19 лет назад, в январе 1992 года, официально произошла либерализация цен. Почему путь России от плана к рынку оказался таким сложным?
2 января 1992 года формально можно считать началом радикальных рыночных реформ. Именно в этот день 19 лет назад официально произошла либерализация цен. Действия правительства привели к необратимым изменениям, результатом которых стала сегодняшняя Россия.
Гайдаровские реформы начала 1990-х годов стали частью истории. Споры вокруг рыночных преобразований тех лет будут длиться еще не одно десятилетие — так же, как и вокруг реформ Александра II и Петра Столыпина. Экономисты и политологи тоже еще долго будут дискутировать о том, почему столь трудным был путь России от плана к рынку. Разница в том, что бесконечные вопросы перестают быть риторическими.
Один из возможных ответов лежит на поверхности: в России к моменту начала преобразований оказались полностью разрушены политические институты старого режима, в то время как на становление новых требовались долгие годы. В конце 1991 года Россия была страной без границ, вооруженных сил, национальной валюты, таможни, собственных органов государственного управления. Слабость государственных институтов, присущая периоду революции, наложила отпечаток на процесс реализации реформ: и без того тяжелый период перехода к рынку осложнялся политической нестабильностью, что вылилось в невозможность проведения последовательного курса преобразований.
Вместе с тем очевидно, что период экономических реформ усугублялся и просчётами тех, кто отвечал за выработку экономической политики в течение пореформенного десятилетия. Об «ошибках и заблуждениях» реформаторов говорили и писали все кому не лень: от российских коммунистов до американских профессоров экономики. Первые жаловались на то, что так и не получили обещанные «две «Волги», вторые упрекали реформаторов в увлечении вопросами финансовой стабилизации вопреки осуществлению институциональных преобразований. Наивность утверждений и тех и других очевидна. И если последователи вульгарного марксизма-ленинизма в силу своего «бэкграунда» не могли выступить с конструктивной критикой реформ, то американским профессорам, всю жизнь прожившим в стабильных рыночных демократиях, трудно было представить реалии революционного времени. В этой связи встает вопрос, какие же реальные ошибки были допущены при осуществлении реформ?
1. Недостаточно глубокая степень экономической либерализации. Одной из главных заслуг кабинета реформаторов, действовавшего в течение первого года радикальных реформ, была микроэкономическая либерализация. Правительство Гайдара «отпустило» цены, либерализовало внешнюю и внутреннюю торговлю, ввело конвертируемую валюту. Вместе с тем кабинету 1992 года не удалось осуществить столь же глубокую либерализацию, как, например, правительству Лешека Бальцеровича в Польше. Так, не были либерализованы цены на нефть, газ, железнодорожные перевозки, что подогревало инфляционные ожидания. Долгое время существовала разница между ценами в государственной и частной торговле, в легальных и «серых» торговых операциях, а также между ценами в различных регионах. Одним из главных барьеров экономической либерализации стало сопротивление региональных властей, желавших «снимать» административную ренту. Мэры крупных городов уже весной 1992 года начали всячески ограничивать свободу торговли, несмотря на то что она была гарантирована президентским указом — законодательным актом более высокого уровня. Чиновники местных администраций инициировали введение множества лицензий и разрешений, необходимых малым и средним предприятиям для выхода на рынок. В результате граждане получили множество препон предпринимательской деятельности, а низовая бюрократия — огромное поле для мздоимства.
2. Назначение Виктора Геращенко на пост председателя Центрального банка в 1992 году. Практика показывает, что независимость Центрального банка — важнейший фактор поддержания макроэкономической стабильности в странах, имеющих более-менее длинную историю функционирования рыночной экономики. Однако необходимо понимать, что ЦБ должен быть независим не только от правительства, но и от других экономических агентов. В противном случае ЦБ будет действовать в интересах отдельных групп, а не экономики в целом. Это и случилось в России в середине 1992 года, когда у руля ЦБ встал Виктор Геращенко. Будучи руководителем Банка России, он был озабочен чем угодно (спадом в промышленности, взаимозачётами между предприятиями и т. д.), но только не подавлением инфляции. Масштабные эмиссии, осуществлявшиеся ЦБ, стали главной причиной гиперинфляции 1992-1994 годов. В результате на подавление инфляции у России ушло 5 лет, в то время как у Польши, по сути, полгода. За «отвязность» руководства ЦБ в первые три года реформ Россия заплатила слишком высокую цену.
3. Банкротство чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Одним из финансовых институтов, созданных во время ваучерной приватизации, стали чековые инвестиционные фонды. ЧИФы принимали ваучеры от граждан, а затем обменивали их на акции новоиспеченных АО. После завершения приватизации ЧИФы должны были стать паевыми инвестиционными фондами, которые получали бы дивиденды от акций российских АО и распределяли их между вкладчиками. Однако в реальности эта схема не заработала: во втором полугодии 1994 года большинство ЧИФов разорилось, а их вкладчики остались с носом. Здесь нельзя всё сваливать на ошибки идеологов приватизации. Безусловно, одной из причин банкротства ЧИФов стало ограничение обмена ваучеров на акции предприятий: не более 5% приватизационных чеков, находившихся в собственности ЧИФа, можно было вложить в акции одной компании. В этой связи чрезвычайно ограниченным оказался круг лиц, сумевших получить акции прибыльных компаний. Вместе с тем в середине 1990-х большинство российских предприятий (в том числе металлургического и нефтегазового сектора) были убыточными, поэтому для успеха ЧИФов не было фундаментальных предпосылок.
4. Излишне долгое сочетание мягкой бюджетной и жесткой кредитно-денежной политики в 1994-1998 годах, что стало главной причиной дефолта. Наглядным уроком кризиса 1998 года было то, что экономика не может быть устойчивой в государстве, которое пытается компенсировать мягкость бюджетной политики (рост бюджетных расходов при слабой способности собирать налоги, бюджетный дефицит) жесткостью денежной политики (поддержанием курса рубля в рамках валютного коридора). Макроэкономическая политика государства должна быть сбалансированной.
5. Отказ от перехода к плавающему валютному курсу. В октябре-ноябре 1997 года Россия стала испытывать на себе влияние азиатского финансового кризиса. Видя спекулятивную атаку на рубль на валютном рынке, руководство Центрального банка предложило отказаться от валютного коридора и перейти к плавающему курсу рубля. Однако правительство отказалось от этой идеи и сохранило валютный коридор. В результате Россия в течение следующего года была вынуждена тратить средства не только на удержание ставок на рынке ГКО, но и на поддержание курса рубля в границах валютного коридора, что привело к быстрому исчерпанию валютных резервов. Дефолт 17 августа 1998 года свидетельствовал о том, что в условиях низкой инфляции валютный курс является не инструментом, а результатом экономической политики. Любые попытки властей манипулировать валютным курсом рано или поздно приведут к возникновению серьёзнейших диспропорций в экономике, преодолеть которые удастся только ценой кризиса.
Если бы этих ошибок не было, скорее всего, переходный период был бы менее сложным; возможно, эффект от реформ сказался бы несколько раньше. Вместе с тем очевидно, что даже в этом случае Россия не стала бы страной принципиально отличной от той, которой она является сейчас. Так или иначе, в 2000-е годы Россия пожинала плоды рыночных преобразований 1990-х: экономический рост, начавшийся в 1997 году и прерванный кризисом 1998 года, восстановился сразу после дефолта и продолжался в течение последующих 10 лет. Именно благодаря реформам 1990-х годов правительству на рубеже веков удалось стабилизировать финансовое и внешнеэкономическое положение страны, что сыграло важную роль в повышении уровня жизни миллионов российских граждан.
Автор — научный сотрудник лаборатории институциональных проблем Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара
Дубенецкий Я.Н.
