Булгаков собачье сердце в чем ошибка профессора преображенского

На чтение 5 мин Просмотров 1.8к. Опубликовано 14 сентября, 2021

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Почему ошибся профессор Преображенский (повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»)

Главный герой повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» профессор Филипп Филиппович Преображенский — потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик, вынужденный заниматься своими научными опытами в послереволюционной Москве 20-х годов, где власть принадлежит по преимуществу людям невежественным, самоуверенным и наглым. Он мечтает превратить собаку в человека. Однако эксперимент завершается полной неудачей. Милый и добрый пес Шарик воспринял только худшие черты своего человеческого донора — пьяницы и хулигана пролетария Клима Чугункина. В финале он, подстрекаемый председателем домкома Швондером, даже пишет донос на своего создателя и благодетеля, чтобы завладеть его жилплощадью и профессору Преображенскому не остается ничего другого как вернуть новоявленного агрессивного члена общества Полиграфа Полиграфовича Шарикова в первобытное собачье состояние Филипп Филиппович предвидит, что может натворить Шариков если его вовремя не остановить: «…Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки». Булгаков словно предвидел волну репрессий второй половины 30-х годов, которая обрушилась уже на самих коммунистов. Тогда шариковы действительно расправились со швондерами. Профессор Преображенский думает, что можно вложить в душу Шарикова доброе начало, воспитать его в соответствии с собственными, Филиппа Филипповича, представлениями о нравственности. Он наивно думает, что достаточно заставить всех следовать установленному порядку, обеспечивающему всем благоприятные условия труда и заинтересованность в результатах своей деятельности, чтобы исчезли швондеры и каждый смог заниматься своим делом. Преображенский разъясняет, что такое разруха: «Это — мираж, дым, фикция!.. Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует! Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, ходя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно, разруха сидит не в клозетах, а в головах». Профессор точно подметил, что советская пропаганда делала из разрухи неуловимую мифическую злодейку, стараясь скрыть, что первопричина — в проводившейся большевиками политике военного коммунизма, из-за которой люди отвыкли честно и добросовестно работать, утратили стимулы к производительному труду, нравственно деградировали. Разрухе Филипп Филиппович противопоставляет порядок: «Городовой! Это и только это! И совершенно неважно — будет ли он с бляхой или же в красном кепи. Поставить городового рядом с каждым человеком и заставить этого городового умерить вокальные порывы наших граждан. Я вам скажу… что ничто не изменится к лучшему в нашем доме, да и во всяком другом доме, до тех пор, пока не усмирите этих певцов! Лишь только они прекратят свои концерты, положение само собой изменится к лучшему!» Однако оказалось, что даже появление на улицах Москвы большого числа милиционеров в красивых красных кепи само по себе не способно изменить положение к лучшему. Только на горьком опыте с Шариковым Преображенский убеждается, что одних внешних условий для изменения человеческой природы и создания цивилизованного общества явно недостаточно. Своему ассистенту доктору Ивану Арнольдовичу Борменталю он признается: «Я хотел проделать маленький опыт… И вместо этого что ж получилось. Боже ты мой!.. Доктор, передо мной — тупая безнадежность, я, клянусь, потерялся,,. Сейчас Шариков проявляет уже только остатки собачьего, и поймите, что коты — это лучшее из всего, что он делает. Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно челов еческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе». Единственный способ обуздать новоявленного монстра — это провести операцию по восстановлению его собачьего облика и сущности. Такую операцию Преображенский и Борменталь успешно проводят в финале повести. Зловещий Полиграф Поли-графович, пьяница, дебошир и доносчик, успевший уже вписаться в советское общество и сделавший блестящую карьеру в подотделе очистки Москвы от бродячих животных Москоммунхоза, вновь становится симпатичным и добросердечным псом Шариком.- В жизни, однако, шариковы очень скоро одолели Преображенских и борменталей.
Булгаков в «Собачьем сердце» пародировал усилия большевиков создать «нового человека», путем тотальной пропаганды создать идеальный тип строителя социалистического общества, человека, который не был бы обременен грузом прежней, дореволюционной культуры и нравственности. Полиграф Полиграфович Шариков девственен в культурном отношении и освобожден от такой химеры, как совесть. В этом его огромное преимущество перед Филиппом Филипповичем Преображенским и секрет его идеальной приспособленности к жизни в социалистическом обществе. Данное обстоятельство и не учел гениальный, но политически наивный профессор.
.

