыре ракаата, то саджда-сахви будет искуплением за возникшие во время совершения намаза сомнения и унижением для шайтана, который внушил молящемуся эти сомнения.
Если не совершить саджда-сахви, намаз не портится, только лишь уменьшается вознаграждение. Однако если сознательно добавить лишнее рукну или ракаат к намазу, он нарушается.
Для совершения саджда-сахви молящийся обязательно должен сделать намерение сердцем, если он делает намаз индивидуально или в качестве имама. А тому, кто молится, следуя за имамом, необязательно делать намерение, точнее, он должен сделать намерение сердцем непосредственно при вступлении в саджда-сахви.
Совершение саджда-сахви является рекомендуемым действием (сунной), следовательно, если у молящегося возникнет сомнение относительно того, совершать ли саджда-сахви, лучше его не совершать.
Если же молящийся, вставая для совершения дополнительного ракаата, вспомнит, что он точно совершил четыре ракаата, то ему необходимо сразу же сесть и прочитать ташаххуд. После завершения ташаххуда ему также желательно совершить саджда-сахви перед салямом.
Если человек вообще не знает, сколько он совершил ракаатов, и не способен определить их количество, то решение принимается в пользу наименьшего числа. В этом случае он останавливается на том количестве ракаатов, в совершении которых он уверен, и с этого момента продолжает свой намаз.
Например, человек, совершая ночной намаз, запутался в количестве совершённых им ракаатов и после недолгих раздумий вспомнил, что точно совершил два ракаата, то он продолжает свой намаз как человек, совершивший только два ракаата, то есть он должен совершить ещё два ракаата и в конце, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви.
Если у человека возникают такие же сомнения после того, как он завершил свой намаз, то это не имеет значения. Следовательно, он не должен заново совершить этот намаз. Однако если эти сомнения связаны с намерением или вступительным такбиром (такбират аль-ихрам), то он должен заново совершить намаз.
Если же человек после завершения намаза узнаёт, что он точно пропустил хоть один рукн или ракаат, то это вредит его намазу. В таком случае он может продолжить намаз, если узнал об этом сразу после саляма и не сделал того, что нарушает намаз. А если прошло некоторое время или он сделал то, что нарушает намаз, то он должен заново совершить этот намаз.
Чтобы у человека во время совершения намаза не возникали сомнения, ему необходимо максимально сосредоточиться и проявлять смиренность, отгоняя посторонние мысли. Для этого молящемуся надо принудить своей нафс вникнуть в поклонение, в смысл того, что он читает во время намаза, и этим отвлекать нафс от всего остального.
Мухаммад Султанов
Смотрите также:
Всё о намазе
Намаз – защита от всех бед
Намаз, который не приносит верующему никакой пользы
Намаз-прославления (Намаз-тасбих)
Намаз-витр
Почему некоторые намазы читаются шёпотом, а некоторые – вслух?
Совершение намаза – одна из важнейших обязанностей мусульман. За его выполнение человеку полагается большая награда, а за оставление без уважительной причины записывается тяжкий грех.
Поэтому верующие должны стремиться совершать молитву наилучшим образом, избегая действий, которые могут её нарушить.
1. Испорченное омовение. Одним из необходимых условий намаза является наличие малого омовения (вуду, тахарат). Соответственно, его нарушение во время молитвы автоматически делает акт поклонения недействительным. Поэтому если портится тахарат, верующему необходимо обновить вуду и заново перечитать намаз. Если же человек по состоянию здоровья не может себя сдерживать, и у него регулярно происходят выделения, портящие омовение, то в таком случае его намаз не нарушается.
2. Открытие аурата. В случае, когда у молящегося во время намаза оголяется какая-либо из частей тела, хотя бы на одну четвёртую часть, которая относится к аурату, то желательно прикрыть обнажённое место и совершить намаз заново.
3. Невыполнение какого-либо из движений, относящихся к категории обязательных (фард). К таковым относятся: такбир в начале намаза, стояние, т.е. киям (если человек не в состоянии стоять, то вместо стояния – сидение), чтение Священного Корана во время стояния, поясной поклон, два земных поклона, сидение в заключительном ракаате.
4. Попадание нечистот (наджаса) на тело, одежду или место совершения молитвы (например, на намазлык).
5. Посторонняя речь (хотя бы слово или слог, которые несут в себе некий смысл). Во время коллективного намаза мусульманину дозволено поправить имама в случае совершения им ошибки или если тот остановился на середине суры по забывчивости. Если же верующий во время намаза издаёт посторонние звуки по причине болезни или мучительной боли, то его молитва не нарушается.
6. Ответ на приветствие. Если человек поприветствовал другого, который совершает молитву, и тот ему ответил, то молитва нарушается.
7. Слишком громкий плач из-за мирского. В случаях, когда мусульманин плачет из-за чтения сур Коран (в которых, например, может говориться о мучениях в Адском пламени или ещё о чём-либо, что вызывает слёзы), молитва остаётся действительной.
8. Слишком громкий смех.
9. Приём пищи. Если верующий что-то съел во время молитвы, то это нарушает намаз. При проглатывании чего-либо, застрявшего в зубах, намаз остаётся действительным, если размер этой пищи был с горошинку или больше. Молитву портит также питьё воды (если человек, к примеру, молится под дождём и глотает эти капли).
10. Намеренное искажение смысла аятов Корана.
11. Сон, потеря сознания, потеря рассудка по причине алкогольного опьянения или иным причинам.
12. Троекратное совершение какого-либо одного действия в течение конкретного движения в молитве (протирание лица, почёсывание, проделывание трёх шагов и т.д.).
13. Многократное совершение посторонних действий, которые могут вызвать сомнения у других людей относительно выполнения намаза.
14. Если человек брал омовение в кожаных носках и начал совершать в них намаз, но во время молитвы они слетели.
15. Если у человека есть сочащая рана на теле, которая была замотана бинтом, и эта повязка спала в процессе чтения намаза.
Многие в намазе не обращают на эти ошибки внимания или просто не знают о них. Будьте внимательны, из-за этих ошибок ваш намаз не засчитаться!
Некоторые из распространённых ошибок в намазе
Первая ошибка – словесные арканы
Все произносимые арканы нужно говорить так чтобы мы их сами слышали. Чтение словесных арканов про себя не достаточно для действительности намаза. К словесным арканам относятся: вступительный такбир, сура аль-Фатиха, ташахуд (аттахият), салават на пророка Мухаммада [саллаллагьу алейгьи ва саллям] и салам.
Вторая ошибка – не совершение паузы при поясном поклоне
Оставление паузы нарушает намаз. Нужно задержаться в поясном поклоне на время произнесения Субханаллагь, примерно пару секунд.
Третья ошибка – недостаточное выпрямление после поясного поклона и не совершение паузы
Необходимо полностью подняться, выпрямив спину и выдержать паузу на размер Субханаллагь.
Четвертая ошибка – не фиксирование рук
После подъема с поясного поклона и опускание рук после их поднятия руки нужно зафиксировать, чтобы не получились лишние движения портящие намаз (движения рук как маятник).
Пятая ошибка – отворачивание груди
Некоторые, идя на земной поклон, спускаются на одну ногу и не замечают, что грудь отворачивается от Каабы (место направления намаза). Отворачивание от Каабы во время намаза портит намаз. Поэтому желательно спускаться на оба колена вместе, а тот, кто не может по причине слабости, старости или болезни может опереться на руки и потом поставить колени.
Шестая ошибка – преграда на лбу
Обязательным условием земного поклона является, чтобы часть лба касалась земли. Но у многих это не соблюдается, лоб бывает закрыт.
Седьмая ошибка – открытие спины при поклоне
Часто в земном поклоне спина открывается и на это нужно обратить внимание. Такая ошибка очень часто бывает у молодежи.
Восьмая ошибка – направление пальцев ног
Обязательным условием является, чтобы внутренняя часть хоты бы одного пальца обеих ног касалась земли, иначе намаз портится.
Девятая ошибка – обязательная пауза при сидение между двумя земными поклонами (суждами)
Некоторые торопясь не делаю обязательную паузу между двумя суждами. Оставление паузы нарушает намаз.
Десятая ошибка – отворачивание груди от Каабы
Некоторые при вставании с земного поклона на второй ракаат поднимают одну ногу, а затем другую, тем самым отворачивают грудь от направления намаза. Отворачивание груди от Каабы влечет за собой нарушение намаза.
Одиннадцатая ошибка – движение ног
Движение ногами (легкие поднятия ног стоя на месте) при вставании на следующий ракаат. Три и более движения подряд портят намаз.
Двенадцатая ошибка – неверное произношение ташахуда (аттахията)
Необходимо верно, по правилам читать ташахуд.
Тринадцатая ошибка – выход за границы сидения
Выход головы за границу колен нарушает намаз.
Четырнадцатая ошибка – отворачивание груди от Каабы при произнесении салама
Необходимо повернуть только голову, а не все тело.
1. Несоблюдение хотя бы одного из условий правильности намаза. Например, несовершение омовения или неукрытие аврата.
2. Несовершение одного из составляющих частей намаза. Например, поясного или земного поклона.
3. Произнесение в намазе слов, не имеющих отношения к намазу. Даже если слово будет состоять из одной или двух букв, но будет иметь смысл. И не имеет значения, как оно было сказано: специально, по забывчивости, по ошибке, в ответ, по незнанию или вынужденно.
4. Чтение того, что не знаешь наизусть, когда читаешь, смотря в Коран.
5. Если в намазе произнёс салам с намерением приветствия или ответил на приветствие словами или рукопожатием.
6. Если в намазе попросил у Всевышнего то, что можно попросить у человека (одежду, еду, деньги).
7. Отворачивание груди от Киблы.
8. Совершение лишних движений в намазе так, что при виде человека можно было бы сказать, что он не совершает намаз. Это совершение трёх действий подряд в одном ракаате. Например, три шага, вытирание лица три раза или чесание одного места три раза.
9. Если нарушил омовение специально. Но если ненамеренно нарушил омовение в намазе, то молящийся может возобновить омовение и продолжить намаз.
10. Промедление на время совершения одного из составляющих намаза после ненамеренного нарушения омовения, бодрствуя.
11. Намеренное нарушение омовения в последнем сидении после чтения «Аттахийята».
12. Если нарушил полное омовение – без разницы, это нарушение от взгляда или от мыслей о женщине или это поллюция.
13. Если подумал, что нарушил омовение, но, выйдя из мечети, понял, что ошибся, то намаз недействителен. Если же намаз совершается вне мечети, то намаз нарушается после того, как человек пройдёт ряды джамаата. А если осознал ошибку до выхода из мечети или вне мечети до того, как выйдет из рядов джамаата, то намаз не нарушается.
14. Приём пищи или воды, находившихся за пределами рта, осознанно или по забывчивости, даже если количество пищи или воды будет малым. Но если съел то, что застряло между зубами, и оно было меньше горошины, то намаз не нарушается. А если было больше горошины, то намаз недействителен.
15. Ненамеренное открывание одной четвёртой части органа аврата на время совершения одного из составляющих намаза. Но если аврат открыт намеренно, то намаз нарушается сразу.
16. Откашливание или отхаркивание без причины. Но если это сделано для лучшего чтения или освобождения горла, то намаз не нарушается.
17. Оханье, аханье и плач в голос от боли, страдания, печали и горя. Но если молящийся плачет от упоминания Рая или ада, а также если больной не может сдержаться от сильной боли, то намаз не нарушается.
18. Если совершающий намаз ответит чихающему: «Ярхамукаллах».
19. Если совершающий намаз на хорошее известие ответит: «Альхамдулиллях».
20. Если совершающий намаз на известие, приводящее в изумление, ответит: «Субханаллах» или «Ля иляха илляллах».
21. Если совершающий намаз на известие о горе скажет: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи’ун».
22. Если имам или совершающий намаз один совершат ошибку и примут подсказку человека, не совершающего с ними вместе намаз.
23. Если во время намаза исправить ошибку кого-либо, кроме своего имама.
24. Если совершающий намаз за имамом совершил одно из обязательных действий намаза до имама, например совершил поясной поклон до имама и встал до того, как имам опустил голову для поясного поклона, и затем не повторил его вместе с имамом или после него.
25. Если одно из составляющих намаза провёл во сне, а затем не восполнил его.
26. Читать в намазе аяты, подходящие по смыслу на заданный вопрос не совершающего вместе с ним намаз – с намерением ответить на этот вопрос.
27. Если во время чтения Корана молящийся совершит ошибку, изменяющую смысл Корана.
28. Тихий смех нарушает намаз, но если смех будет громким и его услышат стоящие с ним рядом, то нарушается и омовение.
29. Удлинение первых букв «А» в такбире «Аллаху Акбар».
30. Истечение срока ношения масху (кожаные чулки).
31. Если снял с ноги масху или они упали случайно.
32. Если совершающий намаз с таяммумом (сухое омовение) увидит воду и будет иметь возможность её использовать.
33. Если совершающий намаз голым увидит вещь, которой может укрыть аврат.
34. Если упадёт во время намаза повязка с зажившей раны.
35. Если во время намаза вспомнит о пропущенном намазе, то намаз нарушается в том случае, если общее количество всех его пропущенных намазов не превышает пяти.
36. Если совершающий намаз полупоклонами из-за болезни исцелится в намазе и сможет поклоны совершать полноценно.
37. Потеря сознания или приступ сумасшествия во время намаза.
38. Восход солнца во время утреннего намаза, достижение солнцем зенита во время обоих праздничных намазов и наступление времени послеобеденного намаза во время пятничного намаза.
39. Стояние в одном ряду рядом мужчины и женщины без преграды между ними в коллективном намазе за одним имамом.
40. Если на тело, одежду или на место совершения намаза попадёт наджас и останется там на время совершения одного из составляющих намаза.
41. Если имам по причине нарушения его омовения оставит вместо себя человека, который не может быть имамом по какой-либо причине.
42. Если произнесёт салам находящийся дома после двух ракаатов в трёх- или четырёхракаатном намазе, думая, что он путешественник, или думая, что это пятничный намаз, или перепутав таравих-намаз с ночным намазом.
Действия, не нарушающие намаз
1. Если по забывчивости человек произнёс салам для выхода из намаза.
2. Если съел то, что застряло между зубами, и оно было меньше горошины.
3. Посмотрев на текст, понял его смысл, но не прочитал его вслух.
4. Если кто-нибудь пройдёт перед совершающим намаз. Прошедшему перед ним за это будет грех.
5. Если с вожделением посмотрел на аврат женщины, например на аврат жены, которой дал один развод, даже если с этим взглядом нарушается развод и возобновляется никях.