Неправильный выбор падежной формы существительного – одна из наиболее часто допускаемых ошибок в письменной и устной речи. К подобным ошибкам относится сочетание предлога «согласно» с существительными. Ошибочное употребление этого предлога можно встретить даже в официальных документах.
Согласно чему или чего – как пишется правильно? Чтобы написать верный вариант, нужно запомнить несложное правило — так можно раз и навсегда избавиться от распространённой ошибки.
«Согласно» — какая часть речи
Еще со школьных времен нам известно, что информация, представленная наглядно, легко запоминается:
Слово «согласно» в русском языке выполняет функцию нескольких частей речи. Определить его принадлежность можно только в контексте:
«Дедушка заулыбался и согласно закивал в ответ».
Закивал (как?) – в данном случае «согласно» это наречие, поскольку зависит от глагола и обозначает признак действия;
«Молодое поколение согласно с нами только в этом вопросе».
Поколение (каково?) – в этом предложении слово «согласно» является именем прилагательным, так как зависит от имени существительного (прилагательное в краткой форме, в среднем роде, образовано от «согласный»);
«Согласно списку участников мы выступаем после танцевального ансамбля».
Согласно (чему?) – в этом примере рассматриваемое слово является производным предлогом.
Итак, чтобы определить, к какой части речи относится нужное слово, следует правильно задать вопрос.
Употребление производных предлогов с именами существительными подчиняется чёткому правилу. Синтаксическая связь управление характеризуется тем, что она требует употребления определённой падежной формы существительного.
С предлогами «согласно», «вопреки», «наперекор», «наперерез», «благодаря» сочетается только дательный падеж. Это значит, что правильно говорить и писать – «согласно кому» или с»огласно чему», а не кого или чего.
Пару столетий назад правильным вариантом считалось словосочетание, построенное по схеме предлог + существительное в родительном падеже: «согласно счета», «согласно синонима», «согласно мнения» и др. Но уже в 19 веке такое сочетание слов стали считать канцеляризмом. Современная литературная норма использование родительного падежа не допускает.
Рассмотрим ещё несколько примеров:
-
неправильно — «согласно действующего законодательства», «согласно порядка проведения церемонии», «согласно решения педагогического совета».
-
правильно — «согласно действующему законодательству, справке, данным гидрометцентра, сводной таблице баллов, газетной статье, положению о конкурсе».
При употреблении этой словесной конструкции на письме возникает вопрос о необходимости её обособления. Существуют правила, которыми следует руководствоваться в таких случаях.
Запятая до и после оборота с этим предлогом ставится или опускается в зависимости от следующих условий:
-
Не ставят, если оборот тесно связан по смыслу со сказуемым и при его удалении смысл предложения нарушается: «Он действовал согласно требованиям тренера и одержал победу».
-
Ставят, если оборот разделяет главные члены предложения: «Победитель, согласно утверждённым правилам, получит денежную премию».
-
Ставят, если конструкция стоит не в начале и не в конце фразы и имеет значение причины: «Потерпевшему, согласно соответствующему закону, полагаются денежные выплаты».
По современным нормам русского языка единственным вариантом правильного употребления производных предлогов «согласно», «вопреки», «благодаря», «наперерез», «наперекор» является синтаксическая конструкция:
предлог + существительное в дательном падеже.
Этим правилом следует руководствоваться при использовании предлога «согласно» в официально-деловом или публицистическом стиле.
Согласно чему или согласно чего как правильно?
Современные нормы русского языка допускают употребление двух конструкций: согласно чему и согласно с. Первый вариант является более популярным в деловом языке.
Правильно
Согласно чему — в современном русском языке предлог «согласно» требует к себе дательного падежа (чему?), поэтому в предложении употребляется в сочетании со словом в форме дательного падежа (договору, приказу, закону, распоряжению и т.д.).
Согласно приказу #208
Я действовал согласно закону о полиции
Согласно моему распоряжению были проведены слушания
Мы действовали согласно действующему приказу
Работа велась согласно заключенному договору
Согласно первому пункту приказа, работа была приостановлена
Мы работали согласно утвержденному графику
Правильное написание наиболее часто встречающихся словосочетаний в официально-деловом письме:
Согласно закону | Согласно законодательству |
Согласно приказу | Согласно заявке |
Согласно договору | Согласно федеральному закону |
Согласно распоряжению | Согласно выписке |
Согласно графику | Согласно акту |
Согласно кодексу | Согласно оригиналу |
Согласно указу | Согласно документу |
Согласно уставу | Согласно действующему законодательству |
Согласно условиям договора | Согласно чертежу |
Согласно контракту | Согласно модели |
Согласно данным | Согласно инструкции |
Согласно штатному расписанию | Согласно требованиям |
Согласно с — менее популярная, но допустимая конструкция в русском языке. Является синонимичной выражению «в соответствии с чем-либо».
Работу вели согласно с правилами техники безопасности.
Мы живем согласно с требованиями морали.
Работу Александр вёл согласно с советами начальства.
Неправильно
Согласно чего — согласно приказа, договора, закона, распоряжения, графика и т.д.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.
Правописание «Согласно чему» и «согласно чего»: верная форма, обоснование, примеры
По современным правилам написания деловых бумаг, в выражениях «согласно » слово, обозначающее соответственный документ, правильно пишется в дательном падеже, «согласно чему»: «согласно закону», «согласно инструкции», «согласно приказу», «согласно распоряжению», «согласно решению». Писать, ставя значащее слово в родительный падеж («согласно чего»), полагалось при царизме и большевизме касательно первичных документов общегосударственного значения в ранге не ниже министерского.; в этом отношении непримиримые враги сходились. Помните фильм «Холодное лето пятьдесят третьего»? «Оружие опечатано. Согласно закона!» В современном документообороте выражение «согласно (чего) » считается приемлемым, не умаляющим законной силы документа, но его податель сочтётся или юридически малограмотным, или даже консерватором-обскурантом.
Пояснение
Изменение нормативного написания словосочетания «согласно » есть свидетельство ни много, ни мало – перемены парадигмы общества как единого мерила его духовных установок и моральных ценностей. Употребление «согласно » для «самых главных» бумаг и «согласно » для «всякой шушеры» говорило о неравноправности законов и неравенстве всех перед законом.
Родительный падеж в таком случае означал, что некая «главнейшая» бумага наделена «высшей» силой и родит (порождает) документы низшего порядка. А дательный – тебе, мол, частица «высшей» силы дадена, пользуйся, применяй, но – знай свой шесток.
Переход только лишь на дательный падеж говорит, что все законы принимаются единообразно, способом выборного представительства, что в своей сфере действия все законы одинаково правомочны и перед законом все равны. Обсуждён закон, принят голосованием, подписан, введен в действие – никакой монарх, граф, князь, вождь и учитель не родит из него исключение, как бы ни тужился. Именно коллективное, в конечном итоге, законотворчество ДАЁТ законам и подзаконным актам надлежащую правовую силу, а пытаться «рожать» противоречащее законодательству волеизъявление подлежит наказанию согласно тем же законам.
Тут уместно вспомнить высказывание одного очень злого и коварного, но и очень умного выдающегося государственного деятеля: «Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает». Да, это сказал тот самый Отто фон Бисмарк. Образцовый «ястреб», собравший великую Германию из кучи хлама, над которым кто только ни издевался, как хотел.
То есть, заявить: «Теперь государство это МЫ» мало. Парадигму равенства всех перед законом нужно соблюдать на деле. В мелочах (скажем, в деловом письме) тоже. «Хочешь быть счастливым – будь им!». Козьма Прутков. Только при таком условии новая парадигма войдёт в плоть и кровь, и ни цари, ни завоеватели не смогут вновь подогнуть народ под колено.
Грамматика и примеры
Слово «согласно» в русском языке обозначает три различные части речи:
- Прилагательное, сокращённая форма от «согласное» (среднего рода, единственного числа; употребляется только в именительном падеже).
- Наречие, обозначающее согласие и/или согласованное взаимодействие. Неизменяемое слово.
- Предлог, выражающий соответствие и/или следование чего-то из чего-то другого.
- «Согласно Закону о недрах …» – «Соответственно Закону о недрах …» – «По Закону о недрах …» – «В соответствии с Законом о недрах …»;
- «Согласно инструкции МВД …» – «Соответственно инструкции МВД …» – «По инструкции МВД …» – «В соответствии с инструкцией МВД …»;
- «Согласно решению общего собрания …» – «Соответственно решению общего собрания …» – «По решению общего собрания …» – «В соответствии с решением общего собрания …»;
- «Согласно распоряжению совета директоров …» – «Соответственно распоряжению совета директоров …» – «По распоряжению совета директоров …» – «В соответствии с распоряжением совета директоров …», и т.д.
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Согласно ЧЕГО или ЧЕМУ? Морфологическая норма употребления предлога
Правильно согласно чему?, а не согласно чего? В письменной и разговорной речи в соответствии с современной морфологической нормой русского литературного языка производный предлог «согласно» употребляется в сочетании с существительным (местоимением) в форме дательного падежа: согласно чему?
Чтобы правильно выбрать конструкцию согласно чего? или согласно чему? , обратимся к морфологической норме русского литературного языка.
В официально-деловой, в художественной речи, в публицистике часто фигурирует предлог «согласно» в сочетании с существительным. Этот производный предлог синонимичен словам «соответственно», «применительно», «сообразно». Часто возникает вопрос: как правильно образовать падежную форму существительного
- (согласно чему?) согласно договору (форма дательного падежа существительного);
- (согласно чего?) согласно распоряжени я (форма родительного падежа существительного)?
К сожалению, официальные документы изобилуют морфологическими ошибками, суть которых заключается в неправильном сочетании двух слов: производного предлога «согласно» с падежной формой существительного или местоимения.
Предлог «согласно» в родительном или дательном падеже?
Зачастую интересующий нас предлог по воле пишущего употребляется в форме родительного падежа существительного, что нарушает морфологические нормы русского языка и является в корне неверным. В использовании этого предлога будем следовать морфологической норме современного русского литературного языка:
В соответствии с морфологической нормой литературного языка правильно напишем или скажем:
Морфологическая конструкция «согласного чего?» была употребительна в далёком XIX веке и физически и морально устарела, как старое поношенное пальто, которое уже давно следует сдать в утиль. Сочетание предлога с существительным в форме родительного падежа стало признаком канцелярского стиля письменной речи. За прошедшие два с лишним века расширился лексический состав русского языка, изменились орфоэпические, морфологические и синтаксические нормы. В современном русском языке конструкция «согласно чего?» является ошибочной с точки зрения морфологической нормы.
Понаблюдаем, как правильно употребляется морфологическая конструкция «согласно чему?» в различного рода текстах.
Примеры
Уникальность состоит в том, что каждое изделие делается строго по индивидуальному плану согласно требованиям заказчика (Д. Шевчук. Бизнес-планирование: как составить бизнес-план).
Согласно мнению экспертов розничный сектор экономики движется в едином направлении: это огромные магазины, расположенные в крупнейших населённых пунктах, с очень низкими ценами в качестве одной из стратегий (Шеп Хайкен).
Мы сами вывели принцип, согласно которому большее количество пикселей обозначает более высокое качество изображения (В. Завгородний).
Система действовала великолепно, оборудование было в отличном состоянии, все наборы программ работали согласно плану, соединение прошло без помех (Джордж Мартин. Летящие сквозь ночь).
источники:
http://pishempravilno.ru/soglasno-chemu-soglasno-chego/
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/soglasno-chemu-ili-chego.html
Согласно чему или согласно чего как правильно?
Современные нормы русского языка допускают употребление двух конструкций: согласно чему и согласно с. Первый вариант является более популярным в деловом языке.
Правильно
Согласно чему — в современном русском языке предлог «согласно» требует к себе дательного падежа (чему?), поэтому в предложении употребляется в сочетании со словом в форме дательного падежа (договору, приказу, закону, распоряжению и т.д.).
Согласно приказу #208.
Я действовал согласно закону о полиции.
Согласно моему распоряжению были проведены слушания.
Мы действовали согласно действующему приказу.
Работа велась согласно заключенному договору.
Согласно первому пункту приказа, работа была приостановлена.
Мы работали согласно утвержденному графику.
Правильное написание наиболее часто встречающихся словосочетаний в официально-деловом письме:
Согласно закону | Согласно законодательству |
Согласно приказу | Согласно заявке |
Согласно договору | Согласно федеральному закону |
Согласно распоряжению | Согласно выписке |
Согласно графику | Согласно акту |
Согласно кодексу | Согласно оригиналу |
Согласно указу | Согласно документу |
Согласно уставу | Согласно действующему законодательству |
Согласно условиям договора | Согласно чертежу |
Согласно контракту | Согласно модели |
Согласно данным | Согласно инструкции |
Согласно штатному расписанию | Согласно требованиям |
Согласно с — менее популярная, но допустимая конструкция в русском языке. Является синонимичной выражению «в соответствии с чем-либо».
Работу вели согласно с правилами техники безопасности.
Мы живем согласно с требованиями морали.
Работу Александр вёл согласно с советами начальства.
Неправильно
Согласно чего — согласно приказа, договора, закона, распоряжения, графика и т.д.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.
Как правильно писать и говорить: согласно закону или согласно закона?
Иногда встречается написание слова » согласно» с родительным падежом :» согласно решения» .Это морфологическая ошибка. В соответствии с морфологическими нормами русского языка,производные предлоги » согласно, вопреки, благодаря,наперекор» употребляются с дательным падежом существительного или местоимения.
Например: согласно приказУ, благодаря умениЮ, вопреки погодЕ, наперекор судьбе.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Согласна с ответившими. Согласно законУ. Честно говоря, передергивает, когда где-либо вижу словосочетание «согласно чего-то». А ведь это крайне распространенная ошибка и в некоторых организациях ее совершает большинство, более того, люди в своей правоте уверены на все сто процентов. Печально.
Андрей0817
[97.1K]
8 лет назад
Согласно (кому? чему?) — законУ.
Это существительное в дательном падеже и окончание у него -у- либо -ю-.
Словосочетание «согласно с законом» звучит несуразно и это уже творительный падеж: согласно (с кем? с чем?) с законом.
А слово ЗАКОНА пишем, когда говорим «на основании закона».
Limitless
[77.7K]
7 лет назад
В данной конструкции нам надо определиться какой падеж дательный или родительный использовать.
Важно запомнить, что в согласно правилам русского языка
Таким образом, верным станет вариант «согласно закону».
Azamatik
[55.3K]
7 лет назад
Перед нами сочетание производного предлога «согласно» и существительного закон*.
Чтобы понять то, как именно нужно употреблять слово «закон» в сочетании с производным предлогом, зададим вопрос. «Согласно чему?» — то есть сочетающееся с ним существительное должно находиться в дательном падеже.
Значит, правильно писать/говорить согласно закону. Также правильно писать так: вопреки закону, благодаря закону и тд.
Артём Денисов
[107K]
7 лет назад
Правильно говорить и писать — «согласно закону». Такое окончание обусловлено тем, что нормами и правилами русского языке предусмотрено, что производные предлоги, в нашем случае это «согласно», употребляются со словами, которые находятся в дательном падеже. А мы знаем, что этот падеж содержит такие окончание, как «у» или «ю».
moreljuba
[62.5K]
7 лет назад
Итак, в данном случае нужно писать именно «согласно закону» с окончанием «у». Почему именно так?
Всё очень просто. Слово «закону» в этом словосочетании употреблено в дательном падеже: согласно «чему?» закону. А что касается дательного падежа, то для него характерны окончания «у» и «ю».
Безразличный
[257K]
9 лет назад
Правильно в дательном падеже. А это значит Согласно закону ,согласно правилам и так далее.
loralee
[15.8K]
7 лет назад
Нужно писать «согласно закону».
Примеры:
Согласно закону о правах потребителя;
Органы правопорядка действовали согласно закону;
Согласно закону, я имею право на свободу совести и выбора.
Вариант «согласно закона» не является правильным, нельзя употреблять словосочетание в такой форме — это лексическая ошибка.
Марлена
[16.2K]
7 лет назад
Правильным вариантом написания будет таким — согласно закону. Это можно понять таким образом: нужно задать вопрос — согласно чему? — согласно закону. Получается дательный падеж, то есть вопрос относится к дательному падежу и значит слово закону должно стоять там же.
reparcam
[11.9K]
7 лет назад
Тут нет никаких исключений, просто попробуйте ответить на вопрос: согласно чему?
На конце вопросительное слово — чему?
Вот и ставим в нашем варианте на конце — у
Согласно закону.
А согласно закона — так не правильно.
Правильно Согласно с законом. Остальное — издержки канцелярита, и оба «правильные».
Знаете ответ?
Письмо — основное средство переписки между деловыми партнерами.
Деловое письмо — это письменное обращение к должностному лицу (представляемому им предприятию, организации, учреждению), подготовленное в соответствии с правилами переписки. Письма могут готовиться компанией:
— как ответные — в связи с исполнением ранее принятых вышестоящим органом управления (власти) решений;
— как сопроводительные — в связи с необходимостью сопровождения пересылки адресату каких-либо документов (материалов);
— как ответы — в связи с получением запросов различных организаций, а также физических лиц (граждан);
— как инициативные.
Текст письма должен точно соответствовать заданию, зафиксированному в резолюции руководителя компании или предписаниям (указаниям) документа, в ответ на который готовится письмо. Сроки подготовки писем определяются исходя из сроков, отведенных на исполнение решения (запроса) в ранее полученном письме (документе) и с учетом типовых сроков исполнения документов.
Текст делового письма, как правило, должен касаться одного вопроса. Освещение в тексте делового письма нескольких вопросов допускается, если эти вопроса тематически взаимосвязаны и могут быть изложены ясно и кратко. Ниже приведены рекомендации по подготовке проекта содержания делового письма.
10 важных рекомендаций
по подготовке проекта содержания делового письма
1. Просмотрите (подготовьте) черновик письма. Выделите в нем три основные части — вводную часть, констатирующую или отчетную часть, а также заключительную часть, содержащую выводы, предложения или указания (в зависимости от направленности письма).
2. Во вводной части, открывающей основной текст и следующей сразу за вступительным обращением (указанием на содержание письма), определите одну-две проблемы, о которых вы намереваетесь написать. Обозначьте их общее состояние двумя-тремя предложениями.
3. В констатирующей (отчетной) части уточните (детализируйте) характеристику состояния дел. Ответьте на вопросы, поставленные в письме вашим респондентом. Дайте краткую оценку того, что выполнено на текущий момент. Выделите нерешенные проблемы, кратко остановитесь на причинах.
4. В заключительной части поместите выводы и предложения (указания) относительно разрешения существующей ситуации или перспектив деятельности в данной области. Поручения давайте конкретно, предложения излагайте немногословно, и в том, и в другом случае действуйте обдуманно, особенно при описании вопросов финансирования, при установлении сроков решения тех или иных задач и т.п.
5. Составьте список приложений, надпишите адрес и вступительное обращение, подпишите черновик письма (или укажите необходимые данные лица, к которому документ будет направлен на подпись). После этого передайте проект документа на оформление.
6. Откорректируйте и отредактируйте оформленный (отпечатанный набело) документ, внесите в текст правку. Еще раз прочитайте. После этого передайте документ на окончательное оформление, не забыв при этом указать количество экземпляров. Просмотрите в последний раз оформленный документ. Подпишите его или представьте на подпись. Если вы сами оформили и подписали письмо, передайте его для подготовки к отправке. Черновик документа и последний экземпляр храните у себя до истечения надобности в нем. Данный пункт исполняется после просмотра всего текста (включая сведения об исполнителях и т.д.) окончательного варианта документа.
7. Обратите внимание не только на содержание послания, но и на форму его подачи. Имейте в виду, что написанное, по сути, верно деловое письмо может произвести обратное желаемому воздействие на адресата в силу неверного тона или шероховатости стиля изложения.
8. Старайтесь максимально верно расставлять по ходу содержания делового письма смысловые акценты. Изложение начинайте с главной мысли, составляющей тему (предмет) документа, которую затем последовательно развивайте.
9. Не следует писать деловые письма в состоянии сильного гнева или под воздействием иных эмоций — это самым нежелательным образом отразится на их содержании. Если же все-таки рука «сама тянется к перу», то, дописав последнюю строчку, не спешите с отправкой этого опуса — отложите ее, по крайней мере, до следующего дня.
10. Избегайте использовать в деловых письмах сомнительные по толкованию слова и выражения — поскольку двусмысленность содержания ведет к его недопониманию. Стремитесь к тому, чтобы написанное было написано по возможности просто и доходчиво.
Изложение делового письма производится от третьего лица единственного числа либо от первого лица единственного или множественного числа. Как правило, текст делового письма состоит из двух частей.
В первой части излагается причина, основание или обоснование составления письма, приводятся ссылки на документы, являющиеся основанием подготовки письма. Во второй части, начинающейся с абзаца, — выводы, предложения, просьбы, решения и т.д.
Оформление документа производится на бланке письма. Письмо подписывает лицо, распорядившееся о его подготовке, а инициативное письмо, кроме того, — исполнитель письма.
Реквизитами документа являются:
1. Дата документа.
2. Регистрационный номер документа.
3. Ссылка на регистрационный номер и дату документа (для ответных писем).
4. Сведения об адресате.
5. Заголовок к тексту.
6. Текст.
7. Подпись.
8. Отметка о наличии приложения.
9. Отметка об исполнителе.
10. Идентификатор электронной копии документа.
5 важных рекомендаций
по оформлению проекта делового письма
1. Напечатанный текст должен в точности соответствовать черновику документа. Достоверность текста, набранного под диктовку, затем выверяется в ходе повторной читки во избежание ошибок и несоответствий действительному положению вещей. Во всех остальных случаях набранный текст сверяется с первоисточником и при необходимости корректируется.
2. Документ не должен содержать ошибок. При обнаружении таковых в процессе проверки необходимо произвести верификацию электронной версии, после чего распечатать в исправленном виде.
3. Текст письма должен отчетливо читаться при умеренном освещении. Если это затруднительно, переоформите его: отпечатайте текст письма более насыщенным или более крупным шрифтом. Обратите внимание на наличие и расстановку абзацев, отделение частей текста пустыми строками (отступами) в необходимых случаях: это правило неукоснительно соблюдается для выделения вводной и заключительной частей письма. Использование этих несложных приемов позволит получателю письма быстрее и глубже ознакомиться с его содержанием.
4. Обратите внимание и на то, в каком состоянии находится бумага (бланк), предназначенная для оформления письма: она должна быть абсолютно белой, без каких-либо дополнительных оттенков, поскольку желтизна бумаги невольно намекает на ее возраст, а сероватый цвет — на неряшливость или скупость владельца.
5. Для подписи используйте чернильную ручку с чернилами черного (темного) цвета, поскольку они более гармонично сочетаются с текстом письма. При этом чернила не должны «просвечивать» (т.е. быть слишком жидкими), а перо — царапать. В сигнатуре (подписи) на документе должны хорошо различаться первые четыре буквы фамилии отправителя (если фамилия короткая — то все буквы).
Рекомендации по использованию отдельных наиболее часто употребляемых слов и устойчивых словосочетаний при подготовке содержания деловых писем
1. Синтаксические конструкции, используемые для изложения мотивов, объяснения причин для принятия тех или иных действий:
В порядке оказания помощи прошу Вас…
В целях обмена опытом направляю в Ваш адрес…
В порядке исключения…
Ввиду особых обстоятельств…
В связи с завершением работ по…
В связи с принятием решения о…
В соответствии с ранее достигнутой договоренностью…
По взаимной договоренности между…
Согласно Вашей заявке…
Несмотря на то-то и то-то, продолжает иметь место…
2. Формулировки для выражения отказа:
Несмотря на предпринятые нами (организацией) усилия, Ваше указание остается невыполненным в связи с…
К сожалению, удовлетворить Вашу просьбу не представляется возможным, поскольку…
Ваше распоряжение не может быть выполнено к установленному сроку по следующим причинам…
Мы не можем предоставить интересующую Вас информацию, так как…
Организация не располагает возможностью для выполнения данной задачи из-за отсутствия…
3. Формулировки для выражения предупреждения (уведомления):
Обращаем Ваше внимание на то, что через такое-то время срок соглашения истекает…
Организация вынуждена предупредить Вас о том, что…
Считаем необходимым еще раз напомнить Вам о том, что…
Организация сохраняет за собой право в одностороннем порядке приостановить действие договора в связи с…
Взятые на себя организацией гарантийные обязательства утрачивают свою силу…
Ставим Вас в известность о том, что…
Организация извещает о…
Сообщаю Вам…
Довожу до Вашего сведения, что…
Докладываю о…
4. Устойчивые распорядительные обороты:
Ввести в эксплуатацию…
Обязать руководителя…
Возложить контроль за исполнением настоящей директивы на…
Назначить расследование по факту…
Изыскать дополнительные возможности для…
5. Формулировки для выражения просьб:
Прошу Вас направить в мой адрес…
В связи с острой необходимостью в… настоятельно прошу Вас…
Убедительно прошу Вас решить вопрос о…
В рамках предварительной договоренности с представителем Вашей организации прошу рассмотреть возможность…
Исходя из величины годового лимита по… прошу изыскать для нужд организации…
6. Формулировки для подчеркивания особой важности сведений:
Безопасность гарантируется…
Документация выслана в ваш адрес курьером…
Предпринимаются энергичные меры по…
Конфиденциальность информации обеспечена…
Содержание проекта оперативно корректируется…
Выявленные недостатки уже устраняются…
Выделены дополнительные средства на…
Спланированы необходимые мероприятия, направленные на…
В кратчайшие сроки организуется…
Обеспечен повседневный жесткий контроль за…
7. Устойчивые обороты речи:
наименее сложный… наиболее важный…
наилучший эффект… наихудший результат…
оказать помощь… произвести проверку…
руководство считает возможным… организация не возражает…
срочно сообщите… немедленно устраните…
обеспечьте выполнение… создайте необходимые условия…
доложите предложения по… оптимальное решение…
вероятные сроки… подтвердите получение…
сообщите данные… направьте в мой адрес…
подготовьте к отправке… решите самостоятельно…
8. Наиболее часто употребляемые глаголы:
выполнить (исполнить), решить (разрешить), обязать, завершить, прекратить, направить (отправить), обратить (внимание на…), ввести (в эксплуатацию), спланировать (скоординировать), осуществить (реализовать), создать, восполнить (пополнить), организовать, обеспечить, сообщить (доложить), представить (предоставить), уточнить, установить, устранить, выявить (выяснить).
9. Наиболее часто употребляемые прилагательные:
срочный (оперативный), второстепенный, перспективный, важный, главный (основной), ведущий, серьезный (существенный), плановый, дополнительный, полный, недостаточный, заключительный, промежуточный, общий, конкретный, высший, первичный, лучший, худший, надежный.
10. Стилистические запреты:
Следует использовать:
Вместо Пишите
В отношении, относительно… О…
Благодаря тому факту, что… Потому что…
Приобретать… Покупать…
Принять во внимание… Учесть…
При сем прилагается… Приложение…
Оказывать влияние… Влиять…
За исключением… Кроме…
В целях… Для…
В том случае, если… Если…
В настоящее время… Сейчас…
Перечисление… Платеж…
Наращивать темпы… Ускорять…
Прилагать усилия… Пытаться…
Элементы стиля
Личный стиль
Формальный стиль
Использование местоимений «я»,
«мы», «вы», «нам», «наш»
Мы предлагаем вам…
Отказ от местоимений, замена их
существительными «организация»,
«подразделение», «сотрудник» и т.п.
Предприятие предлагает клиентам…
Прямое обращение, просьба
Пожалуйста, подавайте отчет
в срок…
Констатация
Отчет необходимо подавать в срок…
Использование эмоционально
окрашенных выражений
Стремительный рост
Использование нейтральной лексики
Увеличение
Использование оценочных
выражений
Мы победили
Объективная констатация фактов
Был получен положительный результат
Использование активных оборотов
Выполняем, предлагаю
Использование пассивных оборотов
Выполняется, хотелось бы предложить
Использование простых слов
Переработка, сейчас
Использование «книжных» оборотов
Утилизация, в настоящее время
Использование глагольных
сказуемых
Менеджер руководил
Замена глаголов абстрактными
конструкциями
Менеджер осуществлял руководство
Упоминание чувств
Я с огорчением узнал о…
Мы были рады услышать…
Использование канцелярских клише
Вследствие того обстоятельства, что…
Мероприятие имеет своей целью…
Деловая переписка не терпит дополнительных неделовых речевых оборотов и в том числе каких-то графических изображений. Письмо должно быть сдержанным и достаточно официальным.
Есть одно простое правило: нужно внимательно смотреть, как тебе отвечают или пишут.
Если человек использует сухой деловой язык, то лучше «зеркалить» примерно в той же мере, но ввести больше естественности. Если ваш корреспондент допускает более свободный, естественный язык, это значит, что вам нужно по возможности в том же стиле с ним общаться.
Одна из составляющих искусства эффективного делового общения заключается в том, чтобы, не нарушая формализованных рамок, дать максимальный простор естественному общению. Но здесь необходимо чутье — в какой мере можно позволить себе эту естественность. И она с разными людьми разная. Если ты не хочешь обострить отношения с кем-то, а, наоборот, хочешь создать и укрепить отношения сотрудничества, то нужно искать способы сделать так, чтобы твое письмо было приятно читать другой стороне, чтобы оно вызывало добрые, хорошие эмоции.
Определите, нарушение каких норм привело к ошибке
Ирина Понаровская займется рекламой чулков.(«МК»14.03.97)
Камины я ложил сам.(НТВ,»Герой дня без галстука»)
Последнее высказывание является кредом любой уважающей себя супермодели.(газ. «Вечерняя Москва»,5.01.99)
Этот дОговор неприемлем(ОРТ, «Здесь и сейчас»)
Тогда я просто могу джинсы одеть. (р/с «Эхо Москвы)
Эти деньги для расчета с самой МВФ (ОРТ, «Время»)
Будем действовать согласно законов. (ОРТ, «Время»)
МАТЕРИАЛЫ 1999 ГОДА
ФЕВРАЛЬ 1999 г.
1. ПИШУЩИЕ ЖУРНАЛИСТЫ; ВЕДУЩИЕ ТЕЛЕ- И РАДИОПЕРЕДАЧ; РЕДАКЦИИ СМИ
№ п/п |
Имя, фамилия, должность или профессия |
Допущенное нарушение норм русской речи, ошибка, некорректный речевой оборот |
Теле-, радиопередача, публикация, дата |
Примечания |
1. |
Михаил ОСОКИН, |
«Насколько полно освЕдомлен Президент…» (орфоэпическая ошибка) |
НТВ, «Сегодня», 26 января |
журналист использовал устаревшую норму |
2. |
Светлана СОРОКИНА, |
«Как бы придумать, чтоб В ГОЛОВАХ ИЗМЕНИТЬ!» (речевая небрежность, после глагола необходимо дополнение) |
НТВ, «Герой дня», 26 января |
|
3. |
Михаил ОСОКИН, |
«Он (Лебедь) ДЕЛАЕТ самые категорические ВЫРАЖЕНИЯ» (неправильная лексическая сочетаемость) |
НТВ, «Сегодня», 29 января |
варианты: 1. делает утверждения; 2. употребляет выражения |
4. |
Сергей ДЕДУХ, |
«ИСПЫТЫВАЕТСЯ ПОПЫТКА управлять кораблем…» (тавтология, стилистическая неряшливость) |
НТВ, «Сегодня днем», 4 февраля |
варианты: 1. делается попытка; 2. проверяется способность |
5. |
Татьяна ХУДОБИНА, |
«Какие есть ПОДВИЖКИ в этих вот направлениях основных?» (речевая небрежность) |
РТР, «Подробности», 5 февраля |
использование тележурналистом в эфире слов из канцелярско-бюрократического стиля не рекомендуется |
6. |
Евгений КИСЕЛЕВ, |
«Многие говорят сейчас о том, О ЧЕМ ЗАМЕТИЛ наш корреспондент в своем последнем репортаже» (неправильное управление) |
НТВ, «Итоги»,7 февраля |
варианты: 1. на что обратил внимание; 2. что отметил |
7. |
Светлана СОРОКИНА, |
«Нужно ПРИНИМАТЬ такие ГАРАНТИИ…» (ошибка в выборе слова, не учтена его сочетаемость) |
НТВ, «Герой дня», 8 февраля |
вариант: создавать, обеспечивать гарантии |
8. |
Светлана СОРОКИНА, |
«Говорят, что вы нашли ОБЩИЙ ЯЗЫК В племени людоедов…» (неправильное управление) |
НТВ, «Герой дня»,12 февраля |
вариант: с племенем людоедов |
9. |
Николай СВАНИДЗЕ, |
«Беседа Зюганова с главными редакторАми…» (неправильное ударение) |
РТР, «Зеркало», 14 февраля |
такое ударение распространено в разговорной и профессиональной речи; нужно: редАкторами |
10. |
Евгений КИСЕЛЕВ, |
«Как тут на самом ДЕЛЕ обстоит ДЕЛО?» (стилистическая неряшливость, тавтология) |
НТВ, «Итоги», 14 февраля |
надо: как в действительности обстоит дело? |
11. |
Светлана СОРОКИНА, |
«Это было бы недооценкой ситуации, оставлять ее КАК БЫ в рамках одного Красноярского края» (стилистическая неряшливость, «как бы» — лишнее слово) |
НТВ, «Герой дня», 18 февраля |
немотивированное и лишенное смысла употребление этого речевого оборота в последние годы получило большое распространение в слабоорганизованной разговорной речи |
12. |
Павел ГОРЕЛОВ, |
(обращаясь к Лужкову) «Я думаю, Вы все-таки ОБОЗНАЧИТЕ ПРАЗДНИК (8 Марта), хотя до него осталось несколько дней» (неточное употребление слова, речевая вычурность) |
ТВ-Центр, «Лицом к городу», 2 марта |
надо: упомЯнете праздник |
13. |
Иван КОНОВАЛОВ, |
«…чтобы проникнуть в к[У]вет…» (орфоэпическая ошибка) |
ОРТ, «Время», 30 января |
только: [кювет], но не [кувет] |
14. |
Екатерина ПРИДОРОГИНА, |
«…В совремЁнный период…» (грубая орфоэпическая ошибка) |
НТВ, «Сегодня», 2 марта |
только: совремЕнный (не Ё!) |
15. |
Александр КОЛПАКОВ, |
«…нЕвесть откуда взявшихся сторонников фашистов…» (неправильное ударение) |
НТВ, «Сегодня», 9 февраля |
литературная норма — невЕсть |
16. |
Павел ЛОБКОВ, |
«…Около ЧЕТЫРЕСТА камер вчера еще были здесь…» (грамматическая ошибка, распространенная в разговорной речи) |
НТВ, «Сегодня», 25 января |
литературная норма требует склонения числительных; нужно: около четырёхсот |
17. |
Газета «Московский комсомолец», |
«При этом преступник похитил пачку почти уникальных купюр ДОСТОИНСТВОМ ДВА доллара» (неправильное управление) |
«Московский комсомолец», заметка «Из сейфа финансиста по ошибке взяли лишь пачку самых мелких купюр», 27 февраля |
надо: в два доллара |
18. |
Марина ГРИДНЕВА, |
«40-летняя приезжая из Кисловодска на днях была приговорена Тверским межмуниципальным судом к 3,5 ГОДА лишения свободы» (неправильное управление) |
«Московский комсомолец», заметка «Я не такая, я жду трамвая», 1 марта |
надо: к трем с половиной годам |
19. |
Газета «Аргументы и факты» |
«Рассказывают, что 23 января, встретившись с Борисом Абрамовичем, премьер не поздравил того с ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, СЛУЧИВШЕГОСЯ как раз в этот ДЕНЬ» (ошибка в согласовании определения с определяемым словом) |
«Аргументы и факты», выпуск № 4 (январь), статья «Примакова подставляют» |
надо: случившимся |
20. |
Анастасия ДАДЫКО, |
«Об этом ЗАЯВИЛА ГЛАВА налоговой службы ГЕОРГИЙ БОСС» (неправильная грамматическая сочетаемость) |
ТВ-Центр, Новости, 27 февраля |
надо: заявил глава — |
21. |
Юлий ГУСМАН, |
«Трупы, наркотики, БЛЯДИ, — ненавижу» (нарушение стилевых норм, использование матерного слова) |
«Московский комсомолец», интервью «Гусманоид», 28 января |
подобное нарушение литературной нормы и общественной морали в СМИ недопустимо |
22. |
Юлия МЕНЬШОВА, |
«Ваша ЖИЗНЬ СХОЖА с МУЖЕМ нашей героини» (неправильная сочетаемость, ложный лаконизм, стилистическая неряшливость) |
ТВ-6, программа «Я сама», 3 февраля |
надо: схожа с жизнью мужа |
23. |
Валерий КОМИССАРОВ, |
«Однако, СОГЛАСНО неписаных ЗАКОНОВ, они являются героями» (ненормативное управление, распространенное в разговорной речи) |
РТР, программа «Моя семья», 13 февраля |
литературная норма: согласно сущ. в дат.п. |
24. |
Валерий КОМИССАРОВ, |
«Если ваша пропажа обнаружится, это будет лучшим УТЕШЕНИЕМ всех ваших БЕД» (неправильное управление) |
РТР, программа «Моя семья», 4 февраля |
надо: во всех ваших бедах |
25. |
Владимир ПОЗНЕР, |
«Да, вы совершенно правЫ» (орфоэпическая ошибка, распространенная в разговорной речи) |
Р/с «На семи холмах», авторская программа «Давайте это обсудим» 22 февраля |
надо: прАвы |
26. |
Евгений КАРАМЬЯН, |
«ПО Николаю Сванидзе красные аналитики решили ОТРАБОТАТЬ более конкретно…» (использование «канцелярита») |
«Московский комсомолец», статья «Большой красный рейтинг», 28 января |
вариант: в связи с позицией Н.С. красные аналитики решили провести конкретное разбирательство |
27. |
Мэлор СТРУА, |
«Но окончательную ФОРМУ ЗАЯВЛЕНИЯ придал сам Гор, отточив его ФОРМУЛИРОВКИ на борту лайнера ВВС-2… на пути в Шаймпейн-Урбана, штат Иллинойс, где он впервые ОЗВУЧИЛ ЕГО» (неправильный выбор слова, немотивированное расширительное употребление слова «озвучить», характерное для канцелярско-бюрократической речи) |
«Московский комсомолец», заметка «Чертова дюжина Альберта Гора», 23 января |
варианты: окончательный вид заявлению; где он впервые огласил (произнес) его |
28. |
Борис КРЮК, |
«То есть, какой мужик, ТЕБЕ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ?» (неправильное управление, речевая небрежность) |
РTP, программа «Любовь с первого взгляда», 25 января |
варианты: 1. тебе неважно; 2. для тебя не имеет значения |
29. |
Марк ДЕЙЧ, |
«Хотя у некоторых (имен называть не буду) со здоровьем куда хуже, но ОБЯЗАННОСТИ свои СПРАВЛЯЮТ» (неправильный выбор слова, сделанный без учета его семантики и стилистической окраски) |
«Московский комсомолец», «Черный вторник прокуратуры», 4 февраля |
вариант: с обязанностями своими справляются |
2. ПОЛИТИКИ, ЧИНОВНИКИ, БИЗНЕСМЕНЫ, ВОЕННЫЕ, ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ и др.
№ п/п |
Имя, фамилия, должность или профессия |
Допущенное нарушение норм русской речи, ошибка, некорректный речевой оборот |
Теле-, радиопередача, публикация, дата |
Примечания |
1. |
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, |
«Национальный МОМЕНТ не ВЫДЕРЖИВАЕТ никто…» (стилистическая небрежность, аморфность семантики слова «момент») |
31 канал ТВ, «Перекресток мнений», 24 января |
вариант: напряженность возникает всегда, когда затрагиваются национальные интересы |
2. |
Вадим ГУСТОВ, |
«Мы в данной ситуации хотели ПОМАХАТЬ МУСКУЛАМИ…» (нарочитая речевая небрежность, не учтена семантика слов и их сочетаемость) |
ОРТ, «Здесь и сейчас», 26 января |
вариант: продемонстрировать мускулы |
3. |
Геннадий СЕЛЕЗНЕВ, |
«…Будем действовать СОГЛАСНО ЗАКОНОВ…» (неправильная сочетаемость) |
ОРТ, «Время», 29 января |
распространенная грамматическая ошибка (норма — согласно сущ. в дат. п.); нужно: согласно законам |
4. |
Геннадий СЕЛЕЗНЕВ, |
«..Я задам ему (Ельцину) тот ВОПРОС, который вы мне поручили СПРОСИТЬ» (не учтена семантика слов и их сочетаемость) |
НТВ, «Сегодня», 5 февраля |
возможный вариант: поручили задать |
5. |
Юрий МАСЛЮКОВ, |
«Нам сейчас необходимо прИнять все меры…» (орфоэпическая ошибка) |
РТР, «Подробности», 5 февраля |
только: принЯть |
6. |
Юрий ЛУЖКОВ, |
«Они должны находить средствА не за счет тех, кто живет в городе…» (орфоэпическая ошибка) |
ТВ-Центр, «Лицом к городу», 9 февраля |
грубое нарушение литературной нормы; только: срЕдства |
7. |
Юрий ЛУЖКОВ, |
«Мы объявили о ПОДОРОЖАНИИ ЦЕН на метро» (неправильный выбор слов, не учитывающий их согласование) |
ТВ-Центр, «Лицом к городу», 9 февраля |
варианты: 1.0 подорожании проезда на метро; 2. о росте (об увеличении) цены на проезд в метро; 3. о повышении цен |
8. |
Юрий ЛУЖКОВ, |
«Потенциал продовольственного ОБЕСПЕЧЕНИЯ (города) мы ОБЕСПЕЧИЛИ» (тавтология, речевая небрежность) |
ТВ-Центр, «Лицом к городу», 9 февраля |
варианты: мы создали, гарантировали |
9. |
Альберт МАКАШОВ, |
«Если они такие ХРЕНОВЫЕ семиты, значит, я выступаю вместе с вами против них…» (использование грубой инвективной лексики в публичном выступлении) |
РТР, «Вести», 24 февраля |
|
10. |
Григорий ЯВЛИНСКИЙ, |
«…Кроме того, сОздала условия для развития экономики…» (неправильное ударение) |
ТВ-Центр, «Новости», 23 января |
надо: создалА; однако: сОздал и доп. создАл, сОздали и доп. создАли |
11. |
Юрий ЛУЖКОВ, |
«Я думаю, что ОНО (решение) БУДЕТ НЕСТИ очень и очень тяжелые, неприятные, негативные ПОСЛЕДСТВИЯ» (деформирование устойчивого словосочетания, не учтена лексическая сочетаемость) |
ТВ-Центр, «Новости», 17 февраля |
варианты: 1. будет иметь; 2. приведет к… |
12. |
Хачим КАРМОКОВ, |
«СКАЗАТЬ, что У НАС, так СКАЗАТЬ, ясная линия… У НАС, к сожалению, нет» (слабоорганизованная речь, плеоназм) |
РТР, «Вести», 2 марта |
|
13. |
Юрий ЛУЖКОВ, |
«ЖЕНЩИНА — …главный УСПОКОИТЕЛЬ, СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ наше общество» (речевая небрежность) |
ТВ-Центр, «Лицом к городу», 2 марта |
варианты: женщина — главная стабилизирующая сила нашего общества |
14. |
Валентина МАТВИЕНКО, |
«Какие ДОХОДЫ вы ЗАРАБАТЫВАЕТЕ?» (речевая небрежность в результате контаминации устойчивых сочетаний) |
НТВ, «Сегодня», 22 января |
вариант: какие у вас доходы? сколько вы зарабатываете? |
15. |
Алла ПУГАЧЕВА, |
«Я ничего не могу ОДЕТЬ из этой коллекции…» (ошибка в выборе однокоренных слов) |
НТВ, «Сегодня», 20 января |
распространенная ошибка, служащая «лакмусовой бумажкой», свидетельствующей о недостаточном уровне индивидуальной речевой культуры человека; норма: одеть — кого?; надеть — что? на кого? |
16. |
Григорий ЯВЛИНСКИЙ, |
«…Эти деньги для расчета с САМОЙ МВФ» (неучтен грамматический род аббревиатуры) |
ОРТ, «Новости», 20 января |
надо: с самим МВФ |
17. |
Павел КРАШЕНИННИКОВ, |
«Там было недоразумение, которое ВЫЛИЛОСЬ, к сожалению, К такому ужасному ФИНАЛУ» (неправильное управление; не учтена сочетаемость слов; контаминация глаголов «вылиться» и «привести») |
OPT, «Здесь и сейчас», 20 января |
надо: которое привело |
18. |
Роксана БАБАЯН, |
«Вы же знаете, что Ирина (Хакамада) совершенно профессионально ВРАЩАЕТСЯ В ОБЛАСТИ МУЖЧИН, которые вершат НАШИМИ СУДЬБАМИ» (неправильный выбор слов, приблизительность их семантики, неряшливость, неправильная сочетаемость, речевая небрежность) |
НТВ, «Старый телевизор», рубрика «Трудное счастье», 25 января |
вариант: свободно вращается в кругу мужчин-профессионалов, которые вершат наши судьбы |
19. |
Юрий ЛУЖКОВ, |
«Этот дОговор неприемлем, я убежден…» орфоэпическая ошибка) |
ОРТ, «Здесь и сейчас», 26 января НТВ |
распространенное нарушение литературной нормы; нужно: договОр |
Были особо отмечены:
корреспондент НТВ Екатерина ПРИДОРОГИНА — за грубое нарушение норм русской орфоэпии;
телеведущий РТР Валерий КОМИССАРОВ — за систематические нарушения норм русской литературной речи и стилистическую неряшливость;
деятель отечественной культуры Юлий ГУСМАН и редакция газеты «Московский комсомолец», опубликовавшая интервью с ним, — за использование в газетном интервью нецензурной лексики, оскорбляющей русский язык и общественную нравственность.
8 задание ЕГЭ по русскому языку 2022. Практика.
Тесты созданы на основе демоверсии ФИПИ 2020.
1.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В журнале «Юности» была впервые опубликована повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие».
2) Мы знаем писателей, благодаря которых оживают страницы истории.
3) Романы Толстого и Достоевского инсценировались кинорежиссерами США, Франции, Италии, Японии.
4) Нравственные, этические нормы должны быть переняты нами из опыта великих мастеров прошлого.
5) Александр Николаевич Островский — знаменитый русский писатель и драматург, оказавший значительное влияние на развитие национального театра.
6) В «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова отражены поэтические размышления не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современности, о правах человеческой личности.
7) Всем с детства знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом.
Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от царя.
9) Тарас Бульба сказал сыновьям, что «поедете в Запорожскую Сечь и будете сражаться с ляхами».
89712
2.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Мистер Томпсон спросил, правильно ли я понял то, что вы сказали.
2) Мы пригласили на этот праздник людей, интересующимся нашим проектом.
3) Человек должен быть не только добрым и отзывчивым, а также справедливым и честным, хоть это и бывает сложно.
4) Присутствующие в зале зрители заметили, что актер, играющий главную роль, перепутал текст.
5) Многие из тех, кто имели некоторые причины интересоваться его судьбой, слишком мало могли узнать о нем за всё это время
6) Читая интересную книгу, возникает непреодолимое желание встретиться с главными героями.
7) Согласно подсчетов в этом городе проживает миллион человек.
Недавно в журнале “Андромеде” я прочитал интереснейшую статью о новом созвездии, открытом учеными.
9) В романе “Обломов” главным героем является не только Илья Ильич, но и его лень.
53128
3.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Согласно результатов экзаменов он был лучшим не только в классе, но и во всей школе.
2) Он умел говорить не только по-английски, но и писать статьи по-немецки.
3) Он спросил, что смогу ли я помочь ему в этом нелегком деле.
4) Прочитанная книга на досуге не только дает человеку новые знания, но и заставляет задуматься о серьезных вопросах и воспитывает душу.
5) Многие из тех, кто бывал в прекрасных Тбилиси, были поражены красотой местных пейзажей.
6) Все, кто участвовал в конкурсе, получили памятные подарки.
7) Хотя он знал все ответы на поставленные преподавателем вопросы, но не смог сформулировать свои мысли правильно.
Те, кто пропустят пощечину и не вызовет на дуэль, подлецы.
9) По прибытии в Барселону он первым делом осмотрел местные пляжи.
85142
4.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без
Б) нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Ученые выяснили, что не только люди, но и животные способны распознавать свое отражение в зеркале.
2) Калитин заявил, что я не согласен с обвинениями, выдвинутыми в мой адрес.
3) Вася был очень голодным и жадно смотрел на стол, облизывая ложку, поскольку приготовленная каша мамой еще не остыла,
4) Хорошо отдохнув, он вернулся с деревни в город.
5) На минуту Арсений остановился, задержал дыхание и идет дальше.
6) Никто из проживающих точно не скажут, когда будет горячая вода.
7) В фильме “Зеркало” Тарковский хотел показать всю сложность человеческой души.
Многие из тех, кого вы знаете, знакомы с этим загадочным человеком.
9) Он любил и интересовался искусством с самого раннего детства, поэтому был частым посетителем музея.
45639
5.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного (сложноподчиненного) предложения
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение управления
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Прочитав статью, я стал еще больше гордиться за свою школу.
2) В журнале “Литературный мир” недавно появилась статья о творчестве великого поэта С. Есенина.
3) Он спросил, что знаю ли я, где можно купить роман “Война и мир”.
4) Прочитав книгу, мне стало грустно.
5) Если бы не чувство привязанности к этой капризной особе, то я бы давно уже отправился в кругосветное путешествие.
6) Жители Курильских островов до сих пор не могут оправиться после цунами, обрушевшейся в прошлом месяце.
7) На праздник пришли все учащиеся, преподаватели, родители и дети.
Вопреки несбывшимся желаниям он твердо верил в то, что на его улице когда-нибудь будет праздник.
9) Пересмотрев огромное количество шедевров кинематографа, Ежевикин решил, что его призвание – режиссура.
43671
6.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении сложного (сложноподчиненного) предложения
Г) нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Немногие из моих знакомых, кто прогуливали школу, стали успешными людьми.
2) Профессор отметил, что до чего ленивы его студенты, но вопреки своему недовольству решил дать им еще один шанс исправить оценки.
3) Только узнав все тонкости гончарного дела, Михаил решил взяться за серьезную работу.
4) Автор романа с уверенностью утверждает, что “я никогда бы не стал писать это произведение, если бы не был уверен в его важности для поколения”.
5) Пораженный этой новостью, он стал быстро ходить по комнате, не понимая, что предпринять.
6) Внезапно распахнулся занавес, включился свет, и люди в зале встали и аплодировали.
7) В “Аргументах и фактах” вышла обличительная статья о министре образования.
Фрукты, овощи и яблоки давно известны благодаря своим полезным свойствам.
9) В романе “Мертвых душах” Гоголь отразил своеобразие человеческих характеров.
49261
7.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Когда Печорин видит Бэлу, он захотел её украсть.
2) Продавец разъяснил о том, что покупатель не прочитал инструкцию и испортил телефон.
3) Музыка к драме «Маскарад» была заказана Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену.
4) В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов обличил и высмеял чиновную Москву — фамусовых, скалозубов, молчалиных.
5) Сведений о первом показе зрителям сцен из «Маскарада» в 1852 году до нас дошло мало.
6) Слушая музыку к драме «Маскарад», вальс звучал в моей душе.
7) Драма «Маскарад» написан М.Ю. Лермонтовым в 1835 году.
Женившись на Нине, Арбенин сознательно порывает с прошлым.
9) Об успехе не только пьесы, а также и спектакля писали петербургские газеты спустя полтора года после премьеры.
17926
8.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
B) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Тема «маленького человека» поднимается в произведениях русских классиков: Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов.
2) Прочитав «Преступление и наказание», судьба Сони Мармеладовой поразила меня.
3) Клин журавлей печально летели по хмурому осеннему небу.
4) В «Капитанской дочке» важное значение имеет образ повествователя, для которого важны понятия чести, достоинства, долга.
5) Гринёв вспоминал, что я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.
6) Дом Пушкиных поражал дорогим убранством одних комнат и заброшенностью других.
7) Роте было поручено уничтожить спрятавшихся фашистов в окопах.
В двенадцать лет Пушкина, благодаря дружеским связям отца, отдали в только что открывшееся, новое для России учебное заведение — лицей, располагавшийся в Царском Селе под Петербургом.
9) Петруша Гринев сокрушался о том, что вместо веселой петербургской жизни ожидала его скука в стороне глухой и отдаленной.
73152
9.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Сюжет поэмы «Руслана и Людмилы» типично сказочный.
2) М.А. Шолохов в «Тихом Доне» старался показать не победу красных над белыми, а трагедию братоубийственной Гражданской войны, когда оказались разорванными даже родственные связи.
3) Описывая драматическую судьбу народа во время Гражданской войны, М. Шолохов умело сочетает документальную основу и художественный вымысел.
4) Вопреки вашего предсказания моя поездка прошла замечательно.
5) Многие из тех, кто любят посещать Третьяковскую галерею, прекрасно знают историю ее создания.
6) Важную художественную и композиционную роль в романе играет пейзаж.
7) Необходимо то, чтобы ты прочитал поэму Лермонтова «Демон».
После похорон Аксиньи Григорию кажется, что для него всё кончено.
9) Окончив весной Петербургскую консерваторию, Чайковского пригласили в число ее профессоров.
19457
10.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Надо побыстрее сдавать экзамены и поступить в институт.
2) В исторических картинах 1890-х годов Суриков вновь обращается к национальной истории, останавливаясь на событиях, в которых проявлялись исторический дух, единство и мощь русского народа.
3) И дерзкая непокорность стрельцов во время их казни, и старообрядческий фанатизм опальной боярыни Морозовой, и стоическая отрешенность ссыльного Меншикова в Березове Сурикову была близка и понятна.
4) Соблюдая правила этикета, моя вежливость не знала границ.
5) В начале лютой зимы 1868 года Суриков с двумя попутчиками тронулись в возке по ямскому тракту.
6) Учитель рисования Васю быстро заприметил и стал осторожно развивать явные способности мальчика.
7) Мы помним и заботимся о своих ветеранах.
Уже в годы своего учения, обратившись к жанру исторической живописи, Суриков открыто стремился преодолеть условности академического искусства с его пустотой и холодностью, смело вводя в свои картины бытовые мотивы.
9) Гринёв вспоминал, что мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть.
74139
11. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении сложноподчинённого предложения
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
B) ошибка в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) неправильное построение предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Бунин путешествовал на пароходе «Чайке» по Днепру и посетил могилу Тараса Шевченко.
2) Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» является одним из наиболее поэтичных художественных произведений русской литературы XX века.
3) Благодаря усилиям матери уже с детства Карл и его братья и сестры приобщился к театру и участвовал в любительских спектаклях.
4) Изображенный лесной пейзаж на картине не отвлекает зрителя от центральной фигуры Аленушки.
5) Большинство учеников, которые добросовестно готовились к экзаменам, которые оказались непростыми, вскоре стали студентами престижных вузов.
6) Николай Семенович Лесков — один из удивительнейших и своеобразных русских писателей, чью судьбу в литературе нельзя назвать простой.
7) Через десять часов после задержки рейса некоторые пассажиры сказали, что мы готовы сдать билеты.
Лесков сразу же заявляет о себе как публицист и печатается в «Отечественных записках», «Северной пчеле», «Русской речи».
9) Обессиленная тщетными поисками своего брата, Аленушка печально сидит на большом валуне у лесного пруда.
53174
12. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
B) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В 1925 году Шолохов приезжает на Дон, чтобы, полностью погрузившись в атмосферу казачьего быта, начать писать новую книгу.
2) Благодаря таланта Шолохова читатель становится участником грозных событий.
3) В «Тихом Доне» подробно и ярко изображается такие значительные события истории, как февральский переворот, корниловский мятеж, Октябрьская революция и Гражданская война.
4) Работая над «Донскими рассказами», Шолохов решил написать о том, как сложно складывалась судьба донского казачества перед революцией 1917 года.
5) Писатель говорил, что мне пришлось сделать сотни записей, выслушать сотни очевидцев событий.
6) По прибытии в Мелихово Чехов активно занялся созданием библиотеки.
7) Чехов помогал нуждающимся больным и деньгами, и советом.
Говоря об А.П. Чехове, мне нравятся его рассказы
9) Роман не только имеет познавательную ценность, но и большое историческое значение.
23958
13. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
B) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Мать с отцом не всегда понимали своего сына.
2) Немало гениев вошли в мировую историю.
3) Благодаря советов Безухова Андрей Болконский начал возрождаться к жизни.
4) Прочитав текст о гениях, мои мысли обратились к Пушкину.
5) Любой текст представляет собой систему знаков и обладает такими важнейшими свойствами, как связность и цельность.
6) Замечательная экскурсия в Ясную Поляну понравилась как взрослым, а также и детям.
7) Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком.
Пушкин писал, что «не дай мне Бог сойти с ума».
9) Простота, добро и правда в сочетании с подлинным героизмом — эти замечательные качества русского национального характера проявляются и в боях за родину, и в солдатских буднях, и в отношениях русских солдат друг к другу и к врагу.
68234
14. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
B) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Хочется поздравить всех, кто победили на олимпиаде по литературе.
2) Сначала приговорив Достоевского к смертной казни, решение заменилось каторгой и поселением в Сибири.
3) В романе Толстой противопоставляет народную Россию миру придворных вельмож и военных карьеристов, глубоко равнодушных к судьбе родины.
4) Скрытая теплота патриотизма, разгоравшаяся в душе каждого воина, и общий дух войска обусловили победу русских.
5) По приезду на Байкал писатель услышал от местных жителей немало увлекательных легенд.
6) Писателя глубоко трогает и восхищает проявление патриотизма.
7) Надо помогать талантливым ученикам развиваться и проявить свои способности.
Проводимые часы в семье были для Николая Ростова бесценными.
9) Изображая войну, Толстой показывает не парад и не блеск побед, а военные будни рядовых солдат, их повседневный тяжелый труд.
58127
15.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
B) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Отдельные выражения крыловских басен быстро подхватывались, включались в разговорную речь, становились пословицами, поговорками.
2) Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.
3) М.Ю. Лермонтов написал в одном из стихотворений, что «я жить хочу».
4) С детских лет зародилась в Гоголе любовь не только к поэзии, но и к искусству.
5) Талант и гениальность может передаваться на генном уровне.
6) Раскольников после убийства старухи-процентщицы приходит в свою каморку и спрятал награбленные вещи за обои.
7) На очень высоком уровне стояли в журнале «Современнике» литературная критика и библиография, и этим он был обязан Белинскому.
М.Ю. Лермонтов был не только прекрасным поэтом, так и талантливым художником.
9) Литературная общественность и критика по-разному восприняли и оценили рассказ «Муму».
73856
16. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
B) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) А.П. Чехов утверждал, что первое знакомство с Московским университетом произвело на меня неприятное впечатление.
2) По окончании университета Чехов работает врачом в Воскресенске, Звенигороде; там он не только лечит больных, но и ездит на вскрытия, выступает экспертом в суде.
3) Образы и картины повести «Степь» связаны с первыми детскими впечатлениями Чехова.
4) В первой половине 1890-х годов Чехов становится одним из самых читаемых писателей России, а его произведения регулярно появляются в журналах «Северном вестнике» и «Русской мысли».
5) Пьеса «Чайка» — итог многолетних раздумий автора о сущности призвания художника.
6) Антон Чехов не только любил медицину, а также благоговел перед профессорами, среди которых были такие ученые, как Захарьин, Склифосовский.
7) С именем Чехова связано новаторство Московского Художественного театра.
Обе последние пьесы Чехова — «Три сестры» и «Вишневый сад» — характеризуется гениальным по своей новаторской дерзости сочетанием драматического с комическим.
9) Успешно выдержав выпускные государственные экзамены в университете, страх Чехова перед ними прошёл.
98641
17.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Оскорбленный и отвергнутый людьми, Герасим всей душой привязался к спасенному им щенку.
2) Гринев сказал, что я подарил Пугачеву заячий тулуп.
3) История, рассказанная в «Муму», в основе своей имела достоверные факты.
4) Находясь в эмиграции, у писателя родилась дочь.
5) Писатель не только жалеет своего героя, но и подчеркивает его духовное превосходство над теми, кто занимает более высокое положение в обществе.
6) Читая сегодня Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Щедрина, Толстого и Достоевского, Тургенева и Чехова, мы, люди совсем иного времени, не можем не задуматься о жизненном пути, который выбираем.
7) Вернувшийся отряд Давыдова в лагерь привел с собой пленных французов.
Читателю интересны не только чувства героев романа, а также их поступки.
9) Вера Игнатьевна Мухина, известный советский скульптор, создал монумент «Рабочий и колхозница»
29784
18.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
B) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В 60-е годы группа выпускников Академии художеств во главе с И.Н. Крамским объединилась в Артель художников.
2) Школой реализма стал московский Малый театр, с которым связана деятельность выдающегося драматурга А.Н. Островского.
3) Точностью и чистотой языка Лермонтова восхищался Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.
4) Знание жизни помогло герою преодолевать превратности судьбы.
5) В 1827 году по прибытию в Москву Лермонтов начал писать стихи, создал первые поэмы.
6) Андрей Болконский подумал, что кончена ли жизнь в тридцать один год.
7) Храня и развивая лучшие традиции русского сценического искусства, Станиславский и Немирович-Данченко с группой талантливых молодых актеров создали Московский Художественный театр.
Творчество великих русских писателей второй половины XIX века, взгляды революционеров-демократов на искусство воздействуют на развитие живописи, музыки, театра.
9) Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится.
93546
19. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Только прибыв в часть, мы получили разрешение на заселение.
2) В статье говорится об античной культуре, а также о современном искусстве.
3) Российские педагоги проводят ежегодно профессиональные конкурсы, во время которых делились друг с другом накопленным опытом работы.
4) Не посетивших картинную галерею было не так уж много.
5) На тонких ножках качались бутоны гвоздик, ещё до конца не распустившимся.
6) Благодаря использования инновационных технологий заметно повысилось качество выпускаемой продукции.
7) Уверенность в том, что любой новорождённый обязательно владеет каким-то языком, породила целую цепь опытов.
Молодая исполнительница не только любила классическую музыку, но и джаз.
9) Изменив название пьесы, была подготовлена новая афиша.
86953