­­Пример сочинения 1

Я считаю, что опыт профессора Филиппа Филипповича Преображенского, не смотря на удивительный результат, не принес пользы и оказался лишь жестоким опытом для всех героев Произведения “Собачье сердце” Михаила Афанасьевича БулгаковА. Мне кажется, что мнение доктора Борменталя, о том, что Шариков – человек с собачьим сердцем, более правильное и разумное.
Во-первых, Шариков, не смотря на хорошее отношение к нему, не хотел становиться лучше. У него были прежние собачьи повадки: он ненавидел кошек и огрызался на людей. А так же в нем сохранились повадки вора, алкоголика и дебошира – Клима Чугункина.

Во-вторых, из-за пересаженных желез внутренней секреции у Шарикова появились человеческие повадки и качества, далеко не самые лучшие. Получившееся существо, в результате опыта, как он себя называл – Шариков Полиграф Полиграфович стал человеком.

В нем перемешались качества бродячего пса и преступника – Чугункина.
Ужасные манеры, незнание правил поведения, к тому же Шариков был падок на женщин, он никогда не упускал возможности прокомментировать чужой разговор, не смотря на то, что собеседники на много образованнее и мудрее его.

В результате опыта, проведенного профессором Преображенским и его помощником доктором Борменталем, получился человек с собачьим сердцем, который к тому же не хотел становиться лучше, обладал абсолютно отвратительными моральными ценностями и показывал себя только с плохой стороны.


Пример сочинения 2

Сделав из пса человека,профессор получил двуногое существо,со множеством человечьих пороков.Шариков не унаследовал доброту,доверчивость и преданность собаки,только нелюбовь к котам,он впитал в себя всё худшее от вора Клима Чугункина-порочную тягу к пьянству,нежелание трудиться,сквернословие и хамство,нелюбовь к богатым.

Чем больше он становился человеком,тем больше нехорошие качества развивались в Шарикове.Поддержка домкома ухудшила пороки Полиграф Полиграфовича-появилось рвение к власти,желание командовать,при этом ничего не делая,зато считаться начальником.

Люди закончили быть значимыми для него,основное-это «бумажка»,а не человек.Необразованность,»узколобие» вышло на 1-ый план,Шариков стал чуток ли не гордиться свей «серостью»,зато это роднило его с большинством,делало его сильным и означаемым,пусть даже только в собственных очах.Грубость стала обыкновенной для общения,Шариков намеренно оскорблял и грубил домочадцам,появилась вседозволенность,безнравственность.

А основное-из ненависти к богатым чувство переросло в ненависть ко всем людям,что сделало его сердечко ожесточенным,безразличным,нечутким.

Само заглавие «Собачье сердце» имеет смысл в бессердечности,безжалостности ,безразличии людей,истребляя старое,они не строили ничего взамен,убивая культуру они сеяли революционный хаос,прикрываясь громкими девизами.В этом и проявляется «собачье сердечко» революции,которое так замечательно описал Булгаков.

Прав Преображенский ,который считал что у Шарикова «именно человеческое сердечко. И самое паршивое из всех , которое существует в природе…»


Пример сочинения 3

Филипп Филиппович Преображенский – один из главных героев повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Это известный учёный, интеллигентный человек, который добился больших успехов, благодаря своему трудолюбию. Он – немолод и у него нет семьи. Смыслом жизни профессора является наука, которой он посвящает всё своё время.