В реальной экономике (промышленности, строительстве, банковской системе и на посту Председателя Правления Промстройбанка СССР и России) автор провел многолетнюю, рабочую жизнь экономиста-производственника: во многих процессах пришлось непосредственно участвовать, можно сказать, на своих плечах выносить разные (нередко несуразные) нововведения, большие и малые реформирования и т.д. Поэтому есть, во-первых, моральное право судить о практических аспектах и результатах тех или иных экономических решений, и во-вторых, моральная обязанность проанализировать просчеты прошлого (не отвергая и того многого поистине великого, что было в те времена), чтобы делать выводы о том, что следует менять в настоящем управлении. Подчеркну — речь будет идти преимущественно о том, с чем приходилось сталкиваться в повседневной рабочей жизни, что пришлось видеть и переживать самому, не пытаясь как-то подменить научные разработки ряда выдающихся наших мыслителей, посвященные советской экономике и реформам последних десятилетий. При оценке тех или иных экономических явлений используются подходы важнейшей экономической науки — политической экономии, без которой, по глубокому убеждению автора, не может быть сколько-нибудь обстоятельного понимания экономических процессов.
Многолетняя работа в Мингазпроме и в особенности в Стройбанке, а затем Председателем Промстройбанка Союза над подготовкой предложений по совершенствованию тех или иных сторон хозяйственной организации требовала осмысления существующих проблем и искажений в экономических системах и возможностей их исправления. Конечно, изменить прошедшее невозможно. Но реально восстановить в памяти каждый временной период прошлого, когда готовились и принимались те или иные решения, был выбор вариантов, как правило, предлагались альтернативные подходы, оспаривались принятые некорректные решения. Сегодня вполне обоснованны критические оценки замыслов тех времен и результатов их осуществления. В многолетней трудовой жизни довелось вместе работать и обсуждать хозяйственные ситуации и коренные их проблемы со многими выдающимися практиками-хозяйственниками и учеными, работавшими в сфере прикладной экономики, перед памятью большинства из которых с глубокой благодарностью и сожалением приходится склонить голову; в определенном смысле — и выполнить долг перед ними, чтобы все прожитое не осталось втуне, не ушло в небытие с нашими поколениями.
Реформы советской экономики 1960-х годов: исходные условности и упущения
Под общим названием «Косыгинская реформа» обычно понимают фактически три различные, хотя и связанные общим замыслом, реформы: переход к отраслевому принципу управления на основе вновь образованных министерств, главков и позднее — объединений после ликвидации территориальной системы управления экономикой через совнархозы; перестройку (по замыслу, кардинальную) хозяйственного механизма посредством системы мер по совершенствованию планирования и экономического стимулирования повышения эффективности производства; наконец, реформу оптовых цен, призванную выправить многочисленные, сложившиеся в период индустриализации и послевоенного восстановления перекосы и деформации в ценах, и тем самым обеспечить нормально работающим предприятиям возмещение их затрат и формирование достаточной прибыли. В последующем реформа цен была дополнена реформой амортизационной политики и практики, учитывая ее важность как для ценообразования, так и для стимулирования технического прогресса.
Первоначально «Косыгинская реформа» в основных своих направлениях была с одобрением воспринята и хозяйственниками, и всей экономической общественностью. Итоги пятилетки 1966-1970 гг. были значительнее результатов других периодов. Ряд положений реформы — существенное расширение самостоятельности и прав предприятий, переход к их стимулированию в зависимости от показателей не только количественного, но и качественного, экономически эффективного роста; построение научно-обоснованной, базирующейся на общественно необходимых издержках системы цен — были действительно назревшими и обещали серьезное ускорение экономического развития и решение социальных проблем. Речь идет прежде всего о некоторых положениях предлагавшейся системы стимулирования, например, об образовании фондов экономического стимулирования предприятий — фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития производства — в зависимости от темпов роста реализации продукции и уровня расчетной рентабельности (отношение прибыли за вычетом платы за основные и оборотные средства к среднегодовому размеру этих средств) по нормативам, установленным для групп предприятий, различающихся по производственно-технологическим и экономическим характеристикам. Эти предложения, воспринятые в экономической среде как конструктивные, в корне улучшающие хозяйственный механизм, должны были внести в экономическую организацию элементы состязательности в достижении лучших результатов, даже определенной конкуренции, обеспечивающей высокий уровень эффективности развитой, западного типа экономики.
Показатели реализации продукции и прибыли, вводившиеся в качестве главных оценочных, казалось, будут учитывать спрос социалистического рынка — населения и производственных потребителей — на разнообразную, современную и качественную продукцию. Не менее эффективным представлялось решение о том, что при переходе на новую, определенную реформой систему планирования и экономического стимулирования, фонды поощрений на предприятиях в значительной мере образуются за счет дополнительных обязательств по объемам производства и прибыли, в том числе сокращения издержек производства, снижения численности работающих, реализации на сторону излишних основных фондов, способствуя вскрытию и использованию неисчислимых внутренних резервов предприятий, в задействовании которых прежняя система хозяйственной организации никак не заинтересовывала ни руководителей, ни коллективы предприятий. Представляется, что действие именно этих факторов в промышленной системе, а не появившиеся дополнительные доходы от экспорта нефти и газа в решающей мере предопределило упоминавшиеся высокие показатели пятилетки реформы.
Однако уже в первый период практического осуществления реформы выявились не предвиденные ее авторами внутренние несовершенства, противоречия, условности, оторванность от реалий хозяйственной организации. Это проявилось во всех указанных выше составляющих реформы, но особенно очевидно в обновленном хозяйственном механизме и связанных с ним изменений в планировании, что вскоре привело к массовому разочарованию в разумности затеянных преобразований.
Решение разделить плановые показатели на утверждаемые и расчетные при сохранении последних во всех плановых расчетах (а подспудно — и при оценке деятельности) ничем иным, кроме как искусственной формальностью, не стало. Показатель реализуемой продукции отраслей группы «А» в условиях всеобщего дефицита товаров производственного назначения при форсированном экстенсивном развитии, отсутствия свободы выбора поставщиков и покупателей, невозможности производить качественные товары в отраслях группы «Б» из-за отсталости производственно-технологической базы оказался, в сущности, другим наименованием показателя товарной (и стоящей за ней валовой) продукции. Не стали жизнеспособными и системы стимулирования по групповым нормативам, так как в реальной жизни предприятия различались по тысячам производственных, технологических, экономических, природно-географических и многих других признаков. И формирование искусственных групп предприятий сохраняло основной порок плановой системы — стремление получить более благоприятные, искусственно заниженные или завышенные (к выгоде предприятия) плановые и финансовые показатели и чаще всего уже индивидуальные, а не групповые нормативы, что способствовало в конечном счете не ускорению развития, а его торможению.
Реформа в ее центральном звене, в хозяйственном механизме на уровне предприятия не решала главной задачи — формирования стимулов научно-технического прогресса. Фонды развития производства при фактическом отсутствии рынка средств производства, по определению, не могли стать ресурсом и механизмом технологической модернизации производства. Уже через три-четыре года в большей степени из-за внутренней противоречивости и неработоспособности всей конструкции, чем из-за противодействия партийно-государственной номенклатуры, не видевшей своего места в реформе, она стала пробуксовывать и вскоре была свернута, за исключением сохранения отдельных, в сущности формальных, элементов типа фондов поощрения, платы за фонды и др.
В ходе этой реформы наметилось превалирование одного заблуждения, впоследствии пагубно проявившегося во времена перестройки. Складывалось суждение (идущее в основном от низовых работников и выдвиженцев из них на разные руководящие уровни), что достаточно дать права и свободу предприятиям, как они резко продвинутся в своем развитии, завалят страну товарами и т. д. Но упускалась из виду очевидная истина — широкие права должны сопрягаться с высокой ответственностью, которая в рыночной экономике достигается жесткой конкуренцией производителей и потребителей. Без этого, как показал дальнейший опыт, расширение прав и самостоятельности приводит к дезорганизации и развалу.
Более общей причиной неудачи реформы хозяйственного механизма явилась несостоятельность самого замысла соединения плановых, жестко директивных начал и элементов свободного рынка в виде попытки привнести искусственную состязательность (напоминавшую по сути практику пресловутого социалистического соревнования, когда зачастую выбирали наименее худшее из наличных плохих). Один из очевидных выводов реформы состоит в том, что отдельные элементы иной экономической системы не следует пытаться имплементировать в совершенно чуждую экономическую среду.
В русле общей судьбы экономической реформы оказались также попытки кардинального реформирования системы ценообразования, изменения ее места в экономическом управлении. Утверждаемые системой бюрократических структур цены при отсутствии рыночных механизмов их формирования, по определению, не могли стать регуляторами хозяйственной деятельности, решающими задачи стимулирования технического прогресса.
В итоге оказался несостоятельным и третий компонент реформы — отраслевая структура управления (хотя это стало очевидным по истечении достаточно длительного времени). Руководство развитием экономики через министерства, главки, объединения (которых становилось все больше), казавшееся вначале оправданным, постепенно проявило свой главный порок — разрыв единого целого по отраслевым границам и барьерам. Это не позволяло осуществлять программно-целевое управление ресурсами и тем самым выхолащивало одно из главных преимуществ плановой экономики — концентрацию ресурсов на решающих направлениях. Именно этот фактор в 30-е годы ХХ в. позволил стране с исключительно скудными ресурсами, хотя и с огромными жертвами и лишениями, провести масштабную и в целом успешную индустриализацию, коренным образом изменившую экономический облик страны и спасшую ее в тяжелейшей за всю историю человечества войне.
Даже представлявшийся всемогущим Госплан СССР далеко не всегда преодолевал ведомственную разобщенность. В итоге, например, громадные капиталовложения (да и другие ресурсы) распределялись в министерских и главковских системах в основном уравнительно, всем понемногу, или, как тогда формулировали, «от достигнутого», что приводило к гигантскому распылению сил и средств, их длительному омертвлению, многочисленным долгостроям. Планы технического перевооружения предприятий и отраслей, несмотря на крупные закупки современного оборудования по импорту, не выполнялись. Кроме того, отраслевая система управления зачастую игнорировала территориальные проблемы, не обеспечивая рационального сочетания отраслевого и территориального аспектов управления экономикой. Но главный порок министерской системы был в том, что она не смогла организовать научно-технический прогресс в отраслях, хотя эта задача ставилась министерствам в качестве основной при их создании. Административный стиль управления экономикой, имевший эффект (подчас и немалый) на этапе преимущественно экстенсивного развития, в эпоху технологических революций оказался неприемлемым.
Хотя описываемая реформа не достигла своих целей и была свернута вследствие ошибочных предпосылок, внутренней противоречивости и половинчатости, тем не менее, оценивая ее почти полвека спустя, имея опыт реформирования, подъемов и развалов советской и российской экономики, можно уверенно сказать, что Косыгинская реформа при всем своем несовершенстве и, в сущности, утопичности попытки соединить не соединяемое (жесткий план и рынок) имела несомненный, хотя и кратковременный положительный эффект. Главное — она могла бы стать прологом эффективного реформирования и построения современной социально-рыночной экономики. Ее уязвимость была в том, что она не располагала встроенным механизмом критического самоанализа, совершенствования, устранения выявляющихся в практике неоправданных решений, выработке направлений дальнейшего развития [1, с. 707-708].
Базовые проблемы планово-централизованной экономики
Неудача реформы 1960-х годов во всей остроте вернула к жизни все те противоречия, несовершенства и даже несуразности в экономической жизни, которые доминировали в дореформенное, а затем перешли в пореформенное время. Приведем основные из них:
- ориентация на объемные, валовые показатели при второстепенной роли качественных характеристик как конкретной продукции, так и в целом экономической организации;
- утрата заинтересованности в добросовестном труде в условиях уравнительной оплаты и политики поддержания всеобщей занятости;
- незаинтересованность производителей во внедрении технических инноваций в условиях ориентации на достижение объемных показателей и как следствие — утрата позиций для движения к более высоким технологическим укладам;
- стагнация вместо ускоренного развития производительности труда, современных сдвигов в энерго- и материалоемкости производства и сокращения потребления капиталоемких сырьевых и энергетических ресурсов [2, с.39];
- низкая общая эффективность экономики, производящей относительно все меньше ресурсов национального дохода, нарастающее финансовое напряжение предприятий, отраслей и в целом страны, выразившееся в огромных скрытых бюджетных дефицитах, проявившихся во всем своем объеме в перестроечное время [3].
Результатом всех этих негативных процессов в экономике стала утрата авторитета и привлекательности страны как в мире, так и внутри нее, что послужило базой для последующего распада единого государства, справедливо названного крупнейшей геополитической катастрофой ХХ в.
Отдельная тема — чрезмерная военная нагрузка на экономику в условиях изматывающей гонки с гораздо более производительными и эффективными западными экономиками [2, с. 119-127].
Возникает неизбежный вопрос: почему власть предержащие не предпринимали решительных мер, в том числе, например, по реанимации реформ 1960-х, их развитию и углублению? Вероятно, главная причина была в сохранении непоколебимой веры в каноны и догмы, сложившиеся в начале социалистического эксперимента, убежденность в преимуществах действующей общественно-экономической организации. В то же время, по нашему убеждению, возможность эволюционного преобразования экономики, шанс преодоления тупиковых направлений развития имелись в случае продолжения реформ 1960-х при отказе от существовавших догм. К сожалению, властная элита страны не смогла объективно оценить главные экономические ошибки и их последствия и уж тем более внедрить конкретные эффективные решения по созданию действенного экономического механизма.
Оказалась не востребованной руководством страны и экономическая наука того времени. В то же время автору доподлинно известно, что ряд ведущих научных коллективов страны и многие виднейшие экономисты-политэкономы и специалисты по макроэкономике той эпохи (большинство из них мои однокашники или коллеги по альма-матер: А.И. Анчишкин, В.Н. Кириченко, В.Ф.Майер, Ю.В. Яременко, С.С. Шаталин, Н.Я. Петраков, Н.П. Шмелев, Г.Х. Попов, В.М. Рутгайзер, Г.С. Детков, Б.В. Ра-китский, Е.В. Красникова, Л.Г. Ходов и другие — к глубочайшему сожалению, многие из них уже ушли от нас) глубоко анализировали реальное положение дел в экономике страны, разрабатывали и вносили предложения по совершенствованию экономической организации. К сожалению, их материалы и наработки, очевидно, «терялись» на высших этажах управляющих научных и бюрократических структур.
Перестройка — ошибки и благоглупости в экономике
С началом перестройки в обществе, как и реформ 1960-х годов, воцарилась эйфория — наконец-то подул ветер перемен. К сожалению, в области экономики эти надежды очень скоро сменились разочарованием. К числу неоднозначных событий следует отнести очевидно ошибочный курс на ускорение. Он был объявлен в 1985 г., в момент, когда в стране накопилась масса тяжелейших проблем, сложились крупные диспропорции, перенапряжения, и в качестве центральной задачи требовалась нормализация экономической обстановки, выправление перекосов и искажений.
На практике ускорение выразилось в том, в частности, что в первую очередь машиностроительным отраслям были выделены крупные по тем меркам капиталовложения, и соответствующие министерства поспешно организовали огромное количество новостроек, зачастую даже без готовых проектов, без учета реальных возможностей исполнения по линии как подрядчиков-строителей, так и поставок оборудования. Это привело к многочисленным долгостроям, еще большему росту «незавершенки», распылению и замораживанию ресурсов — в то время как действующие предприятия оставались с устаревшей материально-технической базой и соответствующими последствиями для качества продукции, ее обновления и модернизации. Поспешное введение властями нормы капиталовложений — не менее 35% на техническое перевооружение и реконструкцию действующих производств — как и всякое волевое решение, свелось к формальностям, поскольку такие вопросы должны решаться на основе конкретных экономических расчетов вариантов эффективности капиталовложений, а не произвольно задаваемых общих параметров.
Другой стратегической ошибкой было принятие в 1987 г. Закона о предприятии, в котором в гипертрофированном виде развивалась упоминавшаяся непродуманная идея о благе полной самостоятельности предприятия без сколько-нибудь серьезной ответственности в условиях отсутствия рынка и конкуренции. На практике эта беспредельная самостоятельность привела к «вымыванию» из производства массового дешевого ассортимента потребительских товаров, сокращению производства продукции, по тем иным причинам не подходящей предприятию, ослаблению договорной дисциплины, вздуванию цен и другим негативным последствиям, означавшим резкое ослабление административной системы управления при практически полном отсутствии рыночных регуляторов. Положение усугубилось нелепыми решениями о выборах директоров предприятий, утверждением безграничного произвола созданных советов трудовых коллективов. Наступала полная анархия, в то время как современное производство требует жесточайшей технологической дисциплины и ответственности.
