Болезни связанные с ошибками медицинского персонала носят название

11

ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О
БОЛЕЗНИ

Укажите правильный
ответ

01. Какое из указанных
утверждений является правильным?

а) патологический
процесс является основой любой болезни

б) понятия
патологический процесс и болезнь
тождественны

02. Что является
причиной болезни?

а) фактор, вызывающий
данную болезнь и предающий ей специфические
черты

б) фактор, вслед за
действием, которого последовала болезнь

03. К типовым
патологическим процессам не относятся:

а) воспаление

б) ожог

в) лихорадка

г) голодание

д) гипоксия

04. Специфические
черты болезни зависят от:

а) причины болезни

б) условий,
способствующих развитию болезни

в) реактивности
организма

05. Болезни, связанные
с ошибками медицинского персонала,
носят название

а) ятрогенных

б) ошибочных

в) соматических

06. К основным этапам
умирания не относится:

а) преагония

б) агония

в) потеря сознания

г) клиническая
смерть

д) биологическая
смерть

07. Выберите правильное
определение этиологии:

а) этиология –
учение о болезни

б) этиология –
учение о причинах и условиях возникновения
болезней и патологических процессов

08. Правильно ли
утверждение, что патологический процесс
может не сопровождаться снижением
приспособляемости организма и ограничением
трудоспособности?

а) да

б) нет

09. Верно ли
утверждение, что “болезнь” – это
комбинация нескольких патологических
процессов?

а) да

б) нет

Раздел 2

БОЛЕЗНЕТВОРНЫЕ
ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Укажите правильный
ответ

01. Какая из названных
реакций не относится к компенсаторной
при острой гипоксии:

а) перераспределение
крови

б) увеличение
вентиляции легких

в) уменьшение
вентиляции легких

г) тахикардия

д) выброс эритроцитов
из депо

02. Укажите
компенсаторную реакцию организма,
возникающую в процессе развития
гипотермии:

а) спазм периферических
сосудов

б) расширение
периферических сосудов

в) увеличение
потоотделения

03. Укажите условие,
способствующее перегреванию организма:

а) увеличение
потоотделения

б) уменьшение
потоотделения

в) гипервентиляция
легких

г) расширение
периферических сосудов

04. Укажите, какой
признак не характерен для выраженной
наркомании?

а) наличие стойкой
«психической зависимости»‘ от
наркотиков

б) наличие стойкой
«физической зависимости» от
наркотиков

в) наличие
периодической «эмоциональной
зависимости» от наркотиков

г) развитие
абстиненции при прекращении приёма
наркотиков

05. Укажите возможную
причину гипоксии тканевого типа:

а) повышение
активности ферментов тканевого дыхания

б) отравление
цианидами

в) острая кровопотеря

г) увеличение
образования простагландина Е

06. Укажите причину
гипоксии гемического типа:

а) снижение рО2 в
воздухе

б) хроническая
кровопотеря

в) эмфизема легких

г) недостаточность
митральных клапанов

07. Укажите причину
гипоксии дыхательного типа:

а) отравление окисью
углерода

б) понижение
возбудимости дыхательного центра

в) отравление
нитратами

г) хроническая
кровопотеря

д) недостаточность
митральных клапанов

08. Какой тип гипоксии
развивается при миокардите и неосложненном
инфаркте миокарда :

а) циркуляторный

б) гемический

в) смешанный

г) тканевой

09. В патогенезе
гипоксического повреждения клетки
ведущую роль играют:

а) торможение
гликолиза, увеличение в клетке рН,
торможение ПОЛ, мобилизация креатинфосфата

б) увеличение в
клетке натрия, активация фосфолипазы
А2, высвобождение лизосомальных ферментов,
накопление Са2+ в митохондриях

10. Какое изменение
с наибольшей вероятностью может
наблюдаться у человека, длительное
время проживающего высоко в горах?

а) снижение активности
дыхательных ферментов

б) эритроцитоз

в) гипотрофия сердца

г) гиповентиляция
легких

Соседние файлы в папке блок 1 первый семестр

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Подборка по базе: Тюнин Тесты Пособие.pdf, эссе на тему образование.docx, История Казахстана экз тесты база.docx, Ответы на тесты к теме 2.3.docx, ответы на тесты.docx, 9 Патфиз. Каз. С отв.docx, ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ, Учебник ОБЖ Высшее образование.pdf, Реферат Образование ООН. Роль организации в мире..docx, Дорошевич И.Л. и др. — Волновая оптика. Квантовая физика. Элемен


Высшее профессиональное образование
Каде А.Х., Овсянников В.Г.,
Саидов М.З., Солдатов А.А., Тризно Н.Н.
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ
ФИЗИОЛОГИЯ
(ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ)
Обучающие и контролирующие задания в
тестовой форме
Под редакцией Заслуженного работника высшей школы
РФ, профессора Овсянникова В.Г.
Учебное пособие
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, осваивающих основную образовательную программу по специальности «Лечебное дело»,
«Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология»
Ростов-на-Дону
2013

2
УДК 616-092 (075.8)
Каде А.Х., Овсянников В.Г., Саидов М.З., Солдатов А.А., Тризно Н.Н.
Патологическая физиология (общая патофизиология). Учебное пособие: Под общ.ред.
Заслуженного работника высшей школы РФ, проф. В.Г.Овсянникова: Ростов-н/Д.,
2013. — 148с.
Учебное пособие утверждено на заседании центральных методических комиссий
Астраханской государственной медицинской академии «6» октября 2010 г. Протокол №1
Дагестанской государственной медицинской академии «14» октября 2010 г. Протокол №9
Кубанского государственного медицинского университета «2» декабря 2010 г. Протокол №2
Ростовского государственного медицинского университета «7» сентября 2010 г. Протокол №1
Учебное пособие подготовлено заведующими кафедрами патологической физиологии
Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа
Каде Азаматом Халидовичем – зав.кафедрой Кубанского государственного медицинского университета, д.м.н., проф.;
Овсянниковым
Виктором
Григорьевичем
– зав.кафедрой
Ростовского государственного медицинского университета, д.м.н., проф.;
Саидовым Муратом Зиявгиновичем – зав.кафедрой Дагестанской государственной медицинской академией, д.м.н., проф.;
Солдатовым
Александром
Алексеевичем
– зав.кафедрой
Ставропольской государственной медицинской академией, д.м.н.;
Тризно Николаем Николаевичем – зав.кафедрой Астраханской государственной медицинской академией, д.м.н., проф.
Пособие отражает основное содержание учебников, рекомендованных Учебно- методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России по патологической физиологии в виде тестовых заданий. Пособие предназначено для студентов высших медицинских учебных заведений. Оно позволяет студенту лучше понять предмет и, главное, получить конкретное представление по каждому четко выделенному фрагменту темы. Предлагаемые тесты могут быть использованы для составления программ компьютерного обучения и контроля знаний студентов.
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико- профилактическое дело», «Стоматология».
Рецензенты:
Моррисон
В.В.
– зав.кафедрой патологической физиологии
Саратовского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор
Рогова Л.Н. — зав.кафедрой патологической физиологии Волгоградского государственного медицинского университета, д.м.н.
© Каде А.Х., Овсянников В.Г., Саидов М.З., Солдатов А.А., Тризно Н.Н.

3
ОТ АВТОРОВ
(вместо предисловия)
Создание единого образовательного пространства, предусмотренного Болонской конвенцией, к которой присоединилась
Россия, предусматривает сближение взглядов субъектов образования, как по вопросам технологии, так и содержанию дидактического процесса.
Отбор содержания и методов обучения в медицинских вузах России ориентирован на исполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.
При том, что Госстандарт, безусловно, объединяет вузы, содержательная сторона далека от унификации. В принципе это не плохо, т.к. каждый вуз, каждая кафедра имеет свои традиции, что не может не сказываться на индивидуальном педагогическом почерке.
Однако не следует упускать из виду тот факт, что в силу объективных причин имеет место процесс миграции студентов между вузами Северного Кавказа, что создает проблемы в последовательности и преемственности преподавания.
Стремясь максимально ликвидировать разночтения в вопросах унификации образования, коллектив руководителей кафедр патологической физиологии вузов Южного федерального округа и Северо-
Кавказского федерального округа предпринял попытку создать межвузовское пособие по курсу патологической физиологии, в которое вошли наиболее существенные, с точки зрения авторов, дидактические единицы.
Первый опыт, безусловно, небезгрешен, поэтому авторы с пониманием и вниманием отнесутся к возможной критике со стороны коллег.
Пользуясь возможностью, авторы выражают признательность ректорам медицинских вузов за поддержку идеи и помощь в издании пособия.
Авторы

4
ПРЕДМЕТ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ.
НОЗОЛОГИЯ
1. Укажите основной метод патологической физиологии:
1.
Острый эксперимент
2.
Хронический эксперимент.
3.
Эксперимент с разработкой принципов патогенетической терапии.
4.
Функционально-структурный эксперимент.
5.
Патофизиологический эксперимент.
6.
Теоретическая разработка основных звеньев патогенеза болезней.
2.Укажите фазы патофизиологического эксперимента, обозначив их
последовательность:
1.
Изучение отклонений от нормы при развитии патологического процесса.
2.
Изучение в исходном состоянии показателей, соответствующих цели и задачам эксперимента.
3.
Апробация в эксперименте новых лекарственных препаратов.
4.
Экспериментальная терапия.
5.
Моделирование патологического процесса.
3. Целью первой фазы патофизиологического эксперимента является:
1.
Изучение физиологических параметров интактных животных.
2.
Изучение исходных морфофункциональных показателей у подопытных животных.
3.
Изучение показателей, которые можно обозначить термином «норма».
4. Целью второй фазы патофизиологического эксперимента является:
1.
Моделирование патологического процесса.
2.
Воспроизведение болезни человека в эксперименте.
3.
Изучение морфо-функциональных показателей в динамике патологического процесса.
4.
Построение рабочей гипотезы о механизмах развития патологического процесса.
5.
Изучение отклонений от нормы.

5 6.
Поэлементное воспроизведение всей цепи причинно-следственных взаимоотношений.
7.
Экспериментальная проверка представлений об этиологии данного процесса.
5. Целью третьей фазы патофизиологического эксперимента является:
1.
Разработка принципов патогенетической терапии.
2.
Проверка рабочей гипотезы и построение теории патогенеза.
3.
Апробация новых лекарственных препаратов, оценка их терапевтической ценности и безвредности.
4.
Экспериментальная проверка эффективности имеющихся терапевтических средств и выбор оптимального алгоритма лечения.
6.Что является основным содержанием понятия «патологический процесс»?
1.
Совокупность реакций повреждения.
2.
Совокупность защитно-приспособительных реакций в ответ на повреждение.
3.
Формирование в организме причинно-следственных взаимоотношений в ответ на повреждение и реакции защиты.
4.
Диалектическое единство повреждения и защитной реакции организма.
7.Что является основным содержанием понятия «болезнь»?
1.
Болезнь — это жизнь поврежденного организма при участии процессов компенсации.
2.
Болезнь — это совокупность отклонений от параметров нормального функционирования организма
3.
Болезнь — это нарушение нормальной жизнедеятельности организма при действии на него повреждающих агентов.
4.
Болезнь представляет собой диалектическое единство повреждения и физиологической меры защиты, приводящее к нарушению функции различных систем и их регуляции.
5.
Болезнь снижает биологическую активность, социально-полезную деятельность человека.

6
8.Отметьте примеры типовых патологических процессов:
1.
Железодефицитная анемия.
2.
Воспаление.
3.
Гломерулонефрит.
4.
Лихорадка.
5.
Гипоксия.
6.
Пневмония.
7.
Гипертоническая болезнь.
8.
Опухоль.
9.
Язвенная болезнь желудка.
10.
Аллергия.
11.
Нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции.
12.
Диффузный токсический зоб.
9. Выберите современную формулировку понятия «этиология»:
1. Этиология — учение о причине, согласно которому болезнь развивается в полном объеме от конкретного воздействия по принципу «причина равна действию».
2. Этиология — учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней.
10. Какое положение учения о причинности Вы считаете правильным?
1.
Действие конкретного повреждающего фактора является необходимой и достаточной причиной для развития болезни.
2.
В возникновении болезни приоритетная роль принадлежит всей совокупности равнозначных факторов — условий, в которых эта болезнь появилась.
3.
Конкретная причина болезни действует на организм в определенных условиях, имеющих важное значение: они могут либо способствовать действию причины, либо противодействовать ей.
11. Какое определение понятия «патогенез» Вы считаете правильным?
1.
Патогенез — учение о происхождении болезней.

7 2.
Патогенез — учение о механизмах возникновения, развития и исхода патологического процесса и болезни.
3.
Патогенез — совокупность изменений, возникающих в организме в процессе заболевания.
12. Какие составляющие патогенеза имеют решающее значение для понимания
механизма развития болезни?
1.
Совокупность реакций повреждения.
2.
Определение ведущего (главного) звена патогенеза.
3.
Совокупность защитно-приспособительных реакций.
4.
Анализ звеньев патогенеза, связанных между собой причинно- следственными взаимоотношениями.
5.
Формирование ―порочных кругов‖.
13. Понятие «порочный круг» включает в себя:
1.
Последовательность процессов, при которых звено патогенеза вызывает изменение и запускает ряд процессов, которые в конечном итоге усиливают это изменение, и усиливает развитие патологического процесса
2.
Последовательность процессов, при которых звено патогенеза вызывает изменение и прерывает дальнейшее развитие патологического процесса
14. Какие разделы включает нозология?
1.
Учение о типовых формах патологии органов и тканей.
2.
Общий патогенез.
3.
Учение о типовых патологических процессах.
4.
Учение о типовых изменениях органов и тканей в условиях патологии.
5.
Все перечисленное.
15. Этиологическим фактором болезни является:
1.
Фактор, влияющий на тяжесть и длительность болезни
2.
Фактор, необходимый для возникновения болезни
3.
Фактор, повышающий частоту возникновения болезни
4.
Все перечисленное

8
16. Укажите неспецифические процессы в патогенезе различных заболеваний.
1.
Образование иммунных Т-лимфоцитов.
2.
Образование Ig E при аллергии.
3.
Выработка антител на определенные антигены.
4.
Активация свободно-радикального и перекисного окисления.
5.
Выработка IgM и IgG при инфекционных процессах.
17. Болезни, связанные с ошибками медицинского персонала, носят название:
1.
Халатные.
2.
Непрофессиональные.
3.
Ятрогенные.
ОТВЕТЫ:
1.
5 2.
4, 8, 7 3.
2 4.
1, 3, 4, 7 5.
1, 2, 3, 4 6.
3, 4 7.
4, 5 8.
2, 4, 5, 8, 10, 11 9.
2 10.
3 11.
2 12.
2, 4, 5 13.
1 14.
2 15.
4 16.
4 17.
3

9
ПАТОЛОГИЯ КЛЕТКИ
1. Какие экзогенные факторы вызывают непосредственное
повреждение клетки?
1.
Механические факторы.
2.
Иммунологический конфликт.
3.
Вирусы, микробы, грибки.
4.
Кислоты, щелочи, соли тяжелых металлов, токсины.
5.
Дефицит кислорода.
6.
Дефицит пищевых веществ.
7.
Эмоциональный стресс.
8.
Снижение функциональной нагрузки.
9.
Ионизирующая радиация.
2. Отметьте основные эндогенные факторы повреждения клетки:
1.
Избыток глюкозы.
2.
Избыток аминокислот.
3.
Свободные радикалы.
4.
Перекиси.
5.
Присутствие в крови комплемента.
6.
Наличие лизоцима в биологических жидкостях.
7.
Дефицит кислорода в клетке.
8.
Отложение солей.
9.
Эмболия.
10.
Тромбоз.
11.
Ацидоз.
12.
Дефицит факторов трофики.
3. Какие нижеперечисленные общие механизмы отвечают за повреждение
клетки?
1.
Нарушения энергетического обмена
2.
Нарушение мембраны клетки, ее ферментов, рецепторов.
3.
Нарушение водно-электролитного обмена.

10 4.
Нарушение генома клетки.
5.
Высвобождение и активация лизосомных ферментов.
4.Назовите органы и ткани, из которых в первую очередь происходит
мобилизация энергетического субстрата при дефиците глюкозы:
1.
Печень.
2.
Жировые депо
3.
Почки.
4.
Миокард.
5.
Скелетные мышцы.
6.
Эндокринные железы.
5. Недостаток АТФ в организме наблюдается при:
1.
Избытке кислорода.
2.
Избытке энергетического субстрата.
3.
Дефиците кислорода.
4.
Активации дегидрогеназ.
5.
Действии цианидов.
6.
Голодании.
6. АТФ используется в организме для:
1.
Синтеза и секреции.
2.
Переваривания.
3.
Формирования потенциала покоя.
4.
Сокращения.
5.
Расслабления.
6.
Всасывания.
7.
Диффузии газов в легких.
8.
Соединения кислорода с гемоглобином.
7.
При разобщении дыхания и окислительного фосфорилирования в клетке
следует ожидать:
1.
Повышения температуры тела.
2.
Увеличения образования АТФ.

11 3.
Стабилизации клеточных мембран.
4.
Снижения образования АТФ.
5.
Усиления синтеза белков.
6.
Усиления гликогенолиза.
7.
Усиления мобилизации жира из жировых депо.
8.
Нарушение всех энергозависимых процессов.
8. При дефиците тиамина (витамина В
1
) можно наблюдать:
1.
Увеличение образования Ацетил КоА из глюкозы.
2.
Снижение образования Ацетил КоА из глюкозы.
3.
Увеличение активности цитохромоксидазы.
4.
Накопление пировиноградной кислоты.
5.
Увеличение количества белков в крови.
9. При отравлении алкоголем хлороформом эфиром поражаются:
1.
Ацетил КоА.
2.
Цитохромоксидаза.
3.
Флавиновые ферменты.
4.
Дегидрогеназы.
10. При избыточной продукции тироксина в клетке следует ожидать:
1.
Усиления синтеза белка.
2.
Ускорения мобилизации гликогена и жира из депо.
3.
Разобщения дыхания и окислительного фосфорилирования.
4.
Увеличения потребления кислорода.
11.При дефиците кислорода компенсаторные реакции
происходят на:
1.
Клеточном уровне.
2.
Органном уровне.
3.
Системном уровне.
4.
Организменном уровне.
5.
Всех указанных уровнях.

12
12. При дефиците кислорода и питательных веществ компенсаторные
реакции на системном уровне связаны с активацией:
1.
Симпато-адреналовой системы.
2.
Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.
3.
Сердечно-сосудистой системы.
4.
Дыхательной системы.
5.
Системы иммунитета.
6.
Фибринолитической системы.
7.
Системы крови.
13. Повреждение мембран клетки наблюдается при:
1.
Увеличении продуктов ПОЛ.
2.
Аллергических реакциях любого типа.
3.
Дефиците АТФ.
4.
Действии механических факторов.
5.
Действии химических факторов.
6.
Увеличении концентрации соматотропина.
7.
Активации лизосомальных ферментов.
8.
Ацидозе.
9.
Гипергликемии.
14. Отметьте антиоксидантные факторы
1.
Витамин К.
2.
Аскорбиновая кислота.
3.
Витамин Е (токоферол)
4.
Цитохромоксидазы.
5.
Супероксидисмутаза.
6.
Каталаза.
7.
Пероксидазы.
15. Отметьте хорошо регенерирующие клетки:
1.
Нервные.
2.
Эпителиальные.

13 3.
Мышечные.
4.
Эндотелиальные.
5.
Фибробласты.
6.
Печеночные.
7.
Клетки надкостницы.
8.
Клетки органов кроветворения.
16. Отметьте клетки, обладающие наиболее высокой способностью к
регенерации:
1.
Клетки лимфоидной ткани.
2.
Клетки костного мозга.
3.
Железистый эпителий желудочно-кишечного тракта и эндокринных желез.
4.
Эпителий кожи.
5.
Нервные клетки.
6.
Мышечные клетки.
7.
Фибробласты.
17. Усиление регенерации обеспечивается:
1.
Увеличением содержания трефонов.
2.
Уменьшением кейлонов.
3.
Ослаблением иммунитета.
4.
Накоплением гликогена.
5.
Действием глюкокортикоидов.
18. Гипертрофия клетки и органа обусловлена:
1.
Повышенной функциональной нагрузкой.
2.
Стимуляцией генетического аппарата.
3.
Нарушением нервных влияний.
4.
Нарушением рецепторов мембраны клетки.
5.
Уменьшением эндоплазматического ретикулума.
19. Что такое некроз?
1.
Гибель части клеток органа или ткани.

14 2.
Усиление хромосомных аберраций.
3.
Уменьшение клетки в объеме.
4.
Голодание клетки.
5.
Дистрофический процесс.
20. Инфаркт является следствием:
1.
Действия высокой температуры.
2.
Действия низкой температуры.
3.
Действия механических факторов.
4.
Расстройств кровообращения.
21.
Ишемический инфарктвозникает при:
1.
Артериальной гиперемии.
2.
Венозной гиперемии.
3.
Нарушении притока крови по артериальным сосудам.
4.
Тромбофлебите.
5.
Циррозе печени.
22. Застойный (венозный) инфаркт формируется при:
1.
Тромбоцитопатиях.
2.
Коагулопатиях.
3.
Атеросклерозе.
4.
Спазме прекапиллярных сфинктеров.
5. Венозной гиперемии.
23. Гангрена — это:
1.
Некроз, осложненный гнилостной микрофлорой
2.
Лабилизация клеточных мембран.
3.
Стабилизация клеточных мембран.
4.
Дистрофический процесс.
24. Основными отличительными чертами апоптоза от некроза
являются:
1.
Апоптоз генетически запрограммирован.
2.
Апоптоз позволяет регулировать количество клеток в ткани.

15 3.
Апоптоз является пусковым механизмом воспаления.
4.
В механизме апоптоза основную роль играют каспазы цитозоля.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Томнюк Н.Д.

1

Мунин А.М.

2

Брюханов Н.Е.

2

Гапоненко В.О.

2

Данилина Е.П.

1


1 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»

2 КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н.С. Карповича»

По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно 0,7 % больных страдают от врачебных вмешательств. Цель исследования – на основании литературных данных проанализировать структуру врачебных ошибок, а также выявить наиболее частые причины их возникновения. Статья посвящена проблеме врачебных ошибок, допускаемых врачами как в постановке диагноза, так и в процессе лечения. Врачебным ошибкам противостоит клинический опыт врача, который формируется в течение многих лет по не изученным до настоящего времени законам. Наличие врачебных ошибок как феномена само по себе абсурдно, так как противоречит главному правилу всех медицинских работников – «не навреди». На фоне старения населения и хронизации многих заболеваний пациенты, страдающие только одним из заболеваний, встречаются все реже. Личность врача в лечебном процессе трудно переоценить. Слабость синтетического мышления является одной из причин полипрагмазии и преимущественно симптоматического лечения. Неуверенность приводит к отсутствию динамичности в понимании болезненного процесса, что в свою очередь приводит к длительному неэффективному лечению. Огорчает слабое понимание некоторыми врачами важности комплексного подхода в лечении пациента. Порой врачи лечат только лишь заболевание, забывая, что перед ними живой человек. Авторы подробно анализируют причины возникновения врачебных ошибок и дают рекомендации, как можно уменьшить их количество. Практика показывает, что полностью избежать врачебных ошибок невозможно, но можно научиться сводить к минимуму их число и последствия.

врачебные ошибки

причины врачебных ошибок

неправильный диагноз

полипрагмазия

медицина

диагностика

1. Дац А.В., Горбачёва С.М., Дац Л.С., Прокопчук С.В. Структура врачебных ошибок и выживаемость пациентов в отделениях интенсивной терапии // Вестник анестезиологии и реаниматологии. 2015. Т. 12. № 4. С. 44–49.

2. Савощикова Е.В. Дефекты оказания медицинской помощи: правовые последствия профессиональной некомпетентности // Российский журнал правовых исследований. 2018. Т. 12. № 4. С. 64–69.

3. Морозова А.М. Врачебная ошибка в хирургической практике // Современный ученый. 2018. Т. 12. № 5. С. 308–314.

4. Махамбетчин М.М. О врачебных ошибках // Здравоохранение Российской Федерации. 2018. № 62. С. 323–329.

5. Султангалиева Д.А. Современные критерии ограничения компетенций пациента: категории и группы с позиции биоэтики // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 4. С. 184–185.

6. Лесниченко А.М. Врачебная ошибка // Вопрос науки и образования. 2018. Т. 12. № 9. С. 66-78.

7. Strepetova V.D., Ten A.R. Medical errors. Colloquium-journal. 2019. Vol. 12. No. 6. P. 68–70.

8. Засыпкина Е.В. К вопросу о врачебных ошибках: методология и критерии определения // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 12. № 6. С. 243-247.

9. Paul Greve. Medical malpractice claim trends in 2017. Healthtrek. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wtwco.com/en-US/insights/2017/06/insights-healthtrek-medical-malpractice-claimtrends-in-2017 (дата обращения: 14.01.2022).

10. Доскин В.А., Деринова Е.А., Картоева Р.А., Соколова М.С. Врачебные ошибки и конфликтные ситуации в клинической практике // Клиническая медицина. 2014. Т. 12. № 4. С. 57–63.

11. Jiaquan Xu, Sherry L. Murphy, Kenneth D. Kochanek. Deaths: final data for 2013. National Vital Statistics Reports. 2016. V. 64(2). Р. 1-119.

12. Чурляева И.В. О криминализации врачебной ошибки в уголовном законодательстве Российской Федерации // Юристъ – Правоведъ. 2018. № 4. С. 147–151.

13. Топчиев П.М., Хитров Д.И. Сущность и проблема решения врачебной ошибки // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. № 5. С. 835.

14. Батюкова В.Е. Об ответственности врачей за допущенные ошибки // Государственная служба и кадры. 2019. Т. 12. № 1. С. 108–110.

15. Варданян Г.Д., Аветисян Г.А., Джаноян Г.Дж. Врачебные ошибки: современное состояние проблемы // Медицинская наука Армении. 2019. Т. 59. № 4. С. 105–120.

16. Ерошина Т.А., Столяров Э.В. Проблема врачебной ошибки в свете учения о познании И. Канта // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 2. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/upload-files/01_Eroshina_Stolyarov_2015_02.pdf (дата обращения: 14.01.2021).

17. Махамбетчин М.М. Врачебная ошибка и наказание несовместимы // Клиническая медицина. 2015. № 5. С. 72–76.

18. Ялалетдинова И.Р. Врачебная ошибка // Аллея науки. 2017. № 16. С. 686–689.

19. Дыбец А.А. Ответственность за врачебную ошибку // Наука через призму времени. 2017. № 8. С. 65–70.

20. Смирнов А.В. Врачебные ошибки в социальном и этическом измерении // Научно-медицинский вестник центрального Черноземья. 2015. № 60. С. 64–69.

21. Колоколов Г.Р. Врачебная ошибка и ее место в структуре неблагоприятных последствий лечения (ятрогений) // Вопрос современной юриспруденции. 2015. № 45–46. С. 74–78.

22. Кулькина И.В. Вопросы ответственности за врачебную ошибку // Сборник трудов конференции. 2015. С. 80–84.

23. Кирова Т.А. К вопросу об эффективности исполнения наказания в виде лишения права заниматься медицинской деятельностью // Медицинское право: теория и практика. 2015. № 1. С. 238–243.

24. Кунц Е.В. Проблемы отграничения преступного деяния врача и врачебной ошибки // Сборник трудов конференции. 2017. С. 92–95.

25. Савощикова Е.В. Причинение вреда жизни или здоровью пациента в порядке «врачебной ошибки» – понятие и классификация // Успехи современной науки и образования. 2016. № 12. С. 14–19.

26. Шмаров Л.А. Логический анализ понятия «медицинская ошибка» // Судебно-медицинская экспертиза. 2018. № 61. С. 61–63.

27. Нагорная И.И. Неосторожность медицинского работника при причинении вреда здоровью или смерти пациенту // Российский юридический журнал. 2017. № 4. С. 81–90.

28. Ерохина А.В., Доника А.Д. Современный контент автономии и ответственности в клинической медицине // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 14. С. 53–54.

29. Айвазян Ш.Г., Доника А.Д., Элланский Ю.Г. Общая врачебная практика как предмет исследования социологии медицины М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. 116 с.

30. Асаев И.В. Врачебная ошибка в современной медицинской практике // Сборник трудов конференции. 2019. С. 334–338.

Врачебные ошибки и непрофессионализм медработников приводят к более чем 70 тыс. случаев осложнений каждый год, а случаи смерти бывают даже при использовании простых лекарств и медоборудования, начиная от неосторожного использования каталок и заканчивая ошибками во время операций [1]. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно 0,7 % больных страдают от врачебного вмешательства. Также нельзя оставить без внимания тот факт, что на каждую отрасль медицины есть свой процент медицинских ошибок. Лидером в данном рейтинге являются хирургические вмешательства – 25 % [2]. В России статистика по данному вопросу не ведется. Это связано с тем, что в законодательстве нашей страны нет понятия «врачебная ошибка». Проблема весьма актуальна в современном мире, поскольку затрагивает не только сферу здравоохранения, но и правовой аспект как пациента, так и врача. Данное явление встречается повсеместно [3].

На основании литературных данных проанализировать структуру врачебных ошибок, а также выявить наиболее частые причины их возникновения.

Материалы и методы исследования

Проведен поиск в базах данных Pubmed, Web of Science, Scopus, eLibrary и академии Google, используя следующие ключевые слова: врачебные ошибки, причины врачебных ошибок, неправильный диагноз, полипрагмазия, медицина, диагностика. Исключены статьи с дублирующей информацией. Всего найдено 63 статьи, из них релевантных – 32 статьи.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показывает практика, полностью избежать врачебных ошибок нельзя, но можно научиться сводить к минимуму их число и последствия [2]. Неизбежность врачебных ошибок определяется спецификой клинического мышления, заключающегося в отсутствии в нем однозначных решений, вследствие чего клинический диагноз может содержать определенную долю гипотезы [1, 2]. Многие авторы считают, что термин «врачебная ошибка» следует заменить на «невиновная ошибка». Однако с юридической точки зрения данные понятия не являются синонимами [4]. Наличие врачебных ошибок как феномена само по себе абсурдно, так как противоречит главному правилу всех медицинских работников – «не навреди» [5].

Врачебным ошибкам противостоит клинический опыт врача. Он формируется, к сожалению, только в течение многих лет по не изученным до настоящего времени законам [6, 7]. Клиническая медицина характеризуется недоразвитостью, которую можно объяснить недостаточным вниманием клиницистов и системы обучения врачебной профессии к теории диагностики. Знание патологии и владение теорией диагноза могут восполнить недостатки клинического опыта врача, предостеречь пациентов от многих ошибок [3]. Важно, что все люди разные, и конкретные клинические случаи должны рассматриваться с учетом основных клинических рекомендаций, а также дополнительных приказов по маршрутизации [7].

Чаще все же говорят об ошибках диагностики. К примеру, распознавание опухоли желудка или инфаркта миокарда достаточно определено, и это, в меньшей степени, относится к дефектам хирургического лечения, которые выявить относительно проще [8, 9]. С ошибками в лечении все гораздо сложнее. Исключая грубые дефекты, взгляды на лечение той или иной болезни у представителей различных школ отличаются. Это касается отношения к всевозможным методам, тактикам, рекомендациям применения или неприменения различных лекарств, диет, физиотерапии и т.д. [10]. Одни и те же болезни по-разному лечатся в разных странах и даже в разных клиниках одного и того же региона [11, 12]. Тем не менее заключение об ошибочном лечении возможно на основе обширных в стране установок. Любопытные данные обнаруживаются при анализе приема больных в поликлиниках [13]. Выявлены ошибки в диагностике и лечении у каждого третьего-пятого пациентов в разных группах болезни [14]. В стационарах, по тем же данным, эти ошибки обнаруживаются не реже, но они несколько иного характера. Так, в поликлиниках не всегда мотивированно заменяют один медикамент другим, а в стационарах наблюдается другая картина: назначенное лекарство могут давать со дня поступления и до самой выписки, хотя надобности в этом и нет [15].

Возникает вопрос: каковы же причины ошибок? Ответить на прямой вопрос довольно сложно. Здесь уместно вспомнить, что включает в себя весь лечебный процесс. Условно можно выделить четыре главных направления: диагностика основного заболевания, недооценка хронических сопутствующих заболеваний и осложнений, отсутствие преемственности в лечении больного и ошибки в самом лечении [16–18].

Таким образом, ошибка диагностики – это неспособность к концептуальному мышлению в распознавании конкретного заболевания, которая оборачивается хаотичным лечением. По существу, к этой группе можно отнести недооценку сопутствующих заболеваний и осложнений [19]. На фоне старения населения и хронизации многих заболеваний пациенты, страдающие только одним из заболеваний, встречаются все реже [20]. На сегодняшний день множественность болезней присуща не только больным пожилого и старческого возраста, но и многим молодым [21]. К сожалению, современная система подготовки врачей мало учитывает это обстоятельство, отсюда и нередкие случаи лечения, например, без учета уровня артериального давления, состояния печени, наличия сахарного диабета, состояния других органов и систем [22].

Недостаточная преемственность, как причина дефектов в лечении, отмечается в дублирующих системах территориальной и ведомственной медицины, но особенно между врачами разных специальностей [4]. При этом необходимо иметь в виду не только прямую, но и обратную связь. Например, много споров возникает в лечении язвенной болезни между хирургами и терапевтами: хирурги выступают за активные действия, а терапевты являются сторонниками выжидательной тактики. В результате резко увеличилось количество пациентов с перфорациями и кровотечением как осложнениями хронических язв [5]. Относится это и к преемственности лечения в поликлиниках после выписки больного из стационара [23]. Всем хорошо известен афоризм: кто хорошо диагностирует, тот хорошо лечит. Безусловно, правильно установленный диагноз – предпосылка «адекватного» лечения. Но и при распознанной болезни возможно её неправильное лечение.

Собственно, ошибки в лечении, как вообще врачебные ошибки, могут иметь в своей основе объективные и субъективные причины [7, 24]. Однако грань между ними относительна и не всегда отчетлива. К объективным факторам можно отнести отсутствие необходимых медикаментов, хотя и в этом случае могут оказываться субъективные обстоятельства.

Если при неправильной диагностике большой процент ошибок вызывается субъективными причинами, то при ошибочном лечении их удельный вес – подавляющий [24]. Обычно при этом всё сводят к врачебному незнанию, забывая о таких факторах, как особенности личности и мышления врача.

Исходная врачебная специальность во все времена несет в себе философскую нагрузку. Врач в определенной и достаточно большой мере является философом, так как в повседневной диагностической практике ему приходится решать вопросы, требующие владения аналитическим, пространственным и концептуальным мышлением [19, 22]. Поставив больному диагноз, врач лечит его и наблюдает за ним. Он всегда учитывает широкий круг неожиданностей, и это необходимо для защиты от врачебных ошибок.

Философский аспект в работе врача обнаруживается в следующих положениях: знании свойств, характерных для всех без исключения симптомов, синдромов и диагнозов; знании, что в медицине нет абсолютно специфических симптомов и синдромов, а диагноз в определенной степени является гипотезой [25]. Врач систематически занимается проверкой диагностических гипотез, выстраивает план дифференциального диагноза, размышляет далеко за пределами частной формы патологии, используя важнейшие законы логики, философии, общей патологии и в достаточной мере владеет ими в процессе размышления над клинической картиной [18]. Таким образом, данные факторы определяют содержательность творческой личности и творческого характера труда врача-клинициста. Это дает основание гордиться своей профессией, носящей на себе особую печать благородства. Именно этим, несмотря на трудности и ошибки, медицина привлекает молодых людей, наполненных жизненной силой служения людям и, конечно же, ожиданием достойной оценки обществом своего труда [26].

Корни незнания прежде всего в том, что высшая школа не учит будущих врачей систематически учиться. Усовершенствование — это прежде всего самоусовершенствование. Молодой специалист переоценивает только что полученные знания, врач со стажем – свой опыт. И тот и другой забывают, что информация имеет неодолимую «привычку» устаревать [16].

Личность врача в лечебном процессе трудно переоценить. Слабость синтетического мышления является одной из причин полипрагмазии и преимущественно симптоматического лечения [27]. Неуверенность приводит к отсутствию динамичности в понимании болезненного процесса, что в свою очередь приводит к длительному неэффективному лечению. Между тем, помимо знания и понимания всего комплекса взаимоотношений, необходимо уметь подстраиваться под психологическое состояние пациента, учитывать разные аспекты его состояния здоровья, возраста, пола и т.д. К слову сказать, именно это, по высказыванию С.Н. Боткина, занимает важное место в системе подготовки врача [28].

Огорчает слабое понимание некоторыми врачами (особенно узких специальностей) важности комплексного подхода в лечении пациента. Порой врачи лечат только заболевание, забывая, что перед ними живой человек. Именно комплексный подход к здоровью пациента поможет избежать такого распространенного явления, как полипрагмазия [29]. Тенденция такова, что большинство врачей упускают из вида диетотерапию, реабилитацию, физическую активность человека, хотя все эти направления терапии являются важным составляющим общего здоровья населения. Диету обычно упрощают, сводя все, независимо от болезни, к запрету острых, жареных и жирных блюд, в итоге – не есть ничего вкусного. То же самое можно отметить и в применении физиотерапии. Она чаще применяется при болезнях опорно-двигательного аппарата и крайне редко в кардиологии, гастроэнтерологии, пульмонологии. Забывают терапевты и хирурги о лечебной физкультуре, санаторно-курортном лечении, как профилактике многих заболеваний, а ведь именно грамотный подход к профилактике позволяет избежать хронизации процесса, что, в свою очередь, также является пусть не халатным обращением, но совершенно точно упущением со стороны медицинских работников.

На сегодня нужно отметить, что имеется много ошибок в фармакотерапии. Никак не прививается разумное начало: где можно лечить без лекарств, лучше их не использовать [30]. Особенно распространена полипрагмазия, увеличение частоты функциональных расстройств нервной системы. Больные обращаются к нескольким врачам, получая от них различные рекомендации.

Неудовлетворительно знают терапевты, хирурги и другие специалисты диапазоны дозировки лекарств, их совместимость, побочные эффекты, противопоказания, особенности применения у людей пожилого возраста, беременных и детей [27]. Не случайно в наше время заговорили о все более опасной терапии. Хотелось бы еще отметить несомненные успехи анестезиологии и реаниматологии, которые порождают у отдельных врачей, чаще хирургов, эйфорическую веру в действенность оперативного вмешательства как такового, без учета фона, на котором оно проводится. К сожалению, даже при отсутствии ургентности приглашают консультанта только после проведенной операции, когда наступают осложнения. Умирает такой больной не от операции, которая технически проведена безупречно, а от болезни внутренних органов, состоянию которых не придали должного значения.

Нельзя не затронуть тот момент, когда лечение задерживается по вине других специалистов и вмешиваться приходится уже по жизненным показаниям [23]. Нет надобности доказывать, что прогноз при этом ухудшается или оказывается неблагоприятным.

Заключение

Как же уменьшить число ошибок при лечении? Прежде всего, этой проблеме нужно уделить больше внимания при повышении квалификации врачей. В медицине, как вообще в жизни, негативные примеры педагогически более конструктивны, чем позитивные. Как отметил А.Ф. Билибин, хороший врач отличается от плохого тем, что первый знает, как не надо лечить.

Таким образом, при обсуждении общих принципов лечения и допускаемых при этом ошибок следует учитывать влияние специализации, стремление к усовершенствованию, что должно помочь врачу и начинающему, и опытному противостоять врачебным ошибкам, а также уменьшить негативное влияние неизбежных врачебных ошибок на здоровье пациентов.


Библиографическая ссылка

Томнюк Н.Д., Мунин А.М., Брюханов Н.Е., Гапоненко В.О., Данилина Е.П. ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ И ИХ ПРИЧИНЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2022. – № 1.
– С. 51-55;

URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=13345 (дата обращения: 12.06.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В гибдд сделали ошибку в стс что делать
  • Богатая смесь ошибка ваз 21124
  • В ворде интервал междустрочный ошибка
  • Бог прощает все наши ошибки
  • В visual studio выдает ошибку не удается запустить программу