Преображенскому чужды новые революционные преобразования в России, но он вынужден жить в стране, в которой властвуют «швондеры». Профессора не может не беспокоить «разруха» в головах преобразователей, которая переносится и на общество. Ему не нравятся грубые, невежественные и невоспитанные люди, которые почувствовали себя хозяевами жизни. Произошедшие перемены касаются и дома, в котором живёт учёный. Из подъездов убрали цветы и ковры; они стали грязными и заплеванными.

Профессор живёт в квартире, состоящей из семи комнат, что крайне раздражает управляющего жилищного комитета Швондера. Он всё время пытается отобрать у него часть комнат. Однако вышестоящие власти сохраняют за выдающимся учёным эту привилегию. Преображенскому необходимо такое большое жилище для работы. Вместе с ним в квартире проживают повар – Дарья Петровна и помощница по хозяйству – Зина. Очень часто остаётся ночевать у профессора его ассистент – доктор Борменталь. В одной из комнат Преображенский принимает у себя больных и там же находится библиотека. Есть в квартире и операционная. Профессор – разносторонне образованный и культурный человек. Он очень любит оперу и не пропускает ни одной премьеры в театре. Филипп Филиппович доброжелательно относится к своим подчинённым и проявляет заботу о них.

Многие годы профессор работает над улучшением человеческой породы. В ходе научных экспериментов он пересаживает бродячей собаке мозг погибшего в пьяной драке человека. Так появляется новое уникальное существо. Однако результат не оправдал надежд доктора Преображенского. Добродушный пёс превратился в грубого, злоупотребляющего алкоголем асоциального человека Шарикова, очень похожего характером и своим образом жизни на погибшего донора гипофиза мозга. Новоявленный тип причиняет своему создателю множество проблем, что в конечном итоге заставляет профессора сделать обратную операцию. Таким образом, он возвращает собаку к своему прежнему виду.

После неудачного эксперимента профессор делает вывод, что нельзя идти против природы. Гениальные люди рождаются от обычных женщин, а не путём научных опытов.

Урок – исследование с использованием ЦОР

«В чем ошибка профессора Преображенского?»

(по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»)

1 слайд

Учитель:

— Повесть
«Собачье сердце» была написана в1925 году, но писатель не увидел ее
напечатанной. В России произведение было опубликовано лишь в 1987 году.

«Это
острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя», —  так
понял это произведение  Л. Б. Каменев. А как поняли его вы?

Ответы
учащихся  (чаще всего ответы учащихся сводятся к эксперименту профессора
Преображенского)

Учитель
задает проблемный вопрос: «А что понял в финале повести профессор
Преображенский? В чем заключается его ошибка?»

Разные
мнения  учащихся   приводят к  проблемной ситуации, в ходе решения которой
ученики придут к более глубокому осмыслению произведения.

Сообщение
ученика об истории  создания повести «Собачье сердце» (предварительное домашнее
задание)

 В
основе повести  лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и что
именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как
эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания
нового совершенного общества революционными (не исключающими насилия) методами,
к воспитанию теми же методами нового, свободного человека писатель относился
крайне скептично. Для него это было таким вмешательством в естественный ход
вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих
«экспериментаторов». Об этом автор своим произведением  и предупреждает
читателей.

2 слайд

Учитель:

— «Сатира
создается тогда, когда появится писатель, который сочтет несовершенной текущую
жизнь, и, негодуя, приступит к художественному обличению ее. Полагаю, что путь
такого художника будет весьма и весьма труден».                                (М.А.Булгаков)

Вспомним,
что такое сатира. Против чего направлена сатира? ( Сатира – вид комического.
Предметом сатиры служат человеческие пороки. Источник сатиры – противоречие
между общечеловеческими  ценностями и действительностью жизни).

 Традиции
каких русских сатириков  продолжил М.Булгаков? ( М.Е.Салтыкова-Шедрина, Н.В.
Гоголя).

Аналитическое  групповое  исследование:

1.
Какой  предстает перед читателем Москва 20-ых годов? Чьими глазами мы видим
Москву?  (Глазами собаки —  прием отстранения, позволяющий автору «спрятать»
свое отношение к происходящему и в то же время наиболее полно раскрыть  характер
наблюдателя через его восприятие событий и их оценку. Москва представляется
ребятам грязной, неуютной, холодной и мрачной. В этом городе, где царят ветер,
вьюга и снег, живут озлобленные люди, пытающиеся удержать то, что у них есть, а
еще лучше — захватить побольше. Ученики находят в тексте детали, подтверждающие
их впечатления, и приходят к выводу, что в Москве — обстановка хаоса, распада,
ненависти: человек, бывший никем, теперь получает власть, но употребляет ее во
благо себе, не считаясь с окружающими его людьми (пример тому — судьба
«машинисточки»).

3 слайд

1.                 
Каким предстает перед нами профессор
Преображенский? Случаен ли выбор фамилии профессора? Как автор относится к
своему герою в первой части повести? Что можно сказать об образе жизни и
взглядах профессора?

     4 Слайд

Каковы
его нравственные принципы? В чем суть отношения профессора к новому строю?

 С
какой целью профессор подобрал бездомного пса? Зачем он проводит
экспериментальную операцию?

5       
Слайд

Каким
представляется вам Шарик? Опишите его в момент встречи с профессором. Какие
качества Шарика вам симпатичны, какие — нет? Какие качества в   Шарике
подчеркивает автор? С какой целью он это делает? Что замечает Шарик в
окружающей его действительности и как на это реагирует? Что нравится Шарику в
доме профессора и что — нет? ( С первых строк перед читателем разворачивается  «поток
сознания» пса. И с первых строк ясно, что этот пес — фантастический. Пес, над
телом которого надругались люди, конечно, умеет ненавидеть, но «машинисточка»
вызывает у него сочувствие и жалость.

 6
слайд (просмотр кинофрагмента)

Встреча
с профессором Преображенским спасает Шарика от смерти. И хоть пес осознает свою
рабскую душу и подлую долю, но за кусок краковской колбасы отдает свою любовь и
преданность «умственного труда господину». Лакейская угодливость, проснувшаяся
в Шарике, проявляется не только в готовности лизать сапоги господина, но и в
желании отомстить за былые унижения одному из тех, кого он раньше боялся как
огня, — «тяпнуть швейцара за пролетарскую мозолис-тую ногу»).

7 слайд

Меняется
ли Шарик с 16 по 23 декабря? Выделите этапы этих изменений. Сравните поведение
собаки и человека (Шарикова) в эпизодах первой и второй частей: выбор имени,
обед, посещение домкомом. Проявляется ли что-нибудь собачье в человеке? Почему?
Что в Шарикове от собаки, что от Чугункина? (Шариков, чьим первым словом было
название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку,
хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У
него даже есть духовный наставник — председатель домкома Швондер. Карьера
Шарикова поистине удивительна — от бродячего пса до уполномоченного по
уничтожению бродячих кошек и собак. И тут проявляется одна из основных черт
Шарикова: ему полностью чужда благодарность. Наоборот, он мстит тем, кто знает
его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них,
самоутвердиться. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на
завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей
жертвой будет он сам.)

8       
Слайд

Кто
является идейным наставником Шарикова? Какое воздействие страшнее: физическое
или идеологическое? (Любое насилие оправдать нельзя)

 Какое
будущее предсказал Булгаков Швондеру устами профессора Преображенского? Сбылось
ли это предсказание?

9       
слайд

Сравните
теории воспитания профессора и доктора Борменталя. Какая и почему оказалась
результативнее? Как повлияли результаты эксперимента на профессора и его
ассистента? Меняется ли авторское отношение к профессору на протяжении повести?
С чем связаны эти изменения?

10 слайд

Что
понял  профессор Преображенский к концу повести? В чем его ошибка?         О
чем предупреждает автор своего читателя? (Профессор Преображенский приходит к
выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит
к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет
свою ошибку — Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и
самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел
предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые
начались в нашей стране в 1917 г.              