Еще одним шагом, замышлявшимся, видимо, в благих целях, но приведшим к совершенно противоположным результатам, было принятие Закона о кооперации. Его реализация не только не способствовала увеличению объемов производства и повышению качества продукции, но наоборот — привела к разрушению основного производства на предприятии, так как возникло множество «прилипал-паразитов» в виде якобы производственных кооперативов, которые на самом деле переводили на себя часть производственного процесса с безмерным вздуванием зарплат и цен, занимались торговлей ресурсами предприятия, обращая безналичный оборот денежных средств в наличный, становились базой быстро растущего криминала и коррупции в хозяйстве.
Широко была известна типичная ситуация «кооперативной деятельности» того времени: в госторговле «с заднего крыльца» приобреталось мясо по государственной цене 2,5 руб./кг, а затем в придорожных шашлычных оно (уже, правда, в готовом виде) продавалось по 25 руб./кг. И подобного рода чисто спекулятивная практика процветала повсеместно. В итоге кооперативное движение никаким образом не привело к становлению малого и среднего бизнеса в производственной сфере, ради чего оно, строго говоря, и создавалось.
В Закон о кооперации была, что называется между строк, втиснута идея о праве кооперативов создавать коммерческие банки, в результате они стали «плодиться» с невероятной быстротой, будучи в сущности конторами по отмыванию денег, обналичиванию, проведению спекулятивных расчетных операций и других на грани криминала действий, никак не способствовавших цивилизованному движению к рынку.
Масштабное развертывание негативных последствий действия законов о предприятии и о кооперации привело в итоге к безудержному росту цен во всех сферах, невиданному разбуханию объемов безналичного денежного оборота, непрерывному нарастанию перехода безналичных массивов денежных средств в наличный оборот. Как отмечал заместитель председателя правления Госбанка СССР В.С. Захаров [4], только за 1991 г. денежная масса возросла на 85% — при неизменном и даже сокращающемся объеме производимых в натуральном виде и выходящих на рынок товарных масс. Именно это (а не коллапс плановой экономики как таковой) привело к полному разрушению потребительского рынка, пустым полкам в магазинах, социальным напряжениям и возмущениям, которыми умело воспользовались заинтересованные политические силы. Конечно, в этом нельзя полностью винить тогдашний Госбанк Союза, хотя он должен был действовать и более принципиально, и более профессионально. Но он не мог один противостоять валу негативов в товарно-денежном обращении, вызванных в основном последствиями применения положений законов о предприятии и кооперации.
Возможно, одним из наиболее неоправданных решений перестроечной эпопеи (вероятно, и наиболее фатальным) было решение о том, что экономическим реформам должны предшествовать политические. Между тем в мире немало обратных примеров, когда без политических реформ, без масштабной демократизации, в достаточно жесткой, но непременно стабильной социально-политической среде экономические реформы оказывались весьма успешными. Например, в Чили, Сингапуре, Китае экономические реформы достигали выдающихся результатов без вала демократических общественных встрясок. США и большинство стран Европы в новое и новейшее время успешно развивались в политически стабильных условиях.
Вероятно, твердая, и скорее жесткая, власть должна быть условием кардинальных экономических преобразований, которые предполагались в перестроечные времена.
Политические реформы в многонациональной и многоконфессиональной стране, с массой накопившихся социальных проблем, не имевшей сколько-нибудь цивилизованного опыта активной, свободной политической жизни, не могли не привести к таким социально-политическим катаклизмам, при которых экономическое реформирование оказалось на обочине актуальных общественных проблем. Кроме того, речь шла не о каких-то частных «ремонтах» экономической системы, а о кардинальной перестройке самих основ экономической организации. Тем не менее в тогдашних конкретных условиях, при всесилии партийного руководства в канун перестроечных процессов, партия вполне могла провести адекватные экономические реформы, правда, отказавшись от ряда догм и при условии своего внутреннего кардинального оздоровления. (Это вполне удалось правящей партии нашего восточного соседа.) [2, с.26, 36, 64].
Следуя повальному увлечению лозунгом всеобщего хозрасчета (не понимая его реального значения в хозяйственной системе без остальных важнейших составляющих рыночной экономики), стали продвигать идеи хозрасчета отраслей и регионов, на уровне которых чрезмерная хозяйственная самостоятельность привела бы к еще более негативным последствиям, чем на уровне предприятий.
Идея конверсии оборонных предприятий, обосновывавшаяся в академической и отраслевой науке, не была воплощена в государственную научно-техническую программу перевооружения гражданской экономики на базе высоких технологических достижений оборонно-промышленного комплекса. Растрачиваемые немалые ресурсы на побочное производство неких потребительских изделий на оборонных предприятиях («конверсия за забором») без целенаправленной Программы не могли создать современного потребительского рынка, насыщенного качественными и технически сложными потребительскими изделиями [2, с. 119-127].
В разгар перестроечных реформ в середине 1987 г. был принят ряд постановлений высших властей о перестройке работы всех государственных органов управления экономикой (Госплана, Госснаба, Госкомтруда, Госбанка и ряда других). В большинстве эти решения сводились, в сущности, к косметическим или поверхностным корректировкам работы этих ведомств и никакого серьезного значения, в том числе для преодоления негативных процессов в экономике и финансах страны, сыграть не могли.
Единственным исключением в этом ряду было решение о реорганизации банковской системы, предусматривавшее изменение роли Госбанка в направлении движения его к роли Центрального банка, а также создание системы специализированных банков. Большинству специалистов это решение представлялось обоснованным, но его выполнение было сопряжено с серьезными перекосами и издержками, прежде всего, из-за ожесточенного сопротивления Госбанка Союза и его региональных структур, упорно не желавших расстаться со своей монополией в банковском деле. Тем не менее при всех сложностях той банковской реформы нельзя не признать, что она в целом сыграла положительную роль в подготовке к построению будущей двухуровневой банковской системы. К сожалению, здоровое развитие обновленной банковской системы было прервано печально известным, принятым в угоду политиканским расчетам борьбы с союзным центром, июльским (1990 г.) Постановлением Верховного Совета России, разламывающим систему крупных союзных банков на территории России и открывавшим дорогу возникновению тысячам мелких банков, не способных обеспечить банковскую поддержку переходящей от СССР высококонцентрированной промышленности. Это привело к беспредельному негативу в работе банков, и прежде всего — к их отторжению от производящей сферы экономики.
Перестройка была в той или иной мере назревшим этапом в жизни страны, так как предыдущая социально-экономическая организация продемонстрировала (по словам акад. В.В. Ивантера) свою экономическую и социальную несостоятельность, очевидную всем слоям общества [5, с.22-23]. Перестройка, по сути, была отчаянной попыткой преодолеть эту несостоятельность, но и сама оказалась несостоятельной.
Реформы 1990-х годов — порочные подходы, разрушительные результаты
По своему воздействию на состояние производительных сил страны радикальные трансформации 1990-х годов привели, несомненно, к более разрушительным последствиям, чем предшествующая им перестройка. Не могу не сослаться на точные и всесторонние оценки, данные в работе [5, с. 21-62] акад. В.В. Ивантером, а также акад. А.Д. Некипеловым [5, с. 63-108], в которой обстоятельно проанализированы системные ошибки этой реформы, ее спонтанность и даже поспешность, отсутствие комплексности и предвидения возможных последствий принимаемых решений. Тем более, что страна к началу рыночных реформ в результате перестроечных «новаций» оказалась в ситуации, когда постоянно приходилось принимать вынужденные, авральные меры. Необходимо также вспомнить, что силы, которые взялись за реформы, были в большей или меньшей мере причастны к результатам пресловутой перестройки.
Широко известна — в сущности банальна — истина, что для любого успешного движения первостепенное значение имеет выбор цели, решение в каком направлении двигаться. Но еще более драматична и безнадежна ситуация, если не знать, откуда идти. Возникает представление (очевидное многим уже в начале реформ), что наши реформаторы, предвещавшие светлый путь к рынку, толком не знали, откуда они идут, не представляли реалий и особенностей той конкретной экономики, которую они собрались очень быстро реформировать (программы некоторых реформаторов буквально по дням расписывали рыночные преобразования).
Для аргументации — немного истории. Как известно, предвоенная индустриализация, затем послевоенное восстановление и последующее ускоренное наращивание производственного потенциала страны базировались на трех китах, внедряемых в практику хозяйственного строительства: специализация, кооперация, концентрация и централизация. Под кооперацией здесь понимается кооперирование в процессе производства через связи смежных производств как продолжение и результат отраслевой и предметной специализации. Такое развитие в течение ряда десятилетий привело к созданию глубоко специализированной и в сущности технологически предельно монополизированной экономики (наряду с естественными монополиями, борьба с которыми в наши реформенные времена составляла нередко чуть ли не сердцевину всей экономической политики). Известно, например, что в черной металлургии СССР существовало 116 больших и малых комбинатов и заводов. Но среди них практически нельзя было найти двух аналогичных по выпускаемой продукции, а следовательно, по своему производственному аппарату — каждый из них специализировался на том или ином виде стали, проката и т. д. Каждый из них был по сути монополистом в производстве своей продукции, не имел и не мог иметь конкурентов в силу своих производственно-технологических характеристик. Подобное положение было характерно для большинства отраслей. Кроме того, многие предприятия создавались как гигантские, с законченными циклами первых переделов и конечной продукции, осуществляя принцип концентрации. Известно, что в Советском Союзе порядка тысячи крупных предприятий и объединений производили примерно две трети промышленной продукции. Возникает вопрос: а можно ли было такое хозяйство немедленно ввести в конкурентную, рыночную среду, которая без применения какого-либо регулирования, без переходного периода и создания новых конкурирующих производств для него органически неприемлема. Эта проблема остро заявила о себе еще в перестроечные времена, но при переходе к рыночным отношениям не была своевременно осознана. Эта ситуация в числе прочих должна была учитываться при принятии решений о приватизации, поскольку частный монополист еще «неоднозначнее», чем государственный. Очевидно, что учет многообразия характеристик реального состояния производственных отраслей, их существенные различия в добывающей и обрабатывающей сферах требовали тщательной проработки особенностей рыночных преобразований в нашей стране, а не механического следования примитивным догмам и рыночным постулатам.
Позитивными целями при реформировании должны были стать задачи формирования производственной среды за счет создания новых мощностей, конкурентных существующим, а не попытки искусственного разрезания технологически единых производственных цепочек и структур. Но эти задачи не только не ставились, но по-видимому, даже не осознавались экономическими властями (как и не ставятся до сих пор). В результате произошло обрушение существовавших промышленных структур. Известно, что в «великие» реформенные 1990-е годы ежедневно закрывалось по десятку заводов и фабрик.
Стоит попытаться понять, какие фатальные решения, какие ошибки привели к столь катастрофическому результату. Следует признать полностью несостоятельными представления отдельных экономических публицистов — апологетов политики 1990-х о том, что разрушение старой промышленности расчистило, мол, рыночное пространство для новой, современной высокоэффективной экономики. Но на «расчищенном пространстве» за 25 лет не возникло высокотехнологичных массовых производств, конкурентных не только на мировом, но даже на внутреннем рынке. Конечно, экономика к концу существования плановой системы не «блистала» передовыми технологиями на многих предприятиях, но таковые все же были, однако реформа их не пощадила.
Не могу забыть, как после развернувшегося уничтожения промышленности один из руководителей бывшего Минтяжмаша с болью рассказывал, как был пущен под нож, на металлолом, только что модернизированный, оснащенный, что называется, с иголочки, новейшим импортным оборудованием завод «Русский дизель» в С.-Петербурге. И таких примеров немало. И главное — даже если устарела активная часть основных фондов предприятия и ее, конечно, надо было модернизировать или заменять, то нельзя было рушить пассивную часть фондов, которая могла бы вполне успешно работать и дальше. Такими действиями уничтожался труд предшествующих поколений, жертвовавших очень многим для создания производственного потенциала страны.
Главные причины промышленного развала коренятся в глубоко порочной, примитивной денежно-кредитной и финансовой политике властей с самого начала реформ (а в ряде основных направлений продолжающейся и до сих пор). Отпуск цен в 1992 г. (как розничных, так и оптовых) привел к гигантскому их скачку уже в ближайшие месяцы, что не могло не означать паралича расчетов между хозяйственными звеньями по простой причине дефицита сложившегося к тому времени объема оборотных средств. Денежные власти вместо того, чтобы поддерживать гигантски возросший расчетный оборот денежными массивами, решительно встали на путь ограничения денежного предложения, жесткой монетарной политики. Как образно сформулировал тогда акад. Н.Я.Петраков «мы стали строить рынок без денег». И как неизбежное следствие — немедленно возникла проблема огромных неплатежей всех и всем. Ситуация возникала парадоксальная — произведена продукция, поставлена потребителям (даже сплошь и рядом потреблена), но оплачена быть не может из-за отсутствия в хозяйственной системе достаточных объемов денежных средств. Естественно, это вызывало развал работы производственных предприятий, их закрытие и исчезновение (никакой новый эффективный собственник не появлялся!). Ситуацию не спасали бартер, векселя и различные суррогаты, а по сути — уродливые формы попыток преодоления искусственно созданного кризиса неплатежей. Именно искусственного, и созданного, что называется, на ровном месте денежными властями: при росте цен в первые годы реформирования в сотни и тысячи раз денежная масса возрастала только в десятки раз. Ограничения роста денег в обороте мотивировались необходимостью борьбы с инфляцией. Но, во-первых, она все равно «зашкаливала», перейдя в гиперинфляцию. Во-вторых, проявлялось непонимание азов политэкономии и финансовой науки — в функции денег как средства расчетов не содержится инфляционная составляющая, это в сущности своего рода техническая функция денег.
В начале 1990-х, в первые годы рыночных реформ, у здания Министерства финансов на Ильинке висел плакат: «Эмиссия — опиум для экономики». Конечно безудержная эмиссия неприемлема категорически. Но если понимать, что денежная система это кровеносная система экономики, то справедливо и другое медицинское сравнение: если у бегуна изъять половину его крови и понукать его бежать быстрее, то ничего, кроме летального исхода, получиться не может. К этому мы почти и привели свою экономику жесточайшей рестриктивной денежной политикой.
Дополнением к платежному кризису промышленности явился безоглядный размах банкротства предприятий вследствие формального, примитивного понимания рыночных положений: не платишь, значит, банкрот. Нельзя не признать, что массовое банкротство и закрытие предприятий стало ошибкой, причем гигантской. Разрушались интересы сохранения материальной базы производства как основы жизнедеятельности и вообще существования общества. Как всегда в периоды разрухи, к процессу подключились криминальные дельцы, и в итоге в стране махровым цветом расцвело такое позорнейшее явление, как рейдерство.
Прискорбно, что многие догмы начального периода реформ остаются в силе до сих пор. По-прежнему продолжается ограничительная денежно-кредитная политика, поддерживается низкий уровень монетизации экономики, не предпринимается никаких серьезных системных мер помощи производственной сфере. Сплошь и рядом подтверждается тот факт, что занимаясь всякого рода ухищрениями по курсу валюты, ставкам рефинансирования, разного рода финансовым маневрам, экономические, и в первую очередь денежные, власти не осознают или игнорируют базовое положение политэкономии — национальная валюта и в целом финансовое хозяйство страны может быть прочным только при здоровой, динамично развивающейся производящей системе экономики, а не в результате «упражнений» с валютными курсами и т. п.
Как справедливо и неоднократно подчеркивал известный предприниматель, член совета директоров Ростсельма-ша, лидер Партии Дела Константин Бабкин, деятельность экономических и денежных властей либеральной ориентации является главным препятствием полномасштабному экономическому восстановлению и росту в стране [6].
Результатом избранных методов приватизации стало появление значительной прослойки сверхбогатых владельцев присвоенной собственности при небывалой бедности большинства населения. Новые богачи не создали, как Форд, новых предприятий и миллионов рабочих мест. Класс эффективных собственников в стране так и не возник, что является одним из главных негативных последствий рыночной политики.
В упадке промышленности и всей экономики существенную роль сыграли распад Советского Союза и искусственный разрыв единого народнохозяйственного комплекса, внутренние связи которого были прочны в силу специализации и технологической монополизации.
К числу крупнейших стратегических ошибок второй половины реформенного времени (с начала 2000-х), бесспорно, следует отнести «выдирание» финансовых ресурсов из и без того не блещущей финансовым процветанием отечественной реальной экономики и размещение их в разного рода зарубежных авуарах. Мотивация только на первый взгляд кажется убедительной — иметь резервы и держать их в прочных экономиках. Но как многократно доказано нашими крупнейшими учеными и практиками, эти резервы были чрезмерными — на пиках приближаясь (и даже превышая) к 700 млрд. долл. Существовала реальная возможность хотя бы треть этих средств направить на развитие и модернизацию отечественной производственной сферы и получить экономику, не столь уязвимую перед внешними экономическими и политическими воздействиями — имея также в виду относительную слабость отечественной банковской системы, не располагающей достаточными собственными ресурсами.
Необходимо отметить и такой немаловажный момент нашей финансовой политики. Поставляя на экспорт огромные потоки продукции и выводя их из внутреннего оборота, мы не возвращаем в этот оборот получаемые валютные средства и не привлекаем за их счет другие товарные массы в свой оборот (те же современные средства производства, снижая тем самым возможности модернизации). В то же время на поступающую валюту выпускаются в оборот рублевые массы (а товарные объемы, как сказано выше, выведены из страны), и тем самым создается масштабная товарно-денежная несбалансированность, что, кроме всего прочего, не может не являться одним из ведущих факторов подпитывания инфляции.
За весь период радикального рыночного реформирования — при удручающем положении производственной сферы — не было даже попыток выработки содержательной промышленной, аграрной, инвестиционной, научно-технической политики, несмотря на многократные предложения специалистов на этот счет. Не принимается очевидных, назревших решений в экономической сфере. Похоже, до сих пор в экономической политике и практике преобладают простейшие рыночные романтические упования на то, что рынок сам все наладит и отрегулирует, и поэтому не нужна какая-либо регулирующая или организующая общественная и государственная функция. Может быть, в этом и состоит коренная причина процессов рецессии, стагнации, стагфляции, несмотря на частые мажорные заявления экономических и иных властей, что все находится под контролем. Как точно было отмечено в [7], Минэкономразвития работает не как министерство управления экономикой, а как министерство прогнозирования, потому что экономические власти не зная, что делать в современной ситуации, ловко переводят «стрелку» — в экономике ничего нельзя сделать, если не начать политических реформ.
В условиях острой нехватки ресурсов для производственной сферы под эгидой реформирования появляется множество помпезных капиталоемких проектов типа скоростной железной дороги Москва — Пекин, моста на Сахалин, спортивных мероприятий мирового масштаба и множество других, мягко говоря, несвоевременных затей. При этом по причине напряженности государственного бюджета была отменена существовавшая ранее инвестиционная льгота на прибыль, служившая важным источником инвестиционных ресурсов производственных предприятий.
Вместо заключения. Если попытаться найти общую причину описанных экономических ошибок как в период плановой экономики, так и в перестроечно-реформенное время, то, пожалуй, корень всех экономических бед можно отыскать в следовании тем или иным догмам: в советское время — канонам построения социалистической экономики, во время рыночных реформ — фетишизации постулатов свободного рынка. Слепое следование догмам оказалось неэффективным.
Очевидна необходимость исправления изложенных выше ошибок. На тему назревших экономических решений сказано много нашей наукой и практикой, поэтому — имеющий уши да услышит.
Литература
- Попов Г.Х. Реформа переформируемого // В кн.: Мне на шею кидается век-волкодав. М.: Изд.ТОНЧУ, 2011. С. 707-708.
- Яременко Ю.В. Экономические беседы. М.: Изд.ЦИСН, 1999. 344с.
- Раевский В.А. На перекрестке и до него. М.: Изд.АНО Экономическая летопись, 2013.
- Захаров В. С. Очерки банковской реформы 1988-1991. М.: Финансы и статистика, 2005.
- Сапир Ж., Ивантер В.В., Некипелов А.Д., Кувалин Д.Б. Российская трансформация: 20 лет спустя. М.: Магистр, 2013. 216 с.
- Бабкин К. Главный и единственный барьер для роста — политика экономического блока правительства. Сайт КМ.Киот 26.08.2015.
- Ремизов М. Улюкаев готовится к кошмару. Сайт КМ.Ки от 27.08.2015.
Проблемы структурной, инвестиционной и инновационной политики в период кризиса< Назад | Вперед >От кризиса механизмов финансирования к устойчивому экономическому росту |
---|
Содержание:
Экономические проблемы называются результатом бесхозяйственности и безграмотности экономики и отношений внутри каждой страны и экономики мира в целом.
Во всех странах во все времена проводились экономические реформы.
Определение Экономические реформы являются неотъемлемым элементом экономической системы, обеспечивающим ее развитие и модернизацию.
Определение Экономические реформы представлены как инновации в экономической политике с различными целями.
Экономические системы подлежат реформированию. Целью реформ является улучшение экономики конкретного государства за определенный период времени.
Основными причинами реформ являются:
- Долгосрочные кризисы в экономике страны;
- Иррациональность использования государственных ресурсов в экономике;
- Снижение темпов развития.
Пример социальной, экономической и другой деятельности.
Проблемы экономических реформ
Проблемы реформирования включают в себя:
- Реформа цен, которая заключается в либерализации цен. Государство не может полностью контролировать этот параметр, как в СССР.
- Банковский кредит. После распада СССР банки стали часто кредитовать бизнес, а не население в целом. Однако это не дало положительного экономического эффекта.
- Приватизация собственности. Цель этой реформы заключалась в передаче государственной собственности в частные руки в целях усиления конкуренции и обеспечения прав собственности предприятий.
Проблемы становятся отправной точкой для экономических реформ в стране.
Экономические проблемы являются результатом неадекватного или несовершенного управления экономическими процессами и взаимоотношениями внутри отдельного государства и мировой экономики в целом.
Общие экономические проблемы государства могут включать в себя:
- Слабая финансовая активность из-за отсутствия начального капитала. Эта экономическая проблема затрагивает большинство стран мира, государство в данном случае все еще выходит на рынок, но конкурировать с другими странами практически невозможно, так как нет свободных финансовых ресурсов для увеличения товарооборота. Недостаток капитала может сказаться на ассортименте товаров, дешевом сырье, слабой маркетинговой деятельности и т.д;
- Слабое финансирование текущей экономической деятельности. Большинство экономических проблем вызвано проблемами в текущей экономической деятельности государства. Таким образом, если страна не в состоянии финансировать себя за счет ежедневных плановых ассигнований, это, как правило, плохо влияет на общую деятельность и экономику страны;
- Слабый приток инвестиций в экономику государства. Многие страны, работающие на международном рынке, считают, что инвестиции — бесполезная профессия, которая не приносит дохода, хотя в реальной жизни без инвестиций государству трудно выйти на новый уровень развития. Инвестиции, особенно из-за рубежа, помогают улучшить экономическую деятельность, сделать ее более эффективной.
Экономическая реформа
Экономические реформы происходили во все времена и в каждой стране и в мире в целом. Экономические реформы являются необходимым атрибутом экономической системы и способствуют ее развитию и совершенствованию.
Экономические реформы — это инновации и изменения, вносимые в существующую экономическую политику с различными целями.
Все экономические системы подлежат экономическим реформам. Целью реформ является улучшение экономики конкретной страны в целом или на определенный период времени.
Основными причинами экономических реформ могут быть:
- Долгосрочные экономические кризисы в экономике государства;
- Нерациональное использование экономических ресурсов страны;
- Снижение темпов развития экономической, социальной и иной деятельности;
- Инновационные процессы, внедряемые в традиционную экономическую систему и т.д.
Реформы должны быть позитивными для экономики страны, но этот эффект можно проверить только на практике, бывает, что положительная динамика не всегда реализуется должным образом и приносит желаемые результаты.
Проблемы экономических реформ в России
Таким образом, главными реформами в экономике этого периода были реформы в области ценообразования, банковской деятельности и приватизации собственности.
Реформа ценообразования. Эта реформа заключалась в либерализации цен на российские товары. Поскольку в начале 1990-х годов цены на товары уже не могли регулироваться государством, как в Советском Союзе, а экономическая система никак не способствовала стабилизации ценовой политики, одни и те же товары могли иметь значительные различия в ценах в разных магазинах, что еще больше усугубляло и без того плачевное финансовое положение граждан страны. На этом фоне было предложено оставить ценообразование полностью на усмотрение предпринимателей при условии внесения определенных корректировок в отношении товаров первой необходимости и товаров особой экономической зоны. Этот шаг в первую очередь был направлен на поощрение здоровой конкуренции между предприятиями и саморегулирование цен;
Реформа банковского кредитования. В эти годы банки стали активно кредитовать предпринимателей и бизнесменов, реже простых граждан. Это должно было стать хорошим стимулом для развития рыночных отношений. Но не все прошло так гладко, в связи с либерализацией ценовой политики не было проведено денежной реформы, которая просто необходима в таких условиях. В этой связи кредитование не принесло ожидаемого экономического эффекта и, возможно, даже усугубило его;
реформа в области приватизации имущества и объектов национальной экономики. Цель реформы была достаточно простой, она заключалась в повышении социальной защиты граждан, повышении уровня защищенности их имущества, усилении конкуренции на рынке, приватизации производственных, складских и других помещений для повышения производительности труда, увеличения частной собственности и т.д.
Все эти реформы должны были оказать положительное влияние на экономическую систему страны, но не все прошло так, как планировалось.
Реформа по либерализации цен практически не дала положительных результатов; проблема этой реформы заключалась в том, что ценообразование и рыночная конъюнктура не были продуманы.
Реформа банковского кредитования также была не очень эффективной, поскольку целевые показатели кредитования были хорошими, в то время как погашение долга занимало слишком много времени или не происходило вообще.
Реформа приватизации также была чревата проблемами, но следует отметить, что она была одной из немногих, которая была достаточно успешной. Потенциальные предприниматели имели возможность вступить во владение имуществом на хороших условиях и развивать свой бизнес.
Причины экономических реформ в России
Тяжелые и неожиданные реформы российской экономики начались в конце XX века, точнее, с 1990-х годов. Эта реформа была основана на резком снижении мировых цен на нефть, а также неоправданно высоких расходах на оборонную деятельность страны.
За эти годы значительно обострились все экономические проблемы, самыми важными из которых были:
- Резкое сокращение производства по всей стране;
- Большое количество безработных;
- Дефицит товаров в магазинах;
- Недостаток денег среди населения;
- Голод в некоторых частях страны;
- Слабая или почти сведенная к минимуму социальная политика;
- Невыплата социальных гарантий граждан (заработная плата, пенсии, социальные пособия и т.д.) и др.
Все эти экономические проблемы создали основу для серьезных экономических реформ в стране.
- Динамика инфляции — концепция, виды и понятия
- Земельные отношения в России: традиции, проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования — история, современное состояние и развитие
- Промышленность Швеции — значение и виды
- Рынки природных ресурсов — характер и конкуренция
- Показатели экономической эффективности инноваций — концепция и анализ показателей
- Основные экономические показатели затрат — расчет, концепция, субъекты, объекты и потребности
- Энергетическая экономическая безопасность — концепция, сущность, угрозы и проблемы
- Сланцевая революция и ее последствия для мирового энергетического рынка — эволюция, влияние и история
✅ Ошибки в документах – ошибки везде?
Документирование – первейший элемент метода бухгалтерского учета. Как у любой науки, у бухучета есть предмет и метод: предметом являются факты хозяйственной жизни, а метод включает в себя документирование, инвентаризацию, оценку, калькуляцию, счета, двойную запись, баланс, отчетность. Один из основных постулатов учета: нет документа – нет факта хозяйственной жизни. В федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – закон № 402-ФЗ) документам посвящена отдельная статья – 9-я.
В рамках программы реформирования бухгалтерского учета Минфин утвердил в 2021 г. (16.04.2021 г., приказ № 62н) отдельный стандарт, посвященный документам – ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».
В ч. 3 ст. 9 закона № 402-ФЗ говорится о необходимости подтверждения фактов хозяйственной жизни документами либо при совершении самого факта, либо сразу после его окончания.
Документы могут быть составлены на бумаге и в электронном виде (ч. 5 ст. 9 закона № 402-ФЗ).
Ошибки первичных документов классифицируются по различным основаниям:
— по причинам возникновения (невнимательность и некомпетентность специалистов, неисправность вычислительной техники и т.п.);
— по месту возникновения (в текстовых и числовых данных самих документов, в учетных регистрах);
— по значению (ошибки самого документа, не повлиявшие на другие данные (например, дата, описательная часть), и ошибки, повлиявшие на другие операции (пример: неверная сумма расходов приведет к искажению налоговой базы по налогу на прибыль).
К ошибкам первичных документов можно отнести: отсутствие обязательных реквизитов, наличие несанкционированных изменений (помарки, подчистки), исправления в тех документах, которые нельзя изменять (кассовые и банковские документы (п. 7 ст. 9 закона № 402-ФЗ, пункт 4.7 указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У)) и др.
Последствиями ошибок в первичных документах могут стать неверные подсчеты результатов хозяйственных операций и налоговых баз, споры с контрагентами, претензии налоговых органов.
Вывод: ошибки в документах нужно исправлять.
✅ Как исправить ошибку
На первый взгляд есть простое решение: документ с ошибкой заменить на новый, где ошибок уже не будет. Но Минфин и ФНС против таких кардинальных способов исправления: в письмах ФНС от 12.01.2018 № СД-4-3/264, от 05.03.2018 № СД-4-3/4226@, от 23.03.2018 № СД-4-3/5412@ и Минфина от 23.10.2017 № 03-03-10/69280 указано, что первичный документ с ошибкой, ранее принятый к учету, заменять новым документом нельзя, ошибки следует исправить по правилам бухучета.
Закон № 402-ФЗ (ч. 7 ст. 9) допускает наличие исправлений в первичном учетном документе (кроме исключений, установленных иными нормативными актами, см. выше), ФСБУ 27/2021 содержит отдельный раздел, регламентирующий исправления в документах.
Порядок оформления исправлений установлен следующий: исправить, указать дату, подписи лиц, составивших документ, идентифицирующие их данные (ФИО и др.). Это корректурный способ внесения изменений. Но есть и другой способ – выставление корректирующего (исправленного) документа, по аналогии со счетами-фактурами. Эти два способа рассмотрены в Рекомендации БМЦ* Р-41/2013-КпР «Внесение исправлений в первичные документы».
Организациям предлагается самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике способ внесения исправлений в первичные документы, учитывая особенности документооборота.
Согласно п. 12 ФСБУ 27/2021 организация может включать в документ бухгалтерского учета реквизиты, дополняющие обязательные, например, поля первичного документа: «Исправление №» и «от», где будут указаны номер и дата исправляемого документа.
Сложнее обстоит дело с внесением изменений в электронные документы.
ФНС в письме от 11.10.2019 № ЕД-4-15/20928@ напомнила, что нормативные документы не устанавливают порядок аннулирования содержащих ошибки электронных документов. Но, добавляет ФНС, у контрагентов есть право договориться о том, что документ с ошибками не будет иметь правовых последствий, то есть будет аннулирован.
И снова нам подсказывает БМЦ¹: Р-42/2013-КпР «Внесение исправлений в электронные документы» рекомендует исправлять электронный первичный документ (ЭПД) выставлением исправленного ЭПД с дополнительными полями «номер» и «дата исправления», которые переносятся из первоначального ЭПД.
Исправленный ЭПД содержит два связанных файла: файл обмена информации продавца (информация продавца) и файл обмена информации покупателя (информация покупателя). Оформленным исправленный ЭПД будет считаться при наличии электронных подписей обеих сторон сделки.
✅ Примеры из практики
1️⃣ В первичный документ (ТОРГ-12) внесены исправления, заверенные подписью только одного из лиц, составивших документ. Достаточно ли одной подписи для подтверждения изменений? Ответ – нет, не достаточно. И закон № 402-ФЗ, и ФСБУ 27/2010 указывает на необходимость подтверждения исправлений всеми лицами, составившими (читай: подписавшими, уточняется в п. 16 Положения по ведению учета и отчетности № 34н) документ.
Судебная практика настаивает на том же: в первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений (постановления Первого ААС от 20.10.2014 № 01АП-5686/14, ФАС Поволжского округа от 02.07.2013 № Ф06-4577/13 по делу № А06-8882/2011). Важный момент – исправления не должны быть односторонними, должны присутствовать подписи и исполнителей (продавцов), и заказчиков (покупателей).
2️⃣ Как внести исправления в счет на оплату? В общем случае счет на оплату не относится к первичным документам (правда, счета на оплату коммунальных услуг, аренды могут подтверждать факты оказания соответствующих услуг и рассматриваться как первичные учетные документы при наличии всех обязательных реквизитов (письма Минфина от 29.07.2010 № 03-03-06/1/494, УФНС по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/100085@)). Если организация определит для себя, что счет на оплату – это не первичный документ, при наличии ошибок его можно просто заменить на новый.
3️⃣ В УПД со статусом «1» допущена техническая ошибка. Как исправить? Если ошибка препятствует идентификации налогоплательщика и прочих данных для вычета по НДС, нужно составить новый УПД со статусом «1», где указать верные данные с таким же номером и датой, а в строке 1а — номер и дату исправлений (пп. 1.1 п. 1 приложения 7 к письму ФНС от 17.10.2014 г. № ММВ-20-15/86@).
Если ошибки содержатся только в реквизитах счета-фактуры (и первичного документа), то оформляют новый УПД со статусом «2» с таким же номером и датой, как и ошибочный, и с указанием в строке 1а даты и номера исправлений.
4️⃣ При заполнении путевого листа была допущена ошибка: сумма фактического расхода, которая превышала норму, была отражена в путевом листе как расход по норме. Как исправить (внести исправления в путевой лист или составить бухгалтерскую справку)? Исправление можно внести корректурным способом (зачеркнуть ошибку, внести правильные данные, поставить надпись «исправлено», заверить исправление подписями ответственных лиц), либо составить новый экземпляра путевого листа, в котором указать номер и дату первичного документа, а также порядковый номер и дату исправления (по аналогии в исправлением счетов-фактур) (письмо Минфина от 22.01.2016 № 07-01-09/2235, письма ФНС от 23.03.2018 № СД-4-3/5412@, от 05.03.2018 № СД-4-3/4226@, от 12.01.2018 № СД-4-3/264). Составление только бухгалтерской справки недостаточно для обоснования расходов на приобретение ГСМ, поскольку первичным документом для этого является путевой лист.
✅ Выводы
Ошибки в первичных документах исправлять нужно, выберите свой способ внесения исправлений (корректурный либо составление нового документа с указанием исправленного), закрепите способ в учетной политике.
* Бухгалтерский методологический центр (БМЦ) является субъектом негосударственного регулирования бухгалтерского учета в пределах компетенций, установленных ст. 24 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
«Такском» — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.
20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:
— удаленная сдача отчетности в госорганы, в том числе решения 1С;
— оформление и получение электронных подписей;
— подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;
— надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;
— решения для маркировки и прослеживаемости товаров;
— проверка контрагентов.
Читайте больше в базе знаний «Такском»
Татьяна Николаевна Таряник
Эксперт по предмету «Экономика»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Экономические проблемы – это следствие неграмотного или несовершенного управления экономическими процессами и отношениями внутри отдельного государства и мировой экономики в целом.
К общеэкономическим проблемам любого государства можно отнести:
- Слабая финансовая деятельность из-за отсутствия начального капитала. Данная экономическая проблема касается большинства стран мира, государство в таком случае все равно выходит на рынок, но конкурентоспособность ей составить другим странам практически невозможно, так как нет свободных финансовых ресурсов для подъема товарооборота. Нехватка капитала может сказываться на ассортименте товара, на дешевом сырье, на слабой маркетинговой деятельности и т.д.;
- Слабое финансирование текущей экономической деятельности. Большинство экономических проблем обусловлено проблемами с текущей экономической деятельностью государства. Так, если страна не может профинансировать себя в рамках каждодневного планового обеспечения, то, скорее всего, это серьезным образом, в целом повлияет на ее деятельность в целом и на экономику страны;
- Плохой приток инвестиций в экономику государства. Многие страны, работая на международном рынке, считают, что инвестиции – это бесполезное занятие, которое не приносит дохода, хотя в реальной жизни, без инвестиций государству сложно выйти на новый уровень развития. Инвестиции, особенно иностранные, помогают усовершенствовать экономическую деятельность, сделать ее более эффективной.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 4 500 ₽
Экономическое реформирование
Экономические реформы проходили во все времена и в каждой абсолютно стране и в мире в целом. Экономическое реформирование обязательный атрибут экономической системы, способствующей ее развитию и совершенствованию.
Определение 2
Экономические реформы – это новшества и изменения, которые внедряются в существующую экономическую политику с различными целями.
Экономическим реформам подвержены все экономические система, назначение реформ – это сделать экономику той или иной страны лучше в целом или на конкретный период времени.
Основными причинами экономических реформ может быть:
- Долгосрочные экономические кризисы в экономике государства;
- Нерациональность использования экономических ресурсов страны;
- Снижение темпов развития экономических, социальных и иных направлений деятельности;
- Инновационные процессы, внедряемые в традиционную экономическую систему и т.д.
«Проблемы экономического реформирования» 👇
Реформирование должно носить положительный характер для экономики страны, но этот эффект можно проверить только на практике, бывает, что положительная динамика не всегда реализуется должным образом и приносит желаемые результаты.
Причины экономических реформ России
Жесткое и внезапное реформирование экономики России началось в конце 20 века, а точнее сказать, с 1990-х годов. В основе такого реформирования было резкое падение мировых цен на нефть, а также неоправданно высокие затраты на оборонную деятельность страны.
В те года резко обострились все экономические проблемы, основными из которых стали:
- Резкий спад производства по стране;
- Большая численность безработных людей;
- Дефицит товаров в магазинах;
- Отсутствие денежных средств у населения;
- В некоторых районах страны голод;
- Слабая или почти сведенная к минимуму социальная политика;
- Невыплаты социальных гарантий граждан (заработная плата, пенсии, пособия и т.д.) и др.
Все эти перечисленные экономические проблемы и послужили фундаментов к проведению серьезных экономических реформ в стране.
Проблемы экономического реформирования России
Так, основными реформами в экономике того времени стали реформы в ценообразовании, в области банковского обслуживания и в области приватизации имущества.
Реформа в ценообразовании. Такая реформа заключалась в либерализации цен на товары России. Так как в начале 1990-х годов цены на товары уже не могли регулироваться государством, как это было при Советском Союзе, а экономическая система никак не способствовала стабилизации ценовой политики, то один и тот же товар мог значительно отличаться по цене в различных магазинах, что еще больше усугубляло и без того плачевное финансовое состояние граждан страны. Ввиду этого было предложено отдать систему ценообразования полностью на усмотрение предпринимателей, с учетом определенных поправок на товары первой необходимости и товары в специальных экономических зонах. Данный шаг был рассчитан, прежде всего, на здоровую конкуренцию между компаниями и саморегулирование цен;
Реформа в области банковского кредитования. В те годы банки начали активно выдавать кредиты предпринимателям и бизнесменам, менее часто обычным жителям страны. Это должно было послужить хорошим толчком для развития рыночных отношений. Но не все оказалось так гладко, ввиду либерализации ценовой политики не была проведена денежная реформа, которая просто необходима в таких условиях. В связи с этим и кредитование не принесло ожидаемого экономического эффекта, а, вероятно, даже усугубило его;
Реформа в области приватизации имущества и объектов народного хозяйства. Цель реформы была достаточно проста, это должно было поспособствовать росту социальной защищенности граждан, повышению уровня безопасности их имущества, росту конкуренции на рынке, приватизация производственных, складских и иных помещений для повышения производительности, рост частного имущества и т.д.
Все перечисленные реформы должны были положительным образом сказаться на экономической системе страны, но все пошло не совсем так, как было запланировано.
Замечание 1
Реформа в области либерализации цен практически не принесла положительных результатов, проблемой данной реформы послужило непродуманность ценообразования и рыночных условиях.
Также реформа в области банковского кредитования оказалась не совсем эффективной, так как цели кредитования были хорошими, а возврат долгов осуществлялся слишком долго или вообще не происходил.
Реформа приватизации также подверглась проблемам, но надо отметить, что она одна из немногих прошла достаточно успешно, у потенциальных предпринимателей появилась возможность завладеть имуществом на хороших условиях и развивать бизнес.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме