Особенности выявления недостатков нормативно-правового регулирования
Первоначально, для того, чтобы выделить особенности выявления недостатков нормативно-правового регулирования рассмотрим само понятие «нормативно-правового регулирования».
В основах гражданского права определено понятие нормативно-правового регулирования как целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Регулирование может быть направлено на внешние правоотношение (регламентация общественных отношений, правила поведения и т.д.), так и на внутренние (саморегулирование).
Обратимся к особенностям выявления недостатков нормативно-правового регулирования и из чего они состоят.
Нормативно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел имеет ряд особенностей. Во-первых, оно осуществляется достаточно массивным и разветвленным объемом нормативных правовых актов. Такая обширная правовая база обусловлена, с одной стороны, многообразием направлений работы в установленной сфере деятельности, а с другой — сложностью проводимых процедур. Во-вторых, явно прослеживается преобладание подзаконного регулирования выполнения возложенных обязанностей.
Изучение правовых явлений, подчиненное практически выполняемым задачам, является целью определения и понимания регулятивной роли нормативно-правовых актов и способов выявления несоответствия в их взаимосвязи и взаимодействии.
Правовым регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения прохождения службы в органах внутренних дел принят Федеральный закон от 30.11.2011 г. №342-ФЗ. Воздействие норм указанного закона, в результате которого реализуются поставленные цели, и есть нормативно-правовое регулирование.
Но если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием.
Также, не является правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами.
При определении правовых предписаний различаются императивный и диапозитивный методы правового регулирования.
В теории права принято выделять такие способы правового регулирования, как управомочивание (предоставление участнику правовых отношений субъективных прав), обязывание совершить какие-то действия и запрещение (категорическое ограничение определенных действий).
К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Так, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.
К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права.
Соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью представляет собой эффективность правового регулирования.
Исходя из статистических данных о совершаемых правонарушениях, в сфере правового регулирования имеется немало пробелов и недостатков, связанных именно с его эффективностью.
Добиться повышения эффективности правового регулирования, возможно реализуя направления совершенствования процесса нормотворчества (максимальное соответствие норм права объективно складывающимся обстановке и общественным отношениям) и совершенствования правоприменения (соблюдение норм права и закона является более выгодным по соотношению к их нарушению или игнорированию).
Не стоит забывать о повышении уровня правосознания и правовой культуры, которые в свою очередь имеют определенное внимание на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.
В этой связи стоит обратиться к системе проведения мониторинга правоприменения, которая за годы существования доказала свою эффективность.
На федеральном уровне проведение мониторинга правоприменения нормативно было закреплено с 2011 года. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» эта процедура ежегодно осуществляется по Плану, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Мониторинг правоприменения предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В целях повышения эффективности реализации законодательства Российской Федерации, обеспечения единства правоприменительной практики, улучшения качества нормотворческой деятельности и совершенствования информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с учетом организационного, методического и информационного сопровождения автоматизированных информационных систем правового назначения на основе использования перспективных программно-технических средств и информационных технологий Приказом МВД России от 25 августа 2017 г. № 680 утверждено Положение о мониторинге правоприменения в системе МВД России.
Отмечено, что одной из главных задач мониторинга является выявление случаев неправильного применения на практике законодательства. Дело в том, что не всегда проблема заключается в норме права, порой вопрос касается неверного его толкования либо правоприменения.
Механизм мониторинга правоприменения представляет собой формирование актуальных проблем, анализирование законодательства, регламентирующего деятельность правоохранительных органов, а также поступающих предложений в том числе граждан, СМИ, институтов гражданского сообщества, формирование и направление в федеральный и территориальный сегменты модуля «Мониторинг» предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики.
Непосредственно сталкиваясь с проблемными вопросами законодательства при осуществлении оперативно-служебной деятельности каждый рядовой сотрудник органов внутренних дел может реализовать право на изменение сложившейся ситуации путем внесения предложений. Ведь одной из задач мониторинга как раз и является выявление случаев неправильного применения на практике законодательства. Но зачастую при анализе и сборе предложений встречаются типичные недостатки: неактуальность предложений (вопрос уже рассматривался ранее, уже подготовлен законопроект на решение указанной проблемы, есть разъяснения или устоявшаяся судебная практика и т.п.), вопрос не отнесен к сфере деятельности органов внутренних дел; автор предложения не может донести основную мысль своего предложения и определить механизм его действия.
Подводя итоги к вышесказанному, хотелось добавить следующее. Договорно-правовой департамент МВД России отмечает, что «работу облегчает «мониторинг»». Начиная с 2011 года предложения по совершенствованию законодательства в автоматизированном режиме поступают в АИС «Мониторинг». Операторами предложений, ответственными за внесение информации в территориальный сегмент модуля «Мониторинг», как правило являются юрисконсульты. При этом в каждом отдельном подразделении, где есть правовой отдел (отделение, группа, направление) установлен свой порядок представления и внесения таких предложений.
Стоит обратить внимание на решение такой важной задачи, тем более что она закреплена законодательно и носит императивный, то есть обязательный к исполнению – характер. Процесс подачи предложений по совершенствованию законодательства очень прост: сотрудники обращаются к юристу своего подразделения. Актуальные предложения выносятся его на рассмотрение и в конечном итоге оно попадает в Договорно-правовой департамент МВД России. А затем рассматривается на предмет актуальности и целесообразности экспертами указанного департамента и профильных подразделений центрального аппарата МВД России. Предложения, признанные целесообразными, реализуются.
Юрисконсульт правового направления
ОМВД России по Киришскому району ЛО
Опубликовано 05.05.2020
Содержание
- Методы, способы, типы правового регулирования
- Методы правового регулирования
- Виды методов правового регулирования
- Способы правового регулирования
- Типы правового регулирования
- Правовое регулирование
Методы, способы, типы правового регулирования
Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.
Методы правового регулирования
Метод правового регулирования — определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.
Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.
В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:
-
- установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов — особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
- издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
- наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
- определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.
Виды методов правового регулирования
Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:
Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях — между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.
Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.
Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.
Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.
Способы правового регулирования
В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как
Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.
Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его . Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.
Типы правового регулирования
Тип правового регулирования — те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.
Выделяют два типа правового регулирования:
Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено . Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного . Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Источник
Правовое регулирование
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).
В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.
Предмет правового регулирования
Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.
В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;
— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;
— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;
— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой
Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:
1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);
2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);
3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
Методы, способы и типы правового регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).
Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).
Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.
Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:
— поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
— рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).
Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.
В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.
Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).
Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.
Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Источник
Юридическая
ошибка
(или ошибка
в праве) — это неправильное представление
субъекта о преступности или непреступности
совершенного им деяния (действия или
бездействия) и его последствий, юридической
(уголовно-правовой)
квалификации содеянного, а также о виде
и размере наказания, которое может быть
назначено за совершение этого деяния.
Виды юридических
ошибок:
-
Ошибочное
представление лица о преступности
совершенных им деяний.
К так называемым «мнимым преступлениям»
могут быть отнесены мелкое хулиганство,
самогоноварение, спекуляция, валютные
операции. Такого рода деяния не влекут
уголовной ответственности. -
Неправильное
представление лица о совершенном им
деянии как непреступном.
Незнание закона не освобождает от
ответственности. -
Ошибочное
представление лица о юридической
квалификации совершенного им деяния.
Совершая вымогательство, виновный
полагает, что его действия — это
разбойное нападение. В подобных случаях
виновный привлекается за то преступление,
которое он фактически совершил. -
Ошибочное
представление лица о виде и размере
наказания не влияет на ответственность,
так как находится за пределами умысла
и неосторожности.
Таким образом,
юридическая ошибка не изменяет
квалификации фактически совершенного
и от нее не зависят вид и размер
назначаемого судом наказания.
Фактическая
ошибка
может
относиться к объекту преступления. В
этом случае лицо принимает один объект
за другой и направляет на него свою
преступную деятельность. Фактическая
ошибка может
заключаться и в ошибочном представлении
об обстоятельствах, образующих объективную
сторону состава преступления, в том
числе относительно общественно опасных
последствий деяния. Например, преступник
наносит потерпевшему удар кулаком,
предвидя возможность причинения лишь
легкого вреда его здоровью, но потерпевший
от удара падает на твердый предмет и
умирает. Такая ошибка исключает
ответственность за умышленное убийство,
но допускает ответственность за убийство,
совершенное по неосторожности.
Объективные
причины появления юридических ошибок
– сформулированы
волей
законодателя.
Субъективные
причины появления юридических ошибок
– сформулированы
правоприменителем
(судьей, следователем и другими).
Субъектами правоприменения –
правоприменителями – являются органы
исполнительной, судебной власти,
администрация предприятий, различные
инспекции, прокуратура, общественные
организации (при делегировании им
полномочий) и т.п.
61. Механизм правового регулирования: понятие, структура, стадии. Соотношение правового регулирования и правового воздействия
Правовое
регулирование
– это одна
из форм воздействия права на общественные
отношения с помощью спе-
цифических правовых
средств — норм права, правоотношения,
актов реализации права.
Категория «механизм
правового регулирования» емка и
многогранна, поэтому возможны разные
подходы к ее
трактовке, можно
рассматривать разные структурные
элементы в ее составе.
Правовое
регулирование также определяется
как главное,
решающее выражение правовой
действительности,
результативное
нормативно-организованное воздействие
на общественные отношения при
помощи правовых
средств.
Механизм правового
регулирования можно различать в узком
и широком смыслах.
В узком смысле
этот механизм включает только то, без
чего невозможно регулирование общественных
отношений, а именно — императивное,
властное их нормирование государством.
В широком смысле
— вся совокупность правовых явлений,
действующих в обществе и оказывающих
влияние на сознание и поведение субъектов,
т.е. механизм юридической надстройки.
Следовательно,
под механизмом правового регулирования
в узком смысле понимается собственно
механизм правового регулирования, а в
широком смысле — механизм правового
воздействия.
Механизм
правового регулирования (МПР)
– система
юридических средств, организованных
последовательным образом в целях
упорядочения общественных отношений,
содействия удовлетворению интересов
субъектов права.
Основные
структурные элементы МПР:
1. Нормы
права –
общеобязательное правило поведения,
исходящее от государства, закрепленное
в определенной форме, регулирующее
общественные отношения и обеспеченное
к выполнению мерами государственного
принуждения. Нормы права
устанавливают общие и юридически
обязательные правила
поведения
участников общественных отношений,
которые находятся в сфере правового
регулирования.
Излагаются в
различных по силе нормативных правовых
актах.
Основополагающее
регулирующее воздействие нормы права
на общественные отношения:
о
определяет
круг субъектов, на которые распространяется
ее действие;
о
формулирует
условия, при которых субъекты
руководствуются ее предписаниями;
ораскрывает
содержание правила поведения;
оустанавливает
меры юридической ответственности за
нарушение указанных правил.
Норма права —
начальный элемент механизма правового
регулирования (определяет его основу
— направления
правового поведения).
2. Акты
реализации юридических прав и обязанностей
— фактическое
поведение субъектов правоотношений
по осуществлению
их прав и обязанностей. Через них
достигаются цели правового
регулирования,
удовлетворяются
законные интересы управомоченных и
обязанных лиц.
Четкость и
эффективность механизма правового
регулирования общественных отношений
зависит от
правильного
толкования норм права и уровня
правосознания субъектов правового
регулирования.
Главная цель
правового регулирования
— установление
такого порядка в общественной жизни,
который
максимально
соответствует предписаниям правовых
норм, заложенным в них принципам
социальной
справедливости.
К особенностям
механизма правового регулирования
обычно
относят то, что этот механизм:
о
по
своему характеру является государственным,
поскольку осуществляется при помощи
общеобязательных
норм, исходящих
от государства; о
опирается
на возможность применения принудительной
силы государства; о
имеет
пределы воздействия на общественные
отношения; о
обладает
определенным содержанием и направленностью,
которые выражаются в том, что механизм
правового
регулирования направлен на:
упорядочение и закрепление сложившихся
общественных
отношений;
содействие развитию и утверждению
новых общественных отношений, в
которых
заинтересованы
общество и государство; о
осуществляется
при помощи системы правовых средств,
способов и методов правового регулирования,
в
том числе таких,
как дозволения, запреты, обязывания,
императивные и диспозитивные методы
регулирования и
т. д.; о
характеризуется
стадийностью действия;
0 обладает
эффективностью, которая зависит как от
объективных, так и субъективных условий
и факторов.
Структура
и стадии механизма правового регулирования
Некоторые ученые,
рассматривая структуру механизма
правового регулирования, выделяют два
ее полярных элемента:
-
нормативную основу
или нормы права, выражающие главные
способы воздействия права — дозволения,
запреты, обязывания; -
способы реализации,
которые проявляются в фактическом
поведении людей, совершении действий
или в воздержании от действий
(бездействии), т.е. результативную
сторону механизма.
Между
этими двумя элементами существуют
промежуточные звенья — юридические
факты, правоотношения. К
элементам
механизма правового регулирования чаще
всего принято относить (С.С. Алексеев):
-
юридические нормы;
-
правоотношения;
-
акты реализации
субъективных прав и юридических
обязанностей; -
индивидуальные
предписания, акты применения права
(факультативный элемент). Стадии
механизма:
-
стадия
— формирование
нормативной основы включает процесс
создания и общее действие юридических
норм. Но нормативная основа включает
не только нормы права, но и индивидуальные
предписания, договоры, средства и приемы
юридической техники, иные инструменты
правового регулирования. -
стадия
— включает
правоотношения, возникающие на основе
юридических фактов (или фактического
состава) и в рамках которых стороны
приобретают конкретные права и
обязанности как меру индивидуального
поведения субъектов. Этой стадии нередко
предшествует факультативная
стадия — применение права, без
которой не могут возникнуть правоотношения.
В
рамках правоотношений устанавливается
конкретная юридическая связь между
субъектами, при этом субъекты вполне
определенно разделяются на управомоченных
и обязанных. Именно здесь выявляется,
какая из сторон правоотношения имеет
интерес и соответствующие субъективные
права, а какая обязана не препятствовать
удовлетворению этого интереса либо
осуществлять конкретные активные
действия в интересах управомоченного.
Правоотношения,
как известно, возникают на основе норм
права и при наличии определенных
юридических фактов.
В рамках правоотношения абстрактная
программа действия, заложенная в
нормах
права, преобразуется в конкретное
правило поведения для соответствующих
субъектов.
3 стадия
— реализация
субъективных прав и юридических
обязанностей. На
этой стадии достигаются цели
правового
регулирования.
При этом реализация осуществляется в
формах актов: соблюдения (запретов),
исполнения
(обязанностей), использования (прав) и
применения права.
Акты реализации
представляют собой основное средство,
при помощи
которого права и обязанности претворяются
в жизнь, т.е. осуществляются в поведении
тех или иных субъектов. Если на этой
стадии не создается препятствий для
реализации прав и обязанностей, то не
возникает необходимости в четвертой
(факультативной) стадии — контроля за
использованием прав и исполнением
обязанностей или защиты прав субъектов
правоотношений.
4 стадия
—
характеризуется наступлением определенных
юридических последствий при невыполнении
субъектом
возложенных
на него обязанностей или при совершении
правонарушения. Данная стадия наступает
только при
конфликтной ситуации и
свидетельствует о невозможности
обычными, — «мирными» средствами
разрешить
конфликт. Поэтому на этой
стадии возникает необходимость в
правоотношениях другого рода
—
правоохранительных,
а также в
правоприменительной деятельности
обеспечительного характера.
Здесь
управомоченный
приобретает право на защиту,
с помощью
которого он или специальные органы
возбуждают
правоприменительный
процесс, и с помощью юрисдикционных
органов имеет возможность в
отношении
обязанного лица применить
меры государственного принуждения.
Нарушившая свои обязанности сторона
в
рамках
охранительных правоотношений приобретает
новый статус, где на первый план
выдвигается юридическая
ответственность.
Поэтому охранительное правоотношение
строится по типу властеотношения, в
котором
юрисдикционный орган использует
власть для восстановления справедливости,
укрепления законности. Таким
образом,
главным элементом на данной стадии
являются охранительные правоприменительные
акты
Процесс правового
регулирования сопровождается определенными
методами и способами. Метод
правового регулирования —
это совокупность способов правового
воздействия на общественные отношения.
Различают:
-
властно-императивный
(авторитарный) метод,
основанный на централизованном
регулировании «сверху вниз»
(административное, уголовное,
уголовно-исполнительное право) -
автономный, или
децентрализованное регулирование,
при котором участники общественных
отношений являются равноправными
партнерами (гражданское, семейное
право).
Способы
регулирования —
это приемы регулирования общественных
отношений, которые зависят от специфики
правовых норм. Выделяют следующие
способы правового регулирования:
а) запрещение;
б) дозволение;
в) обязывание;
г) рекомендации;
д) поощрения
и др.
В зависимости от
способа правового регулирования выделяют
такую категорию, как тип
правового регулирования:
-
общедозволительный,
который основан на принципе «дозволено
все, кроме…», т.е. субъекты могут
совершать любые действия, кроме
запрещенных законом; -
разрешительный,
основу
которого составляет принцип «запрещено
все, кроме…», т.е. субъекты могут
совершать только действия, которые
разрешены нормами права. Но в ряде
случаев при этом требуется соответствующее
разрешение компетентного органа.
Некоторые ученые
подчеркивают большую роль в механизме
правового регулирования правосознания
и правовой культуры.
Правовое регулирование
имеет свои пределы, так как воздействие
права на общественные отношения не
может быть безграничным.
Соотношение
правового регулирования и правового
воздействия
Нередко в науке и
на практике смешивают понятия «правовое
регулирование» и «правовое воздействие».
Термин «регулирование» означает
упорядочение, приведение чего-либо в
порядок, в соответствие с чем-либо.
Термин «воздействие» предполагает
влияние на
что-либо при помощи определенных средств.
Смысл этих понятий близок, частично
совпадает, но это не тождественные
понятия. Таким образом, нельзя все
правовые средства и формы влияния
на общественные отношения сводить
исключительно к правовому регулированию.
Под правовым
воздействием
в юридической
литературе чаще всего понимают
результативное, нормативно-организационное
влияние на общественные отношения как
системы собственно правовых средств
(норм права, правоотношений, актов
реализации права), так и иных правовых
явлений, например, правосознания,
правовой культуры, правовых принципов,
правотворческого процесса.
Понятие «правовое
воздействие» шире, чем категория
«правовое регулирование».
Правовое
регулирование есть воздействие всей
системы юридических средств на
общественные отношения. Правовое же
воздействие — это не только
специально-юридическое влияние права
на общественную жизнь, но и
информационно-психологическое,
воспитательное, социальное и иное
влияние правовой действительности на
жизнь общества. Между рассматриваемыми
понятиями нет резкой грани, они тесно
связаны, но правовое
регулирование является лишь частью
правового воздействия, при этом частью
специально-юридической.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Как избежать ошибок юристу в работе
Обращаясь к юристу за консультацией и непосредственной помощью по гражданским спорам или арбитражным, клиент надеется на сотрудничество с грамотным специалистом, который разбирается и ориентируется в законодательных нюансах права.
Из нашей практики просто «трэш» было разбирательство по договорам аренды с Московским торговым центром «Афимолл-Сити», там есть все, что можно было предусмотреть, и представлял он собой весьма «тяжелый» документ, как для юристов и тем более для коммерсантов, — чтиво утомительно.
Ученье – свет, а не ученье – тьма
Однако адвокаты тоже люди, они всего знать и уметь не могут. Чтобы создать себе репутацию человека знающего и компетентного, обладателю высшего юридического образования мало получить диплом. Даже после окончания учебного заведения, юрист просто обязан заниматься совершенствованием и развитием себя как специалиста, стараться избегать распространенных ошибок юридической практики.
Конечно, специалисту без опыта работы в юриспруденции по началу сложно разобраться во всех нюансах и тонкостях юридической деятельности, возможны юридические ошибки. Помощниками в такой ситуации станут новости из судебной практики, разъяснения, информация и общение на юридических форумах и блогах и так далее.
В любой профессиональной деятельности, кроме общих умений, навыков и требований к специальности, существуют так называемые «рабочие нюансы», соблюдение которых позволит избежать неприятных или сложных ситуаций. Существует два способа познания «рабочих моментов»: на собственном опыте методом проб и ошибок или с учетом рекомендаций и советов людей знающих и опытных.
Не бойтесь совершать ошибки, это как в поговорке, лучше спросить и опозориться, чем жить с позором от незнания.
Типичные ошибки
- Берёт на себя слишком много
- Новичкам свойственно «хвататься» за несколько дел одновременно. По разным причинам. Это может быть желание заработать больше или боязнь остаться без практики. В итоге он «набирает» такое количество дел, справиться с которыми ему не под силу. Слишком много времени уходит на изучение материалов, подготовку документов, логистику (между судом, СИЗО и т.д.).
- В результате нет времени – нет оправдательного решения. Адвокат рискует начать свой профессиональный путь с отрицательной практики, которую затем он будет мучительно преодолевать, в том числе психологически.
- Начинайте практику с участия в не слишком сложных делах (если такое понятие, как простота в уголовном процессе, существует).
- Неправильно оценивает объём работы
- Ошибка, связанная с предыдущим пунктом. Оценить объём предстоящей работы трудно не только адвокату. Это, пожалуй, самая типичная ошибка любого специалиста в любой сфере. Для защитника ошибка в оценке объёма приводит к дополнительным трудозатратам, возможным конфликтам с доверителем по поводу оплаты услуг и другим проблемам.
- Постарайтесь заранее оговорить с клиентом условия и объем компенсации при незапланированном увеличении объема работы.
- Считает, что суд справедлив по умолчанию
- Типичной ошибкой новичков опытные адвокаты называют излишнюю надежду на адекватную оценку судом его трудов и затраченных эмоций. Легко разочаровать начинающего адвоката может излишняя «благосклонность» суда к обвинению. А если вспомнить статистику, которая демонстрирует явный перевес обвинительных приговоров над оправдательными, то защитнику надо быть готовым к таким ситуациям и уметь адекватно на них реагировать.
- Держите в уме, что для судьи дело – лишь одно из многих. Из-за большой нагрузки судьи могут устать физически, а, значит, не вникнуть в дело так детально, как этого ожидает защитник.
- Тратит много эмоций
- Чрезмерно эмоциональная реакция на нарушения процессуального закона со стороны следствия и обвинения, переживания за собственную позицию в деле и соперничество с обвинителем – всё это только мешает защитнику адекватно оценивать обстоятельства дела и выработать последовательную тактику защиты. Что уж говорить о взаимоотношениях с обвинительной стороной…
- Обидчивый адвокат – это недопустимо.
Психологические проблемы
Личный опыт практикующих юристов свидетельствует о высоком уровне стресса в их жизни. По своей природе юристы, как правило, являются тревожными перфекционистами, для которых очень важно делать свою работу в самом лучшем виде. В сочетании с серьезными рабочими нагрузками в условиях ограниченного времени, это постоянное состояние повышенной напряженности и стресса может привести к эмоциональному выгоранию.
Перфекционизм, доведенный до крайности, приводит к ощущению собственной никчемности: что бы ты ни делал, ты все равно недостаточно хорош.
«У юристов развивается чрезмерное чувство контроля, поэтому, если дела идут не так, как они планировали, они испытывают острое чувство вины. Их мучает мысль, что они не поработали достаточно усердно или же не проявили должную внимательность», – объясняет Тайгер Лэтэм, психолог из Вашингтона, который консультирует практикующих юристов и студентов юридических факультетов.
«Юристы – это люди, которым платят за то, чтобы они волновались за клиента. Они должны предсказывать будущее, предвидеть угрозы и защищать от них. Поэтому юристы начинают видеть проблемы повсюду, даже когда их нет. Это и есть определение тревожного расстройства», – отмечает он.
Исследование, проведенное Американской ассоциацией юристов в 2016 году, выявило значительный уровень проблем со здоровьем и общим самочувствием в юридическом сообществе. В ходе него эксперты опросили 12 825 представителей профессии об употреблении алкоголя, наркотиков, а также о том, как они оценивают свое психическое здоровье в целом. Так, 28% опрошенных испытывали симптомы депрессии, 19% рассказали о тревожном состоянии психики. Еще 23% юристов пожаловались на хронический стресс, а 20,6% признались в чрезмерном употреблении крепких алкогольных напитков.
Примечательно, что среди опрошенных именно начинающие специалисты и юристы-мужчины были более подвержены проблемам с алкоголем. Помимо этого, больший процент мужчин испытывали симптомы депрессии, в то время как женщины чаще высказывались о высоком уровне тревоги и стресса. Респонденты-женщины чаще, чем респонденты-мужчины, осознавали необходимость в обращении за помощью к специалистам – 50% против 31%. Из них на практике помощь получили только 28% процентов женщин и 19% мужчин.
К счастью, существует множество способов, которые помогут юристам справиться с беспокойством и депрессией. Главным из них является медитация, что неудивительно, учитывая внимание средств массовой информации к этой теме в последние годы. Прежде всего практика медитаций позволяет лучше контролировать свои мысли и эмоциональное состояние. Исследование показало, что «осознанность» может помочь избавиться от хронического стресса, депрессии и тревоги. Медитации также могут повысить продуктивность юриста, в частности, практики позволят увеличить концентрацию внимания, улучшить память и когнитивные навыки, а также стимулируют принятие более рациональных решений. Данные исследования также показывают, что осознанность помогает найти правильный баланс между работой и личной жизнью. Занятие подобными практиками, тем не менее, зачастую не заменяет консультации со специалистами, когда это особенно необходимо, но может стать эффективным способом выработать психологическую устойчивость в условиях напряженной работы.
Популярность «осознанности» набирает обороты в юридическом сообществе. Например, факультеты права ряда американских университетов начали предлагать студентам специальные курсы. Среди таких образовательных учреждений – Йельский университет, Калифорнийский университет в Беркли, а также университет Сан-Франциско. Тенденция не обошла стороной и практикующих юристов: центр медитации Spirit Rock в северной Калифорнии предлагает специализированную программу, в рамках которой они могут провести выходные, занимаясь медитацией под руководством профессионалов.
Профилактика ошибок юристов
Независимо от вида деятельности человека, существует прописная истина, одинаково работающая для всех специальностей и профессий: как только специалист перестает развиваться – он перестает быть специалистом. Поэтому, чтобы заработать себе хорошую репутацию юриста, необходимо учитывать в трудовой деятельности определенные прописные истины.
- В любом нормативно-правовом акте имеет значение каждое слово и знак препинания. Помните исторический пример: «казнить нельзя помиловать»? В то время знак препинания спас человеческую жизнь. В ХХI столетии важность значения и смысла каждого слова и знака препинания в законе также сохранилась. Поэтому следует внимательно и вдумчиво читать правовые документы.
Чтение нормативно-правового акта до конца – это само собою разумеющийся факт. И дело не в том, что нужная Вам информация находится в начале документа. Обычно специальные нормы и уточнения к документу расположены в самом конце, после общих положений. - «Доверяй, но проверяй». В юриспруденции ничего нельзя брать на веру, во всем должен срабатывать один из логических законов – закон аргументации. По этой причине категорически нельзя смешивать факты и понятия – сами запутаетесь и клиента введете в заблуждение. Человеку, не знающему правовые нормы, не нужно нести ответственность за принятое юридическое решение. Исполнитель – Вы, поэтому будьте бдительны!
- Во время принятия значимых юридических решений следует учитывать неправовую составляющую. В идеале, ее лучше вообще не брать во внимание, однако помнить о факте ее потенциального существования стоит. В этом случае бдительность также лишней не будет.
- Дотошный юрист – это хороший юрист. Подготовка юридического документа или иного правового вопроса должна занимать не менее 80% времени, процесс реализации – 20% усилий. Даже незначительные детали и мелочи могут повлиять на исход дела, поэтому внимательность и щепетильность правоведа просто необходимы.
Еще один важный нюанс: выработайте у себя хорошую привычку перечитывать подготовленный документ несколько раз. Независимо от того, в какую инстанцию или для кого он предназначается. Наличие в нем ошибок – показатель Вашей грамотности и компетентности не только как юриста, но и как образованного человека. - Качественная подготовка к судам и выступлениям – неотъемлемая составляющая деятельности юриста. Выступление перед аудиторией – это искусство, которому можно и нужно научиться. Поэтому всегда продумывайте последовательность своих аргументов, возможные вопросы со стороны оппонентов, судьи и других участников процесса и ответы на них.
Дополнение
Если вы частнопрактикующий юрист, то уделите особе внимание рекламе в интернете, сходите обязательно на курсы, а уже после это создавайте сайт.
Ошибки ошибками, а клиенты нужны постоянно!
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Подпишитесь на соцсети
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Поделиться с друзьями
23.3
Виды юридических ошибок
Наиболее распространена классификация юридических ошибок по видам деятельности. Выделяют главные четыре их группы: правотворческие, правоприменительные, интерпретационные и доктринальные. Иногда выделяют помимо указанных правореализационные ошибки. Охарактеризуем каждую из названных групп.
Правотворческие ошибки в целом определяются в теории государства и права единообразно.
Правотворческая ошибка — это негативный результат правотворческой деятельности, обусловленный добросовестным заблуждением ее субъектов, который препятствует реализации прав, свобод и охраняемых государством интересов личности (проф. А. Б. Лисюткин). По мнению проф. В. М. Сырых, правотворческая ошибка представляет собой отступление от требований правотворческой техники, логики, грамматики, которое снижает качество нормативного правового акта, вызывает затруднения в его толковании и препятствует реализации нормы права в конкретных отношениях.
В литературе высказано мнение о том, что ошибки, выявленные в процессе правотворчества, но до вступления акта в законную силу, как правило, могут быть исправлены самим правотворческим органом и потому правотворческими ошибками в точном смысле слова не могут быть признаны. После же вступления нормативного правового акта в действие обнаруженные в нем ошибки приобретают самостоятельное юридическое значение. Так, в постановлении Правительства РФ 1993 г. «О регистрации и опубликовании ведомственных нормативных актов» установлено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу, и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На такие акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
На изменение природы юридической ошибки указывает и проф. С. В. Поленина. Она пишет: «Особенность дефектов правотворчества состоит в том, что они не могут быть исправлены в процессе правоприменения. Их наличие неизбежно влечет за собой неэффективность закона, которая может быть усилена в результате ошибок». Таким образом, законодательный акт после его вступления в действие приобретает совершенно иное юридическое значение: он становится предметом реализации, следовательно, меняется и юридическое значение ошибки в этом акте.
Для классификации правотворческих ошибок могут быть применены различные критерии и многоуровневая дифференциация, что свидетельствует о множестве проявлений правотворческих ошибок.
В зависимости от субъекта правотворческие ошибки бывают:
— допускаемые правотворческими органами федеральной власти;
— допускаемые органами государственной власти субъектов Федерации;
— допускаемые муниципальными органами.
По стадиям правотворческой работы:
— ошибки на стадии реализации правотворческой инициативы. Эти ошибки препятствуют выработке правильных решений о целесообразности проекта нормативного правового акта или поправок к нему. Данные ошибки ведут прежде всего к необоснованным финансово-экономическим, материально-техническим затратам. Кроме того, на последующих стадиях процесса законопроект может быть заблокирован;
— ошибки в обсуждении проекта акта. Они выражаются в неправильном воспроизведении основных положений нормативных правовых актов, в противоречиях в тексте акта. В случае принятия такого акта содержащиеся в нем ошибки приобретают качество юридического основания для возбуждения процедуры по исправлению ошибок и внесению изменений в этот акт;
— ошибки, обнаруженные при принятии акта, например, нарушение процедуры голосования, пропуск сроков передачи акта на подпись и для опубликования и др. Эти ошибки носят, как правило, процедурный характер и на качестве принимаемого акта не отражаются. Но некоторые ученые считают, что процедурные ошибки влияют на содержание и качество принимаемого нормативного правового акта (А. Б. Лисюткин);
— на стадии опубликования и вступлении в силу акта. Данные ошибки являются по своему характеру главным образом техническими, но они могут ухудшать правовое положение отдельных категорий субъектов права из-за сроков вступления акта в юридическую силу, препятствуют восприятию отдельных положений акта, а в итоге могут привести к ошибкам в применении акта.
Проф. Ю. А. Тихомиров предлагает следующую классификацию правотворческих ошибок:
1) познавательные, когда неправильно определяется предмет правового регулирования;
2) содержательные, когда сделан неправильный выбор средств и методов правового регулирования или эти средства и методы недостаточны;
3) информационные, если недостаточно обоснован проект нормативного правового акта;
4) процедурные;
5) социальные, когда игнорируется общественное мнение о том или ином акте или неправильно прогнозируется общественное восприятие акта населением страны.
Проф. М. В. Баранов и проф. В. М. Сырых в качестве критерия классификации правотворческих ошибок называют нарушение правил юридической техники и подразделяют ошибки на юридические, логические и грамматические.
Наибольшее значение ученые придают юридическим ошибкам, которые могут выражаться в ошибках в проектировании механизма правового регулирования, в пробелах в действующем законодательстве, в фактологических и иных ошибках. К последним относятся неточные ссылки на реквизиты других законов, более широкое действие нормы, чем хотел законодатель, либо наоборот — нормативный акт не охватывает всех общественных отношений, которые должны попадать под действие данной нормы или акта.
К логическим ошибкам авторы относят несоблюдение принципов и законов формальной логики при подготовке и принятии нормативных правовых актов. Речь идет прежде всего о правилах оперирования понятиями, употреблении научных терминов, формулировании дефиниций, логически последовательного расположения материала по различным разделам акта и т. д.
Не менее важно соблюдение грамматических правил. Текст акта должен быть ясным и понятным для широких слоев общества. Необходимы также точность, полнота, определенность правовых предписаний. Сюда можно отнести и необходимость избегать громоздких фраз, перегруженности предложений причастными и деепричастными оборотами. Эти ошибки могут быть устранены в процессе подготовки актов путем проведения лингвистической экспертизы. Вместе с тем отдельные ученые относят грамматические ошибки к техническим. Возможность их исправления и порядок такого исправления определяются в каждом конкретном случае компетентными органами государственной власти самостоятельно или на основании решения суда. Как технические ошибки можно квалифицировать опечатки, синтаксические и орфографические ошибки в тексте акта и др., но при условии, что они не влияют на реализацию прав и законных интересов правообладателей и третьих лиц.
Приведенные классификации не исчерпывают всего разнообразия правотворческих ошибок, но они дают представление о них и позволяют избирать определенные способы (средства) преодоления правотворческих ошибок в процессе реализации нормативных правовых актов.
В юридической литературе было предложено выделять среди правотворческих ошибок явные и неявные. Явные ошибки достаточно наглядны, очевидны, например, грамматические, фактологические ошибки, опечатки и т. д. Они возникают по небрежности, но искажают волю законодателя. Неявные ошибки можно подразделить на две разновидности: 1) не препятствующие применению норм права и не являющиеся в то же время непреодолимыми (например, неудачные формулировки, конструкции и др.); 2) оценка которых как ошибочных спорна. Например, декларативность нормативных правовых актов, пробельность, дублирование, коллизионность и т. д. Так, пробелы не всегда представляют собой юридическую ошибку. Примером могут служить так называемые мнимые пробелы, или квалифицированное молчание законодателя. Коллизии, напротив, чаще всего связаны с просчетами и недоработками правотворческого органа, поэтому могут быть причислены к юридическим ошибкам.
Под правоприменительными ошибками понимается не соответствующий действительности негативный непреднамеренный результат правоприменительной деятельности, обусловленный заблуждением уполномоченных субъектов, принимающих правоприменительный акт.
Для правоприменительных ошибок характерно, что они возникают в процессе государственно-властной деятельности при разрешении правовых споров и конфликтов.
В теории государства и права правоприменительные ошибки относятся к числу наиболее разработанных проблем. Выделяются следующие виды правоприменительных ошибок.
Во-первых, в зависимости от правового положения участников правоприменительного процесса ошибки делятся на: а) совершаемые субъектами данного процесса (ошибки следователей, прокуроров и др., т. е. тех, кто обладает властными полномочиями); б) ошибки других участников процесса (свидетелей, потерпевшего, эксперта и др.).
Во-вторых, в зависимости от вида нормы права бывают ошибки в применении норм материального и процессуального права. Так, в ст. 158 АПК РФ указывается: «Основанием к изменению и отмене решения арбитражного суда являются нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием к изменению или отмене решения, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения».
В-третьих, исходя из стадий правоприменительного процесса, различают:
— ошибки, допускаемые субъектами правоприменения в процессе выявления и анализа фактических обстоятельств дела. Это ошибки оценочно-познавательные и организационно-тактические. Они препятствуют получению полных и объективных сведений по делу, следовательно, правильному правоприменению. Чаще всего такие ошибки касаются относимости и допустимости доказательств;
— ошибки в квалификации. Они выражаются в неправильной оценке действий (бездействия) в соотношении с конкретной нормой права. Названные ошибки влекут ошибочное назначение меры наказания или необоснованное применение ряда других правовых ограничений, например, назначение более строгого или мягкого вида режима исправительного учреждения для отбывания наказания, связанного с лишением свободы;
— ошибки в принятии решения. Они влекут искажение воли государства относительно существа дела. Дефекты же, обнаруженные в правоприменительном акте, приводят к ошибкам в его исполнении;
— ошибки в исполнении принятого акта, как правило, отражают все просчеты, допущенные на предшествующих стадиях правоприменительного процесса, оказывают непосредственное влияние на реализацию субъективных прав и юридических обязанностей, снижают эффективность профессиональной юридической деятельности.
Интерпретационные ошибки (ошибки толкования) играют важную роль в юридической практике. Как справедливо отмечает проф. С. С. Алексеев, «Толкование — необходимый обязательный элемент при реализации права… Именно в толковании права следует видеть фокус юридических знаний в их соответствии с жизнью и юридической практикой». Исследователи юридических ошибок в данной сфере указывают на то, что результат толкования не всегда соответствует содержанию интерпретируемой нормы. Это обусловлено отступлением от правил толкования норм права, т. е. несоблюдением требований, установленных способами (приемами) толкования. Данные требования не закреплены в действующем законодательстве, но существуют научные разработки правил толкования.
Виды интерпретационных ошибок зависят от нарушаемого правила. Соответственно можно выделить ошибки, возникающие при использовании грамматического, логического, систематического, историко-политического, функционального и других способов толкования, а также ошибки толкования по объему. Что касается толкования по объему, то здесь возможны ошибки, связанные с необоснованным ограничительным или, напротив, необоснованным расширительным толкованием. Опасаясь такого рода ошибок, некоторые субъекты Федерации в своих актах установили определенные ограничения или запреты на расширительное или ограничительное толкование. Так, в ст. 39 (ч. 4) Закона Тюменской области от 7 марта 2003 г. № 121 «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области» установлено: «Распространительное и ограничительное толкование допускается лишь в случаях явного расхождения смысла и текста закона (областного нормативного правового акта)». Аналогичные установления содержатся в законодательстве Карачаево-Черкесской Республики, Республики Адыгея и некоторых других.
Доктринальные ошибки мало изучены в юридической науке. Главная их особенность состоит в том, что они не только следствие заблуждения в науке, но и тесно связаны с политикой государства. Будучи воплощенной в нормативном правовом акте, доктринальная ошибка является одновременно правотворческой ошибкой. Ряд исследователей отмечают, что негативные последствия доктринальных ошибок наиболее масштабны.
В юридической науке существует мнение, что уровень законодательства не может быть выше имеющихся в данный момент теоретических знаний. Однако, если последующее развитие науки покажет, что прежние научные воззрения были недостаточными и это требует совершенствования конкретных норм права или актов, то это не свидетельствует о правотворческих ошибках. В иной ситуации, когда юридическая наука имеет необходимый уровень своего развития, а правотворческий орган недостаточно полно его использовал, то такой акт будет ошибочным полностью или частично.
Представляется возможным выделить следующие отличительные черты доктринальных ошибок:
1) они следствие заблуждения разработчиков общей или конкретной доктрины относительно истинных свойств, теоретической и практической значимости проведенных научных исследований, обобщений и выводов;
2) их политический, идеологический характер;
3) результат диалектического поиска истины в процессе познания государственно-правовой действительности, следовательно, это ошибки в мыслительном процессе;
4) непреднамеренное введение в практику правообразования неапробированных приемов, способов и методов правовой регламентации, в результате чего возникает неправильная ориентация субъектов юридической деятельности.
К доктринальным ошибкам можно отнести ошибочные концепции законопроектов. По мнению проф. В. М. Баранова, это такое негативное свойство документа, которое выражается в несогласованности с принципами, нормами и тенденциями развития российского законодательства, стандартами международного права. Такого рода ошибки способны привести к неправильному определению предмета правового регулирования, ошибочному установлению круга субъектов, которым адресовано то или иное правовое предписание, неточному определению целей правового регулирования или их приоритета. Доктринальные ошибки нередко вызывают содержательное противоречие юридической концепции политике государства или его стратегическим программам, слабую проработку научных прогнозов и ведут к неадекватной оценке социальных последствий внедрения в юридическую практику дефектных теоретических положений и т. д.
Доктринальные ошибки не столь очевидны, как другие виды юридических ошибок, но они могут привести к серьезной деформации права. Ученые справедливо отмечают, что концептуальные ошибки невозможно устранить средствами юридической техники именно в силу их политического характера. Нередко наука ангажируется политическими деятелями для оправдания их действий, подведения своеобразной научной базы под определенные мероприятия.
Как уже отмечалось, в литературе выделяют правореализационные ошибки, которые состоят в неверном соблюдении, использовании или исполнении норм права. Эти юридические ошибки допускаются самими участниками правоотношений в рамках их юридически значимых действий и поступков и влекут определенные правовые последствия. Одним из примеров такого рода ошибок являются сделки, совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ) или обмана (ст. 179 ГК РФ), т. е. когда субъект имеет ошибочное представление о существенных условиях совершаемой сделки, и такое представление возникло не по его вине. Однако в случае заблуждения неправильное представление возникает независимо от обеих сторон сделки. В случае же обмана неправильное представление о существе сделки формируется под влиянием преднамеренных действий другой стороны. Независимо от причин возникновения заблуждения в сознании участника сделки оно влечет правореализационную ошибку. Таким образом, юридические действия субъекта становятся неадекватными действительности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Виды и организационно-правовые формы юридических лиц
Виды и организационно-правовые формы юридических лиц
Статья 34 ГК различает два вида юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации.Для коммерческого юридического лица основной целью является получение дохода. Такой доход может быть частично использован и
§ 10.1. Понятие и признаки юридических коллизий, причины их появления и виды
§ 10.1. Понятие и признаки юридических коллизий, причины их появления и виды
Латинский термин «collisio» в словарях иностранных слов переводится как столкновение противоположных сил, стремлений или интересов.На сегодняшний день в юридической науке не сложилось единого
§ 2. Виды юридических норм
§ 2. Виды юридических норм
Нормы, как мы видели, делятся на повелительные, запретительные и дозволительные. К ним прибавляются еще отрицательные и определительные. Отрицательные указывают только, что из данного факта не вытекает юридических последствий (например,
Понятие и виды юридических лиц
Понятие и виды юридических лиц
Признаки юридического лица (ст. 48 ГК РФ):? организационное единство: наличие структуры;? обособленное имущество, закрепленное за ним либо на праве собственности, либо на ином вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);?
101. Виды юридических фактов, подтверждаемых судом
101. Виды юридических фактов, подтверждаемых судом
Факт родственных отношений лиц устанавливается в судебном порядке, если непосредственно порождает юридические последствия, которые не влекут имущественного спора (например, для оформления пенсии по случаю потери
2. Понятие и виды юридических лиц
2. Понятие и виды юридических лиц
Юридические лицаЮридическим лицом признается организация, которая обладает следующими признаками:а) имеет обособленное имущество – только на такой имущественной базе реализуется собственный экономический интерес к ведению дел с
Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ. ВНЕСЕНИЕ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ИНЫХ ЗАПИСЕЙ В СВЯЗИ С РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ. ВНЕСЕНИЕ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ИНЫХ ЗАПИСЕЙ В СВЯЗИ С РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического
64. Виды фактических ошибок
64. Виды фактических ошибок
Ошибка в объекте – собирательное понятие, включающее несколько разновидностей ошибок. Основная ее разновидность возможна только при конкретизированном умысле, когда виновный четко представляет тот объект, которому он намерен причинить вред.
16. Виды юридических лиц, предусмотренные законодательством РФ
16. Виды юридических лиц, предусмотренные законодательством РФ
В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение
23.1 Понятие юридических ошибок и их свойства
23.1
Понятие юридических ошибок и их свойства
В отечественной юриспруденции нет четкого, общепризнанного понимания юридических ошибок, не разработана общетеоретическая концепция проблемы юридических ошибок. Тем не менее юридическая ошибка чаще всего трактуется как
23.2 Причины юридических ошибок
23.2
Причины юридических ошибок
Юридическая ошибка представляет собой единство объективного и субъективного. Следовательно, факторы, вызывающие юридические ошибки, могут лежать в сфере личностных характеристик субъекта, допустившего юридическую ошибку, а также
23.4 Способы предупреждения и устранения юридических ошибок
23.4
Способы предупреждения и устранения юридических ошибок
Обнаружение любого вида юридических ошибок требует их устранения, исправления, ликвидации. Как известно, ошибку лучше предупредить, чем исправлять. Именно предупреждение служит оптимальным средством избежать
§ 3. Виды юридических лиц
§ 3. Виды юридических лиц
Менеджер – наемный управленец, начальник!
Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер,
а максимум специалист!
Денис Шевчук
Основания классификаций юридических лиц. Будучи весьма сложным по своей природе правовым явлением, юридическое