   Булгаков
считает, что строительство социализма – это тоже эксперимент. Новое общество
создаётся путём насилия, к чему автор относится отрицательно. Для него это
нарушение естественного хода событий, которое окажется плачевным для всех.

В
отличие от благополучного финала гениальной книги Михаила Булгакова, в реальной
истории все сложилось иначе. После революции 1917 года к власти в СССР пришли многочисленные
шариковы во главе со швондерами. Гордящиеся своим пролетарским происхождением,
бесконечно далекие от знания законов истории и экономики, подменившие подлинную
культуру и образованность неумеренными «вокальными порывами», эти маргиналы с
«разрухой в головах» довели свою страну до неслыханной в мировой истории
социальной катастрофы. Мы до сих пор залечиваем раны кровавой исторической
«операции» 1917 года.

Великий
диагност и провидец, М. Булгаков предсказал трагические последствия «небывалого
в Европе» социального эксперимента еще в разгар исторических событий – в статье
«Грядущие перспективы», написанной в ноябре 1919 года9. Статью
завершают слова:

«Нужно
будет платить за прошлое неимоверным трудом, суровой бедностью жизни. Платить 
и в переносном и в буквальном смысле слова.

Платить
за безумие мартовских дней, за безумие дней октябрьских, за самостийных
изменников, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег… за
все!

И
мы выплатим.

И
только тогда, когда будет уже очень поздно, мы вновь начнем кой-что созидать,
чтобы стать полноправными, чтобы нас впустили опять в версальские залы.

Кто
увидит эти светлые дни?

Мы?

О
нет! Наши дети, быть может, а быть может, и внуки, ибо размах истории широк, и
десятилетия она так же легко «читает», как и отдельные годы.

И
мы, представители неудачливого поколения, умирая еще в чине жалких банкротов,
вынуждены будем сказать нашим детям:


Платите, платите честно и вечно помните социальную революцию!»

Домашнее задание

Ответьте
письменно на вопрос: в чем смысл финала повести?

При
подготовке к  уроку были использованы материалы: 

http://900igr.net/fotografii/literatura/Bulgakov.html

http://900igr.net/kartinki/literatura/Sobache-serdtse/011-M-A.-Bulgakov-1891-1940.html

http://studentbank.ru/view.php?id=46749&p=9

http://www.bulgakov.ru/dogheart/dh6/

Вместе с маститым художником Богорадом продолжаем социальный проект – напоминаем народу, какие книжки он когда-то читал, но забыл, про что там написано. Сейчас объясним про «Собачье сердце» – не все там просто.

Сюжет такой. 1920-е годы. Советская власть. Москва. Крайне симпатичный профессор Филипп Филиппович Преображенский живет и в семикомнатной квартире и там же практикует – омолаживая пациентов, пересаживая им то одно, то другое от животных. Пересадил женщине яичники обезьяны – сразу не женщина, а конфетка. А потом проводит эксперимент наоборот – собаке Шарику пересаживает гипофиз вора и балалаечника Чугункина. Собака превращается в человека – Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Шариков оказывается хамом и пьяницей, попадает под коммунистическую пропаганду Швондера, считает себя пролетарием. В итоге профессор делает Шарикову обратную операцию  – он опять превращается в собаку.

Тут стоит заметить, что кроме медицинской практики и наблюдений за странностями советской жизни профессор Преображенской на протяжении всей книги ведет борьбу за квартиру: то его пытаются уплотнить, то Шариков требует себе жилплощадь. Некоторые из этого делают вывод, что профессором вообще двигают меркантильные жилищные интересы. Но мы эти инсинуации отвергаем, потому что нам с Богорадом профессор нравится.

Другое дело – изготовление из собаки человека. По сюжету это получилось у профессора случайно, но с другой стороны – в точно отмеренный час. Новый человек Шариков появляется на свет в ночь с 6-го на 7 января – на православное Рождество. То есть налицо попытка создать нового Христа. Но попытка, признанная самим создателем неудачной.

Художник Богорад говорит, что если посмотреть на историю с собакой Шариком с точки зрения собаки Шарика – то это вообще кошмар. И налицо жестокое обращение с животными (ст. 245 УК РФ – до трех лет лишения свободы).

Не споря с большим художником, мы заметим, что профессор Преображенский на самом деле сделал только одну ошибку – не у того взял гипофиз. Если бы он воспользовался гипофизом не рецидивиста, алкоголика и балалаечника  Клима Григорьевича Чугункина, а какого-нибудь нежного, интеллигентного человека, то и история пошла бы совсем по-другому.

Всегда надо думать, из какого тела гипофиз вынимать.

С.Б.

­Главная>Сочинения по произведению Собачье сердце

В чём вина профессора Преображенского

20 предложений/ 411 слов

В основе сюжета фантастической и одновременно реалистичной повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», написанной в 1925 году, лежит неоднозначный эксперимент профессора Филиппа Филипповича Преображенского по пересадке человеческого гипофиза и желез внутренней секреции собаке. С одной стороны, эта операция имела колоссальное значение для развития науки, поскольку результатом ее проведения стало поистине удивительное превращение животного в человека, впоследствии ставшего называть себя Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. С другой стороны, последствия этого опыта были ужасны и чуть не обернулись катастрофой для самого ученого.

Шариков хоть и смог в физическом плане стать человеком (научился прямо ходить, говорить, у него выпала шерсть и отвалился хвост), но он остался абсолютно безнравственным и эгоистичным существом. Причем эти качества передались ему не от животного, а от того гражданина, чьи органы использовал профессор для проведения операции, — пьяницы, дебошира и гуляки Клима Чугункина.

От того, что Шариков изо всех сил старался быть «как все» и даже получил удостоверение личности, рабочую должность и нашел себе сожительницу, ситуация становилась только хуже. Плохо, в первую очередь, от этого было самому Преображенскому и его окружению. Когда ситуация накалилась до предела, и Шариков стал угрожать профессору и его ассистенту доктору Борменталю пистолетом, последовал логичный финал повести: ученым пришлось провести обратную операцию и вновь превратить Шарикова в собаку.

Казалось бы, эксперимент завершился удачно и Преображенскому удалось исправить страшные последствия своей ошибки, но это не снимает ответственности с ученого. Человек не имеет права брать на себя роль творца, поскольку вмешательство в живую природу, изменение естественного хода вещей всегда приводит к печальным результатам.

Филипп Филиппович и сам осознает свою роковую ошибку. Так он говорит о ней Борменталю: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу». Эксперимент ученого изначально не имел каких-либо высоких благих целей, поскольку речь шла лишь о возможности омоложения человека, и ради этого профессор готов был сделать такой отчаянный шаг.

Булгаков несколько раз в своей повести подчеркивает, что Преображенский был достаточно умен для того, чтобы увидеть возможные последствия своих действий, но он предпочел остаться слепым в этом вопросе. В результате он подверг опасности не только себя, но и своих близких. Стоило ли это открытие того? Конечно же, нет. Понимая это, Преображенский и сам говорит, что цена его эксперименту «один ломаный грош».

Вина профессора имеет локальные последствия, но ответственность, которая лежит на плечах идейных вдохновителей революции 1917 года гораздо больше и тяжелее. Повесть «Собачье сердце» — это не только произведение об ошибке одного человека, это также горький рассказ о том, к чему приводят радикальные преобразования в обществе.

см. также:
Другие сочинения по произведению Собачье сердце, Булгаков

Характеристики главных героев произведения Собачье сердце, Булгаков

Краткое содержание Собачье сердце, Булгаков

Краткая биография Михаила Булгакова

Возможно, вам также будет интересно:

  • Букет цветов ошибка или нет
  • Букет цветов ошибка в словосочетании
  • Буквы с английского на русский ошибка
  • Буквы ошибок в стиральной машине самсунг
  • Буквы и ы после приставок с ошибками

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии